ТИЦИАН.ЖИЗНЬ.КАРТИНЫ.ПОРТРЕТЫ. Картина тициан


11 картин Тициан Вечеллио которые стоит увидеть хотя бы раз в жизни

© Фото: предоставлено пресс-службой ГМИИ

"Мадонна с младенцем" (1507 год)

© предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан "Мадонна с младенцем", 1507

Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). В начале своего пути стиль Тициана был близок стилю другого мастера итальянского Возрождения – Джорджоне, причем настолько, что какое-то время атрибуция этой картины была под вопросом. Вазари в своем известном труде "Жизнеописания знаменитых живописце, ваятелей и зодчих" писал о Тициане как о продолжателе традиций Джорджоне. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). "Мадонна с младенцем" также имеет второе название – "Мадонна Лохиса" - по имени известного европейского коллекционера XIX века графа Гульельмо Лохиса (Guglielmo Lochis), жемчужиной собрания которого она была.  Сейчас эта работа хранится в Академии Каррара в Бергамо.

"Крещение Христа" (1512 год)

Тициан Вечеллио "Крещение Христа" 1512 Пинакотека Капитолина

© public domain

Тициан. Крещение Христа. 1512 год.

Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. На картине три персонажа – сам Христос, облаченный в белое и стоящий по колено в реке Иордан, Иоанн Креститель, а по диагонали от него – мужчина в черном, наблюдающий за таинством крещения. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Если на выставке будет возможность подойти к картине поближе, то можно рассмотреть два обручальных кольца на руке мужчины в черном, считается что они символизируют земной брак Рама и его мистический брак с Богом – идея так называемого "мистического брака между Богом и человеком" была общим местом в теологии времен Возрождения. Эту картину относят к периоду, когда Тициан выработал собственный стиль и его работы стали все менее походить на произведения Беллино и Джорджоне. Кроме того, в этой работе ему удалость достигнуть эффекта сфумато, знаменитого приема, изобретенного Леонардо да Винчи, позволяющего передать на картине воздух, окутывающий ее героев. До конца XVI века эта картина находилась в собственности семейства Рам, затем была продана и спустя время, в 1750-м году, попала в коллекцию капитолийской Пинакотеки.

"Флора" (1515 год)

© предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан "Флора", 1515 год.

Несмотря на то, что этот портрет был написан Тицианом в возрасте приблизительно 25 лет и относится к раннему периоду его творчества, он является  квинтэссенцией того, что принято называть "тициановской красотой", чувственной и полнокровной. Кто изображен на картине – загадка. Предполагают, что это могла быть Виоланте, дочь художника Якопо Пальмы Старшего, но никаких документальных свидетельств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть сей факт, нет. Также до сих пор исследователи гадают, кто предстает перед зрителями – непорочная дева, или же искусная куртизанка. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – "Женщина перед зеркалом" (Лувр) и "Саломея" (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.

"Портрет Томмазо или Винченцо Мости" (1520-1526 годы)

Портрет Томмазо или Винченцо Мости (1520-1526)

© public domain

Тициан. Портрет Томаззо или Винченцо Мосит. 1520-1526 годы

Портрет-загадка, существуют разные предположения относительного того, кто запечатлен на картине - согласно надписи на обороте на ней изображен Томмазо Мости. Однако, поскольку он был духовным лицом, а портретируемый одет в светскую одежду, было сделано предположение, что на самом деле это его брат Винченцо, фаворит герцога Феррары, Модены и Реджио Альфонсо д'Эсте. Сейчас находится в собрании Галереи Палатина Палаццо Питти во Флоренции.

La Bella/"Красавица" (1536 год)

Красавица (La Bella), 1535. Флоренция, Галерея Палатина, Палаццо Питти

© public domain

Тициан. Красавица (La Bella). 1536 год

На выставке в Москве можно увидеть еще один из самых прекрасных женских образов в истории мирового искусства – на этой картине изображена другая незнакомка в богатом одеянии из синего бархата, но также, как и Флора, с пышными золотистыми волосами, собранными в косу вокруг головы.  Происходит потрет из урбинского собрания, поступил в коллекцию флорентийских герцогов Медичи в 1631 году с наследством  супруги Фердинандо II Медичи Виттории делла Ровере. Возможно, именно этот портрет упоминается в письме урбинского герцога Франческо Мария делла Ровере своему послу в Венеции Леонарди  как "Дама в синем". Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция.

"Портрет Джулио Романо" (1536 год)

© public domain

Тициан. Портрет Джулио Романо. 1536 год.

На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Портрет Тициан писал в Мантуе, у живописцев были совместные дела, и оставил его в подарок другу. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – "Форнарина" или "Дама за туалетом" как еще называют эту работу (зал №7 Искусство Италии VIII-XVIII веков).

"Портрет Антонио Порчия" (1535-1540 годы)

Портрет Антонио Порчиа (1535-1540). Пинакотека Брера

© предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан. Портрет графа Антонио Порциа, 1535 - 1537 годы.

Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Эта картина - типичная для того времени работа на заказ, официальный портрет благородного мужа. Если рассматривать эту работу в контексте творчества Тициана, то исследователи сходятся во мнении, что это одна из лучших работ зрелого периода художника. И к тому же один из самых больших его портретов. Герой картины показан величественным, например, в глаза бросается массивная золотая цепь, напоминающая орден Золотого руна. В то же время портрет не выглядит тяжелым, не давит на зрителя, "воздуха" картине добавляет пейзаж за окном. Картина долгие годы хранилась у потомков господина Порчия, а потом вместе с семьей переехала в Милан, где была унаследована Евгенией Висконти Литта Аресе, которая в 1891 году в свою очередь подарила ее городскому музею - Пинакотеке Брера, где картина хранится и по сей день.

"Даная" (1544-46 годы)

© предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан. Даная. 1544 - 1545 годы.

Даная – героиня картин многих художников. В древнегреческой мифологии дочь Акрисия, царя Аргосского и Евридики, мать Персея, имя которой упоминается в "Илиаде". Тициан также изображает "кульминационный момент" истории Данаи – Зевс проникает в ее темницу в виде золотого дождя. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Первая версия, которую и покажут на выставке в ГМИИ, была написана в период с 1544 по 1546 годы по заказу испанского короля Филиппа II, а сейчас принадлежит Национальному музею Каподимонте в Неаполе. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Еще одна из них находится в музее Прадо, вторая в Эрмитаже, третья в Венском художественно-историческом музее. Более всего похожи между собой "Данаи" из Прадо и Эрмитажа, отличаются главным образом служанки, которые ловят золотые монеты подолом платья, а на картине из венского музея служанка ловит монеты золотым подносом. В свое время картина принадлежала коллекции знаменитой итальянской династии Фарнезе, до того как попала в коллекцию музея. Во времена Второй мировой войны эта работа Тициана была в числе похищенных нацистами произведений искусства, которые были найдены в шахте в Зальцбурге, и вернулась в Неаполь после окончания войны в 1947.

"Распятие" (1558 год)

© public domain

Тициан. Распятие. 1558 год.

"Распятие" было завершено Тицианом в 1558 году и сейчас принадлежит алтарю церкви Сан-Доменико в Анконе. Эта работа была заказом венецианского купца Петро делла Корнови, переехавшим с семьей из Венеции в Анкону. Композиция картины почти плоская, слева у подножия креста – Дева Мария в темно-синих одеждах, ее лица почти не видно, Святой Доминик обнимает крест, а Святой Иоанн стоит, раскинув руки, не в силах поверить в случившееся. На тот момент написания этой картины Тициан занимался живописью уже более пятидесяти лет, и в этот период своего творчества обратился к исследованию трагедии и человеческих страданий, передать которые в своих работах он пытался в первую очередь с помощью цвета. Вазари описывал этот стиль "позднего Тициана", как "сделанный из пятен" краски. Здесь преобладают темные тона, доминируют синий и черный, а белый, которого совсем немного, выглядит как вспышки света. Для достижения необходимого ему эффекта в некоторых местах Тициан наносил краску не кистью, а пальцем.

"Благовещение" (1564 год)

Благовещенье (1459-1564). Церковь Сан-Сальвадор, Венеция

© public domain

Тициан. Благовещение. 1564 год.

Это часть алтарного образа (Тициан кроме "Благовещения" работал также над еще одним образом в этой же церкви - "Преображением Господним"), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор.  Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Хотя современники критиковали эту "Благовещение" за "грязные цвета", сейчас она воспринимается как одна из наиболее смелых его работ. На картине Мария изображена напуганной, а не смиренно принимающей известие, как ее изображали ранее, а визуальный акцент смещен на архангела Гавриила и Святой дух в центре композиции.

"Венера, завязывающая глаза Амуру" (1565 год)

© public domain

Тициан. Венера, завязывающая глаза Амуру. 1565 год.

Эту картину уже можно было видеть в Москве шесть лет назад, она стала настоящей сенсацией выставки  "Россия-Европа-Россия". С  "Флорой" "Венеру" разделяют полвека, и, безусловно, меняется манера письма мастера. Живопись здесь, вдохновившая позже Тернера и импрессионистов,  похожа на крупные светоносные цветные пятна, которыми обозначены царственные фигуры богини и нимф. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. В то же время другой прижимается к ней, как дитя к матери, что сообщает полотну спокойствие и игривую атмосферу одновременно. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Тициан скончался почти через десять лет, в августе 1576 года во время эпидемии чумы. По легенде, его нашли на полу мертвым с кистью в руке.Подготовили Наталья Попова и Светлана Янкина

worldartdalia.blogspot.com

Тициан – биография, фото, личная жизнь, произведения, картины

Тициан: биография

Тициан — итальянский художник, чей вклад в мировую живопись невозможно переоценить. Творчество Тициана нередко ставят в один ряд с картинами Рафаэля и Микеланджело, а подробности биографии художника до сих пор интересуют и искусствоведов, и просто ценителей прекрасного.

Тициан. Автопортрет (фрагмент)Тициан. Автопортрет (фрагмент)

Уже к 30 годам живописец заслужил славу самого талантливого творца в Венеции, а через некоторое время стал известен и на весь остальной мир как непревзойденный мастер.

Детство и юность

Тициан Вечеллио — таково полное имя художника — родился в итальянском городке Пьеве-ди-Кадоре. О точном годе рождения мастера до сих пор идут споры: исходя из разных источников, Тициан появился на свет в период с 1488 по 1490 годы. Кроме того, сохранилось письмо Тициана испанскому монарху Филиппу II, в котором уже пожилой художник называет годом своего рождения 1474-й. Однако наиболее вероятными датами признаны 1488 и 1490 годы.

Тициан. АвтопортретТициан. Автопортрет

Талант Тициана проявился с раннего детства, а уже в 10-летнем возрасте отец отправил сына в Венецию на обучение к Себастьяно Цуккато, именитому мастеру-мозаичисту. Через некоторое время юноша перешел на обучение в мастерскую семьи живописцев и скульпторов Беллини, где и познакомился с талантливыми мастерами того времени, а также постепенно начал оттачивать собственный стиль живописи.

Дом, где родился Тициан ВечеллиоДом, где родился Тициан Вечеллио

Известно, что близким другом и вдохновителем для Тициана в тот период стал художник Джорджоне, и первые серьезные работы (речь идет о фресках для венецианского дворца Фондако-деи-Тедески) молодой человек выполнил совместно с ним. К сожалению, от этих фресок в сохранности остались только небольшие фрагменты.

Живопись

С самых ранних работ Тициан много внимания уделял церковным и мифологическим сюжетам. Наиболее известными произведениями начального периода творчества мастера стали «Портрет Джероламо Барбариго» и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком». Обе картины написаны в промежутке с 1509 по 1511 годы.

Тициан. "Мадонна с младенцем, святые Рок и Антоний Падуанский"Тициан, "Мадонна с младенцем, святые Рок и Антоний Падуанский"

Святые для «Мадонны с младенцем» были выбраны не случайно — Антоний Падуанский и Рок, по убеждению современников художника, оберегали от чумы. В 1510 году из-за этой страшной болезни умер Джорджоне, друг и наставник Тициана. После его смерти Тициан несколько месяцев дописывал картины, которые не завершил Джорджоне.

Творчество Тициана того периода посвящено женской красоте: художник написал десятки мадонн и портретов симпатичных горожанок. Дамам с полотен мастера присущи спокойствие и внутренняя умиротворенность. Из особенностей стиля искусствоведы отмечают чистоту красок и пространственную глубину картин. Самыми известными работами середины 1510-1520 годов до сих пор остаются «Цыганская мадонна», «Женщина с зеркалом», «Любовь земная и Любовь небесная».

Тициан. "Цыганская мадонна"Тициан, "Цыганская мадонна"

Со смертью Джорджоне, который считался лучшим венецианским живописцем, это звание перешло к Тициану. К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль. Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства. Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов. Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро».

Тициан. "Вакх и Ариадна"Тициан, "Вакх и Ариадна"

В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского. В это время художник писал в основном портреты. Мастер не отказывался от заказов обыкновенных горожан и знати, однако рисовал и по собственному выбору. Тициану с легкостью удавалось ухватить главное в образе человека — характер, настроение, доброту или, напротив, лживость и лицемерность. Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах. Помимо одиночных портретов, Тициан брался и за групповые работы, заменявшие в то время фото — такие полотна особенно нравились зажиточным горожанам и знати.

Тициан, «Бегство в Египет»

Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. Именно при помощи ярких красок, резких или плавных переходов между оттенками, светом и тенью Тициан достигал психологизма картин. Каждый герой полотен мастера кажется одушевленным, художнику удавалось передавать даже мимолетные эмоции людей. Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина».

Тициан. "Флора"Тициан, "Флора"

Талант Тициана позволил мастеру много путешествовать: художник побывал во многих итальянских городах. Приглашения знатных людей, желавших получить портрет кисти Тициана, стали постоянными. Также мастер выезжал и в другие страны. Так, в 1545-м художник удостоился чести писать портрет папы Павла III, а тремя годами позднее, в 1548-м, отправился в Германию, чтобы увековечить облик Карла V.

Сохранилась легенда, что во время работы над портретом этого монарха Тициан однажды неловко повернулся и выронил кисть. Тогда император Карл V сам нагнулся, чтобы подать кисть художнику и сказал, что считает честью услужить самому Тициану.

Тициан. "Аллегория благоразумия"Тициан, "Аллегория благоразумия"

Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника. Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек». Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи». Библейские мотивы по-прежнему доминировали в работах художника, однако главным мотивом стала красота человеческого тела — такого, каким его задумал бог. Тициану удавалось передавать жизнелюбие, эмоциональность и душевную красоту в чертах лица, одухотворенных позах, застывших жестах. Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера.

Тициан Вечеллио. "Даная"Тициан Вечеллио, "Даная"

1550-1560 годы в творчестве Тициана отмечены картинами «Аллегория благоразумия», «Портрет мужчины в военном костюме», «Девушка с веером», мифологическими сюжетами «Венеры и Адониса» и «Дианы и Актеона», а также библейскими «Кающаяся Мария Магдалина» и «Несение креста». В эти же годы художник нарисовал и автопортрет, на котором изобразил собственный образ с кистью в руке.

Тициан. "Кающаяся Мария Магдалина" (фрагмент)Тициан, "Кающаяся Мария Магдалина" (фрагмент)

Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм. Тициан придавал значение оттенкам цвета, их смешению, плавным или контрастным переходам. С помощью ювелирной работы с цветами мастер передавал то, что хотел сказать зрителю: эмоции изображенных людей, погоду, настроение сюжета картин. Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст. Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем. Такие мазки ложились неровно, кое-где оставался виден чистый холст, однако эта техника помогала мастеру создавать картины, полные драмы и эмоций.

Тициан. "Венера Урбинская"Тициан, "Венера Урбинская"

Самыми известными творениями того периода стали «Положение во гроб», «Венера, завязывающая глаза Купидону», «Коронование терновым венцом» и, конечно, «Пьета». Последняя названная картина стала и последней работой в жизни великого живописца. Композицию и игру цвета, которые продемонстрировал Тициан на этом холсте, до сих пор ставят как пример живописи «тициановской» эпохи. К сожалению, «Пьета» так и осталась неоконченной из-за смерти художника.

Личная жизнь

О личной жизни Тициана известно немногое. Художник был женат, супругу мастера звали Чечилия Сольдано. Женщина подарила возлюбленному двоих сыновей и двоих дочерей. К сожалению, во время четвертых родов, в 1530-м, Чечилия скончалась.

Смерть

Чума, свирепствовавшая в то время в Европе, не щадила никого. В 1576 году «страшный мор» унес жизнь сына Тициана. Вскоре мастер понял, что и сам заразился этой болезнью, ухаживая за сыном. 27 августа 1576 года художника не стало. Считается, что мастера нашли на полу мастерской с кистью, зажатой в руке.

Тициан. АвтопортретТициан, автопортрет

Несмотря на закон, который предписывал предавать тела умерших от чумы огню, Тициана похоронили в земле. Могила художника находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари, в родной Венеции. На надгробном камне увековечена надпись: «Здесь лежит великий Тициан Вечеллио — соперник Зевсов и Апеллесов».

Собор Санта-Мария деи Фрари. Гробница ТицианаСобор Санта-Мария деи Фрари. Гробница Тициана

Работы художника сильно повлияли на творчество последующих поколений европейских мастеров. Необычность его поздней техники не нашла отклика у современников, однако позднее на десятилетия стала популярной во многих художественных школах.

Австрийский писатель Гуго фон Гофмансталь настолько проникся творениями мастера, что написал пьесу, получившую название «Смерть Тициана». Кроме того, в литературе нашла отражение и картина «Динарий кесаря», под впечатлением от которой Федор Достоевский написал главу в романе «Братья Карамазовы».

Произведения

  • 1515 «Женщина перед зеркалом»
  • 1516 - «Динарий кесаря»
  • 1520 - «Венера Анадиомена»
  • 1533 - «Портрет Карла V с собакой»
  • 1538 - «Венера Урбинская»
  • 1542 - «Коронование терновым венцом»
  • 1543 - «Се человек»
  • 1556 - «Девушка с веером»
  • 1562 - «Похищение Европы»
  • 1565 - «Несение креста»

Фото

24smi.org

Тициан: биография и картины | История мира

Тициан

Автопортрет, 1567 г. (кликабельно)

Тициан – художник, который посвятил свою жизнь созданию картин на тему Священного Писания. Он использовал сюжеты из античной мифологии. Лучший портретист XVI века.

Тициано Вечеллио (ок. 1476/77 или 1489/90 – 1576) родился в Пьеве-ди-Кадоре, это маленькая деревня в Доломитовых Альпах.

Когда мальчик переехал в Венецию (начало XVI века), то сразу поступил в мастерскую мозаичиста Цуккато, после чего учился у Джентиле и Джованни Беллини, на тот момент самого популярного живописца в Венеции.

В 1507 году он перешел в мастерскую Джорджоне.

Первые работы Тициана похожи на Беллини и Дюрера. В 1508 году он вместе с Джорджоне расписывает фасад Фондако деи Тедески.

В 1511 году художник берется за роспись Скуола ди Санто в Падуе.

Его первые работы («Цыганская мадонна», «Св. Собеседование», «Три возраста») еще говорят об очевидном влиянии Джоджоне.

Цыганская мадонна Тициана

«Цыганская мадонна» (около 1511 - 1512) (кликабельно)

Тициан: картины

«Св. Собеседование» (около 1512 - 1514) (кликабельно)

Три возраста

«Три возраста» (около 1513 - 1514) (кликабельно)

Тициан: Три возраста

А вот уже его аллегорическая композиция «Любовь земная и небесная», созданная в 1514-1515 гг., проявляет собственный стиль Тициана. Если раньше в работах художника читались лирика и идиллия природы, то сейчас появилось полнозвучие красок.

Любовь земная и небесная

«Любовь земная и небесная» (1514 - 1515) (кликабельно)

После смерти Джоджоне Тициан начинает работать над большой композицией «Битва», к этому времени у него уже была своя мастерская и два помощника.

Вознесение Марии

«Вознесение Марии» (1516 – 1518) (кликабельно)

В 1516 году художник получает заказ на картину «Ассунта» от приора монастыря Санта-Мария Глориоза деи Фрари («Вознесение Марии», 1516 – 1518 гг.). Этот 7-метровый алтарь Тициан расписывал 2 года. Впоследствии именно эту работу назвали первым произведением венецианской живописи, которое проникнуто большим стилем Высокого Возрождения.

В 1517 году Тициану представилась возможность писать портрет правящего дожа на годовое содержание в 100 дукатов.

«Мадонна с вишнями»

«Мадонна с вишнями» (кликабельно)

«Динарий кесаря»

«Динарий кесаря» (кликабельно)

По заказу своего влиятельного покровителя, феррарского герцога Альфонсо д’Эсте, Тициан занимался серией мифологических композиций («Приношение Венере», «Вакханалия», «Вакх и Ариадна»). Это были большие по формату композиции с множеством фигур. В них чувствовалось влияние сочинений Катулла и Филострата.

Вакханалия

«Вакханалия» (1518 – 1519 гг.) В переводе с греческого «вакханалия» означает неистовый пир, дикий разгул и развратное празднество. (кликабельно)

Тициан

«Вакх и Ариадна»

«Вакх и Ариадна» (1523) (кликабельно)

В 1526 году была закончена «Мадонна Пезаро» для алтаря церкви Санта-Мария Глариоза деи Фрари в Венеции. Тициан отказывается от традиционного центрического расположения образа и сдвигает композицию вправо, не лишая при этом ее гармоничности и уравновешенности.

Мадонна Пезаро

«Мадонна Пезаро». Перед Марией слева предстали заказчики – Пезаро. (кликабельно)

В 1523 году Тициан отправился в Феррару, где получает заказы от Федериго Гонзага, маркиза Мантуи и дожа Андреа Гритти.

В 1525 году художник женится на Чечилии, которая родила ему сыновей Помпонио и Орацио.

В 1528 году в Ферраре он занимает 1е место в конкурсе на написание картины «Убиение Петра-мученика» для церкви Санти-Джованни э Паоло.

В 1530 году Тициан получает расположение императора Карла V. Художник работал не только над портретами Карла V, но и других знатных вельмож, которые щедро одаривали его золотом за работу. Тициан был уважаем и популярен среди знати, благодаря своему таланту.

В 40ых гг. Тициан создает новый портретный жанр, названный «историей». Название придумал Аретино, друг Тициана. Для таких полотен были характерны торжественные и величественные портреты в полный рост.

Обращение Альфонсо д'Авалос к солдатам

«Обращение Альфонсо д'Авалос к солдатам» (1540 - 1541) (кликабельно)

В 30-40ые годы своего творчества Тициан пишет настоящие шедевры, в которых отображает человека во всей его титаничности. Именно в этот период художник проявляет свою неповторимость.

Введение во храм

«Введение во храм» (1534 - 1538) (кликабельно)

Одно из самых известных полотен Тициана – «Венера Урбинская». Картина символизирует узы брака. На заднем же плане служанки готовят приданное для девушки. Таким образом, Тициан хотел показать, как волнующая эротика соединяется с добродетелями брака, в частности с верностью, которую олицетворяет маленькая собачка у ног хозяйки.

Есть и другая интерпретация картины. По мнению исследователей, Венера Урбинская – это куртизанка, которая предлагает себя зрителю, направляя взгляд непосредственно на него.

В эпоху Ренессанса появились свои идеалы красоты и в этой картине они читаются как нельзя лучше. Если в середине века высокий лоб с выщипанными на лбу волосами был привлекателен, то теперь волосы на лбу мягко обрамляли черты лица. Самым популярным цветом волос считался светлый, хотя у итальянок он от природы темный. Грудь должна была быть маленькой, упругой и округлой. Слегка округленный животик, но не слишком выпуклый, как это отображалось на готических полотнах.

Венера Урбинская

«Венера Урбинская» 1538 (кликабельно)

В 40ые годы Тициан путешествует, в частности, в 1543 году посещает Болонью, где пишет портрет Павла III, также он много времени проводит в Риме.

В 50ые годы художник все еще обращается к мифологическим образам, делая акцент на женской красоте. Но уже в это время прослеживаются драматические тенденции.

Венера и Адонис

«Венера и Адонис» 1554 (кликабельно)

Диана и Каллисто

«Диана и Каллисто» 1559 (кликабельно)

Поздняя манера исполнения проявилась в таких работах как «Св. Себастьян», «Пастух и нимфа», «Наказание Марсия», «Оплакивание Христа». Живописная структура отличалась размытостью границ между формой и фоном, приглушенными красками. Но эта «поздняя манера» не была принята современниками.

Св. Себастьян

«Св. Себастьян» (1565 - 1570) (кликабельно)

В последний период своего творчества Тициан сосредоточился на религиозной тематике. Марко Боскини, венецианский писатель, по словам Пальмы Младшего, ученика Тициана, утверждал, что художник после работы над своими полотнами, поворачивал их на несколько месяцев лицом к стене, а потом снова брался за работу, исправляя огрехи и ошибки. Последние мазки на холсте он делал больше пальцами, чем кистью, чтобы объединить краску и создать нужные штрихи.

Коронование терновым венцом

«Коронование терновым венцом» (кликабельно)

Судя по переписке с Аретино, Тициан был веселым человеком, который любил музыку, роскошь, женщин легкого поведения. Он отличался гениальностью и холодной расчетливостью, что и сделало его быстро разбогатевшим человеком. В его владениях были виллы и поместья. Как писал придворный герцога Урбинского, Тициан был одним из наиболее алчных людей.

Тициан скончался 27 августа 1576 года. Его похоронили в венецианской церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

istoria-mira.ru

Тициан: картины, биография

 Творчество Тициана (1488/90—1576)

Тициан

Венецианская живопись — это особый мир в искусстве итальянского Возрождения. Она выделяется среди других живописных школ Италии своей красочностью, поэтичностью и цветовой музыкальностью. Мы всегда отличим картину венецианца от работы мастера из Флоренции или Рима по ее серебристому колориту, по мерцающим и переливающимся краскам, по чувственной прелести каждого мазка.

  Чем можно объяснить культурную обособленность Венеции среди городов Италии? Издревле она отличалась даже своим внешним обликом, так как была целиком построена на воде (точнее, на 118 островах). Это во многом определило необычность всего жизненного уклада Венеции. Будучи связующим звеном в торговле между Западной Европой и Ближним Востоком, Венецианская республика сосредоточила на своей территории почти все крупные европейские торговые дома. Сюда прибывали купцы из самых разных стран мира со всевозможными товарами. Предметы первой необходимости, восточные пряности и экзотические безделушки, драгоценные камни и металлы, дорогие ткани и одежды, — казалось, здесь собраны были все богатства мира. Вот как писал венецианский поэт середины XVII века Марко Боскини: «Поистине, этот город — сокровище, оправленное в хрусталь вод, которые его окружают, где плещут волнами отлив и прилив. Не подобен ли он созданию кисти?»

 Соединение роскоши и утонченности Востока с «земным», материальным мировоззрением итальянского Ренессанса создало в итоге неповторимое явление — культуру Венеции. Тициан же был ее великим представителем. Тициан (его настоящее имя Тициано Вечеллио) родился не в Венеции, а в городке Пьеви-ди-Кадоре, затерявшемся в Альпах на севере Италии. Однако судьба художника целиком связана с Венецией: здесь он учился живописи, здесь прожил большую часть жизни. Венеция наделила его творческой силой, а он, в свою очередь, увенчал вечной славой величайший город Италии. В творчестве Тициана отразились жизнь и душа этой «жемчужины» Средиземноморья, ее волшебство и очарование.

 Приехав в Венецию очень юным, Тициан стал свидетелем ее всестороннего расцвета, а в конце жизни художник наблюдал черты охватившего венецианское общество упадка, социально-политического, экономического, духовного. Тициан принадлежал к «счастливым гениям». В его натуре удивительно сочетались преданность искусству и любовь к роскоши, творческая широта и расчетливость в повседневной жизни. Но над этими противоречиями главенствовал величайший талант живописца, объединявший их в гармоническое целое.

 Интерес к конкретной действительности выразился в его многочисленных портретах ярких представителей своей эпохи, но главным в его творчестве были мифологические композиции, преображенные силой его фантазии в особый многокрасочный, многозначный мир, полный «неземного» совершенства, драматизма, философской мудрости. Девизом Тициана были слова: «Искусство сильнее природы». Действительно, его можно сравнить с творцом в высшем смысле этого слова. Каждый раз художник с кистью в руках создает новый мир. Не только через композицию, но в каждом мазке кисти перед нами все глубже раскрываются образы, созданные мастером.

 Тициан творил с «божьей помощью». Живописец такого щедрого дарования почти не знал мук творчества, сомнений. Он воспринимал мир всеми чувствами, доступными человеку, стремясь при этом сохранить в картине полнокровное ощущение бытия. Вспоминаются слова Оскара Уайльда о том, что венецианская живопись столь удивительна, что кажется, сама природа подражает ей. Главнейшим элементом живописного языка Тициана была краска, цвет. Выдающийся колорист, он именно при помощи цвета воплощал в картине радость окружающего мира. Однако даже в оптимистическом и жизнеутверждающем творчестве Тициана отразился духовный кризис, захвативший не только Венецию, но и всю Италию в 1560— 1570-е годы, когда Тициан приходит к своей «поздней манере».

Современники не поняли всей ценности позднего творчества Тициана. Они видели в его вещах только мазню, проявление старческой немощи художника. Ранние работы мастера ценились гораздо выше.

 Известно, что Тициан любил переписывать свои картины. Ученики, пользуясь его старостью, меняли состав красок, так чтобы было легче счистить все поздние исправления. Таким образом они уничтожили большое количество вариантов, не подозревая об их уникальности. И все же Тициан продолжал работать, правда, меньше, чем в молодости, но с прежним темпераментом. Пожалуй, в истории искусства мало найдется таких примеров, когда художник уже в преклонном возрасте обретал второе дыхание и достигал необычайного расцвета творческих сил.

 В период «поздней манеры» художник все свое внимание уделяет цвету и свету. Но тут появляются иные настроения — драматизм, ощущение трагичности жизни. Чуткой интуицией художника Тициан ощущает распад ренессансных идеалов, приближающуюся гибель целой эпохи, к которой принадлежит и он сам. Его теперь не привлекают ни беззаботная красота античной мифологии, ни образы живых современников, он обращается к истории страстей Христовых, проникая в самую суть человеческого горя и страдания.

 Яркий пример этому— последняя картина художника, над. которой он работал три года и которая была закончена после его смерти учеником Пальмой Младшим, — «Оплакивание Христа» (1573—1576, Академия, Венеция). Композиция картины выдержана в классических традициях, но такого эмоционального напряжения классическое искусство еще не знало. Весь строй картины подчинен единому чувству протеста против смерти. Пафос этого протеста как бы сосредоточен в фигуре Марии Магдалины, в ее непокорном жесте. Тут и желание бороться, и понимание неизбежности конца. Казалось бы, такое напряжение должно чем-то завершиться, получить разрядку.

 Однако этого не происходит. Картина так и остается для нас страстным порывом души художника, попыткой преодолеть смерть и познать вечность. Последние годы своей жизни и творчества Тициан буквально мыслил цветом. В него он вкладывал всю глубину своих переживаний, ему поверял свои самые интимные мысли и чувства. Мастерство, с которым он владел кистью, было чудом.

 Сохранилось свидетельство современника Тициана, близкого ему человека. Он пишет: «Тициан накладывал на свои холсты массами различные краски, которые должны были служить основой для того, что он хотел выразить затем в картине… Четырьмя мазками он великолепно набрасывал фигуру… Он поворачивал затем холсты к стене, оставляя их иногда в таком виде целыми месяцами… Когда он снова приступал к работе над ними, он их рассматривал внимательно и строго, как будто это его кровные враги. Он искал недостатки и ошибки. …Последнюю отделку своим картинам он придавал, смягчая пальцами, выравнивая переходы от самых ярких в свете мест к полутонам… Он заканчивал картины больше пальцами, чем кистью».

 Тициан был виртуозом своего дела. Его свободные и легкие мазки творили великие образы, в полной мере воплощавшие в себе всю силу человеческого гения, всю полноту и неиссякаемую красоту окружающей человека жизни. Поэтому картины Тициана всегда останутся для нас, по словам Делакруа, «необъяснимой тайной».

Галерея картин Тициана

Похищение Европы

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

  • Творчество Франса Халса (1581/85-1666) Автопортрет Всю свою жизнь — практически безвыездно — Ф...

    2018-08-31

  • Творчество Иероним Босх  (Ок. 1450-1516) Великий нидерландский живописец Иероним ван Акен, которо...

    2018-08-19

  • Ян Бартольд Йонгкинд  (1819-1891) Замечательный художник, мало известный широкой публике, сыграл ...

    2018-08-10

  • Творчество Мазаччо (1401—1428) Города Италии, ставшие практически самостоятельными государствами в...

    2018-07-22

  • Творчество Федора Михайловича Матвеева (1758—1826) Вид Рима. Колизей   Матвеев был первым русски...

    2018-07-12

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

ТИЦИАН.ЖИЗНЬ.КАРТИНЫ.ПОРТРЕТЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тициан Вечеллио (Пьеве ди Кадоре, ок. 1485/1490 – Венеция, 1576) был ключевой фигурой в развитии венецианской и европейской живописи. Великий колорист, он с предельной полнотой выявил возможности письма «всем цветом», создавая язык, который затем оказал влияние на Тинторетто и других крупных европейских мастеров, таких как Рембрандт, Рубенс и Эль Греко.

 

Ранние произведения Тициана

Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Значительное влияние оказал на развитие Тициана Джорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.

Тициан. Христос с динарием (Динарий кесаря). 1516

 

В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон; серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511; серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон; первые ксилографии).

Тициан. Любовь земная и небесная. 1514

 

Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная»(1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Дивно просветленный лик Богоматери, возносящейся в высоту, восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, величественная композиция, необычайный блеск красок – все вместе составляет могучий торжественный аккорд, производящей неотразимое впечатление.

Тициан. Успение Богородицы (Ассунта). 1516-1518

 

Тициан и придворная культура

В последующие годы Тициан начал выполнять заказы некоторых итальянских дворов (Феррара, с 1519; Мантуя, с 1523; Урбино, с 1532) и императора Карла V (с 1530), создавая мифологические и аллегорические сцены: например, Венера Урбинская (1538, Галерея Уффици, Флоренция).

Тициан. Венера Урбинская. До 1538

 

Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно - полные жизни «Вакханалия (Мадрид), «Вакх и Ариадна» (Национальная галерея, Лондон).

Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1522

 

До какого высокого совершенства было доведено мастерство изображения нагого тела, можно судить по многочисленным поражающим выпуклостью форм и силою колорита «Венерам» (лучшая во Флоренции, в Уффици) и «Данаям».

Тициан. Вакханалия. 1523-1524

 

Даже аллегорическим изображениям Тициан умел придать благородную жизненность и красоту. К превосходным образцам этого рода живописи Тициана принадлежат «Три возраста»

Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок. 1523, Лувр, Париж), Красавица (1536, Палаццо Питти, Флоренция), высоко оцененные за глубину характеристики портретируемых.

Тициан. Мужчина с перчаткой. 1520-1522

Источник изображения

 

Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии.

Тициан. Флора. 1515-1520

 

Стремление к реализму изображаемого события даёт о себе знать в нескольких алтарных образах Тициана, включая Алтарь Пезаро (1519 – 1526, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), где продемонстрировано исключительное мастерство композиции.

Тициан. Мадонна со святыми и членами фамилии Пезаро (Алтарь Пезаро). 1519-1526

 

Тициан использует здесь тему Святого собеседования, однако располагает фигуры не фронтально к плоскости изображения (как, например, у Джорджоне в Альтаре Кастельфранко), а по диагонали на разных уровнях: группу Мадонны с младенцем вверху справа, группу с поклоняющимся ей героем внизу слева и коленопреклоненных членов семьи-заказчика (семейство Пезаро) внизу справа на первом плане.

Наконец, Тициан имеет крупное значение, как пейзажист. Пейзаж играет у него видную роль во многих картинах. Тициан превосходно изображает строгую, простую и величественную красоту природы.

Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный живописец. Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго, император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело, Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Тициан обладал завидным уменьем передать пышную прелесть колорита, придать необыкновенную жизнь колориту нагого тела. Поэтому Тициан считается величайшим из итальянских колористов.

Этот чудный блеск колорита неразрывно связан с блеском радостного сознания существования, которым проникнуты все картины Тициана. Негой и роскошью, чувством ликования и уравновешенного полного светлого блаженства дышат его сановито-важные фигуры венецианцев. Даже в религиозных картинах Тициана поражает прежде всего невозмутимость чистого бытия, абсолютная гармония чувств и ненарушимая цельность духа, которая вызывает впечатление, сходное с впечатлением от антиков.

 

Усиление драматизма образов

В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он совершенно освобождается в своих зрелых произведениях. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств.Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).

Тициан. Ecce homo ("Се человек"). 1543

 

 

В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм; выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора.

Тициан. Конный портрет императора Карла V на поле Мюльбергской битвы. 1548

Источник изображения

 

Он продолжал создавать и картины эротико-мифологического содержания, такие как Венера с органистом, амуром и собачкой или Даная (несколько вариантов).

Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами, известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция).

Тициан. Портрет молодого англичанина (Портрет неизвестного с серыми глазами). Ок. 1540-1545

 

Влияние маньеризма на Тициана

В Венеции деятельность Тициана была сосредоточена прежде всего в сфере религиозной живописи: он писал алтарные образы, вроде Мученичества Святого Лаврентия (1559, церковь иезуитов).

Тициан. Мученичество святого Лаврентия. 1559

 

В ряду его последних шедевров числятся Благовещение (Сан-Сальваторе, Венеция), Тарквиний и Лукреция (Академия изобразительных искусств, Вена), Увенчание тернием (Баварские картинные собрания, Мюнхен), которые обозначают явственный переход Тициана к маньеристическому этапу. Великий художник действительно доводит до логического завершения живопись «всем цветом», создав язык, позволявший экспериментировать с новыми, глубоко выразительными средствами.

Тициан. Благовещение. 1562-1564

 

Этот подход оказал сильное воздействие на Тинторетто, Рембрандта, Рубенса, Эль Греко и некоторых других крупных мастеров того времени.

Последняя картина Тициана, не вполне оконченная за смертью, была «Pietà» (академия, Венеция), обличающая уже дрожащую руку 90-летняго старика, но по композиции, силе колорита и драматизма замечательная в высокой степени. Тициан умер от чумы в возрасте около 90 лет в Венеции 27 августа 1576 и был похоронен в церкви Санта Мария дей Фрари.

По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Он не только завершил в целом ряде крупных произведений совокупные усилия прежних поколений венецианской школы, но и с блеском открывает новую эру. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто, испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе.

 

Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. Причиной этого была во многом слава его портретов. Портреты обеспечивали постоянный стимул для интереса Тициана к психологии, а также возможность найти потенциальных покровителей и завязать с ними связи. Художественные цели Тициана соответствовали ожиданиям времени, когда портрет все больше использовался видными фигурами для сознательного формирования собственного имиджа. Сдержанного, но не навязчивого отображения на холсте характера было вполне достаточно для этого.

 

Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Но в отношении Тициана эта фраза повторялась настолько часто, что его, без сомнения, воспринимали в качестве первооткрывателя новых художественных путей. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Вторая особенность позволяла Тициану тонко льстить высокопоставленным людям под видом правды.

 

Тициан был активен как портретист на протяжении всего своего творчества. Даже в последний период, сосредоточившись на религиозных темах, он не забрасывал портретов совсем и находил в себе энергию писать их. Между 1567 и 1568 Тициан создал два свои величайших шедевра в портретном жанре: автопортрет и портрет Якопо Страда.

 

 Женские портреты

 

 

Тициан. Портрет дамы (Ла Скьявона). 1508-1510

 

 

 

 

 

 

Тициан. Женщина перед зеркалом. Ок. 1514

 

 

 

 

 

 

Тициан. Виоланта. Ок. 1514

 

 

 

 

 

 

Тициан. Юдифь. Ок. 1515

 

 

 

 

Тициан. Тщеславие. Ок. 1515

 

 

 

 

 

 

Тициан. Флора. 1515-1520

 

 

 

 

 

 

Тициан. Флора. 1515-1520 (деталь)

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Лауры Эвстокии. Ок. 1529

 

 

 

 

 

 

Тициан. Красавица. 1536

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Изабеллы д'Эсте, герцогини Мантуанской. 1536

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Элеоноры Гонзага. Ок. 1538

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет молодой женщины в шляпе с пером. Ок. 1536

 

 

 

 

 

 

Тициан. Девушка в меху. 1536-1538

 

 

 

 

 

 

Тициан. Девушка в меху (деталь). 1536-1538

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Клариссы Строцци. 1542

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет девушки. 1545

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Джулии Варано, герцогини Урбинской. 1545-1547

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Изабеллы Португальской. 1548

 

 

 

 

 

 

Тициан. Девушка с блюдом фруктов. Ок. 1555

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет девушки с веером. Ок. 1556

 

 

 

 Мужские портреты

 

 

Тициан. Портрет мужчины в платье с синими рукавами (Мужчина с ватным рукавом). Ок.1510

 

 

 

 

 

 

Тициан. Юноша в шляпе и с перчатками. 1512-1515

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет больного. Ок. 1514

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет мальтийского рыцаря. 1510-1515

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет врача Джанджакомо Бартолотти из Пармы. Ок. 1515

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет мужчины в красной шапке. Ок. 1516

 

Источник фото

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет музыканта. Ок. 1515 или 1545

 

 

 

 

 

 

Тициан. Мужчина с перчаткой. 1520-1522

 

Источник изображения

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Томазо или Винченцо Мости. Ок. 1526

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Ипполито Риминальди. Ок. 1528

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Федерико II Гонзага, герцога мантуанского. 1529

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Джакопо (Джакомо) Дольфина. Ок. 1532

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Джакопо (Джакомо) Дольфина (деталь). Ок. 1532

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Ипполито Медичи. 1532-1534

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет императора Карла V с собакой. 1533

 

Источник фото

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Джулио Романо. Ок. 1536

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Франческо Мария делла Ровере, герцога Урбинского. 1536-1538

 

 

 

 

 

 

Тициан. Венецианский дож Андреа Гритти. 1537-1540

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет французского короля Франциска I. 1539

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет кардинала Пьетро Бембо. Ок. 1540

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Бенедетто Варки. Ок. 1540

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Рануччо Фарнезе. 1542

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Рануччо Фарнезе (деталь). 1542

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет молодого англичанина (Портрет неизвестного с серыми глазами). Ок. 1540-1545

 

 

 

 

 

 

Тициан. Даниэле Барбаро. 1545

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Пьетро Аретино. 1545

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет венецианского дожа Андреа Гритти. Ок. 1545

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет венецианского дожа Андреа Гритти (деталь). Ок. 1545

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Андреаса Везалия. Ок. 1545

 

 

 

 

 

 

Тициан. Мужской портрет. 1540-е гг.

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет папы Юлия II. 1545-1546

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет папы Павла III. 1545-1546

 

 

 

 

 

 

Тициан. Кардинал Алессандро Фарнезе. 1545-1546

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет императора Карла V в кресле. 1548

 

Источник изображения

 

 

 

 

 

 

Тициан. Конный портрет императора Карла V на поле Мюльбергской битвы. 1548

 

Источник изображения

 

 

 

 

 

 

Тициан. Курфюрст Саксонии Иоанн Великодушный, низложенный императором Карлом V. 1548

 

 

 

 

 

 

Тициан. Курфюрст Саксонии Иоанн Великодушный. 1550

 

 

 

 

 

 

Тициан. Антуан Перрено Гранвелла. 1548

 

 

 

 

 

 

Тициан. Антуан Перрено Гранвелла (деталь). 1548

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет графа Антонио Порчи. Ок. 1548

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Антонио Ансельми. Ок. 1550

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет мальтийского рыцаря с часами. Ок. 1550

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет испанского короля Филиппа II в доспехах. 1550-1551

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет короля Испании Филиппа II. Ок. 1554

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет мужчины в военном снаряжении. 1550-1552

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет кардинала Кристофоро Мадруццо. 1552

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Маркантонио Тревизани. 1553-1554

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет венецианского дожа Франческо Венье. 1554-1556

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет венецианского дожа Франческо Венье (деталь). 1554-1556

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет мужчины с пальмой. 1561

 

 

 

 

 

 

Тициан. Автопортрет. 1562-1564

 

 

 

 

 

 

Тициан. Автопортрет. 1566

 

 

 

 

 

 

Тициан. Автопортрет (деталь). 1566

 

 

 

 

 

 

Тициан. Портрет Джакопо Страды. 1567-1568

 

 

 

 

 

Групповые портреты

 

 

Тициан. Концерт. Ок. 1510

 

 

 

 

 

 

Тициан. Торжественная речь губернатора Милана, маркиза дель Васто перед войсками. 1539-1541

 

 

 

 

 

 

Тициан. Папа Павел III со своими внуками, Алессандро и Оттавио Фарнезе. 1546-1546

 

 

 

 

 

 

Тициан. Папа Павел III со своими внуками, Алессандро и Оттавио Фарнезе (деталь). 1546-1546

 

 

 

 

 

 

Тициан. Аллегория Времени, руководимого Благоразумием. 1565

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

s30556663155.mirtesen.ru

20 интересных фактов о Тициане

Тициан Tizian_-_Danae_receiving_the_Golden_Rain_-_Prado

“Королем живописцев и живописцем королей” называли Тициана (1488/1490—1576) еще при жизни. Один из четырех титанов Возрождения, он родился более 500! лет назад, примерно в 1477 году и прожил почти девяноста лет – невероятный срок для того времени, когда средняя продолжительность жизни была всего 35 лет. Всю сознательную жизнь мастер творил шедевры, потому его наследие столь обширно.

"Кающаяся Мария Магдалена" Тициан. Около 1565. Эрмитаж (Санкт-Петербург)“Кающаяся Мария Магдалена” Тициан. Около 1565. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Современник Тициана, Джорджо Вазари, писал, что «не было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть. И в этом смысле не было, нет и не будет ему равных среди художников». Их было много, знатных особ, а Тициан был один. В XVI веке считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значит стать бессмертным. Так и вышло.

«Аллегория благоразумия» (середина 1560-х) Тициан«Аллегория благоразумия» (середина 1560-х) Тициан. Тициан изобразил не только себя, но и сына с племянником. Их портреты представляют одно целое с головами трех животных: царственного льва, верной собаки и одинокого волка. В символике этот зверь с тремя головами как раз и обозначал Благоразумие. В его составе было три значимых вещи: память, знание и опыт. Лондонская национальная галерея

Ему делали заказы европейские короли, римские папы, герцоги, кардиналы, князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим среди художников Венеции!

    • Тициан родился в семье видного политического деятеля недалеко от Венеции. Точная дата рождения неизвестна. Отец, разглядев талант сына, отправил его учиться мозаичному искусству и живописи в Венецию
    • Художник стал основателем и мастером психологического портрета, отражая не просто внешность заказчика, а его характер и душу

      Портрет молодой женщины Тициан около 1536 Эрмитаж“Портрет молодой женщины” Тициан. Около 1536 года. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

    • Тициан заработал славу мастера цвета, добиваясь на своих полотнах огромного количества оттенков, полутонов и переходных зон. Именно это стало одним из секретов его мастерства
    • Заказать ему свой портрет старались многие влиятельные деятели того времени, включая кардиналов, пап и монархов
    • Художник разработал новый способ и манеру письма, накладывая масляные краски на холст кистью, шпателем или просто пальцем. Прежде картины не писали на холсте. До него традиционно писали фрески или картины на досках, подобно русским иконам, однако в Венеции был влажный климат и фрески, живопись на досках не были долговечны. Новаторство Тициана мы видим повсеместно – вот уже более 500 лет основным методом живописи является холст и масляные краски

      "Мадонна с младенцем в нише" Тициан. ГМИИ имени Пушкина (Москва)“Мадонна с младенцем в нише” Тициан. ГМИИ имени Пушкина (Москва)

    • Испанский и французский короли приглашали Тициана к себе, поселиться при дворе, но художник, выполнив заказы, всегда возвращался в родную Венецию
    • Когда Тициан писал портрет императора Священной Римской империи Карла V, он случайно уронил кисть, и император не погнушался встать и подать её художнику, сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору»
    • Император Карл V окружил любимого художника почётом и уважением и не раз говорил: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана»
    • Тициан не любил изображать худых женщин, он любил статность и дородную красоту. Его красавицы зачастую носят рыже-золотистые волосы

      "Автопортрет" 1567 год. Музей Прадо (Мадрид)“Автопортрет” 1567 год. Музей Прадо (Мадрид)

    • Искусствоведы отмечают, что поздний Тициан отличался какой-то незаконченностью, чуть ли ни небрежностью. Однажды ему заказали картину «Благовещение». Выполнив работу, живописец подписал ее словами по-латыни: «Тициан сделал». Однако заказчикам показалось, что картина не закончена, и они потребовали «довести ее до ума». Гордый венецианец дописал еще одно слово в подписи, вследствие чего на картине появилась фраза: «Тициан сделал, сделал». В оригинале на латыни это выглядело так: «Titianus fecit fecit»
    • Тициан практически не болел и до последних дней он не прекращал работать. Художник скончался от чумы в Венеции, заразившись от своего сына
    • Его последним произведением стало “Оплакивание Христа”, который Тициан писал для собственного надгробия, чувствуя близость смерти

      Санта-Мария Глориоза деи Фрари, где похоронен ТицианСанта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция), где похоронен Тициан

    • Прожив почти 90 лет, художник до конца сохранил ясность ума, остроту зрения и твердость руки. В день смерти (в это время в Венеции свирепствовала чума) он завершил картину «Оплакивание Христа», подписав ее твердой рукой «Тициан сделал». Рассказывают, что в этот день он велел накрыть стол для множества персон, но он был один. Он как бы прощался с тенями своих учителей и друзей, которых уже давно не было на свете: Джованни Беллини и Джорджоне, Микеланджело и Рафаэлем, императором Карлом V. Он простился с ними, но сам к последней трапезе приступить не успел. Его так и нашли лежащим на полу с кистью в руке
    • Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (в переводе на русский: Святой Марии Словущей или Успения Девы Марии). На могиле живописца расположен грандиозный памятник и высечены слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли —соперник Зевсов и Апеллесов»
Памятник Тициану в церкви ВенецииПамятник Тициану в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеции)
    • В церкви, где похоронен Тициан находится величайший его шедевр: алтарный образ «Успение Богородицы (Assunta)». Сам Тициан хотел, чтобы над его могилой висела его собственное «Оплакивание Христа» (сейчас оно находящаяся в галерее Академии (Венеция). Через 200 лет после смерти Тициана по заказу австрийского императора Фердинанда I, был создан памятник в стиле барокко из каррарского мрамора. В центре памятника расположена статуя Тициана, слева от него Природа, справа Знание. Фигуры возле колонн: слева от Тициана – Живопись и Скульптура, справа – Графика и Архитектура. Две скульптуры императоров расположены внизу: слева Фердинанд I Австрийский и справа Император Священной Римской империи Карл V. Барельефы памятника напоминают о шедеврах Тициана. За самим Тицианом его самый главный шедевр — «Успение Богородицы (Assunta)», которое находится в этом же соборе. Гигантских размеров полотно "Вознесение Богородицы или Assunta" работы Тициана 1516-1518 Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция)Гигантских размеров полотно “Вознесение Богородицы или Assunta” работы Тициана 1516-1518 Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция)

      Слева от художника его «Мученичество Святого Петра», находящееся в Вероне, справа «Мученичество Святого Лаврентия», находящееся в церкви Джезуити в Венеции. Сверху справа барельеф « Встреча Марии и Елизаветы», сверху слева — «Снятие с креста». В верхней части памятника – символ Венеции – лев Святого Марка с гербом дома Габсбургов

      Вознесение Девы Марии-алтарный образ где похоронен Тициан“Вознесение Богородицы или Assunta” работы Тициана 1516-1518 в интерьере собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция)

    • Именем Тициана назван кратер на Меркурии
    • Один из оттенков рыжих волос назван в честь Тициана, изображавшего его на многих женских портретах
    • Тициановская «Венера Урбинская» вдохновила Эдуара Мане на создание его знаменитой «Олимпии»
    • В Эрмитаже есть целый  зал шедевров Тициана. Расположен он в здании, называемом Большой (или Старый) Эрмитаж. Зал под номером 221
    • В ГМИИ имени Пушкина (Москва) две картины Тициана представлены в постоянной экспозиции: зал №7 Главного здания музея на Волхонке, 1 этаж

С недавнего времени в собраниях России появилась еще одна картина Тициана. «Венера и Адонис», авторская копия кисти Тициана со знаменитой на весь мир картины на ту же тему из музея Прадо в Испании, принадлежит российскому благотворительному фонду «Классика». Эту работу великого мастера открыла главный научный сотрудник ГМИИ имени Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова.

Венеция Ренессанса: Тициан, Тинторетто, Веронезе“Венера и Адонис” Тициана на вставке “Венеция Ренессанса: Тициан, Тинторетто, Веронезе” в ГМИИ Пушкина – лето 2017 года

Прежде она считалась картиной, написанной художником круга Тициана, и именно в таком качестве была приобретена фондом «Классика». Картина была впервые продемонстрирована российскому зрителю на выставке “Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе” в ГМИИ имени Пушкина летом 2017 года https://wanderings.online/tri-titana-titsian-tintoretto-veroneze/

wanderings.online

Живопись Тициан, «Ассунта» , «Святой Себастьян», описание картины

Живопись XV-XVI вв.

Творчество итальянского художника Тициана относится к эпохе Высокого Возрождения. Этот период (1500-1550 гг.) принято считать кульминацией итальянского Возрождения. Тициан является одним из титанов этой эпохи, которые, освоив прогрессивные идеи предыдущего столетия, своим гениальным творчеством подняли искусство Италии на небывалую высоту. Тициана называют «величайшим живописцем всех времен», его произведения отличаются особым мерцающим сиянием красок, захватывающей жизненностью, материальностью запечатленного, яркой индивидуальностью образов.

Тициан родился в городе Пьеве-ди-Кадоре, а большую часть жизни прожил в Венеции. Венеция того времени не переживала драмы завоевания политической свободы, как Флоренция, не стремилась, подобно Риму, закрепить авторитет церкви. Ее политика в XVI в. была направлена на расширение и защиту морской и сухопутной торговли. Творчеству венецианских художников были присущи широта мысли и конкретность мироощущения.

Одной из первых работ Тициана является картина «Любовь земная и небесная». Правда, это название было дано ей столетие спустя, а во времена Тициана картину называли «Красота украшенная и неукрашенная». При кажущейся гармонии все в ней построено на контрасте: в сюжете – контраст между скромностью одетой женщины и яркой наготой ее соседки, между фигурами и пейзажем, между миром человека и миром природы; в композиции – контраст между вертикальными фигурами и горизонтальными линиями саркофага и пейзажа; в цветовой гамме – между серым с металлическим отливом платьем одетой женщины и пламенно-красным цветом развевающейся драпировки у женщины обнаженной, между земным коричневатым пейзажем и красноватым закатным небом.

Картина «Ассунта», или «Вознесение Богоматери», входит в число ранних произведений мастера, но она принесла ему наибольшую славу. Эта картина была написана им в 1516-1518 гг. для главного алтаря венецианской церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари, и после ее создания Тициан становится признанным мастером. Его творения вызывают народный восторг, право владеть ими оспаривают многие князья и государи, включая императора и Папу Римского. Причина такого успеха заключается в новизне творческого мышления автора. Он реформирует тип алтарного образа и историко-религиозной композиции, обновляет и художественный образ, добиваясь его глубокой эмоциональной насыщенности.

«Ассунта» производит огромное впечатление благодаря убедительности и реальности сюжета. В ней совершенно отсутствует ландшафт, более того, вообще нет никакого указания на место действия, за исключением узкой полоски земли, на которой стоят персонажи. Каждая фигура, вся пространственная и цветовая композиция, освещение картины подчинены одной задаче – изобразить вознесение Марии.

Мадонна не изображена летящей, ее поднимает облако в сопровождении свободно парящих вокруг него ангелов. Вся фигура Девы Марии ярко воплощает человеческие чувства: движение ее запрокинутой головы и восторженно поднятые руки отражают радость, торжество и вдохновение. Оттенки красок соответствуют композиции: густые и насыщенные внизу, при движении вверх они становятся все более легкими и светлыми, постепенно переходя в чистый золотой тон верхней части картины. Энергичные насыщенные цвета одежды Девы Марии на фоне светлого, сияющего неба создают настроение ликующего торжества.

Много сил отдавал Тициан и портретной живописи. Окруженный почетом и восхищением современников, он жил богато и независимо. Вся венецианская знать, испанский король и германский император добивались согласия художника работать для них. Но он выполнял только те заказы, что были ему по душе. В процессе работы над портретом живописец добивался не только сходства позирующего с оригиналом, но и смело раскрывал черты его характера.

Угрюмым и недоверчивым выглядит на его портрете Папа Павел III, мрачным и суровым – император Карл V. В портрете ученого художник подчеркивал одухотворенное выражение глаз, в портретах знатных дам все мельчайшие детали шитья и кружев он передавал так же тщательно и внимательно, как относились к своим нарядам сами красавицы.

К мифологическим образам Тициан также обращался не раз. Начиная с 30-х годов XVI в. он пишет несколько вариантов картины «Даная», наиболее удачный из которых датирован 1545-1546 гг. и находится сейчас в неаполитанской галерее Каподимонте. В этой картине дает о себе знать период изучения памятников античного искусства в Риме, пройденный Тицианом по примеру других художников. Это полотно создавалось мастером на сюжет античной легенды о дочери греческого царя Акрисия, которому оракул предсказал смерть от руки будущего внука. Стремясь обмануть судьбу, царь приказал заточить свою единственную дочь Данаю в башню, но Зевс, очарованный красавицей, проник к ней в виде золотого дождя и стал ее возлюбленным. Тициан наделил героиню античного мифа земной красотой, подчеркнув привлекательность молодой женщины сопоставлением с обликом старухи-служанки. Обнаженное тело Данаи написано живо и пластично, тонко продуманные цветовые соотношения теплых золотисто-розовых и коричневых тонов с холодными серо-голубыми позволили Тициану, этому мастеру колорита, передать атмосферу интимной теплоты, чувственности, радости земного бытия.

Произведения позднего периода творчества Тициана сильно отличаются от его ранних работ, они отражают скорбь и тревогу, которые испытывал художник. «Святой Себастьян» – одно из последних произведений великого мастера. В основу картины был положен сюжет о юноше, получившем образование в Милане, а затем приехавшем в Рим в поисках счастья. Мужественный и честный молодой человек, заслужив расположение императора Диоклетиана, становится начальником когорты императорской гвардии, но за приверженность к христианству его приговаривают к смертной казни. Первый раз воины расстреливают юношу из луков, но он остается жив. За верность христианским убеждениям его казнят вторично – забивают камнями и бросают в сточную канаву, откуда мертвое тело извлекает святая Лючия и хоронит его в катакомбах на Аппиевой дороге.

Римский воин-христианин был причислен церковью к лику святых, в Венеции даже существовал культ святого Себастьяна. Все знаменитые венецианские художники писали образ этого святого, и Тициан в течение своей долгой жизни не раз обращался к этой теме.

В последней работе Тициана тело юноши, пронзенное стрелами и привязанное к дереву, словно сливается с темными красками фона. Несмотря на страдальческое выражение лица, обращенного к небу, фигура героя выражает мужество, спокойствие и самообладание. Окружающие детали подчеркивают трагический смысл происходящего: темное, мрачное небо словно сливается с землей, местность пустынна и охвачена заревом пожара, на обнаженном теле юноши отражаются отблески пламени костра, у его ног медленно клубится дым, поднимаясь вверх. Эта картина, в которой художник прославляет величие человека, несокрушимость его духа, оставалась в доме Тициана до самой его смерти.

jivopis.org