Рубенс, Петер Пауль (1577 — 1640). Картины художников. Картину рубенса


Питер Рубенс – биография, фото, личная жизнь, картины, смерть

Питер Рубенс: биография

Питер Пауль Рубенс – величайший гений своего времени. Его имя навсегда закрепилось в истории искусства. Художник с большой буквы, как известно, был еще и замечательным человеком: красив, умен, энергичен и уверен в себе. Художник, который при жизни не усомнился в своем творчестве.

Детство и юность

Питер Рубенс родился 28 июня в 1577 году в немецком городе Зигене. Хотя с датой рождения возникают некоторые споры: биография художника не раз переписана. Его семья эмигрировала из Бельгии в Германию во время начавшейся в Нидерландах гражданской войны и террора против протестантов.

Портрет Питера РубенсаПортрет Питера Рубенса

Отец художника, Ян Рубенс, был городским судьей в бельгийском Антверпене до 1568 года. Жена Мария Пейпелинкс воспитывала четырех детей. Вся семья оказалась в Германии, и в это время на свет появились еще трое детей. Среди них был и Питер Рубенс.

Первые одиннадцать лет детства живописца прошли в Кельне. Отец продолжил работать юристом, мать - воспитывать детей. Привычная стабильность пошатнулась, когда видный и богатый глава семейства вступил в отношения с супругой Вильгельма Оранского, Анной.

После этого Яна Рубенса лишили имущества и права работать адвокатом, а Марии приходилось торговать овощами на рынке, чтобы прокормить детей. Из Кельна Рубенс вместе с женой и потомством был послан в Зиген в 1573 году.

Автопортрет Питера РубенсаАвтопортрет Питера Рубенса

В 1587 году Ян Рубенс скончался от болезни. В это же время Пейпелинкс потеряла несколько детей. Вдова Рубенса приняла католичество и вернулась на Родину, в Антверпен. Дети пошли в латинскую школу.

В то время в городе происходили изменения. Стало невозможным продолжать заниматься торговлей из-за закрытых морских путей. Каждому из детей Рубенса предстояло найти свое место в жизни. Девушки стали женами состоятельных мужей. Один из сыновей, Филипп, пошел по стопам отца, обучаясь на юриста. Старший Ян Баптист профессионально занялся живописью.

Живопись

В 16 веке в мире искусства происходили большие изменения. Фламандцы изобрели краску для рисования, более удобную и практичную. В ее основу вошло масло льна. Это добавило краскам яркости и увеличило время высыхания. Картины стали более глубокими, а работа превращалась в неспешное удовольствие.

Картина Питера Рубенса «Самсон и Далила»Картина Питера Рубенса «Самсон и Далила»

Питера Пауля с детства влекло искусство. С 14 лет он обучался ремеслу у местных художников. Основы будущий живописец постигал у пейзажиста Тобиаса Вархахта, который был связан с ним родством.

Вторым мастером в жизни Рубенса стал еще один родственник: Адам ван Ноорт. Питер Пауль намеревался добрать у прославленного художника знания, не полученные во время работы с Вархахтом. Четыре года ученик трудился под присмотром Ноорта. За это время юный Питер проникся интересом к фламандской атмосфере. Позже это сказалось на его творчестве.

Картина Питера Рубенса «Суд Париса»Картина Питера Рубенса «Суд Париса»

В 1595 году начинается новый этап в творчестве Питера Рубенса. Следующим учителем становится Отто ван Веен (в то время один из самых влиятельных художников). Его называют основоположником маньеризма и главным наставником Рубенса, чей талант приобрел новые грани во время обучения.

Питер Пауль Рубенс не стал писать в манере Веена, хоть его стиль и оказал большое влияние на мировоззрение художника. Наставник стал для него примером многогранности и образованности. Еще в детские годы Рубенс тянулся к знаниям, изучал языки (владел свободно шестью языками) и гуманитарные науки.

Картина Питера Рубенса «Сусанна и старцы»Картина Питера Рубенса «Сусанна и старцы»

Уроки у Отто Ван Веена Рубенс брал до 1599 года, а затем в официальном статусе «свободного художника» в 1600 году отправился в Италию, чтобы усовершенствовать мастерство и полюбоваться на произведения античности.

На тот момент живописцу было 23 года, но он уже обладал собственным почерком, благодаря чему практически сразу Питер Рубенс был приглашен на службу к Винченцо Гонзаге, правителю Мантуи. Герцог увлекался античным искусством, любил картины эпохи Возрождения. Рубенс часто писал для него копии.

Картина Питера Рубенса «Тайная Вечеря»Картина Питера Рубенса «Тайная Вечеря»

Восемь лет Питер Пауль провел при дворе Гонзаги. Считается, что служба является удачным решением для художника, так как церковная власть того времени стала выступать против ереси на картинах современных художников.

За время, проведенное в Италии, молодой живописец побывал в Риме, Мадриде, Венеции, Флоренции. Выполнял поручения дипломатического характера.

Картина Питера Рубенса «Три грации»Картина Питера Рубенса «Три грации»

В 1608 году Рубенс поспешно вернулся в Антверпен, узнав о смерти матери. Отъезд обратно в Италию он не планировал: утрата казалась настолько тяжелой, что художник подумывал об уходе в монастырь. Но оставить живопись Питер не смог. Помимо многочисленных заказов от богатых жителей родного города, ему поступило предложение работать при дворе эрцгерцога Альберта.

В Антверпене художник стал одним из востребованных. Он старался успевать выполнять заказы эрцгерцога, расписывать собор и писать картины для сотни других жителей города. В 1618 году появился шедевр «Союз Земли и Воды». В нем ярко выражено влияние итальянских художников на стиль живописца. Считалось, что главным замыслом полотна являлось единство Антверпена и реки Шельды.

Картина Питера Рубенса «Союз Земли и Воды»Картина Питера Рубенса «Союз Земли и Воды»

Объем заказов стал значительно больше, и Питер Пауль открыл собственную мастерскую. Теперь он, некогда старательный ученик, делился знаниями с юными дарованиями (в истории остались такие имена, как Якоб Йордане, Франс Снейдерс). Ученики выполняли многочисленные заказы горожан. Это со временем стало продуманной системой, школой искусств.

Между тем в 1620 году появляется ещё одно произведение искусства, вершина творчества Рубенса - «Персей и Андромеда», сюжет которого связан с античным мифом, которым так увлекался Питер Пауль.

Картина Питера Рубенса «Персей и Андромеда»Картина Питера Рубенса «Персей и Андромеда»

Ближе к 1630 годам Питера Рубенса утомил насыщенный образ жизни. Некоторое время он пробыл в уединении, создавая очередную гениальную картину. «Три грации» и «Суд Париса» являются воплощением натуры их автора. Рубенса всегда привлекала красота и пластичность объемного женского тела

«Сусанна и старцы» стала классикой фламандской живописи. Сюжет обращен к Ветхому Завету. Картины Рубенса, принадлежавшие соборам, связаны со Священным Писанием («Тайная Вечеря», «Самсон и Далила»), хотя его творчество больше охватывает другую область жизни – яркую, пышную, драматичную. Не все картины церковной направленности вызывали одобрение. Одна из таких – «Воздвижение креста». Она считалась очень противоречивой.

Картина Питера Рубенса «Избиение невинных»Картина Питера Рубенса «Избиение невинных»

«Избиение невинных» олицетворяет сцену из библии, когда Ирод истреблял младенцев, боясь пришествия Иисуса. Биографы пишут, что эта работа полюбилась автору больше всех остальных.

Еще один памятник эпохи барокко – устрашающая «Медуза». Реакция современников на эту картину оправдала ожидания Питера Рубенса. Люди были напуганы откровенностью произведения. Художник относился неравнодушно к политическим делам Антверпена.

Картина Питера Рубенса «Медуза»Картина Питера Рубенса «Медуза»

Его творчество долгое время было связано с политикой, в том числе и «Медуза», которую местные жители расценили как знак предупреждения.

Питеру Паулю Рубенсу, благодаря картинам и дипломатическим способностям, удалось добиться мира между Мадридом и Лондоном. Художник мечтал повлиять на ход войны в родной стране, но этого сделать ему не удалось. После многочисленных поездок 50-летний Рубенс осел в Антверпене окончательно.

Личная жизнь

После возвращения из Италии Рубенс взял в жены Изабеллу Брант, 18-летнюю дочь чиновника.

Портрет Изабеллы БрантПортрет Изабеллы Брант

Брак строился на расчете, хотя молодая девушка окружала заботой и вниманием Рубенса 17 лет. Первая жена родила Питеру Паулю троих детей. В 1630 годах она умерла от инфаркта.

Питер Рубенс и Елена ФоурменПитер Рубенс и Елена Фоурмен

В 50 лет Питер Рубенс снова женился. 16-летняя Елена Фоурмен – последняя любовь художника, его главная муза, мать пятерых детей.

Смерть

В 1640 году Питер Пауль Рубенс заболел. Из-за возраста оправиться от болезни художник не мог. Фламандский живописец умер 30 мая рядом с детьми и любимой женой Еленой.

Произведения

  • 1610 - «Воздвижение креста»
  • 1610 - «Самсон и Далила»
  • 1612 - «Избиение невинных»
  • 1612 - «Избиение невинных»
  • 1614 - «Снятие с креста»
  • 1616 - «Охота на бегемота и крокодила»
  • 1618 - «Похищение дочерей Левкиппа»
  • 1626 - «Успение Пресвятой Девы Марии»
  • 1629 - «Адам и Ева»
  • 1639 - «Суд Париса»

Фото

24smi.org

ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ .РУБЕНС | World of Art

(1577—1640)

Рубенс владел в совершенстве фламандской и итальянской манерами живописи. Первую он унаследовал от своего учителя Отто Вениуса, причем сохранил ее во всей ее неприкосновенности; вторую же усвоил в бытность в Италии, под влиянием увлечения произведениями Тициана, которые изучал и копировал.

В первом случае писал по белому клеевому грунту, не втягивавшему масло. Чтобы не портить его белизну, Рубенс делал для своих произведений эскизы в рисунках и красках. Традиционную фламандскую коричневую тушевку рисунка Рубенс упрощал, нанося на всю площадь белого грунта светло-коричневую прозрачную краску, на которую переводил рисунок (или же последний переводился на белый грунт), после чего прокладывал основные тени и места для темных локальных тонов (не исключая синего) той же прозрачной коричневой краской, избегая впадать в черноту. Поверх этой подготовки шла прописка гризайлью с сохранением темных теней, а затем следовала живопись в локальных тонах. Но чаще, минуя гризайль, Рубенс писал «алла прима», с полной законченностью, прямо по коричневой подготовке, используя последнюю.Третий вариант фламандской манеры живописи Рубенса состоял в том, что поверх коричневой подготовки живопись велась в локальных повышенных, т. е. более светлых тонах, с подготовкой полутонов синевато-серой краской, после чего шла лессировка, по которой заключительные света наносились корпусно.Увлекаясь итальянской манерой живописи, Рубенс исполнил в ней многие свои произведения, причем писал по светлым и темно-серым грунтам. Некоторые эскизы его и неоконченные произведения выполнялись по светло-серому грунту, через который просвечивает белый грунт. Такого же рода прокладка находилась в частом употреблении у голландских живописцев, за исключением Тенирса, державшегося всегда белого грунта. Для серого грунта служили свинцовые белила, черная краска, красная охра и немного умбры. Рубенс избегал слишком пастозных красок и в этом отношении всегда оставался фламандцем.Постоянной заботой Рубенса было соблюдение теплоты и прозрачности в тенях, почему при работах «алла прима» в тенях не допускал он ни белой, ни черной красок. Рубенсу приписываются следующие слова, с которыми он обращался постоянно к своим ученикам:«Начинайте писать ваши тени легко, избегая вводить в них даже ничтожное количество белил: белила — яд живописи и могут быть вводимы лишь в светах. Раз белила нарушат прозрачность, золотистость тона и теплоту ваших теней — ваша живопись не будет больше легка, но сделается тяжелой и серой. Совершенно иначе дело обстоит по отношеотношению к светам. Здесь краски могут наноситься корпусно, насколько это нужно, но необходимо, однако, сохранять тона чистыми. Это достигается наложением каждого тона на свое место, один возле другого, таким образом, чтобы легким движением кисти можно было стушевать их, не тревожа, однакоже, самих красок. По такой живописи можно пройти затем решительными, заключительными ударами, которые так характерны для больших мастеров».«Старайся как можно скорее все заканчивать, так как тебе и после того остается еще много дела». С такими словами Рубенс также обращался к своим ученикам.Свои произведения, даже больших размеров, Рубенс выполнял часто на дереве с очень гладким грунтом, на котором краски даже по первому разу ложились хорошо, что указывает на то, что связующее вещество красок Рубенса имело значительную вязкость и липкость, которой не имеют современные краски на одном масле.Каким связующим веществом в красках пользовался Рубенс? К сожалению, надлежащей полноты ответа на этот чрезвычайно интересный вопрос не имеется и до сего дня. Было ли то льняное масло в соединении с венецианским терпентином, что можно предполагать на основании слов де-Майерна, или же, наконец, одно сгущенное на солнце льняное масло, настоянное на свинцовом глете или белилах, так как, по де-Майерну, сгущенное на солнце льняное масло Рубенс считал наилучшим лаком? Несомненно лишь то, что произведения Рубенса не нуждались в заключительном покрывании лаком и просыхали довольно быстро. Последнее обстоятельство подтверждается письмом Рубенса к одному из его заказчиков, из которого видно, что художник, через несколько дней после окончания заказанных ему картин, упаковал и отправил их по назначению, чего нельзя было бы сделать, если бы краски сохли медленно.Потемневшую и пожелтевшую при этом живопись (от недостатка света и воздуха) Рубенс советовал по распаковке выставлять на несколько часов на солнечный свет, о чем он говорит в своих письмах к Сустерману, Дудлею Карльтону и другим лицам.В Нидерландах обычай выставлять масляную живопись сушиться на солнце сохранялся еще в XVII столетии.Итак, состав связующего вещества красок Рубенса остается недостаточно ясным, вопрос этот дебатируется и поныне. Многочисленные исследования с достаточной убедительностью доказывали, что Рубенс или растирал предварительно свои краски со скипидаром и потом уже на палитре смешивал их с каким-либо связующим веществом густой консистенции, или же растирал их с маслом, добавляя к ним затем скоро высыхающий лак, и на палитре разводил скипидаром.Эрмитажные произведения Рубенса исполнены различными приемами.Особенно хорошо виден процесс его живописи на его эскизах, которые составляют в Эрмитаже богатую коллекцию. Здесь благодаря неоконченности живописи можно хорошо проследить весь процесс работы. Промазка белого грунта прозрачной золотисто-коричневой краской, на которой видны следы кисти, ясно выступает на большинстве эски-зов. Ясно видна также и тушевка форм коричневой краской в эскизах, оставленных в этом тоне. В других же эскизах сверх коричневой краски лежит гризайль, поверх которой местами нанесены локальные краски.Все названные эскизы исполнены фламандским методом живописи, кроме одного, представляющего эскиз плафона, изображающего апофеоз английского короля Якова I, который написан по серому грунту по-итальянски.

Для работ, исполненных «алла прима», характерен портрет камеристки принцессы Изабеллы Испанской. В последнем через тонкие слои красок сквозит традиционная у Рубенса коричневая промазка белого грунта, нанесенная довольно небрежно (бороздки кисти). Она хорошо в настоящее время видна, особенно в светлые дни, но ее, разумеется, не было видно в свое время.Женский портрет в овальной раме очень характерен для живописи Рубенса с гризайльным подмалевком. Здесь чрезвычайно типичны синеватые полутени в теле, золотистые прозрачные тени и киноварь в тонах тела, которую любил Рубенс.Превосходная картина Рубенса «Персей и Андромеда», исполненная в лучшие годы его творчества, является прекрасным образцом живописи по фламандскому методу.Картина, изображающая пастушескую сцену, исполнена в итальянской манере; здесь превосходны драпировки.В эрмитажной картине «Венера и Адонис» дерево, на котором исполнена живопись, лопнуло, но в эмалеподобных красках картины нет ни малейших трещин.------И в настоящее время имеются художники, которые растирают краски со скипидаром и только на палитре смешивают их со связующим веществом.

worldartdalia.blogspot.com

Рубенс Питер Пауль (1577 - 1640)

На рубеже 16 - 17 веков Нидерланды разделились на две части: Голландия, как стали называть семь северных провинций, освободившихся от власти Испании, и южная часть, оставшаяся под владычеством Испании - Фландрия (ныне Бельгия). С этого момента искусство этих стран пошло по разным направлениям.

Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчиками искусства. Поэтому картины для замков, для городских домов антверпенских патрициев и величественные алтарные образа для богатых католических церквей - вот главные виды работ фламандских живописцев этого времени. И поэтому фламандское искусство стремилось к пышности, к роскошному барокко.

Священные писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты - вот основные жанры искусства Фландрии.

Центральной фигурой фламандского искусства 17-го века был Питер Пауль Рубенс.

Он родился в Германии, где недолго жили его родители. Образование получил в Антверпене, изучал европейские языки, познакомился с античной истороией, а затем обучался живописи. По окончании обучения совершенствовал свое мастерство в Италии, где изучал творчество великих мастеров.

В 1608 году приехал на родину и женился на богатой девушке из бюргерского семейства Изабелле Брандт и прочно обосновался в Антверпене. С этих пор начинается его напряженная творческая работа, когда ему неизменно сопутствовал успех. Он получает заказы от церкви, двора, бюргерства, ему заказывают произведения иностранные дворы.

Искусство Рубенса - типичное выражение стиля барокко, которое приобрело в его произведениях национальные особенности. Даже в самых драматических картинах его чувства преобладают над рассудочностью, в них огромное жизнеутверждающее начало. В них начисто отсутствует мистика. Физическая сила, страстность, иногда даже необузданность, упоение природой - вот характерные черты рубенсовской живописи. Рубенс прославляет национальный тип красоты: женщины у него светлокожие, русоволосые, с пышными формами, мужчины - мощные атлеты.

Картины Рубенса полны бурного движения, это поистине мир, где нет покоя.

Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял античные образы в живописные. Но преимущественно избирал те сюжеты, где все находится в бурном движении.

Успех и всеобщее восхищение сопутствовали Рубенсу всю жизнь. Он написал огромное количество произведений на исторические, мифологические, религиозные сюжеты, писал портреты.

В целом во всех своих полотнах он прославлял радость земной жизни. Его образы полны цветущей силы и ликования. В его картинах всюду горячие, пылающие краски, роскошные одежды и сверкающие украшения, много пышной бело-розовой плоти.

Рубенс умер в 1640г., в расцвете творческих сил. Он оставил после себя гениальные произведения живописи, а главное - определил пути развития фламандской школы, имевшей огромное влияние на последующее развитие западно-европейского искусства.

cvetamira.ru

Биография Питера Пауля Рубенса и галерея картин - Художники зарубежные - Живопись - Каталог файлов - МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК

Биография Питера Пауля Рубенса

и галерея картин

Питер Пауль Рубенс

Автопортрет с Изабеллой Брант

РУБЕНС, ПИТЕР ПАУЛЬ (Rubens, Peter Paul) (1577–1640), –  великий фламандский художник и дипломат. Рубенс  как никто другой воплотил подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса - органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Рубенс не только виртуозный мастер масштабных работ на мифологические и религиозные темы, но и тонкий портретист и пейзажист.

 

Особенности творчества Рубенса

Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно Тициану с Брейгелем. Первое десятилетие  творчества Рубенса представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу  Питер Пауль Рубенс освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. В 1610-е гг. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах Рубенса вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой. Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность.  Непревзойдённое искусство владения кистью Рубенса очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода.

Факты биографии

 Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей, ища спасения от жестокого террора испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы, преследовавшего протестантов. Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс, вновь принявшая католичество, получила возможность вернуться с детьми в Антверпен. Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль Рубенс и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу, вероятно в соответствии с желанием Марии Пейпелинкс видеть сыновей продолжателями дела отца. Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574—1611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. А Питер Пауль, все сильнее ощущавший неодолимое влечение к искусству, с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников. Рубенс учился у трех фламандских живописцев – Тобиаса Верхахта, Адама ван Норта и Отто ван Вена. В 1598 он был принят в гильдию св. Луки. В 1600 художник приехал в Италию; там он изучал античную архитектуру и скульптуру, итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе).

 Чтобы удовлетворить растущий спрос на свои картины, Рубенс за несколько лет создал большую мастерскую, где работали Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс и  Франс Снейдерс. Рубенс выполнял эскизы, которые его ученики и помощники переносили на холст, а затем, по окончании работы, слегка подправлял картины. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Среди сюжетов преобладают сцены охоты, битвы, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, аллегорические и мифологические композиции; в них Рубенс с удовольствием писал энергичные, мощные тела, так нравившиеся его современникам.

 

Достижения Рубенса

  В своих произведениях Рубенсу удалось достичь того, к чему стремились три предыдущих поколения художников Фландрии: соединения фламандского реализма с классической традицией, возрожденной итальянским Ренессансом. Художник был наделен огромной творческой энергией и неистощимым воображением; черпая вдохновение из самых разных источников, он создал свой неповторимый стиль. Для выполненных им алтарных образов характерны чувственность и эмоциональность; украшая замки аристократии эпохи зарождающегося абсолютизма, он способствовал распространению стиля барокко – художественного языка не только Контрреформации, но и светской культуры этого времени...

 

Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Достаточно посмотреть на его картины, и в этом не останется ни малейшего сомнения. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Хотя ему нравился окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени. Что бы Рубенс ни рисовал — белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую Богоматерь с ребенком на руках, сияющую светом аллегорию мощных фигур на облаках, плодородный пейзаж возле дома, — его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира. "История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа", - писал о Рубенсе один из его биографов.

Союз Земли и Воды

Туалет Венеры 1612-1615

живопись Рубенса

Суд Париса

Поклонение пастухов

Похищение дочерей Левкиппа

Симон и Перо

Drunken Silenus

Rubens. Marie de Medici. Queen of France

Rubens. Leda and the Swan.

Rubens. Lamentation of Christ.

Head Of Medusa

Head of a Franciscan Friar

Four Studies of the Head of a Negro

Duke of Lerma

Снятие с креста

Christoffel Plantin

Christ on the Cross. 1627

Boy with Bird

Assumption of the Virgin

Картина Рубенса

Assumption of the Virgin

Персей и Андромеда

Пейзаж с руинами горы Палатин в Риме

Охота на крокодила и гиппопотама

Пьяный Силен

Распятие

Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми.

Шубка

Автопортрет в кругу друзей

Уверение Фомы

Четыре континента

Автопортрет Рубенса

Воздвижение креста

Суд Париса

 

 

Глава о творчестве Рубенса и книги: Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1975.

 

Фламандское искусство - это прежде всего Рубенс и еще раз Рубенс. Хотя одновременно во Фландрии были другие выдающиеся художники, они все мыслятся как «круг Рубенса», «школа Рубенса», как планеты, вращающиеся вокруг солнца Рубенса. XVII и XVIII века знали нескольких художников - баловней счастья и любимцев фортуны (по крайней мере такими они рисуются, судя по известным фактам их биографий). Они неизменно пожинали восторги, их окружала прижизненная слава и почет. Таков был в Италии Бернини, а позже - Тьеполо. Из этих редких процветающих счастливцев, вероятно, самым счастливым и процветающим был Рубенс. Его младший современник Веласкес был придворным живописцем испанского монарха, а Рубенс - всего лишь придворным живописцем испанских наместников во Фландрии; но Веласкес находился на положении скромного полуслуги, а Рубенс занимал высокие дипломатические посты, жил в собственном роскошном дворце, возглавлял самую большую в Европе художественную мастерскую, исполнявшую заказы европейских венценосцев и богатых католических орденов. Он не знал неудач и потрясений, был счастлив в учениках, счастлив в семье, путешествовал, был богат. Можно заметить как некую закономерность, что «любимцами судьбы» оказывались художники хотя и замечательно талантливые, но не самые глубокие. И Рубенс не исключение. Он прекрасен как живописец, не очень глубок как художник. Золотую жилу своего искусства он разрабатывал усердно, но односторонне, и сама его плодовитость ныне ощущается как недостаток: может быть, Рубенс был бы более велик, если бы сделал меньше. Но, как бы то ни было, имя Рубенса - символ целой художественной эпохи. Эпохи, когда искусство, попадая в придворную золотую клетку и чуя угрозу внутреннего оскудения, оборонялось от него всеми своими внешними чарами. Оно с тем большей страстью и виртуозностью добивалось иллюзии доподлинной чувственности на холсте, чем более призрачной, «игровой» становилась его собственная роль в жизни общества.

 

Фландрия - южная часть Нидерландов (теперешняя Бельгия), которая после революционных событий конца XVI века осталась под протекторатом Испании и примкнула к католическому миру, в то время как Северные Нидерланды (Голландия) отделились и получили самостоятельность как буржуазная протестантская республика. Раскол Нидерландов означал раскол их художественных традиций. Условно говоря, во Фландрии победила итальянизирующая струя, в Голландии - традиции, идущие от ван Эйков и Брейгеля. Однако и та и другая линии очень видоизменились по сравнению с XVI веком, причем национальные нидерландские начала по-своему не менее сильно сказались и во фламандском барокко. Рубенс, закладывая основы новой фламандской живописи, отталкивался не от маломощных нидерландских романистов, а прямо от искусства Италии, где он прожил в молодости несколько лет, работая при дворе герцога Мантуанского. Его вдохновляли произведения венецианцев Высокого Возрождения - неизменных учителей лучших живописцев XVII столетия, а также произведения Мике-ланджело, отчасти и Караваджо. Собственно итальянское барокко для Рубенса не было образцом - вернувшись уже в 1608 году в Антверпен, он сам стал создавать фламандскую школу барокко параллельно итальянской, а не следом за ней. И как жаркий подмалевок на его картинах просвечивает сквозь прозрачные лессировки, так во фламандском барокко явственно просвечивает исконная нидерландская подоснова. Кажется, что общего у Рубенса и Питера Брейгеля? А между тем некоторые композиции Брейгеля определенно предвещают фламандское барокко: хотя бы рисунок «Жатва», где на первом плане крестьянин жадно пьет из огромного кувшина. Кажется, что нужно сделать лишь шаг, превратив этих брейгелевских крестьян в «божества полей и источников», - и перед нами будет композиция в духе Рубенса. Ни блестящее образование, ни светский лоск, ни жизнь в Италии не истребили в Рубенсе «мужицкого» начала. Этот изящный светский человек, умный дипломат оздоровил придворное искусство притоком свежей крови своей родины.

 Он привил искусству барокко относительную вольность нрава, простодушно-грубоватую чувственность, заставил любоваться натуральным здоровьем и натуральной силой. И все это у него удачно сплавилось с требованиями пышного декора, помпы, восхваления монархов и не вызывало ни малейшего протеста со стороны церкви. А меж тем религиозный дух незаметно ускользнул из фламандского искусства: если в итальянском барокко его немного, то во фламандском нет и вовсе.

 Рубенс с равной готовностью писал картины и на религиозные сюжеты и на сюжеты античной мифологии - и те и другие выглядят у него вполне «языческими». Однако орден иезуитов был главным и постоянным заказчиком Рубенса. Как истинный художник барокко, Рубенс изображал обнаженные и полуобнаженные тела в сильном, возбужденном движении и, где только возможно, вводил мотивы схватки, борьбы, погони, напряженных физических усилий. «Смешались в кучу кони, люди» - так почти во всех больших заказных картинах Рубенса. Идет ли охота на кабана или вакхический пир, сражаются ли амазонки, мужчины ли преследуют женщин или женщина мужчину - всюду азарт борьбы, напряжение сил, то кипучее брожение материи, которое в отвлеченной форме выражает барочная архитектура. И даже в «Воздвижении креста» происходит напряженная схватка - схватка людей с тяжелым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих.

 В этих постоянно, снова и снова варьирующихся мотивах схваток есть много, на современный взгляд, утомительного и внешнего. За ними чудится призрак пустоты. Усилия не пропорциональны цели. Похищение дочерей Левкиппа - двух рыхлых нагих красавиц - не требует и не оправдывает такой яростно-динамической композиции с вздыбившимися конями, какую соорудил Рубенс на этот сюжет. Кстати сказать, такое несоответствие между действием и целью, между предельной мобилизацией сил и незначительностью препятствий вообще составляет одну из характеристических черт стиля барокко - стиля принципиально атектоничного, пренебрегающего понятием целесообразности. Барочные статуи с могучими телами помещаются в слишком узкие ниши, барочные конные памятники ставятся на узкие постаменты, пышные массивные здания иногда втискиваются в узкие переулки, под тяжеловесной роскошью костюмов прячутся тщедушные фигуры.

 Композициям и персонажам Рубенса недостает той духовной сосредоточенности, внутренней значительности, которой всегда исполнены «примитивы» - произведения старинных мастеров. Вот почему Рубенс плохо смотрится в репродукциях, тогда как «примитивы» и в черно-белом воспроизведении сохраняют свое главное. Рубенса можно смотреть только в подлиннике: оценить Рубенса - значит оценить его действительно прекрасную, сочную, сияющую и сквозистую живопись, его теплый, как живое тело, колорит. У него нет глухих теней - все светится.

 Он накладывал краску в тенях жидким прозрачным слоем, так что сквозь нее просвечивал теплый красноватый подмалевок, а освещенные места писал пастозно, то есть более густо, но переходы между тенью и светом не резки: все артистически обобщено и приведено в свето-цвето-вую гармонию. Еще для Рубенса характерно письмо длинными, волнистыми, идущими по форме мазками: например, какую-нибудь вьющуюся прядь волос он пишет одним движением кисти. В живописном почерке Рубенса так много свободного артистизма, что его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят легкими, исполненными своеобразной грации. Все это можно почувствовать перед «Персеем и Андромедой» в Эрмитаже. Женскую наготу Рубенс писал с особенной маэстрией. Нагота Андромеды, как вообще у Рубенса, далеко не классична: северные художники так никогда и не научились «античным» строгим и чистым линиям и пропорциям итальянских Венер.

 Они писали своих отечественных красавиц - пышных, широкобедрых и дебелых. Рубенс отходил от классического типа красоты сознательно: он говорил, что не стоит раболепно подражать античным статуям, «ибо в наш век, полный заблуждений, мы слишком далеки от того, чтобы создать нечто им подобное», и добавлял, что человеческие тела теперь, увы, сильно отличаются от античных, «так как большинство людей упражняют свои тела лишь в питье и обильной еде».

 Все же Андромеда Рубенса прекрасна. Ее нежное тело, кажется, излучает свет. Обычное для Рубенса насыщение золотистых тонов кожи красноватыми оттенками в тенях здесь еще усилено рефлексами от красного плаща Персея - картина напоена тонами румяной зари. В ней нет чрезмерного нагнетания движения, она относительно спокойна, даже лирична; подвижность вносят главным образом амуры, которые стягивают с Андромеды золотое покрывало, показывая ее Персею во всей прелести наготы, помогают Победе, венчающей Персея, заигрывают с его крылатым конем. Эти шаловливые амуры - «путти» - начиная с позднего Возрождения и особенно в XVII и XVIII веках неизменно населяют композиции на мифологические сюжеты, а иногда фигурируют и в роли ангелов, окружающих мадонну. Кажется, художники просто не могли обходиться без этих голеньких детей с крылышками, порхающих, играющих, кувыркающихся и во все вмешивающихся.

 «Путти», конечно, всегда покровительствуют любви: в другой эрмитажной картине Рубенса - «Венера и Адонис» - целомудренный Адонис убегает от Венеры, а амур удерживает его за ногу. Наивно-лукавые амуры хлопочут около действующих лиц, сочувствуют, иногда поддразнивают и позволяют себе различные проказы.

 Через них события получают оттенок игры, освещаются светом какого-то беспечно-легкого восприятия, отделяющего «радостное искусство» от «серьезной жизни».

 Рубенс привлекательнее всего в его позднем периоде, когда меньше пишет заказные аллегорические композиции и больше - природу и портреты своей молодой жены. Создавший на своем веку столько бурных «вакханалий» и «битв», Рубенс как личность вовсе не имел ничего вакхического и воинственного: он был человеком степенным, умеренным, примерным и любящим семьянином.

 Овдовев и не чувствуя себя, как он писал, «готовым к безбрачию», он в пятьдесят три года вторично женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен; судя по портретам, она очень напоминала его первую жену, Изабеллу Брандт, - тот же миловидный, кроткий ясноглазый облик, который у Рубенса появляется в картинах часто и задолго до второго брака. Похоже, что в юной Елене Фоурмен Рубенс нашел свой постоянный идеал женщины. Ее портреты принадлежат к лучшему, что он написал.

metod-sunduchok.ucoz.ru

описание, картины и интересные факты :: SYL.ru

В июне этого года исполнилось 440 лет со дня рождения великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса. В течение уже многих десятилетий длятся споры о т. н. рубенсовских «грациях» - женщинах рубенсовского типа, поражающих воображение наших современников не только избытком телесной полноты, но и даже неприкрытыми признаками целлюлита. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора, или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.

Певец женских форм

Как считают многие исследователи творчества художника, именно в картинах с изображением обнаженной женской натуры, как нигде, явственно ощущается его веселый, задорный, полный жизни дух. Знаменитые «рубенсовские женщины» - эротичные, но совершенно лишенные пошлости, цельные, но без налета банальности, - являются свидетельством потрясающего жизнелюбия художника, умения прочувствовать сердцем получаемые от жизни удовольствия.

Вряд ли кому-нибудь придет в голову считать противоречием тот факт, что Питер Пауль Рубенс, один из величайших религиозных художников своего времени, являлся также еще и великим певцом женских форм. Истинный сын своей эпохи, он рассматривал человеческое тело до его последней детали творением Божиим, в такой же степени достойным восхищения и изображения на полотне, как и жизнь любого из святых.

Именно поэтому, хотя обнаженные фигуры легендарных «рубенсовских женщин» часто можно увидеть на фоне давно прошедшей языческой истории, изображение их всегда отличается откровенной прямотой, что, по мнению специалистов, является отражением крепких религиозных убеждений живописца. Поэтому искусствоведы считают невозможным применение к его картинам современных оценок с позиции стиля «ню».

«Рубенсовские женщины»: созданные из молока и крови

Рубенс является одним их ярких представителей стиля барокко в живописи (фламандская школа). Им написано огромное количество картин, на которых изображены обнаженные женские тела. Позже потомки назовут созданные им образы «рубенсовскими женщинами». Картины с их изображением покоряют могуществом безраздельного торжества человеческой плоти.

Эпоху барокко называют эпохой излишеств и изобилия, великолепных дворцов и роскошных нарядов. Известно, что идеалом женской красоты в те времена были женщины с пышными формами. На полотнах Рубенса на мифологические темы с выраженным эротическим оттенком все женщины изображены, как правило, обнаженными. Но в них нет вульгарности и пошлости, они просты и естественны, подобно самой природе.

«Рубенсовские женщины» являются обладательницами не только избыточного веса, но еще и хорошо выраженного целлюлита, что их, по всем признакам, нисколько не волнует. Глаза их сияют необыкновенно ярко, на щеках горит здоровый румянец, они буквально пышут здоровьем, жизнерадостностью, чувственностью и сексуальностью. Женщин с полотен Рубенса многие ценители творчества художника называют «созданными из молока и крови».

Непревзойденный мастер

По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации — изображения живого тела. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Кроме того, как утверждают биографы, художнику куда интереснее было рисовать роскошное тело с избыточной плотью, с интригующими складками, изгибами и выпуклостями.

Рубенсу, вероятно, как никакому другому художнику в истории живописи, было отлично известно, как именно с помощью белой, коричневой, красной и голубой красок можно наиболее точно воспроизвести цвет человеческой плоти, передав его необычные, тончайшие нюансы. Блестящий колорист, Питер Пауль Рубенс мастерски отражал тонкости строения тела и его текстуры. Подобно его предшественнику Тициану, а также последователю Ренуару, Рубенс признан непревзойденным мастером изображения человеческого тела.

Восхищение мастера

«Рубенсовские женщины», великолепные полнотелые очаровательницы, на полотнах великого фламандского художника в качестве идеала красоты его эпохи прошли сквозь века.

Известно, что самим художником разделялись вкусы большинства представителей его времени: рубенсовские грации изображены с явным восхищением. По мнению многих критиков, в них нет ни тени иронии или преувеличения. В каждом миллиметре выписанного с необыкновенной тщательностью телесного несовершенства рубенсовских красавиц столько любви, что ни у кого не может оставаться сомнений: художник был преданным поклонником такого типа красоты.

Свидетельством того, что на формирование эстетических идеалов Рубенса в значительной степени повлияли его личные предпочтения, является следующий факт из его личной жизни. Художник дважды был женат. Его жены относились именно к тому типу красоты, который воссоздан им в его полотнах с необыкновенным восхищением и любовью. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин.

Жены–натурщицы: Изабелла

Если внимательно присмотреться к портретам обеих его супруг, можно заметить их очевидное сходство. Те же миндалевидные, чуть выпуклые глаза, тонкий, слегка вздёрнутый носик, изящно вырезанные пухлые губы, дугообразные брови… Право, человеку несведущему можно было бы решить, что перед ним две родные сестры. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности? Почему до наших дней не дошло ни одного изображения Изабеллы в стиле «ню»? Неужели она была настолько скромна? Все это тайна велика есть.

С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Чувствуется, что картина написана с большой любовью, в этом не может быть никаких сомнений. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью.

Елена

После смерти первой супруги нельзя сказать, чтобы Рубенс слишком долго пребывал в статусе вдовца: в 53-летнем возрасте он женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен.

В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие - откровенные, нежные и чувственные - ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Известно, что после смерти мужа Елена хотела уничтожить эту его работу, а также некоторые другие, где она тоже была изображена обнаженной, но с помощью духовника близким удалось ее от этого отговорить.

Шедевры, выставленные в Эрмитаже

Фламандский живописец (1577-1640) считается одним из ярчайших представителей живописного барокко. Характерную особенность его полотен, с которых на нас торжествующе смотрят особенные, «рубенсовские женщины» — пышущие завидным здоровьем и отличающиеся весьма характерными формами, можно проследить на экспонатах, представленных в Эрмитаже.

«Портрет камеристки инфанты»

Многие искусствоведы утверждают, что эта картина является не просто портретом неизвестной камеристки. Предполагается, что на самом деле на полотне изображен образ в зрелом возрасте умершей в 1623-м дочери художника Клары Сирены. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Поэтому некоторые исследователи высказывают сомнение по поводу авторства этой уж слишком хорошей работы.

«Тарквиний и Лукреция»

Сюжет этого полотна был взят из истории Древнего Рима. На нем изображен один из ключевых моментов в истории Рима, когда на смену царской форме правления пришла республика. Сын царя Секст Тарквиний, возжелав жену римского патриция Лукрецию, насильно овладел женщиной, которая, не вынеся позора, заколола себя на глазах мужа. Возмущенные жители Рима свергли царя. Так в Риме была установлена республика.

Картина не является собственностью Эрмитажа. Ее вывезли из Германии после войны, и некоторое время она считалась утерянной. В 2003-м она была приобретена неким коллекционером. Ввиду того что полотно нуждалось в реставрации, собственник обратился в администрацию музея. Восстановленная картина в данный момент выставлена в Эрмитаже.

«Отцелюбие римлянки»

В основу этой работы Рубенса также положена одна из римских легенд. Она была рассказана в 1 в. н. э. римским писателем Валерием Максимом. Некий старик по имени Кимоне за какие-то прегрешения перед законом был приговорен к голодной смерти и заключен в тюрьму. Его дочери Перо, которая недавно родила ребенка, разрешили навещать отца.

Женщина стала поддерживать родителя своим материнским молоком. На картине изображен момент, когда дочь кормит грудью собственного отца. За этот поступок ей грозила смертная казнь. Но судьи, потрясенные примером безграничной дочерней любви, сменили гнев на милость, и история получила счастливый конец: старик был отпущен на свободу.

Несколько картин, выставленных в Эрмитаже, не рекомендуется показывать детям до шестнадцати: это «Пастушья сцена», а также «Венера и Адонис».

«Союз земли и воды»

Художник изобразил на картине аллегорию союза Земли, олицетворенной богиней Кибелой, несущей рог изобилия, и Воды, представленной морским богом Нептуном, исполненным силы и энергии. Над ними порхает крылатое божество Виктория, которое возлагает на голову богини золотую корону. Во времена Рубенса считалось, что на картине изображен союз г. Антверпена с р. Шельдой, т. е. торговли и морских дорог, являющийся залогом и символом процветания Фландрии.

«Вакх»

Эта картина обычно производит на зрителей двойственное впечатление. Многие не могут разобраться: кто же здесь на самом деле изображен - женщина или мужчина? В одном мнения зрителей дружно сходятся – во всяком случае здесь нет пресловутой «рубенсовской женщины». Некоторые предлагают использовать полотно в качестве агитки для антиалкогольной компании.

Секрет плодовитости мастера

Удивительную творческую плодовитость Рубенса (количество его картин превышает 2000) историки объясняют тем фактом, что живописец имел множество учеников, которые помогали ему в работе. Известно, что обычно Рубенсом создавались эскизы, по которым ученики писали сами, становившиеся впоследствии знаменитыми, полотна. Художник лишь напоследок «проходил» кистью свои картины, нанося последние штрихи перед сдачей творений заказчикам.

Среди его учеников-сотрудников называют великого А. ван Дейка, Квеллинуса, Схупа, Дипенбека, ван Тюльдена, Воутерса, д'Эгмонта, Вольфута, Герарда, Дуффе, Франкойса, ван Моля и др.

Заключение

Его называют чародеем, раскрывшим людям волшебный мир радости бытия. Пышные формы его красавиц в соответствии с представлениями эпохи воспринимались как свидетельство их физического здоровья и внутреннего величия. В созданных им «рубенсовских женщинах» воплощен новый идеал красоты, в котором абстрактная духовность сменена подчеркнутой телесностью, реабилитирована чувственность, а природа человека представлена не как антипод божественного, а как земное продолжение его сущности.

www.syl.ru

Рубенс, Петер Пауль (1577 - 1640). Картины художников — Журнал по дизайну и культуре

«Слава этому Гомеру живописи….» Э. Делакруа

Рубенс П. (1577—1640). Автопортрет

Рубенс П. (1577—1640). Автопортрет

Много ли найдется художников, которые находясь на вершине славы стали бы изучать и копировать произведения других живописцев? Таким был великий фламандский живописец XVII века Петер Пауль Рубенс. Его творчество стало связующим звеном двух художественных культур — возрождения и барокко. Несмотря на то, что, наделенным могучей фантазией, Рубенс был выдающимся колористом, рисовальщиком и творцом уникальных ком­позиций, он неустанно стремился совершенствовать свое мастерство. Все это, в сочетании с исключительным трудолюбием, позволило ему обрести абсолютную свободу и виртуозность кисти. Рубенс со­здал множество произведений, из которых почти половина – большие монументальные полотна. Художник в был разносто­ронне образованным человеком. Он обладал обширными по­знаниями в науках, свободно владел несколькими языками, интересовался литературой и философией, превосходно знал античную историю, мифологию, литературу и искусство.

Рубенс родился в маленьком не­мецком городке Зигене в 1577 году в семье по­томственных жителей Антверпена. В го­ды Нидерландской революции его отец, Ян Рубенс, вынужден был бежать из родного города, спа­саясь от преследования испанских властей. В изгнании семья бедствовала. Возвратиться в Антвер­пен стало возможным лишь после смерти отца. Ян Рубенс был юристом. По всей видимости, именно он привил сыну интерес к учению, и дал первоначальные знания в области латыни и истории.

Четыре Философа. Рубенс.П. 1611 г. Дерево, масло. Флоренция.

Четыре Философа. Рубенс.П. 1611 г. Дерево, масло. Флоренция.

В 1589 году Рубенса отдали в ла­тинскую школу, где он проучился около двух лет.

Его мать, Мария Пейпелинкс, указывала в своем за­вещании, что Петер Пауль и его старший брат Филипп еще подростками ушли из дома и стали сами зарабатывать на жизнь. Рисовать Рубенс начал еще в раннем детстве, живописи обучался в мастерских известных художников Антверпена. Сейчас изве­стно несколько десятков рисунков молодого Ру­бенса с фигур и композиций немецких мастеров XVI века. Этот прием изучения человеческой фи­гуры в движении путем перерисовки он сохранял довольно долгое время.

В 1598 году Рубенс вступил в гиль­дию св. Луки — объединение антверпенских живо­писцев, получив, таким образом, право работать самостоятельно. Однако, заказов в Антверпене было мало. Уже три десятилетия шла война с Испанией, стремившейся вер­нуть северные провинции Нидерландов, объявив­шие себя «Свободной, независимой республикой Голландией». Южные нидерландские провинции (иначе называемые Фландрией) во главе с Антверпеном оказались под властью Испанской монархии. Многие жители по­кидали разоренную войной страну.

Поклонение волхвов. Рубенс.П. 1634 г. Холст, масло. Кембридж

Поклонение волхвов. Рубенс.П. 1634 г. Холст, масло. Кембридж

Весной 1600 года Рубенс отбыл в Италию, где провел восемь лет.

Его та­лант был сразу же замечен. Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем. Художник объездил много городов, стремясь увидеть произведения Леонардо да Вин­чи, Микеланджело, Корреджо, Мантеньи, Тициа­на, Веронезе, Тинторетто. Во Флоренции в церкви Сан Лоренцо его внимание привлекла капелла Медичи со статуями Ми­келанджело, обладавшими исключительной пластической свободой. Художник сделал рисунки с различных ракурсов с аллегорической статуи «Ночь», стремясь научиться свободному выявлению выразительно­сти и красоты человеческого тела. Благодаря рисунку Рубенса сейчас можно пред­ставить себе исчезнувшую ком­позицию Леонардо «Битва при Ангиари». Сложное сплетение фигур, высокое напряжение действия и человеческих чувств, переданные Леонардо, оказались близ­кими поискам самого Рубенса. Спустя десять лет он напишет картину «Битву греков с амазонками», где поста­рается достичь выразительности картины Леонардо в сложной многофигурной композиции.

Портрет герцога Букингемского. Рубенс П. 1625 г.

Портрет герцога Букингемского. Рубенс П. 1625 г.

Предметом серьезного изучения Рубен­са было античное искусство.

Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием антич­ного искусства, по следам которого я пытался сле­довать, но сравниться с которым я не смел и по­мыслить». Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи. Прежде всего, следовало проникнуться духом античности, его эстетикой и техническом совершенством. Изве­стно, что художник зарисовывал сцены с арки Константина, колонны Траяна, стремясь к точной передаче осанки, выразительности жеста и поведения римлян. В статуях и рельефах древних Рубенс стремился открыть не только технику построения фигуры, но и сам пульс давно ушедшей жизни. Античное искусство помогало найти должную меру между жизненным и идеальным началом. Перенося в картину изображение живой модели, художник освобождал ее от всего случайного.

Пейзаж с радугой. Рубенс.П. 1636 - 1638 гг. Дерево, масло. Мюнхен

Пейзаж с радугой. Рубенс.П. 1636 — 1638 гг. Дерево, масло. Мюнхен

Рисуя, Рубенс применял различные техники.

На­бросок композиции художник делал пером, бистром. Он любил рисовать углем с подсветкой сангиной, мелом и белилами. Созданию картины художником, обыч­но, предшествовало сочинение композиции: в начале — в рисунке пером, или в более поздний пе­риод — кистью на загрунтованной доске. Затем, художник исправлял и завершал основное распределение масс и цветов в эскизе. В переводе эскиза в боль­шой живописный формат Рубенсу помогали ученики. Также, Рубенс выполнял этюды голов, фи­гур, которые затем также переносились на большой холст. В конце работы, он проходил своей кистью всю поверхность картины, подправляя то, что было сделано учени­ками, а иногда и перерабатывал заново. Писал мастер, обычно, как и предшествующие ему нидерланд­ские живописцы, на покрытой светлым грунтом доске, накладывая тонкие, прозрачные лессировочные слои красок. Мастерская появилась у Рубенса уже по возвра­щении в Антверпен. Без нее было бы невозможно создание таких живопис­ных циклов, как:

  • декоративное оформление три­дцатью девятью картинами церкви св. Карла Борромея в Антверпене;
  • серия «Жизнь Марии Медичи», состоящая из двадцати четырех мону­ментальных полотен.
Благовещение. Рубенс П.

Благовещение. Рубенс П.

Рубенс был прирожденным художником — монументали­стом.

Но, технике фрески он пред­почитал масляную живопись. В ней художник достиг виртуозной манеры письма как в исключительном фактур­ном разнообразии, так и в умении придать карти­не праздничный декоративный характер. Быстрота работы мастера поражала современников. Известно, что знаменитую картину «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей) высотой в пять мет­ров он написал в 1624 году за одиннадцать дней. Создавая большие декоративные полотна, Рубенс рассчитывал тот эффект, который они будут про­изводить в определенном архитектурном ансамб­ле. Большое значение он придавал архитектурно­му обрамлению своих произведений.

Мужской портрет. Рубенс П.

Мужской портрет. Рубенс П.

Рубенс был универсально одаренным человеком.

Велико разнообразие тем, сюжетов и жанров картин художника: от парадного порт­рета — до лирического пейзажа. Их отличает широта восприятия жизни, мира и человека,  верой в духовные и физические возможности которого проникнуто его искусство. В работах мастера нашли отражение пейзажи Фландрии и бытовой жанр, что дает основания считать его также и национальным художником.

Соломенная шляпка. Портрет Сусанны Фоурмен. Рубенс П. Масло. 1625 г.

Соломенная шляпка. Портрет Сусанны Фоурмен. Рубенс П. Масло. 1625 г.

Знаток искусства XVII века Роже де Пиль дал такое описание художника: «Он привлекал всех достоинствами, которые приобрел сам, и прекрасными качествами, дарованными природой. Он был высокого роста и обла­дал величественной осанкой, черты лица имел правильные, щеки румяные, волосы русые, глаза его блестели, но не слишком ярко; он казался жизнерадостным, мягким и вежливым. Он отличался приветливым обхождением, ровным нравом, легкостью в разговоре, живым и проницательным умом; говорил размеренно, очень приятным голосом  Все это придавало его словам естественную красноречивость и убедительность. Он мог без труда разговаривать, занимаясь живописью; не прерывая работы, непринужденно беседовал с те­ми, кто приходил его навестить.

Сельский танец. Рубенс П.

Сельский танец. Рубенс П.

Иногда, Рубенс выполнял функции дипломата, отправляясь с поручениями в Испанию и Англию.

В каждой из этих стран, его авторитет был весьма высок. Несмотря на постоянную занятость, художник жил очень размеренно. Как правило, он вставал в четыре часа утра и обязательно начинал день с прослушивания мессы. Затем, он принимался за работу, имея всегда при себе наемного чтеца, читавшего ему вслух какого-либо античного автора. Рубенс любил свой труд, и старался жить так, чтобы работа была в радость. В пять часов вечера, он садил­ся на коня и отправлялся на прогулку за город, или на городские укрепления, давая себе отдых. По возвра­щении, он часто находил у себя дома нескольких друзей, пришедших отужинать с ним вместе, дополняя, тем самым, застольные удоволь­ствия. Рубенс избегал излишеств в вине, пище, и игре. Он находил удовольствие в поездках на испанском коне, чтении, а также – изучении медалей и рез­ных камней (агатов и сердоликов) прекрасным собранием которых располагал.

Мадонна в цветочном венке. Рубенс П. 1620 г.

Мадонна в цветочном венке. Рубенс П. 1620 г.

Рубенс редко посещал друзей, но принимал посетителей так любезно, что все любители изящ­ного, ученые и просто иностранцы любого звания, приезжавшие в Антверпен, считали своим долгом выразить почтение, придя к нему в дом, а также — ознакомиться с его художе­ственной коллекцией, одной из лучших в Европе. Художник никогда не отказывал живописцам, если те просили его прийти взглянуть на их работы. Он всегда доброжелательно высказывал им свое мне­ние, а иногда даже брал на себя труд подправить их картины. Рубенс не осуждал чужих произве­дений и находил «нечто хорошее в любой манере». Художник скончался в 1640 году. Он оставил боль­шую школу учеников и последователей во Фланд­рии, и, в том числе, таких мастеров живописи, как А.Ван-Дейк, Ф.Снейдерс и Я.Йорданс.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи «Рубенс» Т.Седовой, М.1980 г.

Читайте также:

www.5arts.info

Рубенс – краткая биография - Русская историческая библиотека

на нашем сайте можно ознакомиться с красочными, богато иллюстрированными статьями Леонардо да Винчи – биография, Андреа Мантенья – краткая биография, Сандро Боттичелли – краткая биография, Микеланджело Буонарроти – краткая биография, Рафаэль – краткая биография, Мадонны Рафаэля, Портреты Рафаэля, Джорджоне – краткая биография, Тициан – краткая биография, 80 портретов Тициана

Рубенс, Питер Пауль – нидерландский живописец, глава и основатель фламандской школы, родился 29 июня 1577 г. в г. Сигене. По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. Здесь Питер Пауль Рубенс получил научное образование и некоторое время служил пажом, а в 1592 г. отдался изучению искусства под руководством нидерландских художников ван Ноорта и ван Веэна и в 1598 г. был принят в цех живописцев города Антверпена. На 23 году жизни Рубенс отправился в Италию и долго пробыл в Венеции, изучая колористов и особенно Тициана и Веронезе. В Венеции на него обратил внимание мантуанский герцог Винченцо Гонзага и сделал его своим придворным живописцем.

Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант

Питер Пауль Рубенс. Автопортрет с первой женой, Изабеллой Брант "в зелени". 1609-1610

 

Осенью 1608 г. известие о болезни матери вызвало Рубенса в Антверпен, где он и остался после её смерти в качества придворного живописца Нидерландского штатгальтера эрцгерцога Альберта. В 1609 г, Рубенс женился на Изабелле Брант. К этой поре относятся первые его картины: «Поклонение царей», запрестольное изображение Ильдефонсо – произведение чудной законченности и нежного благоухания красоты, и знаменитый портрет Рубенса с супругою в зелени.

Рубенс. Воздвижение Креста

Питер Пауль Рубенс. Воздвижение Креста. 1610

 

Какого мастерства мог достигать тогда Питер Пауль Рубенс в драматически-подвижных изображениях, показывают «Воздвижение креста» и «Снятие с креста», в которых многое напоминает Микеланджело и Караваджо.

Рубенс. Снятие с Креста

Питер Пауль Рубенс. Снятие с Креста. 1612-1614

 

Из года в год увеличивалась слава Рубенса, росли богатство, почет и число учеников. С 1623 г. по 1630 г. Рубенс действует успешно в качестве дипломатического агента на службе эрцгерцогини Изабеллы по вопросу о заключении мира в Мадриде и Лондоне, не покидая при этом своих занятий живописью. Впоследствии он еще исполнял другие государственные поручения. После смерти своей первой супруги Питер Пауль Рубенс повенчался в 1630 г, с красавицею Еленой Фурман, которая часто служила ему моделью.

Рубенс. Портрет Елены Фурман

Питер Пауль Рубенс. Портрет Елены Фурман. Ок. 1630

 

При громадном числе заказов Рубенс успевал чертить одни эскизы, исполнение же картин он поручал ученикам и только иногда, отдельные части, особенно главные, проходил кистью сам. Рубенс жил то в городе, где у него был роскошный дом с богатою художественною коллекциею то в своем поместье Штеене, близ Мехельна. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк.

Персей и Андромеда. Картина Рубенса

Питер Пауль. Рубенс. Персей и Андромеда

 

Число картин Рубенса доходит до 1500, Немногие художники имели в свое время такое могущественное и неоспоримое влияние, как Рубенс, и нет ни одной области нидерландской живописи, на которую он не оказал бы воздействия.

 

 

Отличительная черта художественной натуры Рубенса – выдающееся дарование к изображению драматически подвижного. Рубенс любит богатую, бурную, страстную композицию, он обладает глазом, который схватывает мгновенное, – фантазией, которая поражает блеском и силою.

Рубенс. Возвращение Дианы с охоты

Питер Пауль Рубенс. Возвращение Дианы с охоты. Ок. 1615

Источник изображения

 

Неисчерпаемое обилие и живость образов, свежесть и поэтичность импровизации, виртуозная техника, мощный, светлый, цветущий, радостный колорит, склонность к преувеличенности мускулатуры и излишней мясистости особенно женских фигур – главные черты живописи Питера Пауля Рубенса, которые особенно сильно выступают в его многочисленных картинах с сюжетами, взятыми из античной древности, частью из истории богов, частью из истории героев и в особенности из вакхического цикла. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны.

Ту же страстность, энергию и драматизм Рубенс, вносит и в картины религиозного содержания, что резко их отличает от аскетического благочестия старой школы. И там, где это не слишком выходит за пределы и где удобен сюжет, Рубенс производит сильное впечатление. Таковы, кроме названных картин, «Игнатий, изгоняющий черта», «Страшный суд», «Распятие Петра».

Рубенс. Страшный суд

Питер Пауль Рубенс. Страшный суд. 1617

 

С теплотою и любовью Рубенс относился к жизни природы и детскому миру, как показывают лучшие его картины, изображающие играющих детей и его пейзажи, в которых он прокладывал новый путь, сочетая величие понимания с глубиною настроения.

В своих картинах из жизни животных, написанных иногда в сообщества с Ф. Снайдерсом, Рубенс удивляет необычайною жизненностью, напряжением физических сил, драматичностью и энергией: «Охота на львов» и «Охота на волков» среди них занимают самое видное место.

Рубенс. Охота на гиппопотама и крокодила

Питер Пауль Рубенс. Охота на гиппопотама и крокодила. 1615-1616

Источник изображения

 

Замечателен Питер Пауль Рубенс и как портретист. К самым крупным работам в этом роде принадлежат: портрет молодой девушки, так наз. Chapeau de paille («Соломенная шляпка»), портрет сыновей художника, его двух жен, доктора Тульдена и «четырех философов». Кроме того Рубенс образовал целую школу выдающихся граверов, которые воспроизводили на его счет для продажи его картины. Сам Рубенс также был силен в гравировании и исполнил множество рисунков для заставок и т. п.

Рубенс.

Питер Пауль Рубенс. «Соломенная шляпка». Портрет свояченицы художника, Сюзанны Фурман. Ок. 1625

 

rushist.com