Изображения на тему «Ысыах» / Фотобанк Лори. Картина ысыах


Якутский Ысыах — самый главный праздник в Якутии

4568

Слово Ысыах означает «изобилие». Якутский Ысыах — самый главный праздник в Якутии, он связан с культом солнечных божеств, плодородия. Между 10 июня и 25 июня (дата каждый год утверждается специальным указом) в столице республики Якутия городе Якутске отмечают приход тепла и возрождение природы — праздник «Ысыах». Во время этого праздника у туристов есть возможность понаблюдать за традиционными молениями, увидеть скачки и попить настоящий кумыс.

Якутский Ысыах

По якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день — первый день солнцестояния. Он служил сигналом к началу организационного ритуального праздника Ысыах — встреча Нового года. Ысыах — это традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благословляющий объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и обилия. Во время Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом. На Ысыахе люди придерживаются праздничного этикета.Национальный праздник Ысыах — это уникальное духовное богатство якутского народа. Ысыах — это символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха.Культурная традиция народа саха никогда не теряла национального духа, своего этнического «лица». Ысыах оставался и до сих пор остается той уникальной культурной нишей, где сохраняется этническая специфика народа: осознание этнической идентичности, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ритуальный комплекс, музыкальная культура, фольклор, наконец, традиционное мировоззрение.Анализ календаря скотоводческих народов показал, что в древности праздник Нового года был тесно связан со временем приплода скота и изобилием мяса, молока и молочных продуктов. В этом отношении и якутский Ысыах представлял собой скотоводческий праздник, в котором ярко отразились изменения, происходившие в хозяйственной деятельности якутов. Ысыах был приурочен к той поре, когда вдоволь было молочной пищи и мяса и можно было дать себе короткий отдых перед сенокосом.Якутский Новый год осмысливался как рождение Природы и Человека и означал восполнение ресурсов жизни.

В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь-сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной — девять ветвей священного дерева Аар Кудук Мае источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику. Рядом с сэргэ обычно устраивают круг — тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В центре тюсюлгэ располагают алтарь в виде миниатюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом. В 1991 году Ысыах стал государственным праздником Республики Саха (Якутия). Он является объединяющим символом возрождения не только традиционной культуры народа саха. Круговой танец осуохай символизирует замкнутый жизненный круг. Танцующие, двигаясь по ходу солнца, как бы совершают круговорот по времени и пространстве. Участники праздника, взявшись за руки, чувствуют положительную биоэнергию друг друга, восприятия красоты и самовыражения человека. Ысыах — долгожданный праздник для народа саха, его ждут целый год и заранее готовятся к нему — шьют праздничные наряды и делают убранства. На Ысыахе люди идут в нарядном праздничном одеянии. Это не только правило этикета, а дань традициям народа. На Ысыахе проводятся различные обряды и ритуалы. Костюм представляет собой историко-бытовой смысл. Для сохранения традиций ежегодно проводится конкурс национальной одежды, где принимают участие и стар и млад.

Игры Дыгына на празднике Ысыах

Народ саха помнит исторические времена, когда предводитель народа саха — Дыгын поставил перед собой задачу объединить свой народ. Он проводил ысыах, на который созывал из улусов самых достойных, сильных, ловких, сметливых. Дыгын устраивал состязания для богатырей-боотуров. Самые сильные и ловкие удостаивались высоких почестей. Эта традиция сохранилась у народа. Ежегодно на городском празднике «Ысыах Туймаады» проводятся состязания боотуров — «Игры Дыгына», они являются одним из главных мероприятий Ысыаха. Здесь соревнуются якутские боотуры из разных улусов за почетное звание называться победителем «Игр Дыгына», чьи имена с уважением передаются из уст в уста, становясь национальными героями. (Туймаада — название долины, в которой расположен город Якутск и его окрестности).Игры Дыгына на празднике Ысыах

Конкурс сказителей — олонхосутов на празднике Ысыах

Олонхо — древний героический эпос народа саха, величайший памятник устного народного творчества, в яркой художественной форме отражающий образ жизни, нравственные принципы, обычаи, историю и мировоззрение древнего народа — саха, выражающее торжество добра, гуманизма, гармонии Духа, Человека, Природы. Олонхо передавалось из уст в уста, его хранителями и носителями были сказители — олонхосуты, они были особо почитаемыми и уважаемыми людьми. Олонхосуты были самыми долгожданными и почетными гостями праздника Ысыаха. На празднике денно и нощно слушали олонхо, устраивались состязания онхосутов.Кумыс в представлении саха является священным напитком и символом илгэ — белой благодати и изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров. Считается, что кумыс — земное воплощение небесного молочного озера, на берегах которого раскинулось жилище Юрюнг Айыы Тойона, одного из Высших Божеств — покровителей саха. В этом озере омывается его супруга Айыысыт. Во время Ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из чорона, сакрального сосуда. Праздник начинается с древнего ритуала — окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Все это исполняет алгысчыт.

Ысыах — праздник семейный. Каждая семья заранее тщательно готовится к нему шьют праздничную одежду, готовят национальные блюда, кумыс и быппах, саламат. Во время Ысыаха обязательно со всеми близкими и родственниками проводят совместную трапезу и дается благословение уважаемых и почтенных членов семьи молодому поколению. Затем все принимают участие в хороводе осуохай — массовом народном танце, танце единения людей земли Олонхо. Участники осуохая, взявшись за руки, передают друг другу положительную энергию и становятся родными по духу. В песнях праздничного хоровода воспеваются сила Природы, ее красота и величие, а также наступление благодатного лета и изобилия. Самый пик и волнующий момент, кульминация Ысыаха — встреча солнца. Наступает новый день, и теплые солнечные лучи ласково, с любовью и нежностью обнимают всех. Кажется, как будто вся природа леса, травы, цветы — выплескивает свою живительную энергию в объятия солнца, одновременно заряжая ею всех. Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку — кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай — якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, перетягивание палки, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюсэ (мясными лытками) и ценными подарками. Якуты — большие любители конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.праздник “Ысыах Туймаады”

Церемония встречи солнца. Первый день солнцестояния, момент восхода солнца якуты считали великим чудом. Праздник Ысыах в старину якуты начинали со встречи солнца, встречая утреннюю зарю благославляли Уран Айыы Аар Тойона и совершали в его честь окропления священным напитком кумысом, а в качестве священного животного выступал жеребец — Джесегей. Этим якуты демонстрировали радость, наступающему после длинной зимы лету, отмечали пробуждение природы Земли-Матери. Считается, что через солнечные лучи люди зажигаются энергией и силой. Алгысчыт (благопожелатель) готовит людей к церемонии при полной тишине, он, протягивая руки к солнцу, обращается Уран Айыы Аар Тойону о ниспослании здорового духа, силы и бодрости. Лучами восходящего солнца люди очищались от всего греховного, что накопилось за год. Собравшиеся повторяют жесты алгысчыта.

Церемония распития ритуального напитка — кумыс. Кумыс — напиток из кобыльего молока, с древних времен любим якутами. Кумыс у якутов — священный, богатырский напиток и его подношением чтят небесных божеств на празднике Ысыах. Само название праздника Ысыах произошло от слова «брызгать», то есть кропить кумысом богов-покровителей людей и домашних животных. Алгысчыт (заклинатель) разводит огонь и обращается к Верхним божествам, духам огня и земли с просьбой ниспослания благополучия, размножения приплода скота, изобилия и блага. Священным напитком — кумысом угощают уважаемых гостей. Им посвящают торжественную песню тойук, благопожелание (алгыс).

Купить билет до Якутска вы сможете воспользовавшись сервисом

Самые дешевые билеты из Москвы в Якутск и обратно

У якутов сильны национальные традиции и, наверное, главный показатель популярности праздника в том, что на нем очень много молодежи. Приезжают большими компаниями и семьями, живут в палатках, многие ходят в костюмах и участвуют в национальных играх.На праздник приезжает много гостей из других регионов. Приезжайте и вы, прикоснитесь к якутской культуре.  Ысыах – истинно народный праздник, вы не пожалеете!

О Якутиии вы больше узнаете прочитав

myrussianland.ru

Изображения на тему «Ысыах» / Фотобанк Лори

Для полноценной работы с фотобанком необходимо, чтобы в браузере был включён JavaScript. Пожалуйста, включите его.

+7 (495) 933 20 17

Все коллекции

Фотобанк Лори

WaveBreak Media

PantherMedia

Food and Drink Photo

Caro Photo

age Fotostock

easy Fotostock

mauritius images

Nature Picture Library

BE&W Photo

Идёт загрузка…

lori.ru

Якутский Ысыах - встреча солнца

Кюн Керсютэ - обряд встречи солнца, одно из главных событий на празднике Ысыах. Момент восхода в первый день солнцестояния якуты считают великим чудом. До войны этот обряд приходился на самый длинный световой день с 21 на 22 июня. Однако после 1941 года по этическим соображениям общий Ысыах сместили на неделю вперед. Теперь его сначала локально празднуют в местных улусах, а потом собирают общий. Согласно официальным данным, в течение последних десяти лет Ысыах посетило около полутора миллионов человек...

Кастрюля с сухим лошадиным навозом называется Тюптэ. Обычно его жгут, чтобы отгонять комаров, но на празднике у этого действия свой смысл, связанный с символом этого Ысыаха - лошадью:

3.

Запах терпимый, но точно не благовония:

4.

5.

6.

В представлении якутов есть три мира: нижний, где живут злые духи, средний, где находятся люди и верхний, где обитают божества. Верхний мир состоит из девяти ярусов и на каждом живет свой бог. На самом верхнем девятом небе обитает главный бог Юрюнг Аар Тойон. Считается, он создал все: и якутов, и землю, и скот. Чуть ниже живет Дьесегеей Айыы, покровитель лошадей. А лошадь - это священное животное, которое почитают в Якутии, как коров в Индии (с той лишь разницей, что якуты не брезгуют жеребятиной):

7.

В этом году Ысыах был посвящен Дьесегеей Айыы. Этот бог посылает людям скотину, но может отобрать и обратно, если прогневается. Помогает вести хозяйство, наделяет человека силой, талантом, мастерством.

Тем временем женщины с горшками стали собираться в группу, а на место обряда вывели лошадь:

8.

9.

Обряд встречи солнца очищает участников праздника от всего плохого и заряжает энергией на год вперед. Люди набирают силу и радуются, что пережили девять месяцев холодов:

10.

Шамана в белом зовут Алгысчыт. Он разводит костер, благословляет людей и желает всего хорошего. Причем во всех подробностях: детей, успехов в хозяйстве и карьере, здоровья скоту и т.д.

11.

Уруй-Айхал - приветственные слова, обращенные солнцу. После каждого пожелания народ многократно повторял за шаманом эту фразу:

12.

В небе стали появляться первые солнечные лучи:

13.

Все моментально вытянули руки к солнцу, продолжая повторять за шаманом приветственные слова:

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Через какое-то время ритуал закончился и всех пустили прикоснуться к шаманскому костру.

21.

Потом все стали собираться на танец осуохай, повторяя слова песни за запевалой Алгысчыта:

22.

В прошлом году именно в этот момент был установлен рекорд Гиннеса, когда одновременно танцевали 15 тысяч человек:

23.

Танец идет по кругу по часовой стрелке и повторяет движение солнца:

24.

Много молодых девчонок и парней:

25.

Причем, напомню, время - пять утра. Не самая подходящая пора для танцев:

26.

27.

Наши девчонки - Нина (слева) и Айта (вторая слева) - тоже пустились в пляс. Кстати, Айта консультировала меня, когда я писал посты про Ысыах, за что ей большое спасибо!

28.

Танцующий в центре - Михаил Куликов, первый заместитель министра по федеративным отношениям и внешним связям Якутии, - даже он присоединился к обряду:

29.

Некоторые складывали сумки в центр и танцевали - прямо как у нас на дискотеках:

30.

31.

32.

Как только солнце появилось, все остановились и вытянули руки. Удивительное зрелище:

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

Затем все пошли к Алтан Сэргэ. Не было никакой очереди, все просто подходили прикоснуться:

41.

42.

43.

Вот такой удивительный праздник. Эта поездка состоялась при поддержке Министерства по федеративным отношениям и внешним связям республики Саха и Министерства предпринимательства и туризма республики. Спасибо!

44.

Кроме праздника Ысыах мы плавали по Лене, забирались и пролетали над Ленскими столбами и отдыхали в баре в вечной мерзлоте. Обо всем об этом в следующих постах!

Stay Tuned!

Я в других социальных сетях:

Присоединяйтесь!

Уголок партнеров блога

Все мои фотографии лежат на www.4sync.com. 4Sync не меняет название файлов и предоставляет бесплатно 15 Гб

atma-raga.livejournal.com

Ысыах, когда все якуты танцуют и поют

Если от опредеделённых людей мне приходит вопрос - "Ты в Москве?", то это обычно значит, что надо собирать чемодан. Только я обложился кошкой, чаем и плюшками и приготовился писать памирские мемуары, как узнал, что надо немедля лететь в Якутию, поработать на главном якутском празднике Ысыах, а также посетить Ленские столбы и другие достопримечательности. Надо признать, что несмотря на то, что это должен был быть 22-й (туда) и 23-й (обратно) перелёт за два крайних месяца, отказываться от таких предложений я пока не в силах.Надо сказать, что путешествие оказалось увлекатейнейшим и для себя я открыл много нового. Основных пунктов в программе было два — древний и главный якутский праздник Ысыах и величайшая река планеты — Лена, в частности — знаменитые Ленские столбы, красивейший природный феномен и туристический бренд Якутии. Год назад, 2 июля 2012 года Ленские столбы внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а с этого года этот день отмечается как День Лены. И это было не всё, в промежутках мне с помощью гостеприимных хозяев удалось познакомиться ещё с несколькими интересными местами в Якутии.

_MG_2733-Edit

Начнём с праздника. Само слово «Ысыах», буква «а» при произношении практически «проглатывается», можно перевести как «изобилие». Это праздник прочно наступившего лета.Каждая зима для жителя Якутии - довольно серьёзное испытание. Особенно для сельчан. Поэтому года в Якутии считаются не "летами", а зимами, прожитыми зимами. Но чем суровее зимние испытания, круче морозы и темнее полярная ночь, тем желаннее наступление лета. И вот когда оттают все реки, взойдут свежие травы, будут посчитаны потери в стадах, а также все родившиеся весной телята и жеребята, а световой день достигнет своей максимальной длительности, тогда приходит он, Исыах - главный якутский праздник.Так же как и Сабантуй в Татарии и Башкирии, Исыах отмечают сначала в районах (в Якутии - улусы). После того как все районные праздники пройдут, проводится главный Исыах в Якутске. Масштаб празднования поражает, по информации организаторов собирается 100-150 тысяч человек и в это очень непросто поверить :-)Обряды, проводимые на этом празднике традиционны для якутов и имеют религиозную, языческую окраску. Здесь свои служители культа, их зовут — Алгысчыт (благопожелатель) и их не надо путать с шаманами, свои символы веры. Обряды весьма впечатляющие, а порой добрые и непосредственные. Но смысл Ысыаха не только в обрядах и веселье, зачастую только здесь есть возможность встретиться всем родом. Местные жители очень гордятся своим праздником, готовятся к нему весь год. И мне понравилось :-)

| Facebook | Instagram | Книжные проекты и программа фототуров |

Весь праздник сопровождается большими и малыми обрядами кормления огня. Мне показалось, что этот обряд практикуется не только в особо торжественых случаях, но и в повседневной жизни. Мне рассказывали даже, что привычку кормить огонь быстро приобретают приехавшие в республику :-) Кормят огонь обычно оладьями, конским волосом, кумысом. Спиртным, как принято на Байкале, здесь не бурханят.Ну а главный обряд кормления огня главного праздника масштабен и впечатляющий, как и весь праздник.

01

02

03

04

05

06

07

08

09

На праздник собирается очень много людей. Пока часть из них сидит на трибунах, но скоро все пустятся в пляс.10

А пока выступают творческие коллективы.11

12

13

14

15

Второй по важности обряд — обряд кумысопития. Участвуют все, кому досталось кумыса :-)16

17

18Травы тоже символизируют лето и изобилие

19

20

После окончания «официальных церемоний» все пускаются в пляс. Танец называется осуохай и символизирует замкнутый жизненный круг.21

В прошлом году был установлен рекорд численности участников этого танца. Одновременно танцевали более 15 000 человек. Занесено в Книгу рекордов Гиннесса.22

Ну и кульминация праздника — обряд встречи солца. Не увидел бы собственными глазами, не поверил бы, что в три часа утра встречать солнце приезжает практически весь Якутск и все гости города. Но я не почему-то не снимал скопление людей, а выхватывал детали. Масштаб можно посмотреть у посмотреть у Саши Чебана Встреча солнца тоже начиналась с кормления огня.23

Там и там стояли колоритные персонажи с суровыми лицами.24

25

26

27

28

Очень хочу поблагодарить за организацию поездки Министерство по федеративным отношениям и внешним связям и Министерство предпринимательства и туризма республики Саха ( Якутия), Коммуникационное агентство AGT, туристическую компанию "Планета Якутия". Особая благодарность Заместителю Главы Хангаласского улуса (района) Василию Афанасьеву, который не жалея времени возился с нами.

Если соберётесь в Якутию — начните с сайта туроператора «Планета Якутия», он интересный и информативный.

Другие материалы о Якутии:

Золото на голубом. Ленские столбы

vvtrofimov.livejournal.com

Ысыах – якутский праздник встречи лета - Yakutia.com

 Ысыах – обряд кропления – вошел как один из определяющих слагаемых в якутский календарный праздник – праздник расцвета природы. 

Хоровод осуохай- Этот архаичный танец возник из коллективных движений-поклонов. Круговой танец – ритмическое сопровождение пения семисложных стихов. Слово «ункуу» – «танец» – происходит от глагола «унк» – «молиться», «поклоняться». Участники праздника, взявшись за руки, чувствовали положительную биоэнергию друг друга, и этот положительный импульс уже кодировал сам ритуал.В июньские дни вся Якутия отмечает Ысыах - светлый праздник народа Саха.

Предания утверждают, что первый ысыах был устроен Эллэй Боотуром. Он прибыл в долину Туймаада приблизительно в 1128-1130 годах. Приведем текст, записанный ученым Г.В.Ксенофонтовым со слов жителя Кангаласского улуса в 1921 году: “Эллэй налил кумыс чорон, положил туда куски масла, стал ногой на подстилку из конской кожи и, обратившись лицом на восток, поднял чашу вверх. Затем подошел к огню и вылил трижды на него из чаши немного кумыса в качестве угощения Юрюн Айыы Тойону. Слегка повернулся по солнцу правее и поднял свою чашу в честь Хомпоруун Хотой Айыы и также троекратно полил кумыс в огонь. Дальше, повернувшись еще правее, держал чашу, именуя Джесегей Айыы Тойона. Всего поднимал чашу семь раз. Когда Эллэй совершал обряд, люди видели белую птицу, которая кругами парила под облаками над урасой. Так вот до теперешней поры якуты, впервые научившись от Эллэя, имеют обыкновение поднимать чашу и поминать Айыы Тойона”.

На Ысыах люди приходят с добрым сердцем и чистой душой. Никто из его участников не должен был принести отрицательный заряд. Иначе люди верили, что ритуал мог оказаться недействительным и даже нанести вред. 

В старину день ысыаха признавался как якутский новый год. Народ славил приход лета и плодородие земли, готовился к сенокосу, ведь именно на нем хозяйство содержалось всю зиму. Когда якуты жили аласами, богатые устраивали праздник для всех земляков. В этот день забивали скот, готовили кумыс из кобыльего молока, мудрые старцы пели олонхо, дюди вставали в круг танца осуохай. Мужчины соревновались в силе и ловкости, сильнейшие завоевывали призы, походили конные скачки. Смысл ысыаха заключался в том, что в этот день народ объединялся, невзирая на то богат он или беден.

В начале 90-х годов ысыах объявлен государственным праздником Якутии. Сейчас он символ единения, праздник дружбы всех жителей многонациональной республики.

Национальный праздник Ысыах- это уникальное духовное богатство народа Саха, символизирующее торжество жизни и природы на земле Олонхо. Это праздник, который отражает традиционную картину мира и мировоззрение саха, праздник, которого все с нетерпением ждут весь год. В нем ярко проявляются весь национальный колорит и фольклор народа: язык, мифология, танцы, музыка, обряды и обычаи, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ремесла и архитектура, народная философия.

В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь - сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной.Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной- девять ветвей Священного дерева Аар Кудук Мас источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику.

Рядом сэргэ обычно устраивают круг – тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В ценре тюсюлгэ распологают алтарь в виде миниаюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.

Кумыс в представлении Саха является священным напитком и символом илгэ – белой благодати изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров.

Кумыс

Это главный сакральный символ на празднестве Ысыах. На Ысыахе существовало строгое правило: отведать свежий кумыс собравшимся на праздник разрешалось лишь после главного молитвенного обращения к божествам и духам и кропления кумысом. Кумыс как пища богов на празднике – это прямая диалогическая связь между людьми и сферой высших божеств айыы.

Кумыс

Во время Ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из чорона, сакрального сосуда. 

Праздник начинается с древнего ритуала – окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Исполняет алгысчыт.

Ысыах состоит из нескольких частей: - церемония открытия праздника, куда входят обряд очищения местности и распитие кумыса. В сопровождении девяти юношей и восьми девушек в центр тюсюлгэ входит алгысчыт. Он обращается к верховным божествам, заклинает их о ниспослании всем собравшимся благополучия и процветания. На заключительные слова алгысчыта все встают и поднимают руки вверх, повторяя вслед за ним “Уруй! Айхал! Туску!”. Юноши и девушки преподносят чороны с кумысом гостям.

 Осуохай - обрядовый танец должен состоять из девяти кругов, символизирующих Солнце. 

Осуохай — традиционный хороводный круговой танец якутов. Во время него танцующие, взяв друг друга за руки перемежаются с ноги на ногу двигаясь в неторопливом темпе. Темп движения непостоянный, регулируется ведущим и ускоряется на припеве. В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен и регулирование темпа движения хоровода.

В 2012 году на национальном празднике якутов ысыах, был установлен рекорд Гинесса по количеству людей одновременно исполняющих танец.

Якутские национальные виды спорта на праздновании Ысыаха

Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку – кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай – якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюся (мясными лытками) и ценными подарками.

Ысыах Борьба Хапсагай

Якуты – большие любителя конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.

Национальные узоры на коне

Кроме того, ысыах празднуется два дня. В ночь с первого на второй проходит обряд встречи солнца. Считается, что с первыми лучами восходящего солнца происходит магическое сближение мира людей и мира богов. Через лучи люди заряжаются энергией и силой.

Ысыах – это встреча лета.

yakutia.com