Художник Дугаржапов: об искусствоведах я вообще ничего не думаю. Картины бато


Галерея современного искусства «АРТ-ЯР» — Бато Дугаржапов — галерея автора

Бато Дугаржапов — галерея автора

  • Серия «Станковая Живопись»
  • Серия «Крым»
  • Италия Серия «Италия»
  • Серия «Академические дачи»
  • Серия «Франция»
  • Москва Серия «Москва»
  • Календарь Малевича Серия «Календарь Малевича»
  • Рисунки Серия «Рисунки»
ArtYar.ru © Все права защищены  

artyar.ru

Легкое дыхание картин Бато Дугаржапова

Живопись пейзажиста Бато Дугаржапова тиха и прозрачна, как августовский вечер после жаркого дня. На его полотнах — гладь озер с дрейфующими парусниками, утренняя дымка над молчаливыми полями, послеобеденное затишье на террасе у моря. В них торжествуют красота, гармония и наслаждение. Едва уловимые границы воды и воздуха, домов и деревьев, пляжных зонтиков и белых скатертей сливаются воедино, изящно балансируя на границе импрессионизма и абстракционизма.

Его творчество признано и очень любимо зрителями: подтверждение тому многочисленные выставки и награды. А сам Бато имеет звание одного из известнейших импрессионистов России.

Корреспонденту Artifex Анастасии Теплицкой выпала возможность поговорить с Бато Дугаржаповым о составляющих гармонии в искусстве и душе художника, а также выяснить, почему незаконченность — это хорошо.

 

Artifex: Я знаю, что вы родом из Забайкалья, но живете в Москве уже много лет. Дала ли вам Москва шанс полюбить себя?

Третий Рим равнодушных не знает, его любят или ненавидят. Мои отрочество и юность были посвящены учебе в Москве и захватывали времена СССР с его солнечными майскими днями, безумными зимними закатами и друзьями на всю жизнь. Счастливые воспоминания и грусть по столице, видимо, означают влюбленность. И чем дальше, тем отчетливее видно то ушедшее время с неприхотливыми строениями Замоскворечья, Третьяковкой, набережными. После учебы в 1992 году я уехал в родное Забайкалье, а друзья остались здесь. Временами они вызывали меня на выставки. Но жизнь закрутилась, родился сын. Многократно ездил в Москву по полгода из-за подготовок к выставкам — писать и оформлять тогда приходилось почему-то долго. Технологии слабые, станков не было, рамы строгали вручную. Так сердце и прикипело к городу навсегда.

Artifex: Переезд в Москву повлиял на ваши отношения с творчеством?

На мой взгляд, творчество зависит от многих факторов, и чем стеснённее обстоятельства, тем круче. Допустим, нет мастерской, тогда художник пишет на кухне или в каморке, которую определила семья, а ещё лучше − на свежем воздухе, без стен, под естественным освещением. И это плюс, когда художник попадает в гущу художественных событий, что произошло со мной в 1999 году. Я с семьей временно метнулся в Москву в связи с росписями в храме Христа Спасителя. Годовой переезд из временного превратился в постоянный, и вернуться уже не было никаких сил. Главное — это то, что для творчества была открыта дорога. Выставки, путешествия, друзья. Накаты выставок требовали постоянного пополнения коллекции, поэтому писалось хорошо и бодро. Молодость, сила и энергия. То, что стилистически выстраивалось в Суриковском институте, притухло, и свежий ветер импресьона захлестнул мое творчество.

Artifex: На некоторых ваших картинах заметно, что мазки выразительные и экспрессивные, а на других — мягкие и осторожные. Это связано с сюжетом картины или с вашим мироощущением в данный момент?

Это для создания полного диапазона воздействия. Приводим в действие все октавы! Используются преимущества прозрачности и густоты. Мажорность внутреннего состояния или крик души.

Artifex: Важна ли вам «обратная связь» со зрителями/посетителями/покупателями? Или вы обитаете в своем замкнутом мире?

Любая оценка складывается в определенный ящичек на полке, и когда чаша переполняется, художник преображается. Наши души тщеславны, и отрезвляющее лекарство необходимо как воздух. Многие художники не любят замечаний, они тут же начинают рвать тебя на куски или вообще не слышат. Соответственно, творчество таких ребят находится в одной точке − точке самовлюбленности. Обратная связь инициирует развитие.

Artifex: Но в определенной мере всем художникам присуще тщеславие. Вряд ли найдется один, который скажет, что рисует посредственно.

Есть такой художник, и зовут его Валентин Серов. Остальным присуще тщеславие.

Artifex: В одном из интервью вы говорили, что законченность в искусстве ведет к омертвению. Вы замечаете изменения в своем стиле?

Да, замечаю. В работах тянет к зелено-синеватому, не знаю почему. Мне кажется, если добить вещь до конца, то есть вероятность подняться на ступень выше. Незаконченность идентична недосказанному, она позволяет домыслить. Это привлекает зрителя к беседе.

Artifex: Однажды вы также сказали, что эклектика вас совсем не радует, но в то же время вы утверждаете, что и законченность стиля не является чем-то положительным. Где же тогда баланс?

В эклектике, при всей ее деструктивности, есть заряд к новому движению. А законченность выявляет стиль или дает до конца услышать фразу. То есть это вам выбирать — услышать фразу до конца или домыслить прервавшееся предложение.

Artifex: Современное искусство сейчас во многом построено на скандале. Я догадываюсь, что вы не тот, кто стал бы этому поддаваться, но все же чувствуете ли вы какое-то моральное давление?

Скорее, обратное. Часто это, как логически вытекающее обстоятельство. Особенно когда ты зажат в неестественные рамки. Это как в хрущевке в четырехметровой кухне строить мебель — мысль бьет ключом. То есть то, что должно по логике случиться, — это нормально. Ненормально искусственное нагнетание ситуации, вранье, подставы, раскручивание имени.

Artifex: В наше время многие виды искусства оглядываются назад. Художественное искусство стремится к абстрактности, снимается множество черно-белых фильмов при наличии обширных технических возможностей. «Полароиды» снова возвращаются в моду. Как по-вашему, это от ностальгии? Неспособности придумать что-то свежее? Или у этого другие причины?

Это закон ухудшения вкуса толпы, тем более в мире наживы. Черно-белое и остальные пункты составляют группу сопротивления. Это закономерно, когда мир падает в пучину безвкусия и мрака по принципу соотношения золотого сечения (пять частей к трем). Чего-то должно быть больше и меньше, при полном равновесии теряется гармония. Если добро из трех частей, то оно концентрированно, а если из пяти, то разжижено. В данном случае добро разлито в мире из трех частей. А возвращение «Полароидов» говорит о том, что мы движемся по спирали.

Artifex: Бато, пообщаться с вами было для нас большой честью и удовольствием. Благодарим за уделенное время.

artifex.ru

об искусствоведах я вообще ничего не думаю

ТАЛЛИНН, 7 окт — Sputnik, Ирина Тихомирова. Человеческое обаяние и творческая харизма являются теми магнитами, которые притягивают к художнику людей. Бывает крайне интересно проникнуть в тонкости механизма творческого процесса мастера, тем более что он сам готов открыть свои профессиональные секреты.

- Бато, какова история вашего переезда в Москву?

— Ребенком я попал в экспериментальную группу художественной школы при Художественном институте им. Сурикова. Сказали: выдержишь год, тогда дальше учиться будешь. Сам бы я никогда не поступил — конкурс в это учебное заведение огромный. В художественной школе я проучился шесть лет. В Москве, надо сказать, я попал в особый мир гениальных людей.

© Фото : Ирина Тихомирова

Посол РФ в Эстонии Александр Петров на открытии выставки художника Бато Дугаржапова

Поколение было то что надо. Ведь у художников как: одно поколение пьет, чего там скрывать, другое рисует. Я попал в поколение, которое рисовало. Повезло.

- В институт после окончания прошли "автоматом"?

— Нет, поступал на общих основаниях. Выбрал факультет монументальной живописи. Монументальная живопись — это роспись стационарных объектов: фасадов зданий, интерьеров. Во время учебы в институте, еще в советское время, в году восемьдесят девятом, мы с братом, который тоже хотел стать художником, расписывали клубы — калымили. С началом перестройки все заказы кончились, и все коллеги из моего цеха стали в одночасье свободными художниками: каждый оказался предоставлен самому себе.

-Вы хотите сказать, что монументальная живопись сейчас совершенно не востребована?

— Сейчас роспись нужна на других сооружениях: в храмах, частных домах. Витражи, мозаики — это все востребовано. Как правило, глобальные проекты достаются "верхушкам" цеха. А раньше государство через Союз художников распределяло заказы всем членам организации. Таким образом, художники были загружены и заняты работой. Когда государство перестало регулировать этот процесс, все стали пейзажистами.

© Фото : Ирина Тихомирова

Художник Бато Дугаржапов проводит мастер-класс

-Однако Союз художников существует.

— Конечно. Я являюсь членом Союза художников России и состою в Московском союзе художников.

-Это дает какие-нибудь бонусы?

— Ну да — то, что ты не тунеядец. Ты прикреплен официально к общественной организации. А то выйдет какой-нибудь закон о безработных свободных художниках…

-Вы упомянули свою работу по росписи храмов. Где вы уже потрудились в этом жанре?

— Расписывал храм в Новоиерусалимском монастыре в Истре. Работал в Кронштадте: в Морском соборе святителя Николая Чудотворца расписывал центральный купол. Сейчас какого художника ни спросишь — все работали на росписи Храма Христа Спасителя в Москве. Моя частичка там тоже есть: расписывал стены храма в составе бригады.

© Фото : из архива Ольги Любаскиной

Живописное полотно Бато Дугаржапова, масло, холст

-Как вы оцениваете тот крутой поворот, который с вами произошел в жизни, то, что вы покинули родной край и оказались в столице?

— Что мне известно про сегодняшнюю Бурятию – там все завалено живописью — полотнами, картинами. Там живет много хороших художников, и в Бурятии они всё уже написали. Я тоже как-то приехал в Улан-Удэ. В центре города есть красивый проспект, Арбат, так сказать: потрясающая улица, светоносная. Если солнце ее освещает, это производит взрыв цветовых ощущений. Я тоже встал и написал эту улицу.

- Ваш колорит – нежные пастельные тона, легкие, как будто вы везде находите свет, уголки природы, залитые солнцем. У меня это не очень вяжется с красками степей Бурятии, озера Байкал, откуда вы родом, скорее, с гаммой полотен Борисова-Мусатова (русский художник конца XIX века – Ред.).

— Меланхолия, отражения в воде — это действительно колорит полотен Борисова-Мусатова. Такие цвета нравятся всем, это колорит усадеб.

-Вы любите меланхолию в живописи?

— По-разному, мне нравится и аллегро, и минор. Спокойный колорит я тоже люблю: вот Валентин Серов — это тоже преимущественно минор: сложнейшие пастельные тона, тонкие оттенки. Весь Питер построен на этой гамме. Приезжаешь в Париж — там палитра светлее в десять раз: другая гамма, другое солнце и небо. В Москве колорит ближе к "земляным" краскам: охра желтая, сиена жженая и умбра жженая — используешь краски советского производства, которые в этой ситуации подходят больше. Они потемнее, и это непосредственно влияет на живопись. Ощущения от среды совершенно другие, и переходишь на другие тона.

© Фото : Ирина Тихомирова

Живописное полотно Бато Дугаржапова

-Как же вы успеваете справиться с изменениями в световой обстановке?

— Мгновенно пишу, за пять минут, а потом подправляю.

- А что характерного вам удалось ухватить в нашей эстонской природе и городской среде?

— В Таллинне колорит задорный, цветной. Улочки витиеватые, в конце — потрясающие виды крыш, шпили храмов. Здесь очень много готовых для художников видов: архитекторы постарались, чтобы живописец не страдал в поисках ракурса, а тут же встал и написал. Удачно это и для тех людей, которые просто посещают город: они смотрят на красивую панораму — и счастливы.

- У вас лично есть художники фавориты?

— Это самый частый вопрос, который мне задают, и он не имеет ответа. В каждом художнике можно найти что-то уникальное. Не говоря обо всех "великих", в "наивном искусстве" и авангарде тоже есть много удач.

-А к какому стилю живописи вы причисляете свое творчество?

— Я думаю, что это — абстрактный импрессионизм.

-Вы даете мастер-классы по живописи. Зачем они нужны людям и что дают вам лично?

— Народ хочет увидеть живьем, как создается живописное произведение. На мастер-классах сначала происходит теоретическая атака на зрителей, а потом они видят мою живописную импровизацию. На каждом мастер-классе я создаю на холсте "огромную неудачу", а потом показываю, как с ней можно справиться. Я объясняю людям, что не нужно бояться ошибок, и в подтверждение сказанного на глазах у публики возникает этюд натюрморта или пейзажа. Для художников-любителей это сюрприз.

-Писать на публике не очень комфортно для художника. Как вы с этим справляетесь?

— Мастер-класс – это, на самом деле, довольно стрессовая ситуация: присутствие зрителей во время работы угнетает. Но потом увлекаешься, и все входит в творческую колею.

-А вы в курсе, что в Эстонии кураторами художественных выставок фигуративное искусство не приветствуется?

— Я, кстати, про это и не думал. Я вообще о кураторах ничего не думаю. Художник и искусствоведы – разного поля ягоды. Искусствоведы, я считаю, к искусству отношения не имеют: они библиографы, которые упорядочивают то, что другие "наваяли".

© Фото : Ирина Тихомирова

Экспозиция живописи художника Бато Дугаржапова

-А что вы думаете по поводу их функции создавать тренд в искусстве, отбирать работы авторов на выставки, посылать на Венецианскую бьеннале?

— Я считаю, это создание рейтинга для продаж.

- Как вы считаете, ваша живопись может вылечить, выдернуть из депрессии?

— Думаю, да. И была такая история: одна женщина попала в аварию — ее "собирали по кускам". Она повесила мою работу на стену в палате, и мой пейзаж был для нее окном в мир. И она выжила, смогла родить ребенка, малыш бегает, живет и радуется жизни.

-Что в вашем искусстве самое характерное? Что оно может передать публике?

— Думаю, это неожиданный взгляд на окружающий мир. Каждый пейзаж уникален: увиденный впервые мотив я пытаюсь изобразить наиболее остро и характерно. Во многих есть что-то незаконченное, и это придает еще большую свежесть живописи.

 

 

ru.sputnik-news.ee

Галерея современного искусства «АРТ-ЯР» — Бато Дугаржапов — Статьи

Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

  Дерево для Бато, помимо всего, имеет и сакральное значение. Не случайно в дипломе «В горах» оно воспринимается как древо жизни.

«Терраса» (2003) – квинтэссенция символического направления Бато Дугаржапова. Обычно точный в передаче освещения, художник уходит от конкретики, изображая безотносительное время суток, то ли белую ночь, то ли пасмурный день. Картина полна ожидания. Не отбрасывающие теней старинные скамьи, вазоны, скульптуры, строгие беседки, стриженые боскеты, пронизанные красотой увядания, как вместилища исторической памяти могли бы быть фрагментами картин ностальгирующих «мирискусников». Отражающаяся в пруду ива словно заглядывает в прошлое. По мироощущению картина близка рубежу 19-20 веков с его пассеизмом, желанием скрыться от нарастающих катаклизмов настоящего. 

Красиво сочетание голубого и зеленоватого во всплесках волн «Высокой воды» (2006). Снова ива на первом плане. К ее образу художник возвращается многократо. В детстве у дома росла огромная ива, под сенью которой частенько играла детвора. Щемящий дугаржаповский колорит (нежно-розовый цвет закатного неба, голубые тени) отражает состояние перехода, стремительно ускользающий момент изменения природы. 

В «Карадагском заповеднике» одинокая скамья над бескрайним пустынным морем оставляет зрителя наедине с простором ассоциаций. По широкому охвату пейзажа и состоянию всепоглощающей тишины этой картине близок «Меганом». 

Индивидуальный стиль художника в большей степени получил развитие в Крыму. Здесь родина домов с летящими на зрителя деревьями. В Крыму появляются работы больших размеров («Облака», «Волна», «Рассвет», «Утро», «Радуга»). Художник любит писать ранним утром, передавая нежное освещение («Улица Толстого. Ялта» и т.д.) 

Небольшой холст «Утро» ( 1998, 40х50) вмещает в себя всё многообразие пробуждающегося дня. Прозрачный воздух не замутняет слепящей белизны домов, сверкания мокрой улицы, игру света и тени на черепичных крышах, лазурную морскую даль. 

Парижские контрасты 

Повторный приезд в Париж в конце 90-х характерен другой стилистикой, нежели в 1992-1993 годах. 

Бато, подобно импрессионистам, создаёт многочисленные виды собора Парижской Богоматери при различном освещении («Вечерние тени», «Ночной Нотр-Дам» (2006). 

«Полдень. Монмартр» (1999) соткан из цветовых контрастов красного и зелёного. В «Тюильри» агрессивно наступающая зелень контрастирует с пробелами неба. Даже в «Ночной Сене» (2006) художник в окутавшем город мраке ищет контрастных сочетаний. Расплавленным золотом отражаются в реке огни ночного города, сверкают рефлексами на стене спящего дома. 

В картине «Вид на Нотр-Дам» художник не смог удержаться от изображения своего любимого дерева – ивы на первом плане, из-за которого знаменитый собор практически не виден – шутливый ход остроумного мастера. В «Виде на Лувр», как и в «Виде на Нотр-Дам» Бато привлекают зелёные насаждения первого плана, а чуть заметный силуэт дворца растворяется в туманной дымке горизонта.

В ночных контрастно-кричащих деформированных пейзажах есть нечто от взволнованного экспрессионизма Хайма Сутина («Мост ювелиров», «Вид на храм Христа Спасител»я). В ночном Париже живописец старается передать взрывное состояние. Для Бато важно первое впечатление от увиденного. 

В «Барках» контрастны сочетания осенней багровой листвы и таких же по цвету мачт. 

В «Начале сезона» (2006) художник отталкивается от Гогена и продолжает тему вертикалей, начатую в «Причале» (2001). Обе работы ритмичны и пластически выразительны. Динамика «Причала» рождается из отражающихся в воде вертикалей столбов, тогда как «Начало сезона» – контрастная игра света и теней. «Вид на океан (Залив») продолжает тот же тип ритмических композиций. 

Бато много путешествует с группой последователей и единомышленников, в первую очередь с Игорем Ларионовым, Юрием Константиновым и Петром Безруковым, они вместе ездят в Париж, Гурзуф, Венецию, на академические дачи. Бато пишет в путешествиях. В мастерской почти не работает. В будущем планирует заняться пастелью и сепией. 

Все трудности Бато считает временными и скоропреходящими. Он мечтает нарисовать музыку и ветер. А ещё мечтает «построить свой дом с собственной мастерской, вырастить сад, сидеть на скамейке и смотреть на закат!» 

Сельский пейзаж

За какой бы вид пейзажа не взялся художник – всё ярко, талантливо, эмоционально.

«…Когда б вы знали, из какого сора рождаются стихи…» - когда-то писала Анна Ахматова. Бато Дугаржапов, продолжая мысль поэтессы, может из всего раскинувшегося перед ним великолепия пейзажа выбрать объектом изображения ничем не примечательную прозаичную грязную лужу, но под кистью художника она обретает мощь, благородство и эстетическую привлекательность. Поэтично звучит в произведениях Бато и серая хлябь осенних русских деревень, где он является духовным продолжателем живописи Л. В. Туржанского.

       Художник работает в технике alla prima, быстро, живо, свободно. 

В почти абстрактном полотне «Апрель. Подмосковье» (2000) «замесы» терракотовых тёплых землистых цветов не визуально объективно, а ассоциативно показывают, как из месива разморенной, подогретой первыми лучами весеннего солнца земли зарождаются зелень и белизна ранних цветов. 

В «Холодном лете» (2002) несколькими мазками предана ледяная голубизна неба. Быстрые прикосновения кисти рождают ощущение порывистого ветра, уносящего массу тёмных облаков, колышущего крону одинокого дерева и лес дальнего плана. Стремительные порывы ветра создают многообразную игру света и тени. 

«Село Недельное» (2002) было создано во время росписи храма под Малоярославцем. 

В «Апреле» (2006) изумительно передан слепяще-солнечный колорит первых тёплых дней, голубые тени. У крыльца деревенской избушки присел старик. Это один из редких пейзажей, где Бато понадобилось оживить радостно-звонкий уголок природы человеческой фигурой. Несколькими мастерскими мазками кисти художник создаёт образ седобородого старца, присевшего на бревно и занятого какими-то извечно крестьянскими делами. Задорное весеннее солнце играет своими бликами в молодой траве, первой листве, ярко освещает комнату за незапертой дверью. 

На протяжении всего творчества Бато Дугаржапов периодически обращается к портрету. Особенно много портретных зарисовок было создано во время учебы в МСХШ с товарищей и одноклассников, портрет отца, матери, сестры. Впоследствии, отойдя от реалистической живописи, художник с экспрессивной выразительностью пишет отца Константина (2003) и ряд других портретов. 

«В картине XVIII века «Крестьянский ужин» Михаила Шибанова поражает трагедийность образа отца семейства. 

Потрясает у Тициана то, как его портреты Дожей сопереживают зрителю, где стирается грань между зрителем и портретом.. 

Нравятся наполненные светом от окон стены Вермеера Дельфтского, сырая поэзия Бялыницкого-Бируля. 

Особенно тоновая умеренность в натюрмортах Грабаря. Он держал силу света в узде, что и привело к живописному Олимпу». 

Бато Дугаржапов высоко ценит творчество Константина Коровина, пейзажи Валентина Серова. Рембрандта, Ван Гога, Левитана, Архипова считает первоклассными колористами. Восхищается композицией Аверьянова, Лубенникова, нравится малая темпера Абакумова. «Шедевров в искусстве, как и в музыке, не так много ». В музыке Бато предпочитает Вивальди, Баха, Малера, Брукнера, Артемьева, сто-сто пятьдесят вещей. Фонотека не пополняется со студенческих времен. 

Туманный период

В последние годы в произведениях Бато Дугаржапова не встретишь чётких контуров предметов, всё расплывается, сплавляется, сплетаясь в единую цветовоздушную массу. Художник ощущает себя частью бытия, не противопоставляя себя окружающему миру, а образуя с ним единую сущность. 

Родоначальница «туманного» направления "Ива" (2001), к изображению которой художник возвращается неоднократно, словно соткана из света и воды. 

В 2007 году создан цикл лёгких прозрачных работ, написанных у моря: «Коровинский спуск», «Константин Паустовский», «Спуск к морю», «Чаепитие» и ряд других, в которых словно разрабатываются аранжировки одной мелодии. Всё расплывается в матово-лиловой дымке, где предметы почти утрачивают свои контуры и очертания, соприкасаясь с миром грез ирреального пространства, которое также приоткрывалось и перед Борисовым-Мусатовым. В иных работах контуры настолько сливаются с окружающим пространством, что создается впечатление однородной массы («Вечерняя тишина» (2007), и лишь при внимательном рассмотрении едва различимы силуэты деревьев, берега, реки. 

«Вечерний мостик» (2007) словно материализовался из сказок Васнецова. Между тем ощущается влияние современности в кинематографичности и укрупнении деталей: «Осиновый мост» словно фрагмент «Вечернего мостика». 

Помимо розового в последние годы в излюбленную гамму художника добавились лиловый, сиреневый и бледно-фиолетовый («Сиреневый вечер», «Сизый вечер»). В «Сиреневом вечере» сконцентрированы лучшие достижения Бато 90-х годов, где мелкие детали соседствуют с живописной стихией растительности. Для художника ещё со студенческих времен характерна необычная точка зрения, в данном случае сверху. Он не ищет парадных открыточных видов, предпочитает необычные ракурсы. Мы смотрим вслед за автором, задрав голову, на стоящий рядом высокий дом, и наш взгляд теряется в ночной синеве или упирается в зонтик, раскрытый над головой. 

Даже маленький этюд под кистью художника приобретает монументальное звучание. 

Одна из излюбленных тем – водная стихия, то буйная и непокорная, то сверкающая бисером бликов («Бисер», 2007). 

«Протва» – река с розовыми отблесками заходящего солнца. 

В небольшом фрагментарном холсте «Юг» – загадка, мечта, желание остановить прекрасное, стремительно меняющееся состояние природы, а в маленьком этюде «Склон (обрыв)» передана головокружительная высота. 

«Гурзуф. Февраль» по состоянию одухотворенности близок левитановским пейзажам. Художник изображает не просто уголки природы. Они живут, дышат, имеют своё настроение. За каждым явлением угадывается пантеистическое начало. Природа приоткрывает свой мир и впускает в него чуткого художника, делится с ним своими эмоциями и переживаниями – всем тем, что не доступно глазу обычного человека. 

Художник для художников 

Составляющие творчества Бато Дугаржапова - образ, ощущение, настроение. Его многочисленные

 пейзажи исключительно музыкальны. 

За последние десять лет творчество Бато претерпело определённую эволюцию от высокого салонного искусства, продолжающего и развивающего традиции Альма-Тадемы и пленэрной живописи Семирадского до импрессионистического видения мира.

В новом тысячелетии художник перешёл к импрессионистическим мотивам, отойдя от мелкой деталировки и выступая прямым последователем К. А. Коровина. Живописец идет по пути обобщения, чем дальше, тем более образно относясь к изображаемому. 

«Считаю своим языком состояние интуитивной импровизации в момент реального воплощения образа. Остается самое трудное – сделать этот язык выражения современным, залить старую форму новым содержанием, авангардной идеей, образом, случайным срезом виденья. Вот «Улочка». Просчитываешь, что может быть прелюдией этого куска. Вещи иногда не получаются, но приходит озарение, которое надо почувствовать». 

Художник при создании своих произведений идёт от первого впечатления, которое потом импровизационно развивает, таким образом, следует путём абстрактного живописца. Бато облагораживает действительность, его живопись динамична как сама жизнь. 

Отдалившись от вкусов широких масс, перейдя к элитарному искусству, Бато Дугаржапов стал «художником для художников». Не случайно к нему за профессиональным советом приходят молодые единомышленники, показывая свои рисунки. 

В свое время Бато давал частные уроки живописи. «Обычно меня спрашивают, как научиться рисовать. Холст, бумага – это двухмерное пространство, а мы видим трёхмерное. Если пытаться переводить на холст то, что видишь – это большая ошибка. В двухмерном пространстве другие законы, о которых не говорят в художественных школах. Форму нужно строить от ребра. Для этого надо его найти – это переход от света к тени. От него и надо развивать пространство в сторону света и в сторону тени. Это конструктивное понятие должно сидеть в голове в общей системе живописи. Некоторые, окончив институт, этого не понимают, перенося на холст то, что видят. Холст – это условная вещь. Здесь надо оперировать абстрактными категориями. К реализму это относится в первую очередь. Надо меньше смотреть на палитру, а больше творить на самом холсте, учиться «распускать глаза», чтобы видеть общие пятна на картине более расплывчатыми, что даёт точные ощущения цветовых отношений, настроения, образа». 

Больше, чем пейзаж

Прекрасные, удивительные, поэтичные – неотъемлемые эпитеты картин Бато Дугаржапова. Художник нашел свой способ выразить красоту русского пейзажа без многословия и литературности, сближаясь с ней в интонациях и поэтическом волнении. 

Зрители, созерцающие его картины, становятся духовно чище, просветляются. Не случайно со времен импрессионистов пейзаж называют «иконой новоевропейского типа сознания». 

Обычно художник создаёт этюды, чтобы перейти к картине. Бато же в ранний период творчества создавал картины и многофигурные композиции, сконцентрировавшись впоследствии на фрагментарных этюдах. Эволюция его творчества носит обратный характер. Нарезая холст на мелкие части, восхищаясь каждым уголком природы, он воссоздаёт осколки калейдоскопа божественного мироздания. 

Оксана Ермолаева-Вдовенко

искусствовед

artyar.ru

Чем отличается картина от фото? Живопись Бато Дугаржапова

"Начиная диалог с мировой культурой, современный человек не тратит усилий для того, чтобы подняться до ее уровня, а, напротив, старается принизить ее до своего." (кто-то умный)

Чем же отличается фотография от картины?До изобретения фотографии, живопись считалась тем лучше, чем более достоверно она отображала реальный мир. С появлением в 1839 году фотографии понимание живописи существенно расширилось.Фотография запечатлевает совершенно конкретное состояние объекта. Художник же, как бы подробно он ни выписывал детали– пишет прежде всего самое характерное и выразительное, что он видит в модели. Поэтому фотография (за редким исключением работ фотохудожников) – это иллюстрация: вот так, дети, выглядит белочка, а вот так выглядел владелец фотоальбома 30 лет назад, когда его купали в ванночке.

Чем отличается картина от фото? Живопись Бато Дугаржапова

Бато Дугаржапов «Рождество».

Современный художник отказался от копирования природы – это гораздо лучше и быстрее сделает фото- и киносъемка. Копирование задвигает живопись в тупик повторности и банальности. Когда зритель воспринимает только самый поверхностный аспект картины – передачу информации «где что стояло», то понимание живописи будет крайне обедненным и искаженным. Картина принципиально отличается от фотографии неидентичностью созданного. Художник решает своей волей, что и как оставить, что выделить или исключить из картины, иногда даже вопреки здравому смыслу.

Чем отличается картина от фото? Живопись Бато Дугаржапова

Бато Дугаржапов «Лагуна».

Живописная картина передает впечатление. Непостижимым образом на плоском холсте возникает объем, живой и прекрасный мир, созданный художником. Мы можем услышать, как поют птицы, обонять запах цветущего луга, почувствовать тепло нагретой солнцем воды, увидеть движение – ясно понимая, что всё это происходит только в нашем сознании, и что это все передал нам автор.

Чем отличается картина от фото? Живопись Бато Дугаржапова

Бато Дугаржапов «Терраса».

Что такое «алла прима»?Если прежде приветствовалась ювелирная манера выписывания деталей до мелочей, когда картина писалась месяцами, а то и годами, и затем тщательно покрывалась лаком, то в 19-м веке появилось понятие «алла прима» – от латинского «all prima vista» (на первый взгляд) и означает спонтанную живопись пастозной (густой) краской. Картина готова после первого сеанса. Это очень подходящий способ работы на пленэре. Пастозность проявляется в рельефности, неровности красочного слоя, в пластичном мазке и служит для подчеркивания материальной стороны предмета и придания динамизма.

Чем отличается картина от фото? Живопись Бато Дугаржапова

Бато Дугаржапов «Утро».

Чередование как бы хаотичных мазков и световых пятен намного информативнее и эмоциональнее, чем фотография, передает движение – игру солнечных пятен на траве, бликов на воде, колыхание листьев и т.д. К сожалению, случается, что необразованный в смысле живописной культуры зритель, увидев работы «алла прима», написанные размашистыми мазками и полосами, не дает себе труда – остановиться и всмотреться, а со словами «я тоже так могу намазать» проходит дальше в поисках лакированных выписанных творений, где никакая работа воображения и сопереживание не нужны.

Чем отличается картина от фото? Живопись Бато Дугаржапова

Бато Дугаржапов «Пленэр».

Дадим ему уйти, а сами рассмотрим картину художника Бато Дугаржапова «Пленэр». Что мы видим на этой интересной картине?Желающие рассмотреть, как пошиты ботинки у персонажей – ничего. Зритель же, настроенный на волну понимания, прежде всего видит много солнечного света. Затем - несколько художниц в летних платьицах у мольбертов и бородатого художника в джинсах и с кистями в руке. Затем появляется теплая каменная стена с освещенными солнцем вьющимися глициниями над ними, голубое небо в просветах листвы, парапет набережной и море за ним. Листва потому и не выписана в деталях и прожилках, что она движется, колышется, и свет тоже движется, перемещаются тени и ежеминутно меняется отсвет от моря вдали... Настроение у картины – совершенно феноменальное, она просто излучает свет и позитив. И, вместе с тем, нельзя указать указкой и разъяснить – это вот это, а здесь то-то. Это нужно только увидеть, немного отойдя от картины и посмотрев на нее достаточно долго. Причем это только файл, а представляете – насколько она должна действовать в оригинале!

Чем отличается картина от фото? Живопись Бато Дугаржапова

Бато Дугаржапов «На этюдах».

Аналогично «проявляется» и картина «На этюдах». Сначала – хаотические пятна солнечного света и отсветы моря. Затем – седоватый художник склонился к мольберту. Затем – само море: сияющее море, оно движется, волнуется, солнечные отблески от волн практически слепят глаза (как это сделано – понять невозможно), в море – скалы, камни и лодки, слева опять же вьющееся растение, возможно, виноград. Невероятно передана атмосфера жаркого утра (а это утро, потому что когда солнце стоит высоко, море так не сверкает, оно синеет), красоты южного берега и восхищения этой красотой.

Чем отличается картина от фото? Живопись Бато Дугаржапова

Бато Дугаржапов "Южный вечер"

Живопись Бато Дугаржапова привлекает светлым мироощущением, манерой письма и колоритом. Особенно это проявляется в пейзажах, где он сумел выразить особую нежность, тонкость и очарование природы. Легкая дымка рассветов, прелесть тихих вечеров, таинственность вечерних сумерек - это и есть Россия, нашедшая поэтическое отражение в полотнах художника. Бато Дугаржапов родился в 1966 году в Читинской области. Окончил художественную школу в Томске и Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова. Работы художника находятся в частных собраниях России, США, Франции, Италии и Испании.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-14077/

Будь с Евой на связи - подписывайся в соцсетях Facebook, Instagram, Vkontakte, Telegram, Одноклассники!

eva.ru

Прозрачная живопись Бато Дугаржапова

8 Декабрь 2011       Nasati      Главная страница » Музыка цвета » живопись      Просмотров:   6032 Бато Дугаржапов и его живопись

Бато Дугаржапов

Берегморя. На пескеДева мается в тоске.Волны ходят ходуном,Дева молит об одном:

“Море, море, мой любимыйПусть вернется невредимый!”Дева плачет на ветру:“Он погибнет – я умру…”

Но челнок приплыл под вечер,И она бежит навстречу,Осушив потоки слез:“Милый, что ты мне привез?”

Екатерина Горбовская

Живопись Бато Дугаржапова – погружает нас в светлый, тонкий мир чувств, в мир романтики и грез.. Мягкие краски, расплывчатые образы придают его работам волнующую атмосферу, атмосферу нежности и поэзии…  Легкие мазки, недосказанность дают волю воображению и кажется, что ты попал в мир мечты.

Бато Дугаржапов

Бато Дугаржапов (с) “Терраса”

Его пейзажи полны воздуха и очень тихи, оттенки сиреневого, лилового и фиолетового создают особую гармонию и ощущение света и прозрачности…За этот свет, который идет от картин художника, и любят его живопись. Она востребована и картины мастера находятся во многих уголках мира.

Бато Дугаржапов картины

Бато Дугаржапов (с) “Вечер в Константиново”

Бато Дугаржапов родился в 1966 г. в с. Дульдурга , недалеко от Читы. Учился в московской художественной школе при институте им. Сурикова с 1978 по 1984 год.  В 1983 году получил диплом за лучшую композицию среди художественных школ Советского Союза.

Бато Дугаржапов художник

Бато Дугаржапов (с)

Бато Дугаржапов постоянно участвует во всевозможных выставках, считается одним из лучших современных импрессионистов. Обладатель Гран-при благотворительной организации «Ренессанс ХХI века». В 1996 г прошла первая персональная выставка в Москве, а в 1997 – в родом городе Чите.  Бато Дугаржапов участвовал в росписи Храма Христа Спасителя и в росписи Храма в честь Казанской Иконы Божией Матери на Казанском вокзале в Москве.

художник Бато Дугаржапов картины

Бато Дугаржапов (с) “Апрель”

Картины Бато Дугаржапова тихи. Они по своей атмосфере неповторимы, их можно узнать сразу, в них присутствует особая гармония света,  утонченность. Картины  светятся.

Дугаржапов Бато живопись

Бато Дугаржапов (с) Ива

 

 

Бато Дугаржапов – картины художника.

 

Бато Дугаржапов художник картины

Бато Дугаржапов (с)

Бато Дугаржапов живопись

Бато Дугаржапов “Берег” (с)

Живопись Дугаржапова Бато

Бато Дугаржапов “К сумеркам”

Бато Дугаржапов картины

Бато Дугаржапов (с) “Мартовское солнце”

Картины Бато Дугаржапова

Бато Дугаржапов “Отражение”

Бато Дугаржапов

Бато Дугаржапов (с) “Живые тени”

Картина Бато

Бато Дугаржапов (с) “Зимний рассвет”

Бато Дугаржапов

Бато Дугаржапов (с) “Набережная Сены”

Бато Дугаржапов художник живопись

Бато Дугаржапов (с) “Изгородь”

6_Жасмин

Бато Дугаржапов (с) “Жасмин”

 Бато Дугаржапов и его живопись

Бато Дугаржапов (с)

Любителям сиреневых оттенков предлагаю продолжить фиолетовую атмосферу в сиреневом посте

nasati.ru

описание, интересные факты и отзывы

Бато Дугаржапов, картины которого поражают своей легкостью и эфирностью, является популярным российским художником. Его полотна можно увидеть на лучших отечественных и зарубежных выставках.бато дугаржапов картины

Кто он? Каким образом нашел себя в искусстве? И чем его творения так примечательны? Давайте узнаем.

Детство

Родился будущий художник-импрессионист Бато Дугаржапов зимой 1966 года в большом процветающем селе Дульдурга, расположенном в бассейне живописной реки Читинской области.

Со временем семья переехала в Москву, где мальчик проходил обучение в столичной художественной школе. Талант живописца был присущ ребенку с детства. Под его легкой одаренной рукой на листе белой бумаги оживали яркие образы.

Мастерство юного художника не осталось незамеченным. В возрасте семнадцати лет Бато Дугаржапов, картины которого притягивали взгляд своей свежестью и оригинальностью, получил поощрительный диплом за лучшую композицию. Конкурс проходил между всеми художественными школами Советского Союза.

Творческая молодость

После получения среднего образования юный Бато поступил на монументальное отделение в академический институт им. Сурикова – один из ведущих художественных вузов России.

Однако роспись и оформление зданий не прельщали талантливого Дугаржапова. Ему не нравилось сидеть взаперти и писать по приказу и мнению заказчика. Бато хотелось творить самому, запечатлевать на полотне личные мысли и взгляды, передавать собственное видение красоты и стиля.

художник бато дугаржапов картины

Поэтому, еще получая образование в институте, молодой человек принимает участие во Всесоюзной выставке молодых художников, проходящей в Москве. А позднее, после окончания высшего учебного заведения, Бато Дугаржапов, картины которого уже приобрели некоторую известность, подписывает контракт на пять лет и отправляется во Францию.

Творчество за границей

Там он в паре с другими малоопытными художниками попадает в некую рабскую подчиненность своим работодателям, которые заставляют начинающих живописцев писать на износ, причем оплата за произведение была мизерной и не соответствовала реальной стоимости. В Париже многие картины Бато пользовались большим спросом и выставлялись в аукционном зале Друо.

Вовремя взбунтовавшись, Дугаржапов решается уйти от своих нечестных нанимателей и тайком возвращается в Москву, где с головой отдается свободному виду деятельности и принимает активное участие в столичных выставках и галереях.

Время, проведенное за рубежом, Бато оценивает двояко. С одной стороны, он за бесценок продавал свои лучшие работы, не встречая в ответ ни уважения, ни благодарности. С другой, работа наградила его огромным опытом и небывалым мастерством. Дугаржапов имел возможность творить беспрерывно, отдаваясь созидательным порывам всей душой+. Он научился писать быстро и качественно, так что сейчас может создавать по пятьдесят-шестьдесят картин за месяц!

Французскому периоду художник обязан написанием многих талантливых популярных картин, таких как "Версаль" (написана в 2006 году).

художник бато дугаржапов картины

Для живописца на первом месте стоит не изображение величия и внушительности архитектуры Версаля, а передача доброго, нежного настроения, которым пропитана каждая линия, каждая черта полотна. Воздух и природа дарят свободу и легкость, некую неприступность и упоение, так что от картины невозможно оторвать взгляд.

Творческие привычки

У многих возникает вопрос о том, где же творит свои шедевры художник Бато Дугаржапов. Картины живописца создаются на свежем воздухе. Живописец любит писать с натуры, на месте разбавляя цвета и отрабатывая мелкие детали. Поэтому картины художника необъемные по своим размерам.

Какие же краски использует художник Бато Дугаржапов? Картины мастера написаны маслом. Живописец лично смешивает цвета, создавая необходимые тона и оттенки, чтобы его творения дышали невесомостью, легкостью и чистотой.

художник бато дугаржапов картины отзывы

В некоторых интервью Дугаржапов признается, что его мастерская не предназначена для творческой деятельности. Она вся загромождена картинами и эскизами, неначатыми полотнами и другими художественными принадлежностями. Поэтому неудивительно, что живописец, который обожает свободу и свежий воздух, предпочитает творить вне стен студии.

Собственные выставки

В середине 1990-х годов Бато Дугаржапов, картины которого начинают приобретать всероссийскую популярность, получает несколько приглашений на проведение персональных выставок. Это благоприятно сказывается на творческих поисках художника. Сначала он несколько раз выставляет свои произведения в Чите, затем – в Москве (в Центральном Доме художника).

Одна из популярнейших картин, присутствующих на персональных выставках Дугаржапова, - это "Глицинии". Полотно относится к крымской серии картин живописца, и, как это ни удивительно, на первом плане изображается не море или пляж, а цветение прекрасного южного дерева.

В картине преобладают нежные светлые цвета, которые фокусируют взгляд на самом главном и самом прекрасном, что хотел передать Дугаржапов, - на формировании новой жизни, нового цветения, нового благолепия.

бато дугаржапов картины цена

Благодаря этому Дугаржапов обращает на себя внимание не только на родине, но и за рубежом. Российского художника-импрессиониста начинают приглашать на заграничные выставки. Здесь необходимо упомянуть об участии Бато в миланской выставке “Мир цветов” (Италия) и лондонской - “Галерея Амадеуса” (Англия).

Монументальная деятельность

В возрасте тридцати трех лет художника приглашают в творческую группу Максимова для росписи культового здания. За свою жизнь Бато несколько раз использовал свои навыки мастера-монументалиста.

Огромные изображения-фрески, которые необходимо было разукрасить, произвели большое впечатление на воображение Дугаржапова. Например, ему приходилось красить валиком шестнадцатиметровые крылья Серафима. Такая творческая деятельность вдохновляла и завораживала.

Однако живописец признается, что участие в росписи храмов не сделало его более верующим человеком. Вера у него небольшая, но он надеется рано или поздно прийти к Богу всей душой.

Специфика творчества

Картины Бато Дугаржапова отличаются от многих современных творений своей нежной, светоносной живописью и чистотой. Когда рассматриваешь произведения художника, на душе становится легко и радостно. Полотна не давят тяжелым реализмом или грубой действительностью. Стиль написания воздушен и задушевен.

Например, картина "Лагуна", написанная художником в 2011 году. Холст передает не мощь волн и великолепие окружающих просторов, а нежную синеву моря, его тихую гладь и прохладное, освежающее дыхание.

Окружающие ландшафты, переданные в частых сильных мазках, помогают осознать мягкую, ласковую торжественность морского пейзажа. художник импрессионист бато дугаржапов Легкая дымка, присутствующая в каждой картине, придает изображенным предметам поэтичную романтичность, внутреннее спокойствие, тихую жизнерадостность. Светлые тона вкладывают в изображенные образы безмятежность, бодрость и возвышенность.

Художник Бато Дугаржапов. Картины. Цена

Картины популярного живописца можно приобрести на регулярных выставках Московского Союза художников, на выставках “Арт-Манеж” и “Арт-салон”, а также в частных интернет-галереях.

Цены (в рублях) на полотна варьируются от ста до шестисот тысяч и больше за холст, в зависимости от размеров работы и используемого материала.

Художник Бато Дугаржапов. Картины. Отзывы

Многие, даже слегка прикоснувшись к творчеству талантливого мастера, отмечают, что его полотна солнечны и воздушны, несут хорошее настроение и веру в прекрасное. Бытует мнение, что манера изображения настолько светла и блистательна, что на картины невозможно смотреть, не зажмурившись, как от ослепительных солнечных лучей.

Один из ярких тому примеров - картина "Белые сны", которая так и дышит энергией моря, экспрессией солнца и непостижимым сверхъестественным блаженством.картины бато дугаржапова

Однако не все разделяют такую позитивную точку зрения. Некоторые вообще не понимают импрессионистское творчество или же видят в картинах Дугаржапова лишь подмалевки и размытость.

Что ж, каждому свое.

загрузка...

worldfb.ru