Судебно-медицинское исследование трупа (вскрытие). Картина вскрытие


Фотографии из книги «Вскрытие покажет: Записки увлеченного судмедэксперта»

«Вскрытие покажет: Записки увлеченного судмедэксперта»

Секционный зал

Хирургические инструменты

Фото 1. Татуировка «Привет работникам морга!»

Фото 2. Гнилостная венозная сеть

Фото 3. Гнилостная венозная сеть

Фото 4. Отслоение эпидермиса

Фото 5. Мумификация

Фото 6. Мумификация

Фото 7. Неожиданный «жилец»

Фото 8. Неожиданный «жилец»

Фото 9. Открытая черепно-мозговая травма

Фото 10. Разрыв селезенки

Фото 11. Перелом шестого шейного позвонка

Фото 12. Результат прыжка с 5-го этажа: разрывы печени

Фото 13. Результат прыжка с 5-го этажа: кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку и ушиб головного мозга

Фото 14. Результат прыжка с 5-го этажа: разрывы легких

Фото 15. Бытовой конфликт: раны на голове от ударов молотком

Фото 16. Бытовой конфликт: переломы костей черепа

Фото 17. Причина смерти – черепно-мозговая травма от падения ветки тополя

Фото 18. Причина смерти – черепно-мозговая травма от падения ветки тополя

Фото 19. Ранения груди из травматического пистолета «Оса»: входная рана на груди

Фото 20. Ранения груди из травматического пистолета «Оса»: ранение сердца

Фото 21. Ранения груди из травматического пистолета «Оса»: пуля

Фото 22. Травма головы в результате выстрела из травматического пистолета

Фото 23. Ранение сердца, причиненное выстрелом из дробового ружья в грудь

Фото 24. При ранении теменно-затылочной области головы пуля может оказаться в преддверии рта

Фото 25. При ранении теменно-затылочной области головы пуля может оказаться в преддверии рта

Фото 26. Выстрел из двуствольного охотничьего ружья с вертикальным расположением стволов

Фото 27. Последствия взрывов на «Парке культуре»: фрагмент рубленой арматуры

Фото 28. Последствия взрывов на «Парке культуре»: повреждение костей таза и матки

Фото 29. Последствия взрывов на «Парке культуре»: костный дефект в ране в левой височной области

Фото 30. Последствия взрывов на «Парке культуре»: деформированный корпус от наручных часов, который обнаружили в ткани мозга

Фото 31. Аутоэротическое повешение посредством собачьего ошейника

Фото 32. При удавлении руками образуются различные кровоизлияния, например, на белочной оболочке глаз

Фото 33. Мацерация кожи на руках

Фото 34. Глубокие разрывы слизистой нижнего отдела пищевода

Фото 35. Неочищенная семечка, застрявшая в трахее

Фото 36. Фрагменты пищи, которые закрывают вход в гортань

Фото 37. Фрагменты пищи, которые закрывают вход в гортань

Фото 38. Признак электротравмы

Фото 39. У зацеперов нередки грубые повреждения или отделение конечностей, иногда с полным обугливанием тела

Фото 40. При контакте кожи с источником тока возникают электрометки

Фото 41. При контакте кожи с источником тока возникают электрометки

Фото 42. Электрометка на руке, державшей удилище

Фото 43. Электрометка на одной из туфлей погибшего

Фото 44. Следы выхода тока

Фото 45. Самоубийца, избравший электричество в качестве способа ухода из жизни

Фото 46. Отравление этиловым спиртом

Фото 47. Отравление этиловым спиртом

Фото 48. Воронкообразный рубец, на наркоманском сленге — «колодец», с толстыми стенками, дном которой является бедренная вена

Фото 49. Слоновость ног у наркомана

Фото 50. Иногда при инфаркте миокарда кровь выливается в перикард, сдавливая сердце, что и приводит к смерти

Фото 51. При внутреннем исследовании инфаркт миокарда на разных стадиях своего развития: кровоизлияния, которые пропитывают мышцу сердца

Фото 52. При внутреннем исследовании инфаркт миокарда на разных стадиях своего развития: участки грязно-серого цвета в толще миокарда

Фото 53. Артерии, пораженные атеросклерозом

Фото 54. Аневризма — патологическое выпячивание стенок сосудов, которые при определенных условиях могут разрываться

Фото 55. Тромбы не могут преодолеть легочные артерии и закупоривают их, лишая человека возможности дышать

Фото 56. Тромбы не могут преодолеть легочные артерии и закупоривают их, лишая человека возможности дышать

Фото 57. Результаты самолечения рака молочной железы

Фото 58. Результаты самолечения рака молочной железы

Фото 59. Периферическая форма рака легкого развивается из легочной ткани

Фото 60. Рак легкого метастазирует во многие органы, в том числе в печень

Фото 61. Метастазы в головном мозге

Фото 62. Рак желудка

Фото 63. Рак шейки матки

Фото 64. Рак кожи

Фото 65. Результат самолечения при раковом заболевании

Фото 66. Саркома Капоши поражает кожу и внутренние органы и выглядит как участки уплотнения коричневого и черного цвета, в запущенных случаях — с распадом ткани опухоли

Фото 67. Бычий цепень

Фото 68. Бычий цепень иногда достигает в длину до 10 метров (этого червя даже не удалось извлечь целиком и измерить)

Фото 69. Эхинококкоз печени

Фото 70. Эхинококкоз сердца

www.alpinabook.ru

Судебно-медицинское исследование трупа (вскрытие).: mr_volkov

Это — не образцово-показательное вскрытие, которые показывают в кинах, а типичное для провинциального морга, в котором нет даже холодильника (сломался несколько лет назад, новый так и не купили).

Вот — собственно, инструменты, в походном мешочке. В «походном» — потому что эксперт наш межрайонный, один на три или четыре района, по которым мотается раза два или три в неделю, в зависимости от объема происшествий. Из всего реквизита нам понадобятся, в основном, скальпель, пила, реберный нож и ложечка-ковшик (не знаю, как правильно по-научному ее назвать), и еще «распатор» — нечто, похожее на грабли с четырьмя загнутыми зубцами. Никаких циркулярных пил для крышки черепа нема. ГондуRussia, sir…

vskr01.gif

А вот — наш клиент: ноги вместе, руки вытянуты. За день до этого найден в своей постели посреди жуткого срача, с раной на голове. Это, чаще всего, ни о чем не говорит: у алкашей все время так — в квартире как будто дрались неделю, а хозяин выглядит, как будто дрались именно с ним. Обычное состояние и квартиры, и хозяина, так что — как говорится, «вскрытие покажет». Справедливости ради — скажу, что и «криминальные» трупы принадлежат преимущественно этому же контингенту.(Кстати, если вы зашли на этот пост откуда-то из неизвестности, то, скорее всего, уже поняли, что здесь описано. Так что еще не поздно повернуть обратно. Я вас предупредил).

vskr02.gif

Этап первый — вскрытие черепа. От виска к виску скальпелем делается надрез, от которого на брови и на затылок распатором сдвигается кожа. Циники сразу вспомнят анекдот про Красную шапочку, которая носила свой головной убор из волчьей шкуры… эээ, мехом внутрь…

vskr03.gif

Распиливаем крышку черепа: надрезы от висков через лобную и теменную части. Должно образоваться чечевицеобразное отверстие. Крышка черепа снимается с помощью распатора, а к тому звуку, который при этом издается, я не могу привыкнуть до сих пор. К сожалению, не смог его конвертировать из внутреннего формата диктофона на мобиле в обычный wav, а то бы тоже выложил.

vskr04.gif

Извлекаем мозг…

vskr05.gif

…вот что должно получиться в результате. На заднем плане видна пила, она делается из каких-то мягких сортов металла, и, чтобы ее не согнуло в процессе, там есть специальное «ребро жесткости» в виде согнутой пластины, которая фиксирует само лезвие пилы. Мягая наша пила тупится, к сожалению, быстро, и даже этот распил производился ею в тупом состоянии… На мозге следов черепно-мозговой травмы не оказалось, то есть, рана на голове — поверхностная. Следы гематомы выглядят на поверхности мозга как кровяные сгустки (да и сама гематома, собственно, и есть кровоизлияние в оболочку мозга). При черепно-мозговой травме смерть и наступает от сдавливания мозга гематомами. Ну, а поскольку ничего на мозге нету (красное пятно на снимке — просто помарка кровью), то мы его откладываем пока в сторону, и принимаемся за ливер.

vskr06.gif

…Производим надрез по центру грудной клетки, а затем, помогая скальпелем, раздвигаем кожу, подкожную жировую клетчатку и мышцы в стороны.

vskr07.gif

…Вынимаем кишечник и откладываем в сторонку.

vskr08.gif

Затем — ковшиком берем на анализ мочу из разрезанного мочевого пузыря. Циники, вероятно, сейчас вспомнят анекдот про официанта в ресторане с веревочкой, торчащей из ширинки, и «ложечкой» на поясе. Моча (а также кровь) идут экспертам-химикам, по содержанию в них алкоголя можно определить, злоупотреблял ли алкоголем подэкспертный перед смертью, и насколько зло он им употреблял.

vskr08a.gif

Затем реберным ножом делаем надрезы ребер по обе стороны грудины, и извлекаем вырезанное. Доступ к легким открыт. Кстати, посередине грудной клетки на ребрах заметно красное пятно. Это — уже не помарка, в этом месте ребро может быть и сломано.

vskr09.gif

…А вот,собственно, и легкие — вместе с другими внутренними органами, кроме кишечника, который мы вынули раньше.

vskr10.gif

Вот так определяем, сломаны ли ребра — их просто надо отделить друг от друга и немного пошатать. То ребро, которое казалось сломанным, на самом деле, цело, там было просто кровоизлияние. А вот самое нижнее из тех, что видны на снимке, девятое — действительно, сломано. Оно чаще всего попадает под замес при драках или падениях.

vskr11.gif

А вот это (я специально попросил показать) — внутренняя стенка вскрытой аорты. Судя по ее идеальному состоянию, покойный был не дурак выпить. Сердечно-сосудистая система алкоголиков — всегда в отличном состоянии, и соответствующими заболеваниями они практически не болеют. Правда, на заключительных стадиях алкоголизма происходят какие-то изменения в сердце. На которое мы, кстати, сейчас и посмотрим…

vskr12.gif

…И убедимся, что в нашем случае алкоголизм далеко не зашел: оно тоже как у младенца. А выглядит так странно потому, что искромсано скальпелем: надо же повреждения искать телесные.

vskr13.gif

Теперь вскрываются почки…

vskr14.gif

…и печень. Вот печень подкачала: она неестественно светлая. Это — тоже признак алкоголизма: нормальная печень гораздо темнее, почти коричневая.

vskr15.gif

Вот это, кстати, та самая ложечка, которой забирали мочу на анализ.

vskr16.gif

А вот так — забирают уже кусочки внутренних органов. Они пойдут экспертам-гистологам. При гистологическом исследовании определяются повреждения органов и время наступления смерти — более точно, чем это можно сделать при вскрытии.

vskr17.gif

Теперь осталось только вернуть все, что брали, на прежнее место. В пределах погрешности, разумеется.

vskr18.gif

…И раскромсать-таки оставленный напоследок мозг. Он тоже чист, без кровоизлияний. Короче говоря, ничего фатального, кроме сломанного ребра и поверхностной раны на черепушке, не найдено. Первичный диагноз — алкогольная интоксикация. Гистологи, может быть, найдут что-то другое, но это будет минимум дней через десять (с поправкой на российские условия — через месяц: гистологи сидят в областном центре, куда пузырьки с анализами надо еще отвезти).

vskr19.gif

Если засунуть мозг на место, в череп, то в тепле голова начнет подтекать. Так что мозг идет в грудную клетку. Иногда туда же помещается и одежда усопшего, если место остается, чтобы грудная клетка не сильно проавливалась. Но не сейчас.

Ну все, осталось теперь только зашить покойного, и нашпиговать его формалином. Формалин закачивается обычным десятикубовым шприцем. Эту часть процесса я уже не снимал: некогда было.

Фоторепортаж и комментарии к нему предназначены исключительно для удовлетворения любопытства. Можно их также использовать как наглядное пособие в лекциях о вреде (или пользе) алкоголя, для избавления подростков от суицидальных настроений, консультации писателей-детективщиков, и тому подобного прочего.

vskr20.gif

конец

Сегодня на парах смотрели видео судебно-медицинского исследования трупа (в народе — вскрытия). Полтора часа.После фильма, фотки как-то совсем не впечатляют.

Копирайт не стоит, т.к. не нашёл первоисточник. Если авторство фотографий и текста принадлежат Вам — дайте знать.

UPD by dronoom:

первоисточник

mr-volkov.livejournal.com

Урок анатомии Доктора Тульпа - IvRoz

Человек - это собрание уже раскрытых и непонятных ещё тайн не только в области его рассудка и сознания. Само тело человека - рукой ли Творца или неумолимой силой эволюции - собранные в единый оплот кости, сухожилия, мышцы и кровеносные сосуды – даже у нашего обо всём информированного современника вызывает благоговейный трепет непознанного. Особенно если душа уже покинула это тело. Обучение медиков, людей обязанных знать человеческое тело профессионально, начинается с двух посещений. И первый – «визит», как ни странно, к телу мёртвого человека, и только второй – посещение больного.

Карьера Доктора Тульпа

Для меня, жителя XXI века, выбравшего ремесло врача, этот первый «визит» вызвал глубокое душевное потрясение. Я и большинство моих однокашников-неофитов ожидали почти мистического события: переступив через себя, мы готовились увидеть ту тонкую грань которая отделяет живое, мыслящее и чувствующее существо от бездыханной уже материи… Но с таким волнением ожидаемое это действо произошло гораздо проще, чем мы ожидали. Не было ни экзальтированных возгласов, ни гримас отвращения, ни обмороков. Профессор несколько мрачновато и довольно сально шутил, показывая нам на наглядном примере основы строения различных органов. Осмысливая потом произошедшее, я понял, что то, первое, вскрытие явилось для меня моментом одновременного уверования и разочарования. Уверования в высшее предназначение человека – потому что уже само тело его удивительно тонко и сложно устроено, как точнейший научный прибор. И разочарования – ибо тело тленно, и достаточно одного маленького сбоя, чтобы эта сложная машина перестала работать.

В королевской галерее Маурицхейс, что в Гааге, где-то между «Смеющимся мальчиком» Франса Халса, «Быком» Паулюса Поттера и «Девушкой с жемчужной сережёкой» Яна Вермера, хранится немалый холст кисти великого Рембрандта, который своей цветопередачей и композицией сразу выделяется среди всех прочих картин галереи. Картина эта, названная «Урок анатомии доктора Тульпа», совсем не похожа на радостные пасторали и светящиеся драгоценными украшениями и слезинками глаз портреты светских особ жизнеутверждающего искусства позднего ренессанса. Небогатое деталями, и с незамысловатым, на первый взгляд, сюжетом, выполненное в приглушённых тонах, полотно хранит в себе множество загадок, тайн и вопросов. На картине изображена группа лиц, собравшихся на публичное вскрытие и расположившихся трапецией возле трупа, аутопсия - вскрытие которого уже началась. Лица изображённых людей выражают глубочайшую заинтересованность в происходящем. Позы очевидцев аутопсии напряжены, что добавляет картине динамичности и таинственности. Представленную здесь процедуру вскрытия можно понять, как особую и значимую мистерию, вот-вот раскроющую Божий замысел строения человеческого тела! Два человека наклонились вперед, их осанка и взгляды указывают на то, что они непременно хотят все увидеть как можно ближе и точнее… Но при этом, почему-то, современному зрителю с трудом верится в то, что оба хирурга действительно увлеклись происходящим церемониальным действом и пытаются утолить свой научный интерес. Не видно белых халатов – это уже «мода» нашего времени – присутствующие одеты в богатые, расшитые золотом камзолы. На общем фоне выделяется фигура доктора Тульпа. На голове его – шляпа. В то время имели привилегию носить головной убор в помещении только персоны, принадлежащие к высшему обществу тогдашней Голландии.

Прообразом центрального героя картины явился вполне себе реальный анатом - Клаус Пиетерзон (9 октября 1593 - 12 сентября 1674), председатель амстердамской гильдии анатомов и хирургов, а позже – мэр города Амстердама. Клаус родился в семье богатого еврейского торговца цветами, который принимал очень активное участие в развитии города. В 1611-1614 годах молодой врач постигал азы медицины в Лейдене. По возвращении в Амстердам, он стал уважаемым врачом и женился на Аагфе ван дер Фоег в 1617 году. Будучи амбициозным молодым человеком, он взял себе голландскую фамилию Тульп и изменил имя на Николас (являющееся правильной формой имени Клаус).

В то время, время просвещения и ренессанса, выдающиеся люди – учёные, политические деятели, философы - были настоящими энциклопедистами и никогда не ограничивали круг своих интересов и ареал деятельности каким-либо одним предметом. Таким был и Тульп. Плодотворные занятия медициной и изыскания в области анатомической науки, Клаус сочетал с муниципальной службой. Сначала он возглавлял важный административный пост городского казначея, затем в 1622 году он стал членом магистрата в Амстердаме. Науке не известно, знаком ли был доктор Тульп с работами своих современников, утопистов и просветителей Томаса Мора и Джона Локка, но именно Клаус Тульп в своей деятельности частично реализовал идеи этих двух мыслителей – они считали, что руководить обществом должен именно врач, как человек знающий больше других о сути и потребностях Homo Sapience.

XVII век известен как Золотой век Голландии, а порт Амстердам в то время был известен на весь мир как военно-морская база и главный центр Ост-Индской компании, являвшейся одной из крупнейших в тот период. И деятельности доктора, Тульпа как избранного бургомистра, Амстердам, отчасти, обязан своим процветанием. Успешная врачебная и прежде всего административная деятельность его привела к тому, что население города выросло с 30000 в 1580 до 210000 в 1650 году. Этот показатель прироста рождаемости, а, соответственно и понижения смертности, уникален и впечатляющ, и по современным меркам, что уж говорить об антисанитарном XVII веке.

Не забывал доктор Тульп и о своей основном ремесле – врачевании. По роду своей деятельности доктор Тульп был ответственным, также, за аптеки. Провизоры Амстердама имели доступ ко всему огромному разнообразию трав и пряностей, прибывавших на кораблях с Востока. Это являлось доходной статьей многих аптек, которых в 1633 году насчитывалось 66.

Но даже в Голландии не всегда всё было гладко. Население Амстердама существенно сократилось после эпидемии чумы 1635 года, и доктор Тульп решил разобраться с этой проблемой. Доктор был шокирован ценами на шарлатанские «лекарства» против чумы которые, естественно, не действовали. Он собрал своих друзей, и совместно они выпустили в свет в 1636 году первую Фармакопею Амстердама (Pharmacopoea Amstelredamensis) – список разрешённых к применению лекарственных средств. А с 1636 года все аптекари должны были сдавать экзамен по этой книге, чтобы получить разрешение на открытие новой аптеки. Фармакопее со временем стала стандартом и использовалась в качестве образца в других городах Голландии в течении многих последующих лет.

Другой известный труд доктора Тульпа - книга «Медицинские наблюдения» (Observationes Medicae), больше известная как «Книга монстров». Книга была написана Тульпом на латыни, языке, непонятном обывателям, дабы они не смогли прочесть в книге о собственных болезнях и заняться самолечением, которое являлось тогда повседневной практикой. Например, Ян де Доот, кузнец из Амстердама, страдавший от сильных болей из-за камней в почках, наточил нож и удалил камни самостоятельно, поскольку не хотел стать жертвой «вырезальщиков» камней, которые являлись по совместительству брадобреями. Ко всеобщему удивлению, Ян де Доот после операции выжил, и любил показывать всем желающим свой почечный камень величиной с куриное яйцо. В «Медицинские наблюдениях» Тульп, кроме всего прочего, описал результаты вскрытий редких животных, которые были доставлены его в амстердамскую лабораторию каравеллами Ост-Индской компании. Там же описаны симптомы болезней, которые принято считать недугами исключительно нашей «цивилизованной эпохи», например мигрени, вызываемой длительной депрессией в условиях большого города. Тульпу был известен также эффект плацебо – когда люди «излечиваются» одной верой в действенность лечения. Конечно, не забыл Клаус включить в свою работу и наследие средневековья – диковинные мистические истории о волшебных заболеваниях и чудесных исцелениях, вполне достойные «Декамерона» Боккаччо и «Кентерберийских рассказов» Чосера. Первое издание книги было посвящено его сыну, который только что окончил учиться на врача в Лейдене, а второе издание также было посвящено ему же, но в связи с его преждевременной смертью по неустановленной причине.

Культпоход в анатомический театрВновь обратим взор к полотну Рембрандта. А кто же всё прочие лица, на ней изображённые, и что заставило их прийти на столь специфическое мероприятие? Тяга к знаниям – на студентов они мало похожи - или же какая-то другая необходимость? Один из присутствующих держит в руке список лиц – кто в него занесён?

В обязанности доктора Тульпа как прелектора (руководителя) гильдии анатомов входило проведение ежегодных анатомических уроков, материалом для которых служили тела публично повешенных преступников. В то время в европейских городах, аутопсия уже была законной. Но только в случаях, если проводилась над телами мужского пола - казненными преступниками. Анатомические уроки проводились с согласия городского совета за определённую плату, а средства от сбора шли в городской фонд для совещаний и торжественных фуршетов-возлияний. Для членов городского совета и членов гильдии это мероприятие было обязательным, они обязаны были посещать вскрытие и оплачивать входной билет. Так что, по всей вероятности, остальные лица на картине помимо доктора Тульпа – представители административного правления города Амстердама, чем и объясняется богатство их одежды.

История сохранила также и имя человека, подвергшегося вскрытию. Его звали Арис Киндт, в преступных кругах ему было дано прозвище «Младенец». Арис совершил множество ограблений, но однажды был пойман и доставлен в тюрьму. Предприняв попытку к бегству, Младенец-вор тяжело ранил тюремного сторожа, за что и был приговорён к смертной казни и последующей аутопсии, которая сделала его, учитывая популярность картины, в каком-то роде знаменитым. И именно с тела Ариса, изображённого Рембрандтом, начинаются «странности» в сюжете картины.

Первое необычное свойство этого произведения искусства состоит в том, что Рембрадт показал разрезанное тело мёртвого человека полностью, не прикрыв головы и глаз, что необычно и даже вызывающе выглядит для XVII века. Стоит лишь вспомнить, какую цену отдали учёные средних веков и эпохи возрождения за право осуществлять вскрытия трупов – многие были казнены, сожжены на кострах, повешены или сосланы в лучшем случае. Хотя произведения искусства на подобную тему встречались и до появления на свет «Урока анатомии доктора Тульпа», но на всех этих картина, барельефах и росписях лицо умершего, в соответствии с требованиями духовенства, было прикрыто. Рембрандт сделал дерзкое отступление от этих правил – лицо умершего он поместил в полутени, отбрасываемой складкой полы одежды одного из свидетелей аутопсии. Типичная для Рембрандта игра на контрасте света и тени как будто из полумрака показывает нам ombra mortis - тень смерти.

«…Как светотени мученик Рембрандт,Я глубоко ушел в немеющее время,И резкость моего горящего ребраНе охраняется ни сторожами теми,Ни этим воином, что под грозою спят».Нет, это не посмертное стихотворение разбойника Ариса Киндта, это Осип Мандельштам. Очень метко написано. Ведь вскрытие по всем правилам должно было начаться с брюшной полости, с разреза по линии нижнего подреберья. Традиция эта пошла ещё с римских времён, с исследований Клавдия Галена, выдающегося анатома и врача античности. Если верить Рембранту, доктор Тульп начиная аутопсию с предплечья, нарушил это правило. Зачем?

Первое объяснение связано с мистическими учениями XVII столетия. Считалось, что – подобно тому, как Бог управляет людьми, сухожилия в руке «управляют» пальцами. Тульп, вслед за ним и Рембрандт, решили проиллюстрировать расхожую метафору того времени. Очень характерно для сплошь зашифрованной и полной аллегорий живописи ренессанса.

Но если отряхнуть от пыли веков фолиант выдающегося анатома позднего средневековья – раннего возрождения Андреаса Везалия, можно найти и другую причину вольностей великого мастера кисти. Андреас Везалий (31 декабря 1514 - 15 октября 1564) – был выдающимся врачом и анатомом, являлся лейб-медиком Карла V, потом Филиппа II. Андреас был младшим современником великого врача Парацельса и всемирно признан как основоположник научной анатомии. На труды Везалия медики ссылаются и по сей день. А ведь именно он, помимо прочего, впервые в мире точно описал строение мускулатуры и сухожилий. Учитывая тот факт, что во многом именно благодаря трудам Везалия по всей Европе были дозволены публичные вскрытия, изображение на картине Рембрандта аутопсии, начатой с конечности, вполне могло быть данью уважения к заслугам Везалия, которого, несомненно, почитал и доктор Тульп.

Ещё одна версия странностей картины Рембрандта напрашивается сама собой. Предположим Тульп резал труп по всем правилам, начиная с брюшной, но видел ли это сам Рембрандт. Сам то он присутствовал на аутопсии, или довольствовался рассказами очевидцев? Самый категоричный ответ на этот вопрос дают современные анатомы.. И ответ этот – нет, скорее всего не присутствовал, или может присутствовал,.. но в состоянии глубокого обморока. Профессиональный взгляд на полотно позволяет сделать заключение, что Рембрандт рисовал мышцы руки согласно своему воображению, и поэтому допустил множество анатомических ошибок. Это показало современное, вышедшее в 2006 году, исследование голландских врачей R.C. Van Der Graaf, M.F. Meek и других их коллег - «Урок анатомии доктор Николаса Тульпа Рембрандта (1632) и выводы во время вскрытия предплечье трупа: анатомические несоответствия».

Если современные врачи вносят в толкование шедевра некоторую ясность, то специалисты-реставраторы добавляют новые тайны и загадки. Современными методами анализа картин было установлено, что первоначально на картине были изображены шесть человек, а крайний слева и самый верхний дописаны художником позднее. Почему? Вероятно, число лиц, входивших в гильдию анатомов, расширилось, и Рембрандту потребовалось вносить изменения в картину в соответствии с новыми реалиями. Также список с именами собравшихся, находящийся в руках одного из персонажей картины, появился позже. Хотя насколько позже – точно установить нельзя, он всё же облегчает идентификацию персонажей картины историками.

О том, что привело к препарационному столу врача Тульпа членов гильдии анатомов и Амстердамского муниципалитета можно сказать достаточно точно. А вот почему возле него оказался или был заинтересован там оказаться крупнейший представитель золотого века голландской живописи, Рембрандт Ван Рейн?

По Фрейду танатос – страх перед смертью и желание её преодолеть – вот один из двух главных жизненных стимулов. Наряду с эросом. «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрант написал будучи довольно молодым человеком. А молодыми движет, как правило, не танатос, - другой стимул.Начинающий художник Рембрандт приехал в Амстердам, практически сразу получил заказ на написание «Урока анатомии», а после выполнения его обрёл широкое признание как художник. А как вообще успешный врач, видный политический деятель доктор Тульп узнал о провинциальном, только приехавшем в столицу живописце, в сущности ещё школяре? Кроме безвременно ушедшего сына у Тульпа была ещё и дочь Маргарита. Девица была страстной поклонницей живописи вообще и своего ровесника красавчика Рембрандта в частности. Значит, вполне возможно, что мастера светотени на анатомический урок привёл всё же эрос? Позже Маргарита вышла замуж за Яна Сикса, который заведовал в городском магистрате гражданскими судебными делами. И был, кстати, коллекционером и приятелем самого Рембрандта...

Подвижников и гуманистов к препарационному столу вело стремление осчастливить человечество. Изучить недуги и победить их! Членов городского магистрата – служебный долг и… обильный фуршет. Молодых живописцев – любовный порыв… Великие просветители срывали вековые запреты и побеждали природу, но они же, возможно и позволили людям смотреть на жизнь и смерть не как на таинство…

На пике расцвета своего творчества, в 1634 году, Рембрандт заключил брак с Саскией ван Эйленбюрх, дочерью бургомистра города Леувардена. Брак этот открыл перед художником двери особняков зажиточных бюргеров. Заказы сыпались ему один за другим. Рембрандт – богат и знаменит… Но Саския умерла и Рембрандт похоронил её в амстердамской церкви Оуде Керк… А потом продал её могилу. Чтобы заплатить за погребение своей натурщицы и любовницы Хендрике Стоффелс, которую тоже пережил. Смерть это то, что бывает с другими.

Кстати. Через 24 года после написания «Урока анатомии», уже ставший пожилым и известным, Рембрандт написал полотно «Лекция по анатомии доктора Деймана», на котором изображено тело с открытой брюшной полостью - по существующим тогда (да и сохранившимся сейчас) канонам. Лицо преступника, которого постигла та же судьба, что и уже рассмотренного нами Ариса Киндта, почти полностью скрыто, потому что голова его наклонена под определённым, создающим тень углом.

ivroz.livejournal.com

Картины, описание картин — Подготовка к погребению (вскрытие ) 1869

Описани е картины Энрике Ломбардо «У нее было сердце» (Анатомия сердца или Вскрытие)Энрике Симонет Ломбардо известный художник из Испании. Его работы имеют индивидуальный стиль и узнаваемы. Самая известная работа мастера «У нее было сердце». Эта картина принесла художнику мировую славу и череду различных наград и премий. Полотно имеет еще два названия: «Анатомия сердца» и «Вскрытие».Картина написана в 1890 году. Для современного человека сюжет работы необычный и вызывает ощущение страха, а для того времени такая картина была просто революционной. Она и сегодня будоражит ощущение реальности и меняет понятие самого существования на земле.На картине изображена комната, где проводят вскрытие трупа женщины. Сюжет пропитан цинизмом. Удивительно, как творческий человек мог так отобразить процесс извлечение сердца. Изображение абсолютно реалистично. Помещение угрюмое с серыми стенами. На первом плане виднеется край поржавевшей каталки, повсюду стоят столы, на одном из которых и лежит мертвая женщина.Маленькое окошко практически у потолка пропускает немного дневного света, но поддерживает освещение старый фонарь, одиноко висящий на противоположной стене.Мужчина зрелого возраста одетый весьма официально. Видимо именно так выглядел врач того времени. Вряд ли в конце девятнадцатого века существовала профессия патологоанатома . Скорее всего, этот человек лечил людей и занимался вскрытием также.В ту эпоху органы извлекались с целью дальнейшего исследования. Такой факт еще больше усиливает примитивность намерения извлечения сердца и делает этот процесс еще более формальным. Мужчина с интересом смотрит на извлеченный внутренний орган.Художник очень реалистично передал процесс вскрытия человека. Картина демонстрирует ценность человеческого тела для науки, невозможно уловить ценность духовности. Врач абсолютно безразличен к смерти и относится к мертвой женщине всего лишь как к источнику лабораторных образцов.

www.art-drawing.ru

Вскрытие покажет (26 фото)

Народная молва связывает с профессией судмедэксперта много разных вымыслов и легенд. Происходит это во многом из-за того, что его деятельность уж очень специфическая, и, прямо скажем, – мало кто может остаться равнодушным, если речь идет о мертвых человеческих телах. Приоткрыть завесу тайны о работе сыщиков в белых халатах попытался наш фотокорреспондент Костя Вокс.

1. Ежедневно 10-15 потерпевших лиц самостоятельно приходит сюда на экспертизу телесных повреждений (включая случаи ДТП). Но в большинстве случаев в этот комплекс почти что вековой постройки доставляют людей, которые никогда больше не увидят белый свет. Трупы с признаками насильственной смерти - основные «пациенты» этого учреждения

2. Это филиал Центра судебной медицины при Министерстве здравоохранения РК. Раньше организация называлась «Алматинское бюро судебно-медицинской экспертизы». Учреждение проводит судебно-медицинские экспертизы на основании постановления следственных органов: дознания, следствия, суда, прокуратуры

3. Обстановка, как вы видите, не самая современная. Все экспертизы проводятся бесплатно, как часть следственных мероприятий. Но в последние годы Центр оказывает и платные услуги частным лицам по проведению освидетельствования, при котором лишь констатируются наличие каких-либо телесных повреждений, химико-токсикологические исследования крови и мочи на наличие алкоголя и наркотиков с выдачей акта освидетельствования. Но такой документ не имеет силы в суде

4. Тахир Халимназаров – заместитель директора по экспертной работе Алматинского филиала Центр судебной медицины.- Наша служба предполагает не только работу в морге, как думают многие. Морг является одним из подразделений судебной медицины. У нас также есть отдел экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц – проще говоря, отдел экспертизы живых лиц. Кроме того, в структуре у нас также имеются вспомогательные лабораторные подразделения, это «Судебно-биологическое отделение», «Судебно-гистологическое отделение», «Химико-токсикологическое отделение» и «Медико-криминалистическое отделение». Все отделения учреждения работают для проведения дополнительных исследований и экспертиз. Имеется также отдел сложных экспертиз, в котором проводятся повторные экспертизы и экспертизы, требующие участия комиссии

5. Вся работа Центра происходит в тесной взаимосвязи с правоохранительными органами. Заключение судебной медэкспертизы - одно из важнейших доказательных материалов. При любом происшествии, связанном со смертью людей, по закону необходимо произвести экспертизу

6. Из-за того, что условия труда здесь считаются тяжелыми, а специфика работы сама по себе вредна для здоровья, для экспертов предусмотрен укороченный рабочий день - с 8 утра до 3-х дня. После трех часов дня остается только дежурный судебно-медицинский эксперт

7. При обнаружении трупа с признаками насильственной смерти или с подозрениями на нее, дежурный судебно-медицинский эксперт вместе с оперативной группой выезжает на место происшествия. Там же помогает следователю в описании наружных повреждений на трупе и ранних трупных явлениях, чтобы потом другому эксперту, который будет проводить вскрытие, было легче установить время наступления смерти

8. В судебно-гистологическом отделении производят микроскопическое исследование кусочков внутренних органов, изъятых при вскрытии трупа для установления или подтверждения выставленного диагноза

9. В химико–токсикологическом отделении проводят исследования, которые выявляют выделение ядовитых, наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ в организме человека

10. В медико-криминалистическом отделении объектами исследования становятся следы-повреждения или наложения на теле человека. Также внимательно рассматривают следы на одежде, которые возникли из-за взаимодействия с острыми и тупыми предметами. А еще исследуются пятна крови

11. Вот здесь производят баллистические исследования. Эксперты этого отдела устанавливают факт поражения огнестрельным оружием, количество повреждений и последовательность выстрелов. Кроме того, они могут определить локализацию входных и выходных отверстий, дистанцию выстрелов, указать вид и особенности огнестрельного оружия и боеприпасов, а также сказать - в каком положении и позе стоял человек в момент выстрела

12. Кстати, по останкам эксперты могут сказать все: расу, пол, возраст, прижизненный рост, особенности строения тела, заболевания, которые были при жизни, телесные повреждения

13. Эти экспертные исследования способны реконструировать все события совершенного преступления

14. В судебно-биологическом отделении производятся экспертизы с исследованием крови, выделений, волос, мышц, костей и других биологических объектов, происходящих от человека

15.

16. Цитологические исследования проводят, чтобы установить половую принадлежность человека по крови, слюне, волос и клеток

17. По закону эксперту отводится месяц, чтобы дать заключение. После вскрытия он выдает врачебную справку о смерти (она может быть предварительной или окончательной), где он указывает непосредственную причину наступления смерти

18. С учетом большего объема работы, бывает, что не всегда лабораторные подразделения успевают выдать результаты исследований в предусмотренные для этого сроки. В этом случае эксперт выходит с ходатайством на следователя, который назначил данную экспертизу, с просьбой о продлении сроков

19. Людей, умерших от заболеваний в больницах, сюда не привозят. Для этого есть патологоанатомическая служба департамента здравоохранения

20. Объем работы очень большой, ежедневно сюда поступает 5-10 трупов

21. В Центр привозят тела умерших только с признаками насильственной смерти или с подозрениями на нее. Бывают случаи, когда смерть наступает при не ясных обстоятельствах и тогда "пациентов" тоже везут сюда

22. - К нам также доставляют всех умерших из местных тюрем, чтобы провести судебно-медицинскую экспертизу, - говорит заместитель директора по экспертной работе

23. После вскрытия эксперт описывает все изменения или особенности внутренних органов, которые он заметил. После берет кусочки тканей, кровь и мочу, и направляет их на дальнейшее лабораторное исследование, чтобы подтвердить диагноз или обнаружить дополнительные морфологические признаки

24. Когда приходят результаты дополнительных исследований, оформляется заключение эксперта. Кстати, в нем есть графа, в которой эксперта предупреждают об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных заключений. Это является гарантией того, что документ, который выдает эксперт, является объективным

25. Работа судмедэксперта - большая ответственность, ведь его заключение - это некая черта, которая подводится под человеческой жизнью. И от того, каков он, нередко зависит другая человеческая судьба

26. Одна из проблем Центра - это, прежде всего, нехватка молодых высококвалифицированных специалистов. Из-за слабого материального обеспечения учреждения, невысоких зарплат, и, будем откровенны, из-за самой специфики работы - молодежь не стремится сюда идти. Поэтому те, кто работает – это люди, по-настоящему влюбленные в свою работу

Источник: bigpicture.ru

fishki.net

Морг, фото трупов. Подборка жутких фотографий

15

Морг, для большинства из нас – синоним слова смерть. Не каждый человек осмелится побывать в стенах этого здания. Если вы уверены, что у вас крепкие нервы, мы предлагаем вам прогуляться по моргу и посмотреть, как в нем живется мертвым и бездушным телам. Этот репортаж мы не советуем просматривать людям с неустойчивой психикой, несовершеннолетним и беременным женщинам.

Место окончательной регистрации граждан – вот, что значит морг! На фотографиях ниже – вскрытие трупов, жуткие трупы после аварий, убийств и несчетных случаев, мертвецы после тяжелых болезней, женщины после изнасилования. И, тем не менее, эти фотографии не способны передать ту жуткую атмосферу, которая царит в стенах морга. Чтобы почувствовать весь ужас, следует побывать там.

Морг. Фотографии трупов. Часть 1

Морг, фото трупов

x_2fe339d5RV9X1EqDBAopZ2Lw3iB3unormal_mwtch_058normal_78cd19170a011102992b19e4ec23d959mini_7l1jenin2IMG_0135_1__JPGii (3)i (2)i (1)

Смотрите также:

 

dead_children2_Iraqbumm-0195b67ca18ec6252d9fb6643a99a61f9650ac9de8c657275d035ff1d0c7ad58b87914636143722613744996792626146361434151374499650541463531084281383516189281259859475374146323730229139199446213171463237279121391994467177742

Смотрите также:

 

146323727271391994457912Морг, фото трупов

Фото с морга. Часть 2

смертьфото

gloom.name

ВСКРЫТИЕ ОДНОЙ КАРТИНЫ - RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ

В прошлую среду мне довелось побывать в Эрмитаже. Постоянную экспозицию музея я знаю хорошо, поэтому первым делом отправился на выставку из мадридского музея Прадо. И не пожалел! Дабы достойно отметить год Испании в России, испанцы отправили на гастроли 66 истинных шедевров.

В полном соответствии со своей профессиональной деформацией во всех картинах я нахожу медицинские сюжеты, иногда довольно отвлеченные от написанного художником.

Но вот одна картина на выставке имеет самое прямое отношение к медицине вообще и к современной российской врачебной практике в частности. Это работа Иеронима Босха "Извлечение камня глупости".

Качественное фото картины в полный размер можно посмотреть на сайте Прадо здесь

Некоторые исследователи, отмечая не особо искусную прорисовку лиц, относят картину к раннему периоду творчества Босха, другие же полагают, что она вполне могла быть создана и после 1490 г. Сын и внук художников, Иероним Босх оставил богатое наследие из удивительных картин, многие из которых содержат поучительные аллегории, высмеивающие человеческие пороки. Нам с вами очень непросто уловить смысл этих мизансцен, тогда как современникам художника они были вполне понятны.

Что же мы видим на "Извлечении камня глупости"?

Изображаемая сцена помещена в круг, обрамленный золотыми узорами и надписями на черном фоне. Сверху написано: "Meester snijt die keye ras" (Мастер/доктор, камень вынь сейчас), а снизу — "Myne name es lubbert das" (Меня зовут Любберт Дас). Надо сразу пояснить, что во времена Босха было распространено поверье, что глупость обусловлена застрявшим в голове неким камнем, наврое камней, что случаются в почках или в жёлчном пузыке. Любберт в нидерландской литературе того времени — имя почти нарицательное, синонимично "олуху" и "тупице".

В особо запущенных случаях легковеры обращались к врачам-шарлатанам, которые охотно брали с глупцов деньги и проделывали нехитрые манипуляции — из тех, что довели до совершенства современные хилеры. Подобно тому, как филиппинские кудесники без единого надреза на глазах пациента извлекают из его тела больные органы и ткани (на деле — загодя приготовленную куриную требуху), мошенник, изображенный Босхом, извлекает цветок, символизирующий камень глупости, через поверхностный надрез на темечке пациента . Бакс считает, что цветок сей — тюльпан, и объясняет свое предположение тем, что в староголландском языке слово "тюльпан" было созвучно с одним из определений глупости. Однако я ясно вижу в изображенном цветке кувшинку (нимфею), которая по строению никоим образом на тюльпан не походит. Такая же кувшинка лежит и на столе, видимо, от предыдущего клиента — намек на то, "целитель" пользуется большой популярностью.

Голова хирурга увенчана перевернутой воронкой — символом невежества. Операция происходит на фоне пасторалей (где, в духе Босха, на фоне тонко прорисованного пейзажа белеет и виселица — символ будущей расплаты). Незадачливый пациент — пожилой уже мужчина. При извлечении "камня глупости" присутствуют два свидетеля — седовласый монах и немолодая монахиня. Монах держит кувшин пива — намек на пьянство. Монахиня облокотилась о стол и подпирает рукой щеку, что придает фигуре скучающий вид, а на голове у нее лежит книга. Существуют различные мнения относительно этих двух персонажей, однако в любом случае все исследователи сходятся в одном: на картине ревностный католик Босх изображает духовенство в весьма неприглядном свете (в зрелом творчестве художника прорисовывается и более явная критика служителей церкви, например, в картине "Корабль дураков"). На мой взгляд художник пытается сказать зрителю следующее: дураку не поможет ни медицина, ни наука, ни религия; простака окружают лишь врачи-шарлатаны и религиозные ханжи (монах-пьяница и монашка с напускной ученостью, все знания которой на деле весьма поверхностны, что и символизирует книга на голове). Дополнительно Босх констатирует, что глупца всюду разводят на деньги (даже у монахини по бедру свисает туго набитый кошель).

Эту же тему разрабатывают и нидерландские художники последующих поколений, в том числе Питер Брейгель Старший и Ян ван Хемессен.

Питер Брейгель Старший. «Извлечение камня глупости».

Ян ван Хемессен. «Хирург». Тоже из Прадо. Качественное фото картины см. здесь.

Интересно, как сильно разнятся по смысловой нагрузке картины из Северной и Южной Европы того времени. Босх живет в стране, не вышедшей из мрака Средневековья, южане же греются в лучах итальянского Возрождения. Юный флорентийский гуманист Пико делла Мирандола (впоследствии друг и наставник Микелянджело) в своей "Речи о достоинстве человека" (ок. 1486 г.) возносит осанну роду человеческому. Человек наделен самыми счастливыми свойствами и не знает себе равных среди прочих "земнородных тварей". Человек — единственное существо, которое обладает свободой воли и способностью определять свою суть и предназначение — благодаря этим качествам, получай они должное развитие, человек может стать вровень ангелам. "Именно поэтому, — восклицает Пико, — человек справедливо слывет и прозывается великим чудом природы и существом воистину дивным".

И в это же самое время немецкий сатирик Себастьян Брант выпускает свой первый стихотворный сборник "Корабль дураков", зло высмеивающий человеческие пороки, слабости и недостатки. "Весь мир живет во тьме ночной, — сетует Брант, — влачась в греховном ослепленьи, а между тем повсюду и везде от дурака нам нет спасенья".

В последние годы россияне все глубже погружаются в клерикальное мракобесие, питаются мифами и суевериями, процветшими на перегное фундаментальных наук, учатся и лечатся у проходимцев… Короче, всем в Эрмитаж!

botalex.livejournal.com