Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» (описание). Картина явление


Картина "Явление Христа народу" в Третьяковке удостоена особого внимания / Новости культуры / Tvkultura.ru

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» удостоена на этой неделе подчеркнутого внимания. Нет, никакого юбилея, так случилось, как видно по причине плотности событий, что в Третьяковской галерее, где грандиозное полотно хранится, ему сделано сразу два приношения. Картина ведь действительно особенная и отражает, как было сказано о ней еще в XIX веке, явление Христа не народу, а народам, появление его в истории, значение христианства для всей истории.

Одно событие недели – это получение Третьяковской галереей в дар полотна художника Эрика Булатова «Картина и зрители». Современного художника беспокоило то, что у картины, которую он считает основополагающей для русского искусства XIX века, потерян прямой контакт с современным зрителем. Несколько лет ушло у художника на замысел, на подготовку изобразительного материала, на окончательное исполнение живописного полотна. Шесть лет назад работа была завершена. И вот она – в Третьяковской галерее, подарена музею Благотворительным фондом Владимира Потанина. И это событие поддерживает программу пополнения коллекции музея произведениями современников, программу прямо продолжающую дело Третьякова. Он ведь приобретал именно работы своих современников.

Эрик Булатов считает любую картину универсальной художественной моделью, а именно демонстрацией того, как противостоят друг другу плоскость и бесконечное пространство. Картину Иванова «Явление Христа народу» и в этом смысле можно считать образцовой, она именно отвоевывает огромное пространство, с которым так любят работать современные художники. Павел Каплевич, один из них, еще и театральный художник к тому же, чувствующий пространство, буквально проник внутрь ивановского полотна.

Он создал медиапроект под названием «ПроЯвление», в котором завел разговор с полотном Иванова. Да так, чтобы зрители могли, как он сам сказал, сравнить ощущения от предложенного мною диалога. Каплевич говорит, что в данном случае размер имеет значение, и его полотно выполнено в размер работы Иванова: 540×750 сантиметров. И это именно полотно, ткань, хрупкая материя минимальной плотности и максимальной чувствительности материя. Художник использовал свой опыт высокомолекулярной обработки тканей, которой занимается 15 лет. Этот способ позволяет преобразовывать один материал в другой, поэтому Ивановские образы перетекают из одного состояния в другое, предстают то гобеленом, то фреской, то гипсовым рельефом. Композитор Александр Маноцков добавил проекту загадочности, он заполнил пространство мистическим звучанием.

Новости культуры

Читайте также:

Художник Павел Каплевич рассказал о своем медиапроекте "ПроЯвления"

Картина "Явление Христа народу" в Третьяковке удостоена особого внимания

Полотно Эрика Булатова "Картина и зрители" теперь − в коллекции Третьяковской галереи

tvkultura.ru

Семь фактов о картине "Явление Христа народу".

Кажется, судьба Александра Иванова была определена с самого начала - он появился на свет в семье художника Андрея Ивановича Иванова, в 11 лет поступил в Императорскую Академию Художеств, где учился под руководством своего отца. Талантливый мальчик быстро добился успехов - его работы были отмечены двумя серебряными медалями, позже Иванов-младший получил малую золотую медаль за картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора". В 1827 году молодому живописцу была пожалована большая золотая медаль и звание художника XIV класса за картину "Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару".Совершенствовать свой талант Иванов уехал за границу - сначала в Германию, затем в Италию. Здесь, в Риме, он копировал легендарную фреску Микеланджело "Сотворение мира" в Сикстинской капелле, делал эскизы на библейские сюжеты, изучал священные тексты, особенно Новый Завет. Увлеченность религиозными сюжетами подтолкнула Иванова замыслить картину о первом появлении Иисуса перед верующими. Пробой пера на эту тематику стала картина  "Явление воскресшего Христа Марии Магдалине", созданная в 1834 году. За нее художник удостоился звания академика.

Главная картина Александра Иванова "Явление Христа народу" создавалась в течение долгих 20 лет. Это колоссальное по размерам и захватывающее дух по детализации и яркости образов полотно хранится в специальном зале  Государственной Третьяковской галереи. Разглядывать это произведение можно много часов - с разных ракурсов она всегда открывается по-новому, в каждом мазке кисти виден титанический труд художника.

Вот семь самых главных фактов о картине "Явление Христа народу".

1. "Явление Христа народу" должно было стать своего рода отчетом о иностранной стажировке живописца - ведь Императорская Академия Художеств отправила Иванова набираться опыта и совершенствовать технику. Кстати, обучение должно было длиться всего 4 года - но в итоге растянулось на 33 года.

2. По замыслу Иванова, картина должна была "изобразить на лицах весь ход обращенья человека ко Христу". Для того, чтобы добиться подлинности эмоций, художник много времени проводил в церквях, наблюдая за молящимися, он изучал лица евреев, их мимику, выражения лиц в разных обстоятельствах, а потом искал по всей Италии натурщиков, похожих на древних иудеев. Ему было важно создать образы архетипические, но живые, невыдуманные. Вы только посмотрите на человека справа на переднем плане картины - он готовился надеть платье, но услышал благую весть о пришествии Спасителя и позабыл обо всем на свете - зритель практически видит, как у иудея от радости дрожат губы, как напряжен каждый мускул его лица.

3. На проработку всех деталей живописец вообще не жалел сил: он досконально изучил Евангелие, упорно выбирал натуру для пейзажного плана картины. Прежде, чем приступить к большому полотну, Иванов выписал этюды почти всех будущих персонажей, некоторых - даже по несколько раз. Из-за такой скрупулезности художника стали обвинять в лени - деньги на проект заканчивались стремительно, новое финансирование выбивалось с трудом. Но даже голод, лишения и серьезные проблемы со зрением не заставили Иванова пойти на поводу у слабости и ускорить работу в ущерб качеству.

4. Несмотря на обилие деталей и многофигурность, композиция "Явление Христа народу" великолепно сбалансирована. Своеобразный центр полотна - мальчик в синем плаще перед Иоанном Крестителем. Сам Иоанн - своего рода ось, к нему смещается взгляд, на какой бы фигуре он изначально не находился - и затем устремляется за вытянутой рукой - в сторону Спасителя.

5. Близкий друг живописца, писатель Николай Гоголь описал свое впечатление от "Явления Христа народу" так: "Картина изображает пустыню на берегу Иордана. Всех видней Иоанн Креститель, проповедующий и крестящий во Имя Того, которого еще никто не видал из народа. Его обступает толпа нагих и раздевающихся, одевающихся и одетых, выходящих из вод и готовых погрузиться в воды. В толпе этой стоят и будущие ученики самого Спасителя. Все, отправляя свей различные телесные движенья, устремляется внутренним ухом к речам пророка, как бы схватывая из уст его каждое слово и выражая на различных лицах своих различные чувства: на одних - уже полная вера; на других - еще сомненье; третьи уже колеблются; четвертые понурили главы в сокрушенье и покаянье; есть и такие, на которых видна еще кора и бесчувственность сердечная. В это самое время, когда все движется такими различными движеньями, показывается вдали Тот самый, во Имя Которого уже совершилось крещение, - и здесь настоящая минута картины. Предтеча взят именно в тот миг, когда, указавши на Спасителя перстом, произносит: "Се агнец, взъемляй грехи мира!" И вся толпа, не оставляя выражений лиц своих, устремляется или глазом, или мыслию к тому, на которого указал пророк. Сверх прежних, не успевших сбежать с лиц, впечатлений, пробегают по всем лицам новые впечатления. Чудным светом осветились лица передовых избранных, тогда как другие стараются еще войти в смысл непонятных слов, недоумевая, как может один взять на себя грехи всего мира, и третьи сомнительно колеблют головой, говоря; "От Назарета пророк не приходит". А Он, в небесном спокойствии и чудном отдалении, тихой и твердой стопой уже приближается к людям".

6. Кстати говоря, Гоголю нашлось место на живописном полотне Иванова - художник написал со своего друга одну из фигур купающихся, ближайшую к Христу. Чтобы уловить сходство, лучше рассматривать этюды к картине - в итоговом варианте черты лица купальщика сглажены, он напоминает создателя "Мертвых душ" уже очень отдаленно.

7. Работу над полотном Иванов завершил только в 1857 году. Масштабное полотно ждали с нетерпением - но купить его, к ужасу коллекционеров и особенно Павла Третьякова, было нельзя, так как заказывалось оно Академией Художеств и было уже выкуплено ею. Третьяков начал собирать эскизы "Явления Христа народу". После смерти Александра Иванова картину купил император Александр II и передал ее в дар Румянцевскому музею. В Третьяковку полотно попало только после расформирования Румянцевского музея, в 1925 году.

nadya-petrova.livejournal.com

Александр Андреевич Иванов и его картина "Явление Христа народу"

Александр Андреевич Иванов и его картина "Явление Христа народу"

В нынешнем году 16 июля исполнилось сто лет со дня рождения А. А. Иванова, творца «Явления Христа народу» - картины, хранящейся в Московском Публичном Румянцевском музее. Многочисленные этюды к ней, из которых некоторые сильнее частностей самой картины, находятся в отдельном помещении Третьяковской галереи. Таким образом, Москва владеет почти всем художественным наследством, оставленным замечательнейшим из наших живописцев,- даже, по мнению некоторых, величайшим. В Эрмитаже и в собрании М.П.Боткина находятся только первые, почти ученические, работы художника на заданные темы. «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» и др. подобные на классические и на библейские или скорее псевдо-классические и псевдобиблейские сюжеты. Из последних назовем: «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона». Читатель нашего времени сразу поймет, что художнику при выборе таких тем, и еще хуже - при даче их не оставалось ничего, как рисовать одежды, обстановку, кусочки страны, иногда не виденной и знакомой лишь по атласам, т. е. так и иначе комбинировать атласы-же, разрисовывать до известной степени красками по топографическим контурам этих атласов! и - больше ничего!!! «Сон фараона», «истолкование сна» - какая каббалистика!!! Надо быть каббалистом или по крайней мере русским суевером,- прожить годы, провести юность где-нибудь среди вотяков, видя их языческие жертвоприношения,- по крайней мере провести время, и немалое, среди цыган и цыганок, чтобы почувствовать эту жадность к волшебству и испытать ту неуверенную колеблющуюся психологию, которая ищет «в теперешнем» знаков «будущего»... Без этого ученик Академии, в Петербурге, на рациональном Васильевском о-ве, что мог нарисовать на данную тему, кроме... одежд, фигур, фигур феллахов, для чего-то введенных в темницу? - и для сведения и доказательства, что все это происходило «в Египте», поместить гденибудь уголок пирамид и обелисков... Несбыточность и невозможность, как «Юрий Милославский» под пером петербургского чиновника Загоскина, или как «Джулио Мости», «драматическая фантазия с интермедией», Кукольника. Но такие были времена, что мы срисовывали, копировали, а не творили. «Срисовывали» целые категории явлений, так сказать, целые «провинции» великого царства искусств, наук, цивилизации... Вот «оды» - без восторга, «сатира» - без злости, «театр» - без какой-нибудь необходимости что-нибудь и кого-нибудь представлять: все вообще и в целом «Беллерофонт, поражающий Химеру» - под кистью петербургского начинающего художника, которому ни до Беллерофонта, ни до Химеры дела нет, а есть дело до его экзаменаторов, строго посматривающих на ученическую работу «начинающего»...

Перевернем обратно и вообразим египтян - рисующих «Слушателя у телефона», ассирийца - ваяющего «Русского протодиакона» или китайцев - изображающих «Конспиративную квартиру на Садовой улице»... Гадость и ненужность! Такая же и подобная гадость и ненужность продержалась у нас сто лет и рухнула как балаган... Иванов темою «Явление Христа народу» соединил этот падающий балаган академических заказов с зарождающимся движением к воплощению в искусстве простого, естественного, живого и действительного. Он взял подлинную веру, свою и народную, но взял ее не в живом моменте своей или виденной молитвы, а - в отвлечении и обобщении, отнеся к объекту, более которого не может быть: «Мессия перед народом», «первое явление Христа народу»... Тут есть немножко Гоголя, иллюзий его последних лет. Христианство- эта полу-реальность, полу-мечта, полу-факт, полу-ожидание - оно для поколения тех лет, впервые пробуждавшегося к реальному, представлялось величайшею историческою, мировою реальностью; реальностью, какая едва вмещается в России, в целой новой Европе,- вместилась и еще не уместилась, все раздвигает собою, все ломает неизмеримым своим объемом. В дни наши эту самую тему художник пожалуй бы взял понароднее и живее, как, например, ее выразил Достоевский в виде «Вторичного появления Христа на земле» в XVI веке, в Севилье, только что вот-вот после auto-da-fe (начало «Легенды об инквизиторе» в «Бр. Карамазовых»). Тут можно внести нашу психологию, наши специальные ожидания и специальные страдания, разочарования, недоумения... Но Христос и Его первое явление евреям?.. Это... тот же «Беллерофонт», почти!..

Те времена, евреи? Что мог знать и изобразить о них Иванов, кроме «еврейских бород», смуглого цвета кожи, непременной «шкуры на плече» Иоанна Крестителя, и - фигур в разных позах?!.. Увы, «Беллерофонт» и «Беллерофонт»... Иной поворот дела, если мы возьмем «грех» и «искупление»: но тогда зачем «Крещение во Иордани»?.. Ко «греху» и «искуплению» это непременного отношения не имеет, это первенствующего значения не носит... Тогда нужно было брать Голгофу, мучения во дворе первосвященника, «Иисус перед Пилатом» или, например, этот «Сон учеников» во время Гефсиманской молитвы... Что-нибудь из последних дней. «Явление Христа народу» - темою этою Иванов как бы хотел изваять и увековечить страницу учебной истории, так сказать, построить тяжеловесную и тысячелетнюю пирамиду на труд одного вечера Иловайского, где сей ученый муж и сотни ему подобных изъясняют в важных и равнодушных строках «все значение пришествия И. Христа» на землю, собственно - появления Его среди народов, и еще колоритнее - «появление Его в истории» - и даже пожалуй именно в «истории Шлоссера», Вебера или Иловайского... Иванов вместо того, чтобы взять «христианство» как «факт души», «перелом души», страницу «моей душевной истории»,-что возможно было выразить через беседу с Никодимом, с Самарянкой, через «Преображение» и многие другие внутренно-душевные, страшно-замкнутые, как бы «запертые» страницы Евангелия -взялся изобразить «историческое значение христианства», «роль его в истории»... Можно думать, оттого так долго и работал он над картиной (20 лет), что была неудача в первоначальном ее замысле, и вообще сбивчивость в самой мысли, с которою художник приступил к «труду своей жизни»... Что так долго не дается, не выполняется, что до такой степени «ползет» - уже не есть плод вдохновенья. Это - компиляция кистью на философскую или ученую тему... «Значение христианства для истории» конечно определяется «значением Христа для человека», но это сказалось в беседе с Никодимом, с Самарянкой, в секунды призыва апостолов, в словах к Нафанаилу, вообще в «затворенных» событиях, с тайным веянием около слов и поступков. В «Крещении» же ровно ничего из этого не сказалось, ничего нежного, проницающего, трогающего, преображающего. Ни - в крещении, ни--в каком-либо другом событии на улице, среди толпы... Иванов изнемог под темою «Первое явление Христа народу», которое (страшно сказать!) комически соскальзывало на «первое представление» народу, где «представляющим» и почти «рекомендующим» является Иоанн Креститель и отчасти Иванов: невозможное положение! мучительная какофония, под которою упал художник, сам как бы «Христос под крестом»!..

Отсюда на первом месте в картине и выступает «тот, кто представляет» - Иоанн Креститель. Картина вовсе не изображает того, что под нею подписано. Настоящее название картины- «Пустынник Иоанн среди народа»... Иисус,- о Нем никто и не говорит среди критиков, оценщиков, зрителей! никто!! никто!!! Да и нечего говорить: Христос почти не нарисован!. А написано под картиною и тема была «Первое явление Христа народу»... Но Его нет, почти нет!.. Опять рвется комическое сравнение: «дверь растворена! все ждут - но он почему-то задержался»... Картина без сюжета или, во всяком случае, «не по подписи»... Удивительно! И для Иисуса у него нет тех бесчисленных эскизов, какие остались «от мальчиков» и от «головы Иоанна»... Эта «голова Иоанна» и есть самое замечательное «лицо» в картине,- есть самый сюжет, возбудивший толки, удивление. Так «голова Иоанна»: а причем же тут «явление Христа народу»?.. Если «голова» закрыла все поле, заняла 20 лет работы... то ей и место, и положение, и «историческая роль»... Я же и говорю, что все это «Беллерофонт»... Наполовину так, в смысле и «да» и «нет». Отчего Иванов отнес Иисуса вдаль,- в такую перспективу, что фигура Его представляется маленькой, а лицо и вовсе не разглядываемой. Что за поразительность в знаменитой картине, которая рисуется целую жизнь и которую вся Россия ждет увидеть,- нарисовать главное лицо, до известной степени Единственное Лицо (ибо на кого же в присутствии Иисуса смотреть!) так, что... ничего не видно!! Вероятно, единственный казус в истории живописи... «Нарисовал, но не покажу». Хуже этого вышло: нарисовал, но так, что ничего нельзя рассмотреть. Единственный казус... Фигура очень маленькая... Для «смирения»?.. Тогда понятна очень большая и выпуклая фигура Иоанна. Да, «смирение» очевидно занимало Иванова, как и его друга Гоголя. Но неужели для «смирения» художник поставил Его так далеко? Вероятнее, что он убежал от темы, не будучи в силах произнести о ней ни одного слова. Да и нечего было произнести: в крещении ни «исторического значения христианства», ни «внутреннего действия Христа на душу» - не было. Художник ошибся в теме, неверно взяв момент и не установив, что именно он хочет выразить картиной.

Бледно-голубой хитон драпируется красиво и-не красиво... Ничего нет! Ну, «хитон»: но почему это «явление Христа народу»? Если хитон виден, а лицо не видно, то есть только «явление хитона народу». Тогда надо было рисовать «разделение риз»: было бы выразительнее. Наконец, эти группы народа, эта просто «народная сцена в Галилее»,- каковую подпись, собственно, и следовало сделать под картиною,- какое она имеет отношение ко Христу и связь с Ним? Чем-нибудь они измучены, эти люди? томятся? раскаиваются? Не заметно. Один Иоанн Креститель с его: «-Вон, вон!.. глядите!!» А что «вон» - темно... Картина ничего об этом не говорит, да и не могла бы сказать. «Явление Христа народу» есть существенно не этнографический факт, а душевный, тогда как Иванов до очевидности рисовал этнографию, и это до очевидности видно по его эскизам. Ну,- это хорошо к «Путешествию Ливингстона», к «Странствованию по Св. Местам» игумена Даниила: но к чему тут «явление Христа народу»? Перед Христом, для Христа, вокруг Христа - этнография просто не существовала, малилась до нуля. Но когда этот «нуль» Иванов разрисовал до очень большой величины, занял им все полотно картины, и он только один и виден, этот нуль, а Христос почти не виден, то... опять какое же это и почему «явление Христа народу», а не скорее «затмение Христа народом»? ... Ну, вот это опять настоящее имя картины, которую через силу кончил Иванов, гениально - в деталях, и даже не начав - в теме; привез и умер, почти в самый день ее выставки. «Так тяжело»... Фатум,-но кое-что говорящий собой о художнике, о работе, может быть, даже о теме ее...

Иванов творил и жил в Гоголевское время, в эти годы формирования общих религиозных концепций; и отдался теме чрезвычайно общего значения, полу-исторической, полуфилософской. Реализм проснулся тогда тоже везде; но не смел пробудиться в религии. Только в одной религии мы обязаны были грезить, мечтать, но не видеть и не смотреть. «Беллерофонты» всего дольше удержались здесь, потому что здесь все было - не наше, все- принесенное, заимствованное... Знаменитые позднейшие картины,-«Протодиакон», «В монастырской гостинице», «Крестный ход»а,- поставили пас на землю и вывели первый большой «Аз» Православно-Русской живописи... Оли нарисовали нам «русское язычество» в оболочке христианской терминологии,- нарисовали чистую этнографию, вставленную в киот древней византийской резьбы и позолоты...

Все ли это? Кончается ли этим «вера русских»? «Вера русских»... Но ведь это уже не «служилый» иерархический люд, круга которого единственно коснулась пока кисть наших великих реалистов... «Веры русской», т.е. ликов людей, прибегающих к храму, наши художники не тронули ни отрицательно, ни положительно. «Вера русская» - если взять со стороны не иерархии, а «пасомых»-вся заключается в «молитве», как у иерархии она вся заключена в «обряде»... «Обряды» и все русские исполняют, при «обрядах» присутствуют; но «обрядово молятся» только старообрядцы, и более в отпор угнетению, постигшему эти обряды, нежели по существу и порыву. В общем же все русские, «исполняя обряды», имеют молитву вне их, независимо от них, пожалуй, согласно с ними или, точнее, параллельно с ними,- но как нечто особое, как другой, лирический, свой у каждого мир. Тема эта очень мало затронута литературою, но все же затронута:

    Но жарка свеча    Поселянина    Пред иконою    Божьей Матери...

Но живопись ее не коснулась. Можно сказать: кого хотя однажды случай привел увидеть это, уже не принял бы на себя или не увлекся в конце концов академическими же или же патетически-учебными темами вроде «явления Мессии народу». Как и отвернулся бы со скукой от «язычества» иерархии и около иерархии...

portal-slovo.ru

Явление Христа народу (картина) - это... Что такое Явление Христа народу (картина)?

 Явление Христа народу (картина)

«Явление Христа народу» («Явление Мессии») — картина русского художника Александра Андреевича Иванова. Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна.

История создания

Замысел большого полотна, изображающего явление народу Мессии, долгое время увлекал Иванова.

В 1834 году он написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Через три года художник приступил к созданию «Явления Христа народу». На написание этой картины ушло 20 лет (1837—1857), после чего она была представлена публике в отдельном зале Академии Художеств.

Император Александр II приобрел полотно и принес его в дар Румянцевскому музею (в доме Пашкова), при расформировании которого оно попало в Государственную Третьяковскую галерею в Москве, где и находится по сей день.

В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге хранятся 3 эскиза к картине и многочисленные этюды[1].

Композиция

На первом плане картины изображена группа апостолов во главе с Иоанном Крестителем. Иоанн (в его руках крест) указывает на Христа. Справа изображена группа людей, спускающихся с холма во главе с фарисеями.

Интересные факты

  • «Явление Мессии народу» должно было стать его отчетным произведением за государственный пенсион в Италии. Молодого художника послали на Апеннины «для усовершенствования в исторической живописи» на четыре года — он же сумел растянуть «стажировку» на тридцать три года.[2]..
  • Одну из фигур купающихся, ближайшую к Христу, Иванов рисовал со своего друга Николая Гоголя. Сходство особенно заметно на этюдах к картине, на самом же большом полотне оно сглажено[3].

Примечания

Литература

  • Замечательные полотна. Сборник. Художник РСФСР, 1962 г.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Явление Мессии
  • Явление электрической индукции

Смотреть что такое "Явление Христа народу (картина)" в других словарях:

  • ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ — Картина А.А. Иванова. Создана в 1837–1857 гг., находится в Третьяковской галерее. Размеры 540 × 750 см. Художник работал над картиной в Италии и Палестине, куда специально ездил писать пейзажные этюды. Всего было написано несколько сотен этюдов.… …   Лингвострановедческий словарь

  • Явление Христа народу — …   Википедия

  • Явление Мессии народу — Александр Иванов Явление Христа народу, 1837 1857 Холст, масло. 540 × 750 см Третьяковская галерея, Москва «Я …   Википедия

  • Явление — любые изменения в природе. (Н.В.Щеглова) Явление (философия) Явление (религия) Явление (театр)  в пьесе, спектакле  часть акта, в котором происходит изменение в составе действующих лиц. Каждое явление обусловлено логикой развития… …   Википедия

  • Явление (значения) — Термин Явление: может означать: Явление (философия) Явление (религия) Явление (театр) в пьесе, спектакле часть акта, в котором происходит изменение в составе действующих лиц. Каждое явление обусловлено логикой развития действия. Явление (физика)… …   Википедия

  • Явление Мессии — Александр Иванов Явление Христа народу, 1837 1857 Холст, масло. 540 × 750 см Третьяковская галерея, Москва «Я …   Википедия

  • Явления Христа — Явления Христа  посмертные явления Иисуса Христа. Явления Христа ученикам  упоминаемое в Евангелиях различное количество посмертных явлений Христа апостолам, Марии Магдалине и мироносицам. Явление Христа Марии Магдалине Явление Христа… …   Википедия

  • Воскресение Иисуса Христа — «Воскресение», картина Эль Греко Воскресение Иисуса Христа  одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскр …   Википедия

  • Воскресение Христа — «Воскресение», картина Эль Греко Воскресение Иисуса Христа  одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскресение Иисуса является одной из основных доктрин христианства. Содержание 1 Пророчеств …   Википедия

  • Погребение Христа — «Положение во гроб», икона мастерской А. Рублёва (рядом с гробом видна свёрнутая плащаница) …   Википедия

dic.academic.ru

А. Иванов «Явление Христа народу» » Выдающиеся художники

А. Иванов "Явление Христа народу"

Есть авторы (писатели, художники, композиторы), которые известны в основном только одним своим произведением, хотя являются создателями многих или нескольких работ. Но эти остальные работы находятся в тени.

Например, писателем одной книги считается А.С. Грибоедов с комедией «Горе от ума», хотя он написал ещё несколько пьес и стихотворений. Или П. Ершов – автор «Конька-Горбунка, А. Милн – автор «Винни-Пуха», А. Саврасов – автор картины «Грачи прилетели» и др.

Так и художник Александр Иванов известен в основном одной своей картиной – «Явление Христа народу». Правда, какой картиной!

О художнике

С.П. Постников. Портрет А. А. Иванова

 

Александр Андреевич Иванов (1806-1858) – русский художник, в основном автор полотен на библейские и антично-мифологические сюжеты,  представитель академизма в живописи.

А.А. Иванов родился в семье художника Андрея Ивановича Иванова, профессора Императорской Академии художеств, в которую его сын Александр поступил в возрасте 11 лет. Учился под руководством отца. Совершенствовал своё мастерство в Германии и Италии.

Долго готовился к написанию своей главной работы – изображению на большом полотне первого явления Мессии народу, на которое он отдал 20 лет своей жизни.

В 1858 г. художник привёз свою картину в Петербург. Выставка самой картины, эскизов к ней и этюдов была организована в одном из залов Академии художеств и произвела сильное впечатление на общественность. Но через год художник скоропостижно скончался от холеры.

Творчество А. Иванова – пример самоотверженного служения искусству. Он был настолько погружён в работу, что всё внешнее и салонное было для него чуждо.

Александр Бенуа писал: «В нем жила детская, ангельская, пытливая душа, настоящая душа пророка, жаждавшая истины и не боявшаяся мученичества…».

История создания картины

Идея картины возникла у художника ещё в молодости. Он хотел воплотить в картине историческое значение христианства. Находясь в Италии, А. Иванов начал серьезно изучать религиозную живопись мастеров Возрождения.

Александр Иванов подчеркивал, что пишет именно историческую картину, а не просто религиозную. Он хотел представить евангельский сюжет как факт истории.

Но в Палестину, где происходили события, описанные в Евангелии, он попасть не смог, поэтому обстоятельно изучал всё, что мог найти о ней в книгах. Отыскал недалеко от Рима городок Субиако, который своим расположением на высокой каменистой горе был похож на города Палестины.

Тщательно изучал типажи людей, особенно евреев, посещал синагоги.

Описание картины

Александр Иванов «Явление Христа народу» (1837-1857). Холст, масло. 540 × 750 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Это огромное полотно (обратите внимание на размеры!), оно расположено в отдельном зале Третьяковской галереи.

На полотне изображена сцена из первой главы Евангелия от Иоанна и третьей главы Евангелия от Матфея – крещение народа Иоанном Крестителем. Художник показывает, как воспринимают происходящее разные группы персонажей картины. Зритель видит особенности каждого образа.

Фрагмент картины (Иоанн Креститель)

В центре картины – фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса.

Фрагмент картины (группа апостолов)

Слева от Иоанна изображена группа апостолов: юный порывистый Иоанн Богослов, Пётр, Андрей Первозванный, а за его спиной – Нафанаил, «сомневающийся». Он как бы остановился в неуверенности: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Глаза его опущены вниз, руки скрыты в широких рукавах хитона, вся поза выражает сомнение.

Фрагмент картины (странник)

В облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна, художник изобразил себя.

Молодые и старые изображены вместе, как символ молодости и старости человечества, которые всегда идут рядом: в левой части картины старик и юноша выходят из воды. Юноша заинтересован словами Крестителя, он спешит выйти на берег; старик, опершись на посох, тоже увлечён проповедью, но пребывает в раздумье.

Фрагмент картины (хозяин и раб)

В центре полотна – группа «хозяин – раб», о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Величие христианства – в пробуждении Божественного начала в униженных душах.

Фрагмент картины (противники Христа)

Справа изображены противники Христа: левиты, фарисеи-книжники. У них недовольные, хмурые лица. Один человек в ярком коричневом хитоне полуобращён к приближающемуся Христу и как будто желает отойти от этой группы (считается, что образ этого человека написан с Н.В. Гоголя).

Таким образом, очевидно разделение людей на тех, кто движется ко Христу (левая часть картины), и тех, кто от Него уходит (правая часть).

Полотно идейно разделено и по горизонтали: мир человеческий (внизу) и мир Божественный (вверху). В верхней части картины преобладает светлая лазурь неба. В долине – город в дымке. Христос – одновременно и часть гармоничного мира природы, и часть земного мира, наполненного человеческими страстями и страданиями.

www.palitra.co

Описание картины Александра Иванова «Явление Христа народу»

Описание картины Александра Иванова «Явление Христа народу»

Полотно написано в период с 1837 года по 1857 год, маслом на холсте в Италии.

Художник работал над ее созданием целых 20 лет и вложил в нее всю свою душу. В основе лежит третья глава Евангелия от Матфея. Это не первое полотно Иванова, которое написано по библейским сюжетам.

«Явление Христа народу» ждали все, кто интересовался живописью. Полотно было заказано Иванову Академией художеств, и сразу после окончания работы была куплена. Для ее написания художник создал больше 600 эскизов с натуры, которые позже приобрел в свою галерею Павел Третьяков.

Спустя год после того, как работа была окончена, Иванов повез картину в Санкт-Петербург. В Академии художеств происходила выставка, на которой полотно произвело не забываемое впечатления на всех, кто смог ее видеть. Через два месяца великий художник скончался. Он успел завершить дело всей его жизни.

Сразу же после смерти Иванова полотно было куплено императором Александром вторым. Он передал ее в дар Румянцевскому музею. После его расформирования картина была передана в Третьяковскую галерею.

На переднем плане полотна изображены иудеи, которые пришли креститься в реке Иордан вместе с Иоанном Крестителем. Но его крещение не несло за собой отпущение грехов. Иванов изобразил всех персонажей в точности с библейским описанием.

Иоанн указывает в пустыню, оповещая и ликуя, что идет Спаситель, который несет в себе истину и даст им новые знания. Иоанн Креститель является центральным образом на полотне. Христа можно рассмотреть при детальном изучении. Его лицо наполнено светом, истиной, спокойствием и благодатью.

Вокруг Иоанна находится много людей в пестрых одеждах, среди них будущие апостолы, и ученики Христа. В самом центре полотна изображен богатый сидящий человек со своим рабом. Иванов написал это не просто так, а с целью будущего нравственного перерождения человека, которое проявиться после того, как Христос начнет проповедовать истину.

Среди толпы есть и негативно настроенные иудейские священники и книжники. Также в правой части мы можем видеть «дрожащих» – это полуобнаженные люди, которые приняли омовение и ждут учения. На горизонте раскинулись красивые горы. Местность вокруг каменистая и лишь у воды растут деревья. Можно видеть на холме толпу людей, ожидающую крещения и слушающую пророка.

Полотно «Явление Христа Народу» стало не только делом жизни Иванова, но и историческим и религиозным достоянием нашей страны.

opisanie-kartin.com

Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» (описание) | Искусство. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, тест

Картину художника Александра Андреевича Ива­нова «Явление Христа народу» (первоначально назы­валась «Явление Мессии») сегодня знают практически все. В зале Третьяковской галереи, где хранится полотно, всегда посетители. Конечно, она поражает не только своими огромными размерами (540 х 750 см). Что же привлекает наше внимание? Библейский сю­жет картины многим сегодня почти не известен или знаком приблизительно. Тем не менее каждый находит в ней что-то близкое для себя.

Человечество на перепутье... Какой выбор возмо­жен для человека? И вот наступает минута, в которую верили и не верили, надеялись и сомневались. Здесь богатые и бедные, юные и старые, невинные и греш­ные, те, кто поверил сразу и кто до сих пор сомневает­ся. Потрясены и те и другие. Все взволнованы... В эту минуту решается их судьба.

Как по-разному выражают свои чувства собравшие­ся! Справа люди, уходящие от Христа. Это его будущие гонители — фарисеи. Их головы опущены, на лицах нескрываемая враждебность, взгляд потуплен, губы сомкнуты. Здесь затаилась тревога, сожаление об ухо­дящем прошлом, здесь зреет зловещий умысел. О чём думают в эти минуты встревоженные всадники, пред­ставляющие Великую Римскую империю, империю Власти?

А. А. Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Тех, кто уже принял крещение в священных водах Иордана, кто искренне покаялся в грехах, пожелал очиститься от них и начать новую жизнь, переполняет чувство радостного ожидания и надежды. Они устре­мились вперёд, готовые воспринять новую истину и пойти за Христом. Среди этой группы людей обращает на себя внимание фигура раба с верёвкой на шее. Скор­чившись на земле и вскинув голову, внимая пропове­дям Иоанна, он в то же время готов услужливо наки­нуть полосатую ткань на изнеженное, холёное тело своего господина. Плачущая улыбка или рыдающий смех, радость или боль запечатлелись на его лице? И только выразительный жест руки хозяина, сидяще­го спиной к зрителям, красноречиво призывает не очень-то доверяться проповедям Иоанна Крестителя.

Но как страстно и самозабвенно звучат его пророче­ские слова! Одетый в грубую овечью шкуру, давно не стриженный, бородатый человек, он стоит, утомлённый долгой дорогой и скитаниями, крепко держась ру­кой за посох. Какая сила духа и убеждённость в его взоре! Как благороден и выразителен его лик! О Цар­стве Небесном он говорит так убедительно, что не по­нять его слов невозможно, не поверить — тем более! И по контрасту с ним — фигура сомневающегося чело­века в голубом хитоне. Чуть отступив в глубину, он пропускает мимо себя идущих за пророком людей. И если руки Иоанна Крестителя вдохновенно подняты вверх, то руки сомневающегося, напротив, спрятаны в широких рукавах хитона. А стоит ли пускаться в неиз­веданный путь? Можно ли до конца верить странным словам неистового пророка?

Свежий утренний ветер разогнал облака, вспенил волны, громким гулом пролетел над голубыми горами, заиграл складками тёмно-синего плаща, нежно при­коснулся к золотистым волосам того, кто идёт по скло­ну холма, едва касаясь стопами земли. Он никуда не спешит, ни на что не взирает. Он, как всегда, сохраняя невозмутимое спокойствие, идёт к людям, несёт в этот мир гармонию и красоту, покой и согласие. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Так о чём же эта картина? Об ожидании справедли­вости, правды, веры в совершенного человека, пони­мающего все нужды и чаяния народа, готового прине­сти себя в жертву ради спасения человечества? Сомне­ния ещё витают в толпе, но люди в который раз поверят и пойдут на поиски счастья, совершенства и истины.

Более двадцати лет работал художник над этой кар­тиной. Она в буквальном смысле была им выстрадана. Он отдал ей все свои силы, время и помыслы. Известно, что Священный Синод не сразу утвердил тему, которая никогда не была канонизирована в искусстве живопи­си. Поэтому её необычный замысел требовал от творца напряжённой работы. Многое предстояло художнику решить впервые. Одних этюдов, приготовленных для картины, хватает на целый зал в музее, они могут со­ставить отдельную выставку. Каждый из них — это по­иск оптимального решения. Это маленькие шедевры, которые сегодня можно рассматривать как самостоя­тельные работы.

На этой странице материал по темам:
  • Явление христа народу краткое описание картины

  • Какова главная идея картины а.а иванова явление христа народу

  • Каков идейный замысел картины а. иванова «явление христа народу»?

  • Сообщение о картине иванова явление христа народу

  • Картина явление христа народу краткое описание

Вопросы по этому материалу:
  • Какова главная идея картины А. А. Иванова «Явление Христа наро­ду»?

  • Почему А. А. Иванов объединил в единый сюжет момент пророчества Иоанна Крестителя и явление Мессии?

  • Почему неожиданное появление Иисуса произвело столь сильное впечатление на собравшихся на берегу реки Иордан?

  • Почему художник придавал большое значение изображению пейзажа в картине «Явление Христа наро­ду»?

worldofschool.ru