Пасха - Светлое Христово Воскресение в русской живописи. Картина воскресение


Светлое Христово Воскресение в русской живописи

Православие — религия Пасхи. Важно не только то, что Бог воплотился, но и зачем. Св. Ириней Лионский сказал: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Этот праздник указывает высоту, к которой должен стремиться человек. Русская иконопись, а за ней и живопись, подчеркивали светоносность, преображенность Христа и его последователей. В восточно-христианской традиции к теме Пасхи тесно примыкает сюжет Сошествия во ад, откуда Христос освободил праведников, что стало еще одним символом победы над смертью. 

Источники репродукций: АrtLib, Арт-каталог, Cultobzor.ru, Русская икона, Русская живопись, Библиотека Якова Кротова, ArtScroll.RU, Галерикс  

Сошествие во ад

Сошествие во ад.Эскиз образа иконостаса храма Воскресения Христова в Петербурге (Спас на Крови).М. В. Нестеров. 1895 г.Б. на к., темпера, тушь, бронза, соус, графитный карандаш. 40,4х51,2Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сошествие во ад.Оригинал для мозаики иконостаса храма Воскресения Христова.М. В. Нестеров. 1897 г. Холст, масло. 146,5х93.Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля

Сошествие во ад.По оригиналу М. В. НестероваМозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург

Сошествие во ад.В. М. Васнецов. 1896–1904 гг. Акварель. Эскиз мозаики для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сошествие во ад.В. М. Васнецов. 1896–1904 гг.  Холст, масло.Запрестольный образ в правом приделе Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.Картина демонстрировалась в 2010 г. на выставке в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Сошествие во ад.Николай Андреевич Кошелев. 1900 г. 200х350.Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского,Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества, ИерусалимИсточник: Википедия

Воскресение Христа

Воскресение Христово.А. Л. Шустов. 1810 г.Казанский собор, Санкт-Петербург 

***

Воскресение Христа.Шебуев Василий Козьмич. 1841 г. Холст, масло, 375х198.Государственный Русский музей

***

Воскресение Христа.К. А. Штейбен. 1843–1854 гг. Холст, масло.Живописная работа в нише пилона Исаакиевского собора

***

Христос воскресший.К. П. Брюллов. 1840-е гг. Холст, масло. 177х89.Эскиз для храма Христа Спасителя в Москве.Замысел не осуществлен.Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Воскресение Христово. К.П. Брюллов. Вторая половина 1840-х Холст, масло 102х68,5. Эскиз неосуществленного запрестольного образа в Храме Христа Спасителя в Москве.  Государственный Русский музей

***

Иисус Христос.В.Е Маковский. 1893 г. Холст, масло, 79x45.Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Иисус Христос.В.Е Маковский. 1894 г.

***

Воскресение. ЭскизА. А. Иванов 

***

Воскресение Христа.Алексей Егоров. 1823–24 гг. Голубая бумага, бистр, перо,графит.28,1х43,8.Набросок для церкви штаба прусского короля в Кракове

Воскресение Христово.Егоров А.Е. Иллюстрация для журнала "Нива"

***

Воскресение Христово.Клавдий Васильевич Лебедев. 1901 г.Церковно-археологический кабинет МДА

***

Воскресение Христово.Билибин И. Я. Эскиз фрески для храма Успeния Богородицы в Ольшанах 

***

Воскресение Иисуса Христа.Валериан Степанович Крюков (1838-1916) 

***

Воскресение.М. А. Врубель. 1887 г. Бумага, акварель, графит, карандаш. 22,5х35,5.Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве.Киевский музей русского искусства

Воскресение. Триптих.Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.М. А. Врубель. 1887 г.

***

Воскресение.Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собораМ. В. Нестеров. 1890 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 40,9х34Государственная Третьяковская галерея

Воскресение.М. В. Нестеров. 1890 г.

Воскресение Господне.Эскиз запрестольного образа левого придела Владимирского собора в КиевеМ. В. Нестеров. Нач. 1890-х. Холст, масло. 88,5х110,5Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Воскресение. Нестеров Михаил Васильевич. 1890 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 40 x 34.Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собораГосударственная Третьяковская галереяhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14961

Воскресение. Нестеров Михаил Васильевич. 1891 г. Роспись алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собораhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15219

Воскресение.М. В. Нестеров. 1890-е. Бумага, акварель. 50,8х27,7Государственный музей истории религии

Воскресение Христа.М. В. Нестеров. 1922 г. Дерево, масло. 120х77Государственный музей истории религии

Воскресение.Оригинал для мозаики южного киота храма Воскресения ХристоваМ. В. Нестеров. 1894 г. Холст, масло. 142х79Государственный музей истории религии

Воскресение.Мозаика южного киота храма Воскресения Христова.М. В. Нестеровhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15088

Воскресение Христа.По оригиналу М. В. НестероваМозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург

Главная утверждающая тема – надежда и спасение – нашла отражение в мозаике М. В. Нестерова Воскресение Христа на северном фасаде храма. На золотом фоне проема гробницы возвышается воздушная фигура Спасителя в белой погребальной плащанице, с тонким красным крестом в левой руке. Несмотря на смиренное выражение лица Господа весь Он – воплощение торжества жизни над смертью. Справа – бесплотная фигура ангела с развернутыми крыльями. Неяркий, сдержанный колорит, некоторая внешняя вялость помешали созданию яркого монументального образа Иисуса Христа. 

Воскресение Христово. Нестеров Михаил Васильевич. 1895 г. Эскиз мозаики северного фасада храма Воскресения ХристоваБумага на картоне, графитный карандаш, акварель, гуашь, бронза. 37 x 63 смГосударственный Русский музейhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15209

Воскресение Христово.Мозаика северного фасада храма Воскресения Христова.Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942)http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15210

***

Воскресение Христово.П. И. Бромирский. 1918 г.

Великое Воскресение. Василий Кандинский. 1911 г. Темпера, глазурь, серебро на стекле, 24×24.Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе

Импрессия VI (Воскресенье)Василий Кандинский. 1911 г. Холст, масло,107×95.Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе

Жены-мироносицы у Гроба

Мироносицы.Григорий Григорьевич Гагарин (1810-1893)

Жены-мироносицы.Мария Башкирцева. Эскиз. 1884 г. Холст, масло. 46х38,5. Саратовский музей им. Радищева

Вестники Воскресения.Николай Николаевич Ге. 1867 г.

Жёны-мироносицы у Гроба Господня.А.Л. Витберг. 1811 г. Холст, масло.Из собрания Государственного музея истории религии

Жены-мироносицы.М. В. Нестеров. 1889 г. Холст, масло. 73х38.Эскиз одноименной картины, впоследствии уничтоженной авторомГосударственная Третьяковская галереяИнв. номер: 27820Поступление: Приобр. в 1947 у Елизаровой

Жены-мироносицыМ. В. Нестеров. Холст, масло.Сумский художественный музей

Воскресение (Утро Воскресения). Триптих. М.В. Нестеров 1908-1909 гг. Бумага, гуашь. 49 x 55.Эскиз к росписи южной стены церкви Покрова БогородицыГосударственная Третьяковская галереяhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15151

Воскресение.М. Нестеров. 1910 г. Роспись южной стены церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители

Ангел, сидящий на гробе.М. В. Нестеров. 1908 г.Фрагмент композиции Воскресение в Покровском храме Марфо-Мариинской обители в Москве

Жены-мироносицы у гроба Господня (Воскресение Христово). М. В. Нестеров. 1899-1900 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, бронза. 31x48. Эскиз росписи южной стены церкви во имя благоверного князя Александра НевскогоГосударственный Русский музейhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15178

Ангел отваливает камень от гробаА. А. Иванов. 1850-е. 26х40.Государственная Третьяковская галерея, Москва

И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба, и сидел на нем. Евангелие от Матфея

Явление Христа Марии Магдалине.А. Е. Егоров. 1818 г.

Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения.А. А. Иванов. 1835 г. 242х321.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. Евангелие от Иоанна

Картина повергла в восхищение Академию. «Какой стиль!» – изрек перед нею почтенный профессор Егоров. Больше ничего говорить и не надо было, все стояли в восхищении. Это был единственный общественный успех в жизни Иванова, доставивший ему известность. Ему было присуждено звание академика, что открывало блестящие возможности для карьеры. 

Иисус Воскресший и Мария Магдалина.Клавдий Васильевич Лебедев.Церковно-археологический кабинет МДА

Явление Христа Марии по Воскресении.Михаил Васильев (?). Втор.пол. XIX века. Масло, картон, 67,5x43.Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Христос и Мария Магдалина (Утро Воскресения).И. Е. Репин. 1920–1922 гг. Холст, масло, 212х141.Частное собрание, Москва

Тему встречи Магдалины с воскресшим Христом трактовали десятки художников всех времен и стран, от мастеров Возрождения до Александра Иванова, но все их композиции в основном были построены на появлении Христа где-то вдали от своей гробницы, в прежнем виде и обычной одежде.Не то у Репина, давшего новое, небывалое, смелое решение. У него действие происходит у самого склепа. Магдалина, по мысли художника, пошла на рассвете к дорогой для нее гробнице и тут-то и натолкнулась на Христа, только что отвалившего камень и вышедшего на волю. Он еще весь укутан пеленами, движения его скованы, жесты не свободны, руки прижаты к телу.Первоначально его левая рука была еще более прижата к груди, следы ее ясно видны. Голова Магдалины писана с Веры (дочь художника), но черты лица значительно утончены и облагорожены. Взгляд чисто репинский, хорошо знакомый нам по мальчику в «Не ждали», по царевичу в «Иване Грозном», по юноше в «Николае Мирликийском», по раненому в «Дуэли». Этот экзальтированный взгляд у Магдалины излишне утрирован, да и глаз не сидит в орбите, что значительно снижает ценность картины. Очень удалось Репину предрассветное небо с ползущим по нему розовым облаком. Оно прекрасно наблюдено и передано жизненно. Илья Репин

Весть о Воскресении.Н. Н. Ге. 1866 г. Холст, масло. 59x95.Киевский музей русского искусства

Возвестила радость плачущим.Из цикла картин «Из жизни Христа».В. Д. Поленов. 1899 г. Холст, масло. 141x80Самарский художественный музей, Самара

Христос с учениками после Воскресения

Христос среди учеников после Воскресения.И. Е. Репин. 1886 г. Бумага, граф.карандаш.Эскиз композиции.Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Явление воскресшего Господа двум ученикам, шедшим в Эммаус. К. Лебедев. Хромолитография. Бумага, графика.Изд. Москва, начало XX в.Из собрания Государственного музея истории религии

Христос на пути в Эммаус.Алексей Егоров. 1820-е. Бумага синяя, сепия, кисть, карандаш, 25,8x18,2Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Христос является ученикам на пути в ЕммаусЕгоров А.Е. Гравюра. 27,3×19,6

Явление Христа ученикам по Воскресении.А. А. Иванов. 1850-е гг.

Явление Христа на пути в Эммаус.Михаил Васильевич Нестеров. 1895 г. Бумага на картоне, темпера, бронза, графитный карандаш.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На пути в ЭммаусМихаил Васильевич Нестеров. 1897 г. Холст, масло. 71,5х98,5.Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова, Красноярск

Явление воскресшего Господа апостолу Фоме.К.В. Лебедев. Хромолитография. Бумага, графика.Изд. Москва, начало XX в.Из собрания Государственного музея истории религии

ros-vos.net

Тициан: Воскресение Христово - Православный журнал "Фома"

 Полиптих «Воскресение Христово» в истории живописи и в жизни Тициана

— Здравствуйте, это радио «Фома». Праздник Воскресения Христова — центральное событие в жизни каждого человека, который называет себя христианином. И нет ничего удивительного, что оно нашло отражение в совершенно разных сферах человеческой жизни, в том числе в искусстве. Нет, наверное, ни одного более-менее значимого художника, который бы Воскресение Христово как сюжет в своей живописи не затронул. Есть при этом полотна, которые считаются поворотными для истории искусства. Вот, например, полиптих «Воскресение Христово» в исполнении Тициана. Это 20-е годы XVI века. Действительно очень красивая работа, на которую, если смотришь, то первое, что бросается в глаза, — телесность. Это относится и к Спасителю, и к святому Севастиану, и к Пресвятой Богородице, и к Архангелу Гавриилу. Так Тициан увидел.

Почему именно это полотно стало одним из основных в истории живописи? Какую роль сыграло оно в жизни самого Тициана? Что собой представлял этот художник? Вот об этом сегодня будем говорить. У нас в гостях Тимофей Китнис, историк, богослов, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

— Здравствуйте!

— С чего начнем? Может быть, с самого Тициана? Что собой представлял этот человек?

— Думаю, да. Чтобы понять, что это за полиптих, а «Воскресение Христово» является в каком-то смысле ключевым и для самого Тициана, необходимо вспомнить его формирование как художника. Тициан родился, согласно одному из его биографов, Людовику Дольче, в 1488 году. Очевидно, это наиболее верная дата. Уже с девяти лет он стал обучаться живописи. Причем его талант был замечен очень известным художником Беллини. По характеру Тициан был немного замкнутым, неторопливым, рассудительным. Долгое время он находился в тени другого венецианского художника – Джордоне. Известный пример – когда они расписывали фресками Немецкое подворье в Венеции. К сожалению, их работы до нас не дошли из-за венецианского климата…

— Сырость, море, соль…

— Да-да. Через 20-30 лет от фресок уже ничего не осталось. Тем не менее, о них много писали. Джордоне дали расписывать фасад. А Тициан в буквальном смысле слова находился в тени, потому что он расписывал тыльную часть. Вообще этот момент – когда их сравнивали, ругали, сопоставляли, момент внутреннего соперничества – был для Тициана непростым. Надо сказать, по оценкам Вазари…

— Вазари – это биограф?

— Да, это биограф. Вазари не очень высоко ценил венецианскую школу. Он считал, что в Венеции очень мало живых образцов античности. Поэтому школу того же Беллини он считал сухой, вялой, ему не нравился их рисунок… Вообще, когда Вазари приехал в Венецию, его встретили очень холодно…

— Что вполне понятно после таких отзывов.

— Да, и уехал он оттуда чуть ли не под аплодисменты. Что же касается Тициана, то в его жизни перелом намечается, на мой взгляд, в 1510 году, когда он оставляет Венецию. К этому моменту он известный художник, но пока только в Венеции. И это время, когда страшная чума поразила город. Она унесла жизнь его друга и соперника Джордоне, вообще очень многих людей. Тициан и уехал-то из опасения за свою жизнь. Но его формирование как отчасти даже религиозного мыслителя началось в это время.

Тициан: Воскресение Христово

Вообще Тициан был прекрасно образован. Он был утонченным эстетом, знал историю греко-римского искусства, философию, прекрасно разбирался в Священном Писании. Отсюда – тонкость и психологическая точность его сюжетов, та самая глубина христианского содержания, которое наполняет прекрасную античную форму. Этим характеризуется эпоха Возрождения. Но у Тициана все это сочетается на совершенно уникальном уровне.

В 1510 году он расписывает в Падуе храм святого Антония, знаменитого покровителя города. Там же Тициан рассматривает известную часовню Скровеньи, расписанную Джотто, и в каком-то смысле даже полемизирует с ним, идет дальше в своей живописи. Именно там впервые появляется очень характерный для Тициана момент – повествовательность сюжета. Он не просто фиксирует какой-то момент, он рассказывает, разворачивает, приглашает зрителя к сопереживанию. Через пару лет он возвращается в Венецию уже совершенно другим человеком. Единодушно все искусствоведы признают именно эти годы началом его расцвета.

К 1520 году Тициан написал уже ряд очень известных работ. В том числе, «Распятие», где видно, что Христос – абсолютно один. Вот это одиночество умершего Бога просто потрясает. Сама природа противится этому: Источник жизни умирает. Вот эта удивительная работа имеет прямую параллель с той картиной, о которой мы с вами хотим поговорить.

— 1520 год, «Воскресение Христово», золотой век эпохи Возрождения…

— В это время Тициан уже действительно маэстро, мастер, который известен повсюду, Его знают императоры…

— А сколько ему лет в это время? Около сорока?

— Ему 32 года. Он приступает к этой работе, которая для него очень важна. Он, хорошо знакомый с образцами античности, с прекрасными скульптурами Микеланджело, с Флорентийской школой, пишет «Воскресение Христово». Здесь Христос изображен парящим. Если соотнести с «Распятием», где Господь совершенно один между небом и землей, то мы явно увидим параллель. На той работе природа протестует против этого ужаса, скорбит…

— «Колеблется земли уклад», как у Пастернака сказано…

— Совершенно верно. И в «Воскресении» Христос также между небом и землей, но креста уже нет. В Его руках развевается белый флаг, на котором изображен крест. И это уже не орудие ужасной казни, а символ победы жизни над смертью. Тело Христа прекрасно, совершенно. Мы помним, что в эпоху Возрождения всячески подчеркивается мысль, что будет воскресение всех не только душ, но и телес. Тициан пишет совершенное тело. Оно одухотворено победой над смертью, оно уже преодолело всё земное. Христос здесь ликует. И мы видим вдалеке природу, которая уже не скорбит. Это потрясающий пейзаж, восходящее солнце. В этом тоже проявляется повествовательность работ Тициана. И мы ощущаем, что вот еще немного – и будет рассвет, и остатки тьмы, ночи, сумерек, которые еще есть на картине, — они рассеются. Свет победит тьму.

Тициан очень ответственно подходил к своим работам. Про него рассказывали, что он, когда на него сходило вдохновение, начинал делать наброски, наносил первые мазки, а потом разворачивал полотно и какое-то время к нему не подходил. А потом разворачивал обратно и продолжал.

— Работа должна «настояться»…

— Да. В полиптих «Воскресение Христово» также помещен сюжет Благовещения, и это не случайно. Ведь Благовещение – это начало нашего спасения. И еще здесь есть очень почитаемый лично Тицианом святой мученик Севастиан.

— Кстати, почему его так особо выделяют?

— Дело в том, что житие святого Севастиана вообще очень глубоко переживается в западной традиции.

— Это тот святой, которого расстреляли стрелами, который после этого остался жив, его исцелили, и он после этого снова открыто исповедал себя христианином, и тогда его казнили, кажется, усекновением мечом, так?

— Да. Со святым Савастианом связан интересный момент. Вполне возможно, что этого человека лично знал император Константин. Ведь Севастиан возглавлял личную охрану императора Диоклетиана, был очень известным человеком. Он не просто римский легионер, он фактически начальник службы безопасности первого лица государства. И конечно, когда узнали, что такой человек – христианин, был большой скандал. Константин же, когда стал императором, лично распорядился, чтобы над могилой Севастиана возвели церковь. Знаменитые катакомбы Севастиана под Римом и храм, который над его мощами возведен, — все это благодаря Константину.

Святого Севастиана почитают и у нас, но на Западе сложилась какая-то особая традиция почитания. Очень многие художники писали сюжет о его мученичестве. Параллель понятная: Воскресение Христово порождает христианство, эта религия находит огромное количество последователей, люди готовы отдать за нее жизнь. Один из ярчайших примеров мученичества – святой Севастиан. Тициан считал этот сюжет одной из своих лучших работ. Причем есть предположение… У Микеланджело есть скульптурная работа, которая называется «Раб», где изображен человек со связанными руками. И некоторые искусствоведы считают, что Тициан взял ее за образец, когда писал Севастиана. Поза, фигура – действительно похожи.

Вообще, в чем революционность живописи Тициана? Мы уже говорили о повествовательности. Можно также отметить монументальность…

Тициан: Воскресение Христово. Полиптих.

— А что это такое?

— У Тициана была мысль о том, что живопись – это королева всех искусств. Живопись может выражать свои мысли даже, так сказать, скульптурно. Вот творчество Тициана как раз очень скульптурно. Он часто берет то или иное скульптурное произведение и переносит его на картину.

Еще, конечно, все признают за Тицианом потрясающее чувство красок. Одна из самых известных его работ находится все в той же Венеции, в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Там изображена Божия Матерь, Которая возносится к Своему Сыну.

— И Она там в пурпурном облачении, совершенно не традиционном для Богородицы, ведь Ее цвета – синий, голубой.

— Да. Но вся эта картина настолько залита светом, настолько завораживает, когда на нее смотришь… Это действительно одна из вершин в живописи. И вопросов особо не возникает, почему облачения пурпурные: этот цвет очень логично вытекает из атмосферы полотна. Конечно, картину надо смотреть, а не словами описывать… Но вот эта игра света и тени для Тициана – принципиально важная вещь. Его работы буквально залиты светом, в отличие, как говорят, от «сумрачного» Тинторетто, другого великого венецианца.

Некоторые считают, что Тициан прожил более ста лет. Это была очень насыщенная, потрясающая жизнь. У Тициана сложились дружеские отношения с императором Карлом V. Он написал несколько его портретов. Один портрет, кстати, пропал на итальянской почте, представляете? Послали подарок императору, и он сгинул где-то.

Тициан много путешествовал. Был в Болонье на коронации императора, был в Риме, прожил там целый год и очень основательно изучил все, что связано с его наследием. Его пригласил туда знакомый венецианец, который был секретарем у папы Льва Х. То есть жизнь Тициана действительно была очень интересной. И надо сказать, что писал он почти до смертного часа. Говорят даже, что он умер во время работы, и у него из рук выпала кисть. Возможно, это легенда, но она как-то вполне соответствует его жизни. Логично предположить, что человек умирает так, как он жил. Тициан жил работой, своим творчеством прославляя Бога.

foma.ru

Ге Н.Н. «Вестники Воскресения». Описание картины. Художники-передвижники

 1867 г. 229×352 см. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Ге Н.Н. «Вестники Воскресения»

Стажировка в Италии прошла для Ге более чем плодотворно. Наслаждаясь новой страной, которую по праву можно назвать колыбелью европейского искусства, живописец постепенно «сбрасывал» с себя оковы академизма. Вернувшись на родину, Ге продолжает искать себя и полотно «Вестники Воскресения» пример такого поиска, и сюжетного, и стилевого.

Масштаб изображаемого и смысловое наполнение картины воистину грандиозно. Условно полотно можно разделить на две части, и в правой её стороне «правит» женщина в лохмотьях, которая идёт по земле высоко подняв голову, – она несёт весть о воскрешении Христа. Вся её фигура напоминает птицу, и, кажется, что она вот-вот вознесётся к небесам.

Как резкое противопоставление возвышенному облику женщины, в левой стороне полотна предстают перед зрителем язычники – именно они распяли Христа. И теперь чувствуя, что в своих заблуждениях и неверии, они оказались на тёмной стороне, им остаётся только бросать взгляды на гордую деву, несущую великую весть.

Нужно отметить, что картину эту не приняли и не поняли в России. Более того, она не имела спроса даже на выставке в Мюнхене. Художника обвиняли в надуманности сюжета и в умозрительности, рождаемых им образов. Но верным своим убеждениям и художественным замыслам, Ге по-прежнему много работал, стремясь донести своё видение, найти своё откровение. Картина «Вестники Воскресения», не понятая современниками, была по достоинству оценена следующими поколениями, и сегодня является одной из целой плеяды выдающихся работ русских художников на евангельские темы.

Лучшие картины Ге Н.Н.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Творчество Карраччи «Воскресение Христа» | Философия Жизни — FiloLi.ru

Ноябрь 15, 2012

«Появление картины «Воскресение Христа» современники Карраччи расценили как выдающееся событие в истории живописи — настолько их поразило мастерство, с которым автор объединил множество мотивов в единое целое» Андре Шастель

Творчество Карраччи

Воскресение Христа

1593; 217х160 смЛувр, Париж

Картины «Воскресение Христа» и «Подаяние святого Роха» были написаны в конце болонского периода творчества Карраччи. «Воскресение» предназначалось для капеллы дворца Люкини в Болонье, а вторую работу художник передал братству святого Роха незадолго до своего отъезда в Рим. Обе картины являются ярким свидетельством стилистического синтеза, к которому, в конце концов, привели живописца его долгие творческие поиски и художественные эксперименты.

Карраччи всегда был уверен в том, что выработать стиль, объединяющий в себе наиболее ценные черты искусства мастеров прошлого — всего лишь дело времени. И это время пришло. Представленные здесь картины свидетельствуют о бесконечном восхищении болонским мастером живописью венецианцев и Корреджо. Кроме того, в них явно нетрудно обнаружить черты позднего стиля Рафаэля, который Аннибале мог изучать по многочисленным живописным копиям и гравюрам. «Синтез Карраччи» означает стиль, объединяющий тенденции перехода к барокко с принципами искусства Высокого Возрождения. Однако речь идет вовсе не об искусственном компромиссе между барочной вычурностью и классической умеренностью. Каррачи идет намного дальше и достигает именно синтеза — гармонического соединения различных элементов в единой системе.

«Воскресение Христа» является работой, типичной для искусства в преддверии эпохи барокко. На это указывают как экспрессивность поз и жестов персонажей, так и мощный композиционный динамизм, в основе которого лежит тщательно продуманная игра диагоналей. С другой стороны, вполне можно утверждать, что эта симметричная, уравновешенная и предельно ясная композиция выполнена в строгом соответствии с классической традицией

В картине «Подаяние святого Роха» мы находим все тот же «динамичный синтез», о котором говорит Фридберг. Нагромождение фигур и театральность поз персонажей — родом из барокко, а точно выстроенная композиция имеет классические корни. Фридберг тонко подметил, что «все жесты и действия персонажей устремлены к одной точке (руке святого) — так железная стружка притягивается магнитом. «Дающая» рука святого Роха действительно является не только оптическим, но и смысловым центром картины ».

(1560—1609) Аннибале Карраччи

Творчество Карраччи

Бобовая похлебкаПьетаОхотаВенера и Адонис

Поделиться ссылкой в социальных сетях

www.filoli.ru

Воскресение Христово: иконы, фрески, мозаики

На православных иконах изображение Спасителя, встающего из гроба, вокруг которого лежат спящие воины, появилось поздно. Традиционно Воскресение Христово передают либо композиция «Сошествие Христа во ад», либо «Мироносицы и ангел у Гроба»

На православных иконах изображение Спасителя, встающего из гроба, вокруг которого лежат спящие воины, появилось поздно. Традиционно Воскресение Христово передают либо композиция «Сошествие Христа во ад», либо «Мироносицы и ангел у Гроба».

Воскресение Христово. Мозаика храма монастыря преподобного Луки в Фокиде (Осиос Лукас). XI век

Схождение во ад. Мозаика кафедрального собора Венеции — базилики Святого Марка. Венеция. 11 век. Христос попирает аллегорическую фигуру Ада – этот мотив часто встречается в иконографии

Пасха или Воскресение Христово — это не просто праздник. Это событие, факт, с которого началось Христианство. Слово «пасха» значит переход: от небытия — к бытию, из ада — в рай, от греха и смерти — к жизни и бессмертию.

Воскресение Христово. Фрагмент эпистилия темплона с изображениями праздников из монастыря св. Екатерины на Синае. XII век

Главный факт Воскресения Христа – неоспоримый: Христианству более 2000 лет. Несмотря на гонения древние и новые. Несмотря на теорию эволюции, полеты в космос, обещания показать последнего попа в 80-х годах 20 века. Потрясенные событием небывалым – воскресением своего умершего на Кресте Учителя, апостолы не могли молчать и разошлись с вестью по многим странам. Весть о воскресшем Христе апостолы записали в книгу «Евангелие» (с греч. – Благая весть).

Воскресение Христово. Изображение Суздальских златых врат. XII век

Явление Христа женам мироносицам и Воскресение. Фрагмент диптиха из слоновой кости. Константинополь. X век

Воскресение Христово. Миниатюра рукописи из афонского монастыря Ивирон. XIII век

Ангелы на Гробе Господнем, Явление Христа Марии Магдалине. Фреска Джотто в Ассизи. Ок. 1320 г

Воскресение Христово. Фреска Мануила Панселина в соборе Протата на Афоне. Конец XIII века

Явление Ангела Женам-Мироносицам. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века

Воскресение Христово. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века

Воскресение Христово. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский

Явление Ангела Женам-Мироносицам после Воскресения Христова. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский

Явление Христа Женам-Мироносицам (Богоматери и Марии Магдалине) после Воскресения. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский

Уверение Фомы. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский

Но даже апостолы не все сразу поверили в то, что Христос воскрес из мертвых. А один, Фома, прозванный потом неверующим, даже попросил Христа потрогать руками раны на Его теле. Воскресший Бог ему это позволил. И ответил: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:28-29). Господь это сказал всем тем, кто не видел исторического Христа, но кому дается сердечное, опытное общение с воскресшим Христом в таинстве Причастия.

Воскресение Христово и Сошествие во ад ( в двух разных сценах) со сценами Шествия праведных в Рай, Чудесного улова рыбы апостолами и Благоразумного разбойника в Лоне Авраамовом. Русская икона второй половины XIX века

Явление Христа Марии Магдалине. Картина А. Иванова. 1835 г

Воскресение Христово. Палехская икона рубежа XIX-XX веков

Воскресение Христово. Мозаика храма Спаса на Крови (Санкт-Петербург). Рубеж XIX-XX веков

«Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь, и вера наша тщетна», — пишет апостол Павел. Есть люди, которые верят во Христа, но не верят в Его воскресение. Такая вера действительно тщетна, пуста. Христос и Воскресение – неразделимы. Именно Своим воскресением Христос победил зло и смерть. И только веруя в Воскресшего Господа, мы приобщаемся этой победе. Вот почему Воскресение Христа — это ядро православной веры, которое выражается в пасхальном приветствии: «Христос воскрес – воистину воскрес!».

www.miloserdie.ru

Картина А. А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (описание) | Искусство. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, тест

Тема:

Воскресение Христа

На кар­тине русского художника Александра Андреевича Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» запечатлён момент, когда Христос предстаёт перед взором Марии Магдалины. Его появление столь неожиданно, что поначалу она отказывается ве­рить своим глазам, принимая Иисуса за садовника. Но это не чудо, не сон! Это явь! В волнении, простирая ру­ки к Господу, потеряв дар речи, она хочет прикоснуть­ся к нему. Лицо Марии Магдалины с заплаканными глазами, озарённое радостной, сияющей улыбкой, про­изводит особенно сильное впечатление. Но Христос, облачённый в ослепительно-белые одежды, решитель­ным жестом останавливает её: «...Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему» (Ин. 20: 17).

Внимание зрителей привлекают цветовые контра­сты картины. Пылающее красным цветом платье Ма­рии Магдалины уравновешено холодной белизной покрывала, окутывающего фигуру Спасителя. По кон­трасту строится и движение. Динамичное, стремитель­ное движение Марии Магдалины навстречу Христу внезапно останавливается его лёгким и спокойным же­стом. Несомненно, художнику удалось мастерски пе­редать широкую палитру чувств героини: искренний порыв, безграничный восторг, безмерное отчаяние и покорное смирение. Глубина проникновения во вну­тренний мир человека, сочувствие ему отличают эту работу художника. Материал с сайта http://worldofschool.ru

А. А. Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. 1836 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На этой странице материал по темам:
  • А.а.иванова ("явление христа марии магдалине")

  • Явление христа марии магдалине после воскресения

  • В "записках" художник ге писал о своей картине "что есть истина"

Вопросы по этому материалу:
  • Опишите картину А. А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения».

  • На чём акцентирует внимание художник А. А. Иванов в этой картине?

  • О чём мо­жет рассказать зрителям контраст земного и небесного (выражение лиц, жесты рук, позы героев и цвет их одеяния) в картине А. А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения»?

worldofschool.ru