Картина Вдовушка Павла Федотова. Картина вдовушка


Вдовушка - Павел Андреевич Федотов

Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка», использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное — придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту.

Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Может быть, прежде и показалось бы соблазнительным изобразить гроб, стоящий на столе в убогом жилище, толпу кредиторов, осаждающих испуганную молодую женщину, оставшуюся без покровительства, судебного исполнителя, руководящего накладыванием печатей на имущество, старушку няню, тщетно пытающуюся урезонить незваных пришельцев, и прочее , но сейчас ему интересно было не столько событие в неприглядной живописности его бытовых подробностей, сколько сама несчастная и ее горести.

Все прошедшее и будущее должно было только угадываться в намеках. На переднем плане разместилась Вдовушка, облокотившись на комод. Вещей немного. Столовое серебро, наваленное в корзину и бесприютно выставленное прямо на пол. Стул, придвинутый к опечатанной двери. Крохотный столик на одной ноге. Постель, еле видная в темном углу. На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч. На всем болтаются ярлыки с печатями.

Только несколько вещей остались не поруганы казенным сургучом. Это комод красного дерева, а на нем портрет мужа (тут Федотов не удержался, написал себя самого, только в гусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей.

Это маленький островок сбившихся беспорядочно, подобно овцам в грозу, вещей — то немногое, что у Вдовушки осталась, к чему она оттеснена нашествием казенного мира, за что она держится,— кусочек ее прошлой жизни, состоявшей из незатейливых радостей и необременительных забот.

Написать все это Федотова не затруднило. Главное препятствие, надолго задержавшее его работу, было в самой героине.Вдовушка виделась ему не просто молодой женщиной, проливающей слезы по мужу, а воплощением женственности, чистоты, гармонии — идеальных черт, поднимающих ее над обыденной жизнью, и скорбь ее должна была быть страданием чистой души в грубом и жестоком мире.

Он долго бился над ускользающими из-под рук очертаниями идеала. Просил позировать знакомых дам. Бродил по Смоленскому кладбищу, присматриваясь к молодым женщинам, горюющим на могилах. С особым вниманием присматривался он и к детским лицам, в них ища нужные ему чистоту и нежность.В августе он приехал в Царское Село к давнему приятелю Лебедеву. В тот же вечер друзья отправились в Павловск на концерт , и там среди слушателей Федотов" вдруг углядел молодую девушку в трауре. «Счастливый вечер; вот у меня есть и любящие глаза!»Через неделю картина была уже закончена. Лебедев клялся, что ее героиня как две капли воды похожа на павловскую незнакомку.

Федотова поздравляли с удачей, но сам он, чем более присматривался к картине, начинал понимать, что желаемого все-таки не достиг. Незнакомка хоть и помогла, да не до конца. Милая и добрая женщина была чересчур обыденна со своим опухшим от слез лицом, заметно выдавшимся вперед животом и несколько неуклюжей позой. В ней была покорность страданию, даже растворенность в страдании, но не было высокой духовности, способной поднять человека над любыми страданиями, на которые обрекает его жестокость жизни и слабость собственной плоти.

Тут-то и проверяется характер. Федотов не разломал подрамник, не изрезал в куски холст и не бросил его в печку. Стыдиться ему было нечего, работа была сделана на совесть. Не стал переписывать лицо — это значило бы замучивать живопись. Огорченный, но не обескураженный, он начал новый вариант.

Перекомпоновал почти все детали. Изменил колорит. Решительно обошелся с героиней: переменил лицо, позу, фигуру, даже одел немного иначе. Переделал и портрет мужа, написав вместо себя другого человека. Не скоро дело делается, однако и вторая «Вдовушка» стала наконец перед ним, готовая вполне и выделанная так же тщательно, как первая, однако он и ею остался недоволен.

Приземленность и невзрачность в самом деле ушли, однако взамен явились качества, совсем неожиданные и даже неуместные. Молодая женщина стала поизящнее, но в этой изящности обнаружилось сродство с модной картинкой — так кокетливо она изогнула свой стан, так жеманно отогнула мизинчик, так манерно ниспадали складки платья, так холодно и по-светски томно стало выражение лица, так ярки губы, а в слегка приоткрытой груди чудилось нечто едва ли не игривое.

Он и этот вариант довел до законченности, после чего отставил в сторону и принялся за третий. На академическую выставку 1851 года (предыдущую пропустил) он, подумав, выбрал первый вариант в нем все-таки было больше жизни и неподдельного чувства.На выставке «Вдовушка» шума не произвела. Собственно, и провисела-то она всего несколько дней. Богач и меценат К.Солдатенков забрал картину, не дожидаясь закрытия выставки, и увез к себе в Москву.А Федотов начал работать над третьим вариантом.

Уже и фигуру уточнил, чтобы не так простовата была, как первая, но и не так манерна, как вторая, и руки расположил иначе, и складки на платье, сохранил только верно найденный наклон головы к правому плечу. Однако лица-то не было.Он продолжал совершать вылазки на Смоленское кладбище и присматриваться ко всем встречаемым на улице женщинам. Написал вдруг картину «Мадонна с младенцем» и, смеясь, объяснил пораженному Дружинину: «Штука вот такого рода. Эта мысль не давала мне покоя, и я захотел испробовать свои силы. Сверх того, мне нужно добыть себе мягкости, грации, неземной красоты в лицах. Он решил занять столь желанной гармонии и у древних, больших мастеров по этой части. Поставил голову Венеры Медицейской и стал ее рисовать в нужном повороте. Потом снова рисовал свою героиню, приближая ее к Венере.

То ли христианские, то ли языческие боги помогли, или, наконец, время подошло, чтобы неутомимый труд дал плод, но случилось то чудо, что случается порой у больших художников. Федотов сел перед едва начатым холстом, на котором была только едва набросанная фигура и несколько отделанных предметов, и, проработав подряд вечер, ночь и утро, закончил картину. Ликование его было так велико, что им невозможно было не поделиться.

Проезжавший мимо Дружинин был остановлен, как обычно, стуком в оконное стекло, вслед за чем и сам Федотов выскочил на улицу: «Заходите, заходите живее... Хорошо, что вы были у меня вчера... вы увидите вещь, за которую меня иной может ославить лгуном!» Совершенно готовая картина поразила Дружинина: «Вы шутите надо мною, Павел Андреич, неужели это дело одного вечера и одного утра?» — «И одной ночи. Нынче, слава богу, рано рассветает. Со мной произошла штука, феномен, чтобы сказать благообразнее, о котором я до сих пор понятие имел только приблизительно. У меня будто искра зажглась в голове; я не мог спать, я чувствовал в себе силу чрезвычайную; мне было весело; я сознавал каждой жилкой то, что мог в эти минуты сделать. Никогда не доводилось мне работать с такой легкостью и так успешно: каждый штрих ложился куда следовало, каждое пятнышко краски подвигало все дело.» (Э.Кузнецов"Павел Федотов")

Картина находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.

Источник

dedale.ru

Сочинение по картине П.А. Федотова «Вдовушка»

Картина П.А. Федотова «Вдовушка»

     На картине П.А. Федотова «Вдовушка» изображена молодая беременная женщина, которая стоит, облокотившись на комод. Женщина одета в длинное черное траурное платье, а ее темные волосы аккуратно собраны в пучок на затылке. Лицо полное скорби и тоски, она потеряла мужа. Кажется, что лицо женщины выражает полное безразличие, доведенное до отчаяния. Портрет мужа, который был офицером, в красивой резной раме, стоит на комоде. Возле него стоит икона, которой женщина наверно молилась за жизнь своего супруга. Здесь же на комоде находится корзинка с нитками для вышивания, а пяльцы с незаконченной картиной расположены на полу, возле комода.

     Женщина освещена дневным светом, а возле двери на стуле стоит свеча, которая озаряет темный угол комнаты. В этом углу можно увидеть кровать с подушками, возле которой стоит корзина с вещами. Прямо на полу находится посуда из серебра, собранная в одно место. Судя по ярлыкам на двери, на стуле, на посуде, все вещи, находящиеся в доме описали. Скорее всего, умерший муж оставил после себя одни долги, в счет которых и описали все имущество. Мало того, что вдовушка убита горем, так еще и имущество забирают и наверно дом тоже забирают за долги. Ей скоро рожать, а о светлом будущем можно забыть. Теперь ей самой придется, как то крутиться, чтобы прожить вдвоем с ребенком.

     Омрачают картину и темные стены, которые добавляют ситуации еще больше трагизма. Лишь пламя свечи освещает предметы теплым мягким светом, создавая небольшую частичку уюта. Вдовушка просто оперлась на комод, она устала и физически и духовно. В ее позе нет ничего показного. Женщина доведена до отчаяния. Она потеряла мужа, от которого совсем скоро должна родить ребенка. Так еще и кредиторы пришли получить долг покойного мужчины и описали все имущество. Тихая, размеренная жизнь вдовушки пошла под откос, теперь ей предстоит другая жизнь, полная нищеты и борьбы за выживание.

Понравилось сочинение? Тогда Вам будут интересны ещё эти:

isoch.ru

История картины ВДОВУШКА П.А.Федотова

vdova1Мысль об этойкартине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда сбессилием терзался над судьбой сестры Любиньки,

мучившейся при жизни мужа, атеперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты,да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Уже тогда употребилон в письме к Дружинину слово «вдовушка», использовав свойство, кажется, одномурусскому языку свойственное — придавать ласковый оттенок уменьшительномуобороту.

Он не захотелсочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Может быть,прежде и показалось бы соблазнительным изобразить гроб, стоящий на столе вубогом жилище, толпу кредиторов, осаждающих испуганную молодую женщину,оставшуюся без покровительства, судебного исполнителя, руководящегонакладыванием печатей на имущество, старушку няню, тщетно пытающуюся урезонитьнезваных пришельцев, и прочее , но сейчас ему интересно было не столько событиев неприглядной живописности его бытовых подробностей, сколько сама несчастная иее горести.

Все прошедшее ибудущее должно было только угадываться в намеках.

На переднем планеразместилась Вдовушка, облокотившись на комод. Вещей немного. Столовое серебро,наваленное в корзину и бесприютно выставленное прямо на пол. Стул, придвинутый копечатанной двери. Крохотный столик на одной ноге. Постель, еле видная в темномуглу. На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч. Навсем болтаются ярлыки с печатями.

Только нескольковещей остались не поруганы казенным сургучом. Это комод красного дерева, а нанем портрет мужа (тут Федотов не удержался, написал себя самого, только вгусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания,шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка сзакладкой, может быть Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы снеоконченным вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей.

Это маленькийостровок сбившихся беспорядочно, подобно овцам в грозу, вещей — то немногое, чтоу Вдовушки осталась, к чему она оттеснена нашествием казенного мира, за что онадержится,— кусочек ее прошлой жизни, состоявшей из незатейливых радостей инеобременительных забот.

Написать все этоФедотова не затруднило. Главное препятствие, надолго задержавшее его работу,было в самой героине.

Вдовушка виделасьему не просто молодой женщиной, проливающей слезы по мужу, а воплощениемженственности, чистоты, гармонии — идеальных черт, поднимающих ее над обыденнойжизнью, и скорбь ее должна была быть страданием чистой души в грубом и жестокоммире.

Он долго бился надускользающими из-под рук очертаниями идеала. Просил позировать знакомых дам.Бродил по Смоленскому кладбищу, присматриваясь к молодым женщинам, горюющим намогилах. С особым вниманием присматривался он и к детским лицам, в них ищанужные ему чистоту и нежность.

В августе онприехал в Царское Село к давнему приятелю Лебедеву. В тот же вечер друзьяотправились в Павловск на концерт , и там среди слушателей Федотов" вдругуглядел молодую девушку в трауре.

«Счастливый вечер;вот у меня есть и любящие глаза!»

Через неделюкартина была уже закончена.

Лебедев клялся,что ее героиня как две капли воды похожа на павловскую незнакомку.

Федотовапоздравляли с удачей, но сам он, чем более присматривался к картине, начиналпонимать, что желаемого все-таки не достиг. Незнакомка хоть и помогла, да не доконца. Милая и добрая женщина была чересчур обыденна со своим опухшим от слезлицом, заметно выдавшимся вперед животом и несколько неуклюжей позой. В ней былапокорность страданию, даже растворенность в страдании, но не было высокойдуховности, способной поднять человека над любыми страданиями, на которыеобрекает его жестокость жизни и слабость собственной плоти.

vdova2Первыйвариант

Тут-то ипроверяется характер. Федотов не разломал подрамник, не изрезал в куски холст ине бросил его в печку. Стыдиться ему было нечего, работа была сделана насовесть. Не стал переписывать лицо — это значило бы замучивать живопись.Огорченный, но не обескураженный, он начал новый вариант.

Перекомпоновалпочти все детали. Изменил колорит. Решительно обошелся с героиней: перемениллицо, позу, фигуру, даже одел немного иначе. Переделал и портрет мужа, написаввместо себя другого человека. Не скоро дело делается, однако и вторая «Вдовушка»стала наконец перед ним, готовая вполне и выделанная так же тщательно, какпервая, однако он и ею остался недоволен.

Приземленность иневзрачность в самом деле ушли, однако взамен явились качества, совсемнеожиданные и даже неуместные. Молодая женщина стала поизящнее, но в этойизящности обнаружилось сродство с модной картинкой — так кокетливо она изогнуласвой стан, так жеманно отогнула мизинчик, так манерно ниспадали складки платья,так холодно и по-светски томно стало выражение лица, так ярки губы, а в слегкаприоткрытой груди чудилось нечто едва ли не игривое.

vdova3Второйвариант

Он и этот вариантдовел до законченности, после чего отставил в сторону и принялся за третий. Наакадемическую выставку 1851 года (предыдущую пропустил) он, подумав, выбралпервый вариант в нем все-таки было больше жизни и неподдельногочувства.

На выставке«Вдовушка» шума не произвела. Собственно, и провисела-то она всего несколькодней. Богач и меценат К.Солдатенков забрал картину, не дожидаясь закрытиявыставки, и увез к себе в Москву.

А Федотов началработать над третьим вариантом.

Уже и фигурууточнил, чтобы не так простовата была, как первая, но и не так манерна, каквторая, и руки расположил иначе, и складки на платье, сохранил только вернонайденный наклон головы к правому плечу.

Однако лица-то небыло.

Он продолжалсовершать вылазки на Смоленское кладбище и присматриваться ко всем встречаемымна улице женщинам. Написал вдруг картину «Мадонна с младенцем» и, смеясь,объяснил пораженному Дружинину: «Штука вот такого рода. Эта мысль не давала мнепокоя, и я захотел испробовать свои силы. Сверх того, мне нужно добыть себемягкости, грации, неземной красоты в лицах. Он решил занять столь желаннойгармонии и у древних, больших мастеров по этой части. Поставил голову ВенерыМедицейской и стал ее рисовать в нужном повороте. Потом снова рисовал своюгероиню, приближая ее к Венере.

То лихристианские, то ли языческие боги помогли, или, наконец, время подошло, чтобынеутомимый труд дал плод, но случилось то чудо, что случается порой у большиххудожников. Федотов сел перед едва начатым холстом, на котором была только едванабросанная фигура и несколько отделанных предметов, и, проработав подряд вечер,ночь и утро, закончил картину. Ликование его было так велико, что им невозможнобыло не поделиться.

Проезжавший мимоДружинин был остановлен, как обычно, стуком в оконное стекло, вслед за чем и самФедотов выскочил на улицу: «Заходите, заходите живее... Хорошо, что вы были уменя вчера... вы увидите вещь, за которую меня иной может ославитьлгуном!»

Совершенно готоваякартина поразила Дружинина: «Вы шутите надо мною, Павел Андреич, неужели этодело одного вечера и одного утра?» — «И одной ночи.

Нынче, слава богу,рано рассветает. Со мной произошла штука, феномен, чтобы сказать благообразнее,о котором я до сих пор понятие имел только приблизительно. У меня будто искразажглась в голове; я не мог спать, я чувствовал в себе силу чрезвычайную; мнебыло весело; я сознавал каждой жилкой то, что мог в эти минуты сделать. Никогдане доводилось мне работать с такой легкостью и так успешно: каждый штрих ложилсякуда следовало, каждое пятнышко краски подвигало все дело.»

(Э.Кузнецов"ПавелФедотов")

vdova4Третийвариант

Подпишитесь на рассылку последних новостейс этого сайта

talumala.com

"Вдовушка" - Журнал обо всём

. Это цитата

"Вдовушка"

П.А.Федотов «Вдовушка»

История картины

 

Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка», использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное — придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту. 

 

 

 

Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Может быть, прежде и показалось бы соблазнительным изобразить гроб, стоящий на столе в убогом жилище, толпу кредиторов, осаждающих испуганную молодую женщину, оставшуюся без покровительства, судебного исполнителя, руководящего накладыванием печатей на имущество, старушку няню, тщетно пытающуюся урезонить незваных пришельцев, и прочее , но сейчас ему интересно было не столько событие в неприглядной живописности его бытовых подробностей, сколько сама несчастная и ее горести.

 

Все прошедшее и будущее должно было только угадываться в намеках. 

На переднем плане разместилась Вдовушка, облокотившись на комод. Вещей немного. Столовое серебро, наваленное в корзину и бесприютно выставленное прямо на пол. Стул, придвинутый к опечатанной двери. Крохотный столик на одной ноге. Постель, еле видная в темном углу. На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч. На всем болтаются ярлыки с печатями.

 

Только несколько вещей остались не поруганы казенным сургучом. Это комод красного дерева, а на нем портрет мужа (тут Федотов не удержался, написал себя самого, только в гусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей. 

 

Это маленький островок сбившихся беспорядочно, подобно овцам в грозу, вещей — то немногое, что у Вдовушки осталась, к чему она оттеснена нашествием казенного мира, за что она держится,— кусочек ее прошлой жизни, состоявшей из незатейливых радостей и необременительных забот.

 

Написать все это Федотова не затруднило. Главное препятствие, надолго задержавшее его работу, было в самой героине.

Вдовушка виделась ему не просто молодой женщиной, проливающей слезы по мужу, а воплощением женственности, чистоты, гармонии — идеальных черт, поднимающих ее над обыденной жизнью, и скорбь ее должна была быть страданием чистой души в грубом и жестоком мире.

 

Он долго бился над ускользающими из-под рук очертаниями идеала. Просил позировать знакомых дам. Бродил по Смоленскому кладбищу, присматриваясь к молодым женщинам, горюющим на могилах. С особым вниманием присматривался он и к детским лицам, в них ища нужные ему чистоту и нежность.

В августе он приехал в Царское Село к давнему приятелю Лебедеву. В тот же вечер друзья отправились в Павловск на концерт , и там среди слушателей Федотов" вдруг углядел молодую девушку в трауре. 

«Счастливый вечер; вот у меня есть и любящие глаза!»

Через неделю картина была уже закончена. 

Лебедев клялся, что ее героиня как две капли воды похожа на павловскую незнакомку. 

 

Федотова поздравляли с удачей, но сам он, чем более присматривался к картине, начинал понимать, что желаемого все-таки не достиг. Незнакомка хоть и помогла, да не до конца. Милая и добрая женщина была чересчур обыденна со своим опухшим от слез лицом, заметно выдавшимся вперед животом и несколько неуклюжей позой. В ней была покорность страданию, даже растворенность в страдании, но не было высокой духовности, способной поднять человека над любыми страданиями, на которые обрекает его жестокость жизни и слабость собственной плоти.

 

Первый вариант

 

 

 

Тут-то и проверяется характер. Федотов не разломал подрамник, не изрезал в куски холст и не бросил его в печку. Стыдиться ему было нечего, работа была сделана на совесть. Не стал переписывать лицо — это значило бы замучивать живопись. Огорченный, но не обескураженный, он начал новый вариант.

 

Перекомпоновал почти все детали. Изменил колорит. Решительно обошелся с героиней: переменил лицо, позу, фигуру, даже одел немного иначе. Переделал и портрет мужа, написав вместо себя другого человека. Не скоро дело делается, однако и вторая «Вдовушка» стала наконец перед ним, готовая вполне и выделанная так же тщательно, как первая, однако он и ею остался недоволен.

 

Приземленность и невзрачность в самом деле ушли, однако взамен явились качества, совсем неожиданные и даже неуместные. Молодая женщина стала поизящнее, но в этой изящности обнаружилось сродство с модной картинкой — так кокетливо она изогнула свой стан, так жеманно отогнула мизинчик, так манерно ниспадали складки платья, так холодно и по-светски томно стало выражение лица, так ярки губы, а в слегка приоткрытой груди чудилось нечто едва ли не игривое.

 

Второй вариант

 

 

 

Он и этот вариант довел до законченности, после чего отставил в сторону и принялся за третий. На академическую выставку 1851 года (предыдущую пропустил) он, подумав, выбрал первый вариант в нем все-таки было больше жизни и неподдельного чувства.

На выставке «Вдовушка» шума не произвела. Собственно, и провисела-то она всего несколько дней. Богач и меценат К.Солдатенков забрал картину, не дожидаясь закрытия выставки, и увез к себе в Москву.

А Федотов начал работать над третьим вариантом.

 

Уже и фигуру уточнил, чтобы не так простовата была, как первая, но и не так манерна, как вторая, и руки расположил иначе, и складки на платье, сохранил только верно найденный наклон головы к правому плечу. 

Однако лица-то не было.

Он продолжал совершать вылазки на Смоленское кладбище и присматриваться ко всем встречаемым на улице женщинам. Написал вдруг картину «Мадонна с младенцем» и, смеясь, объяснил пораженному Дружинину: «Штука вот такого рода. Эта мысль не давала мне покоя, и я захотел испробовать свои силы. Сверх того, мне нужно добыть себе мягкости, грации, неземной красоты в лицах. Он решил занять столь желанной гармонии и у древних, больших мастеров по этой части. Поставил голову Венеры Медицейской и стал ее рисовать в нужном повороте. Потом снова рисовал свою героиню, приближая ее к Венере.

 

То ли христианские, то ли языческие боги помогли, или, наконец, время подошло, чтобы неутомимый труд дал плод, но случилось то чудо, что случается порой у больших художников. Федотов сел перед едва начатым холстом, на котором была только едва набросанная фигура и несколько отделанных предметов, и, проработав подряд вечер, ночь и утро, закончил картину. Ликование его было так велико, что им невозможно было не поделиться.

 

Проезжавший мимо Дружинин был остановлен, как обычно, стуком в оконное стекло, вслед за чем и сам Федотов выскочил на улицу: «Заходите, заходите живее... Хорошо, что вы были у меня вчера... вы увидите вещь, за которую меня иной может ославить лгуном!» 

Совершенно готовая картина поразила Дружинина: «Вы шутите надо мною, Павел Андреич, неужели это дело одного вечера и одного утра?» — «И одной ночи. 

Нынче, слава богу, рано рассветает. Со мной произошла штука, феномен, чтобы сказать благообразнее, о котором я до сих пор понятие имел только приблизительно. У меня будто искра зажглась в голове; я не мог спать, я чувствовал в себе силу чрезвычайную; мне было весело; я сознавал каждой жилкой то, что мог в эти минуты сделать. Никогда не доводилось мне работать с такой легкостью и так успешно: каждый штрих ложился куда следовало, каждое пятнышко краски подвигало все дело.» 

(Э.Кузнецов"Павел Федотов") 

 

Третий вариант

 

 

kolybanov.livejournal.com

Описание картины Павла Федотова «Вдовушка» Картины художников

Описание картины Павла Федотова «Вдовушка»

Написанная Федотовым картина «Вдовушка» имеет очень интересную историю написания, отличный от других работ мастера сюжет и целых 4 дошедших до нас варианта!

Идея для написания картины попала в голову мастера в Москве, когда терзался из-за судьбы своей несчастной сестры Любиньки. Дело в том, что девушка, которая при жизни мужа совершенно не была счастлива, а, пережив его кончину, осталась беременной наедине со всеми долгами и нищетой.

Не ставив цели создания сложных и нагруженных композиций, во всех подробностях дающих понятие о всех свалившихся на хрупкие плечи девушки бедствиях, а желая выразить именно всю горесть и печаль, которые видны в позе и лице несчастной Любы. Все, что уже случилось и только ожидало девушку, можно угадать лишь по полунамекам.

В едва освещенной комнате, задумавшись и глядя в пол печальными заплаканными глазами, в застенчивой позе стоит молодая девушка, хотя, скорее даже женщина. На ней надето черное траурное платье, через которое мы отлично видим, что она находится в положении.

Но что в картине дает нам понять, что случилось и что ожидает вдовушку? Множество неприметных на первый взгляд деталей. Портрет покойного мужа – офицера в мундире, мы видим рядом с иконой на комоде. Забытая с

ночи свеча освещает неярким светом корзинку, в которую собраны все вещи бедной девушки. На многих других предметах мебели, как и на двери, видны отметки из сургуча, что дает нам понять, что они ей уже не принадлежат. Чем больше мы вглядываемся в составленное на пол серебро, опечатанные предметы и лицо женщины, тем больше мы чувствуем всю бедственность положения: умерев, муж оставил жене множественные долги, оплатить которые у девушки не было возможности. И вот, она покидает эту небольшую, но уютную квартирку, теряя большую часть имущества. И в этом пугающем холодном будущем ей необходимо позаботиться о ребенке, который вот-вот родится…

Федотов долго искал девушку с лицом, выражавшим глубокую скорбь и горе, но по его мнению так и не нашел то, что искал. И хотя его многократно поздравляли с великолепной картиной, он никогда не был ей полностью доволен. Тем не менее, благодаря постоянному поиску того идеала художником мы получили целых четыре картины, каждая из которых завораживает и заставляет всем сердцем сочувствовать девушке на ней.

Описание картины Павла Федотова «Вдовушка»

Описание картины Павла Федотова «Вдовушка»

Описание картины Павла Федотова «Вдовушка»

Прислал: Лебедева Мария . 2017-10-08 21:41:51

opisanie-kartin.iusite.ru

Репродукция картины "Вдовушка" Павла Федотова

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника  Павла Федотова.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Павла Федотова  на натуральном  холсте.

Павел Андреевич Федотов родился в Москве в 1815 году в семье титулярного советника. Его отец во времена Екатерины служил в армии, при выходе в отставку получил чин поручика и дворянство.

Павел в свои 11 лет был определен отцом в Первый Московский кадетский корпус, где проявил способности к военной службе, и в 1830 году был произведён в унтер-офицеры, а в 1832-м — в фельдфебели, и в том же году окончил курс с отличием.

Во время учебы увлекался математикой и химией, а в свободное время – рисованием.

В 1833 году Федотова произвели в первый офицерский чин, в 1834 он в звании прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет.

Через три года службы молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, упражнялся дома, рисуя портреты своих сослуживцев, сцены полковой жизни, карикатуры. Портреты получались очень похожими, но особенно хорошо выходил из-под кисти Федотова портрет великого князя Михаила Павловича, изображения которого охотно покупались.

Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Еще неоконченная картина была представлена великому князю, который в свою очередь показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц».

После долгих раздумий Павел Андреевич решил все же воспользоваться царской милостью: подал прошение об отставке, и в 1844 году был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир.

Несмотря на то, что теперь ему приходилось жить на скудную пенсию, любовь к искусству помогала настойчиво идти к намеченной цели - стать настоящим художником.

В первое время Павел Андреевич избрал для себя батальный жанр, но впоследствии нашел свое истинное призвание в жанровой живописи.

Помог художнику определиться в выборе баснописец Крылов, который видел некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью. Послушавшись этого совета, Федотов написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста» и показал их Брюллову, всесильному в те годы в Академии художеств, который пришёл в восторг. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора»

После выставки этой картины Совет Академии единогласно признал художника академиком, имя Федотова стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи критиков. Одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником. Тогда же и выяснилось, что Федотов с юных лет любил писать стихи, басни, романсы, которые сам перелагал на музыку…

Однако, несмотря на то, что к началу 1850 –х годов к художнику пришло заслуженное признание, успех омрачился повышенным вниманием цензуры, которое вызывала сатирическая направленность творчества Федотова и его принципиальность. От Федотова стали отворачиваться меценаты.

Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума, рук и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное воздействие на здоровье Павла Андреевича. У художника ухудшилось зрение, он стал страдать приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его характере происходила всё более заметная перемена: весёлость и общительность сменились задумчивостью и молчаливостью.

Весной 1852 года у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Окружающие стали считать его сумасшедшим.

Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб. Несмотря на это, болезнь прогрессировала, и осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Павла Федотова  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

П. А. ФЕДОТОВ «ВДОВУШКА» - Мир Искусства - Мир Искусства - Каталог файлов

П.А.Федотов «Вдовушка»

Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка», использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное — придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту.

Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Может быть, прежде и показалось бы соблазнительным изобразить гроб, стоящий на столе в убогом жилище, толпу кредиторов, осаждающих испуганную молодую женщину, оставшуюся без покровительства, судебного исполнителя, руководящего накладыванием печатей на имущество, старушку няню, тщетно пытающуюся урезонить незваных пришельцев, и прочее , но сейчас ему интересно было не столько событие в неприглядной живописности его бытовых подробностей, сколько сама несчастная и ее горести.

Все прошедшее и будущее должно было только угадываться в намеках. На переднем плане разместилась Вдовушка, облокотившись на комод. Вещей немного. Столовое серебро, наваленное в корзину и бесприютно выставленное прямо на пол. Стул, придвинутый к опечатанной двери. Крохотный столик на одной ноге. Постель, еле видная в темном углу. На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч. На всем болтаются ярлыки с печатями.

Только несколько вещей остались не поруганы казенным сургучом. Это комод красного дерева, а на нем портрет мужа (тут Федотов не удержался, написал себя самого, только в гусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей.

Это маленький островок сбившихся беспорядочно, подобно овцам в грозу, вещей — то немногое, что у Вдовушки осталась, к чему она оттеснена нашествием казенного мира, за что она держится,— кусочек ее прошлой жизни, состоявшей из незатейливых радостей и необременительных забот.

Написать все это Федотова не затруднило. Главное препятствие, надолго задержавшее его работу, было в самой героине. Вдовушка виделась ему не просто молодой женщиной, проливающей слезы по мужу, а воплощением женственности, чистоты, гармонии — идеальных черт, поднимающих ее над обыденной жизнью, и скорбь ее должна была быть страданием чистой души в грубом и жестоком мире.

Он долго бился над ускользающими из-под рук очертаниями идеала. Просил позировать знакомых дам. Бродил по Смоленскому кладбищу, присматриваясь к молодым женщинам, горюющим на могилах. С особым вниманием присматривался он и к детским лицам, в них ища нужные ему чистоту и нежность. В августе он приехал в Царское Село к давнему приятелю Лебедеву. В тот же вечер друзья отправились в Павловск на концерт , и там среди слушателей Федотов" вдруг углядел молодую девушку в трауре. «Счастливый вечер; вот у меня есть и любящие глаза!» Через неделю картина была уже закончена. Лебедев клялся, что ее героиня как две капли воды похожа на павловскую незнакомку.

Федотова поздравляли с удачей, но сам он, чем более присматривался к картине, начинал понимать, что желаемого все-таки не достиг. Незнакомка хоть и помогла, да не до конца. Милая и добрая женщина была чересчур обыденна со своим опухшим от слез лицом, заметно выдавшимся вперед животом и несколько неуклюжей позой. В ней была покорность страданию, даже растворенность в страдании, но не было высокой духовности, способной поднять человека над любыми страданиями, на которые обрекает его жестокость жизни и слабость собственной плоти.  

Первый вариант

Pavel Fedotov Young Widow (First version)  

Тут-то и проверяется характер. Федотов не разломал подрамник, не изрезал в куски холст и не бросил его в печку. Стыдиться ему было нечего, работа была сделана на совесть. Не стал переписывать лицо — это значило бы замучивать живопись. Огорченный, но не обескураженный, он начал новый вариант.

Перекомпоновал почти все детали. Изменил колорит. Решительно обошелся с героиней: переменил лицо, позу, фигуру, даже одел немного иначе. Переделал и портрет мужа, написав вместо себя другого человека. Не скоро дело делается, однако и вторая «Вдовушка» стала наконец перед ним, готовая вполне и выделанная так же тщательно, как первая, однако он и ею остался недоволен.

Приземленность и невзрачность в самом деле ушли, однако взамен явились качества, совсем неожиданные и даже неуместные. Молодая женщина стала поизящнее, но в этой изящности обнаружилось сродство с модной картинкой — так кокетливо она изогнула свой стан, так жеманно отогнула мизинчик, так манерно ниспадали складки платья, так холодно и по-светски томно стало выражение лица, так ярки губы, а в слегка приоткрытой груди чудилось нечто едва ли не игривое. 

Второй вариант

П.А.Федотов «Вдовушка» .(Второй вариант).1851-52г, холст, масло, 62 х47 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Он и этот вариант довел до законченности, после чего отставил в сторону и принялся за третий. На академическую выставку 1851 года (предыдущую пропустил) он, подумав, выбрал первый вариант в нем все-таки было больше жизни и неподдельного чувства. На выставке «Вдовушка» шума не произвела. Собственно, и провисела-то она всего несколько дней. Богач и меценат К.Солдатенков забрал картину, не дожидаясь закрытия выставки, и увез к себе в Москву. А Федотов начал работать над третьим вариантом.

Уже и фигуру уточнил, чтобы не так простовата была, как первая, но и не так манерна, как вторая, и руки расположил иначе, и складки на платье, сохранил только верно найденный наклон головы к правому плечу. Однако лица-то не было. Он продолжал совершать вылазки на Смоленское кладбище и присматриваться ко всем встречаемым на улице женщинам. Написал вдруг картину «Мадонна с младенцем» и, смеясь, объяснил пораженному Дружинину: «Штука вот такого рода. Эта мысль не давала мне покоя, и я захотел испробовать свои силы. Сверх того, мне нужно добыть себе мягкости, грации, неземной красоты в лицах. Он решил занять столь желанной гармонии и у древних, больших мастеров по этой части. Поставил голову Венеры Медицейской и стал ее рисовать в нужном повороте. Потом снова рисовал свою героиню, приближая ее к Венере.

То ли христианские, то ли языческие боги помогли, или, наконец, время подошло, чтобы неутомимый труд дал плод, но случилось то чудо, что случается порой у больших художников. Федотов сел перед едва начатым холстом, на котором была только едва набросанная фигура и несколько отделанных предметов, и, проработав подряд вечер, ночь и утро, закончил картину. Ликование его было так велико, что им невозможно было не поделиться.  

Третий вариант

П. А. Федотов. «Вдовушка». Третий вариант. 1852 год, холст, масло

Проезжавший мимо Дружинин был остановлен, как обычно, стуком в оконное стекло, вслед за чем и сам Федотов выскочил на улицу: «Заходите, заходите живее... Хорошо, что вы были у меня вчера... вы увидите вещь, за которую меня иной может ославить лгуном!» Совершенно готовая картина поразила Дружинина: «Вы шутите надо мною, Павел Андреич, неужели это дело одного вечера и одного утра?» — «И одной ночи. Нынче, слава богу, рано рассветает. Со мной произошла штука, феномен, чтобы сказать благообразнее, о котором я до сих пор понятие имел только приблизительно. У меня будто искра зажглась в голове; я не мог спать, я чувствовал в себе силу чрезвычайную; мне было весело; я сознавал каждой жилкой то, что мог в эти минуты сделать. Никогда не доводилось мне работать с такой легкостью и так успешно: каждый штрих ложился куда следовало, каждое пятнышко краски подвигало все дело.»

(Э.Кузнецов"Павел Федотов")

Нравится

ps-cs.ucoz.ru


Смотрите также