Василий Суриков. Картины и биография. Картина суриков


ВАСИЛИЙ СУРИКОВ - МОГУЧИЙ ВОСКРЕШАТЕЛЬ ПРОШЛОГО

«Я исчезаю…» — таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым… А до этого — сорок лет титанической работы, грандиозные произведения, поражавшие всех и всякого, всеобщее восхищение и суеверное поклонение перед гением художника.

Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни, Меньшиков в Березове, Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Исцеление слепорожденного Иисусом — каждая из этих картин становилась целой эпохой в развитии русской живописи.

И вряд ли можно вспомнить другого русского художника XIX века (за исключением Левитана), чей талант и творческое наследие имели бы такой большой резонанс и такое значение для всей нашей русской культуры.

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ - МОГУЧИЙ ВОСКРЕШАТЕЛЬ ПРОШЛОГОИмператрица Анна Иоанновна в петергофском Тампле стреляет оленей, 1900.

Французский критик Делинь пишет о Сурикове:

«В его картинах он открывается нам как могучий воскрешатель прошлого, которое он реконструирует с верностью ученого. Сотни страниц лучших исторических книг не дадут такой ясной идеи об исторической трагедии, которая произошла в Москве во времена Петра. Толпа играет главную роль в большей части его картин. Нет ничего более впечатляющего, чем народ, который волнуется, защищается или нападает, каждая группа живет своей собственной жизнью, героическая или покорная. Точность рисунка, разнообразие красок гармонируют в едином целом, полном величия, могучем, правдивом и трагическом».

Народ – действительно главный герой картин художника. «Я не понимаю действия отдельных исторических лиц, – говорил Суриков, – без народа, без толпы. Мне нужно вытащить их на улицу».

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ - МОГУЧИЙ ВОСКРЕШАТЕЛЬ ПРОШЛОГОБольшой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя И.Ф.Ромодановского, 1900

Василий Иванович Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске. Его предки по отцу и матери принадлежали к казачьим семьям. «Мои предки покоряли Сибирь вместе с Ермаком, а дед мой атаманом был. Со всех сторон я — природный казак».

С детства Василий восхищался величественной природой Сибири. Он говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье».

В детстве обнаружилась способность мальчика замечать необычное, красивое. Художник так говорил позднее об этой своей особенности: «Увижу что-нибудь, поразившее внимание, сразу ярко замечу во всех подробностях, и потом стоит только припомнить, и оно, как живое, перед глазами».

Рисовать Василий начал рано. Сначала, как он сам говорил, «на стульях сафьяновых рисовал – пачкал». А в шесть лет скопировал с черной гравюры Петра Великого и сам раскрасил: синькой – мундир, а брусникой – отвороты.

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ - МОГУЧИЙ ВОСКРЕШАТЕЛЬ ПРОШЛОГОИзба, 1873

Первый, кто обратил внимание на живописные способности Сурикова, был учитель рисования Красноярского уездного училища Н.В. Гребнев.

В 1859 году умер отец и семья стала испытывать материальные затруднения. Сдавали часть дома квартирантам и за счет этого жили. Суриков, начавший учиться в гимназии, вынужден был ее оставить и поступить в 1862 году в Енисейское общее губернское управление канцелярским писцом. Василий Иванович потом рассказывал: «Очень я по искусству тосковал. Мать какая у меня была: видит, что я плачу – горел я тогда, – так решили, что я пойду пешком в Петербург».

Мечта Сурикова осуществилась благодаря помощи красноярского губернатора П.Н. Замятина и золотопромышленника П.И. Кузнецова, оплатившего все расходы на поездку Сурикова в столицу и его учение в Академии художеств.

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ - МОГУЧИЙ ВОСКРЕШАТЕЛЬ ПРОШЛОГОСтарик-огородник, 1882

В конце 1868 года Василий отправился в Петербург, куда добрался в феврале следующего года. Сначала он поступил в школу Общества поощрения художников, чтобы подготовиться к экзамену в академии. В апреле он держал экзамен в Академию художеств, но неудачно, и только в августе, после усиленных летних занятий, был принят сначала вольнослушателем, а год спустя – в 1870 году – слушателем академии.

За время учебы Василий писал картины и рисунки, главным образом на библейские темы, за которые неоднократно получал медали, золотые и серебряные, денежные премии. В марте 1874 года Суриков получил первую премию за превосходный живописный эскиз композиции «Пир Валтасара». В том же году он создал первую композицию на тему древнерусской истории «Княжий суд», где ему удалось достигнуть впечатления достоверности происходящего.

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ - МОГУЧИЙ ВОСКРЕШАТЕЛЬ ПРОШЛОГОКняжий суд

В конце 1875 года Суриков оканчивает Академию художеств и получает звание классного художника первой степени.

Он принимается вскоре за заказ на роспись четырех панно на тему: «Вселенские соборы» в храме Христа Спасителя, чтобы получить деньги и иметь возможность заниматься своим творчеством. Это был первый и единственный заказ, который выполнил Суриков в течение своей жизни.

В июне 1877 года он переехал в Москву на постоянное жительство, а в 1878 году Суриков женится на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П.Н. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относительная материальная обеспеченность позволили художнику «начать свое» – обратиться к образам русской истории. Со следующего года начинается его напряженная работа над первой исторической большой картиной «Утро стрелецкой казни».

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ - МОГУЧИЙ ВОСКРЕШАТЕЛЬ ПРОШЛОГОУтро стрелецкой казни, 1881

«На глазах зрителя разыгрывается страшная драма. Как будто слышишь плач, слившийся в одно глубокое рыдание. Кричит охваченная ужасом маленькая девочка, рыдает молодая женщина, простившись с мужем, уткнулся в ее платье плачущий ребенок. Казнь еще на началась, но наступили последние минуты прощания с жизнью. Страшные, мучительные.

Народной толпе, беспорядочно сгрудившейся перед храмом Василия Блаженного, художник противопоставляет Петра со свитой на фоне кремлевской стены. Петр неумолим и грозен. Он уверен в своей правоте.

Суриков хорошо понимал прогрессивность петровской политики, но в то же время художник не мог не сочувствовать народу, не мог не страдать вместе с ним. Суриков взволнованно повествует о силе и упорстве русского народа в борьбе за свои интересы.

Художник не ввел в картину ни одной натуралистической, устрашающей детали. Он говорил, что не ужас смерти хотел передать, а торжественность последних минут перед казнью, все прекрасное, что раскрылось в душах простых людей, – мужество у осужденных, глубина скорби и нежность у их близких».

Картина была экспонирована на Девятой передвижной выставке в марте 1881 года. Еще до открытия выставки Репин писал П.М. Третьякову:

«Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос высказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах, что она – наша гордость на этой выставке… Сегодня она уже в раме и окончательно поставлена… Какая перспектива, как далеко ушел Петр! Могучая картина!»

Сразу же после окончания «Утра стрелецкой казни» у Сурикова возникает замысел картины «Боярыня Морозова». «»Боярыню Морозову» я задумал еще раньше «Меншикова», сейчас же после «Стрельцов». Но потом, чтобы отдохнуть, «Меншикова» начал».

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ - МОГУЧИЙ ВОСКРЕШАТЕЛЬ ПРОШЛОГОМеншиков в Березове, 1883

«Суриковский «отдых» – картина «Меншиков в Березове» (1883) вызывает восхищение, – пишет Л.А. Большакова. – В русской живописи уже были созданы исторические полотна, воспроизводящие трагические события далекого прошлого, в центре которых стояла судьба выдающейся личности… Но ни у кого из них трагедия отдельной исторической личности не звучала так мощно, так величественно, как у Сурикова».

М.В. Нестеров писал о картине: «…Мы с великим увлечением говорили о ней, восхищались ее дивным тоном, самоцветными, звучными, как драгоценный металл, красками. «Меншиков» из всех суриковских драм наиболее «шекспировская» по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим. Типы, характеры их, трагические переживания, сжатость, простота концепции картины, ее ужас, безнадежность и глубокая волнующая трогательность – все, все нас восхищало».

После выставки 1883 года картина была приобретена Третьяковым, и у Сурикова оказались средства, достаточные для поездки за границу.

Художник посещает Германию, Францию, Италию, Испанию. Он изучает картины Веронезе, Тициана, Тинторетто, его внимание привлекает и современное европейское искусство. Много и увлеченно работает художник над этюдами.

Он пишет на родину: «Да, колорит – великое дело! Видевши теперь массу картин, я пришел к тому заключению, что только колорит вечное неизменяемое наслаждение может доставить, если он непосредственно, горячо передан с натуры».

Картина «Сцена из римского карнавала» (1884), показанная на Тринадцатой передвижной выставке 1885 года, свидетельствует о новых колористических исканиях Сурикова. Смеющееся смуглое лицо девушки удивительно хорошо связывается с розовым капором домино, плотно охватывающим прелестную темноволосую головку.

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ - МОГУЧИЙ ВОСКРЕШАТЕЛЬ ПРОШЛОГО

По возвращении из-за границы работа над «Боярыней Морозовой» (1887) поглотила все внимание Сурикова. Художник рассказывал, как искал образ Морозовой: «Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет… Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось. В селе Преображенском на старообрядческом кладбище – ведь вот где ее нашел… И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике в два часа. И как вставил ее в картину – она всех победила».

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ - МОГУЧИЙ ВОСКРЕШАТЕЛЬ ПРОШЛОГОБоярыня Морозова, 1887

Пленяющие русской красотой женские образы также взяты художником из жизни: «Девушку в толпе, это я со Сперанской писал – она тогда в монашки готовилась. А те, что кланяются, – все старообрядки с Преображенского».

Один из ведущих образов в картине – юродивый, олицетворяющий народные страдания. Прототип его был найден Суриковым на одном из московских рынков. «Вижу – он. Такой вот череп у таких людей бывает… В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер… Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели. Я ему три рубля дал… Так на снегу его и писал».

В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой. «В худощавой фигуре Морозовой, в тонких длинных пальцах ее рук, в том, как она сидит, вытянув и крепко сжав ноги, судорожно вцепившись в боковину саней одной рукой и взметнув вверх другую со сложенным двуперстием, чувствуется и огромное нервное напряжение и внутренняя сила, – отмечает Г.П. Перепелкина. – Это именно та Морозова, про которую ее наставник протопоп Аввакум сказал: «Персты рук твоих тонкостны, а очи молниеносны. Кидаешься ты на врагов, как лев». Веришь, что эта женщина могла вдохновлять, вести за собой многих – так сильна была ее собственная вера, пусть фанатичная, так ярка была ее личность».

В картине Морозова – центральный образ и по психологической нагрузке и по расположению на холсте. Но этот образ не противостоит многоликой народной массе, не поднимается над ней, а, скорее, связывается с толпой, организует ее.

В третьей своей большой картине – «Покорение Сибири Ермаком» (1895) – Суриков поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения. Художник говорил, что композиция картины была им продумана и решена до того, как он ознакомился с летописным изложением события. «А я ведь летописи не читал. Она [картина] сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать вижу, совсем, как у меня. Совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял. Там у меня скачущие».

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ - МОГУЧИЙ ВОСКРЕШАТЕЛЬ ПРОШЛОГОПокорение Сибири Ермаком, 1895

В «Ермаке» черты народных характеров Суриков возвел до степени эпического величия. Работая с натуры над лицами хакасов и остяков, Суриков открыл поразительный закон красоты: «Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали – сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти».

Репин писал по поводу «Ермака»: «Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка».

Последней исторической картиной художника был «Степан Разин», задуманный им еще тогда, когда он работал над «Боярыней Морозовой», и законченный только в 1907 году.

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ - МОГУЧИЙ ВОСКРЕШАТЕЛЬ ПРОШЛОГОВ.И. Суриков. Степан Разин. 1906 г.

А. Жукова пишет: «…Хмурый на головном струге сидит Разин. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. Пленный перс тоскует напротив атамана. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным; бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют. Но неясны пути крестьянской революции. Тяжкую думу думает атаман. Поднятые весла за его спиной – как крылья. Поверженного орла напоминает атаман – художник словно предсказывает его мрачную судьбу и думает вместе с ним: каким же путем идти России?.. А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный». И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя».

Над картиной Суриков продолжал работать даже тогда, когда она была выставлена на Передвижной выставке, – рано утром взбирался на лесенку и переписывал фигуру Разина.

Последняя большая картина «Посещение царевной женского монастыря» была написана Суриковым в 1911–1912 годах и экспонировалась на выставке Союза русских художников 1912 года. Картина эта не изображает какую-либо историческую личность, а является глубоким раздумьем художника об участи русской женщины, сияющая молодость которой обречена на прозябание в монастырском застенке. Для образа юной царевны художник взял портретное изображение внучки Н.П. Кончаловской.

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ - МОГУЧИЙ ВОСКРЕШАТЕЛЬ ПРОШЛОГОПосещение царевной женского монастыря, 1912

— Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Он горячо любил искусство, вечно горел им, и этот огонь грел кругом его и холодную квартирушку, и пустые его комнаты, в которых, бывало: сундук, два сломанных стула, вечно с продырявленными соломенными местами для сиденья, и валяющаяся на полу палитра, маленькая, весьма скупо замаранная масляными красочками, тут же валявшимися в тощих тюбиках. Нельзя было поверить, что в этой бедной квартирке писались такие глубокие по полноте замыслов картины, с таким богатым колоритом».

— Художник Сергей Маковский о Сурикове: «Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое, жуткое прошлое России и рассказывает свои видения так выпукло-ярко, словно не знает различия между сном и явью. Эти видения-картины фантастическим реализмом деталей и цельностью обобщающего настроения вызывают чувство, похожее на испуг. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника, и бред его кажется вещим. Правда исторической панорамы становится откровением. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души».

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ - МОГУЧИЙ ВОСКРЕШАТЕЛЬ ПРОШЛОГОПортрет О.В.Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве, 1888

Забавные истории из жизни

Как-то перед самым открытием передвижной выставки Репин стал просить у Сурикова картину в Академию. Передвижники с Академией враждовали — и туда и сюда картины давать не полагалось. Суриков сидел на диване, а Репин над ним навис и все просил и просил. Суриков несколько разозлился:— На колени!Репин не постыдился и встал!А Суриков расхохотался:— Ну вот, хоть дышать можно. А картины — не дам! (информация не подтверждена)

¤¤¤

Крамской написал портрет Сурикова. Тот посмотрел:— Ну как же так! Ни одного мазка. Все так гладко.Суриков был сторонником свободной, размашистой живописи. Это считалось новым и революционным. А Крамской таких новшеств не одобрял.— Хоть на лбу положите мазок!Крамской усмехнулся:— А где вы видели мазки на лице? Ну ладно, вот вам мазок! — и положил, действительно, один — на лоб.После этого на полотне, с обратной стороны, появилась надпись: “Писал Крамской”, а под ней — “Исправлял Суриков”.

¤¤¤

Однажды Суриков покупал шляпу. Примерил — в самый раз. Тогда он снял ее и тщательно смял. У продавца глаза полезли на лоб. А Суриков поглядел на него игриво, бросил шляпу на пол и придавил ногой. Продавец заикнулся:— А деньги?Суриков поднял шляпу, почистил, напялил на голову, выдал деньги и заявил:— Вот теперь — хороша, носить можно! Отличная шляпа, а не какие-то дамские складочки.Смерть не люблю новых шляп!

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ - МОГУЧИЙ ВОСКРЕШАТЕЛЬ ПРОШЛОГОПереход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899

¤¤¤

Суриков знал толк в хорошей мебели. Когда фабрикант Морозов приобрел некий роскошнейший гарнитур, он зазвал художника полюбоваться. Сурикову гарнитур не понравился — безвкусный, весь разукрашенный. Морозов же не переставал восхищаться, и тогда Суриков к его ужасу вскочил ногами на диван, попрыгал на нем и поддакнул:— Да-а-а, пружины добротные.

¤¤¤

Суриков был довольно неприхотлив в еде, то есть мог питаться любой простой пищей. Но в гостях предупреждал, что терпеть не может индейку. Причем, по эстетическим соображениям:— Уж очень препротивно — такая некрасивая птица!

¤¤¤

Художник Игорь Грабарь привез к Сурикову одного коллекционера. Суриков встретил гостей радушно. Стал показывать этюды на продажу. Покупатель время от времени спрашивал о цене того или иного произведения и качал головой:— Что вы, Василий Иванович, разве можно так высоко оценивать такой крошечный этюдик?Цена была — 5000 рублей.— Уступите, Василий Иванович, — просил Грабарь.Суриков вздохнул: — И хотел бы, да имя не позволяет!

¤¤¤

Приехав поздно вечером в Мадрид, Суриков и Петр Кончаловский пожелали снять комнату. Была уже полная темень. Их везли на какой-то антикварной колымаге с фонарями, а уличный сторож по очереди открывал своим ключом двери домов. Тут же появлялись заспанные хозяева и показывали свободные комнаты. Русским все не нравилось, пока им не попался очень симпатичный испанец в живописном ярко-красном халате. Комната всем угодила. Но на всякий случай Суриков через Кончаловского осведомился у хозяина:— Вы любите бой быков?— Мучиссимо! — ответил тот, что по-испански означает: “Очень!”— Мучительно? Ну надо же, какой добрый человек! — восхитился Суриков, не знавший по-испански ни слова. — Остаемся!

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ - МОГУЧИЙ ВОСКРЕШАТЕЛЬ ПРОШЛОГОСевилья. Бой быков, 1910

Василий Иванович Суриков умер в Москве от склероза сердца 19 марта 1916 года. Его похоронили рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.

***

Замечательное кино:»Василий Суриков», снимали в далеком 1959 году. Пересматривал его дважды. Блестящая игра актеров, сюжет. Рекомендую для просмотра!

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Суриков Василий - Вспомнить, подумать...

Cуриков Василий Иванович (1848–1916), русский художник, мастер русской исторической картины; соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством.

Самые известные картины Сурикова:

Утро стрелецкой казни, 1881 - Третьяковская галерея, МоскваПереход Суворова через Альпы, 1899 - Русский музей, Санкт-ПетербургБоярыня Морозова, 1887 - Третьяковская галерея, Москва и т.д.

Пир Валтасара 1874 год. Русский музей, Санкт-Петербург.Картина Василия Ивановича Сурикова «Пир Валтасара». Холст, масло, размер 81 × 140 см.В библейских текстах Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение великого Вавилона. Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь Валтасар и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни. По случаю одного незначительного праздника в самый напряженный момент осады Вавилона беспечный царь Валтасар устроил грандиозный пир, на который приглашены были тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. В самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать на камнях стены огненные слова.

Книга пророка Даниила (Даниил, V, 1—30) Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.

В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве. Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.

Увидев ее, "царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и колена его от ужаса стали биться одно об другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: "Мене, текел, упарсин". Это означало: "Мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен и найден очень легким; упарсин — разделено царство твое и отдано мидянам и персам". "В ту же самую ночь, — продолжает библейское повествование, — Валтасар, царь халдейский, был убит" (Даниил, V, 30).

Покорение Сибири Ермаком 1895 год. Русский музей, Санкт-Петербург.

Картина Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Холст, масло, размер картины 285 × 599 см. Едва завершив «Взятие снежного городка», Суриков начал работу над грандиозным полотном «Покорение Сибири Ермаком». Эта тема не могла не волновать человека, предки которого пришли в Сибирь вместе со знаменитым атаманом. С детства он слышал предания и рассказы о Ермаке и его доблестных сподвижниках, которые смогли победить несметную армию хана Кучума. В сборе материалов помогли и ранние акварели, написанные в Минусинских степях, и личный опыт кулачных боев «стенка на стенку». Василий Иванович колесил по всему краю, заезжая в самые дальние села в поиске типов татар, остяков, вогулов, жизнь и быт которых почти не изменились с XVI века. Побывал он и на Дону — родине своих далеких предков, чтобы зарисовать характерные черты донских казаков еще без примеси разноплеменной сибирской крови. Каждый сантиметр огромной картины впитал в себя историческую достоверность, каждая ее деталь, будь то элемент одежды воинов хана Кучума, наконечники и оперение их стрел, пищали и казацкие сабли ермаковцев, лодки и весла обеих армий — все добывалось в долгих поисках по всей необъятной стране.

Полотно поражает масштабностью и величием изображенного исторического события. Композиция выстроена таким образом, что зрители смотрят на ханское войско со стороны казаков, словно плывут в соседней лодке. Прямо перед глазами, почти переплескиваясь через раму, кипит серо-бурой зыбью Иртыш. Мы становимся невольными участниками битвы под древним знаменем, с которым еще Дмитрий Донской ходил на Мамая, и удивительным образом сливаемся в едином порыве с ермаковцами.Очевидно, что сила на стороне Ермака и его рати. Воины хана (на правой стороне), несмотря на многочисленность, шаманские пляски, призывающие на помощь богов, и натянутые луки, выглядят беспомощными и побежденными. Их лица почти парализованы растерянностью перед напором казаков и страхом при виде огнестрельного оружия. Создавая эту большую горизонтальную картину, Суриков впервые получил возможность работать в мастерской, расположенной в одной из башен Исторического музея. Все предыдущие писались им дома, где из-за тесноты художник порой с трудом мог разглядеть их полностью. Для этого приходилось отходить к дальней стене прихожей и смотреть сквозь открытые двустворчатые двери. Теперь же закончить картину «Покорение Сибири Ермаком» в доме оказалось совершенно невозможно: некуда было отойти, чтобы на расстоянии проверить верность цвета и композиции.

Хмурым холодным утром начала февраля 1895 года Василий Иванович следил, как свернутую картину заколачивают в ящик, чтобы отправить в Петербург на Двадцать третью выставку передвижников. Странное гнетущее беспокойство не покидало мастера, и он не мог понять его причины... В те же дни, 6 февраля, в далеком Красноярске заколачивали гроб с телом его матери Прасковьи Федоровны, о чем художник узнал только спустя три недели. За день до открытия выставки передвижников ее посетил царь Николай II с царицей. Венценосная чета приобрела новую работу Сурикова за сорок тысяч рублей. В это время как раз праздновались трехсотлетие покорения Сибири и открытие Транссибирской железной дороги, так что Василий Иванович случайно «попал в точку», оказавшись в неловкой для себя роли «официального» живописца. Совет Академии 20 марта 1895 года присудил Сурикову звание академика.

Степан Разин 1903-1907 годы. Русский музей.

Картина Василия Сурикова «Степан Разин». Холст, масло. Картина «Степан Разин» — еще один исторический экскурс в далекое прошлое Руси. По бескрайним волжским просторам плывет струг с атаманом и его вольной дружиной. Взлетают над водой весла, казаки бражничают и веселятся, и только Разин погружен в глубокую думу. О чем? Как сделать русский народ вольным и счастливым? Или о судьбах верных сподвижников: куда он приведет их? А быть может, тоскует грозный атаман по персидской княжне? Каждый зритель, обладающий фантазией и склонный к романтизму, присмотрится к волнам: не та ли малоприметная водяная воронка, изображенная на картине слева, поглотила яркую восточную красоту прекрасной пленницы? Случайно ли с таким сожалением пристально смотрит на этот водоворот молодой гребец в красной рубахе?

В первые наброски к картине был включен образ княжны, от которого позже художник отказался, чтобы не вышло лишь заурядной иллюстрации к известной песне «Из-за острова на стрежень». Суриков не любил банальности и стереотипы.Полотно неповторимо по колориту: перламутровая вода Волги отражает жемчужный отблеск над горизонтом, прозрачный воздух струится, размывая очертания далекого берега, и рассеянным светом пробивается сквозь упругую ткань паруса, наполненного вольным ветром. По мнению самого Василия Ивановича, картина «Степан Разин» получилась неудачной. Она долго не продавалась, так как художник ее постоянно дорабатывал. Двенадцать лет искал он среди казаков «голову» главного героя, да так и выставил, по собственному признанию, «без того Стеньки». И только в 1910 году, когда картина была уже продана, провидение вывело мастера на подлинное лицо Разина. Этюд «Степан Разин», написанный тушью, показывает нам более точный, по мнению автора, образ атамана. Незадолго до смерти Суриков так определит свое творчество: «Стрельцов», «Меншикова» и «Морозову» не мог не написать; «Снежный городок» и «Ермака» смог написать; «Суворова» мог не писать; «Стеньку» так и не смог...».

Римский карнавал 1884 год.

Картина Василия Сурикова «Римский карнавал». Холст, масло. Павел Третьяков заплатил Сурикову за картину «Меншиков в Березове» пять тысяч рублей и на эти деньги Суриков вместе с семьей отправился в путешествие по Европе. Суриковы ехали через Берлин, Дрезден, Кельн, останавливаясь в каждом из этих городов для осмотра картинных галерей. В Париже с его богатой художественной жизнью самое искреннее восхищение вызвали у живописца работы великих итальянских и испанских мастеров: Тициана, Веронезе, Веласкеса.Из Франции Суриков с семьей отправился в Италию. Часами живописец пропадал в музеях Милана, Флоренции, Неаполя, Рима, Венеции, Помпеи, изучая бессмертные творения мастеров прошлого. Во время путешествий Василий Иванович много работал: например, писал восхитительные итальянские акварели. Художник обычно предпочитал рассеянное освещение, легкую серебристую прохладу, избегая резкого солнечного света и открытых цветов. Вместе с тем особое внимание он уделял влиянию света и воздуха на цвет и форму предметов.

В Риме Суриковы видели традиционный весенний карнавал. Свои впечатления от этого пышного и необычного зрелища живописец передал в очень выразительной и красочной картине, наполненной радостью и итальянским колоритом, — «Сцена из римского карнавала» или называемой иногда проще — «Римский карнавал».

Портрет Натальи Федоровны Матвеевой 1909 год. Музей изобразительных искусств, Харьков.

Картина Василия Ивановича Сурикова «Портрет Натальи Федоровны Матвеевой». Холст, масло, размер 92 × 74 см. Еще один великолепный образ русской женщины, которые так удавались художнику. Задумчивое скромное лицо с опущеными вниз глазами. Губы тронуты едва заметной улыбкой... Стоит обратить особое внимание на убранство и одежду молодой женщины. Волосы девушки собраны узлом и повязаны синей атласной лентой. Повязка на голове украшена камнями, на шее две нитки жемчуга. Белая простая сорочка. Синий атлас с крупными цветами отливает мерцающим блеском. Правая рука девушки лежит на столе, покрытом скатертью. Она со спокойным достоинством позирует мастеру.

Посещение царевной женского монастыря 1912 год. Русский музей, Санкт-Петербург.

Картина Василия Ивановича Сурикова «Посещение царевной женского монастыря». Холст, масло. Последняя крупная работа Сурикова — «Посещение царевной женского монастыря» с торжественной живописностью повествует о трагических судьбах царских дочерей. Русские царевны были пленницами теремов и коротали свой век среди мамок-нянек, шутих да прислужниц. Девушки не имели права выйти замуж ни за кого, кто ниже царского рода, но где найти на Руси свободных царевичей, которые бы не были их родными братьями? Королевичи, принцы и прочие знатные иностранцы считались еретиками, никто из них и не видел этих затворниц. Русские царевны могли стать лишь христовыми невестами. Они отдавали в выбранную обитель все свое богатое приданое, поэтому монастыри стерегли царских дочерей, как коршун добычу.

Именно такую царевну изобразил Суриков. На ее еще детском личике — безысходность и покорность судьбе. Настоятельница, поджав губы, пристально наблюдает за реакцией высокой гостьи, которая вскоре поступит под ее крылышко: нравится ли ей все, нет ли в лице строптивости или капризности, а мамка зорко следит, чтобы никто вокруг не нарушил царевнино благочестие. Монахини ведут себя по-разному: одни низко склонились, другие с любопытством осматривают гостью.Для образа царевны Сурикову позировали очень религиозная дочь его знакомых, которая собиралась стать монахиней, и внучка Наталья Кончаловская.

Виртуальный художественно-исторический музей

ngasanova.livejournal.com

Художник Василий Суриков|Картины

картины художник Василий Суриков - 01

Боярыня Морозова

Критики, современники художника, называли его картины парчовыми коврами. Труд художника в полной мере оценили потомки.

Биография художника Василия Сурикова

 

Василий Иванович Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в казачьей семье.

В возрасте восьми лет Василия определили в приходскую школу при Всехсвятской церкви, потом была учеба в уездном училище. Именно в уездном училище Суриков начинает серьезно заниматься живописью 0 его первым учителем стал Николай Васильевич Гребнев.

После окончания училища Василия Сурикова принимают  на работу писцом в губернское управление – после смерти отца художника семья оказалась в тяжелом материальном положении и средств на оплату учебы в гимназии просто не было.

И тут помог случай – Енисейский губернатор П.Н. Замятин увидел рисунки молодого писца и нашел для молодого человека мецената. В роли мецената выступил золотопромышленник П.И. Кузнецов, который и оплатил учебу Сурикова в Академии художеств.

картины художник Василий Суриков - 12

Автопортрет

В декабре 1868 года молодой живописец отправился вместе с купеческим обозом из Красноярска в Петербург. Однако, в Академию Василия не приняли – экзаменаторы не нашли у него явного таланта. Но, Суриков не сдался – пошел учиться в рисовальную школу Общества поощрения художников и уже через полгода сдал экзамены, и стал вольнослушателем, а через год – воспитанником Академии.

В 1875 году успешно заканчивает Академию со званием классного художника первой степени.

Нужно сказать, что Василий не забыл своего благодетеля и мецената – ещё во время обучения в Академии он подарил Кузнецову несколько своих картин.

В 1878 году  Суриков женится на Елизавете Августовне Шаре – это был счастливый брак, в котором у художника родилось две дочери: Ольга и Елена.

Нужно сказать, что при негативном отношении к творчеству художника критиков, ещё при жизни Василий Иванович был признан великим мастером исторического полотна, пейзажа и портрета.  Он всегда очень много работал, хотя был в жизни художника период, когда он полностью отошел от живописи. Это случилось после смерти любимой жены. Она умерла так внезапно, что эта смерть стала для живописца страшным ударом. Он перестал писать. И невозможно себе представить, чтобы было дальше, если бы не дочери – они его окружили такой любовью и заботой, что сердце его оттаяло. Оттаяло хотя бы для того, чтобы начать писать. Именно в тот тяжелый для художника период появилось полотно «Взятие снежного городка». Потом ещё были работы, которые прославили имя художника.

Критики и академики от живописи очень долго критиковали автора за «скученность композиций», его полотна презрительно именовали «парчовыми коврами». И публика не всегда понимала автора – после написания «Взятия снежного городка» на автора вылили просто море критических замечаний – нет, не то мы ожидали от Сурикова, мы ждали чего-то потрясающего, а он написал что-то несуразное…

Это потом и критики, и публика вдруг поняли, что это не просто сюжет – это гимн русской душе, русскому характеру, удали и веселью.

Умер художник в 1916 году. Его последними словами перед кончиной были слова: «Я исчезаю…». Что хотел сказать великий художник? Может быть, он боялся, что с его смертью будет предано забвенью и его творчество? Очень хорошо, что его страхи оказались напрасными.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию такие знакомые, но такие действительно великие полотна художника.

Картины художника Василия Сурикова

картины художник Василий Суриков - 02

Взятие снежного городка

картины художник Василий Суриков - 03

Утро стрелецкой казни

картины художник Василий Суриков - 04

Покорение Сибири Ермаком

картины художник Василий Суриков - 05

Степан Разин

картины художник Василий Суриков - 06

Посещение царевной женского монастыря

картины художник Василий Суриков - 07

Меншиков в Березове

картины художник Василий Суриков - 08

Княжий суд

картины художник Василий Суриков - 09

Апостол Павел объясняет догматы веры

картины художник Василий Суриков - 13

Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге

картины художник Василий Суриков - 10

Переход Суворова через Альпы в 1799 году

картины художник Василий Суриков - 11

Боярышня со скрещенными на груди руками

картины художник Василий Суриков - 14

Девушка с косами. Портрет А. А. Добринской

картины художник Василий Суриков - 15

Боярышня

РЕКОМЕНДУЮ:

Сохранить

Сохранить

22 Июн 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: век давно минувший, русская живопись 1917     93       Поделитесь записью

svistanet.com

Русские художники - Василий Суриков.

Василий Суриков. Благовещение. 1914. Холст. Масло. 160Х206.

Василий Иванович Суриков - величайший русский исторический живописец. Он является создателем грандиозных картин-эпопей, героем которых впервые стал народ. Сури­ков обладал редким даром историче­ского видения. Правдивость его про­изведений определяется и биографи­ей художника-сибиряка.

Суриков родился в Красноярске в казачьей семье. Отец его, предки которого пришли в Сибирь еще с Ерма­ком, был крутого нрава, но великолепно играл на гитаре и считался луч­шим певцом города; мать, прекрасная вышивальщица, обладала врожден­ным художественным вкусом. Да и са­ма Сибирь — край мужественных лю­дей, величественной природы, живого дыхания истории — сформировала у Сурикова понятия о красоте.

Первые уроки рисования Василий Иванович получил у Н.В. Гребнева - преподавателя уездного училища, который распознал талант ученика и посоветовал ему поступить в Петер­бургскую Академию художеств. Здесь Суриков блестяще учился под руко­водством знаменитого живописца и педагога Павла Петровича Чистяко­ва.

1875 год в жизни Сурикова отме­чен двумя важными вехами — за про­граммную картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутст­вии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» он получил Большую золотую медаль и в звании художника 1-й степени оканчивает Академию художеств.

Василий Суриков. Апостол Павел объясняет догматы веры в присутст­вии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста. Холст. Масло. 1875.

Василий Суриков. Апостол Павел объясняет догматы веры в присутст­вии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста. Холст. Масло. 1875.

В 1877 году Суриков переехал в Москву - пестрый старинный город, который виделся ему центром народ­ной жизни, где он сразу почувствовал, что стал на «свой путь».

В 1880-е Суриков создал наибо­лее значительные произведения - монументальные исторические карти­ны «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Берёзове» (1883), «Бо­ярыня Морозова» (1887).

Во время зарубежных поездок Суриков изучал в музеях Европы тво­рения любимых мастеров Возрожде­ния: Веронезе, Тинторетто и Тициана, а также Рембрандта и Веласкеса. Осо­бый интерес он проявлял к компози­ции и колориту.

Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891 Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891  Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Смерть горячо любимой жены в 1888 году стала для него сильнейшим потрясением; он оставил искусство. Летом 1889 года Суриков с детьми уехал в родной Красноярск. Александр Иванович, брат художника, был очень обеспокоен душевным состоянием Су­рикова, он-то и посоветовал написать картину о старинной казачьей игре на Масленицу. Василия Ивановича идея увлекла, так появилось полотно «Взя­тие снежного городка» (1890).

В 1891 году Суриков возвраща­ется в Москву, полный сил и мыслей о новой работе: «Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез», - вспоминал позднее Суриков.

Почти пять лет жизни посвятил Су­риков работе над грандиозным историческим полотном «Покорение Си­бири Ермаком» (1895). В 1899 году художник закончил картину о беспри­мерном подвиге русских солдат и их полководца «Переход Суворова че­рез Альпы в 1799 году».

Василий Суриков. Милосердный самритянин. 1874. Холст. Масло. 140Х210. Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова.

Василий Суриков. Милосердный самритянин. 1874. Холст. Масло. 140Х210. Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова.

Последнее историческое произ­ведение Сурикова - «Степан Разин» (1906-1910). Неосуществленным ос­тался замысел картин: «Княгиня Оль­га встречает тело князя Игоря, убито­го древлянами», «Емельян Пугачёв», «Красноярский бунт».

В 1912 году Суриков закончил работу над картиной «Посещение ца­ревной женского монастыря». Лицо юной царевны написано с его внучки Наташи Кончаловской.

Работы Сурикова экспонировались на выставках передвижников, Союза русских художников. Последнюю кар­тину Сурикова «Благовещение» зрите­ли увидели в 1915 году.

Василий Суриков. Автопортрет. 1902. Холст. Масло. 45Х31. Музей-усадьба В.И. Сурикова. Красноярск.

Василий Суриков. Автопортрет. 1902. Холст. Масло. 45Х31. Музей-усадьба В.И. Сурикова. Красноярск.

Каждая картина Сурикова - это творческий подвиг, результат напряженного труда. Крупные полотна ху­дожника, которые находятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, в Музее-усадьбе Сурикова в Красноярске, со­провождаются большим подготови­тельным материалом. Эскизы, этюды, рисунки дают представление о процес­се создания Суриковым живописных произведений. Самые любимые из них художник хранил в старомосковском, так называемом «сундуке Сурикова», покрытом нарядным сибирским ковром.

Работая над картинами, художник много путешествовал и всегда запечатлевал места своего пребывания, особенно в Сибири. Он не считал себя пейзажистом, но в разные годы созда­вал пейзажи Красноярска и его ок­рестностей. Акварели, выполненные в поездке по Хакасии, дают представ­ление о своеобразии ее природы и людей. Здесь он искал типажи для пер­сонажей к картине о Ермаке.

Лица простых сибиряков - каза­ков и коренных народов - притягива­ли Сурикова гармонией и естествен­ностью. Художник вспоминал, что еще в детстве всё вглядывался в лица и старался понять причину их красоты. Особенно он любил русские женские лица.

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. Холст, масло. 218×379. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881.  Холст, масло. 218×379. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Портретистом себя Суриков ни­когда не считал. Он писал этюды к историческим полотнам, портреты близ­ких ему людей. Особое место занимают портреты его любимой жены Елизаветы Августовны, часто писал своих дочерей Лену и особенно млад­шую Олю, очень похожую на отца. Много изображений младшего брата художника Александра в рисунках, этюдах, портретах. В его образе он видел не только любимого брата, но и дорогой его сердцу тип «природного казака».

Портреты составляют основу со­брания Музея-усадьбы В.И. Сурико­ва. Главное же произведение в кол­лекции музея - «Автопортрет худож­ника» 1902 года. Красный казачий кафтан подчеркивает происхождение Сурикова, которым он гордился.

В.И. Суриков собирался пересе­литься в Красноярск, построить гале­рею с верхним светом во дворе род­ного дома. Но этой мечте не суждено было осуществиться. Дом, построен­ный еще дедом и отцом художника, стал единственным музеем гения рус­ской национальной культуры.

artageless.com

Биография — Суриков Василий Иванович

Просмотров: 42874

Суриков Василий Иванович, русский живописец

В. И. Суриков: Автопортрет. 1876Суриков Василий Иванович (1848-1916), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1869-75) у П. П. Чистякова. Член ТПХВ (с 1881; см. Передвижники), Союза русских художников. Уже в годы учения обратившись к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть условность академического искусства, вводя в свои композиции бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур ("Княжий суд", 1874, "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы", 1875, - обе в ГТГ). С 1877 жил в Москве. Посетил Германию, Францию, Австрию (1883-84), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Суриков страстно любил русскую старину; обращаясь к сложным, переломным моментам в истории России, он искал в них созвучия волнующим вопросам современности. В 80-х гг. Суриков создал свои наиболее значительные произведения - монументальные исторические картины "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Берёзове" (1883), В. И. Суриков: Боярыня Морозова. 1884-1887 Холст, масло, Реализм, Россия, Москва. Государственная Третьяковская галерея Эскиз к историческому полотну "Боярыня Морозова"."Боярыня Морозова" (1887; все - в ГТГ). С глубиной и проницательностью истинного историка Суриков раскрыл в них истоки трагических противоречий истории, логику её движения, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола, в годы народных движений. Главным действующим лицом в этих произведениях выступает народная масса, представленная разнообразными типами, раскрывающими национальный русский характер. Сурикова привлекают сильные, яркие личности, концентрирующие в себе бунтарский дух народа: исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине "Утро стрелецкой казни", проникнутая страстью и фанатической убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноименной картине. С большим мастерством и любовью к созданному народным гением идеалу прекрасного передаёт Суриков облик площадей и улиц старой Москвы, заполненных толпой народа, изображает одежду и утварь, вышивку, резьбу по дереву и т. п. В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события. В его произведениях общий колорит, основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, ритм цветовых пятен, фактура и манера наложения красочных мазков служат важным средством передачи общего настроения, атмосферы изображаемого события, психологическими характеристики персонажей. В 1888, после смерти жены, Суриков впал в острую депрессию, оставил живопись. Преодолев после поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное состояние, Суриков создал полотно "Взятие снежного городка" (1891, ГРМ), запечатлевшее обобщённый образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья. В исторических картинах 90-х гг. Суриков вновь обратился к национальной истории, останавливаясь, однако, не на периодах остродраматических социальных противоречий, а на событиях, в которых проявлялись героический дух, единство и мощь русского народа. В картине В. И. Суриков: Завоевание Сибири Ермаком. 1895 Холст, масло, Реализм, Россия, Москва. Государственная Третьяковская галерея."Покорение Сибири Ермаком" (1895, ГРМ) мысль Сурикова "две стихии встречаются" раскрыта в смелой удали казацкого войска, в своеобразной красоте человеческих типов, одежд, украшений сибирских племён. В картине "Переход Суворова через Альпы" (1899, ГРМ) воспето мужество русских воинов. Утверждение духовного здоровья, жизнерадостности, избытка внутренних сил русского народа, характерное для исторической живописи Сурикова 90-х гг., проявилось и в исполненных им в эти годы портретах В. И. Суриков: Портрет Екатерины Александровны Рачковской. 1891. Холст, масло, Россия, Москва. Государственная Третьяковская галерея.("Сибирская красавица. Портрет Е. А. Рачковской", 1891, ГТГ). В годы реакции Суриков, верный демократическим традициям, писал (до 1910) картину "Степан Разин" (начата в 1903, ГРМ). Суриков также много работал в технике акварели (преимущественно пейзажи). Патриотическое, правдивое творчество Сурикова, впервые с такой силой показавшее народ как главную движущую силу истории, стало новым этапом в мировой истории живописи. Имя Сурикова присвоено Московскому художественному институту, в Красноярске открыт Дом-музей Сурикова.

Лит.: В. И. Суриков. [Альбом, вступительная статья Н. Г. Машковцева], М., 1960; В. И. Суриков. [Альбом, вступительная статья Д. Сарабьянова], М., 1963; В. С. Кеменов, Историческая живопись Сурикова, 1870-1880-е гг., М., 1963; его же, В. Суриков. Альбом, Л., 1978; В. И. Суриков. Письма. Воспоминания о художнике, Л., 1977.

Картины: Суриков, Василий Иванович

Родительская категория: Биография Категория: Краткая биография

www.art-drawing.ru

Русская живопись. Художник Суриков Василий Иванович. Биография. Картины

Суриков Василий Иванович

Известный портретист и исторический живописец. Академик. Учился в Красноярском уездном училище, в школе Общества поощрения художников, Петербургской Академии художеств. Расписывал Храм Христа Спасителя. Большое признание получили исторические картины Сурикова. Принимал участие в выставках Товарищества Передвижников. Просмотреть картины Сурикова

Биография и творческая деятельность

Русский художник Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года в Красноярске. Отец Василия Иван Васильевич Суриков был губернским регистратором, а в прошлом казачьим офицером. Он великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска. Мать, Прасковья Федоровна, принадлежала к старинному казачьему роду Торгошиных, впоследствии занимавшихся торговлей, была искусной вышивальщицей.

Василий учился в Красноярском уездном училище, с детства читал исторические книги, с интересом слушал старинные предания. Возможно, увлечение историей в будущем определило направление его творчества: Суриков стал историческим живописцем. Также художник обладал хорошими музыкальными способностями. Еще подростком он научился играть на гитаре, а позднее, уже в Петербурге, - на фортепиано. На художественные способности мальчика первым обратил внимание учитель рисования Красноярского уездного училища Н.В. Гребнев. Гребнев много занимался с ним, возил его за город, где давал мальчику возможность рисовать с натуры акварельными красками.

В 1859 году после смерти отца семья будущего художника стала испытывать материальные трудности. Сам Суриков, чтобы поправить материальное положение семьи, в 1862 году оставил учебу и устроился в Енисейское общее губернское управление канцелярским писцом. Однако денег все равно не хватало, приходилось еще подрабатывать: расписывать пасхальные яйца, писать иконы на заказ.

В 1867 году рисунки Сурикова попали на глаза красноярскому губернатору П.Н. Замятину. Губернатор высоко оценил талант молодого человека и послал в Академию художеств прошение о приеме Сурикова учеником. Совет Академии согласился, однако уведомил, что стипендию ему назначить не может. Все расходы взял на себя золотопромышленник П.И. Кузнецов, городской глава Красноярска. Таким образом, 11 декабря 1868 года Суриков отправился в Петербург.

Однако с первого раза поступить в Академию художеств ему не удается. Суриков поступает в школу Общества поощрения художников к Дьяконову, где за три месяца проходит трехгодичный курс обучения. В августе 1869 года художник принят в число вольнослушателей Академии, а через год он был переведен в действительные слушатели и в натуральный класс.

В Академии Суриков учился с большим увлечением. За время обучения художник неоднократно получал денежные вознаграждения за программы, выставлял свои картины на ученических выставках. Среди ученических работ отметим «Пир Валтасара» и «Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге». В 1872 году Василий Иванович пишет несколько картин для выставки, посвященной 200-летнему юбилею Петра I. Лето 1873 года Суриков проводит в Сибири, где живет в имении своего мецената Кузнецова, на промыслах в Минусинской степи. Здесь художник пишет несколько этюдов, которые впоследствии использует в произведениях «Княжий суд» и «Покорение Сибири Ермаком».

В 1875 году художник пишет дипломную работу на христианскую тему «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агрипцы, сестры его Береники и проконсула Феста». За эту работу совет Академии художеств присуждает Сурикову звание классного художника I степени и ходатайствует о заграничной командировке художника. Однако Василий Иванович от командировки отказался, предпочтя ей заказ на роспись храма Христа Спасителя в Москве. Работы по росписи Храма были окончены летом 1878 года.

25 января 1878 года Суриков женится на внучке декабриста П.П. Свистунова Елизавете Августовне Шарэ.

Первым историческим полотном, принесшим широкую известность художнику, стало «Утро стрелецкой казни», оконченное в 1881 году. При написании этой картины Суриков изучает исторические документы, свидетельства очевидцев, делает большое количество этюдов с крестьян и знакомых. Произведение было выставлено на IX Выставке Товарищества передвижников 1 марта 1881 года. М.М. Антокольский назвал «Утро стрелецкой казни» первой русской исторической картиной. Эта картина была приобретена П.М. Третьяковым для своей коллекции.

Еще одна известная картина Сурикова на историческую тему - «Меншиков в Березове» (1881-1883). При написании этого полотна художник использовал тот же метод что и при написании «Утра стрелецкой казни»: задуманные образы Василий Иванович тщательно изучил, а затем обратился к поискам натуры. Жена художника стала прообразом дочери Меншикова Марии. Для сына Меншикова позировал знакомый Сурикову юноша. Образ Меньшикова художник увидел в угрюмом незнакомце на улице (это был учитель математики Невенгловский). Василий Иванович узнал где он живет и уговорил его позировать. Также на улице же Суриков повстречал девушку, которая послужила моделью для младшей Меншиковой. Картина была выставлена на XI выставке передвижников в 1883 году и была приобретена Третьяковым.

Средства, полученные от продажи двух больших полотен, позволили Сурикову совершить путешествие в Европу. В сентябре 1883 года он с женой и двумя дочерьми — пятилетней Олей и трехлетней Леной посещает в Берлин, затем Дрезден, после чего отправляется во Францию, в Париж. В Париже Суриковы живут больше двух месяцев, а затем уезжают в Италию. Во время поездки Василий Иванович изучает творчество известных европейских живописцев. Находясь за границей художник пишет картины «Собор Св. Петра в Риме», «Две итальянки», «Римский карнавал», «Улица в Риме», «Помпея», «Миланский собор», «Колизей».

Вернувшись в Россию, Суриков приступает к созданию «Боярыни Морозовой». Здесь художник также не изменил своему методу: юродивого он нашел на толкучем рынке, типы монашек, боярышень - в селе Преображенском под Москвой. Картина была выставлена в 1887 году на XV выставке передвижников. И опять же Третьяков покупает картину.

В 1888 году умирает жена художника. Суриков впадает в глубокую депрессию, он не может работать, замыкается в себе. В следующем году по приглашению матери и брата художник с дочерьми посещает Красноярск. Там он вновь возвращается к жизни, пишет картину «Взятие снежного городка».

В Сибири у художника рождается замысел новой исторической картины — «Покорение Сибири Ермаком». Суриков пишет этюды в Минусинском крае, Тобольске, Красноярске, на Иртыше, а затем едет на Дон. Особенность картины заключается в том, что несмотря на то что живописец изображает страшную битву, на ней нет крови, трупов, искаженных болью лиц. Картина стала вершиной творчества художника.

Широкую известность получило еще одно историческое полотно Сурикова — «Переход Суворова через Альпы». Произведение впервые было показано публике на XXVII Передвижной выставке в 1899 году, в год столетия знаменитого Суворовского перехода. При написании этой картины художник посетил Швейцарию, чтобы своими глазами увидеть Альпы.

В 1895 году советом Академии художеств Василию Ивановичу Сурикову было присвоено звание академика.

Последняя картина Сурикова, показанная на передвижной выставке (в 1906 году) — «Степан Разин». Первый эскиз картины был сделан еще в 1887 году, а изменения вносились вплоть до 1910 года.

С 1905 года здоровье художника резко ухудшилось. В 1912 году живописец лечился в Берлине, а затем — в Крыму. В 1914 году художник последний раз посещает Красноярск.

Василий Иванович Суриков умер 6 марта 1916 года в Москве от болезни сердца. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище.

Картины Сурикова  

art19.info


Смотрите также