Рембрандт и медицина: Урок анатомии доктора Тульпа, Урок анатомии доктора Деймана. Картина урок


КАРТИНА НА УРОКЕ ИСТОРИИ | Социальная сеть работников образования

Класс: 7 (История России)

Урок  с применением технологи обучения на образно-эмоциональной основе

Тема урока: Пётр I. Россия на рубеже веков.

Цель урока: изучить события, связанные с приходом Петра к власти, первые реформы царя.

Планируемые результаты:

  •  личностные (определение своей позиции, осмысления опыта предшествующих поколений, эстетическое развитие)
  •  предметные( освоение работы с различными источниками, умение систематизировать и обобщать историческую информацию, знание фактов, событий)
  •  метапредметные ( сознательная организация и регуляция своей деятельности)

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: мультимедиа, репродукции картин русских художников, карточки с заданиями, учебник А.А.Данилова «История России конец  XVI – XVIII в»,§ 13

Ход урока:

1 этап: Создание образно-эмоциональной ситуации

Обращение учителя к иллюстрации памятника Петру I «Царь-плотник» + цитата А.Пушкина «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…»

Проблемный вопрос: О ком идет речь? Возможно ли было, чтобы царь был плотником, академиком…? При каких обстоятельствах? Что можно сказать о правителе, которому стоит памятник и написано такое стихотворение?

2 этап: Введение теоретических знаний

Образный, эмоциональный рассказ учителя, создание схемы на доске, листе, экране + обращение к портретам  личностей, их краткая характеристика, подробности жизни, вызывающие отклик у ребят.

  

Схема урока (на доске и в тетради учащихся):

Алексей Михайлович (ум.1676)

Мария Ильинична                                                                                             Наталья Кирилловна

Милославская                                                                                                           Нарышкина

  •  Фёдор (1676-1682)                                                                                        * Пётр I (1682-1725)
  •  Софья (1682-1689)                                                                                         * Наталья (1673-1716) 
  •  Иван V (1682-1696)                                                                                        * Феодора (1674-1677)
  1. –  ДВОЕВЛАСТИЕ

Пётр I                  ______+____________            Иван V    __________+______                   Cофья

      10 лет                                                                           15 лет                                                        регентша

патриарх  Иоаким                                             бояре Милославские                                     СТРЕЛЬЦЫ!!!

Бояре Нарышкины                                                                                                                          Хованщина

Пётр в 1682-1689

Пётр   с 1689 года

с. Преображенское,              

поездки в Немецкую Слободу,

потешная крепость Пресбург,

Лефорт, Брант, Гордон,

потешные полки:

Семеновский, Преображенский

заговоры царевны Софьи

1693,1694 – поездки в Архангельск

1695-96 – Азовские походы

1697-1698 – ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО

3 этап: Организация исследовательской деятельности

Разделение учащихся на 3 группы, каждая группа получает задание на карточке, репродукцию картины. В ходе работы – записывают материал в тетрадь.

1 группа: Отрочество Петра (1682-1689)

  1. Работа с учебником, поиск ответа на проблемный вопрос:  Что интересовало Петра в это время?  Докажите с помощью фактов. К чему в будущем могут привести такие интересы правителя?  
  2. Работа с картиной НЕВРЕВА Н. «Пётр I в иноземном наряде» 

Вопросы по картине:

  •  Кто, что изображено на картине? Что они делают?
  •  опишите их эмоции, позы
  •  оживите картину, придумайте диалог между героями
  •  проявите наблюдательность: какие детали картины говорят о том, что это Россия конца XVI века?
  •  Что хотел сказать художник?

2 группа: Пётр с 1689 года: мечта о море

  1. Работа с учебником, поиск ответов на вопросы:  Каковы цели Азовских походов, в чем причины неудачи первого похода, итоги походов?
  2. 2. Работа с картиной  КУШЕВСКОГО Ю. «Спуск галеры 'Принципиум' на воронежской верфи 3 апреля 1696 г.»

Вопросы по картине:

  •  что чувствуешь, когда смотришь на картину?
  •  какие фигуры выделяются, о чем они говорят?
  •  почему многие улыбаются?
  •  общее настроение картины?
  •  куда указует Пётр и что это значит для России?
  •  что хотел сказать художник?

3 группа:  Пётр с 1689 года: Великое посольство, спор с Софьей

  1. Работа с учебником, поиск ответов на вопросы: Каковы особенности стрелецкого бунта 1689 года, бунта 1698 года, почему Пётр был особенно зол на стрельцов в 1698 году, как поездка в Великое посольство иллюстрирует памятник «Царь-плотник»?
  2. Работа с картиной  СУРИКОВА В. «Утро стрелецкой казни»

Вопросы по картине:

  1.  какой исторический момент запечатлен на картине?
  2.  каково психологическое состояние людей (облик, действия, эмоции, чувства)?
  3.  какие две фигуры выделяются из толпы? Почему?
  4.  Какие эмоции и чувства они испытывают?
  5.  что хотел сказать художник?

4 этап: Итоги, домашнее задание

Подготовьте речь о первых делах Петра I

а) от имени Ф.Лефорта

б) от имени царевны Софьи

в) от имени крымского хана

Или: составьте рассказ от лица одного из участников картины «Утро стрелецкой казни»

(эта картина есть в учебнике)

 

nsportal.ru

Картина за урок - Ярмарка Мастеров

Найдено 11 тем с этим ключевым словом
Сортировать по: 

Дате

   

Популярности

29 апреля мы пишем нежную воздушную радужную картину "Белокурый ангел".  Можно написать такого же ангела, которому буду писать я или немного его изменить и сделать похожего, например, на Вашего ребенка! Очень позитивная красочная интерьерная картина! Отлично подойдет для оформления детской ...

Добрый день! Я пишу картины более 30 лет, из них около 10 лет я преподаю. Хочу пригласить Вас на мастер-класс по живописи маслом в минигруппе в уютной творческой мастерской. 19 ноября в субботу с 12.00 до 15.30 пройдет мастер-класс по живописи "Пионы". Мастер-класс рассчитан на ...

Добрый день! Я пишу картины более 30 лет, из них около 10 лет я преподаю. Хочу пригласить Вас на мастер-класс по живописи маслом в минигруппе в уютной творческой мастерской. 29 октября в субботу с 12.00 до 15.30 пройдет мастер-класс по живописи "Фиалки". Мастер-класс рассчитан на ...

9 октября в воскресенье я проведу мастер-класс живописи маслом  по картине "Средиземноморье". Я ее написала недавно в рамках серии картин Средиземноморья. Приятно любоваться такими картинами в более холодные и пасмурные деньки года... Мастер-класс проходит 5 часов, за которые мы не ...

Добрый день! Я пишу картины более 30 лет, из них около 10 лет я преподаю. Хочу пригласить Вас на мастер-класс по живописи маслом в минигруппе в уютной творческой мастерской. 22 октября в субботу с 12.00 до 15.30 пройдет мастер-класс по живописи "Пруд с лилиями". Мастер-класс рассчитан ...

Добрый день! Я пишу картины более 30 лет, из них около 10 лет я преподаю. Хочу пригласить Вас на мастер-класс по живописи маслом в минигруппе в уютной творческой мастерской. 8 октября в субботу с 12.00 до 15.30 пройдет мастер-класс по живописи "Пейзаж Тосканы". Мастер-класс рассчитан на ...

17 июля я проведу мастер-класс по картине, которую я написала на даче 3 недели назад.. Картина очень уютная и теплая, отлично подойдет для загородного дома или в подарок родителям, моим она очень понравилась! Мастер-класс проходит 5 часов, за которые мы не торопясь поэтапно напишем картину, ...

Добрый день! Я пишу картины более 30 лет, из них около 10 лет я преподаю. Хочу пригласить Вас на мастер-класс по живописи маслом в минигруппе в уютной творческой мастерской "SunnyStudy". Мастер-класс рассчитан на взрослых людей и детей старше 12 лет. Уровень подготовки любой: от новичка, ...

Добрый день! Я пишу картины более 20 лет, из них около 10 лет я преподаю. Хочу пригласить вас на мастер-класс по живописи маслом в минигруппе в уютной мастерской. Мастер-класс рассчитан на взрослых людей и детей старше 12 лет. Уровень подготовки любой: от новичка, до имеющего определнный опыт в ...

Добрый день! Я пишу картины более 20 лет, из них около 10 лет я преподаю. Хочу пригласить вас на мастер-класс по живописи маслом в минигруппе в уютной мастерской. Мастер-класс рассчитан на взрослых людей и детей старше 12 лет. Уровень подготовки любой: от новичка, до имеющего определнный опыт в ...

www.livemaster.ru

Урок "Пластилиновая картина" - внеурочная работа, уроки

Тема урока: «Пластилиновая картина».

Цель: Познакомить учащихся с пластилиновой живописью; научить выполнять декоративно-прикладную работу в технике «пластилиновая картина»;

Образовательные задачи:

- дать понятие «пластилиновая живопись»

- научить работать поэтапно

- научить приёмам работы с пластилином

Развивающие задачи:

- развивать навыки и умения в работе с пластилином и стеками

- развивать чувство цвета, пропорции, ритма

- развивать пространственное мышление и творческие способности,

эстетическое воспитание средствами изобразительного и декоративного искусства

- разработка моторики пальцев рук учащихся

Воспитательные задачи:

- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость и фантазию

Методы обучения:

- беседа

- объяснение нового материала

- педагогический показ

- диалог

Тип урока: комбинированный

Материалы и оборудование:

Пластилин, пластмассовая дощечка, набор стеков, трубочки, копировальная бумага, карандаш, ластик, картонная основа, салфетки для вытирания рук и рабочего места.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Беседа.

  3. Объяснение последовательности выполнения пластилиновой картины. Наглядная демонстрация приемов техники.

  4. Практическая работа учащихся.

  5. Подведение итогов урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Беседа по теме урока:

Чтец:

История создания пластилина

Наверное, не существует такого человека, который бы не лепил что-то из пластилина. Однако эта вещь популярна не только среди детей, но и среди скульпторов, которые считают его одним из наилучших материалов для работы. А любят его, прежде всего, за то, что он устойчив к изменениям температуры и к высыханию, и именно этим отличается от глины. На сегодняшний день существует много разновидностей пластилина. Однако, еще 200 лет назад никто и не знал об этом чудесном веществе. А изобретение его можно приписать сразу двум людям – фармацевту Францу Колбу и изобретателю Вильяму Харбутту. Первый из них в 1880 году запатентовал модельную массу под названием «Plastilin», а второй в 1897 изобрел незасыхающую глину, дав ей название «Plasticine». Изобретения были практически идентичными, и получили общее название пластилин. 

Вильям Харбутт долго пытался найти применение своему изобретению в сфере моделирования. Но однажды обнаружил, что его шестеро детей проявляют к изобретению не меньший интерес, чем он сам. Поэтому Вильям решил заполнить дом разными изделиями из пластилина – замками, фонтанами и кораблями. Поначалу вещество имело только один цвет – серый. Но уже через несколько лет в продажу поступил пластилин четырех цветов. Увидев, как быстро раскупается продукция, Харбутт принял решение открыть свою фабрику. Она просуществовала до 1968 года, пока на ней не случился пожар. После этого производство было перенесено в Таиланд. А вещество Франца Колба до сих пор можно найти в продаже в неизменном виде под названием «Мюнхенский художественный пластилин»Постепенно изобретение приобрело огромную популярность. Несмотря на то, что материалу этому уже около 200 лет, его популярность только растет. И, возможно, в ближайшее время будет придумано еще какое-нибудь применение пластилина.

Достоинством пластилина, является то, что он не пачкается так сильно, приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет отрываться от работы с ним и при этом не теряет своих пластичных свойств. Пластилин оказался настолько удачным материалом, что, начиная с двадцатого века, ни один скульптор уже без него не обходился.

Сейчас известны разные виды пластилина - скульптурный, плавающий, восковой, перламутровый, флюоресцентный. Кроме пластилина важным инструментом в лепке является стек. Это различные деревянные или пластмассовые палочки – (с круглым заостренным концом, с плоским режущим острием, полукруглая палочка, наподобие лопатки). Их можно купить в художественных магазинах.

Ребята, а что же можно слепить из пластилина? (Ответы детей). Совершенно верно, из пластилина можно слепить что угодно: фигуры разных животных, рыб, птиц, цветы и деревья, людей и даже целые картины, аппликации из пластилина. И сегодня мы познакомимся с новой техникой – пластилиновой живописью.

Пластилиновая живопись – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые и полу-объёмные.

Сюжетом для такой пластилиновой картины может послужить все что угодно: сюжеты из жизни, сказок, подводный мир, животные, любимые герои, птицы, пейзажи и натюрморты.

Выставка работ детей

3. Последовательности выполнения пластилиновой картины. Наглядная демонстрация приемов техники:

а) Перевод рисунка на картон и работа с фоном. Выбор рисунка. Перевод эскиза осуществляется при помощи копировальной бумаги. Копирка перекрывается сверху эскизом, скрепляется скрепками. Переводить рисунок нужно внимательно, чтобы не пропустить какие-либо фрагменты. Можно обводить рисунок карандашом, тогда легко отличить отработанные места. После того как рисунок переведён, сняты скрепки и копировальная бумага, полученное на картоне изображение надо обвести фломастером, для того чтобы изображение стало чётким.

б) Заполнение фона. Сначала вымешивается цвет, необходимого оттенка. Выполнение фона: выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом картины; выбор приемов нанесения пластилиновых мазков. Техника нанесения мазков такова: от куска пластилина отрываем маленький, с горошину, кусочек и, приложив его к основе,  размазываем в нужном направлении.      Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли, круговое - при передаче образа кучевых облаков, волн, наклонное — для изображения солнечных лучей (рис.1) 

На места, в которых будут располагаться персонажи и детали в технике мазка (деревья, кусты), пластилин на этой стадии не наносится.   Создание картины начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся к ближнему плану

в) Работа над фрагментами основного изображения. Заполнив основной фон, можно переходить к фрагментам основного изображения. Эта работа выполняется так: линия контура изображения обводится жгутиком, который прижимается к контуру изображения; детали сложной формы, мелкие фрагменты заполняются скатанными маленькими шариками

Деревья, кусты.       Использование элемента «конус»: от куска пластилина отщипываем маленький кусочек и раскатываем его в форме конуса. Готовый элемент наносим на контур кроны куста, дерева; заполняем силуэт от внешнего контура к стволу растений (рис .2)

 

                    

   Использование элемента «шар»: создание образов лиственных деревьев и кустов: шар прикладываем к основе и размазываем по направлению вниз. При выполнении мазка указательный или большой палец помещаем на шар, немного отступаем вниз от его верхнего края и размазываем пластилин (рис.3)

прикладываем шар к основе и размазываем сначала по направлению влево, затем вправо (рис.4 ,5)

- выполнение образа хвойного дерева - ели (выполняется в одном цвете и в двух цветах): начинаем с нижних лап в направлении от края ветки к стволу. При создании двухцветной ели сначала наносим нижний мазок темного цвета. Затем, отступив от нижнего края, кладем на него мазок светлого цвета. Двойные мазки наносятся по контуру дерева, а затем хаотично внутри контура (рис.6)

 

 

    Использование элемента «валик»: кусочки пластилина раскатываем в длинные, тонкие валики. Первый валик выкладываем по внешнему краю кроны, слегка прижимаем, чтобы закрепить на основе. Затем придавливаем его пальцем, отступив от внешнего контура, и размазываем по направлению к стволу по всей длине валика. После первого ряда делаем второй, отступив необходимое расстояние. Такими мазками покрываем всю крону (рис.7)

   

 

Усложнить изображение растений можно за счет цвета, делая мазки разного тона одного цвета (от темного – к светлому, от бледного - к насыщенному, от холодного - к теплому) или разного цвета (гармонирующие или контрастные). Сочетание цветов зависит от особенностей художественного образа.

г) Работа с накладными деталями. Когда всё изображение закрыто пластилином, может показаться, что работа готова. Но на самом деле теперь начинается самый интересный творческий этап – это работа с накладными деталями.

Трава: На «земле» можно сделать накладные траву и цветы. Для этого делаем тонкие зеленые жгутики разного оттенка, кроме зеленого можно использовать жёлтый и коричневый пластилин. Прижимаем траву под разным наклоном так, чтобы она не потеряла рельефность, края надсечь стеком.

Маленькие цветы в траве: Для изготовления маленьких цветов необходимо скатать шарики из разного пластилина диаметром около 5 мм, прижать каждый шарик, придавить к намеченному месту, чтобы получилась лепёшка. Взять шариковую ручку, в которой закончились чернила, и продавить серединку цветка. Скатать из жёлтого пластилина маленький шарик и вложить его в середину цветка. Лепестки можно изготовить двумя способами. Первый – просто сделать пять шариков вокруг серединки. Второй – сделать пять конусов и расплющить их вокруг серединки.

Листок: сформировать в пальцах небольшой шарик из зелёного пластилина, вытянуть шарик в две стороны и приплюснуть его – получиться листик, прижать листок на разогретый стебель цветка. Стеком проложить на лепестках прожилки.

Лакирование. Когда картина полностью закончена, необходимо нанести лаковое покрытие, чтобы она не запылилась, так как пластилин сильно притягивает пыль. Для этого можно использовать лак для волос. Педагог проводит лакирование самостоятельно. Лак для волос высыхает очень быстро, он безопасен и нетоксичен. Кроме лака для волос можно использовать лак для мебели.

4. Практическая работа учащихся: Учащиеся приступают к выполнению задания, которое осуществляется поэтапно.

1. Выбор рисунка.

2. Перевод рисунка на картон и работа с фоном.

3. Работа над фрагментами основного изображения.

4. Работа с накладными деталями, завершение работы.

Учитель наблюдает за работой учеников, делает замечания, указывает на ошибки и способы их исправления. Если часто повторяется одна и та же ошибка, следует указать способ ее исправления, подробно объяснить материал по этому вопросу, ответить на возникшие в ходе работы вопросы.

5.Подведение итогов урока: Выставка работ и обсуждение с учащимися. Учитель анализирует вместе с детьми учебное задание, указывает на положительные стороны, обсуждает недочеты. Рассказывает, как можно их избежать или исправить.

Работы учащихся

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по ИЗО и презентации по теме «Картина – особый мир. Картина-пейзаж», 3 класс.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

г.Куса

Изобразительное искусство

Тема: «Картина – особый мир. Картина-пейзаж»

3 классМухомадеева Илюза Камилевна

г. Куса 2016

- Программа «Изобразительное искусство», Б.М.Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских.

- Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы. Под ред. Б.М. Неменского.-

М.: Просвещение, 2012.

- Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство», 3 класс.

- Рабочая тетрадь, 3 класс.

Тема урока:

«Картина – особый мир. Картина-пейзаж».

Цель урока:

Задачи:

Выполнить композицию на тему «Картина-пейзаж», посвящённую весне с ярко выраженным настроением.

Обучающие:

-учить определять средства выразительности для передачи настроения и чувств в искусстве;

- особенности построения композиции пейзажа;

- познакомить с жанром изобразительного искусства – пейзажем.

 - показать роль искусства в понимании красоты природы;

 Развивающие:

- развивать мелкую моторику руки, воображение, творческую фантазию;

Воспитывающие: 

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

-патриотические чувства,

- аккуратность при выполнении работы.

           

Класс:

Место в программе

Методы обучения

Тип урока

Форма организации познавательной деятельности:

3 класс

Раздел 4. «Художник и музей», урок 28.

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, игровая деятельность.

Урок «открытия» нового знания.

фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.

Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД

Познавательные УУД:

 – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

– проявлять познавательную активность;

–знать, что такое пейзаж, роль цвета в пейзаже;

–иметь представление, что картина – это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами, переживаниями;

–знать картины и имена крупнейших русских художников - пейзажистов И. Левитана, А. Саврасова,

И.Шишкина, А.Куинджи, В.Серова, И. Репина, К.Маковского.

Коммукативные УУД:

 - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу в различных эмоциональных состояниях;

- умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности;

-рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные УУД:

- иметь эстетическую потребность в общении с природой,

- выражать своё отношение к природе художественными средствами, бережливо относиться к природе,

- аргументировано оценивать свои работы и работы одноклассников.

Основные понятия:

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. 

Метапредметные связи:

МХК, Музыка, Русский язык, Литература, Окружающий мир.

Ресурсы:

Техническое обеспечение занятия: ПК, экран, проектор.

Информационные источники:

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией

Б.М. Неменского. 1-4 классы. -М.: Просвещение, 2011.

- Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы. Под ред. Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2012.

- Б.Неменский. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

Оборудование для обучающихся: бумага А4, карандаш, ластик, гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка, клеёнка.

Дидактическое обеспечение урока:

Зрительный ряд: Репродукции с картин русских художников - пейзажистов И. Левитана, А. Саврасова, И.Шишкина. В.Серова, И. Репина, К.Маковского и других известных русских художников,

слайд- презентация для игры «Третий лишний»,

слайд-презентация «Карти­ны-пейзажи»,

слайд-презентация «Этапы работы над пейзажем»

Музыкальный ряд: Аудиозаписи с музыкальными произведениями Вивальди «Времена года». Весна, детские песни (минусовки)

Литературный ряд: стихотворение-загадка А. Кушнера «Если видишь на картине…»

интернет ресурсы. http://levitan-world.ru/levitan-painting.php - И Левитан.http://shishkin-art.ru/ - И.Шишкин и др. художники.

Этапы урока

Организационный момент

Целеполагание и мотивация

Актуализация знаний

Физкультминутка под музыку.

«Открытие» нового знания

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой

Рефлексия

Формируемые УУД

Коммуникативные УУД-

Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог, контролируют свои действия в классе.

Регулятивные УУД – Формирование положительного отношения

к учению, осуществляют самоконтроль.

Коммуникативные УУД

–постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, определение цели, способов взаимодействия.

Познавательные УУД

– формулирование познавательной цели,

- умение осознанно строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД

- волевая саморегуляция, целеполагание, планирование прогнозирование.

Познавательные УУД

- актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать речь других; Уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.

- умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД

- проявляют интерес к изучению нового материала.

 

Коммуникативные УУД

- сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД

– расширение представлений о средствах художественной выразительности. .

- умение структурировать знания.

Познавательные УУД

Умение закреплять полученные знания.

Познавательные УУД

-умение применять полученные знания на практике.

Личностные УУД

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. 

-развитие самостоятельности, эстетических чувств.

Регулятивные УУД оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании работы товарища.

- контролировать качество своей работы.

Коммуникативные УУД –инициативное сотрудничество с учителем.

Личностные УУД

- нравственно- этическое оценивание материала урока и своей деятельности.

Регулятивные УУД

-самооценка своей деятельности.

Коммуникативные УУД ориентация в среде обучения.

Познавательные УУД

выводы, обобщения и оценочные суждения.

Деятельность учителя

Организация местоположения каждого ученика.

Учитель:

-Я рада приветствовать Вас, ребята! - Проверьте, все ли у Вас готово к уроку. - Пожалуйста, садитесь. - Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения,  новых и интересных открытий.  - И так, начнем!

(звуки весёлой музыки, под которую входит Мастер изображения, в костюме художника) Приложение 5, 11

Учитель:

-К нам на урок сегодня пришёл

Мастер изображения. Он будет помогать вам на уроке, и наблюдать за вашей работой.

(Роль Мастера изображения играет старшеклассник)

-Мастер изображения:

Создаёт проблемную ситуацию

Ребята!

- Кто знает игру? «Третий лишний»?

На слайде зрительный ряд. (Обучающимся предлагается 5 слайдов с репродукциями . В каждом слайде 3 картины , 2 картины с изображением пейзажа, но одна из них в слайде лишняя - другого жанра.)

Приложение 1

Учитель формулирует наводящие и проблемные вопросы.

-Почему вы оставили эти картины?

Учитель:

- Как можно назвать все эти картины с изображением природы?

На доске карточка со словом «пейзаж» Приложение 2

Учитель:

Итак, пейзаж – это изображение природы.

-  Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.

Беседа учителя сопровождается наглядностью (слайд-презентация)

Приложение 3

-А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.

Учитель:

- На экране вы видите репродукции картин этих художников-пейзажистов.

- Посмотрите, как с помощью цвета художники передавали настроение природы в своих пейзажах. - Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой.

Описание картин для нас приготовили ваши одноклассники, попросим их зачитать своё небольшое сообщение, которое они подготовили дома.

Учитель:

Вот так правдиво и точно художники передают красоту весенней природы, ее настроение. Казалось бы, одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один – грусть и печаль, а другой – улыбку и радость.

Учитель:

-Каково назначение картин-пейзажей?

Учитель:

- А вы наблюдали за природой?

-Замечали ее красоту и настроение?

Учитель:

- А как меняется природа? Что вы наблюдали?

Учитель:

Как вы думаете, такую красивую природу надо беречь?

Учитель:

Совершенно верно!

Русский писатель Михаил Пришвин говорил: «Беречь природу – значит любить Родину»      

Учитель предлагает найти содержание темы урока.

-Кто услышал тему нашего урока?

Учитель уточняет:

- Правильно! Мы будем учиться рисовать пейзаж и посвятим наш урок лишь одному времени года, которое мы с вами проживаем сейчас. Конечно, мы с вами сегодня будем учиться изображать весну.

Учитель:

Как у людей бывает разное настроение, так и у природы бывает разное настроение: весёлое, праздничное, грустное, тоскливое, нежное и.т.д.

Учитель:

- А как можно выразить настроение в пейзаже?

Учитель: Приведите примеры.

Учитель ставит задачу:

-Перед вами непростая задача вам предстоит не только нарисовать пейзаж, но и выразить настроение в пейзаже. (радостное, грустное, весёлое, нежное и.т.д.)

Мастер изображения:- А теперь, ребята, немного отдохнём. Сделаем небольшую разминку.

Все движения разминки

повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге - ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Учитель: Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила линейной и воздушной перспективы при изображении природы.

Презентация Приложение 4

«Этапы работы над пейзажем»

Учитель:

Работу начнём с наброска простым карандашом, используя 2 закона: линейной и воздушной перспективы.

1. Отступив от нижнего края листа вверх небольшое расстояние, изобразите стволы берез.

2. Проводим линию горизонта, так мы получим изображение неба и земли. Нарисуем небольшую речку, параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта.

3. Нарисуйте бревно, которое перекинуто через реку. Затем изобразите ствол дерева, которое расположено вдали, обрати внимание, Чем дальше от нас находится дерево, тем оно, кажется меньше. Изобрази куст вербы, растущей на берегу.

4. Пририсуйте деревьям ветки. Нарисуйте маленькую елочку, растущую около берез. Изобразите очертания деревьев на горизонте. Чем ближе деревья изображены, тем больше подробностей; при удалении деревья заметны меньше, особенно это заметно на горизонте.

5. Нарисуйте на вербе ростки, а также проталины на земле. Изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше. Все ближние предметы изображаются подробно, а удаленные – обобщенно.

6. Обведите набросок карандашом. Изображения, находящиеся на первом плане располагаются ближе к нижнему краю листа. Изображения, находящиеся на дальнем плане располагаются выше от нижнего края листа.

7. Сильно разбавленной водой синей краской закрасьте небо. Изумрудно-зеленой краской раскрасьте деревья. на горизонте.

8. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше предметы, тем больше они размытые и нечёткие.

9. Раскрасьте речку голубой краской, а там, где лежит бревно – коричневой.

10. Раскрасьте елку темно-зеленой краской, а проталины – светло-зеленой и светло-коричневой. Сугробы немного закрасьте сильно разбавленной водой синей краской;

11. Раскрасьте вербные ветки коричневой и желтой краской.

12. Дождитесь полного высыхания рисунка. Весенний пейзаж готов. Такую картину можно раскрасить не только акварелью, но и цветными карандашами или же фломастерами.

Учитель:

- послушаем в исполнении ваших одноклассников стихотворение-загадку А. Кушнера «Если видишь на картине…» и назовём отгадку.

Учитель:

Так что же мы называем пейзажем?

Учитель: Весна – одно из самых чарующих времен года. Весна радует людей теплой погодой, яркими солнечными днями.

- При выполнении самостоятельной работы будьте внимательны и соблюдайте этапы построения пейзажа. (этапы на экране) –

Возьмите в руки карандаш и приступайте к созданию картины-пейзажа.

Мастер изображения:

- А я буду наблюдать за вашей работой. (Во время самостоятельной работы проводится фронтальная и индивидуальная работа с обучающимися)

Учитель: Возьмите в руки карандаш и оцените работу своего соседа по парте.

Учитель:

- Проводится игра.

Учитель предлагает закончить предложение:

«Сегодня на уроке я узнал …».

«Сегодня на уроке я научился…».

«За этот урок я понял, что…».

«Мне понравилось…».

«Я не напрасно провел этот урок, потому что...».

Учитель предлагает организовать выставку работ.

Мастер изображения:

- Как вы красиво изобразили природу, какие вы молодцы! Вы настоящие художники-пейзажисты!

Домашнее задание. Найти в журналах репродукции натюрмортов, принести на урок.

Деятельность обучающегося

Приветствуют учителя, садятся на свои места.

Ответ: Все!

- Обучающиеся по желанию выходят к доске и удаляют на слайде лишние репродукции.

Обучающиеся вступают в диалог

Ответы:

- На слайде мы видим, что большая часть репродукций посвящена изображению природы.

Ответы:

-Картины с изображением природы мы назовём - пейзажи.

Обучающиеся внимательно рассматривают репродукции, эстетически оценивают разнообразие и красоту природы.

Обучающиеся слушают учителя и сообщения одноклассников.

Обучающиеся созерцают и эстетически оценивают картины. Приложение 9

Лена А. «А. Саврасов «Грачи прилетели». Типичный для России средней полосы пейзаж. В картине одновременно и печаль, и радость, и улыбка, и раздумье. На еще голых ветках покривившихся берез множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева птичьего поселка. До самого леса узкой лентой синеющей на горизонте раскинулись побуревшие поля с остатками снега. Прозрачный свежий весенний воздух чувствуется в высоких, нежно-голубеющих облаках. Поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд. Он так написал весну, что мы слышим не только грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление жизни и запах весны. Картина написана в холодном колорите с преобладанием серых и серо-голубых тонов».

Серёжа М. «И.Левитан «Март» Красота-то, какая! В голубом небе тоненькие веточки берез переливаются разными цветами. Их белые стволы словно светятся, а за ними темная зелень сосен. Высоко-высоко на березе темный скворечник ждет своих жильцов. Природа погружена еще в зимний сон, но снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени голубые - голубые! Сугробы потеряли свою белизну, осели… И все вокруг залито солнцем!»

Ответ:

-Картины-пейзажи оставляют очень радостное впечатление в душе человека, заставляют гордиться своей Родиной, где существует такая красота, или, наоборот, успокаивают человека, вносят в его жизнь мир и покой. Картины –пейзажи украшают наше жилище.

Ответ:

Да. Природа бывает разная. Настроение ее меняется от времени года.

Ответ: Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце - настроение радостное, веселое

Ответ:

Родную природу надо любить и беречь.

Обучающиеся называют тему.

- Мы будем рисовать картину-пейзаж.

Ответ: Настроение в пейзаже можно выразить цветом.

Ответ:

Например: - Тёплыми и звонкими цветами можно нарисовать радостный и весёлый пейзаж, лирический и нежный пейзаж – глухими цветами. Холодными цветами можно изобразить тревожное, грустное и тоскливое настроение.

Обучающиеся выполняют все движения разминки под весёлую музыку.

Приложение 6

Просмотр обучающимися презентации «Этапы работы над пейзажем»

Стихотворение- загадку читают заранее подготовленные обучающиеся. Приложение 10

Петя В. - .Если видишь на картине,

Нарисована река, Живописные долины И дремучие леса,

Белокурые березки

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денёк.

Саша Н. - Нарисованным, быть может Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем!

Ответ: Пейзажем называется картина с изображением природы.

Обучающиеся приступают к выполнению самостоятельной работы.

Обучающиеся изображают пейзаж под музыку Вивальди «Времена года». Весна.

Приложение 7

Работа в парах. По окончанию самостоятельной работы обучающиеся проверяют работу друг у друга.

Предполагаемые ответы:

- Сегодня на уроке я узнал, что такое пейзаж .

- Сегодня на уроке я научился рисовать пейзаж .

- Сегодня на уроке я узнал фамилии художников-пейзажистов.

-За этот урок я понял, что природа

нашей Родины очень красивая.

-Мне понравилось рисовать гуашью.

-«Я не напрасно провел этот урок, потому что я узнал много нового».

Выставка работ обучающихся. Все показывают друг другу выполненные работы, осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности.

Список использованной литературы

1.Программа «Изобразительное искусство», авторы: Б.М.Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских.

  1. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы. Под ред. Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2012.

  2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы. -М.: Просвещение, 2011.

  3. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы. Под ред. Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2012.

  4. Б.Неменский. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

infourok.ru

Урок живописи как путешествие в новый мир

 

В художественной школе «Найди себя» на уроке живописи для начинающих вы сможете с помощью опытного преподавателя освоить азы создания натюрморта или пейзажа. А пока вы собираетесь посетить одну из студий школы, расположенных около м. Менделеевская или м. Речной вокзал, мы раскроем вам небольшие секреты для начинающих от известного американского художника Билла Мартина (Bill Martin, 1943-2008), который написал книгу «Правила рисования», ставшую бестселлером. 

уроки живописиБилл Мартин, американский художник (1943-2008) 

Первые уроки живописи маслом нужно начинать со знакомства с красками. Масляные краски представляют из себя смесь пигмента и льняного масла. После высыхания они не стираются. А сохнут очень и очень медленно. Например, если вы решили делать второй слой красок на картине, то ждать высыхания первого слоя придется три дня. Каждый новый слой краски должен быть не тоньше предыдущего или даже толще, чтобы после высыхания картина не потрескалась. После завершения картины, ее следует оставить до полного высыхания на период от трех до шести месяцев, а затем покрыть дамарским лаком (из особого вида смолы, получаемой из деревьев рода Шорея, произрастающих в странах Юго-Восточной Азии). Краски и лак доступны в любом специализированном магазине.

На уроках живописи вы также можете рисовать акриловыми красками. Эти краски растворяются водой, они быстро сохнут, их можно делать более или менее густыми, используя специальные загустители (гели, пасты). После высыхания акриловые краски не смываются водой, они не трескаются и не требуют специального покрытия лаком. Художники часто используют акриловые краски в качестве замены масляным, и зачастую даже предпочитают акриловые краски, так как они имеют неповторимую цветопередачу.

Уроки живописи для начинающих

Итак, переходим к уроку живописи. Сначала наносят контурный рисунок карандашом на высохший грунтовый слой краски. Затем наша задача – создание градуированного фона с переходом одного цвета в другой. Технику уроков живописи в художественной школе можно осваивать шаг за шагом. Если что-то кажется сложным, преподаватель всегда подскажет и повторит объяснение. Краски смешивают на палитре, затем грубыми мазками наносят на холст. После этого кистью водят по холсту, делая перекрест цветов. Следующий шаг – окончательная доработка градиентного перехода цвета при помощи параллельных мазков чистой кистью (от темного цвета к светлому). Лучше всего использовать плоские кисти. 

уроки живописи маслом

Каждый урок живописи вы будете начинать с этапа достижения плавного перехода цветов фона на холсте.

Затем наступает важный новый этап – создание форм. Особенно овладеть этим этапом важно тем, кто хочет рисовать натюрморты. Считается, что нужно научиться рисовать пять основных форм: шар, конус, цилиндр, куб и тор (бублик). Эти пять форм целиком или частично образуют все окружающие нас предметы и объекты. Первые уроки живописи должны начинаться с отработки рисования шара. Это простая и универсальная фигура. Форму, а не плоское изображение, создает светотень. Шар образуют серп и овалы из светотени. Конус состоит из треугольных переходов цвета. Куб рисуют с градиентным переходом цвета на плоских поверхностях. Цилиндр состоит из полосок. Тор – из полосок и полумесяцев. Уроки живописи для начинающих обязательно включают тренировки по рисованию этих пяти фигур. Отточив навыки, вы сможете смело приступать как к натюрмортам, так и любым пейзажам и даже портретам.

урок живописи

основы живописи

основы живописи

уроки живописи

уроки живописи

 

Теперь о самом захватывающем процессе на уроке живописи – подбор цветов и смешивание цветов. Художники используют так называемый «цветовой круг», то есть последовательно размещенные цвета радуги по кругу. Желтый – самый яркий и светлый цвет, располагают напротив фиолетового – самого темного цвета. Желто-красная гамма цветов – это теплые тона. Зелено-синяя гамма – это холодные тона. Любые два цвета, расположенные друг напротив друга на круге, называют «дополняющими» цветами. Они создают друг с другом яркие контрасты и усиливают цвет друг друга. Соседние по кругу цвета называют аналогичными, их сочетание дает цветовое разнообразие общей картине. Уроки живописи маслом помогут вам научиться точно изображать нужный цвет на картине. Сначала вы определяете цвет, затем подбираете его интенсивность (добавляя другие краски) и оттенок (затемняя или осветляя его). Уже к середине курса живописи вы будете уверенно смешивать краски, добиваясь нужного оттенка.

основы живописи для начинающих

 

уроки живописи для взрослых

Теперь поговорим о тенях. На каждом уроке живописи в художественной школе вы будете отрабатывать навыки вырисовывать тень. Принято выделять три типа теней: затененная часть предмета, падающая тень от предмета и тень от соседних предметов. Для живописи акварелью, акрилом и маслом очень важно уметь изображать свет, попадающий на объект от его окружения. Такой свет называют отраженным светом или рефлексом. Здесь большую роль играет цвет окружающих предметов, которые будут давать зеленые или красные оттенки (или любые другие) в отраженном свете на конкретном предмете. Падающая тень от предмета более интенсивна около него и более рассеяна на отдалении.

основы рисунка

Поскольку это урок живописи для начинающих, то всех тонкостей и секретов сразу рассказать невозможно. Но, посещая уроки живописи, особенно мастер-классы, через пару месяцев занятий вы сможете писать настоящие шедевры.

уроки живописи масломЧтобы ценить живопись, войти в контакт с миром великих художников, «читать» те новеллы, о которых повествуют великие полотна, вам нужно самим начать рисовать. Пока вы не попробовали сами, любой поход в музей или художественную галерею не принесет вам того глубокого чувства сопричастности к великому, какое вы можете испытать будучи начинающим художником. Для этого надо победить страх и неверие в свои таланты, выйти за рамки привычной жизненной колеи.

Рисование иногда сравнивают с решением сложной логической задачи. Несомненно, это именно так. На уроках живописи в художественной школе вы каждый раз будете решать новую логическую задачу, состоящую из множества компонентов – выбор фона, выбор композиции, выписывание фигур и теней, подбор цветов. Это не только творчество, но и важная тренировка для мозга – задействованы память, внимательность, наблюдательность, мышление, нужно ставить задачи и искать их решения.

Есть и еще один интересный аспект, о котором стали говорить совсем недавно. Мы живем в компьютерное время. И если книги отвоевали свои позиции, превратившись в их электронный аналог, который можно закачивать на планшеты, то вот с письменностью дела обстоят намного хуже. Скажем прямо, мы почти перестали писать рукой. Иногда доходит до абсурда – люди настолько отвыкают держать в руке ручку, что даже подпись нормально поставить не могут, хоть на крестики опять переходи, как пару веков назад.

И вот здесь заговорили о важности уроков рисования. Это единственная область, где человек вновь держит в руке карандаш (или кисть). Уроки живописи для взрослых дают единственную и уникальную возможность не терять навыки владения карандашом и ручкой. На курсе живописи в нашей художественной школе вы можете их поддерживать.

Благодаря Интернету, каждый имеет возможность получить урок живописи маслом, посмотрев видео о выставках в мировых и российских музеях. Живопись маслом, которую вы изучаете, смотря видео-уроки, разовьет в вас так называемый «пространственный интеллект» и «цветовое мышление». Например, очень популярны различные каналы на youtube, где много видео, в которых показывают картины и рассказывают о них, а также дают хорошие уроки живописи онлайн.

Художественная школа "Найди себя" 

training.naydisebya.ru

Урок анатомии доктора Тульпа, Урок анатомии доктора Деймана – WebHND – All about health and disease

Заказ на групповой портрет – самый почетный и выгодный, какой мог выпасть на долю голландского художника XVI-XVII в. Рембрандт получил задание изобразить лекцию по анатомии руки популярного в Амстердаме врача, доктора Тульпа, прочитанную в конце 1631-го года перед членами амстердамской гильдии хирургов, с демонстрацией на трупе казненного преступника Ариса Кинтда (тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов).

Подобные открытые анатомические уроки были обычным явлением не только в Голландии, но и по всей Европе. Они проходили только раз в году, обычно в зимние месяцы, чтобы тело лучше сохранялось, носили торжественный характер и длились как правило несколько дней. В Голландии того времени подобная анатомическая демонстрация служила общественным развлечением. Ей предшествовала публичная казнь преступника, чей труп поступал в анатомический театр, а позже, вечером, гильдия хирургов устраивала банкет и факельное шествие.

Стремясь зафиксировать все индивидуальные особенности портретируемых, художники точно следовали натуре и давали несколько застывшее изображение с тщательной реалистической передачей черт лица и костюмов, единственным украшением которых были белые воротники. Главное, что интересовало художников – достигнуть портретного сходства. Таким образом, эти мастера изображали своих героев механически, ничего в них не изменяя, подобно современным фотографам.

По-иному подошел к раскрытию темы Рембрандт, внесший в нее активность самого способа изображения. Картина Рембрандта “Урок анатомии” (длина двести семнадцать, высота сто шестьдесят три сантиметра), решена в скупой черно-белой гамме, слегка расцвеченной оттенками желтовато-коричневого цвета. Поток света от зрителя, как бы проникая сквозь прозрачную пленку изобразительной поверхности картины, вливается в полутемную аудиторию. В глубине виднеются очертания слабо освещенной внутренней арки помещения, сдвинутой от главной вертикальной оси изображения влево. Еще сильнее влево сдвинута группа семерых врачей на первых планах; они слушают лекцию. Полукольцом, изгибающимся вглубь левой половины картины, эти бородатые медики с обнаженными головами, окаймленными снизу белоснежными жабо (роскошными кружевными воротниками), обступили стоящий по диагонали, направленной из правого нижнего угла картины, невысокий дощатый стол, накотором лежит на спине обнаженный труп. Его бедра слегка прикрыты белой тряпкой. Рембрандт изобразил персонажи иначе, чем его предшественники. Как правило они изображались сидящими рядами и смотрящими не на тело, а прямо на зрителя. Художник изобразил хирургов в профиль или полуоборот и сгруппировал их в форме пирамиды, причем главный персонаж расположен не на ее вершине.

У Рембрандта аутопсия начата с руки, хотя обычно хирурги сначала вскрывали брюшную полость и вынимали внутренние органы. Это могло объясняться двумя причинами. Первая — дань Андреасу Везалию, основоположнику современной анатомии, и его исследованию анатомии руки. Вторая — религиозное послание: так же, как сухожилия управляют рукой, управляет Бог людьми. Наука должна была доказывать людям могущество Бога.

Единым чувством объединены слушатели доктора Тульпа, стоящего справа от главной вертикали картины, за ногами трупа, и демонстрирующего сухожилия и мускулы на препарированной левой, дальней от зрителя, руке свежего покойника. Оттянув похожим на ножницы металлическим пинцетом, который он зажал в пальцах правой руки, ярко-желтую мышцу, которая управляет движениями пальцев, другой рукой он показывает, как действует эта мышца – и действительно, сейчас растопыренные ярко-красные пальцы мертвеца согнутся. Заинтересованные действиями и словами ученого доктора, слушатели сравнивают вскрытую ниже локтя руку Ариса Киндта с рисунками из громадного анатомического атласа Везалия, раскрытого на нужной странице. Атлас – толстая книга – находится рядом с нами, в правом нижнем углу картины, в ногах покойника. Корешком книга опирается на правую часть рамы, а рисунками повернута к медикам, поэтому нам видны не рисунки, а только часть разъяснительного текста на соседней странице.

Итак, все семеро участников демонстрации изображены слева от главной вертикали полотна; все они одеты и пострижены по единой моде – короткие, зачесанные назад волосы, усы, бородка клинышком. Но физиогномические опыты ранних лет помогли Рембрандту показать своеобразную реакцию каждого из врачей. Подчеркивая напряженное внимание слушателей и обособляя фигуру ученого, Рембрандт как бы героизирует и участников портретной группы, и само объединившее их событие, придавая ему оттенок героической значимости.

И, однако, Рембрандту и здесь еще не удается окончательно добиться цели. Стремясь создать иллюзию полной реальности, художник делает участником события самого зрителя. Мы как бы входим в аудиторию во время лекции, и двое из слушателей – первый и пятый от Тульпа, оба на дальнем плане – оглянулись в нашу сторону. Застыл в центре заднего плана в искусственной позе, как бы привставая с загороженного другими сидения, ближайший к доктору персонаж – Гартман Гарманс; он приподнимает руку с зажатым в нем листом бумаги, демонстрируя нам список врачей, изображенных на картине. Порывисто наклонился вправо, поближе к трупу, третий от Тульпа врач, Якоб де Витт, но его взгляд говорит о размеренной, спокойной задумчивости, никак не соответствующей положению его подавшегося вперед туловища. Отсутствующим взглядом взирает на нас Франс ван Лунен – пятый ученик, если считать влево от доктора; Лунен, находящийся позади и выше всех, по-видимому, не стоит, а сидит на верхней скамье.

Зато во втором от доктора слушателе при внимательном взгляде уже с полной ясностью обнаруживается та отдаленная перспектива, тот оттенок чего-то живого и неуловимого, неопределенного и пламенного, что составляет сущность гения Рембрандта. Мы видим только его голову. Все остальное серо, затушевано, да и само лицо превосходно построено без видимых контуров, оно как бы вылеплено изнутри и насквозь проникнуто той особенной, бесконечно тонкой жизнью, которую один Рембрандт умел открыть под внешней оболочкой вещей.

Этого персонажа зовут Якоб Блокк. Он очень живо, остро реагирует на рассказ Тульпа, зорко, пытливо следит его тревожный взгляд за движением руки профессора, выдавая цепкую работу мысли и остроту восприятия. Это единственный в картине до конца удавшийся образ. Именно выразительное лицо Блокка, помещенное Рембрандтом немного левее самого центра изображения, создает впечатление той общей увлеченности аудитории, которая возникает при первом взгляде на картину.

Другая, безусловно живая фигура картины, одна из самых реальных – это доктор Тульп. В нем, насколько известно, лучше всего передано и сходство.

Доктор Николас Тульп выделяется среди героев картины своим широким силуэтом, свободным, изящным, профессионально уверенным жестом рук. На нем широкополая темная шляпа – символ, возвышающий его над окружающими; у него красивое лицо с закрученными темными усиками и остроконечной бородкой. И воротник у него не такой, как у остальных – не пышное жабо, доходящее до плеч, но сравнительно узкий прямоугольный отложной воротничок с таким же четким контуром, как и такие же ослепительно белые отложные манжеты. Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен.

Но даже доктор Тульп, несмотря на его внешнюю оживленность, несмотря на одухотворенность, которую легко прочесть в его широко раскрытых карих глазах, даже он несколько противоречит психологии картины – он не смотрит ни на слушателей, ни на труп, ни на вошедшего зрителя, ни на свои руки.

До Рембрандта художники обычно изображали лицо покойного прикрытым платком или стоящим перед ним человеком. Наблюдатели должны были забыть о том что перед ними находится человек, которого расчленяют на их глазах. Рембрандт придумал промежуточное решение — он изобразил его лицо наполовину покрытое тенью. Как будто в полумраке видна ombra mortis — тень смерти.

Хотя Доктор Тульп и центральный персонаж, тело Ариса Киндта занимает большую площадь на полотне. На него падает также основной свет, его нагота и окоченелость отличают его от изображенных на картине людей. Кажется что Рембрандт лишь затем так близко изобразил хирургов и придал такую динамику полотну чтобы подчеркнуть тем самым неподвижность тела, сделать осязаемой его мертвость.

Принесший славу Рембрандту “Урок анатомии” был во многом произведением новаторским. Рембрандт впервые задумывает групповой портрет как некое драматическое событие, основанное на полном единстве переживаний и тесном взаимодействии всех действующих лиц. Картина воспринимается не как тщательно задуманный по композиции групповой портрет, а как убеждающий непосредственностью жизненный эпизод. “Урок анатомии” одним ударом проливает на талант Рембрандта полный свет, подобный тому, каким Рембрандт осветил действующих лиц этой картины.

Трагичной была судьба другого заказа, полученного Рембрандтом. В 1656-ом году он написал второй “Урок анатомии” для анатомической школы в Амстердаме. Но в 1723-ем году, немногим более чем через полстолетия после смерти художника, пожар уничтожил всю верхнюю часть картины; уцелевший фрагмент хранится теперь в Амстердаме (его длина сто тридцать четыре, высота сто сантиметров). Этого фрагмента достаточно, чтобы судить о том, как далеко ушел Рембрандт от своей ранней “Анатомии доктора Тульпа”. Он производит страшное впечатление. На заднем плане мы видим одетого во все черное профессора Деймана, лицом к нам; между Дейманом и нами распростерт, к нам ногами, ужасный труп, на который смерть наложила свою зеленовато-синюю печать.

Труп лежит в резком ракурсе, перпендикулярно к изобразительной поверхности картины, головой в глубину; ракурсом в искусстве называется перспективное сокращение фигур или предметов. Этот термин применяется для обозначения особенно сильных сокращений, возникающих при рассматривании фигур или предметов с необычных, как правило, очень близких точек зрения, когда какая-нибудь сторона предмета оказывается гораздо ближе к зрителю, чем другая. В этих случаях вид предмета, рассматриваемого даже в фас, фронтально, не имеет ничего общего с ортогональной проекцией, то есть с контурами его сечения плоскостью. В соответствии с очень близким расстоянием от зрителя передние части предмета непропорционально увеличиваются; так с очень близкой точки зрения передние ножки стола оказываются во много раз больше, чем задние. Так и во втором варианте “Урока анатомии”. Из-за специально выбранной художником точки зрения, при которой труп лежит почти на уровне глаз зрителя, и его ступни слева и справа от нас находятся так близко, что, кажется, прикасаются к изобразительной поверхности изнутри, получается впечатление, что каждая из этих ужасных ступней по размерам больше, чем видимая в глубине между ними голова. Другим следствием этой точки зрения является иллюзия, что длина трупа в глубину почти такая же, как и его ширина.

С безжалостной откровенностью художник фиксирует внимание зрителя на огромных, нескладных, пальцами вверх, ступнях трупа. На небрежно прикрытой простыней красной дыре его живота, из которого удалены внутренности. На перевернутой ко лбу коже его черепа, подчеркивая полную застылость этого красно-рыжего от вытекшей крови мертвого куска материи. Но Дейман приподнял над трупом его голову и, работая внутри нее хирургическими ножницами,обратил ее лицом к зрителю, как на портрете. Если мы присмотримся внимательнее к лицу трупа, на котором обнажены бледные полушария головного мозга, а по бокам вместо волос свисает снятая с черепа кожа, если мы вглядимся в его глубоко запавшие, словно взирающие пристально на нас глаза, в его крепко сжатые губы, то мы с содроганием прочитаем в них выражение упорства и страдания. Этот контраст мертвого тела и живого духа человека, незаметный для профессора и стоящего слева участника демонстрации, но хорошо видимый зрителю, был сознательно задуман Рембрандтом.

Жестокая физиология смерти отступает перед ее духовным смыслом – философским и моральным. Это позволяет художнику в таком мотиве, как исследование хирургами трупа казненного преступника и сецирование его черепа, выявить его человечность, а, следовательно, и этическую значимость.

webhnd.com по следам medicusamicus.com

webhnd.com

Методическая разработка урока по живописи на тему: «Улица в отражении»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 8

Методическая разработка урока по живописи

на тему: «Улица в отражении»

Работу выполнил: преподаватель художественного отделения Пастушенко Кирилл Борисович

+79603795231

[email protected]

г. Ульяновск

2015 г.

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по живописи для учащихся подготовительного художественного отделения, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

Возраст учащихся: 5- 8 лет.

Время проведения: 2 урока по 40 минут.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: практическое занятие с элементами беседы или беседа с элементами практического занятия.

Методы: словесно-наглядный, практический, диалог.

Цели:

воспитательная

  1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности, стремление к творчеству.

развивающая

  1. Развивать образное мышление, зрительную и моторную память.

дидактические

  1. Научить детей с помощью расположения цветов правильно выстраивать композицию изображения и передавать её тонально-цветовое состояние.

  2. Формировать систему знаний, нацеленных на осмысление средств передачи пространства и композиции изображения.

Задачи:

  1. Научить с помощью расположения цветов правильно выстраивать композицию изображения и передавать её тонально-цветовое состояние.

  2. Побудить детей к самостоятельному поиску художественных образов.

Оборудование для педагога: наглядные пособия, выполненные педагогом, акварельные краски, кисти (толстая и тонкая), баночка для воды, палитра, лист бумаги формата А3, черная и белая гуашь.

Оборудование для учащихся: акварельные краски, кисти (толстая и тонкая), баночка для воды, лист бумаги формата А3, палитра, черная и белая гуашь.

ПЛАН УРОКА

Этап

Время

1

Организационная часть (приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку)

5 минут

2.

Сообщение темы и целей урока

5 минут

3

Теоретическая часть: изучение нового материала, ознакомление учащихся с новыми понятиями, правилами:

    1. Приближение и отдаление предмета

    2. Отражение

    3. Преобладание цвета

15 минут

4

Практическая часть: выполнение работы в технике акварельной графики

15 минут

5

Перерыв

10 минут

6

Практическая часть: выполнение работы в технике акварельной графики

40 минут

КОНСПЕКТ УРОКА

Организационная часть

- Здравствуйте. Давайте проверим, все ли у нас сегодня присутствуют на занятиях (проверка отсутствующих).

Проверка готовности к уроку.

- Скажите, у всех ли есть на столах все необходимые принадлежности для урока? Акварельные краски, кисть толстая и тонкая, палитра, баночка для воды, лист бумаги формата А3, гуашь черная и белая?

- Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами попробуем сделать необыкновенную картину. Какую, вы узнаете позже. Но чтобы сделать ее, необходимо выучить волшебные правила. Правила эти не просты. Для начала давайте познакомимся с новыми понятиями, которые нам необходимы для изучения волшебных правил.

Теоретическая часть

-Тема нашего сегодняшнего урока «улица в отражении».

I Приближение и отдаление предмета

-Ребята, скажите, чтобы нарисовать город, что нужно в первую очередь изобразить? (Дома, дороги, улицы).

-А чем отличаются дома городские от деревенских? (В городе дома многоэтажные).

-Как показать что это многоэтажный дом? (Нарисовать много окон).

-Если мы будем смотреть на улицу, уходящую вдаль, что будет происходить с домами, как они будут меняться? ( Дома будут уменьшаться).

Значит, чтобы нарисовать город, нужно изобразить многоэтажные дома, в которых много окон. Или уходящую вдаль улицу, с уменьшающимися домами.

II Отражение

-Откуда весной так много ручейков? (От тающего снега, когда снег тает, он превращается в воду).

- На что похожа гладкая поверхность воды? (На зеркало).

-Каким свойством обладает зеркало? (В зеркале все отражается).

-Когда в городе тает снег, какие становятся дороги? (Мокрые).

-А могут ли в мокром асфальте отражаться дома? (Да, могут).

В воде предметы могут отражаться также как и в зеркале. Если положить зеркало на пол и поставить предмет перед ним, то можно увидеть, как предмет будет отражаться в нем. Но если поставить предмет сбоку от зеркала, то мы не сможем увидеть его в зеркале, потому что он не будет попадать в обзор отражения. Таким образом, в отражении зеркала мы можем увидеть только то, что находится напротив зеркала относительно нашего взгляда.

III Преобладание цвета

- Скажите ребята, какие цвета преобладают ранней весной? (Светло-желтый, светло-голубой, светло-зеленый, светло коричневый)

- А почему именно эти цвета? (потому, что весной много солнца, небо ясное, прорастает первая травка, а деревья, напитавшись влаги, еще не просохли от тающего снега).

Весной все наполнено теплыми солнечными лучами. Так как снег только сходит повсюду много воды, все блестит и отражается в лужах и ручьях, особенно очень сильно отражается солнечный свет.

Практическая часть

-Теперь нам нужно настроиться на создание необычной картины. Выполнена она будет в технике акварельной графики. Чтобы начать работу нужно представить себе теплое весеннее солнце и журчанье бегущих ручейков. Мы с вами будем рисовать весеннюю улицу.

Шаг 1.Первое, что нужно сделать, это поставить карандашом чуть ниже середины листа точку и провести к ней от краев листа шесть линий. Первые четыре в нижней половине листа и две в верхней. Затем нужно соединить две верхние линии в левой части листа ближе к точке с помощью вертикальной линии. А с правой стороны соединить так же две верхние линии, но подальше от точки.

Шаг 2.Далее нам понадобятся: акварель, палитра, вода и большая кисть. Берем желтую краску и смешиваем ее на палитре с небольшим количеством оранжевого. После чего закрываем этим цветом левую часть получившегося здания и продолжаем его вниз почти до самого края листа.

Шаг 3. Смешиваем на палитре голубой с зеленым и желтым. Получившимся цветом закрываем правую часть получившегося здания, и продолжаем закрашивать вниз до самого края листа.

Шаг 4.Смешиваем на палитре желтый, оранжевый, и коричневый. И рисуем крону дерева в левой части работы.

Шаг 5. Смешиваем на палитре коричневый, фиолетовый и немножечко оранжевого. Рисуем этим цветом продолжение деревьев уходящих вдаль, как с левой стороны, так и с правой, а также отражение всех деревьев на дороге.

Шаг 6.В верхней части листа с помощью голубого цвета начинаем закрывать небо, но приближаясь к деревьям, добавляем в голубой больше воды и немного светло-желтого. А в нижней части листа рисуем отражение неба только в обратной последовательности, от светлого голубого с желтым переходя к более насыщенному голубому.

Объявляется перерыв 10 мин.

Шаг 7.Теперь нам понадобится черная гуашь.

С помощью тонкой кисти мы прорисовываем стволы и ветки деревьев, а так же намечаем частично окна.

Шаг 8. С помощью белой гуаши и тонкой кисти нужно показать не растаявший снег, а так же подвести окна и показать пилястры на верхушках зданий.

Шаг 9.Последним нужно нарисовать, полусухой кистью и черной гуашью асфальт, бордюр и отражение стволов деревьев.

Наша картина готова!!!!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная методическая разработка составлена на основе рабочей программы «Живопись», предназначена для проведения урока по живописи для учащихся, обучающихся по общеразвивающим программам. Разработка так же может быть использована для обучения детей по дополнительным предпрофессиональным программам, для дополнительного обучения взрослых.

Планируемые результаты:

Предметные результаты

- овладение терминологией: композиция изображения, тепло-холодность, ограниченная палитра.

- овладение ключевыми понятиями: отражение, колорит, цветовое пятно.

- овладение умением грамотно организовать композицию пространства листа, изобразить сюжет, соблюдая правила композиции и передачи пространства.

- ознакомление с техникой одного из видов акварельной графики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. Издание второе, дополненное.- М.: «Советская Россия»,1961, 84 с.

  2. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. – М.: «Просвещение»,1987, 176 с.

  3. Художникам.ру [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hudozhnikam.ru/index.html

videouroki.net