Татарские художники, автобиографии, картины. Картина татары


История татарской живописи

tatarskij shamailВся история человечества неразрывно связана с изобразительным искусством. С древнейших времен и до наших дней люди стремились запечатлеть видимые образы на камнях, стенах, деревьях и бумаге с целью оставить физическую память о пережитом своим потомкам. И значит история татарской живописи начинается с истории появления этноса. К сожалению, до наших дней не сохранилось имен татарских художников творивших в период Древней Волжско-Камской Булгарии, в период могущественного Казанского ханства и даже в период царского гнета российских императоров. Связано это как с религиозными особенностями, так и с историческими реалиями. Однако до нас всё же дошло не мало работ татарских мастеров того времени, как в виде росписей на руинах архитектурных памятников, так и в виде многочисленных татарских шамаилей (аналогов русских икон, без изображения одушевленных предметов). Преуспели татарские мастера художественного слова и в каллиграфии. Тексты выполненные арабской вязью столь изящны в своем исполнении, что по своему визуальному восприятию не уступают и портретам лучших европейских живописцев.vstrecha-s-vozhdem FattahovНастоящий переворот в изобразительном искусстве Татарстана произошел после революции 1917 года, освободившей народ от догм ислама и давшей свободу выражения мыслей без оглядки на притеснения по национальному признаку.Период с 1917 до 1990-х годов можно смело назвать периодом расцвета татарских художественных школ. Имена Баки Урманче, Ильдара Зарипова, Лотфуллы Фаттахова, Хариса Якупова широко известны во всем мире, а их работы можно встретить в многих музеях изобразительного искусства всей планеты. Конечно, татарские художники этого времени творили в неразрывной связи с политическими реалиями и все они принадлежат одному общему направлению в искусстве, которое мы сейчас называем живопись советского периода. Это картины отображающие мечты поколения, искренне верившего в светлое коммунистическое будущее, в равенство всех людей на планете. Это произведения того народа, который ради мечты в рай на земле, покорил космос, выстоял в мировой войне с фашизмом, который вспахал целину, построил БАМ и желал повернуть реки вспять. Посмотрите на их картины представленные в виртуальной галереи Art Town и вы почувствуете дух эпохи.kartofel sort mihail shajmardanovС началом перестройки и освобождением от политического давления и цензуры татарская живопись приобретает новые формы и значение в роли народа. Появляются татарские художники пишущие картины в различных жанрах и направлениях изобразительного искусства. Татарские художники вливаются в мировое пространство. Во всем мире известны работы художника сюрреалиста Файзуллина Ильяса, художника бутафора Ильгизара Хасанова, представителя наивного искусства Альфрида Шаймарданова, а картины Ильяса Айдарова были первыми в истории человечества выставлены на космической международной станции.

rinfom.ru

Татарские художники

Слайдшоу ↑

Озад Гарифович Хабибуллин

Родился Озад Гарифович в 1949 году в городе Гиждуван Бухарской области. В 1968 году окончил Душанбинское художественное училище, в 1973 году - Ташкентский театрально-художественный институт имени А.Островского, мастерскую Чингиза Ахмарова.

О.Г.Хабибуллин - крупнейший представитель монументально-декоративного искусства. Направление в живописи - фантастический реализм в среднеазиатских традициях. Работает в таких видах, как: мозаика, роспись, рельеф из шамота, художественный металл, скульптура.

Автор более 55 монументальных работ в Ташкенте, Санкт-Петербурге, Казани. В Узбекистане он оформлял станции метро Ташкента, выполнил росписи "Великие ученые Востока" для интерьера здания Академии наук в Ташкенте, "Живая планета" - для пресс-центра Узбекистана, фресковые росписи "Виды искусств" для залов здания консерватории. В Санкт-Петербурге им были выполнены барельефы в интерьере здания библиотеки им. Б.Ельцина в здании бывшего Синода. В Казани Озад Хабибуллин оформил интерьеры станций казанского метрополитена "Площадь Г. Тукая" и "Кремлёвская" в технике византийской мозаики; создал росписи плафонов в зале "Наполеон" в ТРК "Корстон" и в интерьере ресторана "Узбекистан", посвятив их своему учителю Чингизу Ахмарову.

Работы Озада Хабибуллина находятся в галереях Японии и Англии, в частных коллекциях США, Канады, Греции, Швейцарии, Израиля. С 2005 года живёт и работает в Казани.

- Здесь, в Казани, меня принимают за узбека, а там, в Ташкенте, за татарина, - заразительно смеется Озад Гарифович. - Хотя у меня мама -таджичка, а отец - татарин! Да и имя у меня - смесь узбекского Озод и татарского Азат. Так папа с мамой договорились. Несмотря на таджикское и татарское происхождение, мне присвоили звание "Народный художник Узбекистана".

Объем: 6 шт

Формат: JPG

Размер файла: 1,068mb

download

татарские художники

Слайдшоу ↑

Сиразиев Ильнур Ильбрусович

Сиразиев Ильнур Ильбрусович родился в 1970 году, живописец, монументалист, график. В 1996 окончил Московский государственный Академический художественный институт им. В. И. Сурикова. С 2003 года — член Союза художников России. С 2011 года – старший преподаватель Казанского филиала Московского Государственного Академического Художественного Института им. В.И.Сурикова. Председатель - художественный руководитель творческого объединения молодых художников при СХР в РТ, участник объединения «Графком Казанский». Член общественного совета при министре культуры РТ. Постоянный участник региональных и союзных выставок.

Произведения Ильнура Сиразиева хранятся в частных коллекциях Голландии, Германии, Италии, Франции, Японии, Китая, США.

Объем: 14 шт

Формат: JPG

Размер файла: 5,465mb

download

татарские художники

rinfom.ru

Изображения монголо-татар из русских источников

 

Солнечное затмение предшествовало нападению монголо-татар,

одежда русских образца 1236 года вроде-бы:

  

 

 

Взятие Суздаля:

 

 Еще одна миниатюра о взятии Суздаля:

Штурм Владимира:

Монголо-татары у стен Козельска:

Монголо-татары у стен Москвы:

Наверняка, Монголо-татары на Ледовом побоище:

Витовт под Смоленском, события конца 14 в, написано в 16 в.:

Нападение татар на город Кашин:

Куликовская битва, поединок Пересвета с Челубеем:

Бой благочестивых с нечестивым Батыем:

Великое стояние на Угре:

Липицкая битва 1216 г. между владимиро-суздальцами и новгородско-псковско-смоленскими войсками Мстислава Удалого: "Пошли сыновья на отца, отцы на детей, брат на брата, рабы на господина, господин на раба":

В Новгороде существует икона Чуда образа Пресвятой Богородицы "Знамение". В 1169 году вышеупомянутый Андрей Боголюбский осадил Новгород, икона Божией Матери была вынесена на городскую стену и одна из стрел попала в изображение Богоматери. Из очей Богоматери потекли слёзы и суздальцы, поражённые этим чудом, обратились в бегство:

Куликовская Битва, миниатюра летописного свода 16 века. тут отчётливо виден стяг красного цвета у русских и бунчук из конского хвоста на татарской стороне:

Маленькое объяснение того что вы видите

 Почти на всех этих картинках изображены сражения руских с монголо-татарами.  Но почти нигде невозможно определить кто русич, а кто татарин. Разве что учтем что правитилей Орды называли часто царями, тогда Батый в короне. Но !!! почему тогда Батый в короне Византийского императора. Знатоки византийского военного дела подумают что и руские и ордынцы одевались и вооружались исключительно по-византийски. И правда присмотревшись внимательно мы увидим что кольчуги одеты на стеганный ватный кафтан - кавадион, а поверх чешуя - клибанион или проклепанная наполненная ватой безрукавка - бомбакион, также все носят парадные плащи - таблионы.  На картинках "Взятие Суздаля" и "бой благочестивых с нечестивым Батыем" за руских и за татар дерутся спафарии (почетная гвардия) византийского императора,  в характерных позолоченных шлемах с цветными плюмажами и в шитых золотыми нитками наддоспешными платьями - эпилорикеях (эпилоконах). А дело в том что для руского духовенства Византийский Канон был дороже исторической правды. И рисунки сами выполнены в 14 - 16 веках тут и не пахнет современниками.

А вы думаете в Европе все в порядке? Как бы не так.

Миниатюрный цикл, посвященный битве при Лигнице 9 апреля 1241 года (Hedwigs-codex, 1353). Изображение монголов несколько схематично, но сам цикл уникален и позволяет вполне реально проследить последовательные фазы битвы. Много интересных деталей:

В XV веке, художники никогда не видевшие моголов изображали их в смешных шапках и в полных латных доспехах:

Опять таки битва при Лигнице, время очень сильно меняло облик монголов, сравните изображения 14 и 15 веков:

На Руси Монголо-татары похожи на руских, а в Европе на европейцев в шутовском наряде:

В манускрипте Рашид-ад-Дина монголы изображены вот так, совсем ни похоже ни на руские ни на европейские изображения:

Одно из самых достоверных изображений монголов, Иран начало 14 века. Только вот здесь действительно монголы с монголами дерутся:

http://swordmaster.org/2009/04/19/tataro-mongolskij-vermaxt.html

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

historicaldis.ru

Татарские художники и их картины Репродукции картин художников для уроков изобразительного искусства

microbik.ru
↓ добавить свой файл
1

Татарские художники и их картины

  • Репродукции картин художников для уроков изобразительного искусства

Баки Идрисович Урманче

  • Татарский живописец, график и скульптор, основоположник профессионального изобразительного искусства Татарстана.

Лотфулла Фаттахов

  • Народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии ТАССР имени Г.Тукая.

Иллюстрация к сказке

  • Иллюстрация к сказке

  • «Бай и работник»

Иллюстрация к сказке «Таз»

  • Иллюстрация к сказке «Таз»

Иллюстрация к сказке

  • Иллюстрация к сказке

  • «Ремесло выручит»

«Юность»

  • «Юность»

«Сабантуй»

  • «Сабантуй»

«Свежие срубы»

  • «Свежие срубы»

Харис Якупов

  • Самый известный и знаменитый художник ТАССР. Член академии художеств СССР.

Фрукты и изюм

  • Фрукты и изюм

Утром

  • Утром

«Зеленые кружева»

  • «Зеленые кружева»

«Лесная сказка»

  • «Лесная сказка»

Доярка Фаузия Гараева

  • Доярка Фаузия Гараева

Осенние кружева

  • Осенние кружева

Иллюстрация к татарской

  • Иллюстрация к татарской

  • народной сказке

Илдар Касимович Зарипов

  • Лауреат Государственной премии республики Татарстан, народный художник Российской Федерации

«Дома»

  • «Дома»

«Невестка (Разговор)»

  • «Невестка (Разговор)»

«В деревне»

  • «В деревне»

«Белые астры»

  • «Белые астры»

Шамил Нигмат

  • Известный художник монументалист

«Рафида» жена художника

  • «Рафида» жена художника

«Бабушкины истории»

  • «Бабушкины истории»

Абрек Абзигильдин

  • Сабантуй

Равиль Исмагилов.

  • Один из известнейших художников Прикамья.

  • Член Союза художников России.Доцент,зав кафедрой декоративно-прикладного искусства Уральского филиала Российской Академии. Родился 28.02.1940 г.

тишина

  • тишина

Зимушка зима

  • Зимушка зима

Золотая пора.

  • Золотая пора.

Багряный убор.

  • Багряный убор.

Зима в деревне ключи.

  • Зима в деревне ключи.

Весенние кружева.

  • Весенние кружева.

Осень.

  • Осень.

Зима в деревне.

  • Зима в деревне.

Цветут одуванчики.

  • Цветут одуванчики.

Лето на даче.

  • Лето на даче.

Цветы августа.

  • Цветы августа.

Праздник города.

  • Праздник города.

Фантазия Байкал.

  • Фантазия Байкал.

Фантазия цвета.

  • Фантазия цвета.

Симфония солнца.

  • Симфония солнца.

Памяти клее.

  • Памяти клее.

Витраж Натюрморт.

  • Витраж Натюрморт.

Портрет жены.

  • Портрет жены.

Портрет дочери.

  • Портрет дочери.

Эльвира.

  • Эльвира.

Автопортрет

  • Автопортрет

Используемая литература

  • А.Новицкий. Б.Урманче. Казань-1994

  • Х.Якупов. Живопись-любовь моя. Казань-2000

  • Л.Елькович. Лотфулла Фаттахов. Москва-1960

  • К.Минибаев. Лотфулла Фаттахов.Казань-1990

  • К.Минибаев. Илдар Зарипов. Казань-2000

  • Репродукции с журналов «Азат хатын », «Юный художник», «Соембикэ».

Автор презентации

  • Шарипова Альфина Касимовна Учитель ИЗО ис-ва

  • МОУ «Бардымская СОШ №2»

microbik.ru

Tatar Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#47200418 - Seamless pattern with tatar ornament. Eastern stylish abstract..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#75209370 - Crimean Tatar girl in folk costume holding sabzeh (symbols of..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#87889690 - A Crimean tatar girls in a folk costume dancing

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#90270874 - A Crimean tatar girls in a folk costume dancing

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#47196805 - Seamless pattern with tatar ornament for wallpaper. Geometric..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#90589146 - Crimean Tatar girl keeps a tamga, against the background of the..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#58733103 - Tatar stylized floral pattern round. Monochrome vector illustration.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#90386903 - Girls in a folk costume dancing vector

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#87269657 - Crimean Tatar pattern Tree of Life

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#49766303 - Cute funny Kazan character in tatar national ornamental hat and..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#87269658 - A Crimean tatar girls in a folk costume dancing

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#88076442 - Crimean Tatar pattern Tree of Life

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#87269659 - Crimean Tatar pattern Tree of Life

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#41598271 - The girl in Tatar dress. Historical clothes.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#50592364 - tatar floral ornamental elements

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#55014669 - Seamless pattern with tatar ornament for wallpaper.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#41598270 - Portrait avatar. The girl in Tatar dress. Historical clothes.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#55159130 - Girl in traditional clothes of the Crimean Tatar, which forms..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#92986830 - Ukrainian and Polish traditional folk ornament Tree of Life.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#99603156 - Mongolian archer warrior on a horseback riding a pony horse in..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#90386905 - Set Crimean Tatar pattern vector

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#58732973 - Tatar stylized floral pattern round. Monochrome vector illustration.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ru.123rf.com

Искусство татарского народа.

Интересны и необычны одежда и украшения казанских татар, которые сильно отличаются от других Поволжских народов.
Воротниковая застежка
В основе костюма казанских татар лежат древние тюркские формы в виде длинной рубахи туникообразного покроя (кулмэк) у мужчин и женщин и свободные шаровары c "широким шагом". Женская рубаха украшалась воланами и мелкими оборками: нагрудная часть оформлялась аппликацией, специальным нагрудным украшением - изу. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи одевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из бархата, украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Предпочтение оказывалось ярким тонам - желтому, зеленому, голубому, сиреневому. В целом костюм был многослойным и тяжелым за счет набора многочисленных декоративных деталей. Важным элементом декорировки костюма были металлические пояса с застежками, литые ажурные пуговицы. Монеты также были частью украшений, количество их достигало 15-20. Предпочитали екатерининские монеты и елизаветинские рубли.Распространенным головным убором мужчин являлась полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усеченного конуса (кэлэпуш) искусно украшенная тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Особо оригинальными были женские головные уборы - вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью шапочка -калфак. В изготовление калфаков, которые входили в состав приданого и передавались по наследству, татарские женщины вкладывали много труда и умения. Иногда на голову одевали покрывало, которое повязывали особым (полотенцеобразным) способом.

Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор. Косы украшались подвесками, кистями - чулпами. Чулпы оттягивали косы и, по мнению татарок, способствовали их росту.

В костюм казанских татарок входили узорные сапожки ичиги. Материалом для них служили цветной сафьян, уже в древности они были настолько хорошо известны, что в Центральной Азии хорошо выделанную кожу до сих пор называют "булгари". Подобное искусство мозаики по коже было известно лишь казанским татарам, оно уходит корнями в культуру древнетюркских степных кочевников.
Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские ювелиры применяли бугорчатую скань (известную лишь в Казани), чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию.В народе говорили, что из-за звона, производимого многочисленными тяжелыми подвесками, кольцами и серьгами, перевязью-хасите, широкими браслетами, скорее можно услышать татарскую женшину, чем увидеть ее.

Украшения играли и роль оберега - так бирюза, по мнению татар, защищала от дурного глаза, а равное количество браслетов, надетое на обе руки, помогало сохранить любовь супругов в семье.

Изделия татарских мастеров, золотошвейное вышивание женских калфаков, мужских тюбетеек и каляпушей не раз получали золотые медали в Чикаго и Париже, расходились не только в городах России, но и в Азии и Западной Европе.

Сегодня традиционный татарский костюм существует в практике фольклорно-музыкальных ансамблей.

lamika-tat.livejournal.com

Татарские художники и их картины Репродукции картин художников для уроков изобразительного искусства

Татарские художники и их картины

  • Репродукции картин художников для уроков изобразительного искусства

Баки Идрисович Урманче

  • Татарский живописец, график и скульптор, основоположник профессионального изобразительного искусства Татарстана.

Народный художник Татарстана и Российской Федерации, заслуженный – Казахстана, лауреат госпремии имени Габдуллы Тукая Республики Татарстан Баки Идрисович Урманче родился 23 февраля 1897 года в деревне Куль Черкене ныне Буинского района Татарстана и прожил большую плодотворную жизнь. Нагорная сторона Поволжья известна своими культурными устоями, обычаями, развитым художественным творчеством.

  • Народный художник Татарстана и Российской Федерации, заслуженный – Казахстана, лауреат госпремии имени Габдуллы Тукая Республики Татарстан Баки Идрисович Урманче родился 23 февраля 1897 года в деревне Куль Черкене ныне Буинского района Татарстана и прожил большую плодотворную жизнь. Нагорная сторона Поволжья известна своими культурными устоями, обычаями, развитым художественным творчеством.

  • Он был четвертым ребенком, первым сыном и рос в счастливой семье имама деревенской мечети Идриса и мастерицы-вышивальщицы Махджубы Урманче, имел шесть сестер, двух братьев. Дед его Хасан Урманче жил трудом красителя. Вышивка и ткачество, рисование узоров, народные промыслы были неотъемлемыми занятиями и в семье Урманче. Рисовал и лепил он с самого раннего детства. Десяти лет он приехал в Казань с уже оформившимся желанием научиться хорошо рисовать. Но в медресе рисованию не учили, а двери Художественной школы для татар были практически закрыты. Б.Урманче много ездил по стране. В юности он был шахтером Донбасса, рабочим Надеждинских заводов на Урале, учителем на Тамбовщине, в годы первой мировой войны служил в Средней Азии.

  • Лишь после Октябрьской революции, в 1918 году, работая в Глазове школьным инспектором, он получает первые уроки рисования в местной художественной студии,

  • Он стоял у истоков татарского профессионального изобразительного искусства. Это первый художник из татар, получивший высшее профессиональное образование в советском художественном вузе: сначала в Казанских свободных художественных мастерских, куда он поступил в 1919 году, затем во ВХУТЕМАСе в Москве. Во ВХУТЕМАСе Урманче учится на двух факультетах, скульптуре – в мастерской А.Голубкиной, и живописи – у А.Шевченко.

  • В 1926 году, закончив институт, художник возвращается в Казань. Работает завучем и преподавателем Художественной школы (в те годы – техникума), создает и собственные полотна, организует художественно-керамические мастерские, пишет статьи, делает иллюстрации, читает лекции и руководит секцией искусства в Доме татарской культуры.

  • В 1929 году Баки Урманче попал под первую волну сталинских репрессий и по обвинению в национализме с младшим братом Хади попал в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), удалось вернуться ему одному через 5 лет. В Казани прежней жизни уже не было и художник перебирается в Москву, со временем его принимают в Союз художников, посылают в творческие командировки на нефтепромыслы Башкирии, шахты Донбасса, его работы получают признание.

  • В 1934 году он принял участие в Первой выставке молодых художников России.

  • В 1937 году художника принимают в члены Московского отделения Союза художников, приглашают работать на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

  • С 1941 года Б.Урманче живет и работает в Алма-Ате (Казахстан). Лучшие работы того времени по живописи и графике созданы художником именно там: портреты Абая, Амангельды, Ауэзова, картины, пейзажи, натюрморты и др.

  • С 1952 года – Самарканд, Ташкент.

  • После долгих лет скитаний по Подмосковью, Белому морю, Средней Азии Урманче удачно работает по оформлению Декады татарского искусства и литературы в Москве в 1958 году. Заложив начало новому факультету скульптуры в Ташкентском художественном институте, 60-летний Б.Урманче едет на родину, в Казань.

  • Возвращение в родные места стало для него могучим импульсом творческого вдохновения, катализатором, который вызвал к жизни новые качества его творчества.

  • В Казани создаются основные скульптурные работы, портреты деятелей татарской культуры.

  • В 1976 году он создает в родных местах поэта Габдуллы Тукая, в селе Кырлай, уникальный Тукаевский комплекс, в котором все – от здания музея и скульптурного изображения Тукая перед ним до декоративного оформления и воплощений персонажей, созданных поэтом и населяющих парк, - выполнено по единому замыслу и проектам Урманче.

  • Умер Баки Идрисович Урманче 6 августа 1990 года, прожив девяносто три года, умер в зените славы, при жизни став классиком татарского изобразительного искусства.

Лотфулла Фаттахов

  • Народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии ТАССР имени Г.Тукая.

Из досье “ВиД”. Лотфуллла Фаттахов родился в 1918 году в Горьковской области, в 1934 году приехал в Казань, где начал учебу в художественной школе, его первые рисунки печатались в газетах. Окончил художественное училище. Был на фронте. Работал в Татхудожнике, сотрудничал с журналом “Чаян” и Таткнигоиздатом. Народный художник РСФСР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени.

  • Из досье “ВиД”. Лотфуллла Фаттахов родился в 1918 году в Горьковской области, в 1934 году приехал в Казань, где начал учебу в художественной школе, его первые рисунки печатались в газетах. Окончил художественное училище. Был на фронте. Работал в Татхудожнике, сотрудничал с журналом “Чаян” и Таткнигоиздатом. Народный художник РСФСР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени.

  • Жизнь Фаттахова может стать примером для учебника “Как создать самого себя”. Представьте глухую татарскую деревню в Горьковской области начала тридцатых. Семья, где один за другим умирают родители, и мальчик - круглый сирота уже в восемь лет, живущий из милости то в одной, то в другой семьях родственников. Рисование - вот что скрашивало его долгие вечера. Бумаги мало, он экономит ее, переносить рисунок на белый фон - это праздник. В ход идет все, где можно наносить рисунки - печка, стены. Далеко не всем родственникам это творчество нравится.

  • Вторая привязанность подростка - чтение. Постепенно прочитанные рассказы будят фантазию, он начинает рисовать их сюжеты, фантазирует, как могли бы выглядеть персонажи. Не случайно позже одним из направлений творчества Фаттахова станет книжная графика. Причем чтение породило и еще один талант - он стал сам сочинять стихи и рассказы, снабжая их, естественно, собственными иллюстрациями.

  • Каким-то чудом однажды он узнает, что есть такой большой город - Казань и в этом городе издают пионерскую газету. Собрал конверт и отправил в редакцию свои литературные опусы и рисунки. Дальше фортуна улыбнулась ему - они были опубликованы. Успех придал смелости - Фаттахов собрал котомку и пешком отправился в Казань. Ему было тринадцать лет. В Казани перво-наперво нашел школу и попросил разрешения в ней учиться. Где жил, что ел - одному Богу известно. Одноклассник, с которым сразу подружился, Харис Якупов, рассказал о друге-сироте своим родителям. Они сразу же решили: пусть живет у нас. С тех пор Лотфулла Фаттахов и наш “главный художник” Харис Якупов были словно братья. Кстати, Лотфулла затем женился на сестре Якупова Суфие.

  • Судьба словно испытывала Фаттахова. Дав ему чуть-чуть передышки и несколько счастливых лет, вновь ввергала в черную полосу. Попав в армию перед самой войной, он был направлен в Брестскую крепость. Жив остался, но контуженным его взяли в плен. Чудом сумел убежать, причем успехом увенчалась уже не первая попытка, но все-таки добрался до своих и закончил войну уже в 1946 году на территории Венгрии.

  • Через год фронтовика командируют в Москву, везение продолжается, он в течение двух месяцев учится у Иогансона в Центральной студии Всехудожника.

  • Какие темы были в чести у послевоенных художников? Конечно, историческая, военно-революционная и ленинская. За последнюю однажды взялись вместе с Якуповым. Полотно “Подписание В.И.Лениным Декрета о создании Татарской АССР” было удостоено в 1951 году Государственной премии СССР.

  • Вообще же, любимой темой Фаттахова была деревня. Немудреный деревенский пейзаж, портреты людей села, жанровые зарисовки - вот что приносило радость и удовлетворение. Прожив трудную жизнь, он буквально собирал радостные события, чтобы затем перенести их на полотно. Таков его “Сабантуй” - одна из лучших картин в нашей жанровой живописи.

  • Другим любимым направлением у художника были иллюстрации - к сказкам, рассказам, большое внимание Фаттахов, наделенный хорошим чувством юмора, уделял шаржам, много лет работы художника можно было видеть в журнале “Чаян”.

  • Лотфулла Фаттахов прожил не очень длинную жизнь, художника не стало в 1981 году, но его праздничный, эмоциональный мир, перенесенный на полотна и листы бумаги, до сих пор радует зрителя, чему подтверждение - юбилейная выставка мастера.

Иллюстрация к сказке

  • Иллюстрация к сказке

  • «Бай и работник»

Иллюстрация к сказке «Таз»

  • Иллюстрация к сказке «Таз»

Иллюстрация к сказке

  • Иллюстрация к сказке

  • «Ремесло выручит»

«Юность»

«Сабантуй»

«Свежие срубы»

  • «Свежие срубы»

Харис Якупов

  • Самый известный и знаменитый художник ТАССР. Член академии художеств СССР.

Фрукты и изюм

Утром

«Зеленые кружева»

  • «Зеленые кружева»

«Лесная сказка»

  • «Лесная сказка»

Доярка Фаузия Гараева

  • Доярка Фаузия Гараева

Осенние кружева

  • Осенние кружева

Иллюстрация к татарской

  • Иллюстрация к татарской

  • народной сказке

Илдар Касимович Зарипов

  • Лауреат Государственной премии республики Татарстан, народный художник Российской Федерации

«Дома»

«Невестка (Разговор)»

  • «Невестка (Разговор)»

«В деревне»

«Белые астры»

  • «Белые астры»

Шамил Нигмат

  • Известный художник монументалист

«Рафида» жена художника

  • «Рафида» жена художника

«Бабушкины истории»

  • «Бабушкины истории»

Абрек Абзигильдин

Равиль Исмагилов.

  • Один из известнейших художников Прикамья.

  • Член Союза художников России.Доцент,зав кафедрой декоративно-прикладного искусства Уральского филиала Российской Академии. Родился 28.02.1940 г.

тишина

Зимушка зима

Золотая пора.

Багряный убор.

  • Багряный убор.

Зима в деревне ключи.

  • Зима в деревне ключи.

Весенние кружева.

  • Весенние кружева.

Осень.

Зима в деревне.

  • Зима в деревне.

Цветут одуванчики.

  • Цветут одуванчики.

Лето на даче.

Цветы августа.

  • Цветы августа.

Праздник города.

  • Праздник города.

Фантазия Байкал.

  • Фантазия Байкал.

Фантазия цвета.

  • Фантазия цвета.

Симфония солнца.

  • Симфония солнца.

Памяти клее.

Витраж Натюрморт.

  • Витраж Натюрморт.

Портрет жены.

Портрет дочери.

  • Портрет дочери.

Эльвира.

Автопортрет

Используемая литература

  • А.Новицкий. Б.Урманче. Казань-1994

  • Х.Якупов. Живопись-любовь моя. Казань-2000

  • Л.Елькович. Лотфулла Фаттахов. Москва-1960

  • К.Минибаев. Лотфулла Фаттахов.Казань-1990

  • К.Минибаев. Илдар Зарипов. Казань-2000

  • Репродукции с журналов «Азат хатын », «Юный художник», «Соембикэ».

Автор презентации

  • Шарипова Альфина Касимовна Учитель ИЗО ис-ва

  • МОУ «Бардымская СОШ №2»

rpp.nashaucheba.ru