Приключения Георга Базелица в стране большевиков 0. Картины базелиц


Гендерный маршрут - Георг Базелиц. Печатная графика 1965-1992

Институт имени Гёте в МинскеИнститут связей с зарубежными странами (Германия)Музей современного изобразительного искусства

г. Минск, Независимости просп., 47 →

тел.: (017) 284-35-29; (017) 284-35-29

Время работы: вт.-пт. 11.00-19.00, вс., пн. - выходной

Открытие выставки состоится 27 мая в 17.00 по 20 июня 2010

Печатная графика

Георг Базелиц - график, скульптор, живописец, один из основоположников неоэкспрессионизма, идеолог <Новых диких>, относится к числу самых дорогих современных художников.Георг Базелиц (настоящее имя Ханс-Георг Керн) родился в Саксонии, в Дойчебазелице, в 1938 г. После переезда в Берлин он взял себе в качестве псевдонима название родного города.Базелиц принадлежит к одному из самых влиятельных течений в современном искусстве, которое получило название <bad painting> (плохая живопись). В своем творчестве художник осуществил целый ряд метаморфоз: от осуждения абстракционизма до провокаций на темы искусства соцреализма.Бунтарское настроение Георга Базелица, идеолога <Новых диких>, привело к появлению многочисленных портретов современного героя <нового типа> – партизана, мятежника, повстанца. Иронизируя также и над триумфами абстрактной живописи, Базелиц переворачивал картину <с ног на голову>. Это стало любимым приемом художника. Он кодирует полотно и приближается к беспредметности, однако оставляет зрителю возможность угадать, что на нем изображено. Художник доказывает: <Реальность – это не то, что на картине, это сама картина>.

Начиная с 1970-х гг. Георг Базелиц стал одним из самых выставляемых художников Европы и мира. Его картины постоянно показывались в лучших галереях и музеях Гамбурга, Амстердама, Сан-Пауло и других культурных центров мира. В 1990-х гг. состоялись выставки в Нью-Йорке, Вашингтоне, Лос-Анджелесе. За свои заслуги перед современным искусством Георг Базелиц удостоился целого ряда престижных премий. В 1989 г. он стал кавалером Ордена литературы и искусства, в 2006 – лауреатом Императорской премии Японии.Классик постмодернизма, Г. Базелиц, был почитаемым художником канцлера Г. Шредера и Главным художником чемпионата мира по футболу 2006 г.

В экспозиции представлены 82 листа печатной графики, выполненной в 1965-1992 годах.

 

В рамках выставки в Музее современного изобразительного искусства 1 июня в 19.00 состоится концерт Алеся Камоцкого, а 8 июня в 15.00 – демонстрация фильмов о Георге Базелице: «Базелиц» (2004), «Я, Базелиц» (1987) и «Базелиц – третья» (2007) с переводом на русский язык.

                        Monumental Sculptures,        Деревянная голова из серии "Женщины Дрездена"

 

Институт имени Гёте в Минске, ул. В. Хоружей 25/3, 220123 Минск

gender-route.org

Скульптура Георга Базелица. - Вещество существования.

моя жена на днях написала пост о скульптуре Базелица - мы видели его выставку в парижском музее современного искусства, и оба остались под большим впечатлением.Она собиралась написать статью об этой выставке, но, по её мнению, материала оказалось недостаточно, и она решила просто опубликовать материал в своём блоге. 

Дальше привожу её пост, по-моему, текст получился очень интересным.Выставка впечатлила настолько, что я решила написать рецензию, перевела парочку статей из каталога и даже кое-что из них слепила, но для рецензии этого оказалось маловато, так что ограничиваюсь постом. Уж очень хочется поделиться. Все предложения в кавычках - это цитаты из каталога.

Из каталога я узнала, что в Пале де Токио вот уже 20 лет, как регулярно устраиваются ретроспективы немецких художников. Начало этой традиции было положено в 1981 году, тогда выставка "Немецкое искусство сегодня" впервые открыла перед французским зрителем сложность и многообразие художественного мира современной Германии.  Затем последовали ретроспективы Рихтера, Польке, Кифера, Базелица, Шютте и Пенка. Впервые Базелиц экспонировался в Пале де Токио в 1996 году. Но тогда, насколько я поняла, была показана только его живопись.  

Скульптурой Базелиц начал заниматься довольно поздно. Впервые он стал известен как скульптор лишь в 1980, когда на Биеннале в Венеции была выставлена его работа "Модель для скульптуры". Посетители биеннале вспоминают: "Не то сидящая, не то лежащая фигура, грубо вырубленная из куска дерева и экспрессивно раскрашенная красными и чёрными пятнами поражала своей брутальностью и всяким отсутствием гармонии. Ошеломлённым посетителям немецкого павильона она казалась находкой, привезённой из экспедиции, происходящей не то из прошлого, не то из будущего".

DSC_01771. Модель для скульптуры. 1979-1980. 

В "Модели для скульптуры" сформировались технические и эстетические принципы Базелица: работа топором и пилой напрямую с деревом без подготовительных рисунков и эскизов. Свою работу Базелиц определяет как борьбу материала и интсрументов. Важнейшим началом в скульптуре он считает сопротивление дерева напору инструментов. Уже с самом названии работы заключается задача, которую поставил перед собой художник: создать новую пластическую форму, образец, с которого можно было бы начать новый оригинальный путь в скульптуре. Именно создание нового пути в скульптуре - главная амбиция Базелица. "Изучая предшественников, я оказываюсь в недоумении. Я не могу поместить себя в известную мне традицию". Множество путей европейской скульптуры от античности до современности кажутся художнику слишком знакомыми, знаковыми, слишком академическими.  В одном из интервью Базелиц сказал: "Даже самый последний глупец может научиться рисовать как Рафаэль, а вот создать по-настоящему плохие рисунки - это гораздо сложнее, для этого нужен ум". Рассуждая о мотивах создания своих скульптур, Базелиц говорит: "Когда я создавал свою первую скульптуру, мои мысли были сосредоточены на том, как она будет выглядеть. Я следовал тем же абстрактным принципам, как если бы я писал картину: глубина, объём, поверхность. Но все мои попытки были до абсурда провальны. Тогда я понял, что традиция скульптуры очень коротка". Свой труд художник сравнивает с работой археолога, а ход работы с капанием земли. "Подобно археологу, который при помощи поиска древних залежей воскрешает загадочное прошлое, скульптор ищет в материале. Я хотел сделать что-то так, как будто выкопать. Я копаю землю и нахожу что-то. И это что-то такое, какое оно есть. Я использую топор и пилу и не делаю ничего, кроме того, что напрямую верезаю из дерева скульптуры, к которым нечего прибавить. Не смотря на это, когда объект готов, возникает эффект, чувство, будто он выкопан из земли". 

Головы и торсы 1980х годов несут черты архаичности. Их неуклюжие позы, раскраска, напоминающая ритуальные татуировки, глубокий вырубленный орнаментальный рисунок и застылвшие улыбки сближают их с африканскими скульптурами, которые собирал Базелиц.

5_ohne_titel_19842. Без названия. 1982 -1984.

DSC_02013. Голова. 1982- 1984.

8_g-kopf_19874. Г-Голова. 1987.

6_blauer_kopf_1_iii__19845. Синяя голова. 1984.

DSC_0198---копия6.

DSC_01997. Без названия. 1982.

DSC_02008. ? 1980е

DSC_0197---копия9. Привет из Осло. 1986 - 1988.

В 1989 - 1990 гг Базелиц создал скульптурную группу "Дрезденские женщины".  Насколько мне известно, это его единственная работа, связанная с гражданской тематикой, а именно с бомбёжками Дрездена. Боль современного человечеста Базелиц попытался выразить при помощи той же архаической образности. По выражению организаторов выставки "галлюцинаторные взгляды Дрезденских женщин позволяют нам взглянуть в глубь веков". Искусствоведы указывают на влияние африканской скульптуры, проявившееся здесь в том, как сделаны длинные прямые шеи. Некоторые находят также переклички с готическим искусством. Но что это за переклички - в каталоге не написано, а сама я их что-то не вижу.

DSC_017910. Дрезденские женщины. 1989 - 1990.

DSC_018011. Голова из группы "Дрезденские женщины".

11_dresdner_frauen_karla_199012. Голова из группы "Дрезденские женщины".

DSC_0195---копия13. Голова из группы "Дрезденские женщины".

Среди рассуждений Базелица о своём методе работы есть высказывание, что к скульптуре нужно приступать с чувством агрессии. Агрессия начинает особенно проступать в его красных головах и торсах, созданных в период с 1993 по 1996.

DSC_019114. Эксцентричный. 1993.

Вырубленные им формы грубы и лапидарны, нанесённые на их поверхность засечки кажутся случайными, созданными в иррациональном порыве.  Дикость, внутреннее несоответствие линий, разногласие между трёхмерной формой и пятнами цвета выражают агрессию, волю и неукротимую энергию этих скульптур. Вместе с тем Базелиц предупреждает, что от его работ может возникнуть ложное впечатление, будто бы его работы бысро, одним махом. "На самом деле это не так, я много работаю с фрагментами. Я люблю материал, состоящий из отдельных обрывков и фрагментов".

14_mannlicher_torso_1993a15. Торс. 1993.

DSC_0192---копия16. Вещь с рукой. 1993.

Желая сделать свои работы ещё более острыми и динамичными, Базелиц деформирует пропорции и выворачивает лицо и ноги своих фигур в разные стороны.  DSC_018817. Языческая женщина. 1994.

DSC_018318.

Со второй половины 1990-х гг Базелиц направил поиски в сторону поп-арта. Сближение с популярным искусством выразилось в первую очередь в технике: художник начал использовать картон и ткань, то иммитируя ими одежду, то целиком оборачивая деревянную основу. 19.

Интересно, что поворот к поп-арту произошёл во имя всё той же оригинальности, открытия нового пути. И тут мне вспомнился недавно прочитанный Гринберг, который пламенно утверждал, что любая сделка с поп-артом, любой компромис пагубен для художника. И вот Базелиц, провозглашая модернистскую идею нового, делает недопустимый - если верить Гринбергу - шаг. И вопреки теории прославленного критика создаёт невероятно убедительные и сильные произведения. 

Многие его персонажи, ярко раскрашенные гуашью, с огромными глазами и гигантскими ступнями, вызывают в памяти картинки из детских мутфильмов. Своих героев Базелиц наделяет атрибутами современной массовой культуры: часами, сумкой, белой фуражкой. Популярные, почти китчевые образы приобретают серьёзность и выразительность, т.к. исполнены очень остро и экспрессивно.  DSC_018520. Ультрамариновая женщина. 2004.

16_meine_neue_mutze_200321. Моя новая морда. 2003.

Выставка завершается  двумя автопортретами, созданными в 2009 - 2010 годах. Насколько я поняла, названия не следует переводить, т.к. и в английской, и во французской версиях каталогов, да и повсюду в интернете они пишутся неизменно по-немецки: "Volk Ding Zero" и "Dunklung Nachtung Amung Ding". Я решила было перевести, но вышло что-то невразумительное, так что оставляю оригинал.  Создавая эти работы, Базелиц вдохновлялся образами романской скульптуры. Молчаливые и задумчивые исполины, сидящие в позе заключённого в темницу Христа, кажутся древними, существующими вне времени изваяниями. Покрывающая их голубая краска нанесена неаккуратно и неровно, словно иммитирует утраты.

19_dunklung_nachtung_amung_ding_200922. Volk Ding Zero. 2009

18_volk_ding_zero_folk_thing_zero_200923. Dunklung Nachtung Amung Ding. 2009 DSC_018424.

Один из авторов каталога называет Базелица мастером путать следы, путать так ловко, как будто бы не было десятилетий наблюдений, раздумий и практики. Действительно, творчество художника остаётся открытым для самых разных влияний и заимствований. Базелиц не боится смешивать в своей речи языки скульптуры африканских племён, Европейского Средневековья и массовой культуры 20 века. Он изучает и анализирует наследие старых мастеров и работы своих современников. Он осмысляет и перерабатывает самые различные приёмы и техники и создаёт свой неповторимый язык. Глядя на его работы, мы едва ли находим следы раздумий и построений. Скульптуры Базелица производят впечатление древних, испокон веков существовавших образов, извлечённых художником из толщи дерева.

Картинки отчасти мои, отчасти -  с сайта музея http://www.mam.paris.fr/fr/expositions/baselitz-sculpteur , №19 с сайта http://didie-la-folle.blogspot.com/2011/10/baselitz-sculpteur-musee-dart-moderne.html. 

pavel-otdelnov.livejournal.com

Георг Базелиц - немецкий живописец, график и скульптор, принадлежит к числу самых дорогих из ныне живущих художников.

Базелиц появился на свет под именем Ханс-Георг Керн в Дойчбазелице (Саксония), в семье учителя. В 1956 он перебрался в Восточный Берлин, где начал учиться живописи, взяв себе псевдоним Базелиц в честь своего родного города.

1961: Осуждение абстракционизма. В 1957 Базелиц был вынужден прервать учебу в связи с обвинениями в "общественно-политической незрелости", после чего он записался в Высшую художественную школу в западной части города. Там он познакомился с Ойгеном Шенебеком, также выходцем из Саксонии. Оба молодых художника, остро ощущавшие свою изоляцию в Западном Берлине, работали рука об руку В 1961, в берлинском районе Вильмерсдорф они организовали свою первую совместную выставку, "1-й Пандемониум", на которой был провозглашен наспех сформулированный манифест. Его стиль напоминает стиль литературного вдохновителя Базелица, лирического поэта-сюрреалиста Антонина Арто. В манифесте Базелиц осудил поверхностность пропагандируемого с 1945 года абстрактного искусства, закоснелость форм и "туманный произвол" его теории. В качестве категоричного противовеса абстрактному искусству Базелиц экспериментировал с предметной живописью. Правда, зеркально точное отражение окружающего мира его не интересовало - он тяготел к искаженному изображению действительности. Так, фигуры выставленных на "Пандемониуме" работ не имели четких контуров и пропорций. Во "2-м Пандемониуме" (1962) Базелиц еще раз продемонстрировал свое неприятие современного искусства. Позже он охарактеризовал оба манифеста как "подростковое чревовещание".

1963: Живопись как провокация. Базелиц изображал фигуры в таких провокационно эксгибиционистских позах, что пресса написала об одной из его выставок как о "скандале, равного которому в этом районе Берлина не было со времен окончания войны". Картины "Большая ночь в бадье" и "Обнаженный человек" (обе - 1963) были запрещены к показу как непристойные. Базелицу пришлось отвечать перед судом, хотя впоследствии процесс по его делу был приостановлен. Во время своего пребывания во Флоренции Базелиц был впечатлен работами итальянских художников-маньеристов (Иль Пармеджианино, Тинторетто), которые противопоставили искусству позднего Ренессанса XVI века с его строгой перспективой свою живопись, где перспектива была свободной. Здесь была начата серия картин "Новый тип". Архетипические фигуры, такие как "Мятежник" (1965), Базелиц располагал по центру картины и делал их узнаваемыми с помощью символов. Для этого он отказался от бесконтурных фигур и провокационных поз; в том же 1965 он создал в нарочито фигуративном стиле картину "Большие друзья".

1969: Картины вниз головой. Вернувшись в Германию, Базелиц со своей женой, фрау Эльке Кретчмар (сочетались браком в 1962, двое детей), уехал в Остхо-фен-на-Вормсе. Здесь появились так называемые "Франкфуртские картины", где человеческие фигуры и предметы оказываются разделенными (например, "Художник в плаще", примерно 1966), и тем самым "размываются" их изначальные значения. Базелиц стремился к созданию такой живописи, которая служила бы "сама себе", а не передаче содержаний. Таким образом, изображаемые предметы служат у него всего лишь фоном для живописи. Свою цель художник сформулировал таким образом: "Реальность - это сама картина, но совсем не то, что на картине"; в 1969 в работе "Лес на голове" он выразил свой отказ от содержательных аспектов. Скупыми экспрессивными штрихами он разворачивает мотив изображения на 180 градусов. Траектории нанесения красок показывают, что Базелиц писал свои картины в стиле "движения вокруг оси". В 1971 художник переезжает в Лесопарк на Вайнштрассе, а еще через четыре года - в окрестности Хильдесхайма. В 1976 в Берне, Кельне и Мюнхене проходят его первые ретроспективные выставки.

В следующем году Базелиц становится профессором Академии искусств в Карлсруэ.

1980: Занятия скульптурой. Первым опытом Базелица в этой области была "Модель для скульптуры" (1979/80) - раскрашенная скульптура из дерева. Влияние экспрессионизма сказывается на его произведениях пластического искусства еще более явно, чем в его картинах. Характерна для этого стилевого направления картина Базелица "Хорист группы "Мост" (1983) - портрет участника хора "Мост" ("Die Briicke"). В том же 1983 появилась картина "Ужин в Дрездене". С середины 80-х стиль письма Базелица стал более агрессивным; поверхность картины он часто делал ворсистой, как, например, в работах "Ночь" и "День" из появившейся в 1986 серии "Пастораль". В знак протеста против приглашения в Берлинскую Высшую художественную школу художника из ГДР Фолькера Штельцмана в 1989 Базелиц отказался от профессорской должности, которую занимал с 1983.

biozvezd.ru

Георг Базелиц: 80 лет против течения

Честолюбивый нонконформист добился своей цели - сегодня он один из самых дорогих и выставляемых немецких художников.

Мир искусства отмечает 80-летие Георга Базелица (Georg Baselitz) многочисленными посвященными ему выставками. Помимо экспозиций, например, в Нью-Йорке и Мюнхене, две большие юбилейные выставки пройдут в швейцарском Базеле, где художник имеет одну из своих постоянных резиденций. Fondation Beyeler показывает ретроспективу, состоящую из 90 картин и дюжины скульптур Базелица, привезенных из музеев и частных коллекций всей Европы и США. В числе экспонатов - картина "Шут из Сан-Бонифачо" ("Der Narr von San Bonifacio") 1965 года, которую не только общественность, но и сам Георг Базелиц не видели с 1968 года потому, что она находится в частном владении. Среди экспонатов юбилейной ретроспективы также картины из серии "Поедающий апельсины" ("Orangenesser") и совсем новые работы, созданные в 2017 году. Графические работы Георга Базелица покажет базельский Художественный музей.

Георг Базелиц в 70 лет

Своей цели честолюбивый художник, который по его собственным словам, "непременно хотел стать знаменитым", добился. Самого дорогого немецкого художника, Герхарда Рихтера (Gerhard Richter), который, кстати, родом тоже с востока Германии, ему не удалось обогнать, но и статусом живого классика Базелиц вполне может быть доволен. Его искусство востребовано и музеями, и рынком. Персональной выставки удостоил его нью-йоркский MoMA, цены на аукционах на его работы легко переходят миллионную границу. Талант - это дело второстепенное, признавался Базелиц, главное быть не таким, как все. И в этом он преуспел. "Сильный, интенсивный и неудобный, но при этом очень умный художник", - характеризует Базелица директора музея гравюр в Дрездене Штефани Бук (Stephanie Buck), особенно подчеркивая его "нонконформизм и автономность".

В память о родине

Георг Базелиц родился в 1938 году. Настоящее имя художника - Ханс-Георг Керн (Hans-Georg Kern). В качестве творческого псевдонима он взял еще в ранней молодости название своего родного города - Дойчбазелица в Саксонии. В 1956 году Георг Базелиц поступил в Высшую школу изобразительного и прикладного искусства в Восточном Берлине, но уже после двух семестров был вынужден покинуть ее в связи с обвинениями в "общественно-политической незрелости". Тогда он поступил в художественную академию в западной части города, а вскоре в Западный Берлин и переселился. Впоследствии он будет преподавать в художественных академиях в Берлине и Карлсруэ. В 2013 году поселится, получив позднее австрийское гражданство, со своей супругой в Зальцбурге.

Скандалы и метаморфозы

Широкой общественности Базелиц стал известен в 1963 году в связи с громким скандалом: две картины с его выставки ("Обнаженный мужчина" и "Какая ночь сорвалась"), которые посчитали непристойными, были конфискованы. На Базелица даже завели уголовное дело, которое, правда, позже прекратили. Сегодня одна из этих скандальных картин, изображающая мастурбирующего мальчика, находится в престижном собрании Музея Людвига в Кельне.

"Какая ночь сорвалась" - "Die Grosse Nacht im Eimer"

Базелиц пережил в своем творчестве множество метаморфоз. Ранние его картины куда ближе к сюрреализму, чем к экспрессионизму. Базелиц куда более живописен, чем классические экспрессионисты - участники группы Die Brücke, у него доминируют темно-коричневые цвета, чего у тех не было, его формы округлые, биоморфные, а у классического экспрессионизма они были угловатыми.

Экспрессивные мазки упомянуты в манифестах, которые писали Базелиц и его соратник, художник Ойген Шёнебек (Eugen Schönebeck) в начале 1960-х, они поносили все "гладкое и красивое" в искусстве. И превозносили дисгармонию, подчеркнуто предпочитая "эстетику безобразного" высокому вкусу.  Позже художественные критики назовут это течение (если вообще можно определять это как течение) "bad painting" - "плохой живописью", а Базелица - "хорошим художником плохой живописи".

Базелиц перевернул искусство с ног на голову

В 60-х годах Георг Базелиц, разумеется, еще не считался классиком постмодернизма, но получал стипендии и престижные премии. Работы скандального художника покупали крупные коллекционеры. Свои "фирменные" перевернутые композиции, Базелиц начал писать в конце шестидесятых: он стал ломать статичные фигуры на переднем плане, сдвигать обломки относительно друг друга, и эти фрагменты вдруг застыли вверх ногами. По словам искусствоведов, подобные перевернутые образы свидетельствуют о желании освободить живопись от "произвола фигуративности". С семидесятых годов не проходит практически ни одного года без крупной выставки Базелица. С начала  восьмидесятых он - всемирно признанный художник.

"Сестры" Георга Базелица

В конце 70-х Базелиц увлекся скульптурой - его угловатые из неотесанного дерева творения напоминают своим архаическим видом африканское искусство. И снова скандал. Поводом стала вздернутая рука одной из таких скульптур, предназначенной для немецкого павильона Венецианской биеннале. Если кто-то увидел в этом гитлеровское приветствие, то он тут ни при чем, утверждал Базелиц впоследствии, он, во всяком случае, такого смысла в свою скульптуру не вкладывал.

В 2015 году Базелиц опять шокировал арт-мир. Напланы правительства Германии ужесточить закон, регулирующий вывоз из страны объектов, считающихся "национальным культурным достоянием", Георг Базелиц пригрозил, что заберет загодя из всех немецких музеев все свои работы, находящиеся там на долгосрочном хранении. Правительство возразило, что речь идет о "национальном достоянии", дескать, Базелиц может не волноваться, его работы новым экспортным правилам не подлежат. Закон в итоге вступил в силу, но эпатажную акцию художника запомнили.

В авангарде "новых диких"

Картины, манифесты и не в последнюю очередь успех Базелица вдохновили большое количество художников. В 60-х годах в экспрессивном стиле работали Маркус Люперц (Markus Lüpertz) и Ансельм Кифер (Anselm Kiefer). Новая волна экспрессионизма поднялась в начале восьмидесятых годов одновременно во многих странах. В Германии художников нового поколения стали называть "новыми дикими" (Neue Wilde), и мода быстро перекинулась в Великобританию и США. Слово "неоэкспрессионизм", тоже, разумеется, употреблялось. "Новые дикие" были реакцией на живопись 70-х, на геометрический абстракционизм, минимализм и концептуализм.

Пикирующий орел Георга Базелица украшал кабинет бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера

Базелиц, Люперц, Кифер, Пенк (A.R. Penck), Йорг Иммендорф (Jörg Immendorff) хотели "освежить" художественное видение - часто посредством эстетического шока. В живопись вернулись экспрессия и  яростный мазок широкой кистью, цвета стали яркими, формы тел - округлыми, летящими, судорожными. Краска должна быть намазана несдержанно, грубо, неаккуратно, с потеками. Неоэкспрессионизм - это урбанистическая живопись, в ней чувствуется стилистика граффити.

Появление "новых диких" означало приход новой моды, "новые дикие" были явлением, параллельным панку и пост-панку. Издавались альбомы с одним и тем же набором художников, их же работы возили за рубеж на огромные репрезентативные выставки современного немецкого искусства, например, в Москву.

Против шерсти

Творчество Базелица во многом автобиографично. В монументальной портретной серии "Герои" (1965-1966) Базелиц обращается к воспоминаниям детства времен Второй мировой войны. Свой опыт жизни в социалистической ГДР художник отразил в карикатурном живописном цикле "Русские картины" (1998-2005). Начиная с 2005 года главной для него темой становится он сам как художник: Базелиц переписывает на новый лад собственные картины. 

На интервью Георг Базелиц скуп, но если уж начинает говорить, то с присущей ему прямотой: "Всю мою жизнь я шел против течения и не боялся острых углов. Я бился головой о стены и стучал в запертые двери", -  резюмировал художник в 2015 году в интервью немецкой газете деловых кругов Handelsblatt. "Правила имеют смысл, но они, как правило, все запрещают. Нарушать эти правила - это единственное, что  может представлять интерес для художника".

Смотрите также:

Георг Базелиц: Хороший художник "плохой живописи"

Перевернувший искусство Георг Базелиц, которому 23 января 2018 года исполняется 80 лет, вполне может быть доволен предварительными итогами своей жизни. Честолюбивый нонконформист, он добился своей цели. Пусть самым дорогим и выставляемым немецким художником он не стал, но востребован и музеями, и рынком. И в истории стилей он оставил след как изобретатель неоэкспрессивного "перевернутого искусства". Наперекор всему и всем Родился в 1938 году на востоке Германии. Настоящее имя Ханс-Георг Керн. Базелицом стал называться в честь родного города. Отец был учителем и нацистом. Воевал. Сидел. После войны работал мусорщиком. Мать тащила семью на своих плечах. Сын всегда и всем перечил. Потому и решил стать художником, чтобы быть не таким, как все. Художником стал в Берлине, сначала Восточном, а потом Западном. Скандальный дебют Первая персональная выставка сопровождалась скандалом: полиция убрала из экспозиции две картины, на которых были изображены мальчики с большими пенисами. По нынешним понятиям в картинах не было ничего непристойного: художник сублимировал свои детские воспоминания и страдания нонконфирмистской юной души. Вниз головой В конце 60-х Базелиц сформулировал свой принцип в искусстве: "Реальность - это сама картина, а не то, что на картине". Отсюда и перевернутые вверх ногами объекты - от деревьев до орлов и людей. Работает над картинами он, кстати, тоже не так, как все, начиная с нижней части, которая у него - верх, и заканчивая верхом, который у него - низ. Холст лежит на полу, и на картине остаются следы от обуви. Монументальные антигерои В монументальной портретной серии "Герои" (1965-1966) Базелиц обращается к воспоминаниям детства времен Второй мировой войны. На живописных полотнах - серия состоит из 60 картин - изображены изможденные солдаты и грязные работяги. Усталые и грустные антигерои, нарочито уродливые и небрежно написанные, они выбивались из общего тренда в искусстве. Неотесанный истукан С конца 70-х Базелиц увлекся скульптурой. И именно она помогла ему попасть в обойму мирового арт-рынка. Для Немецкого павильона на Венецианской биеннале в 1980 году Базелиц сотворил деревянного истукана с двусмысленно поднятой к небу рукой. Немцы пришли в ужас. Американцы были в восторге. Цены на Базелица взлетели вверх, увлечение художника скульптурой осталось. Урбанистическая экспрессия Базелиц и его соратники поносили все гладкое и красивое в искусстве и превозносили дисгармонию и эстетику безобразного. Позже художественные критики назовут это "bad painting" - "плохой живописью", а Базелица - "хорошим художником "плохой живописи". Базелиц стал одним из основоположников движения "Новые дикие". Его представители вернули в живопись экспрессию, яростный мазок, яркие цвета. Ленин, Сталин, пропаганда Свой опыт жизни в социалистической ГДР художник отразил в монументальном живописном цикле "Русские картины" - "Russenbilder". В общей сложности 60 полотен были созданы им в период между 1998 и 2002 годами: Базелиц переписал в своем стиле ключевые произведения соцреализма. Обласканных партией и правительством художников в ГДР он при случае называл нехорошим словом Arschlöcher - "мразь". Невидимые картины Для "картин-невидимок" Базелиц так долго смешивает разные краски, пока смесь не приобретет монохромный черный цвет с едва проступающими разноцветными пигментами. На холсте фон и мотив сливаются в одно едва различимое в своих деталях целое. "Не надо искать в этом психологических объяснений или рассматривать это как закат творчества. Это эксперимент", - поясняет Базелиц свой новый стиль. Новое и старое Начиная с 2005 года главной темой становится он сам как художник: Базелиц переписывает на новый лад собственные картины. А почему бы и нет? "Правила, - как он сам разъяснил, - имеют смысл, но они, как правило, все запрещают. Нарушать эти правила - это единственное, что может представлять интерес для художника".

Your browser doesn't support HTML5 video

Дата 23.01.2018

Автор Андрей Горохов, Элла Володина

amp.dw.com

БАЗЕЛИЦ Георг | ArtWiki. Энциклопедия искусства

БАЗЕЛИЦ Георг BaseUti, Georg

(род. 1938, Дойчбазелиц) немецкий художник Как и А. Кифер или А. Р. Пенк, Георг Базелиц - живописец, график и скульптор - получил известность лишь в конце 1970-х, когда на место концептуального искусства пришел новый интерес к собственно живописи. В 1958 Базелиц приезжает в Западный Берлин и поступает в Художественную школу. Вскоре он бросает вызов американской абстрактной живописи - на его первой выставке в гал. М. Вернера (1963) были показаны фигуры, написанные в "торопливой" манере и изображенные в позах, сочтенных непристойными, - разразился скандал.

В 1965 он создает серию картин под названием »Новые люди», свидетельствующую об интересе к маньеризму; здесь представлены скорее обезоруженные воины, нежели герои-завоеватели. Его »сломанные картины» (1968) порывают с пафосом предыдущих полотен - запутанные линии разламывают живописную форму. Первые перевернутые композиции Базе-лица, написанные в 1969, свидетельствуют о желании художника освободиться от сюжета, избежать всякой повествовательности, чтобы автономизировать живопись от произвола фигуративности.

Условный сюжет служит лишь предлогом для упрощенной композиции, более светлой палитры и стремительного вибрирующего мазка («Die Mahen von Oimo», 1981, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду). Скульптуры Базелица, как и его живопись, построены на несоответствиях и асимметрии. Грубо высеченные и частично окрашенные, своими примитивными и антинатуралистическими формами они напоминают африканскую скульптуру и полностью отражают стремление мастера к вневременному искусству, лишенному исторических коннотаций, как если бы он был первым. Графические работы Базе-лица были представлены на большой выставке, проходившей в 1985 в парижской Нац. библиотеке.

2

artwiki.ru

Приключения Георга Базелица в стране большевиков :: Arterritory.com

, Норвегия

, Норвегия

, Швеция

Charlottenlund, Дания

Ishøj, Дания

Online, Интернет

Pedvāle, Латвия

Roja, Латвия

Žeimiai, Литва

Амстердам, Нидерланды

Базель, Швейцария

Барселона, Испания

Белосток, Польша

Берлин, Германия

Бильбао, Бразилия

Боден, Швейцария

Брайтон, Англия

Брюссель, Бельгия

Будапешт, Венгрия

Бурос, Швеция

Вааса, Финляндия

Варшава, Польша

Вена, Австрия

Венеция, Италия

Вентспилс, Латвия

Версаль , Франция

Вильнюс, Литва

Гамбург, Германия

Гронинген, Нидерланды

Гётеборг, Швеция

Даугавпилс, Латвия

Дублин, Ирландия

Дурбе, Латвия

Евнакер, Норвегия

Зальцбург, Австрия

Кальмар, Швеция

Каунас, Литва

Киев, Украина

Киль, Германия

Копенгаген, Дания

Краков, Польша

Кулдига, Латвия

Кёльн, Германия

Лахти, Финляндия

Ливерпуль, Англия

Лиепая, Латвия

Лиллехаммер, Норвегия

Лион, Франция

Лондон, Англия

Мадрид, Испания

Мальмё, Швеция

Милан, Италия

Москва, Россия

Мюнхен, Германия

Нида, Литва

Нью-Йорк, Соединённые Штаты Америки

Оденсе, Дания

Ольборг, Дания

Орхус, Дания

Осло, Норвегия

Париж, Франция

Пермь, Россия

Пярну, Эстония

Рейкьявик, Исландия

Рига, Латвия

Рим, Италия

Сан-Паулу, Бразилия

Санкт-Петербург, Россия

Сейдисфьордюр, Исландия

Ставангер, Норвегия

Стамбул, Турция

Стокгольм, Швеция

Таллин, Эстония

Тарту, Эстония

Тромсё, Норвегия

Тукумс, Латвия

Турку, Финляндия

Умео, Швеция

Франкфурт, Германия

Хельсинки, Финляндия

Хумлебек, Дания

Цесис, Латвия

Цюрих, Швейцария

Эйндховен, Нидерланды

Эспо, Финляндия

Юрмала, Латвия

www.arterritory.com

Георг Базелиц. Как это начиналось... Живопись и графика последнего двадцатилетия

Как это начиналось. 1958, 2009. Холст, масло.

16 июля 2015—19 октября 2015

Георг Базелиц (родился в 1938 году в Саксонии) - один из основателей немецкого неоэкспрессионизма. В состав экспозиции включены живописные холсты, рисунки и акварели, выполненные мастером за два последних десятилетия. Основная часть работ принадлежит музею Альбертина (Вена, Австрия), любезно предоставившему Русскому музею произведения для показа петербургской публике, которая хорошо знакома с его картиной «Бутылка и орел» (1977-1978), входящей в постоянную экспозицию «Музей Людвига в Русском музее».

Начиная карьеру на рубеже 1950-1960-х годов как провокационный, «скандальный» художник, осуждающий абстрактное искусство, Базелиц экспериментировал с предметной живописью, демонстрировал свое неприятие современного искусства и был в этом не одинок. Движение «новых диких», к которому он был близок, главным образом ориентировалось на классический немецкий экспрессионизм, провозглашая возврат к фигуративности, цвету, спонтанным методам создания произведений. Картины Базелица смело развенчивали стереотипы, буквально переворачивали их «с ног на голову», что является любимым приемом художника.

В этом смысле произведения Георга Базелица из знаковых серий и выставок 2000-х, таких как: «Монументальные акварели» в музее Альбертина (Вена, 2003), «Ремикс» в Пинакотеке (Мюнхен, 2006), «Русские картины» в Музее современного искусства (Сеул, 2007) и других - явления радикальные и в то же время закономерные. Спиралевидность художественного развития Базелица делает невозможным разделение его раннего и позднего творчества. Гораздо более существенным является постоянное возвращение художника к одним и тем же фундаментальным аспектам на следующем витке, к одним и тем же темам и мотивам. Базелиц поглощён в первую очередь изобразительной формой, а не интерпретацией какого-то сюжета и высказывания. Речь идет с одной стороны о диалоге художника со своей судьбой и о пристальном взгляде на программные произведения, определившие его исключительное место в искусстве 1960-х годов. С другой стороны - это разговор с современным, особенно немецким искусством, признаваемым и ценимым, разговор-раздумье о возможностях и границах искусства, о его месте в системе противоречивых сил и влияний.

На старом уральском заводе (Борис Иогансон). 1999. Холст, масло. Сбор помидоров (Зинаида Ковалевская). 1999. Холст, масло. Кто-то пишет мой портрет. 2002. Холст, масло. Зима. 2005. Холст, масло. Музей Альбертина, Вена.

www.rusmuseum.ru