Коллекция шедевров Версальского дворца. Часть 2. Картина версаль


Коллекция шедевров Версальского дворца. Часть 2

Этьен Аллегрен -- Вид в Версале

Фонды дворца хранят более 6 тысяч картин XV-XX веков, сами внутрение помещения расписаны большим количеством фресок, которые также представляют собой шедевры живописи.

Зеркальный зал имеет тридцать потолочных композиций работы Шарля Лебрена. Галерея битв, над оформлением которой работал художник Абель де Пуйоль, украшена тридцатью тремя монументальными росписями, иллюстрирующими военный эпос Франции. Здесь представлены все крупнейшие битвы с 496 по 1809 год. Коронационный зал украшен двумя большими работами Жака-Луи Давида - «Коронация Наполеона 2 декабря 1804 года» и «Принесение присяги императору 5 декабря 1804 года».

В Версале находится одна из лучших в мире коллекций живописи XVII века, особенно следует обратить внимание на портреты. Коллекция рисунков и гравюр Версальского дворца состоит из 81 пастели, около 1400 рисунков и более 28000 гравюр, всего почти 30000 работ. Коллекция была основана в 1830 году, в первую очередь для того, чтобы проиллюстрировать историю Франции, её военные победы и период правления Луи-Филиппа.

Музей активно приобретает предметы искусства, имеющие значение для французской истории. Например, более 16300 гравюр, иллюстрирующих историю Европы и включенных в 75 так называемых «Альбомов Луи-Филиппа» были приобретены музеем в 1948 году. Исключительная серия акварелей Джузеппе Пьетро Багетти была подарена Версалю в 1834 году военным министерством Франции. Выполненные между 1801 и 1807 годами, семьдесят восемь акварелей документировали наполеоновскую кампанию 1796 - 1807 годов.

Позже коллекция пополнялась ещё несколько раз. В 1897 году Департамент изобразительных искусств Лувра подарил музею целую серию подготовительных рисунков Шарля Лебрена, сделанных им при подготовке к росписи дворца в Версале.

Анна-Розали Фийоль -- Луи-Антуан д’Артуа, герцог Ангулемский. Версальский дворец

Анна-Розали Фийоль -- Луи-Антуан д’Артуа, герцог Ангулемский

Антуан Куапель -- Людовик XIV принимает персидского посла в зеркальной зале Версаля 19 февраля 1715 года. Версальский дворец

Антуан Куапель -- Людовик XIV принимает персидского посла в зеркальной зале Версаля 19 февраля 1715 года

Антуан Матьё -- Филипп, герцог Орлеанский, прозванный Месье, 120х92. Версальский дворец

Антуан Матьё -- Филипп, герцог Орлеанский, прозванный Месье

Антуан Пезей -- Людовик XIV принимает присягу от маркиза Данжо, гроссмейстера обьединенных орденов, в капелле дворца в Версале, 18 декабря 1695 года. Версальский дворец

Антуан Пезей -- Людовик XIV принимает присягу от маркиза Данжо, гроссмейстера обьединенных орденов, в капелле дворца в Версале, 18 декабря 1695 года

Антуан-Жан Гро -- Граф Дарю, генерал-интендант имперских дворцов. Версальский дворец

Антуан-Жан Гро -- Граф Дарю, генерал-интендант имперских дворцов

Антуан-Жан Гро -- Капитуляция Мадрида 4 декабря 1808 года. Версальский дворец

Антуан-Жан Гро -- Капитуляция Мадрида 4 декабря 1808 года

Антуан-Жан Гро -- Мария-Тереза-Шарлотта Французская, герцогиня ангулемская. Версальский дворец

Антуан-Жан Гро -- Мария-Тереза-Шарлотта Французская, герцогиня ангулемская

Антуан-Жан Гро -- Наполеон после сражения при Маренго. Версальский дворец

Антуан-Жан Гро -- Наполеон после сражения при Маренго

Антуан-Жан Гро -- Переговоры Наполеона и Франца II после боя у Аустерлица 4 12 1805. Версальский дворец

Антуан-Жан Гро -- Переговоры Наполеона и Франца II после боя у Аустерлица 4 12 1805

Антуан-Жан Гро -- Побег Людовика XVIII из Тюильри 20 марта 1815 года. Версальский дворец

Антуан-Жан Гро -- Побег Людовика XVIII из Тюильри 20 марта 1815 года

Антуан-Франсуа Калле -- Людовик XVI, король Франции и Наварры. Версальский дворец

Антуан-Франсуа Калле -- Людовик XVI, король Франции и Наварры

Антуан-Франсуа Калле -- Мария-Луиза Савойская, принцесса де Ламбалль. Версальский дворец

Антуан-Франсуа Калле -- Мария-Луиза Савойская, принцесса де Ламбалль

Антуан-Франсуа Калле -- Николя-Рене Дюфриш, барон Дегенетт. Версальский дворец

Антуан-Франсуа Калле -- Николя-Рене Дюфриш, барон Дегенетт

Антуан-Франсуа Калле -- Шарль Гравье, граф де Верженн, министр иностранных дел в царствование Людовика XVI. Версальский дворец

Антуан-Франсуа Калле -- Шарль Гравье, граф де Верженн, министр иностранных дел в царствование Людовика XVI

Венсан-Жозеф-Франсуа Курдуан -- Экспедиция флота в Мексику и Мартинику в 1862 году. Версальский дворец

Венсан-Жозеф-Франсуа Курдуан -- Экспедиция флота в Мексику и Мартинику в 1862 году

Виктор Адам -- Въезд французской армии в Майнц в 1792 году. Версальский дворец

Виктор Адам -- Въезд французской армии в Майнц в 1792 году

Габриэль-Франсуа Дуайен -- Рыцари Святого Духа отдают честь Людовику XVI в Реймсе. Версальский дворец

Габриэль-Франсуа Дуайен -- Рыцари Святого Духа отдают честь Людовику XVI в Реймсе

Гаэтано Ферри -- Наполеон подписывет капитуляцию во дворце Фонтенбло 4 апреля 1814 года. Версальский дворец

Гаэтано Ферри -- Наполеон подписывет капитуляцию во дворце Фонтенбло 4 апреля 1814 года

Гийом Летьер -- Неожиданное нападение на мосту через Дунай 14 декабря 1805 года. Версальский дворец

Гийом Летьер -- Неожиданное нападение на мосту через Дунай 14 декабря 1805 года

Гийом Летьер -- Подписание мирного договора в Леобене 17 апреля 1797 года. Версальский дворец

Гийом Летьер -- Подписание мирного договора в Леобене 17 апреля 1797 года

Джованни Баттиста Гаули, Бачиччьо -- Эммануэль-Теодоз де ла Тур д’Овернь (1643-1715), кардинал де Буйон. Версальский дворец

Джованни Баттиста Гаули, Бачиччьо -- Эммануэль-Теодоз де ла Тур д’Овернь (1643-1715), кардинал де Буйон

Джордж Петер Александр Хили по мотивам портрета, приписываемого Маркусу Герартсу II -- Королева Англии Елизавета I в бальном наряде. Версальский дворец

Джордж Петер Александр Хили по мотивам портрета, приписываемого Маркусу Герартсу II -- Королева Англии Елизавета I в бальном наряде

Джузеппе Борсато -- Вьезд Наполеона в Венецию 29 ноября 1807 года. Версальский дворец

Джузеппе Борсато -- Вьезд Наполеона в Венецию 29 ноября 1807 года

Жак Берто -- Захват Тюильри в 1792 году. Версальский дворец

Жак Берто -- Захват Тюильри в 1792 году

Этьен Обри -- Мадам Виктория, дочь Людовика XV, играющая на арфе. Версальский дворец

Этьен Обри -- Мадам Виктория, дочь Людовика XV, играющая на арфе

Этьен Дюмонстье II -- Портрет знатной дамы. Версальский дворец

Этьен Дюмонстье II -- Портрет знатной дамы

Альфонс де Нёвилль -- Бивуак у Бурже после сражения 21 декабря 1870 года. Версальский дворец

Альфонс де Нёвилль -- Бивуак у Бурже после сражения 21 декабря 1870 года

Альфонс де Нёвилль -- Эпизод битвы при Шенневьере в 1870. Версальский дворец

Альфонс де Нёвилль -- Эпизод битвы при Шенневьере в 1870

Альфред Дедре -- Граф Парижский и герцог Шартрский в Клермонском парке. Версальский дворец

Альфред Дедре -- Граф Парижский и герцог Шартрский в Клермонском парке

Эмиль-Огюст Каролюс-Дюран -- Композитор Шарль Гуно. Версальский дворец

Эмиль-Огюст Каролюс-Дюран -- Композитор Шарль Гуно

Амеде Буржуа -- Бой на мосту д’Арколь 28 июля 1830 года. Версальский дворец

Амеде Буржуа -- Бой на мосту д’Арколь 28 июля 1830 года

Амели Корделье де ла Нуэ -- Мадам Жоффрен (1669-1777). Версальский дворец

Амели Корделье де ла Нуэ -- Мадам Жоффрен (1669-1777)

Андре Девамб -- Парижская баррикада в мае 1871. Версальский дворец

Андре Девамб -- Парижская баррикада в мае 1871

Андреа Аппиани -- Портрет генерала Дезэ. Версальский дворец

Андреа Аппиани -- Портрет генерала Дезэ

Анн-Луи Жироде де Руси-Триозон -- Наполеон Бонапарт, первый консул. Версальский дворец

Анн-Луи Жироде де Руси-Триозон -- Наполеон Бонапарт, первый консул

Бывшая резиденция французских королей - Версальский дворец. Часть 1

obiskusstve.com

Ретроспективный взгляд на Версальский дворец — творение французского Короля–Солнца Людовика XIV — Rovdyr Dreams

Версаль примерно в 1668 году на картине Пьера Пателя

Версаль примерно в 1668 году на картине Пьера Пателя

Жан–Леон Жером. «Прием принца Конде в Версале»

Жан–Леон Жером. «Прием принца Конде в Версале»

Интересна картина приема Людовиком XIV персидских послов:

Антуан Куапель. «Людовик XIV дает аудиенцию послу Персии Мохаммеду Реза–Бегу в Зеркальной галерее Версальского дворца, 1715 год»

Антуан Куапель. «Людовик XIV дает аудиенцию послу Персии Мохаммеду Реза–Бегу в Зеркальной галерее Версальского дворца, 1715 год»

Сейчас дипломатические акции с участием глав европейских государств и иностранных послов проходят несколько иначе…

18 января 1871 года прусский Король Вильгельм I в Зеркальном зале Версальского дворца был провозглашен германским Императором:

Антон фон Вернер. «Провозглашение Короля Пруссии Вильгельма I Императором Германии»

Антон фон Вернер. «Провозглашение Короля Пруссии Вильгельма I Императором Германии»

И здесь же 28 июня 1919 г. был подписан Версальский мирный договор, положивший конец Первой Мировой войне. Германская Империя к тому моменту уже прекратила существование.

Интерьеры Версальского дворца

Зеркальная галерея

Зеркальная галерея

Галерея Битв

Галерея Битв

Представлены 30 полотен, демонстрирующими победы французов (справа виден, естественно, Наполеон Бонапарт). Вдоль стен установлены бюсты 82-х полководцев, а на 16 бронзовых пластинах выгравированы имена героев. Мне не очень понравился этот милитаризм; тем более, что довольно странно славить Наполеона, который войну в итоге проиграл.

Спальня Людовика XIV (здесь же он скончался 1 сентября 1715 года)

Спальня Людовика XIV (здесь же он скончался 1 сентября 1715 года)

Спальня Людовика XIV в наше время

Спальня Людовика XIV в наше время

Карета Короля Карла X (правил в 1824-1830 гг.)

Карета Короля Карла X (правил в 1824-1830 гг.)

Часовня Версальского дворца

Часовня Версальского дворца

Окрестности Версальского дворца

Фасад Версальского дворца

Фасад Версальского дворца

Бассейн Аполлона с триумфальной колесницей

Бассейн Аполлона с триумфальной колесницей

Грот Аполлона

Грот Аполлона

Самый знаменитый фонтан Версаля — фонтан Латоны в одноименном бассейне

Самый знаменитый фонтан Версаля — фонтан Латоны в одноименном бассейне

Фонтан Латоны в работающем состоянии

Фонтан Латоны в работающем состоянии

Дворец Большой Трианон, прежде называвшийся Мраморный Трианон

Дворец Большой Трианон, прежде называвшийся Мраморный Трианон

Для начала XVIII века это был новый тип зданий: «maison de plaisance» — место, где Монарх мог, в силу размеров сооружения, отдохнуть от строгостей дворцового этикета в кругу немногочисленных приближенных.

Большой Трианон любил Наполеон I, поэтому здесь есть комната Жозефины, его первой жены

Большой Трианон любил Наполеон I, поэтому здесь есть комната Жозефины, его первой жены

Собственная комната Наполеона I в Большом Трианоне

Собственная комната Наполеона I в Большом Трианоне

Однажды в Большом Трианоне гостила Королева Великобритании Виктория, отчего во дворце есть и ее комната

Однажды в Большом Трианоне гостила Королева Великобритании Виктория, отчего во дворце есть и ее комната

Малый Трианон — дворец, более всего связанный с именем Королевы Марии-Антуанетты, трагически погибшей на гильотине во время революции в 1793 году. Она приезжала сюда, чтобы отдохнуть от формальной и утомительной жизни двора. Все в Малом Трианоне подчинялось ее власти. Никто, даже сам Король, не мог ступить на эту землю без ее приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг Королевы.

Малый Трианон

Малый Трианон

Комната Марии-Антуанетты в Малом Трианоне

Комната Марии-Антуанетты в Малом Трианоне

Маленький молочный домик (или сыроварня?) неподалеку от Малого Трианона

Маленький молочный домик (или сыроварня?) неподалеку от Малого Трианона

Павильон и камень Марии-Антуанетты в парке Малого Трианона

Павильон и камень Марии-Антуанетты в парке Малого Трианона

Господский дом в парке Малого Трианона

Господский дом в парке Малого Трианона

В качестве постскриптума назову два примечательных для меня факта из истории Версальского комплекса. Стоимость его строительства была, конечно, баснословной — по весьма ориентировочным подсчетам она выражается в современном исчислении в сумме от 2 до 3 миллиардов евро. Но важным достижением была личная инициатива Людовика XIV, согласно которой рабочие на стройке страховались от несчастных случаев. Пусть выплаты имели небольшой размер, но по тем временам это было уникальное явление. И было другое уникальное явление, узнав о котором, я поразился. Существует устойчивое представление, будто в дворцы Монархов и аристократов до революций простым людям доступ был запрещен. Это в основном верно, но не в отношении Версаля. В Версальский дворец мог зайти любой человек, только надо было иметь шляпу и шпагу. Те, у кого их не было, могли взять здесь же напрокат. Очень сожалею, что сейчас нет такого правила. Но ведь сейчас в Европе нет подлинных Королей…

Поделиться ссылкой:

rovdyrdreams.com

Версаль - обитель королей - Версаль (Франция)

     Знаменитая на весь мир резиденция французских королей… Всего один день в Версале - этого, безусловно, мало, чтобы  увидеть все его разнообразие, прогуляться по паркам, узнать его историю. Но все-таки, с другой стороны, целый день – это довольно много. Особенно солнечный осенний день, когда уже не жарко, но и не холодно, когда листва деревьев постепенно становится желто-красной, и под ногами шуршат опавшие листья.      В Версаль стремились попасть. Версалю пытались подражать. Версаль хотели превзойти. Он служил домом не только королевской семье, но и тысячам придворных, был символом власти и законодателем мод.  Версаль и сегодня – своеобразный символ роскоши. «Версалем» называют все что угодно, и мебельные салоны, и салоны красоты, и кафе, явно рассчитывая на стойкие ассоциации с богатством и избранностью. Ну да, именно таким местом Версаль и стал – своеобразное замкнутое общество, живущее по своим законам. Но однажды этому миру пришел конец. Он ушел, испарился, но его очарование осталось. Остались дворцы и сады. Они хранят свои истории. Истории людей, истории любви, интриг и жизненных драм. И тайны их, порой, навсегда скрыты от нас, как за золотой решеткой Версальского дворца.      Людовик XIV, Людовик XV, Людовик XVI и Мария Антуанетта, Наполеон…Правители менялись, Но магия Версаля оставалась.     Итак, небольшая прогулка по Версалю…

     С чего же все началось? В августе 1661 года министр финансов Николя Фуке устраивал грандиозный праздник в своем имении Во-ле-Виконт. К Фуке съехался весь двор: министр решил устроить праздник, превосходящий все своей роскошью. Был приглашен и молодой король Людовик XIV. Но разве можно подданному показывать королю, что этот подданный богат и обладает властью!       Для постройки своей новой резиденции Фуке нанял трех талантливых людей: архитектора Луи Лево, художника Шарля Лебрена и садовника Андре Ленотра. Со ступеней высокой террасы дворца гостям открылся вид на великолепный сад. Именно парк в Во-ле-Виконт назовут потом и «первым шедевром Ленотра», и «первым образцом французского регулярного парка». А тогда праздник поразил приглашенных. Поразил он и короля, но немного не так, как рассчитывал Фуке. Людовику было 23 года. И его захватило не только восхищение, но и очень плохое чувство – зависть. Меньше чем через месяц Николя Фуке был обвинен в растратах казны и арестован. В тюрьме он провел около двадцати лет, там и умер. А вот все три мастера, работавшие на Фуке, получили нового покровителя – короля, и новую работу – на строительстве резиденции, о создании которой, может быть, мысль окончательно сложилась у Людовика именно на том памятном празднике – Версаля.     Хотя, нет… На самом деле, история все-таки началась несколько раньше. С охотничьего замка Людовика XIII, который был построен еще в 1624 году. Людовик XIV впервые посетил замок своего отца будучи еще ребенком. Это место всегда ему нравилось, и король хотел создать для себя здесь загородную резиденцию, предназначенную для отдыха на лоне природы. Первоначально король украшал Версальский дворец, чтобы создать уютный уголок и для своих свиданий. Так что, вначале Версаль не задумывался как нечто грандиозное. Его реконструкция началась с 1660-х годов. Людовик воплощал свою мечту – жить там, где много воздуха, солнца, цветов и деревьев.  Монарх любил прогулки на природе, охоту. Он, скорей всего, и не намеревался сначала переносить сюда двор.

     Однако, через некоторое время, каприз короля перерос в масштабный проект, где все было направлено на прославление и его самого, и его царствования. Людовик XIV выбрал своим символом Солнце. Это прозвище так и останется с ним в веках – Король-Солнце. И он понял, что управлять государством лучше единолично. Пышное возвеличивание собственной власти стало для Людовика XIV важнейшей частью его политической программы. Существенная роль отводилась и новому дворцу. В 1682 году король принял решение окончательно покинуть Париж и сделать Версаль своей постоянной резиденцией.       Утро в Версале. Дорога от вокзала до дворца занимает минут десять. На площади -памятник Людовику XIV. Впереди на солнце блистает решетка парадных ворот и позолота на крыше дворца. Еще прохладно. Через ворота прохожу во двор. И вот перед нами…огромная очередь! Она загибается в пять длинных хвостов! Первая мысль – боже, это же на целый день! Но потом понимаешь, что очередь движется довольно быстро. Так что, где-то через час, входим во дворец. Он переполнен. Там где когда-то толпились придворные, теперь толпятся тысячи туристов из разных стран мира. И людской поток переносит тебя из зала в зал.     Да, дворец грандиозен. И сейчас посетители видят в нем только основную часть. Всего комнат, кажется, в общей сложности около 700. Даже если бы туда пускали туристов, обойти их все было бы невозможно. Строительство Версаля – процесс длительный.       Внешние и внутренние работы продолжались много лет.  И основное, что сейчас можно увидеть во дворце – это череда Парадных или Больших апартаментов. Обилие позолоты, несколько сумрачная роскошь, все напоказ, если росписи, то сюжет обязательно в аллегорической форме прославляет власть короля, его мудрость и заботу о народе Франции. Большие апартаменты идеально подходили для приемов. Собственно, в основном для них эти залы и были предназначены.       Вот, например, Королевская спальня. Все затянуто золотой парчой. Спальня расположена в центре дворца - это символизировало то, что вся жизнь вращается вокруг персоны короля. Королевская кровать, похожая на трон, отделена от остальной части комнаты балюстрадой.  Но спальня вовсе не интимное пространство - это было публичное место. Здесь проводились и аудиенции. Даже в отсутствии короля придворные должны были кланяться кровати, а дамы приседать перед ней в реверансе. Днем и ночью королевское ложе охранял лакей.        Знаменитый Версальский этикет вырабатывался годами. Его строгие правила делали жизнь многочисленных придворных упорядоченной, подчиняющейся некой логике. Церемониал способствовал различию по рангам, а свод правил представлял собой обширный труд. У тех, кто больше находился при короле, был шанс получить новую должность, или просто быть выделенным из общей массы. Назначая на должности, считающиеся почетными, король выделял кого-то из толпы и мог польстить самолюбию людей, не потратив на это особо много. Каждый знал свои функции и свое место в этой системе.  Например, церемониал утреннего одевания короля: в первые минуты после пробуждения монарха в его спальне имели право присутствовать лишь самые избранные. И как же все хотели этими избранными стать!  Версаль – храм, а король божество, все остальные – служители этого божества.     Рядом с Королевской спальней, в салоне под названием «Бычий глаз», висит интересная картина, представляющая всю семью Людовика XIV в образах античных божеств.     Полотно создано по заказу брата короля в 1669 году художником Жаном Нокре. Королева-мать предстает в образе богини Кибелы, Людовик XIV, конечно, Юпитер, cбоку от короля сидит его супруга в образе Юноны, вокруг нее – дети королевской четы.     Боги присутствуют в Версале везде. Даже залы носят их имена – Салон Венеры, Салон Дианы, Салон Марса, Салон Аполлона… Именно Аполлон правит колесницей Солнца, приносит в мир свет. В Салоне Аполлона установлен бюст Короля-Солнце в возрасте 27 лет - экспрессивный образ работы знаменитого скульптора Бернини.      Спальня королевы не менее важна, чем спальня короля. Здесь королевы не только спали, но и рожали наследников Франции, согласно правилам, не в комфорте и одиночестве, а в присутствии королевской семьи и некоторых придворных. Вдруг королева родит мертвого ребенка и его подменят другим! Так что все свершалось при свидетелях.  Кровать королевы так же монументальна, как и в королевской спальне. Только отделка стен с более веселым цветочным орнаментом. Комната королевы представлена в том виде, в каком уже Мария Антуанетта покинула ее 6 октября 1789 года. На рассвете этого дня королева была разбужена сильным шумом под окнами. Толпы парижан, большинство из них женщины, вооруженные кто чем, пришли в Версаль требовать хлеба. Королеве наскоро помогли одеться. И через небольшую дверку слева от кровати она убежала через внутренние кабинеты в покои супруга. Толпа заполнила Мраморный двор. Королевской семье требовалось показаться  перед огромной угрожающей толпой. Мария Антуанетта вышла на балкон дворца, держа за руку дофина, и склонилась в глубоком реверансе. После этого королевская семья покинула Версаль, чтобы никогда больше не вернуться…      Конечно, центральное место во дворце все-таки принадлежит Зеркальной Галерее.      Мрамор, росписи, светильники и зеркала. Напротив каждого оконного проема установлено огромное зеркало - копия окна. Стеклянное зеркало тогда, особенно такого размера, было невероятным предметом роскоши, доступным лишь очень немногим. Здесь устраивались празднества и приемы. Зеркальная галерея стала своеобразным символом Версальского дворца. Даже, возможно, некий символ величия Франции. Наверно, не случайно, именно здесь в 1919 году здесь был подписан договор о прекращении Первой Мировой войны.       С постройкой Зеркальной галереи Версаль окончательно превратился в великолепнейший дворец Европы. Послы иностранных государств докладывали своим правителям, что теперь главную роль во Франции играет именно Версаль.     Возможно, Людовик XIV и скучал по природе и простоте, но он уже играл свою роль Короля-Солнце, которую бросить было нельзя. Создавались, конечно, и личные покои короля, более скромные, чем парадные апартаменты. Дворец всегда менялся изнутри, его приспосабливали к новым вкусам и новым владельцам. Это был огромный живой организм.      Приемник Людовика XIV - Людовик XV совсем не походил на своего знаменитого предшественника, ни по складу характера, ни по наклонностям. В Людовике XIV невозможно было различить человека и монарха, настолько у него присутствовало осознание того, что он великий король. Он всегда играл эту роль. В Людовике XV человек и монарх не смешивались. Людовик XV, конечно, никогда не пытался переделать существующий придворный порядок, он просто приспосабливал его к своему темпераменту и образу жизни. Вместо общества многочисленных придворных новый король предпочитает уединиться в узком кругу. Таким образом, светская жизнь переходит из торжественных залов в уютные гостиные. На первое место становится забота о личном комфорте, желание окружить себя удобствами, что и нашло свое отражение в архитектуре, внутреннем убранстве домов, декоративном искусстве. Конечно, король устраивал в Версале торжественные ужины, приемы послов, но в конце дня он удалялся в свои «малые апартаменты», куда допускались только самые близкие ему люди. Заметно желание монарха жить частной жизнью буржуа или знатного сеньора. Вкусы и идеи века XVIII уже отличались от эпохи Короля-Солнце.     Во дворце сейчас можно увидеть, например, апартаменты дочерей Людовика XV. В комнате одной из них – Мадам Аделаиды, установлен небольшой изящный орган.  Аделаида играла на арфе, скрипке и органе, и, говорят, действительно, играла хорошо. Людовик XV приходил сюда из удовольствия выпить чашечку кофе и послушать музыку.       За окнами дворца виден парк. Издали кажется, что он бесконечен. Так что, как ни интересно было бродить по залам, все-таки через какое-то время возникло желание переместиться в знаменитые сады Версаля. Да и толпа туристов в парке как-то рассеивается. К тому же расстояния в парках не маленькие. Из одного конца в другой – несколько километров. Надо было успеть все посмотреть.       Вообще парк Версаля делится на Королевские сады – это та область, которая прилегает ко дворцу, где расположены фонтаны, так сказать «официальная» часть;  и собственно, парки – это все, что дальше, тенистые аллеи, велосипедисты, парки Трианона и владения Марии Антуанетты. Парк создавался быстрее, чем дворец. И это чудо было сотворено на почти безлюдной, заболоченной местности талантами архитекторов и садоводов!         В 1690-х годах, когда Версаль уже достиг пика своего великолепия, Людовик XIV сам составил своеобразный путеводитель «Как показывать сады Версаля». Бесцельная прогулка не предполагалась. Сады надлежало осматривать в определенном порядке, каждый фонтан, статуя должны являться взору в определенный момент. Сейчас, конечно мы так не поступаем. Но, по-прежнему, выходя из дворца, попадаем к водным партерам, следуем к фонтану Латоны и видим Большой канал.       Аллегории были неотъемлемой частью культуры и мировосприятия того времени. Вот в центре фонтана Латоны – мать Аполлона и Дианы, она родила их на острове Делос, преследуемая женой Юпитера Юноной. Вокруг богини застыли лягушки. В лягушек, согласно мифу, превратила Латона жителей Ликии, когда те не дали ей напиться из озера. Так что, боги правят и в королевских садах, восхваляя мудрость правителей и красоту природы, подчиненной строгой симметрии и фантазии создателе.      К сожалению, фонтаны в Версале не работают каждый день. И даже когда работают, то не все сразу. Это вам не Петергоф! Так что, если есть желание увидеть все фонтаны в действии, то надо подгадать тот день, когда их включают. И в нужное время обойти все водные потехи в королевских садах.       Сады разделены на боскеты, каждый из которых носит свое название. И в каждом из них какая-нибудь затея – статуи, бассейны, фонтаны. Сплошные стены зелени образуют своеобразные лабиринты. В них можно затеряться. Иногда оказывается, что людей вокруг нет совсем, и ты попал в какой-то странный мир, где время остановилось.      Например, боскет «Бальный зал»: небольшой амфитеатр среди зелени. Спуски декорированы ракушечником. Здесь устраивались танцевальные спектакли, проходившие летними вечерами в освещении десятков факелов. Создан Бальный зал в 1682 году, и сам Людовик здесь не танцевал. Королю на тот момент было 45 лет, и он уже не выступал на сцене, уступив место профессионалам.        Хотя в молодости Людовик XIV танцевал хорошо. Да и Версаль всегда славился своими праздниками.  Самый известный из них, вошедший в историю, праздник 1664 года. Работы по перестройке и дворца, и парка тогда были только в самом начале. Но Людовик решил устроить в Версале настоящую сказку. Молодой король был влюблен в Луизу де Лавальер. А она безумно любила короля. Двор развлекался в течение недели. Был и спектакль, и балеты, и фейерверки, и танцы, и угощения. Праздник назывался «Забавы волшебного острова». Здесь были и рыцари, которые попадают на волшебный остров, и прекрасные дамы, и красавица-волшебница, пленившая рыцарей своими чарами. Музыку писал Жан-Батист Люлли, а театральные представления организовывал Мольер. Ночью сад освещали множество огней. Король – настоящий рыцарь и гостеприимный хозяин праздника. Все молоды и вокруг царит идиллия.      Положение фаворитки при французском дворе было упрочено и определено и носило характер почти официальной должности. Именно король и фаворитка, а не король и королева, были главными  фигурами в Версале. Но не все они задерживались надолго.  За Лавальер вскоре последовала красавица Атенаис, мадам де Монтеспан. И она была вовсе не похожа на скромную Луизу. В Версале у мадам де Монтеспан было больше комнат, чем у королевы и свой собственный двор. Придворные называли ее между собой «Султаншей».     Но время шло. Король-Солнце взрослел, потом старел. Версальский двор терял радость и веселье. Все двигалось по определенной схеме, но не было уже беспечности и счастья. С 1711по 1712 год Людовик XIV теряет нескольких близких людей, в том числе умирает его сын и наследник. Но Короли не имеют права слишком долго и открыто оплакивать свое горе. Этот закат целой эпохи прекрасно отразил А.Бенуа в серии акварелей «Версальской серии».             Версаль всегда сравнивают с Петергофом. Видимо, это неизбежно. Хотя они разные, и каждый из них прекрасен по-своему. И в Версале нет моря. Роль моря выполняет Большой канал.        Когда-то здесь находилась целая флотилия. Мачты вырисовывались на горизонте и были видны из окон дворца. Флотилия находилась в полном распоряжении придворных.  В ее составе было несколько яхт английского образца, баркасы, три миниатюрных военных корабля, венецианские гондолы. И можно было совершить небольшое путешествие не покидая парка. Здесь царила пестрота красок: венецианские гондольеры в ярких костюмах, матросы, тоже одетые как на парад, флаги. Все, кто работал на Большом канале, жили неподалеку - в деревушке Петит-Вениз – Маленькая Венеция.  Это группа небольших зданий справа у начала канала. Сейчас там расположены кафе, магазинчики, ресторан.      Флотилия Версаля стала своеобразным олицетворением морской мощи Франции. Ну а сейчас можно покататься по каналу на лодке. Правда, грести придется самим, гондольера не предоставят     Здесь, у Большого канала, заканчиваются регулярные Королевские сады. И, подкрепившись багетом с ветчиной и чашечкой кофе, по широкой аллее, неспешно, шурша опавшими листьями, идем ко дворцу Трианон и владениям королевы Марии Антуанетты.      Для мадам де Монтеспан Людовик XIV приказал выстроить крохотный дворец – Фарфоровый Трианон. Постройка в модном тогда «китайском» стиле появилась в 1670 году.  Стены дворца были облицованы бело-голубой керамической плиткой – отсюда и название. Но здание быстро разрушалось. Его разобрали в 1680-х годах и создали на этом месте Мраморный или Большой Трианон, которым мы можем любоваться и сегодня.       Стены облицованы цветным мрамором. Преобладают розоватые нежные оттенки. Здание кажется каким-то вытянутым. Кругом сады - благородная, хорошо продуманная простота. Цветы смешиваются и переплетаются стеблями.        Во времена Людовика XV этот дворец облюбовала фаворитка короля – маркиза де Помпадур. Мадам де Помпадур заняла эту «должность» в 1745 году и оставалась при дворе вплоть до самой своей смерти в 1764 году. Маркиза де Помпадур долгое время играла одну из ведущих ролей в государстве и, несмотря на все нарекания в ее адрес, являлась настоящей защитницей искусств, оказывала поддержку художникам, литераторам. Даже изысканный стиль «Людовика XV» называют еще и «стилем маркизы Помпадур». Конечно, маркиза де Помпадур представляет собой исключительный пример. Другие фаворитки Людовика XV не оставили такого заметного следа во французской культуре. Даже самая известная последовательница мадам де Помпадур, графиня дю Барри, не обладала ни ее талантами, ни способностями.        Убранство Большого Трианона менялось несколько раз. При Наполеоне - это один из императорских дворцов. Так что больше всего здесь чувствуется влияние уже наполеоновской эпохи и века XIX –го. В 1810 году Наполеон  решил поселиться здесь с новой супругой – Марией-Луизой. В Трианон завозят новую мебель, обустраивают залы. Но долго императору здесь пожить так и не довелось.      В одном из залов Трианона стоит Малахитовая чаша  – подарок русского царя Александра I  Наполеону после заключения Тильзитского мира. Это поистине царский подарок. И сложная ювелирная работа русских мастеров. Чаша состоит из сотен камней, собранных как мозаика, хотя внешне издалека это и не очень заметно – она кажется единым монолитом.       Трианон играл и большую роль в международных отношениях. Здесь обычно останавливались высокие гости Франции – президенты и короли, а также устраивались приемы. В 1717 году здесь побывал Петр I, а последним иностранным гостем высокого ранга, останавливающимся в Трианоне, стал Борис Ельцин в 1992 году.       Еще мадам де Помпадур попросила короля построить еще один небольшой дворец неподалеку от Большого Трианона. Так появился Малый Трианон. Но маркизе не суждено было его увидеть. Когда она умерла, новый дворец еще строился. И король уединялся там уже со своей следующей фавориткой – графиней дю Барри. Действительно, Малый Трианон кажется настолько уютным, что там хотелось бы жить – вроде бы и в Версале, но вдали от его центральной парадной части.       Но история Малого Трианона, как и история всего прилегающего к нему парка, все-таки больше связана с именем Марии Антуанетты.        В 1770 году 14-ти летняя Мария Антуанетта прибыла из Австрии, чтобы стать супругой наследника французского престола. Тогда же она впервые увидела и Версаль. Неизвестно, какое впечатление произвел на нее дворец, но вот этикет французского двора, которому приходилось следовать, ей точно показался странным и устаревшим ритуалом. В 1774 году Людовик XV умер, и Людовик XVI с Марией Антуанеттой стали правителями Франции. Ему было 19, а королеве 18 лет. Слишком молоды, чтобы править.       В этот период в Версале нет фаворитки. Есть блестящая молодая королева. Людовик XVI подарил Малый Трианон  Марии Антуанетте со словами: «Вы любите цветы, у меня есть букет для Вас – это Малый Трианон!» Королева и правда любила цветы, любила она также наряды и изысканную парфюмерию. Для нее создавали новые платья и легкие новые духи, на основе ароматов роз, фиалок и ириса. В Малом Трианоне пахло флердоранжем, лавандой, бергамотом и цедрой. А в обивке мебели той эпохи часто присутствует цветочный рисунок. Говорят, что любимыми цветами королевы были васильки.        Лестница ведет на второй этаж. Небольшие комнаты. Декор без вычурности, изящная мебель ярких расцветок. В салоне, где собирались приближенные королевы, царила непринужденная атмосфера.  Здесь беседовали, музицировали – не случайно в центре стоит арфа. Королева настаивала, чтобы при ее появлении в комнате не вставали и поощряла своих собеседников искренне высказывать свое мнение.        К нарядам Мария Антуанетта питала особую страсть. Всем была известна модистка королевы – Роза Бертен – «Министр Моды», и ее парикмахер – месье Леонар.  Королева действительно стала, как сейчас бы сказали, «иконой стиля» того времени. На наряды уходили колоссальные суммы. Сохранилось много портретов Марии Антуанетты. Великолепные платья и часто в руках цветы.       В 1782 году наследник русского престола  великий князь Павел Петрович и его супруга Мария Федоровна путешествовали по Европе. Хотя поездку они совершали инкогнито под вымышленными именами графа и графини Северных, их везде принимали с подобающими почестями. Апофеозом поездки стал визит во Францию ко двору Людовика XVI. Павла встретили там как самого дорогого гостя. Мария Федоровна же на королевском торжественном приеме даже почти затмила французскую королеву. Мария-Антуанетта украсила прическу живыми цветами: под ее волосами были спрятаны маленькие бутылочки с небольшим количеством воды, туда опускали стебли цветов, чтобы те сохраняли свежесть. Но графиня Северная не отставала! Она украсила прическу птичкой из драгоценных камней, которая качалась на хитрой пружинке и хлопала крылышками. Поездка во Францию удалась, она была полна праздников и осмотром красот. А уезжая, великие князья были просто осыпаны подарками. Мария Федоровна мечтала блистать при русском дворе, и привезла из Парижа множество ящиков с кружевами, платьями, аксессуарами. Это очень  не понравилось Екатерине II. Невестка вырядилась по последней моде и воображает себя первой красавицей! Следует ряд указов Екатерины, направленных против роскоши нарядов, якобы ради заботы о чрезмерных тратах русских дворян. А увиденное в садах Версаля, конечно, повлияло потом и на оформление резиденций Павла в окрестностях Петербурга – Павловска и Гатчины.      Малый Трианон не был местом для одиночества, он был местом, где королева воспитывала и своих детей, на лоне природы, вдали от пышных салонов, и беззаботно проводила время с теми, кого приглашала в свои владения.      

      «Мой сад» - так называла Мария Антуанетта Малый Трианон. На самом деле у этого дворца даже два сада – регулярный и пейзажный английский парк. Речка петляет между искусственных прудов. То тут, то там открываются живописные виды. Конечно, все это создано умелой рукой садовников и архитекторов. Такие сады требовали не меньшего ухода и затрат, чем регулярные парки

     Есть такая поэма XVIII века – «Сады» Жака Делиля, в которой воспевается садовое искусство. Там есть такие строки: «И вот что надо знать любому садоводу: Есть два лишь способа преображать природу: Один – рассчитанностью линий покорять, Другой – нежданными картинами пленять».      Сады вокруг Малого Трианона – почти иллюстрация к этим словам.      Основные работы здесь проводил архитектор Ришар Мик.  Он же возвел над прудом павильон Бельведер – приют спокойствия в гармонии с природой.        Павильон охраняют сфинксы в венках из цветов. В Бельведере Мария Антуанетта любила слушать музыку и с приходом весны любоваться, как пробуждается природа. Королева любила музыку с детства, проведенного в Вене.       Неподалеку расположен Храм Любви со статуей Амура в центре.        И искусственный Грот. Сейчас вход туда закрыт, но когда-то внутри можно было отдохнуть, сидя на небольшой скамье. Именно находясь в этом идиллическом месте, королева получила в начале октября 1789 года письмо с известием о том, что толпы возмущенного народа двинулись из Парижа на Версаль.        В глубине парка построили деревню в псевдонародном стиле. Здесь были и молочная ферма, и мельница, и хижина королевы. Их создал все тот же Ришар Мик перед самой революцией в 1783-86 годах. Конечно, повлияли и модные идеи той эпохи об идеальной жизни на лоне природы. Сюда королева приходила с детьми и избранными друзьями. Для дам здесь полагались легкие светлых цветов платья, соломенные шляпы, простые прически. Здесь играли в мяч, плавали на лодках по озеру, читали романы в тени деревьев, играли на мандолине или гитаре. Правда, интерьеры зданий фермы напоминали скорее дворцовые, чем крестьянские.     

     Ферма не была все-таки простым декором: огороды возделывались и приносили урожай, были виноградники, на полях выращивали рожь, ячмень, овес.

      Здесь содержались и животные: коровы, прибывшие из Швейцарии, бык, курицы, поросенок, козы. Королева играла в пастушку… Можно было гладить ухоженных козочек, собирать цветы и пробовать свежие продукты с фермы. Животные живут здесь и сейчас.       Над прудом, где водятся карпы, возвышается «Башня Мальбрука». Романтическая башня похожая на маяк, где хранилось все необходимое для рыбалки королевской семьи. Сверху можно было обозревать окрестности.  Название пошло от популярной песенки «Мальбрук в поход собрался…», которую королева наигрывала иногда на клавесине. В этой песне также говорилось о башне, с которой леди Мальбрук ждала возвращения любимого.       Траты на все это были колоссальные! Их припомнят бывшей королеве на судебном процессе 1793 года. Конечно, личных ресурсов Марии Антуанетты не хватало, и деньги шли из государственной казны. Очень опасно для государей замыкаться в своем мирке. В обществе стали считать, что ища уединения, королева пренебрегает своими обязанностями. Общественное мнение этого не прощает. «Австриячку» начали обвинять во всех смертных грехах. Не по своей воле королева покинула этот рай. В конце фильма Софии Копполы «Мария Антуанетта» она смотрит из окна кареты на удаляющиеся сады Версаля. «Любуетесь?», - спрашивает ее супруг, «Прощаюсь», - отвечает королева.       А судьба архитектора Ришара Мика оказалась действительно связанной с судьбой Марии Антуанетты до конца. Мик был арестован в 1794 году по обвинению в заговоре с целью спасти королеву, и казнен в Париже незадолго до окончания эпохи Террора.         На самом деле, эта часть Версаля мне очень понравилась и стала своего рода открытием. Здесь, во владениях Марии Антуанетты, действительно создан и чувствуется до сих пор какой-то особый беззаботный умиротворяющий мир. Сюда приезжают с детьми посмотреть на животных, можно отдохнуть на берегу пруда или покормить карпов. Здесь очень красиво, особенно осенью, а некоторые виды напоминают Павловск. Хотя парк выглядит по сравнению с Павловском более миниатюрным и каким-то домашним. И я понимаю Марию Антуанетту – ей, вероятно, хотелось жить и жить в достатке и радости в этом идеальном мире. К сожалению, подобные желания не всегда исполнимы.        Есть одна история, случившаяся с двумя английским туристками  в садах вокруг Трианона в начале XX века. Они слегка заблудились и вдруг обе ощутили странное чувство нереальности. Вокруг они увидели дам и кавалеров в старинных одеждах, взявшихся просто ниоткуда. А потом, когда нашли дорогу и вышли из парка, англичанки были уверены, что видели призраков Марии Антуанетты и ее приближенных. Может, туристки были слишком впечатлительны, а может, кто знает…

     Над парком медленно сгущались сумерки. Солнце садилось, становилось холоднее. Сады пустели. Силуэты статуй замерли на фоне неба. А во дворце вечером в окнах зажегся свет, как будто придворные играют в карты или бильярд, звучит смех, и тихо шелестят платья дам. Пора было возвращаться в Париж.

 Несколько практических сведений:

Сайт Версаля  http://www.chateauversailles.frЕсть еще сайт по туризму Парижа http://ru.parisinfo.com

Работа фонтанов: если обозначено, что сегодня фонтаны работают, это вовсе не значит, что все сразу и с утра до вечера. Например, расписание работы фонтанов:11.00-12.00 не все одновременно, потом 15.30-17.00 все, потом в 17.20 только один  фонтан Нептуна. Расписание есть на информационных стойках. Так что, если есть желание увидеть именно фонтаны, то с подобным графиком надо обязательно сверяться.

Цена: Общий билет (PASSEPORT) стоит 18 евро, если фонтаны не работают, 25 евро, если работают. Включает дворец, парки, Малый Трианон, Большой Трианон. Кассы находятся слева от входа во дворец.Расстояния в парке довольно большие. От дворца до Трианона, например, около 1.5 км. Длина Большого канала около 3.5 км. По парку курсирует паровозик, стоит 4 евро, можно доехать до Трианона.

Дорога из Парижа: из Парижа удобно добираться на поезде RER, ехать нужно до станции Versailles Chateau – Rive Gauche, линия С.  RER – что-то среднее между скоростным поездом и метро. Билет на метро по городу не подойдет! Надо покупать в автомате именно до Версаля – он дороже, порядка 3,6 евро в один конец. По этому билету можно войти в метро на обычной станции, например, рядом с отелем, доехать до станции пересадки, а там  пересесть на RER.

album.turizm.ru

Версаль, фотографии Версальского дворца

В 20 километрах к юго-западу от Парижа находится королевский городок Версаль, также известный как Версальский дворец. Этот роскошный дворцовый комплекс был построен при Людовике XIV и сегодня является одним из самых популярных туристических мест Франции.

Версальский дворец

flickr/MarsdenBoy

Первые упоминания о Версальском дворце относятся к 1623 году. На месте будущей королевской резиденции находился довольно скромный охотничий замок, возведённый по приказу Людовика XIII. Чуть позже (в 1632 году) эта территория была заметно расширена благодаря покупке Версальского поместья.

Версальский дворец

flickr/MarsdenBoy

Инициатором строительства столь роскошного дворца стал сам король Людовик XIV, который оказался под впечатлением после посещения замка министра финансов в Во-ле-Виконт. Король был не только восхищён красотой этого замка, но и зол, что подобное строение принадлежит не ему. Вскоре Людовик XIV решил выстроить для себя ещё более роскошную резиденцию и для этих целей нанял тех же мастеров, которые участвовали в строительстве замка Во-ле-Виконт.

Версальский дворец

Версальский дворец является настоящим апофеозом потворства прихотям французских королей. На строительство дворца не жалели ни времени, ни денег. В результате Версальский дворец стал одним из самых больших и роскошных дворцов Европы!

 Версальский дворец

Безусловно, главным строением Версаля является сам дворец, длина фасада которого достигает 570 метров. Внутри дворца находятся несколько роскошных парадных залов, в которых устраивались различные светские мероприятия. Наиболее интересным из них является Зеркальная галерея. Её длина составляет 73 метра, ширина 10,6 метров и высота 12,8 метров. В стены галерей вмонтировано 17 больших окон и напротив каждого из них не менее большое зеркало. Именно здесь в 1919 году было заключено знаменитое Версальское соглашение.

Версальский дворец

Парадный вход во дворец осуществляется через позолоченные ворота, украшенные королевским гербом и короной. В южном крыле Версальского дворца находились покои первых дам, а в северном – королевские апартаменты. Помимо вышеупомянутой Зеркальной галереи стоит отметить дворцовый театр, капеллу и Галерею битв.

Версальский дворец

Версаль известен не только за счёт роскошного дворца, но и своим парком, который считается одним из самых крупных в Европе. Чудесные клумбы, изумрудные газоны, бассейны и фонтаны с кристально чистой водой, а также многочисленные скульптуры – всё это можно найти в парке Версальского дворца.

Версальский дворец

Со временем вокруг Версальского дворца стало возникать множество поселений, которые в последствие образовали небольшой городок. Здесь жили ремесленники, которые обеспечивали дворец всем необходимым. Во времена правления Людовика XV и Людовика XVI население городка достигало почти 100 тысяч человек.

Версальский дворец

В это время Версаль всё ещё строился. Всего к строительным работам было привлечено порядка 20 тысяч человек и около 6 тысяч лошадей. Когда же Версальский дворец был наконец-то закончен, то численность города быстро сократилась.

Версальский дворец

В Версальском дворце насчитывается свыше 700 комнат, 2000 окон, 350 каминов и 70 лестниц. Обычному человеку сложно представить, как жить среди подобной роскоши! Ежегодно Версальский дворец посещают десятки тысяч туристов, и все они покидают бывшую королевскую резиденцию под сильным впечатлением от увиденного!

Версальский дворец

В 1979 году Версаль был включён в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а в 2003 году стал частью реставрационного проекта Жака Ширака. Проект расписан на ближайшие 20 лет, и за это время планируется восстановить фасад дворца, обновить планировку садов и реконструировать некоторые внутренние помещения Версаля.

www.mandalay.ru

Версаль. Часть первая. Дворец. - Фото Парижa

О Версале я решил рассказать коротко, фотографиями, нежели текстом. Море отличных описаний дворца можно найти в Интернете, например, в Википедии.Париж - самый посещаемый город мира. Дворец Версаль, расположенный в пригороде Парижа - самый посещаемый дворец мира. В год сюда приезжает 2,6 миллиона человек, чтобы увидеть своими глазами, как жил самый абсолютный монарх европейской истории - "король-солнце" Людовик XIV.Жемчужина Версальского дворца - Зеркальная галереяГлавная площадь перед Версальским дворцом. Справа - памятник Людовику XIVВ школе мы все учили про короля Франции Людовика XIV, "Короля-Солнце". Опасаюсь за свою жизнь и за власть, он вынужден был переехать из Парижа. В качестве новой резиденции монарха он выбрал маленький охотничий домик своего отца, Людовика XIII в пригороде Парижа. На этих землях Людовик XIV построил крупнейший королевскую резиденцию Франции, символ себя, своей страны и абсолютистской власти, которую он олицетворял.На площади перед дворцом лицом к приезжающим гостям и спиной к Версалю стоит конный памятник Людовику XIV. Раньше такие памятники стояли в каждом городе Франции, но во времена Французской революции большинство памятников были уничтоженыФасад дворца выполнен в стиле фрацузского классицизма (не путать с классицизмом и неоклассицизмом в Европе). Это связано с тем, что на момент начала строительства дворца, здесь уже находился маленький охотничий домик Людовика XIII, построенный в стиле классицизма. Я не уверен, насколько буду прав, если скажу, что центральная 7-оконная часть дворца и есть все, что осталось от охотничьего домика.Парадная площадь перед ВерсалемВ правом крыле дворца расположена королевская часовня (на фото справа). Фасад часовни резко контрастирует с ровными геометрическими линиями фасада дворца. Многие архитекторы выступали против такого архитектурного решения, один архитектор даже назвал часовню "огромным катафалком", но кто станет спорить с королём! Интерьер королевской часовни. Именно здесь Мария Антуанетта вышла замуж за короля Франции Людовика XVI. Сегодня в придворной капелле время от времени проводятся симфонические концерты. Эта капелла - пятая по счету часовня в Версале и самая крупная королевская часовня во Франции (видимо, где-то есть часовни ещё больше этой).Второй ярус королевской часовниГалерея французских королейНа первом этаже дворца расположен открытый в 1837 году музей истории Франции. Большнство туристов пролетает это место пулей. Наверное, сюда в обязательном порядке водят французских школьниковОдин совет: вход в Версаль, как и во все остальные государственные музеи Франции (Лувр, д'Орсэ, Оранжери и под.) бесплатный для резидентов Евросоюза, которым ещё не исполнилось 26 лет. В этот список, разумеется, относятся все студенты европейских вузов, в том числе и стипендиаты программ обмена. Воспользуйтесь!Основные помещения дворца расположены на двух ярусах. Лестница на кадре ведет на второй этаж, к жилым покоям короляБольшая часть денег, потраченных на строительство дворца, ушла на создание внутренней отделки. Как это ни прискорбно, но большая часть мебели из Версаля была уничтожена во время Французской революции. Современный Версаль обставлен  мебелью, которая происходит из той же эпохи, что и потерянные образцы, либо теми оригиналами, которые удалось найтиПарадное помещение перед Зеркальной галереей - зал Войны (Salon de la guerre). В каждой комнате дворца можно найти изображение Людовика XIV, как и здесь, над каминомСамым знаменитым помещением Версальского дворца является, без сомнения, Зеркальная галерея (оригинальное название - Великая галерея). Представьте себе, это было первое место в мире, где люди увидели свое отражение в полный рост! Старинная технология выдувания стекла не позволяла производить большие зеркала. Из-за этого зеркала были маленькими и очень дорогими. В Зеркальном зале впервые в мире множество маленьких зеркал были сложены вместе. Теперь гости, приходившие к королю на бал, могли видеть себя в полный рост! Иронично, но спустя всего несколько лет после окончания декорирования Зеркальной галереи появилась альтернативная технология производства зеркал, и зеркала резко подешевели.Шедевр Зеркальной галереи в Версале - хрустальные люстры. Раньше вся меблировка Великой галереи была выполнена из серебра, даже табуреты. В 1689 году все серебрянные предметы переплавили на покрытие военных расходовМне доводилось слышать негативные отзывы после визита в Версаль, мол, "не такой он и роскошный, у нас лучше" или "не такой он и большой" и под. С такими доводами я категорически не согласен. Я считаю, что Версаль как шедевр человеческой мысли - одно из тех мест, которое человек обязан посетить в своей жизни, хотя бы для расширения кругозора. Единственное, что оставляет желать лучшего - это толпы туристов. Откровенно говоря, времени на раздумья во внутренних помещениях дворца нет, некогда стоять и рассматривать детали оформления и некогда размышлять. Непрекращающийся поток туристов несет тебя, и вырваться из него можно уже только на улице. Что поделаешь, это репутация дворца!Во второй части моего репортажа я расскажу о королевском парке Версаля - одном из крупнейших парков Европы!

Рекомендую также прочесть мои другие репортажи о Франции:Ля Дефанс.Летний закат на Эйфелевой башне.Нормандия. Мон-Сен-Мишель.10 дней в Париже.

Больше репортажей из разных стран мира - у меня в ЖЖ по тегу репортаж.Если вы хотите следить за новыми репортажами, добавьте меня в друзья.

fotoparis.livejournal.com

Версаль, дворец - Какое путешествие обходится без фотографий?

в Версале очень интересная планировка дворца по сторонам света. Вот здесь – центральный корпус, главный подъезд, середина дворца, и на втором этаже с окнами напротив входа находится королевская спальня. Потому что окна спальни французского короля выходят на восток, на восход солнца.Пожалуй, всё же нам кажется необычным, что окна спальни выходят на сторону главного подъезда. Нам было бы привычнее иметь для спальни окна во двор, на парк. Но французским королям, которые для подданных олицетворяли солнце, надо было встречаться с солнцем по утрам. А окна не совсем же на проезжую часть выходят, перед дворцом два внутренних двора с решетками.

Панорама первого двора (при нажатии, картинка сильно увеличивается)

Ближе ко дворцу «Золотая решётка» - вот так король отделен от страны золотой решёткой, можно её рассматривать как красивую ограду, достойную королей, а можно как драгоценную клетку.

Немного справочной информации:Дворец в Версале был построен при Людовике XIV как резиденция короля. Монархи Франции управляли страной из Версаля с 1682 по 1789 год.Дворец начал возводиться в 1661 году, архитектор Луи де Во, декоратор Шарль ле Бренн, пейзажный парк создан Андре Ле Нотром. В 1789 году Версаль был подвергнут штурму революционного народа, после отъезда короля находился в упадке, были попытки организовать во дворце музей, но финансирование не всегда соответствовало, масшатбная реставрация, возвращающая первоначальный облик дворца, была проведена только в середине ХХ века.Сейчас Версаль – один из самых посещаемых музеев в районе Парижа. До Версаля можно добраться на электричке, станция «Версаль – Рив Гош» (то есть «левый берег». Дальше около 10 минут пешком.В парк вход бесплатный (кроме владения Марии-Антуанетты), во дворец билеты продаются в первом дворе.

Теперь прогуляемся по дворцу. Королевская часовня

Аванзалы северной стороны. Здесь немного темновато, на мой взгляд. Это стиль XVII века – немного прохладный, наверное, в своё время при Людовике XIV дворец должен был поражать великолепием, но не уютом.

Дальше идут официальные салоны с портретами королевских особ, всё это должно было поражать величием.

Фигуры всяких античных богов, которые по замыслу архитектора должны были окружать короля-солнце.

Северная сторона дворца – холодная, торжественная, официальная, декорация, как и портрет королевы Марии Лещинской, формальной и декоративной королевы Франции.

Тут был и тронный зал, который сейчас реконструируется, трона нет. Но официальная сторона заканчивается. Вот так – если побывать в Версале в качестве какого-нибудь посла, то всё могло закончится холодным приёмом северной галереи.

А дальше уже начинается версальский праздник.

Знаменитая зеркальная галерея. Здесь можно было танцевать, гулять, восхищаться. Окна выходят на запад, так что вечером во время приёмов здесь должно быть светло.

Туристов много постоянно

Теперь заглянем в личные покои короля. Здесь придворные ждали приглашения к монарху.

Королевская спальня, та самая – с окнами на восток.

Здесь проходили торжественные церемонии пробуждение и одевания короля, а затем укладывания короля в кровать перед сном.

С другой стороны от спальни кабинет совета, где короли встречались с участниками правительства.

Вот так – три комнаты, и все личные покои короля, и то заняты церемониями. Недаром золотая решетка въездных ворот похожа на золотую клетку. Король превращается в заложника своей власти: чем могущественее монарх, тем больше придворных и служащих желают быть причастными к власти, тем больше вокруг короля кружится свиты, которая хочет разделить великолепие. И на этой свите держится власть короля, в свою очередь. Если нет свиты, то монарх остаётся один на один с проблемами. А свита защищает короля как источник привилегий.

В южной, самой светлой части дворца покои королевы. (Всё же мне нравится замысел архитектора).Обстановка здесь более уютная, но тоже официальная. А маленькая дверь позволила в 1789 году Марии-Антуанетте убежать от революционных погромщиков.

На этой кровати рождались королевские дети, и все придворные должны были присутствовать при этом – чтобы подтвердить законность потомства.

Стиль последней хозяйки покоев даёт о себе знать – в спальне королевы всё очень красиво.

Рядом – приёмная королевы

Официальная столовая, где Людовик XIV ужинал каждый вечер, а остальные короли – по торжественным случаям.

Приборов немного. Самые изысканные – для короля и королевы, попроще – для самых близких родственников.

Для остальных (придворных, министров, дальних родственников) табуретки по краям комнаты. Трапеза короля – это тоже ритуал, за которым большая честь просто наблюдать.

Не представляю, как это придворные не скучали и не глотали слюнки, но на таких ритуалах монархия и держалась, а когда Мария-Антуанетта устраивала частные вечеринки, её невзлюбили.

Комната охраны. Здесь постоянно находились 12 человек личных охранников. Большую часть истории это была почетная обязанность. Но в октябре 1789 года во время штурма дворца королевская охрана стала жертвой революционного народа

Дальше – зал славы императора Наполеона, из эпохи королей и революции переходим в эпоху империи.

Следующий зал – военная галерея, пристроенная в XIX веке как часть нового музея «Славы Франции».

Оформление происходило при короле Луи-Филиппе, который демонстрировал уважение к Наполеону и революционным генералам.

а мы выходим из дворца по лестнице королевы

Что же такое Версаль – великолепный дворец или золотая клетка. Конечно, короли не были только винтиками системы, им тоже хотелось свободы, об этом будет следующий рассказ.

Вид дворца со стороны парка

Х-пост из моего журнала http://melanyja.livejournal.com/697225.html

foto-trip.livejournal.com

Версальский цикл картин Бенуа



После первых выставок (в рамках экспозиции Общества русских акварелистов) в 1895—1896 годах Репин, один из первых, дал следующую оценку работам Бенуа: «Сегодня я был на акварельной выставке и Вашими работами любовался, как редко уже чем любуюсь теперь,— обращается он к начинающему художнику. У Вас прелестный талант акварелиста, какая техника! Какая виртуозность и какой благородный стиль! И наивно, и глубоко, и сильно. Я никак не ожидал, что Вы такой прекрасный художник».

При публикации, в отдельные разделы были выделены два цикла работ: Версальский и Русский, так как благодаря этим двум циклам акварельных картин Бенуа стал знаменитым художником.

  • Вид на лестницу и террасу в Версале. 1896.Этюд к картине "Прогулка Короля". » Увеличить ->

    Вид на лестницу и террасу в Версале. 1896.Этюд к картине "Прогулка Короля".

  • Прогулка короля. 1896. » Увеличить ->

    Прогулка короля. 1896.

  • У бассейна Цереры. 1897. » Увеличить ->

    У бассейна Цереры. 1897.

  • Версаль. Людовик XIV кормит рыб. 1897. » Увеличить ->

    Версаль. Людовик XIV кормит рыб. 1897.

  • Версаль. У Курция. 1897. » Увеличить ->

    Версаль. У Курция. 1897.

  • Версаль. Прогулка короля. 1897. » Увеличить ->

    Версаль. Прогулка короля. 1897.

  • Король прогуливался в любую погоду.. (Сен-Симон). 1898. » Увеличить ->

    Король прогуливался в любую погоду.. (Сен-Симон). 1898.

  • Маскарад при Людовике XIV. 1898. » Увеличить ->

    Маскарад при Людовике XIV. 1898.

  • Версаль. 1900-е гг. » Увеличить ->

    Версаль. 1900-е гг.

  • Версаль. 1905. Фрагмент. » Увеличить ->

    Версаль. 1905. Фрагмент.

  • Версаль. 1905. Фрагмент. » Увеличить ->

    Версаль. 1905. Фрагмент.

  • Версаль. "Зеркальце" в Трианоне. 1905. » Увеличить ->

    Версаль. "Зеркальце" в Трианоне. 1905.

  • Версаль. Аллегория реки. 1905. » Увеличить ->

    Версаль. Аллегория реки. 1905.

  • Версаль. Фонтан Бахуса зимой. 1905. » Увеличить ->

    Версаль. Фонтан Бахуса зимой. 1905.

  • Служба у капеллы св. Варвары, 1905. » Увеличить ->

    Служба у капеллы св. Варвары, 1905.

  • Версаль. 1906. » Увеличить ->

    Версаль. 1906.

  • Версаль. Аллея. 1905-1906. » Увеличить ->

    Версаль. Аллея. 1905-1906.

  • Король. 1906. Бумага, гуашь. 49 х 66,5 » Увеличить ->

    Король. 1906. Бумага, гуашь. 49 х 66,5

www.benua-memory.ru


Смотрите также