Страшный суд в русской живописи. Картина суд


Описание картины Михаила Врубеля «Суд Париса»

Описание картины Михаила Врубеля «Суд Париса»

Михаил Врубель один из тех русских художников, который стал отцом русского модерна. Именно элементы модерна, мастер использовал для создания уникального шедевра «Суд Париса». Врубель применял более точные линии, орнаменты, имеющие скрытый и глубокий смысл, к этой технике еще добавилась и каллиграфичность.

Картина Врубеля выполнена по сюжету известного мифа в древнегреческой мифологии, согласно которой пастух Парис принимает решение о наказании трех богинь. Шедевр скрывает в себе последствия решения, который принял Парис, а последствием стала Троянская война.

Если рассмотреть картину, то можно увидеть, что в левой части перед зрителем предстает прекрасное небо, на облаках которых расположилась прекрасная Юнона, обещавшая Парису предоставить власть над Азией. В море виднеются юноши, которые имеют хвосты как у русалок, а справа расположена богиня мудрости Минерва, пообещавшая Парису славу в обмен на получение заветного яблока. В центре триптиха можно увидеть самого Париса, который пасет овец, а впереди греется на солнце прекрасная Венера. На картине изображен и амур, который удивительным образом оседлал дельфина и держит над головой Венеры заветное и желанное яблоко. Богиня красоты пообещала Парису взаимную любовь и радость, и Парис не смог отказаться от искушения познать любовь.

Картина выполнена в стиле эпохи Возрождения и в приглушенных сиреневых тонах, что в дальнейшем не понравилось заказчику картины. Это изображение известной сцены из мифологии, дарит пищу для размышления о жизни, любви и славе. Каждый зритель, смотрящий на картину возможно осуждает Париса, который передал яблоко Венере, может быть он должен был сделать другой выбор и тем самым избежать кровопролитной войны.

opisanie-kartin.com

Страшный суд (картина) - это... Что такое Страшный суд (картина)?

 Страшный суд (картина)

Существует несколько картин, изображающих Страшный суд:

Галерея

Категории:
  • Многозначные термины
  • Картины с одинаковыми названиями

Wikimedia Foundation. 2010.

  • В турецкой покойницкой (картина)
  • Gokusen Original Soundtrack 2 (дорама)

Смотреть что такое "Страшный суд (картина)" в других словарях:

  • Страшный суд — У этого термина существуют и другие значения, см. Страшный суд (картина) …   Википедия

  • Страшный суд (триптих Босха) — У этого термина существуют и другие значения, см. Страшный суд (картина) …   Википедия

  • Страшный суд (Босх) — У этого термина существуют и другие значения, см. Страшный суд (картина). Рай …   Википедия

  • СТРАШНЫЙ СУД — (греч. ή ήμέρα τής κρίδεως, ср. англ. Doomsday, «день судный», лат. iudicium universale, «вселенский суд»; нем. das jüngste Gericht, «последний суд»), в христианской эсхатологии предстоящий в «конце времён» суд вторично пришедшего Иисуса Христа… …   Энциклопедия мифологии

  • Страшный суд (Мемлинг) — …   Википедия

  • Страшный суд — Страшный суд, Судный день в эсхатологических религиях и верованиях последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды первым и наказания последним. Представления о Страшном суде в христианстве В …   Католическая энциклопедия

  • Страшный суд — По религиозным представлениям: суд, который якобы будет устроен Богом над всеми людьми (живыми и мёртвыми), когда наступит конец света. Но торжеством его искусства была одна картина… в которой изобразил он святого Петра в день страшного суда, с… …   Фразеологический словарь русского литературного языка

  • Страшный суд Христов — О страшном суде Своем говорит сам Иисус Христос: Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения (Иоан.5:28 ,29). Отсюда видно, что… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Суд Синедриона. «Повинен смерти» — Н. Н. Ге Суд Синедриона. «Повинен смерти», 1892 Холст, масло. 201,3×297,5 см …   Википедия

  • Последний Суд — Страшный суд (Микеланджело, фреска в Сикстинской капелле, 1537 1541 гг.) Страшный суд, Судный день в эсхатологических религиях и верованиях последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды… …   Википедия

biograf.academic.ru

Изображение «Страшного Суда» в монументальной живописи. « Иконописное отделение СПбДА

Изображение «Страшного Суда» в монументальной живописи.  

Традиции византийского искусства.

   Богословское основание пространственных представлений эпохи и религиозного сознания отражаются в иконографии «Страшного суда». Немаловажным является и отношение эпохи к сюжетной стороне «Страшного суда» в монументальной живописи, которая через свои зримые образы должна была доносить наиболее важные положения христианского вероучения. Изображение «Страшного суда» показывает грядущий конец мира — вселенский Страшный суд, который будет осуществлён Иисусом Христом во время Его Второго пришествия. Композиция повествует картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мёртвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников. Необходимо отметить важную особенность изображений «Страшного суда»: они создаются не для того, чтобы запугать человека, но призваны заставить задуматься его над своими грехами; не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния.

Евангелист Иоанн Богослов. Ростов. 16 в.

Мысль о кончине мира и Страшного суда никогда не покидала человеческое сознание и принадлежит всегда к числу вопросов животрепещущих. Книга «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова»  и многочисленные Апокрифы своими таинственными символами и загадочными образами, сильно воспламеняло  воображение и мысль, давали пищу хилиастическим (греч. χιλιασμός —  тысячелетие) толкам. Связь старинной письменности искусства подмечена  еще учеными прошлых веков —  Ф.И. Буслаевым, Н.В. Покровским [3;5]. В разработанной форме иконография «Страшного суда» основана на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творениях св. Отцов (Ефрема Сирина, Палладия Мниха, Кирилла Александрийского), «Жития Василия Нового» и других произведениях византийской литературы, а так же в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов [5].  Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций «Страшного суда», было «Житие Василия Нового» (Х в.), в котором содержится рассказ о видении рая и ада благочестивой Феодорой. Вознесенная на небо душа Феодоры видит Небесный Иерусалим, а также мучения грешников. Видение пророка Даниила (Дан.10-12) — в сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей.

Фреска. Успенский собор во Владимире. 1408 г. 

Эти звери символизируют «погибельные царства» — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе —  в образе грифона, третье — в образе льва, четвёртое —  в образе рогатого зверя. Огненный поток известен по так называемому апокрифу «Откровение пресвятой Богородицы». В списках «Откровения», начиная с XII века, указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие — по грудь, и лишь третьи — по шею», в зависимости от степени их вины. «Апокалипсис» говорит о грядущих событиях конца мира и о Страшном суде сокровенно, в образах, но в святоотеческих толкованиях, богослужебных текстах, а особенно в иконографии, картина грядущего становится вполне наглядной.  Руководством к уразумению этого писания на востоке, был Андрей Кесарийский  (IV в.), от  толкований которого во многом зависело понимание текста, отразившееся в иконографии «Страшного суда».

Мозаика церкви Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне, VI век

Традиции изображения «Страшного суда» восходят к IV в. — живописи христианских катакомб,    где прообразом служила изображение Евангельской сцены «Воскрешение Лазаря» [2].  Затем в раннехристианском искусстве V-VI вв. формируются отдельные части повествовательного изображения, когда в состав мозаичного декора храмов включались отдельные эпизоды Евангелия и Откровения Иоанна Богослова. Первоначально «Страшный суд» изображался в двух формах: история отделения овец от козлищ и притче о десяти девах (церковь Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне, VI век). 

Этимасия. Мозаика баптистерия Православных в Равенне. 5 в.

Здесь мы также можем встретить композицию «Христос во славе» как образ Второго Пришествия, предсказываемого в «Откровении» (церковь Сан Витале в Равенне, VI век), изображение «Престола уготованного», или «Этимасия» (греч. ἑτοιμασία – готовность), на который Христос воссядет для того, чтобы вершить Последний суд (Православный баптистерий в Равенне, третья четверть V века) [9, c.34].

   Смысл иконописного изображения как объекта молитвенного поклонения раскрывается в догматическом определении седьмого Вселенского собора 787 года [5,с.15]. В данный период начинает формироваться в Византии иконографический канон — совокупность правил и норм, регламентирующих написание икон, в своей основе содержит концепцию образа и символа. Иконографический канон фиксировал и закреплял те особенности иконографических изображений, которые отделяли горний мир от земного. [10,с.46]. Развитие иконописания, изменения в художественном стиле — все это неразрывно связано с литургической жизнью  Церкви, с уровнем евхаристического (греч. ευχαριστια — благодарение) благочестия церковного народа. Одним из очевидных отличий храмовой росписи от иконы является то, что фреска живет вместе с храмом, стареет, реставрируется вместе с ним и погибает вместе с ним. Иконографические сюжеты распределяются в храме в зависимости от смысла и значения каждой его части и её роли в богослужении. Важным является указание на место расположения композиций «Страшного суда» – как правило, западная стена, либо нартекс.

Иконография «Страшного Суда» складывается в византийском искусстве в XI-XII вв. Период включает в себя «македонское возрождение» и «комниновское возрождение» и завершается эпохой Латинской империи (1204г.). Эсхатологические (греч. εσχατον — край, конец, предел; λογος — учение) темы правления антихриста, Второго пришествия Христа, воскресения мертвых и Страшного суда не получили широкого распространения в византийской Апокалиптике  (от греч. apokaluyi — откровение) [8].  

Сонм праведников предстоящих престолу Божиему. Фрагмент фрески Страшного Суда. Храм Успения Пресвятой Богородицы.. Западная апсида; Грузия. Атени. 11 в.

Первостепенное значение для истории всего мира в данном жанре литературы получили события и войны христианских императоров, происходившие на востоке империи. Наиболее выдающимися примерами сохранившихся комплексов монументальной живописи данного времени могут быть названы: росписи в притворе церкви Панагии Халкеон в Салониках (1028 г.), фрески церкви Мавриотиссы в Кастории  (1082 г.), росписи Бачковской   костницы в Болгарии (основан в 1083 г., фрески XI-XIV в.) и собора в Отранто (1163 г., мозаики пола) [6].

 

Из наиболее известных памятников византийского мира изображение «Страшного cуда» можно найти в Грузии – в Давидо-Гареджийском монастыре Удабно на западной стене находится сильно поврежденная фреска XI в.; к тому же времени относятся плохо сохранившиеся фрески «Страшного суда» в Атени. Фрагменты «Страшного суда» середины XII в. сохранились в небольшой церкви в Икви. На Руси известно наиболее раннее фресковое изображение «Страшного суда» в Кирилловом монастыре в Киеве (1170-е гг.), в Георгиевском соборе

Георгиевский собор в Старой Ладоге (80-е гг. XII в.Роспись западной стены.

Старой Ладоги (80-е годы XII в.), в церкви Спаса Нередицы в Новгороде (1199 г.), в Дмитровском соборе во Владимире (конец XII в.). В Западной Европе традиция иконографии «Страшного суда» не прерывалась на протяжении всего средневековья, продолжаясь в миниатюрах рукописей, стенописи, скульптуре. 

До XI столетия территория Западной Европы — часть единого религиозного христианского мира. Условно именуемые по франкским династиям меровингская (по VIII век) и каролингская эпохи составляют дороманский период, за которым следует оттоновская эпоха (X- начало XI вв.), начинающая периодом романики как первый период сложившегося, вполне целостного западноевропейского церковного искусства,  в то же время  последний период на Западе, когда  изобразительное искусство следовало православным традициям. Известны своим изображением «Страшного суда»: церковь Сант-Анжело-ин-Формис в Капуа (последняя четверть XII века), также грандиозные мозаики базилики  Торчелло в Венеции (ок. 1200 г.). Традиционный вариант композиции включает в себя большое количество изображений, которые можно сгруппировать по трем темам: первое — второе пришествие Христово, воскресение мертвых и суд над праведными и грешными, второе — обновление мира, третье — торжество праведников в небесном Иерусалиме. Данная композиция захватывала воображение христиан и становилась важной частью общей картины мироздания, носила поучительный характер, способствовала миссионерскому повествованию.

Дмитровский собор во Владимире (1194г.). Фрески на северном и южном склонах центрального нефа.

Рассмотрим  иконографическое решение изображения «Страшного суда»: в центре композиции изображается Христос — судья мира. Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча — ходатаи за людей. У их ног Адам и Ева — первые люди на земле. По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шести с каждой стороны) с открытыми книгами в руках. За апостолами ангелы — стражи небесные. Под апостолами — народы идут на суд. Справа от Христа — праведники, слева — грешники. Ниже Христа — судьи мира, пишется престол. На нем одежда Христа, крест, орудия страстей и раскрытая «книга бытия», в которой по легенде записаны все слова и дела людей. Еще ниже бывают представлены: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает «праведные души в руце Божией», и здесь же, неподалеку, весы «мера дел человеческих».

Страшный суд. Море и земля отдают своих мертвецов, животные — съеденных людей. 

Около весов происходит борьба ангелов с дьяволами за душу человека, которая часто присутствует тут же, в виде обнаженного юноши. В нижней части композиции обычно следуют сцены: «Земля и море отдают мертвецов», «Видение пророка Даниила» и композиции рая и ада. Земля представляется в виде темного круга, обычно неправильной формы. В центре земли сидит полуобнаженная женщина, олицетворяющая землю. Женщину окружают поднимающиеся из земли фигуры людей — «воскресшие из мертвых». Звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали. В море, окружающем землю, плавают рыбы. Они, так же как и звери на земле, отдают воскресших на суд Божий.

Рай. Фреска. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Снетогорском монастыре (1313 г.). Росписи западной части собора.

 Рай в образе священного города — «Горнего Иерусалима» с блаженствующими в нем праведниками, пишется почти всегда вверху. Рай бывает представлен несколькими сюжетами: «Лоно Авраамово» — старцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников, сидящие среди райских деревьев; изображение на фоне деревьев Богоматери на престоле с двумя ангелами и   благоразумным    разбойником по сторонам; изображение врат рая, к которым   подходят праведники,    возглавляемые  апостолом  Петром с ключом от рая в руке. Особенно большое внимание уделяется в сценах «Страшного суда» образам ада. Ад изображается в виде «гиенны огненной», со страшным зверем, на котором сидит Сатана — господин ада, с душой Иуды в руках.

Страшный Суд.Собор Санта-Мария-Ассунта, ТорчеллоОк. 1200 г.

Вариации его незначительны: так, морское чудище может быть одноглавым, напоминающим тритона с головой зверя (иконы из монастыря св. Екатерины на Синае), или двуглавым, пожирающим обеими головами грешников, как, например, в мозаике Торчелло. Познее здесь изображли Левиафана, мифическое животное, в котором соединены черты дракона и морского змея (собор в Ватопеде, XIV в.). Характерная иконографическая особенность изображения сатаны: его фигура часто изображается в самом темном углу храма, куда никогда не проникает луч дневного света; иногда сатана расположен на грани стены: художник стремится рассечь, пресечь злую силу. В особых клеймах показаны грешники, подвергаемые различным мучениям. Сцены наказания грешников в ранней иконографии Страшного Суда не содержат изображений индивидуальных наказаний. Позднее, например, в церкви Спаса в Дечанах (1335-1350 г.),  все грешники и виды грехов поименованы. В композицию «Страшного суда» привносятся и другие детали [1, c.121-124].

Изображение «Страшного суда» на западной стене храма в Тимотесубани.

   Захват и разграбление Константинополя крестоносцами привели к разрушению централизованной системы культуры православного мира, сложившейся в послеиконоборческий период. С разорением Константинополя, художественные импульсы которого питали искусство провинций и стран, находившихся в сфере церковного влияния Византийского искусства, усилилась активность местных школ Сербии, Болгарии, Грузии и Руси.  XIII век стал временем сложения самостоятельных национальных форм православного искусства, чему в значительной мере способствовали греческие художники, эмигрировавшие с захваченных крестоносцами территорий. Так параллельно с византийским искусством формировалось иконография «Страшного суда»  в христианских странах Закавказья: от эпохи благоверной царицы Тамары сохранилось несколько памятников, в том числе – грандиозная композиция (первая четверть XIII в.) [9, c.143-145].   О монументальной столичной живописи первой половины XIII в. можно составить представление по фрескам Сербии, где на протяжении полувека по заказам архиепископа Саввы и сербских владетелей работали лучшие художники. Наиболее выдающиеся примеры храмов с композицией «Страшного суда» школы Рашки – это монастырские соборы:  Великой Успенской Лавры Студеница (80-е, 90-е гг. XII в.), монастырей  Жича  (XIII в.), Милешева (около 1234 г.) и Сопочан(1272-1276 гг.) [10, c. 65-69]. Работам сербских живописцев свойственна монументальность. Появились новые для византийского искусства черты: задушевность образов, лирическое чувство, привносящие в изображение личностное начало. В росписях сознательно отказываются от линейной стилизации, столь распространенной в живописи позднего XII века.

Фреска «Страшный Суд». Монастырь Милешева. Сербия. Фрагмент.

Черты национального сербского стиля решительно выступают на первый план в росписи церкви Вознесения монастыря Милешева, основанного королем Владиславом [9, c.136]. Сильное влияние византийское искусство оказало и на культуру латинского Запада, куда было вывезено из Константинополя много произведений изобразительного искусства. Из примеров изображения «Страшного суда» в монументальной живописи Запада назовем лишь некоторые: росписи в церкви святого Георгия в Оберцелле на наружной стене апсиды, в монастыре Донна Регина в Неаполе (1293 г.), в церкви Сан Пабло в Касересе (около 1200 г.), во флорентийском баптистерии (1225-1228 гг.).

   Собственно в XIV веке изображения «Страшного суда» можно встретить в ряде балканских (церковь Богородицы Левишки в Призрене, 1307-1313 гг.; церковь Богоматери в Грачанице,1321 г.;церковь Спаса в Дечанах 1335-1350 гг.; росписи Григориевой церкви Софии Охридской ) и греческих памятников (церковь Митрополии в Мистре, начала XIV в.; собор в Ватопеде, XIV в.).

Страшный СудКахрие Джами, монастырь ХораОк. 1316–1321 гг.

Главный столичный ансамбль – монастырь Хора (Кахрие-Джами, 1321г.),  по которому можно судить о восприятии греческими мастерами темы конца времен.  Почти во всех случаях «Страшный суд» изображается в нартексе. Исключение составляет знаменитая роспись Кахрие — Джами, где композиция «Суда» помещается на своде придела в центральной части, исполненная на темном фоне.  Искусство мозаик Кахрие Джами — это византийское искусство, его нельзя расценивать мерой византийской эстетики XI—XII веков, и точно так же, несмотря на его точки соприкосновения с Италией, его нельзя мерить мерою итальянского треченто.

Страшный СудКахрие Джами, монастырь Хора. Ок. 1316–1321 гг.

В композиции из Кахрие-Джами главная идея не столько догматическая, сколько повествовательная, их создателей занимал не столько символический смысл легенды, сколько чувственная наглядность, не столько иерархия образов, сколько их последовательность во времени [9, c.160]. Изображение «Христа во славе» помещено в центре, по сторонам от него — Богоматерь и Иоанн Предтеча, просящие за грешников. Вверху — ангел, сворачивающий небо. На парусах и арках помещены сцены небесного мира; некоторые из них не совсем обычны, как, например, изображение трех мужчин, несущих на плечах Ковчег Завета в Храм царя Соломона. Отчетливое деление сцены «Страшного суда» на две части, сопоставление светлых и темных участков росписи напоминают о действительном разделении мира после Второго пришествия [8, c.100].

   Отметим некоторые ренессансные фрески, например, сюда можно отнести произведение Джотто переходной эпохи в капелле дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1305 г.). «Страшный суд» на южной стене пизанского Кампо Санто (вторая половина XIV в.), наконец, произведение Микеланджело на восточной стене Сикстинской капеллы. Надо отметить, что литература запада «скуднее», чем литература Востока в развитии темы «Страшного суда», которая не выходит из схемы. Западные учения «более затемняли, чем уясняли евангельское учение о Страшном суде», т.е. абстрактное рассуждения и не видно попытки цельного и всестороннего раскрытия идеи [4, c.11].

   Во времени упадка политической жизни Византии сохраняются значительные центры поствизантийского искусства. Это, прежде всего, критская школа иконописи и Афон [10, с.53]. Иконописное наследие изображения «Страшного суда» связано с рядом фресок в Египте — монастырь св. Екатерины в Синае (XVI в.), в Румынии — монастырь Воронец в Буковине (1547 г.), в Сербии — монастырь Крушедол (XVII в.). Афон сделался хранителем церковных преданий Византии, замкнутым уголком, куда не заходили ни влияния Запада, ни смуты политические, ни нововведения церковные. XVI век представляет блестящую эпоху в живописи Афона. Однако в общем плане композиции «Страшного суда» есть важное расхождение, связанное со смешением Второго Пришествия Христа со Страшный судом, которые различаются в византийском искусстве (собор Андреевского скита на Святой Горе Афон; Лавра прп. Афанасия). По мнению Н.В. Покровского, изображение Второго Пришествия в виде отдельно художественного повествования сближает восточно-христианское искусство с церковным искусством Западной Европы [5].

Фрагмент росписи трапезной монастыря Дионисиат. Афон. 16 в.

 Здесь необходимо отметить, что иконописная традиция с XV в., или даже раньше, различала изображения «Апокалипсиса» и «Страшного суда». «Страшный суд» мог быть либо частью «Апокалипсиса», как это видно, например, в росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1405г.), выполненной Феофаном Греком,   либо существовать обособленно от него. В греческой монументальной живописи несколько циклов к  «Откровению Иоанна Богослова»  было создано в афонских монастырях, наиболее ранним из которых является роспись в трапезной монастыря Дионисиат (1563 – 1568гг.),  также росписи трапезной в Дохиаре (1676 – 1700гг.) и экзонартекса собора в монастыре Ксенофонт (1632-1654гг.).  Н. В. Покровский упоминает росписи в экзонартексах соборных храмов Лавры прп. Афанасия (1535г.), монастырей Каракал (1750г.), Филофея (1752г.) и Зограф (1817г.). Афонские апокалипсические циклы в свою очередь стали образцами для стенописей Румынии и Болгарии XVIII-XIX вв. Некоторые композиции практически полностью повторяют гравюры западноевропейских мастеров, таких как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, другие переработаны в соответствии с традициями поствизантийского  искусства. При этом и те, и другие памятники могут использовать видения пророков Даниила и Иезекииля, повествующие о конце времен. «Апокалипсические» мотивы могут присутствовать на изображение «Страшного суда» наравне с образами из упомянутых видений. Иными словами, «Суд» как часть «Апокалипсиса» сам может включать в себя «Апокалипсис» в качестве своей части. Так в сборнике наставлений и указаний по иконописи, составленном в начале XVIII века греческим иконописцем Дионисием Фурноаграфиотом, встречаются указания, как следует изображать «Апокалипсис» и «Страшный суд». Художник описывает 24 сцены из «Откровения», но в своем описании он во многом следует гравюрам Ганса Гольбейна [7]. Думаю, стоит сказать, что в XVI-XVII вв. заметно стремление художников отказаться от разделения поля иконы на многочисленные части и связать все обилие изображений «Страшного суда» в одно целое, о чем пишет Н.В. Покровский [5] .  

Успенский собор Московского кремля (1481г.,1513-1515гг.,1642-1643гг.)Роспись западной стены.

Иконография монументальной живописи, разработанная византийскими теологами, в течение долгих столетий была целиком воспринята кругом стран Балканского полуострова, Западной Европы и Руси. Особенности стиля, изобразительный язык, технические навыки, которые в дальнейшем совершенствовались и изменялись, приобретали в каждой школе свои черты и особенности.  Византийская основа сюжета «Страшного суда»  сохранилась в неприкосновенной целости в древних памятниках искусства, не видно здесь серьезных попыток не только в развитии идеи, но даже к видоизменению готовой схемы. Условия места, вызываемые необходимостью своеобразного размещения отдельных частей картины, но эта своеобразность имеет механический характер и не обнаруживает следов художественной концепции. Некоторые признаки развития картины «Страшного суда» обнаруживаются лишь в памятниках XV-XVIII веков.

Спасо-Преображенский собор ярославского Спасского монастыря (1563 г.). Роспись западной стены

Церковь Воскресения Христова на Дебре в Костроме (1651-1652 гг.). Василий Ильин. Фреска южного люнета восточной стены западной галереи.

Библиографический список

 

  1. Антонова В.И. Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т. 2. XVI – нач. XVIII в. М., 1963.
  2. Бобров Ю.Г. Основы иконографии памятников христианского искусства. М.: Издательский дом Художественная школа, 2010.
  3. Буслаев Ф. И. Изображения Страшного суда по русским подлинникам // Буслаев Ф. И. Сочинения. Т. 2. СПб, 1910.
  4. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. СПб: Лига Плюс, 1999.
  5. Покровский Н. В. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства // Труды VI Археологического съезда в Одессе. Т. 3. Одесса, 1887.
  6. Протоиерей Николай Погребняк Иконография Страшного суда // Московские Епархиальные Ведомости: сетевой журн. 2014. URL: http://www.mepar.ru/library/vedomosti/34/51/ (дата обращения: 08.03.2014).
  7. Православная энциклопедия. Т. XXIV (Иоанн Воин – Иоанна Богослова Откровение). М., 2010.
  8. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Поздний период . Т.2. СПб: Азбука, 2010.     
  9. Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1. М., 1947.
  10. Игумен Александр Федоров Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. СПб: Сатисъ, 2007.

 

Анастасия Мелих, 3 курс. 

icon.spbda.ru

Рубенс — «Суд Париса» - Описание картины Рубенса

Июль 25, 2014

„Произведения Рубенса отличались от работ его предшественников, прежде всего, утонченным колоритом... Впечатление от его картин сравнимо с чувством, которое пробуждает в нас букет полевых цветов” Джошуа РейнолдсЭти слова в полной мере можно отнести и к картине «Суд Париса».

картина Рубенса «Суд Париса»

Суд Париса

1635-1638 | 144,8х193,7 см | дерево, масло | Национальная галерея, Лондон

На сегодняшний день известны две картины Рубенса, на написание которых его вдохновил известный миф о яблоке раздора. Первая из них была написана художником в молодости, во время поездки в Италию, вторая же, в которой вновь отчетливо проявляется влияние Тициана, относится к последнему периоду его творчества.

С одной стороны, обращение Рубенса к этой теме позволяло ему вступить в своеобразный художественный диалог с античными живописцами и художниками итальянского Ренессанса, у которых она пользовалась большой популярностью, и это в какой-то мере удовлетворяло его профессиональные амбиции. С другой стороны, это был прекрасный повод лишний раз поупражняться в изображении обнаженной женской натуры.

Богиня раздора Эрида, в отместку за то, что ее не пригласили на свадьбу Пелея и Фетиды, подбросила гостям яблоко, на котором было написано: «Прекраснейшей». На яблоко оказалось три претендентки, и Зевс коварно предоставил право выбора Парису, сыну троянского царя Приама. Какие только блага ни сулили богини своему судье!

Гера обещала Парису землю и богатство, Афина — победы в войнах, Афродита же обещала наградить его любовью той женщины, которую он выберет, и в качестве примера привела красавицу Елену, дочь спартанского царя Менелая. Парис, конечно же, объявил победительницей Афродиту, а после этого отправился в Спарту, похитил царевну и привез ее в Трою. Так была развязана троянская война...

Картина Рубенса «Суд Париса» представляет сцену суда и не дает даже намека на ужасные события, последующие за тем, как сын Приама вынесет свой вердикт. И это замечательно! Перед нами — милая пасторальная сценка с Парисом и Меркурием в роли пастухов и прекрасными обнаженными богинями в образах пастушек.

Тем не менее, Рубенс не дает нам забыть о том, что на картине изображены мифологические персонажи: Геру он изображает с ее верным спутником — павлином, Афину — с эгидой (щитом с изображением головы Горгоны) и шлемом, а Афродиту — в сопровождении Купидона, хотя его, похоже, мало интересует происходящее...

Кстати, сегодня не подвергается сомнениям тот факт, что богиню любви Рубенс писал со своей второй жены — Елены Фоурмен. Ее же мы видим и на картине «Сад любви»  — в центре композиции, как и в «Суде Париса», но на сей раз лицом к зрителю.

Картины Рубенса, описание

картина рубенса «снятие с креста»Снятие с Крестакартина рубенса «вознесение Богоматери»Вознесение Богоматерикартина рубенса «похищение дочерей Левкиппа»Похищение дочерей Левкиппакартина рубенса «Охота на львов»Охота на львовкартина рубенса «Крестьянская свадьба»Крестьянская свадьбакартина рубенса «Пейзаж с замком»Пейзаж с замком

Поделиться ссылкой в социальных сетях

www.filoli.ru

Страшный суд в русской живописи

Страшный суд – суд Господа Иисуса Христа над всеми существовавшими на земле людьми, живыми и мертвыми, который состоится при Его Втором пришествии. При этом мертвые воскреснут, а живущие изменятся (1Кор. 15:51-52), и каждому будет определена вечная участь по его делам (Мф.25:31-46, 2Кор. 5:10) и словам (Мф.12:36).

"В изображениях русских художников (Васнецова, Рублева и т. д.) Страшный суд, несмотря на его торжественность и строгость, обнаруживает какие-то смягчающие эту строгость черты, как вера в благость Божию, надежда на прощение". С.М. Алфеев.

Страшный суд.Васнецов В.М. 1885-1896 г. Холст, масло 290 х 277.Картон для росписи западной стены главного нефа Владимирского собора в Киеве. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Страшный суд. В.М. Васнецов. 1890-е годы. Бумага, акварель, картон.Дом-музей В. М. Васнецова

Страшный Суд. В.М. Васнецов. 1904 г.Картина для храма св. Георгия Победоносца (Гусь-Хрустальный) исполнена по заказу мецената и стеклопромышленника Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, построившего храм.В нижней части картины (у кромки), в две строки: Виктор Васнецовъ / Москва 1904 г. 21 марта.

Картина «Страшный суд», также предназначавшаяся для Георгиевской церкви, в начале была выставлена в 1904 году в самом Историческом музее, а вслед за этим эскиз картины в натуральную величину экспонировался в Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Уже тогда критики благосклонно отнеслись к затее Ю. С. Мальцева. Так, известный критик искусств П.П. Гнедич в журнале «Художественные сокровища России» за 1905 год писал: «Впечатление ошеломляющее… Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное — наши старые, московского письма, иконы… Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцева, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников… Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда». А известный русский православный библеист и церковный писатель Иоанн Соловьев говорил, что картина «Страшный Суд» «исполнена… согласно древним иконописным подлинникам, картина дышит, так сказать, духом церковности». Неизвестный Васнецов

Сошествие во ад.Предположительно роспись работы В.М. Васнецова.Ильинский храм с. Терновка Запорожской областиХрам был построен при содействии помещика Ильи Протопопова в 1908-1910 гг., по другим данным в 1903-1904 гг.

Страшный суд.По мотивам росписи В.М. Васнецова во Владимирском соборе Киева. Богородично-Казанский храм в Тольятти 

Страшный суд.Клавдий Васильевич Лебедев.Церковно-археологический кабинет МДА

Страшный суд.Ф.А. Бруни. Идеей о всемогуществе Бога проникнута эта роспись Исаакиевского собора. Колористически выделенной локальными красно-бело-синими тонами фигуре Иисуса Христа подчинены призрачные фигуры возносящихся в Рай праведников и низвергающихся в ад грешников. Непривычно яркое для палитры Бруни цветовое решение было вызвано необходимостью согласовать живопись с пышным, ярким оформлением главного иконостаса. Фото Петербурга

Ангел Страшного суда.Василий Кандинский. 1911 г. Холст, масло, 64 x 50 см. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен, Германия 

Страшный суд.В.В. Кандинский. 1910 г. Холст, масло, 50×30 см

Ангел Страшного cуда.В.В. Кандинский. 1911 г. Картон, масло, 64×50.Швейцария, коллекция Мерцбахера

Ангел Страшного суда.В.В. Кандинский. 1911 г. Роспись на стекле, 26×17.Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе

Страшный суд.В.В. Кандинский. 1912 г. Частная коллекция

ros-vos.net

Суд Париса (картина) - это... Что такое Суд Париса (картина)?

 Суд Париса (картина) Категории:
  • Многозначные термины
  • Картины с одинаковыми названиями

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Франсуа де Бофор
  • Пакгауз

Смотреть что такое "Суд Париса (картина)" в других словарях:

  • Суд Париса — «Суд Париса», Лукас Кранах Старший, ок. 1528, музей Метрополитен, Нью Йорк Суд Париса с …   Википедия

  • Снятие с креста (картина Рубенса) — Питер Пауль Рубенс Снятие с креста, 1612 Kruisafneming Дерево, масло. 420,5×320 см Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен …   Википедия

  • Тарквиний и Лукреция (картина Рубенса) — …   Википедия

  • Самсон и Далила (картина Рубенса) — …   Википедия

  • Сад любви (картина Рубенса) — …   Википедия

  • Успение Пресвятой Девы Марии (картина Рубенса) — …   Википедия

  • Похищение дочерей Левкиппа (картина) — Питер Пауль Рубенс Похищение дочерей Левкиппа, ок. 1617 1618 …   Википедия

  • Пан (картина Врубеля) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пан …   Википедия

  • Парис — Суд Париса. Картина П. П. Рубенса. 1638 1639 гг. Суд Париса. Картина П. П. Рубенса. 1638 1639 гг. Парис в мифах древних греков троянский царевич, сын Приама и Гекубы. В споре между тремя богинями Герой, Афиной и Афродитой о том, кто из них… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Парис — (Paris, Πάρις, Αλέξανδρος). Второй сын Приама и Гекубы. Он был воспитан на горе Иде пастухом и получил имя Александра, т. е. “защитника мужей”, за то, что защищал стада и пастухов. На горе Иде он женился на дочери речного бога Эноне, но затем… …   Энциклопедия мифологии

dic.academic.ru

«Суд Камбиса» картина написана 500 лет тому назад, но приводит в ужас служителей Фемиды и сегодня

«Суд Камбиса».(1498). Автор: Давид Герард.

«Суд Камбиса».(1498). Автор: Давид Герард.

Картина нидерландского художника Давида Герарда «Суд Камбиса», отразившая сдирание кожи с продажного судьи, относится к жанру назидательных изображений, весьма популярных в средневековье в западноевропейской живописи. Это произведение было предназначено для зала суда, дабы служить напоминанием служителям Фемиды об их долге и присяге.

Сюжет полотна из глубин античности. «История» Геродота

Геродот Галикарнасский - «отец истории» .(484-425 г.г. до нашей эры)

Геродот Галикарнасский - «отец истории» .(484-425 г.г. до нашей эры)

Сюжет этого произведения основан на истории, описанной Геродотом в его трактате, которая вкратце гласит: "За то, что этот судья, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и с живого содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло кожей судьи, Камбис назначил судьей вместо судьи Сисамна его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит."

А произошло это событие, описанное древнегреческим историком, в 530 – 522 годах до нашей эры в Персии во время царствования правителя из династии Ахеменидов – Камбиса II.

«Суд Камбиса».(1498). Автор: Давид Герард.

«Суд Камбиса».(1498). Автор: Давид Герард.

Но художник Давид Герард, живший в 15 веке, не ставил перед собой цель отразить ту далекую эпоху достоверно в том далеком времени. Он просто взял древний сюжет и перенес в современном ему мир. А именно, в 1498 год, о чем гласит надпись на стене. Да и действующих лиц он писал со своих современников в одеждах, соответствующих времени средних веков. И на дальнем плане в проемах видны торговые ряды Брюгге - средневековые постройки, сохранившиеся до нашего времени.

События, изображенные художником, происходят в двух временных срезах. Поэтому художник использовал популярную в те времена форму живописного полотна - диптих. Обе части которого явились последовательным описанием сюжета, где изображен персидский правитель Камбис и многочисленные свидетели ареста и экзекуции нерадивого судьи. Живописец мастерски решил композиционную задачу и последовательно "рассказал" эту историю в красках. Для этого ему понадобилось целых четыре года.

Изображение, написанное на двух деревянных досках темперой, достаточно масштабно. Так, левая половина имеет размеры 182 x 159 сантиметров, а правая - 202 х 178 сантиметров.

 «Суд Камбиса». Фрагмент. Автор: Давид Герард.

«Суд Камбиса». Фрагмент. Автор: Давид Герард.

На заднем плане в левом верхнем углу автор изобразил крыльцо, на котором виден человек, протягивающий судье кошель с деньгами - это начало истории.

Ниже к центру видим сцену ареста судьи Сисамна, уличенного во взятке. Сам правитель Камбис перечисляет взяточнику на пальцах случаи, когда тот пользовался служебным положением и судил неправомерно. За спиной видим стражника, крепко держащего "вершителя закона" за руку, и сына судьи, который и станет преемником его должности в скором будущем.

 «Суд Камбиса». Фрагмент. Автор: Давид Герард.

«Суд Камбиса». Фрагмент. Автор: Давид Герард.

Справа на диптихе изображена непосредственно ужасная казнь, где видим, как палачи начали снимать с живого судьи кожу. А вокруг собрались свидетели во главе с Камбисом, дабы удостовериться, что казнь будет проведена должным образом. Поэтому страшно даже представить какие муки испытывал в тот момент осужденный.

И наконец, в правом верхнем углу в проходе галерей в судейском кресле, покрытом человечьей кожей, восседает Отан, отпрыск Сисамна. Слева над входом в здание суда висят гербы Фландрии и Брюгге, как напоминание новому судье о его присяге верой и правдой служить жителям города.

 «Суд Камбиса». Вторая часть диптиха. Автор: Давид Герард.

«Суд Камбиса». Вторая часть диптиха. Автор: Давид Герард.

Эта поучительная история о продажном судье, как напоминание о судебной чести, была актуальна в XV- XVI веках, в Западноевропейских государствах, когда единой судебной, финансовой и полицейской системы не существовало. Практически в каждом городе была своя система права, отражавшая его исторические и национальные особенности, а также традиции. Актуальна эта история и в наши дни.

Немного из истории о чудовищной казни

Казнь через сдирание кожи.

Казнь через сдирание кожи.

Жестокая казнь, заключающаяся в себе сдирания кожи с приговоренного при помощи ножей, свои истоки берет из глубины веков. К ней часто прибегали древние вавилоняне, халдеи и персы. Древние индусы кожу обжигали факелами, после человек в течении 2-3 дней умирал.

Сдирание кожи со святого Варфоломея. Мозаика собора Святого Марка в Венеции.

Сдирание кожи со святого Варфоломея. Мозаика собора Святого Марка в Венеции.

Такой вид казни был широко распространен и в Ассирии, один из правителей которой обтянул человеческой кожей колонны своего дворца. Был в древней истории случай, когда из плененного императора Валериана после жестоких пыток персы содрали живьем кожу и, окрасив в красный цвет, вывесили в храме как трофей. А также история человечества знает случаи, когда кожу сдирали из неверных жен, изменявших своим мужьям.

Сдирание кожи с неверной жены в Персии в XVIII в. Гравюра. (Частная коллекция).

Сдирание кожи с неверной жены в Персии в XVIII в. Гравюра. (Частная коллекция).

И как показывают неопровержимые факты, самыми изощренными "мастерами" в этом деле были персы. Они мастерски обрезали кожу несчастных жертв узкими ремешками и кружочками, лоскутами и пластинками. Верхом профессионализма палачей было их умение срезать кожу тонкими ленточками, начиная с шеи, а далее по кругу кольцевыми полосками от пяти до десяти сантиметров шириной. 

Сдирание кожи с христианина в древности. Ян Луйкен. XVII век. Частная коллекция.

Сдирание кожи с христианина в древности. Ян Луйкен. XVII век. Частная коллекция.

Со временем такой бесчеловечный вид казни утратил свою актуальность, и к 14-15 столетию к ней прибегали уже довольно редко. Хотя история помнит один эпизод, когда англичане казнили на такой манер лучника Пьера Базиля, который выстрелом из арбалета нанес ранение Ричарду Львиное Сердце, после чего тот скоропостижно скончался. Разъяренные воины «разделали лучника как зверя… Лезвие проникало под кожу, отделяя широкие лоскуты и обнажая багровую кровоточащую плоть».

Сдирание кожи со святого Варфоломея. Гравюра с картины Риберы. XVI век. (Частная коллекция).

Сдирание кожи со святого Варфоломея. Гравюра с картины Риберы. XVI век. (Частная коллекция).

В 16 столетии эту казнь на вооружение взял турецкий генерал Мустафа, покаравший в 1571 году осажденный кипрский город Фамагусту, жители которого более 10 месяцев не сдавались. По его приказу сдиранием кожи казнили всех военачальников, среди которых был знаменитый венецианец Брагадино, предводитель сопротивления.

Казнить сдиранием кожи за уголовные преступления перестали несколько веков назад, но как ни странно, человеческая кожа по-прежнему высоко ценится собирателями мрачных коллекций до сих пор.

Методы борьбы с коррупцией судей в наше время

 Украинский политик, принесший в зал заседания репродукцию полотна «Суд Камбиса»

Украинский политик, принесший в зал заседания репродукцию полотна «Суд Камбиса»

В наши дни во время судебных процессов в залах заседания стала частенько появляться репродукция картины "Суд Камбиса". Политики и простые граждане, пытаясь пригрозить коррумпированным служителям Фемиды, используют эту картину как напоминание об последствиях суда Камбиса.

К слову, диптих "Суд Камбиса" на сегодняшний день находится в Бельгии в музее города Брюгге.

maxpark.com


Смотрите также