Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото). Картина святогор


Картины, описание картин — Святогор 1938 г.

О картине

Рерих Н.К. Русскость / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.За последнее время в нескольких странах появились статьи о моей русскости, о моих русских картинах, о моих писаниях во славу народа русского. По сердцу были мне эти отзывы, авторы которых иногда оставались мне неизвестными.Во всех наших странствиях мы могли на многих пробных камнях проверить наши русские задания. И чем дальше шли, тем драгоценнее выступали для нас героические черты и дарования народа русского у всех необозримых равнинных, поморских, лесных и нагорных очагов. Во всем разнообразии ликов, наречий, одежд сказалась та же мощная целина, та же чаша неотпитая, которая поднята во славу великого будущего. (...)Растет народ русский и качеством и количеством. Отпустила ему судьба несметные богатства - пусть возьмет из недр все сокрытое. Даны народу русскому и герои во всех веках. Народные богатыри от Микулы, от Святогора уже складывали твердыни. За славу народа русского боролись Александр Невский, Сергий Радонежский, Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Пушкин, Менделеев, Мусоргский, Римский-Корсако в, Репин, Толстой, Павлов - и не перечесть! И народ русский воздает поклон своим героям.Народ собирает свои ценности. Новые каналы, новые машины, новые строи позволят народу шибко шагать. Все ценности научат народ одолеть все темное. "Сходятся старцы", сойдется и молодежь. Поклон всем героям! Привет молодым!

Март 1940 г.Рерих Н.К. Четверть века (07.03.1942) / Из литературного наследия. М., 1974.Нынче исполнилось четверть века наших странствий. Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Не на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским тропам. (...)Разве для чужих? И "Александр Невский", и "Ярослав", и "Святогор", и "Микула", и "Настасья Микулишна" прошли по Индии и останутся во славу народа русского. И "Сергий Радонежский", и "Древний Новгород" и "Нередица", и "Открываем врата", и "Вестник" - все напомнит о братском народе, о неделимой, дружной великой семье народов. Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения.

7 Марта 1942 г.

Рерих Н.К. Русь-Индия / Из литературного наследия. М., 1974.Трогательно наблюдать интерес Индии ко всему русскому. В нем не только доверие к русской мощи, но и нечто родственное. Даже такой стесненный обстоятельствам и журнал, как "Новости Советского Союза", широко расходится и ждется в самых неожиданных уголках Индии.Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские. Истинно, "Алтай-Гималаи" - два магнита, два равновесия, два устоя. Радостно видеть жизненность в связях индо-русских.Дело не в политике, а в живых душевных человеческих отношениях. Непрочны швы политические, то и дело лопаются и являют отвратительные прорехи. Другое дело - прочные сердечные узоры. Чем древнее они, тем они краше.Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подает.В каких горах жил Святогор?

29 марта 1944 г.

Рерих Н.К. Из переписки / Листы дневника. Том 3 (1942-1947). М.: МЦР, 1996.Амторг 210, Мэдисон Авеню, Нью-Йорк, 16, Н-Й. Декабрь, 7, 1945 г. Николаю Рериху Наггар, Кулу, Пенджаб, Индия

Дорогой мистер Рерих!Комитет по делам искусств Советского Союза интересуется Вашими картинами, находящимися в настоящее время в коллекции м. Хорша в Нью-Йорке.Комитет запрашивает Вас о возможности покупки всей коллекции.Мы будем Вам очень признательны, если Вы выскажете свое мнение по вопросу покупки Ваших картин Комитетом по делам искусств СССР для советских музеев.В надежде на ответ от Вас Искренне Ваш Начальник отдела искусств и ремесел Амторга Гусев.

Уважаемый гр. Гусев, Ваше письмо от 7 Дек. дошло в наши снежные Гималаи 27-го. Вы уже имеете мою телеграмму, и я могу лишь подтвердить, что решение Художественного Комитета в Москве меня очень тронуло. Мы никогда не порывали отношений с нашей Родиной и там могли знать о моей художественной деятельности. Я всегда мечтал привезти на Родину плоды моей работы, включающей серии картин Гималаев, Монголии и Тибета, а также мои картины, посвященные русскому народу - "Александр Невский", "Святогор", "Настасья Микулична", "Новая Земля", "Партизаны", "Мстислав Удалой", "Ярослав", "Богатыри проснулись", "Победа" и др. Мысленно я видел эти картины как русское достояние. (...)Я и моя семья всегда готовы принести наши труды на пользу народного строительства и послужить на Родине.Январь 1946 г.

www.art-drawing.ru

Святогор - история богатыря, характеристика, былины, мифология

Святогор: история персонажа

Могучий великан Святогор – самый сильный персонаж древнерусских былин. Однако герой не борется с врагами и не охраняет земли Руси, он появляется в сказаниях для поучительных уроков и как символ бескрайней необоримой силы. Великан замечен всего в пяти преданиях, в двух компанию ему составляет Илья Муромец.

Мифология

Происхождение Святогора заложено в славянской мифологии: великан приходится сыном богу-творцу Роду. Задача героя – охранять мир Яви от вторжения злых чудищ из Нави. Попасть в Явь можно через вход, который расположен возле подножия столпа, держащего небо. Мировое дерево (так назывался столп) находилось в святых горах – отсюда и имя великана. По ту сторону «баррикады», у входа в Навь, дежурили три темных великана – Горынычи, которые старались не выпускать души умерших, жаждущие сбежать. Святогор был в постоянном противостоянии с Горыней, Дубыней и Усыней.

Богатырь СвятогорБогатырь Святогор

Во время правления Царьградом богатырь-великан узнал свою судьбу: по пророчеству, в жены ему предназначено чудовище змеиных кровей, живущее в морских глубинах. Святогор расстроился, но все же отправился на поиски невесты. Попал мифический герой на остров, покинутый людьми, где наткнулся на змею. От испуга ударил ее мечом, оставил алтын и скрылся.

В образе змеи была заколдованная морским владыкой красавица-царица по имени Пленка. После удара заклинание пало, девушка сумела умножить оставленные великаном деньги и возродить остров – на кусочек земли средь бескрайнего моря вернулись люди, выросли храмы и дворцы. Пленка решила приумножить золото и драгоценные камни торговлей в Царьграде, куда и отправилась. Здесь героиня встретилась со Святогором, вышла за него замуж и родила кучу детей, от которых берут начало многие народы мира.

Святогор и Илья МуромецСвятогор и Илья Муромец

Когда открылась дорога в царство небесных богов, Святогор, поставив одну гору на другую, явился к Вышеню. У владыки великан попросил наделить его недюжинной силой, чтобы ни один бог или дух не смог сравниться с ним. Щедрый Вышень исполнил желание Святогора, но предрек, что победит героя людская хитрость и камень. Так и вышло – дочь пришлось отдать перехитрившему богатыря земному человеку Вану, а черный камень Велеса, вобравший тягу земную, загнал великана в землю по самый пояс. Святогор превратился в гору Арарат.

История персонажа перекликается с героями древнегреческих сказаний – в них живет титан Атлант, женатый на океаниде Плейоне и ставший впоследствии скалой.

Образ и предания

Из мифологии Святогор перекочевал в былины. Герой фигурирует в поздних народных преданиях как «бесполезный» богатырь, потому что не совершает блестящих подвигов, а сила его не приводит ни к чему хорошему. Исследователи считают, что Святогор олицетворял неуправляемую животную мощь, которая обречена на гибель.

Русский богатырь Святогор тянет суму переметнуюРусский богатырь Святогор тянет суму переметную

Характеристика героя впечатляет: огромный великан передвигается на таком же большом коне – «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Голову венчает шлем, который задевает тучи. Непременным атрибутом образа стал орел, сидящий на правой руке. Когда могучий Святогор скачет по земле, реки выходят из берегов, а леса колышутся.

Персонаж появляется в былинах с тремя сюжетными линиями. В одном предании хвалится силой и уверяет, что легко перевернул бы Землю. Пошутить над силачом решил пахарь Микула Селянинович, выдав суму с «тягой земной», которую Святогор не сумел поднять – только ушел ногами глубоко в землю. Здесь и закончилась его жизнь. В другой сказке Микула, пожалев богатыря, рассказал секрет сумы.

Святогор и Микула СеляниновичСвятогор и Микула Селянинович

Два варианта имеет и былина с Ильей Муромцем. Однажды Святогор встретился с русским богатырем, который начал бить великана палицей, но тому удары – что комариные укусы. Чтобы успокоить соперника, Святогор засунул Илью вместе с лошадью в карман. В пути герои наткнулись на каменный гроб, в который Святогор шутки ради решил лечь да так и не смог снять крышку. Умирая, выдохнул часть могучей силы Илье Муромцу.

Еще одно сказание гласит об измене жены Святогора с русским богатырем. Илья Муромец уснул сладким сном под дубом в чистом поле. Спустя три дня на это место прискакал на коне великан с ларцом из хрусталя, в котором прятал красивую супругу. Пока он отсыпался с дальней дороги, жена охмурила Илью и тайно поместила в карман мужа. Когда секрет раскрылся, Святогор убил неверную, зато подружился с Муромцем.

Святогор и его женаСвятогор и его жена

Третий былинный рассказ повествует о женитьбе великана, с незначительными изменениями повторяя сюжет из мифологии. Микула Селянинович отправил Святогора к ясновидящему кузнецу, чтобы тот поведал детали дальнейшей судьбы. Коваль пророчил гостю в невесты чудище из приморского царства, которая после удара мечом превратилась в красавицу. Услыхав о девушке прелестной внешности, Святогор отправился свататься. После бракосочетания заметил на груди жены шрам и поверил, что судьбу просто так не обойдешь.

В культуре

Святогор уступает по популярности в культуре и искусстве другим богатырям. Герой упоминается в легендарной сказке «Илья Муромец», снятой режиссером Александром Птушко в 1956 году. В ленте, созданной по мотивам былин, а также произведений Александра Пушкина, главенствующий богатырь получает в дар меч великана.

Святогор в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей»Святогор в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Со Святогором знакомы и современные дети. В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 год) меч достается уже Алеше, но здесь персонаж, который представлен как ростовский поп, собственноручно передает оружие. Озвучил его Иван Краско.

Ценители живописи имеют возможность любоваться картиной «Святогор», написанной Николаем Рерихом в 1938 году. Художник не раз обращался к теме былинных героев, стремясь передать мощь русского народа. Великан изображен на фоне заснеженных гор, каких именно – остается загадкой. Возможно, Гималаев, потому как живописец создавал очередной шедевр в экспедиции по Центральной Азии.

Картина «Святогор». Худложник Николай РерихКартина «Святогор». Худложник Николай Рерих

В «Святогоре» объединены русские и восточные элементы: герой одет, как типичный древнерусский воин, но черты лица азиатские. Картина является экспонатом московского Музея народов Востока.

В Коломне в середине 90-ых годов прошлого столетия открылся «Центр русской воинской культуры «Святогор». Дети и подростки постигают азы русского рукопашного боя, фехтования, стрельбы, изучают мифологию, историю костюма.

Фото

24smi.org

богатырь-великан. Герои русских былин :: SYL.ru

У каждого народа существуют былины, сказания, мифы или легенды, уходящие своими корнями в незапамятные времена. И в них обязательно есть самый сильный герой. Имеется такой и у нас – Святогор-богатырь. Это сказочный герой всех славян, но русины считают себя его прямыми потомками, а Святые горы в их представлении – это самый высокий пик Карпат. Там, как они считают, до сих пор живет сказочный великан, который стоит на страже порядка во всем славянском мире.

святогор богатырь

«Средь лесов и диких гор жил когда-то Святогор…»

Святогор-богатырь – один из самых древних былинных героев, и сказания о нем не принадлежат ни киевскому, ни новгородскому циклам, хотя его пути пересекаются и с Ильей Муромцем, и с Микулой Селяниновичем, богатырем-пахарем, героем новгородских легенд. О сказочном силаче-великане существует много сказаний, основных сюжетов не меньше семи. Сведения, изложенные в них, часто разнятся, но неизменными всегда остаются размеры героя и его необычайная сила. Основными историями, связанными со Святогором, является случай с переметной сумой, которую он не может сдвинуть с места, и трагическая смерть великана: по одной из версий, он, пытаясь хотя бы приподнять все ту же котомку, уходит в сырую землю, по другой – замуровывает себя в каменном гробу заживо. Почти везде указывается тот факт, что из-за чрезмерного веса его не выдерживала «мать Сыра Земля», поэтому он не покидал Святых гор, где обитал и в честь которых был назван.

святогор богатырь былина

Множество вариантов

В других былинах указывается иная причина его неподвижности – он стоял на страже между Явью и Навью и не мог покинуть пост. Тем не менее, однажды Святогор-богатырь решился оставить охраняемую им границу между Светом и Тьмой. Отправился он прямо на небеса, выстроив лестницу прямо к божественному престолу. Эта легенда объясняет необычайную силу героя. Всевышний не рассердился на Святогора за дерзость, а наоборот, предложил ему выбрать желание, которое будет осуществлено. Великан попросил силы и мудрости, он не знал, что боги ничего не делают без умысла. Богатырь действительно стал сильнее всех, но не смог поднять крышку каменного гроба, в котором и был погребен заживо. Часто былины накладываются одна на другую и невозможно понять, сколько, например, жен было у Святогора, почему он «божественный» (правда, дохристианский). Потому ли, что сын божества (где-то отцом указан Род, где-то - Вий), или потому, что побывал на небесах?

Аналогии из былин других народов

По одной из легенд, на страже он стоял у столба, подпирающего небо, и в этом случае Святогор-богатырь напоминает греческого Атланта. Вообще необходимо отметить, что с некоторыми национальными героями наш былинный великан похож, как брат-близнец. Особенно много общего у него с финским богатырем по имени Калеви-поэга. Оба они живут в скалистых горах, оба вброд моря переходят, леса для них - что трава. У обоих мечи, с которыми не может справиться никто, кроме них. И одного, и другого на картинках, иллюстрирующих былины, часто изображают лежащими: они очень любили поспать. И Святогор, и Калеви-поэга, обладая исполинской силой, в определенный момент не могут справиться с легкой задачей: первый - поднять с земли небольшую сумку, подброшенную Микулой Селяниновичем, второй – открыть деревянную дверь в подземном царстве. В жизни обоих фигурирует кузнец, и оба они находятся под властью рока. Очень много общего у Святогора с легендарным великаном-силачом Самсоном. В этом случае интересным является тот момент, что у еврейского и славянского героев жены были предательницами.

русский богатырь святогор

Никакой конкретики

У Святогора непорядочной женщиной была та жена, которая соблазняла Илью Муромца, за что и была убита мужем. По одним сказаниям, богатырь-гора носил ее в хрустальном ларце за спиной. По другой легенде, женой героя-великана была красавица, на которую указала ему древнеславянская богиня судьбы Макошь. Эту женщину Святогор убил в начале отношений. И тут сведения разнятся. По одной из версий, по указанному богиней адресу находилась ужасная змея, по другой – девушка, покрытая отвратительными язвами и струпьями. Понять героя можно. Он наносит удар мечом в грудь и уходит, а суженая оживает и превращается в красавицу. И опять сведения о том, как влюбленные соединились, разнятся.

Вполне определенные параметры

Каждый момент жизни древнего великана, даже смерть, описаны по-разному. А как не совпадают сведения о Святых горах! Выше назывались Карпаты. Кроме них упоминаются Урал, Алтай, и даже холмы Святогорска. На то и сказания, что в них нет точных сведений. Несомненно, как отмечалось, лишь то, что это был огромнейший великан, ложе которого в длину достигало 10 саженей, в ширину - 6. Что у него был сказочный меч и что он был славянином. Все сведения о богатыре почерпнуты из былин, которые не являются сказками в полном смысле. Былины в очень преувеличенном виде пересказывают якобы реально существовавшие события. Под Черниговом на самом деле есть могила великана, в которой, по убеждению местных жителей, захоронен именно наш герой.

силен и могуч богатырь святогор

Не совсем былина

«Святогор-богатырь» - былина, повествующая об одиночестве великана, о том, как он тяготился своей силой, как мечтал хотя бы часть ее передать кому-то. Рассказывается в ней и о встрече с Микулой Селяниновичем, о неподъемной сумке, в которой была заключена вся тяга земли, о пророчестве кузнеца и о встрече Святогора с будущей женой. Это не совсем былина, это стихи-сказка, принадлежащая перу Л. Н. Толстого и входящая в цикл «Сказки для детей». В ней гениальный писатель в доступной для детей форме пересказал славянские сказания об одном из первых былинных героев. Хотя и героем его назвать трудно, потому что он не совершал подвигов, как, например, Илья Муромец. Образ его в чем-то очень трагичен: Святогор одинок и тяготится невостребованной силой, хотел небо поменять местами с землей, в результате неразумной похвальбы получил неподъемную сумку.

 богатырь святогор фото

Реальные подтверждения

Русский богатырь Святогор, по мнению некоторых ученых, действительно жил в Древней Руси во времена первых набегов печенегов, да и Илья Муромец ехал ко двору князя Владимира Красно Солнышко, персонажу пусть и былинному, но имеющему конкретный прообраз в лице князя Владимира Святославовича. То есть это конец X века. В курганном захоронении «Гульбище», что под Черниговом, были найдены меч и стремена, почти в полтора раза больше обычных. Диаметр чаши для медовухи равен 40 см при норме в 15. По всему видно, что «силен и могуч богатырь Святогор». Этими словами начинается русская народная сказка «Святогор», которая полностью перекликается со сказкой в стихах Льва Николаевича. В них описаны одни и те же события.

форма былины святогор богатырь

Преемственность поколений

Почти во всех былинах отмечается факт передачи великаном перед смертью части своей огромной силы Илье Муромцу. Святогор, перед тем как захлопнулась крышка гроба, вдохнул мощь в богатыря из Мурома. И это очень символично. Сам Святогор не охранял рубежи отечества от недругов, не совершал подвигов во славу родины, зато передал часть своей исполинской силы известному поборнику за величие Руси – Илье Муромцу, и таким образом стал как бы хранителем славянского рода. Из древних русских великанов-силачей самым популярным, пожалуй, является именно богатырь Святогор. Фото великана, точнее художественные изображения, которых очень много (воспроизведены почти все ключевые моменты его жизни – Святогор с сумой, богатырь, убивающий страшную змею, и т. д.), прилагаются. Он относится к старшим богатырям. И если о Вольге Святославовиче еще хоть что-то известно, то о Сухане, Полкане и Колыване знают лишь специалисты.

Популяризация русских былин

Чуть больше известно о богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче, который и подбросил переметную суму Святогору. Русские былины имели напевную форму, но о нашем великане таких почти не сохранилось. Поэтому, отвечая на вопрос, какова форма былины «Святогор-богатырь», можно констатировать, что это былина в прозе, являющаяся более поздним явлением в русских сказаниях. Герои отечественных былин не так многочисленны, как, скажем, древнегреческие. Известных совсем немного – Святогор и Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Сейчас они стали особенно популярными благодаря серии прекрасных отечественных мультипликационных фильмов.

www.syl.ru

Богатырские образы в арийской культуре на примере Святогора и Керсаспы.

Журнал "Митра" №5 2000 год

Старостин Константин

В арийской культуре издревна на первых местах стоят образы великих богатырей, описание их подвигов. Среди многих других выделяются образы двух великих богатырей, красочно изложенные в авестийской мифологии - это Керсаспа (авест. “имеющий стройных лошадей”; среднеперс. Керсасп, фарси Гаршасп) и в русских былинах - это Святогор. Представляется интересным сравнить и сопоставить эти два схожих богатырских образа.Святогор относится в русском этносе к старшим богатырям. Его отличает небывалая сила, никем и никогда не превзойденная. Земля не в силах держать такого великого богатыря, который на всей земле нашел только одну гору, способную его выдержать, и лежит на ней. Сказаний о нем сохранилось очень немного и все они уходят своими корнями в глубокую древность. Рассмотрим наиболее интересные для нас. В одном из них сообщается, что не найдя себе равных, Святогор стал похваляться, что мог бы перевернуть всю Землю.

svyatogor-copy.gifСвятогор

“Грузно ему стало от силушки, как от тяжелого бремени. Вот и говорит Святогор: “Как бы я тяги нашел, так я бы всю землю поднял!”.Вскоре он находит земную тягу, заключенную в сумочке. Эту маленькую сумочку он оказывается не в силах поднять, а в своих попытках он вязнет в земле и находит свою погибель, то есть получает наказание за свою годыню. В других сказах сообщается, что эту самую сумочку с земной тягой легко носит простой прохожий. Этим, в частности, подчеркивается, что человеку, преодолевшему в себе гордыню, по плечу справиться с любой силой.Имя Святогора обозначает его дом - Святые горы (это Уральские горы). Там его дом, там живет его отец - Род.Когда в ходе повествования появляется Илья Муромец - младший богатырь, то он сопоставляется со Святогором следующим образом: вместе со своим конем Илья помещается Святогору в карман - настолько не равен масштаб их личностей. Отметим так же маленькую подробность. В одной из былин сообщается о том как проезжавший Илья Муромец встретил спящего богатыря-великана - Святогора и попытался его разбудить. Три раза попытки были безуспешны и только с четвертого раза Святогор проснулся.Центральным местом в сказаниях про Святогора является момент передачи его силы вместе с мечом-кладенцом Илье Муромцу. Путешествуя по миру, они доехали до гроба в Сиверных горах и решили его примерить. Илье этот гроб оказался велик, а вот Святогору в самую меру. Но встать из этого гроба Святогору было не суждено и он остается лежать погребленным в Святых горах. Илья не смог его освободить из гроба, но получил от Святогора часть его силы (от всей силы он отказывается, так как в этом случае его не сможет носить мать-сыра земля) и меч-кладенец, с которым он отправляется дальше в путь, совершать подвиги.

darSvjatogora.jpgК.А.Васильев «Дар Святогора»

(см. Рисунок. Интересно, что непосредственно изображенное на этой картине К.А.Васильева «Дар Святогора» действие именно так не описывается ни в одной былине или сказе. При этом Васильев подходил к написанию своих картин очень ответственно. Перед написанием цикла своих картин, посвященного русскому героическому эпосу он прочитал все доступные записи былин и сказов с оригинала, не доверяя обработанным современным пересказам. Любые мельчайшие детали вооружения и амуниции воинов тщательно им проверялись в библиотеках по исторической литературе. А сами картины рисовались по ранее нанесенной сетке золотого сечения, которая им самим рассчитывалась. Глядя на его картину, проникаясь ее духом, чувствуется, насколько четко его талант художника смог верно отобразить смысл и суть описанного в мифах, былинах).

Теперь рассмотрим, что из себя представляет образ авестийского богатыря. Керсаспа по авестийским мифам («Яшт» 5, 15, 19; «Ясна» 9, Бундахишн, «Денкарт», «Ривайт», «Меног-и-Храт») является одним из величайших богатырей. Получив хварну, он истребляет множество нечисти, порождений ангроманью.

Kersapa.jpgКерсаспа

Так он убивает рогатого змея Сэрвара, водяного дэва Гандарву, побеждает различных чудовищных великанов, усмиряет Ветер, которого обманули бесы, уничтожает девовского волка Капуда, гигантскую птицу Камак и много других тварей, порождений тьмы. Удачу в этих битвах ему даровали Ардвисура Анахита, Вайю. Все подвиги красочно описаны как в Авесте, так и в «Шахнаме» Фирдуоси (в последней Керсаспа представлен образом богатыря Сама - деда Рустама и царя Гаршаспы). В авестийских текстах многократно говорится, что если бы мужественный Керсаспа не совершил хотя бы одного из своих бесчисленных подвигов, то Ахуре Мазде было бы невозможно произвести обновление мира в конце времен, и не невозможным бы стало изгнание зла и будущее существование.Но, не смотря на все эти подвиги, по мифам Керсаспа все же допустил грех - осквернил Огонь Ахура Мазды, священную стихию, за что был наказан. Осквернение Огня - это, в частности, грех гордыни и здесь видна параллель со Святогором. Наказание Керсаспы в разных текстах описывается по разному. “Бундахишн” и “Меног-и Храт” сообщают, что его, спящего, ранил стрелой туранец Нихаг и Керсаспа на много веков погрузился в забытье. По “Видевдату” Керсаспу околдовала паирика (колдунья) Хнафаити. По “Денкарту” и “Ривайту” душа Керсаспы томилась в аду, пока не была прощена по заступничеству Заратуштры и изедов. Но все тексты сходятся в следующем.“И по сей день спит крепким сном мужественный Керсаспа, палиценосец, герой. И Хварна небесная стоит над ним, дабы, когда Ажи Дахака в конце времен освободится от оков, он, Керсаспа, восстал и уничтожил трехглавого друджевского змея, теперь уже навсегда, на веки вечные. И мириады праведных фраваши охраняют спящего героя.”Далее перед приходом второго Саошьянта - Спасителя мира - перед эрой Хушедар-Маха (авест. Ухшйат-нэмах - “Растящий почитание”) ангроманью сможет освободить Ажи Дахака из заточения в вулкане Демавэнд, и он, освободившись, сможет сделать множество бедствий для людей и Земли. Его попытается уничтожит герой Траэтаона, но это ему не удастся. Тогда Ахура Мазда скажет Сраошу и Нерьянсанху разбудить Керсаспу. Они трижды будут его будить, но только с четвертого раза смогут разбудить (деталь, совпадающая с мифом про Святогора). Проснувшись, Керсаспа восстанет и убьет Ажи Дахака, подготовив тем самым приход второго Саошьянта.Теперь мы можем сопоставить образы Святогора и Керсаспы и сделать вывод, что оба они имеют много общего и имеют общие мифологические корни, уходящие в глубь времен. Истоки этих мифов принадлежат древнему арийскому народу. Эти мифы сообщают, что в давние времена на земле бывали периоды, когда зло чрезмерно размножалось, обретало большую силу и представляло угрозу для человечества, для выполнения им своей божественной задачи на Земле. И тогда с Божьей помощью в народе просыпался богатырский дух Керсаспы (Святогора), в людях проявлялись силы, способные противостоять злу и побеждать его. Так время от времени проигрывался миф передачи меча-кладенца от Святогора Илье Муромцу. Про это очень хорошо говорится в одном из сказов о Святогоре: «и разошлась Святогорова мочь-силушка от той каменной горы по всей земле православной; и бродит она под каждою пядью земной вплоть до наших дней, появляючись на белый свет Божий ненадолго в стихийной силе народной, порождающей людей богатырски мощного духа»./3/На звездном небе древние посвятили Керсаспе свое созвездие. На нынешнем небосводе ему соответствует созвездие Ориона. Созвездие Керсаспы относится к верхнему зодиаку и противостоит созвездию Змееносца, которое носило имя Аджи Джахаки. Образ человека, из-под рук которого выходят две змеи хорошо описан Фирдуоси в «Шахнаме» где говорится про царствования царя Зохака. Астрологические знания зороастрийцев позволяют определить людей, через которых дух Керсаспы может проявиться наиболее сильно. Для этого в их гороскопах должно быть включен знак верхнего зодиака – знак Керсаспы (Ориона), который находится на границе знаков Тельца(Тарана) и Близнецов (Допаткар).Учитывая, что сейчас идет собое, критическое время, когда силы зла уже проявляются откровенно и имеют значительную власть, до начала Фрашегирда, уже провозвещенного кометой Шумейкер-Леви в 1994 году, остались считанные годы, то следует ожидать пробуждения Керсаспы (Святогора) для решающей битвы со злом, то есть появление людей, способных воплотить в себе этот богатырский дух и сокрушить с его помощью зло в мире.

Литература:1. Былины.(Сокровища русского фольклера) Современник, Москва, 1991, 767 с. Составитель Ф.М. Селиванов2. Былины.(библиотека русского фольклера, т.1) Советская Россия, М., 1988, 576 с. Составитель В.И. Калугин3. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - Самара. 1995. 18с.4. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). - Спб. - Москва:”Журнал “Нева”” - “Летний сад”, 1998, 560с.

zoroastrian.ru

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото) » Триникси

Большинство россиян могут назвать имена лишь трех самых известных древнерусских богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович), хотя на самом деле их было гораздо больше. Исправить подобное положение дел поможет данный пост, который познакомит нас с несправедливо забытыми героями былин и преданий.

Святогор

Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

Микула Селянинович

Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог.Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

Вольга Святославич

Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ.Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей.Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

Сухман Одихмантьевич

Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками.Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

Дунай Иванович

Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический.Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная.Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью.Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

Михайло Потык

Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле.Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем.Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

Хотен Блудович

Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие.Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

Никита Кожемяка

Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем.Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается.Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

Василий Буслаев

Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками.Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

Дюк Степанович

Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского.Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото)

trinixy.ru


Смотрите также