Русский авангард. Самый авангардный авангардизм в истории. Картины авангардистов


Отдыхай с нами!.Художники- авангардисты – Отдыхай с нами!

Я не любитель искусства авангарда и абстракций. Но за короткий отрезок времени произошло два события, которые «развернули» меня лицом к этому жанру. Последнее из них – это интересный взгляд на абстракцию участницы конкурса “Живые картины” Светланы Ранджелович. А первое событие, о котором и будет этот пост – ошеломительная выставка «Авангард. Пространство цветов и форм», которую я недавно посетила в Киеве. Кстати, ещё раз благодарю своих любимых киевских друзей, которые пригласили меня на эту выставку!

Содержание статьи

Авангард, художники, список

Для начала я вам просто перечислю тех художников-авангардистов, которые были представлены на этой выставке. Ну, разве что с небольшим вступлением о том, что такое авангард в живописи. Я не буду пытаться даже отдаленно походить на искусствоведа, а скажу так, как понимаю, то есть несколько упрощенно. Начиная с «золотого века» в искусстве – эпохи Возрождения, да и во все последующие времена до конца 19 века, художники иногда очень старательно, иногда не очень, в своих картинах отображали мир таким, каким его и видит человеческий глаз. Наверно самым «революционным» течением за этот период был импрессионизм. Но импрессионисты, провозгласив новый принцип о первичности впечатления, всё равно в общем и целом придерживались правил перспективы, света и тени, трёхмерных объёмов.

В конце 19-го, начале 20-го веков в европейской живописи стремительно раскручивается новое движение: авангард. В переводе с французского слово означает «передовой отряд». Всё, дальше –дело искусствоведов. Или же самостоятельно разбирайтесь с достоинствами и содержанием этого течения. Я не берусь. Теперь я только перехожу к списку художников авангардистов:

  • Хуан Грис (1887-1927), Испания. Один из основателей кубизма. Любимый жанр – натюрморт.
  • Едвард Мунк (1863-1944), Норвегия. Театральный художник и график. Мунк создал четыре варианта своей знаменитой серии картин «Крик», написанных в разных техниках. Один из них (пастель) был продан в частные руки на аукционе 2012 года за 119 млн 922 тыс. 500 долларов.
Картина Мунка "Крик"

Эдвард Мунк “Крик”

  • Амедео Модильяни (1884-1920), Италия. Художник и скульптор, представитель экспрессионизма. Творчество Модильяни стоит особняком, его невозможно отнести ни к одному из известных на тот период жанров.
Модильяни "Портрет Жанны Эбютерн"

Модильяни “Портрет Жанны Эбютерн”

  • Эгон Шиле (1890-1918), Австрия. Любимый жанр: портреты и пейзажи.
  • Эрнст Кирхнер (1880-1938), Германия. Основатель немецкого экспрессионизма.
  • Август Маке (1887-1914), Германия. Любимые сюжеты: городская жизнь, сады и пейзажи, городская архитектура.
Август Маке "Ресторан в саду"

Август Маке “Ресторан в саду”

  • Франц Марк (1880-1916), Германия. Разработал собственную теорию цвета, в которой каждому цвету соответствует особый духовный смысл. Излюбленный сюжет: синие, красные, жёлтые, зелёные кони.
  • Роберт Делоне (1885-1941), Франция. Не имел специального художественного образования. Работал над созданием «архитектуры цвета». Оформил декорации к нескольким спектаклям знаменитой балетной труппы С. Дягилева.
  • Алексей Явленский (1864-1941), Россия. Служил гвардейским офицером, но посещал класс Ильи Репина, а потом полностью посвятил себя искусству.
  • Василий Кандинский (1866-1944), Россия. Художник, теоретик искусства, поэт.
  • Казимир Малевич (1879-1935), СССР. Малевич не имел системного образования, занимаясь понемногу в разных студиях и больше уповая на практику.

Я спокойно отношусь к тому, что мне не понятно такое творчество, считая, что каждое видение мира имеет право на жизнь. Но я ни за что не собиралась посещать выставку авангарда. А выставка оказалась не простой, а волшебной…

Выставка в Киеве

Я не знаю, как найти правильные слова, но это не есть показ статичных картин. Выставка называется аудиовизуальное шоу или мультимедийный проект – вот и понимайте, кто как может. Огромное помещение, стены которого превратились в сплошной экран. 52 проектора воспроизводят на нем версии картин. Но опять – не статичных, для каждого персонажа рассчитано: как бы он двигался, если его «завести» как механическую куклу. Все цвета также разложены на множество переливающихся и перетекающих составляющих. Это необыкновенное зрелище, к тому же сопровождаемое чудесно подобранной музыкой. Я нашла пару роликов, которые в самых общих чертах могут передать вам какое-то представление о выставке.

Но если только кто-то из вас до 19 декабря окажется в Киеве – настоятельно рекомендую посетить это мероприятие. При этом не важно: нравится ли вам именно авангард, самое главное – это подача.

Адрес: ул. Заболотного, 37, арт-галерея в ТРЦ ART MALL. Тел. (067)344 69 99.

  • Мои читатели, обоснованно или нет, но я считаю нас единомышленниками! В группе Культурные экспедиции вы найдете больше информации об истории и культуре разных стран, включая актуальную афишу. Вы так же сможете делать свои публикации, если вы в теме, конечно:)

Художники- авангардисты

Оцените эту запись

turov.top

Русский авангардизм — Look At Me

Авангардизм в искусстве – понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве: кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм. К этому направлению в России можно отнести живопись Марка Шагала, Казимира Малевича, Василия Кандинского, Павла Филонова, Александра Лозовой.

Абстракционизм – направление в изобразительном искусстве ХХ века, для которого характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции, эксперименты с цветом.

Казимир Северинович Малевич

Казимир Северинович Малевич родился 11 февраля 1878 года в доме на окраине Киева. Его отец был управляющим на сахароваренном заводе. И отец, и мать, по происхождению были поляками. Российско-советский художник-авангардист был одним из основателей супрематизма – направления в абстрактном искусстве. Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории. Вокруг него со временем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители нового искусства). Творения русских художников-авангардистов начала века взорвали устаревшее прозападное визуальное сознание. Входил в группу молодых художников Ослиный хвост. Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат.

Русский авангардизм. Изображение № 1.

Русский авангардизм. Изображение № 2.

Русский авангардизм. Изображение № 3.

Русский авангардизм. Изображение № 4.

Марк Шагал

Марк Шагал, выдающийся художник XX века, родился в Витебске, Республика Беларусь, в границах оседлости, которые были определены ещё Екатериной II для компактного проживания евреев. Он был девятым ребенком в семье. Его отец работал на складе, где коптили селедку, а мать держала собственную лавку, в которой продавалась эта самая селедка. Сначала Марк учился в школе при синагоге, а позже его устроили в светскую гимназию. Первые художественные навыки Шагал приобрел как раз в гимназии. Затем он стал брать частные уроки у профессионального художника-реалиста. Творчество Марка Шагала, в картинах которого присутствуют и массивные букеты, и меланхоличные клоуны, и парящие в облаках влюбленные, и мифические животные, и библейские пророки, и даже скрипачи на крыше, стало знаковым этапом в развитии мирового художественного искусства. Марк Шагал жил до конца жизни на французской Ривьере. 28 марта 1985 года его не стало.

Русский авангардизм. Изображение № 5.

Русский авангардизм. Изображение № 6.

Русский авангардизм. Изображение № 7.

Русский авангардизм. Изображение № 8.

Русский авангардизм. Изображение № 9.

Русский авангардизм. Изображение № 10.

Русский авангардизм. Изображение № 11.

Василий Кандинский

Василий Кандинский – один из крупнейших художников XX века, определивших лицо нашего времени. С «Абстрактной акварели» Кандинский (1910 г.) начинается история современного абстрактного искусства. В. Кандинский родился в Москве в 1866 г., окончил Московский Университет, изучал экономику и право. В 1896 году получил место профессора юридического факультета знаменитого Дерптского университета, однако, именно в это время, тридцати лет от роду он решает оставить научную карьеру и полностью посвятить себя живописи. Кандинский переезжает в 1896 году в Мюнхен и учится в лучших художественных школах, занимается теорией искусства. Он много путешествует и ищет свой стиль в живописи. Ранний Кандинский – самый неожиданный. Темы разные: древнерусские, рыцарские, восточные – через откровения абстракции становящиеся импрессиями, импровизациями и композициями.

Русский авангардизм. Изображение № 12.

Русский авангардизм. Изображение № 13.

Русский авангардизм. Изображение № 14.

Русский авангардизм. Изображение № 15.

Русский авангардизм. Изображение № 16.

Русский авангардизм. Изображение № 17.

Русский авангардизм. Изображение № 18.

Александр Лозовой

Александр Лозовой остался в ХХI веке единственным художником, являющимся подлинным учеником русских авангардистов начала прошлого века. В 60 – 70 годах он учился в частной мастерской Варвары Бубновой. Александр Лозовой родился в 1949 году. В 1977 году в Ленинграде защитил кандидатскую диссертацию по психологии изобразительного искусства. В 1987 году создал одну из первых частных художественных галерей в Москве, в которой, в частности, проходили выставки работ В. Бубновой, фотографий Laslo Moholy-Nagy. Последняя была организована совместно с Гётте-Центром. Лозовой никогда не состоял в каких-либо творческих союзах, объединениях или политических партиях. В течение длительного времени Александр Лозовой разрабатывал свою уникальную собственную технологию нанесения и закрепления красочных пигментов на холст. Яркость, прозрачность красок, присутствие многих несмешанных между собой пигментов на одном квадратном сантиметре поверхности картины – эта особенность заметно отличает работы Александра Лозового от работ каких бы то ни было других современных художников России, Европы и Америки.

Русский авангардизм. Изображение № 19.

Русский авангардизм. Изображение № 20.

Русский авангардизм. Изображение № 21.

Русский авангардизм. Изображение № 22.

Русский авангардизм. Изображение № 23.

http://www.starat.narod.ru/pictures/rusavang/main.htm (про русский авангардизм)

http://kazimirmalevich.ru/ (оффициальная страничка про Малевича)

http://www.shagal.org.ru/ (страничка Шагала)

http://www.kandinsky.net.ru/ (ну а тут про Кандинского)

www.lookatme.ru

Авангард 20 век - floyd_caunsil32

Собрание авангардных литографий из частных коллекций объединено в выставке, организованный Питерским арт-центром «Перинные ряды», которая сейчас отправилась в гастроли по музеям России,а вплоть до нового года (с 8 по 23 декабря) будет гостить в брянском художественном музее.  Кандинский, Брак, Шагал, Мане, Магритт,Эрнст и другие представители той эпохи! Был сегодня, понравилось, полтора часа созерцания и приобщения к прекрасному..ЗЫ: в самом зале достаточно холодно, так что идите в верхней одежде ))

История авангарда

Термин «авангард» происходит от французского слова “avant-garde”, что переводится как «передовой отряд».

Авангард в искусстве объединяет целый ряд школ, имеющих самую разную, а порой и вовсе противоположную идейную основу. Объединяет художников-авангардистов отказ от классической эстетики, новаторские идеи и активный поиск экспериментальных методов их художественной реализации. Так в качестве новых способов рисования авангардистами использовались пульверизатор, штукатурная лопатка, половая тряпка или даже раздавленные ногой тюбики краски для эффекта «дикого мяса».

«Искусство для нас – это приключение в неведомом мире, который исследуют только те, кто готов идти на риск. Мы за широкий формат, потому что он разрушает иллюзию и открывает правду,» – писали о себе авангардисты и добавляли: «Не бывает такой вещи, как хорошая живопись ни о чем».

Знаменитые художники-авангардисты и особенности их стиля

Художники-авангардисты не рисовали, а «думали» свои картины. Целью творчества они видели не просто художество, а разрушение преград между различными видами искусств, пропаганду новых идей в живописи, музыке и театре. Их творчество создало целый мир, который, по словам Василия Кандинского, «с виду ничего общего не имеюл с действительностью». По его же мнению, именно импровизация в виде цветовых пятен и линий, а не классический сюжет, является носителем духовного начала.

картина Кандинского

О Василии Кандинском

Полотна знаменитых авангардистов стали отражением ярких мыслей неординарных личностей. В тоже время почти все их работы с первого взгляда кажутся хаотичными, как это свойственно работам гениев.

Большинство авангардистов в поисках своего изобразительного языка пытаются скрестить остросовременное искусство и древние традиции. Так Марк Шагал в цикле литографий именуемой «Библия Шагала» обращается к иудейской культуре, запечетлевая прародителей еврейского народа в наивной и эмоциональной форме.

Марк Шагал «Иллюстрация к библии»

О художнике Марке Шагале

Американские авангардисты называли себя «мифотворцами», потому что изображали древние символы индейских мифов

.Карел Аппель «Три фигуры»

Авангардисты Карел Аппел и Пьер Алешинский в своем творчестве восхваляли искусство примитивных народов и аутсайдерскую культуру, создавая арт-объекты из найденных на свалках предметов. «Если я рисую как варвар, это только потому, что я живу в варварский век» – заявлял Карел Аппель.

Творчество многих авангардистов было неотделимо от революции. Так после революции 1945 года во Вьетнаме многие художники покинули свои дома и города, отправившись вместе с партизанами и войсками сопротивления в леса. Прямо в джунглях в 1950-ом году было организовано художественное училище, которое возглавил один из лучших местных авангардистов – То Игон Ван. Его ученики делали зарисовки военного быта, создавали патриотические агитационные плакаты и листовки.

Другие художники расширили или даже вышли за рамки авангарда, создав новые художественные течения. Так, к примеру, венгерец Виктор Визарелли стал основателем «оп-арта» – искусства, «обманывающего» глаз и мозг зрителя с помощью оптических  иллюзий.

Виктор Визарелли и авангард в Венгрии

Расширив границы современного искусства, авангардисты перенесли мировую столицу искусства из старого Парижа в новый, динамичный Нью-Йорк. Отсутствие конкретики натурализма, простые и яркие цвета, несложная конструкция из простых предметов так свойственные авангардизму предвосхитили возникновение нового художественного стиля – минимализм.

Другие картины с выставки «Авангард 20 век»

Алан Д’Арканджелло

Андре Маршан

Бернард Бюффе

Клод Мюльхаузен

Рене Магритт

Сальвадор Дали

floyd-caunsil32.livejournal.com

Авангард в живописи - художники, направления, значения

Авангард как художественное явление

Одно из крупных явлений XX века —  Авангард — зародилось в середине XIX века во Франции. Слово avant-garde — пришло в искусствоведческую терминологию из военной лексики, означающее «передовой отряд».

Термин «русский авангард» объединяет радикально настроенные течения русского искусства, появившиеся 1907-1914 годы и достигшие зрелости в послереволюционные годы.

На самом деле авангардные явления характерны для любых переломных эпох. Но в ХХ веке Авангард стал мощным явлением культуры, обозначившего грандиозные изменения в мировой художественной культуре. ХХ век характеризовался глобальными культурно-цивилизационными процессами, затронувшими не только культуру, но и науку, а также человеческое общество.

Первые шаги русских авангардистов

Первый шаг по направлению к авангардистскому искусству совершили участники художественного объединения «Голубая роза» в 1907 году, стиль живописи которых был близок к символизму и неопримитивизму, который оказал очень сильное влияние на творчество крупных представителей авангарда: Ларионова, Малевича, Гончарову и др.

Первым употребил в России слово «авангард» Бенуа, этим словом с некоторой иронией он охарактеризовал ряд художников, представивших картины на выставке «Союза художников» 1910 года, примыкавших в основном к объединению «Бубновый валет». В этом же году «Бубновалетцы» громко заявили о новом искусстве на своей выставке, и с этого времени принято считать, что всё новаторское в мире создаётся русскими художниками. В 1912 году возникает новое объединение «Ослиный хвост», а через год открывается выставка «Мишень», на которой свои работы показали художники-футуристы. На этой же выставке Ларионов впервые представил зрителю свои знаменитые «Лучистые произведения».

В Петербурге 1910 году было образованно объединение «Союз молодёжи», в него входили представители разных направлений (Альтман, Шагал, Экстер и др.). Также в Петербурге возникает новый стиль в живописи — кубофутуризм (соединение итальянского футуризма и кубизма). Петербург стал столицей ещё одного нового стиля — «Заумного реализма», соединившего стихи и живопись.

Эстетика и художественные черты авангарда

Для Авангарда характерно:

  • эксперимент (чаще осознанный) как манифест и как практическое направление творчества
  • отрицание традиционного искусства, а также эстетических и моральных норм обывательского, «буржуазного» мира
  • революционный и подчас разрушительный пафос творчества
  • отказ от канонов 19 века в изобразительном искусстве, т.е. отказ от изображения видимой действительности
  • стремление создать новое в формах, приемах, средствах художественного мира
  • эпатажный характер поведения и презентации
  • признание и преклонение пред достижениями научно-технического прогресса
  • поиски Духа как панацеи от материализма
  • с одной стороны, рационализм в искусстве (например, конструктивизм),
  • с другой – иррациональность художественного творчества (например, в сюрреализме)
  • приветствие любых социальных изменений в обществе (русская революция)

Если европейские  авангардисты вдохновлялись творчеством «примитивных» народов, то художники русского авангарда свои приёмы черпали из древнерусского и крестьянского искусства, городского народного промысла: лубочных картинок и магазинных вывесок. В то же время во многом русские художники опирались на модернистские направления европейского искусства (кубизм, футуризм, фовизм и т.д.).

Искусство авангарда проникнуто духом нигилизма, революционной агрессией и соединяет в себе деструктивное и созидательные начала.

Авангард нацелен на изменение человеческого сознания и, возможно, самой человеческой природы.

Направления художественного Авангарда в России

Авангард — это многогранный и пёстрый феномен, объединивший несколько крупных течений русского искусства XX века, созданных и теоретически обоснованных известными мастерами, такими как В.Кандинский К. Малевич, П.Филонов, М.Ларионов и др.

Абстракционизм

Или беспредметное искусство использовало ассоциативное восприятие, художники этого направления, работали в основном с цветом, создавая абстрактные формы.

В 1910 годы главный теоретик этого направления Кандинский создаёт своё первое абстрактное полотно (он называл их композициями).

Суть абстракционизма заключается на решении абстрактных живописных задач — гармонии цвета и формы.

Кандинский уподоблял живопись музыке, и главная его цель — выразить на холсте звучание «Духовного мира». В то же время абстракционизм возвел в идеал эстетическую значимость цвета и формы.

Можно сказать, что и другие направления русского Авангарда относятся к абстракционизму (супрематизм К.Малевича, лучизм М.Ларионова, «беспредметничество» О.Розановой и Л.Поповой)

Супрематизм

Как направление он зародился в 1910, главенствующее положение в нем занимает К.Малевич.

Основным для Супрематизма является изображение реальности, выраженной в простых формах, сочетании цветных кругов с квадратами и треугольниками, прямыми линиями.

В полотнах супрематистов краска, с точки зрения Малевича, стала первым шагом «чистого искусства», которое уравнивает в творчестве человека и Природы (Бога).

Футуризм

Это в большей мере литературное направление, но оно нашло свое выражение и в живописи.

Для футуризма в живописи характерна энергия движения, раздробленность фигур на фрагменты, движение передается наложением различных последовательных фаз на полотно.

Первыми русскими футуристами стали братья Бурлюки.

Лучизм

Это напареление М.Ларионова и Н.Гончаровой трактовало творчество как стремление изобразить не предмет, а его отражение в лучах, т.е. художник на полотне изображает не предмет, а только падающие на него лучи.

Лучизм был основан на смешении цветовых спектров, а также возможностях свето—и цветопередачи.

М.Ларионов писал:

«Это почти тоже, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни».

С 1910 года Филонов начинает отстаивать принципы аналитического искусства, в основе которых лежали сложные, калейдоскопические композиции. В основе аналитического искусства П.Филонова лежит принцип «органического роста художественной формы». Художественное полотно возникает от частного к общему, как бы прорастает, как прорастает зерно. В произведениях этого художника были выражены духовно-материальные закономерности истории, он воплощал в них свои мечты об идеальном будущем, в котором восторжествует справедливость добра.

Примитивизм

Он в России возник в начале XX века, первыми к нему обратились участники объединения «Голубая роза».

Примитивизм основан на намеренном упрощении изображение, т.е. такого изображение, которое подобно русскому лубку или рисунку ребенка.

Отдали дань примитивизму и Ларионов, Гончарова и Малевич. Примитивисты обращались к формам первобытного, древнерусского и средневекового искусства, народного и детского творчества, они использовали чистые цвета и орнаментальные элементы.

Конструктивизм

Течение возникло под влиянием технического прогресса. Наибольшее распространение получило в архитектуре. Как направление появилось в 20-е годы ХХ века.

Представители конструктивизма считали основным принципом организации произведения — конструкцию.   Для данного направления важна функция, геометризм, лаконичность форм, индустриальность.

Ярко конструктивизм проявил себя в искусстве плаката (А.Родченко, В. Степанова).

 Историческое значение русского художественного авангарда

Авангард в России имел недолгую, но достаточно насыщенную жизнь: образовывались новые художественные объединения, каждый художник стремился создать новое течение, и все эти направления сосуществовали одновременно.

Значение данного течения заключается в следующем — он:

  •  открыл относительность форм, средства и способов художественного мышления
  • выработал огромное количество новых форм, приемов, подходов к решению художественных проблем и задач
  • привел к возникновению новых видов искусства (кино, фотографии и др)
  • показал важность экспериментальной работы в художественном творчестве
  • показал исчерпанность основных видов новоевропейского искусства

Многие идеи, наработки, находки этого художественного направления русского искусства до сих пор находят свое применение в художественной жизни современной России.

И еще у нас есть кроссворд по этой теме — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

velikayakultura.ru

Русский авангард. Самый авангардный авангардизм в истории

Не, вы как хотите, а я горжусь своей страной. Не все у нас нехорошо и отвратительно. Не все у нас «Жигули», рубероид, пельмени «Любительские» и Стас Михайлов. Все-таки могуч народ, исторгший из таинственных глубин своих человека, способного нарисовать простую геометрическую фигуру одного цвета, которая во всем нашем круглом мире стала общепризнанным символом великого Ничто. И одним из самых радикальных произведений, толкующих о смерти искусства.

Русский авангард. Самый авангардный авангардизм в историиКазимир Малевич. Черный квадрат

Могуч народ, который в гробу видит этот символ со всей его общепризнанностью и радикальностью и, вместо того, чтобы им гордиться, считает его дешевой квазиинтеллектуальной разводкой на смыслы, которых нет. И это тоже по-нашему радикально.

Все-таки – с чего вдруг в наших довольно патриархальных пенатах взорвалось такое мощное явление, известное теперь как «русский авангард»? Вот из-за этой патриархальности, в частности. Авангардизм – он же себя позиционирует не как еще один способ делать искусство, вроде барокко или школы реки Гудзон. Он себя позиционирует как способ менять мозги и менять жизнь в целом. А менять было что. Причем, это касалось не вечной отсталости России от развитых стран – это слишком утилитарная и мелкая задача, а мира в целом. Русский авангард был предельно утопичен и предельно планетарен – так нищий мечтает не о скромной ренте, а сразу о месте в списке Forbes, чтоб не терять времени попусту на промежуточных стадиях. Это же так по-нашему – осчастливить весь мир, сразу и быстро. И тяжкие думы в этом направлении в России одолевали не только деятелей авангардизма. Достаточно вспомнить Циолковского с его фантазиями о пыльных тропинках далеких планет или Николая Федорова с идеей воскрешения всех когда-либо живших людей. И этот разрыв, скажем так, мечты и действительности, масштаба утопии и обстоятельств, в которых она сочиняется* – это опять очень по-нашему.

Вера же в то, что искусство может изменить жизнь, была крепкая. Она родилась еще в романтизме, потом перекочевала в модерн. Но там эта идея носила локальный характер – предполагалось, что в прекрасной, художественно преобразованной среде вырастут прекрасные люди. Авангардизм же уподобил жизнь художественному проекту, а художника поставил на место демиурга, креативной воли которого достаточно, чтобы изменить даже Вселенную. Авангардизм, таким образом, занял ту же позицию, что и религия, и были авангардисты-мессии, авангардисты-апостолы, авангардисты-еретики, пророки, фанатики и т.д. А его утопические прожекты до боли напоминали вполне знакомую христианскую эсхатологию. И даже центральную работу русского авангарда -  «Черный квадрат» – называли иконой нового искусства. Она, кстати, структурно и выглядит как икона: черное – это ковчег, белое – поля.

Т.е. русский авангард по большей части, в отличие от западного авангардизма, решал вопросы не искусства, а жизнестроительства. Именно поэтому у нас не появился, скажем, дюшановский писсуар – он все-таки больше обращен к внутренней проблематике искусства. Нет, конечно, наши авангардисты тоже решали подобные задачи, но главное для них была – утопия.

Самыми крупными утопистами были абстракционисты и, прежде всего, супрематисты во главе с Малевичем. Они выстраивали неведомые Вселенные, которые должны были заменить эту уже надоевшую нашу. У Малевича это - другой космос, у Кандинского – другое духовное пространство; систем было много, я еще напишу отдельные тексты о наших авангардистах. Здесь я лишь покажу, насколько все они были разными даже внешне. На Западе, к примеру, из крупных систем беспредметного искусства 10-20 гг. можно вспомнить Делоне, Мондриана и дадаистов-сюрреалистов. И все. И было это в разных странах. У нас:

Русский авангард. Самый авангардный авангардизм в историиВасилий Кандинский. Композиция VIII

«духовная» абстракция;

Русский авангард. Самый авангардный авангардизм в историиМихаил Ларионов. Лучистская композиция

вариант «космической» абстракции;

Русский авангард. Самый авангардный авангардизм в историиОльга Розанова. Зеленая полоса

еще один «космический» вариант;

Русский авангард. Самый авангардный авангардизм в историиМихаил Матюшин. Цветок человека

биоморфная абстракция;

Русский авангард. Самый авангардный авангардизм в историиАлександр Родченко. Побеждающее красное

конструктивистская абстракция;

Русский авангард. Самый авангардный авангардизм в историиЭль Лисицкий. Проун 5а

супрематизм. Все это разнообразие – от желания охватить все, от так понятого универсализма. Ларионов и Зданевич придумали даже такое направление – «всёчество» - которое предполагало, что художник не может замыкаться в чем-то одном, а должен быть открыт любым направлениям, всей культуре. Так и тянет сказать банальность про всемирную отзывчивость русской души. Вот, сказал.

Жажда утопии и страсть, с которой она строилась, породили еще одно характерное качество русского авангарда – его радикализм и стремление дойти до последней логической точки. Впрочем, как и все другие перечисленные качества, это – тоже национальное, а не только авангардистское. Точки ставили жирные – как Малевич «Квадратом» - «я убил живопись». В самом деле, если мы занимаемся построением утопий – при чем тут искусство? А если оно к утопии не относится, так с ним вообще кончать надо – только отвлекает своими эффектами. И наш авангард убивал искусство. Искусство в традиционном, конечно, смысле. То, что он создавал взамен, для него искусством не было – это были чертежи, наброски утопий. Или же, после революции, это были совершенно прикладные вещи – дизайн, архитектура. Ну, там-то, после революции, понятно – настало время не чертить, а строить утопию, пока еще – на Земле. В этом смысле характерен путь Эля Лисицкого.

Русский авангард. Самый авангардный авангардизм в историиЭль Лисицкий. Агитационный плакат

Так он перенес формальные принципы супрематизма в пропаганду.

Русский авангард. Самый авангардный авангардизм в историиЭль Лисицкий. Небоскребы в районе Никитской площади. Проект

А так пытался перенести их в городскую среду. Такими домами должно было быть уставлено все бульварное кольцо. Вообще, если бы были реализованы все проекты авангардистов, мы бы имели сейчас другой город. Выглядел бы он диковато. Красную площадь посещали бы одни специалисты по истории архитектуры, другие бы там не выдержали.

Русский авангард. Самый авангардный авангардизм в историиВладимир Татлин. Махолет «Летатлин»

Или вот еще – тоже выход из искусства в утилитарность.

Конечно, все эти качества: утопизм, радикальность, религиозность и т.д. были и у западного авангардизма. Тут важна степень их горячности. Все-таки западная жизнь была более структурирована – этим занимается философия, этим – политика, этим – религия. Поэтому на Западе авангардизм всегда помнил, что появился в нише, где жило искусство, и всеми этими сопутствующими вещами занимался в меру. Одной из постоянно решаемых им задач было – определить границы этой ниши и выйти за них. У нас же структурированность как-то до сих пор не живет. У нас поэт – больше, чем поэт, философ – больше чем философ. В начале ХХ века художник стал больше, чем художник. Он решал вопросы философские, политические, религиозные, эстетические, этические и т.д. Продолжая, в общем-то, традицию XIX века, когда всем этим занималась русская литература. Ну, передвижники еще в искусстве, в какой-то степени.

Продолжим дальше печальное для западного авангардизма сравнение его с нашим авангардом. У нас был гораздо более разнообразный авангардизм. Скажем, Франция – это фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм. Германия - экспрессионизм. Голландия – один из вариантов абстракционизма – неопластицизм (Мондриан с группой De Stijl), Италия – футуризм. У нас же было это все, кроме дадаизма и сюрреализма**.

Русский авангард. Самый авангардный авангардизм в историиМарк Шагал. Я и деревня

Наш отечественный футуризм.

Русский авангард. Самый авангардный авангардизм в историиПавел Филонов. Формула весны

Наш отечественный синтетический экспрессионизм.***

Естественно, столь напряженное создание утопий с практически религиозной страстью быстро породило в мире авангарда догматизм, ортодоксию и дикую вражду с конкурентами, особенно обострившуюся после революции. Новая власть тоже ведь строила утопию, и каждая авангардистская группировка, грубо говоря, предлагала ей свой проект. Плохо отзываясь при этом о коллегах по цеху и их проектах. Еще наши авангардисты, занимаясь активной внутривидовой борьбой, стали привлекать в качестве верховного арбитра все ту же власть, т.е. попросту – ябедничать ей друг на друга. Типа, это только мы – истинно пролетарское искусство, а все остальные – буржуазные художники. Кончилось все печально – в 1932 году власть отменила и запретила любые группировки и согнала всех в союз художников, где отныне должен был быть один творческий метод – социалистический реализм. Не потому власть сделала это, что устала от борьбы группировок и их кляуз – это ей было до фени. А потому, что она оказалась круче самых крутых авангардистов и утопию строила самую крутую.

Необходимое добавление. Этот текст ни в коем случае не надо воспринимать как патриотический. Да будь я негром преклонных годов и живи я в Африке даже - я бы написал то же самое.

*Циолковский работал в Калуге школьным учителем. Федоров работал библиотекарем, правда, в столицах. Жили оба довольно убого, иногда – совсем убого. Можно вспомнить еще Хлебникова с его планетарными идеями справедливого обустройства жизни и поисками числовых закономерностей хода истории – он их искал, чтобы на их основе спрогнозировать правильно устроенную жизнь. При этом рукописи он хранил в наволочке, в ней же носил их читать. Иногда еще брал с собой кастрюльку с манной кашей – есть в гостях было нечего, шла революция.

** Дадаизм у нас как течение оформиться не успел, но многие из его практик были в арсенале кубофутуристов, в основном – поэтов. Желтые кофты, розовые пиджаки, расписные ложки или пучки редиски в петлицах, скандальные поэтические вечера, эпатаж как искусство, стихи типа бессмертного - Дыр бул щыл убешшур скум вы со бу р л эз – (Алексей Крученыx) – все это было бы очень органично в кабаре Вольтер. После революции один наш протодадаист – Илья Зданевич – уехал в Париж и хорошо себя чувствовал среди дадаистов. Сюрреализм же появился там в начале 20-х и нам не подходил уже чисто идеологически – пролетарскую утопию строить он никак не помогал.

*** Повышенная степень радикальности нашего авангарда дала один своеобразный эффект – феминистский. У нас было много авангардисток. Надежда Удальцова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Наталья Гончарова, Александра Экстер, Варвара Степанова – они не были на первых позициях, там царствовали Малевич, Кандинский, Татлин, Шагал, Ларионов. Но они уверенно существовали на второй ступени. В Европе ничего подобного и близко не было.

 

Автор: Вадим Кругликов

adindex.ru


Смотрите также