Образ странника-богомольца в русской живописи. Картина странник


Образ странника-богомольца в русской живописи

Русские художники часто обращались к образу паломника, богомольца и странника, как раньше называли человека, ходящего на богомолье, по святым местам, и живущего милостыней. Пешее путешествие по святым местам России, даже к Гробу Господню, было достаточно распространенным явлением царской России, особенно среди крестьянского (черного) люда.

    Странник

                       ....Странники и пришельцы на земле                                                             (Евр. 11:13)

-Ты куда идешь, скажи мне.Странник с посохом в руке? -Дивной милостью ГосподнейК лучшей я иду стране.    Через горы и долины,    Через степи и поля,    Чрез леса и чрез равнины    Я иду домой, друзья.

- Странник, в чем твоя надеждаВо стране твоей родной?- Белоснежная одеждаИ венец весь золотой.    Там источники живые    И небесные цветы.    Я иду за Иисусом    Через жгучие пески.

- Страх и ужас незнакомыРазве на пути тебе?- Ах, Господни легионыОхранят меня везде.     Иисус Христос со мною.     Он направит Сам меня     Неуклонною тропою     Прямо, прямо в небеса.

- Так возьми ж меня с собоюГде чудесная страна.- Да, мой друг, пойдем со мною -Вот тебе моя рука.    Недалёко уж родная    И желанная страна.    Вера чистая, живая    Нас ведет с тобой туда.

         Дореволюционный автор неизвестен,         распространяется как народные духовные стихи          или исполняется как песня

***

Украинские паломницы в Палестине. Соколов Петр Петрович (1821-1899)Украинские паломницы в Палестине.Соколов Петр Петрович (1821-1899). Бумага, цветные восковые карандаши, 43,8х31.Частное собрание

***

В святые места Попов Л.В. 1911 г. В святые местаПопов Л.В. 1911 г.

***

Странник. Василий Григорьевич Перов. 1859 г. Странник. Василий Григорьевич Перов. 1859 г. Саратов

Паломники. На богомолье. Василий Григорьевич Перов. 1867 г.Паломники. На богомолье. Василий Григорьевич Перов. 1867 г. Рис. 31,6х47, 3.Государственный Русский музей

Юродивая, окруженная странницами. Василий Григорьевич Перов. 1872 г.Юродивая, окруженная странницами. Василий Григорьевич Перов. 1872 г. Рис. 15,8х22. Государственная Третьяковская галерея 

Путник. Перов Василий Григорьевич. 1873 г. Бумага, графитовый карандаш, 15,4х13,.5. Государственная Третьяковская галерея

Странник. Василий Григорьевич Перов. 1869 г. Странник. Василий Григорьевич Перов. 1869 г. Холст, масло, 48x40.Луганск 

Прием странника.Перов Василий Григорьевич. 1874. Холст, масло. 93x78. artcyclopedia.ru

Странница в поле. Василий Григорьевич Перов. 1879 г. Странница в поле. Василий Григорьевич Перов. 1879 г. Холст, масло, 63х94Нижний Новгород

Странник. Василий Григорьевич Перов. 1870 г. Странник. Василий Григорьевич Перов. 1870 г. Холст, масло, 88х54.Государственная Третьяковская галерея 

Паломница. Перов Василий Григорьевич. Холст, масло.Ташкент

***

Путник. Бронников Федор Андреевич (1827 - 1902). 1869 г. Холст, масло. 70 x 57.Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенкоhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=11315

***

Будущий инок.Николай Петрович Богданов-Бельский 1889 г. В 1889 г. за картину «Будущий инок» автор получил большую серебряную медаль и звание классного художника.

После окончания иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры С.Рачинский определил Богданова-Бельского в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры часто получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский и И. М. Прянишников.Подошел момент для написания выпускной (дипломной) картины на звание «классного художника». Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое.С такими неопределенными чувствами он уезжает в деревню Татево и встречается с Рачинским. Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок». Будущий художник так был увлечен темой, картиной, что перед окончанием работы упал в обморок.«Инок» закончен. Радости детей, окружения, самого Рачинского не было предела. На картине изображена встреча странника с маленьким мальчиком. Идет беседа.Глаза мальчика, его душа воспалены от разговора. Перед его мысленным взором открываются невидимые горизонты бытия. Худенький, мечтательный, с открытым взглядом, устремленный в будущее — таким был и сам автор картины.Успех у окружающих, детей в народной школе придал огромное воодушевление автору. Приближались дни отъезда в Москву, в Училище, но художник вдруг приуныл. Что же я повезу, думал он, ведь все ждут от меня пейзаж.Наступил день отъезда. «Будущего инока» погрузили в сани. Прощальный взгляд С. А. Рачинского, вышедшего проводить на крыльцо дома. Лошадь тронула. Последние слова дорогого учителя на прощание: «Счастливый путь, Николя!» Заскрипели сани на морозе и легко понеслись по занесенной снегом дороге… На душе было тяжело от минут расставания с дорогим учителем, и какое-то смущение, горечь жгли сердце. Зачем, куда и что я везу с собой? Его кинуло в жар. А сани мчали в неизвестность неотвратимо. Будущий художник в дороге думал: «Как было бы хорошо, если бы картина погибла, потерялась. Разве не бывает так?» …И картину потеряли. Долго потом извозчик возвращался, все-таки ее нашли и благополучно доставили на место.Как вспоминал сам художник: «Ну и началась в школе кутерьма!»«Будущий инок» — работа, которую он представил на звание «классного художника», сверх всяких ожиданий имела огромный успех. Она была одобрена экзаменаторами и куплена с выставки Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а затем уступлена им императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины.В январе 1891 года картина была представлена в экспозиции передвижной выставки в Киеве.После посещения выставки художник М. В. Нестеров в письме своим родным пишет: «…но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует…»Отныне художник начинает жить на свои средства. В эту пору ему было 19 лет. bibliotekar.ru

***

Странники. Крыжицкий Константин Яковлевич (1858-1911)Странники.Крыжицкий Константин Яковлевич (1858-1911). Холст, масло.Национальная галерея Республики Коми

***

Дорога во ржи. Мясоедов Григорий Григорьевич.1881 Дорога во ржи.Мясоедов Григорий Григорьевич.1881 г. Холст, масло 65х145.Государственная Третьяковская галерея, Москва

В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины.

***

Созерцатель. Иван Николаевич Крамской. 1876 г.Созерцатель.Иван Николаевич Крамской. 1876 г. Холст, масло, 85х58. Киевский музей русского искусства

Фёдор Достоевский в своём романе «Братья Карамазовы» использовал эту картину Крамского для описания одного из персонажей — Смердякова: «У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием «Созерцатель»: изображен лес зимой, и в лесу, на дороге, в оборванном кафтанишке и лаптишках стоит один-одинешенек, в глубочайшем уединении забредший мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то «созерцает». Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания. Впечатления же эти ему дороги, и он наверно их копит, неприметно и даже не сознавая, — для чего и зачем, конечно, тоже не знает: может, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит всё и уйдет в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то, и другое вместе. Созерцателей в народе довольно».

***

Странник В.А.Тропинин. 1840-е ггСтранник.В.А.Тропинин. 1840-е гг. Холст, масло.Ульяновский областной художественный музейnearyou.ru

***

Странник. Шиловский Константин Степанович.Странник. Шиловский Константин Степанович. 1880-е гг. "Альбом рисунков К. Шиловского". Рисунок. Бумага, карандаш, тушь, перо. 29,7х41,8; 10,9х7,6 Инв. номер: Г-I 1472Государственный центральный театральный музей имени А.А.БахрушинаГоскаталог музейного фонда России

***

Отдых в пути». Ф.К. БурхардтОтдых в пути. Бурхардт Федор Карлович (1854 - около 1919). 1889 г. Бумага, тушь, перо, 25,3 х 18,2 см (в свету).Слева внизу: «Ө. Бурхардтъ 89.».Частная коллекцияhttp://auction-rusenamel.ru/gallery?mode=product&product_id=2082600

***

Странники на отдыхе. Виноградов Сергей АрсеньевичСтранники на отдыхе.Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938). 1895 г. Холст; масло. 54х61,4.Инв. номер: Ж 191 Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение культуры "Тамбовская областная картинная галерея"

В произведениях же большинства художников к. XIX - нач. XX вв., в частности молодых передвижников, на смену социально-критическому «классическому» жанру приходит более созерцательно-поэтический взгляд на мир. Происшедший в русской живописи заметный сдвиг в сторону пейзажа сообщает «пейзажную окраску» и бытовой картине. Типично для этих тенденций раннее полотно С.А. Виноградова «Странники на отдыхе» (1895), в котором, сохраняя жанровую основу художник основные акценты переносит с повествовательности и внешнего действия на живописное и эмоциональное восприятие натуры, настроение.

На переднем плане сидящие на бревнах на серой земле, в ряд шесть странников. Слева два старика с седыми волосами и бородами, с котомками за плечами, в темной одежде (на сидящем слева с темнофиолетовым оттенком, сидящем справа, в кепке - коричневым). В правой части четыре старых женщины: левая, в темной одежде, закрыла часть лица рукой, правее две в светлой одежде, справа женщина в рыжеватой юбке. Фигуры их даны эскизно. За фигурами весенний пейзаж: в левой части уходящее вдаль серое поле с двумя пахарями, слева три тонких деревца с желтоватой кроной; в правой части среди бледной зелени и высоких темных деревьев здание. Светлоголубое в белых облаках небо. Госкаталог музейного фонда России

***

Нищие.Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938). 1899 г.

***

Путник. Михаил Васильевич Нестеров. 1921 г. Холст, масло. 81 x 92.Государственная Третьяковская галереяИнв. номер: ЖС-1243http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=1081 

Путник.Михаил Васильевич Нестеров. 1921 г. Холст, масло. 82 x 106.Тверская областная картинная галерея

Путник. Михаил Васильевич Нестеров. Эскиз. 1921 г. Бумага на картоне, темпера, графитный карандаш. 14,3x18,6.Собрание И.В.Шретер, внучки М.В.Нестерова, при ее жизни.Справа внизу кистью подпись: М. Нестеровъ. На обороте чернилами пером авторская надпись: Анн Васильевн Бакшеевой / на память отъ Мих Нестерова / 1921 въ день 9 Августа / Эскиз къ картин «Путникъ».В октябре 2013 выставлен на аукцион Magnum Ars.

Этюд был подарен А.В.Бакшеевой, дочери В.А.Бакшеева – товарища Нестерова по учебе в МУЖВЗ, в период жизни на его даче в деревне Дубки, вблизи платформы Жаворонки Брестской (Белорусской) железной дороги. Возвратившись в 1920 году из Армавира в Москву, Нестеров оказался без квартиры и мастерской, его картины, библиотека, архив и имущество были разграблены. В течение трех летних сезонов в 1921-1923 годах он жил в Дубках, работал в предоставленной Бакшеевым мастерской и старался творчески преодолеть  ощущение катастрофы, вызванное событиями 1917 года. Работа над картиной «Путник» нашла отражение в письме к другу автора  А.А.Турыгину из Дубков от 10 августа 1921 года: «Пишу тебе, Александр Андреевич, из деревни, куда переехал недели полторы и уже  начал работать, писать этюды и картину «Путник». Содержание ее таково: в летний вечер среди полей по дороге идут и ведут беседу Путник и крестьянин, встретившаяся женщина приветствует Путника низким поклоном» (Нестеров М.В. Переписка. М., 1988. С.276). В том  же году осенью Нестеров сообщал Турыгину из Москвы: «Работаю я много, сделал повторение «Путника» (там же, с. 277). Повторение не  означало копирования. В настоящее время известны несколько вариантов «Путника», картин маслом, с фигурой Христа в образе странника,  бредущего по российским дорогам. В них меняются персонажи, знакомые по более ранним картинам Нестерова, и нестеровские типично русские пейзажи. Чувствуется, что тема странствующего скорбного Христа глубоко волновала автора. Во всех картинах он стремился  создать образ «русского Христа», не отмененного новой властью и дающего утешение и спасение верующим людям. Представленный  эскиз, ранее неизвестный, дает нам представление о начальном варианте темы «Путник», и содержит в себе основные образные и композиционные аспекты темы. Работа имеет музейное значение. Экспертиза Е.М.Жуковой  http://magnumars.ru/lot/putnik

За Волгой (Странник).Михаил Васильевич Нестеров. 1922 г. Холст, масло. 83 x 104.Национальный художественный музей Республики Беларусь http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15065

За Волгой (Странник).Михаил Васильевич Нестеров. 1922 г. Холст, масло. 83 x 104.Национальный художественный музей Республики Беларусь

Необозримые волжские просторы. Вечерний час. По розовой дорожке берега идут двое: девушка в красивом узорчатом платке и темно-синем сарафане, и мужчина в белом монашеском одеянии с посохом в руке. Аскетически-суровое лицо и весь облик странника излучают напряженную духовную энергию. Кажется, только что отзвучали его слова. Девушка внимательно слушает, склонив голову. Мгновение сосредоточенной тишины, «остановленное» художником, исполнено глубокого смысла. Много странников ходило тогда по Руси, ее святым местам, утоляя свою духовную жажду. Нестеров создает образ человека, живущего высокими помыслами, способного своею верой увлечь других. Напряжение чувств, ощущаемое зрителем, передается и природе: тревожно трепещут на ветру ветви молодых берез, небо как будто таит в себе предчувствие грозы. Великолепен рисунок, создающий основу композиции. Удивительно красива цветовая гамма, в которую рукою мастера вплетено множество тончайших оттенков серого, голубого, зеленого, розового, золотистого цветов. Национальный художественный музей РБ.

Путники. За Волгой.М.В. Нестеров. Подписана и датирована 1922 г. Холст, масло, 81,5х107,5.Продан на аукционе на аукционе MacDougall's  за 3 млн.долл.http://www.macdougallauction.com/Indexx0613.asp?id=19&lx=a

Вершиной позднего творчества М.В.Нестерова стала серия картин о Христе–путнике, в которых духовное и народное сливаются воедино в «земном» лике странствующего Спасителя. Над циклом художник работал около трех лет, создавая разные варианты трактовки, почти все они находятся в частных коллекциях. Из известных вариантов три были написаны в 1921 году (две из них находятся в Третьяковской галерее в Москве и Тверской картинной галерее), один – в 1936 (находится в частной коллекции). В июне 2013 года на аукционе MacDougall's был выставлен на продажу из одной частной коллекции Европы ранее неизвестный эскиз 1922 года. Моделью для образа Христа послужил священник из Армавира Леонид Федорович Дмитриевский, с которым Нестеров познакомился в 1918 году, покинув послереволюционную голодную Москву. Возвратившись в столицу, Нестеров приступил к созданию серии про путника-Христа, причем прятал от атеистической власти картины за высокой спинкой дивана, чем и обусловлен их размер.

В 1923 году Михаил Нестеров написал: "Как знать, если бы мы не стали лицом к лицу с событиями 1917 года, я, вероятно, попытался бы еще более уяснить себе лик "русского" Христа, сейчас же приходится останавливаться над этими задачами и, по-видимому, навсегда их оставить".

На родине Аксакова. Михаил Васильевич Нестеров. 1923 г.На родине Аксакова. Михаил Васильевич Нестеров. 1923 г. Холст, масло.Музей русского искусства, Ереван

Странник на берегу реки. Михаил Васильевич НестеровСтранник на берегу реки. Михаил Васильевич Нестеров. 1922 г.

Странник Антон. М.В.Нестеров. Этюд. 1896 г. Странник Антон. М.В. Нестеров. Этюд. 1896 г. Холст на картоне, масло. 27 x 21 смБашкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова

В 1897 году Нестеров завершил работу над ещё одним произведением «Сергиевского цикла» – триптихом «Труды Преподобного Сергия Радонежского» (ГТГ), а за год до этого, весной 1896 года, в поисках натуры для него совершил поездки в подмосковные монастыри, расположенные вблизи Троице-Сергиевой лавры. Среди заинтересовавших его «людей божьих» был странник Антон. Нестеров увидел его в одном из любимейших своих мест – в Хотьковском монастыре – и там же с натуры написал его живописный портрет, который намеревался включить в триптих. Но случилось, что «Странник Антон» был введён в другое, чрезвычайно важное в контексте духовных поисков Нестерова 1900-х годов произведение – в картину «Святая Русь» (1901–1905, ГРМ). По словам художника, этой картиной он хотел подвести итоги своих «лучших помыслов, лучшей части самого себя». Критика же назвала «Святую Русь» художественной неудачей Нестерова, кризисом его мировоззрения, а Лев Толстой – «панихидой русского православия». Разобраться в существе этой дилеммы позволяет второе название картины – «Придите ко Мне все страждущие и обремененные, и Аз успокою вы»: по евангельской легенде, с этими словами обратился к народу Христос во время Нагорной проповеди. То есть суть нестеровской картины заключается во всеобщем примирении на почве христианской идеи. Но именно этот гуманистический призыв и был отвергнут его соотечественниками: они, «дети» первой русской революции, были настроены не на пассивное созерцание, а на решительную борьбу (напомним, что в 1914 году такое же неприятие вызовет картина Нестерова «На Руси (Душа народа)», повторившая духовную концепцию «Святой Руси»). Для нас же эта полемика только увеличивает значение этюда «Странник Антон». Не говоря уже о том, что этот этюд самым непосредственным образом проецируется на историю и место «Святой Руси» в творчестве Нестерова, образ Антона – образ остро психологический, связанный с историей русского странничества, и именно благодаря своей высокой образности он поднимается над уровнем только этюда, становясь самостоятельным, законченным произведением, демонстрирующим к тому же особенности портретного творчества Нестерова 1900-х годов. Башкирский государственный музей им. М.Нестерова

***

Странник. Клавдий Васильевич ЛебедевСтранник.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916)

***

Ночное. Странник.И. Горюшкин-Сорокопудов. Холст, масло. 75,5 х 160,5. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

***

Странник. Кустодиев Борис Михайлович. 1920 г. Странник. Из серии «Русь. Русские типы».Кустодиев Борис Михайлович. 1920 г. Бумага, акварель 27 x 33.Музей-квартира И. И. БродскогоСанкт-Петербург

****

БогомольцыМ.М. Гермашев (Бубелло). Открытка

***

К Троице. КоровинК Троице.Коровин Сергей Алексеевич (1858 — 1908). 1902 г. Холст, масло. 75,5х90,5.Государственная Третьяковская галерея

Владимирка.Исаак Левитан. 1892 г. Холст, масло. 79×123.Государственная Третьяковская галерея, Москва

За несколько сеансов с натуры знаменитый художник изобразил Владимирский тракт, по которому когда-то вели арестантов в Сибирь. Ко времени написания картины арестантов уже возили поездом. Сумрачное небо и пустынность навевают грустное воспоминание об узниках в кандалах, уныло когда-то бредших по этой дороге. Но на горизонте видна светлеющая полоска неба и белая церковь, что вселяет луч надежды. Крошечная фигурка одинокой странницы у придорожной иконы как бы сводит к минимуму человеческое присутствие в этом сюжете и заставляет задуматься о смысле бытия.

Эскизы и этюды к картине И.Е.Репина "Крестный ход в Курской губернии"

Паломник. И.Е.Репин

Паломник. И.Е.РепинПаломник.1880 г. Бумага, акварельЧастное собрание

И.Е. Репин. Паломник. Заостренный конец посоха паломника. 1881Паломник. Заостренный конец посоха паломника. 1881Этюд для картины «Крестный ход в Курской губернии» (1881-1883), находящейся в ГТГБумага, акварель, графитный карандаш. 30,6х22,8 смГосударственная Третьяковская галереяИнв. номер: 768Поступление: Дар автора в 1896

Странник. И.Е. Репин. 1881Странник. Этюд1881 г. 30х17.Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого 

Странник. И.Е. Репин. 1881Странник.Суриков Василий Иванович (1848 - 1916). 1885 г. Холст, масло. 45 x 33 см. Этюд для картины "Боярыня Морозова"Государственная Третьяковская галерея

Образ странника в декоративно-прикладном искусстве

Странник. Эскиз мужского костюма к опере "Рогнеда", рассказывающая об одном из эпизодов истории Киевской Руси. Москва, Московская опера С.И. Зимина.Щекотихина-Потоцкая Александра Васильевна. 1916 г. Серая бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь. 30,8 х 23,5.Государственный центральный театральный музей имени А.А.БахрушинаГоскаталог музейного фонда России

Странник. Эскиз мужского костюма к опере "Рогнеда", рассказывающая об одном из эпизодов истории Киевской Руси. Москва, Московская опера С.И. Зимина.Щекотихина-Потоцкая Александра Васильевна. 1916 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь. 20,7 х 14,1; 22 х 15,7 (подложка).Государственный центральный театральный музей имени А.А.БахрушинаГоскаталог музейного фонда России

Странник. Гипс, роспись полихромная.8,3 х 3,2 х 3,4 Странник. Фарфор, роспись надглазурная. 7,7 х 3,2 х 2,6. Странник. Фаянс, роспись подглазурная8,7 х 3,3 х 2,7
Странник. Фарфор; роспись надглазурная7,8 х 3,4 х 2,9

Скульптуры "Странник"

Организация-изготовитель:Производственный образец НЭКИН

Место создания: Московская область, район Гжели (?)

Период создания: 1930-е годы (?)

Местонахождение: ФГБУК «Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства»

Госкаталог музейных фондов России

Странник (Старик в шубе). Гипс, роспись полихромная9,1 х 3,8 х 3,2

Образ паломников в фотографии см. в статье: Русский паломник XIX века. Л.Н. Блинова

www.ippo.ru

Сочинения по картинам Перова.

Василий Перов. Странник. 1870. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В иконостас «лучших людей русских» включаются не только писатели и другие представители русской интеллигенции, но и портреты крестьян. Искусство творило мечту об идеальном общественном устройстве, где не будет ни бедных, ни богатых, а люди-братья будут работать на благо всех. Лучший из крестьянских портретов-типов Перова — «Странник». В его облике ощущается чувство собственного достоинства, своеобразный аристократизм, умудренная старость.

Вскоре по завершении работы над «Последним кабаком у заставы» Перов обращается к образу странника. Пребывая, в отличие от монахов, в миру, странник удаляется от него внутренне, поднимаясь над его суетностью и страстями. Бремя тяжкое, мало кому посильное и избираемое не столько по своей воле, сколько по промыслу Божию. И потому странничество — это не бродяжничество, а образ жизни, который изначально предполагает нищету, проистекающую из наставлений Христа своим ученикам, отправляясь в путь, «обуваться в простую обувь и не носить двух одежд» (Мк. 6, 9). Но нищета не самоцель, а средство смирения, так как «ничто так не смиряет,— писал Иоанн Лествичник, — как пребывание в нищете и пропитание подаянием». Само же смирение есть не что иное, как самоотречение от собственной воли и «обнищание в отношении ко злу», утверждал Игнатий Брянчанинов. Именно такие люди и являют собой пример нищих духом, а само странничество есть зримое воплощение духовной нищеты, вобравшей в себя, по слову Иоанна Лествичника, «недерзновенный нрав, неведомую премудрость, утаиваемую жизнь... хотение уничижения, желание тесноты, путь к Божественному вожделению, обилие любви, отречение от тщеславия, молчание глубины».

Поднять столь сложную и весьма актуальную тему тогда, в атмосфере все разраставшегося процесса расцерковления общественного сознания, оказалось делом трудным.

Перовского «Странника» можно считать вообще одним из первых, если не самым первым прикосновением изобразительного искусства к данной теме. И дело здесь даже не в самом освоении темы, а в ее интерпретации.

Перов в трактовке образа, несмотря на его некоторую противоречивость, отталкивался все же от христианских посылов. Его герой в соприкосновении с миром выявляет стойкость своих высоких помыслов и не только не чурается своей нищеты, но, напротив, пребывает в ней достойно и независимо. Правда, независимость эта даже несколько утрирована. Уж очень он оказался практичным человеком, запасшимся на все случаи жизни: и котомкой, и большой жестяной кружкой, и даже зонтом от дождя и зноя. Как говорится, все свое ношу при себе. Но эта сугубо житейская мудрость прагматика противоречит самой сути странничества, предполагающей как раз отсечение «суетных попечений», в плену которых и оказался перовский герой. Это несоответствие отразилось и в пластической трактовке его фигуры. Художник активно рельефит плоскость: то приподнятым воротником, то острыми складками одежды на груди, то резкими перепадами объемов на рукавах. Плоскость холста как бы вскрывается, взламывается художником, и потому глаз не скользит по ней ровно и мягко, а все время цепляется за пластические формы, соотносящиеся друг с другом в несколько хаотическом, суетном ритме.

Пронзительный взгляд странника исполнен мудрости, в которой все же больше жизненного опыта, нежели «молчания глубин». Нет в этом взгляде даже намека на «обилие любви и отречения от тщеславия». Вместо них— суровый укор. Но ведь вообще-то странник, по сути своей, не судья, поскольку, как писал Иоанн Лествичник, «осуждая оскверняющихся, и сам осквернится». Похоже, что в своем понимании странничества Перов опирался скорее на свои собственные ощущения, а не на церковные догматы. Но при всем том связывал сам образ странника все же с человеком, стоящим на необычайной нравственной высоте, с которой открываются и природа зла, и его масштаб. Потому и взирает перовский герой взглядом, словно пронизывающим душу, взывая к человеческому стыду и совести. Потому и помещена фигура старика в пространство, заполненное мраком, при полном отсутствии какого бы то ни было естественного источника освещения. И тем не менее свет активно присутствует в картине. Он, словно скульптор, формует, моделирует объемы, преодолевая натиск и мрачного фона, и теней, наползающих снизу. И потому можно сказать, что фигура самого странника — словно столп света, вырывающегося из теневого плена.

Сосредоточенный исключительно на фигуре странника свет по мере своего восхождения становится все ярче, все острее. Разбеливающим бликом прошелся он по седой бороде, по впалым щекам, глубоким впадинам глазниц, высокому, морщинистому лбу, темным с проседью волосам, осветив весь облик старца каким-то особым, почти мистическим сиянием. При этом никаких рефлексов, никакого светового отблеска в фоне. Окружающее пространство не воспринимает света, идущего от фигуры странника, и тем резче этот контраст между ними, тем непримиримее противостояние мрака, заполнившего собою все, и света, источником и носителем которого является сам странник.

Эта картина имела для мастера огромное значение — и не только художественное, но и сугубо личное. Чем глубже проникал он в процессе работы над ней в мир странничества, тем больше укреплялся в своей вере, тем большую духовную опору обретало и его искусство. В значительной мере отсюда поиск людей, тем и моделей, общение с которыми обогащает не столько интеллектуально, сколько духовно.

Марина Владимировна Петрова.

Источник:  http://www.tanais.info/art/perov31more.html

Похожие записи

design-kmv.ru

Иероним Босх Странник: Описание произведения

Музей Бойсманса ван Бёнингена (Роттердам) датирует «Странника» приблизительно 1500-м годом, однако в босховедении весьма авторитетной и устойчивой является точка зрения, что картина создана лет на 10, а то и 15 позже и, следовательно, это одно из последних произведений Босха, своего рода итоговое размышление художника о прожитой жизни.

Изображение вписано в круг. Считают, что изначально картина имела прямоугольный формат, который позднее был превращён в восьмиугольный (предположительно, в XVII веке).

Второе название, иногда применяемое к картине, – «Блудный сын». Оно отсылает к соответствующей библейской притче, иконография которой складывалась из трёх частей: «Уход из дома», «Сцена в кабаке» и «Возвращение в отцовский дом». Однако Босх не придерживается этой традиционной схемы. На заднем плане героя действительно поджидает кабак, но нет никакой уверенности, что блудный сын в раскаянии вернётся в отцовские объятия. Впрочем, в духовном смысле любой из христиан является пилигримом, странником, бредущим среди враждебных реалий в поисках утраченной небесной отчизны.

Путники-двойники

«Странник» из Роттердама очень напоминает другого странника Босха – с внешних створок триптиха «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Но, при явном сходстве центральных фигур и общей композиции, есть и значительные расхождения в смысловых нюансах.

Роттердамский «Странник», по сравнению с персонажем мадридского триптиха, кажется более оборванным и более растерянным. Его колено торчит из прорехи на брюках, а лодыжка другой ноги перебинтована. Это могло указывать не только на физические болезни: повреждение ног в символическом смысле означало разврат. Различающаяся обувь на правой и левой ногах, ботинок и тапочка, указывает на неразборчивость в связях.

Неясно, что должны символизировать два головных убора героя – один на голове, а второй в руке. Большой соломенный короб за плечами намекает на жизненные тяготы. К боку короба привязана большая ложка и кошачья шкура, также символы порока. Специалисты по средневековой культуре отмечают, что избиение дохлой кошкой считалось одним из самых позорных наказаний.

От опасностей к искушениям

Пилигрима с внешних створок «Воза сена» окружали сплошные опасности: на него кидалась собака, рядом над обглоданными костями кружило вороньё, разбойники неподалёку грабили прохожего, а на горизонте возвышались виселицы. Но герой «Странника» из Роттердама движется в окружении не настолько враждебном. Собака здесь не проявляет агрессии и страннику не нужно отгонять её посохом. Скорее, собака символизирует клевету и злословие, которые сопровождают путника на жизненном пути. Пейзаж в роттердамском «Страннике» не содержит ничего особо зловещего. Наоборот: считается, что это один из наиболее тонких и прекрасных пейзажей Босха, бежево-серая гамма которого прекрасно передаёт световоздушную среду пасмурного голландского дня.

Явным и грубым опасностям «Воза сена» в «Страннике» из Роттердама противостоят более тонкие духовные угрозы – искушения. Важнейшим пунктом притяжения для путника становится таверна. Нет единого мнения, вышел ли герой из неё или борется с собой, чтобы туда не свернуть. Но таверна в изображении Босха однозначно выглядит отвратительным прибежищем грубости, грязи и разврата. Её драная крыша, разбитые окна и покосившиеся ставни вопиют об отклонении от здорового жизненного уклада. Свиньи у лоханки с едой и курица на куче мусора ассоциируются с посетителями злачного места, один из которых справляет нужду на виду у всех, а двое других без смущения обнимаются в дверном проёме. В руках у женщины и на верхушке дома изображён кувшин, символический «сосуд греха».

Нерешительная поза и растерянное выражение лица «Странника» делает более логичным предположение, что он испытывает внутреннюю борьбу и имеет шанс избежать искушения, а предполагаемое многими исследователями внешнее сходство героя с самим Босхом позволяет видеть в картине личную исповедальность. Плачевный вид героя недвусмысленно указывает на то, что он грешник, но всё-таки не окончательно падший, как герои многих эсхатологических картин Босха о конце мира и страшном суде, а имеющий перспективу спасения. Сова на дереве, символ зла и смерти, не дремлет и пристально наблюдает за путником. Но мирные поля впереди и корова за деревянной калиткой справа, возможно, служит указанием на правильный путь и благополучное возвращение домой. «Есть даже основания увидеть в этой калитке и полях, открывающихся за ней, какую-то связь со словами Христа, который в Евангелии от Иоанна говорит: «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт» (Ин.10:9)»», пишет Вальтер Бозинг, автор книги «Иероним Босх. Между Адом и Раем».

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Образ странника-богомольца в русской живописи

Русские художники часто обращались к образу паломника, богомольца и странника, как раньше называли человека, ходящего на богомолье, по святым местам. Пешее путешествие по святым местам России, даже к Гробу Господню, было достаточно распространенным явлением царской России, особенно среди крестьянского (черного) люда. 

В этой подборке размещены репродукции картин русских художников, в основном посвященные странничеству как явлению, которое было больше образом жизни. Такие богомольцы-странники надолго покидали свои дома или вообще их не имели, ходили по святым местам, жили милостыней, ночевали, где придется.

Картины, изображающие богомолья знати и прочего люда, которые совершались по обету или по большим праздникам (а затем люди возвращались домой, к своим делам), можно посмотреть на странице Выезды и походы на богомолье в русской живописи.

    Странник

                       ....Странники и пришельцы на земле                                                             (Евр. 11:13)

-Ты куда идешь, скажи мне.Странник с посохом в руке? -Дивной милостью ГосподнейК лучшей я иду стране.    Через горы и долины,    Через степи и поля,    Чрез леса и чрез равнины    Я иду домой, друзья.

- Странник, в чем твоя надеждаВо стране твоей родной?- Белоснежная одеждаИ венец весь золотой.    Там источники живые    И небесные цветы.    Я иду за Иисусом    Через жгучие пески.

- Страх и ужас незнакомыРазве на пути тебе?- Ах, Господни легионыОхранят меня везде.     Иисус Христос со мною.     Он направит Сам меня     Неуклонною тропою     Прямо, прямо в небеса.

- Так возьми ж меня с собоюГде чудесная страна.- Да, мой друг, пойдем со мною -Вот тебе моя рука.    Недалёко уж родная    И желанная страна.    Вера чистая, живая    Нас ведет с тобой туда.

         Дореволюционный автор неизвестен,         распространяется как народные духовные стихи          или исполняется как песня

***

Нищие странники.П. П. Соколов (1821-1899). 1872 г.Государственный Русский музей

***

Странник. Василий Григорьевич Перов. 1859 г. Странник. Василий Григорьевич Перов. 1859 г. Саратов

Юродивая, окруженная странницами. Василий Григорьевич Перов. 1872 г.Юродивая, окруженная странницами. Василий Григорьевич Перов. 1872 г. Рис. 15,8х22. Государственная Третьяковская галерея 

Путник. Перов Василий Григорьевич. 1873 г. Бумага, графитовый карандаш, 15,4х13,.5. Государственная Третьяковская галерея

Странник. Василий Григорьевич Перов. 1869 г. Странник. Василий Григорьевич Перов. 1869 г. Холст, масло, 48x40.Луганск 

Прием странника.Перов Василий Григорьевич. 1874. Холст, масло. 93x78. artcyclopedia.ru

Странница в поле. Василий Григорьевич Перов. 1879 г. Странница в поле. Василий Григорьевич Перов. 1879 г. Холст, масло, 63х94Нижний Новгород

Странник. Василий Григорьевич Перов. 1870 г. Странник. Василий Григорьевич Перов. 1870 г. Холст, масло, 88х54.Государственная Третьяковская галерея 

***

Путник. Бронников Федор Андреевич (1827 - 1902). 1869 г. Холст, масло. 70 x 57.Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенкоhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=11315

***

Будущий инок.Николай Петрович Богданов-Бельский 1889 г. В 1889 г. за картину «Будущий инок» автор получил большую серебряную медаль и звание классного художника.

После окончания иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры С.Рачинский определил Богданова-Бельского в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры часто получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский и И. М. Прянишников.Подошел момент для написания выпускной (дипломной) картины на звание «классного художника». Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое.С такими неопределенными чувствами он уезжает в деревню Татево и встречается с Рачинским. Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок». Будущий художник так был увлечен темой, картиной, что перед окончанием работы упал в обморок.«Инок» закончен. Радости детей, окружения, самого Рачинского не было предела. На картине изображена встреча странника с маленьким мальчиком. Идет беседа.Глаза мальчика, его душа воспалены от разговора. Перед его мысленным взором открываются невидимые горизонты бытия. Худенький, мечтательный, с открытым взглядом, устремленный в будущее — таким был и сам автор картины.Успех у окружающих, детей в народной школе придал огромное воодушевление автору. Приближались дни отъезда в Москву, в Училище, но художник вдруг приуныл. Что же я повезу, думал он, ведь все ждут от меня пейзаж.Наступил день отъезда. «Будущего инока» погрузили в сани. Прощальный взгляд С. А. Рачинского, вышедшего проводить на крыльцо дома. Лошадь тронула. Последние слова дорогого учителя на прощание: «Счастливый путь, Николя!» Заскрипели сани на морозе и легко понеслись по занесенной снегом дороге… На душе было тяжело от минут расставания с дорогим учителем, и какое-то смущение, горечь жгли сердце. Зачем, куда и что я везу с собой? Его кинуло в жар. А сани мчали в неизвестность неотвратимо. Будущий художник в дороге думал: «Как было бы хорошо, если бы картина погибла, потерялась. Разве не бывает так?» …И картину потеряли. Долго потом извозчик возвращался, все-таки ее нашли и благополучно доставили на место.Как вспоминал сам художник: «Ну и началась в школе кутерьма!»«Будущий инок» — работа, которую он представил на звание «классного художника», сверх всяких ожиданий имела огромный успех. Она была одобрена экзаменаторами и куплена с выставки Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а затем уступлена им императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины.В январе 1891 года картина была представлена в экспозиции передвижной выставки в Киеве.После посещения выставки художник М. В. Нестеров в письме своим родным пишет: «…но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует…»Отныне художник начинает жить на свои средства. В эту пору ему было 19 лет. bibliotekar.ru

***

Странники. Крыжицкий Константин Яковлевич (1858-1911)Странники.Крыжицкий Константин Яковлевич (1858-1911). Холст, масло.Национальная галерея Республики Коми

***

Дорога во ржи. Мясоедов Григорий Григорьевич.1881 Дорога во ржи.Мясоедов Григорий Григорьевич.1881 г. Холст, масло 65х145.Государственная Третьяковская галерея, Москва

В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины.

***

Созерцатель. Иван Николаевич Крамской. 1876 г.Созерцатель.Иван Николаевич Крамской. 1876 г. Холст, масло, 85х58. Киевский музей русского искусства

Фёдор Достоевский в своём романе «Братья Карамазовы» использовал эту картину Крамского для описания одного из персонажей — Смердякова: «У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием «Созерцатель»: изображен лес зимой, и в лесу, на дороге, в оборванном кафтанишке и лаптишках стоит один-одинешенек, в глубочайшем уединении забредший мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то «созерцает». Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания. Впечатления же эти ему дороги, и он наверно их копит, неприметно и даже не сознавая, — для чего и зачем, конечно, тоже не знает: может, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит всё и уйдет в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то, и другое вместе. Созерцателей в народе довольно».

***

Странник В.А.Тропинин. 1840-е ггСтранник.В.А.Тропинин. 1840-е гг. Холст, масло.Ульяновский областной художественный музейnearyou.ru

***

Странник. Шиловский Константин Степанович.Странник. Шиловский Константин Степанович. 1880-е гг. "Альбом рисунков К. Шиловского". Рисунок. Бумага, карандаш, тушь, перо. 29,7х41,8; 10,9х7,6 Инв. номер: Г-I 1472Государственный центральный театральный музей имени А.А.БахрушинаГоскаталог музейного фонда России

***

Отдых в пути». Ф.К. БурхардтОтдых в пути. Бурхардт Федор Карлович (1854 - около 1919). 1889 г. Бумага, тушь, перо, 25,3 х 18,2 см (в свету).Слева внизу: «Ө. Бурхардтъ 89.».Частная коллекцияhttp://auction-rusenamel.ru/gallery?mode=product&product_id=2082600

***

Странники на отдыхе. Виноградов Сергей АрсеньевичСтранники на отдыхе.Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938). 1895 г. Холст; масло. 54х61,4.Инв. номер: Ж 191 Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение культуры "Тамбовская областная картинная галерея"

В произведениях же большинства художников к. XIX - нач. XX вв., в частности молодых передвижников, на смену социально-критическому «классическому» жанру приходит более созерцательно-поэтический взгляд на мир. Происшедший в русской живописи заметный сдвиг в сторону пейзажа сообщает «пейзажную окраску» и бытовой картине. Типично для этих тенденций раннее полотно С.А. Виноградова «Странники на отдыхе» (1895), в котором, сохраняя жанровую основу художник основные акценты переносит с повествовательности и внешнего действия на живописное и эмоциональное восприятие натуры, настроение.

На переднем плане сидящие на бревнах на серой земле, в ряд шесть странников. Слева два старика с седыми волосами и бородами, с котомками за плечами, в темной одежде (на сидящем слева с темнофиолетовым оттенком, сидящем справа, в кепке - коричневым). В правой части четыре старых женщины: левая, в темной одежде, закрыла часть лица рукой, правее две в светлой одежде, справа женщина в рыжеватой юбке. Фигуры их даны эскизно. За фигурами весенний пейзаж: в левой части уходящее вдаль серое поле с двумя пахарями, слева три тонких деревца с желтоватой кроной; в правой части среди бледной зелени и высоких темных деревьев здание. Светлоголубое в белых облаках небо. Госкаталог музейного фонда России

***

Нищие. Псково-Печерский монастырь. Виноградов Сергей Арсеньевич (1870 - 1938). 1928 г. Холст, масло. Местонахождение неизвестно

***

Нищие.Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938). 1899 г.

К преподобному.Виноградов Сергей Арсеньевич. 1910 г. Холст, масло. 47x66.Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

***

Путник. Михаил Васильевич Нестеров. 1921 г. Холст, масло. 81 x 92.Государственная Третьяковская галереяИнв. номер: ЖС-1243http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=1081 

Путник.Михаил Васильевич Нестеров. 1921 г. Холст, масло. 82 x 106.Тверская областная картинная галерея

Путник. Михаил Васильевич Нестеров. Эскиз. 1921 г. Бумага на картоне, темпера, графитный карандаш. 14,3x18,6.Собрание И.В.Шретер, внучки М.В.Нестерова, при ее жизни.Справа внизу кистью подпись: М. Нестеровъ. На обороте чернилами пером авторская надпись: Анн Васильевн Бакшеевой / на память отъ Мих Нестерова / 1921 въ день 9 Августа / Эскиз къ картин «Путникъ».В октябре 2013 выставлен на аукцион Magnum Ars.

Этюд был подарен А.В.Бакшеевой, дочери В.А.Бакшеева – товарища Нестерова по учебе в МУЖВЗ, в период жизни на его даче в деревне Дубки, вблизи платформы Жаворонки Брестской (Белорусской) железной дороги. Возвратившись в 1920 году из Армавира в Москву, Нестеров оказался без квартиры и мастерской, его картины, библиотека, архив и имущество были разграблены. В течение трех летних сезонов в 1921-1923 годах он жил в Дубках, работал в предоставленной Бакшеевым мастерской и старался творчески преодолеть  ощущение катастрофы, вызванное событиями 1917 года. Работа над картиной «Путник» нашла отражение в письме к другу автора  А.А.Турыгину из Дубков от 10 августа 1921 года: «Пишу тебе, Александр Андреевич, из деревни, куда переехал недели полторы и уже  начал работать, писать этюды и картину «Путник». Содержание ее таково: в летний вечер среди полей по дороге идут и ведут беседу Путник и крестьянин, встретившаяся женщина приветствует Путника низким поклоном» (Нестеров М.В. Переписка. М., 1988. С.276). В том  же году осенью Нестеров сообщал Турыгину из Москвы: «Работаю я много, сделал повторение «Путника» (там же, с. 277). Повторение не  означало копирования. В настоящее время известны несколько вариантов «Путника», картин маслом, с фигурой Христа в образе странника,  бредущего по российским дорогам. В них меняются персонажи, знакомые по более ранним картинам Нестерова, и нестеровские типично русские пейзажи. Чувствуется, что тема странствующего скорбного Христа глубоко волновала автора. Во всех картинах он стремился  создать образ «русского Христа», не отмененного новой властью и дающего утешение и спасение верующим людям. Представленный  эскиз, ранее неизвестный, дает нам представление о начальном варианте темы «Путник», и содержит в себе основные образные и композиционные аспекты темы. Работа имеет музейное значение. Экспертиза Е.М.Жуковой  http://magnumars.ru/lot/putnik

За Волгой (Странник).Михаил Васильевич Нестеров. 1922 г. Холст, масло. 83 x 104.Национальный художественный музей Республики Беларусь http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15065

За Волгой (Странник).Михаил Васильевич Нестеров. 1922 г. Холст, масло. 83 x 104.Национальный художественный музей Республики Беларусь

Необозримые волжские просторы. Вечерний час. По розовой дорожке берега идут двое: девушка в красивом узорчатом платке и темно-синем сарафане, и мужчина в белом монашеском одеянии с посохом в руке. Аскетически-суровое лицо и весь облик странника излучают напряженную духовную энергию. Кажется, только что отзвучали его слова. Девушка внимательно слушает, склонив голову. Мгновение сосредоточенной тишины, «остановленное» художником, исполнено глубокого смысла. Много странников ходило тогда по Руси, ее святым местам, утоляя свою духовную жажду. Нестеров создает образ человека, живущего высокими помыслами, способного своею верой увлечь других. Напряжение чувств, ощущаемое зрителем, передается и природе: тревожно трепещут на ветру ветви молодых берез, небо как будто таит в себе предчувствие грозы. Великолепен рисунок, создающий основу композиции. Удивительно красива цветовая гамма, в которую рукою мастера вплетено множество тончайших оттенков серого, голубого, зеленого, розового, золотистого цветов. Национальный художественный музей РБ.

Путники. За Волгой.М.В. Нестеров. Подписана и датирована 1922 г. Холст, масло, 81,5х107,5.Продан на аукционе на аукционе MacDougall's  за 3 млн.долл.http://www.macdougallauction.com/Indexx0613.asp?id=19&lx=a

Вершиной позднего творчества М.В.Нестерова стала серия картин о Христе–путнике, в которых духовное и народное сливаются воедино в «земном» лике странствующего Спасителя. Над циклом художник работал около трех лет, создавая разные варианты трактовки, почти все они находятся в частных коллекциях. Из известных вариантов три были написаны в 1921 году (две из них находятся в Третьяковской галерее в Москве и Тверской картинной галерее), один – в 1936 (находится в частной коллекции). В июне 2013 года на аукционе MacDougall's был выставлен на продажу из одной частной коллекции Европы ранее неизвестный эскиз 1922 года. Моделью для образа Христа послужил священник из Армавира Леонид Федорович Дмитриевский, с которым Нестеров познакомился в 1918 году, покинув послереволюционную голодную Москву. Возвратившись в столицу, Нестеров приступил к созданию серии про путника-Христа, причем прятал от атеистической власти картины за высокой спинкой дивана, чем и обусловлен их размер.

В 1923 году Михаил Нестеров написал: "Как знать, если бы мы не стали лицом к лицу с событиями 1917 года, я, вероятно, попытался бы еще более уяснить себе лик "русского" Христа, сейчас же приходится останавливаться над этими задачами и, по-видимому, навсегда их оставить".

На родине Аксакова. Михаил Васильевич Нестеров. 1923 г.На родине Аксакова. Михаил Васильевич Нестеров. 1923 г. Холст, масло.Музей русского искусства, Ереван

Странник на берегу реки. Михаил Васильевич НестеровСтранник на берегу реки. Михаил Васильевич Нестеров. 1922 г.

Странник Антон. М.В.Нестеров. Этюд. 1896 г. Странник Антон. М.В. Нестеров. Этюд. 1896 г. Холст на картоне, масло. 27 x 21 смБашкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова

В 1897 году Нестеров завершил работу над ещё одним произведением «Сергиевского цикла» – триптихом «Труды Преподобного Сергия Радонежского» (ГТГ), а за год до этого, весной 1896 года, в поисках натуры для него совершил поездки в подмосковные монастыри, расположенные вблизи Троице-Сергиевой лавры. Среди заинтересовавших его «людей божьих» был странник Антон. Нестеров увидел его в одном из любимейших своих мест – в Хотьковском монастыре – и там же с натуры написал его живописный портрет, который намеревался включить в триптих. Но случилось, что «Странник Антон» был введён в другое, чрезвычайно важное в контексте духовных поисков Нестерова 1900-х годов произведение – в картину «Святая Русь» (1901–1905, ГРМ). По словам художника, этой картиной он хотел подвести итоги своих «лучших помыслов, лучшей части самого себя». Критика же назвала «Святую Русь» художественной неудачей Нестерова, кризисом его мировоззрения, а Лев Толстой – «панихидой русского православия». Разобраться в существе этой дилеммы позволяет второе название картины – «Придите ко Мне все страждущие и обремененные, и Аз успокою вы»: по евангельской легенде, с этими словами обратился к народу Христос во время Нагорной проповеди. То есть суть нестеровской картины заключается во всеобщем примирении на почве христианской идеи. Но именно этот гуманистический призыв и был отвергнут его соотечественниками: они, «дети» первой русской революции, были настроены не на пассивное созерцание, а на решительную борьбу (напомним, что в 1914 году такое же неприятие вызовет картина Нестерова «На Руси (Душа народа)», повторившая духовную концепцию «Святой Руси»). Для нас же эта полемика только увеличивает значение этюда «Странник Антон». Не говоря уже о том, что этот этюд самым непосредственным образом проецируется на историю и место «Святой Руси» в творчестве Нестерова, образ Антона – образ остро психологический, связанный с историей русского странничества, и именно благодаря своей высокой образности он поднимается над уровнем только этюда, становясь самостоятельным, законченным произведением, демонстрирующим к тому же особенности портретного творчества Нестерова 1900-х годов. Башкирский государственный музей им. М.Нестерова

***

Странник. Клавдий Васильевич ЛебедевСтранник.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916)

***

Ночное. Странник.И. Горюшкин-Сорокопудов. Холст, масло. 75,5 х 160,5. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

***

Странник. Кустодиев Борис Михайлович. 1920 г. Странник. Из серии «Русь. Русские типы».Кустодиев Борис Михайлович. 1920 г. Бумага, акварель 27 x 33.Музей-квартира И. И. БродскогоСанкт-Петербург

***

Владимирка.Исаак Левитан. 1892 г. Холст, масло. 79×123.Государственная Третьяковская галерея, Москва

За несколько сеансов с натуры знаменитый художник изобразил Владимирский тракт, по которому когда-то вели арестантов в Сибирь. Ко времени написания картины арестантов уже возили поездом. Сумрачное небо и пустынность навевают грустное воспоминание об узниках в кандалах, уныло когда-то бредших по этой дороге. Но на горизонте видна светлеющая полоска неба и белая церковь, что вселяет луч надежды. Крошечная фигурка одинокой странницы у придорожной иконы как бы сводит к минимуму человеческое присутствие в этом сюжете и заставляет задуматься о смысле бытия.

Две странницы. Маковский Владимир Егорович (1846 - 1920). 1885 г. Дерево, масло, 16x12.Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, КазаньИнв. номер: Ж-576

Богомолки-странницы. Этюд. Репин Илья Ефимович (1844 - 1930). 1878 г. Холст, масло. 73x54. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эскизы и этюды к картине И.Е. Репина "Крестный ход в Курской губернии"

Паломник. И.Е.Репин

Паломник. И.Е.РепинПаломник.1880 г. Бумага, акварельЧастное собрание

И.Е. Репин. Паломник. Заостренный конец посоха паломника. 1881Паломник. Заостренный конец посоха паломника. 1881Этюд для картины «Крестный ход в Курской губернии» (1881-1883), находящейся в ГТГБумага, акварель, графитный карандаш. 30,6х22,8 смГосударственная Третьяковская галереяИнв. номер: 768Поступление: Дар автора в 1896

Странник. И.Е. Репин. 1881Странник. Этюд1881 г. 30х17.Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого 

Образ странника для картины И.Е. Репина "Боярыня Морозова"

В поисках образа странника к картине "Боярыня Морозова" Суриков обратился непосредственно к типажам, подсмотренным в реальной жизни. Как вспоминала дочь П.М. Третьякова Вера Павловна Зилоти: "В половине 80-х годов наняли Суриковы на лето избу в Мытищах. Село это знаменито центральным водопроводом для снабжения всей Москвы питьевой водой. Лежит оно на Троицком, собственно, Ярославском шоссе, по которому столетиями шли целый год, особенно летом, беспрерывные вереницы богомольцев, направлявшихся в Хотьковский монастырь, затем в Троице-Сергиеву лавру; шли со всех краев России, сначала поклониться мощам множества московских угодников, а в Лавре - мощам Сергия Преподобного. Разнообразию типов не было конца. Мы сразу догадались, что Суриков задумал писать картину с толпой, народную историческую картину. Село Мытищи отстояло от деревни Тарасовки по тому же шоссе, только верст на 10 ближе к Москве. Суриков писал, захлебываясь, всех странников, проходивших мимо его избы, интересных ему по типу. Когда смеркалось, часто он пешком "отмахивал", по его выражению, десять верст и появлялся неожиданно у нас в Куракине. Пили чай на балконе, живо, интересно беседовали; потом переходили в дом, где в гостиной засаживали меня, грешную, за фортепьяно, и надолго. Василий Иванович всегда тихо и звучно просил: "Баха, Баха, пожалуйста"...  К осени, как дни становились короче, Василий Иванович все чаще приходил "послушать Баха" и за дружеской беседой отдохнуть от утомительного дня писания прохожих странников, с которыми не обходилось иногда без недоразумений всякого рода".

Есть мнение, что в лице странника нашли отражение черты лица самого Сурикова. Исследователь творчества Василия Ивановича В.С. Кеменов отметил, что образ Странника в картине «Боярыня Морозова» представляет собой слегка измененный автопортрет художника.

Странник.В.И. Суриков.Фрагмент картины "Боярыня Морозова". 1887 г.Странник с посохом написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское.

Рука странника с посохом.В.И. Суриков. 1884-1887 гг. Холст, масло, 25 х 34,7. Этюд для картины «Боярыня Морозова» 1887 г., находящейся в Государственной Третьяковской галерее.Справа вверху подпись: В. Суриковъ.Приобретена в 1927 г. у Е. С. Карензиной.Произведение записано в инвентарной книге Государственной Третьяковской галереи под номером 25580.http://www.tez-rus.net/ViewGood21656.html

Странник.И.Е. Репин. Бумага, итальянский карандаш. 41 x 33 см.Эскиз к картине "Боярыня Морозова" Государственная Третьяковская галерея, Москва

Странник. И.Е. Репин. 1881Странник.Суриков Василий Иванович (1848 - 1916). 1885 г. Холст, масло. 45 x 33 см. Этюд для картины "Боярыня Морозова"Государственная Третьяковская галерея

Странник. Василий Иванович Суриков. 1886 г. Бумага, акварель, графитный карандаш, 33 x 24.Этюд для картины "Боярыня Морозова" Государственная Третьяковская галереяПриобретен в 1940 г. у К.В. Игнатьевой

Образ странника в декоративно-прикладном искусстве

Странник. Эскиз мужского костюма к опере "Рогнеда", рассказывающая об одном из эпизодов истории Киевской Руси. Москва, Московская опера С.И. Зимина.Щекотихина-Потоцкая Александра Васильевна. 1916 г. Серая бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь. 30,8 х 23,5.Государственный центральный театральный музей имени А.А.БахрушинаГоскаталог музейного фонда России

Странник. Эскиз мужского костюма к опере "Рогнеда", рассказывающая об одном из эпизодов истории Киевской Руси. Москва, Московская опера С.И. Зимина.Щекотихина-Потоцкая Александра Васильевна. 1916 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь. 20,7 х 14,1; 22 х 15,7 (подложка).Государственный центральный театральный музей имени А.А.БахрушинаГоскаталог музейного фонда России

Странник. Гипс, роспись полихромная.8,3 х 3,2 х 3,4 Странник. Фарфор, роспись надглазурная. 7,7 х 3,2 х 2,6. Странник. Фаянс, роспись подглазурная8,7 х 3,3 х 2,7
Странник. Фарфор; роспись надглазурная7,8 х 3,4 х 2,9

Скульптуры "Странник"

Организация-изготовитель:Производственный образец НЭКИН

Место создания: Московская область, район Гжели (?)

Период создания: 1930-е годы (?)

Местонахождение: ФГБУК «Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства»

Госкаталог музейных фондов России

Странник (Старик в шубе). Гипс, роспись полихромная9,1 х 3,8 х 3,2

Образ паломников в фотографии см. в статье: Русский паломник XIX века. Л.Н. Блинова

ros-vos.net


Смотрите также