Женщины на картинах и их судьбы. Интересный ликбез. Картина судьбы


Женщины на картинах и их судьбы. Интересный ликбез. – Ярмарка Мастеров

Добрый день, всем!

Нашла интересную статью на просторах интернета, делюсь! Коротко, ясно, все по делу! Особенно порадовала Купчиха с цирком, люблю таких неординарных женщин!)

10 женщин со знаменитых картин, о чьих судьбах мы не зналиО картине мы прежде всего знаем две вещи: ее автора и, возможно, историю полотна. А вот о судьбах тех, кто смотрит на нас с холстов, нам известно не так уж и много.1. Жанна СамариОгюст Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877 г.Актриса Жанна Самари хоть и не смогла стать звездой сцены (играла она преимущественно служанок), но повезло ей кое в чем другом: некоторое время она жила недалеко от мастерской Ренуара, который в 1877-1878 годах написал четыре ее портрета, тем самым прославив куда больше, чем это могла бы сделать ее актерская карьера. Жанна играла в спектаклях с 18 лет, в 25 она вышла замуж и родила троих детей, затем даже написала детскую книжку. Но прожила эта обаятельная дама, к сожалению, не долго: в 33 года заболела брюшным тифом и скончалась.

картины

2. Чечилия ГаллераниЛеонардо да Винчи, «Дама с горностаем»,1489-1490 гг.Чечилия Галлерани была девушкой из благородной итальянской семьи, которая в возрасте 10 (!) лет уже была помолвлена. Однако когда девочке было 14, помолвка по неизвестным причинам была расторгнута, а Чечилия отправлена в монастырь, где и познакомилась (или же все это было подстроено) с герцогом миланским Людовико Сфорца. Завязался роман, Чечилия забеременела и герцог поселил девушку в своем замке, но тут пришло время вступить в династический брак с другой женщиной, которой, конечно же, присутствие любовницы в их доме не понравилось. Тогда после родов Галлерани герцог забрал себе сына, а ее выдал замуж за обедневшего графа.В этом браке Чечилия родила четверых детей, держала чуть ли не самый первый в Европе литературный салон, бывала у герцога в гостях и с удовольствием играла с его ребенком от новой любовницы. Спустя время супруг Чечилии погиб, наступила война, она потеряла свое благосостояние и нашла приют в доме сестры той самой жены герцога − вот в таких замечательных отношениях она умудрялась быть с людьми. После войны Галлерани вернула свое имение, где и жила вплоть до своей смерти в возрасте 63 лет.

знаменитые художники

3. Зинаида ЮсуповаВ.А. Серов, «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой», 1902 г.Богатейшая российская наследница, последняя из рода Юсуповых, княжна Зинаида была невероятно хороша собой, и, несмотря на то что ее расположения добивались в числе прочих августейшие особы, замуж она хотела выйти по любви. Желание свое она осуществила: замужество было счастливым и принесло двоих сыновей. Юсупова много времени и сил тратила на благотворительную деятельность, причем после революции продолжила ее и в эмиграции. Любимый старший сын погиб на дуэли, когда княгине было 47 лет, и она с трудом перенесла эту утрату. С началом волнений Юсуповы покинули Петербург и поселились в Риме, а после смерти супруга княгиня переехала к сыну в Париж, где и провела остаток своих дней.

женщины

4. Мария ЛопухинаВ.Л. Боровиковский, «Портрет М.И. Лопухиной», 1797 г.Боровиковский написал множество портретов русских дворянок, но этот — самый чарующий. Мария Лопухина, представительница графского рода Толстых, изображена здесь в нежном возрасте 18 лет. Портрет был заказан ее супругом Степаном Авраамовичем Лопухиным вскоре после свадьбы. Непринужденность и чуть надменный взгляд кажутся то ли обычной позой для подобного портрета эпохи сентиментализма, то ли признаками меланхолического и поэтического нрава. Судьба этой загадочной девушки оказалась печальной: спустя всего 6 лет после написания картины Мария умерла от чахотки.

почитать

5. Джованина и Амацилия ПачиниКарл Брюллов, «Всадница», 1832 г.«Всадница» Брюллова — блистательный парадный портрет, в котором роскошно все: и яркость красок, и пышность драпировок, и красота моделей. На нем изображены две девочки, носившие фамилию Пачини: старшая Джованина сидит на лошади, младшая Амацилия смотрит на нее с крыльца. Картину Карлу Брюллову — своему многолетнему возлюбленному — заказала их приемная мать, графиня Юлия Павловна Самойлова, одна из красивейших женщин России и наследница колоссального состояния. Повзрослевшим дочерям графиня гарантировала большое приданое. Но получилось так, что к старости она практически разорилась, и тогда приемные дочери Джованина и Амацилия через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество.

выставки

6. Симонетта ВеспуччиСандро Боттичелли, «Рождение Венеры»,1482–1486 гг.На знаменитой картине Боттичелли изображена Симонетта Веспуччи — первая красавица флорентийского Ренессанса. Симонетта родилась в богатой семье, в 16 лет вышла замуж за Марко Веспуччи (родственника Америго Веспуччи, «открывшего» Америку и давшего континенту свое имя). После свадьбы молодожены обосновались во Флоренции, были приняты при дворе Лоренцо Медичи, в те годы славившемся пышными пирами и приемами.Красивая, при этом очень скромная и доброжелательная Симонетта быстро влюбила в себя флорентийских мужчин. Ухаживать за ней пытался и сам правитель Флоренции Лоренцо, но активнее всех ее добивался его брат Джулиано. Красота Симонетты вдохновляла многих художников того времени, среди которых был Сандро Боттичелли. Считается, что с момента их встречи моделью всех Мадонн и Венер кисти Боттичелли была именно Симонетта. В возрасте 23 лет Симонетта умерла от чахотки, несмотря на старания лучших придворных врачей. После этого художник изображал свою музу только по памяти, а в старости завещал, чтобы его похоронили рядом с ней, что и было выполнено.

итересно

7. Вера МамонтоваВ.А. Серов, «Девочка с персиками», 1887 г.Самая знаменитая картина мастера портрета Валентина Серова была написана в усадьбе богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова. Ежедневно на протяжении двух месяцев художнику позировала его дочь, 12-летняя Вера. Девочка выросла и превратилась в очаровательную девушку, вышла замуж по взаимной любви за Александра Самарина, принадлежащего к известной дворянской фамилии. После свадебного путешествия по Италии семья поселилась в городе Богородске, где один за другим родилось трое детей. Но неожиданно в декабре 1907 года, спустя всего 5 лет после свадьбы, Вера Саввишна умерла от воспаления легких. Ей было всего 32 года, а ее муж больше так и не женился.

8. Александра Петровна СтруйскаяФ.С. Рокотов, «Портрет Струйской», 1772 г.Этот портрет кисти Рокотова словно воздушный полунамек. Александре Струйской было 18, когда ее выдали замуж за очень богатого вдовца. Есть легенда, что на свадьбу муж подарил ей ни больше ни меньше как новую церковь. И всю жизнь писал ей стихи. Был ли этот брак счастливым, доподлинно не известно, но все, кто бывал в их доме, обращали внимание на то, как несхожи между собой супруги. За 24 года брака Александра родила мужу 18 детей, 10 из которых умерли во младенчестве. После смерти мужа она прожила еще 40 лет, твердо управляла поместьем и оставила детям приличное состояние.

9. Галина Владимировна АдеркасБ.М. Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 г.«Купчиха за чаем» Кустодиева — настоящая иллюстрация той яркой и сытой России, где ярмарки, карусели и «хруст французской булки». Написана картина была в послереволюционном голодном 1918 году, когда о таком изобилии можно было только мечтать.Для купчихи в этом портрете-картине позировала Галина Владимировна Адеркас — натуральная баронесса из рода, ведущего свою историю аж от одного ливонского рыцаря XVIII века. В Астрахани Галя Адеркас была соседкой Кустодиевых по дому, с шестого этажа; в студию девушку привела жена художника, приметив колоритную модель. В этот период Адеркас была совсем молода — студентка-первокурсница медицинского факультета — и на набросках ее фигура выглядит гораздо тоньше. Окончив университет и проработав какое-то время хирургом, она бросила профессию и в советские годы пела в составе русского хора, участвовала в озвучивании фильмов, вышла замуж и стала выступать в цирке.

10. Лиза дель ДжокондоЛеонардо да Винчи, "Мона Лиза",1503—1519 гг.Пожалуй, один из самых известных и загадочных портретов всех времен и народов — это знаменитая Мона Лиза кисти великого Леонардо. Среди множества версий о том, кому принадлежит легендарная улыбка, официально в 2005 году подтвердилась следующая: на полотне изображена Лиза дель Джокондо, супруга торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо. Портрет мог быть заказан художнику, чтобы отметить рождение сына и покупку дома.Вместе с мужем Лиза вырастила пятерых детей и, вероятнее всего, ее брак был основан на любви. Когда супруг умер от чумы и Лизу также поразила эта тяжелая болезнь, одна из дочерей не побоялась взять маму к себе и выходила ее. Мона Лиза вылечилась и прожила еще некоторое время вместе со своими дочерьми, скончавшись в возрасте 63 лет.

Спасибо всем за внимание, и что дочитали до конца!

С уважением, Аида.

www.livemaster.ru

Судьбы женщин с известных картин

Zefirka > Интересности > Судьбы женщин с известных картин

Очень часто случается так, что мы досконально знаем биографию художника, написавшего известную картину, а вот про изображенного на ней человека нам известно очень и очень мало. Чтобы это исправить, мы предлагаем вам познакомиться с судьбами женщин, которых все мы видели на картинах великих художников.

1.

Жанна СамариОгюст Ренуар, «Портрет Жанны Самари», 1877Судьбы женщин с известных картинВ артистической семье выросла девушка с веселым и милым личиком, которое идеально подходило для амплуа «веселая служанка» (помните Гундареву в «Труффальдино из Бергамо»?) Вот раньше считалось, что Лизетта-Мюзетта это всё-таки нарочито, но в списке ролей Жанны Самари значатся, в числе прочих, Лизетта, Люсетта, Шарлотта, Маринетта, Туанетта и Зербинетта. С восемнадцати лет выступала, в двадцать пять вышла замуж, родила троих детей и даже написала для них веселую книжку «Деликатесы Шарлотты», но всего лишь в тридцать три года подцепила брюшной тиф и умерла.

2.

Мария ЛопухинаВ.Л. Боровиковский, «Портрет Марии Лопухиной», 1797Судьбы женщин с известных картинУспела выйти замуж. Кроме этого про неё мало что известно, поскольку сгорела от туберкулеза к неполным двадцати четырем годам. Муж подумал и тоже умер, тоже от туберкулеза.

3.

Дама с горностаемЛеонардо да Винчи, «Дама с горностаем», 1489−1490Судьбы женщин с известных картинЗвали ее Чечилия Галлерани. Девушка из благородной семьи, с 10 лет помолвлена… и вдруг что-то пошло наперекосяк. В 14 лет ее отправляют в монастырь, где она начинает общаться с герцогом. А может, это он и подстроил, чтобы девушка оказалась там. Хорош женский монастырь, где можно с герцогом встречаться. Там была еще история с тем, что брата Чечилии надо было отмазать от убийства, вероятно, девочкой семья и расплатилась. Герцог Сфорца в итоге переселил ее к себе в замок, подарил личное именьице, сделал ей ребенка, но тут ему понадобилось жениться. Сначала герцог без особых заморочек привез жену в тот же замок, но жену ситуация несколько удивила. Наконец уже, побуждаемый тестем (тоже герцогом) Сфорца пообещал дождаться родов Чечилии и сбыть ее после этого. Так и сделал, сына оставил себе, а ее выдал замуж за тихого человека, обедневшего графа (понятно, с большими отступными).А Чечилия как-то и не огорчилась, родила мужу четверых деток, завела у себя литературно-музыкальный салон, поощряла искусства, бывала у герцога в гостях, и с удовольствием играла с его ребенком от новой любовницы. Похоронила мужа, переехала в именье… и тут война. Пришли французы и имение отобрали. Но Чечилию пригласила к себе сестра ее бывшей соперницы, герцогини (представьте, насколько она была милая и располагающая к себе — для такого-то поворота), где Чечилия в безопасности жила, пока война не окончилась, а имение ей вернули. И она уехала домой, и жила там себе спокойно, сколько было отпущено.

4.

Джейн Бёрден (Моррис)Данте Габриель Россетти, «Астарта Сирийская» 1877Судьбы женщин с известных картинОднажды юная дочь конюха и прачки пошла с сестрой в театр и встретила там художника, который… Погубил? Как бы не так! Женился, оплатил ей образование, нарисовал с нее тысячу портретов, подарил особняк и вообще сделал из нее леди. Есть мнение, что Элиза Дулитл — тоже ее портрет в некотором роде. Джейн родила художнику двух дочек, но через двенадцать лет муж оставил семью и уехал в Исландию — а ее уже вовсю рисовал другой.Когда другой начал сильно увлекаться опиумом, Джейн благоразумно отошла в сторонку, и в возрасте сорока пяти лет встретила поэта. И что бы вы думали? Прожила с поэтом в любви и согласии (не вступая в официальный брак) до семидесяти четырех лет. Не жизнь, а сплошной разрыв шаблонов.

5.

Мария Тереза ВальтерПабло Пикассо, цикл портретов, 1925−1938Судьбы женщин с известных картинНе всем везет так, как Джейн Бёрден. Марии-Терезе было семнадцать, она была блондинка и вопиюще хороша собой. В нее влюбился женатый художник, стал ее активно рисовать, (хотя лично мы бы сбежали после первого же вот такого портрета). Именно эта картина — одна из многих, но если вы видите тетеньку-камбалу с глазами на щеке и двадцатью пальцами, торчащими прямо из подмышки, и всё это в веселеньких тонах, то в девяти случаях их десяти — это она, бедняжка.Через восемь лет таких портретов родилась дочка, а когда дочке был год, у художника уже была новая юная любовница. Когда две женщины, посовещавшись, пришли к нему вдвоем с требованием определиться, он предложил им побороться за него. На кулаках. Угадайте зачем? Он рисовал «Гернику», нуждался в эмоциональной натуре. И да, представьте, она его простила даже за это. И всю жизнь надеялась, что он вернется. А когда он умер, прожила еще четыре года и повесилась.

6.

Викторин МеранЭдуар Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия», 1863Судьбы женщин с известных картинВикторин Меран была дочерью модистки и патинатора бронзы (была такая работа), в общем, тоже не царевна. Она играла на гитаре, сидя у себя перед домом, на улице, и один художник решил ее нарисовать. А потом и второй. Но нравился ей вовсе третий (тоже художник), а на жизнь она зарабатывала сама, играла в кафе-шантанах, давала уроки гитары и скрипки. А со временем ей и самой захотелось рисовать, и тут-то троих художников ждал тяжкий облом — она отправилась учиться к четвертому, потому что их новомодная манера рисования ей не нравилась. А четвертый честно научил, чему смог (он был более склонен к классике), художница начала выставляться, и ее работы висели в музее Изящных искусств в одном зале с автором «Олимпии», так-то. Мало того. В 1876 году ее работы были приняты на выставку Парижского Салона, а работы Мане — нет. Замуж она не вышла, а составила лесбийскую пару с другой дамой и прожила с ней до очень преклонных лет в маленьком пригороде.

7.

Зинаида ЮсуповаВ.А. Серов, «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой», 1902Судьбы женщин с известных картинВ одной ужасающе богатой и знатной семье не было сыновей, только две дочки. Старшая была хороша собой, да так, что к ней и принцы сватались. Она отказывала — хотела по любви. Отец вздыхал, но терпел. А обычные офицеры, рядовые дворяне, к ней не сватались — боялись, говорят, прослыть охотниками за приданым (тогда и там это считалось стремновато). Наконец, чуть ли не друзья уговорили одного, самого по себе не бедного юношу, хоть попробовать — и удача, девушке он понравился! Муж по царскому указу взял третьей фамилией фамилию жены, чтоб не пропадало такое древнее имя.Родила она четверых, двое выжили. Жила в роскоши, танцевала на балах, затмевала цариц, трудилась по благотворительной части — не просто вваливала в больницы и приюты миллионы, но и следила, чтобы эти миллионы не расфукивались как попало. Но, когда ей было сорок семь, любимого старшенького сына убили на дуэли. Она еле вынесла, кое-как встала на ноги, и тут при дворе начались неприятности — всходило царствование Гришки Распутина. Княгиня в лицо раскритиковала царицу, царица отказала ей от дома в довольно грубой форме. Когда княгиня узнала, что ее младший сын участвовал в убийстве Распутина — она сказала «горжусь тобой».От революции с их деньгами было не так сложно уехать, семья сохранила и движимые ценности, и недвижимость в Европе, жили себе безбедно, но привычка к благотворительности никуда не ушла, только теперь княгиня оплачивала бесплатную еду для эмигрантов, организовала бюро трудоустройства… Похоронила мужа в Риме и уехала к сыну в Париж. Ее можно навестить там — на Сен-Женевьев Дю Буа.

8.

Галина Владимировна АдеркасБ.М. Кустодиев «Купчиха за чаем» 1918Судьбы женщин с известных картинНачать надо с того, что на набросках к картине она гораздо стройнее. Ну, трудно было иметь такие стати в 1918 году в России, картина-то писалась в жанре не то «ностальжи», не то вообще «фэнтези». Девушка училась в Астрахани на врача. И выучилась, работала хирургом. Бросила это сумасшедшее дело, вышла замуж, выступала в хоре на радио (у нее был красивый голос), ушла работать в цирк (не известно, кем)… и с середины 30-х годов о ней больше нет никаких известий. Вообще. Плохо было быть там и тогда ливонской дворянкой.

9.

Александра Петровна СтруйскаяФ.С. Рокотов, «Портрет Струйской», 1772Судьбы женщин с известных картинЕй было семнадцать лет, когда ее выдали замуж за очень, очень богатого вдовца… Двадцати трех лет, симпатичного (сохранился портрет, тоже написанный Рокотовым), умного и образованного, открывшего у себя в имении отличную типографию. Есть легенда, что на свадьбу муж подарил ей не больше, не меньше, а новую церковь. И всю жизнь писал ей стихи. Говорят, довольно неуклюжие, но разве в том дело. За двадцать четыре года брака Александра родила мужу восемнадцать детей. Цифрами: 18. Десять из них умерли во младенчестве, остальных удалось вырастить. Но тут муж умер, она больше замуж не пошла, тихо и твердо управляла поместьем, оставила всем детям по приличному наследству и умерла среди детей, внуков и правнуков в восемьдесят четыре года.

10.

ДжокондаЛеонардо да Винчи, «портрет госпожи Лизы Джокондо», 1503 — 1519Судьбы женщин с известных картинТа Самая Лиза была из Герардини — древней, но сильно обедневшей семьи. У ее отца было шесть ферм, растили пшеницу. Для благородных не роскошно, но можно жить. Есть версия, что когда ей было пятнадцать лет, ею сильно интересовался Джулиано, сын Лоренцо Великолепного (и брат папы Льва Х), но, к счастью (а может, она и расстраивалась — сейчас уже не узнать) его семью из Флоренции изгнали. Лизу выдали замуж с не очень большим (для дворянского рода) приданым за богатого торговца тканями. Он с его положением мог бы и побольше приданого сыскать, но, видимо, Лиза ему была дороже. Вместе они вырастили пятерых детей, и еще одного мальчика, который оставался у мужа от предыдущего брака (напоминаем — «предыдущий брак» тогда означал не «они развелись», а «она умерла»). Две ее дочери стали монахинями. Когда муж умер от чумы, а Мона Лиза заразилась тоже, одна из дочерей не побоялась взять маму к себе и выходила ее. Мона Лиза вылечилась от чумы, осталась жить у дочки в монастыре, и более они не расставались.

Интересности Январь 27, 2016 2 379 просмотров

wpDiscuz

zefirka.net

Топ-7 картин, которые "рушат" судьбы своих владельцев

Произведения искусства обычно занимаются тем, что радуют своих хозяев и украшают их жизнь. Но не все. В мире искусства известно несколько шедевров, обладание которыми смертельно опасно.

Конечно, как скептики и циники, мы вовсе не утверждаем, что эти картины прокляты. Мы изо всех сил считаем, что их трагическая история — это цепочка нелепых случайностей и идиотских совпадений. Но дома бы их все равно не повесили. Так, на всякий случай.

Джованни Браголин (Бруно Амадио). Плачущий мальчик

 

Картина написана в 50-х годах XX века. Художник добился такой потрясающей реалистичности за счет того, что пугал модель, своего маленького сына, — зажигал перед ним спички, которых ребенок боялся. Картина стала популярной, с нее было сделано много копий и репродукций, а в середине 80-х годов появились известия, что в домах, где висят эти репродукции, часто происходят пожары.

Расследованием занялась британская газета The Sun, которая подтвердила, что многие погорельцы действительно украсили в недобрый час копиями «Плачущего мальчика» стены своих жилищ. Была проведена акция «Сожги мальчишку»: волонтеры от газеты собрали и скупили все доступные репродукции картины и потом торжественно сожгли их на пустыре.

Оригинал работы находится в частном собрании анонимного коллекционера (надо полагать, хранится у него в огнестойком сейфе).

Генри Фюзели. Ночной кошмар, 1791

 

Эта очаровательная картина принадлежит сейчас Детройтскому институту искусства, что и к лучшему, потому что она обладает свойством доводить своих владельцев до бессонницы.

Первыми, кто пожаловался на этот эффект, стали сам художник, а также его друг Николай Абильдгаард, сделавший с картины копию, а в дальнейшем написавший по ее мотивам свое полотно с похожим сюжетом. Известно, что большая репродукция «Кошмара» висела в приемной Зигмунда Фрейда, которого интересовало ее влияние на человеческое сознание.

Клод Моне. Водяные лилии, 1803

 

Французский импрессионист написал великое множество лилий во всех позах, но только одни лилии обладают нехорошим эффектом — поджигают дома и музеи, в которых находятся. На счету этой невинной картины десятки пожаров, в том числе и с человеческими жертвами.

Первым пострадавшим стал сам Моне, у которого сразу после окончания работы сгорела мастерская. В пожаре погибло множество работ, а вот «Лилии» остались нетронуты. Картину приобрело кабаре на Монмартре — и сгорело через месяц.

Лилии остались невредимы, и их купил парижский коллекционер Отто Шмитц. Через год дом Шмитца превратился в угольки. Пожар начался в полностью выгоревшем кабинете коллекционера; единственной частью помещения, уцелевшей от огня, стала стена с висевшими на ней «Лилиями». Тут о картине уже поползли зловещие слухи.

Дальнейшая судьба картины связана еще с несколькими пожарами, из которых самый знаменитый — пожар в Музее современных искусств в Нью-Йорке в 1958 году. Незадолго до этого музей приобрел «Лилии». Тогда в огне погиб один из работников музея, и лилии, похоже, удовлетворились этой жертвой. Они по-прежнему принадлежат нью-йоркскому музею, но пожаров больше не происходит.

Неизвестный автор XX века. Истязаемый человек

Это изящное произведение искусства уже несколько лет вызывает жгучий интерес всякого рода любителей паранормального, потому что длительное созерцание картины может приводить к паническим атакам и галлюцинациям. Владелец картины Шон Робертсон, сполна ощутивший волшебное действие силы искусства, держит ее теперь в закрытом подвале и пускает туда только специалистов по изгнанию привидений и злых духов, многие из которых потом жалуются на вышеуказанные симптомы.

Билл Стоунхем. Руки сопротивляются ему, 1972

А эту прелесть нельзя держать в домах, где есть маленькие дети. У нескольких ее владельцев дети после ее приобретения тяжело болели и страдали от кошмаров (жаловались на то, что по ночам к ним являются дети с картины). C начала 2000-х годов картина несколько раз выставлялась на eBay, где ее цена поднялась со 150 (первая покупка) до 1 000 000 долларов (последняя покупка).

Все продававшие в описании подтверждали негативные свойства полотна (нервное расстройство у детей, ночные страхи, энурез). Экстрасенсы, обследовавшие полотно по приглашению последнего владельца, настаивали на том, что оно должно быть уничтожено, с чем владелец не согласился. Автор картины утверждает, что картина вызывала тревожное чувство и у него самого во время работы над ней.

В 2004 году Билл Стоунхем написал к нехорошей картине пару, дав ей название Resistance at the Threshold — «Сопротивление на пороге» (см. слева).

Диего Веласкес. Венера с зеркалом, 1650

 

Если кому-то срочно нужно разориться, пропасть без вести или быть зарезанным, то один из надежнейших способов — приобрести этот шедевр. Первые двести пятьдесят лет своего существования картина приносила всевозможные несчастья своим владельцам. Правда, нужно учесть, что покупали ее обычно скандальные аристократы, богатейшие купцы и всякие мятежные герцоги, то есть публика с повышенным риском в отношении дуэлей, разорений и наемных убийц.

В 1906 году ее купил Фонд национальных коллекций для Лондонской галереи, и тут удача уже изменила самой «Венере»: она была изрезана на лоскутки суфражисткой Мэри Ричардсон, которая сочла картину унижающей достоинство женщин. После реставрации «Венера», похоже, растеряла немалую часть своей вредоносности, хотя, может быть, она просто ждет случая снова оказаться в частных несчастных руках.

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной, 1797

 

Вскоре после написания портрета Мария Лопухина заболела чахоткой и спустя несколько лет скончалась. После этого портрет приобрел дурную славу — считалось, что он грозит гибелью молодым незамужним девушкам, так как в красках осталась часть души Марии, ревнующей к живым. Неизвестно, соответствовал ли этот слух реальности, но руководство Третьяковской галереи, купив картину, из-за связанной с ним легенды даже раздумывало, помещать ли портрет в экспозицию. Сейчас портрет выставлен в Третьяковской галерее, и количество несчастий, принесенных им юным посетительницам, статистически не установлено.

Смотрите также

ukraineartnews.com

Картина с историей или перипетии судьбы

Дело было осенью. Я шла по своим делам и, проходя мимо мусорки, обратила внимание, что среди огромной кучи разобранной мебели торчит кусочек красивой рамы. Решив, что негоже бросать красоту на произвол судьбы, вытащила на свет огромную, около полутора метров в длину, картину - довольно простенький пейзаж - лес, вдалеке деревенька, на переднем плане речка и рыбак. Картина была доставлена домой, вычищена и водружена на стену, прекрасно вписавшись в интерьер. Бабушка восторгалась пейзажем, напоминавшем ей деревню детства. Сзади картины имелась надпись. - деревня Иваново, художник Редькин (фамилия изменена), 1956 год. Прошел примерно год, я с бабушкой пошла гулять по городу и мы забрели на местную аллею художников. Рассматривая выставленные работы, увидели картину, почти точную копию той, что была мной найдена. Стали искать художника, нам указали на пожилого мужчину, сидевшего на скамейке. Подойдя я рассказала, что у меня имеется точно такая картина. Художник начал расспрашивать - что, да как и откуда. И в итоге выяснилось, что это его первая картина, нарисованная с натуры в родной деревне художника. Картина была подарена лучшему другу, но затем связи растерялись, художник друга искал, но так и не нашел. С тех пор, по памяти рисует ту картину, в надежде, что сам друг или кто-то из его близких увидит ее. Он очень обрадовался, что картина нашлась в том самом городе, в котором живет и он. Более того, в том самом районе и даже та самая мусорка, на которую он и сам выбрасывает мусор. Это было удивительно и художник попросил помочь ему в поисках. Мы с ним написали объявления - Кто выкидывал мусор и выбросил картину (далее приложили фото) просим вас позвонить по такому-то номеру - ищем старого друга.

Звонили разные люди, но в основном интересовались - не продаем ли мы картину и прочими вопросами, не относящимися к предмету поисков. Наконец позвонила одна женщина и сказала, что картину выбросила она. Далее события разворачивались совсем уж удивительно. Оказалось, что женщина живет на соседней улице с художником, она дочка его друга (друг уже скончался к тому времени), историю картины она не знала, выбросила, потому что делала ремонт перед свадьбой сына, а картина не вписывалась в интерьер. Но и это еще не все - оказалось, что сын этой женщины встречается с внучкой того самого художника и это именно к их свадьбе картину постигла такая участь. Так семьи двух, давно друг друга искавших, но живших по-соседству друзей, все-таки объединились, а картина до сих пор напоминает мне, какие бывают в жизни судьбоносные повороты.

А есть ли у вас интересные воспоминания о поворотах судьбы и судьбоносных встречах?

fishki.net

Судьбы женщин с известных картин (10 фото) » Триникси

Очень часто случается так, что мы досконально знаем биографию художника, написавшего известную картину, а вот про изображенного на ней человека нам известно очень и очень мало. Чтобы это исправить, мы предлагаем вам познакомиться с судьбами женщин, которых все мы видели на картинах великих художников.

Жанна СамариОгюст Ренуар, “Портрет Жанны Самари”, 1877

В артистической семье выросла девушка с веселым и милым личиком, которое идеально подходило для амплуа “веселая служанка” (помните Гундареву в “Труффальдино из Бергамо”?) Вот раньше считалось, что Лизетта-Мюзетта это всё-таки нарочито, но в списке ролей Жанны Самари значатся, в числе прочих, Лизетта, Люсетта, Шарлотта, Маринетта, Туанетта и Зербинетта. С восемнадцати лет выступала, в двадцать пять вышла замуж, родила троих детей и даже написала для них веселую книжку “Деликатесы Шарлотты”, но всего лишь в тридцать три года подцепила брюшной тиф и умерла.

Судьбы женщин с известных картин (10 фото)

Мария ЛопухинаВ.Л. Боровиковский, “Портрет Марии Лопухиной”, 1797

Успела выйти замуж. Кроме этого про неё мало что известно, поскольку сгорела от туберкулеза к неполным двадцати четырем годам. Муж подумал и тоже умер, тоже от туберкулеза.

Судьбы женщин с известных картин (10 фото)

Дама с горностаемЛеонардо да Винчи, “Дама с горностаем”, 1489-1490

Звали ее Чечилия Галлерани. Девушка из благородной семьи, с 10 лет помолвлена… и вдруг что-то пошло наперекосяк. В 14 лет ее отправляют в монастырь, где она начинает общаться с герцогом. А может, это он и подстроил, чтобы девушка оказалась там. Хорош женский монастырь, где можно с герцогом встречаться. Там была еще история с тем, что брата Чечилии надо было отмазать от убийства, вероятно, девочкой семья и расплатилась. Герцог Сфорца в итоге переселил ее к себе в замок, подарил личное именьице, сделал ей ребенка, но тут ему понадобилось жениться. Сначала герцог без особых заморочек привез жену в тот же замок, но жену ситуация несколько удивила. Наконец уже, побуждаемый тестем (тоже герцогом) Сфорца пообещал дождаться родов Чечилии и сбыть ее после этого. Так и сделал, сына оставил себе, а ее выдал замуж за тихого человека, обедневшего графа (понятно, с большими отступными).

А Чечилия как-то и не огорчилась, родила мужу четверых деток, завела у себя литературно-музыкальный салон, поощряла искусства, бывала у герцога в гостях, и с удовольствием играла с его ребенком от новой любовницы. Похоронила мужа, переехала в именье… и тут война. Пришли французы и имение отобрали. Но Чечилию пригласила к себе сестра ее бывшей соперницы, герцогини (представьте, насколько она была милая и располагающая к себе – для такого-то поворота), где Чечилия в безопасности жила, пока война не окончилась, а имение ей вернули. И она уехала домой, и жила там себе спокойно, сколько было отпущено.

Судьбы женщин с известных картин (10 фото)

Джейн Бёрден (Моррис)Данте Габриель Россетти, “Астарта Сирийская” 1877

Однажды юная дочь конюха и прачки пошла с сестрой в театр и встретила там художника, который…Погубил? Как бы не так! Женился, оплатил ей образование, нарисовал с нее тысячу портретов, подарил особняк и вообще сделал из нее леди. Есть мнение, что Элиза Дулитл – тоже ее портрет в некотором роде. Джейн родила художнику двух дочек, но через двенадцать лет муж оставил семью и уехал в Исландию – а ее уже вовсю рисовал другой.

Когда другой начал сильно увлекаться опиумом, Джейн благоразумно отошла в сторонку, и в возрасте сорока пяти лет встретила поэта. И что бы вы думали? Прожила с поэтом в любви и согласии (не вступая в официальный брак) до семидесяти четырех лет. Не жизнь, а сплошной разрыв шаблонов.

Судьбы женщин с известных картин (10 фото)

Мария Тереза ВальтерПабло Пикассо, цикл портретов, 1925-1938

Не всем везет так, как Джейн Бёрден. Марии-Терезе было семнадцать, она была блондинка и вопиюще хороша собой. В нее влюбился женатый художник, стал ее активно рисовать, (хотя лично мы бы сбежали после первого же вот такого портрета). Именно эта картина – одна из многих, но если вы видите тетеньку-камбалу с глазами на щеке и двадцатью пальцами, торчащими прямо из подмышки, и всё это в веселеньких тонах, то в девяти случаях их десяти – это она, бедняжка.

Через восемь лет таких портретов родилась дочка, а когда дочке был год, у художника уже была новая юная любовница. Когда две женщины, посовещавшись, пришли к нему вдвоем с требованием определиться, он предложил им побороться за него. На кулаках. Угадайте зачем? Он рисовал “Гернику”, нуждался в эмоциональной натуре. И да, представьте, она его простила даже за это. И всю жизнь надеялась, что он вернется. А когда он умер, прожила еще четыре года и повесилась.

Судьбы женщин с известных картин (10 фото)

Викторин МеранЭдуар Мане “Завтрак на траве” и “Олимпия”, 1863

Викторин Меран была дочерью модистки и патинатора бронзы (была такая работа), в общем, тоже не царевна. Она играла на гитаре, сидя у себя перед домом, на улице, и один художник решил ее нарисовать. А потом и второй. Но нравился ей вовсе третий (тоже художник), а на жизнь она зарабатывала сама, играла в кафе-шантанах, давала уроки гитары и скрипки. А со временем ей и самой захотелось рисовать, и тут-то троих художников ждал тяжкий облом – она отправилась учиться к четвертому, потому что их новомодная манера рисования ей не нравилась. А четвертый честно научил, чему смог (он был более склонен к классике), художница начала выставляться, и ее работы висели в музее Изящных искусств в одном зале с автором “Олимпии”, так-то. Мало того. В 1876 году ее работы были приняты на выставку Парижского Салона, а работы Мане – нет. Замуж она не вышла, а составила лесбийскую пару с другой дамой и прожила с ней до очень преклонных лет в маленьком пригороде.

Судьбы женщин с известных картин (10 фото)

Зинаида ЮсуповаВ.А. Серов, “Портрет княгини Зинаиды Юсуповой”, 1902

В одной ужасающе богатой и знатной семье не было сыновей, только две дочки. Старшая была хороша собой, да так, что к ней и принцы сватались. Она отказывала – хотела по любви. Отец вздыхал, но терпел. А обычные офицеры, рядовые дворяне, к ней не сватались – боялись, говорят, прослыть охотниками за приданым (тогда и там это считалось стремновато). Наконец, чуть ли не друзья уговорили одного, самого по себе не бедного юношу, хоть попробовать – и удача, девушке он понравился! Муж по царскому указу взял третьей фамилией фамилию жены, чтоб не пропадало такое древнее имя.

Родила она четверых, двое выжили. Жила в роскоши, танцевала на балах, затмевала цариц, трудилась по благотворительной части – не просто вваливала в больницы и приюты миллионы, но и следила, чтобы эти миллионы не расфукивались как попало. Но, когда ей было сорок семь, любимого старшенького сына убили на дуэли. Она еле вынесла, кое-как встала на ноги, и тут при дворе начались неприятности – всходило царствование Гришки Распутина. Княгиня в лицо раскритиковала царицу, царица отказала ей от дома в довольно грубой форме. Когда княгиня узнала, что ее младший сын участвовал в убийстве Распутина – она сказала “горжусь тобой”.

От революции с их деньгами было не так сложно уехать, семья сохранила и движимые ценности, и недвижимость в Европе, жили себе безбедно, но привычка к благотворительности никуда не ушла, только теперь княгиня оплачивала бесплатную еду для эмигрантов, организовала бюро трудоустройства… Похоронила мужа в Риме и уехала к сыну в Париж. Ее можно навестить там – на Сен-Женевьев Дю Буа.

Судьбы женщин с известных картин (10 фото)

Галина Владимировна АдеркасБ.М. Кустодиев “Купчиха за чаем” 1918

Начать надо с того, что на набросках к картине она гораздо стройнее. Ну, трудно было иметь такие стати в 1918 году в России, картина-то писалась в жанре не то “ностальжи”, не то вообще “фэнтези”. Девушка училась в Астрахани на врача. И выучилась, работала хирургом. Бросила это сумасшедшее дело, вышла замуж, выступала в хоре на радио (у нее был красивый голос), ушла работать в цирк (не известно, кем)… и с середины 30-х годов о ней больше нет никаких известий. Вообще. Плохо было быть там и тогда ливонской дворянкой.

Судьбы женщин с известных картин (10 фото)

Александра Петровна СтруйскаяФ.С. Рокотов, “Портрет Струйской”, 1772

Ей было семнадцать лет, когда ее выдали замуж за очень, очень богатого вдовца… Двадцати трех лет, симпатичного (сохранился портрет, тоже написанный Рокотовым), умного и образованного, открывшего у себя в имении отличную типографию. Есть легенда, что на свадьбу муж подарил ей не больше, не меньше, а новую церковь. И всю жизнь писал ей стихи. Говорят, довольно неуклюжие, но разве в том дело. За двадцать четыре года брака Александра родила мужу восемнадцать детей. Цифрами: 18. Десять из них умерли во младенчестве, остальных удалось вырастить. Но тут муж умер, она больше замуж не пошла, тихо и твердо управляла поместьем, оставила всем детям по приличному наследству и умерла среди детей, внуков и правнуков в восемьдесят четыре года.

Судьбы женщин с известных картин (10 фото)

ДжокондаЛеонардо да Винчи, “портрет госпожи Лизы Джокондо”,1503 – 1519

Та Самая Лиза была из Герардини – древней, но сильно обедневшей семьи. У ее отца было шесть ферм, растили пшеницу. Для благородных не роскошно, но можно жить. Есть версия, что когда ей было пятнадцать лет, ею сильно интересовался Джулиано, сын Лоренцо Великолепного (и брат папы Льва Х), но, к счастью (а может, она и расстраивалась – сейчас уже не узнать) его семью из Флоренции изгнали. Лизу выдали замуж с не очень большим (для дворянского рода) приданым за богатого торговца тканями. Он с его положением мог бы и побольше приданого сыскать, но, видимо, Лиза ему была дороже. Вместе они вырастили пятерых детей, и еще одного мальчика, который оставался у мужа от предыдущего брака (напоминаем – “предыдущий брак” тогда означал не “они развелись”, а “она умерла”). Две ее дочери стали монахинями. Когда муж умер от чумы, а Мона Лиза заразилась тоже, одна из дочерей не побоялась взять маму к себе и выходила ее. Мона Лиза вылечилась от чумы, осталась жить у дочки в монастыре, и более они не расставались.

Судьбы женщин с известных картин (10 фото)

Отсюда

trinixy.ru

Картины с непростой судьбой

1 сентября 2017

5 историй из серии «нарочно не придумаешь»

Есть картины красивые, есть технически безупречные и есть картины с глубокой идеей. А еще есть картины с историей, и иногда кажется, что они — как люди — проходят свой жизненный путь. Мы отобрали 5 картин, за каждой из которых стоит своя необычная история.

«Славянская эпопея: Апофеоз истории славянства» 1925 год, Альфонс Муха

Альфонс Муха, имя которого сегодня ассоциируется исключительно с открытками в стиле ар-нуво, изображениями соблазнительных девушек на качелях и этикетками шоколадных конфет, всегда мечтал подарить миру — и своей родине Чехии — совсем другое искусство. Двадцать гигантских холстов, восемь из которых размером 6 на 8 метров, художник в течение почти двадцати лет создавал в мастерской в замке Збирог, проводя на стремянке по 12 часов в сутки. Чтобы зарабатывать на жизнь и продолжать писать, Муха уезжал в США и Париж, где брал заказы на афиши, плакаты и брошюры, на время превращаясь из талантливого творца в обычного ремесленника, или, как сегодня бы его назвали, дизайнера.

Цикл «Славянская эпопея», над которым трудился художник, — квинтэссенция славянского духа, в которой исторические события, символы, сказочные образы и мифические сюжеты сплелись в единую мысль и корнями уходят в глубины славянской культуры. В них Муха мечтал воплотить идею, что у чехов, русских, болгар, поляков и других славянских народов общее прошлое, единая культура и обычаи. Однако, несмотря на то что в 1928 году художник свой грандиозный цикл все-таки закончил и подарил чешскому народу, его мечта о единстве «братьев-славян» не воплотилась в полной мере. С 1963 года, когда полотна достали из тайников после освобождения от нацистской оккупации, началась «дележка» наследия Мухи. 

Художник завещал картины чешскому народу и городу Праге, но при условии, что под них построят отдельное помещение. В 2011 году картины действительно торжественно перевезли в столицу, но не в отдельное помещение, а в Национальную галерею, несмотря на многочисленные протесты защитников завещания. В 2017 году полотна собираются отправить на выставки по всему миру. Джон Муха — прямой потомок художника — считает: «Я думаю, что это одна из художественных жемчужин чешского народа, а такие драгоценности не предназначены для путешествий. Если люди хотят их увидеть, полагаю, они должны приехать в Чешскую Республику». Недавно он начал готовиться к подаче официального судебного иска против столицы. «Альфонс абсолютно ясно высказался о том, как должна поступить Прага с этим циклом. Да, «Эпопея» была вручена Праге, но только как передаточному звену, который должен представить этот дар народу, нации».

«Ночной дозор»1642 год, Рембрандт Харменс ван Рейн

Наверное, самый занимательный факт про картину Рембрандта «Ночной дозор» состоит в том, что никакой он не ночной. Огромное полотно 3,5 на 4,5 м в оригинале даже называется по-другому: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Темные краски на холсте тоже не краски вовсе, а многолетняя копоть от свечей. А действие на самом деле происходит ярким солнечным днем. Как же так получилось, что полотно, для которого в Райксмузее отведен собственный зал, совсем не то, чем кажется?

По задумке, это был парадный портрет, который Стрелковое общество Амстердама заказало нидерландскому живописцу. Что сказать? Надо знать, у кого заказывать! Когда Рембрандт презентовал заказчикам финальную работу, все были шокированы.

Во-первых, кроме 18 стрелков на холсте оказались еще 16 неизвестных человек. Во-вторых, от «парадности» не осталось и следа: перед нами — разношерстная городская толпа, бредущая в неизвестном направлении. В-третьих, среди военных, прямо в центральной точке золотого сечения, затесалась какая-то девочка в белом платье с мертвой курицей на поясе. В общем, работу сначала даже не хотели оплачивать — настолько она не соответствовала изначальным требованиям.

И это было только началом злоключений «Ночного дозора». 200 лет полотно провисело в здании Стрелкового общества, которое в XVIII веке перестало существовать. Тогда его перетащили в городскую ратушу, но дверной проем оказался узковат, а разбирать стены ради такой ерунды было накладно. Решили просто обрезать картину со всех сторон. До середины XX века бесхозный шедевр провисел в зале напротив камина: коптился, пылился и в итоге настолько почернел, что сегодня его невозможно полностью восстановить.

Но и этого мало горемычному творению Рембрандта! Два раза неадекватные посетители музея кидались на холст с ножом — следы от ранений остались до сих пор. А в 1990 году злодей попробовал залить его кислотой, которую принес с собой в банке. Хорошо, что охрана вовремя среагировала, поэтому повредился только верхний слой лака.

«Черный квадрат»1915 год, Казимир Малевич

Нет в мире другой картины, которая пользовалась бы такой дурной славой, как «Черный квадрат» Малевича. Чего про него только не говорили: что это шарлатанство, пиар, позор, что Малевич — никудышный художник, что так даже младенец нарисует, и далее в том же духе. Но «Черный квадрат» не расстраивается и не поддается на провокации. До сих пор в мировом искусстве он сохраняет позицию самого неоднозначного, при этом технически самого незамысловатого художественного произведения.

Хотя, говоря начистоту, к искусству в традиционном понимании «Черный квадрат» не имеет никакого отношения. Он культурное и историческое явление, а сам факт его создания — декларация смерти всего искусства, существовавшего раньше. Картина впервые появилась на футуристической выставке «0,10» в 1915 году, где висела в красному углу — на месте, где в русских домах традиционно находились иконы. Художественный критик Александр Бенуа сказал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер». И эта новая икона символизировала конец старого мира, христианства и искусства в целом: Малевич «преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству». В «Черном квадрате» беспредметность реализована на полную мощность. Это тотальная пустота, черная дыра и смерть.

Глубокую философскую концепцию, заложенную в эту черную «клетку», не понимают даже художественные критики. Среди исследователей искусства много таких, которые не готовы воспринимать работу всерьез. А тот факт, что под слоем черной краски обнаружена другая картина, цветная, породил множество слухов: мол, Малевич сначала писал другую картину, у него не получилось, вот он и закрасил все черным.

Несмотря на ворохи гневных отзывов и бесконечную критику, сегодня обсуждение «Черного квадрата» стало увлекательной интеллектуальной игрой, когда можно потренироваться в поисках скрытого смысла и в красноречии. Что касается самого автора: своим «квадратом» он либо открыл миру базовую философскую формулу, либо действительно устроил великолепный пиар. Даже собственные похороны художник украсил черными квадратами: повесил их изображения в изголовье и на крышке гроба, на капоте грузовика в траурной процессии и на трибуне среди ритуальных цветов.

«Завтрак на траве»1863 год, Эдуард Мане

В 1863 году в Париже прошел ежегодный художественный Салон, куда Эдгар Мане принес свою картину «Завтрак на траве». Увы, жюри не только не приняло полотно, но и жестко раскритиковало автора. Это сегодня кажется, что «картина как картина, что тут такого». А во времена Мане это полотно было настоящим бунтом и вызовом достопочтенному французскому обществу.

Если вы подумали, что жюри не понравилась голая дама, то оказались правы лишь отчасти. Проблема «Завтрака» — в целом наборе специфических факторов. Волооких нагих Венер писали художники всех времен — в этом не было ничего зазорного. Но то были Венеры-богини! Никто и никогда не писал обычных земных женщин, «застуканных» голышом во время пикника с двумя денди в каком-нибудь лесопарке. И ладно бы позорница пыталась прикрыться разбросанными здесь же одеждами… Нет, она нагло и бесстыже смотрит вам прямо в глаза! Вопросы у критиков вызвал и художественный стиль Мане. Почему женщина, купающаяся в реке на заднем плане, непропорционально велика? Почему не проработана кора и листва деревьев? Что за резкий фотографический свет? В общем, плохо в «Завтраке» было абсолютно все.

В этом же 1863 году император Наполеон III, стремившийся прослыть в народе либеральным правителем, учредил «Салон отверженных». Как сказали бы сегодня, это была выставка «альтернативного» искусства: на ней показывали работы художники, которых не пускали на официальный Салон. Но даже там «Завтрак на траве» осмеяли и раскритиковали, назвав чуть ли не порнографичным. А девушку, которую Мане пригласил в качестве модели, — любимую музу французских художников Луизу Меран, вскоре перестали звать для позирования, обвинив в порочной связи с художником-бунтарем. Кто бы тогда мог подумать, что именно полотно «Завтрак на траве», его автор Эдуар Мане и очерненная натурщица Луиза положат начало совершенно новому течению изобразительного искусства — импрессионизму, который в считанные годы перевернет весь мир?

Портрет Адели Блох-Бауэр1907 год, Густав Климт

Если кого-то ревность и ослепляет, то точно не Фердинанда Блох-Бауэра — мужа особы, лицо которой сегодня стало визитной карточкой Австрии. Узнав о том, что его молодая супруга крутит роман с популярным художником Густавом Климтом, богатый сахарный магнат еврейского происхождения решил проблему радикально. «Клин клином вышибают», — подумал Фердинанд и заказал у Климта портрет собственной жены. Да наказал, чтобы тот работал над ним как можно старательнее. Климт дефицита в заказах не испытывал, но, когда увидел сумму на контракте, понял, что дело нешуточное. И он действительно постарался на славу: около 100 эскизов и 4 года работы предшествовали появлению «австрийской Мадонны» — Адели Блох-Бауэр, облаченной в золотое одеяние.

План Фердинанда сработал. За то время, что художник проводил с его женой, пока писал портрет, Адель успела ему изрядно надоесть и их роман довольно быстро сошел на нет. Долгое время картина украшала гостиную зажиточного еврейского семейства. Однако, когда Австрия оказалась оккупирована нацистами, Адель бесследно исчезла и обнаружилась только после свержения гитлеровского режима. 

К этому времени и сама Адель, и ее муж — законные владельцы портрета — уже умерли, поэтому полотно незаметно перешло в собственность австрийского народа. Однако ненадолго. Наследница семейства Блох-Бауэр — племянница Адель, сбежавшая в годы оккупации в США и получившая американское гражданство, решила заявить свои права на картину. Тут уж австрийцы переполошились и завопили: «Австрия теряет реликвию!», «Не отдадим Америке наше достояние!» Их истерию можно понять: золотой портрет кисти национального австрийского художника было очень жалко возвращать. Многочисленные суды о том, кому по закону принадлежит полотно, затянулись на годы. В итоге «Портрет Адель Блох-Бауэр» все-таки пришлось отдать законным владельцам, и сегодня ее можно увидеть в Новой галерее в Нью-Йорке, куда он попал после того, как племянница Мария продала его Рональду Лаудеру за 135 млн долларов.

Для справки

Увидеть вживую картину Казимира Малевича «Черный квадрат» и другие шедевры русского авангарда вы можете в основной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу, генеральным спонсором которой уже не первое десятилетие выступает банк ВТБ.

Благодарим вас за участие в улучшении нашего контента!

vtbrussia.ru

Интересное о мире

И. Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

И. Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Трудные судьбы картин.Картина — не просто кусок полотна с нанесенным на него слоем краски. Как живое существо, картину подстерегают на жизненном пути множество опасностей. Когда Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу, ему очень мешал замечаниями сам папа Юлий II. Он требовал прибавить позолоты, чтобы сделать святых наряднее, а то капелла покажется бедной. «Те, кого я написал тут, были все люди бедные», — возразил художник и переписывать не стал.А вот другой случай. В 1573 году Паоло Веронезе написал огромное полотно «Тайная вечеря». У него получилась не грустная история о последней трапезе Христа с учениками, а веселый пир с воинами, карликами, шутами…

За эту картину художника вызвали в трибунал инквизиции. Это было смертельно опасно. Веронезе — добрый католик — не хотел написать ничего плохого, но инквизиторы доискивались: почему на картине с апостолами нарисованы шуты? Что означают воины с алебардами? Почему божественный сюжет непристойно оскорблен фигурами нетрезвых слуг? В конце концов члены трибунала постановили, «чтобы Паоло Веронезе наилучшим образом исправил свою картину, убрав из нее шутов, оружие, карликов, слугу с разбитым носом — все то, что не находится в соответствии с истинным благочестием». Ослушаться было невозможно, не ослушаться — изуродовать картину. Художник схитрил. Он дал картине другое название: «Пир в доме Левия». Придираться стало не к чему.

Микеланджело Страшный суд

Микеланджело Страшный суд

Иногда картине грозит действительно смертельная опасность. Январским днем 1913 года Абрам Балашов, старообрядец-раскольник, с криком: «Довольно крови» ударил ножом холст Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Прямо в лицо царя. Возможно, он был психически больным человеком. Возможно, он хотел поразить Зло, символ насилия, которым был царь Иван Грозный. Это было несправедливо: картина была направлена против насилия — и сама едва не погибла. Ее реставрировали чудом.Злоключения « Страшного суда»Когда Микеланджело окончил фреску «Страшный суд», папа Павел IV потребовал «одеть» всех ее персонажей — дописать им одежду. А то неприлично — в церкви голые люди. Микеланджело ответил: «Передайте папе, что это дело маленькое и уладить его легко. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». И не стал переписывать фреску. Тогда папа приказал это сделать художнику Даниэле да Вольтерра. Он усердно пририсовывал драпировки и хитоны под хохот всей Флоренции. Смешливые флорентийцы прозвали Вольтерра «брачетоне», то есть «оштанен- ный», «исподнишник». А в 1596 году уже следующий папа, Климент VIII, хотел вообще уничтожить фреску «Страшный суд», еле уговорили его не трогать шедевр.

Леонардо Да Винчи Таяная вечеря

Леонардо Да Винчи Таяная вечеря

Сплошные неприятности

У фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» незавидная судьба. При написании ее Леонардо применил новый способ грунтовки и новый состав красок, который оказался ужасным — картина начала разрушаться, красочный слой отставал. Через 3 года после написания «Тайной вечери» вода залила трапезную, еще попортив фреску. Когда на стене уже почти ничего не было видно, монахи прорубили прямо посреди картины дверь, уничтожив изображение ногу Христа. Потом над головой Христа прикрепили огромный государственный герб. В конце XVIII века трапезная монастыря была превращена в конюшню. Испарения конского пота и навоза покрыли фреску плесенью.«Сикстинская Мадонна» Рафаэля вместе с другими сокровищами Дрезденской картинной галереи едва не была взорвана по приказу Гитлера. Советские солдаты успели в последний момент.Менее страшное, но тоже неприятное, что может случиться с картиной, — ее могут украсть. Самая знаменитая кража — это похищение из Лувра «Джоконды». Она исчезла из Квадратного зала 22 августа 1911 года, а вернули ее только в 1913 году. Все это время холст лежал в куче хлама в одном из парижских домов. И неизвестно, нашли бы ее вообще, но похититель предложил одному итальянскому антиквару купить «Джоконду», чтобы вернуть на родину это великое произведение итальянского живописца. Вор, некий Перуджи, считал, что сделал «хорошее, святое дело», ведь «Лувр битком набит сокровищами, которые принадлежат Италии по праву». Слава Богу, за время пребывания вне музея картина не пострадала.

П. Веронезе «Пир в доме Левия »

П. Веронезе «Пир в доме Левия »

А иногда картины гибнут насовсем. Например, «Тайная вечеря» Тициана сгорела во время пожара в монастыре Святых Иоанна и Павла в 1571 году. Из десятков картин Леонардо сохранились только 16, остальные погибли.Еще более горький пример: мы вообще не знаем произведений древнегреческой живописи (кроме нескольких фресок), хотя они были так же многочисленны, как и скульптуры. Они просто не дожили до наших дней, и Это — одна из самых больших утрат, понесенных человечеством, когда гибнет живопись целого народа.И удивления достойно, что сквозь бури и войны, сквозь человеческое безумие и буйство стихий, вопреки разрушительному действию времени до нас все-таки дошло столько прекрасных картин. Они живы, они продолжают радовать нас и загадывать нам свои загадки.

mirxenia.com