Илья Кабаков: отец-основатель московского концептуализма. Картина жук


Художник недели: Илья Кабаков

Значительный объем работ Ильи Кабакова будет храниться и экспонироваться в московском ЦСИ «Гараж». Картины, альбомы, инсталляции вернутся на родину своего автора

Значительный объем работ Ильи Кабакова теперь будет храниться и экспонироваться в московском ЦСИ «Гараж». Картины, альбомы, инсталляции вернутся на родину своего автора.

Илья Иосифович Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске. В 1941 году, в начале войны, семья эвакуируется в Самарканд, а в 1943-м 10-летний Илья начинает посещать занятия в Ленинградской академии художеств, тоже эвакуированной в этот узбекский город (Кабаков говорил: «в художественной школе я начал учиться еще до того, как осознал себя художником»). В январе 1944 года Академия выезжает в Загорск. Илья с матерью (отец в 1943-м ушел на фронт) едут за ней и какое-то время живут в Подмосковье. Летом 1945-го Академия возвращается в Ленинград, но Кабаковым не удается получить разрешение на прописку в Ленинграде. Перебраться в Москву тоже не получается, поэтому мать остается в Загорске, а Илья начинает учиться в московской художественной школе и живет в пансионате при ней вплоть до своего поступления в 1951 году в суриковский институт.

Считается, что юность, проведенная в мире общежития, куда Кабаков попал в возрасте 12 лет (не будем об этом забывать), повлияла на восприятие жизни, искусства и на все его творчество. Спустя много десятилетий мотив маленького человека в огромном, давящем на него мире, мире коммуналок и отсутствия личного пространства остается одним из главных (идееобразующих) в его творчестве.

Художник вспоминает, что уже в 16–17 лет очень резко различал жизнь и искусство. Искусство для себя и искусство для других: «Я сразу принял решение жить как нормальный советский человек, по законам этого общества». В искусстве для себя он может быть свободным, выражать мир и мысли так, как он их ощущает, а в жизни он старается быть как все.

Возможно, в этом лежит ключ к пониманию двойственности натуры художника в советский период его жизни (в 1987 году он эмигрирует из СССР): он довольно известен как книжный иллюстратор, представитель советского официального искусства, и одновременно Кабаков — один из самых ярких новаторов в параллельном мире искусства неофициального.

С 1951 по 1957 год Кабаков учится на графическом факультете МГАХИ им Сурикова. Здесь он во многом определяется как художник, и здесь же начинается его дружба с людьми, которые сегодня признаются столпами советского нонконформизма, — О. Васильевым, Э. Булатовым и др. Защитив диплом — иллюстрации к книге «Блуждающие звезды» Шолом-Алейхема, с конца 1950-х он начинает заниматься книжной иллюстрацией (в основном детской), которая становится его официальной профессией и прикрытием на долгие 30 лет. За это время он выполнил множество иллюстраций для книжек Детгиза и детских журналов, в том числе для «Мурзилки», «Веселых картинок» и т. д. Надо сказать, помимо признания и надежного положения, работа художника-иллюстратора приносила неплохие деньги, что давало ему возможность неофициального творчества. Так, в 1967 году гонорар, который он получил за оформление книги «Дом, который построил Джек», был истрачен на ремонт чердака в доме на Сретенском бульваре, и в 1968 году Кабаков обзавелся мастерской в Москве.

В 1959 году Кабаков становится кандидатом, а в 1962 — членом Союза художников.

Параллельно развивается неофициальное творчество художника. С 1953 года он начинает делать первые работы для себя. По воспоминаниям Кабакова, в период до 1960-х годов, он создал более 500 абстрактных графических работ, частично вошедших затем в его первые альбомы.

Его альбомы — совершенно отдельная история. Поначалу он раскладывал по папкам горы рисунков, более-менее объединяя их тематически, и использовал эти «арт-объекты» в качестве составных частей в разных проектах вплоть до скульптурных. В 1970-е годы Кабаков создает около 20 таких объектов. Позднее те же папки с рисунками изымались из проектов и именовались (да, собственно, во многом и были ими) полноценными книгами художника. Всего известно более пятидесяти его альбомов. Один из них — «10 персонажей», даст впоследствии имя одной из самых первых его инсталляций.

Труды для издательств отнимают от трех до шести месяцев в году, остальное время Кабаков посвящает творческим поездкам, выставкам, работе в мастерской на Сретенском бульваре.

Надо сказать, что в конце 1960-х годов сложился особый круг художников, которые с легкой руки журналиста Иржи Халупецкого теперь называют группой Сретенского бульвара (или «сретенцами»). В этот круг принято включать Э. Булатова и О. Васильева (вместе с ними Кабаков еще в студенческие годы и позже, после окончания института, брал уроки у Р. Р. Фалька), Э. Штейнберга, В. Пивоварова, В. Янкилевского, которые жили по соседству, много общались и были в чем-то близки в своем понимании искусства. И все они составили костяк движения советских художников-концептуалистов. Их работы различны по манере и технике выполнения, но в центре их внимания всегда оказывается не столько форма или цвет, сколько внутреннее содержание объектов изображения, их идея, другим словом — концепт.

Илья Кабаков — активный участник многих выставок «неофициального» искусства, начиная с экспозиций 1965 года в Италии (л’Акуила), 1966 года в Польше (Познань — Сопот) и знаменитой однодневной выставки 1968 года в московском кафе «Синяя птица».

В творческом пути Ильи Кабакова можно обозначить несколько условных (поскольку нет четких дат и границ) этапов.

Как уже говорилось выше, конец 1950х — начало 1960-х — это время абстрактных графических работ.

В конце 1960-х Кабаков увлекается философией и эстетикой монохромного белого пространства, к 1969 году относится его серия белых картин: «Мои белые работы, как правило, представляли собой плохо покрашенные белой краской доски, на которых почти ничего не было нарисовано — лишь какие-то мелкие детали». Предполагалось, что когда мы смотрим на эту доску, то она воспринимается как экран, на который падает и от которого отражается свет, идущий из какой-то бесконечной дали. Белый у Кабакова — это еще и описание пустоты, которая со всех сторон окружает маленького человека.

Одновременно с монохромным белым цветом в работы Кабакова начинает проникать текст, сперва как вспомогательный прием, затем — как полноценный и даже главный персонаж.

В конце 1970-х Кабаков возвращается на короткое время к фигуративному искусству и еще раз прорабатывает идеи напоминающие соцарт, чтобы потом передать результаты этого переосмысления в своем следующем творческом шаге. К слову, самые дорогие работы Кабакова — «Жук», «Номер Люкс» и «Праздники № 10» — фигуративные вещи с элементами соцарта.

Начиная с конца 1970-х и все последующее десятилетие Кабаков часто обращается к мистификациям, он создает вымышленных персонажей-художников, от лица которых ведет диалог со зрителем. Это не псевдонимы автора, а абсолютно самостоятельные вымышленные лица, со своей биографией и взглядом на мир. Кабаков делает вид, что он куратор и публикатор чужих работ. Так появляются придуманные им герои: художники Кошелев, Розенталь, Спивак. Некоторые из них становятся в дальнейшем персонажами целой серии инсталляций под общим названием «Альтернативная история искусств». Каждая из них рассказывает об изобразительном искусстве сквозь призму придуманной творческой жизни и биографии своего главного героя — вымышленного художника. Интересно, что Кабаков предложил публике и собственный образ в качестве ученика придуманного Розенталя.

В 1980-х в творчестве Кабакова появляются первые ассамбляжи и возникает тема мусора. В это время мусор во всем мире приобретает привлекательные для искусства черты: его использование расширяет границы художественных приемов и дает в руки авторов еще одну метафору… Ведь любая вещь рано или поздно имеет шанс стать мусором. Илья Кабаков: «Для иностранца, который приезжает в Москву, например, все является экспонатом. Он поражается и ищет какой-то смысл в том, что прекрасные дома в центре Москвы превращены в какие-то кучи мусора и т. п. Когда меня посещал советский человек, то он был в ужасе: пройти невозможно, вся лестница залита помоями и прочее. А для иностранца это все был музей… А потом, когда посетитель начинал продвигаться по чердаку, он оказывался просто в центре катастрофы. Затем, когда посетитель проходит весь этот ад и попадает в мастерскую художника, которая представляет собой тоже довольно замусоренное помещение с давно немытыми окнами, то он ожидает наконец увидеть настоящие художественные произведения. И тут с невероятным энтузиазмом и улыбкой на лице доброжелательный художник открывает посетителю ящик, полный того же мусора, который он уже видел до этого на улицах Москвы и на лестнице». Так, по мысли автора, не нужная никому вещь, мусор обретают статус произведения искусства — все дело в контексте.

В 1980–90-х появляется еще один очень узнаваемый и почти повсеместный персонаж Кабакова — муха. Ее можно встретить как в станковых работах, так и в инсталляциях (существует даже целый огромный проект «Жизнь мух»). Муха для него —непременный атрибут времени, нечто столь же всепроникающее, как идея, как его, кабаковское, неофициальное искусство, причем ни муха не имеет никакого личного отношения к тому месту, в котором она находится, ни это место — к мухе. Муха у Кабакова — это еще и маленький человек в тоталитарном обществе: его стараются не замечать при вынужденном и неизбежном совместном сосуществовании, и общество может прихлопнуть его в любой момент, даже не заметив этого.

В начале 1980-х тема коммуналки и совместного существования выходит у Кабакова на первый план (симбиоз ее с темой мусора и мухами очевиден). Создается целая «Кухонная серия», а сам Кабаков период своего творчества между 1978 и 1983 годами называет ЖЭКовским.

К концу 1980-х Кабаков начинает создавать то, что он называет тотальной инсталляцией — трехмерное пространство, находясь в котором зритель вовлекается в творческую среду и становится своеобразным соавтором произведения: «Зритель прогуливается внутри инсталляции, он охвачен ею, а не свободен от нее полностью, как в случае традиционной картины». Один из первых подобных проектов — «Человек, который улетел в космос из своей комнаты» — представляет собой комнату с катапультой в центре и дырой в потолке над ней, через которую вылетел человек.

Создавать инсталляции-пространства, требующие всякий раз нового помещения, в условиях коммуналок и общих на несколько художников студий крайне затруднительно, и вплотную заняться ими художник получает возможность, только когда начинает работать за рубежом, в самом конце 1980-х годов. Следующие двадцать лет работы Кабакова можно назвать периодом масштабных проектов и инсталляций: подсчитано, что в 1990-х и 2000-х он создал более пяти сотен подобных проектов. Вот некоторые из них:

«Десять персонажей» (1986) — первая зарубежная тотальная инсталляция Ильи Кабакова. Объектами искусства в ней становятся не только предметы и пространство вокруг них, но и сами зрители.

«Туалет» (1992) — проект, принесший мировое признание автору, представляет собой типовой общественный туалет с узнаваемыми буквами М и Ж и двумя рядами кабинок вдоль стен. Между ними (и с их непосредственным участием) воссоздан довольно типичный для середины прошлого века интерьер советской двухкомнатной квартиры. Инсталляция многократно и с успехом выставлялась в залах Европы, Америки и в России.

«Школа № 6» (1993) — одна из самых лиричных инсталляций Кабакова, воссоздает во всех подробностях пространство типовой советской школы так, как она запомнилась художнику.

Сегодня Кабаков — всемирно признанный мастер, получивший множество наград. Он стал первым из советских художников, вышедших из границ русского искусства на международную арену и признанных мировым сообществом безотносительно страны происхождения. Его работы находятся в собраниях и постоянных экспозициях многих крупнейших музеев и галерей мира. Он живет и работает со своей женой и соавтором Эмилией Кабаковой в США.

Помимо мирового признания, работы Кабакова имеют и весьма устойчивую рыночную ценность, показателем чего являются его рекордные продажи на аукционах. Самая высокая для Кабакова цена — почти 3 миллиона фунтов стерлингов — была заплачена за работу 1982 года «Жук» на аукционе Phillips в феврале 2008 года.

Надо сказать, что пик популярности Кабакова пришелся на 2008 год, когда в России прошли его самые масштабные выставки, а на мировых аукционах работы достигли рекордных цен.

В последнее время наблюдается новый взлет интереса к его творчеству среди российского арт-сообщества — месяц назад собрание из 40 его работ (в основном ранних) было приобретено для обновленного центра современного искусства «Гараж».

Мария Кузнецова, AI

Источник: chaskor.ru, winzavod.ru, en.wikipedia.org, conceptualism-moscow.org, artinvestment.ru

artinvestment.ru

Илья Кабаков: отец-основатель московского концептуализма

Илья Иосифович Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске, УССР, СССР — российский и американский художник, график, автор публичных проектов и инсталляций, теоретик русской культуры, одна из наиболее значительных фигур московского концептуализма. В последнее время работает в соавторстве со своей племянницей (впоследствии женой) Эмилией.

Илья Кабаков

Работы Кабакова «Жук» ($5,8 млн., 2008) и «Номер люкс» ($4,1 млн, 2006) являются двумя самыми дорогими когда-либо проданными произведениями современного российского искусства (обе — аукцион Phillips de Pury, Лондон).

Жук, 1982 Жук, 1982 Номер люкс, 1981 Номер люкс, 1981

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Ильи Кабакова

Творчество Кабакова

Интересные факты из жизни художника

Картины и инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых

БИОГРАФИЯ ИЛЬИ КАБАКОВА

Илья Кабаков родился в семье слесаря Иосифа Бенционовича Кабакова и бухгалтера Беллы Юделевны Солодухиной. В 1941 году вместе с матерью он попал в эвакуацию в Самарканд. В 1943 году его приняли в Художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, преподаватели и ученики которой тоже были эвакуированы в Самарканд. Оттуда Кабакова в 1945 году перевели в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). Ее он закончил в 1951 году и тогда же поступил на отделение графики в Суриковский институт (Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова), где занимался в мастерской книги у профессора Б.А. Дехтерева. Окончил институт Кабаков в 1957 году.

С 1956 года Илья Кабаков начал иллюстрировать книги для издательства «Детгиз» (с 1963 года – «Детская литература») и для журналов «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». Именно книжная иллюстрация дала Кабакову выход из академизма.

Творчество Кабакова

В 1965 начинает участвовать в выставках. Делит мастерскую с одним из ярких представителей сюрреализма Ю. Соостром. В ней собираются люди неофициальной культуры, она становится местом встреч и дискуссий. Именно эта публичная роль кабаковской мастерской сыграла большую роль в формировании московского концептуализма. Позднее Кабаков начинает записывать свои воспоминания о жизни арт-сообщества того времени («60-е – 70-е… Записки о неофициальной жизни в Москве». Вена, 1999).

В серии «Душ» (1964) сначала появляется рисунок человека под душем, затем фигура становится «модулем» со своим окружением – появляются математические, физические формулы, разные возможности истекания воды из душа. В 1965 году эта серия была выставлена в Италии, что поссорило его с советским правительством. На рисунках изображен человек, стоящий под лейкой душа, но вода, которая из нее выливается, не касается его. По мнению критиков, эта работа символизировала недостаток материальных ресурсов при коммунистическом режиме, и они окрестили Кабакова голосом антисоветского поколения. Но Кабаков придерживался точки зрения, близкой к точке зрения Самюэля Беккета, утверждая, что он просто изобразил человека, который постоянно чего-то ждет.

«Рука и репродукция Рейсдаля» (1965) – идея плохой вещи, в коробе – плохая репродукция и пластмассовая рука. Это та же эстетическая операция, что и у Дюшана – изменить конвенцию природы эстетического знака. Кабаков данной работой утверждает, что графическое мастерство возможно, но не нужно.

В 1970-е годы — член объединения художников «Сретенский бульвар» (Москва).

Кабаков (одновременно с Пивоваровым) придумал новый жанр – альбом – набор листов с рисунками и текстами.

С 1970 по 1976 годы Кабаков нарисовал 55 альбомов для серии «Десять персонажей». Первым альбомом стал «Полетевший Комаров». Цикл, впоследствии названный журналистами «концептуалистским комиксом», создавался специально для домашнего просмотра: это был нонконформистский, неофициальный проект.

В 1972 году Кабаков создает работу «Ответы экспериментальной группы», есть мнение, что эта работа вообще самое первое произведение советского концептуализма. В ней уже нет никаких картинок, а только записанные аккуратным почерком фразы. Игра с языком — это уже, действительно, чистый концептуализм, такой, каким он был в это время и на Западе. Но кабаковская работа тесно связана с окружавшей его советской культурой. Это пародия на эстетику объявлений, таблиц и расписаний. Местоимение «он» — повторяющийся элемент во всех ячейках таблицы. Каждый раз моделируется какой-то отдельный «он». Текст вытеснил изображение, но оно не исчезло совсем, оно осталось как виртуальность.

В 1980 году Кабаков стал меньше заниматься графикой и сосредоточился на инсталляциях, в которых использовал обычный мусор и обыгрывал жизнь и быт коммунальных квартир. В 1982 году Кабаков придумал одну из своих самых знаменитых инсталляций – «Человек, который улетел в космос из своей комнаты», законченную к 1986 году. Впоследствии такие масштабные проекты он стал называть «тотальными инсталляциями». 1970-е, когда Кабаков запускает из самодельной катапульты маленького человека из коммуналки в Космос – это вообще-то расцвет позднесоветской фантастики: Тарковский снимает «Солярис», но вместе с тем это и время, когда советская идеология утрачивает свой утопический потенциал, а космос из стремительно вспыхнувшего будущего становится частью отживающей системы. Индивидуальный побег в космос совершается втайне, как личный проект, персональная утопия безымянного сумасшедшего. Комнатка улетевшего в космос решена в жанре документального свидетельства, где не сдвинута ни одна деталь с места, не смахнута на одна крошка: завораживающий эффект остановленного времени. Зияющая дыра в потолке – знак разрыва, и Кабаков строит свою систему изобразительного пространства на разрыве между реальностью и мечтой – абсолютной белизной свободного сияния белого. Того белого поля листа, которое притягивает к себе зрителя в ранних альбомах художника.

Мушиные работы у Кабакова особенно часто встречаются в 80-х и 90-х. Борис Гройс считает, что в творчестве художника мухи играют роль ангелов. Но если это и ангелы, то скромные и ни на что не претендующие ангелы атеистической эпохи застоя. Любимая Кабаковым форма вопроса-ответа («Чья эта муха?» — «Это муха Николая») отсылает нас к учебникам по иностранному языку, где и Анна Евгеньевна Королева, и Сергей Михайлович Хмельницкий — это безличные имена, фамилии и отчества, выдуманные автором. Муха Кабакова – знак ничтожности и тупой неизменности быта. Попадая в центр внимания двух случайных коммунальных соседей, она провоцирует их на разговор, не значащий ничего. Реплики буквально зависают в пространстве, обозначая бессмысленность происходящего.

Интересные факты из жизни художника

Если Кабаков берется за кисть и пишет маслом, то он никогда не делает этого от своего имени — вместо этого он выдумывает себе лирических героев или персонажей. Например, серия картин «Праздники» (1987) как будто бы написана воображаемым соцреалистом-халтурщиком. Уборка урожая, быт молодой семьи и другие сюжеты из советской иконографии как будто сделаны для какого-нибудь праздничного стенда в ДК. Но праздничного ощущения нет, поскольку по неким причинам холсты пролежали в мастерской много лет и краски потускнели. Тогда этот воображаемый художник наивно украсил поверхность холстов цветными фантиками, надеясь оживить картины. Кабакову эти фантики, понятное дело, нужны, только чтобы сильнее обострить отчужденность от официальной советской живописи.

В 1987 году Кабаков получил первый зарубежный грант – от австрийского объединения Graz Kunstverein — и построил в Граце инсталляцию «Ужин».

Год спустя он устроил первую «тотальную инсталляцию» из проекта «Десять персонажей» в нью-йоркской галерее Рональда Фельдмана и получил стипендию французского министерства культуры. В 1989 году Кабакову дали стипендию в фонде DAAD (Германская служба академических обменов), и он переехал в Берлин. С этого времени он постоянно работал за пределами сначала СССР, а потом России.

С начала 1990-х годов у Кабакова прошли десятки выставок в Европе и Америке, в том числе в таких крупных музеях, как парижский Центр Помпиду, норвежский Национальный центр современного искусства, нью-йоркский музей современного искусства, кельнский Кунстхалле, а также на Венецианской биеннале и на выставке Documenta в Касселе. 1990-е годы стали временем признания художника: в это десятилетие он получил награды от датского, немецкого и швейцарского музеев, титул кавалера Ордена искусств и литературы от французского министерства культуры.

Одна из ранних эмигрантских инсталляций Кабакова «Красный вагон» (1991) была сделана для дюссельдорфского Кунстхалле. Кабаков умело создавал тотальный образ необыкновенной и пугающей страны, из которой он прибыл. И его проекты для европейских и американских музеев рассчитаны именно на пересказ советского опыта западному зрителю. «Вагон» следовало читать как метафору трех ступеней развития советской культуры, как ее понимал Кабаков. На входе в вагон стоит сложная, напоминающая конструкции Лисицкого лестница, идущая в небо, — это стремящаяся в будущее утопия авангарда. Внутри вагона темно, вместо окон висят соцреалистические холсты и играют бравурные сталинские марши 30–40-х годов — это искусственная ширма социалистического реализма. А на выходе из вагона валяется груда мусора, оставшаяся от постройки вагона, — это послевоенные руины сталинской культуры.

Если «Человек, улетевший в космос» — это фантазия о побеге в прекрасное и свободное будущее, то «Туалет» (1992) — это уже ретроспективный взгляд из «нормального настоящего» в сюрреалистическое прошлое. Сравнение советской жизни с уютно обустроенным общественным сортиром — благодаря своей предельной понятности — пользовалось в западных музеях огромным успехом.

Получив на Западе ресурсы для конструирования целых миров, Кабаков дал волю своим демиургическим амбициям и немедленно сделался повелителем мух — «Жизнь мух» (1992). Он развил тему, которая встречалась у него до того только в рисунках, до настоящего монументального эпоса. Это было уже не одинокое маленькое насекомое, а целая мушиная цивилизация со своей историей и таинственными законами, по которым строились траектории полетов мух, способных образовывать в пространстве отдающие эзотерикой фигуры.

«Игра в теннис» (1996) – в теннис Кабаков играл два раза. В первый раз с художником Павлом Пепперштейном, концептуалистом младшего поколения. А второй раз — с философом Борисом Гройсом, который изобрел термин «московский романтический концептуализм». Оба были его давними друзьями и собеседниками. Работа, ясное дело, не про спорт, а про интеллектуальное соперничество и состязание остроумий. В теннис никто из участников играть не умел — зато в беседах об искусстве все были большие профессионалы. На черных досках мелом были записаны умные диалоги Гройса и Кабакова — а по итогам подач подводился счет.

Кабаков рассказывал, что, когда он рисовал детские иллюстрации на незнакомую тему — скажем, когда надо было изобразить эскимосский чум или какое-нибудь тракторное производство, — он представлял себе свой предмет так, как будто он смотрит на него сверху, из космоса. Затем, спускаясь в своем воображении все ниже, он мог уже рассмотреть и зарисовать детали. Привычка смотреть на все с точки зрения верховного существа осталась у Кабакова и в искусстве. Знаменитый «Табурет» (2001) сделан именно с этой позиции.

В 2000-е годы художник стал активно выставляться в России. В начале 2004 года Третьяковская галерея устроила программную выставку «Илья Кабаков. Десять персонажей». В июне 2004 года в Эрмитажев здании Главного штаба открылась выставка Ильи Кабакова и его жены Эмилии (они женаты с 1992 года) «Случай в музее и другие инсталляции», которая «знаменовала их возвращение на родину». Тогда же художники подарили музею две инсталляции, которые, по словам Михаила Пиотровского, положили начало эрмитажному собранию новейшего искусства. В декабре все того же 2004 года московская галерея «Стелла-Арт» показала девять инсталляций Кабакова, сделанных в 1994-2004 годах.

Когда в 2006 году в нью-йоркский музей Гуггенхайма отправилась программная выставка «Russia!», в нее была включена инсталляция Кабакова «Человек, который улетел в космос». Присутствие этой работы в одном пространстве с иконами Андрея Рублева и Дионисия, картинами Брюллова, Репина и Малевича окончательно закрепило за Кабаковым статус одного из самых важных советских и российских художников послевоенного поколения.

Грандиозной персональной выставкой «Альтернативная история искусств» открылся в 2008 году «Гараж». Ее можно считать апофеозом кабаковского трикстерства. Все огромное пространство Бахметьевского гаража было отдано под тщательно сделанную ретроспективу трех выдуманных художников — Шарля Розенталя, Игоря Спивака и Ильи Кабакова, — от имени которых настоящий Кабаков наделал неимоверное количество огромных холстов, написал им подробные биографии и даже сочинил про них занудные искусствоведческие статьи. Со своей манией тотальной всеохватности в этом проекте Кабаков попытался объять всю логику развития советского искусства разом.

Летом 2007 года на лондонских торгах дома Phillips de Pury & Company картина Кабакова «Номер люкс» была куплена за 2 миллиона фунтов стерлингов (около 4 миллионов долларов). Так он стал самым дорогим русским художником второй половины ХХ века.

В феврале 2008 года работа Кабакова «Жук» (1982) ушла с молотка на аукционе Phillips de Pury & Company за 2,93 миллиона фунтов стерлингов (5,84 миллиона долларов). В апреле того же года альбом «Полетевший Комаров» был продан на нью-йоркских торгах Sotheby’s за 445 тысяч долларов. Осенью 2008 года в Москве была показана самая большая ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых. Экспозиция демонстрировалась сразу на на трех площадках: ГМИИ имени Пушкина, центр современного искусства «Винзавод» и центр современного искусства «Гараж».

Долгое время работал иллюстратором детских книг и журналов. Ввёл в художественный обиход понятие «тотальная инсталляция».

Живёт и работает в Нью-Йорке (на Лонг-Айленде) с 1988 года. С 1989 года работает в соавторстве со своей женой (и племянницей) Эмилией Кабаковой (урожд. Леках, род. 1945, Днепропетровск).

Резюме:

Работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Эрмитаже, МоMA, Kolodzei Art Foundation (США) и др.Год рождения: 1933Произведение: «Жук». 1982Дата продажи: 28.02.2008Цена (GBP)1: 2 932 500Общая капитализация (GBP): 10 686 000Средняя стоимость работы (GBP): 117 429Число повторных продаж: 12

Источники: Wikipedia, artuzel.com, Арт кладовка, Arterritory.com, afisha.ru, art4.ru, РиаНовости, Artvalue.com, ARTINFO

Картины и инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых

«Красный вагон», 1991 годЖук

K4 03

Илья Иосифович Кабаков Чья эта муха 1987Илья Кабаков (120↓), «Праздники № 10», 1987 г.Илья Кабаков «Кот в сапогах»Илья Кабаков «Летайте табуретками!» 1987Илья Кабаков «Плывет кораблик в гости»Илья Кабаков «Про гонцов-молодцов»ИЛЬЯ КАБАКОВ Две работы без названия. 1964Илья Кабаков Мотороллер. 1989. Литография (по работе 1969).Илья Кабаков Шеренга. 1989. Литография (по работе 1969).Илья Кабаков. Коммунальная кухня. Инсталляция из шести частей. 1991Илья Кабаков. Рыжие. 1968Инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Красный вагон»Кабаков И.И. Проверена. На партийной чистке. 1981Кабаковыномер люксРабота №6 из серии «Праздники»Эмилия и Илья Кабаков. Центр космической энергии. 2003

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Илья Кабаков: отец-основатель московского концептуализма

4.5 (90%) 2 голос(ов)

allpainters.ru

Жук картинки для детей | kartik.ru

Жук – картинки для детей, с изображениями разнообразных насекомых, которых можно встретить почти по всему миру. Это самые крупные представители среди насекомых и крупнейшая группа среди всех живых существ, составляющая 40% от всех известных видов. Прежде чем стать полноценным жуком, насекомое проходит несколько стадий, таких, как: личинки, яйца, куколки, имаго.Что касается размеров жуков, то они могут быть как огромными, достигающими почти 17 см дровосеками-титанами или жуками-геркулесами, так и перокрылки, длина которых меньше 1 мм. Жуки могут быть хищниками, но в основной массе своей они питаются растительной пищей.

kartik.ru

Удивительный мир жуков

Первые жуки появились на Земле более 300 миллионов лет назад. Жуки — наибольшая группа насекомых и живых существ вообще — отряд насчитывает более 350 000 видов.60 % всего разнообразия жуков составляют представители всего пяти семейств: жуки-долгоносики (Curculionidae) — 60 000 видов, жуки-хищники (Staphylinidae) — 45 000, жужелицы (Carabidae) — 40 000, листоеды (Chrysomelidae) — 35 000, и усачи (Cerambycidae) — 26 000. 

Самый широкий ареал обитания из жуков

 

Японский жук (японский хрущ, черный майский жук) Popillia japonica

 

...у японского жука (японский хрущ, черный майский жук) Popillia japonica. Этот южно-азиатский жук в 1916 году был завезен в США, где расплодился по всей территории (особенно им поражен восточные штаты). Взрослые жуки кормятся 300 видами диких и культурных растений (в том числе и на плодовых деревьях). Яйца откладывает в торф, личинки питаются корнями травянистых растений, причиняя ущерб сельскохозяйственным культурам. К 1930- м гг. ущерб от жука был настолько высок, что были предприняты меры по заражению жука бактериями B. Popilliae («молочная болезнь»).

Это крупный жук длиной 7,5 – 12,5 см в длину, голова и надкрылья коричневато-зеленоватые, по бокам брюшка двенадцать белых волосков. Лапы длинные с мощными крючками. Взрослые жуки активны на протяжении 3-4 недель с конца июня до середины июля, продолжительность жизни 4-6 недель. Самки и самцы летят на запах друг друга, феррамоны вырабатывают оба партнера. В июле-августе самка роет ямку в почве на глубине 5-10 см, откладывает яйца.

Самые крупные жуки

 

Жук дровосек-титан Titanus giganteus

Самый большой в мире жук – это редкое насекомое из Южной Америки дровосек-титан Titanus giganteus (L.), 160 мм, достигающий иногда 220 мм в длину (не считая усиков). Длина тела этих насекомых - от 17 до 21 (и даже до 22) сантиметров (у усачей, к которым он относится, длина тела измеряется вместе с челюстями). Научной публикации, в которой бы было точно написано о превышающей 17 см длине тела конкретного экземпляра титана в конкретном музее, пока не встречалось. В книге Mares, Lapacek, 1980 фигурирует максимальная длина 15 см, но есть указание на то, что авторы встречали в литературе сведения об экземпляре длиной в 20 см, а известный бразильский энтомолог U. Martins (вот вроде бы научный факт!) лично говорил одному из авторов (а это уже снижает достоверность!), что видел экземпляр длиной 22 см.

 

Жук геркулес Dynastes hercules

Жук геркулес Dynastes hercules также достигает длины 15-16 см, но уступает дровосеку по массе. Максимальная длина самцов жука-геркулеса (вместе с "бивнем", которым украшена его переднеспинка) обычно указывается в пределах от 15 до 18 сантиметров, а иногда и 19 см. Больше половины этой длины составляет рог. Жуки-геркулесы обитают в Центральной и Южной Америке и на островах Карибского моря.

 

жук Актеон (Megasoma acteon)

Титул самого массивного насекомого принадлежит жуку Актеону (Megasoma acteon) из Южной Америки, самцы которого имеют тело длиной 9 см и 5 см шириной при толщине 4 см.

 

королевский жук-голиаф Goliathus regius

А вот самый тяжелый – это королевский жук-голиаф Goliathus regius (семейство Scarabaeidae) из Экваториальной Африки, некоторые особи достигают длины 11 см, если измерять от кончиков роговидных выростов на голове до кончика брюшка, а их вес составляет 70-100 г.

 

И хотя гиганты мира насекомых живут в тропиках, в нашей стране также найдутся крупные жуки жуки-жужелицы из рода брызгун (Carabus), плавунцы (Dytiscus), некоторые усачи (черный пихтовый, осиновый скрипун и др.), майский хрущ, большая сосновая златка.

 

Максимальная перегрузка, выдерживаемая насекомым

 

Жук-щелкун (Athous haemorrhoidalis)

Жук-щелкун (Athous haemorrhoidalis) испытывает в среднем 400-кратную перегрузку, когда внезапно взмывает в воздух, чтобы скрыться от хищников. Один экземпляр, длиной 1,2 см и весом 40 мг, подпрыгнул в высоту на 30 см. Было подсчитано, что в конце прыжка его мозг испытал максимальную, 2300-кратную перегрузку. 

Североамериканская перокрылка Nanosella fungiСамый маленький жук

 

Самые мелкие, такие как жуки-перокрылки (семейство Ptiliidae), не превышают 0,2 мм, что ненамного больше инфузории-туфельки. Многие жуки имеют длину тела менее 1 мм. Среди них рекорд принадлежит североамериканской перокрылке Nanosella fungi.

Длина ее тела около 0.25 мм, т.е. почти в 800 раз меньше, чем у самого большого жука. К числу самых мелких относятся и наездники-яйцееды (семейство Myrnaridae) мельче некоторых представителей Protozoa (простейших одноклеточных животных). 

Продолжительность жизни

Жуки живут обычно на взрослой стадии 1-2 месяца, иногда год. Жук-медляк способен прожить даже без пищи 10 лет.

Хищники, которые убивают, даже будучи сытыми

 

Жужелица (Carabidae)

Это жужелицы. Встретить их довольно легко: достаточно лишь перевернуть плоский камень, корягу или доску, лежащую на земле. Почти наверняка под укрытием обнаружатся темные шустрые жуки, спешащие спрятаться от света. Это и есть жужелицы (Carabidae). Завидев добычу, жук молниеносно набрасывается на обреченное животное, хватает и быстро его съедает. Охотничьи инстинкты не гаснут даже у сытого хищника, он продолжает убивать, даже если не в состоянии съесть добычу. Впрочем насытить это прожорливое создание трудно, в неволе его проще накормить кусочками мяса.

 

Самые крупные яйца

 

жук-плавунц (Dytiscus marginalis)

...это яйца жука-плавунца (Dytiscus marginalis), который установил своеобразный рекорд среди насекомых. Длина яйца – 6,5 – 7,5 мм при ширине 1,2 мм. Каждое яйцо окружено двумя оболочками. Увидеть жука-плавунца несложно, поймать его в воде нелегко, а вот  удержать еще труднее - его смазанное выделениями жировых желез тело легко выскальзывает из пальцев. Схваченный плавунец может "угостить" врага молочно-белой каплей ядовитого секрета, выделенной специальной грудной железой. 

 

Самое кровожадное насекомое

Это крохотное насекомое – водный жук. Водится он в Средней и Южной Европе, особенно в местах впадения рек в Дунай, в озерах, протоках и болотах Балкан. Благодаря аэродинамической форме тела и ножкам-веслам он считается великолепным пловцом. Водные организмы, на которые он нападает - от планктона, всех видов мелких водных животных и червей до крупных рыб, - становятся его неизбежными жертвами.

 

Но личинка жука еще кровожаднее. У нее нет рта, но зато на ее сплюснутой голове торчат две необычные челюсти. В сущности, это суставы раскрытых клешней, которыми личинка хватает свою жертву. Но это и самый удивительный инструмент, созданный природой, - щипцы, которые оснащены двойными трубами инъекционных шприцев. Шприцев, которые одновременно служат для впрыскивания отравляющей инъекции и для высасывания содержимого жертвы.

Личинка бросается на жертву и через клешни взбрызгивает отравляющий состав из своего желудка. Яд убивает жертву и личинка через те же клешни всасывает внутренне содержимое своей добычи, а то переваривается под действием желудочного яда. От жертвы остается только внешняя оболочка, которая опускается на дно.

 

Соседи муравьев

 

жук Пселафид (Reichenbachia juncorum),

Reichenbachia juncorum

Жуки-ощупники из семейства скрытоживущих разноядных жуков Пселафидов (Pselaphidae), подсемейства Clavigerinae – небольшие –длиной от 3 до 5 мм. Окраска  ощупников от жёлтой до бурой. Эти безглазые жуки, с недоразвитыми нижнечелюстными щупиками, живут в муравейниках; муравьи отрыгивают им в рот пищу, а сами слизывают выделения желёзок брюшного отдела.

 

Листоед лапландский (Chrysomela lapponica)

Листоед четырехточечный (Clytra quadripunctata) обитает в кронах лиственных деревьев и кустарников. Там эти жуки встречаются в большом количестве. Личинки листоеда живут в чехликах, изготовленных из собственных засохших экскрементов и частиц окружающего субстрата. Очень часто они обитают в муравейниках, в которые попадают различными путями. Чаще всего муравьи затаскивают в гнезда яйца, очень похожие на семена, а иногда и личинок. Личинки питаются детритом, но могут поедать яйца, личинок и куколок муравьев. Длина тела 7-11,5 мм.

Воздух для дыхания добывают из растений

радужница из рода Donacia

Личинки маленьких жуков-листоедов – радужниц из рода Donacia – живут под водой в пресноводных водоемах. Замечателен способ их дыхания: они добывают воздух из водных растений. Эти крошечные уродливые насекомые вонзают «дыхательные шипы» в такни корней, находящихся под илом, и вытягивают воздух из так называемого межклеточного пространства между стенками растительных клеток.

 

Самые сильные

 

 Жук-навозник (Geotrupes)

Жук-навозник (Geotrupes) способен передвигать тяжесть, превышающую его массу в 90 раз. Самыми сильными животными на свете, пропорционально своим размерам, считаются крупные жуки семейства Scarabaeidae, живущие в основном в тропиках.

Коровы разной окраски

Коровка

В мировой фауне известно более 4000 видов божьих коровок. Почему божьи коровки получили такое странное название? Очевидно потому, что существуют коровы разной окраски, с темными и светлыми пятнами. А "божьи" - потому, что эти жуки производят впечатление безобидных существ: они не жалят, не кусаются и, только будучи схваченными, выпускают желтое "молочко". Яркая окраска божьих коровок предупреждает об их несъедобности.

 

Божьи коровки успешно применяются в биологической борьбе. Основная пища божьих коровок - тли, листоблошки, кокциды, которые истощают растения, высасывая соки и загрязняя своими выделениями устьица листьев. Коровки откладывая яйца прикрепляют их в местах скопления сосущих насекомых, и вышедшие личинки сразу же набрасываются на добычу.

Одним из интереснейших моментов биологии божьих коровок являются их сезонные миграции и массовые скопления жуков в местах зимовок. Некоторые коровки образуют осенью скопления на каменистых склонах, стенах построек, постепенно забираются в щели и там зимуют. Во время миграций коровок скалы и стены домов бывают сплошь усеяны жуками. Причины образования скоплений коровок окончательно не выяснены.

Сколько тлей ест божья коровка

Божьи коровки уничтожают тлей. Один жук семиточечной коровки ежедневно съедает 40-50 тлей, а его личинка за период своего развития до 600-800 тлей.

Божьи коровки спариваются чаще любых других существ

 Божьи коровки спариваются чаще любых других существ: ежедневно, да еще и по девять часов в день. Оргазм у представителей обоих полов продолжается девяносто минут и может наступать один за другим три раза подряд.

В промежутках между размножением насекомым приходится непрерывно питаться.

 

Чем болеют божьи коровки

Девять из десяти божьих коровок, обитающих в Лондоне, болеют венерическим заболеванием. Этот показатель гораздо выше, чем во всех других городах Великобритании. Ученые полагают, что всему виной высокое загрязнение воздуха. Скорость, с которой коровки размножаются, увеличивает распространение болезней. "После зимовки они становятся удивительно неразборчивыми", - говорят ученые. Как выяснилось, количество венерических заболеваний у них выше, чем у всех остальных насекомых. К счастью для божьих коровок, последствия болезни гораздо мягче, чем у людей.

 

Крыльями ловит туман

 

жук Stenocara

Пустыня Намиб на юго-западе Африки - одно из самых жарких и засушливых мест на планете. Дождей там не бывает, однако раз шесть в месяц по утрам проносятся настоящие туманные бури. Эту редкую возможность напиться максимально использует обитающий в пустыне жук Stenocara. Его твердые крылышки имеют своеобразный "вогнуто-выпуклый" рельеф. Когда жук расправляет крылышки против ветра, туман оседает на выпуклых участках. Так формируются капли воды, которые по достижении определенного размера скатываются по водоотталкивающим ложбинкам прямо жуку в рот.

Сама идея насчитывает тысячелетия, она используется и в наши дни. Подобным "накопителем тумана", пользуются в одной из чилийских деревень с 1987 года. Он ежедневно обеспечивает 700 человек 15 тысячами литров воды.

Важно умение видеть

светляк обыкновенный (Lampyris noctiluca)

В половом поведении светляков (Lampyridae) важным является зрение. Летней ночью на влажных лугах и опушках леса зажигаются в траве слабые голубоватые огоньки. Если осторожно подойти поближе, можно увидеть небольшое червеобразное насекомое с маленькой головкой, у которого светится кончик брюшка. Это самка светляка обыкновенного (Lampyris noctiluca), которая по внешнему виду мало отличается от личинки. Фонарик она зажгла для самца, который крылат и летит на свет подруги.

 

Самец светляка (Photinus) в полете посылает в пространство вспышки света каждые 5-6 сек., а бескрылая самка посылает ответные световые сигналы, указывая свое местонахождение.

 

Светляки и их личинки питаются насекомыми и моллюсками.

жучок Зевса (Phoreticovelia disparata)

Речные жучки дарят друг другу подарки

Самка недавно обнаруженного австралийского речного жучка Зевса (Phoreticovelia disparata) предлагает пищу своему партнёру во время их четырёхдневной сексуальной сессии. Такого рода свадебный подарок, по мнению биологов, экстраординарное явление в животном мире. То, что подарок дарит мужчине женщина - необычное явление: в животном мире кормление во время ухаживания и спаривания - традиционная прерогатива самца.

Женская особь жучка Зевса, полуводное насекомое, источает питательные вещества из желёз на своей спине. По человеческим меркам, эта пища является эквивалентом пиццы, бутылки шампанского и шоколадки. В случае с жучками Зевса, преподнесённая дамой пища - это способ выживания, самка кормит самца, чтобы не быть съеденной голодным партнёром после спаривания.

 

Самая необычная защита

 

Жук-бомбардир (род Brachinus)

 Жук-бомбардир (род Brachinus) хранит в специальной полости своего брюшка два относительно безвредных вещества. Когда жук чувствует, что ему угрожает опасность, он перекачивает их в другую полость, где они смешиваются со специальным ферментом. В результате происходит бурная химическая реакция, и из анального отверстия жука выделяется сильно разогретый (до 1000С) газ. Жук способен произвести до 500 газовых залпов в секунду.

 

Жуки-дизайнеры

Жуки, распугивающие своих врагов, под высоким давлением распрыскивая ядовитую жидкость, способны помочь существенно усовершенствовать дизайн авиационных двигателей. Уникальное приспособление жука-бомбардира будет тщательно изучено - и рассмотрена возможность его промышленного использования. Жук-бомбардир защищается, опрыскивая хищников (муравьев, лягушек, пауков) потоками кипящей жидкости. Жидкость выделяется в серии скорострельных залпов, называемых импульсивным сжиганием.

Самые долгоживущие из насекомых

жук златк (семейство Buprestidae)

...это жуки златки (семейство Buprestidae). 27 мая 1983 г. из деревянной лестницы дома, расположенного в Эссексе, Великобритания, выползла златка Buprestis aurutenta, которая провела там не менее 47 лет в состоянии личинки.

animalworld.com.ua

жук Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

Jerusalem, Israel - December 26, 2007: Red vintage car Beetle VW 1303 (1973) isolated on a white background. Редакционное #33372071 - Jerusalem, Israel - December 26, 2007: Red vintage car Beetle..

Редакционное

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Exotic beetle Chalcosoma atlas in fly (isolated) Фото со стока

#3982922 - Exotic beetle Chalcosoma atlas in fly (isolated)

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Spring time nature collection - vector illustration. #4844174 - Spring time nature collection - vector illustration.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Female of Anthaxia passerini isolated on a white background.

#10895143 - Female of Anthaxia passerini isolated on a white background.

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ladybug Фото со стока

#11661671 - ladybug

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Hand drawn zentangle odontolabis cuvera bug for coloring page,logo, t shirt design effect and tattoo Иллюстрация #48694161 - Hand drawn zentangle odontolabis cuvera bug for coloring page,logo,..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

SWINDON, UK - DECEMBER 14, 2014: Three Vintage VW Beetles Die cast modesl on a white background. #36507268 - SWINDON, UK - DECEMBER 14, 2014: Three Vintage VW Beetles Die..

Редакционное

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

great diving beetle (Dytiscus marginalis) under water Фото со стока

#18283270 - great diving beetle (Dytiscus marginalis) under water

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Ground beetle (Tachyta nana) isolated on white Фото со стока

#10065219 - Ground beetle (Tachyta nana) isolated on white

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

TREVISO, ITALY - CIRCA JULY 2014: Yellow Beetle vintage car parked in a street of the city centre.

ru.123rf.com

Картины Кабакова Ильи Иосифовича. Художник Илья Кабаков: картина "Жук"

Искусство и развлечения 26 марта 2015

Самым известным советским и российским художником на Западе является Илья Кабаков. Его картины сегодня выставляются во многих странах, а их стоимость с каждым годом становится всё выше. Популярность пришла к мастеру после того, как в конце 1980-х годов он эмигрировал за границу. До этого Кабаков постоянно проживал в СССР, основным источником его доходов было иллюстрирование детских книг. Картины, принёсшие впоследствии славу и богатство, он писал с молодости, однако рассчитывать на понимание своего творчества в Стране Советов не мог.

Детство и молодость

Художник Илья Кабаков, картины которого сегодня приобретают самые богатые люди планеты, родился в Днепропетровске в 1933 году. Семья у него была самая обычная: отец, Иосиф Бенционович, работал слесарем, а мама, Белла Юделевна, - бухгалтером. Когда началась Великая Отечественная война, папа мальчика ушёл на фронт, а самого его вместе с матерью вывезли в Узбекистан (Самарканд). Здесь с 1943 года он стал обучаться рисованию в художественной школе, функционировавшей при эвакуированном из Ленинграда Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Кабаков проучился в Самарканде 2 года. После окончания войны в 1945 г. талантливого мальчика перевели в среднюю художественную школу в Москве (МСХШ). Окончив её, он поступил в Суриковский институт на отделение графики (был студентом с 1951-го по 1957 годы).

картины кабакова ильи

Творчество до и после эмиграции

Молодой художник работал иллюстратором книг в издательстве "Детгиз" (позже его переименовали в "Детскую литературу"), сотрудничал с журналами "Мурзилка", "Весёлые картинки", "Малыш". В это время появляются первые картины Кабакова Ильи, написанные им в стиле сюрреализма и абстракционизма. В 1960-х годах он вливается в ряды художников-диссидентов, и его творения попадают на зарубежную выставку в Аквилл, позже они были представлены в Венеции, Лондоне, Кёльне. Кроме картин, в творчестве автора стали активно появляться инсталляции. Первый международный грант Илья Иосифович получил в 1987 г. Спустя год художник был удостоен стипендии Министерства культуры Франции, а в 1989 г., получив деньги от Немецкой службы академических обменов (DAAD), уехал в Берлин и с тех пор у себя на родине не работал.

После эмиграции весь мир узнал о том, какой Илья Кабаков художник. Картины, фото которых можно увидеть в этой публикации, вызвали настоящий ажиотаж у поклонников современного творчества. Пиком славы мастера стали 1990-е годы: в это время у него прошли десятки выставок во многих странах. В России работы художника стали активно экспонироваться в 2000-х годах. На Западе сегодня главным представителем советского и русского искусства считается именно Кабаков Илья Иосифович. Картины его были представлены на выставке "Russia", проходившей в музее Гуггенхайма, рядом с иконами Андрея Рублёва, произведениями Малевича, Брюллова, Репина. После этого авторитет художника ещё больше возрос.

Видео по теме

«Душ»

Чем же так привлекли внимание почитателей искусства картины Кабакова Ильи? Чтобы это понять, нужно рассмотреть несколько произведений мастера, относящихся к разным периодам его жизни. В 1964 году из-под руки художника вышла серия картин под названием «Душ». Годом позже эти рисунки попали на выставку в Италию, из-за чего у Ильи Иосифовича возник серьёзный конфликт с советской властью. На картинках автор изобразил мужчину, который, стоя под душем, остаётся сухим. Вода, выливаясь из лейки, образует вокруг человека водопад, крылья, купол и другие замысловатые фигуры, но так и не касается его тела. Западные критики отождествляли картины Кабакова Ильи с дефицитом материальных ресурсов в СССР, но сам художник утверждал, что он просто нарисовал человека, которые всю жизнь находится в ожидании чего-то.

художник илья кабаков картины

Зарождение концептуального творчества

В начале 1970-х годов в советском искусстве появился стиль «московский концептуализм», одним из его основателей считается художник Илья Кабаков. Картины автора в этот период – это пародия на бюрократизм, охвативший все сферы жизни советского общества. Примечательна работа Кабакова «Ответы экспериментальной группы» (1972 г.), где на всю поверхность полотна нанесена исписанная каллиграфическим почерком таблица. В ней каждый советский гражданин – это не человек с чувствами и эмоциями, а только фамилия, имя и отчество в графе.

Московский концептуализм нашёл своё продолжение в работе «Расписание выноса мусорного ведра» (1980 г.). Здесь Кабаков со свойственным ему издевательством изобличает советский быт. Вынос ведра для людей, живущих в коммунальной квартире, художник преподносит не в виде повседневной необходимости, а как тотальный закон, который невозможно нарушить.

илья кабаков художник картины фото

О человеке, улетевшем в космос из своей комнатушки

В 1980-х годах всё острее выражает своё недовольство советским бытом Кабаков Илья Иосифович. Картины и инсталляции его уже были хорошо известны за рубежом и нашли там своё признание, в то время как на родине о художнике знали только в узких кругах. В 1982-1986 годах Кабаков работал над композицией «Человек, который улетел в космос из своей комнаты». В инсталляции чётко прослеживается грань между ограниченными возможностями маленького человека и его мечтами. Сделав примитивный летательный аппарат из подручных средств, главный герой композиции улетел в неизвестность, пробив головой потолок своей убогой комнатушки. После эмиграции Кабакова стало понятно, что в роли этого человека художник изобразил самого себя, навсегда покинувшего Союз.

кабаков илья иосифович картины

Картины Кабакова «Жук» и «Номер люкс»

Эмиграция на Запад принесла Илье Иосифовичу не только всемирную известность, но и солидное состояние. В 2007 году на аукционе Phillips de Pury его картина «Номер люкс» (1981 г.), проданная почти за 4 миллиона долларов, сделала его самым дорогим русским живописцем послевоенного времени. Свой шедевр автор написал на куске фанеры. На ней Кабаков изобразил хорошо освещённый солнцем гостиничный номер с мягкими креслами, журнальным столиком и телевизором. На переднем плане картины художник поместил информацию об экскурсиях на автобусе по Черноморскому побережью. Такой номер в сочетании с отдыхом на Чёрном море был пределом мечтаний советского гражданина.картины кабакова ильи

В 2008 году внимание мировых СМИ снова привлёк Илья Кабаков. Картина «Жук», написанная им в 1982 году, была продана с молотка за баснословные 5,84 миллионов долларов. Таким образом, художник установил новый рекорд по стоимости своих произведений. На картине Илья Иосифович крупным планом изобразил блестящего жука, сидящего на зелёном листике. Нижнюю часть полотна автор украсил детским стишком про насекомого. Смысл стихотворения довольно прост: ребёнок нашёл блестящего жука для своей коллекции, однако тот изо всех сил вырывается на свободу. Но Кабаков не был бы самим собой, если бы он не вложил в этот простой детский стишок более глубокий смысл. Жук, стремясь вырваться из рук мальчика, не просто борется за свою жизнь, здесь чувствуется явная принципиальная позиция человека, нежелание быть составной частью некой коллекции-системы.

илья кабаков картина жук

Супруги Кабаковы

Во всём мире картины Кабакова Ильи ассоциируются с современной русской живописью. Сегодня художник живёт в Нью-Йорке. В 1989 году он женился. Именно супруге Илья Иосифович во многом обязан своим успехом, ведь она занимается ведением его финансовых дел и организацией выставок. Кроме этого, Эмилия (жена) выступает соавтором многих его шедевров. В 2012 году совместная работа супругов «Корабль толерантности» получила звание лучшего художественного проекта года и была награждена премией Cartier.

Как и большинство гениев, не смог найти признания у себя на родине Илья Кабаков (художник). Картины (фото некоторых из них представлены в статье) на Западе были с восторгом встречены всем прогрессивным обществом и обеспечили своему автору достойное место в списке выдающихся живописцев.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Илья Кабаков: картины и их описание. Художник Кабаков Илья ИосифовичИскусство и развлечения Илья Кабаков: картины и их описание. Художник Кабаков Илья Иосифович

Хорошо быть художественным критиком в эпоху Интернета и абстрактных никнеймов - никто не узнает подлинного имени, можно не сдерживать себя, ведь всё так ясно и понятно – все они рвачи и халтурщики! Вот, например...

Илья Репин. Картины художника как своеобразная художественная летопись эпохиИскусство и развлечения Илья Репин. Картины художника как своеобразная художественная летопись эпохи

Высшие достижения реалистической живописи XIX века связаны с именами выдающихся русских художников, среди которых особое место занимает Илья Репин. Картины и творчество этого мастера - целые миры, а галерея образов чр...

Авитаминоз В1, или болезнь бери-бери: клиническая картина и лечениеЗдоровье Авитаминоз В1, или болезнь бери-бери: клиническая картина и лечение

Ученые по настоящее время внимательно изучают болезнь бери-бери, которая характеризуется нарушением двигательной функции, кровообращения, чувствительности, упадком сердечной работы и отеками вследствие накопления моло...

«Распятие, или Гиперкубическое тело» - знаменитая картина великого мастераИскусство и развлечения «Распятие, или Гиперкубическое тело» - знаменитая картина великого мастера

Главный эпатажник своего времени, провокатор и знатный хулиган от искусства, прославивший своё имя в веках... Казалось бы, этот человек состоит из сплошных противоречий и выходок! Он любил гулять с муравьедом по улица...

Крамской картина Искусство и развлечения Крамской картина "Русалки" или мистический сон

В букете картин русских художников особое место занимает фантастическая живопись. Это обусловлено нашей культурой с множеством сказок и политеистических верований. Одним из художников, который четко уловил связь вымыш...

Вестерн - это вымирающий жанр или все-таки нет? ТОП-5 современных картин в жанре вестерн, которые стоит посмотретьИскусство и развлечения Вестерн - это вымирающий жанр или все-таки нет? ТОП-5 современных картин в жанре вестерн, которые стоит посмотреть

Вестерн – это весьма занимательный жанр кино, который наиболее популярен был в середине XX века. Режиссеры, создавшие образцовые картины в жанре вестерна – Серджио Леоне, Джон Хьюстон, Клинт Иствуд и Джон ...

Картина Врубеля «Пан»: греческий Сатир или русский Леший?Искусство и развлечения Картина Врубеля «Пан»: греческий Сатир или русский Леший?

Михаил Врубель был одним из самых талантливых и самобытных русских художников. Каждая его картина отличается эмоциональной глубиной и уникальным видением героев. Никто и представить себе не мог демона и сатира настоль...

Творчество Ван Гога. Кто автор картины Искусство и развлечения Творчество Ван Гога. Кто автор картины "Крик" - Мунк или Ван Гог? Картина "Крик": описание

Картина «Крик», созданная предположительно в конце XIX – начале XX века, обрела невероятную популярность в наше время. Ее неоднократно пародировали, создавали комиксы и переосмысленные наброски. Обра...

Картина Николая Рериха Искусство и развлечения Картина Николая Рериха "Илья Муромец" и другие шедевры

Николай Рерих – человек удивительный. Художник и писатель, философ и общественный деятель, исследователь и ученый, он стоит у истоков не только целого религиозно-философского учения, но и особых эзотерических вз...

Глазунов Илья. Картины, способные потрясать Искусство и развлечения Глазунов Илья. Картины, способные потрясать

Глазунов Илья Сергеевич, картины которого будут представлены ниже, с 1980 года носит звание Народного художника СССР. Он является полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», отмечен и другими на...

monateka.com


Смотрите также