Новое в блогах. Картины беллини


«Мадонны» Джованни Беллини | РУСКАТОЛИК.РФ

На образы Девы Марии, созданные венецианским художником Джованни Беллини, можно смотреть бесконечно. Что-то есть в них чарующее, какое-то завораживающее, удивительно равновесное состояние между явью и сном. Разные по композициям, по количеству сопровождающих персонажей, по наличию или отсутствию пейзажного фона, все эти произведения Беллини объединяет задумчивый, печальный, погруженный в себя образ Богородицы.

Образ Мадонны проходит через все творчество Джованни Беллини (1430 — 1516) — художника эпохи Возрождения, представителя венецианской школы живописи. Венецианский мастер создал целую серию картин с изображением Святой Марии с младенцем Иисусом — от совсем небольших по размерам произведений, предназначенных для частных капелл, до огромных алтарных композиций. В ранних его произведениях прослеживается влияние византийской живописи с ее величавостью, одухотворенностью и каноничностью, фламандской живописи с ее натурализмом и вниманием к деталям, а также влияние Андреа Мантеньи с его жесткими архитектоническими композициями и линеарной манерой письма. Но Беллини даже уже в свои первые работы привносит элемент нежного взаимоотношения матери и ребенка, создавая живые, поэтические образы. Человечность, особое внимание к подлинным человеческим чувствам людей пронизывает все картины Беллини.

Кроме того, Джованни Беллини стоит у истоков так называемой венецианской школы живописи, отличающейся особым ощущением цвета, звучностью и яркостью красок, насыщенностью цветовой палитры, унаследованной от традиции византийских мозаик собора Сан-Марко. «Джованни Беллини стал смотреть на все окружающее другими глазами; в отличие от линеарной и пластической я назову его манеру видения — живописной, — писал известный историк искусства начала XXстолетия Бернард Беренсон. — Произошло это потому, что Беллини  постиг неисчерпаемые возможности цвета. До него колорит считался простым орнаментальным украшением, лишь дополнившим реальные изобразительные средства, которые в XIVвеке выражались линией, а в XV— линией, снабженной светом и тенью. Начиная с Беллини, краска стала для живописца главным, если не единственным средством художественного выражения. Однако Беллини и не думал отказываться от достижений пластического восприятия. Он просто выражал свои зрительные образы цветом, вместо того чтобы выражать их линией и светотенью, сменив пластически-линеарный метод на пластически-живописный».

Первые образы Мадонны Беллини пишет в 50 — 60-е годы XV века. Шедевр раннего творчества — «Греческая Мадонна» из Галереи Брера (Милан).

Джованни Беллини. Греческая Мадонна. 1450-1460. Гелерея Брера. Милан

Джованни Беллини. Греческая Мадонна. 1450-1460. Гелерея Брера. Милан

Надписи золотом по-гречески «Матерь Божья» и «Христос», сделанные в XVI столетии, определили собой название этой картины. В этой Мадонне еще очень много от византийского канонического образа Одигитрии. Отстраненность, бесстрастность, одухотворенная величественность лика Святой Марии на картине Беллини — несомненное влияние византийского наследия. Достаточно вспомнить удивительный мозаичный византийский образ Мадонны Одигитрии из апсиды собора Санта-Мария-Ассунта на венецианском острове Торчелло. А четкость рисунка, изломанные складки драпировок, жесткая архитектоничность композиции, холодное цветовое решение — это отголоски творчества Андреа Мантеньи, родственника Джованни Беллини.

В 1478 — 1480-х годах Беллини пишет «Мадонну с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Святого Иова. Этот алтарный образ Сан-Джоббе в настоящий момент находится в Галерее Академии Венеции.

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем и шестью святыми. 1478-1480. Алтарный образ для церкви Сан-Джоббе. Галерея Академии, Венеция

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем и шестью святыми. 1478-1480. Алтарный образ для церкви Сан-Джоббе. Галерея Академии, Венеция

Францисканский храм заказал Беллини образ, прославляющий Святую Марию — заступницу Венеции, в знак избавления города от чумы. У трона с восседающей Мадонной художник изобразил святого Франциска, Иоанна Крестителя, Святого Иова, Святого Доминика, Святого Себастьяна и Святого Людовика Тулузского. Внизу, у подножия трона, три ангела играют на музыкальных инструментах.

Джованни Беллини. Ангелы у трона. Алтарный образ для церкви Сан-Джоббе. 1478-1480. Галерея Академии, Венеция

Джованни Беллини. Ангелы у трона. Алтарный образ для церкви Сан-Джоббе. 1478-1480. Галерея Академии, Венеция

Композиция Святого собеседования с изображением Богородицы в окружении группы святых появилась в изобразительном искусстве в XV веке. Фигуры персонажей Святого собеседования располагались, как правило, в отдельных створках. У Беллини же фигуры взаимодействуют в рамках единого композиционного пространства. Разговор между персонажами подразумевается, но не изображается. Это своего рода совместное проживание минут погружения в размышление. Святые объединены общим действом, общим чувством. Все пронизано атмосферой покоя и созерцательности. Беллини создает иллюзорное пространство с изображением словно продолжающейся в перспективе архитектуры храма с кессонным сводом, глубокой нишей и боковыми пилястрами, повторяющими реальные пилястры церкви. Фигуры величественны и монументальны, и в то же время проникновенно человечны. Эта лиричность, появившаяся в искусстве Беллини, связана с отходом от сухой, линеарной живописи Мантеньи, использованием цвета, как главного средства формообразования. В результате чего появляется мягкость и плавность контуров, и фигуры словно окутываются дымкой.

Особым умиротворением отличается «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара (Бергамо), написанная мастером в 1483 году.

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем. 1483. Академия Каррара, Бергамо

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем. 1483. Академия Каррара, Бергамо

В этом произведении и следа уже нет от византийских образов воинственной, несокрушимой Богоматери-заступницы. Перед нами поэтический образ женщины-матери, сочетающей земную красоту с одухотворенным целомудрием. Кроме того, в картине появляется лирический пейзаж с открывающимися далями и пленительными подробностями человеческой жизни.

Поиски способов передачи глубины и создания иллюзии расширяющегося пространства находят свое отражение в триптихе из венецианской церкви Санта-Мария-дей-Фрари, созданном художником в 1488 году.

Джованни Беллини. Триптих. 1488. Церковь Санта-Мария-дей-Фрари, Венеция

Джованни Беллини. Триптих. 1488. Церковь Санта-Мария-дей-Фрари, Венеция

В центре композиции — Мадонна с младенцем на троне, у подножия которого играют на музыкальных инструментах два ангелочка, слева и справа в отдельных створках триптиха — Святой Николай, Святой Петр, Святой Марк и Святой Бенедикт. Художник изобразил Деву Марию в нише, на золотом своде которой написаны слова: «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» («Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению»).

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем. Часть триптиха. 1488. Церковь Санта-Мария-дей-Фрари, Венеция

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем. Часть триптиха. 1488. Церковь Санта-Мария-дей-Фрари, Венеция

Благодаря изображению архитектурных элементов, приемам живописного построения светотени и особому колористическому решению создается ощущение глубины, иллюзия трехмерного пространства.

Переломный этап в творчестве Джованни Беллини — «Мадонна с младенцем, Святым Марком, Святым Августином и преклоненным Агостино Барбариго» 1488 года из церкви Сан-Пьетро-Мартире (Мурано).

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго. 1488. Церковь Сан Пьетро Мартире, Мурано

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго. 1488. Церковь Сан Пьетро Мартире, Мурано

Здесь, во-первых, к традиционной композиции Святого собеседования добавляется лирический пейзаж. Во-вторых, это одно из первых произведений, где мастер работает в области тональной живописи, основанной на тончайших переходах цвета. Постепенным накладыванием тона на тон достигается пластический эффект и мягкий переход от фигур персонажей к миру, их окружающему. Цвет в полной мере становится не только элементом, образующим объемы, но и средством формирования пространства.

Какой поэтичностью и удивительной нежностью отличается картина «Мадонна на лугу»! Она была написана в 1505 году, и в настоящий момент находится в Национальной галерее Лондона.

Джованни Беллини. Мадонна на лугу. 1505. Национальная галерея, Лондон

Джованни Беллини. Мадонна на лугу. 1505. Национальная галерея, Лондон

Изображение Мадонны с младенцем посреди природы у Беллини — символ материнства, олицетворение новой жизни. Золотистым мягким ровным светом пронизан пейзаж — поле с пасущимся скотом, город с башнями, распускающиеся деревья, бескрайнее небо с белыми облаками, вершины гор на горизонте.

Джованни Беллини. Мадонна на лугу. Детали. 1505. Национальная галерея, Лондон

Джованни Беллини. Мадонна на лугу. Детали. 1505. Национальная галерея, Лондон

Безмятежность, тишина и спокойствие этого мира согласуется с задумчивой меланхолией, лирической созерцательностью Девы Марии. Абсолютно чарующий образ!

Вершина творчества Джованни Беллини — алтарная картина из церкви Сан-Дзаккария в Венеции 1505 года. Наполеон был настолько заворожен этой картиной, что в 1797 году увез её с собой в Париж. Спустя десятилетия это произведение Беллини вернулось в Венецию. Картина действительно изумительна! Композиция повторяет в общих чертах знаменитый алтарный образ Сан-Джоббе.

Джованни Беллини. Мадонна на троне со святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом. 1505. Церковь Сан-Дзаккариа, Венеция

Джованни Беллини. Мадонна на троне со святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом. 1505. Церковь Сан-Дзаккариа, Венеция

Мадонна располагается в центре, восседая на троне, в окружении святых: Петра, Екатерины, Лючии и Иеронима. Апсида, в которой расположились Мадонна с младенцем и святыми, визуально продолжает пространство храма. На картине вроде бы ничего не происходит: все застыли в благоговейном молчании. Нет ощущения душевной драмы и психологических переживаний. Но настроение отрешенности и созерцательности исполнено глубокого религиозного чувства. Правой рукой Мадонна придерживает младенца, стоящего у нее на коленях.

Джованни Беллини. Мадонна на троне со святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом. Деталь. 1505. Церковь Сан-Дзаккариа, Венеция.

Джованни Беллини. Мадонна на троне со святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом. Деталь. 1505. Церковь Сан-Дзаккариа, Венеция.

Богородица представляет младенца зрителям с каким-то умиротворенным любованием.  Мать и сын не смотрят друг на друга. Но их взаимосвязь подчеркнута жестами. Ладонь левой руки Мадонны следует за стопой младенца, но не касается ножки, оставляя между рукой и пальчиками стопы крошечный зазор. Это едва различимое пространство создает магическое поле невероятной нежности и любви.

Живописные поэтические образы Святой Марии с младенцем Иисусом великого венецианца Джованни Беллини — это такие своего рода «окна в вечность», постигая метафорический язык которых, погружаешься в удивительно равновесное состояние созерцательной молитвенности.

Анастасия Татарникова

Больше интересного:

xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai

Джованни Беллини-самый обаятельный живописец 15 века.

 Дорогие друзья. Давно ничего не помещала,не было никакого настроения из-за событий на Украине.Но решила попробовать вернуться к обсуждениям лучшего в искусстве и живописи.Возможно это сделает добрее и человечнее и русских, и украинцев.Ведь творчество и красота далеки от политических убеждений.По национальности я украинка,хотя и живу в Италии,поэтому очень переживаю за свою страну,за её народ.

    Имя художника Джованни Беллини 1430-1515гг.мне было знакомо давно,но хотелось ближе и подробнее познакомиться с его творчеством.Его судьба   неразрывно связана с Венецией.Здесь он родился в семье художника,здесь прошла вся его творческая жизнь.

    Очень многие работы Беллини находятся в церквях Венеции,но а самая большая коллекция в музее Академии Венеции.

     Совсем недавно решила съездить еще раз  в музей Академии специально из-за работ Беллини. Незабываемое впечатление!!!!!

    Удивило то,что у него много картин огромных размеров,где люди изображены почти в настоящую величину.Можно посмотреть,как одевались венецианцы,как проводили праздники,какими были дома ,улицы да и сам город.Создаётся впечатление присутствия.

        Джованни Беллини был удивительным мастером, способным на протяжении своей карьеры, продолжавшейся более 60 лет, улавливать новые веяния и воспринимать их, оставаясь, тем не менее, самим собой. К концу жизни в своём искусстве он далеко ушёл от того, с чего начинал, и в этом отношении его сравнивают с РАФАЭЛЕМ.

           Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей — ДЖОРДЖОНЕ И ТИЦИАНА,ТИНТОРЕТТО И ВЕРОНЕЗЕ.

      Критик В.Н. Лазарев назвал Джованни Беллини "самым обаятельным живопицем  15 века.".

Автопортрет.

   ПОСТАРАЛАСЬ ВЫБРАТЬ ДЛЯ ВАС САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ,НАСТОЯЩИЕ ШЕДЕВРЫ.

НЕ ПОЛЕНИТЕСЬ ПОЧИТАТЬ ОПИСАНИЕ,ТАК ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКА.

ЕСЛИ ПОБЫВАЕТЕ В ВЕНЕЦИИ ,ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСЕТИТЕ МУЗЕЙ АКАДЕМИИ.

 

   Беллини родился в 1430г. Первым учителем Джованни, естественно, стал отец, т.к он родися в семье    художников. Огромное влияние на него оказал знаменитый Андреа Мантенья,женившийся в 1453 году на сестре Беллини Николозии.

            Первыми произведениями молодого художника стали изображения Мадонны с Младенцем.

      В дальнейшем Беллини напишет множество мадонн, очень простых, серьезных, не печальных и не улыбающихся, но всегда погруженных в ровную и важную задумчивость. Среди всех Мадонн, написанных Джованни Беллини до 1460 годалучшей, без сомнения, является так называемая "Греческая мадонна"

Греческая мадонна.1460-1464гг.

              Это отдаленно напоминающее икону изображение скорбно задумчивой Марии, нежно обнявшей печального младенца.

        Сдержанно строгие в своей выразительности цветовые соотношения.Лицо Марии живое и выразительное.Не отвлеченный спиритуализм, а поэтически одухотворенное, глубокое человеческое чувство выражено в этой такой простой и скромной на вид композиции.

      С конца 1470-х годов, возможно, под впечатлением работ Антонелло да Мессина, посетившего Венецию, Джованни Беллини вводит в свои работы насыщенные светом и воздухом цветные тени.

.

  Оплакивание Христа.

       Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. Иову и св. Себастьяну за избавление Венеции от эпидемии чумы, и в качестве прославления Богородицы — защитницы Венеции, а также для утверждения францисканских ценностей над доминиканскими взглядами на Непорочное зачатие.

              Вокруг трона Мадонны художник изобразил святых Франциска, Иоанна Крестителя, Иова, Доминика, Себастьяна и Людовика Тулузского. Беллини вписал этот алтарный образ в архитектуру храма таким образом, что он создавал полную иллюзию продолжения храмового пространства.

               Колорит картины обыгрывает отблески полукруглой ниши апсиды, этому же способствует и мягкая моделировка форм, словно бы окутанная лёгкой дымкой.  

   Озёрная мадонна .Священная Аллегория.

.         В конце века Беллини создает гениальную композицию «Озерная Мадонна» (ок. 1500). По одной из версий сюжет ее взят из французской поэмы XIV века «Паломничество души».

                 «Картина Беллини запечатлена каким-то единственным мгновением равновесия между жизнью и смертью, – пишет П. Муратов. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Как это бывает с образами наших снов, созданные художником образы не утратили зримой и яркой полноты. Воображение Беллини облекло их в краски и формы, напоминающие нам какие-то места, где воды были так же зеркальны, облака так же светлы и тонки, далекие горы так же волшебны и мрамор так же бел и прозрачен.

                 Все это было, все это видано – хочется сказать при взгляде на картину Беллини, и мысль о Венеции неизменно овладевает душой. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Венеция в разноцветных плитах террасы и в мраморе ограды и трона, Венеция в улыбке успокоенных вод, в этом прозрачном небе и в этом полете взгляда к линиям гор. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины».

    Беллини принадлежит ряд ярких портретных произведений: «Маленький Вакх», «Обнаженная перед зеркалом», «Портрет Фра Теодоро да Урбино» (1915).

Обнажённая перед зеркалом.

Портрет дожа Лоредана.

        Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501). Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Беллини отказался от профильной позы, преобладавшей в портретной живописи раннего Ренессанса: он создал погрудное изображение анфас, которое напоминает скульптурный портретный бюст.

              Венеция, как обычно, отставала от флорентийской моды, которая в то время уже ввела портреты, показывающие половину человеческой фигуры, включая руки. Примером тому может служить созданная почти в этот же период "Мона Лиза".

           Такое решение придает портрету спокойную расслабленность и лишает его излишней официальности, что, конечно, вряд ли было бы уместно в портрете дожа – позднем шедевре Беллини; наглухо застегнутая одежда подчеркивает железную самодисциплину этого человека, облеченного властью».

 Мадонна на лугу.

       Ярким образцом таланта Беллини пейзажиста является картина «Мадонна на лугу» (около 1505). «Эта картина является своего рода сводом канонов живописи Беллини и вершиной поразительного единства поэзии и метафорического языка религиозных значений, которого Джованни достиг благодаря широте культуры и эмоциональному богатству своей личности», – считает М. Оливари.

Мадонна с младенцем на троне.

 Последний период творчества Беллини открывается алтарной композицией «Мадонна с Младенцем на троне», Святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом из церкви Сан-Дзаккариа в Венеции, датированной 1505 годом. Она создана совместно с братом Джентиле.

Святое собеседование.

На картине  можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Екатерины и св. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями.

  Хотя Беллини уже было около 75 лет, но он сохранил не только работоспособность, но и способность к творческому обновлению.

            Знаменитый художник Альбрехт Дюрер, посетивший в то время Венецию, писал: «…Джованни Беллини… очень хвалил меня в присутствии многих господ, ему хотелось иметь что-нибудь из моих работ.

                  И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Он же хорошо мне заплатит. Все говорят мне, какой это достойный человек, и я тоже к нему расположен. Он очень стар, но все еще лучший в живописи».

Пиршество богов.        Лучшее произведение последних лет Беллини «Пиршество богов» (1514). Секретарь герцога д'Эсте заплатил художнику восемьдесят пять золотых дукатов за эту картину.

Сюжет картины освещает одну из античных поэм автора Овидия, которая носит название "Фасты".

      Поэма повествует о том, что Бог плодородия Приап попытался соблазнить нимфу Лотос, пока та спала, однако осёл Силен вдруг неожиданно заорал и помешал планам Приапа.

         На картине художник изобразил сразу целый сонм Богов: Юпитер с орлом, Посейдон с Кибелой и Церерой, Гермес на бочке, Вакх с венком.

      Вазари назвал ее одним «из прекраснейших произведений, когда-либо исполненных Джанбеллино».

Беллини. Портрет Фра Теодоро да Урбино (1515). Лондон, НГ.

           Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515 г. и подпись Беллини. Художник изобразил старого прелата в виде святого Доминика в черном монашеском одеянии на фоне затканной цветами занавеси. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность.

 

 29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный живописец … прославленный во всём мире».

           .

  • Джованни Беллини оставил после себя более двухсот произведений — картин и рисунков. 
  • Если вам понравилось творчество художника,можем продолжить обсуждать отдельные его картины.Особенно меня привлекла сюжетная картина ПИРШЕНСТВО БОГОВ.А ваши предпочтения?

maxpark.com

Джованни Беллини - Художники

  1. Художники
  2. Фото: Хокусай Кацусика"Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…
  3. Фото: Питер Пауль РубенсЗнаменитый художник Делакруа сказал: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс - бог!" В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в "Письмах русского путешественника": "Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем... Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски,…
  1. Художники
  2. Фото: Хокусай Кацусика"Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…
  3. Фото: Питер Пауль РубенсЗнаменитый художник Делакруа сказал: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс - бог!" В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в "Письмах русского путешественника": "Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем... Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски,…
  4. Фото: Рембрандт ван РейнПервую биографию художника составил Ян Орлерс, бургомистр Лейдена. "Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Родители поместили его для изучения латинского языка в школу Лейденского университета, имея в виду поступление его впоследствии на…
  5. Фото: ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИНРепин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели... Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, - неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, - оно…
  6. Фото: Казимир МалевичОснователь собственного абстрактного стиля - супрематизма - Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1878 (по другим данным - 1879) года в Киеве. Родители Северин Антонович и Людвига Александровна по происхождению были поляками. Позднее художник вспоминал: "Обстоятельства, в которых протекала моя жизнь…
  7. Фото: НИКОЛА ПУССЕНДелакруа так начинает исторический очерк о художнике: "Жизнь Пуссена отражена в его творениях и так же красива и благородна, как и они. Это прекрасный пример для всех, кто решил посвятить себя искусству". "Его творения служили для наиболее благородных умов примерами, коим…
  8. Фото: ДЖОЗЕФ ТЁРНЕРВ историю мировой живописи Тёрнер вошел как родоначальник принципиально нового отношения к цвету, создатель редких свето-воздушных эффектов. Знаменитый русский критик В.В. Стасов писал о Тёрнере: "...Будучи около 45 лет от роду, он нашел свою собственную дорогу и совершил тут великие чудеса.…
  9. Фото: МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВРУБЕЛЬБлистательному, самобытному художнику XIX - начала XX века М.А. Врубелю были подвластны монументальные росписи, станковая живопись, графика, скульптура. Судьба художника трагична: он много страдал и даже годы находился на грани безумия. Врубель много экспериментировал с красками, и поэтому часть его полотен…
  10. Фото: БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВИ.Е. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". "Большой русский художник - и с русской душой", - сказал о нем другой известный живописец - М.В. Нестеров. А вот что пишет Н.А. Саутин: "Кустодиев - художник разностороннего таланта. Великолепный живописец, он вошел в…

Джованни Беллини

Фото - Джованни Беллини«Джованни Беллини»

Джованни Беллини (ок. 1433-1516) - выдающийся живописец, принадлежащий к венецианской школе, один из основоположников Высокого Возрождения.

"В течение пятидесяти лет, - писал Бернсон в 1916 году, - Джованни вел венецианскую живопись от победы к победе. Он застал ее в тот момент, когда она выходила из своей византийской оболочки, которой грозило окаменеть под воздействием педантически соблюдаемых канонов, и передал в руки Джорджоне и Тициана искусство, самое человечное из всех, какие знал западный мир после конца греко-римской культуры".

Критик В.Н. Лазарев назвал Джованни Беллини "самым обаятельным венецианским живописцем XV века".

Джованни Беллини был младшим сыном Якопо Беллини, известного художника. Большим художником стал и его старший брат - Джентиле. Точная дата его рождения неизвестна. Итальянский исследователь Мариолина Оливари считает, что это, скорее всего, 1432-1433 годы.

Первым учителем Джованни, естественно, стал отец. Огромное влияние на него оказал знаменитый Андреа Мантенья, женившийся в 1453 году на сестре Беллини Николозии.

"Значение Андреа для творчества Джованни нельзя свести только к их личным взаимоотношениям, - считает М. Оливари. - Андреа явился для него связующей нитью с тосканским и флорентийским искусством".

Первыми произведениями молодого художника стали изображения Мадонны с Младенцем. В дальнейшем Беллини напишет множество мадонн, очень простых, серьезных, не печальных и не улыбающихся, но всегда погруженных в ровную и важную задумчивость. Среди всех Мадонн, написанных Джованни до 1460 года, лучшей, без сомнения, является так называемая "Греческая Мадонна".

По свидетельству Фра Валерио Полидоро, в 1460 году Беллини совместно с отцом и братом Джентиле исполнил алтарный образ Гаттамелаты в соборе Сант-Антонио в Падуе.

Фото - Джованни Беллини «Джованни Беллини»

Эта картина, к сожалению, не сохранилась.

В шестидесятые годы для церкви Санта-Мария делла Карита Джованни исполнил четыре больших триптиха. Они были вскоре установлены на четырех фамильных алтарях, воздвигнутых между 1460 и 1464 годами.

К семидесятым годам живописная манера Беллини меняется. Здесь уже нет линеарного и плоскостного понимания композиции, чисто символической трактовки цвета как светового знака божественной причастности. Цветовые соотношения вполне конкретны, хотя и не утратили своей символической наполненности; объемы отличает упругая пластическая лепка; одухотворенностью и музыкальностью полны движения беллиниевских персонажей. В ранний период его рисунок еще отличается жесткостью.

С конца 1470-х годов, возможно, под впечатлением работ Антонелло да Мессина, посетившего Венецию, Джованни Беллини вводит в свои работы насыщенные светом и воздухом цветные тени. Образы Христа, Марии, Иоанна в его работах этого периода ("Мадонна со святыми", 1476; "Оплакивание Христа", 1480) исполнены одновременно поэтической одухотворенности и трагического величия" (А.Б. Краснова).

В искусстве Беллини намечаются черты перехода от раннего к Высокому Возрождению. Его алтарный образ "Мадонна со святыми" привлекает уравновешенной композицией, колористическим богатством, величественностью и ясной просветленностью характеров героев, погруженных в задумчивость. Художник тонко улавливает портретное сходство, особенно юношеских и старческих лиц, стремится к красочной нарядности.

В конце века Беллини создает гениальную композицию "Озерная Мадонна" (ок.

Фото - Джованни Беллини «Джованни Беллини»

1500). По одной из версий сюжет ее взят из французской поэмы XIV века "Паломничество души".

"Картина Беллини запечатлена каким-то единственным мгновением равновесия между жизнью и смертью, - пишет П. Муратов. - Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Как это бывает с образами наших снов, созданные художником образы не утратили зримой и яркой полноты. Воображение Беллини облекло их в краски и формы, напоминающие нам какие-то места, где воды были так же зеркальны, облака так же светлы и тонки, далекие горы так же волшебны и мрамор так же бел и прозрачен. Все это было, все это видано - хочется сказать при взгляде на картину Беллини, и мысль о Венеции неизменно овладевает душой. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Венеция в разноцветных плитах террасы и в мраморе ограды и трона, Венеция в улыбке успокоенных вод, в этом прозрачном небе и в этом полете взгляда к линиям гор. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины".

Беллини принадлежит ряд ярких портретных произведений: "Маленький Вакх", "Обнаженная перед зеркалом", "Портрет Фра Теодоро да Урбино" (1915).

Шедевр Беллини - "Портрет дожа Лоредана" (1501). Н. Харрис пишет: "Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Беллини отказался от профильной позы, преобладавшей в портретной живописи раннего Ренессанса: он создал погрудное изображение анфас, которое напоминает скульптурный портретный бюст. Венеция, как обычно, отставала от флорентийской моды, которая в то время уже ввела портреты, показывающие половину человеческой фигуры, включая руки.

Примером тому может служить созданная почти в этот же период "Мона Лиза". Такое решение придает портрету спокойную расслабленность и лишает его излишней официальности, что, конечно, вряд ли было бы уместно в портрете дожа - позднем шедевре Беллини; наглухо застегнутая одежда подчеркивает железную самодисциплину этого человека, облеченного властью".

Беллини был и замечательным мастером пейзажа, оказавшим решающее воздействие на венецианских пейзажистов последующего поколения. Лонги писал о пейзажах Беллини: "Покой, объемлющий извечные человеческие чувства: радующая сердце красота, благоговейная религиозность, неизменная одухотворенность, полнота жизнеощущения и всеобщее умиротворение, в котором растворены и смягчены все переживания".

Ярким образцом таланта Беллини пейзажиста является картина "Мадонна на лугу" (около 1505). "Эта картина является своего рода сводом канонов живописи Беллини и вершиной поразительного единства поэзии и метафорического языка религиозных значений, которого Джованни достиг благодаря широте культуры и эмоциональному богатству своей личности", - считает М. Оливари.

Последний период творчества Беллини открывается алтарной композицией "Мадонна с Младенцем на троне", Святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом из церкви Сан-Дзаккариа в Венеции, датированной 1505 годом. Она создана совместно с братом Джентиле.

Хотя Беллини уже было около 75 лет, но он сохранил не только работоспособность, но и способность к творческому обновлению.

Знаменитый художник Альбрехт Дюрер, посетивший в то время Венецию, писал: "...Джованни Беллини...

очень хвалил меня в присутствии многих господ, ему хотелось иметь что-нибудь из моих работ. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Он же хорошо мне заплатит. Все говорят мне, какой это достойный человек, и я тоже к нему расположен. Он очень стар, но все еще лучший в живописи".

Лучшее произведение последних лет Беллини "Пиршество богов" (1514). Секретарь герцога д′Эсте заплатил художнику восемьдесят пять золотых дукатов за эту картину.

Вазари назвал ее одним "из прекраснейших произведений, когда-либо исполненных Джанбеллино".

В 1515 году Джованни Беллини подписал и датировал "Портрет Фра Теодоро да Урбино". Это было последнее завершенное произведение мастера. 29 ноября 1516 года Марин Санудо записал в своих дневниках: "Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный живописец... прославленный во всем мире, и хотя он был очень стар, писал еще превосходно".

 

  1. Люди и биографий — Художники
  2. Фото: Хокусай Кацусика"Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…
  3. Фото: Питер Пауль РубенсЗнаменитый художник Делакруа сказал: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс - бог!" В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в "Письмах русского путешественника": "Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем... Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски,…

  Рейтинг — 4225, Статистика просмотров сегодня — 4

the100.ru

ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ | Картины и Репродукции

ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ

(ок. 1433–1516)

 

Джованни_Беллини._Возможный_автопортрет._Деталь_картины_Принесение_во_храм.

Джованни Беллини — выдающийся живописец, принадлежащий к венецианской школе, один из основоположников Высокого Возрождения.

«В течение пятидесяти лет, — писал Бернсон в 1916 году, — Джованни вел венецианскую живопись от победы к победе. Он застал ее в тот момент, когда она выходила из своей византийской оболочки, которой грозило окаменеть под воздействием педантически соблюдаемых канонов, и передал в руки Джорджоне и Тициана искусство, самое человечное из всех, какие знал западный мир после конца греко-римской культуры».

Критик В.Н. Лазарев назвал Джованни Беллини «самым обаятельным венецианским живописцем XV века».

Джованни Беллини был младшим сыном Якопо Беллини, известного художника. Большим художником стал и его старший брат — Джентиле. Точная дата его рождения неизвестна. Итальянский исследователь Мариолина Оливари считает, что это, скорее всего, 1432–1433 годы.

Первым учителем Джованни, естественно, стал отец. Огромное влияние на него оказал знаменитый Андреа Мантенья, женившийся в 1453 году на сестре Беллини Николозии.

«Значение Андреа для творчества Джованни нельзя свести только к их личным взаимоотношениям, — считает М. Оливари. — Андреа явился для него связующей нитью с тосканским и флорентийским искусством».

Первыми произведениями молодого художника стали изображения Мадонны с Младенцем. В дальнейшем Беллини напишет множество мадонн, очень простых, серьезных, не печальных и не улыбающихся, но всегда погруженных в ровную и важную задумчивость. Среди всех Мадонн, написанных Джованни до 1460 года, лучшей, без сомнения, является так называемая «Греческая Мадонна».

По свидетельству Фра Валерио Полидоро, в 1460 году Беллини совместно с отцом и братом Джентиле исполнил алтарный образ Гаттамелаты в соборе Сант-Антонио в Падуе. Эта картина, к сожалению, не сохранилась.

В шестидесятые годы для церкви Санта-Мария делла Карита Джованни исполнил четыре больших триптиха. Они были вскоре установлены на четырех фамильных алтарях, воздвигнутых между 1460 и 1464 годами.

К семидесятым годам живописная манера Беллини меняется. Здесь уже нет линеарного и плоскостного понимания композиции, чисто символической трактовки цвета как светового знака божественной причастности. Цветовые соотношения вполне конкретны, хотя и не утратили своей символической наполненности; объемы отличает упругая пластическая лепка; одухотворенностью и музыкальностью полны движения беллиниевских персонажей. В ранний период его рисунок еще отличается жесткостью.

С конца 1470-х годов, возможно, под впечатлением работ Антонелло да Мессина, посетившего Венецию, Джованни Беллини вводит в свои работы насыщенные светом и воздухом цветные тени. Образы Христа, Марии, Иоанна в его работах этого периода («Мадонна со святыми», 1476; «Оплакивание Христа», 1480) исполнены одновременно поэтической одухотворенности и трагического величия» (А.Б. Краснова).

В искусстве Беллини намечаются черты перехода от раннего к Высокому Возрождению. Его алтарный образ «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной композицией, колористическим богатством, величественностью и ясной просветленностью характеров героев, погруженных в задумчивость. Художник тонко улавливает портретное сходство, особенно юношеских и старческих лиц, стремится к красочной нарядности.

В конце века Беллини создает гениальную композицию «Озерная Мадонна» (ок. 1500). По одной из версий сюжет ее взят из французской поэмы XIV века «Паломничество души».

«Картина Беллини запечатлена каким-то единственным мгновением равновесия между жизнью и смертью, — пишет П. Муратов. — Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Как это бывает с образами наших снов, созданные художником образы не утратили зримой и яркой полноты. Воображение Беллини облекло их в краски и формы, напоминающие нам какие-то места, где воды были так же зеркальны, облака так же светлы и тонки, далекие горы так же волшебны и мрамор так же бел и прозрачен. Все это было, все это видано — хочется сказать при взгляде на картину Беллини, и мысль о Венеции неизменно овладевает душой. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Венеция в разноцветных плитах террасы и в мраморе ограды и трона, Венеция в улыбке успокоенных вод, в этом прозрачном небе и в этом полете взгляда к линиям гор. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины».

Беллини принадлежит ряд ярких портретных произведений: «Маленький Вакх», «Обнаженная перед зеркалом», «Портрет Фра Теодоро да Урбино» (1915).

Шедевр Беллини — «Портрет дожа Лоредана» (1501). Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Беллини отказался от профильной позы, преобладавшей в портретной живописи раннего Ренессанса: он создал погрудное изображение анфас, которое напоминает скульптурный портретный бюст. Венеция, как обычно, отставала от флорентийской моды, которая в то время уже ввела портреты, показывающие половину человеческой фигуры, включая руки. Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза». Такое решение придает портрету спокойную расслабленность и лишает его излишней официальности, что, конечно, вряд ли было бы уместно в портрете дожа — позднем шедевре Беллини; наглухо застегнутая одежда подчеркивает железную самодисциплину этого человека, облеченного властью».

Беллини был и замечательным мастером пейзажа, оказавшим решающее воздействие на венецианских пейзажистов последующего поколения. Лонги писал о пейзажах Беллини: «Покой, объемлющий извечные человеческие чувства: радующая сердце красота, благоговейная религиозность, неизменная одухотворенность, полнота жизнеощущения и всеобщее умиротворение, в котором растворены и смягчены все переживания».

Ярким образцом таланта Беллини пейзажиста является картина «Мадонна на лугу» (около 1505). «Эта картина является своего рода сводом канонов живописи Беллини и вершиной поразительного единства поэзии и метафорического языка религиозных значений, которого Джованни достиг благодаря широте культуры и эмоциональному богатству своей личности», — считает М. Оливари.

Последний период творчества Беллини открывается алтарной композицией «Мадонна с Младенцем на троне», Святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом из церкви Сан-Дзаккариа в Венеции, датированной 1505 годом. Она создана совместно с братом Джентиле.

Хотя Беллини уже было около 75 лет, но он сохранил не только работоспособность, но и способность к творческому обновлению.

Знаменитый художник Альбрехт Дюрер, посетивший в то время Венецию, писал: «…Джованни Беллини… очень хвалил меня в присутствии многих господ, ему хотелось иметь что-нибудь из моих работ. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Он же хорошо мне заплатит. Все говорят мне, какой это достойный человек, и я тоже к нему расположен. Он очень стар, но все еще лучший в живописи».

Лучшее произведение последних лет Беллини «Пиршество богов» (1514). Секретарь герцога д’Эсте заплатил художнику восемьдесят пять золотых дукатов за эту картину.

Вазари назвал ее одним «из прекраснейших произведений, когда-либо исполненных Джанбеллино».

В 1515 году Джованни Беллини подписал и датировал «Портрет Фра Теодоро да Урбино». Это было последнее завершенное произведение мастера. 29 ноября 1516 года Марин Санудо записал в своих дневниках: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный живописец… прославленный во всем мире, и хотя он был очень стар, писал еще превосходно».

 

www.house-art.com.ua


Смотрите также