Успение и погребение Пресвятой Богородицы (14 изображений). Картина успение


Иконография Успения Божьей Матери - Православный журнал "Фома"

История появления образа

Первое, что важно знать, говоря об иконе Успения, это то, что она довольно поздняя, а ее каноническая композиция датируется примерно IX веком — эпохой, когда Церковь преодолела основные ереси и окончательно зафиксировала самые важные богословские положения. Именно во времена после иконоборчества окончательно сформировались и сам праздник Успения, и его отображение в христианской живописи.

Ранние изображения были, как правило, лаконичными и малофигурными. В центре композиции располагается укрытое пурпурной тканью ложе, на котором покоится пречистое тело Богоматери. Перед ложем стоят апостолы, их позы и жесты печальны и передают общую скорбность запечатленного момента. За ложем находится фигура Христа, который склонился над телом Матери и держит в руках Ее святую душу (она всегда изображается в виде новорожденного младенца, завернутого в пелены). Над Спасителем и Богородицей летают ангелы — небесные свидетели этого славного и грустного момента.

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Константинополь. Мозаика монастыря Хора

Вот так незатейливо и просто изображалось Успение в далекие времена. Примером первых икон могут служить плоские рельефные изображения на тонких пластиках из камня или слоновой кости, а также книжные миниатюры — сам размер этих изделий не позволял наносить на них много элементов. А вот храмовые росписи и переносные иконы почти сразу стали своеобразным пространством, на котором древние мастера могли значительно обогащать ранее сформировавшуюся композицию.

Примерно к XIII веку сложилось окончательное сюжетное решение иконы. С тех пор оно практически не менялось. Разве что на Западе светские художники пытались предложить свои собственные варианты видения Успения, но в канонической иконописи они не прижились, и до сих пор, как православные, так и многие католические храмы украшают иконы, восходящие к древним прототипам IX века. Рассмотрим каноническое изображение более детально.

Событие Успения

Момент перехода Богородицы в Вечность в Евангелии не описан. Детали этого события известны нам из Предания и различных апокрифических источников. Вот, как оно произошло:

Богородица была предупреждена архангелом Гавриилом, что через три дня Сын заберет Ее к Себе. Пресвятая Дева ждала этой вести. Она была готова к переходу в вечность, и отведенные три дня использовала для того, чтобы проститься со всеми дорогими Ее сердцу людьми. Сразу стало понятно, что некоторых Она не сможет увидеть — например, апостолов, которые  разошлись по Римской империи на проповедь. Трех дней было мало, чтоб собрать их всех, и Богородица взмолилась Сыну о помощи. На материнские молитвы Господь ответил чудом — во все края, где находились апостолы, были посланы ангелы, которые на облаках принесли их в Иерусалим к дому Пречистой.

Успение иконы

13 век, мозаика, Санта Мария Маджоре, Рим

Настал день кончины. Мария мирно лежала на одре, сияющая тихой радостью. Вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта, и сам Христос в окружении небесных сил приближался к своей Матери. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя, который забрал Ее с Собою. А на одре осталось тело, которое светилось благодатью, и казалось, будто Богородица не умерла, а лежит в мирной полуденной дремоте. На Ее лице застыла счастливая улыбка — наконец, после долгих лет ожидания Она ушла к своему Сыну.

Похоронили Богородицу в гробнице, где до этого почивали Ее родители Иоаким и Анна, а также — Её супруг Иосиф. Тело Девы Марии торжественной процессией пронесли через Иерусалим. Об этом узнали иудейские первосвященники, которые решили разогнать шествие. Но случилось чудо — христиан, провожавших Богородицу в последний путь, окружило облако, и воины, посланные первосвященниками, не смогли причинить им никакого вреда. Тогда иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. Раскаявшись в своей дерзости он получил чудесное исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

В процессии не участвовал апостол Фома — Господь специально попустил ему опоздать. Он прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Опечалившись, что больше никогда не увидит Деву Марию, он стал просить апостолов, чтоб они ему дали возможность проститься с телом. Они согласились, но  когда открыли гроб, то пришли в ужас: тела в пещере не было — в нише лежали только погребальные пелены, от которых исходило райское благоухание. Апостолы были в смятении. Они вернулись домой, недоумевая и молясь Богу, чтобы Он указал им, где искать исчезнувшее тело. В этот же день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».

Как Успение изображено на иконе?

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На иконе мастера смогли изобразить почти все моменты, которые приводятся в рассказе об Успении. Задача не из легких, но иконописцы справились с нею блестяще.

Посредине иконы изображен одр, на котором покоится тело Пресвятой Девы. Как правило, он покрыт тканью багряного цвета, и это неслучайно: багрянец всегда был атрибутом императорской власти, и применение этого оттенка в случае с Богородицей указывает на Ее царское достоинство как Владычицы и Царицы Небесной. Эту же роль играют и пурпурные сандалии на ногах Девы — такую обувь могли носить только императоры Византии. В Европе, где привыкли к иным атрибутам царской власти, Марию иногда изображали в венце и со скипетром, однако вне зависимости от места написания иконы, на ней всегда подчеркивалась идея того, что Богородица обладает честью несравненно высшей, чем у самых могущественных царей.

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Плакетка из слоновой кости. Конец X в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Вокруг одра расположились апостолы. Если перед нами фреска или большая икона, то число предстоящих фигур велико, если же поле иконы небольшое, то и предстоящих немного. Но в любом случае на всех изображениях присутствуют Петр и Иоанн. Петр держит в руках кадильницу и окуривает ложе Богородицы фимиамом. Иоанн же просто оплакивает Пречистую, склонившись над постелью. Вместе с апостолами иногда можно увидеть тех людей, которые так или иначе соприкоснулись с Богородицей. Например — Иоанна Дамаскина, воспевшего Пресвятую Деву в своих трудах.

Перед одром чаще всего стоит свеча, но встречается и такая композиция: на краю постели висят два отрубленных запястья, а возле самого ложа стоит человек с искалеченными руками. Нетрудно догадаться, что это Афония, который пытался опрокинуть одр, но был остановлен ангельским мечом. Кстати, чаще всего возле Афонии стоит и сам ангел, поднимающий меч на нечестивого кощунника.

Успение иконы

Назарий Истомин. Успение Пресвятой Богородицы. Россия. XVII в. Москва. Музей-заповедник Коломенское

За одром стоит Спаситель. Он окружен мандорлой — огромным нимбом, символизирующим собою божественную славу. В руках у Него — упеленанный младенец. Это — душа Пресвятой Богородицы. Очень трогательный момент — когда-то Мария держала на руках маленького Иисуса, теперь Он прижимает к груди Ее пречистую душу. Однажды Она стала Матерью Своего Творца, а сейчас Он возносит Ее в небесные чертоги. Также рядом со Христом стоят много ангелов, которые образуют как бы процессию, растянувшуюся с Земли на Небо и с ликованием встречающую Царя и Царицу вселенной.

На некоторых иконах изображена еще одна интересная деталь — все свободное поле иконы в ее верхней части покрыто облаками, на которых можно разглядеть фигурки людей и ангелов. Таким необычным способом иконописцы изображают апостолов, которые не смогли вовремя прибыть в Иерусалим, и были в итоге чудесным образом доставлены на облаках ангелами.

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Монастырь Ставроникита. Афон (автор: Феофан Критский)

Все события, изображенные на иконе, происходят в комнате — об этом говорят схематичные силуэты колонн, окон, арок, карнизов и других архитектурных элементов. Иногда вместо богатого интерьерного фона можно увидеть просто два столба и повисшую на них ткань, парусом натянутую над собравшимися. В любом случае и ткань, и другие элементы могут быть символами как закрытого помещения, так и городских построек Иерусалима, через который проходила погребальная процессия.

Успение иконы

Мануил Панселин. Фреска собора Протата в Карее. Афон. XIII в.

В целом же икона Успения являет собою очень важную истину —  что смерть не есть тупик или бессмысленный финал для человека, что человек не прекращает свое бытие, а переходит из мира дольнего в мир Горний. Нижняя часть иконы (наполненная печальной атмосферой) перекликается с верхней ее частью (исполненной небесной славы и ликования), показывая всем нам, что путь к Небу лежит через скорби, однако в конце этого пути нас ждет Вечность — та самая, куда первой из людей переселилась Пречистая Дева Мария.

 

Другие материалы о празднике Успения Пресвятой Богородицы на «Фоме».

Успение иконы

Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Сербия. Дечаны, XIV век

 

Успение иконы

Успение Богородицы. Фреска. XIV век. Хора музей, Стамбул

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы, избранные святые в клеймах. Византия. XV в.

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. XV в. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Балканы. Македония. XVI в. Франция. Париж. Городской музей изящных искусств

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Беларусь. XV в. Москва. ГТГ

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Византия, XV в.

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XII в.

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XIV в.

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XV в. Греция. Патмос, монастырь Иоанна Богослова

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XV в.

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Греция. Афон, монастырь Хиландар. XVII в.

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Греция. Каппадокия. XVIII в.

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Греция. XVII в. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. XVII в. Оружейная палата. Вознесенский монастырь Московского Кремля

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы_ Балканы. Сербия. Сопочаны_ XIII в._ местонахождение Сербия. Нови-Пазар. Монастырь Сопочаны

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Новгород. XIII в. Москва, ГТГ

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Праздничный ряд иконостаса. 1425-1427гг. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Троицкий собор

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Россия. Ростовская обл. XV в.

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Россия. Север. XVI в. СПб, ГРМ

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Россия. XVI в. Петрозаводск. Национальный музей республики Карелия

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Ростов. XVI в. Кириллов. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Тверь, XV в. Москва. ГТГ

 

Успение иконы

Успение. Около 1392. Мастерская Феофана Грека. Оборот Донской иконы Богоматери. ГТГ

 

Успение иконы

Успение. XVII в.

 

Успение иконы

Успенский собор Московского Кремля. Ок. 1479

 

На заставке фрагмент иконы Успение Пресвятой Богородицы, XV в. Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

foma.ru

как возник образ и праздник

После того как Иисус попал в Царствие Небесное, заботиться о Богородице стал Иоанн Богослов. А когда он отправлялся в дальний путь и не было его рядом, Матерь Божья жила в доме его родителей.

К ней постоянно приходили верующие люди, чтобы увидеть Богородицу воочию и побеседовать о событиях, которые происходят в ее жизни, о сыне ее Христе и о его рождении. Она же, в свою очередь, постоянно проповедовала христианство и много молилась.

Как гласит предание

Икона "Успение Пресвятой Богородицы" – что же на ней изображено? Обо всем этом ниже.

икона успение пресвятой богородицы

Итак, когда начались массовые гонения христиан, Мария с Богословом поехала в Ефес, там Иоанн собирался проповедовать людям христианскую веру. Именно тогда Богородица посетила Лазаря Четверодневного, который жил на Кипре. А когда поднялась Мария на Святой Афон, она сказала такие слова: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица».

Совсем незадолго до своего Успения Богородица побывала в Иерусалиме. Вскоре о ней как о Матери Божьей узнали во всем мире. И здесь верующие ехали к ней на проповеди, а враги горячо желали убить. Но Господь благополучно хранил ее от всех нападок и опасностей.

успение пресвятой богородицы икона

У Гроба Господня

Вернулась домой Дева Мария веселая. Она радовалась, что встретится со своим сыном. Единственное, о чем она попросила Господа, - это чтобы он собрал к ее кончине всех апостолов, которые тем временем проповедовали христианство в разных концах мира. Очень часто приходила она ко Гробу Господню. Там она подолгу молилась и размышляла о чем-то. И в один из таких дней во время молитвы спустился к ней с небес Архангел Гавриил. Он рассказал ей, что скоро жизнь ее земная закончится и начнется жизнь на небесах.

Собственно именно отсюда и начинается история того, что представляет собой икона "Успение Пресвятой Богородицы".

Что изображено на иконе?

Вот подошел тот день. Близился час Успения. Богородица лежала и молилась на одре, которое было украшено красивыми тканями, а вокруг него горело множество свечей. Рядом с ней собрались апостолы. Все ждали, когда же случится Успение Пресвятой Богородицы.

Икона эта запечатлела именно этот тревожный час. Вдруг свечи погасли, и комнату озарило ослепляющим светом. Это сам Христос сошел с небес в сопровождении Ангелов и Архангелов и множества других душ. Вот какое имеет икона "Успение Пресвятой Богородицы" значение.

Обрадовалась Мария, увидев сына своего живого и невредимого, а затем поднялась с одра и поклонилась ему до самой земли. Согласно древнему преданию, без всякого страдания и боли предала Святая Мария свою душу в руки Иисуса и Господа. Вслед за Божественным светом раздалось в комнате пение, небесные врата открылись и приняли душу Богоматери.

О вариантах исполнения образа и самом погребении

Каждая икона "Успение Пресвятой Богородицы" выполнена в своем стиле. Но события она отражает одни и те же. Где-то изображается просто картина предсмертного часа Марии в окружении апостолов. А где-то над лежащей на одре Богородицей можно увидеть Божественный свет и Иисуса с Ангелами и Архангелами.

После того как душа Богородицы вознеслась на небо, над ее телом появился светящийся круг наподобие большого венца. До самого погребения сопровождал этот круг тело Марии.

В последний путь провожали ее десятки верующих, что очень не понравилось иудейским священникам и некоторым начальникам. В один момент подбежал ко гробу Богородицы один такой священник, по имени Афония, и попытался опрокинуть тело Девы Марии на землю. За это невидимый ангел, который шел за гробом, отрубил ему руки. Упал священник на колени, раскаялся в своих злых умыслах и стал просить о помиловании, и апостол Петр исцелил Афония. Икона "Успение Пресвятой Богородицы" в некоторых вариантах исполнения может иметь изображение этой сцены. 

гробница

Далее, согласно преданию, иудейские воины бросились с оружием на толпу людей, которые несли гроб с телом Богоматери, но таинственный круг преградил им дорогу. Погребли Деву Марию в пещере, вход которой закрыли большим камнем-валуном. Каково было удивление верующих, когда после трех дней неустанных молитв они вернулись в пещеру и открыли гроб, а тела Богоматери там уже не было! Лишь на дне виднелась ее погребальная пелена.

Это чудо говорило о том, что Дева Мария вознеслась на небо со своим телом.

Немного о самом празднике

икона Успение Пресвятой Богородицы значение

Об Успении Пресвятой Богородицы и вознесении ее на небеса свидетельствует множество церквей и монастырей, которые построили в честь этого события. И в этот величественный и торжественный день все верующие люди могут ощутить, что Матерь Божья с нами, и через молитву к ней каждый получит ее материнское предстательство и заступничество. Успение Пресвятой Богородицы – старейший праздник, который появился много веков назад. К нему церковь готовится посредством особого Успенского поста, который установили в древние времена.

fb.ru

Успение Пресвятой Богородицы: картины западных мастеров

 Автор  подборки картин Орлова Анна

Здесь в старом дизайне смотрите без рекламы

Успение Пресвятой Богородицы: картины западных мастеров

Католический догмат о телесном вознесении Девы Марии утверждает, что Пресвятая Богородица, закончив путь земной жизни, была воскрешена и вознесена в небесные обители со Своим пречистым телом.

Однако учение оставляет открытым вопрос, умерла Пресвятая Дева Мария или нет, что породило разделение мнений внутри Церкви по данному вопросу.

Православное святоотеческое и богословское наследие содержат в себе учение не только о реальности телесной кончины Богородицы, но и о Ее воскресении и вознесении с прославленной плотью в райские селения.

Тем,кто интересуется сравнительным богословием и хочет уяснить для себя разницу в понимании Успения Пресвятой Богородицы  у католиков и православных советую прочитать ТУТ интересное  исследование

Успение: картины

Аннибале Карраччи. Успение Пресвятой Богородицы

Успение: картины

Бартоломе Эстебан Мурильо. Успение Богородицы

Успение: картины

Джотто ди Бондоне. Успение Марии. Около 1310 г.

Успение: картины

Дуччо ди Буонинсенья. Успение Богородицы. 1308-11 гг.

Успение: картины

Дуччо ди Буонисенья. Алтарь со сценами Успения Марии, 1311 г.

Успение: картины

Караваджо. Успение Марии

Успение: картины

Матео Черецо Младший. Успение Богородицы. 1650

Успение: картины

Михаель ван Кокси. Успение и Вознесение Богородицы. До 1550

Успение: картины

Никола Пуссен. Успение Богородицы

Успение: картины

Питер Пауль Рубенс. Успение Богородицы. 1620-е гг.

Успение: картины

Рафаэль. Успение Божией Матери

Успение: картины

Тициан. Успение Богородицы

Успение: картины

Фра Анджелико. Успение Богородицы

Успение: картины

Франсиско Камило. Вознесение Богоматери

Успение: картины

Франческо Боттичини. Успение Богородицы

Успение: картины

Хуан де Вальдес Леаль. Успения Пресвятой Богородицы

Успение: картины

Шарль Лебрён. Успение Богородицы. 1619-1690

Успение: картины

Андреа Мантенья. Успение Богородицы. 1461

Успение: картины

Бартоломе Бермехо. Успение Богородицы. 1460-1462

Успение: картины

Ганс Гольбейн Старший. Успение Богородицы. 1491-1492

Успение: картины

Джотто. Погребение Марии. 1310

Успение: картины

Конрад фон Зост. Успение Марии. 1420

Успение: картины

Фра Анжелико. Успение Богородицы. 1431-1432

Успение: картины

Фра Филиппо Липпи. Успение Богородицы. 1467-1469

Успение: картины

Хайме Серра. Успение Богородицы. 1361-1362

Успение: картины

Бартоломео делла Гатта. Вознесение Богородицы. 1475

Успение: картины

Йос ван Клеве. Успение Богородицы. XVI век

Успение: картины

Карло Сарачени. Успение Богородицы. 1610

Успение: картины

Хуго ван дер Гус. Успение Богородицы. После 1500 

Автор  подборки картин Орлова Анна

Успение Майкл Ситтоу (531x700, 154Kb)

источник

subscribe.ru

Успение и погребение Пресвятой Богородицы (14 изображений)

28 августа в православии отмечается Успение Пресвятой Богородицы.После Вознесения Христа Дева Мария не раз приходила к месту погребения своего сына, где проводила время в молитвах. Так прошло 12 лет. Во время одного из таких посещений Богородице явился архангел Гавриил, где возвестил о её скором переселении из этой жизни в жизнь вечно блаженную. В залог архангел вручил ей пальмовую ветвь. С этой ветвью Богоматерь вернулась из Иерусалима в Вифлеем вместе с тремя прислуживавшими ей девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем она призвала Иосифа Аримафейского (иудейский старейшина, в гробнице которого был погребён Иисус Христос) и апостолов, которым возвестила о своем скором успении. Богородица молилась в ожидании своего исхода и пришествия своего божественного сына. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет:  Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к своей матери. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки своего сына. На картинах и иконах, изображающих Успение Девы Марии, символ отошедшей от тела души Богоматери - ребёнок, которого держит на руках Иисус Христос.

"В доме апостола Иоанна царит тишина и покой. Ничто не нарушает этой благоговейной атмосферы. Небольшая скромная комната освещена двумя рядами светильников, стоящих вокруг смертного одра. Можно бы было подумать, что в комнате никого нет, хотя на самом деле в ней в эту минуту собрано почти все Христово воинство. Здесь Его Апостолы, только-только примчавшиеся со всех концов света, чтобы проводить Мать Учителя в Ее вечную обитель.Со склоненными головами стоят они вокруг одра Богородицы. А Она покоится. На Ее лице сияет отпечаток благости и какого-то таинственного счастья, свидетельствующего об отсутствии всякой скорби, а также последнее «Прощайте!», полное милосердия и снисхождения к сему миру, оказавшему так мало сочувствия, гостеприимства и любви и Ей, и Ее Сыну" (pravoslavie.ru/put/38906.htm).

Успение Девы Марии. Скульптура в аббатстве святого Петра (Solesmes, Франция)

Успение Девы Марии. Скульптура в аббатстве святого Петра (Solesmes, Франция)

Hugo van der Goes. Успение Девы Марии

Hugo van der Goes. Успение Девы Марии

Bartolo di Fredi. Успение Девы Марии

Bartolo di Fredi. Успение Девы Марии

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска в монастыре Сопочаны (Сербия)

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска в монастыре Сопочаны (Сербия)

Эль Греко. Успение Пресвятой Богородицы

 Эль Греко. Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы. Икона, 17-й век

Успение Пресвятой Богородицы. Икона, 17-й век

Успение Пресвятой Богородицы. Икона, 18-й век

Успение Пресвятой Богородицы. Икона, 18-й век

Успение Пресвятой Богородицы. Икона, вторая половина 13-го века

Успение Пресвятой Богородицы. Икона, вторая половина 13-го века

Успение Пресвятой Богородицы. Икона, 16-й век

Успение Пресвятой Богородицы. Икона, 16-й век

Jean Fouquet. Успение Девы Марии

Jean Fouquet. Успение Девы Марии

Meister des Deichsler-Altars. Успение Девы Марии

Meister des Deichsler-Altars. Успение Девы Марии

Успение Девы Марии. Витраж в храме Вознесения (графство Уэксфорд, Ирландия)

Успение Девы Марии. Витраж в храме Вознесения (графство Уэксфорд, Ирландия)

Taddeo di Bartolo. Погребение Девы Марии

Taddeo di Bartolo. Погребение Девы Марии

Fra Angelico. Погребение Девы Марии

Fra Angelico. Погребение Девы Марии

 

top-antropos.com


Смотрите также