Путеводитель по национальному музею Марка Шагала в Ницце (2). Картина сотворение


Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла. Сотврение мира. - СТРАНЫ - ГОРОДА

«Сотворение мира» - часть грандиозной фрески, написанной Микеланджело Буонарроти на потолке Сикстинской капеллы. Сикстинская капелла (домовая церковь римских пап в Ватикане) построена в 1475-81 гг., во времена папы Сикста IV, и стены ее по сей день украшают фрески замечательных мастеров того времени. На своде же изначально было изображено усыпанное звездами небо, и в 1508 году папа Юлий II поручил тридцатитрехлетнему Микеланджело расписать его. Художник совершил поистине невозможное: за четыре года он написал на потолке площадью 600 кв. м более 300 фигур в сложнейших ракурсах! Причем техника так называемой «чистой фрески», росписи по сырой штукатурке, очень сложна, поскольку требует от мастера быстроты и точности. Добавим, что Микеланджело работал в крайне неудобной позе - лежа на специально сконструированном помосте, поминутно отирая капавшую на лицо краску. Он расписал свод практически в одиночку: подмастерьям поручались лишь незначительные детали обрамлений. Для каждой фигуры художник делал множество набросков и эскиз в натуральную величину (картон), но все же оценить единство композиции было невозможно, пока работу закрывали леса. Тем поразительнее совершенство фрески!Интерьер Сикстинской капеллы

Микеланджело - не только скульптор, живописец, архитектор, но и прекрасный поэт - был чутким читателем Библии, и найденная им композиционная форма удивительно точно отражает саму мозаичную структуру Ветхого Завета, возникавшего на протяжении веков, состоящего из множества книг, которые, сильно отличаясь друг от друга стилистически, складываются, тем не менее, в одно монументальное целое. Все части фрески, будь то сюжетная сцена или отдельная фигура, закончены и самодостаточны, однако они естественно вливаются в общую композицию, подчинены единому ритму, а повторяющиеся элементы обрамления – фигуры обнаженных юношей, медальоны и архитектурные детали – уподобляют роспись сложному орнаменту, словно сплетенному из человеческих тел.

Потолок Сикстинской капеллыЧеловек – не просто основная, но единственная тема и скульптурных, и живописных работ Микеланджело. В отличие от других мастеров эпохи Возрождения, для которых пристальный интерес к человеку не исключал внимания к тому, что его окружает, - природе, архитектуре, миру вещей, Микеланджело знал только одно средство выразительности: пластику человеческого тела. В росписях Сикстинской капеллы ландшафт, интерьеры, одежда, предметы присутствуют минимально, лишь там, где без них нельзя обойтись; они обобщены, не детализированы и не отвлекают от повествования о человеческих деяниях, характерах, страстях. Такая сосредоточенность художника на главном как нельзя более под стать стилю библейских сказаний, в которых исполненные драматизма сюжеты изложены сжато, в нескольких скупых, эпически емких фразах, и эта концентрация чувств впечатляет гораздо больше, чем иной цветистый рассказ. Язык пластики - язык линии, формы, цвета - звучит у Микеланджело так же мощно, лаконично и возвышенно, как стихи Библии; пафос Книги книг воплощается столь естественно, убедительно и свободно, что какая-либо иная трактовка знакомых сюжетов кажется уже невозможной.

День первый. Отделение света от тьмы

«…и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью»

Книге Бытия соответствуют девять композиций, занимающих все центральное поле свода (от входа в капеллу до алтаря). Чтобы ознакомиться с ними в той последовательности, в какой сюжеты изложены в Библии, надо пройти к алтарю и начать осмотр, двигаясь от него к входу. Сотворению мира посвящены пять сцен: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растений», «Отделение тверди от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы». ( Из деяний Микеланджело выбрал не все эпизоды шести дней Творения и изменил последовательность выбранных).

День четвертый. Сотворение светил

«да будут светила на тверди небесной…»

Думается, что именно в эти композиции Микеланджело вложил более всего личного – кому, как не ему, одержимому ваятелю, был близок пафос творения! Единоборствовать с косной материей, создавать новые прекрасные тела из бесформенной неодухотворенной массы, лепить их из глины, высекать из камня – эта вдохновенная работа более всего увлекала мастера: недаром он сравнивал скульптуру с солнцем, а живопись – с луной. Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло». И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной.

День третий. Отделение тверди от воды

«… соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша… И назвал Бог сушу землею»

Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Богу нет нужды прикасаться к своим творениям – они повинуются его уверенным свободным жестам. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана, и мы будто слышим шум великого миросозидания. Волевыми взмахами рук посылает он на небо светила, дает жизнь растениям, усмиряет водную стихию, величественным движением выводит из Адамова ребра женственную покорную Еву.

День шестой. Сотворение Адама«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его»В «Сотворении Адама» - по общему признанию, прекраснейшей композиции всей росписи – от властной длани Саваофа к еще безвольной, трепещущей кисти первого человека почти зримо исходит поток живительной силы; и вряд ли в мировом искусстве можно найти более точную формулу «творчества и чудотворства», более емкую метафору единства материального и духового, земного и небесного, чем эти две стремящиеся друг к другу, уже почти соприкоснувшиеся руки.

День шестой. Сотворение Евы

«…мужчину и женщину сотворил их»

Незадолго до смерти Микеланджело уничтожил все свои черновые наброски и эскизы - не хотел, чтобы потомки «видели его пот», и когда мы смотрим на свод Сикстинской капеллы, нам кажется, что величайший из художников земли создал свою Вселенную не более чем за шесть дней.

                                                     

Автор: Марина Аграновская

Источник:www.maranat.de

                                                

marinagra.livejournal.com

Сотворение мира в искусстве

Сотворение мира — группа космогонических мифов и преданий в мифологиях и религиях, особенностью которых является наличие демиурга или Бога-Творца, действия или воля которого являются причиной и движущей силой последовательной цепи актов творения.

Термин «сотворение мира» антонимичен по отношению к термину «Происхождение вселенной», используемому в современных естественных науках. Это касается как антонимии «сотворение» — «происхождение», так и противопоставления неопределённо-архаичного термина «мир» космологическому термину «Вселенная».

Diletant.media собрал в этой подбоке некоторые иллюстрации, отражающие представление религии на тему сотворения мира.

Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла. Сотворение мира.

Федор Антонович Бруни. Сотворение мира. Эскиз стенной живописи для Исаакиевского собора. 1841−1845 гг. (ГРМ)

Сотворение мира, Кафедральный собор Монреале, Италия, мозаика XII в.

Сотворение света (Быт. 1, 3−5) (Сотворение мира). Западный рукав; Собор Святого Марка; Венеция, XIII в.

Ян Брейгель Младший, «Бог создаёт Солнце, Луну и звёзды»

Рекомендовано вам

diletant.media

Картина Микеланджело «Сотворение Адама»

Фреска «Сотворение Адама» (1511 год) была создана великим художником и скульптором Микеланджело Буонарроти. Она является одной из значимых композиций, нанесенных на потолок знаменитой Сикстинской капеллы. Потолок капеллы украшает несколько фресок, сюжеты которых взяты из Книги Бытия. Произведение «Сотворение Адама» наглядно иллюстрирует эпизод, в котором Бог создает человека по подобию своему.

Микеланджело изобразил на своей фреске Адама, который пока еще находится во сне. Он просыпается, когда рука Бога почти касается его. Именно этот момент является ключевым во всей картине. Адам протягивает свою руку к Создателю, который своим прикосновением передает ему жизненную энергию. В своей фреске автор показывает, как Создатель вдыхает жизнь в свое творение. Он вдыхает в него душу, желание познавать мир.

Особенность написания фрески – руки Адама и Бога, если присмотреться, находятся в пресекающихся плоскостях. Создается реалистичное впечатление, что они вот-вот коснутся друг друга пальцами. Микеланджело сумел создать на плоскости удивительную иллюзию объемного пространства. Благодаря такому эффекту картина смотрится невероятно реалистичной, кажется, что все написанное на ней происходит наяву.

Образы Адама и Бога в произведении художника кардинально отличаются. Если в Боге автор стремится показать божественную сущность, огромную энергию, способную создать жизнь, то, рисуя Адама, он показывает красоту тела человека.

В нашем интернет-магазине любители гениального таланта Микеланджело смогут заказать копию его знаменитой фрески. Мы предлагаем ценителям искусства эпохи Возрождения купить постеры с изображением фрески «Сотворение Адама» отличного качества. Каждая репродукция – своеобразный маленький шедевр. Изображенная на принтах картина смотрится, как настоящая. Цена на копии различается в зависимости от того, на каком материале была проведена их печать. У нас можно заказать репродукции, изготовленные на холсте или на бумаге. Выберите материал, на котором будет отпечатан принт, и отправьте нам заявку. В самые короткие сроки ваша репродукция «Сотворение Адама» будет вам доставлена.

www.artwall.ru

Путеводитель по национальному музею Марка Шагала в Ницце (2)

В первых двенадцати картинах цикла Шагал проиллюстрировал, точно следуя тексту Библии, те эпизоды, в которых отражены отношения человека и Бога. Художник сам занимался развеской работ в музее, и их распределение по стенам соответствует не хронологическому порядку библейской истории, а формальным и религиозным соответствиям. Так, внимание посетителя, входящего в большой зал Национального музея Марка Шагала в Ницце , сразу привлекает Сотворение человека – ключевой момент сотворения мира. Именно этой работай Шагал открывает цикл, посвященный отношениям Бога и человека. На размещенной справа от неё картине Жертвоприношение Исаака тело Исаака столь же расслаблено, как тело человека в руках ангела в Сотворении. Это кроткое самозабвение не может не напомнить о тех параллелях, которые комментаторы Библии уже давно установили между этими двумя эпизодами: во время жертвоприношения человек переживает второе рождение; с этого момента он верует в Бога единого.

Как и многие другие произведения Шагала, цикл Библейское послание отличается насыщенными и переливающимися красками. Каждая картина выдержана в особенной гамме; художник использует то решительный красный, то интенсивный светло-жёлтый, то яркие синие и зеленые тона, вдыхая жизнь и смысл в изображаемые им библейские сцены. В каждой работе используются три основных цвета спектра, и их тёплые и холодные оттенки подчёркивают общую тональность полотна, на фоне которой всегда выделяется белый цвет, означающий у Шагала присутствие божественного.

 

Картина Сотворение человека Марка Шагала (1956 – 1958). Холст, масло (299x200,5 см)

Сотворение человека – картина, открывающая собой цикл Библейское послание, была завершена одной из первых. В ней различаются два регистра, небесный и земной, так же, как и в классических алтарных композициях, потому что изначально Шагал предполагал поместить её в алтарь часовни. В нижней части картины ангел, несущий на руках Адама, поднимается из вод первичного океана, в глубине которого Шагал изобразил животных, поскольку они были созданы до человека. Вверху, в небе, крутящееся солнце в своём вращении увлекает за собой еврейский народ и эпизоды библейской истории. Так, здесь можно видеть Христа на кресте. Его бёдра обёрнуты молитвенным покрывалом, которое евреи обычно надевают в синагогу; для Шагала он – не Мессия, как для христиан, а принесенный в жертву иудей.

 

Картина Рай Марка Шагала (1961). Холст, масло (198x288 см)

На этом полотне Эдемский сад изображён в синих и зеленых тонах с яркими пятнами тёплых цветов. Работа была замыслена как диптих, представляющий сцену сотворения Евы слева и сцену искушения справа. Животные и странные существа смешанной природы, которые часто встречаются в работах Шагала, кружаться вокруг человека в едином порыве блаженства. Сотворение Евы с помощью метафорического языка: над Адамом, сидящим с поднятой рукой, летает облако, означающее в Библии божественное присутствие. Облако здесь имеет форму кокона, из которого Ева выпархивает, как бабочка из куколки. Справа прародители Адам и Ева, крепко обнявшись и как будто образуя единое тело с двумя руками и тремя ногами, вот-вот вкусят запретный плод Древа познания добра и зла, который сделает их равными Богу.

 

Картина Изгнание Адама и Евы из рая Марка Шагала (1961).

Холст, масло (190,5x283,5)

Это полотно, уравновешенное несколькими цветовыми пятнами, представляет рай, потрясенный изгнанием: взлетают птицы с козьими головами, другие птицы висят вниз головой, из реки выпрыгивают крылатые рыбы. Вверху в центре ангел, воплощающий божественный гнев, указывает Адаму и Еве путь изгнания, и они выходят из композиции справа, так же, как и во всех традиционных изображениях этой сцены. Они едут на красном петухе, символизирующем жизненную силу и плодотворность, и как будто улетают в будущее человечества. Фигура матери с ребёнком в правом нижнем углу подтверждает такое оптимистическое понимание первородного греха. В правом верхнем углу художник изобразил самого себя за работой, тем самым подчёркивая, что полотно отражает его собственное понимание истоиии человеческого рода.

 

Картина Ноев ковчег Марка Шагала (1961-1966). Холст, масло (236x234 см)

В первый раз в истории искусства Ноев ковчег изображается именно изнутри, а не снаружи ( будь то в процессе постройки ковчега или во время его скитаний по рагическому пейзажу потопа), как это делали художники до Шагала. Воды потопа как будто заливают всю картину, создавая влажную, насыщенную парами атмосферу, а ковчег становится лоном, из которого во второй раз рождается человечество. Вразрез с текстом Ветхого Завета Шагал помещает в ковчег множество людей. Женские фигуры с младенцами, в том числе мать с ребёнком, раскинувшим крестообразно руки, вероятно, отсылают к истории Христа и символизируют будущие несчастья еврейского народа. Круглая конструкция вокруг окна, сквозь котрое льётся божественный свет, создаёт редкий у Шагала эффект глубины.

 

Картина Ной и радуга (1961-1966). Холст, масло (205x292,5)

Первый Завет, скрепляющий союз между Богом и человеком, ясно выражен посредством встроенного в композицию овала, который уравновешивается пятнами основных цветов: красным сверху, жёлтым слева и синим справа. Дуга радуги перекликается с дугой тела спящего Ноя ( его имя на иврите означает «отдых» и «утешение»). Жёлтый ангел, являющий собой божественное Слово, подчёркивает чудесную природу радуги. Её удивительной белизной Шагал показывает, что знаком с оптическими теориями цвета, согласно которым белый является суммой всех цветов. Ангел возвещает благословение, обещанное Заветом, и показывает сцены будущего счастья (в верхней части картины) и беды еврейского народа (внизу) – как описанные пророками в Библии, так и те, которые евреям действительно пришлось пережить в ходе истории.

 

Картина Авраам и три ангела Марка Шагала (1960-1966).

Холст, масло (190x292 см)

Отличительная черта этой композиции – взаимодействие горизонтальной линии скамьи на первом плане и ритма повторяющихся вертикалей. Яркий красный на заднем плане, цвет жизни и любви, местами переходящий в тёмное золото икон, оттеняет белизну крыльев трёх ангелов, которые напоминают ангелов троицы Андрея Рублёва (Третьяковская галерея, Москва). Фигуры Авраама и Сары, оттеснённые в левую часть картины под густой, как лес, Маврийский дуб, как будто застыли в изумлении, услышав весть о будущем рождении у них сына, несмотря на их преклонный возраст. В правой верхней части картины Шагал поместил следующий по порядку эпизод Библии: ангелы сообщают Аврааму о разрушении Содома и Гоморры.

Источник: "Национальный музей Марка Шагала, Ницца". Текст: Элизабет Паку-Рэм. Art lys, 2012.

Другие статьи на эту тему:

Путеводитель по национальному музею Марка Шагала в Ницце (1)

lazur-bereg.com

Картина сотворения мира. Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет

Картина сотворения мира

В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.

7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

И. К. Айвазовский. Хаос. Сотворение мира. XIX в.

Быт 1, 1–4

Г. Доре. «И стал свет»

Быт 1, 3–4

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо.

19 И был вечер, и было утро: день четвертый.

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.

21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо.

Быт 1, 1–25

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Сотворение Адама. Описание фрески Микеланджело

Эта фреска часть грандиозной росписи потолка Сикстинской капеллы, бывшей домашней церкви папы Римского в Ватекане. Она была построена в эпоху правления папы Сикста четвертого, поэтому и получила название «Сикстинской». Тогда же в конце 15 века художник Герлен Дайо, Перуджино, Боттичелли и другие расписали фресками стены Сикстинской капеллы. Художник работал над фресками четыре с половиной года.

«Я рисую в неудобных позах, я вынужден постоянно опрокидывать голову, у меня очень болит шея, а в спину будто орел вогнал свои когти. И это все тогда, когда стекающая из кисти краска заливает мне глаза». Только величайшая стойкость и мастерство Микеланджело позволили ему украсить Сикстинскую капеллу прекрасными иллюстрациями к библейским легендам.

Сотворение Адама

В самой высокой точки свода, его еще называют плафоном, художник поместил фреску «Сотворение Адама». На локте правой руки на земле лежит первый в мире человек – Адам. Он молод и красив, но его тело еще слабое и безжизненное. Сколько покорности, изумление и надежды в его взгляде устремленным на создателя. А Бог смотрит власно, пристально и целеустремленно. Указующий перст указан на человека и Адам чувствуя Божественное дыхания пробуждается к жизни.

Между двумя персонажами словно пролегает хрупкий мостик, почти прикосновение, почти контакт, почти искра. В этом «почти» любовь Отца к своему творению и в то же время невозможность полного воссоединения Божественного и человеческого.

Рассмотрим фреску Микеланджело с точки композиции. Если между двумя фигурами прочертить линию, то опорным стержнем композиции будет длинная, слегка выгнутая линия, проходящая через протянутые руки. Параллельно усиливая первую идет вторая линия соединяющая два взгляда. Разные части тел персонажей грудная клетка колено, нога расположены па дном уровне. Фигуры разделены пустотой, нарушаемой лишь протянутыми руками. Пустота подчеркивает энергетику пространства и символизирует пропасть разделяющую Божественное и земное.

Описывая фреску «Сотворение Адама» искусствоведы отмечают, что создатель и ангелы, изображены в нутрии, имеют форму похожую на эллипс. А недавно исследователи выдвинули еще одну версию:

«Если по внимательно приглядеться ко творению Микеланджело и вспомнить азы анатомии, то можно предположить что не Господь Бог оживляет Адама, а огромный мозг, повторяющий построение головного мозга человека. В контурах тел создателя и ангелов угадывается боковая борозда отделяющая лобную долю мозга от височной. А профиль одного из ангелов повторяет границу между лобной и тимявой частями мозга».

Строения мозга художник мог знать только вскрывая трупы, а во временна Микеланджело это считалось надругательством над мертвым телом и каралось смертной казнью. В «Сотворение Адама» это зашифрованные сведения.

Автор сочинения: Алексей Петрушин

Похожие записи

design-kmv.ru

Описание картины Микеланджело Буанарроти «Сотворение Адама»

Описание картины Микеланджело Буанарроти Сотворение Адама

Это творение стало символом западноевропейского искусства. Шедевр внутри шедевра поразил весь мир. Джордж Вазари сказал, что картина Микеланджело создана, будто самим Богом, а не рукой простого смертного.

Отлично сложенный Адам лишенный жизненной энергии, остается неподвижным, в тот момент, когда фигура Бога в окружении ангелов парит в небе, медленно приближаясь к его телу. Рука Адама безвольно расположилась на колене. Творец притягивает кисть руки, чтобы вдохнуть в свое творение жизнь, и почти прикасается своими пальцами к пальцу Адама.

Да, да, он не притрагивается до него, а почти касается, сохраняя при этом совсем крохотный промежуток, который придает картине завороженности и напряжения. Зрителя при этом охватывает зрительный эффект, похожий на электрический разряд. Нам кажется, что еще одно мгновение, и божественная энергия наполнит собой тело Адама.

"Сотворение Адама" является частью росписи свода Сикстинской капеллы. На всю работу ушло немного больше двух лет. Она создавалась с 1508 по 1512 годы. Сначала художник думал изобразить апостолов на престолах.

Позже, в 1523 году, Микеланджело написал, что в своем письме убедил Юлия II в несостоятельности такого замысла, в результате чего получил полную свободу фантазии. На боковых стенах зритель может увидеть эпоху Закона и эпоху Благодати, на потолке роспись посвящена началу человеческой истории, описанной в Книгу Бытия.

Сцены распадаются на 3 триады.

1. Сотворение мира

2. Сотворение Адама и Евы, искушение, а затем и изгнание из рая

3. История Ноя

Данную роспись можно интерпретировать по-разному. Так как она написана в папской капелле, то ее значение должно быть ортодоксальным, но и ко всему прочему в ней воплотилась мысль ренессанса.

Описание картины Микеланджело Буанарроти «Сотворение Адама» | источник

sochinenie-o.ru