Аллегория в живописи. - ru_art links. Картины аллегории


Удивительные аллегории тициановской живописи | World of Art

Тициан Вечеллио. Автопортрет. / «Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие».

Еще при жизни Тициан Вечеллио да Кадоре был удостоен современниками звания "Короля живописцев и живописца королей". Его считали лучшим портретистом своего времени, а быть запечатленным на его холсте - означало обрести вечное бессмертие. Кого же увековечил великий Тициан на аллегорическом полотне позднего периода,- далее в обзоре.

Автопортрет. Автор: Тициано Вечелио.

Тициан прожил долгую и плодотворную творческую жизнь, которая охватила период почти в три четверти бурного 16 века. Ему выпало пережить и годы наивысшего расцвета, и годы глубочайшего кризиса всей культуры Возрождения Италии. Будучи широко востребованным, он выполнял заказы королей и Римских Пап, кардиналов, герцогов, князей и был признан лучшим живописцем Венеции, когда ему не было и 30 лет. Художественное наследие этого гениального мастера великой эпохи по своим масштабам превзошло творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, вместе взятых.

«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие».(1565-1570). 75,6 х 68,7 см. Автор: Тициано Вечелио.(Лондон, Национальная галерея).

В глубокой старости, доживая свои дни в одиночестве и переосмысливая пережитое, Тициану, по-видимому, вспомнилась его давняя картина-аллегория «Три возраста» (1512) и в ответ своим размышлениям художник написал необычное полотно «Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие», в верхней части которого он начертал на латыни: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet», что в переводе гласит: «Опираясь на прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не навредить будущему». Это послание, являющееся ключом к расшифровке аллегории этого полотна, и саму картину следует трактовать как завещание Тициана, обращенное к потомкам.

«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие». Фрагмент. Автор: Тициано Вечелио..

В отличие от «Трех возрастов», новая аллегория «Благоразумие» читается против часовой стрелки: слева - старец в красном колпаке, в центре - чернобородый зрелый мужчина, справа - юноша в профиль. Под этой триадой лиц изображено "трехглавое животное с головами волка, пожирающего прошлое; льва, олицетворяющего силу настоящего; собаки, пробуждающей лаем будущее".

До некоторого времени считалось, что на полотне были изображены: слева - Папа Юлий II или Павел III, в центре - герцог Альфонсо д'Эсте, справа - Карл V. Но исследователи творчества художника доказали, что работая над этой аллегорией, Тициан меньше всего думал об умерших когда-то правителях. И что не о смерти он размышлял, а о жизни, изображая себя и двух столь дорогих ему людей - любимого сына Орацио и юного племянника Марко Вечеллио.

«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие.»(1565-1570). Автор: Тициано Вечелио.

Тициан нашел неординарный способ выразить триединство Благоразумия на своем полотне. Образ мужчины зрелых лет мастер по праву сопоставил образу властного льва - правителя этого мира; доверчивого юношу - образу молодой собаки, несущей свою службу; мудрого старца, хорошо знающего жизнь, при том немощного и одинокого - образу волка.

Автопортрет. (около 1567 года). Автор: Тициано Вечелио. Прадо.Как видим, ястребиный профиль Тициана, олицетворяющий прошлое, это то же лицо, что и на знаменитом автопортрете в Прадо, датируемый тем же периодом, что и "Аллегория". Тициану в то время было уже под 80. Понимая, что прошлое, как и будущее менее «реальны», нежели настоящее, художник все же изобразил его сияющим от избытка света.

В центре полотна - преданный сын Орацио Вечеллио, который, будучи прямой противоположностью своему порочному брату Помпонио, был верным помощником отца на протяжении всей его жизни. Тогда ему исполнилось 45 лет.

Третье же молодое лицо в профиль, олицетворяющее будущее, принадлежит племяннику художника - Марко Вечеллио, которого тот взял в дом и окружил заботой. К тому времени, когда Тициан писал «Аллегорию», ему было чуть более 20 лет. И, следовательно, он как бы выступает заключающим звеном трех поколений семьи Вечеллио.

«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие. Фрагмент. Автор: Тициано Вичелио.

В христианской иконографии трехглавый волк-лев-собака служит символом Благоразумия и трех его составных частей: memoria («память»), intelligentia («знание»), prudentia («опыт»). Язык символов использовали в своей работе многие художники, чтобы как можно точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа. Этот прием использовал и Тициан не только в этой картине.

Картина-аллегория раннего тициановского периода «Три возраста»

«Три возраста».(1512). Автор: Тициано Вечелио. Национальная галерея Шотландии (Эдинбург).

Вышеупомянутое полотно "Три возраста", написанное мастером почти за полвека до «Аллегории», заключает в своем содержании пасторальные элементы, раскрывающие идею трех возрастов в жизни человека - младенчество, молодость и старость. Исходя из этого видим, что все образы вместе взятые заключают в себе иносказательное значение и "читать" их следует справа налево. А еще «Три возраста» – это история отношений двоих: мужчины и женщины. И совсем неслучайность здесь: два младенца, двое взрослых, два черепа.

«Три возраста». Фрагмент. Автор: Тициано Вечелио.

Разные этапы жизни художник передал в виде беззаботно спящих детей и маленького ангелочка, охраняющего их сладкий сон. Они символизируют начало жизненного пути, когда человек еще не знает, какие радости и печали ожидают его в будущей жизни. Но пока младенцы обнимают друг друга, между ними идиллия и еще нет половых различий.

«Три возраста». Фрагмент. Автор: Тициано Вечелио.

Уравновешивает левую часть полотна наполненная чувственным наслаждением влюбленная молодая пара в расцвете сил, расположившаяся под густой кроной деревьев. Они олицетворяют средину жизни, когда человек молод и полон сил, желаний, здоровья и энергии. Девушка как будто забирает у мужчины его флейту, его музыку, а вместе с флейтой символически забирает его душу и жизнь.

«Три возраста». Фрагмент. Автор: Тициано Вечелио.

В тициановскую эпоху в искусстве изображенные черепа выступали в качестве недвусмысленного символического напоминания о греховности человека, неизбежно наказываемой смертью. На третьем плане сидящий старец-отшельник с двумя черепами в руках символизирует, что ничто не вечно, не долог век молодой пары и, что жизнь каждого неизбежно подходит к концу.

Тициану путем объединения трех самостоятельных композиционных центров в единый смысловой, удалось воплотить в картине сложную философию бытия. И вместе с тем смысл этой аллегории прост – все мы рождаемся, чтобы потом умереть. И как видим, эта тема волновала Тициана на протяжении всего его творчества.

Последнее творение гениального мастера

«Пьета – Оплакивание Христа». Автор: Тициано Вечелио.

Тициан до самой смерти не выпускал кисть из рук. Даже в последний день, завершая свой земной путь, он оканчивал свое последнее творенье – "Пьета. Оплакивание Христа". Он успел даже его подписать: "Тициан сделал". Тут же завещал установить это полотно в часовне над своим надгробием и отдал распоряжение накрыть большой стол на множество персон, чтобы отдать дань уважения своим друзьям, ушедшим из жизни ранее. Но к поминальному ужину, который художник планировал провести в одиночестве, Тициан Вечеллио выйти так и не успел. Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/121117/36614/

worldartdalia.blogspot.com

Мировая живопись. Старые мастера. "Аллегории".

art_links

Мировая живопись. Старые мастера. "Аллегории".

« previous entry | next entry »May. 24th, 2013 | 11:02 amposted by: bolivar_s in art_links
0_85b3f_33735751_XL (700x181, 137Kb)fada505e4bf1 (97x51, 3Kb)fada505e4bf1 (97x51, 3Kb)

Прослушать записьСкачать файлИ. С. Бах

Шарль-Жозеф Натуар - Красота зажигает пламя любви

Рибера и Фернандес, Хуан Антонио -- Аллегория летаМаэлья, Мариано Сальвадор -- ВеснаШарль-Жозеф Натуар -- Аллегоря архитектурыШарль-Жозеф Натуар -- Аллегория живописиДосси Доссо (Джованни ди Лутеро) (1489 - 1542) - Аллегория удачи*Аллегория милосердия*

МИЛОСЕРДИЕ ("калька" лат. Misericordia, от Miser — "несчастный, обездоленный" и греч. kardia — "сердце") — тема классического искусства, включающая множество сюжетов, аллегорий, символов и аллюзий. В античности аллегорическую фигуру Милосердия (греч. Eleous), или Мира, изображали в образе женщины в военных доспехах, как Беллону, но не с факелом смерти, а с оливковой ветвью в руках — символом мира. В Древнем Китае пять добродетелей — милосердие, скромность, отвагу, справедливость и мудрость — символизировал камень нефрит. В Древнем Риме милосердие (лат. caritas) означало прежде всего почтение к родителям. Эмблемой этой добродетели, согласно легенде, был пеликан, разрывающий себе грудь, чтобы накормить детенышей своей плотью. В Средневековье эту фантазию переосмысливали как аллегорию искупления Христом грехов сыновей Адама. Близкую символику имеет изображение надтреснутого плода граната. В Евангелии от Матфея называется "шесть дел милосердия": утолять голод, жажду, предоставлять кров, одежду, лечить, утешать в неволе. Цикл на эти сюжеты можно видеть в рельефах средневековых соборов. Св. Бонавентура (1221—1274), монах ордена францисканцев, описал "божественную любовь" одновременно к Богу и к другим людям как "горение сердца". Отсюда аллегорическая фигура Милосердия с пламенеющим сердцем в руках либо сосудом, в котором горит огонь. С XIV в. "Пламенеющее сердце" (иногда его изображают в терновом венце) — одна из основных эмблем римско-католической церкви.

Жан-Батист Удри - ИзобилиеНоэль Куапель - ИзобилиеАнтонио де Переда - Аллегория тщеславияВиллем ван Мирис - Аллегория гневаВиллем ван Мирис - Аллегория гордыниАллегория справедливости1Louis Douzette The Muse of architectureДжордано Лука (1632-1705) - АллегорияРоза Сальваторе (1615 - 1673) - Аллегория удачиМирис Франс I ван (1635-1681) - Аллегория живописиБрейгель Ян II (1601-1678) - Аллегория четырех элементовБрейгель Ян II (1601-1678) - Аллегория землиБенджамин Вест - Omnia Vincit Amor, или Сила любви в Трёх элементахЛоран де Ла Хэйр - Аллегория музыкиЯкопо Лигоцци - Аллегория алчностиЯн Вермеер - Аллегория католической верыАахен, Ганс фон Аллегория Мира, Искусства и ИзАахен, Ганс фон - Аллегория Мира, Искусства и ИзобилияGiovanni Battista Tiepolo - An Allegory with Venus and Time

0_7ae22_83839e16_L (350x184, 96Kb)Цитата сообщения klassikaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Мировая живопись - Старые мастера - *Аллегории*

Link | | Share

art-links.livejournal.com

Тициан. Аллегория Благоразумия. | Волшебная сила искусства

Меня давно привлекала эта философская картина Тициана,написанная уже взрелые годы.Предлагаю вам познакомиться с ней и обсудить.

АЛЛЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ,КОТОРЫМ УПРАВЛЯЕТ  БЛАГОРАЗУМИЕ.1565-1570

Ключ к расшифровке аллегории картины заключается в надписи в верхней ее части: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet» —

«ОПИРАЯСЬ НА ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ  ПОСТУПАЕТ БЛАГОРАЗУМНО, ЧТОБЫ  НЕ НАВРЕДИТЬ БУДУЩЕМУ.».

    Здесь портреты самого Тициана, его сына Орацио и племянника Марко соединены с головами волка, льва и собаки, что олицетворяет собой прошлое, настоящее и будущее. В христианской символике трехглавый волк-лев-собака служит символом Благоразумия и трех его частей: memoria («память»), intelligentia («знание»), prudentia («опыт»).

       В античной мифологии языком символов пользовались, чтоб точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа.

Возраст зрелого мужчины Тициан сравнивает со львом - все в его власти, он правит миром,

 а возраст молодого человека с доверчивой готовностью молодой собаки нести службу,

 старости достается мудрость, глубокое знание жизни, одиночество и физическая немощь».

 Тициан.Автопортрет

             Ястребиный профиль старика, олицетворяющего прошлое, это профиль самого Тициана.(Слева) Это то же лицо, которое мы видим на незабываемом автопортрете в Прадо,который датируется тем же самым периодом,что и "Аллегория",когда Тициану было уже за 90.

В центре преданный сын Орацио, который, будучи прямой противоположностью своему порочному  брату Помпонио, был верным помощником отца на протяжении всей его жизни.

      Таким образом Орацио Вечелли, которому тогда было около сорока пяти, в 1569 официально был провозглашен «преемником»: в его лице «настоящее» наследовало тициановскому «прошлому».

           Это, в свою очередь, подводит нас к предположению, что именно его лицо появляется в центре картины  — это «воплощение силы и пыла», как, сравнивая настоящее с прошлым и будущим.

          Если лицо самого Тициана обозначает прошлое, а лицо Орацио — настоящее, то вполне вероятно, что третье, молодое, обозначающее будущее, принадлежит племяннику художника. 

             Тициан взял в дом и заботливо наставлял в своем искусстве дальнего родственника, которого «особенно любил» : Марко Вечелли. родившегося в 1545, которому, следовательно, к тому времени, когда была создана «Аллегория Благоразумия»,исполнилось двадцать с небольшим.Он,как бы замыкает три поколения семьи Вечелли.

           Как бы там ни было, внешность юноши, так же как и лицо старика, менее плотское, чем лицо зрелого мужчины в центре. Будущее, как и прошлое, менее «реальны», чем настоящее. Но в отличие от погруженного тень прошлого оно сияет избытком света.

             Это официальные предположения и размышления искусствоведов. 

           Принимая во внимание тогдашние настроения Тициана, попробуем выразить основную мысль, заложенную в этой удивительной аллегории, прибегнув к наиболее распространенной в тициановские времена поэтической форме. 

Три возраста, и в каждом есть услада. Весной избыток сил и чувств броженье, А ближе к осени успокоенье, И даже в старости своя отрада.

 У молодости смелость и бравада –Ей часто так недостает терпенья. С годами осеняет нас прозренье, И старец обретает мудрость взгляда. 

Без прошлого бы не было сегодня, А с ним не за горами и грядущее. Законы временные непреложны -В них воля проявляется Господня, И лишь Ему подвластно все живущее. Потуги наши жизнь продлить ничтожны. 

Софонисба Агнисола.Портрет Тициана с женой Чечилией.

 

Как вы относитесь к фразе Тициана: 

 

«Из прошлого настоящим руководит Благоразумие, дабы не навредить деяниям будущего».?

 

  Что можете сказать о самой картине и её содержании?

 

Понравилось ли вам стихотворение?Согласны ли вы с его автором?

 

Источники.

http://titian.ru/mahov128.php

http://blikimag.ru/journal/2004/2004-2/367.html  

http://ec-dejavu.ru/p/Panofsky_Titian.html 

maxpark.com

Аллегория в живописи. - ru_art links

Jan Brueghel the Elder|Классика живописи.Аллегория в живописи старых мастеров фламандской школы  Брейгель Старший, Ян (1568-1625) - Jan Brueghel the Elder (1568-1625) Обоняние.Осязание

ЗрениеЧувство вкусаАллегория вкусаСлух и осязаниеСлухСлухВступление животных в Ноев ковчегВступление животных в Ноев ковчегВступление животных в Ноев ковчег

Адам и Ева в райском садуАдам и Ева в райском садуЭдемский садТриумф СмертиСвадебный банкетВидение Святого

art-links.livejournal.com

Аллегория живописи

Аллегория живописи 

Вермеер "Аллегория живописи (Мастерская художника)" 1673 г., холст, масло, 130 х 110 см Музей истории искусства, Вена

Изображение художника в мастерской за работой было и остается довольно распространенным сюжетом. Зачастую так писались автопортреты. Но «Аллегория живописи» не просто портрет. Вермеер декларирует видение живописи как таковой. Искусно построенная композиция направляет взгляд в точном соответствии с замыслом автора. Центральная фигура – сам художник, далее, в порядке убывания значимости для искусства живописи – модель (Муза, вдохновение, как бы не назвать), затем – сюжет картины (карта, атрибуты «Славы» в руках девушки, маска и драпировка на столе), но действие происходит за занавесом, т.е. процесс творчества должен быть скрыт от зрителя, которому только позволено взглянуть, но не участвовать. Считается, что Вермеер изобразил себя, что вполне логично. Если это должна была быть абстрактная фигура, проще списать ее с себя, чем придавать ей черты кого-либо из коллег по цеху. Одетый в дублет с прорезями на спине и локтях и штаны-ренгравы, берет, который уже в те времена считался головным убором богемы (и крестьян), художник сидит пред мольбертом спиной к зрителю. Необычный наряд кажется излишне праздничным, но для современников Вермеера он имел еще и другой смысл. Подобная одежда вышла из моды еще до рождения художника, выглядело это приблизительно как если бы художник в 2000 году изобразил себя в послевоенном френче. Это подчеркивало «вневременность» живописца. Черно-белую гамму костюма и плиток пола нарушают лишь красно-оранжевые чулки – цвет дома штатгальтеров Оранских. Вермеер, возможно, писал картины так же сидя перед мольбертом, пользуясь муштабелем как опорой для руки с кистью. Пустой холст еще со времен Возрождения являлся символом художественной идеи, становящийся лишь в процессе работы художественным образом. Нанесены лишь контуры и художник начал прорисовывать лавровый венок на голове девушки. Видно, что это скорее будет портрет чем фигура в полный рост. Вермеер прибегает к своему любимому приему – как и в «Девушке с письмом у открытого окна», «Уроке музыки», девушка изображена дважды – в том числе как набросок на холсте. Сама модель символизирует музу истории Клио с атрибутами Славы – трубой и лавровым венком. Лицо ее можно увидеть на другой картине Вермеера – «Девушка с жемчужной сережкой». Даже белый воротник, оттеняющий кожу, тот же. И драпировка на столе перед Клио – все тот же тюрбан «Девушки и жемчужной сережкой». Карта на стене, как и одежда художника, относят зрителя к более раннему времени. Необычная для современного зрителя ориентация не север-юг, а запад-восток тем не менее позволяет узнать очертания Нидерландов. Карта составлена Висхером около 1636 года изображает не область семи Соединенных провинций, но все 17 старых провинций Нидерландов, существовавших до перемирия 1609 года. Справа и слева от карты – виды городов, надпись вверху «OCEANUS GERMANICUS» и «GERMANIA INFERIOR» - старое латинское название Нидерландов. Складка на карте находится как раз в месте деления Нидерландов на северную и южную части. Люстра с габсбургским орлом также отсылает зрителя к временам «Гентского умиротворения». На столе перед Клио лежит маска, которая может символизировать конкретное историческое лицо, в данном контексте – скорее всего Вильгема I Оранского, объединившего в 1576 году все нидерландские провинции. Его гробница, созданная Хендриком де Кейсером, находится в Новой церкви Дельфта. Она украшена мраморной статуей Славы с трубой и лавровым венком. Левую часть картины скрывает гобеленовый занавес, который придает картине некоторую таинственность, зрителю позволено только взглянуть на процесс создания картины из-за него, художник занят не хочет, чтобы его отрывали от работы. Темные складки занавеса, откинутого за спинку стула, контрастируют с ярко освещенным треугольником стены. Самая яркая точка картины является одновременно и центром схода перспективы. Вермеер, как и его современники, пользовался специфической техникой для построения перспективы. В центр схода (точку бесконечности) втыкалась булавка, от которой шел шнур, натертый углем. След, оставленный от шнура на холсте позволял построить перспективу любой сложности. Небольшое отверстие от булавки находится между рукой Клио с трубой и набалдашником штанги карты. Картина посвящена живописи как таковой, главной задачей которой – отображение истории. Неважно, история это государства или личная история художника. Любое полотно спустя годы становится историческим, даже пейзажи и натюрморты. Вермеер особенно гордился этой работой. Даже после его смерти Катарина пыталась спасти его от кредиторов. В 1676 году она передала права на картину своей матери, Марии Тинс, в уплату за долги. В начале 20 века оно оказалось в музее в Вене. В 1942 году картина попала в личное собрание Гитлера. За несколько недель до окончания войны «Аллегория живописи» вместе с другими шедеврами была спрятана в соляных пещерах Зальцбурга, которые было приказано взорвать. Но местный гауляйтер, к счастью, не выполнил приказ. Картина вернулась в Вену.

К картинамРаботы современниковЧто изображено на картине?Следующая картинаПредыдущая картинаВильгельм Оранский, Габсбурги и "Гентское умиротворение"

irinaepifan.narod.ru


Смотрите также