Художники рисующие тенью. Картина тень


Художники рисующие тенью

Отбрасываемая предметом тень может представлять удивительную художественную ценность. Казалось бы, ничего нового в искусстве придумать уже невозможно, и уж тем более невозможно удивить, но мастерам светотени удается не просто удивить, а поразить зрителя. Для создания своих произведений художники месяцами включают и выключают свет, передвигая различные предметы. С помощью игры света и тени художники создают неповторимые вещи. Простые материалы — бумага, дерево, алюминий и прочий мусор — плюс нестандартное мышление и воображение порождают захватывающее, провокационное искусство.

 

 

 

В этой подборке мы собрали лучших художников и скульпторов, которые заново открыли загадочный мир теней.

Немногие осмеливаются работать со светом и тенью, ведь главным инструментом в таком творчестве является не кисть с красками, а умение видеть и терпение. Зрителю теневое искусство даёт возможность по-новому взглянуть на то, что в привычном понимании является «мусором» или кучей ненужных вещей.

Художника из Азербайджана Рашада Алакбарова можно смело причислить к малочисленной плеяде творцов, которым удается создавать законченные произведения при помощи теней, отбрасываемых сразу от нескольких предметов.

Картина «Полет в Баку» произвела настоящий фурор в лондонской галерее De Pury Gallery.

Греческий художник Теодосио Ауреа (Teodosio Sectio Aurea) демонстрирует загадочные образы, которые возникают при подсветке необычных скульптур. Каждая из трехмерных композиций погружает зрителя в волшебный мир света и тени. Излюбленной темой автора является красота и изящество женского тела.

Скульптуры Дита Вигмана (Diet Wiegman) кажутся на первый взгляд чудовищным нагромождением из осколков стекла, спутанной проволоки и пластиковых отходов, за которыми сложно разглядеть элементы композиции или авторский замысел. Но стоит подсветить их под определённым углом — и на противоположную от источника света стену ляжет тень в форме фигуры Майкла Джексона или Венеры Милосской.

Талантливая японская художница Куми Ямашита (Kumi Yamashita) создает свои нестандартные произведения при помощи правильно расположенных объектов и отбрасываемых ими теней. На первый взгляд инсталляция на стене — это лишь беспорядочно разбросанные буквы, предметы или бумага. Но при правильном освещении буквы, как по команде, создают картину, и на стене появляются скрытые от человеческого взгляда фигуры и изображения.

Британский арт-дуэт современных художников Тим Нобл и Сью Вебстер — признанные мастера светотени. Они объединяют в своем творчестве эстетику трэшевого панк-искусства и световых вывесок Лас-Вегаса. Художники много выставляются в музеях и галереях современного искусства, но известны они прежде всего шокирующими световыми проекциями и инсталляциями, представляющими собой ироничные автопортреты авторов.

Эксперименты с тенью проводил еще в 70-х годах прошлого века прославленный японский художник и графический дизайнер Шигео Фукуда (Shigeo Fukuda). В своем творчестве Фукуда (1932-2009), которого по праву считают одним из основателей современной школы японского дизайна, активно пользовался техниками оптических иллюзий. К примеру, в знаменитой в скульптуре «Ланч в мотоциклетном шлеме» («Lunch With a Helmet On»), Шигео из сотен ложек, вилок и ножей спаял конструкцию, которая отбрасывает тень в форме мотоцикла.

источник

nikitaqa29все записи автора

http://www.liveinternet.ru/community/4675714/post296993077/

art.mirtesen.ru

Картина Тень

В творческом видении Рериха не только сам Учитель, но даже его тень, отраженная на скале, будто благословляет людей, не уставая в творении блага, — картина «Тень Учителя». Я сожалею о том, что ходил смотреть картину Ханта «Тень смерти». Картина «Тени исчезающей ночи» была написана художником в 1931 году и вошла в коллекцию самых выдающихся полотен, написанных Дали.

Для того, чтобы увидеть рефлексы и различные оттенки в картине, воспользуйтесь инструментом «пипетка» в простейшей программе «Paint», которая есть в базовом комплекте вашего компьютера или другом редакторе фотографий. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет. Всего три правила, как нарисовать тень в цвете, научат выбирать правильные краски, правильно их применить для изображения света/тени, чтобы картина была живой и настоящей. Тень смерти религиозная картина Уильяма Ханта.

Только здесь, на AliExpress вы сможете найти картина тень самых лучших брендов, включая IMAGIC, UCANBE, hengfang, O. TWO. O, Music Flower, IMAGIC PROFESSIONAL COSMETICS, FOCALLURE, UBUB, QIAOYAN, HUAMIANLI и множество других, о которых вы, возможно, даже не подозревали. Художник из Азербайджана Рашад Алекперов используя мастерство и некоторые предметы быта, размещённые перед источником освещения, создает невероятные картины игры света и тени. «тень смерти»— религиозная картина Уильяма Ханта.

Потрясающие картины, «написанные» тенью от трёхмерных композиций

Такого эффекта можно добиться при помощи синей краски. Не надо этого бояться. Там, где ее изображения все же требовал сюжет, она подавалась условно. В работах Яна ван Эйка, Лоренцо ди Креди и Лодовико Карраччи тень, отбрасываемая архангелом Гавриилом или девой Марией, символизирует «тень Вседержителя», властью которого Иисус Христос воплотился в облике человека.

Например, мы рисуем апельсин, освещенный лампой с теплым светом. Она может показаться неожиданно в любом месте и напомнить человеку о долге. Изображением Хантом Иисуса как трудолюбивого взрослого ремесленника брало истоки из произведения Томаса Карлайла, который также акцентировал внимание на духовной оценке честного труда.

В таком случае тень выступает в роли учителя и мудреца. Это уже проверили все великие художники. В древнекитайском трактате 4в. Тени подразделяют на собственные (на поверхности предмета) и падающие (отбрасываемые предметом на плоскость или другие предметы). Отчасти это объясняется их интересом к изображению снов и фантазий. Они тоже становятся ярче, дают на картине ощущение бодрости, динамики.

Латур передает «ночь» – опустошенность человеческой души, которая, может осознать себя лишь через свет веры. 1. Художник не изображает, а искусно компонует свет и тень. А вот при свете лампы дневного света – люминесцентной (от 4000 К) – свет получается холодный.

Даже невооружённым глазом видно, что он имеет голубоватый оттенок. Если же этот апельсин мы осветим дневным холодным светом, то на свету его цвет станет более блеклым, в то время как в тени появятся «горящие оттенки».

В этом случае, так же как и при натуральном холодном свете луны, тени изрядно потеплеют. Если в средневековой живописи Бог, святой изображались в ореоле света, то во фреске Мазаччо святой появляется в ореоле тени. Живопись я начинаю писать обобщенно, полупрозрачными слоями масляной краски. Рассмотрим несколько типичных ситуаций на примере с освещенным кувшином и тенью, которая падает от него на вертикальную поверхность (фон). Это придаёт ощущения покоя, возможно даже усталости.

Выразительный пример приводит Р. Арнхейм. В полдень контрасты света и тени усиливаются, ясно выявляя детали. В картине Рембрандта «Ночной дозор» на фигуре лейтенанта изображена тень от руки идущего рядом с ним капитана.

Описание картины Сальвадора Дали «Тени тающей ночи»

Эта мысль Мастера и определила идейное содержание и построение картины Тень Учителя. Поскольку я пишу ели в хвойном лесу, нужно сделать так, чтобы следы от кисти, форма мазков напоминала бы ветви елок. Общий тон картины не испортится. Но уже на этом этапе, движения кистью не должны быть случайными. «Магдалина перед свечой» (1630 г. ): яркое пламя свечи распространяет свет в пустом пространстве комнаты, погружая молодую женщину в бесконечное безмолвие, атмосферу глубокого мистицизма и тихой меланхолии.

Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже повлиять на ваше настроение. Пространство воспринимается еще более конкретным, если тень получает излом. Тут мы подходим к понятию «температура освещения, цветовая температура». Перспектива теней как специальный раздел обычно содержится в учебных пособиях по перспективе.

Картины нарисованные тенью и светом

Карлайл раскритиковал более раннюю работу «Светоч мира» и называл её «папистским» произведением, по причине того, что эта картина показывала Иисуса в царской одежде. То есть, если мы создаём, например, натюрморт, при свете лампы накаливания (который является желтоватым и, значит, довольно тёплым), то в тенях присутствуют холодные оттенки фиолетового, синего иногда даже зеленоватые.

Поскольку кисть щетинная и жесткая, она оставляет «царапины» на поверхности грунта. На полотне «Ужин в Эммаусе» (1601 г. ), где изображена встреча апостолов с Христом после его смерти, тень над головой Христа повторяет нимб своей формой, но не цветом. В результате, красочный слой приобретает нужную текстуру. Именно контрастное ночное освещение придает религиозным композициям глубокий драматизм. Подобными же качествами обладает картина Рериха Тень Учителя (1932).

Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день. Карлайл настоятельно раскритиковал более раннюю «Охоту Иисуса» и называл её «папистской» картиной, по причине того, что эта картина показывала Иисуса в королевской одежде. Также и в свете пламени (свечи, керосиновые лампы, костёр, факел). Отныне художники становятся творцами света, а первый великий художник XV века – Мазаччо – делает тень сюжетным ядром композиции в росписи Капеллы Бранкаччи («Петр исцеляет тенью», 14241425 гг. ) как источник божественной благодати.

«Тень звёзд», Фриденсрайх Хундертвассер — описание картины

Свеча отражает тему борьбы света и тени. Мы сразу видим на картине, какое время суток изображено, ясный или пасмурный день. Особенно выразительно это проявилось в картинах Жоржа де Латура.

Вот пример. А ведь на самом деле работы Рашада и его подобных, всего лишь следующая дверь к чему-то новому, стоит лишь захотеть хорошо подумать.

Это одна из картин серии Знамёна (Учителя) Востока. Но падающей тенью, очевидно, следует считать, строго говоря, любой затененный участок пространства – то, что в обиходе принято называть просто тенью: «Пойдем, посидим в тени».

Красивые тени и силуэты (50 фото)

Не только чернота и размер тени меняются от того, как меняется свет (освещение в целом). Удивительно, как глубоко проник Рерих в идейную суть даосизма, как, претворяя духовное наследие древнего Китая, сумел создать современное, самобытное и оригинальное произведение.

Мы привыкли говорить – «тень падает», хотя в действительности наличие тени свидетельствует ни о чем ином, как об отсутствии или недостатке в данном месте света. В них появятся желтоватые, бледно-оранжевые оттенки. Кристиан Шад в «Портрете доктора Хаустейна» (1928 г. ) при помощи тени изобразил сцену беседы (визави героя отражается на стене). Среди всех модернистских течений наибольшее значение тени придавали сюрреалисты. Так и на полотне у Рериха тень на скалах среди кристальной чистоты гор, великая и значительная, сродни духовной мощи уходящих в поднебесье громад обретает магнетизирующую силу Учителя.

до н. э. На самом деле изменяется всё: вся цветовая гамма всех предметов.

Рисунок падающей тени, четкость ее очертаний и интенсивность зависят от величины, вида и положения источника. Всего доброго и творческих успехов. Если мы берём день, то цвета будут насыщенные, а тени чёткие. Так как огонь даёт очень тёплое освещение.

«Падающую» тень отличает от «собственной» то, что ее отбрасывает какой-либо предмет на какой-либо фон. Эти ситуации являются самыми простыми. В таких случаях падающая тень получает часто очень неожиданные очертания. Однако изображение светотени необходимо отличать от тональных (в том числе светотеневых) отношений изображения, которые подчиняются не оптическим, а композиционным закономерностям, т. е. отношениям светлоты, которые художник сознательно выстраивает на плоскости, в объеме или пространстве.

aquareller.com

Восприятие света и тени | Интуитивная живопись с Екатериной Дзюба

Восприятие света и тени является одним из основополагающим в построении объема и целостного образа предмета.

Если нарисовать предмет путем набора линий и изгибов, получится плоская картина. А вот живые реальные объекты передаются путем передачи света и тени.

Каждый объект имеет свой собственный цвет, но он практически никогда не воспринимается глазом в точности таким, какой он есть.

Он полностью зависит от приходящего и уходящего света, от окружения и восприятия самого смотрящего на него.

(!) Здесь цвет также можно ассоциировать с человеком. Важно то, как мы или нас воспринимают, а кто мы есть в действительности, порой, не понимаем и сами;)

Наблюдательный художник замечает изменчивость цвета, оттенки, рефлексы (отражения), блики, тени, контрасты…

Леонардо да Винчи, гениальный наблюдатель природы и гениальный художник, писал:

204048087«Мы можем сказать, что почти никогда поверхности освещенных тел не бывают подлинного цвета   этих тел…   Если ты   возьмешь   белую   полоску,   поместишь ее в темное место и направишь на нее свет из трех щелей, то есть от солнца, от огня и от воздуха, такая полоска окажется трехцветной».

 «Никакое тело никогда всецело пе обнаружит свой природный цвет. .. Во-первых, Это случается от посредствующей среды, которая внедряется между предметом и глазом; во-вторых, когда предметы, освещающие названное тело (то есть обращенные к нему своей поверхностью.—Н. В.), имеют в себе какое-нибудь цветовое качество»

В этих словах Леонардо выразил известные художнику эффекты цветовой перспективы и рефлекса.

Предметный цвет — это точный неизменный цвет. Так называемый эталон.

Краски с определенными названиями — это и есть предметные цвета, которыми может воспользоваться художник для создания новых оттенков, путем их смешивания.

Только сложным набором оттенков можно создать гармоничную наполненную картину.

Таким образом, важно научиться видеть то, что не заметно логике, что она отбрасывает, как не нужный материал, создавая ограниченную символичную палитру.

Весь же спектр может увидеть и изучить только ваше правое полушарие, которое воспринимает цвета такими, какие они есть, без приравнивания к шаблонам и эталонным цветам.

Спектры — главная, причина природной цветовой игры. Излучения света и световые потоки распределены в пространстве. Они меняются, распадаются, суммируются и влияют друг на друга.

Световые потоки, идут от разных источников света: солнце, луна, лампа и т.д.. Они и создают общее освещение, которое вызывает множество отраженных световых потоков, т.е. «вызывают» краски предметов.

Каждое вещество — это фильтр для падающего на него светового потока. При этом часть света поглощается веществом и только часть отражается.

Спектр отраженного излучения зависит и от природы вещества и от характера освещения (см. рефлексы).

контрастыИнтенсивное цветное освещение «сближает» краски освещенных предметов, оно объединяет по цвету также и тени, создавая второй, контрастный, тон цветового аккорда. Слепящий прямой солнечный свет также объединяет краски, съедая их различия в цветах и порождая сближенные по цвету контрастные тени.

На фото показано различие между рассеянным светом и многообразием оттенков в первом случае, и контрасты и вместе с уменьшением градации оттенков во втором случае рядом с яркой лампой.

Поэтому важным фактором в создании картины является свет.

Пишите картину при мягком рассеянном, преимущественно, дневном свете. От угла падающего света, яркости и оттенка источника, если вы пишете с натуры, зависит передача объектов. Это можно отнести и к фотографии. Для создания хороших снимков не столь важен аппарат, сколь освещение и композиция.

Для передачи света и тени в живописи существую понятия:

  1. Блик
  2. Свет
  3. Полутень
  4. Собственная тень
  5. Рефлекс
  6. Падающая тень

Их наличие и взаимное расположение играют главную роль в передаче объектов и оно далеко не всегда одинаково.

Если усвоить эти принципы, то можно передать любой предмет на картине естественным.

Характеристика света и тени.

1. Блик

Самое светлое место на предмете, расположено там, где свет источника отражается от поверхности изображаемого предмета.

Светлый, теплый

Чем ярче освещение, тем больше выделяется блик.

На глянцевой поверхности блик более контрастный по отношению к ней.

095

287056_gw24b1jkg4_12704850-001

20b7ea070130

Заметьте разницу между матовым виноградом, где нет блика, и глянцевой ягодой рядом, на которой четко виден блик, посмотрев на фото посередине.

На рисунке слева показан глянцевый виноград с контрастными бликами.

На рисунке справа видно, как четко выделяются блики в прозрачных предметах.

В прозрачных предметах блик соседствует с тенью, давая контраст.

2. Свет

Освещенная часть поверхности предмета, на которую свет попадает под углом 90 °.  Иногда этот свет называют корпусным или прямым.

Теплый, чуть темнее и холоднее блика.

3. Полутень или полутона

Место, где происходит переход между светом и тенью, или между рефлексом и тенью, соответственно это место темнее света или рефлекса, но светлее тени. В эти места свет попадает или под углом меньше 90 ° или проходит по касательной.

Натуральный естественный свет скользит и уходит.

Чуть холоднее света.

4. Собственная тень

Самое темное место на предмете, на котором нет ни прямого, ни отраженного света. В этом месте предмет освещен лишь рассеянным светом.

Холоднее полутени.

На ней ближе к краю изображается рефлекс.

5. Рефлекс (отсвет цвета и света)

То место в собственной тени на предмете, на которое попадает отраженный свет от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета. Проще говоря, отраженный свет в тени. Рефлекс всегда значительно темнее света, но немного светлее тени. Иногда его называют отсветом.

Точное воспроизведение рефлекса очень важно, именно он дает понять зрителю, что данный предмет существует не один, а в окружении других разнообразных вещей, даже если они не изображены на рисунке. Без изображения рефлексов картина не будет целостной и законченной.

Рефлекс зависит от окружения. Это хорошо видно на рисунке.

рефлекс

Также заметьте, как наш глаз воспринимает цвета в зависимости от окружения.Цвета на белом фоне (см. цвет выноски на рисунке) кажутся значительно темнее (см. цвет на самом шаре)!

По мнению Гете, на цвет предмета влияет окружающий его фон.

Рефлексы – важный элемент не только для цветопередачи. Без изображения рефлексов по краям предмета он будет выглядеть плоским, без объема, «приклеенным к фону».

Вам, пожалуй, не придет сразу в голову, что отражение предмета в зеркале — это явление рефлекса в его чистом виде — вторичное излучение («reflectare» по-латыни значит «отражать»).

Не только зеркало, но и всякий другой предмет отражает в себе окружающие предметы. Его цвет — это всегда совокупность, мозаика рефлексов.Таким образом, все предметы являются зеркалами друг друга.

Конечно, рефлексы эти не так ясны по цвету, как в зеркале, у них мягкие очертания.

Спектр отраженного излучения зависит и от природы вещества и от характера освещения.

Например, на предметах, которые рассеивают свет меньше (глянцевых), рефлексы (отражения соседних предметов) сильнее. На белых предметах рефлексы видны хорошо, т.к. белый цвет отражает все цвета, а на черном матовом материале рефлексы практически не видны.

[important]

пипеткаДля того, чтобы увидеть рефлексы и различные оттенки в картине, воспользуйтесь инструментом «пипетка» в простейшей программе «Paint», которая есть в базовом комплекте вашего компьютера, или другом редакторе фотографий.

Откройте с помощью нее нужную вам фотографию, найдите инструмент «Пипетка», наведите на нужный участок для определения цвета, и вы увидите точный цвет в квадратике на панели управления сверху. Это послужит вам тренировкой зрительного восприятия цвета.

[/important]

Сравните также рефлексы на различных поверхностях: стеклянной, глиняной, керамической, металлической, а также на шелке, сукне, кирпичной стене, бархате, дереве лакированном и  без обработки.

Особенно выразительна игра рефлексов на белых предметах, отражающих почти весь падающий на них световой поток. Например, на снегу мы совершенно ясно видим множество цветных рефлексов.

Живопись снега — увлекательная задача для художника, изучающего рефлексы и хороший способ тренировки.

Все «цветные» предметы отражают только часть падающего на них светового потока, поэтому и рефлексы на них выражены менее ясно.

Черные предметы поглощают почти весь падающий на них световой поток.

Вот почему цвет предмета в реальном пространстве следует представлять себе теоретически, как мозаику рефлексов, выраженную яснее всего в полутенях и тенях, но присутствующую в светах и даже в блике.

В природе же всегда доминирует тот цвет предмета, который возникает в результате его общего освещения (общий рефлекс среды).

Каждый предмет— гладкое или матовое зеркало. 

«Чем предмет глаже или больше блестит, тем меньше видна его собственная окраска: он в самом деле становится зеркалом, отражающим окраску соседних предметов».  «В сущности говоря, нет теней вообще, есть только рефлексы» — Эжен Делакруа, художник-колорист.

6. Падающая тень

Самая темная фаза теней (в случае если цвет предмета, на который падает тень, и цвет предмета, от которого падает тень, одинаковы). Чем дальше предмет, от которого падает тень, тем светлее тон этой тени и менее четкие границы.

Падающая тень = цвет поверхности, на которой лежит предмет + отраженный от предмета свет + цвет, контрастный предмету

Контрастный предмету цвет находится ближе к предмету.

Дальше от предмета он переходит в цвет поверхности.

Например, красное яблоко на синем полотне.

Примыкает к яблоку тень = синий+зеленый(контраст)+коричневый темная, отдаляясь от яблока становится светлее и переходит в синий.

прямой свет

рассеянный

Если прямой яркий свет, то тень четкая и темная, а предмет более контрастный (свет контрастный с тенью).

Если свет рассеянный мягкий, то тень светлее и плавно переходит в поверхность, а переходы на предмете мягче.

См. разницу на рисунках.

7. Обратная тень

Место в собственной или падающей тени, закрытое от рефлексов поверхности, на которой расположен предмет.

Цветовая перспектива.

Видимый цвет предмета меняется и в результате прохождения отраженного от него света через полупрозрачные среды: воздух, воду, туман, дым и т. п.

На этом явлении основана так называемая цветовая перспектива.

Полупрозрачная (мутная) среда пропускает одни лучи и рассеивает или поглощает другие. Так, слои воздуха объединяют все предметы дальнего плана, накладывая на них тон. Между предметами и зрителем как бы  опускаются по мере удаления предметов все новые и новые светлые голубые вуали.

Частицы воздушной среды, рассеивая главным образом синие и фиолетовые лучи, создают синеватые, затем голубые дали, объединяя краски каждого плана, затемняя светлые и высветляя темные.

Планы ясно расчленяются туманом, пыльным воздухом, но и рассеивание света в слоях чистого воздуха приводит, особенно днем, к значительному поголубению далей. Пейзаж распадается на ясные цветовые и тональные планы. Вспомните шпаргалку деления пространства, чтобы отдалить или затемнить, оттенки нужно сделать холоднее.

Локальный цвет.

Освещение меняет состав отраженного от предметов излучения и его спектральный диапазон, но за исключением крайних случаев, цветовые различия между предметами не уничтожаются. Предметный цвет виден благодаря тому, что действует закон отношений, относительность в восприятии цвета.

Цвет предмета изменяется при этом и воспринимается как таковой лишь по отношению к другим цветам.

Именно этот измененный средой, но основной для характеристики предмета цвет и называли в традиции европейской живописи XVIII и XIX веков локальным. «Цвет, в настоящем смысле слова,— пишет Делакруа,— находится в окрашенном рефлексом полутоне; я имею в виду подлинный цвет, дающий ощущение плотности и того коренного различия, какое существует между одним предметом и другим».

Эжен Делакруа придавал огромное значение локальному цвету и говорил об универсальности рефлекса. Метод Делакруа был, вкратце, таким.

Сначала локальный полутон, окрашенный общим рефлексом.

В таком полутоне выражены и характерный цвет предмета и цвет среды. Важно со всей точностью найти этот полутон. Моделирование производится уже в этом полутоне.

Затем, наносятся света, тени и частные рефлексы.

Подкладка в виде локального полутона объединяет света, тени и рефлексы, которые становятся валерами (подчиненными оттенками) на общем цвете.

При этом задача сохранения единства и характерности цвета предмета занимала всех крупных колористов нового времени.

Подробнее в Восприятие целостного образа или Гештальта.

vpozitiv.com

Тень как символ в искусстве: vakin

…Свет не может ее изгнать! Вечная тема всегда волновала творцов. Ей придают значение как в философском, так и в «техническом» смысле. Художники, признанные «мастера света и тени» стремились передать больше, чем просто игру оттенков.

Joseph Derby. The Corinthian Maid. 1784. Викисклад

Древние греки полагали, что именно благодаря тени возникла живопись. Как гласит старинная легенда, записанная Плинием Старшим (79 г. н.э.): коринфская дева, дочь гончара из Сикиона, обвела на стене профиль своего возлюбленного, отбрасываемый в свете свечи, и попыталась его сохранить. Так увидел эту сцену Джозеф Райт из Дерби в 1782 г.Разделение и утверждение

Появление света и тьмы в Ветхом Завете описано довольно лаконично. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» (Быт. 1: 2−5). В последствие это деяние Всевышнего обрело глубокое философское значение. Противостояние света и тьмы, добра и зла, белого и черного отложило свой отпечаток на формирование мироощущения в европейской культуре. И поначалу все было однозначно. Но, жизнь оказалась куда сложнее, поскольку абсолютная Тьма, как и абсолютное Зло, встречаются редко.

Падающая тень почти не встречается в искусстве средневековья, а там, где ее изображения все же требовал сюжет, она подавалась условно, поскольку художники того времени еще не знали перспективы и уж тем более объема, секрет которых был раскрыт лишь в эпоху Ренессанса. Тогда то и начали активно использовать тень для придания изображению реалистичности.

В 1410 г. Джентиле да Фабриано рисует панно «Стигматизация святого Франциска» (1419 г.): падающий свет освещает небольшой участок горы, рассеивается деревьями и эффектно отражает на землю силуэт святого.

Джентиле да Фабриано. «Стигматизация святого Франциска» 1419. Викисклад

Если средневековье было периодом, открывшим в живописи красоту и поэзию света, то Возрождение раскрыло в искусстве красоту и поэзию тени; а свет, напротив, начинают развенчивать. Больше того, если в средневековой живописи свет выступал как начало позитивное, творящее, в период Возрождения, напротив, таким формообразующим, позитивным началом становится тень.

В XVIII веке в искусстве развивается эстетика мрачного и зловещего и тень начинает играть активную роль в повествовании в качестве негативного начала. Это воплотилось в произведениях Франсиско де Гойи («Двор сумасшедшего дома», 1794 г.), Генриха Вильгельма Тишбейна, Джозефа Райта из Дерби и др. Художников и писателей вдохновляет все загадочное и мрачное.

Франсиско Гойя. Двор сумасшедшего дома.1794, 44×32 см. Масло, Холст

От игр света к играм разума

Импрессионисты утратили интерес к повествовательным возможностям тени и использовали ее исключительно с визуальной точки зрения. Если в ранних работах Клода Моне тени деревьев еще изображены черными, то позднее, в картинах Камиля Писсаро («Иней», 1874 г.) и Альфреда Сислея традиционный черный цвет уходит, тени становятся цветными, и постепенно их негативные значения исчезают.

Камиль Писсарро. Иней1873, 65.5×93.2 см. Масло, Холс

В творчестве Джорджо де Кирико, тень становится навязчивым образом тьмы ночи, любой тьмы навязчивых страхов, тьмы душевной, ее поведение непредсказуемо и неподвластно законам перспективы. Она возникает в картинах Кирико немотивированно, ниоткуда («Пророк», 1917 г.,). В метафизическом мире идеальных сущностей царит вечный день.

Джорджо де Кирико. Пророк. 1917. vakin.livejournal.com

Во многих реалистических полотнах тень возвращается к своему призванию и выражает мрачные настроения. Кристиан Шад в «Портрете доктора Хаустейна» (1928 г.) при помощи тени изобразил сцену беседы (визави героя отражается на стене).

Кристиан Шад. Портрете доктора Хаустейна. 19284.bp.blogspot.com

Среди всех модернистских течений наибольшее значение тени придавали сюрреалисты. Отчасти это объясняется их интересом к изображению снов и фантазий. Сальвадор Дали, Ив Танги, Рене Магритт и Поль Дельво — стремились изобразить свои фантазии более реалистичными, чем сама реальность, для чего тщательно выписывали каждую деталь и постоянно использовали тени.В реалистической живопись XX века активно использовалась способность тени создаватьнастроение вселенского одиночества (Эдвард Хоппера, Рокуэлл Кент, Феликс Нуссбаум).

Король поп-арта. Энди Уорхол посвятил тени целую серию своих произведений. Таким образом, он хотел отделить свой имидж от тела. «Тень» (1981 г.). В дальнейшем тень, как изобразительное средство в своем творчестве использовали Эд Рушей, Герхард Рихтер и др.В картине российских представителей contemporary art Виталия Комара и Александра Меламида «Происхождение социалистического реализма» (1982−1983 гг.), представлено ироничное видение классического мифа, связанное с традициями социалистического реализма.

Энди Уорхол. Тень. 1981

Виталий Комар и Александр Меламид. Зарождение соцреализма. 1982. asaartgallery.ru

Обретение самостоятельности

Еще в XVIII веке во Франции тень «заявила» о себе как о самостоятельном жанре под названием «силуэт». Некий Этьен де Силуэтт (1709−1767), бывший в 1759 году государственным министром финансов при дворе Людовика XV, был очень экономным по своей натуре и безрезультатно пытался пресечь расточительность королевского двора. Стены своего замка он предпочитал украшать не дорогими картинами и гобеленами, а… тенями. Он подводил гостя к стене и самолично обводил его профильную тень. Затем контур закрашивал чёрной краской. Со временем тени заполнили несколько залов. В замке Шатто-де-Берг на Марне образовалась необычная портретная галерея, первый и единственный в своём роде «музей теней».

До наших дней эта необычная портретная галерея не сохранилась, но последователей у экономного портретиста было немало и при царских дворах, и на ярмарочных гуляниях. По сей день еще можно встретить умельцев, вырезающих за считанные минуты ножницами профиль заказчика.Сегодня набирает популярность создание работ посредством тени, причем предметы отбрасывающие тень, как правило, не имеет никакого отношения к тому, что получается в результате. Для создания своих произведений художники месяцами включают и выключают свет, передвигая простые материалы (бумага, дерево, алюминий, различный мусор). Например, излюбленной темой греческого художника Теодосио Ауреа является красота и изящество женского тела.

Английский художник и скульптор Рук Флоро изобразил драму человека, лишенного цельности. Персонаж разорван на две части: одна — тот, кем он является, другая — тот, кем он мог бы быть. Казалось бы, высокая фигура должна отбрасывать тень, но она несколько аморфна, а из спины персонажа торчат черные иглы. Главное же в скульптуре — то, что обе части объединяет собственно тень — темная дорожка. Так в руках художника тайное становится явным.

Отныне художники становятся творцами света, а первый великий художник XV века — Мазаччо — делает тень сюжетным ядром композиции в росписи Капеллы Бранкаччи («Петр исцеляет тенью», 1424−1425 гг.) как источник божественной благодати. Если в средневековой живописи Бог, святой изображались в ореоле света, то во фреске Мазаччо святой появляется в ореоле тени.

Капелла Бранкаччи. Апостол Петр, исцеляющий больного своей тенью. 1424-25 г. Фреска.maestro-masaccio.ru

Более того, в эпоху Ренессанса тень приобретает дополнительное, символическое значение, связанное с темой Благовещения. В работах Яна ван Эйка, Лоренцо ди Креди и Лодовико Карраччи тень, отбрасываемая архангелом Гавриилом или девой Марией, символизирует «тень Вседержителя», властью которого Иисус Христос воплотился в облике человека.

Священный мрак

В XVI веке художники начинают связывать тень с таким важным понятием, как перспектива. Техника ее изображения являлась частью академического обучения, и использовать ее можно было только с определенными ограничениями, поскольку композиция должна была быть четкой и ясной.

Роли света и тени в изобразительном искусстве немало внимания уделял Леонардо да Винчи. Для великого Леонардо картина — это тень тени человеческой в отличие от средневековой живописи стремившейся изобразить свет света господня. Для него темное выступает как воплощение земли, земного начала, образ глубины земных недр. Леонардо не любит яркого света, «чрезмерный свет создает грубость», обнажает, оскорбляет эту скрытую в полутьме тайну живого. Тень для него — воплощение тайны и поэзии жизни.

Тень как самостоятельный философский образ использовал в своем творчестве Микеланджело Меризи де Караваджо. На полотне «Ужин в Эммаусе» (1601 г.), где изображена встреча апостолов с Христом после его смерти, тень над головой Христа повторяет нимб своей формой, но не цветом. Мало кто мог отважиться нарушить многовековую традицию и лишить нимб символики небесного света. В картине все предельно приземлено, а тронутое порчей яблоко напоминает о первородном грехе. История Христа переживается сугубо с точки зрения человеческой судьбы, и черная тень превращается в символ Рока.

Микеланджело Меризи де Караваджо. Ужин в Эммаусе. 1601en.honargardi.com

У художников эпохи Барокко, таких как Жан Леклер, Матиас Стом, Хендрик Тербрюгген, Жорж де Латур и других авторов тень становится воплощением священного в повседневной жизни. Именно контрастное ночное освещение придает религиозным композициям глубокий драматизм. Напряженный свет не только подчеркивает энергичную пластику форм, чистоту силуэтов, но вызывает ощущение загадочности, таящейся в реальной жизни. Особенно выразительно это проявилось в картинах Жоржа де Латура. «Магдалина перед свечой» (1630 г.): яркое пламя свечи распространяет свет в пустом пространстве комнаты, погружая молодую женщину в бесконечное безмолвие, атмосферу глубокого мистицизма и тихой меланхолии. Свеча отражает тему борьбы света и тени. Латур передает «ночь» — опустошенность человеческой души, которая, может осознать себя лишь через свет веры.

Жорж де Латура. Магдалина перед свечой. 1630eva-k2.livejournal.com

Автор Елена НастюкИсточник - Артхив

vakin.livejournal.com

Картины из теней — Look At Me

Картины из теней. Изображение № 1.CrisisКартины из теней. Изображение № 2.Картины из теней. Изображение № 3.Картины из теней. Изображение № 4.«Полет в Баку»Картины из теней. Изображение № 5.Картины из теней. Изображение № 6.Картины из теней. Изображение № 7.Картины из теней. Изображение № 8.фото "за кадром"

Художник из Азербайджана Рашад Алакбаров создает невероятные картины, используя игру света и тени.

Казалось бы, ничего нового в искусстве придумать уже невозможно, и уж тем более невозможно удивить, но мастерам светотени удается не просто удивить, а поразить зрителя. 

 29 января 2011 года в галерее De Pury Gallery (Лондон) была впервые представлена картина «Полет в Баку». Она произвела настоящий фурор и стала для художника ‘билетом’ в мир большого искусства.

У каждой картины Рашада Алакбарова есть своя собственная история, описывающая отдельно взятое событие из его жизни.

По мнению критиков, использованный в работах Рашада мусор как ничто другое подчеркивает всю трагичность и эмоциональность рассказанных им историй, в которых много радости, боли, горя, счастья и одиночества.

Сегодня мало кто осмеливается работать со светом и тенью, т.к. главным инструментом в таком творчестве является не кисть с красками, а воображение, которым обделено большинство современных художников. Именно поэтому Рашада Алакбарова можно смело причислить к малочисленной плеяде творцов, которым удается создавать законченные произведения при помощи теней, отбрасываемых от композиции предметов.

www.lookatme.ru

Картины-тени Рашада Алакбарова | Pro Handmade

Необычные картины создаёт азербайджанский художник Рашад Алакбаров.

Многие знают о театре теней, фотографии-силуэты. Но Рашад развил мысль, создавая из теней картины, рисуя ими. Новый взгляд на искусство, новые грани прекрасного открываются в его творчестве. Неудивительно, что 29 января 2011 года картина “Полёт в Баку” в галерее De Pury Gallery (Лондон) пользовалась таким успехом. Фурор, вызванный этим произведением, стал для художника возможностью попасть на новый уровень в деле покорения мира своими творениями.

В своих работах Рашад рассказывает о своей жизни, используя то, что обычный человек выбросит, посчитав мусором. Художник же творит любимый город и близких людей.

Эта работа непохожа на остальные – город может стать или западным, или восточным, в зависимости от того, откуда будет направлен источник света.

Критики говорят, что использование таких материалов подчёркивают трагизм, драматическую составляющую творений.

В картинах можно увидеть причины, заставившие художника уехать из любимого города, его ожидания и возвращение.

Картины эмоциональны, пронзительны, удивительно жизненны. Успех Рашада вполне заслужен.

www.prohandmade.ru

Картины из теней. - Ёжин.ру

Автор этих работ Куми Ямашита родом она из Японии но живет и работает в Нью-Йорке. Первую свою выставку, она представила поклонникам еще в 1997 году. Располагая простые предметы, она искусно создает различные картины теней.

У нас тут еще много интересного
  • Интересное о Японии, фактыИнтересное о Японии, факты
  • Как сейчас выглядят звезды нашей молодости.Как сейчас выглядят звезды нашей молодости.
  • Тенденций в мире науки и техники, которые стоит ждать от 2012 годаТенденций в мире науки и техники, которые стоит…
  • Просто невероятные совпаденияПросто невероятные совпадения

www.ejin.ru