Птицы в традиционной японской живописи. Картина журавль


Журавль, стоящий на черепахе, и роль этого символа в фен шуй

Символы удачи и защиты в фен шуй.

Журавль, стоящий на черепахе и роль этого символа в фен шуй.

Фэн-шуй символы:Журавль, стоящий на черепахе и роль этого символа в фен шуй

Журавль, стоящий на панцире черепахи олицетворяет в основном, долголетие, но, как и большинство других символов фен шуй, он обозначает также счастье и защиту от всяческих напастей. Журавль, кроме удачи, символизирует мудрость и честь, а черепаха, кроме долголетия, является защитным символом, так как является одним из четырех небесных защитников (три других – тигр, дракон и феникс)..

Журавль и феникс – это две самые популярные птицы в пантеоне символов фен шуй. Журавль является символом долголетия, счастья и спокойного, ровного полета по жизни. Считается, что изображение журавля приносит счастье и гармонию. Статуэтки журавлей ставят как в доме, так и снаружи дома, например в саду. Журавль – слово мужского рода, у него нет женского рода, и журавль с красным хохолком считается небесной метаморфозой многих божеств именно мужского рода. Журавли живут долго и их изображения являются символами долголетия, знания и старшинства по возрасту.

Говорят, что раньше различали четыре типа журавлей, отличающихся цветом – белый, черный, синий и желтый журавли, но сейчас об этом подзабыли и в основном, используют изображение простого белого журавля, часто с красным хохолком. А вот раньше самым «сильным» символом считали изображение именно черного журавля, потому что считали, что он живет дольше других журавлей - до 600 лет.

Благодаря своей природной красоте и впечатляющим брачным танцам, журавли оставили заметный след в культуре многих народов в различные исторические эпохи. На севере японского острова Хоккайдо, например, женщины исполняли специальный танец журавля. В Корее, танец журавля исполнялся во внутреннем дворе буддийского храма Тонгдоса. В Якутии до настоящего времени существует поверье, что даже нечаянное убийство журавля или разорение его гнезда неизбежно приносит несчастье. Наряду с драконом, символом своей культуры считают журавля и вьетнамцы.

Для тех, кто часто путешествует, журавль является символом «гладкого» путешествия, гладкого полета. Императоры Китая использовали изображения журавлей как символ своего высокого положения и стабильности правления. Изображение пары журавлей обозначает мужа и жену, доживших до зрелого возраста и сохранивших стабильность семьи.

Фэн-шуй символы:Журавль, стоящий на черепахе и роль этого символа в фен шуй

Журавлей изображают в различных позах и в различном окружении. Можно встретить изображение парящего в небесах журавля, и тогда это может быть символом хорошей загробной жизни, так как считается, что именно журавли сопровождают души умерших на небо.

Если журавль изображен парящим среди облаков, это может быть символом мудрости, долголетия, высокого служебного положения и власти.

Если журавль изображен среди вечнозеленых сосен, это символ благополучной жизни, власти, богатства и долголетия.

Если на картине изображены два журавля, или два журавля, свивших гнездо в ветвях сосны, это символ счастливого семейного союза, семейной гармонии и благополучия.

Если на картине журавль смотрит на солнце или луну, это символ стремления к мудрости.

Если журавль с красным хохолком изображен с двумя персиками, это означает «благословение на долгую жизнь».

Если журавль с красным хохолком изображен среди бессмертных божеств, это означает «благословение на долгую жизнь от всех божеств». Журавлей, сопровождающих небожителей в их передвижениях по небу (небожители летят, оседлав журавлей), можно встретить на многих изображениях.

В Сингапуре есть очень интересное, одно из самых дорогих офисных зданий, построенное по фэн шуй – Park View Square и перед ним стоит позолоченное, очень красивое изображение взмывающего в небо журавля.

Фэн-шуй символы:Журавль, стоящий на черепахе и роль этого символа в фен шуй

Черепаха, сама по себе, как и журавль, считается символом долголетия, потому что она долго живет. Известна японская поговорка "Журавль живет 1000 лет, а черепаха 10000 лет". В Китае говорят по-иному: «Черепаха – это символ десяти тысяч лет, а журавль – тысячи поколений», но кто же считал? Кроме того, черепаха является одним из самых главных четырех небесных животных (Дракон, Феникс, Тигр и Черепаха) в практике фэн-шуй. Черепахи значимы почти так же, как драконы. Это сильный символ долголетия, стабильности, поддержки и защиты.

Не удивляйтесь, если встретите изображение черепахи с большим хвостом, как например, на одном их рисунков вверху, чего на самом деле в природе не бывает. Такие хвосты из водорослей, приросших к панцирю, пририсовывают специально, чтобы подчеркнуть древность, большой возраст черепахи. Таких черепах называют зеленоволосыми.

Частенько можно встретить изображение журавля, стоящего на панцире черепахи и тогда это является символом особого, двойного долгожительства. Самое известное, а может быть и самое старое изображение журавля и черепахи находится в Пекине, в Запретном городе. Это два металлических скульптурных изображения и находятся они просто рядом. Изображать журавля стоящим на панцире черепахи стали, видимо, позднее.

&nbsp

&nbsp

Фэн-шуй символы:Журавль, стоящий на черепахе и роль этого символа в фен шуйФэн-шуй символы:Журавль, стоящий на черепахе и роль этого символа в фен шуй

В настоящее время, в погоне за усилением символа, в стремлении сделать его еще сильнее, в стремлении достичь двойного, тройного долголетия или богатства, разные символы и разных животных «соединяют» в единую композицию. Лично я расцениваю такую тенденцию как проявление жадности и ненасытности людей в получении чего-либо от мира. Я считаю это проявлением простого неумения в использовании символов. Тем не менее, можно встретить изображение не одного, а пары журавлей, да еще вместе со змеей, стоящими и лежащими на панцире простой или драконовой черепахи.

Фэн-шуй символы:Журавль, стоящий на черепахе и роль этого символа в фен шуйФэн-шуй символы:Журавль, стоящий на черепахе и роль этого символа в фен шуй

В Японии сюжет «журавль и черепаха» известен как «цурукамэ» и он стал темой или названием японских музыкальных произведений, танца, и даже театральной пьесы. Такие композиции встречаются на поздравительных открытках и конвертах для денежных подарков, на сувенирных медалях, постельных принадлежностях, вышитых платках и на многих других предметах, на которых можно рисовать или вырезать.

Очень фантазийные, с трудом напоминающие реальные, изображения журавля и черепахи можно встретить на подарочных монетах - амулетах, история которых начинается с династии Мин.

Фэн-шуй символы:Журавль, стоящий на черепахе и роль этого символа в фен шуй

На лицевой, янской стороне монеты иероглифами написано что-то вроде «черепаха и журавль объединены для увеличения продолжительности жизни…», а на оборотной, иньской стороне изображены сами журавль, черепаха, символ долголетия и символ единения.

В отличие от многих других символов удачи фен шуй, журавля, черепаху и их совместные изображения размещают и снаружи дома и внутри дома, в любом, достойном этих животных месте дома.

igelnik.ru

Птицы в традиционной японской живописи - Теория

Предлагаем вашему вниманию обзорную статью, посвященную жанру "Цветы и птицы" в традиционной японской живописи. На странице приводятся наиболее типичные шедевры монохромной и цветной чернильной живописи различных художников.

Камыш и гуси, Тессю Токусай

Камыш и гуси, Тессю Токусай

Камыш и гуси, Тессю Токусай. 14 век, Период Нанбокучо (1336–92).

Парные свитки, исполненные в технике письма черной тушью по шелку. Размеры каждого свитка 110.5 x 44.1 см, с обрамлением 182.2 x 51.4 см. Некогда являлись частью триптиха, но сейчас центральная его часть отсутствует. На центральной части был изображен даосский бессмертный Лу Донби, кормящий гусей, - популярный сюжет японской дзен-культуры, в основе которого лежит единство природы и духовного мира.

Тессю Токусай был одним из первых монахов раннего японского дзен буддизма, посвятивший свою жизнь духовным дисциплинам, живописи, разведением орхидей и гусей.

Журавли, персиковое дерево и китайская роза, Шень Нанпин

Журавли, персиковое дерево и китайская роза, Шень Нанпин (1682-1762). Свиток, выполненный в технике письма цветными чернилами по шелку. Оригинальный размер - 248.3 x 122.2 см.

Шень Нанпин (1682-1762) - японский художник китайского происхождения. В 1731 году переехал в Нагасаки по приглашению преподавать традиционную китайскую живопись японским студентам, в результате чего образовалась новая художественная школа, повлиявшая на всю культуру Японии конца периода Эдо.

По ассоциации с бессмертием, журавли и персики считаются символами долголетия. Журавли часто изображаются несущими на спине даосских бессмертных, персики - растущими в райском саду Сиванму, саду дворца Королевы Запада. Журавли и персики, таким образом, символизируют "острова бессмертных", благодатный рай, вдохновлявший художников на протяжении всей истории китайского и японского искусства.

Белые цапли и зимородок на пруду с лотосами, Кинкей Додзин

Белые цапли и зимородок на пруду с лотосами, Кинкей Додзин (Рёбин), 16 век, период Муромати (1392–1573). Бумажный свиток, живопись чернилами, 95.9 x 39.7 см.

Как и о многих художниках средневековой Японии, мало известно о Кинкей Додзин. Исторические хроники японской живописи ("Honchogashi") указывают на то, что Кинкей изучал технику живописи стиля Сёбун, а также картины "Южного Певца" (кит. Ми Ци, яп. Моккей), и специализировался на традиционном жанре "цветы и птицы".

Две белых цапли изображаются как бы собравшимися в комок перьев - характерное для китайских цапель поведение, когда они пытаются согреться. Зимородок изображается с непропорционально длинным клювом. Птица будто бросает вызов гравитации, раскачиваясь на тончайшем стебле тростника, обозначенным на бумаге единственным каллиграфическим росчерком.

Между зимородком и цаплями, прямо над их головами, высохший бутон лотоса, придающий сюжету несколько мрачное настроение. Лотос - растение, вырастающее из грязи на дне пруда, в буддийской традиции символизирует путь к спасению. Изображение жизненных циклов лотоса часто используется монахами-художниками средневековья как метафора быстротечности.

Ли Хэцзин с ручныи журавлем, Кайо Юсо

Ли Хэцзин с ручныи журавлем. Приписывается кисти Кайо Юсо (1533-1615). Периоды Момояма (1573-1615) - Эдо (1615-1868). Изначально двухпанельная складная ширма, перемонтированная в свиток. Тушь и цветные чернила по бумаге. Размеры - 144 x 156.8 см.

Подпись на картине идентифицирует исполнителя как Кайо Юсо, однако предполагается, что печати и подписи добавлены позднее. Тем не менее, техника живописи (Кано) позволяет четко датировать картину семнадцатым веком.

Красноголовый журавлю стоит у ног китайского мудреца, защищаемый от холода полой его плаща. Корявая ветка сливы подтверждает настроение ранней весны своими почками, готовыми раскрыться. Ветка сливы и журавль - символы, которые говорит нам, что человек, изображенный на картине - Ли Бу (967-1028), поэт и литератор, живший на Восточном Острове рядом с Ханчжоу. После смерти Ли Бу дали прозвище Лин Хэцзин, что означает Роща Гармонии (яп. риннасей). Причисленный к чину Величайщих затворников, Лин Хэцзин был известен своей любовью к сливам и способностью приручать журавлей. В Японии личность Хэцзина рассматривается как поэтическое воплощения лика даосского "бессмертного", потому сюжеты с его участием пользовались особой популярностью как у народного искусства, так и у искусства японской элиты.

Журавль, Нагасава Росетсу

Журавль, Нагасава Росетсу (1754-1799). Период Эдо (1615-1868). Черная и красная краска по бумажному свитку, 213.4 x 99.7 см.

Росетсу обучался искусству живописи у Маруяма Окио (1733-1795). Будучи изгнанным из школы за своенравие и неподчинение учителю, Росетсу продолжал развивать собственный узнаваемый стиль. Его картины, большей частью на тему животных и птиц, являются без преувеличения данью "неуважения" к традиции живописи дзен того времени.

Иллюстрация представляет часть диптиха, изображавшего только трех журавлей без какого-либо фона - традиционного пейзажа или кустика растительности. Поза каждой птицы незначительно варьируется, их белые тела художник "отрывает" от фона лишь чернильной размывкой. Кроме ярко-красного цвета на голове птиц, журавли написаны полностью черными чернилами. Общий эффект, вызываемый картиной, состоит из недоумения и доли юмора, будто птицы спокойно стояли, позируя художнику.

Павлин и пионы, Тани Бунко

Павлин и пионы, 1820, Тани Бунко (1763-1840). Период Эдо (1615-1868), живопись по шелку, 153 x 88.3 см.

Тани Бунко имел возможность изучать китайские стили живописи, будучи на службе у государственного деятеля Матсудаира Саданобу (1758-1829). На картине изображена пара павлинов у куста пиона, олицетворяющих богатство и мирскую власть. Вероятно, живопись создана по заказу влиятельного покровителя, в частности, "героическая" поза одного из павлинов предполагает официальное поручение.

Утка, летящая над ирисом, Таварая Сотацу

Утка, летящая над ирисом, ок. 1630-х, Таварая Сотацу. Период Эдо (1615-1868), живопись по шелку, 191.8 x 55.2 см.

Художественная студия Таварая Сотацу специализировалась на чернильной живописи птиц и других благоприятных животных, например, собак, тигров, волов и кроликов как части стандартного репертуара. Использование краски определенного оттенка наравне с собственным стилем монохромной живописи являлось своего рода визитной карточкой студии Сотацу. Более того, художник значительно стилизует мелкие детали, будто желая устранить излишние подробности. Такая манера письма оказала влияние на художников последующих поколений, в том числе Огата Корин (1658-1716) и его приемников, создававших картины с изображениями уток по стандарту Ринпа, ставшему частью известного руководства по рисованию ("Сто картин").

Дикая утка в тростниках, Хосетсу Тозен

Дикая утка в тростниках, Хосетсу Тозен (17 век). Период Эдо (1615-1868), цветные чернила по бумаге, 85.1 x 44.5 см.

Мало известно о личности Хосетсу Тозен, но, на основе общих стилистических соображений и наличия в имени иероглифа "То", можно предположить, что художник был последователем Сесю Тойо (1420-1506). Хронологические научные источники говорят, что Тозен родился в Мацуура (провинция Бидзен на острове Кюсю) и позднее стал монахом дзен секты риндзай.

Тема диких уток и уток среди тростника была весьма популярна в живописи и поэзии всей Восточной Азии. Обычно тема использовалась для художественно-поэтической передачи настроения поздней осени.

Перепела под осенними цветами, Тоса Мицуоки

Перепела под осенними цветами, Тоса Мицуоки (1617-1691). Период Эдо (1615-1868), цветные чернила по шелку, 97.8 x 41.6 см.

Тоса Мицуоки был официальным придворным художником в 1654 году. Своим творчеством Мицуоки старался возродить давно утраченный стиль школы Тоса, которую, начиная с периода Муромати, затмил стиль Кано.

Элегантные от природы хризантемы очень часто появляются вместе с перепелами на живописных полотнах и графических композициях. Тема хризантем была особенно любима китайскими художниками, поскольку являлась символом мира и долголетия.

Перепел и просо, Киёхара Юкинобу

Перепел и просо, Киёхара Юкинобу (1643-1682). Период Эдо (1615-1868), цветные чернила по шелку, 118.4 x 47.6 см.

Киёхара Юкинобу - дочь выдающегося Кано художника Кусуми Морикаге (ок. 1620-1690), одна из немногих женщин живописцев периода Эда, почитавшихся как "достигшая высокого мастерства в искусстве". Продолжая дело своего отца, Юкинобу перерабатывала на свой манер обычные для эпохи Муромати живописные темы.

Эту весьма традиционную композицию наполняет спокойствие. Асимметричность пополам с реализмом напоминает китайские академические прототипы 12-го века, но отличительной особенностью здесь является тонкий намек на внутреннюю гармонию в композиционном расположении перепела и покачивающихся стеблей проса.

Свиристели, цветущая вишня и бамбук, Киёхара Юкинобу

Свиристели, цветущая вишня и бамбук, Киёхара Юкинобу (1643-1682). Период Эдо (1615-1868), цветные чернила по шелку, 182.5 x 54.7 см.

В этой картине Юкинобу фиксируется на трех стандартных позах свиристелей, воссоздает типичную весеннюю сцену. Заметен высокий уровень детализации изображений птиц, контрастирующий с особенно нежной трактовкой камней в ручье и ствола вишни.

Сорока на ветви калины, Генга

Сорока на ветви калины, Генга (16 век). Период Мромати (1392-1573), цветные чернила по бумаге, 46.3 х 35.5 см.

О Генга неизвестно практически ничего. Слегка упрощенная манера и усиленный цвет дают основание предположить, что работал Генга в начале 16-го века и принадлежал к цепи последователей Сессю (1420-1506) или Сотана (1413-1481).

В ажурном обрамлении пышных цветов калины (яп. гамазуми), длиннохвостая сорока - довольно редко встречающаяся в Японии птица - изображается с особым вниманием к деталям, что отражает идеалы натурализма в живописи императорской академии китайской династии Южная Сун. Живописные идеалы Китая оказали весьма плодотворное влияние на японскую живопись начиная с 15-го века.

Петухи, Кацусика Хокусай

Петухи, Кацусика Хокусай (1760-1849). Период Эдо (1615-1868), Цветные чернила по шелку, 54.9 x 84.8 см.

Заметно, как петух справа проявляет явную агрессию по отношению к петуху слева. Последний будто весьма удивлен данным обстоятельством, а его глаз, обращенный к зрителю, будто вопрошает, следует ли вступать в бой. Передача человекоподобных эмоций у животных - характерная черта и "торговая марка" Хокусая. Нельзя не отметить, характерное для творчества Хокусая, тщательно прорисованное оперение.

Тэг: Восточная живопись

zen-designer.ru

Журавль серый: фото, особенности образа жизни

В этой статье будет рассказано об одной из самых интереснейших и крупных птиц. Это журавль. Всего в России обитает 7 видов таких птиц. Из них наиболее распространенным и многочисленным является обыкновенный серый журавль.

Ареал обитания

Гнездятся серые журавли в западной и северной Европе, на многих территориях России (до бассейна р. Колымы и Забайкалья), в Китае и в Северной Монголии. Также немного они замечены на Алтае, в Тибете и Турции. В зимний период журавли, как и большинство птиц, обычно мигрируют на юг: в Восточную и Северную Африку, в Испанию, Францию, на Ближний Восток, в Индию и в Китай (юг и восток).

Журавль серый

Места их гнездования: в болотистой местности и в поймах рек (заболоченных). В случае недостатка заболоченных мест могут обосноваться и вблизи от угодий сельскохозяйственных. Обычно для зимовки журавли выбирают более возвышенные места, довольно густо покрытые растительностью травянистой.

Серый журавль: фото, описание

Самцы и самки практически не отличаются друг от друга внешне. Преимущественный цвет окраски взрослых особей – серый. Лишь немного окрашены в черный цвет некоторые перья: маховые (первостепенные, второстепенные, третьестепенные и кроющие), а также рулевые перья (их вершины).

На темени птицы перья практически отсутствуют, а участок голой кожи на ней – красноватый. Всегда с красной "шапочкой" на голове ходит серый журавль (фото наглядно демонстрирует это).

Нижняя часть шеи, ее бока, часть головы (задняя) и подбородок имеют буровато-черный окрас. На шее и голове птицы резко выделяется белая полоса, которая проходит по бокам головы к заднему краю, а также по внешней стороне шеи.

Серый журавль: фото

Это довольно крупная птица: высота – 115 см, а крылья имеют размах до 2-х метров. Вес самцов достигает 6 кг, а самки – чуть меньше (5,900 кг). Расцветка оперения позволяет птице маскироваться в лесах от врагов. Клюв достигает размеров до 30 см. Серые с рыжими окончаниями перья имеет молодой серый журавль. Конечности у птицы темные.

Размножение

Журавль серый – птица моногамная. Она сохраняет свою пару в течение жизни. Только если самка или самец погибает, то оставшаяся в живых птица находит себе другого спутника жизни. А еще другая пара может образоваться в случае неудачных продолжительных попыток завести потомство.

С апреля по июль длится сезон размножения. Как правило, пара образуется до начала перелёта к месту будущего гнездования. После прибытия на место самка и самец устраивают те самые своеобразные ритуальные танцы. Представляют они собой подпрыгивания, хлопанья крыльями и важную гарцующую походку.

Над водой или вблизи нее выбирается участок земли (относительно сухой), обязательно среди густой растительности (заросли камышей и т. п.). Это место для гнезда. Самец и самка возвещают о выборе подходящего места протяжным голосом. Таким образом они помечают свою территорию.Серый журавль: ареал обитания

Само гнездо – большое (более 1м в диаметре). Строится оно из самого разнообразного материала. Обычно самкой откладывается 2 яйца. Инкубационный период длится до 31 дня. И самец, и самка высиживают яйца. Вскоре после рождения птенцы могут покидать родительское гнездо. Полное их оперение наступает примерно через 70 дней.

Образ жизни, особенности

Журавль серый, как уже отмечалось выше, по прилету на родину начинает своеобразно выплясывать. Делают он это либо в одиночестве, либо в стае. В этот период птицы очень осторожны, поэтому наблюдать все это можно только издалека. Журавли на гнездовьях обычно никогда не образуют массовых скоплений, то есть пары гнездятся далеко друг от друга.

Гнездо самка и самец строят очень быстро и небрежно. В итоге оно представляет собой просто кучу хвороста, собранного с близлежащих территорий. Внутри гнезда располагается лоток, выложенный сухой травой. Как правило, более старые птицы занимают свои гнезда (прошлогодние). Такое гнездо может паре журавлей служить несколько лет, просто каждый год птицы немного его обновляют.

Распространение журавлей в России

Журавль серый в России представлен двумя подвидами – западным и восточным. они мало отличаются друг от друга. Граница их распространения, так же, как их подвидовая самостоятельность, изучена на территории страны на сегодня сравнительно плохо. Приблизительно можно сказать, что граница, которая разделяет эти два подвида, простирается по Уральскому хребту. Подвид западный обитает в европейской России, а восточный – в азиатской.

Серый журавль: перелет

Причем известно, что на зимовку журавль серый из европейской части страны летит в Африку (Марокко, Египет и т. п.), а из восточной (обитающий в основном в Сибири) – на север Индии или в Китай. Незначительная часть серых журавлей перезимовывает в Закавказье.

В заключение о самом интересном

В самом начале брачного сезона серые журавли свои перья покрывают грязью и илом. Это позволяет им маскироваться и прятаться от хищников, делает их менее заметными в периоды высиживания и выведения своих птенцов.

Журавль серый, как и другие виды, начинает свой полёт с плавного разбега по ветру, ускоряясь и раскрывая огромные крылья перед самым взлётом.Серый журавль: конечности

Довольно всеядны серые журавли: питаются растениями (клубнями, листьями, стеблями, желудями, ягодами и пр.), беспозвоночными (червями и насекомыми), позвоночными (змеями, лягушками, грызунами и рыбой). Также журавль может прокормиться и зерном, при этом даже создавая угрозу урожаю.

fb.ru


Смотрите также