Загадочная картина. Картина загадочная


Аркадские пастухи. Самая загадочная картина Пуссена

Аркадские пастухи

Никола Пуссен. Аркадские пастухи. 1650 г. Лувр, Париж

Картина Никола Пуссена (1594-1665 гг.) «Аркадские пастухи» сама по себе вряд ли привлечёт Ваше внимание в Лувре. Если только Вы не обожаете самого Пуссена.

Но если знать сюжет этой картины, то она становится чуть ли не самой любопытной во всей мировой живописи.

Итак, что же мы видим на картине?

Судя по названию, перед нами три пастуха и ещё одна дама, смысл присутствия которой не очень ясен.

Дело явно происходит в Древней Греции, судя по хитонам, венкам и сандалиям.

И даже место действия известно. Некая Аркадия, весьма приятная на вид: кудрявые деревья, скалы, высокое синее небо.

Пастухи обнаружили старое надгробие, на котором силятся прочитать неведомую фразу. И вот тут начинается самое интересное.

Фраза «Et in Arcadia Ego» переводится как «И я был в Аркадии».

Аркадия, как ключ к разгадке

Чтобы понять ее смысл, важно разобраться, чем же так славится Аркадия.

Аркадия – это реальное место, которое находится в Центральной Греции. В античные времена здесь было распространено исключительно скотоводство. И пастушество было самой главной профессией.

Пастухи вели размеренный образ жизни и пребывали в согласии с природой. И постепенно сложился райский образ Аркадии, места, где человек и природа гармонично сосуществует.

И вот теперь смысл загадочной фразы проступает гораздо отчетливее.

Умерший как бы обращается к живым – наша жизнь скоротечна, все мы бренны. И даже в таком райском месте, как Аркадия, всех нас ждет смерть.

Откуда взялась история про аркадских пастухов

И вот что самое удивительное. Такого сюжета Вы не найдёте ни у одного античного автора. Разве что Аркадия существовала и в их времена.

Впервые этот сюжет мы видим у современника Пуссена, Гверчино. Тлеющим черепом крупным планом он недвусмысленно говорит нам о том же. Что смерть есть даже в Аркадии.

Гверчино Et in Arcadia ego

Гверчино. Et in Arcadia ego. 1618-1622 г. Палаццо Барберини, Рим

А уж где Гверчино взял эту фразу и сюжет, остаётся загадкой. С Пуссеном они об этом не успели переговорить. Гверчино покинул Рим за год до того, как туда прибыл французский художник.

Ранняя версия «Аркадских пастухов»

Пуссена так заворожила картина «Et in Arcadia Ego», что он написал свою версию. Тоже с черепом.

Пуссен Аркадские пастухи 1627 года

Никола Пуссен. Аркадские пастухи. 1627 г. Собрание герцога Девонширского

А через 20 лет написал ещё одну версию. Которая и стала самой знаменитой.

Она написана в очень узнаваемом стиле классицизма. Когда все подчинено четким канонам. Идеализация во всем. Поджарые и миловидные пастухи. Традиционная трёхцветка: красный-синий-желтый. Герои стоят почти в ряд, чтобы каждого из них мы могли разглядеть. Идеализированный пейзаж.

Череп Пуссен убрал. Вместе с ним избавившись от эмоциональности барокко. И сделал сюжет более романтичным и пасторальным.

Изменилась и пастушка. Если в первой авторской версии это была легкомысленная особа, спокойно оголившая свою грудь.

То в более поздней версии это уже статная дама. Обратите внимание, что она слишком белокожа, чтобы быть пастушкой. А ещё она меньше всех удивлена находке.

Она положила руку на плечо молодому пастуху, как бы успокаивает, что мол ничего не поделать, такова жизнь.

Аркадские пастухи фрагмент

Никола Пуссен. Аркадские пастухи (фрагмент). 1650 г. Лувр, Париж 

Скорее всего, Пуссен превратил пастушку в аллегорию мудрости.

Что вполне в духе художника. Аллегории, появившиеся в Эпоху Возрождения, после Пуссена и вовсе наводнили картины.

Девушки, изображающие Славу, Милосердие, Веру и прочее, заняли серьёзные позиции в живописи 17-18 веков.

Крылатая фраза «И я был в Аркадии»

Теперь фраза «И я был в Аркадии» или «И я в Аркадии родился» ассоциируется у нас исключительно с работой Пуссена.

Эта крылатая фраза была очень популярна в последующие столетия. Не раз встречается у поэтов.

Но по какой-то необъяснимой причине обходилась стороной живописцами.

Картина Пуссена так и осталась чуть ли не единственным полотном на этот сюжет в истории живописи (не считая ранней работы самого Пуссена и картины Гверчино).

Если Вы знаете картины на этот же сюжет, пожалуйста, напишите мне в комментариях.

Автор: Оксана Копёнкина 

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

8 самых таинственных и загадочных картин в истории.

1. «Плачущий мальчик» — картина испанского художника Джованни Браголина. Есть легенда, будто отец мальчика (он же автор портрета), стараясь добиться яркости, жизненности и естественности полотна, зажигал перед лицом малыша спички. Дело в том, что мальчик до смерти боялся огня. Мальчик плакал — отец рисовал. Однажды малыш не выдержал и закричал на отца: «Гори ты сам!». Через месяц ребёнок умер от пневмонии. А ещё через пару недель обугленное тело художника было найдено в его же доме рядом с уцелевшей в пожаре картиной плачущего мальчика.На этом все могло бы и закончиться, но в 1985 году с полос Британских газет не сходили заявления о том, что практически в каждом из сгоревших помещений пожарные находили репродукции «Плачущего мальчика», которых огонь даже не коснулся.

2. «Руки противятся ему» — картина американского художника Билла Стоунхема. Автор говорит, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь — представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла — проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности.Картина стала известной городской легендой в феврале 2000 года, когда была выставлена на продажу на аукционе eBay с предысторией, рассказывающей, что картина — «с привидениями». Согласно легендам, после смерти первого хозяина картины, картину обнаружили на свалке среди груды мусора. Семья, нашедшая её, принесла домой, и уже в первую ночь маленькая четырёхлетняя дочка прибежала в спальню родителей с криками, что «дети на картине дерутся». На следующую ночь — что «дети на картине были за дверью». В следующую ночь глава семейства поставил видеокамеру, реагирующую на движение, в комнате где висела картина. Видеокамера сработала несколько раз, но отснять ничего не удалось.

3. «Женщина дождя» — картина винницкой художницы Светланы Телец. Еще за полгода до создания картины, ее начали посещать некие видения. Долгое время Светлане казалось, что за ней кто-то наблюдает. Иногда она даже слышала странные звуки в своей квартире. Но эти мысли старалась от себя отогнать. А через некоторое время появилась и идея для новой картины. Образ загадочной женщины родился внезапно, но Светлане казалось, будто она давно ее знает. Черты лица, будто сотканные из тумана, одежда, призрачные линии фигуры — художница писала женщину, не задумываясь ни на минуту. Словно ее рукой водила невидимая сила.По городу же понеслась молва, что картина эта проклята, после того, как третий покупатель через несколько дней вернул картину обратно, даже не забрав деньги. Все, у кого была эта картина, говорили, что ночью она как будто оживает и ходит тенью рядом. У людей начинались головные боли и, даже спрятав картину в шкаф, ощущения присутствия не уходили.

4. Во времена Пушкина портрет Марии Лопухиной, написанный Владимиром Боровиковским, был одной из главных «страшилок». Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета умерла от чахотки. Ее отец, Иван Толстой, был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскоре умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье...

5. «Водяные лилии» — пейзаж импрессиониста Клода Моне. Когда художник с друзьями отмечал окончание работы над картиной, в мастерской случился небольшой пожар. Пламя быстро залили вином и не придали этому значения.Всего месяц картина провисела в кабаре на Монмартре. А потом в одну ночь заведение выгорело дотла. Но «Лилии» успели спасти. Картину купил парижский меценат Оскар Шмитц. Через год сгорел его дом. Пожар начался с кабинета, где как раз и висело злополучное полотно. Оно чудом уцелело. Еще одной жертвой пейзажа Моне стал Нью-Йоркский музей современных искусств. Сюда «Водяные лилии» перевезли в 1958 году. Через четыре месяца и здесь полыхнуло. А проклятая картина сильно обуглилась.

6. На картине Эдварда Мунка «Крик» изображено безволосое страдающее существо с головой, похожей на перевернутую грушу, с прижатыми в ужасе к ушам ладонями и с открытым в безмолвном крике ртом. Судорожные волны мук этого существа, словно эхо, расходятся в воздухе вокруг его головы. Этот мужчина (или женщина) кажется заключенным в собственном крике-вопле и, чтобы не слышать его, зажал уши. Странно было бы, если бы вокруг этой картины не было легенд.Рассказывают, что все, кто входил с ней в контакт, пострадали от злого рока. Сотрудник музея, который случайно уронил картину, стал мучаться от сильнейших головных болей и в итоге покончил с собой. Другой сотрудник, у которого, видимо, тоже были кривые руки, выронил картину и на следующий день попал в аварию. Кто-то даже сгорел спустя день после контакта с картиной.

7. Еще одним полотном, которое постоянно сопровождают неприятности, является«Венера с зеркалом» Диего Веласкеса. Первый владелец картины — испанский купец — разорился, его торговля ухудшалась с каждым днем, пока большая часть его товаров не была захвачена пиратами в море, а еще несколько кораблей утонули. Продавая с молотка все, что у него было, купец сбыл и картину. Ее приобрел другой испанец, тоже торговец, владевший богатыми складами в порту. Практически сразу после того, как были переданы деньги за полотно, склады торговца загорелись от внезапно ударившей молнии. Хозяин был разорен. И опять аукцион, и опять картина продается в числе остальных вещей, и опять ее покупает состоятельный испанец… Через три дня его зарезали в собственном доме при ограблении. Картина после этого долго не могла найти своего нового хозяина (слишком уж подпорченная у нее была репутация), и полотно колесило по разным музеям, пока в 1914 году сумасшедшая не изрезала ее ножом.

8. «Демон поверженный» Михаила Врубеля оказал пагубное влияние на психику и здоровье самого художника. Он никак не мог оторваться от картины, все продолжал дописывать лицо поверженного Духа и менять колорит. «Демон поверженный» уже висел на выставке, а Врубель все приходил в зал, не обращая внимания на посетителей, усаживался перед картиной и продолжал работать, словно одержимый. Близкие обеспокоились его состоянием, и его осмотрел известный русский психиатр Бехтерев. Диагноз был страшен — сухотка спинного мозга, близкое сумасшествие и смерть. Врубеля поместили в больницу, но лечение плохо помогло, и вскоре он скончался.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.

blognews.am

Загадочная картина — VOJAGE — новости путешествий

mona-liza

В столице Франции имеется множество мест, которые многие бы желали посетить и увидеть своими глазами. Одно из таких мест – знаменитый на весь мир музей Лувр. В этой сокровищнице мировых шедевров искусства множество замечательных произведений. Но одна картина имеет прямо таки магическую составляющую в своей основе, что не замедлило сказаться на ее фантастической популярности и у французов и у приезжающих из других стран. Эта картина имеет два официальных названия – «Джоконда» и «Мона Лиза».

Четыре с лишним столетия эта картина властвует над сердцами людей. Создается впечатление, что прямо к тебе обращена загадочная улыбка Моны Лизы, и от ее спокойного лица трудно отвести глаза. Существует легенда, что работая над портретом, Леонардо да Винчи, стремясь проникнуть в тайну человеческого сердца, тайну вечной женственности, позаботился о том, чтобы у модели было хорошее настроение. Для этой цели он пригласил лучших музыкантов, певцов, рассказчиков, поэтов и самых остроумных собеседников. Приглашенные должны были развлекать Мону Лизу во избежание скуки, свойственной лицам тех, с кого пишут портреты.

Посреди двора в доме Мастера, где проходили сеансы живописи, был возведен фонтан, ниспадающие струи воды которого, ударяясь о стеклянные полушария, вращали их и производили странную тихую музыку. Вокруг фонтана по повелению художника были посажены цветы. Также Леонардо приказал купить для забавы своей прекрасной модели ручную лань и белого кота редкой породы, привезенного из Восточной Азии. Да Винчи изучал в ее лице игру мыслей и чувств, к которым приводили беседы, повествования и музыка. Именно таким образом он и добился требуемого эффекта и изобразил улыбку девушки, которая стала легендарной.

Сейчас, трудно представить, что Мона Лиза являлась реальной девушкой из плоти и крови, настолько она превратилась в символ единения прекрасного и вечного за почти половину тысячелетия существования картины Леонардо да Винчи. А между тем судьба настоящей Джоконды доподлинно известна.

Лиза ди Антонио Мария ди Нольдо Герардини родилась в одном из знатнейших во Флоренции семейств. Родилась Лиза в 1479 году и еще молоденькой девушкой вышла замуж за человека, который более чем в два раза был старше ее. Звали ее мужа Франческо ди Бартоломео да Дзаноби дель Джокондо. В 1499 году этот человек, который был богат и знатен, занимал ответственную должность одного из старейшин Флорентийской республики. Молва утверждала, что помимо большой удачливости в коммерческих делах другими добродетелями Джокондо не обладал. Во Флоренции ни для кого не было секретом, что Мона Лиза вышла замуж отнюдь не по любви, а повинуясь приказанию отца, который больше заботился о финансовых выгодах брака и о хороших деловых связях.

Поговаривали о том, что тот, кого действительно любила Мона Лиза, сложил голову на поле брани. К тому времени, когда Леонардо да Винчи приступил к работе над картиной, девушке было 24 года. В городе она была известна как спокойная и достойная уважения девушка. Умерла она молодой, через несколько лет после того, как Леонардо написал с нее картину. Мона Лиза Джоконда отправилась со своим мужем в деловую поездку в Калабрию. Но по пути она скончалась в маленьком городке Лагонеро. По одной из версий – от болотной лихорадки, а по другой от заразной болезни горла. По тем временам – самая обычная судьба.

И один из самых загадочных портретов в истории живописи. Еще при жизни автора картины ходила легенда о том, что он создал портрет женщины, в котором все – до последней складки одежды, до крестиков на тонкой узорчатой вышивке, обрамляющей вырез темного платья на бледной груди, — живет и дышит. Кажется, что присмотревшись, можно увидеть, как в ямочке под горлом бьется кровь.

Говорили, что перенеся чудесную тайну жизни на полотно, художник отнял ее у модели. Леонардо да Винчи даже обвиняли в колдовстве – столь поразительно лицо Джоконды. И вместе с тем оно – призрачнее, древнее в своей бессмертной юности, чем первозданные глыбы базальтовых скал, виднеющихся в глубине картины. Извилины потоков между скалами напоминают изгиб ее губ. И волосы волнами падают из-под прозрачно-темной дымки по тем же законам божественной механики, что и волны воды.

Картина Леонардо да Винчи «Джоконда» («Мона Лиза») является одной из самых ценных картин в мире. Перед отправкой картины из Лувра (Париж) в Вашингтон и Нью-Йорк на выставку, которая проходила с 14 декабря 1962 года по март 1963 года – ее оценили в 100 млн. долларов. Оценка была произведена с целью страхования, правда договор страхования так и не был оформлен, так как страховая сумма была меньше страхового взноса.

Из исторических хроник известно, что когда в 1517 году, король Франции Франциск I приобрел этот портрет для своей ванной комнаты, то он заплатил за него 4 тысячи флоринов (по меркам нашего времени это равняется 15,3 кг золота). Если уж избалованные роскошью и вниманием коронованные особы почтили своим вниманием данную картину, то и нам простым людям тоже будет любопытно воочию посмотреть – так ли загадочна на самом деле улыбка девушки из Флоренции, которой почти пятьсот лет.

www.vojage.ru


Смотрите также