Как продавали "Крик". Картину крик


Крик, Эдвард Мунк, картина, художник, история картины, искусство

Каждое произведение искусства имеет свою уникальную, не похожую ни на одну другую историю, свой символизм и свои тайны. И в новой рубрике «Pic of the Week» Styleinsider будет рассказывать о судьбе и историях создания самых знаменитых шедевров мировой живописи. И первой станет одна из самых загадочных картин в истории — «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка.

Крик Эдвард Мунк

Год создания

1893-1910

Версии картины

Всего существует четыре варианта картины. В Музее Эдварда Мунка находятся две картины. Одна из них выполнена маслом, а ещё одна — пастелью. В Национальном музее Норвегии экспонируется наиболее известная версия картины, написанная маслом. Ещё одна картина, написанная пастелью находится в частных руках и принадлежит американскому бизнесмену Леону Блэку.

Крик Эдвард Мунк

История создания

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — так Мунк описывает момент, когда он ощутил потребность выразить охватившие его чувства. Ведь первоначальное название на немецком, которое дал Мунк своей работе, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Однако, «Крик» в известных нам вариациях появился не сразу. Ему предшествовали полотна «Отчаяние», «Тревога» и «Меланхолия», в которых он пытался найти идеальный образ, который передаст то ощущение ужаса, то эмоциональное напряжение и тот самый кровавый закат. Мы видим, что на картине небеса окрашены в ярко-алый цвет, который так впечатлил Мунка. В связи с этим некоторые учёные выдвинули версию, что такой оттенок неба был связан с извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Существует также версия, что картина стала отчасти плодом психического расстройства, ведь есть документальные сведения о том, что художник действительно страдал маниакально-депрессивным психозом, вызванным тяжёлым потрясением от смерти сестры.

Крик Эдвард Мунк

Интересные факты

— «Крик» несколько раз похищали злоумышленники. Так, в 1994 году картина пропала из Национальной галереи, однако, через несколько месяцев она была возвращена на своё место. А в 2004 году «Крик» и другое известное произведение художника «Мадонна» были  похищеныиз музея Мунка. Обе картины также были возвращены в 2006 году. Работы получили несколько повреждений и после реставрации снова были выставлены на показ в мае 2008.

— По мотивам «Крика» Энди Уорхол создал серию принтов-копий в нескольких цветах.

— Именно на основе картины была создана знаменитая маска из фильма «Крик»

— «Крик» в числе прочих работ Мунка был признан образцом дегенеративного искусства в нацистской Германии и был запрещён. Спас полотно от уничтожения и выкупил у Германии норвежский бизнесмен Олсен.

— На момент продажи с аукциона в 2012 году выполненная пастелью версия картины, принадлежавшая миллиардеру Петеру Олсену, стала самым дорогим произведением искусства, выставленным на открытых торгах. Работа была продана в течении 12 минут за сумму более, чем 119 миллионов долларов.

— Многие считают картину проклятой, так как люди, которые так или иначе соприкасались с этим полотном, часто заболевали, ссорились с родными, впадали в депрессию и внезапно умирали, что отчасти подтверждается реальными историями.

Крик Эдвард Мунк

Автор статьи: Нонна Довбыш

Комментарии

styleinsider.com.ua

Картина "Крик"

119 млн. 922 тыс. 500 долларов  - именно столько заплатил анонимный покупатель 2 мая на торгах Sotheby's в Нью-Йорке за картину «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка. На сегодняшний день - это рекордная сумма, потраченная на картину за все время аукционных торгов. До этого пальма первенства принадлежала полотну Пабло Пикассо «Обнаженная зеленые листья и бюст» (ее продали на аукционе Christie's в Нью-Йорке в 2010 году за $106,5 млн.)

Картина Пикассо

Изначально эксперты Sotheby's  оценили работу Мунка в $80 млн. Однако сразу же после того, как лот был объявлен, цена стала быстро повышаться. В борьбу за обладание шедевром вступили семеро претендентов. Пятеро вскоре сошли с дистанции и остались двое, каждый из которых делал свои ставки по телефону. Имя покупателя так и осталось неизвестно, но эксперты называют среди возможных новых хозяев картины Романа Абрамовича, греческого судовладельца Филипа Ниархоса и королевскую семью Катара. Кто-то из них, по мнению западных СМИ, и купил картину.

Ранее картиной владел норвежский миллиардер Петтер Олсен, которому «Крик» перешел по наследству. Его отец, Томас Олсон, был другом, соседом и покровителем Мунка, поэтому ему досталась версия «Крика» 1895 года, нарисованная пастелью. Говоря о причинах продажи картины, Олсен  утверждает, что расстался с ней, потому что «владение столь ценным предметом искусства - это огромная ответственность».

Теперь подробнее о версиях картины - незнающему человеку тут впору и запутаться. Дело в том, что Мунк создал всего четыре версии картины, которые отличаются друг от друга различными техниками. Два варианта "Крика" (один в технике пастели, другой, написанный маслом) хранятся в музее Мунка в Осло, третья работа, выполненная маслом - в норвежском Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна. Четвертый вариант в технике пастели, был единственной версией, принадлежащей частному лицу.  Вообще многие из картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. (К примеру, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая).

Известный лот

Надо сказать, что версиям "Крика" людская молва приписывает буквально мистические свойства.  По слухам, сотрудник музея, случайно уронивший холст, затем долго страдал от невыносимых головных болей, которые в итоге довели  его до самоубийства.  Другой неловкий сотрудник музея, также уронивший картину, спустя несколько дней попал в реанимацию после страшной автомобильной аварии. Нет нужды пересказывать все страшилки, тем более, достоверность этих историй никто не проверял.

Впрочем, о том, что полотно и впрямь сильно воздействует на психику человека признавал в одном из интервью газете New York Times ее бывший владелец Петтер Олсен. «Крик - это уникальная картина. Ее знают все, но немногие видели ее собственными глазами. Стоя перед полотном, ощущаешь сильный страх. Оно действительно шокирует», - сказал миллионер.

Многие эксперты связывают подобный эмоциональный подтекст "Крика" с жизнью самого художника.  Он страдал маниакально-депрессивным психозом и время от времени проходил курсы лечения в клинике. Болезнь была вызвана в том числе жизненными обстоятельства и потрясениями, которые художник испытывал, начиная с девства. Мунк пережил смерть почти всех близких: мать умерла от туберкулеза – Мунку было 5 лет; затем, когда ему было пятнадцать от той же болезни скончалась любимая сестра; вскоре умер брат, а еще одна сестра заболела шизофренией. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника, но все пошло не по плану. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. После этого нервные срывы стали преследовать художника постоянно и в 1908 он впервые попал в психиатрическую лечебницу. Версии картин «Крик», ( ранее называлась «Отчаяние» ) были им созданы в период с 1893 по 1910 гг.

Работа Мунка

Впрочем, сам художник описывает появление источника своего вдохновения вполне земными мотивами. Ничего мистического и потустороннего: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», - пишет он в своем дневнике. (Запись датирована 22 января 1892 года).

P.S. После столь удачно сделки норвежский миллионер решил потратить вырученные от продажи картины деньги на строительство культурного центра в 25 милях к югу от Осло, где Мунк жил с 1910 по 1944 год, до самой смерти. Олсен собирается также привести в порядок дом и мастерскую художника , чтобы открыть их для публичного посещения.

Автор:Наталья Зеленая

www.abitant.com

Крик (картина Мунка) Википедия

«Крик» (норв. Skrik) — созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 г. Мунк создал литографию на тот же сюжет.

«Крик» как эмблема экспрессионизма служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения[1][2]. Словно бы заглянув в грядущее столетие мировых войн, революций и экологических бедствий, автор, кажется, отрицает саму возможность какого-либо их преодоления, или трансцендентности[1].

Описание

Фигура кричащего примитивизирована до такой степени, что напоминает различным комментаторам скелет[2], эмбрион или сперматозоид[1]. Волнообразные линии пейзажа, будто эхо, повторяют закруглённые контуры головы и широко раскрытого рта — как если бы звук крика отдавался повсюду[2]. Негативная эмоция субъекта, таким образом, подминает под себя окружающий мир, приобретая вселенский размах[1]. Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы».

История создания

В фоновом пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Изначальное название на немецком, данное Мунком картине, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). На страницах своего дневника в записи «Ницца 22.01.1892», Мунк так описывает источник своего вдохновения:

« Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу. »

Художник предпринял несколько попыток запечатлеть на полотне поразившую его картину; о вынашивавшихся им планах изобразить запомнившийся ему закат сообщали его друзья и знакомые[3]. Первой из них стала картина «Отчаяние» (поначалу известная как «Настроение на закате»), выполненная в относительно реалистической манере и больше напоминающая набросок: похожий на самого Мунка человек в шляпе с низкой тульей стоит у перил моста на фоне кровавого неба, двое других мужчин в цилиндрах удаляются прочь[4]. В другом варианте центральная фигура напоминает главного героя картины «Меланхолия»: опущенная голова, очерченные тёмными кругами глаза[3]. Очевидно, художник долго не мог найти подходящий образ, способный выразить охвативший его тогда ужас. Наконец, в 1893 году он пишет новый вариант картины, который в конце концов и войдёт в историю под названием «Крик»: относительно реалистическое изображение человека сменяет искажённая, бесполая фигура, напоминающая скелет[5]. В первый раз она, как и предыдущие варианты, выставлялась под названием «Отчаяние», но позднее вошла в историю под названием «Крик»[6]. Сам Мунк дал ей немецкоязычное название «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Биограф Мунка Атле Нэсс осторожно предполагает, что окончательный выбор названия был подсказан стихотворением Вильгельма Крага «Крик», а также его стихотворным комментарием к «Настроению на закате», в котором он (независимо от Мунка) написал об «ужасном крике, разносящемся над забытым Богом миром»[7].

В литературе высказываются разные версии относительно обстоятельств создания «Крика». Биограф Мунка Сью Придо отмечает, что близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, неподалёку от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка, Лаура. Хотя исследовательница избегает однозначных заявлений на этот счёт, она, тем не менее, замечает: «Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы»[8]. В 2003 году группа астрономов выдвинула предположение, что ярко-алый цвет неба, так поразивший художника, был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Мощнейший взрыв, сила которого многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла, из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Исследователи пишут, что это явление было замечено многими и отмечалось в норвежских газетах[9]. Искусствоведы и биографы Мунка, тем не менее, призывают относиться к таким данным с осторожностью, так как неизвестно в точности, когда именно состоялся записанный в Ницце эпизод, к тому же творчество Мунка тяготеет к экспрессионистской, а не реалистической манере[8]. В 1978 году искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное, бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 году[10][11]. Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками, также поразила воображение Поля Гогена (он сделал с неё серию набросков)[10]; предполагается, что она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?». Недавно итальянский антрополог высказал мнение, что Мунк, возможно, видел другую мумию во флорентийском музее, ибо она больше напоминает фигуру на картине[12].

Впервые «Крик» (тогда ещё под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года[6]. Он завершал собой небольшую серию картин под названием «Любовь» («Die Liebe») — предшественницу более масштабного, но развивающего ту же тематику «Фриза жизни». Помимо «Крика», в неё вошли такие картины, как «Голос», «Поцелуй» и «Ревность», «документировавшие» рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние[6]. Выставка была встречена непониманием и получила преимущественно негативные отзывы от критиков[6], однако удостоилась восхищённых комментариев от таких деятелей искусства, как Станислав Пшибышевский[13].

Версии «Крика» и их местонахождение

Мунк создал четыре версии «Крика», используя различные техники:

  • В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель.
  • В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия (илл. справа). Она написана маслом.
  • Единственная версия сюжета, остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Она принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион 2 мая 2012 года[14]. В итоге картина была продана Леону Блэку[15] за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, что на то время представляло рекорд для произведений искусства[16][17].

«Крик» не раз становился мишенью злоумышленников:

  • В 1994 году картина была украдена из Национальной галереи. Несколькими месяцами позже она была возвращена на своё место.
  • В 2004 году «Крик» и другое известное произведение художника «Мадонна» были украдены из музея Мунка. Обе картины были возвращены в 2006 году. Они получили некоторые повреждения и снова были выставлены на показ в мае 2008, после реставрации.
  • Версии
  • Отчаяние (1892, Галерея Тиль)

  • Крик (1893, пастель, Музей Мунка)

  • Крик (1893, Национальный музей в Осло)

  • Меланхолия (1894, Музей Мунка)

  • Тревога (1894, Музей Мунка)

  • Крик (1895, пастель, частная коллекция)

  • Крик (1910, Музей Мунка)

Переосмысления и использование образа в массовой культуре

Ко второй половине XX века «Крик» стал поистине «иконическим» образом и с тех пор неоднократно переосмыслялся и пародировался. Энди Уорхол выполнил серию принтов-копий «Крика» в нескольких цветах. Другому представителю поп-арта, Эрро, принадлежат два коллажа, пародийно переиначивающих работу Мунка («Второй крик», 1967, и «Дин-дон», 1979). Этот образ много раз использовался в рекламе, комиксах, теле- и мультсериалах и кино. Знаменитая маска из фильма «Крик» была вдохновлена картиной с тем же названием[18]. Внешний вид представителей инопланетной расы Тишина (Silence) из культового сериала «Доктор Кто» также была навеяна персонажем с картины Мунка[19]. Один из главных героев манги и аниме Another, Юя Мотидзуки, является большим поклонником Мунка и вдохновляется «Криком» для написания собственной картины. Репродукция картины использовалась для обложки книги Артура Янова «Первичный крик», в дизайне альбомов групп Morgen (Morgen, 1969), Red Lorry Yellow Lorry (This Today EP, 1984), Clair Obscur (La cassette noire, 1982) и других.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Watson Gray F. Edvard Munch (Norwegian artist) : Introduction (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  2. ↑ 1 2 3 Gardner’s Art Through The Ages. 12-е издание. ISBN 978-0-495-00480-6. Page 721.
  3. ↑ 1 2 Атле Нэсс. Эдвард Мунк: Биография художника. Издательство «Весь Мир», 2007. Стр. 92
  4. ↑ Нэсс, стр. 93
  5. ↑ Нэсс, стр. 114
  6. ↑ 1 2 3 4 Нэсс, стр. 115
  7. ↑ Нэсс, стр. 96-97
  8. ↑ 1 2 Mia Fineman. Existential Superstar: Another look at Edvard Munch’s The Scream. Slate.com
  9. ↑ [http://edition.cnn.com/2003/TECH/space/12/10/scream.munch.reut/ Why the sky was red in Munch’s 'The Scream' . CNN
  10. ↑ 1 2 Hannah Vickers. The Scream was inspired by a Peruvian mummy. Peru This Week
  11. ↑ Ульрих Бишофф. Эдвард Мунк. TASCHEN/Арт-родник, 2008
  12. ↑ Rossella Lorenzi Italian Mummy Source of 'The Scream'? // Discovery News, 7 September 2004
  13. ↑ Нэсс, 116
  14. ↑ Vogel Carol "‘The Scream’ Heads for the Auction Block // The New York Times, February 21, 2012
  15. ↑ $120 млн за картину «Крик» Эдварда Мунка заплатил финансист Леон Блэк // Forbes, 12.07.2012
  16. ↑ Лариса Саенко. Холст Мунка «Крик» продан почти за $120 млн, установив мировой рекорд, РИА Новости (3 мая 2012). Проверено 2 мая 2012.
  17. ↑ Олег Зеленин Картина Мунка «Крик» продана на аукционе в Нью-Йорке за 120 млн долларов // ИТАР-ТАСС, 03.05.2012
  18. ↑ Кудрявцева, Валерия Этот «Крик» у них Мунком зовется // Культура, 18.11.2012
  19. ↑ Doctor Who boss says season start is 'darkest yet' . BBC. 5 April 2011. Retrieved 7 April 2011.
  20. ↑ Permanent Markers Implementation Plan. August 19, 2004, United States Department of Energy Waste Isolation Pilot Plant.
  21. ↑ 😱 Face Screaming in Fear. Emojipedia. Проверено 21 марта 2016.

wikiredia.ru


Смотрите также