Как выглядит Вий – антипод Велеса? Картина вий


Александр Петров, Евгений Стычкин, Таисия Вилкова и другие в первом трейлере фильма "Гоголь. Вий"

Кино
Ольга Максимова 10846 10 января 2018, 21:15 Александр Петров, Евгений Стычкин, Таисия Вилкова и другие в первом трейлере фильма "Гоголь. Вий"

Александр Петров

Весной российских зрителей ждет продолжение истории о молодом писателе Николае Васильевиче Гоголе — приключенческий детектив "Гоголь. Вий" режиссера Егора Баранова. Прошлым летом кинематографист представил первую из четырех заявленных картин ("Гоголь. Начало"), которая оказалась в числе самых кассовых российских проектов года.

И вот в сети появился первый трейлер новой ленты, где классика русской литературы по-прежнему играет Александр Петров. Помимо него в фильме "Гоголь. Вий" снялись Олег Меньшиков, Евгений Стычкин, Таисия Вилкова и другие актеры.

Действие фильма разворачивается в селе Диканька, где загадочный Всадник убивает девушек. Гоголь, преследуемый обмороками и видениями, узнает, что жертвой душегуба должна стать Лиза, в которую писатель влюблен. На помощь герою приходит охотник на ведьм, мастер восточных единоборств и философ Хома Брут. Гоголь и Брут три ночи будут отпевать ведьму Ульяну в старинной часовне, призывая Вия.

Фильм "Гоголь. Вий" выйдет в прокат 5 апреля.

Александр ПетровАлександр Петров

Таисия ВилковаТаисия Вилкова

Алексей ВертковАлексей Вертков

Евгений СтычкинЕвгений Стычкин

Кадр из фильма "Гоголь. Вий"Кадр из фильма "Гоголь. Вий"

Кадр из фильма "Гоголь. Вий"

Фото Кадры из фильма "Гоголь. Вий"

www.spletnik.ru

Как выглядит Вий – антипод Велеса?

Во многих, в том числе академических работах, персонаж гоголевской повести описан совершенно не так, как выглядит Вий в произведении писателя. Исследователи утверждают, что автор в образе знаменитого монстра объединил древнеримского Ния с человеческим веком, хотя сам Н. В. Гоголь писал, что он излагает предание именно так, как слышал. как выглядит вий И читатель верит, потому что, кроме этой повести, он создал еще несколько произведений подобного жанра, в которых с присущей Гоголю ироничной манере описываются персонажи народной славянской мифологии.

Премудрый Велес

Именно так величают этого бога в древнеславянских мифах. Он является властителем телесной, органической жизни всех людей и животных. Он знает, когда тело просит покоя для сна, а когда – покоя вечного. Велес неустанно следит за тем, чтобы все, что берется из земли, туда же и возвращалось. И при этом он не есть слуга смерти. Велес выглядит совсем не так, как Вий. В представлении наших предков Велес - мужчина лет 50, крепкий и идеально сложенный, мудрый и уравновешенный.

Он своеобразный контролер телесного бытия, как выражались в старину, скотской правды. Велес не вмешивался в душевную, а тем более духовную деятельность человека. Этот бог не осуждал и не карал чревоугодие, половую распущенность, смертоубийство животных для развлечения, а не для еды. Он просто снимал с телесной природы человека свое покровительство и эта природа человека попадала во власть Вия.

Вий. Краткое описание

Как выглядит Вий? Он - существо безобразное, со многими телесными изъянами и порочной душевной силой. Это чудовище притягивает к себе все затхлое, телесно развращенное и необузданное. Без других он не может удовлетворять свои телесные потребности, даже веки поднять не может. Но он живет могучей душевной жизнью. И к нему тянутся существа-монстры, за его душевную силу готовые служить. Именно такова панночка. На это трижды указывает писатель в повести: два раза намеком, а третий – открытым текстом, вложив слова об этом в уста Фомы: «видно, много греха-то наделала за жизнь, раз за нее так нечисть стоит». А она о Фоме: «Пусть Брут читает три ночи. Он знает».

Некоторые точные детали с повести Н. В. Гоголя

До панночки на хуторок пришло трое – ритор Тиберий Горобец, философ Фома Брут и богослов Халява. Гоголь трижды, как и положено, говорит о телесной распущенности Фомы. И именно к нему приходит та, которая живет "по Вию". Они схожи обуревающими их страстями, а потому не находятся под защитой Велеса. Панночка оседлала философа (какая тонкая деталь!), и он ощущает сладость от полета с ведьмой на себе. Но у него есть своя душевная жизнь, которая побеждает чары его собственного тела, а не чары панночки, которая в данной ситуации лишь средство. Уже утро, петухи пропели. Но Фома убивает панночку. И Велес не защищает его тела. Вий достает его и в Киеве, в божьем заведении, через телесную развращенность ректора.

вий описание Вокруг Фомы Брута постоянно ходят слуги Вия и, незримо, сам Вий. Описание встречи философа с сотником поражает реалистичностью деталей. «У меня не так, - говорит сотник, - Знаешь что такое кожаные канчуки?» «При большом количестве вещь нестерпимая». «У меня не встанешь».

Вот куда попал философ (какая деталь!). Вот почему он умер от страха.

Вий – злой дух, а Кощей - обыкновенный злой человек

Некоторые авторы, которые, всего произведения не читая, цитируют «Слово о полку Игоря» и утверждают в своих трудах, что Кощей и Вий - родственные образы. Да глупости это. В «Слове…» конкретно указывается на то, что Гзак, Кончак и отец Гзака Боняк – славяне-кочевники и кощеи, т. е. владельцы скота (по-старославянски: костей, кощей). А. С. Пушкин прямо указывает на это: «... над златом чахнет. Там русский дух, там Русью пахнет». Нужно быть глухим и слепым, чтобы не различать того, как выглядит Вий в мифологи, а как – Кощей.

Обиталище Вия

Вий постоянно находится в глубинах, в недрах земных, где тепло, влажно и нескончаемо гниют тела его слуг. У него есть сестры – Виллы, которые иногда вылетают и рыскают над селениями людей, выискивая слуг для своего ужасного братца. Они соперничают с другим персонажем нашей мифологии, Огненным Змием, за души падших людей.

И не тяжело представить, как выглядит Вий. Фото картины художника, который представил и нарисовал Вия и его слуг, известно всему миру. С некоторыми деталями можно поспорить, но в общем художник суть данного персонажа уловил верно. Это разлагающаяся плоть, которую ее могучая, но злая душа не желает возвращать земле, т. е. не покоряется мудрому Велесу.

Борьбы между Велесом и Вием нет

Борьба происходит в душах людских. Душа Фомы Брута отлетела вместе с торжествующей песней петухов, которые приветствуют восход Ярила и свет, что он несет миру. А души не должны возвращаться в умершие тела, как это было с панночкой. Это противоречит канонам, за которыми наблюдает скотский бог – Велес.

Фома вернул земле то, чем так беспечно пользовался в этом светлом мире. И потому его поминают два друга – философ Тиберий Горобец и Халява, который пьяный прячется в бурьянах.

fb.ru

Вий 3D (2013) - обзор кино » Фильмы онлайн, смотреть лучшие новинки кино бесплатно в хорошем качестве HD720

Сегодняшний обзор, собственно как и все предыдущие, посвящён только хорошему кино, но на этот раз такого почётного звания удостоилась русская кинокартина с известным всем названием "Вий", мы надеемся, что наши посетители люди образованные и читали в школу эту замечательную повесть Н.Гоголя.

Вий 3D (2013) - обзор кино Вий 3D (2013) - обзор кино

Надо и признать и отдать должное российскому кинематографу, ведь выхода этого фильма ждали целых семь лет! нет, не подумайте не сам фильм "Вий", а шедевр подобного класса. Согласитесь технологии в киноискусстве уже давно ушли вперёд, а мы всё топчимся на месте и снимаем второсортное кино. Картина Вий 2013 стала настоящим прорывом, более того её сняли в популярном формате 3D и пусть здесь переборщили с графикой и временами проскакивают не прорисовки, но в целом получилось всё весьма круто. Наш поклон создателям, это прорыв и мы искренне надеемся, что теперь нас ждут только хорошие фильмы и рейтинг с цифрой 3 от кинопоиска больше не появится на наших кинокартинах.

Теперь об актёрах:

С актёрами "Вию" тоже очень повезло, все здесь просто молодцы и роли подобраны просто идеально. Джейсон Флеминг - британский актёр и исполнитель главной роли - картограф Джонатан Грин, успел сняться в более чем 90 картинах и наверное он даже не мог предположить, что когда-нибудь снимется в русском кино, более того эта перспектива его вовсе не воодушевляла, теперь же он иного мнения о наших съёмках гордится тем, что снялся в "Вие"!

Вий 3D (2013) - обзор кино Вий 3D (2013) - обзор кино

Кстати хорошо, что именно ему досталась эта роль, ведь изначально планировали пригласить Джейсона Стейтема, но согласитесь этот парень в этой роли выглядел бы нелепо, ну не его это типаж. Собственно он с этим согласен и поэтому от съёмок отказался.

Вот кого из актёров не возьми – все справились отлично! Ольга Зайцева (ведьма Панночка) и Алексей Петрухин, исполнивший роль бурсака, великолепно исполнили классические роли Леонида Куравлёва и Натальи Варлей. Отец Паисий Андрея Смолякова незабываем и прямолинеен. Игорю Жижикину не позавидуешь, ему было явно нелегко в одеянии демона и зелёных колготах, но актёр справился. Так же хотелось бы отметить, что фильм «Вий» стал последней ролью Валерия Золотухина. Его персонаж – Явтух – стал яркой точкой блестящей кинокарьеры.

Джейсон Флеминг

Кстати если Вы думаете, что "Вий 3D" - это ужастик, то смеем Вас огорчить, перед Вами классическая мистическая сатира и мы безусловно рады, что создатели смогли это увидеть и не превратили повесть в очередной хоррор. Хотя с обилием горилки они немного переборщили. :russian:

Что касается декораций, то тут всё так же круто! Видно, что все потрудились на славу и было уделено не мало внимания даже мелочам. Чего стоит только одна знаменитая карета, ведь её изготовили на заказ и доставили из самой Германии! В общем всё сделано на столько реалистично, что кажется вот вот и демоны вылезут из экрана.

Если говорить о сценарии, то тут я думаю всё понятно, единственное что нам не понравилось, так это то, что временами сцены были затянуты и было заметно, что шуточки то заканчиваются, но это скорее лишь ложка дёгтя и посмотреть фильм Вий 2013 онлайн определённо стоит.

Вий 3D (2013) - обзор кино Вий 3D (2013) - обзор кино

На этом обзор закончен, оставайтесь с нами будет ещё!

kinotochka.me

История создания фильма «Вий»

История семинариста Хомы Брута (Леонид Куравлев) и ведьмы (Наталья Варлей) всегда считалась одним из самых страшных произведений русской литературы, и именно такой она и предстала на экране. Семинарист Хома вынужден читать отходную молитву по панночке, которая оборачивается ведьмой. Нечистая сила атакует храм, в котором по ночам выполняет свои обязанности Хома, устраивает шабаш и, наконец, истребляет бедного бурсака.

История создания фильма «Вий»

Фильм насквозь пронизан ощущением страха, леденящего ужаса, который испытывал Хома, и это ощущение передавалось зрителю. Панночка оживает и зовет Хому к себе, гроб с ведьмой взмывает в воздух, несчастного бурсака окружает нечистая сила всех мастей… Чувствуется, что художник фильма пересмотрел множество гравюр XIX века с изображением призраков. А сам Вий — жуткое чудовище с опущенными гигантскими веками — получился страшным и очень натуральным.

История создания фильма «Вий»

Его свита из карликов, чертей и всяческих уродцев выглядела так, как будто фильмы ужасов создавались в СССР постоянно — все было снято с большим мастерством, фильм отличался высококачественными спецэффектами.

Многие поклонники этой ленты уверены, что через несколько лет после выхода на экраны фильм попал в орбиту действия неких магических сил. Имели место даже попытки обобщить удивительные истории, связанные с экранной жизнью ленты. Например, однажды фильм решили показать отдыхающим на одном из морских лайнеров.

История создания фильма «Вий»

Как только заработал кинопроектор, двигатель судна остановился. Сеанс сразу же прервали. Когда двигатель заработал, решили возобновить показ, но на этот раз в небе разразилась гроза. С тех пор «Вия» не показывали отдыхающим.

Вий — в украинской демонологии грозный старик с бровями и веками до самой земли. Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни.

В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда все гибнет или портится.

В одной из сказок встречается упоминание о том, что Кащею Бессмертному поднимают веки семью вилами. Это указывает на его родство с Вием.

Существует два предположения о происхождении имени Вия: первое — украинское слово «вії»(укр.) (произносится — «вийи»), что в переводе с современного украинского языка — «ресницы», т.е. слово, имеющее отношение к векам этого персонажа, и второе — со словом «виться», т.к. образ Вия напоминает какое-то растение: ноги его овиты корнями и весь он покрыт засохшими кусками земли.

Есть и ещё одно пояснение, кто такой Вий.

Вий — царь подземного мира, брат Дыя. Воевода Чернобога. В мирное время он тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич которым потчует грешников. У него смертоносный взгляд который скрыт под огромными веками или ресницами. Человек, не выдерживавший взгляда Вия, умирал.

История создания фильма «Вий»

«Вий» — художественный фильм, снятый в 1967 году в СССР по одноимённой повести Н. В. Гоголя. Один из лидеров советского кинопроката 1968 года (32,6 млн. зрителей). Многократно упоминается как первый и единственный фильм ужасов снятый в СССР. Хотя авторы планировали сделать романтическую фильм-сказку, экранизацию классического произведения.

Первый советский ужастик «Вий» снимали в 1967 году, с приключениями. Артистам казалось, что злые чары упырей распространялись даже за пределы съемочной площадки… В выстроенную на «Мосфильме» церковь рабочие старались лишний раз не заходить. Между тем в советском триллере пролилась лишь одна капля крови: ведьма-панночка, пугая философа, пустила кровавую слезу.

История создания фильма «Вий»

Картина была еще «в запуске», а ее уже купили девять стран мира. В советском прокате фильм занял символическое 13-е место.

Существуют легенды, что фильм обладая особым, мистическим флёром, странным, по большей части негативным, образом сказался на судьбах своих создателей. Актёры, в частности Наталья Варлей, всячески то отрицают это, то подтверждают.

В 1970-х фильм был закуплен для зарубежного проката: в США (под прокатным названием «Viy or Spirit of Evil»), Аргентине (под прокатным названием «Viy, espíritu del mal»), Финляндии (под прокатным названием «Velho») и Франции (под прокатным названием «Vij»).

До этого повесть Гоголя экранизировалась в России дважды: в 1909 году Василий Гончаров снял немой короткометражный фильм, а в 1916 году Владислав Старевич создал полнометражную картину. Обе работы, к сожалению, не сохранились до наших дней.

История создания фильма «Вий»

Идея экранизации „Вия“ принадлежит известному советскому режиссёру, на тот момент директору киностудии Мосфильм, Ивану Пырьеву. Лишь по причине острой нехватки времени он предложил снять картину двум учащимся Высших режиссёрских курсов Союза кинематографистов СССР Георгию Кропачёву и Константину Ершову.

Съемки фильма производились в Богородчанском районе Ивано-Франковской области. Массовку- бурсаков-семинаристов — набирали в Чернигове.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: 1 2 3

aeslib.ru

Интересные факты о фильме "Вий" | Екабу.ру

Интересные факты о первом советском "ужастике"... Кровь стынет... )

Фильм «Вий» снимали в 1967 году, с приключениями.Съемки фильм производились в Богородчанском районе Ивано-Франковской области (ныне Украина). Однако отснятый на натуре материал разочаровал руководство Мосфильма, оказавшись «слишком реалистическим». Так к работе было решено привлечь известного режиссёра кино-сказочника Александра Птушко. В результате, много материала отснятого было вырезано, ряд идей так и остались невоплощёнными. Изменён был и облик главного чудовища фильма — Вия.

Артистам казалось, что злые чары упырей распространялись даже за пределы съемочной площадки..

В выстроенную на «Мосфильме» церковь рабочие старались лишний раз не заходить. Между тем в советском триллере пролилась лишь одна капля крови: ведьма-панночка, пугая философа, пустила кровавую слезу.

Картина была еще «в запуске», а ее уже купили девять стран мира. В советском прокате фильм занял символическое 13-е место.

Знаменитые полеты панночки в гробу, которые пугали целые поколения советских детей, появились благодаря тому, что под куполом павильона крепился сложный механизм.

Все гробы были черного цвета, как у Гоголя.Гроб №1 считался основным – в нем лежала умершая панночка. Летал по церкви с закрытой крышкой гроб №2 – именно он, по сценарию, никак не мог пробить очерченный философом магический круг. Этот гроб метался в кадре порожняком и был совсем маленьким. Двигали гроб вручную – при помощи веревок. Гроб №3 был подвешен на шести металлических струнах к потолку. Именно в нем ведьма летала по церкви, стоя во весь рост. В основание гроба был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора.

Прежде чем пустить Наталью Варлей в «свободный полет», в необычном гробу перелетала чуть ли не вся съемочная группа. Интересным было и то обстоятельство, что новоявленная «ведьма» – Наталья Варлей – родом была из румынского города Констанца. А Трансильвания издавна считалась родиной колдунов и вампиров.

Декорации делали сразу в нескольких павильонах. Полгода сотрудников «Мосфильма» пугала затянутая паутиной мрачная церковь. В фильме есть эпизод, когда несметное количество чудовищ влетает в храм: падают на землю иконы, летят вниз разбитые стекла, двери срываются с петель...

Тут же должна падать огромная люстра – паникадило. Бутафоры не поленились и на основание люстры навесили множество мешочков с пылью. Когда паникадило грохнулось об пол церкви, все на мгновение онемели: в поднявшемся столбе пыли казалось, что раздался взрыв...

А еще на съемках «Вия» сожгли несколько центнеров свечей, хотя воск тогда был дорогой. Приходилось в специальных церковных мастерских Загорска заказывать толстенные свечи, состоящие из воска и стеарина.

Нечистая сила была представлена в «Вие» и своеобразным животным миром: например, в картине работала «бригада» черных кошек.

Девять подросших черных котят достались съемочной группе в наследство от картины «Черный чертенок», где главного четвероногого героя играли сразу девять дублеров. Эти же кошки работали у Гайдая в «Бриллиантовой руке» и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

Мало того, что в «Вие» черные коты выскакивали из-под ног бедного философа Хомы в самый неподходящий момент, на кошек надевали еще и специальные шапочки-капоры с рожками. Их пускали прыгать с возвышения, и в прыжке снимали на стене их тени.

Для изображения всякой нечисти режиссер с оператором пробовали снимать в увеличенном виде насекомых – богомолов, жуков-носорогов, пауков... Но остановились все-таки на близких к мистическим субстанциям летучих мышах, воронах и филинах.

Всю живность поставлял для съемок известный на «Мосфильме» дрессировщик и постановщик трюковых сцен с животными Тариэл Габидзшвили.

В «Вие» было задействовано около 50 ворон. Ловили их тут же, на «Мосфильме», во дворе. Выкладывали в старом сарае приманку, несколько дней не подходили, чтобы не спугнуть хитрых птиц. Попавших в силки пленниц забирали только ночью, чтобы не вызвать подозрение у остальных вольных ворон. На съемочной площадке давали команду, и черные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон церкви.

Бывало, дрессировщик кричал режиссеру Александру Птушко: «Лукич, вороны кончились». Он объявлял перерыв, киношники тушили свет и лезли с фонариками на колосники снимать птиц, а павильоны были огромные – до 16 метров в высоту.

Кстати, у панночки – Натальи Варлей – на съемках действительно был смертельно опасный эпизод.

Однажды Наталья выпала из гроба, который на большой скорости несся по кругу. Как в калейдоскопе, мигали свечи, мелькали бревна церкви... Девушка потеряла равновесие и полетела с большой высоты вниз головой. Пан философ – Леонид Куравлев, не имея опыта страховки, каким-то чудом поймал Наталью при самом приземлении на дощатый пол церкви.Леонид Куравлев после этого неделю не мог сниматься, так как сильно потянул руки. Тем не менее этот случай породил множественные слухи о смерти Варлей.

Лишь потом актриса призналась, что, несмотря на свою работу воздушной гимнасткой в цирке, она сильно боялась высоты.

Представляете, какая сила воли должна была быть у этой хрупкой девушки, чтобы каждый раз вставать в гробу под потолком церкви?

По задумке Георгия Кропачёва, первоначального режиссера картины, сам Вий должен был выглядеть более антропоморфно — гигантским немощным стариком, которого поддерживали всевозможные инфернальные существа.

Роль Вия сыграл артист цирка, акробат Николай Степанов. Прочую нечисть также играли артисты цирка и спортсмены Советского Союза. Итого — 12 гимнастов и 4 прыгуна на батуте. Чтобы создать им контраст, в массовку было решено принять нескольких карликов.Оборотни в фильме удивительным образом лазили по вертикальной стене.Из толстых досок сколотили «стену». Поставили макет под углом к полу и снимали вампиров, сползающих по наклонной плоскости, сверху над съемочной площадкой зависал кран с оператором и режиссером. Получалось, что упыри, цепляясь когтями рук и ног, лезли прямо по вертикальной стене.

Сниматься в роли панночки Наталья Варлей согласилась... из любопытства. Полеты в гробу под куполом церкви ее не пугали, суеверного страха перед тем, что с нее снимают мерку для гроба, актриса тоже не испытывала.

Наталья не только снималась в кино – в «Вий» ее взяли за проявленную во время «Кавказской пленницы» спортивную подготовку. «Панночку» в кадре ставили на специальное вибрирующее устройство, чтобы создалось впечатление, что она трясется от злости; накладывали тусклый грим, как будто она зеленеет от злости; подсвечивали глаза, чтобы они светились изнутри сатанинским огнем...

А молодая актриса, не желавшая терять напрасно время, пока на площадке устанавливали свет, лежа в гробу, читала конспекты и учебники.

Мистическое «влияние» фильма.

Неоднократно упоминается, что после выхода на экраны «Вия» всесоюзная слава Натальи Варлей, обрушившаяся на актрису благодаря роли Нины в кинокомедии «Кавказская пленница», неожиданным образом закончилась. 4 года актриса не снималась в кино.

Неудача постигала неоднократные попытки показать «Вия» во время морского круиза. Стоило фильму начинаться, разыгрывался шторм, успокаивавшийся сразу же после прерывания сеанса. В итоге по просьбе Натальи Варлей, которая по замыслу устроителей должна была выступать перед показом, после третьей попытки было решено прекратить демонстрацию ленты.

Деревянная церковь Пресвятой Богородицы, в селе Горохолино-Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области, в которой снимались ряд сцен фильма, сгорела дотла 20 февраля 2006 года.

ekabu.ru

История создания фильма "Вий" - allgrach

Вий — в украинской демонологии грозный старик с бровями и веками до самой земли. Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни.

В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда все гибнет или портится.

В одной из сказок встречается упоминание о том, что Кащею Бессмертному поднимают веки семью вилами. Это указывает на его родство с Вием.

Вий — царь подземного мира, брат Дыя. Воевода Чернобога. В мирное время он тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич которым потчует грешников. У него смертоносный взгляд который скрыт под огромными веками или ресницами. Человек, не выдерживавший взгляда Вия, умирал.

«Вий» — художественный фильм, снятый в 1967 году в СССР по одноимённой повести Н. В. Гоголя. Один из лидеров советского кинопроката 1968 года (32,6 млн. зрителей). Многократно упоминается как первый и единственный фильм ужасов снятый в СССР. Хотя авторы планировали сделать романтическую фильм-сказку, экранизацию классического произведения.

Существуют легенды, что фильм обладая особым, мистическим флёром, странным, по большей части негативным, образом сказался на судьбах своих создателей. Актёры, в частности Наталья Варлей, всячески отрицают это.

В 1970-х фильм был закуплен для зарубежного проката: в США (под прокатным названием «Viy or Spirit of Evil»), Аргентине (под прокатным названием «Viy, espíritu del mal»), Финляндии (под прокатным названием «Velho») и Франции (под прокатным названием «Vij»).

Идея экранизации „Вия“ принадлежит известному советскому режиссёру, на тот момент директору киностудии Мосфильм, Ивану Пырьеву. Лишь по причине острой нехватки времени он предложил снять картину двум учащимся Высших режиссёрских курсов Союза кинематографистов СССР Георгию Кропачёву и Константину Ершову.

Съемки фильма производились в Богородчанском районе Ивано-Франковской области и посёлке Седнев,Черниговской области. Массовку- бурсаков-семинаристов — набирали в Чернигове.

- Труднее всего было найти хату, крытую снопами соломы, — вспоминает художник фильма Николай Маркин. — Траву везде уже косили комбайнами. По нашей просьбе отыскали в дальней деревне мастера, который сжал поле серпом вручную, по-особому уложил снопы на крышу хаты.

Однако отснятый на натуре материал разочаровал руководство Мосфильма, оказавшись „слишком реалистическим“. Так к работе было решено привлечь известного режиссёра кино-сказочника Александра Птушко. В результате много материала, отснятого Ершовым и Кропачёвым, было вырезано, ряд идей так и остались невоплощёнными. Изменён был и облик главного чудовища фильма — Вия. Ряд сцен был переосмыслен и переснят заново.

Неугомонный Птушко заразил своей энергией всю съемочную группу. Декорации делали сразу в нескольких павильонах. Полгода рабочих "Мосфильма" пугала затянутая паутиной мрачная церковь.

В фильме есть эпизод, когда несметное количество чудовищ влетает в храм: падают на землю иконы, летят вниз разбитые стекла, двери срываются с петель... Тут же должна падать огромная люстра — паникадило. Бутафоры не поленились и на основание люстры понавешали множество мешочков с пылью. Когда паникадило грохнулось об пол церкви, все на мгновение онемели: в поднявшемся столбе пыли казалось, что раздался взрыв...

На съемках "Вия" сожгли несколько центнеров свечей. Воск был дорогой. Приходилось в специальных церковных мастерских Загорска заказывать толстущие свечи, состоящие из воска и стеарина. Вурдалаки, упыри, мертвецы, вышедшие из могил, рождались в мастерской пластического грима. Над масками оборотней работала талантливая художница Сарра Мокиль.

- Она способна была творить чудеса, — вспоминает помощник режиссера Тариэл Габидзшвили. — Лукич обязательно брал ее для работы во все снимаемые им картины.

Из сотни эскизов Птушко отобрал самые фантастические. Так в фильме появились упыри с тремя вывороченными носами, вислоухие вампиры, вурдалаки с губами в половину лица... Советская кинонечисть, по замыслу режиссера, должна была отличаться не только "симпатичными" лицами, но и размерами. Для контраста с "рослой нечистью" Птушко собрал со всей Москвы карликов. Кривоногие, с большими, искусственно удлиненными головами, они должны были олицетворять собой исчадия ада. Все выходцы с того света были загримированы так, что казались абсолютно лысыми и голыми. Вампиров и упырей мазали разноцветным гримом: одни имели синюшный оттенок, другие — серовато-черный... "Хома слышал, как нечистая сила металась вокруг него, чуть не зацепляя его концами крыл и отвратительных хвостов". Наверное, ведьма-Панночка порядочно грехов наделала, раз за нее так нечистая сила стояла.

Знаменитые полеты панночки в гробу, которые пугали целые поколения советских детей, появились благодаря тому, что под куполом павильона крепился сложный механизм. Все гробы были черного цвета, как у Гоголя. Гроб №1 считался основным – в нем лежала умершая панночка. Летал по церкви с закрытой крышкой гроб №2 – именно он по сценарию никак не мог пробить очерченный философом магический круг. Этот гроб метался в кадре порожняком и был совсем маленьким. Двигали гроб вручную – при помощи веревок. Гроб №3 был подвешен на шести металлических струнах к потолку. Именно в нем ведьма летала по церкви, стоя во весь рост. В основание гроба был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора.

Прежде чем пустить Наталью Варлей в "свободный полет", в необычном гробу перелетала чуть ли не вся съемочная группа. Например, помощник режиссера, весивший около ста килограммов, тоже проверял конструкцию на прочность. На большой высоте он раскачивал гроб и даже прыгал в нем...

Кстати, сначала на роль панночки взяли актрису Киевского драматического театра. Но режиссер Александр Птушко был под впечатлением от комедии Гайдая "Кавказская пленница". Посмотрев в кадре, как лихо Наталья Варлей спускается из окна дачи товарища Саахова на веревке над горной рекой, он понял, что нашел "свою" панночку. Совпадением было и то обстоятельство, что новоявленная "ведьма" – Наталья Варлей – родом была из румынского города Констанца. А Трансильвания издавна считалась родиной колдунов и вампиров.

Сниматься в роли Панночки Наталья согласилась... из любопытства. Что для юной девчонки были тогда полеты в гробу под куполом церкви! Ну и пусть с тебя снимают мерку для гроба. Жизнь казалась беспечной и прекрасной. Наташа играла в театре, была секретарем комсомольской организации.

Наталью в кадре ставили на специальный вибратор, чтобы создалось впечатление, что она трясется от злости; накладывали тусклый грим, как будто она зеленеет от злости; подсвечивали глаза, чтобы они светились изнутри сатанинским огнем... А молодая актриса, не желавшая терять напрасно время, пока на площадке устанавливали свет, лежа в гробу, читала конспекты и учебники.

Но однажды во время съемок Наташа... выпала из гроба, который на большой скорости несся по кругу. Как в калейдоскопе, мигали свечи, мелькали бревна церкви... Наташа потеряла равновесие. Травма была неизбежной, актриса летела с высоты вниз головой. Пан философ — Леонид Куравлев, не имея опыта страховки, каким-то чудом поймал Наташу при самом приземлении на дощатый пол церкви. Вся съемочная группа ахнула... Слух о роковом падении "спортсменки-комсомолки" перерос в домысел, что актриса погибла... Об этом говорила тогда вся страна. Оказывается, воздушная гимнастка ужасно боялась высоты... Какая же сила воли должна была быть у этой хрупкой девушки, чтобы каждый раз вставать в гробу под потолком церкви...

Мы восхищаемся ее красавицей-ведьмой, а сама Наталья считает, что образ в "Вие" ей не удался. Упор делался только на внешнее, эффектное...

Исполнитель главной мужской роли Леонид Куравлев появился в картине вполне закономерно. После фильма Шукшина "Живет такой парень", где Леонид Куравлев сыграл обаятельного шофера Пашу Колокольникова, ему не могли не предложить роль философа Хомы Брута. С семинаристской стрижкой "под горшок" Куравлеву ходить в жизни не понадобилось. Вся бурсацкая вольница в фильме была одета в парики. Зато артисту пришлось заучивать молитвы и украинские песни.

Гоголь, оставивший миру несколько томов великолепных произведений, на протяжении всей жизни продолжал оставаться девственником. Пытаясь обуздать страсти и побороть страхи, Николай Васильевич вывел аксиому: женщина — "красиво окрашенное естественное зло", поэтому никем, кроме как ведьмой, и быть не может. Гоголь все время ходил, словно по лезвию ножа, между Богом и дьяволом, пытался заглянуть в бездну. Конец Гоголя был страшен — он сошел с ума.

Спустя годы умудренная жизненным опытом Наталья Варлей сожалела, что снялась в роли ведьмы: "Это был страшный грех. Я теперь с ужасом думаю, как могла решиться лечь в гроб..." После выхода фильма в ее жизни стало происходить нечто страшное. Одна беда наступала на пятки другой. Наталья поняла, что такие роли, как Панночка в фильме "Вий", даром не проходят...

Как тут не вспомнить блокбастер Уильяма Фридкина "Экзорцист" ("Изгоняющий дьявола"). После съемок исполнительница главной роли Линда Блэр, сыгравшая ведьму, попала в больницу с серьезным психическим расстройством. Видно, нельзя всерьез заигрывать с дьяволом.

Оборотни в фильме у Птушко удивительным образом лазили по вертикальной стене.

- Снимал этот трюк опытнейший оператор Федор Проворов, — рассказывает художник фильма. — Из толстых досок была сколочена "стена". Макет ставили под углом к полу и снимали вампиров, сползающих по наклонной плоскости, сверху: над съемочной площадкой зависал кран с оператором и режиссером. Получалось, что упыри, цепляясь когтями рук и ног, лезли прямо по вертикальной стене. Но выходцы с того света не могли видеть живого человека и нуждались в специальном шамане. И чудовище с "дурным глазом" не преминуло появиться в повести Гоголя.

allgrach.livejournal.com

«Вий 3D»: как проходили съемки

Многие зрители наверняка помнят «Вий»  1967 года, который по праву считается первым советским фильмом ужасов.

Авторы «Вий 3D»  — современной 3D-интерпретации гоголевского сюжета — снимали, скорее, приключенческое кино. Впрочем, и они обещают, что у зрителей от вурдалаков и упырей всех мастей мурашки по телу побегут. А уж когда в зрительный зал полетит гроб!

Даже на съемках в лесах под Прагой многие актеры испытывали необъяснимый ужас. В первый же день внезапно отключилось все оборудование, а на Украине сгорела церковь, где снимали часть советского «Вия»!

Джейсон Джейсону друг

Основной интригой фильма стали события, произошедшие после того, как Хома Брут посмотрел в глаза Вию. Английскому картографу-путешественнику Джонатану Грину пришлось окунуться в кошмар славянской мифологии. После чего его вера в рациональное пошатнулась!

На роль британского картографа авторам фильма хотелось заполучить Джейсона Стэтхэма. Однако актер был занят, поэтому посоветовал своего друга-тезку Джейсона Флеминга. Англичанин покорил русских артистов своим обаянием и талантом. Подкупило их и то, что Флеминг знаком не только с гоголевским оригиналом, но и вообще с русской литературой.

Искушение едой

Шесть лет длилась работа над картиной — кое-кто уже скептически ухмылялся: мол, сгинет проект. Но, как только продюсеру Алексею Петрухину и режиссеру Олегу Степченко удалось уговорить сняться Виктора Бычкова — этого талисмана многих режиссеров, — фильм тут же вышел на финишную прямую.

А Бычков летел на съемки в любимую Чехию, мечтая о кнедликах и 32-х сортах пива. И даже предположить не мог, что окажется в заповедном лесу рядом с замком Берштейн, где, говорят, по ночам хозяйничают летучие мыши. Здесь кинематографисты и выстроили хутор, облюбованный нечистью. Впрочем, роль актеру досталась сугубо положительная — кузнеца Тараса, местного Леонардо да Винчи. Ради нее актеру не жалко было и прической пожертвовать. Зато съемки проходили в колоритной атмосфере украинского быта и чешско-украинской кухни, не оценить которую Бычков не мог. Результат — прибавка в весе.

Как шутя заметил Андрей Смоляков, на «Вие» растолстели все, кроме него: ему досталась роль отца  Паисия, истязающего себя во имя веры. Пока другие актеры участвовали в деревенских застольях, Андрей учился у консультанта-священника правильно окроплять святой водой прихожан и читать проповеди на старославянском языке.

У Гоголя написано просто: пришел поп и послушал дыхание Хомы. Но ради эпизода Андрея Смолякова не позвали бы. Актер секретов не раскрывает, лишь намекает: отец Паисий  едва ли не самая загадочная фигура в этой истории. 

Звон свадебных колоколов

А то, что произошло на съемках «Вия» с  Агнией Дитковските, если не мистика, но уж точно судьба. В роли Настуси, подруги Панночки, должна была сниматься модель Наталья Водянова. Каково же было разочарование режиссера, когда он узнал, что топ-модель по контракту нельзя стричь и красить. Роль отдали молодой литовской красавице Агнии Дитковските. Стоит заметить, что доля Настуси незавидна: ведьму и топили, и пытали. После внезапного помутнения рассудка она отвергла своего возлюбленного, казака Петруся, которого сыграл Алексей Чадов. Пока с героями происходили всякие злоключения, на съемочной площадке у этой парочки развивался бурный роман, который закончился свадьбой. Кто знает, может, сыграли свою роль и романтические вечера у камина в старинном чешском замке.

В славянской мифологии Вий — чудовище, живущее в топях болот. Согласно преданиям, взгляд Вия способен не только проникнуть в душу человека, но и открыть ее для всякой нечисти.

Лебединая песня

Для  Валерия Золотухина  роль «чертова Явтуха» стала последней в кино. И здесь без мистического совпадения не обошлось. Прочитав сценарий, актер попросил время подумать: мол, картина неоднозначная. Но в тот же день Валерий Сергеевич увидел на полке книжного магазине свою книгу, стоявшую рядом с «Вием» Гоголя.

Валерий Золотухин был рад, что его экранной женой стала Нина Русланова

«Мы с Золотухиным в кадре даже песню пели, — вспоминает Бычков. — Он приезжал на съемки совсем больным, опираясь на палочку. На площадке выкладывался, а потом шел поспать, набраться сил. Мы, актеры, должны были находиться в той же комнате, но находили какие-то дела, только чтобы не тревожить Валерия Сергеевича».

Съемки фильма велись с 2005 года. Его бюджет — $26 млн. Это второй российский фильм, снятый полностью в 3D. Кстати, той самой камерой, которой Джеймс Кэмерон снимал «Аватар».

Игорь Жижикин  попал в свиту «Вия». Зрелище, как казак перевоплощается в монстра, не для слабонервных. У актера был очень сложный грим.

В гробу летал силиконовый муляж актрисы Ольги Зайцевой. Но во время съемок эпизода «утопления» Панночку уже не жалели. 

Виктор Бычков: «Увидев карету, в которой на хутор прибыл картограф Джонатан Грин, я на целые сутки потерял дар речи! Да уж, немецкий автопром не подвел!» 

Дочь лорда Дадли (Анна Чурина), за которой ухлестывал картограф. В отличие от своей героини, актриса устояла перед обаянием Флеминга: «Не мой тип мужчины».

Фильм «Вий 3D» в прокате с 30 января. 

www.vokrug.tv