Дали. Постоянство памяти. Картина время


Картина «Пространство памяти» С.Дали. Описание картины

О Сальвадоре Дали говорят и пишут всякое. Например, что он был параноиком, не имел связей с реальными женщинами до Галы, и что его картины непонятны. В принципе, все это правда, но каждый факт или вымысел из его биографии имеют прямое отношение к творчеству гения (просто художником Дали назвать довольно проблематично, да и не стоит).

Дали бредил во сне и все это переносил на холст. Прибавьте к этому его запутанные мысли, увлечение психоанализом и вы получите в сумме картины, поражающие сознание. Одна из них – «Пространство памяти», которую еще называют «Мягкие часы», «Твердость памяти» и «Стойкость памяти».

История появления этого полотна напрямую связана с биографией художника. До 1929 года в его жизни не было увлечений женщинами, не считая нереальных рисунков или тех, что приходили к Дали во сне. А потом появилась русская эмигрантка Елена Дьяконова, больше известная как Гала.

Поначалу ее знали как жену писателя Поля Элюара и любовницу скульптора Макса Эрнста, причем одновременно. Жила вся троица под одной крышей (прямая параллель с Бриками и Маяковским), делила постель и секс на троих и, казалось, такое положение вполне устраивало и мужчин, и Галу. Да, эта женщина любила мистификации, а так же сексуальные эксперименты, но тем не менее к ней прислушивались художники и писатели-сюрреалисты, что было большой редкостью. Гала нуждалась в гениях, одним из которых и стал Сальвадор Дали. Пара прожила вместе 53 года, а художник заявлял, что любил ее больше матери, денег и Пикассо.

Так это или нет, мы не узнаем, а вот про картину «Пространство памяти», на которую Дьяконова вдохновила писателя известно следующее. Пейзаж с Порт Лигат был почти написан, но ему чего-то не хватало. Гала в тот вечер отправилась в кино, а Сальвадор засел за мольберт. В течении двух часов на свет появилась эта картина. Когда муза художника увидела полотно, то предрекла, что тот, кто ее хоть раз увидит, никогда не забудет.

На выставке в Нью-Йорке эпатажный художник объяснил задумку картины по-своему – природой плавленого сыра камамбер, соединившегося с учением Гераклита о измерении времени течением мысли.

Основная часть картины – это ярко-рыжий пейзаж Порт-Лигата, места где он жил. Берег пустынный и объясняет пустоту внутреннего мира художника. Вдалеке виднеется голубая вода, а на переднем плане – сухое дерево. Это, в принципе, и все, что понятно на первый взгляд. Остальные образы на творении Дали глубоко символичны и рассматривать их стоит лишь в таком контексте.

Трое мягких часов голубого цвета, спокойно висящих на ветках дерева, человеке и кубе являются символами времени, которое нелинейно и произвольно течет. Оно таким же способом заполняет субъективное пространство. Количество часов означает прошлое, настоящее и будущее, связанных с теорией относительности. Сам Дали говорил, что нарисовал мягкие часы, поскольку связь времени и пространства чем-то выдающимся не считал и «она была такой же, как любая другая».

Расплывшийся субъект с ресницами отсылает вас к страхам самого художника. Как известно, сюжеты для картин он брал во сне, который называл смертью объективного мира. По основам психоанализа и по убеждениям Дали, сон освобождает то, что люди прячут глубоко в себе. И посему моллюскообразный объект – это автопортрет Сальвадора Дали, который спит. Он сравнивал себя с устрицей-отшельником и говорил, что Гала сумела уберечь ее от всего мира.

Твердые часы на картине символизируют объективное время, которое идет против нас, ведь они лежат вниз циферблатом.

Примечательно, что время, зафиксированное на каждых часах, различно – то есть каждый маятник соответствует событию, которое осталось в человеческой памяти. Однако часы текут – и изменяют голове, то есть память способна менять события.

Муравьи на картине – символ разложения, связанный с детством самого художника. Он увидел труп летучей мыши, кишащей этими насекомыми, и с тех пор присутствие их стало идеей-фикс всего творчества. Муравьи ползают по твердым часам, подобно часовым и минутным стрелкам, таким образом, время реальное убивает само себя.

Дали называл мух «средиземноморскими феями» и считал тем насекомым, которые вдохновляли греческих философов на их трактаты. Древняя Эллада напрямую связана с оливой, символом мудрости античности, которой уже не существует. По этой причине олива изображена сухой.

На картине изображен и мыс Креус, который находился неподалеку от родного города Дали. Его сам сюрреалист считал истоком своей философии параноидальных метаморфоз. На полотне он имеет форму голубой дымки неба вдали и коричневых скал.

Море, по мнению художника, это вечный символ бесконечности, идеальная плоскость для путешествий. Время там течет неспешно и объективно, подчиняясь своей внутренней жизни.

На заднем плане у самых скал находится яйцо. Это символ жизни, позаимствованный у древнегреческих представителей мистической школы. Они трактуют Мировое Яйцо как прародителя человечества. Из него появился двуполый Фанес, который создал людей, а половинки скорлупы дали им небо и землю.

Еще один образ на заднем плане картины – зеркало, лежащее горизонтально. Его называют символом переменчивости и непостоянства, который соединяет в себе субъективный и объективный миры.

Экстравагантность и неудержимость Дали в том, что истинными его шедеврами являются не картины, а скрытый в них смысл. Художник отстаивал право на творческую свободу, на связь искусства и философией, историей и другими науками.

… Современные физики все чаще заявляют, что время – это одно из измерений пространства, то есть мир, который нас окружает, состоит не из трех измерений, а из четырех. Где-то на уровне нашего подсознания у человека формируется интуитивное представление о чувстве времени, но представить его удается с трудом. Сальвадор Дали – один из немногих людей, которым это удалось, ведь он смог интерпретировать тот феномен, который до него не удавалось раскрыть и воссоздать никому.

С. Дали «Пространство памяти»

О Сальвадоре Дали говорят и пишут всякое. Например, что он был параноиком, не имел связей с реальными женщинами до Галы, и что его картины непонятны. В принципе, все это правда, но каждый факт или вымысел из его биографии имеют прямое отношение к творчеству гения (просто художником Дали назвать довольно проблематично, да и не стоит).

Дали бредил во сне и все это переносил на холст. Прибавьте к этому его запутанные мысли, увлечение психоанализом и вы получите в сумме картины, поражающие сознание. Одна из них – «Пространство памяти», которую еще называют «Мягкие часы», «Твердость памяти» и «Стойкость памяти».

История появления этого полотна напрямую связана с биографией художника. До 1929 года в его жизни не было увлечений женщинами, не считая нереальных рисунков или тех, что приходили к Дали во сне. А потом появилась русская эмигрантка Елена Дьяконова, больше известная как Гала.

Поначалу ее знали как жену писателя Поля Элюара и любовницу скульптора Макса Эрнста, причем одновременно. Жила вся троица под одной крышей (прямая параллель с Бриками и Маяковским), делила постель и секс на троих и, казалось, такое положение вполне устраивало и мужчин, и Галу. Да, эта женщина любила мистификации, а так же сексуальные эксперименты, но тем не менее к ней прислушивались художники и писатели-сюрреалисты, что было большой редкостью. Гала нуждалась в гениях, одним из которых и стал Сальвадор Дали. Пара прожила вместе 53 года, а художник заявлял, что любил ее больше матери, денег и Пикассо.

Так это или нет, мы не узнаем, а вот про картину «Пространство памяти», на которую Дьяконова вдохновила писателя известно следующее. Пейзаж с Порт Лигат был почти написан, но ему чего-то не хватало. Гала в тот вечер отправилась в кино, а Сальвадор засел за мольберт. В течении двух часов на свет появилась эта картина. Когда муза художника увидела полотно, то предрекла, что тот, кто ее хоть раз увидит, никогда не забудет.

На выставке в Нью-Йорке эпатажный художник объяснил задумку картины по-своему – природой плавленого сыра камамбер, соединившегося с учением Гераклита о измерении времени течением мысли.

Основная часть картины – это ярко-рыжий пейзаж Порт-Лигата, места где он жил. Берег пустынный и объясняет пустоту внутреннего мира художника. Вдалеке виднеется голубая вода, а на переднем плане – сухое дерево. Это, в принципе, и все, что понятно на первый взгляд. Остальные образы на творении Дали глубоко символичны и рассматривать их стоит лишь в таком контексте.

Трое мягких часов голубого цвета, спокойно висящих на ветках дерева, человеке и кубе являются символами времени, которое нелинейно и произвольно течет. Оно таким же способом заполняет субъективное пространство. Количество часов означает прошлое, настоящее и будущее, связанных с теорией относительности. Сам Дали говорил, что нарисовал мягкие часы, поскольку связь времени и пространства чем-то выдающимся не считал и «она была такой же, как любая другая».

Расплывшийся субъект с ресницами отсылает вас к страхам самого художника. Как известно, сюжеты для картин он брал во сне, который называл смертью объективного мира. По основам психоанализа и по убеждениям Дали, сон освобождает то, что люди прячут глубоко в себе. И посему моллюскообразный объект – это автопортрет Сальвадора Дали, который спит. Он сравнивал себя с устрицей-отшельником и говорил, что Гала сумела уберечь ее от всего мира.

Твердые часы на картине символизируют объективное время, которое идет против нас, ведь они лежат вниз циферблатом.

Примечательно, что время, зафиксированное на каждых часах, различно – то есть каждый маятник соответствует событию, которое осталось в человеческой памяти. Однако часы текут – и изменяют голове, то есть память способна менять события.

Муравьи на картине – символ разложения, связанный с детством самого художника. Он увидел труп летучей мыши, кишащей этими насекомыми, и с тех пор присутствие их стало идеей-фикс всего творчества. Муравьи ползают по твердым часам, подобно часовым и минутным стрелкам, таким образом, время реальное убивает само себя.

Дали называл мух «средиземноморскими феями» и считал тем насекомым, которые вдохновляли греческих философов на их трактаты. Древняя Эллада напрямую связана с оливой, символом мудрости античности, которой уже не существует. По этой причине олива изображена сухой.

На картине изображен и мыс Креус, который находился неподалеку от родного города Дали. Его сам сюрреалист считал истоком своей философии параноидальных метаморфоз. На полотне он имеет форму голубой дымки неба вдали и коричневых скал.

Море, по мнению художника, это вечный символ бесконечности, идеальная плоскость для путешествий. Время там течет неспешно и объективно, подчиняясь своей внутренней жизни.

На заднем плане у самых скал находится яйцо. Это символ жизни, позаимствованный у древнегреческих представителей мистической школы. Они трактуют Мировое Яйцо как прародителя человечества. Из него появился двуполый Фанес, который создал людей, а половинки скорлупы дали им небо и землю.

Еще один образ на заднем плане картины – зеркало, лежащее горизонтально. Его называют символом переменчивости и непостоянства, который соединяет в себе субъективный и объективный миры.

Экстравагантность и неудержимость Дали в том, что истинными его шедеврами являются не картины, а скрытый в них смысл. Художник отстаивал право на творческую свободу, на связь искусства и философией, историей и другими науками.

… Современные физики все чаще заявляют, что время – это одно из измерений пространства, то есть мир, который нас окружает, состоит не из трех измерений, а из четырех. Где-то на уровне нашего подсознания у человека формируется интуитивное представление о чувстве времени, но представить его удается с трудом. Сальвадор Дали – один из немногих людей, которым это удалось, ведь он смог интерпретировать тот феномен, который до него не удавалось раскрыть и воссоздать никому.

5sec.info

Утекающее время. Сочинение по картине Сальвадор Дали.

Живопись — это искусство выражения невидимого через видимое.

Эжен Фромантен.

Живопись, а в частности её «подкаст» сюрреализм – не всеми понимаемый жанр. Те, кто не понимают, бросаются громкими словами критики, а те, кто понимают – готовы отдавать миллионы за картины этого жанра. Вот и картина Сальвадора Дали, первого и самого известного из сюрреалистов, «Утекающее время» имеет «два лагеря» мнений. Одни кричат, что картина недостойна всей славы, что имеет, другие же готовы часами смотреть на картину и получать эстетическое наслаждение…

Картина сюрреалиста несёт в себе очень глубокий смысл. И смысл этот перерастает в проблему – бесцельно утекающее время.

В 20 веке, в котором жил Дали, эта проблема уже существовала, уже поедала людей. Многие не занимались абсолютно ничем полезным для них и для общества. Прожигали жизни. А в 21 веке обретает ещё большую силу и трагедию. Подростки не читают, сидят за компьютерами и различными гаджетами бесцельно и без пользы для себя. Напротив: во вред себе. И даже если Дали не предполагал о значимости его картины в 21 веке, она произвела фурор и это факт.

Постоянство памяти

Постоянство памяти

Ныне «утекающее время» стало объектом споров и конфликтов. Многие отрицают всю значимость, отрицают сам смысл и отрицают сюрреализм как само искусство. Спорят, догадывался ли Дали о проблемах 21 века, когда писал картину в 20?

Но тем не менее, «утекающее время» считается одной из самых дорогих и известных картин художника Сальвадора Дали.

Мне кажется, что в и в 20 веке были проблемы, которые гнётом легли на плечи живописца. И открывая новый жанр живописи, он с криком, отображённым на холсте, пытался донести до людей: «не упускайте драгоценное время!». И зов его был принят не как поучительную «историю», а как шедевр жанра сюрреализма. Смысл затерялся в деньгах, которые кружатся вокруг утекающего времени. И этот круг замкнут. Картина, которая по предположению автора должна была научить людей не тратить время попусту, стала парадоксом: сама стала тратить время и деньги людей попусту. Зачем человеку картина в его доме, бесцельно висящая? Зачем тратить на неё кучу денег? Не думаю, что Сальвадор рисовал шедевр ради денег, ибо когда целью ставят деньги ничего не выходит.

«Утекающее время» учит уже несколько поколений не упускать, не тратить просто так драгоценные секунды жизни. Многие ценят именно картину, именно престиж: интересоваться сюрреализмом Сальвадора дали, но не замечают крика и смысла, вложенного в холст.

И сейчас, когда так важно показать людям, что время – ценней бриллиантов, картина как никогда актуальна и поучительна. Но вокруг неё крутятся лишь деньги. Это прискорбно.

На мой взгляд, в школах должны быть уроки живописи. Не просто рисования, а именно живописи и смысла живописи. Показывать детям известные картины известных художников и раскрывать им смысл их творений. Ибо не должен труд художников, которые рисуют также, как пишут свои произведения поэт и писатель, стать целью престижа и денег. Думаю, не для этого рисуются ТАКИЕ картины. Минимализм – да, дурость, за которую платят большие деньги. И сюрреализм в некоторых экспонатах. Но такие картины, как «утекающее время», «квадрат Малевича» и др. не должны пылиться н чьи-то стенах, а быть в музеях центром всеобщего внимания и размышлений. Вот о Чёрном Квадрате Казимира Малевича можно спорить сутками, что же он имел в виду, и в картине Сальвадора Дали из года в год находит всё новые осмысливания. Вот для чего нужна живопись и искусство в целом. Имхо, как сказали бы японцы.

Автор сочинения: Динислам Амирбеков

Похожие записи

design-kmv.ru

Дали. Постоянство памяти

Увы… Всем известно, что всё проходит. Время летит – и словно вихрем проносятся мимо нас моменты нашей жизни, а спустя неуловимое мгновение они начинают выцветать и приобретать желтизну, словно фотографии в старом альбоме, спрятанные где-то глубоко в шкафу. Время безжалостно с нами и теми, кого мы любим. Время – это необратимый процесс. А мы отчаянно стараемся вырвать из рук злого времени эти мгновения, куски нашей жизни, и сохранить их в памяти хотя бы ненадолго – но и тут беда, память тоже предательски обманывает нас, оставляя лишь крупинки воспоминаний, отрывки, кусочки, отдельные слова и кадры. Всё это напоминает мне процесс просеивания муки через сито. В процессе просеивания мы избавляемся от посторонних частиц и в конечном итоге получим насыщенную кислородом муку, что сделает нашу выпечку лучше, но это в случае с мукой. Что же касается «просеивания» временем памяти, тут всё с точностью до наоборот. Всё, что останется у нас в «сите», – это частицы нашей жизни: хорошие они или плохие, но мы будем бережно хранить их и заставлять жить дальше. Попытки наши тщетны, казалось бы. Но искусство… вот путь к вечности. Искусство – тот самый вызов, которое бросило человечество злому времени. Искусство – это бесстрашие перед всепоглощающим бытием и быстротечностью времени. А время не только уходит и улетает – в случае с Дали, о котором наш сегодняшний материал, оно еще и утекает. Итак…

Супруга художника, Гала как в воду глядела, говоря, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет.

История картины

1374258958_surrealism_salvador_dal_1

Название – «Постоянство памяти», 1931 г. (холст, гобелен ручной работы, 24×33 см)

Направление в искусстве – сюрреализм

Художник – Сальвадор Дали

Музей – Музей современного искусства, Нью-Йорк

Вероятнее всего, «Постоянство памяти» (исп. La persistencia de la memoria) – одна из самых известных картин Сальвадора Дали. Она также известна как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти». Образ подтаявших и стекающих часов уводит нас от представления о линейности времени. Как сам объяснил однажды художник, этот сюжет навеян размышлениями о сыре камамбер – невероятно, не правда ли? Так вот, летом 1931-го Дали готовился к персональной выставке. Его гражданская жена Гала ушла с друзьями в кино, «я, – вспоминал Дали, – вернулся к столу (ужин мы завершили отменным камамбером) и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую – взглянуть перед сном на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигата в прозрачно-печальном закатном свете. На первом плане – голый остов оливы с обломанной веткой. Я ощущал, что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу – но какому? Не имею ни малейшего понятия. Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально увидел решение: две пары мягких часов, они жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена».

«Постоянство» Дали часто ассоциировали с теорией относительности Эйнштейна, однако сам художник утверждал, что написанию этой картины поспособствовало одно из учений древнегреческого философа Гераклита, автора крылатой фразы: «Всё течёт, всё изменяется» – и именно поэтому картина Дали носит название «Постоянство памяти». Памяти о неразрывной взаимосвязи пространства и времени. На картине присутствует и сам Дали в виде расплывшегося объекта с ресницами – этот образ уже появлялся в «Траурной игре» и других картинах. Это спящий Дали в мире собственного сна. Художник убивает объективный мир, не признавая за ним никаких прав: «есть некая взаимосвязь между сном, любовью и смертью, и она очевидна. Сон – это и есть смерть или по меньшей мере исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта». По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, и потому художник изобразил свою голову в такой расплывающейся, словно моллюск, форме: она говорит и о его беззащитности. Достаточно вспомнить высказывания художника после смерти Галы: она, «зная мою беззащитность, упрятала мою отшельничью устричную мякоть в крепость-раковину, и тем уберегла».

К слову, во сне Дали обронил зеркало (символ непостоянства) – оно лежит горизонтально слева и отражает оба мира – объективный и субъективный.

Твердые часы – воплощение физического времени – Дали положил циферблатом вниз, как фото друга, с которым больше не разговаривает. Приглядитесь повнимательнее – и вы увидите на часах муравьев, которые символизируют гниение и разложение. Муравьи расположились в соответствии с делениями хронометра, выстроились в круг, и если при первом взгляде на картину вы этого не замечали, то сейчас знаете: Дали хотел показать, как линейное время само себя пожирает.

Рядом с твердыми часами на столе изображены одни из трех мягких часов, на которых вы видите муху – художник именовал их феями Средиземноморья и считал, что они «несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

Сухой ствол дерева оливы на этом же столе был для Дали символом античной мудрости, и так как с течением времени всё меняется, и античная мудрость осталась позади нашего времени, Дали изобразил дерево высохшим, подчеркивая, что всё проходит.

Еще одним важным фрагментом картины является мыс Креус – местечко на каталонском побережье Средиземного моря вблизи родного города Дали и персонаж многих его картин. «Здесь, – писал художник, – в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз» (превращения одного бреда в другой).

Символом бессмертия и вечности для Дали было море – идеальное пространство для путешествий, ведь время здесь подчиняется не физическим законам, а внутренним ритмам сознания путешественника. И согласитесь, что есть в этом утверждении какая-то магия и смысл.

У подножия мыса Креус вы можете заметить нечто, похожее на тень или камень – исследователи утверждают, что это не что иное, как «Мировое яйцо», и в творчестве Дали оно символизирует жизнь. Этот образ Дали позаимствовал у древнегреческих мистиков, приписывавших «Яйцу» заслугу сотворения мира – согласно мифу, из него вылупилось божество Фанес, которое создало людей. А скорлупа при этом раскололась надвое и образовала небо и землю. Вот такие были поверья.

Несколько строк о художнике

© Copyright 2013 CorbisCorporation

Сальвадор Дали (полное имя – Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Пуболь). Художник родился в Испании 11 мая 1904 года в Фигерасе, провинция Жирона. Сын зажиточного нотариуса, Дали прославился как один из ярчайших сюрреалистов в истории. Причем не только в живописи – он занимался также графикой, скульптурой, писательством, режиссурой… даже сотрудничал с Альфредом Хичкоком.

Говорят, Дали был безумцем, и да, он страдал от припадков паранойи, но согласитесь, что именно эти «бредовые» идеи и картины сделали его известным миру. Он был заносчивым и неуправляемым в детстве и оставался таким до самой старости. Необузданность и непрекращающийся поиск ответов на извечные вопросы словно терзали его изнутри и находили свой выход лишь посредством его необычного творчества. Он увлекался психоанализом – это заметно по его картинам, которые отворачиваются от всего мира, от реальности вокруг. У него были сложные отношения в семье, а затем и с гражданской супругой, которую Дали, тем не менее, воспевал в своем «Дневнике» и после смерти которой переживал глубокую депрессию. Скорбь по ушедшей спутнице жизни проглядывала в работах художника еще долгое время. Его попытки самовыражения оборачивались острыми и непредсказуемыми сюжетами картин. Картины Дали отличаются иным взглядом на происходящее вокруг. Словно оголенный нерв – этот заметный уход от реальности, эта бессмысленность, на первый взгляд, и в то же время наполненность смыслом, отличным от смысла жизни обычных людей. И всё это – Сальвадор Дали.

Кстати, Дали стал одним из создателей логотипа известной на весь мир конфеты на палочке – Chupa Chups.

tumblr_m7xfgi445e1qmhyp3

Разбитый, долгие годы поедаемый болезнью, Дали скончался от сердечного приступа 23 января 1989 года. Завещание его было таким же необычным, как и все предшествующие идеи – согласно этому завещанию тело художника было вмуровано в пол одной из комнат театра-музея Дали – так, чтобы по его могиле могли ходить люди.

Конечно, работы Сальвадора Дали могут нравиться или нет, но согласитесь, что они навсегда врезаются в память. Картина каталонского художника «Постоянство памяти» – это неизвестный до этих пор, новый взгляд на уходящее от нас в никуда время.

 

Эльнара Мафусова

 

nargismagazine.az


Смотрите также