Мария Башкирцева. Гений или никто? Картины башкирцева


Наследие Марии Башкирцевой. По следам поездки в Диканьку

В 90-х годах в Советском (еще) Союзе издавался журнал "Наше наследие", в одном  из его номеров я увидела имя  Марии Башкирцевой  и  узнала о существовании нашумевшего Дневника, который девушка вела с 16 лет до самой своей смерти в 25-летнем возрасте- это около 1000 страниц на французском.  Вчера мне удалось побывать в Диканьке, где неподалеку родилась Мария, и сейчас есть зал в картинной галерее, посвященный ее творчеству. К поездке я подготовилась, прочитав ее Дневник и книгу А.Александрова "Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой"

Кто же такая Мария Башкирцева? Почему ее имя овеяно не только легендами, но и слухами? Почему ее жизнь называли "тлеющим разрядом"(с)?

Тайна в ее жизни появилась уже с самого рождения, было объявлено, что девочка, которая родилась в семье предводителя дворянства помещика Константина Башкирцева и Марии Башкирцевой (Бабаниной) по большой любви, семимесячная. На самом деле младенец был доношенный, а этим объявлением прикрывали добрачную связь, которая так порицалась в то время. Датой рожения Марии долгое время считали 11 ноября 1860 года, и лишь после исследований француженки Коснье, установлено, что мать после смерти Марии очень сильно подправила Дневник, в котором Мария с большой откровенностью описывала личные и интимные подробности, раздоры среди близких родственников, что видимо, не совсем удовлетворяло семью. Кроме того, исследователи позже стали считать, что мать, уменьшив Марии 2 года, рассчитывала, что большее количество людей будет сочувствовать и сопереживать тяжелой судьбе дочери.Сейчас уже досконально выяснено, что датой рождения М.Башкирцевой  является 12 ноября 1858 г. Это произошло в имении Башкирцевых Гавронцы близ Диканьки, где и прошли первые годы жизни девочки, затем брак по "большой любви" дал трещину, и Марию увезли в имение деда по матери в Черняковке, ныне Чутовского района Полтавской области. Сейчас там стоит памятный знак и проводятся молодежные фестивали имени М.Башкирцевой.Вот этот знак среди картин Башкирцевой ( фото из интернета):К сожалению, имение в Гавронцах было сожжено в 1919 году, а было оно, если верить словам Марии не хуже, чем знаменитая вилла Боргезе в Риме:"По красоте сада, парка, сооружений Диканька может соперничать с виллами Боргезе и Дориа в Риме …"

Позже родители разошлись, и Мария с матерью переезжает во Францию, живя в Париже и Ницце. Мария уже в раннем возрасте проявляет невиданные таланты, она в совершенстве знает 5 языков, самостоятельно изучает греческий и латынь и в подлиннике читает Платона и Сократа, играет на нескольких музыкальных инструментах, имеет прекрасное меццо-сопрано, не лишена писательского дара, чему подтверждение дает Дневник, но самый главный ее талант- это живопись.В те годы художественная школа мужчин и женщин была разделена, женщин не пускали в общество мужчин-художников не только из-за гендерного неравенства, основной причиной было то, что при рисовании часто использовали обнаженную натуру, что считалось недопустимым в смешанных группах. Кстати, первые смешанные уроки преподавать стали в Санкт-Петербурге, а женскую школу открыли в Париже. Это было так называемое ателье Жулиана, где ежегодно на салонах выставляли работы женщин-художниц и присуждали престижные премии. Дважды Мария получает призовые места на выставках, при этом она поступила в школу Жулиана позже остальных и за короткое время освоила почти пятилетний курс. Одной из картин, занявших призовое место,  является "Жан и Жак"(находится в Лувре):Слишком нервная и напряженная жизнь истощила силы Башкирцевой и подорвала ее здоровье: в сначала она теряет голос, чуть позже стала глохнуть на одно ухо, а с 1881 г. у нее быстро начала развиваться чахотка, обнаруженная еще в 16-летнем возрасте. Она сознавала свое положение, и близость неотвратимой смерти пробудила в ее душе новые, дотоле дремавшие настроения:"Мне кажется, пишет она, никто не любит всего так, как я люблю — искусство, музыку, живопись, книги, свет и пр. пр. Все представляется мне со своих интересных и прекрасных сторон: я хотела бы все видеть, все иметь, все обнять, слиться со всем"Да и как было не истощаться силам, если девушка работала по 8-12 часов, при этом скрывала свое недомогание от близких (например, чахотку в то время лечили пиявками, поставленными на область декольте, что портило внешний вид, и вообще считаю, было варварским и не эффективным методом), а в свободное время стремилась вырваться на тусовку того времени- великосветские балы, которые начинались заполночь и продолжались до утра. Каждый свой шаг, каждый выезд в свет, удачу или невезение, сомнения и терзания, девичьи мечты и надежды Мария с тщательностью, достойной восхищения, записывает в свой знаменитый Дневник.Немного о Дневнике. Мать Марии после смерти завещала опубликовать его через 10 лет после своей кончины, опубликован он был  через три года,  и предстал  перед читателями весьма и весьма исправленным  и подкорректированным  Марией Степановной.Многие недоброжелатели, такие как Василий Розанов,например,  критиковали записи Дневника, обвиняя Марию  в тщеславности и чрезмерном самолюбовании. Но скажите, разве не хочет любая девушка иметь обеспеченного мужа, семью и признания и  если она к тому же талантлива и удивительно работоспособна, разве удивительно, что она ждет славы и признания?  Марию называют феминисткой, видимо, из-за ее высказываний о свободе женщины и борьбы за равные в художественной отрасли права с мужчинами. Тогда это было достаточно ново и прогрессивно, но уж куда незаметнее, чем идеи некой девицы Екатерины Дьяконовой, которая тоже писала дневники в 1904 году, при этом негативно отзываясь о Марии.Вообще надо сказать, что нравы того времени были не ангельскими. В своем художественном исследовании "Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой" известный писатель, сценарист фильма "Сто дней после детства" С.Соловьева Александр Александров в защиту Башкирцевой описал насколько распространены тогда были анонимные письма. Оказывается, их писали вдоль и поперек, поэтому обвинять Марию, что она первой анонимно начала переписку с Ги де Мопассаном, по крайней мере смешно.Действительно, Мария была девушкой влюбчивой, но как наивны и невинны ее влюбленности в неких "герцогов гамильтонов" и прочих, и какаким  страстным ее желание быть замужем и иметь счастливую семью. Увы, к 24 годам девушки в то время были почти бежнадежны в качестве невест, особенно тогда, когда у них не было состояния, поэтому  последние годы своей жизни Мария отдала всю себя живописи.Как трагичны ее слова, написанные в Дневнике:"Послушайте, вот что: если душа существует, если душа оживляет тело, и если она, эта прозрачная субстанция, чувствует, любит, ненавидит, жалеет, если, наконец, одна эта душа заставляет нас жить, каким же образом происходит, что какая-нибудь царапина этого бренного тела, какой-нибудь внутренний беспорядок, излишек вина и пищи, каким образом все это может заставить душу покинуть тело?"В 1884 году Мария начинает писать свою последнюю картину, причем она объективно понимает, что жить ей осталось недолго. Картина "Весна" осталась недописанной, и в ней я лично увидела огромную усталость художницы от жизни в позе сидящей крестьянки на картине, и в то же время, весенний пейзаж с расцветающим яблоневым садом- тоненькая ниточка надежды, которая всегда теплилась у Башкирцевой.Умерла Башкирцева в последний день октября 1884 года в возрасте 25 лет. Похоронена на кладбище Пасси в Париже.  Склеп сооружен известным скульптором Бастьен-Лепажем, внутри находится работа Марии "Святые жены".

Мопассан, который разгадал анонимность писем Башкирцевой и позже умолял ее о встрече, посетив могилу, сказал:"Это была единственная роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и короток!"Наследие Марии, к сожалению, невелико. Так, в Украине осталось всего три подлинные картины, в музеях Харькова, Днепропетровска и Сум. В Харькове во время войны были утеряны около 66 работ художницы. Есть ее работы в России и Франции ( в Лувре, Люксембургском музее и Ницце), и самое главное у нас есть ее Дневник, который будут читать и перечитывать многие поколения, удивляясь яркости таланта и  мудрости не по годам этой талантливой женщины. Дневник переведен на русский и его можно прочесть всем. Кроме того, рекомендую и книгу А.Александрова, т.к. именно он брал за основу наиболее тщательное исследование К.Коснье.У меня же осталось навсегда, если вы почувствовали, огромное восхищение к Марии и ее творчеству . Не раз я бывала в нашем музее, чтобы посмотреть единственную сохранившуюся в нем картину  "За книгой":

Добавлю, что М.Башкирцеву  очень ценила Марина Цветаева, посвятившая ей свой первый сборник стихов "Вечерний альбом":Вечерний дым над городом возник,Куда-то вдаль покорно шли вагоны,Вдруг промелькнул, прозрачней анемоныВ одном из окон полудетский лик…Ею восхищались Велимир Хлебников и Валерий Брюсов. Но вот мой любимый Антон Павлович Чехов признал Дневник скучным,написав, что это "чепуха, и лишь к окончанию записей стало проглядывать что-то человеческое" а такие как Василий Розанов вообще вылили ведро грязи... Но, как говорится, время все расставит на свои места.Так выглядит сегодня скромный музей им. Башкирцевой в Диканьке:

 Все работы в зале, посвященном ей,  копии, где-то довольно терпимые, где-то весьма и весьма неудачные, дилетантские, но  радует уже то, что ЗНАЮТ и БЕРЕГУТ наследие талантливых людей:***не знала, например, что Башкирцева писала натюрморты, вообще впервые их увиделаИ поближе уже из интернета:Моя любимая картина Дождевой зонтик:Автопортрет с палитрой:Осень:Фотопортрет Марии в Париже ( она очень любила белый цвет):

bellezza-storia.livejournal.com

Мария Башкирцева. Гений или никто?

Она мечтала о бессмертии, но скончалась в юном возрасте. Сто лет назад на открытках с ее портретом печатали самую известную ее мысль: «Искусство возвышает душу даже самых скромных из своих служителей, так что всякий имеет в себе нечто особенное сравнительно с людьми, не принадлежащими к этому высокому братству».

Она стала первым русским художником, чьи работы приобрел Лувр, и оставила после себя 150 картин, 200 рисунков, многочисленные акварели. Но большая часть картин, увезенных после ее смерти в Россию, погибли во время революции и при бомбежке окрестностей Киева во время Великой Отечественной войны. Во Франции, Голландии, Англии прошли ее посмертные выставки. Дневник, опубликованный во Франции спустя три года после ее кончины, вскоре перевели на все европейские языки, а затем издали в Америке. Столь блистательное и предельно откровенное описание стремительно закатившейся жизни стало настоящей сенсацией и никого не оставило равнодушным.

В России, начиная с 1893 года, он трижды выходил в свет и был признан абсолютным каноном автобиографической прозы, хотя кое-кто подвергал сомнению его подлинность. Валерий Брюсов писал в своем дневнике: «Ничто так не воскрешает меня, как дневник Башкирцевой. Она  это я сам со всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами».

«Но если я ничто, если мне суждено быть никем, почему эти мечты о славе с тех пор, как я сознаю себя? И что означают эти вдохновенные порывы к великому, к величию, представлявшемуся мне когда-то в форме богатств и титулов? Почему с тех пор, как я способна связать две мысли, с четырех лет, живет во мне эта потребность в чем-то великом, славном…смутном, но огромном?..» (Запись в дневнике Марии Башкирцевой за несколько месяцев до смерти.)

«… Марию Башкирцеву я люблю безумно, безумной любовью. Я целые два года жила тоской о ней. Она для меня так же жива, как я сама», — признавалась Марина Цветаева и считала, что правда о Башкирцевой — это миф о Нарциссе. Среди увлечений юной Марины рано умершая художница занимала особое место. Ей поэтесса посвятила стихотворение «Встреча», а дневником Башкирцевой зачитывалась.

«С той девушкой у темного окна

— Виденьем рая в сутолке вокзальной —

Не раз встречалась я в долинах сна.

Но почему была она печальной?

Чего искал прозрачный силуэт?

Быть может ей — и в небе счастья нет?..»

Цветаева настолько была увлечена Башкирцевой, что ей удалось отыскать адрес ее матери и переписываться с ней в течение нескольких месяцев. А свою первую поэтическую книгу «Вечерний альбом» Марина посвятила «блестящей памяти Марии Башкирцевой». Что привлекало Цветаеву в личности Башкирцевой? Наверное, такая же по-юношески эгоцентричная любовь к себе, «вознесенная до пафоса», представление о мире как об огромной сцене и об окружении как о декорации, ощущение своей исключительности, желание одерживать победы и покорять… «Она —  настоящий дэнди. Есть и спать перед зеркалом», —  писала Цветаева о Башкирцевой, сама любуясь собой в том же зеркале. А может быть, драма невыраженной души при необычайном таланте?

Автопортрет

Мария Башкирцева родилась 24 ноября 1858 года в селе Гавронцы под Полтавой, хотя сама Мария в предисловии к дневнику указывает другую дату, имея в виду старый стиль и год: «Итак, предположите, что я знаменита, и начнем. Я родилась 11 ноября 1860 года». А в неизданном отрывке дневника Мария писала: «Я родилась 12 ноября, но должна была родиться только 12 января, поэтому мой возраст следует считать от 12 января по старому стилю». Отец Марии, Константин Башкирцев, был предводителем уездного дворянства, а мать, Мария Бабанина, происходила из старинного дворянского рода, основали который, как гласило семейное предание, еще татарские князья.

Через два года родители развелись, что было редкостью для России того времени, и Мария с братом Павлом воспитывалась в семье деда Бабанина, поклонника Байрона и англомана. Из-за хрупкого здоровья Муси — так звали Марию в семье, — мать с детьми в 1870 году уезжает в Европу, где поселяется в Ницце, а впоследствии — в Париже. На вилле в Ницце в двенадцатилетнем возрасте Мария начинает вести дневник, поражающий своими недетскими размышлениями.

«Мой дневник — самое полезное и самое поучительное из всего, что было, есть и будет написано! — писала она. — Тут вся женщина, со всеми своими мыслями и надеждами, разочарованиями, со всеми своими скверными и хорошими сторонами, с горестями и радостями. Я еще не вполне женщина, но буду ею. Можно будет проследить за мной с детства до самой смерти. А жизнь человека, вся жизнь, как она есть, без всякой замаскировки и прикрас, — всегда великая и интересная вещь».

Дарования Башкирцевой были всесторонними. Она с легкостью усваивала иностранные языки, сама выучила древнегреческий и латынь, читала древних философов, разбиралась в политике. Обладая прекрасной памятью, цитировала наизусть пространные отрывки из Гомера. Работоспособность ее была невероятной. Много часов в день она проводила за роялем, едва ли не ночевала перед мольбертом, за два года прошла семилетнюю академическую программу по живописи, поступив учиться в Академию Жулиана в Париже, за свои картины получила золотую медаль в престижном парижском Салоне, но такая напряженная деятельность неумолимо подтачивала ее и без того слабое здоровье.

Автопортрет с палитрой, 1880

Автопортрет с палитрой, 1880

Из-за хронического ларингита Мария потеряла великолепный от природы голос, диапазоном почти три октавы, и музыкальный слух, которым обладали лишь редкие пианисты, в восемнадцать лет начала глохнуть. А болезнь века — туберкулез — и вовсе преждевременно унесла ее в могилу. Но не только болезни заточили ее при жизни в клетку одиночества. Она была на одиночество обречена, как всякая одаренная личность, намного переросшая свое окружение.

Поиск достойного собеседника вызвал к жизни ее переписку с Мопассаном, прерванную ею сразу после того, как увлеченный писатель попросил ее о свидании. Мария пережила многочисленные платонические увлечения богатыми и знатными мужчинами, но самой главной, всепоглощающей ее страстью стало искусство. «Я хочу от всего отказаться ради живописи, — записала она в дневнике. — Надо твердо помнить это, и в этом будет вся жизнь».

Конечно, она была необыкновенной, иначе быстро бы исчезла из памяти современников и потомков. «В эту минуту вошла мадемуазель Мари, — писал известный французский критик Франсуа Коппе, оставивший описание образа Башкирцевой в расцвете ее таланта. — Я видел ее только раз, я видел ее в течение какого-нибудь часа, и никогда не забуду ее. В свои 23 года она казалась гораздо моложе, небольшого роста, при изящном сложении, лицо круглое, безупречной правильности: золотистые волосы, темные глаза, светящиеся мыслью, горящие желанием все видеть и все знать, губы, выражавшие одновременно твердость, доброту и мечтательность, вздрагивающие ноздри дикой лошади. М-ль Башкирцева производила с первого взгляда впечатление необычайное… воли, прячущейся за нежностью, скрытой энергии и грации. Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под этой женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила. На мои поздравления она отвечала мне мелодичным, приятным голосом, без всякой ложной скромности признаваясь в своих горделивых замыслах…»

И далее он сообщал, что при виде Башкирцевой испытал какой-то страх, тревогу и недобрые предчувствия: «При виде этой бледной, страстной девушки, мне представлялся необыкновенно роскошный тепличный цветок с необыкновенным ароматом, и какой-то тайный голос как бы шептал мне: «Слишком много сразу!» Это было действительно слишком…»

Портрет девочки, 1882

Портрет девочки, 1882

Ее постоянно терзала мысль о полном, бесследном исчезновении человека после смерти, и она не могла с этим примириться. «После моей смерти перероют мои ящики, найдут этот дневник, семья моя прочтет и потом уничтожит его, и скоро от меня ничего больше не останется, ничего, ничего, ничего! — писала она, доверяя свое отчаяние дневнику. — Вот что всегда ужасало меня! Жить, обладать таким честолюбием, страдать, плакать, бороться и в конце концов — забвение… забвение, как будто бы никогда и не существовала…» Но и в XXI веке таинственная сила обаяния ее личности трогает душу, задевает за живое и заставляет нас размышлять над страницами ее дневника и проживать те чувства, которые волновали ее полтора столетия назад…

Она предчувствовала свою раннюю смерть, но, вопреки советам врачей, начала серьезно лечиться, когда болезнь зашла уже слишком далеко. «Мне кажется, что я должна умереть, я не могу жить: я ненормально создана, во мне бездна лишнего и очень многого недостает; такой характер неспособен быть долговечным», — писала Башкирцева.

В последний год жизни Мария переживала о так и несостоявшейся любви. Ее одиночество скрашивалось нежной дружбой с ее учителем, художником Бастьен-Лепажем, которого она обожала. Незадолго до смерти Мария Башкирцева записала: «Словом, во всем, во всех направлениях, во всех чувствах и человеческих удовлетворениях я искала чего-то непременно великого… И если это не может осуществиться, лучше уж умереть…» Силы покидали ее. Она уже не могла подняться по лестнице, подолгу лежала в постели, но на своей последней незаконченной картине изобразила молодую женщину, сидящую на траве в весеннем цветущем саду.

Башкирцева скончалась в октябре 1884 года, не дожив двух недель до своего двадцатишестилетия. Ее похоронили в Париже на кладбище Пасси. Мопассан, посетив ее могилу, сказал: «Это была единственная роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!» А Марина Цветаева написала:

«Ей даровал Господь так много!

А Жизнь — крупинками считал.

О, звездная ее дорога!

И Смерть — признанья пьедестал!»

www.matrony.ru

МАРИЯ БАШКИРЦЕВА: ЖИЗНЬ, ПОДОБНАЯ ЯРКОЙ КОМЕТЕ (ЧАСТЬ 4)

ГЛАВА 7. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Образ Марии Башкирцевой в расцвете ее таланта и за несколько месяцев до смерти взволнованно рисует известный в своё время во Франции критик Франсуа Коппе в своем "Предисловии к каталогу картин М.К.Башкирцевой" для парижской выставки 1877 года.

"В эту минуту вошла мадемуазель Мари. Я видел ее только раз, я видел ее в течение какого- нибудь часа - и никогда не забуду ее. В свои 23 года она казалась гораздо моложе, небольшого роста, при изящном сложении, лицо круглое, безупречной правильности: золотистые волосы, темные глаза, светящиеся мыслью, горящие желанием всё видеть и всё знать, губы, выражавшие одновременно твердость, доброту и мечтательность, вздрагивающие ноздри дикой лошади. На мои поздравления, она отвечала мне мелодичным, приятным голосом, без всякой ложной скромности признаваясь в своих горделивых замыслах, в своем отчетливом желании славы. Чтобы посмотреть другие ее работы, мы поднялись в мастерскую. Мне уже пора было удалиться - и странно, я испытывал в эти минуты какую - то скрытую тревогу, какой -то страх- я не решаюсь сказать: предчувствие. При виде этой бледной, страстной девушки, мне представлялся необыкновенно роскошный тепличный цветок с необыкновенным ароматом, и какой - то тайный голос как бы шептал мне:"Слишком много зараз!" Это было действительно слишком".

М. Башкирцева Портрет графини Дины де Тулуз-Лотрек 1883 г. Музей дОрсе, ПарижМ. Башкирцева Портрет мадам Х. (Армандина) Музей Люксембурга

В это время Мария была уже тяжело больна. Но она пренебрегает советами врачей, играет на рояле помногу часов в день, а ведь ей запрещено. Она всегда игнорировала свою физическую слабость, не говорила о болезни вслух, презирала заботу о телесном, вышучивала свой кашель и согласилась серьезно лечиться лишь когда все уже было запущено.

Самозабвенный труд тоже не мог не отразиться на слабом здоровье художницы. У нее начали седеть волосы и слабеть слух, появились первые признаки чахотки.«Мне кажется, что я должна умереть, я не могу жить: я ненормально создана, во мне бездна лишнего и очень многого недостает; такой характер неспособен быть долговечным» - написала она в Дневнике.Скоротечный туберкулез отнимал ее последние силы. Она подолгу лежала в постели вынуждена была прервать занятия, но на последней своей, неоконченной, картине нарисовала молодую женщину, сидящую на траве в цветущем весеннем саду.Умерла она осенним дождливым днем, 31 октября 1884 года, не дожив двух недель до очередного дня рождения - двадцати четырех лет.

М.Башкирцева Осень 1883 г. Русский музей, С-ПбВ газете «Le Figaro» 1.11.1884 года был опубликован некролог:

«Извещаем о кончине одной девушки, которая прославилась некоторыми художественными успехами... Мадемуазель Башкирцева скончалась. В последнем Салоне она выставила картину, которая привлекла внимание многих, — «Митинг». У нее было не менее 200000 франков дохода. Она собиралась выйти замуж, но жених ее исчез. Вследствие его исчезновения, она с глубоко раненой душой постаралась прославиться своим талантом. Она простудилась в одно прекрасное утро, когда рисовала во дворе. Она умирала в течение 2-х недель и испустила последний вздох свой, когда ее тетя собрала 2 миллиона, чтобы построить ей дивный особняк-ателье»

Могила М.Башкирцевой

Русская поэтесса Ольга Чюмина в 1889 году посвятила памяти Башкирцевой сонет, в котором описала полотна, виденные в мастерской художницы в Париже:

От мелких драм из жизни бедняков,Записанных и схваченных с натуры,Где все живет: и лица и фигуры —И говорит красноречивей слов,До чудных сцен евангельских преданийИль эпопеи Рима роковойИ Греции: весь цикл ее созданий —Все истиной проникнуто одной.«Святые жены», «Цезарь», «Навзикая»,Повсюду мысль, везде душа живая.

М.Башкирцева Жены-мироносицы (Святые жены) эскиз 1884 г. Саратов, Музей изобразительного искусства им. Радищева

Первая выставка работ Башкирцевой состоялась в Париже в 1885 г., и с тех пор интерес к ее творчеству и личности не угасает.

ГЛАВА 8. ТВОРЧЕСТВО

Начав серьезно заниматься живописью с октября 1877 года, Мария Башкирцева рисовала всего 7 лет, но ее художественное наследие при этом достаточно велико: 150 картин, 200 рисунков, акварели самого разнообразного содержания: портреты, жанры, пейзажи, исторические картины, море. Башкирцева выступала также как скульптор (Навзикая, 1882, музей д’Орсе, Париж).

М.Башкирцева Печаль Наусикаи 1884 г. Музей дОрсе, Париж

В 1885 году французское общество женщин-художниц и скульпторов устроило первую посмертную выставку ее произведений. Спустя еще время (1887 г.) по инициативе и на средства голландских живописцев состоялась выставка ее работ в Амстердаме. Даже в СССР выставлялись ее работы в 1929 г.

М. Башкирцева Мадам Ольга Негогарго Музей искусств, Финляндия

Она стала первым русским художником, чьи работы приобрел Лувр.

Такие картины Башкирцевой, как «Парижанка» (в Petit Palais), «Автопортрет с палитрой» (1883) и «Восточная женщина» (обе в музее Cheret в Ницце), «Бойдар Карагеоргиевич» (в Белграде) и другие были написаны в традициях реализма салонной живописи 80-х годов.

Мария Башкирцева Женский портрет Музей А. Сутцос, Афины

В картинах «Митинг» (1884, в Лувре) и «Жан и Жак» (1883, в Чикаго) нашли отражение демократические настроения эпохи. Среди наиболее известных полотен - "Дождевой зонтик", "Три улыбки", "Осень" (все 1883), находящиеся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Мария Башкирцева Жан и Жак 1883 г. Музей искусств, Чикаго.

М. Башкирцева Три улыбки. Младенец. 1883 г.

М. Башкирцева Три улыбки. Девочка. 1883 г.

М. Башкирцева Три улыбки. Женщина. 1883 г.

Картины Башкирцевой, с доминирующими в них фигурами-олицетворениями, решены в духе символизма, подобно «Дождевому зонтику» (1883), где простой мотив девочки под зонтом выглядит как будничная тайна, или «Весне» (1884), родственной поэтическим крестьянским образам Бастьен-Лепажа.

М.Башкирцева Дождевой зонтик 1883 г.

М.Башкирцева Весна 1884 г. Русский музей, С-Пб

Картины Башкирцевой картины находятся в музеях Парижа, Амстердама, Вены, Ниццы, Афин, Чикаго, Украины (Днепропетровск) и России (Саратов, Красноярск, Русский музей в С-Пб, Третьяковская галерея в Москве).

В то время как ее работы высоко оценивали Э. Золя и А. Франс, на родине творчество Башкирцевой получило очень противоречивые оценки. Сейчас, слава Богу, ситуация изменилась!

После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную часть живописных работ дочери. В 1917-м коллекция сгорела вместе с подожженной усадьбой. Остальные картины, уцелевшие во флигеле, погибли во время бомбежки в 1941 году окрестностей Киева.

Поэтому сохранилось совсем немного ее произведений, а холсты подписанные Maria Constant Russ (Bashkirtsev) теперь вообще чрезвычайно редки.

ГЛАВА 9. ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Шарль Рене де Поль де Сант Марк Бюст Марии Башкирцевой Музей западного искусства, Токио

В одном из залов Люксембургского музея в Париже находится статуя - скульптура Лонжелье, сделанная по заказу французского правительства: она изображает молодого гения, умирающего у ног ангела смерти: прекрасное исхудалое лицо гения поднято вверх - глаза его устремлены на табличку (свиток), которую ангел держит в руке.

Это список великих людей, преждевременно сошедших в могилу, но уже завоевавших себе бессмертие. Статуя так и называется "Бессмертие". Здесь, среди восьми французских имен стоит одно русское женское имя - МАРИЯ БАШКИРЦЕВА.

Дневник Марии БашкирцевойМузей изобразительных искусств в Ницце

Еще о художнице можно почитать здесь и здесь .

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post95942398

ru-oldrussia.livejournal.com

Мария Константиновна Башкирцева - Биография художника, известные произведения, выставки

Мария Константиновна Башкирцева (24 ноября 1858, село Гавронцы, Полтавская губерния — 31 октября 1884, Париж) — украинская и русская художница, одна из первых женщин, учившихся в Академии Жюлиана в Париже, талант и успех которой был отмечен на парижских Салонах. Ее картины висят в лучших музеях мира, а знаменитым «Дневником», который Мария вела с 12 лет, зачитывались лучшие умы эпохи. Премьер-министр Англии Уильям Гладстон в одной из своих публикаций в 1890 году назвал «Дневник» Башкирцевой одной из самых замечательных книг XIX века. Марина Цветаева, потрясенная дневником Башкирцевой, посвятила ей свой первый сборник стихов. Творческое наследие Башкирцевой — более полутора сотен картин и около двухсот рисунков, хранящихся ныне в собраниях европейских и американских музеев. Многие картины художницы погибли во время Второй мировой войны.

Особенности творчества художницы Марии Башкирцевой: Прожив всего 25 лет, художница успела создать собственный стиль, привнеся в него достижения и приемы мастеров эпохи Возрождения, великих голландцев и художников-реалистов. «Русская парижанка», Башкирцева много путешествовала по Европе, знакомясь в музеях с шедеврами мировой культуры. Живописная стилистика Башкирцевой сформировалась во многом благодаря ее учителю по Академии Жулиана, художнику Тони Робера-Флёри, который придерживался реалистического направления в своем творчестве и прививал его ученикам. Однако решающую роль в ее творческом самовыражении сыграл Жюль Бастьен-Лепаж — французский художник, наследник пленэрных традиций барбизонцев.

Самые известные картины Марии Башкирцевой: «Совещание», «Зонт», «Жан и Жак», серия «Три улыбки», «В студии».

Детство в Полтавской губернииМария Башкирцева родилась в селе Гавронцы, неподалеку от Полтавы, в семье Марии и Константина Башкирцевых. Через три года пара разругалась и мать Марии увезла детей в имение отца — село Черняковка Полтавской губернии, запретив мужу видеться с дочерью и сыном.

Маленькую Марию (домашние звали ее Муся) в семье обожали, потакая ей во всем. Две гувернантки — русская и француженка — учили девочку иностранным языкам, игре на рояле, рисованию. Как писала в своем дневнике Башкирцева, с трехлетнего возраста все ее мысли и стремления были направлены к какому-то величию, стремлению к свершениям. «Мои куклы были всегда королями и королевами, все, о чем я сама думала, и все, что говорилось вокруг моей матери, — все это, казалось, имело какое-то отношение к этому величию, которое должно было неизбежно прийти». Художница вспоминала рассказ матери о визите к еврею-гадальщику и предсказании, которое он ей сделал: «у тебя двое детей, сын будет как все люди, но дочь твоя будет звездою…»

Когда Мусе исполнилось 12 лет, ее родители приняли решение разъехаться окончательно. Брат Башкирцевой — Павел — остался с отцом, в России, а Муся с матерью и сестрой матери, Надин, уехала в Европу. Своего отца Башкирцева увидела только через 10 лет.

Юность. Первые записи в «Дневнике»Весной 1870 года Башкирцевы едут в Вену, после отправляются в Баден-Баден и далее — в Ниццу. Мария занимается музыкой, рисованием, много читает, учит языки. Она сама составляет себе программу обучения — 9 часов ежедневно! — и сама выбирает преподавателей, тем более, что семья обеспечена и может позволить себе расходы. Три года лицейского обучения Башкирцева освоила всего за пять месяцев. В Ницце Муся заводит дневник: пишет она по-французски. Мария Башкирцева за свою жизнь исписала более ста тетрадей. Там отражалось все — детская влюбленность в герцога Гамильтона и желание триумфов, описание задач, которые юная девушка ставила себе на пути к известности и славе, и пути их решения. Например, размышляя о том, как завоевать сердце своего кумира, она решает стать певицей, и певицей непременно великой. Эти записи впоследствии были переведены на несколько языков и напечатаны. Первое издание дневника, с большими сокращениями и купюрами, сделанными матерью художницы, вышло 1887 году.

Париж. Первые признаки болезни В 1873 году Башкирцевы приезжают в Париж. Мария в восторге — вот это размах, вот это жизнь! Два последующих года семья путешествует по Европе. Они приезжают в Спа — маленький бельгийский городок, где окунаются в гущу светской жизни. Здесь у Марии проявляются первые признаки чахотки — заболевания, которое в конце 19 века уносило множество жизней. Не обращая внимания на обмороки, Мария продолжает наслаждаться многочисленными встречами, приемами и балами. Семья едет в Лондон, после возвращается в Париж, где покупается вилла. Отделка интерьеров ведется по рисункам Башкирцевой.

Мария много внимания уделяет пению, и успехи ее велики. Она за пять месяцев осваивает латынь, она читает работы Плутарха в оригинале. И не прекращает писать дневник. «Это, может быть, глупо так хвастаться, но люди, которые пишут, всегда описывают свою героиню, а я сама своя героиня». Болезнь все чаще дает о себе знать: из-за ларингита у Марии пропадает голос.

Италия и первые уроки живописи Первая поездка Башкирцевой в Италию удается на славу: семейство прибывает во Флоренцию к первому дню торжеств в честь 400-летия Микеланджело. «Я обожаю живопись, скульптуру, искусство, где бы оно ни проявлялось. Я могла бы проводить целые дни в этих галереях…» — пишет Мария. Она в восторге от «Магдалины» Тициана, ее очаровывают картины Рубенса, Ван Дейка и Веронезе.

В 1876 году Башкирцевы приезжают в Рим. Здесь Башкирцева берет уроки живописи. На одном из первых уроков она за полтора часа пишет натурный портрет, хотя прежде у нее уходило два-три урока при копировании. «…здесь все было сделано в один раз — и с натуры — контур, краски, фон. Я довольна собой, и если говорю это, значит, уж заслужила. Я строга, и мне трудно удовлетвориться чем-нибудь, особенно самой собою».

В Риме Мария влюбляется в племянника кардинала Антонелли — юного красавца Пьетро, в саму Марию влюбляется граф Виченцо Брускетти. Сердечные переживания Мария подробно описывает в дневнике, а замуж так и не выходит.

Поездка в Россию. Париж и Академия ЖюлианаМария едет повидаться с отцом, в его полтавское имение. Желая воссоединить родителей, Муся уговаривает отца поехать с ней в Париж. Примирения не происходит; дочь тяжело переживает очередные ссоры родителей.

Башкирцева принимает решение серьезно учиться живописи. В сентябре 1877 года она пишет: «Это решение не мимолетное, как многие другие, но окончательное… год в мастерской Жюлиана будет для меня хорошим основанием». В то время женщин в Академию художеств не принимали, а в частной Академии Жюлиана будущих художниц с радостью обучали рисунку и живописи — естественно, за плату.

Карьера художницы и награды в Академии Жюлиана«Жюлиан доволен моим началом» — пишет Мария в октябре 1877 года. Среди женщин-художниц, обучающихся вместе с Башкирцевой — Амелия Бори-Сорель, Луиза-Катрин Бреслау, Анна Нордгрен, Софи Шеппи, Женни Зильхард, для которых живопись — не просто развлечение, а смысл жизни. Среди преподавателей — сам Родольф Жюлиан, Тони Робер-Флёри, Гюстав Буланже, Жюль Лефевр; все они — звезды первой величины, все ежегодно выставляются в Салоне, среди них есть члены Академии художеств. Мария проводит в мастерской по 8 часов в день и завтракает в соседней закусочной. При том светская жизнь все так же активна, а здоровье ухудшается: Мария осознает, что у нее не фарингит или катар, а чахотка.

В живописи Башкирцева осваивает новые техники, перескакивая через некоторые обязательные этапы обучения; переходит к краскам, пишет натюрморты. Через два месяца ей уже позволяют писать с натуры, за полгода она догоняет лучшую ученицу — Луизу-Катрин Бреслау. Художники Академии дают высокую оценку работам Башкирцевой, говорят, что у нее «мужская рука», что вызывает у женской части Академии и зависть, и злобу.

В январе 1879 года трое художников Академии — Лефевр, Буланже и Робер-Флери — присуждают Башкирцевой медаль конкурса, проводимого в мастерской. Что это означает для Марии — понятно из ее строк: «Если живопись не принесет мне довольно скоро славы, я убью себя, и все тут. Это решено уже несколько месяцев…»

Долгожданный Салон и движение суфражистокВ 1880 году работа Башкирцевой «Молодая женщина читает „Вопрос о разводе“ Александра Дюма» успешно демонстрируется в парижском Салоне: невероятное достижение для женщины-художника! О Салоне пишут все газеты и одно упоминание работы дебютанта может сделать ему карьеру. Медаль Салона означает абсолютный успех в иерархичной системе обучения и признания художников во Франции, а картины, не прошедшие Салон, практически не покупаются.

Между тем Башкирцева теряет слух, ее мучают сильные боли. Лечение на курорте не приносит большого облегчения. Мария пытается использовать отведенные ей годы с максимальной пользой. Примкнув к движению суфражисток, она под именем Полины Орелль публикует статью в журнале «Гражданка», в которой размышляет о женщинах-художницах, не имеющих возможности обучаться и выставлять свои работы наравне с мужчинами, и двойных стандартах морали современного общества

«Художественная дуэль» с Амели Бори-СорельЖюлиан предлагает Башкирцевой и Амели Бори-Сорель сюжет для картины к следующему Салону — написать часть его мастерской. Лучшую из двух картин Жюлиан обязуется представить в Салоне. Художницы подписывают соглашение с Жюлианом. Башкирцева затевает перестройку в помещении мастерской, где занимаются художницы — за ее счет сносят перегородку, мешающую композиции. На ночь, чтобы соперница не видела ее работы, художница закрывает окутанный полотном холст цепями и запирает их на замок. Картина была закончена к Салону, и, хотя Жюлиану и Робер-Флери она не понравилась, Башкирцева не дала внести в картину ни одной правки и отправила картину в Салон, пописав ее «мадемуазель Андрей». Жюри приняло картину и выделило ей весьма достойное место при развеске. Медали Башкирцева не получила, но своего добилась. Амели Бори-Сорель взяла реванш иначе: через некоторое время она возглавила женскую мастерскую Академии, а в 1895 году вышла замуж за Родольфа Жулиана.

Путешествие в Испанию Марию преследуют мысли о смерти, ее мучает глухота и изводят неловкие ситуации, в которые она попадает, не слыша окружающих. Несмотря на это, художница посещает Испанию, где Башкирцевых представили королевской семье. Музей Прадо вызывает у Марии восторг: она любуется работами Тициана и Босха, Эль Греко и Гойи, она без ума от Веласкеса и делает копии его картин. В дневнике художница пишет о важной роли исполнения (технического мастерства) в том впечатлении, которое производят работы великого живописца.

«Восхитительный Бастьен-Лепаж» и признание на родине художницыМария снова в Париже, там ей становится хуже. «Ехать на юг — это значит сдаться. Преследования моей семьи заставляют меня почитать за честь оставаться на ногах, несмотря ни на что. Уехать — это значит доставить торжество всей мелюзге мастерской». Башкирцева продолжает работать. А в 1882 году судьба сводит ее со знаменитым художником Жюлем Бастьен-Лепажем. Он бывает в мастерской Марии, одобрительно отзывается о ее работах. Вдохновленная похвалой, Башкирцева задумывает картину на евангельскую тему — Мария и Мария Магдалина сидят у пещеры, где Иосиф Аримафейский похоронил Христа. «Тут есть величие и простота, что-то страшное, трогательное и человеческое… Какое-то ужасное спокойствие, эти две несчастные женщины, обессиленные горем…»

В 1883 году Мария представляет на Салон три работы — «Жан и Жак», портрет Ирмы и пастель «Портрет Дины». Жюри принимает их все. Башкирцева получает в Салоне «Почетный отзыв»; русская газета «Новое время» печатает статью «Русские художники в Париже. М. К. Башкирцева». Художница рада и горда — теперь о ней узнают и на родине. К ней приходит слава. Русский иллюстрированный журнал «Всемирная иллюстрация» на своей обложке печатает ее картину «Жан и Жак», работами Башкирцевой интересуются члены императорского дома… Но ей этого мало.

Последний год жизни Марии БашкирцевойДля очередного Салона Мария пишет картину «Сходка». Ее принимают, но Башкирцева недовольна — картина в развеске получает № 3. «Провести шесть лет, работая ежедневно по десяти часов, чтобы достигнуть чего? Начала таланта и смертельной болезни».

В это же время Башкирцева вступает в переписку с Ги де Мопассаном: она просит оценить ее способность к писательству, подписываясь вымышленным именем. Мопассан деликатно отвергает попытки письменного диалога, но Башкирцева пишет второе письмо, и Мопассан отвечает ей, потому что ему «нестерпимо скучно», а письмо его все-таки задевает. В ответ он рассказывает ей о своей жизни и расспрашивает о предпочтениях незнакомки. Схватка острых умов, фехтование именами и цитатами, остротами и саркастическими выпадами — в их переписке было все. Мопассан негодовал: после одного из его особо резких ответов Мария прекращает переписку.

Здоровье ее дорогого друга, Жюля Бастьен-Лепажа, резко ухудшается: у него рак желудка. Да и сама Мария очень больна. Художники много времени проводят вместе, выезжают на прогулки. Потом прекращаются и они: чахотка прогрессирует. Художница не может ни ходить, ни работать.

Марии Башкирцевой не стало утром 31 октября 1884 года. Бастьен-Лепаж смотрел на похоронную процессию из окна мастерской; художник умер через пять недель. На могиле Башкирцевой была сооружена часовня: в ней родные поместили незаконченную картину «Святые жены», там же стоял мольберт Марии, лежала ее палитра. Ги де Мопассан, узнав о кончине Башкирцевой, воскликнул: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!»

Через год после смерти Марии Башкирцевой в Париже прошла большая персональная выставка художницы. Большинство ее работ впоследствии были перевезены матерью в родовое имение Гайворонцы; многие картины погибли в огне в 1917 году, а часть тех, что уцелели, не пережили бомбежек Второй мировой.

«Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в памяти людей как великая художница, но если я умру молодой, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным».

Из «Дневника» Марии Башкирцевой. Май 1884 года.

artchive.ru

Мария Башкирцева - литератор, художник, мыслитель.

Marie-Bashkirtseva-1.jpg

Мария Башкирцева - литератор, художник, мыслитель.«Мое тело плачет и кричит, но что-то, что выше меня, радуется жизни, несмотря ни на что!», - так о себе писала Мария Башкирцева. Личность необычайно одаренная, она прожила короткую, но деятельную жизнь. Музыка, живопись и литература – во всех сферах искусства Мария нашла себя. Ее «Дневник», написанный на французском, переведен на многие языки мира, картины выставляются в Русском музее. Судьбой Марии было отмеряно 25 лет жизни, большинство из них она провела в Париже. Современники видели в ней гения, и творческое наследие действительно даровало ей бессмертие.

Marie-Bashkirtseva-18.jpg

Мария Башкирцева родилась в имении Гайворонцы Полтавской губернии, ее отец и мать были людьми образованными и зажиточными. Детство Марии прошло на Полтавщине, а в 12 лет она отправляется с матерью в Европу, поскольку родители принимают решение о разводе. В это время девушка начинает вести дневник, именно он и принес ей впоследствии всемирную славу. Пока же – это способ познания себя, фиксации своих интересов, переживаний. «Я сама своя героиня», - такая запись появилась в «Дневнике» в 1874 году.

Marie-Bashkirtseva-2.jpg

Marie-Bashkirtseva-6.jpg

Marie-Bashkirtseva-3.jpg

Всю свою жизнь Мария занималась самообразованием: она увлекалась изучением иностранных языков (свободно владела четырьмя европейскими языками, читала на латыни и древнегреческом), занималась игрой на музыкальных инструментах и вокалом (ей даже прочили славу оперной дивы, но расплатой за пение стала болезнь горла и частичная глухота к 16 годам), рисованием и литературой.

Marie-Bashkirtseva-4.jpg

Живописи Мария училась у художника Родольфо Жюлиана, его курс, рассчитанный на 7 лет, прошла за два года, работая без устали, написала более 150 картин и 200 рисунков. Выставки Башкирцевой шли с успехом, впоследствии критики скажут, что она могла бы стать «Бальзаком живописи».

Marie-Bashkirtseva-7.jpg

Мария Башкирцева у мольберта.

Славу Башкирцевой принес «Дневник», который она вела до самой смерти. Его публикация во Франции вызвала настоящую бурю интереса к незаурядной личности, в России, напротив, была встречена неоднозначно. Вместе с тем, дневник читали и Толстой, Чехов, Хлебников, Брюсов. Высоко оценила талант Башкирцевой Марина Цветаева, именно этой несломленной духом художнице посвящен «Вечерний альбом» поэта.

Marie-Bashkirtseva-16.jpg

Мария Башкирцева в костюме деревенской девушки.

ТЕПЕРЬ ЕЕ ПОЛОТНА:

Marie-Bashkirtseva-15.jpg

Весна. Последняя картина Марии Башкирцевой.

Marie-Bashkirtseva-5.jpg

Девушка, читающая на водопаде, около 1882 г.

Marie-Bashkirtseva-8.jpg

Сирень. 1880 год.

Marie-Bashkirtseva-9.jpg

Совещание. 1884 год.

Marie-Bashkirtseva-10.jpg

Осень. 1883 год.

Marie-Bashkirtseva-11.jpg

Портрет девочки.

Marie-Bashkirtseva-12.jpg

Дождевой зонт. 1883 год

Marie-Bashkirtseva-14.jpg

Мария предчувствовала, что обречена на раннюю смерть, чтобы не расстраивать родных и самой не впадать в уныние, она работала без устали до последних дней жизни. Много писала, навещала друга и наставника, художника Жюля Бастьен-Лепажа, который был болен раком. Вначале приходила к нему сама, после – ее, практически беспомощную, на руках приносил брат Жюля. Жюль и Мария вели беседы о живописи так, словно бы ничего не происходило, оба были обречены, но искали утешения в искусстве. Мария Башкирцева ушла первой 31 октября 1884 года.

Marie-Bashkirtseva-13.jpg

Бюст Марии Башкирцевой.

Имя Марии Башкирцевой - единственное русское имя, попавшее в список "Бессмертие", помещенный на одноименной скульптуре в Люксмембургском музее (Париж). Исток: http://www.kulturologia.ru/blogs/110117/32996/

ariananadia.livejournal.com

Художница Мария Башкирцева

Тема публикуется по просьбе участницы нашей группы, Линды.

 

В то время как ее работы высоко оценивали Э. Золя и А. Франс, на родине творчество Башкирцевой получило очень противоречивые оценки. Башкирцева относится к художникам, судьба которых привлекает едва ли не больше, чем их творчество. Её с юных лет отличало стремление к славе и успеху. Она была очень красива, знала шесть европейских языков, играла на рояле, гитаре, арфе и мандолине, обладала превосходным сопрано.

В Люксембургском музее в Париже существует давнее правило, согласно которому этот музей хранит произведения художников в течение десяти лет после их смерти, а затем лучшие передает в Лувр. Так случилось с картинами Марии Башкирцевой (1860–1884) «Митинг», «Портрет натурщицы», «Жан и Жак», которые были приобретены на посмертной выставке художницы, а затем поступили в Лувр. Следует отметить, что это был первый случай, когда картины русского художника попали в Лувр.

Тогда же, в 1885 году, известный писатель и драматург Франсуа Коппе опубликовал очерк «О Марии Башкирцевой».

«Я видел ее только раз, видел только в течение одного часа — и никогда не забуду ее, — признавался писатель. — Двадцатитрехлетняя, она казалась несравненно моложе. Почти маленького роста, пропорционально сложенная, с прекрасными чертами кругловатого лица, со светло-белокурыми волосами, будто сжигаемыми мыслью глазами, горевшими желанием все видеть и все знать, с дрожащими, как у дикого скакуна, ноздрями — Башкирцева с первого взгляда производила так редко испытываемое впечатление: сочетание твердой воли с мягкостью и энергии с обаятельной наружностью. Все в этом милом ребенке обнаруживало выдающийся ум. Под женским обаянием чувствовалась железная мощь, чисто мужская».

М. Башкирцева. Фотография 1876 г.

М. Башкирцева. Фотография 1876 г.

Ф. Коппе описывает свои впечатления от посещения мастерской молодой художницы, где в темном углу он «неясно видел многочисленные тома книг, беспорядочно расположенные на полках, разбросанные на рабочем столе. Я подошел и стал рассматривать заглавия. Это были лучшие произведения человеческого гения. Они все были собраны тут на их родном языке — французские, итальянские, английские, а также латинские и даже греческие, и это вовсе не были «библиотечные книги», книги для мебели, но настоящие, употребляемые книги, читаные и перечитаные. На конторке лежал Платон, раскрытый на одной из самых чудных страниц».

Русская поэтесса и переводчик, обладательница престижной «Пушкинской премии», Ольга Чюмина в 1889 г. посвятила памяти Башкирцевой сонет, в котором описаны картины, виденные поэтессой в мастерской художницы в Париже:

От мелких драм из жизни бедняков,записанных и схваченных с натуры,где все живет: и лица, и фигуры,и говорит красноречивей слов,до чудных сцен евангельских преданийиль эпопеи Рима роковой и Греции:весь цикл ее созданий —всё истиной проникнуто одной.«Святые жены», «Цезарь», «Навзикая»…Повсюду мысль, везде душа живая.

О художнице написано несколько романов. Свой первый сборник стихов «Вечерний альбом» Марина Цветаева посвятила «Светлой памяти Марии Башкирцевой».

 

М. Башкирцева оставила более 150 картин, 200 рисунков, несколько скульптур. Большинство картин после двух выставок, устроенных в Париже французским обществом женщин-художниц, было приобретено для музеев Франции и Америки. В музее Ниццы имеется отдельный зал Башкирцевой. Ее картины хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, днепропетровском, саратовском, харьковском музеях.

Мария Константиновна Башкирцева родилась в селе Гайворонцы, близ Полтавы, в богатой, родовитой дворянской семье. Спустя два года после свадьбы мать Башкирцевой разошлась с мужем и переехала с двумя детьми в имение своих родителей. В 1870 г. Башкирцевы — мать, тетка, дедушка, брат, кузина — в сопровождении домашнего врача отправились за границу и поселились в Ницце. В 1877 г. вся семья по настоянию Марии переселяется в Париж. В этом же году Мария поступает в известную студию Ф. Жюлиана. После одиннадцатимесячной работы в мастерской жюри Академии, состоящее из знаменитых художников (Робер-Флёри, Бугеро, Буланже, Лефевр), присуждает ей золотую медаль.

Осень. 1884. Люксембургский музей

Осень. 1884. Люксембургский музей

 

Она работала беспрерывно, без отдыха, развивая свои необыкновенные способности, всесторонние дарования. Играла на рояле, арфе, гитаре. Обладая выдающимся, редким голосом и ярко выраженным драматическим талантом, занималась пением. Владея в совершенстве французским языком, она овладела также английским, немецким, итальянским, древнегреческим и латинским. В Ницце двенадцатилетняя Мария начала писать дневник. Впервые изданный на французском в 1887 году, а затем переведенный почти на все европейские языки, в том числе и русский, «Дневник» сделал ее имя знаменитым. С 1990-х годов он трижды издавался в России.

«Это очень интересный человеческий документ», — записывает двенадцатилетняя девочка, приступая к беседе с самой собой. Но в то же время она начинает думать о будущем читателе. Это к нему обращены следующие слова: «Если бы эта книга не представляла точной, абсолютно строгой правды, она не имела бы никакого смысла. А жизнь человека, вся жизнь как она есть, без всякой замаскировки и прикрас, — всегда великая и интересная вещь».

Первое чувство, которое возникает при чтении «Дневника», — удивление перед необычайной зрелостью мысли автора. Постоянно, на каждом шагу Башкирцева испытывает, проверяет свой талант во всем. Лучше всего иллюстрирует ее блестящие способности переписка с Мопассаном 1884 года.

«Я проснулась в одно прекрасное утро, — записывает Мария в «Дневнике», — с желанием побудить настоящего знатока оценить по достоинству все то красивое и умное, что я могу сказать. Я искала и остановила свой выбор на нем».

Мопассану было адресовано шесть писем, подписанных различными вымышленными именами. Каждое из писем написано в столь отличном от других стиле, что даже такой мастер, как Мопассан, поддался этой литературной мистификации. Так, в одном из писем он высказывает подозрение, что ему пишет не юная женщина, какой она отрекомендовалась, но старый университетский преподаватель, в другом предполагает, что его корреспондент — дама легкого поведения. Он так и не узнал, с кем переписывался в действительности.

Приведем отрывок из писем Марии Башкирцевой к Мопассану.

«Почему я вам писала? В одно прекрасное утро просыпаешься и открываешь, что ты редкое существо, окруженное глупцами. Горько становится на душе при мысли, что рассыпаешь столько жемчуга перед свиньями. Что если б я написала человеку знаменитому, человеку достойному, чтобы понять меня? Это было бы прелестно, романтично и — кто знает? — быть может, после нескольких писем он стал бы твоим другом, да вдобавок еще покоренным при очень оригинальных условиях. И вот спрашиваешь себя: кому же писать? И выбор падает на вас».

Митинг. 1884. музей Орсэ, Париж

Митинг. 1884. Музей Орсэ, Париж

 

Как видим, записи по этому поводу в «Дневнике» и письме сильно разнятся. Где же настоящая Башкирцева? Конечно, в «Дневнике», который предназначен для читателей: родных, друзей. А письмо — это «литература», хотя блистательная.

Литературные достоинства «Дневника» неоспоримы. И все-таки каждая его строчка свидетельствует, что автор прежде всего — художник. Тонкие, проникновенные зарисовки природы, ее настроений, великолепные, будто вылепленные рукой скульптора, портреты людей. Даже к своему внешнему облику она относится как к художественному произведению: «Мой наряд и прическа сильно изменили меня. Я походила на картину». Во всем, что пишет Башкирцева, сказываются неутоленность ищущей души, живое, пылкое воображение: «Что нам, в конце концов, нужно? Раз нет возможности все переживать в действительности, остается живо и глубоко чувствовать, живя в мечтах». И вот с поступлением в студию Жюлиана Марией овладевает единственная страсть — страсть к живописи. «Я хочу от всего отказаться ради живописи, — записывает она в «Дневнике». — Надо твердо помнить это, и в этом будет вся жизнь».

Постепенно в ней рождается чувство кровной связи с мировой художественной культурой: «А я в своей дерзости считаю себя в родстве со всеми героями, со всеми шедеврами мира! Можно было бы написать интересную диссертацию на тему о той таинственной связи, которая соединяет героев в образцовых произведениях со всеми мыслящими людьми!»

bash_5

Портрет молодой женщины. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

В искусстве ей «нравится все то, что всего правдивее, что ближе к природе. Да и не состоит ли в этом подражании природе сама цель живописи?» Ее любимыми художниками становятся старые испанские мастера: «Ничего нельзя сравнить с Веласкесом. А Рибера? Можно ли видеть более правдивое, более божественное и истинно правдивое? Нужно соединение духа и тела. Нужно, подобно Веласкесу, творить как поэт и думать как умный человек».

У нее было чуткое сердце, отзывавшееся и на красоту, и на страдание. Башкирцева занималась филантропической деятельностью, и сочувствие бедным людям проявлялось в выборе главных героев ее картин. Это дети окраин Парижа, школьники, бедняки с улицы, судьбу которых она так правдиво и убедительно смогла передать средствами живописи.

Особенно ярко это проявилось в одной из лучших картин художницы — «Митинг». Многие мастера никак не хотели признать, что работа выполнена молодой, почти начинающей художницей. Это вызвало следующую запись в «Дневнике»: «Шесть лет, лучших шесть лет моей жизни я работаю как каторжник; не вижу никого, ничем не пользуюсь в жизни. Через шесть лет я создаю хорошую вещь, и еще смеют говорить, что мне помогли! Награда за такие труды обращается в ужасную клевету!»

Глядя на картину «Митинг», вспоминаешь слова художницы: «Я рождена скульптором, я люблю форму до обожания. Никогда краски не могут обладать таким могуществом, как форма, хотя я и от красок без ума. Но форма! Прекрасное движение, прекрасная поза! Вы поворачиваете — силуэт меняется, сохраняя все свое значение!»

Дождевой зонтик. 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Дождевой зонтик. 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Группа школьников надежно «сколочена», подобно старому, но еще крепкому забору, на фоне которого происходит действие. Только лицо одного мальчика дано анфас, остальные не видны или видны не полностью. Зато силуэты, позы, ноги, даже обувь каждого персонажа исполнены выразительности, предельно индивидуальны. Все детали прекрасно прорисованы, особенно руки детей.

В картине «Митинг» как бы реализован афоризм Марии Башкирцевой: «В одном холсте может заключаться триста страниц». Настолько все здесь проникнуто зрелым мастерством, ярким талантом, правдой жизни.

Марии казалось, что она только накануне настоящего труда. «Если бы даже Флери и другие сказали «отлично», — восклицает она на одной из страниц «Дневника» в 1883 году, — то и тогда я не чувствовала бы себя счастливой, так как это не максимум того, что в моих силах. Я сама не очень довольна собой, я хотела бы лучшего, большего! И не думайте, что это мучительное недовольство гения, это… ну, я не знаю, что это такое!»

Знакомство с Жюлем Бастьен-Лепажем, его творчеством, проникнутым идеей «поэтического реализма», сделало искусство Башкирцевой еще более утонченным и глубоким. Ее многочисленные портреты поражают своей зрелостью, сознательной и почти с трудом сдерживаемой скупостью цвета, правдивостью жеста, умением раскрыть суть личности изображенного. Таков замечательный портрет «Молодая женщина с букетом сирени» (1881).

Прекрасное, четко вылепленное напряженное, страстное лицо женщины, тонкая кисть ее руки с длинными пальцами и нежный букет сирени — все придает утонченность, создает романтический образ женщины прошлых лет.

Картина «Осень» (1884) — один из лучших пейзажей XIX века, где простой осенний мотив вырастает до глубокого символа. Глядя на эту картину, понимаешь, каким большим мастером была юная Мария Башкирцева и каких высот она достигла бы, если бы ей довелось прожить дольше.

Мария Башкирцева умерла от чахотки в возрасте 24 лет.

Молодая женщина с букетом сирени. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Молодая женщина с букетом сирени. 1881.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

В сентябре 1884 года, за месяц до кончины, она записывает в «Дневнике»: «У меня явилась идея новой картины… У меня сильное тяготение к сюжету в новом вкусе, с многочисленными обнаженными фигурами; полотно не должно быть слишком велико. Да, непременно я так и сделаю. Именно ярмарочные борцы, а кругом народ… Это будет очень трудно, но раз это меня захватывает, то больше ничего и не требуется: опьянение, вот и всё!»

И таким борцом за жизнь, за человека, за настоящее искусство до конца осталась замечательная, необыкновенная Мария Константиновна Башкирцева.

Лев Дьяков

Источник

 

MBFlower

Ницца, музейBeaux-Arts

MBMaster

Студия Жулиана (1881)Днепропетровск

MBAuto

Автопортрет

 

После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную часть живописных работ дочери. В роковом 1917-м коллекция сгорела вместе с подожженной усадьбой… Остальные картины, уцелевшие во флигеле, погибли во время бомбежки в 1941 году…

————————————————

Скачать дневник Марии Башкирцевой в виде файла в формате Word.А здесь дневник разбит по годам. Это Авторский проект Николая Доли «Без риска быть…»

subscribe.ru

Мария Башкирцева – воплощение Музы

Мария Башкирцева

Что я такое? Ничто. Чем я хочу быть? Всем.Дадим отдых моему уму, утомленному этими порывами к бесконечному.Мария Башкирцева

Сегодня мой пост посвящен незаурядной личности – Марии Башкирцевой, талантливой, поразительной и навсегда оставшейся юной в памяти ее почитателей. Когда читала дневник этой удивительной девушки, была уверена, что сразу поделюсь своими чувствами и мыслями с вами, мои дорогие друзья! Несколько раз приступала к статье, но получалось, что я просто переписывала цитаты из “Дневника” Марии. И чем дальше, тем этих цитат становилось все больше, и в итоге пост превращался в ее дневник))

Со временем мысль об этой статье  становилась все призрачней… Каким же было моё удивление, когда моя подруга ВДРУГ предложила написать пост именно об этой девушке! Оказывается после прочтения «Дневника» Марии Башкирцевой она тоже оказалась под сильным впечатлением и решила выплеснуть свои эмоции …к счастью в мой блог!)) Ах, как же я этому рада!! Тем более Валентина уже как-то украсила мой сайт прекрасной статьей о своей любимой Зинаиде ГиппиусПоэтому с большим удовольствием предлагаю вашему вниманию статью Валентины Демидовой-Каймы о необыкновенной девушке, которая прожила очень короткую, но такую невероятно яркую и насыщенную жизнь.

Не Муза Великих, а воплощение Музы

Погружение в биографию Марии Башкирцевой, её картины, и, наконец, «Дневник» привело меня к необычному откровению, панорама которого с течением времени открывалась всё больше и становилась всё ярче и реальней.Вот как мне всё представляется.Marie Bashkirtseff - муза

Свою Любовь доверил Нам Господь!

Боги Олимпа больше всего ценили, и, по-видимому, ценят и по сей день, Любовь и восхищение ….Смертных! История Олимпа свидетельствует, они сражались за эту Любовь, ради неё совершали подвиги и преступления.Почему?Потому что Творец свою Любовь доверил не богам, не ангелам, а Человеку.Более пространный ответ у меня сложился таким почти поэтическим образом.

Творить Любовь, где Небо и Земля – одно,Ни Ангелам, ни Духам не дано,Хоть ближе к небесам их песнопенья.

Свою Любовь доверил Нам Господь!Из тлена поднимает выше МираЛюбовь, в которой всё сплелось,И страсть земная, и возвышенная лира.

В Любви, где Человек – творец,Вкус, запах и прикосновенье,Звук, цвет и формы – всем им нет числа!

И надо лишь добавить намСвоих сердец влюблённое биенье,Созвучное мерцающему свету ЗвёздИ Ангельскому песнопенью.

Родители ее ласково называли Мусей.

И вот на прекрасном Олимпе среди бессмертных одна из дочерей Мнемозины* возжелала получить эту земную Любовь и славу, восхищение и поклонение людей. Она мечтала о Любви больше и сильней других столь же прекрасных и одарённых талантами сестёр, как путник в пустыне мечтает о глотке воды.И вознамерилась вкусить эту Любовь. Нет, она не захотела на этот раз вдохновлять смертных гениев, а, облачаясь в плоть человеческую, лично явить людям свои многочисленные таланты.Подобно Русалочке, ей удалось вымолить у старших Богов человеческую жизнь. И, чтобы беспрепятственно заявить миру людей о своих талантах, просила дать ей возможность родиться в богатой аристократической семье, не чуждой высокого искусства.И боги пошли ей навстречу. Но платой за дерзкую мечту стала хрупкость тела и условие, что о своём происхождении она всегда будет только догадываться, терзаясь сомнениями. Отважную Музу не остановила жестокость богов.И вот, в богатой аристократической семье родилась очаровательная девочка, получившая по святкам имя Мария. Мама – красавица из старинного дворянского рода, а отец, занимавший пост предводителя полтавского дворянства, образованный человек, не лишенный литературного дарования.

Marie Bashkirtseff_21

Родные стали ласково называть её Мусей. Но учитывая, что мы уже знакомы с историей жизни нашей героини, где нам открылись её амбиции и немалые достижения, уйдём от подобной фамильярности и будем называть нашу героиню Марией.И пришла Мария в мир людей с талантами, словно с букетом нераскрывшихся бутонов. Бутоны уже в раннем детстве становились чудесными цветами, даря ей восхищение и любовь близких и узкого круга друзей семьи. От неё ждали великих достижений, здесь и гадалка подлила масла в огонь, она предсказала суеверной матери, что дочь будет звездой.Но Марии хотелось большего – всемирной славы, признания тысяч людей, Любви, Любви, Любви…

Marie Bashkirtseff_15

 

Свои многочисленные дарования небожитель, рождённая смертной, раскрывала в себе и для публики с самого раннего возраста, иногда как бы невзначай, иногда от отчаяния…Она торопилась всю свою жизнь с раннего детства. Возможно, в душе, в бессознательной её глубине, Мария предчувствовала скоротечность своей жизни. А может быть, безрассудно в порыве так свойственных ей страстей, накликала, ставя Творцу условие: «Боже мой! Дай мне такую жизнь, какую я хочу, или пошли мне смерть…».

На какую бы область искусства Мария ни обратила бы свой взгляд и ни приложила бы свой труд, возникали, ни много ни мало, а достойные внимания Произведения.Вы, дорогой читатель ещё сомневаетесь в её истинных корнях? Но откуда ещё как не с Божественного Олимпа у девочки не только таланты, но и строгие требования к себе, огромная, совсем недетская работоспособность, сила духа, непоколебимая воля и устремлённость к цели?И это в те самые времена, о которых Пушкин говорил, что, дескать «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь».

«Мне тринадцать лет, если я буду терять время,то что же из меня выйдет?..»Мария Башкирцева

Мария Башкирцева на фото Рожер-Вьолле

 

В неполные тринадцать лет Мария сама составила список предметов, которые хотела освоить, сама выбрала учителей. Среди предметов кроме литературы и философии, были история и физика, анатомия, иностранные языки.

«Когда я кончу Тита Ливия, я примусь за историю Франции Мишле. Я знаю Аристофана, Плутарха, Геродота, отчасти Ксенофонта… Еще Эпиктета, но, право, все это далеко недостаточно. И потом Гомера — его я знаю отлично; немножко также — Платона»

Помимо всего с 12 лет Мария пишет свой дневник! И даже своему дневнику она предуготовила и славу, и вечность. Её «Дневник» стал известен всему миру как памятник эпохи.В «Дневнике» она пишет, что решила заниматься по 9 часов в день: «Мне тринадцать лет, если я буду терять время, то, что же из меня выйдет? Так много дела в жизни, а жизнь так коротка!»Обидно, но и понятно, что именно поверхностный, а скорее предвзятый взгляд (мол, что там может быть эдакого?), соотечественников, в её трудолюбии, самоотверженности усматривал лишь непомерное честолюбие, граничащее с тщеславием.Но большинство обнаруживало между строк «Дневника» страстную душу великого Мастера, правдивую картину жизни, живой отклик на движения тел и душ человеческих.Это тот самый «Дневник», который впоследствии был переведен на все европейские языки. «Дневник» был много раз переиздан, и с восторгом прочтён сотнями тысяч людей в Европе и в России.Но элитой русской литературы, среди которой Лев Толстой, Иван Бунин, Антон Чехов, не столько прочтён, а скорее снисходительно пролистан. Марина Цветаева свой «Вечерний альбом» посвятила юной соотечественнице, в которой увидела многие дарования, кроме … литературных.Вернёмся к короткой и блистательной жизни нашей героини.

Marie Bashkirtseff_14 Девушка, читающая на водопаде (около 1882г)

К 15 годам практически самостоятельно Мария овладела четырьмя современными и двумя древними языками. Это позволило ей, направляемой лишь внутренним компасом, знакомиться в оригинале (а может вспоминать?), произведения античных авторов и классиков мировой литературы, причём лучшие из лучших. Не была ли она лично Музой сих авторов?В подтверждение – я не нашла у биографов имён наставников, которые бы составляли для Марии списки чтения. Значит, её вела незримая, но мудрая и вечная душа Музы.

«Я создана для триумфа и сильных ощущений,поэтому лучшее, что я могу сделать, это сделаться певицей…»Мария Башкирцева

Marie Bashkirtseff_22

С поразительной легкостью Мария, обладая абсолютным музыкальным слухом, научилась игре на различных музыкальных инструментах: арфе и рояле, мандолине и гитаре.Мечта указывала ей самый короткий путь – на сцену. У неё обнаружился сильный, редкого тембра и большого диапазона голос, поставленный самой природой. При развитии и оттачивании это было гарантированным обещанием успеха. Именно здесь, на сцене, совершенно точно и сразу, воочию можно получить и любовь, и восторг, и поклонение.Удивительное по чистоте меццо-сопрано, обещавшее славу оперной дивы, мелькнуло скользящей по небу звездой и обернулось после болезни горла потерей голоса и нарастающей глухотой…И это к всего лишь к 16 годам .

«Я хочу, чтобы моя живопись жила перед глазами»Мария Башкирцева

 

Marie Bashkirtseff_7

 

В её последующем поступке я вижу несгибаемую волю и оптимизм. У меня лично для таких ситуаций сложилось правило в виде афоризма: падать в обморок можно – залёживаться нельзя!И наша героиня бросилась учиться живописи, и ещё ученицей получила первую золотую медаль.Современные в основном отечественные критики называют её полотна ничем не примечательными, якобы о них нельзя сказать ничего вразумительного.

Marie Bashkirtseff_1Сирень 1880г

Но я не критик, а зритель, восхищённый глубиной и красотой человеческой души, которую вижу в героях её картин. И сама эстетика портретов говорит о глубокой гармонии художника.За 7 лет, которые были посвящены живописи (сюда входит и учёба) были написано более 150 картин, 200 рисунков, многочисленные акварели.О многом говорит скульптура, которая некоторое время выставлялась в Париже, в Люксембургском дворце в начале 20 века: в руках крылатый гений держит табличку с именами тех, кто, несмотря на слишком рано оборвавшуюся жизнь, обессмертил себя. На ней можно было увидеть имя нашей героини – «Мария Башкирцева».Многие работы во время второй мировой войны были утеряны (сгорели, похищены – концов не найти,увы).

Marie Bashkirtseff_3Совещание 1884

Но те единицы, которые сохранились, выставлены в лучших музеях Франции, Голландии, Англии, России…

В музее искусства XIX в. д’Орсе, год открытия в 1988 г., картинам Марии Башкирцевой был отдан целый зал. Кто-то сказал, цитируя её «Дневник», что она могла бы стать «Бальзаком живописи», если бы ей была дарована долгая жизнь.Значит не я одна восхищённый зритель, в сердце которой повышается градус любви от её картин

Marie Bashkirtseff_9-Осень (1883)

Когда я умру, прочтут мою жизнь –“Дневник” Марии Башкирцевой

Мария пришла на Землю с твёрдым намерением оставить о себе добрую, а лучше восхитительную память. И предвидя ранний уход, смело затевала переписку с живыми знаменитостями литературы, как будто ощущая равенство и надеясь с их помощью сохранить свой дневник как предмет искусства.Она писала Эмилю Золя и Ги де Мопассану. Последний только после смерти отдал должное юной, талантливой и искренней Марии: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!».

Портрет девочки, картины Марии Башкирцевой

Повторюсь, «Дневник», изданный после смерти Марии во Франции (написан на французском языке) расходился тысячными тиражами и многократно переиздавался.В России «Дневник» был встречен более чем неоднозначно. Но сами имена разочарованных и восхищённых соотечественников, мнения которых значимы и сегодня, вызовут зависть у любого автора. Среди тех, кто снизошёл для чтения её опуса в тысячу страниц Лев Толстой и Антон Чехов, Владимир Брюсов и Велимир Хлебников.Я выбираю фрагмент Велимира Хлебникова: «Заклинаю художников будущего вести точные дневники своего духа: смотреть на себя как на небо и вести точные записи восхода и захода звёзд своего духа…» .«Дневник», о котором шла речь, был изначально подвергнут строгой цензуре со стороны близких родственников Марии. И тот, что выходил в печать имел большие пробелы и даже искажения. Поговаривают, что родственники не пожелали предавать всемирному обозрению пикантные подробности семейной истории.

картина Дождевой зонт 1883 Русский музей, Санкт-Петербург

Об этом стало известно, когда в архивах Национальной библиотеки Франции, приблизительно в 1985 году был обнаружен оригинальный, подлинный текст «Дневника», ранее считавшийся утраченным. Полное издание на французском языке по-новому раскрывает личность Марии Башкирцевой, а также несколько иначе освещает жизнь эпохи.Я не читаю на французском, а то точно вцепилась бы в текст, жадно выискивая пропущенное, там где больше вибрирует божественная Душа Марии – самой Музы, пришедшей в наш Мир для пробуждения в людях Любви.

Валентина Демидова-Кайма.

Marie Bashkirtseff_6П. де Сант Марцейкс.Мария Башкирцев покинула этот мир в 1884 году. Она боролась за жизнь до последнего дня, но скоротечный туберкулез не дал ей шансов. На ее последней картине, которую она так и не закончила, Мария нарисовала девушку в весеннем саду…

Marie Bashkirtseff_5_Vesna Последняя незаконченная картина

Цитаты Марии Башкирцевой из ее “Дневника”

Я, которая хотела бы сразу жить семью жизнями, живу только четвертью жизни… И потому мне кажется, что свеча разбита на четыре части и горит со всех концов…*С тех пор как я сознаю себя – с трехлетнего возраста – все мои мысли и стремления были направлены к какому-то величию.*Как разбивают сердца? Не любя или перестав любить.*Любовь дает возможность представить себе мир таким, каким он должен был быть…*«Столько стремлений, столько желаний, столько проектов, столько… чтобы умереть в 24 года на пороге всего!»

Marie Bashkirtseff_13

Нельзя допускать, чтобы люди, вам безразличные, могли заставить вас страдать.*Любовь уменьшается, когда не может больше возрастать.

Мария Башкирцева на фото

Самое простодушие внешних украшений заставляет чувствовать доброту и простоту русского народа. А нигилисты стараются совратить его, как Фауст, погубивший Маргариту. Пропаганда делает свое дело, и день, когда восстанет этот добрый народ, возмущенный и обманутый, будет ужасен: если в мирное и спокойное время он кроток и прост, как ягненок, то, восстав, он был бы свиреп до ярости, жесток до исступления.*Эта всемирная любовь не есть чувство чахоточной: я всегда была такая, и я помню как раз, десять лет тому назад, я писала (1874 г.), перечислив прелести различных времен года: «Напрасно захотела бы я выбрать: все времена года хороши, все возрасты – вся жизнь». «Надо все!» «Одним словом все в жизни мне нравится, мне все приятно и, прося счастья, я нахожу свою прелесть и в несчастье. Мое тело плачет и кричит, но что-то, что выше меня, радуется жизни, несмотря ни на что!»

Marie Bashkirtseff_4Великим может быть только тот, кто откроет свой новый путь, возможность передавать свои особенные впечатления, выразить свою индивидуальность. Мое искусство еще не родилось.*Мне кажется, что никто не любит всего так, как я люблю: искусство, музыку, живопись; книги, свет; платья, роскошь, шум, тишину, смех, грусть, тоску, шутки, любовь, холод, солнце, все времена года, всякую погоду, спокойные равнины России и горы вокруг Неаполя, снег зимою, дождь осенью, весну с ее тревогой, спокойные летние дни и прекрасные ночи со сверкающими звездами… я все люблю до обожания. Все представляется мне со своих интересных и прекрасных сторон: я хотела бы все видеть, все иметь, все обнять, слиться со всем и умереть, если надо, через два года или в 30 лет, умереть с экстазом, чтобы изведать эту последнюю тайну, этот конец всего или божественное начало.*Незадолго до ее кончины, 25 июля 1884 года, в «Дневнике» появилась такая запись:

«Но если я ничто, если суждено быть ничем, почему эти мечты о славе с тех пор, как я сознаю себя? И что означают эти вдохновенные порывы к великому? Почему — с тех пор, как я была способна связать две мысли, с четырех лет, — живет во мне эта потребность в чем-то великом, славном, смутном, но огромном? Чем только я не перебывала в моем детском воображении! Сначала я была танцовщицей — знаменитой танцовщицей Петипа, обожаемой Петербургом. Каждый вечер я надевала открытое платье, убирала цветами голову и с серьезным видом танцевала в зале, при стечении всей нашей семьи. Потом я была первой певицей в мире. Потом я электризовала массы силой моего слова. Император женился на мне, чтобы удержаться на троне, я жила в непосредственном общении с моим народом, я произносила перед ним речи, разъясняла ему свою политику, и народ был тронут мною до слез. Словом, во всех направлениях, во всех чувствах и человеческих удовлетворениях — я искала чего-то неправдоподобно великого. До сих пор после дней ужасной тоски всегда находилось что-нибудь, вновь призывающее меня к жизни. Но в минуты горя или радости — первая мысль моя обращена к Богу».

Мария Башкирцева живопись

* Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».

    Метки: женские образы, очарование женственности     

nasati.ru


Смотрите также