Маковский К.Е. «Святочные гадания». Описание картины. Картина святки


Маковский К.Е. «Святочные гадания». Описание картины. Художники-передвижники

60 х 232 см. Масло, холст.Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург, Россия

Описание картины Маковского К.Е. «Святочные гадания»

Тема обращения к жизни простого народа находила широкий отклик в творчестве художников-передвижников. Каждый из них писал образы крестьянского сословия по-своему, реалистично, или идеализированно, но неизменно – с большой любовью и искренней симпатией. Крестьянские образы нашли сове место и на полотнах Константина Маковского, черпавшего вдохновение в народных сказках, быте и традициях.

Особой ностальгией по народным обычаям пронизана воспевающая седую старину картина «Святочные гадания». На ней художник изобразил молодых девушек, собравшихся в тесной светлице и затеявших гадание на жениха.

Девушки выбрали самое подходящее время – именно период от Рождества (7 января) до Крещения (19 января) издавна считался самым лучшим временем для разгадки тайн будущего.

Ярко светит в окошко полная луна. В Красном углу освещает иконки небольшая свеча. Подушки и перины сгрудились на печи в ожидании хозяек. Девушки, обращаясь к петуху, хотят узнать свою судьбу. Рассыпали они на полу перед птицей пригоршню зерна и ждут, исполнится их желание, или нет. Клюет петушок зерна, а девушки считают, чтоб больше двенадцати не склевал. Посчитают потом они зерна оставшиеся. Будет их четное число – сбудется задуманное, а нечетное – ждать следующего года придется. Радостным любопытством, словно изнутри светятся девичьи лица, такие юные и такие прекрасные.

Одна из девушек сидит в стороне за столом и с грустью смотрит в глубокую чашу. Быть может, одно гадание уже позади – в чашу капали воском, и он сообщил ей нерадостную весть? Рядом в углу задремала бабушка – ее гадания остались в молодости. Сейчас должна она следить за девицами, но старость взяла свое, одолев бабушку сном.

Несмотря на то что гадания проводятся ночью, картина наполнена ярким светом и мягкими теплыми красками. Оттенки золотистого, коричневого и рыжего будят в памяти давно ушедшую старину, с ее иконами, деревянными избами и тихо горящими свечами. Сюда хочется вернуться, ощутить домашнее тепло, уют и погадать на судьбу вместе с молодыми девчатами.

Лучшие картины Маковского К.Е.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ В ЖИВОПИСИ (СВЯТКИ - СЛАВЯНСКИЙ КАРНАВАЛ!)

Две недели – от Рождества до Крещения, во времена былые (и не очень) были наполнены праздничными гуляньями, застольями и гаданиями, песнями и танцами, колядками и походами в гости. И весь этот период именовался Святками, а иностранцы называли празднества в эти дни Славянским карнавалом. Что ж, продолжаем "карнавалить"! )))

Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) Ряженые. 1873 г.

Вячеслав Люйко (Казахстан, род. 1963) Святки. 2011 г.

Герц Юрий Дмитриевич (Украина, род. 1931) Рождество на Верховине. 1997 г.

Ролдугин Игорь Николаевич (род. 1959) Святки.

Чижевский Ярослав (Украина) Рождество. 2014 г.

Святки

Месяц - ласковый кудесник - Встал, и ясен и пригож, А в селе - гульба и песни, - Расходилась молодежь!

Снежный хруст... Возня и шутки, Брызжут пылью снеговой... - Как зовут?.. - Зовут - Зовуткой! - А тебя? - Меня - Бовой!

- Мне кольцо ты не подаришь? - Подарю, да не при всех!.. С пляской ряженые вышли, - Ой, умора! Визг и смех!

Месяц, ласковый кудесник, Зачинает ворожбу... А в селе - гульба и песни И гаданье про судьбу...

Александр Ширяевец1916-1922 гг.

Аксенов Юрий Алексеевич (род. 1950) Святки. 2013 г.

Данилич Тарас Федорович (Украина, род. 1945) Колядники.

Илько Иван Иванович (Украина, род. 1938) Сочельник. Колядники.

Сипович Татьяна Михайловна (род. 1957) Ряженые (Новогодний чёс).

Святки

В зимнем вальсе кружит вьюга,Всё короче дни!Ближе к Святкам… и к досугуВремя поверни.

Год прошёл в трудах, заботах –Жизни карнавал!Слава Богу, не в банкротах…Что же он нам дал?

Будем жить, любить, смеяться –Будем просто жить!Миром Божьим удивляться –Меньше, друг, грешить.

Будем в музыке кружиться –Скоро Рождество!Зимний вальс… Пусть всё свершитсяСказки волшебство!

© Павел Рупасов, 2012 г.

Далькевич Мечислав Михайлович (1861-1941) Святки в деревне. Рисунок из журнала "Всемирная иллюстрация". 1881 г.

Шамота С. Рождество. Вождение козла по польской деревне. Рисунок из журнала "Всемирная иллюстрация". 1882 г.

Ткаченко Николай Иванович (1866-1920) Ряженые в Малороссии. Рисунок из журнала "Всемирная иллюстрация". 1896 г.

Плошинский Сергей Федорович В рождественскую ночь.

Святочные частушки

На рождественские святкиДень почти что с гулькин нос..Поиграю с милым в прятки -До любви он не дорос!

Кто к нам в Святки в дверь стучит?И как бешеный кричит?К нам пришел колядоватьТвой дружок, ядрёна мать!

У меня милашек много,В Святки просят все любить!Обещает жёнка строгоКое-что мне отрубить!

Половная-Васильева Елена (Украина) Колядники.

Имя автора и название картины не нашел, известно лишь, что это дипломная работа студента Абрамцевского художественно-промышленного колледжа (АХПК) им. В.М. Васнецова (из серии "Русские праздники"). 2010 г.

Калинина Ирина Павловна (род. 1948) Святки. 2003 г.

Муравьёва Дарья, участница народной Студии декоративной Петриковской росписи (ДОЭЦ) Рождество. 2013 г.

Павлова Вера Владимировна (1952-2015) Иллюстрация к книге Е.Левкиевской "Русские праздники". 2008 г.

Павлова Вера Владимировна (1952-2015) Иллюстрация к книге Е.Левкиевской "Русские праздники". 2008 г.

***Новый год уж повзрослел,Бойко прошли святки,Миг гаданий пролетел,Спеты всё колядки.

Лучше время не найти,Страсти откипели,Ночь крещенская в пути!Заждались купели!

Людмила Егорычева, 2014 г.

Сварог Василий Семенович (1883-1948) Солисты 1910-е гг.

Каразин Николай Николаевич (1842-1908) Ряженые.

Шибанов Евгений Николаевич (род. 1941) Святки. 2005 г.

Гринюк Леонтий Назарович (Украина, род. 1950) Колядники. 1998 г.

Симаков Иван Васильевич (1877-1925) Славельщики.

parashutov.livejournal.com

Рождество, Новый год, святки в картинах русских художников

Рождество Христово. Патриарх здравствует государя в Золотой палате.Бухгольц Фёдор (Теодор Александр Фердинанд) Фёдорович (Густавович) (1857-1942). Иллюстрация для журнала "Нива". Гравировал Шюблер

Елочный торг.Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля 

* * *

Рождественский базар.Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). 1906 г.

Рождественский базар.Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Иллюстрация из журнала "Нива", 1911 г.

* * *

Подготовительный рисунок к картине "Елочный торг". 1918Кустодиев Борис Михайлович

Елочный торг. Борис Михайлович Кустодиев. 1918 г. Холст, масло. 98x98.Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

Полотна на темы праздничного провинциального быта отличаются особой, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды – портреты крестьян, пейзажные зарисовки, жанровые сценки. К этой же теме относится и "Елочный торг" – произведение, созданное художником в 1918 году.

Воспевая быт и нравы русской провинции, Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором – с песней и сказкой. Внимательный, вдумчивый зритель не только видит, но и "слышит" работы художника. Написанная, скорее всего, по памяти, картина не имеет точного географического адреса – это Русь вообще, а не астраханский или костромской елочный базар. Действие на полотне происходит будто "в некотором царстве, в некотором государстве". Просторное небо и золоченые купола церкви над суетливым людским муравейником – кого только нет среди этой пестрой толпы! Реальное удивительным образом сочетается с фантастическим: красочная сказка, полная живых деталей, предстает перед нами. И художник, словно настоящий сказочник, подчеркивал все забавное, игрушечное, что есть в этом незамысловатом повествовании, пряча все серьезное, что может быть в нем скрыто. Елочный базар изображен художником как праздничное зрелище. Пространство картины напоминает сценическую площадку. Расположение фигур, на первый взгляд, дано хаотично: изображение можно продолжить и вправо, и влево. Незамкнутость композиции, ее своеобразная текучесть еще более усиливают это общее впечатление.

Большое место отведено в этой жанровой сценке пейзажу – сказочными кажутся церковные купола на фоне заснеженного неба, в нарядные зимние одежды убраны ели – главный предмет торга на ярмарке. Мазок кисти по холсту художник делал легко, гладко, даже как-то деликатно. Большое значение придавал Кустодиев линии, рисунку, игре цветовых пятен. Светотень в данном случае не имеет большого значения, свет становится весьма условным. Локальные цветовые пятна образуют гармоничное декоративное целое. Закрытое облаками небо не имеет глубины, купола церкви интенсивны по цвету, благодаря чему разница планов сводится почти на нет.

С одной стороны, Кустодиевым подмечены и перенесены на холст подлинные типажи русской провинции, передана реальная атмосфера предновогодней суеты и с другой – праздничный спектакль, костюмированное представление с красивыми декорациями разыгрывает перед нами сам художник. Радостное, ни с чем не сравнимое чувство наполненности жизнью и движением пронизывает полотно. Жизнь в этом произведении видна повсюду: хлопочут, радуются и суетятся люди, в небе рисует свои затейливые узоры снежная зима, и все это действо окутывают свежим хвойным ароматом ели-красавицы.

Мир на картине Кустодиева подобен волшебному фонарю с постоянно меняющимися картинками – можно бесконечно наблюдать за его разнообразной, такой простой, немудреной и вместе с тем полной глубокого смысла жизнью. Голубые и нежно-белые краски картины умиротворяют, радуют, словно убаюкивают, создавая нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника – вневременную, всегда современную. Они напоминают нам, вечно занятым и куда-то спешащим, что все в этом мире прекрасно, что жизнь удивительна уже потому, что она есть жизнь.

Из книги: Т. Кондратенко, Ю. Солодовников "Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко". Белый город, 2003.

* * *

За ёлками.М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка

* * *

Возвращение с рождественской ярмарки.М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка

* * *

Канун Рождества. Корзухин Алексей Иванович (183-1894). 1869 г. Холст, масло, 75,5х63,5.Государственный Русский музей

* * *

Подготовка к Рождеству. Сергей Васильевич Досекин (1869-1916). 1896 г.

* * *

Рождественская ёлка.Корин Алексей Михайлович.1910 г.

* * *

Елка.Николай Иванович Фешин (1881-1955). 1917 г.

* * *

Рождественская елка.Александр Моравов. 1921 г.

* * *

Новогоднее угощение.Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра имп. Николая II). 1935 г.

* * *

День Рождества. В монастыре.Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Иллюстрация в журнале "Нива"

* * *

Славильщики-городовые.Соломаткин Леонид Иванович. 1867 г. Холст, маслоГосударственный Русский музей

Славильщицы.Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло.Государственный Русский музей

Славильщики.Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Славильщики.Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.Одесский художественный музей

Славильщики.Соломаткин Леонид Иванович. 1872 г. Холст, масло. 40,3?51,5.Ульяновский художественный музей

Городовые-христославы.Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1872 г. Холст, масло.Пермская государственная художественная галерея

Соломаткин Леонид Иванович (1837 — 1883) посещал классы Императорской Академии Художеств и получил малую серебряную медаль за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1864), которых В. В. Стасов приветствовал как «чудесный свежий отпрыск федотовской школы». Последний сюжет впоследствии неоднократно был повторен, известно не менее 18 авторских реплик, хотя первый вариант не сохранился. Арт-каталог

В погребке на святочной неделе.Соломаткин Леонид Иванович (1837–1883). 1878 г. Холст, масло. 26,5x21,5.Художественная Галерея Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа ЮгрыПоступление: 2003 г.

В картине «В погребке на святочной неделе» Соломаткин изображает своих любимых героев — бродячих музыкантов. Талант — это бремя или дар, счастье или проклятие? Талант — это судьба. Самого художника и его героев талант не сделал счастливыми, но они с достоинством выполняют свое предназначение. Музыканты, изображенные на картине, знавали лучшие дни. Виолончель, на которой играет старик, — это инструмент профессионала, позволяющий музыканту претендовать на некую избранность, свидетельствующий об определенном уровне жизни, оставшемся в прошлом. Старика сопровождает мальчик, подыгрывающий ему на дудочке. По-видимому, ради этого мальчонки, заботливо укрытого теплым платком, старику приходится бродить с тяжелым инструментом из кабачка в кабачок, зарабатывая на хлеб. В помещении стоит елка, украшенная игрушками, а на вешалке висят маски и маскарадные костюмы, придавая всему происходящему фантасмагорический оттенок. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры

* * *

Христославы. (Дети старой деревни).Федот Васильевич Сычков (1870 — 1958). 1935 г. Холст, масло. 63x83 смМордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи 

* * *

Со звездой.Репродукция с картины М.Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г. 

* * *

Путешествие со звездой.Транковский Алексей Иванович. 1900 г.

* * *

Рождественская открытка по рисунку Бориса Зворыкина

* * *

Колядки в Малороссии.Трутовский Константин Александрович (1826-1893). Не позднее 1864 г. Русская живопись 

Колядки.Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. 170х130.Донецкий областной художественный музейmuseum-painting.dp.ua

* * *Катание на святках.Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Холст, масло.

ros-vos.net

ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ В ЖИВОПИСИ (СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ. Новая галерея.)

Святки многие века считали лучшим временем для предсказаний и возможности узнать что-то о своей судьбе и будущем. О гаданиях я уже писал в своем дневнике, но настало время познакомить вас с новой галереей картин на эту тему и вспомнить известные «онегинские» строчки Александра Сергеевича:

***Настали святки. То-то радость!Гадает ветреная младость,Которой ничего не жаль,Перед которой жизни дальЛежит светла, необозрима;Гадает старость сквозь очкиУ гробовой своей доски,Все потеряв невозвратимо;И все равно: надежда имЛжет детским лепетом своим.

А еще напомнить, что лучшим временем для гаданий считается вечер Васильева дня (13 января), канун Крещения (18 января) и любая святочная ночь с четверга на пятницу. Готовьтесь!

Henryk Siemiradzki (Polish-Russian, 1843-1902) Noc św. Andrzeja. Wróżbita (Ночь святого Андрея. Гадание). 1867 г.

Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904) Гадание на святках. 1881 г.

Куликов Иван Семенович (1875-1941) Зимним вечером. 1907 г. Муромский историко-художественный музей, Владимирская область

Чикин Александр Андреевич (1865-1924) Гадание у проруби. 1898 г.

Гадание на святках

На Святках группа девушек гадает -Не терпится узнать, что ожидает!Воск растопив, его на воду льют -Грядущее по воску узнают!

Написаны любовно все девицы!И видим мы эмоции на лицах.А женщина с ребёночком стоит,Спокойно на гадание глядит.

В углу избы - иконы и лампадка,И полумрак таит в себе загадку.Полати, печка, прялка нам видны,Хотя они чуть-чуть освещены.

По полотну мы этому узнали,Как девушки крестьянские гадалиИ верили в конечный результат!..На Святках веселились стар и млад!

По избам вечерами собирались,В личины для веселья наряжались...Писали о гаданиях с душойЖуковский, Пушкин, даже Лев Толстой!

Нам всем известны многие картины:Гадают в них на Святках героини!И мы ещё увидели одну -В ней автор воспевает старину!

© Иван Есаулков, 2013

Болюх Николай Федорович (Украина, род. 1955) Святки. 2009 г.

Сергеев Юрий Алексеевич (род. 1961) Ночное гадание. Святки.

Лучанова Полина Борисовна (род. 1977) Гадание. 2010 г.

***Искололи мне душу иголки крещенских морозов,А зима все сильней вымогает любовную дань.Все давно уже пройдено - свечи, гадания, слезы...Леденящая прорубь разлуки - моя Иордань.

В полумраке зеркальном я встречу с тобой увидала.Но солгали мне свечи... Разбиты мои зеркала...Мне изрезали душу крещенских морозов кинжалы.И зима, чтобы нас разлучить, все пути замела.

Автор под ником Елена Троянская(взято отсюда)

Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847) Гадание на картах. 1842 г.

Васильев Константин Алексеевич (1942-1976) Ожидание. 1976 г.

Балакшин Евгений Геннадьевич (род. 1962) Крещенский вечерок.

Ночь под Рождество

Помню эту ночь под Рождество!Собрались подруги на гаданье.В страхе трепетало естествоИ тревожным было ожиданье.

Деревенский двор, сарай, петух,В блюдце зёрна, а в другом -водица!Зеркало, ещё несушек двухПринесли. Всё может пригодится.

Самой смелой оказалась я!Петуха по хохолку погладив,Запустила. Из-под ног земля...Он к воде направился не глядя!

По судьбе теперь пьянчужка муж,По-всему, как видно, ожидает,Ахнули мы хором было уж...Вдруг петух застыл, соображает.

Лапой воду он перевернул,Поклевал зерна, несушку клюнул,А потом , опять пошёл к зерну...Видно, Бог, меня ты не покинул!

Нагадала я себе судьбу:Муж красив, ни беден, ни богат,Любит, верю, лишь меня одну.Жизнь летит, как по волнам фрегат!

То ли было это, то ли нет...Может быть, приснилось мне гаданье?Но идём мы рядом много летИ нежны, как в первое свиданье.

Автор под ником Мушка(взято отсюда)

Плошинский Сергей Федорович Гадание на святках.

Ремнёв Андрей Владимирович (род. 1962) Святки (из серии Русские праздники).

Бирюкова Людмила Леонидовна (род. 1981) Гадание.

Плошинский Сергей Фёдорович Святочное гадание. 1914 г.

Святки

Ох, уж эти святки!С них и взятки гладки.В них с самой судьбоюПоиграешь в прятки.Снимешь обереги,Все узлы развяжешь,Волосы распустишь,Счастье нагадаешь:Жить всю жизнь безбедно,Денег – вороха,Завтра же не вредноВстретить жениха.Чтобы полной чашейБыл семейный дом.Чтобы щи да кашаБыли в доме том.Семеро по лавкамСпали там детей.Ну, и пёс обгавкалНепрошеных гостей.Беды пусть от скукиСмазывают пятки.Вот такие штукиВытворяют святки.

© Лев Зазерский, 2012 г.

parashutov.livejournal.com

Святочные гадания. Картины русских художников

Ю.Сергеев (700x557, 111Kb) Художник Ю.Сергеев. Гадание на суженого. Святки.Стремление людей заглянуть в будущее уходит своими корнями глубоко в древность. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней археологические артефакты Древнего Египта, Греции, Халдеи, Древнего Рима. Даже в священном писании - Библии неоднократно упоминается о гадании. Среди славянских племен предсказание будущего всегда было в ведении жрецов, знахарей, ворожей, кудесников и колдунов. Но по народным поверьям существуют такие дни в году, в которые каждый, кто отважится вступить в контакт с потусторонними силами, может увидеть наперед свою судьбу. К. Маковский (700x480, 146Kb) К. Маковский. Святочные гадания.На Руси в древние времена святочные гадания особо получили свое распространение в эпоху "теремного затворничества", когда длинными морозными вечерами боярыни и боярышни, сенные девки, коротая время, пытались заглянуть в судьбоносное будущее. Ожидая замужества, каждая пытались хотя бы при помощи нечистой силы узнать, кого судьба пошлет ей в мужья, и какова жизнь ожидает ее впереди с этим будущим мужем.

И как бы ни осуждала церковь эти ритуалы, настаивая на том, что гадание дело - нечистое, искоренить этот обычай было невозможно.

"> Святочные гадания. (700x623, 208Kb)К. Маковский. Святочные гадания. (Фрагмент).Все таинства гадания проводились под покровом ночи, ближе к полуночи. И наиболее вещим оно считалось в святочные вечера, в ночь под Новый год и под Крещение. Тысячи лет гадали девушки и женщины на будущее, на суженых, на урожай, на исход дел, используя при этом различные магические предметы и разные способы, передавали из поколения в поколение этот ритуальный обычай. Святки являлись наиболее переломным, наиболее опасным периодом, когда нечисть особенно была сильна. Трутовский. (700x475, 146Kb)Художник Константин Трутовский. Святочные гуляния.Святочные вечера на Руси начинались сразу после Рождества и продолжались до самого Крещения, отмечавшегося 19 января по новому стилю. И хотя они расположены между двумя великими христианскими праздниками, их история возникновения своими корнями уходит далеко в языческое прошлое славянского народа. В период зимнего солнцестояния, когда наступает самая длинная ночь и самый короткий день в году, издревле праздновался древними славянами как день рождения солнца. Коляда (700x545, 165Kb)КолядаА солеце всегда считалось светилом, управляющим божьим днем, от которого полностью зависел и будущий урожай, и приплод скота, и плодородие земли-матушки, а значит - благосостояние людей.

В эти дни считалось самое время подумать о будущем - и не только урожае, но и о личной жизни. Для привлечения удачи были заведены традиционные гулянья, веселые розыгрыши, игры, пляски и сборища. С течением времени все святочные сюжетные игры и песни, первоначально имевшие в своей основании магический смысл, стали лишь развлечением.

Константин Коровин (700x488, 214Kb)Художник Константин Коровин. Святочные гуляния.Страшные гадания на РусиИздавна считалось, что святые дни - святки, делятся на два периода: с 7 по 13 января - святые вечера, а с 14 по 19 января - страшные.

Страшным таинство гадания считалось по причине того, что в процессе был задействован потусторонний мир, и у нечистой силы появлялась реальная возможность забрать гадающего на тот свет. Такие гадания, уходящие корнями в языческую древность, были широко распространены в России еще столетие тому назад. Проводились они, когда старый год заканчивался и начинался новый, то есть в "переходной период", где новое еще не вступило, а старое еще не сдало свои полномочия.

Для проведения таких ритуалов, как правило, подбирались и соответствующие места - это и перекресток дорог, и прорубь, и баня, и овин. Одним словом, там где скапливалась нечисть. Исходя из этого, в таких ритуалах участвовали лишь отважные и решительные девушки. И отправляясь в такие места обязательно брали с собой металлические предметы - нож, кочергу, сковороду, считавшимися оберегом от нечистой силы.

Ю.Сергеев. (474x681, 138Kb)Художник Ю.Сергеев. У гадалки. Святки.Как правило, такие гадания проводились под присмотром старшей опытной женщины, которая и вызывала на контакт нечистую силу с таким призывом: "Отступитесь, ангелы! Приступитесь дьяволы! Собирайтесь черти, большие и малые, изо всех болот и омутов и расскажите как год проживет...",- и называла имя девицы, на которую ворожили. Гадание на картах (700x604, 160Kb)Художник Ю.Сергеев. Гадание на картах. Святки.Кроме того эта женщина должна была присматривать за девушками, чтобы вовремя принять меры по их защите, а также ввести и вывести из состояния прострации. А.Новоскольцев. Светлана. (515x700, 102Kb)Художник А.Новоскольцев. Светлана. Самым страшным святочное гадание считалось, когда образ появлялся воочию перед взором гадающей девицы при помощи зеркал, по народным поверьям имеющих связь с потусторонними мирами. Выставленные друг против друга два зеркала в отражении создавали коридор, откуда должен был показаться суженый. И что интересно, если девушка не была знакома с будущим супругом, то она видела лицо своего суженого, а если была с ним знакома, то затылок К.Брюллов. (572x700, 162Kb)Художник К.Брюллов. Гадающая Светлана.А еще было гадание основанное на слушании, когда девица в полночь шла к проруби или на перекресток и прислушивалась к звукам, разносящимся по деревне. Звон колокольчика или праздничное пение было предвестником скорого замужества. Лай собаки, также предвещающий брак, рассматривался еще и в разных аспектах: из какого края деревни будет жених, какой у него будет характер и какого он будет возраста. А вот самым плохими предзнаменованием считался стук топора и звук хлопающих досок, что было к смерти. Гадание на суженого (700x645, 149Kb)Художник Ю.Сергеев. Гадание на суженого. Святки.Отчаянные девицы ходили в одиночку в баню и, гадая на суженого, должны были ощутить чье-то прикосновение. Если таково случалось, значит быть в этом году девице замужем, а нет - сидеть в девках еще год. К тому же, если по ощущению рука была гладкой, то жених будет бедняком, ежели мохнатой - богатым. Сергеев. Ночное гадание. (700x527, 119Kb)Художник Ю.Сергеев. Ночное гадание. Святки.Иногда при гадании на зеркалах использовали петуха, крик которого должен был отпугнуть нечистую силу, появившуюся в зеркале. Так, увидев что-либо страшное, девушка сильно сжимала птицу и та издавала крик.О.Кипренский.Святки. (543x700, 137Kb)Художник О.Кипренский.Святки.Рождественские и святочные гадания перед Крещением остаются популярным обычаем и в наши дни. Незамужние девушки по- прежнему хотят заглянуть в будущее и узнать о своем суженом, используя при этом, возможно не такие экстримальные методы гадания нежели раньше. В ход идут кофейная гуща и карты таро, воск и кольца, спички и башмаки, а так же спиритические сеансы. С.Кодин (700x526, 120Kb)Художник С.Кодин. Святочное гадание.

Источник

Спасибо за ваши комментарии!

kolybanov.livejournal.com

Святочные гадания. Картины русских художников * Govza

Святочные гадания. Картины русских художников.

Ю.Сергеев (700x557, 111Kb) Художник Ю.Сергеев. Гадание на суженого. Святки.Стремление людей заглянуть в будущее уходит своими корнями глубоко в древность. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней археологические артефакты Древнего Египта, Греции, Халдеи, Древнего Рима. Даже в священном писании — Библии неоднократно упоминается о гадании. Среди славянских племен предсказание будущего всегда было в ведении жрецов, знахарей, ворожей, кудесников и колдунов. Но по народным поверьям существуют такие дни в году, в которые каждый, кто отважится вступить в контакт с потусторонними силами, может увидеть наперед свою судьбу.

К. Маковский (700x480, 146Kb) К. Маковский. Святочные гадания.На Руси в древние времена святочные гадания особо получили свое распространение в эпоху «теремного затворничества», когда длинными морозными вечерами боярыни и боярышни, сенные девки, коротая время, пытались заглянуть в судьбоносное будущее. Ожидая замужества, каждая пытались хотя бы при помощи нечистой силы узнать, кого судьба пошлет ей в мужья, и какова жизнь ожидает ее впереди с этим будущим мужем.

И как бы ни осуждала церковь эти ритуалы, настаивая на том, что гадание дело — нечистое, искоренить этот обычай было невозможно.

«> Святочные гадания. (700x623, 208Kb)К. Маковский. Святочные гадания. (Фрагмент).Все таинства гадания проводились под покровом ночи, ближе к полуночи. И наиболее вещим оно считалось в святочные вечера, в ночь под Новый год и под Крещение. Тысячи лет гадали девушки и женщины на будущее, на суженых, на урожай, на исход дел, используя при этом различные магические предметы и разные способы, передавали из поколения в поколение этот ритуальный обычай. Святки являлись наиболее переломным, наиболее опасным периодом, когда нечисть особенно была сильна.

Трутовский. (700x475, 146Kb)Художник Константин Трутовский. Святочные гуляния.Святочные вечера на Руси начинались сразу после Рождества и продолжались до самого Крещения, отмечавшегося 19 января по новому стилю. И хотя они расположены между двумя великими христианскими праздниками, их история возникновения своими корнями уходит далеко в языческое прошлое славянского народа. В период зимнего солнцестояния, когда наступает самая длинная ночь и самый короткий день в году, издревле праздновался древними славянами как день рождения солнца.

Коляда (700x545, 165Kb)КолядаА солеце всегда считалось светилом, управляющим божьим днем, от которого полностью зависел и будущий урожай, и приплод скота, и плодородие земли-матушки, а значит — благосостояние людей.

В эти дни считалось самое время подумать о будущем — и не только урожае, но и о личной жизни. Для привлечения удачи были заведены традиционные гулянья, веселые розыгрыши, игры, пляски и сборища. С течением времени все святочные сюжетные игры и песни, первоначально имевшие в своей основании магический смысл, стали лишь развлечением.

Константин Коровин (700x488, 214Kb)Художник Константин Коровин. Святочные гуляния.

Страшные гадания на РусиИздавна считалось, что святые дни — святки, делятся на два периода: с 7 по 13 января — святые вечера, а с 14 по 19 января — страшные.

Страшным таинство гадания считалось по причине того, что в процессе был задействован потусторонний мир, и у нечистой силы появлялась реальная возможность забрать гадающего на тот свет. Такие гадания, уходящие корнями в языческую древность, были широко распространены в России еще столетие тому назад. Проводились они, когда старый год заканчивался и начинался новый, то есть в «переходной период», где новое еще не вступило, а старое еще не сдало свои полномочия.

Для проведения таких ритуалов, как правило, подбирались и соответствующие места — это и перекресток дорог, и прорубь, и баня, и овин. Одним словом, там где скапливалась нечисть. Исходя из этого, в таких ритуалах участвовали лишь отважные и решительные девушки. И отправляясь в такие места обязательно брали с собой металлические предметы — нож, кочергу, сковороду, считавшимися оберегом от нечистой силы.

Ю.Сергеев. (474x681, 138Kb)Художник Ю.Сергеев. У гадалки. Святки.Как правило, такие гадания проводились под присмотром старшей опытной женщины, которая и вызывала на контакт нечистую силу с таким призывом: «Отступитесь, ангелы! Приступитесь дьяволы! Собирайтесь черти, большие и малые, изо всех болот и омутов и расскажите как год проживет…»,- и называла имя девицы, на которую ворожили.

Гадание на картах (700x604, 160Kb)Художник Ю.Сергеев. Гадание на картах. Святки.Кроме того эта женщина должна была присматривать за девушками, чтобы вовремя принять меры по их защите, а также ввести и вывести из состояния прострации.

А.Новоскольцев. Светлана. (515x700, 102Kb)Художник А.Новоскольцев. Светлана. Самым страшным святочное гадание считалось, когда образ появлялся воочию перед взором гадающей девицы при помощи зеркал, по народным поверьям имеющих связь с потусторонними мирами. Выставленные друг против друга два зеркала в отражении создавали коридор, откуда должен был показаться суженый. И что интересно, если девушка не была знакома с будущим супругом, то она видела лицо своего суженого, а если была с ним знакома, то затылок

К.Брюллов. (572x700, 162Kb)Художник К.Брюллов. Гадающая Светлана.А еще было гадание основанное на слушании, когда девица в полночь шла к проруби или на перекресток и прислушивалась к звукам, разносящимся по деревне. Звон колокольчика или праздничное пение было предвестником скорого замужества. Лай собаки, также предвещающий брак, рассматривался еще и в разных аспектах: из какого края деревни будет жених, какой у него будет характер и какого он будет возраста. А вот самым плохими предзнаменованием считался стук топора и звук хлопающих досок, что было к смерти.

Гадание на суженого (700x645, 149Kb)Художник Ю.Сергеев. Гадание на суженого. Святки.Отчаянные девицы ходили в одиночку в баню и, гадая на суженого, должны были ощутить чье-то прикосновение. Если таково случалось, значит быть в этом году девице замужем, а нет — сидеть в девках еще год. К тому же, если по ощущению рука была гладкой, то жених будет бедняком, ежели мохнатой — богатым.

Сергеев. Ночное гадание. (700x527, 119Kb)Художник Ю.Сергеев. Ночное гадание. Святки.Иногда при гадании на зеркалах использовали петуха, крик которого должен был отпугнуть нечистую силу, появившуюся в зеркале. Так, увидев что-либо страшное, девушка сильно сжимала птицу и та издавала крик.

О.Кипренский.Святки. (543x700, 137Kb)Художник О.Кипренский.Святки.Рождественские и святочные гадания перед Крещением остаются популярным обычаем и в наши дни. Незамужние девушки по- прежнему хотят заглянуть в будущее и узнать о своем суженом, используя при этом, возможно не такие экстримальные методы гадания нежели раньше. В ход идут кофейная гуща и карты таро, воск и кольца, спички и башмаки, а так же спиритические сеансы.

С.Кодин (700x526, 120Kb)Художник С.Кодин. Святочное гадание.

Источник

Спасибо за ваши комментарии!

govza.ru

Как гадать на Святки: советы художников

Карл Брюллов. «Гадающая Светлана». 1836. Фото: Нижегородский художественный музей

Карл Брюллов. «Гадающая Светлана». 1836

Это полотно сразу же предлагает пример наиболее опасного гадания. Выглядывать суженого эффективней там, где может обитать нечисть: в подвалах, на чердаках, в кладовках, а после этого гадательное зеркало нельзя хранить в доме. Художник написал эту картину, когда гостил в семье Алексея Перовского, арзамасца, автора сказки «Черная курица, или Подземные жители». Прибыв из Италии как раз к Святкам, Брюллов вспоминает сюжет романтической баллады «Светлана» Василия Жуковского, в которой описываются десятки способов высматривания суженого, вплоть до дословного воспроизведения заговоров и народных подблюдных песен. Желанию иллюстрировать тот же сюжет поддался и другой художник XIX века Александр Новоскольцев («Светлана», 1889), но его героиня выглядит слишком уж бесстрашной, напоминая опытную гадалку. Отсюда куда более опасный способ ворожбы — не с одним, а с двумя зеркалами.

Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е. Фото: Государственный музей истории религии

Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е

Художник-передвижник Константин Маковский изображал крестьян часто и с любовью. Нередко его взор обращался к хорошеньким девушкам, даже и таким, которым не найти суженого уже никогда, — героинями его картины 1879 года стали девушки, умершие до свадьбы и потому, согласно славянской мифологии, ставшие русалками. Хотя обычно предпочитал более жизнерадостные сюжеты — например, с полдюжины юных особ, окруживших святочного петуха. Принцип гадания на курах следующий: нужно довериться птице, которая сама решит, подойти ли ей к зерну, к миске с водой, к зеркалу или к другой курице. Это, согласно поверьям, определит богатого, пьющего, красивого или непостоянного суженого. Если аксессуаров недостает, можно просто посчитать, сколько петух съел зерен: если количество четное, год будет хорошим.

Николай Пимоненко. «Святочное гадание». 1888. Фото: Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Николай Пимоненко. «Святочное гадание». 1888

Сын хозяина иконописной мастерской, еще один передвижник Николай Пимоненко изображает двух крестьянок на Святки, напоминая зрителю, что гадать лучше всего не в одиночку. Это не так страшно, к тому же подруга может помочь с расшифровкой знаков, особенно когда речь идет о таком сложном гадании, как литье воска. Девушки зажигали свечку и капали воском в чашку с водой. Чтобы воск, как в случае с пушкинской Татьяной Лариной, не просто «чудно-вылитым узором что-то чудное гласил», гадательницы рассматривали тень от застывшей восковой кляксы, проецируя ее с помощью свечи на стену. Без практики и хорошего воображения профиль любимого разглядеть вряд ли удастся, но если в воске заметны круги или нечто в форме яйца, то, по славянским поверьям, стоит ждать замужества в наступившем году. Интересно, что в отличие от Пимоненко, изобразившего незамужних простоволосых девушек, другой художник XIX века Егор Солнцев («Гадание», 1844) в том же сюжете пишет девушек в шапочках-«сороках», украшенных жемчугом и лентами. Этот самый дорогой элемент народного костюма декорировался богаче всего и включал в себя до 20 элементов. В зажиточных крестьянских семьях молодым девушкам разрешалось надевать такой головной убор лишь по самым большим праздникам, например в преддверии Рождества.

Алексей Венецианов. «Гадание на картах». 1842. Фото: Государственный Русский музей

Алексей Венецианов. «Гадание на картах». 1842

Избежать неловких ситуаций с выбрасыванием из окна башмаков или окликанием прохожих (имя первого встречного и будет именем суженого) поможет еще один, наиболее привычный способ гадания — на картах. Тщательно выписанные детали на картине позволяют предположить, что девушки пользуются раскладом «13 карт», который показывает прошлое, настоящее и будущее. Девушка держит в руках пикового туза острием вверх, что может означать скорое веселое застолье или праздник. В картинах нашего современника, художника реалистической школы, этнографа Юрия Сергеева («Гадание на картах», 1990-е) юных героинь учат гадать их бабушки, по случаю тоже празднично разодетые.

В конце концов, способ гадания можно выбрать любой. Главное, чтобы сбылось.

www.theartnewspaper.ru