Итальянский архитектор и скульптор Бернини Лоренцо: биография, творчество. Картины бернини


шедевры Бернини и Караваджо, которые должен увидеть каждый — 39Rim.ru

Последние изменения: Апрель 25, 2018

Страстный почитатель искусства и известный коллекционер своего времени кардинал Сципион Боргезе был ярым поклонником творчества своих современников: выдающегося архитектора и скульптора Джан Лоренцо Бернини и талантливого художника Микеланджело Меризи, более известного как Караваджо. Кардинал Боргезе, будучи покровителем искусств, не редко поручал своим фаворитам выполнение того или иного произведения. Сегодня же галерея Боргезе является первым музеем в мире по числу работ Бернини и Караваджо.

 

Бернини в галерее Боргезе

джованни джан лоренцо бернини итальянский скульптор архитектор эпоха возрождения барокко

Джан Лоренцо Бернини – один из величайших архитекторов и скульпторов всех времен. Его произведения, каждое из которых достойно называться шедевром, и мастерство в обработке мрамора не только затмили работы современников, но и до сих пор поражают своим великолепием. Скульптуры Берини, представленные в музее, являются тому подтверждением.

Похищение Прозерпины

галерея боргезе шедевры лоренцо бернини прозерпина похищение прозерпины скульптура музеи рима эпоха возрождения барокко

Среди наиболее известных работ Бернини, находящихся в галерее Боргезе, и одним из ярчайших экспонатов коллекции, стала грациозная скульптурная группа «Похищение Прозерпины», выполненная из каррарского мрамора. Лоренцо Бернини создал это потрясающее произведение, когда ему едва исполнилось 23 года.

Подробнее о скульптуре читайте здесь

Аполлон и Дафна

галерея боргезе шедевры лоренцо бернини прозерпина похищение прозерпины скульптура музеи рима эпоха возрождения барокко

Еще одним шедевром Бернини, бесспорно заслуживающим внимания, является скульптурная композиция «Аполлон и Дафна», изображающая сцену с известными мифологическими персонажами. Скульптура, высотой 243 см, полностью выполнена из мрамора. Сюжет представляет собой ключевой момент в истории безответной любви Аполлона, бога света и покровителя искусств, к прекрасной нимфе Дафне, спутнице Артемиды – богини охоты и женского целомудрия.

Подробнее о скульптуре читайте здесь

Давид

галерея боргезе шедевры лоренцо бернини давид скульптура музеи рима эпоха возрождения барокко

Знаменитая статуя Давида, экспонируемая в галерее Боргезе, также относится к числу лучших работ Лоренцо Бернини. Известный библейский персонаж представлен мастером в необычном образе. В отличие от «Давида» Микеланджело, Донателло и Вероккьио, созданных в период Раннего Возрождения, скульптура Бернини, изображающая израильского царя, отличается особым динамизмом. Мужественная фигура Давида застыла в напряжении в тот самый момент, когда молодой израильтянин приготовился бросить камень в Голиафа.

Помимо представленных выше произведений Лоренцо Бернини, в галерее Боргезе можно увидеть следующие работы известного скульптора:

  • Коза Амальфея (1615 г.)
  • Эней, Анхиз и Асканий (1618 – 1619 гг.)
  • Истина (1645 г.)
  • Бюст Папы Павла V ()
  • Бюсты кардинала Сципиона Боргезе (1632 г.)
 

Караваджо в галерее Боргезе

галерея боргезе шедевры караваджо микеланджело меризи картины музеи рима эпоха возрождения бароккоХудожественная галерея славится большим собранием полотен Караваджо, выдающегося и неоднозначного художника, работы которого потрясали, восхищали и даже приводили в ужас. Его произведения религиозной тематики вызывали резкую критику со стороны церковных деятелей и негодование общественности, подогревая тем самым интерес коллекционеров. Караваджо прослыл славой скандального гения и стал основоположником нового направления в живописи.  О жизни и творчестве Караваджо можно прочитать здесь.

Юноша с корзиной фруктов

галерея боргезе шедевры караваджо микеланджело меризи картины музеи рима эпоха возрождения барокко мальчик с корзиной фруктов

Картина была написана в 1593-94 годах, в тот период, когда Караваджо был занят в мастерской Джузеппе Чезари. Это одно из первых полотен Меризи, созданных в Риме. Реализм, с которым художник изображает детали сцены, делает осязаемым буквально каждый предмет. Пышущие сладостью гроздья винограда, сочные персики, яблоки и другие фрукты выглядят именно так, как и в реальной жизни. Небольшие изъяны в виде неправильной формы или испорченной кожуры вовсе не портят картину, а наоборот, делают ее настоящей. 

Больной Вакх

галерея боргезе шедевры караваджо микеланджело меризи картины музеи рима эпоха возрождения барокко боьной вакх

Не менее известным произведением Караваджо, представленным в галерее Боргезе, является полотно «Больной Вакх», реализованное в тот же период, что и «Юноша с корзиной фруктов». Серо-желтое лицо молодого человека, бледные губы, измученный взгляд говорят о болезненном состоянии персонажа. Принято считать, что данная картина является автопортретом художника. 

Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей)

галерея боргезе шедевры караваджо микеланджело меризи картины музеи рима эпоха возрождения барокко мадонна со змеей

Одна из самых скандальных работ Караваджо, Мадонна Палафреньери, известная также под названием «Мадонна со змеей», была написана в 1605-06 годах. Картина, которая должна была украсить главный алтарь церкви Святой Анны Палафреньери, стала предметом многочисленных споров и разногласий.

Святой Иероним

галерея боргезе шедевры караваджо микеланджело меризи картины музеи рима эпоха возрождения барокко святой иероним

Данное полотно, написанное для коллекции Сципиона Боргезе в 1605-06 годах, представляет Святого Иеронима – Отца Церкви, папского советника и переводчика Библии на латынь – в образе старца-отшельника. Иссушенное тело старика прикрыто пурпурной тканью, напоминающей кардинальскую мантию. Его правая рука тянется к чернильнице, а сосредоточенный взгляд устремлен в открытую книгу. Образ Святого Иеронима был очень популярен среди художников XVI—XVII вв., в период так называемой контрреформации – церковно-политического движения, направленного на восстановление позиций католической церкви в Европе.

Давид с головой Голиафа

галерея боргезе шедевры караваджо микеланджело меризи картины музеи рима эпоха возрождения барокко давид с головой голиафа

Одна из последних работ Караваджо, написанная во время его пребывания в Неаполе предположительно в конце 1609 года, куда художник перебрался после того как его обвинили в убийстве и приговорили к высшей степени наказания. Картину Меризи написал в качестве дополнения к письму с просьбой о помиловании, адресованному кардиналу Боргезе, племяннику Папы Павла V.На доле меча можно заметить буквы H-AS OS. Это аббревиатура, обозначающая на латыни  Humilitas Occidit Superbiam, что переводится как «Смирение убивает гордость».

 

Святой Иоанн Креститель

галерея боргезе шедевры караваджо микеланджело меризи картины музеи рима эпоха возрождения барокко иоанн креститель

Картина реализована весной 1610 года для того же кардинала Боргезе и имеет весьма интересную интерпретацию. Глубокий смысл, заложенный автором в данное полотно, становится понятен только после знакомства с биографией Караваджо. Данное произведение должно было стать своего рода дипломатическим подарком, выражающим благодарность за долгожданное помилование и возможность вернуться в Рим.  

Галерея Боргезе: информация для туристов

 

Адрес

Piazzale Scipione Borghese, 5

 

Режим работы

Ежедневно с 9.00 до 19.00Выходной: понедельник, 25 декабря, 1 января, 1 мая

 

Стоимость билета

Полная стоимость – 15 евро, льготный – 15.50 (для граждан ЕС в возрасте от 18 до 25 лет)

 

Бесплатное посещение

— Граждане Евросоюза в возрасте до 18 лет, а также студенты и преподавателям школ и вузов профильных специальностей.— Первое воскресенье месяца

 

Где купить билет

ticketone

 

Галерея Боргезе: шедевры Бернини и Караваджо, которые должен увидеть каждый

Средняя оценка 5 Проголосовало 12

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

39rim.ru

Итальянский архитектор и скульптор Бернини Лоренцо: биография, творчество :: SYL.ru

Богатейшее наследие итальянского зодчего Бернини Лоренцо — это архитектурный облик Рима, его прекрасные скульптуры и многочисленные фонтаны на улицах столицы Италии, живопись и графика. Прожив долгую и яркую жизнь, он создал новый стиль, воплощенный им в архитектурных и скульптурных произведениях — итальянское барокко.

бернини лоренцо

Семья и детство

Лоренцо Бернини (1598-1680) — знаменитый художник, гениальный скульптор и архитектор — появился на свет 7 декабря 1598 г. в итальянском городе Неаполе в семье скульптора Пьетро Бернини. Мать — Анжелика Галанте из Неаполя. Начальное образование он получил, занимаясь и работая с отцом. Уже в 10-летнем возрасте переехал с семьей в Рим по приглашению Ватикана и папы Павла V для работы над скульптурной группой в местной капелле.

С утра до вечера находясь под впечатлением прекрасной архитектуры и произведений искусства в церквях Ватикана, мальчик-вундеркинд начал рисовать. Его усердие заслужило похвалу известного художника Карраччи, а затем и самого Папы, которого восхитил его талант. Это предопределило его дальнейшую судьбу: на много лет Бернини связал свою жизнь со столицей Италии. Здесь он жил, работал и творил шедевры.

Первые творческие работы

Творческая биография Лоренцо Бернини началась в 1619 г., когда юному дарованию был дан заказ от кардинала Шипионе на создание скульптур. Начинающий мастер справился блестяще, создав свои первые скульптурные шедевры «Эней и Анхиз», «Давид», «Аполлон и Дафна» (работы велись до 1625 г.). Совершенно невероятная динамичность скульптурных линий, которая отражала эмоциональное напряжение этих античных персонажей, переданные в мраморе нежные девичьи черты и волосы — все это вызвало восторг у его заказчиков и ценителей искусства.

джованни лоренцо бернини

Следующий папа Урбан VII сделал его руководителем творческой мастерской, где под его началом работали скульпторы и другие специалисты. Многие годы по его чертежам они воплощали в жизнь все идеи, связанные с преображением Вечного города и постройкой церквей, частных особняков, скульптур и фонтанов.

Оформление интерьеров собора Св. Петра

В 1629 г. Бернини Лоренцо назначают архитектором собора Св. Петра в Риме: ему была поручено создание балдахина Св. Петра, над которым он работал с 1623 по 1632 год, хотя заканчивал это сооружение уже его соратник Франческо Борромини, с которым впоследствии у него сложилась жесткая конкуренция.

Богато украшенный балдахин высотой 29 м стал его первой работой при оформлении интерьеров храма. В процессе работы им было задействовано почти 200 человек скульпторов и зодчих, которые воплощали в жизнь его идеи по совершенствованию внутреннего убранства собора, построенного еще великим Микеланджело.

лоренцо бернини 1598 1680

В четырех пилястрах были созданы специальные углубления, куда устанавливались скульптуры святых Лонгина, Вероники, Елены, Андрея.

Работы Бернини и его зодчих по оформлению собора велись почти 50 лет.

Около 20 лет — до 1647 г. — продолжалась работа над пирамидальной композицией, ставшей впоследствии прототипом и других похожих монументов собора — это надгробные скульптуры папы Урбана VIII. Вверху расположена скульптура сидящего и благословляющего прихожан папы, а внизу — фигуры добродетелей (Милосердие и Справедливость), в центре же стоит саркофаг папы.

В это время также была создана производящая большое впечатление фигура Смерти, пишущей эпитафию, новшеством при создании которой стало сочетание бронзы и разноцветного мрамора.

Знаменитые римские фонтаны

Началом украшения Рима оригинальными проектами с фонтанами послужила сделанная совместно с отцом знаменитая «Баркаччо» («Лодочка») на Испанской площади. Этот фонтан стал первым образцом, который строился не по стандартной форме бассейна. «Баркаччо» — воплощение в камне римской легенды о случившемся в 1598 году наводнении, когда воды реки Тибр прибили к берегу затонувшую грузовую лодку.

скульптурные шедевры лоренцо бернини

По проектам Бернини в Риме было построено множество фонтанов, а сам Вечный город с тех пор стали именовать городом фонтанов. Сейчас их насчитывается 280, а раньше было 800.

Самые знаменитые и прекрасные фонтаны Лоренцо Бернини:

  • Фонтан Четырех Рек, задуманный вначале как дополнение к обелиску из Александрии. Располагается на площади Навона. Обнаженные мужские фигуры размещены вокруг обелиска и символизируют 4 реки всех континентов: Дунай (Европа), Ганг (Азия), Ла-Плата (Америка) и Нил (Африка). В окружение каждой скульптуры для колоритности добавлены некоторые представители флоры и фауны конкретного континента.
  • Фонтан «Тритон» (1643) является украшением площади Барберини и представляет собой статую сына Посейдона (морского бога), изображенного в виде полурыбы-получеловека. Под ним находится морская раковина, ниже — дельфины, удерживающие ее на своих хвостах. Между ними скульптор расположил герб семьи Барберини (с пчелами) и атрибуты власти папы римского (тиара и ключи от Рая).
  • Небольшой и изящный фонтан Пчел (1644) выполнен в виде раскрытой раковины, стоящей на каменном основании. Между створками находятся три пчелы, которые наполняют ее водой. На раковине также выбито имя папы римского Урбана VIII, который заказал архитектору этот фонтан. С этим объектом в 2004 г. случилось неприятное происшествие — психически ненормальный приезжий разбил голову одной пчелы, попутно испортив еще несколько памятников Рима.
  • Самый грандиозный фонтан, выполненный по проекту Бернини Лоренцо — Треви (1672), расположенный в центральной части города. Вода в него поступает из источника. Большая скульптурная композиция является фасадной частью Палаццо Поли. Центральная его фигура — статуя Нептуна, вокруг которой располагаются различные морские мифические существа, гроты. В темное время суток фонтан очень красиво подсвечен.

лоренцо бернини архитектура

Личная жизнь и интересные факты

Женился Лоренцо Бернини в возрасте 41 года на жительнице Рима, 22-летней Катерине Тезио, которая родила ему 11 детей. Самый младший, Доменико, стал впоследствии биографом своего отца.

Известность и востребованность мастера были настолько высоки, что при заказе, например, своей скульптуры английский король Карл I прислал ему свои живописные портреты кисти знаменитого Антониса Ван Дейка. А когда мастерскую посетила королева Швеции, Бернини встретил её в рабочей одежде, что не было воспринято как оскорбление высочайшей особы. Наоборот, королева приняла его халат за исторический экспонат.

биография лоренцо бернини

Работа над колоннадой площади св. Петра

Начиная с 1656 и по 1667 год Бернини Лоренцо работает над гигантским проектом перестройки площади (глубина 280 м) перед собором Св. Петра в Риме. Архитектор создал пространство в виде эллипса, раскрывающегося колоннадой в фасадной части собора. Эта новаторская работа считается выдающимся шедевром и самым успешным проектом Бернини, принесшим ему всемирную славу.

Расходящаяся полукругом колоннада заменяет стену и ворота входящим на территорию Ватикана приезжим, которых она провожает к главному храму — собору Св. Петра. Здесь в полной мере проявились черты архитектуры барокко с ее воздушными пролетами, прозрачными границами и отсутствием преград для всего прекрасного.

фонтаны лоренцо бернини

Бернини-архитектор

Джованни Лоренцо Бернини считается основоположником стиля итальянского барокко, который он довел до совершенства в своих архитектурных и скульптурных творениях.

Как архитектор Бернини начал свою работу с реконструкции церкви Сан-Бибиана (1625). Затем им была спроектирована центральная часть фасада Палаццо Барберини, где использовались 3-ярусные ордерные аркады. В 1626 году также был выполнена фасадная часть палаццо ди Пропаганда Фиде.

За годы своей жизни архитектор выполнял заказы поочередно четырех римских пап, которые доверяли возводить церкви, фонтаны, памятники только Лоренцо Бернини. Архитектура итальянского барокко была им воплощена в жизнь в трех церквях, являющихся центрическими купольными сооружениями:

  • Церковь в Кастельгандольфо (1661). Представляет собой сооружение с высоким барочным куполом, выполненное в духе Ренессанса.
  • Церковь в Аричча. Спроектирована в виде круга, окруженного капеллами. По примеру Пантеона, вверху замкнута огромным куполом.
  • И самое прекрасное произведение архитектора — дворцовая церковь королевского дома Италии Сант-Андреа-аль-Квиринале (1678), которая, по плану, выполнена в виде овала, где по периметру располагаются 8 ниш-капелл, каждая из которых отличается по форме. Самое богатое декоративное убранство имеет алтарная ниша. Весь интерьер выполнен в розово-серой гамме с добавлением белого и золотого цветов.

творчество лоренцо бернини

Строительство частных палаццо

Архитектурные способности Бернини были прекрасно воплощены при строительстве римских палаццо (частных городских дворцов). Самым первым таким проектом было возведение фасадной части палаццо Берберини, в которых творчество Лоренцо Бернини проявилось в создании больших изменений в трактовке возведения дворцов. Традиционно используемый ранее прием компоновки всего здания с фасадами, которые выходили на разные улицы, был заменен Бернини подходом, концентрирующим представительские возможности в единственном главном фасаде здания.

лоренцо бернини скульптуры

План другого палаццо — Мончетторио — был основан на ломаной линии основного фасада в соответствии с периметром площади, на которую выходит передняя часть здания.

Палаццо Одескальки представлено 3-этажной горизонталью, в которой использовался новейший архитектурный прием — большой ордер как ведущий композиционный центр. Стройный ряд пилястр с капителями охватывает верхние этажи, придавая фасаду единство и торжественность. Этот архитектурный прием широко распространился и применялся позднее во всей европейской архитектуре при строительстве дворцов.

Скульптуры Бернини

Основоположник и величайший скульптор эпохи барокко, один из самых ярких и талантливых мастеров, Микеланджело 17 века — так называли современники Лоренцо Бернини, скульптуры которого отличаются неповторимостью и невероятной одухотворенностью. Мрамор становился мягким воском в руках этого мастера, с его помощью он передавал телесное тепло, шелест листьев и шелковистость волос.

Его статуи всегда находятся в движении, очень эмоциональны, «умеют дышать и говорить». Первые его работы, в которых еще присутствуют черты Ренессанса, находятся в Галерее Боргезе: «Давид», «Аполлон и Дафна» и др.

Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини создали «лицо» итальянской столицы эпохи барокко. Они находятся в Риме всюду в виде фонтанов и изваяний, украшающих храмы и дворцы. Столица Италии стала музеем работ этого величайшего мастера.

Знаменитое произведение мастера, созданное уже в стиле барокко, — это статуя-алтарь «Экстаз Святой Терезы» для римской церкви Санта-Марии-делла-Виттории (1652). Святую скульптор изобразил в момент, когда к ней спустился улыбающийся ангел с небес. В руках у него — стрела божественной любви, которой он старается поразить сердце женщины в одеждах монахини. Споры о том, какую именно любовь изобразил скульптор (земную или небесную), продолжаются уже несколько столетий.

художник лоренцо бернини

Последняя работа Бернини — прекрасная статуя Блаженной Людовики Альбертони, выполненная для капеллы церкви Сан-Франческа-а-Рипа (1671-1674). Она изображает женщину, в состоянии религиозного экстаза ожидающую смерти. Фигура Людовики сделана из белого мрамора, а остальные части — из красного со светлыми прожилками.

бернини лоренцо

Великий Бернини: художник и карикатурист

Как художник Лоренцо Бернини был не так знаменит. Его полотна, так сказать, проигрывают в сравнении с работами в скульптуре и архитектуре. Но все же созданные им рисунки и картины говорят о высоком художественном мастерстве и таланте мастера. Самая известная картина — «Автопортрет» (1665), находящийся сейчас в Королевском художественном колледже (Виндзор, Англия).

Бернини был известен также своими графическими работами, содержащими шаржи на современников, основав тем самым карикатурный жанр в искусстве.

бернини лоренцо

Другая деятельность мастера

Кроме шедевров изобразительного искусства, архитектуры и скульптуры, Бернини известен еще в качестве режиссера: он ставил театральные феерии, писал комедии, создавал декорации к спектаклям и даже стал конструктором-изобретателем машины «Восход солнца».

Декорации, созданные им для театральных постановок семьи Барберини, были уникальны и неординарны: они представляли различные стихийные бедствия (наводнение и ураган), летящие колесницы, падающие дома, возникающие из ниоткуда храмы, горы и леса, городские улочки с людьми...

Последние годы

Джованни Лоренцо Бернини умер в ноябре 1680-го, в возрасте 81 года, создав новый архитектурный стиль итальянского барокко и полностью преобразив весь облик столицы Италии. Он успел поработать и пережить 8 римских пап, обучить сотни учеников и заслужить восхищение миллионов людей.

Великий мастер похоронен в церкви Санта-Мария-Маджоре, где много лет назад он начинал свою творческую деятельность под руководством отца.

www.syl.ru

Маршрут по произведениям Бернини в Риме.

Это была наша третья поездка в Рим. Когда мы туда приехали, наши друзья уже два дня как заселились в отель и ходили по Риму. Делясь впечатлениями от виденного, наш друг сказал: «Есть ощущение, что все в этом городе построил Бернини».

Конечно не все, но Рим все-таки в основном город барокко

фонтан треви в римеФонтан Треви был построен в 1732—1762 годах архитектором Николой Сальви в стиле барокко.

барокко в риме

А одним из самых ярких представителей стиля барокко был именно Джованни Лоренцо Бернини (годы жизни 1598 — 1680).

Бернини

Если возрождение стремилось повторить старую античную классику, то барокко решило на этом не останавливаться. Когда классические формы решили пышно декорировать, получилось барокко.

санта мария делла викторияпотолок церкви Санта Мария делла Виктория

В скульптуре барокко — это отход от неподвижных, погруженных в себя фигур к динамичным, двигающимся и испытывающим сильные эмоции.

Эпоха Барокко в Риме это Бернини, Борромини и Караваджо.

бернини фонтан в риме

Большая советская энциклопедия определяет стиль барокко так: повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью.

С другой стороны, разве это не справедливо к потолку Сикстинской капеллы? Все — таки в определении стиля есть большая доля условности. Однако гений Бернини сомнений не вызывает.

Про Бернини

Существует такая легенда: когда кардинал Барберини стал папой Урбаном VIII, он позвал к себе Бернини и сказал: «Тебе посчастливилось жить во время папы Барберини, но еще большее счастье, что рыцарь Бернини живет во времена понтифика«.

У Бернини все получалось, он был любимчиком и ему многое прощалось. А прощать было что, характер у скульптора был совсем не ангельский.

Несмотря на то, что Бернини был церковным скульптором, с ним связана очень неприятная история. У скульптора была любовница по имени Констанция (замужняя женщина между прочим). Застав ее со своим братом он подрался и чудь было его не убил, а Констации по его поручению исполосовали лицо. Бернини все это сошло с рук.

Так что наличие таланта вовсе не говорит о высоких моральных качествах.

Карта ключевых произведений Бернини в Риме:

Просмотреть Пункт Бернини (пешком) на карте большего размера

1. Собор Святого Петра, Кафедра Святого Петра (1624 г.) Ватикан.

бернини кафедра святого петра

Кроме кафедры собора Бернини сделал большинство надгробий в соборе Святого Петра, а также украсил и спроектировал площадь.

бернини площадь святого петраpeter10

2. Фонтан Тритона находится на Пьяцца Барберини. Он был сделан в 1642 году по заказу папы Урбана VIII (Барберини) вскоре после завершения строительства палаццо.бернини фонтан тритона

Тритон — сын бога Пасейдона, стоит на раковине, расположенной на хвостах четырех дельфинов. На этой же площади находится другая работа Бернини — фонтан пчёл.

3. Скульптура Бернини Экстаз святой Терезы, расположенная в церкви Санта-Мария-делла-Виттория, была широко разрекламирована Дэном Брауном в романе «Ангелы и демоны» (в романе здесь сожгли кардинала).бернини экстаз святой терезы

Не скрою, что именно из романа я и узнала о существовании скульптуры монашки в экстазе. Увиденное живьем произвело на меня очень сильное впечатление — это и правда апофеоз чувственности барокко. 

teresa4

Святая Тереза — испанская монахиня, жила в XVI веке. В одном из писем Святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей чрево золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Это и послужило сюжетом для Бернини.teresa

Потрясает не только скульптура, но и сама церковь, убранство которой кажется воздушным, а потолок абсолютно нереальным. Считаю, что эту церковь нужно посетить в Риме обязательно. teresa6

4. Фонтан Четырёх рек на пьяцца Навона. Он тоже упомянут в романе «Ангелы и Демоны» — там топили последнего кардинала.

bernini5Фонтан сооружён в 1648—1651 гг. по проекту Бернини.bernini6

Вокруг египетского обелиска расположены статуи речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила,  Ганга,  Дуная  и Ла-Платы). 

Интересно, что когда мы первый раз приехали в Рим в 2008 году, Дэн Браун был не столь популярный писатель и на Пьяцца Навона почти не было туристов, но после выхода фильма «Ангелы и демоны»  количество народа на площади заметно увеличилось.бернини в риме

Конечно, это еще не то столпотворение как у фонтана Треви или у Испанской лестнице, но приближается.

borokko2

Фонтан Баркачча на площади Испании у Испанской лестницы был построен по проекту Пьетро Бернини, отца Джованни Лоренцо Бернини. Фонтан был установлен в память о случившемся в 1598 г. наводнении, когда на затопленной площади села на мель лодка.

Далее по Риму с детьми: Капитолийские музеи и Капитолийская площадь
Весь маршрут по Риму с детьми
по теме:

yourwo.com

Бернини Лоренцо: биография, творчество

По своему размаху творчество Лоренцо Бернини сопоставимо разве что с творениями великих мастеров Возрождения в Италии. Он был после Микеланджело самым крупным архитектором и скульптором этой страны, а также одним из создателей стиля барокко - последнего в истории всего европейского искусства подлинно "большого стиля".

Происхождение и первые работы

Бернини Лоренцо появился на свет в Неаполе в 1598 году. Родился он в семье Пьетро Бернини, известного скульптора. В начале 17 века Джованни перебрался в Рим вместе с отцом. С этого времени именно с "вечным городом" связаны его жизнь и творчество. Множество работ создал здесь Лоренцо Бернини. Фото некоторых из них представлены ниже.

бернини лоренцо

К первым зрелым работам Бернини можно отнести следующие: скульптурные группы "Плутон и Прозерпина", "Эней и Анхизом", "Аполлон и Дафна", а также мраморную статую Давида. Годы их создания - 1619-1625. Бернини выполнил эти работы по заказу кардинала Шипионе Боргезе, любителя искусств. В творениях Лоренцо ощущается связь с античной и ренессансной пластикой. А изображение Аполлона можно рассматривать как прямое заимствование из эллинистической скульптуры. Однако в целом Бернини практически полностью переосмыслил классические традиции. Современники его были поражены ощущением живой плоти и необыкновенной иллюзией жизненности, присущими его скульптуре. Восхищал и захватывающий динамизм этих работ.

Расцвет творчества

Расцвет творчества Бернини относится к покровительству уже более высокому, а именно кардинала Маффео Барберини. Он стал в 1623 году папой Урбаном VIII. В искусстве Бернини этого периода выражены в полной мере идеи контрреформации, питавшие все европейское барокко и, в частности, итальянское. В них средневековая религиозность как будто переосмысливалась на светский лад. От внешней помпезности было неотделимо подлинное величие. Бернини, субсидируемый церковью, воздвигнул величественные архитектурные сооружения. Он создал алтарные композиции, фонтаны, монументы, скульптурные портреты, надгробия (включая и известное надгробие Урбану VIII).

Многогранность таланта Бернини

В лице Бернини совмещался архитектор и скульптор; глава большой мастерской, который осуществлял различные проекты; театральный декоратор, живописец, исполнитель и автор комедий и теоретик искусства. Свое творчество он образно сравнивал с мощными струями созданных им фонтанов. Но скульптура все же была основным видом художественной деятельности Бернини. Важнейшие принципы стиля барокко наиболее полно воплотились именно в ней.

Скульптура Бернини

Скульптура Бернини соединила в себе духовное и чувственное начало, театральную патетику и "возвеличивание" с внутренним величием, мистику с конкретным психологизмом, стремление к сходству с натурой с жизненным порывом, который придавал органическую цельность пластическим формам. Для решения стоявших перед ним многообразных задач Бернини как будто недоставало природных свойств материала и выразительных средств скульптуры. Он заставляет мрамор таять, изгибаться и течь, подобно воску. Этот неподатливый материал в его руках отлично передает фактуру ткани и нежность человеческой кожи. Кроме того, широко применяет световые и цветовые эффекты Лоренцо Бернини. Краткая биография, к сожалению, не позволяет подробно останавливаться на особенностях его скульптуры. А говорить о них можно очень долго...

"Кафедра св. Петра"

лоренцо бернини биография

В творчестве Бернини живопись становится одним из приемов скульптуры, а последняя - частью архитектурного сооружения. В свою очередь, оно включается в окружающее пространство, в бесконечность. Живописность и грандиозность барочного видения с наибольшей силой выражены в "Кафедре св. Петра" для римского собора св. Петра. Годы ее создания - 1656-1665. На массивном цоколе из красно-желтой яшмы и черно-белого мрамора скульптор водрузил 4 бронзовых статуи "отцов церкви", дискутирующих между собой. Над ними возвышается бронзовый трон и "кресло св. Петра". Облака клубятся еще выше, движется сонм увенчанных золотыми лучами бронзовых ангелов. А в центре этого всплеска материи, космического по мощи, - реальный свет, льющийся из круглого окна собора. Он собирает воедино всю композицию, уравновешивает ее.

"Экстаз св. Терезы"

творчество лоренцо бернини

Однако к наиболее прославленным произведениям пластики Бернини относится скромная по размерам и намного более простая скульптурная группа. Называется она "Экстаз св. Терезы". Эта группа была создана в период с 1645 по 1647 год для церкви Санта Мария делла Виттория по заказу кардинала Карнаро. Скульптор изобразил мистическое видение жившей в 16 веке испанской монахини с такой же достоверностью, с которой о нем было рассказано в письмах. Словно из театральных лож, из ниш стены церкви на творение Бернини будто "взирают" статуи представителей семейства Карнаро.

Перед зрителем предстает и св. Тереза, охваченная томлением, и ангел с огненной стрелой, и солнечный свет, который Бернини материализовал в золотых лучах, и облако, на котором парят фигуры. С психологической остротой и поразительным реализмом Бернини Лоренцо передает состояние религиозного экстаза. Вместе с тем он добивается ощущения ирреальности и невесомости своих персонажей. Создается впечатление, что одежды фигур подхвачены порывом какого-то космического ветра.

"Светские" скульптуры Бернини

Лоренцо Бернини, произведения которого многообразны, известен и как "светский" скульптор. Он является автором множества портретов. В них также воплощена концепция барокко. Основная особенность портрета в этом стиле - парадоксальное сочетание иллюзорного правдоподобия облика модели, мгновенного состояния, и ощущения вневременного величия, вечности, стоящего за ними. Кажется, что созданные Бернини Лоренцо персонажи живут, разговаривают, дышат, жестикулируют, а порой и "выходят" из своих обрамлений. Мы видим не бронзу и мрамор, а шелк их рубашек, кружево жабо, материю плащей. Однако все они приподняты над повседневной жизнью, проникнуты особой внеличностной энергией. Это касается многих работ, даже таких интимных, как бюст возлюбленной Бернини Констанции Буонарелли. И в полной мере это относится к парадным портретам, напоминающим торжественные оды. Это, например, портрет Людовика XIV или герцога Д'Эсте. Для Людовика он создал не одно, а целых два великих произведения. Это, во-первых, мраморный бюст, будто летящий на постаменте (на фото ниже).

лоренцо бернини произведения

А во-вторых, это конная статуя, напоминающая всплеск пламени.

Архитектура и фонтаны Бернини

Лоренцо Бернини принадлежит основная заслуга в деле создания так называемого барочного Рима. В таких шедеврах архитектуры, как церковь Сант-Андреа аль Квириналь, колоннада собора св. Петра (на фото ниже), находящаяся в Ватикане лестница "Скала Реджа", мастер как будто взрывает всю архитектурную систему.

лоренцо бернини фото

Главной задачей его при этом было не просто создать какие-то отдельные памятники, а организовать пространство города. Бернини Лоренцо мыслил категориями площадей и улиц. Он использовал как пластические, так и архитектурные средства выражения. Знаменитые фонтаны ("Мавр", "Баркачча", "Четыре реки" (на фото ниже), "Тритон", а также "Треви", выполненный уже после смерти его автора) - синтез этих средств. В них с наибольшей силой было воплощено жизнеутверждающее и стихийно-природное начало барокко.

лоренцо бернини краткая биография

Смерть Бернини и трансформация барокко

В 1680 году умер Лоренцо Бернини. Биография (творческая) мастера практически совпала с хронологией этого стиля. На рубеже 17 и 18 вв. мощная энергия барокко уступает место мишурному блеску и поверхностной риторике или же превращается в рококо, стремясь к декоративному изяществу.

fb.ru

Скульптуры Джованни Лоренцо Бернини

Скульптуры Джованни Лоренцо Бернини

Экстаз Святой Терезы 1645-1652. Рим, Санта Мария делла Виктория

С конца XVI века в Италии зародился новый художественный стиль барокко (итал. barocco - странный, вычурный). Для барокко было характерно стремление к взаимодействию различных видов искусства, грандиозность, пышность и динамика, приподнятость и эмоциональность, пристрастие к виртуозyо-декоративным композициям, нарочитой идеализации в трактовке образов. Центральной фигурой зрелого итальянского барокко был Джованни Лоренцо Бернини ( (1598- 1680) - архитектор, скульптор, живописец, а также писатель, актер и блестящий рассказчик.

 

Смотрите видео о Джованни Лоренцо Бернини

Бернини родился в Неаполе в семье незаурядного скульптора и живописца. Вероятно, именно поэтому он начал необычайно рано работать. Уже в двадцатилетнем возрасте ему удалось получить заказ на бюст папы Павла V. Вскоре им было создано несколько мраморных скульптур, которые бесспорно можно назвать шедеврами. 1663 годом датируется его статуя "Давид". Изображая библейского героя, скульптор стремился заставить зрителя забыть о материальной весомости мрамора, которую так любил подчеркивать Микеланджело. В прекрасные пластические образы претворил Бернини античный миф об Аполлоне и Дафне ("Аполлон, преследующий Дафну", 1622-1625). К числу высших достижений Бернини относится портрет кардинала Боргезе (1632). Изумителен по реалистической остроте характеристики и скульптурный портрет Буонарелли (ок. 1635).

Уже в двадцатые и тридцатые годы XVII века Бернини занял положение ведущего художника Рима. В своей деятельности он стремился к еще не виданному синтезу пластических искусств. Неиссякаемая фантазия, умение использовать особенности различных материалов, собранные воедино опыт архитектора и скульптора, и талант декоратора, - все это позволило Бернини стать великим мастером монументально-декоративного искусства. Вступление на папский престол Иннокентия X повлекло отстранение Бернини от руководящей роли в строительстве и украшении Рима. Однако с пантификатом Александра VII (1655-1667) Бернини становится подлинным художественным диктатором этого города. В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап, он выполняет главные заказы и стоит во главе огромного числа зодчих, живописцев, скульпторов и декораторов, участвующих в строительстве и украшении Рима. Еще будучи в опале, Бернини создает иносказательную группу "Истина, которую раскрывает Время". В 1645 году скульптор начинает одну из наиболее монументальных своих работ "Экстаз святой Терезы" (1645-1652) Эта знаменитая группа, помещенная в римской церкви Санта Марна делла Виттория в капелле Корнаро, также созданной Бернини, явилась своего рода образцом всей барочной скульптуры. Чувственность и одухотворенность сливаются в этом произведении, переходя в мистическую экзальтацию.

Чисто декоративные задачи Бернини разрешал в проектах римских фонтанов ("Фонтан с тритоном", на площади Барберини, 1637; "Фонтан четырех рек", на площади Навона, 1648-1655). Одно из капитальнейших созданий Бернини - надгробие папы Урбана VIII в соборе св. Петра в Риме (1639-1646). Это надгробие во многом послужило образцом для последующих подобных произведений скульптуры.

Почти полвека трудился Бернини над скульптурным оформлением собора св. Петра. Когда в 1655 году он получил звание папского архитектора, то вскоре приступил к работе над грандиозной бронзовой "Кафедрой св. Петра" (1657-1666). К главным архитектурным созданиям Бернини принадлежат оформление площади перед собором св. Петра (1656-1667), парадная Королевская лестница - "Скала Реджиа" (1663-1666) в Ватикане, небольшая церковь Сан Андреа ин Квиринале (1678) и палаццо Одескальки в Риме (1665).

Нам неизвестны полотна кисти Берниии, но современники считали его, главным образом, живописцем. Сохранился лишь ряд его автопортретов и остроумных карикатур, а также зарисовки, служившие Бернини материалом для портретов, скульптур и архитектурных сооружений.

Аполлон и Дафна. Рим, Галерея Боргезе

Похищение Прозерпины. Рим, Галерея Боргезе

Вакханалия. Нью-Йорк, Музей Метрополитен

Фонтан четырех рек. Рим, Пьяцца Навона

Нептун и Тритон

Давид

Аполлон и Дафна

Констанца Буонарелли, 1635

Истина 1645-1652

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info


Смотрите также