Картины Темпера. Картина темперой


Картины Темпера

Картина не всегда начиналась темперой – часто, прежде чем приступить к яичной живописи, писали на клею, вываривавшемся из пергамента и овечьих шкурок, причем голубые краски (лазурь) всегда разводились на клею и гумми, так как желток окрашивает их в зеленоватый цвет. Многие живописцы только подмалевывают темперой свои картины, а заканчи-вают их, прописывая или частично или на всем протяжении масляными красками. Темперу можно покрыть лаком, но история демонстрирует нам, что лаки сохнут не ровно, они трескаются и меняют цветовую гармонию картины. Благодаря «вмешательству» темперы картины на стенах становятся по особому утонченными и «дышащими».

Современные картины, написанные темперой, не покрывают лаком, поэтому они имеют бархатистую фактуру.

Живопись темперными и гуашевыми красками: технические нюансы

Один из них – эпизод из истории создания картины «Боярыня Морозова». Например, чтобы оставить самое светлое место в работе (чистую бумагу) в качестве блика, необходимо нанести на это место тонкий слой воска и акварельная краска на него не ляжет. Брюллову было 28 лет, когда истекал пятый год его пенсионерства в Италии.

Но и подлинное творчество невозможно без овладения ремеслом. Так выполнялась живопись темперой во времена Ченнини и много веков после него. К искусству живописи относятся и настенная роспись и миниатюра и картина. Ее развитию и распространению весьма способствовала иконопись.

Базовый урок по рисованию темперой

И вот в 1827 году он впервые посещает Помпеи. Поленов (1844 – 1927) В. М. Васнецов (1848 – 1921) и еще многие другие. Репин И. Е. Далекое близкое. И тот, кто не умеет делать, не может творить. Если для розоватых тонов ты употреблял на стенах светло-красную охру, то на доске их надо делать киноварью.

Кисти лучше использовать мягкие, эластичные: колонковые и беличьи. Молодой художник был уже автором нескольких серьезных работ, но Академия и современная критика ждали от него большой исторической картины.

От пропорции этих веществ зависят свойства и художественные возможности краски. Весьма возможно, что уже древние египтяне пользовались яйцом для целей живописи. Пробовать размешивать краску или находить нужный оттенок лучше на бумаге, либо на картоне. Одежды, здания и фон вообще, носившие у них общее название «доличного», выполнялись ими, как правило, прежде лиц и фигур. Поверхность произведений, выполненных в этой технике, матовая, бархатистая.

Чем хороши краски темперные и почему их охотно используют современные художники

Дело в том, что электрический свет, теплый по своей цветовой природе, как бы «глушит» некоторые цвета. – М. : «Сварог и К», 1999. Но в последствии желательно приобретать краски для профессионалов.

В современном искусстве темпера применяется для станковых и декоративно-прикладных работ. - Работы велись в сухом помещении по акриловой шпаклевке. В качестве основы можно использовать любой загрунтованный материал -дерево (грунт – левкас), холст, картон, бумагу без грунта, оргалит, штукатурку. Для этой цели бумага смачивается чистой водой и следом наносится тонкий слой краски. Английские акварелисты: Тернер, Констебль, Томас Гёртин – писавший сельские пейзажи. Красящий пигмент я приобретаю в магазинах для художников.

Пожалуй, самый большой и заметный предмет в мастерской живописца – мольберт. Один из древнейших письменных документов, которым является «Натураль-ная история» Плиния, трактуя о краске «purpu-rissum», сообщает нам, что для применения в живописи она смешивалась с яичным желтком.

Руины древнего города дали мощный толчок творческому воображению. К непрозрачным – кобальты, кадмий красный светлый, кадмий красный темный, кадмий желтый. В качестве белил используется белый тон бумаги. Высыхая, они несколько светлели в тоне и получалась матовая поверхность.

Казеиновые и растительные темперные краски

Переписка. Люди вместо скота впряжены». По праву можно считать Англию страной акварельной живописи. Моделировка достигается штриховкой или оттенками тона. Так же, как и другие краски, акварельные продаются в наборах.

Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. Он сделал несколько набросков и показал их своему другу пейзажисту Федору Васильеву. С одной стороны это удобно (можно смыть засохшие краски с палитры и кистей смыть засохший акрил достаточно сложно), с другой стороны ведение многослойной живописи требует внимательности и осторожности. И не искусственный (электрический), а естественный, дневной.

Достоинства и недостатки, которыми обладают темперные краски

Установлено, что картины, написанные темперой этого рода (особенно олифы, эмульгированные с гуммиарабиком, как это рекомендует Марогер), не превосходят прочностью масляную живопись ибо с течением времени эти краски темнеют, желтеют и теряют свою кроющую способность, так же как масляные краски. – С. 237. В отличие от темперы в акварельной живописи белила не применяются (только в гуашевых красках). Пыль, собирающаяся на ткани в процессе хранения, содержит как органические частицы (сажа, остатки различных волокон), так и неорганические (кремнистые известковые, глинистые), которые при большой влажности могут образовывать локальные концентрированные растворы агрессивного характера. Через 20-30 дней краска полимеризуется, становится нерастворимой в воде.

Эту выкраску можно покрыть лаком и вы будете знать конечный результат. Однако это затруднение можно иногда преодолеть: краски разбавляют не чистой водой, а снятым молоком или очень слабым раствором мыла в воде. В его состав входит яйцо.

История развития темперной живописи

Название получается от связующего используемого для «затирания» сухого пигмента. Яичный желток является идеальной эмульсией натурального происхождения. В некото-рых случаях белок сам по себе служил связующим веществом для красок. – Л. : Художник РСФСР, 1979. Графья эта, очевидно, заимствована станковой живописью у монументальной (стенной) и именно у живописи фреской (по свежей штукатурке), где врезанный рисунок является особенно характерным и где он представляет большую помощь в работе.

Ченнино Ченнини итальянский художник XV столетия, в своем известном трактате так описывает состав старинной яичной темперы: «Употребительны два рода темперы, один лучше другого. Очень хорошо, если окна при этом большие и пропускают много дневного света. Темперы, разбавленные водой, отличаются рядом преимуществ.

Яичная (желтковая) темпера из-за медленно твердеющих яичных масел (которым требуется постоянный контакт с кислородом воздуха для полимеризации) лаком покрывается не сразу после окончания произведения. Фреска выполнена тонкими слоями. Темпера этого типа имеет в своем составе достаточно эффективные ПАВ, которые в первые дни после нанесения на поверхность (палитра, холст, картон ит. п. ) после высыхания позволяют легко растворить и смыть краску водой. Почти все мои значительные вещи написаны на ДСП по левкасу, небольшие пейзажи, портреты на картоне— оргалит».

Прочность темперной живописи. С одной стороны – это рассказ, живописная поэма или драма. Живопись темперными красками разнообразна. Подобного рода заимствование могло иметь место в момент развития фресковой живописи, которое наблюдается в Италии в конце XV и начале XVI столетий, т. е. позднее Ченнини. Современные художники также выбирают для своего творчества темперу.

Темперой пользовались еще в древности. Слово «темпера» вошло в обиход русских художников сравнительно недавно и потому естественно, что ему часто у нас придается не то значение, которое ему принадлежит вот почему следует прежде всего сказать несколько слов по поводу самого термина. История использования темперных красок насчитывает более 3500 лет. Здесь происходит рождение картины и отсюда начинается ее путь к зрителю. Они могут быть в тюбиках (очень удобные на пленэре), в виде плиток или завернутые в бумагу (как Петербургские). Работать акварелью придется в основном большой кистью, что придаст со временем будущему художнику уверенность в письме.

Для защиты от влияния окружающей среды (например, копоти от горящих свечей) поверхность картин (икон) покрывали масляным лаком или олифой. Один из древнейших письменных документов, которым является «Натуральная история» Плиния, трактуя о краске «purpu-rissum», сообщает нам, что для применения в живописи она смешивалась с яичным желтком. Лучшие сорта клея в холодной воде лишь набухают, растворяются же только в горячей воде.

  • Темпера – лучшая краска для обучения
  • Художественная мастерская интерьеров: роспись стен, декор интерьера в Москве и МО
  • Еще никто не создал сайт по этому адресу
  • Темпера в живописи великих мастеров
  • Секреты живописи старых мастеровОбсужденияПросмотр темы7
  • 2 апреля 1922 года родился Всеволод Петрович Смирнов
  • Свойства красок и их использование

Такая живопись не темнеет и не изменяет своего тона с течением времени. tempera, от temperare – смешивать краски), живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком).

Так излагаемый им последовательный ход живописной работы осуществлялся и иконописцами. Наконец, масляная живопись дает художнику полную свободу в выборе темпа работы (медленный, детальный и широкий смелый-alla prima), а также в выборе рельефа-от самой жидкой до сочной, пастозной, густой кладки. Со времен древнерусской живописи применение яйца в живописи сохранилось до сего дня.

Гренберг пишет следующее: Темперная живопись старых мастеров была многослойной. Эта штриховка и средневековый «пуантилизм» легко позволяют отличить темперу, крытую лаком, от масляной живописи имеющей по внешности много общего с темперой. Пигмент растирали в эмульсии желтка с водой, добавляя квас, уксус или вино.

  • Современные технологии в изготовлении красок
  • История мировой культуры искусств
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Картины по стилям и направлениям
  • Если Вам понравилось нажмите поделиться в

Такой прием живописи следует считать вполне рациональным, так как он упрощает масляную живопись, не принося ей никакого вреда. Темперу, как правило, наносят на подготовленную поверхность. Что касается моделирования, так легко выполняемого в масляной технике, то темперой по сухому грунту оно затруднительно и может быть исполнено либо штриховкой водорастворимыми темперами, либо водонерастворимыми темперами способом «высветления» по локальному тону или по цветной имприматуре. Чтобы уберечь себя от таких неожиданностей, можно сделать себе «подсказку»: на листе бумаги сделать цветовую выкраску и подождать, пока высохнет. Грязь прилипает к материалу.

– М. -Л. : Искусство, 1963. Почти законченное изображение, как то описывает Ченнини, проходилось обычно окончательными ударами кисти по выпуклостям лица и т. п. сильно разбеленными красками и просто чистыми белилами этот прием также, как видим, практиковался иконописцами, у которых мазки эти носили название «оживок», «движечек» и т. п. и которые наблюдаются в иконах так называемого «новгородского письма». Как возникает художественный замысел. Планшет с наклеенной на него бумагой необходим для исполнения больших длительных рисунков.

На этом основании некоторые художники подмалевывают темперой масляную живопись. Только в XVIII веке темперные краски и краски на клеевой основе вытесняются масляными. Воспоминания о художнике. Часто произведения, начатые темперой, заканчиваются иного состава красками.

В России применялась яичная темпера в иконописании, настенной живописи, а также в народных промыслах (Палех, Мстера и др. ). При покупке круглых кистей, нужно убедиться, что у них ровные и острые концы. Репин И. Е. Далекое близкое. Яичная темпера до сих пор применяется в иконописи. Темпера осталась лишь в иконописи, а клеевые краски — в декорационной живописи. Русские иконописцы и западноевропейские мастера писали на хорошо просушенных досках (липовых, дубовых, пальмовых, кипарисовых и т. д. ).

Замирая у шедевров великих мастеров и воспринимая изображенное как волнующую реальность, мы забываем, что перед нами обыкновенный кусок холста, покрытый красками и менее всего задумываемся о том, что этот «кусок холста» стоил художнику многих часов, а часто и долгих лет напряженного труда, поисков, ночных бденийТаким образом, можно сказать, что у картины – двоякая природа. Возможности такой техники у нас (в Чехословакии. Сгущенные на воздухе, т. е. Правильное освещение особенно важно, если художник работает масляными красками. В России в то же время было основано «Общество художников – акварелистов» / Мастера акварельной живописи России: М. М. Иванов (1748 – 1824) К. П. Брюллов (1856 – 1910) В. И. Суриков (1848 – 1916) М. А. Врубель (18565 – 1910) В. Д. Не редкостью в то время было использовать сочетание этих приемов.

Сейчас в продаже имеются широко используемые в оформительском деле гуашевые краски. В Греции к темпере художники относятся в основном, как к материалу для письма икон. Картина не всегда начиналась темперой – часто, прежде чем приступить к яичной живописи, писали на клею, вываривавшемся из пергамента и овечьих шкурок, причем голубые краски (лазурь) всегда разводились на клею и гумми, так как желток окрашивает их в зеленоватый цвет.

Четверть века назад директор Римского реставрационного центра сэр Бернард Фельдэн неоднократно повторял, что подготовка профессионального реставратора требует больше затрат, чем физика-ядерщика. А теперь, самое важное. При высыхании темпера изменяет тон и цвет— некоторые краски темнеют, другие высветляются.

живописных миниатюр, свинцовые белила, сурик и некоторые другие, разводились на одном белке. Очень часто происходит лишь частичное разрушение эмульсии в процессе работы, проявляющееся в том, что на кистях оседает масло или смола, склеивающие волоски, вследствие чего становится невозможным работать. Темпера – от латинского «temperare» (соединять). Кроме того, старые мастера знали только свинцовые белила, тогда как мы теперь чаще пользуемся цинковыми (их преимущества: они прочнее и не желтеют).

Если ты много положишь темперы, то краска скоро потрескается и отстанет от стены. Самостоятельная, своеобразная техника живописи, отрабатывавшаяся в течение веков. Однако вспомним слова Михаила Врубеля, одного из самых вдохновенных мастеров кисти: «Вдохновение – порыв страстный неопределенных желаний, есть душевное состояние, доступное всем, особенно в молодые годы у артиста оно, правда, несколько специализируется, направляясь на желание что-нибудь воссоздать, но все-таки остается только формой, выполнять которую приходится не дрожащими руками истерика, а спокойными ремесленника». Ремесленник, ремесло, ремесленный Порою мы произносим эти слова в адрес творений не столь высокохудожественных, в коих техническая сторона преобладает над выразительной образностью. И в его творчестве примеров тому немало.

– С. 5. Известны слова В. И. Сурикова: «Суть исторической картины – угадывание». Темперой называют краску изготовленную на основе эмульсионного связующего и пигмента.

В настоящее время промышленным способом изготавливаются четыре вида темперы: казеиново-масляная (связующим является водная эмульсия казеина с высыхающим растительным маслом), поливинилацетатная (ПВА, связующее— водная дисперсия на основе поливинилацета), акриловая (связующее— водная дисперсия на основе полиакрилатов) и воско-масляная (воско-масляная композиция с водными ПАВ— поверхностно-активными веществами). Чимабуэ взял его к себе в ученики и вскоре ученик превзошел учителя. Цитата по: Советы мастеров.

Воско-масляная темпера (производство «Гамма») разбавляется и водой и растворителем (скипидар, уайт-спирит). В комплектации набора были учтены рекомендации профессиональных художников. Ох, запутаешься ты в этой картине: уж очень много рассудочности. Старинная темпера.

– Л. : Художник РСФСР, 1982. Тем более что по-настоящему они познаются только на практике. – Л. : Художник РСФСР, 1982. Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре.

Цитата по: Лещинский Я. Д. Павел Андреевич Федотов. Темперой можно писать практически на любой поверхности. При ее изготовлении в качестве основного связующего использовался куриный желток.

Однажды прославленный в те времена художник Чимабуэ, увидел пасшего стада мальчика, который рисовал на гладком камне овцу. Штриховка эта и средневековый «пуантелизм» легко позволяют отличить темперу, крытую лаком, от масляной живописи имеющей по внешности много общего с темперой. Техника масляной живописи обладает многими преимуществами сравнительно с другими.

Поверхность доски, на которой будет создаваться икона, должна быть ровной, без сучков. Высыхают очень быстро – в этом их преимущество перед другими красками. Они заключаются в том, что живопись прежде всего раскрывают теплым 4-ным раствором желатины, которая придает краскам однородную плотность и совершенную непроницаемость для лака, ложащегося в этом случае на плоскость картины подобно стеклу. Начинающим желательно приобрести для начала три кисти: первую большого номера (17 – 20), вторую среднего (6 – 8) и третью кисть маленького размера (2 – 3). Вместо бумаги использовались пергамент, ткани.

Картину же можно писать только сильно связанной темперой, то есть техникой, требующей методического процесса, технической дисциплины и планомерного распределения работы. Это и письмо тонким слоем, лессировками и густое письмо пастой.

В ее основе – красочное изображение. На проклеенную доску наклеивался тонкий холст (паволока) на которую накладывался слоями грунт (левкас) из животного клея и мела. В средние века желтковая темпера имела другой состав, нежели современная. – С. 194.

При письме темперой для начала понадобится небольшое количество цветов: Глубоко-черная или виноградная черная Белила цинковые или титановые Умбра жженая Сиена натуральная Охра светлая и желтая Кадмий красный светлый Кадмий желтый светлый Церулеум Голубая «ФЦ» Изумрудно-зеленая Травяная зеленая. На те места, где нужно показать свет в работе, например, падающий на кувшин, нужно изобразить кроющими красками, то есть теми красками, которые непрозрачны.

Этим материалом надо работать иначе, чем масляной краской. В старину красящие пигменты добывали, в основном из минералов, полученный порошок тщательно смешивали с клейким веществом – яичным желтком, соком некоторых растений, животным клеем или нефтью. Темперы с эмульсиями ВМ. Сборник.

Повинуясь этому неожиданному и сильному впечатлению, Репин решил написать картину. Также мастеру придется учитывать, что при высыхании темперные краски меняют тон – светлеют или темнеют. Каждая готовая темпера имеет свои особенности. «Красочное» и в прямом и в переносном смысле, то есть исполненное красками и яркое, словно живое, откуда и происходит его название. Можно писать акварелью и по – сырому.

В рукописи XVII столетия (Румянцевский музей) читаем, например: «и третью вохру личную составь так же, посветлее всех вохр». Это явление происходит главным образом у темпер на искусственных эмульсиях, перенасыщенных венецианским бальзамом, воском или сильно вязким полимеризованным маслом. При разбавлении её водой можно работать как акварелью. Поверхности этюда, покрытые густым слоем гуашевых красок, легко осыпаются.

Врубель. «О, эти искусства. (Можно сказать, что кракелюры появляются тем раньше, чем гуще живопись, так как различные слои сохнут с различной быстротой. ) Старые мастера боролись с этим подготовкой основы, грунтовкой, поздние – покрыванием картины смолистым лаком (кстати напомним, что слово, обозначающее лакировку картин накануне открытия выставки, - вернисаж – перешло на торжественную процедуру открытия выставок).

Здесь не бывает сложных явлений, сопровождающих процесс высыхания масляных красок, так как частички пигмента прочно закреплены в высохшем (водорастворимом) связующем. Если темперой дорабатывается масляная живопись, то в связующее вещество, кроме воды и желтка входит масло и различные смолы. Конечно, при необходимости художник может воспользоваться и искусственным (Рембрандт и многие художники XVII и XVIII столетий писали при свечах), но в таком случае он должен учитывать некоторые особенности «поведения» цвета при разном освещении.

Биографии картин, как и биографии людей, не похожи одна на другую. Краски, употребляемые для разрисовки книг, т. е. Один из них заключался в том, что моделировка форм велась штрихами, что у итальянских художников означалось термином «tratteggiare» другой состоял в пунктировке форм заостренной кистью, что называлось «punteggiare». С другой – предмет, созданный руками мастера.

Такой прием изображения тела (а также и других предметов) особенно продуктивен в декоративной живописи. Вот таким образом картину называют станковой живописью, чем и отличают ее от живописи монументальной и миниатюрной. Встречаясь с творениями великих мастеров, мы произносим привычное – «талант, творчество, вдохновение». – С. 6–7. В то же время, быстрое высыхание создает определенные проблемы для художника. Весьма возможно, что уже древние египтяне пользовались яйцом для целей живописи.

Хранить кисти следует в пеналах, чтобы не испортить форму волос. Стиль византийских и русских иконописцев во многом обязан тому же материалу.

Для мастера, работающего над картиной, это своего рода рабочий станок. При этом дефекты масляных красок больше относятся к отдаленному будущему, а не к настоящему: с течением времени масляные краски теряют эластичность, силу связующих веществ, темнеют, желтеют, покрываются трещинами (кракелюры), так как масло твердеет и уменьшается в объеме. В состав современной яичной темперы входят яйцо, красители и лак.

Прочность эмульсии при одинаковых условиях зависит от силы ее эмульги-рующего вещества. Джотто был сыном хлебопашца. Смежные листы кальки размечают так, чтобы при перенесении рисунка на поверхность без затруднений совмещались отдельные листы, не искажая рисунка.

Пользующимся этим приемом живописи следует иметь в виду, однако, следующее. А вот картину без него написать трудно. Акриловая темпера (называемая часто просто «акрил») в зависимости от бренда может быть матовой, полуматовой или глянцевой.

Преимущество этого вида живописи состоит в том, что можно наносить краску на краски «по сырому», как при масляной живописи. Содержание масла и веществ, растворяющихся в водной фазе, достигает (грубо) отношения 1:1. Масляная техника, дающая возможность непрерывно в течение нескольких часов писать «по сырому», допускает более широкое использование красок и более тонкую передачу полутонов также и потому, что тон красок не меняется после высыхания, между тем как темперы больше или меньше светлеют. – Л. : Художник РСФСР, 1982.

Так, часто вся живопись сводилась к раскраске однотонно подготовленных форм, которые затем так или иначе расцвечивались. Связующее вещество современной темперы (в лучших ее видах) обладает большей прочностью, нежели таковое же старинной, так как содержит в своем составе кроме яйца или казеина масла и смолы. Тело во всех своих частях прежде всего раскрывалось (в лучшие времена темперы) составной краской средней силы зеленого тона. У каждого мастера был свой секрет приготовления связующего.

Быстро сохнущий материал после высыхания оставляет гладкую матовую поверхность. В пастозной технике применяются шпатели или мастихины. Про темперную технику Ю. И. Сравнение темперы с другими техниками. В отличие от Брюллова, который имел перед собою лишь руины и всю сцену ужасающей катастрофы должен был «увидеть» в своем воображении, Репин располагал реальным живым материалом. Свойства темперы позволяют применять ее в различных техниках и направлениях изобразительного искусства.

Четыре года ушло на изучение исторического материала, на эскизы, сомнения, поиски и всего одиннадцать месяцев неустанной работы над огромным холстом в просторной римской мастерской. Прежде чем грунтовать деревянную поверхность для живописи темперой, гипсом или мелом (в мел лучше добавить половину части мела – сухих цинковых белил), доску необходимо проклеить со всех сторон раствором желатина. Чем же своеобразны краски темперные.

Один из них заключался в том, что моделировка форм велась штрихами, что у итальянских художников означалось термином «tratteggiare» другой состоял в пунктировке форм заостренной кистью, что называлось «punteggiare». Известны многие произведения, мотивом которых является живописная мастерская. К прозрачным можно отнести такие краски как кармин, краплаки изумрудная зеленая. Оказавшись в естественной световой среде, они начинают «вылезать» (это касается всех холодных и желтого) и нарушают гармоничный цветовой строй картины.

Дмитрий Жилинский отмечал: «С 1964 года я пишу темперой. Вот один из них: десяток куриных яиц аккуратно разбивают на две части, затем отделяют желток от белка (используется только желток).

Киплик Д. И. Техника живописи. Для этого желатин наносится в жидком (а не застывшем) виде кистью. Естественно, что принимались меры также и для замедления высыхания красок. До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но, начиная с этого времени, она постепенно утрачивает свое значение и мало-помалу интерес к ней абсолютно и повсеместно иссякает. Изменения в цвете свидетельствуют о недостатке связующего вещества. Быстро высыхающие краски темперы скоро теряют свою подвижность и тем затрудняют живопись. Как только испаряется вода, темперная краска отвердевает и этим практически заканчивается процесс высыхания.

И вот таким образом в какой-то мере ограничивает живописца в его исканиях. Вместе с тем масляные краски долгое время не меняют вида, тона и блеска. Таковой способностью обладают, между прочим, казеиновые растворы, вителлин (яйца), бычья желчь и растворы мыла. Без этих знаний, по мнению профессора Д. И. Киплика, невозможно «рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности». Без знания ремесла даже при наличии таланта нет настоящего мастерства.

Брюллов долго колебался: были мысли о русской истории, о греческих мифах. Эпоха Проторенессанса родила таких художников как Джотто ди Бондоне (1266-1337) – итальянский художник и архитектор. Краски темперы, крытые лаком, превосходят по красоте такие же в масляной живописи.

Главным достоинством этого материала считают красоту и долговечность. Вот где, говорят, настоящий традиционный тип бурлака, вот где его искать надо».

Этому можно воспрепятствовать лишь добавлением пластификаторов – глицерина или меда. Процесс высыхания красок происходит быстро.

Живописные основания для темперы. По форме подойдут и плоские и круглые. Сколько картин, столько и различных судеб.

Прежде всего, техника масляной живописи основана на связывании пигментов различными сохнущими растительными маслами (льняное, маковое, ореховое и др. ) и различными лаками.

Как и при создании масляных красок, темперную краску растирают с помощью стекла или мрамора (основа под красочный пигмент) и стеклянного бегунка. До 15 – 16 века яичная темпера была одним из главных материалов в живописи. Для акварельной живописи подойдут кисти из мягкого волоса (например, беличьи, колонковые и т. п. ). Чтобы перемешать пигмент со связующим веществом, налейте в приготовленные небольшие контейнеры желтковый раствор (состоит из воды и желтка куриного яйца). Сочетание темперы и масла, кстати, было в корне неправильным с технической точки зрения решением из-за которого сейчас «Тайная вечеря» находится в крайне прискорбном состоянии – более ужасном, чем выполненные в традиционной технике работы Леонардо.

Наиболее пригодными основаниями для указанного вида живописи являются бумага и штукатурка. Бесспорно, что голое ремесло никогда не было искусством. Краски накладывали слой за слоем, а затем покрывали олифой или масляным лаком. Она рождается в мастерской живописца, который использует для ее создания специальный станок под названием «мольберт». Репин И. Е. Далекое близкое. Концентрация темперы.

избегая примеси в них белил и нанося чистые белила только в бликах. Наносить можно как в очень жидком, разбавленном состоянии (разбавляется водой), так и в пастообразном состоянии, сгущаемым специальными сгустителями используемыми художниками, при этом акрил не образует трещин, в отличие от масляных красок.

Техника темперы различается приемами нанесения красок. Если такую картину покрыть лаком, то сочетание цветов произведения может измениться до неузнаваемости. Следуя совету друга, Репин вместе с Васильевым едет на Волгу: «Мы вставали с восходом солнца и спешили на палубу, чтобы не пропустить ни одного интересного места и старались набросать, записать и поместить в свои дорожных альбомах все выдающееся на своем пути». Писали беличьими и колонковыми кистями, для промывания которых использовался тот же пинен.

Темпера (от лат. В отдаленные времена (в XV—XVI веках) в Италии под словом «tempera» (происходящим от латинского «temperare» — соединять) подразумевалось связующее вещество красок вообще и в частности клей животного и растительного происхождения. Основной техникой станковой живописи в средние века была темпера на яичном желтке (для предохранения от порчи в краски добавляется квас или пиво, уксус, сок фигового дерева, сухое белое вино). При употреблении некоторых видов темперы изготовленных из очень хрупких материалов, например из декстрина, казеина или из материалов, вызывающих весьма сильные напряжения (клей и желатин), возникает опасность, что краски после высыхания отделятся от грунта и отпадут. Потом черной краской проложи профиль глаза, обозначив легко ресницы и сделай ноздри.

Вот таким образом можно сказать, что темпера создана для современной живописи. Это черное пятно на белом замкнуло цветовую композицию картины, вобрав рефлексами все ее красочное многообразие. «Моего труда в мастерской только десятая доля: главная моя работа на улицах и в чужих домах, – говорил Павел Федотов, – я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза мои сюжеты рассыпаны по всему городу и я сам должен их разыскивать». Десятая доля Но без нее любая гениальная идея, любой замысел останутся лишь благими намерениями. Доводилось ли вам бывать в мастерской живописца. До усовершенствования масляных красок Я. Ван Эйком (XV век) средневековая яичная тем-пера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но, начиная с этого времени, она постепенно утрачивает свое значение и мало-помалу интерес к ней абсолютно и повсеместно иссякает. Связующее вещество современной темперы состоит из искусственной эмульсии. Темпере обычно приписывают большую прочность, нежели масляной живописи. Творить – прежде всего, что-то делать.

– 2-е изд. Со времен древнерусской живописи применение яйца в живописи сохранилось до сего дня. До того как были изобретены масляные краски (XV век), темпера была самым популярным материалом для создания фресок икон и произведений станкового искусства. Вот таким образом наиболее широко применяются как казеиновые, так и яичные темперы. Естественно, что чем толще слой краски, тем дольше она высыхает. В иконописи часто, однако, наблюдается деталь техники, о которой не упоминается в трактате Ченнини, это – выполнение рисунка на левкасе с помощью углубленной в левкасе линии, так называемой «графьи», которая прочерчивалась в левкасе каким-либо острием, например иглой ( Лишь при золочении фона картины во времена Ченнини контуры изображаемых фигур, соприкасающихся с ним, делались углубленными. ).

Эти связующие вещества позволяют применять различные технические приемы (в этом смысле можно сказать, что живопись масляными красками самая индивидуальная из всех живописных техник) и притом комбинировать приемы, которые в других техниках могут применяться только по отдельности, например применение корпусных красок и прозрачных красок и рядом и одна на другую и в смешении. Иным путем от замысла к его воплощению шел Илья Репин, работая над картиной «Бурлаки на Волге». Как известно, реставрация постоянно сравнивается с хирургией, а хирургами являются специалисты, не только обучавшиеся в медицинских вузах, но и прошедшие под наблюдением опытных хирургов многолетнюю практику. Связующее вещество темперных красок – натуральные эмульсии (разбавленный водой желток куриного яйца, соки растений иногда – только во фресках – нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры).

В полимеризованном масле современная темпера вообще имеет великолепный материал, значительная вязкость этого масла не является помехой для темперы. Чтобы замедлить процесс высыхания акварельных красок, к ним прибавляется мед. – Ред. ), следовательно и такие, которые почти не высыхают с маслом (мареновый лак, ламповая сажа), высыхают в темпере в несколько минут их можно как угодно прописать дальнейшими слоями красок без опасения, что они растрескаются.

Сегодня темперные краски готовят на основе синтетических красителей и эмульсий. В продаже есть наборы воскомасляной темперы 12 и 9 цветов. (Рис. 4). Акриловые краски при высыхании становятся темнее.

Но обычно такой метод применяется на завершающей стадии работы. Как в глазах живописца времен Ченнини, так и у иконописцев большое значение имел лак, покрывавший законченное произведение, который придавал тон ему и белильным мазкам, нанесенным чистыми белилами («оживкам») при заключительных ударах кисти. Темпера (итал. На стабильность темперы оказывают влияние сами пигменты.

В полученный состав в равных долях добавляют пиво (или квас) и воду. Акварельные краски продаются в магазинах для художников. До XV столетия темпера была наиболее распространенным материалом живописи.

При этом картинная плоскость должна быть освещена ровным рассеянным светом. Более легкий метод живописи темперой – штриховка (напоминающая штрих карандаша). Уникальна воско-масляная темпера. Первый состоит в том, что берется яичный желток и белок, прибавляется к ним несколько срезанных вершинок веточек смоковницы (фигового дерева) и все это хорошо перетирается.

Связующим веществом служат эмульсии – натуральные (на основе желтка куриного яйца, сока растений, нефти или искусственные (на основе клея, полимеры). Сцепление происходит и посредством двухстороннего смачивания грязи и ткани промежуточным слоем (растительные масла, жиры и т. д. ).

Основной недостаток воско-масляной темперы – длительное высыхание. Французские романтики начала XIX века, стремившиеся к густым, мрачным эффектам, увлекались так называемым битумом (или асфальтом), с помощью которого достигали глубоких бархатных теней, но ценой больших жертв, так как асфальт медленно сохнет, картина темнеет и трескается. Этот смешанный способ живописи практиковался продолжительное время. Знаменитые росписи саркофагов Египетских фараонов выполнены темперными красками.

Развитие темперы с искусственной эмульсией наблюдается лишь в самое позднейшее время. И то и другое делалось со вкусом и с большой ловкостью рук.

После выберите нужный красочный пигмент и смешайте его с раствором желтка. – С. 237. В других европейских странах живопись темперными красками практически не используется.

Развитие темперы с искусственной эмульсией наблюдается лишь в самое позднейшее время. Выдавленные краски быстро засыхают, вот таким образом используйте небольшое количество. Работа с темперой не требует соблюдения строгих канонов и позволяет создавать живописные эффекты недоступные при использовании других средств. Для покрытия оконченной картины лаком лучше использовать синтетический лак (например, акриловый).

Она имеет слабую способность прилипания, так что не пристает к масляному грунту и скатывается с него. В акварельной живописи можно применять процарапывание или выскабливание ножом краски. – С. 235.

Прежде всего, живописцу нужен свет. Основой для живописи служили деревянные доски, загрунтованные слоем левкаса. По высыхании этой общей прокладки, называвшейся у греков «проплазмой», у русских иконописцев – «санкиром», приступали к живописи и моделировке форм.

Для первой работы подойдет клееная фанера или деревянная доска размером 31 Х 22 см. Все без различия пигменты (и красители. Темпера – это связующее вещество красок из искусственной или натуральной эмульсии.

Приготовление темперы. До 16 – 17 веков акварель в искусстве и живописи играла второстепенную роль. Предварительный набросок композиции будущей картины: а) этюд б) подмалевок в) эскиз. К примеру, замысел грандиозного полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи» возник вовсе не в мастерской и, как говорится, не в одночасье.

Темпера отличается значительной прочностью краски её хорошо сохраняют свой цвет и тон. Не стоит брать краску грязной кистью и нужно чаще менять грязную воду в стакане.

Это одна из древнейших техник. Графья эта облегчала работу живописцу, так как в ее присутствии нельзя было сбить или потерять первоначальный контур. – Л. -М. : Искусство, 1946. – С. 91.

Краски бывают корпусные – прозрачные и кроющие – непрозрачные. Сегодня темпера не является основным живописным материалом, а используется для смешанных техник (известны с XVI века) используется художниками, «уставшими» от масла, художниками ищущими новые изобразительные средства для выражения своих идей. Для письма икон можно использовать практически любое, хорошо высушенное дерево. Использовалась такая темпера в основном при живописи на деревянной основе. Прочность темперных красок зависит в первую очередь от стабильности эмульсии. Темперой дорабатывают работы исполненные акварельными красками.

Ее использовали такие мастера как Джотто, Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Андрей Рублев и многие другие.

aquareller.com

Темпера - Технология - Zen Designer

Темперные краски - второй ходовой материал после акварели, лично для меня. Я полюбила ее по двум причинам:

1) Темпера, но только современная поливинилацетатная (ПВА), обладает замечательной кроющей способностью. Замешанная по старинному рецепту на яйце, темпера обладают более слабой кроющей способностью.

2) Отлично смешивается с акварелью, давая возможность получать дополнительные оттенки цветов, сохраняя акварельную яркость, воздушность и прозрачность.

Лучше всего подходит для впитывающих основ или основ, подготовленных впитывающим (тянущим) грунтом. После высыхания образует ровную матовую поверхность, подобную гуаши, но с той разницей, что если и меняет тон, то незначительно.

Для станковой живописи слабо пригодна, разве что для эскизов. Хотя история искусства помнит немало примеров, когда живописцы писали только темперой, например, Николай Рерих. Кстати, у нас тут есть замечательная статья о творчестве Николая Рериха. О темпере в иконописи упомяну лишь раз, ибо там совершенно иная техника, отличная от живописи и больше всего похожая именно на роспись, что и требуется в рамках нашего разговора сейчас.

Рерих. Ледник.

На иллюстрации выше картина "Ледник" Николая Рериха - прекрасный пример живописи темперой. Следующая иллюстрация - икона для церкви кисти моей.

Распятие

Темперу можно наносить пастозно, однако следует учесть, что сохнет она довольно быстро, нередко прямо на палитре. Смешивать темперу непосредственно на грунтованном холсте вряд ли получится, подобно тому, как данное действо доступно в живописи маслом. Темпера не настолько пластична, как масло, и может растрескиваться, если слой толстый.

Темпера предназначена для живописи лессировками - ее основное предназначение и преимущество. Темпера позволяет делать тонкие лессировки и выписывать тончайшие завитушки.

Еще из особенностей темперы для художественной росписи можно выделить следующее: практически не изменяет цвет под лаком, отсутствие текстурности (не оставляет рельефа кисти), быстро высыхает и отлично кроет, не размывается водой при последующих мазках, достаточно глубоко проникает в волокна древесины, так что снять темперу возможно только наждаком.

Полховская матрешка

Темперой писаны все мои матрешки, за исключением самых ранних. На иллюстрации пример авторского варианта полховской матрешки, для росписи которой использовалась только темпера.

Для начинающих художников по росписи темперная краска может оказаться сложна в работе. Но сложность эта кажущаяся и легко преодолевается путем тренировки. Кто сомневается в своих силах и желает начать расписывать прямо по дереву, рекомендую потренироваться на гуаши, которая легко смывается водой. С темперой такой номер не пройдет.

Кстати, гуашь можно превратить в подобие темперы, если замешивать ее клею ПВА. Гуашь в этом случае начинает вести себя совершенно иначе, тон и цвет меняет слабее, но гуашью все же остается.

Палитру темперных красок не обязательно иметь большую, если темпера используется в паре с акварелью. Достаточно нескольких основных цветов. Вот мой набор темперных красок,

Темперные краски

но какие именно краски входят в набор, я вам не скажу. Экспериментируйте сами, пока не подберете приемлемые для себя цвета. Только так, экспериментируя, вы сможете чему-то научиться.

Тэг: Изобразительное искусство

zen-designer.ru

ЖИВОПИСЬ СОВРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРОЙ

Живопись чистой темперой

 

Современная темпера не требует особых правил и приемов в живописи, а потому предоставляет живописцу полную свободу в исполнении. Можно писать и жидкими красками подобно сред­невековой темпере, но также допустимо и жирное пастозное письмо и притом в такой мере, которая совершенно неприемлема в масляной живописи. Здесь не существует никакой обязатель­ной системы в порядке нанесения слоев красок, как то имеет место в масляной живописи. Правда, практика работы темперой установила и здесь известные приемы живописи, но они служат лишь для облегчения труда и более легкого достижения искомых результатов; прочность живописи от них совершенно не зависит.

Приемы живописи новой темперой разнообразны.

Если хотят выдержать живопись в светлой гамме и, кроме того, использовать прозрачность красок, то ведут работу на бе­лом грунте, на котором, установив рисунок, начинают писать жидкими и водянистыми красками, делая подмалевок во всех частях картины, и только после этого переходят постепенно к пастозным краскам. Пастозно начатая живопись и притом в слишком темных тонах затрудняет впоследствии переход в светлый тон.

Иногда делают подмалевок в серых тонах и добиваются над­лежащего тона с помощью лессировок, которые могут иметь здесь широкое применение, хотя они здесь ложатся не так тон­ко, как в масляной живописи.

Моделировка форм в этой технике представляет, разумеется, большее затруднение, нежели в масляной живописи, но при из­вестной практике и навыке она удается вполне, так что не застав­ляет прибегать к штриховке. Если же пользоваться штриховкой форм, то это еще больше облегчает дело.

Темпера, как сказано выше, не требует для своей прочности особых правил и приемов в живописи, но, будучи самостоятель­ным видом живописной техники, располагающим своеобразным материалом, она требует, конечно, своеобразного подхода к себе для лучшего выявления своей силы, красоты и других особенно­стей. Вот почему матовую темперу, не предназначенную для покрытия лаком, следует выполнять таким образом, чтобы, по воз­можности, использовать светлую гамму красок, значительно свет­лее той, которая обыкновенно фигурирует в масляной живописи, так как темные краски матовой темперы, не будучи прозрачны­ми, лишены красоты, между тем как гамма светлых тонов очень красива. В матовой темпере следует избегать также нанесения однообразных слоев корпусных красок, а пользоваться в этом отношении разнообразием, сопоставляя то корпусно, то жидко нанесенные краски, через которые просвечивает нижележащий грунт, придающий своеобразную прелесть живописи темперой.

Изображая тело, лучше всего поступать таким образом: по тщательном выполнении рисунка на белом грунте формы тела моделируют или чистым ультрамарином, или черной, или зеле­ной не слишком яркой краской, пользуясь темперой как аква­релью, т. е. избегая примеси в них белил и нанося чистые белила только в бликах. Подготовленное таким образом тело лессирует­ся затем прозрачным тельным тоном, после чего уже приступа­ют собственно к живописи. Такой прием изображения тела (а также и других предметов) особенно продуктивен в декора­тивной живописи.

Так как главная трудность живописи темперой заключается в быстром высыхании красок, которые после этого становятся неподвижными, то облегчения живописи можно достичь в том случае, если высыхание их будет замедлено или, еще лучше, вовсе приостановлено на время работы.

На этом основании можно предложить следующий прием живописи, который неоднократно имел применение на практике.

Плотный холст, лишенный всякого грунта и проклейки, по выполнении и закреплении на нем рисунка обильно смачивается водой и оставляется на некоторое время провянуть. После этого приступают к живописи, которую ведут по сырому холсту, под­держивая все время влажность с обратной его стороны. Описан­ным способом можно в один прием раскрыть всю небольшую плоскость картины и установить прочно формы, так как краски темперы в этом случае не будут уступать в подвижности масля­ным краскам. Живопись, выполненная этим приемом, нисколько не уступает по тонкости переходов из тона в тон масляной жи­вописи.

Ввиду того, что краски темперы изменяются в известной степени при высыхании, особенно в темных тонах, приступая к продолжению начатой работы, омачивают водой все написан­ное, что облегчает попадание в начатый тон и задерживает высы­хание вновь наносимых красок.

Чтобы свободно владеть темперой, нужна достаточная прак­тика в живописи, особенно в живописи водяными красками (кле­евой, акварельной и т. п.), так как живописцу, еще малоопытно­му, темпера может представить непреодолимые затруднения.

Смешанный способ живописи

 

Часто произведения, начатые темперой, заканчиваются ино­го состава красками. Многие живописцы только подмалевыва­ют темперой свои картины, а заканчивают их, прописывая или частично, или на всем протяжении масляными красками. Такой прием живописи следует считать вполне рациональным, так как он упрощает масляную живопись, не принося ей никакого вреда. Пользующимся этим приемом живописи следует иметь в виду, однако, следующее.

Краски темперы совершенно не изменяют своего тона даже по истечении большого промежутка времени, тогда как масля­ные краски с течением времени заметно темнеют; вот почему, заканчивая темперу масляными красками, нельзя не придержи­ваться известной системы, так как при неправильном совмеще­нии этих двух способов живописи может обнаружиться впослед­ствии дисгармония в тонах картины.

Если темпера служит лишь подмалевком для масляной живо­писи, то она вся почти равномерно записывается масляными красками, и потому в данном случае нельзя ожидать никаких нежелательных последствий для живописи. Другое дело, когда почти законченная темпера частично прописывается масляными красками. Здесь следует быть осторожными и не забывать, что мазки масляных красок, брошенные то здесь, то там, впослед­ствии будут отличаться от общего тона живописи.

Вместо обыкновенных масляных красок следует в таких слу­чаях пользоваться масляно-лаковыми и просто лаковыми крас­ками, которые близко подходят по тону к краскам темперы, крытым лаком, и не темнеют от времени.

Покрывание темперы лаком

 

Произведения, исполненные темперой, имеют приятный мато­вый тон, который по красоте своей превышает тон матовой мас­ляной живописи. Матовая темпера предназначается для стен, де­коративных панно и т. д., в станковой же живописи обыкно­венно принято покрывать темперу лаком, под которым краски ее получают глубину, прозрачность и интенсивность тонов; кроме того, он является ее защитой от пыли и других видов загрязненная.

Так как и при правильном выполнении живописи краски тем­перы могут иметь неоднородную плотность или известную степень рыхлости, а, следовательно, и большую или меньшую про­ницаемость для таких препаратов, как лаки, то во избежание по­темнения темперы от лака применяют предупредительные меры. Они заключаются в том, что живопись, прежде всего, раскрыва­ют теплым 4%-ным раствором желатины, которая придает крас­кам однородную плотность и совершенную непроницаемость для лака, ложащегося в этом случае на плоскость картины подобно стеклу. Лак, изолированный таким образом от живописи, может быть удален без всякого вреда для последней, так как раство­рители лака не растворяют желатины.

Желая сохранить темпере ее матовую поверхность, ее вместо лака, придающего ей блеск, покрывают глютином, применяемым с той же целью в масляной живописи. Но плотная темпера мо­жет оставаться и без всякого лака, так как при загрязнении ее можно промывать чистой водой, не боясь нанести вред живо­писи.

Все лаки, применяемые для покрытия масляной живописи, вполне пригодны и для темперы.

Палитры и кисти

 

Для живописи темперой служат специальные палитры, так как те, которыми пользуются в масляной живописи, в данном случае непригодны.

Их изготовляют из жести и оцинкованного железа, т. е. мате­риала, который не ржавеет. Каждая из них имеет для красок достаточно углубленные луночки и металлический стаканчик для воды. По краям палитры снабжены бортиком, не позволяющим стекать жидким краскам с палитры.

Все сорта кистей, применяющиеся в масляной живописи, при­годны и для темперы, но волос их должен быть длиннее, так как только при этом условии они могут набирать в себя достаточное количество краски.

Заключение

 

Закончив описание новой темперы, ее свойств, состава и пр., не будет излишним подвести итог положительным и отрицатель­ным свойствам этого способа живописи.

 

Положительные свойства темперы таковы.

 

1) В противоположность масляной живописи и старинной темпере новая темпера не требует от живописца определенной системы выполнения живописи, предоставляя ему в этом отно­шении полную свободу, которую он может использовать без всякого ущерба для прочности живописи.

2) Краски темперы, крытые лаком, превосходят по красоте таковые же обыкновенной масляной живописи.

3) Живопись темперой, исполненная красками, не отягченны­ми излишком масла, не темнеет, не желтеет и вообще не изме­няет своего тона с течением времени.

4) Процесс высыхания красок темперы весьма отличен от процесса высыхания масляных красок. Краски темперы умень­шаются в объеме лишь в первом периоде своего высыхания, ос­таваясь в дальнейшем без изменения, тогда как в масляной живописи изменение объема красочного слоя продолжается не­определенное время, что неблагоприятно отражается на проч­ности живописи.

 

Важнейшими недостатками темперы являются:

 

1) быстрота высыхания красок и

2) изменение тона при высыхании красок.

 

Итак, положительные свойства темперы превышают ее отри­цательные свойства. Недостатки ее, кроме того, условны. Ко­нечно, быстро высыхающие краски затрудняют живопись, но в современной живописи с присущим ей импрессионизмом пере­дача форм практикуется мазком, штрихом и т. п. Таким обра­зом, новая темпера не только отвечает стилю современной живо­писи, но, можно смело сказать, создана для него.

stydopedia.ru

Техника темперной живописи

Успешность в работе темперой, как и в любой другой технике, во многом зависит от наличия необходимых принадлежностей.

Кисти для темперной живописи нужно иметь колонковые и щетинные. Очень хороши в работе плоские колонковые кисти. После работы их надо тщательно промыть в теплой воде с мылом.

Палитры в темперной живописи применяются фарфоровые или белые эмалированные. Они должны иметь по краям не менее двенадцати лунок для красок. Центральная часть служит для смешивания красок. Воду можно налить в банку, которую укрепляют на палитре или располагают рядом. После окончания работы необходимо тщательно очистить палитру от оставшейся краски, смыв ее губкой или тряпкой.

Этюдник нужен такой же, как и для масляной живописи, с той лишь разницей, что палитра для красок будет не деревянная, а фарфоровая или эмалированная.

Перед тем как приступить к выполнению этюда красками (как темперой, так и гуашью), необходимо в рисунке композиционно решить размещение всех элементов будущего изображения, построить предметы с учетом их расположения в пространстве. Рисунок в данном случае носит вспомогательный характер, поэтому рекомендуется избегать резких и толстых линий, которые могут быть впоследствии заметны при покрытии тонкими красочными слоями.

Варианты общей композиции удобно искать в предварительных небольших набросках, добиваясь выразительности расположения объектов в том или ином формате листа, ясности тональной и цветовой задачи. Если рисунок под темперную живопись выполняется углем на грунтованном холсте, то его фиксируют раствором желатина.

Живопись начинают с тонкослойных прокладок крупных участков этюда. Если в акварели рекомендуется работу вести от светлых тонов к темным, то в темпере нужно одновременно в полную силу тона намечать и темные места изображения. Соблюдая принцип «от общего к частному», от крупных форм переходят к выявлению нужных деталей, не упуская цельности больших цветовых масс.

В темперной, как и в масляной живописи, следует меньше употреблять белил при написании теневых участков формы, добиваясь тем самым звучности и активности цвета.

Темперная живопись позволяет применять разнообразные приемы, включая технику письма по сырому, многослойную живопись, раздельными мазками как пастозно, так и тонкими, почти прозрачными слоями.

В краткосрочных этюдах темперой цветовые отношения нужно брать сразу во всю силу, для чего используют технику alla ргimа, решая форму в один прием без расчета на дальнейшую прописку.

Темперу хорошо использовать и в качестве подмалевка под масляную живопись, так как она позволяет путем больших покрытий решать в начальной стадии крупные цветовые массы, организуя колорит всей картины.

Если перед художником стоит задача передать тонкие тональные переходы (например, в изображении облаков, отражения в воде, в трактовке крупных складок одежды, в решении предметов дальнего плана и т. д.), уместно применить письмо по сырому, то есть по смоченному холсту или по только что прописанному участку, используя при этом мягкие соединения смежных тонов. Такой способ рекомендуется также при передаче теневых участков натуры, которые отличаются обобщенностью, отсутствием резких границ формы. Работу лучше вести без белил.

Письмо с помощью пастозного раздельного мазка рекомендуется при передаче освещенных мест там, где имеются довольно контрастные тональные отношения, где требуется передать четкие границы формы, выявить материал предмета. При этом надо стараться не забивать фактуру холста.

Положенный на холст мазок должен убедительно передавать натуру, но не быть самоцелью. У начинающего живописца иногда появляется соблазн работать «красивым мазком», без учета характера изображаемых форм и требуемого решения этюда.

Темперные краски

shedevrs.ru