Фоторепортаж: Благовещение в картинах и иконах разных художников и эпох. Картины благовещение


Благовещение Пресвятой Богородицы: картины и иконы

Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля

В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира.

Благовещение

Благовещение. XIV век. Охрид

Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание и, вошел к Ней, сказал: “радуйся благодатная! (то есть исполненная благодати Божией – даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами”.

Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие?

Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.

Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.

Ангел же продолжал говорить Ей: “не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца”.

Благовещение. Армянская рукопись

Благовещение. Армянская рукопись

Мария в недоумении спросила Ангела: “как это будет, когда Я мужа не знаю?”

Ангел ответил Ей, что все это совершится силою всемогущего Бога: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово”.

Синайская икона

Синайская икона

Тогда Мария со смирением сказала: “Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему”.

И Архангел Гавриил отошел от Нее.

Дуччо ди Буонинсенья 1308-1311

Дуччо ди Буонинсенья 1308-1311

Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Св. Православною Церковью 25-го марта (7 апр. н. ст.). Праздник благовещения один из самых великих праздников.

Собор Рождества Богоматери, 1502, Дионисий

Собор Рождества Богоматери, 1502, Дионисий

Слово благовещение означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.

Благовещение. Симоне Мартини

Благовещение. Симоне Мартини

Благовещение. Франческо Албани

Благовещение. Франческо Албани

Благовещение. Бальдоовинетти

Благовещение. Бальдоовинетти

Благовещение. 13 в. Армянское Евангелие

Благовещение. 13 в. Армянское Евангелие

София Киевская, ок. 1040

София Киевская, ок. 1040

Благовещение. Кампин Мероде Мидден, 1425-30

Благовещение. Кампин Мероде Мидден, 1425-30

Благовещение. Фра Филиппо Липпи

Благовещение. Фра Филиппо Липпи

Благовещение 14 в.

Благовещение 14 в.

Благовещение. Пинтуриччино

Благовещение. Пинтуриччино

Благовещение. Андрей Рублев. 1408

Благовещение. Андрей Рублев. 1408

Благовещение. Фра Беато Анджелико. 1432

Благовещение. Фра Беато Анджелико. 1432

Благовещение. Леонардо да Винчи, 1472

Благовещение. Леонардо да Винчи, 1472

Благовещение. Царские врата 15-16 в.

Благовещение. Царские врата 15-16 в.

Благовещение. Ангелико Валдарно

Благовещение. Ангелико Валдарно

Благовещение. Паоло Вернезе 1560

Благовещение. Паоло Вернезе 1560

Благовещение. Царские врата 1620, Поганово

Благовещение. Царские врата 1620, Поганово

Благовещение. Бартоломео Мурильо, 1655

Благовещение. Бартоломео Мурильо, 1655

Джованни Батиста Питони, 1758

Джованни Батиста Питони, 1758

Шнорр фон Карольсфельд, 1818

Шнорр фон Карольсфельд, 1818

Благовещение. Бёрн-Джонс, 1876

Благовещение. Бёрн-Джонс, 1876

Благовещение. Генри Оссава Танеер, 1896

Благовещение. Генри Оссава Танеер, 1896

Благовещение. Данте Габриэль Россетти

Благовещение. Данте Габриэль Россетти

Благовещение Джон Кольер

Благовещение Джон Кольер

Благовещение. Роман Николайчук

Благовещение. Роман Николайчук

Благовещение. Михаил Нестеров

Благовещение. Михаил Нестеров

Благовещение

Благовещение

Благовещение

Благовещение

Благовещение

Благовещение с клеймами жития Богоматери. XVI век. Сольвычегодский музей

Благовещение. А. Иванов

Благовещение. А. Иванов

Благовещение. Индейский образ. He Qui

Благовещение. Индейский образ. He Qui

Благовещение. Григорий Гагарин

Благовещение. Григорий Гагарин

Благовещение. Египетская икона

Благовещение. Египетская икона

Благовещение. Китайская икона

Благовещение. Китайская икона

Благовещение. Индийская икона. 18 век

Благовещение. Индийская икона. 18 век

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Болгарская икона

Благовещение. Болгарская икона

 Читайте также:

www.pravmir.ru

картины Иванова, Боровиковского, Нестерова, Сурикова, Юона, Сюзевой.

Боттичелли и Леонардо да Винчи, Эль Греко и Делакруа, Владимир Боровиковский и Василий Суриков. Встреча Девы Марии с архангелом Гавриилом, что принес благую весть о будущем рождении Христа, — один из любимых библейских сюжетов художников разных эпох. Одно из первых изображений датировано III веком, но из столетия в столетие живописцы вновь и вновь обращаются к этой вечной теме. Предлагаем взглянуть на полотна вместе с Натальей Летниковой.

Александр Иванов. Благовещение. 1850

Художник, отдавший два десятилетия жизни одной картине. Автор «Явления Христа народу» Александр Иванов — русский живописец, почти всю свою жизнь проработавший в Италии. Изучал Священное Писание, копировал Микеланджело в Сикстинской капелле и на пути к своей главной работе создал целую галерею библейских образов. «Благовещение» Иванова — это прежде всего ослепительный свет, окутавший Деву Марию при явлении архангела. Недоумение, смущение, покорность: «Да будет Мне по слову Твоему».

Владимир Боровиковский. Благовещение. 1810–1820

Признанный портретист Владимир Боровиковский, автор загадочного портрета графини Лопухиной, обращался к теме Благовещения не раз. Художник учился иконописи у отца, участвовал в росписи Казанского собора и Троицкой церкви Петербурга. Создав галерею блистательных светских портретов, к концу жизни работал лишь над духовными сюжетами. Трепетный образ Девы Марии вдохновил поэта Владимира Бенедиктова на строки: «Кто сия? / Покров лилейный / Осеняет ясный лик, / Долу взор благоговейный / Под ресницами поник…»

Михаил Нестеров. Благовещение. 1901

Выходец из купеческой семьи, лауреат Сталинской премии Михаил Нестеров всю жизнь создавал духовные образы на фоне русской природы и почти четверть века посвятил росписи храмов, в том числе и Марфо-Мариинской обители. Потеряв жену, художник с головой окунулся в работу, вписывая в женские образы любимые черты. Благовещение — один из любимых сюжетов Нестерова. Писал его художник во Владимире, Петербурге и Москве. «В нем много христианского», — говорил об этой работе Нестерова Виктор Васнецов.

Василий Суриков. Благовещение. 1914

«Благовещение» Василия Сурикова. Последняя картина художника, которую автор представил в 1915 году на ХII выставке Союза русских художников, не вызвала восторга критиков и коллег. По версии искусствоведов, причина в том, что Суриков к тому времени был признанным мастером исторических полотен. Художник-реалист обошелся без привычных для изображения Благовещения деталей — лилии, веретена и Библии в руках Девы Марии. Радость встречи и величие момента подчеркнуто теплом золотого сияния.

Константин Юон. День Благовещения. 1922

«День Благовещения» — как праздник. В картине Константина Юона золотые купола храмов на фоне синего неба словно отголоски библейских событий. Благая весть вписана в весенний пейзаж с яркими и чистыми красками. Солнечное полотно словно пронизано колокольным звоном первого праздника, который богослов Иоанн Златоуст именовал «началом всех христианских праздников». А театральный художник Константин Юон изобразил таким земным и радостным.

Наталья Сюзева. Благовещение. 2009

Птицы, кружащие в небе. Весенняя примета и древняя традиция Благовещения — выпускать в этот день на волю птиц. Старинный красивый обычай, забытый в ХХ веке, стал возрождаться к началу нового столетия. Современной художнице из Пензы Наталье Сюзевой нравится изображать женские образы — хрупкие и нежные. Так и на картине «Благовещение» юная девушка открывает клетку, птица вырывается и взмывает ввысь. Словно душа, что стремится к высокому.

www.culture.ru

Благовещение в русской живописи

Благовещение.И. Я. Вишняков и др. 1756 г.Из Троице-Петровского собораГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург

***

Благовещенье.Иконы из царских врат Казанского собора.В. Л. Боровиковский. 1804 г. Прессованный картон, масло, диаметр 73,5.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение.В. Л. Боровиковский. 1824 г. Дерево, масло, до 177x60.Царские врата для Троицкой церкви на Смоленском кладбище в Петербурге.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение.В. Л. Боровиковский. 1825 г.Из собр. Г. МамаеваГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение

   К картине Боровиковского

Кто сей юный? В ризе светаОн небесно возблисталИ, сияющий, предсталКроткой Деве Назарета:

Дышит радостью чело,Веют благовестью речи,Кудри сыплются на плечи,За плечом дрожит крыло.

Кто сия? Покров лилейныйОсеняет ясный лик,Долу взор благоговейныйПод ресницами поник;

Скрещены на персех руки,В персех сдержан тихий вздох,Робкий слух приемлет звуки:«Дева! Сын Твой будет Бог!»

Этот юноша крылатый –Искупления глашатай,Ангел, вестник торжества,Вестник тайны воплощения,

А пред ним – полна смиренья –Дева, Матерь Божества.

Владимир Бенедиктов1856

***

Благовещение. А. А. Иванов. 1850 г.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Благовещение. Копия с картины С. Мартини. А.А. Иванов. 1850-е. Рисунок из альбома

Благовещение (по Матфею). Композиция росписи стены.А. А. Иванов. 1850-е

***

Благовещение.Яков Федорович Капков (1816-1854). 1852 г. Холст, масло. 117x97,5.Государственная Третьяковская галерея, Москва 

***

Благовещение.Эскиз росписи Царских врат северного придела на хорах Владимирского собораМ. В. Нестеров. 1892 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 30,4х43Государственная Третьяковская галерея

Дева Мария (левая часть диптиха). Бумага, темпера, графитный карандаш. 24 x 15 см Архангел Гавриил (правая часть диптиха). Бумага, темпера, графитный карандаш. 24x 16. Эскиз росписи Царских врат церкви Покрова БогородицыГосударственная Третьяковская галереяhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15150 http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15149 

Архангел Гавриил. Из диптиха "Благовещение"Михаил Васильевич Нестеров. Холст, маслоЧастное собраниеhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15082

Дева Мария. Из диптиха «Благовещение».Михаил Васильевич Нестеров. Холст, масло.Частное собрание

Архангел Гавриил. М.В. Нестеров. 1898 г. Дерево, масло. 30x30.Из диптиха "Благовещение"Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Павловск"http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15081

Дева Мария. М.В. Нестеров. 1898 г. Дерево, масло. 30x30. Из диптиха "Благовещение"Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Павловск"http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15080 

Архангел Гавриил. М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель, бронза. 38x12.Эскиз левой части композиции "Благовещение" для росписи алтарного пилона церкви во имя благоверного князя Александра НевскогоГосударственный Русский музейhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15175 

Архангел Гавриил. М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, темпера, бронза, алюминий. 28x15. Эскиз левой части композиции "Благовещение" для Царских врат во имя благоверного князя Александра НевскогоГосударственный Русский музейhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15170

Дева Мария. М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, темпера, бронза, алюминий. 28x15. Эскиз правой части композиции "Благовещение" для Царских врат во имя благоверного князя Александра НевскогоГосударственный Русский музейhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15169

Благовещение.Эскиз росписи для церкви Александра Невского в Абастумани.М. В. Нестеров. 1898–1900 г. Бумага, картон, гуашь, бронза. 30,8x12,3Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение.М. В. Нестеров. 1901 г. Фанера, масло. 38x28,5Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Благовещение. Архангел Гавриил. Дева Мария.Верхняя часть композиции Царских врат иконостаса церкви Покрова БогородицыМ. В. Нестеров. 1909 г.Покровский храм Марфо-Мариинской обители

   Архангел Гавриил (левая часть диптиха "Благовещение"). Бумага, гуашь, темпера, белила, графитный карандаш. 49x13. Дева Мария (правая часть диптиха "Благовещение"). Бумага, гуашь, темпера, белила, графитный карандаш. 49x11.М.В. Нестеров. 1908 г. Из диптиха . Эскиз росписи пилона церкви Покрова БогородицыГосударственная Третьяковская галереяhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15148 http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15147

Благовещение. Архангел Гавриил. Дева Мария.М. В. Нестеров. 1910-1911Роспись пилона Покровского храма Марфо-Мариинской обители в МосквеПокровский храм Марфо-Мариинской обители

Благовещение.М. В. Нестеров. 1911 г.Марфо-Мариинская обитель, Москва

Архангел Гавриил. М. В. Нестеров. 1913-1914 гг. Картон, гуашь. 28x9.Эскиз образа иконостаса Троицкого собора в СумахГосударственная Третьяковская галереяhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15124

Благовещение.Образ Царских врат Троицкого собора в СумахМ. В. Нестеров. 1914 г. Медь, масло. 72x47,7Сумский художественный музей

Благовещение. М. В. Нестеров. 1913-1914 гг. Бумага, гуашь. 30x18.Эскиз росписи Царских врат Троицкого собора в СумахГосударственная Третьяковская галерея

***

Благовещение.Василий Суриков. 1914 г. Холст, масло. 160 x 206. Художественный музей имени В. И. Сурикова, Красноярск

***

Благовещение Пресвятой Богородицы.Г. Г. Гагарин

***

Благовещение.Створки царских врат. Архангел Гавриил. Богоматерь.А. Я. Головин. 1894 г. Железо, масло. 92x52Костромской государственный объединенный художественный музей

***

Богоматерь (из Благовещения).Егоров Алексей Егорович. 1810-е?Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургАрхангел Гавриил (из Благовещения).Егоров Алексей Егорович. 1810-е?.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение.Егоров Алексей Егорович. 1830-е. Картон, масло, диаметр 25.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

***

Благовещение.Виги Антон Карлович. Около 1822 г.Икона из Царских врат церкви Св. Николая Елагина дворца в Петербурге.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение.Виги Антон Карлович. 1823–1825 гг.Икона из Царских врат домовой церкви Св. Архистратига Михаила Михайловского дворца в Петербурге.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

***

Благовещение.Н.А. Кошелев. Бумага. Акварель

***

Благовещение Пресвятой Богородицы.Клавдий Васильевич Лебедев.Церковно-археологический кабинет МДА

***

Благовещение.Святослав Воинов. 1916 г. Холст, темпера, 71x98.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение.Святослав Воинов (1890-1920). 1916 г. Холст, масло, 143x202.

***

Благовещение.Петр Игнатьевич Бромирский. 1919 г.

***

День Благовещения.К. Юон. 1922 г.

День Благовещения. Юон Константин Федорович. 1922 г. Холст, масло. 73х101. Государственная Третьяковская галерея

Сайты-источники репродукций:Христианский творческий союзБиблейский сюжетРелигиозные сюжеты в русской живописиetnaaАрт-каталогБиблиотека Якова КротоваНеофит

ros-vos.net

Фоторепортаж: Благовещение в картинах и иконах разных художников и эпох. : Портал Богослов.Ru

Фотоальбом

Annunciation with Saints Ansano and Giulitta, Simone Martini, 1333

Annunciation with Saints Ansano and Giulitta, Simone Martini, 1333

Annunciation with Saints Ansano and Giulitta, Simone Martini, 1333

Армянская рукопись

Армянская рукопись

Армянская рукопись

Annunciation, Fra Angelico

Annunciation, Fra Angelico

Annunciation, Fra Angelico

Annunciation, Edward Burne-Jones, 1876

Annunciation, Edward Burne-Jones, 1876

Annunciation, Edward Burne-Jones, 1876

Gentile da Fabriano

Gentile da Fabriano

Андрей Северетников

Андрей Северетников

Андрей Северетников

Michael Pacher Annunciation,1465-70

Michael Pacher Annunciation,1465-70

Michael Pacher Annunciation,1465-70

А. Иванов

А. Иванов

Benvenuto Tisi Garofalo(Benvenuto da Tisi)The Annunciation,1550

Benvenuto Tisi Garofalo(Benvenuto da Tisi)The Annunciation,1550

Benvenuto Tisi Garofalo(Benvenuto da Tisi)The Annunciation,1550

Annunciation, Peter Paul Rubens, 1610

Annunciation, Peter Paul Rubens, 1610

Annunciation, Peter Paul Rubens, 1610

Давид Герард Благовещение 1520 Нидерланды

Давид Герард Благовещение 1520 Нидерланды

Давид Герард Благовещение 1520 Нидерланды

Annunciation, John Collier

Annunciation, John Collier

Annunciation, John Collier

Джованни Батиста Питони, 1758

Джованни Батиста Питони, 1758

Джованни Батиста Питони, 1758

Шнорр фон Карольсфельд, 1818

Шнорр фон Карольсфельд, 1818

Шнорр фон Карольсфельд, 1818

Фрагмент иконостаса

Фрагмент иконостаса

Фрагмент иконостаса

Бароччи, Федерико, 1535-1612 Благовещение, 1581

Бароччи, Федерико, 1535-1612 Благовещение, 1581

Бароччи, Федерико, 1535-1612 Благовещение, 1581

13 в. Армянское Евангелие

13 в. Армянское Евангелие

13 в. Армянское Евангелие

Fra Angelico

Fra Angelico

Annunciation, Jean Hey, Master of Moulins, 1490-5

Annunciation, Jean Hey, Master of Moulins, 1490-5

Annunciation, Jean Hey, Master of Moulins, 1490-5

The Cestello Annunciation, Sandro Botticelli, 1489

The Cestello Annunciation, Sandro Botticelli, 1489

The Cestello Annunciation, Sandro Botticelli, 1489

Annunciation, stained glass window, origin unknown

Annunciation, stained glass window, origin unknown

Annunciation, stained glass window, origin unknown

Китайская икона

Китайская икона

Китайская икона

Annunciation, Henry Ossawa Tanner, 1898

Annunciation, Henry Ossawa Tanner, 1898

Annunciation, Henry Ossawa Tanner, 1898

Капков Яков Федорович. Благовещение, 1852

Капков Яков Федорович. Благовещение, 1852

Капков Яков Федорович. Благовещение, 1852

Царские врата 1620

Царские врата 1620

Царские врата 1620

Annunciation, Fra Angelico, 1438

Annunciation, Fra Angelico, 1438

Annunciation, Fra Angelico, 1438

«Благовещение Марии» Алессо Бальдовинетти

«Благовещение Марии» Алессо Бальдовинетти

«Благовещение Марии» Алессо Бальдовинетти

Тициан Вечеллио да Кадоре. Благовещение, 1562-1565

Тициан Вечеллио да Кадоре. Благовещение, 1562-1565

Тициан Вечеллио да Кадоре. Благовещение, 1562-1565

Царские врата 15-16 в.

Царские врата 15-16 в.

Царские врата 15-16 в.

Paolo di Grazia

Paolo di Grazia

Благовещение. Fra Filippo Lippi (1406—1469)

Благовещение. Fra Filippo Lippi (1406—1469)

Благовещение. Fra Filippo Lippi (1406—1469)

Annunciation, Petrus Christus, 1452

Annunciation, Petrus Christus, 1452

Annunciation, Petrus Christus, 1452

Паоло Вернезе 1560

Паоло Вернезе 1560

Паоло Вернезе 1560

Икона 14 в.

Икона 14 в.

Bayerischer Meister The Annunciation, 1500

Bayerischer Meister The Annunciation, 1500

Bayerischer Meister The Annunciation, 1500

Благовещение. Кампин Мероде Мидден, 1425-30

Благовещение. Кампин Мероде Мидден, 1425-30

Благовещение. Кампин Мероде Мидден, 1425-30

Византийская икона

Византийская икона

Византийская икона

Икона ХХI в. Роман Николайчук

Икона ХХI в. Роман Николайчук

Икона ХХI в. Роман Николайчук

Annunciation, John William Waterhouse, 1914

Annunciation, John William Waterhouse, 1914

Annunciation, John William Waterhouse, 1914

Annunciation, Fra Angelico

Annunciation, Fra Angelico

Annunciation, Fra Angelico

Fra Angelico

Fra Angelico

Григорий Гагарин

Григорий Гагарин

Григорий Гагарин

Annunciation, Titian, 1522

Annunciation, Titian, 1522

Annunciation, Titian, 1522

Guido Reni Annunciation

Guido Reni Annunciation

The Annunciation with two Kneeling Donors Fra Filippo Lippi (1406—1469)

The Annunciation with two Kneeling Donors Fra Filippo Lippi (1406—1469)

The Annunciation with two Kneeling Donors Fra Filippo Lippi (1406—1469)

Михаил Нестеров

Михаил Нестеров

Михаил Нестеров

Annunciation, Gherardo Stamina, 1482

Annunciation, Gherardo Stamina, 1482

Annunciation, Gherardo Stamina, 1482

Дуччо ди Буонинсенья 1308-1311

Дуччо ди Буонинсенья 1308-1311

Дуччо ди Буонинсенья 1308-1311

Коптская икона

Коптская икона

Коптская икона

Индийская икона. 18 век

Индийская икона. 18 век

Индийская икона. 18 век

Пинтуриччино

Пинтуриччино

Тициан Вечеллио да Кадоре. Благовещение, 1535

Тициан Вечеллио да Кадоре. Благовещение, 1535

Тициан Вечеллио да Кадоре. Благовещение, 1535

Египетская икона

Египетская икона

Египетская икона

Annunciation, Antonello da Messina, 1474

Annunciation, Antonello da Messina, 1474

Annunciation, Antonello da Messina, 1474

Вазари Джорджо. Благовещение. Ареццо, 1512 — Флоренция, 1574

Вазари Джорджо. Благовещение. Ареццо, 1512 — Флоренция, 1574

Вазари Джорджо. Благовещение. Ареццо, 1512 — Флоренция, 1574

Болгарская икона

Болгарская икона

Болгарская икона

Бартоломео Мурильо, 1655

Бартоломео Мурильо, 1655

Бартоломео Мурильо, 1655

El Greco

El Greco

Annunciation, Dante Gabriel Rosetti, 1850

Annunciation, Dante Gabriel Rosetti, 1850

Annunciation, Dante Gabriel Rosetti, 1850

Filippino Lippi Gabriel from the annunciation,1483-84

Filippino Lippi Gabriel from the annunciation,1483-84

Filippino Lippi Gabriel from the annunciation,1483-84

Ambrogio Lorenzetti

Ambrogio Lorenzetti

Annunciation, George Hitchcock, 1887

Annunciation, George Hitchcock, 1887

Annunciation, George Hitchcock, 1887

Philippe de Champaigne

Philippe de Champaigne

Андрей Рублев. 1408

Андрей Рублев. 1408

Андрей Рублев. 1408

Annunciation, Leonardo da Vinci & Andrea del Verrocchio, 1472

Annunciation, Leonardo da Vinci & Andrea del Verrocchio, 1472

Annunciation, Leonardo da Vinci & Andrea del Verrocchio, 1472

Коптская икона

Коптская икона

Коптская икона

www.bogoslov.ru

История искусства в одном сюжете: Благовещение • Arzamas

7 апреля 2017Искусство

Как художники разных эпох понимали Благовещение? Разбираемся с помощью лилии, книги, веревки, единорога и других символов

Автор Анна Киселева

Сцена Благовещения описана в Евангелии от Луки: он рассказывает о том, что архангел Гавриил явился в дом Марии и сказал ей, что она родит Сына Божьего от Святого Духа  Лк. 1:26–38.. В изобразительном искусстве разных веков Марию и архангела изображали в раз­ных позах, интерьерах и исполь­зуя различные символы. И это даже не глав­ное — важнее то, как со временем на картинах менялись чувства изображен­ных персонажей. Раннехристиан­ские художники хотели показать вели­чие Марии, в средневековой и возрож­денческой живописи Дева оли­цетворяет смирение и чистоту, а в искусстве Позднего Возрожде­ния и ба­рокко — испы­тывает удивление и испуг. Архан­гел Гавриил, в XII–XIV веках почти­тельно замиравший перед Марией, позже стремительно влетает в ее дом. На примере десяти работ выясняем, как в ис­кусстве на протяжении пятнадцати веков менялось восприятие этого сюжета.

Мозаика на триумфальной арке в Санта-Марии-Маджоре (V век)

© Diomedia

На рубеже 420–430-х годов архиепископ Константинополя Несторий учил, что «от плоти может родиться только плоть» и Сын Марии все­го лишь человек, в котором воплощается Слово Божие, но не сам Бог. В 431 го­ду в Эфесе прошел Третий Вселенский собор, постановивший, что Мария была именно Богороди­цей, и объявивший учение Нестория ересью. Марию почи­тали и раньше, но осо­бенно сильным ее культ стал именно после постановле­ния собора. В следующем году в Риме начинается работа над мозаиками Санта-Марии-Маджоре — одной из первых городских базилик, посвященных Богороди­це. Сце­на Благовещения украшает триумфальную арку, и ее авторам было важ­но показать величие Марии. Дева одета как знатная девушка, носит диадему, серь­ги и ожерелье, вокруг нее — свита ангелов. На избранность Марии наме­кает вере­тено, которое она держит в руках. В апокрифическом Протоевангелии от Иакова, написанном во II веке, сказано, что семь девушек из рода царя Дави­да (именно среди его потомков должен был появиться Мессия) были выбраны для работы над завесой Храма. Среди них была и Мария. Чтобы решить, кому что прясть, бросили жребий. Марии достались пурпур и багря­нец — самые ценные ткани. Она взяла работу домой, где ей и явился архангел Гавриил.

Благовещение у колодца (вторая половина XII века)

Bibliothèque nationale de France / MS Grec 1208

Писавшие о Благовещении богословы часто рассуждали о том, чтó в этот мо­мент чувствовала Мария, и лишь немногих занимали переживания архангела Гавриила. Среди последних — живший в XII веке монах Иаков Коккиноваф­ский, автор шести гомилий  Гомилия — проповедь с объяснением прочитанных мест Священного Писания. о жизни Богородицы. Гавриил был изрядно напу­ган порученным ему заданием. Сначала он зашел в дом Марии невидимым и был поражен ее добродетелью — настолько, что не мог подобрать подходя­щие слова. Решив, что на улице он испугает ее меньше, чем дома, Гавриил решил дождаться, когда Мария пойдет за водой, и сообщить ей но­вость у колодца (увы, это не помогло и Мария все равно испугалась).

Встречу у колодца иллюстрирует одна из миниатюр рукописи. Мария стоит к Гавриилу спиной. Услышав его голос, она поворачивает голову, испуганно вскидывая одну руку, а другой придерживая кувшин. Эта сцена часто встре­чается в византийском и древнерусском искусстве, в росписях, посвященных Благовещению.

«Устюжское Благовещение» (1130–40-е)

Государственная Третьяковская галерея / Google Art Project / Wikimedia Commons

Создатель «Устюжского Благовещения»  Традиционное название иконы ошибочно: в XVIII веке считали, что ее привезли в Мо­скву из Устюга, но на самом деле икона была написана в Новгороде. использовал редкую для этого сюже­та иконографию. Архангел и Богородица стоят друг напротив друга. Склонив го­лову, Мария слушает Гавриила. На первый взгляд, в подобной композиции нет ничего необычного, однако, если присмотреться, на груди Марии можно раз­личить изображение Богомладенца. Этот образ прямо говорит о том, что именно с Благо­­вещением начинается земная жизнь Христа и именно в этот мо­мент он вочело­вечивается, чтобы потом погибнуть. Его грядущую смерть сим­во­лизирует одежда: на нем набедренная повязка, как на Распятии. Иисус изо­бражен отроком: эта иконография  Она называется «Эммануил» по пророчеству Исайи о том, что сыну Девы нарекут имя Еммануил, что значит «С нами Бог». (Ис. 7:14) напоминала о том, что происхождение Христа было изначально божественным, в отличие от учения Нестория.

В верхней части иконы, на облаках, мы видим изображение Господа Ветхого Денми  Господь Ветхий Денми — символическое иконографическое изображение Иисуса Христа или Бога Отца в образе седовласого старца.. Этот образ позаимствован из Книги пророка Даниила: «Видел я на­конец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь».  Дан. 7:9. В «Устюжском Благовещении» изображен и Святой Дух: его символизирует луч света, исходящий от фигуры Ветхого Денми.

Симоне Мартини. «Благовещение» (1333)

Uffizi Gallery / Wikimedia Commons

Средневековые Благовещения редко обходятся без двух атрибутов: цветов, ча­ще всего лилий, стоящих в вазе, и книги, которую читает Мария. Эти образы мы видим и в позднеготическом «Благовещении» итальянского художника Симоне Мартини — к лилии художник добавляет символизирующую мир оливковую ветвь, которую Марии вручает ангел. О том, что Мария умела чи­тать и знала текст Ветхого Завета, еще в IV веке упоминал святой Амвросий Медиоланский. Однако до второй половины IX века эти сведения не слишком впечатляли авторов иконографии, посвященной Марии. Самое раннее изобра­жение читающей Богородицы из тех, что сохранились, относится ко второй половине IX века: это резьба на шкатулке из слоновой кости, вероятно сделан­ной в Меце. Одновременно всего в 120 километрах от нее монах Отфрид Вай­сен­бург­ский пишет стихотворное изложение Евангелия и впервые упоми­нает, что в момент появления Гавриила Мария читала псалмы. С тех пор Мария встречает архангела за чтением все чаще и чаще, и к XIII веку книга становится постоянной деталью западноевропейского Благовещения, а веретено отходит византийской традиции. В том же XIII веке появляется цветок, стоящий между архангелом и Марией. Этот символ напоминал о том, что Благовещение про­изошло весной: «Назарет» в переводе с древнееврейского означает «цветок». Позже он превращается в лилию, символизирующую не только время года, но и чистоту Марии.

Робер Кампен. «Благовещение» (1420–30-е)

Metropolitan Museum of Art

Ангел входит в обычный бюргерский дом того времени. Мария поглощена чте­нием и не замечает его. В луче света — летящая через окно фигурка Христа. Архан­гел еще не успел заговорить с Девой, и Кампен как будто использует эту паузу, чтобы показать зрителю интерьер комнаты. На столе — лилии, в углу — до блеска начищенный бронзовый умывальник, книга обернута тканью. Все это намекает на чистоту Марии. Только что потушенная свеча, вероятно, напоми­нает о сиянии, исходившем от новорожденного Иисуса и затмившем огонь све­чи. Возможно, так Кампен подчеркивает человеческое начало Христа. Вообще, картина Кампена — пример того, как сложно иногда бывает расшифровать ни­дерландскую живопись XV века, выбрав определенное значение того или иного предмета. Например, украшенная маленькими резными львами скамейка Бого­родицы может символизировать трон Соломона, с которым сравнивали Марию и который тоже был украшен львами, а сами львы — Иисуса. А может быть, Кам­­пен написал скамейку только потому, что такая мебель была в те годы в моде.

Пьеро делла Франческа. «Благовещение» (1452–1466)

1 / 2

Пьеро делла Франческа. БлаговещениеBasilica di San Francesco, Arezzo / Wikimedia Commons

2 / 2

Пьеро делла Франческа. Опускание Иуды Кириака в колодецBasilica di San Francesco, Arezzo / Wikimedia Commons

Благовещение могло быть и самостоятельным сюжетом, и частью цикла, по­свя­щенного Богородице, и первой сценкой в изображении жизни Христа. У Пьеро делла Франчески Благовещение неожиданно становится частью исто­рии обретения креста, на котором был распят Иисус. Мария и ангел помещены в классическое архитектурное пространство (в живописи эпохи Возрождения оно сменяет условные изображения зданий готического и ви­зантийского искус­­­ства). Ярусы здания делят композицию на два регистра: земной, в кото­ром ангел обращается к Марии, и небесный, с изображением Бога Отца.

Лаконичная композиция почти лишена деталей, поэтому обращает на себя вни­мание веревка, свисающая с балки у окна. С одной стороны, этот символ напоминает об орудиях страстей  Орудия страстей — инструменты мученичества Иисуса Христа., с другой — делла Франческа с помощью этого изображения связывает Благовещение со сценой пытки Иуды Кириака, которая изображена в верхнем регистре. Согласно апокрифической легенде, в IV веке римская императрица Елена, мать Константина Великого, который сделал христианство государственной религией в Римской империи, иници­иро­вала в Иерусалиме раскопки, чтобы найти крест, на котором был распят Иисус. Иудеи отказались помогать Елене в поисках, и тогда она велела посадить одного из них, Иуду, в высушенный колодец. Через несколько дней Иуда стал умолять освободить его и обещал помочь найти крест. Вызволенный из колод­ца, он помолился Богу — и увидел место, где находился крест: так он уве­ровал в Христа. Однако ему явился дьявол и обвинил в том, что он, в отли­чие от Иуды Искариота, предал его. Именно об Искариоте и о ве­ревке, на которой тот повесился, напоминает веревка на балке. Пустая петля, не при­годившаяся уверовавшему и спасенному Иуде Кириаку, указывает на спасение, следующее за приходом Иисуса в мир.

Благовещение с единорогом (1480–1500)

Schlossmuseum, Weimar

Средневековые бестиарии рассказывали о множестве фантастических зверей и приписывали удивительные черты реальным животным. Богословы находи­ли параллели между описаниями некоторых животных и событиями из жизни Иисуса: например, жертву, евхаристию и воскресение символизировали пели­кан, кормящий птенцов собственной кровью, и лев, рождавшийся мертвым и оживавший на третий день от дыхания львицы. Еще одним символом Христа был единорог, поймать которого могла только непорочная дева. В XV–XVI ве­ках становится популярен сюжет охоты на единорога — особенно в Германии. Соответствующие иллюстрации появляются в рукописях и гравюрах, на алта­рях, гобеленах и посуде.

Изображенная на крыле алтаря Мария сидит в саду. Гавриил гонит к ней еди­норога. Архангела сопровождают четыре собаки, символизирующие доброде­тели: истину, милосердие, мир и справедливость. Изображения охоты на еди­норога часто превращались в наивное перечисление того, что символизирует Деву Марию: запертый сад, заключенный колодец  Запертый сад и заклю­ченный колодец — образы невесты из Песни песней, которую в Средние века считали про­образом Марии., неопалимая купина  Неопалимая купина — куст на горе Синай, из которого Бог говорил с Моисеем. Горе-вшая, но не сгоревшая купина символизи­ровала чистоту Марии., руно Гедеона  Согласно Ветхому Завету, Гедеон, один из су­дей Израиля, убедился в том, что Господь из­брал его, когда оставленное им на ночь руно на следующее утро осталось сухим, хотя вся земля вокруг намокла от росы, а еще через утро, наоборот, лежало мокрым на сухой земле., затворенные врата  Затворенные врата — образ из видения пророка Иезекиля, также считавшийся предвосхищением Благовещения. Через эти ворота должен был пройти Господь. и жезл Аарона  Жезл Аарона чудесным образом расцвел за ночь — в этой истории видели намек на рождение Спасителя от девы.. Светский характер сцены вызывал недовольство церкви, и в 1545 году на Тридентском соборе подобные изображения были запрещены.

Якопо Тинторетто. «Благовещение» (1576–1581)

Scuola Grande di San Rocco / Wikimedia Commons

На большинстве изображений Благовещения Мария спокойна. Она не пугается при виде архангела и со смирением принимает отведенную ей роль. Благове­щение Тинторетто тревожное и сумбурное. Картина написана в темных тонах, Гавриил врывается в дом, его сопровождает вихрь из путти  Путто (лат. putus — «маленький мальчик») — крылатый мальчик.; голубь, симво­лизи­рующий Святой Дух, резко устремляется вниз, а Мария в испуге отшаты­вается. Здесь нет ни цветов, ни сада, а дом напоминает руины: из стула лезут прутья соломы, за дверью небрежно навалены доски и плотницкие инструмен­ты Иосифа. За стулом мы видим старые ясли. Чтобы усилить напряжение, Тин­торетто использует резкую перспективу и странный ракурс: зритель как буд­то бы смотрит на все происходящее сверху. Динамичная композиция, поры­вистые движения и контрастное освещение предвосхищают живопись эпохи барокко, предпочитающую сдержанным Благовещениям предыдущих веков напряженные, динамичные, эмоциональные сцены.

Александр Иванов. «Благовещение» (1850)

Государственная Третьяковская галерея / wikiart.org

Архангел Гавриил был послан с небес на землю, чтобы сообщить Марии о ее пред­­назначении. Принадлежность Марии и Гавриила к разным мирам художник подчеркивает, изображая их в разных масштабах. Архангел не просто выше Ма­рии — их фигуры несоизмеримы друг с другом. При этом компози­ционно они объединены: рука ангела попадает в круг сияния, исходящего от Марии.

Благовещение Иванова неожиданно монументально — особенно если учесть, что это акварель на бумаге. В конце 1840-х годов художник задумал цикл рос­писей на библейские сюжеты, и этот акварельный эскиз должен был впослед­ствии стать фреской (но так и не стал). В это время Иванов читал книгу немец­кого богослова Давида Штрауса «Жизнь Иисуса». Штраус считал, что евангель­ские чудеса — мифологизированные предания, часто основанные на ветхоза­ветных сюжетах, и проводил параллели между ветхо- и новозаветными сюже­тами. Именно поэтому Иванов собирался написать рядом со сценой Благове­щения явление Троицы Аврааму.

Билл Виола. «Приветствие» (1995)

Фрагмент видеоинсталляции Билла Виолы «Приветствие»

Обращаясь к вечным сюжетам, современные художники часто задумываются об их месте в истории искусства. Современный американский художника Билл Виола в своей видеоработе цитирует вовсе не евангельский рассказ, а картину «Встре­ча Марии и Елизаветы», написанную в 1529 году итальянским художни­ком Якопо Понтормо. Речь тут, правда, идет не о самом Благовещении, а о сле­дую­­щем за ним сюжете — встрече Марии с Елизаветой, матерью Иоанна Кре­стите­ля. Узнав от Гавриила о том, что ее престарелая родственница Елизавета тоже бе­ременна, Мария отправляется к ней. Елизавета тут же понимает, что Мария родит Сына Божьего, и таким образом становится первым человеком, узна­вшим о грядущем рождении Иисуса.

1 / 2

Якопо Понтормо. Встреча Марии и Елизаветы. Италия, 1529 год Propositura dei Santi Michele e Francesco / Wikimedia Commons

2 / 2

Фрагмент видеоинсталляции Билла Виолы «Приветствие» © Bill Viola / Whitney Museum of American Art, New York

На картине Понтормо движения женщин как будто замедлены: этот ритм зада­ют тяжелые складки их одеяний. Замед­ленность переносит в свою работу и Вио­ла, но достигает этого эффекта други­ми средствами: съемка длиной в од­ну минуту растянута в видео до деся­ти, и обычный разговор приобретает непо­нятную значительность. Беседу двух женщин прерывает появление третьей: она обнимает одну из них и делится с ней некой новостью. Зритель не знает, кто есть кто, а просто наблюдает за эмоциями женщин.

Источники

  • Ворагинский И. Золотая легенда.

    М., 2016.

  • Дмитриева Н. А. В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет.

    М., 2009.

  • Кондаков Н. П. Иконография Богоматери.

    СПб., 1914–1915.

  • Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.

    М., 2000.

  • Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции.

    М., 2009.

  • Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещение» начала XII века.

    Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002.

  • Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. 
  • Freedman M. B. The Iconography of the Merode Altarpiece.

    The Metropolitan Museum of Art Bulletin. Vol. 16. New York, 1957.

  • Goldner G. Notes on the Iconography of Piero della Francesca’s Annunciation.

    The Art Bulletin, Vol. 56, № 3, 1974.

  • Panofsky E. Early Netherlandish Painting.

    Harvard, 1953.

Литература

Генрих Бёлль о Чехове

И о том, почему его пьесы нужно читать, а не смотреть

arzamas.academy

«Благовещение» картина - Леонардо да Винчи

Художники (будучи в своей массе людьми обычными) изображают сцену благовещения как бытовую сцену. Это трудная задача, поскольку следует разрешить сразу несколько практически неразрешимых противоречий. 1. Первое. Мария, как утвердил в свое время очередной Папа, девственница. Она имеет мужа, который несмотря на ее красоту и юность не смог ее лишь девственности, следовательно он был очень стар и уже недееспособен. А это значит в свою очередь, что Марию продали замуж за деньги для использования в виде домработницы. Судьба ее незавидна. Полагаю, что молодая и здоровая девушка должна была одичать совершенно, поскольку ее инстинкты некому удовлетворить. Ее жизнь до этого момента представляет собой сплошное мучение и моральное и физическое с эти гадким старым хреном. Про ее родителей, продавших ее в рабство молчу. Это еще те фрукты. 2. Далее. И вот к такой девушке, полностью одичавшей от половой неудовлетворенности и тоски по нормальной жизни, вдруг является мужик с крылышками и красноречиво уверяет, что мол есть некто, называющий себя богом, который хочет ее и предлагает недвусмысленно сводничество. Вопрос: как должна реагировать девушка в таких условиях на такое предложение?Так вот. Все художники всегда создавали иллюстрации именно на эту бытовую тему. Их ангелы всегда мужики с крыльями и сводники. Их Мария всегда есть обычная девица, которая реагирует на недвусмысленные предложения со стороны мужика с крылышками. Реагирует в зависимости от личных предпочтений того или иного художника, но всегда как обычная девица. Леонардо – единственный кто тему раскрыл совершенно не как картинку из быта. Его ангел существо сверхъестественное. Его вид потрясающ, поскольку это не человек, но некто, кто принял облик человека. Мария также изображена отнюдь не девицей в рабстве у импотента. Она величественна и принимает предложение благосклонно, с достоинством и с глубоким пониманием момента. Вот потому он и Леонардо, а не Сандро Боттичелли. Уровень мышления много, много выше.

gallerix.ru

Да Винчи, Донателло, Рахманинов: кого ещё вдохновлял сюжет о Благовещении | Актуальная классика | Великий пост

Последние правки - 16.02.2015 г.

7 апреля Русская православная церковь отмечает один из наиболее важных праздников — Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день к Деве Марии явился архангел Гавриил и сообщил ей о скором рождении Сына Божьего. Светлый сюжет вдохновил многих художников, литераторов и музыкантов на создание истинных шедевров — накануне праздника АиФ.ru предлагает вспомнить некоторые из них.

Картина Симоне Мартини «Благовещение с двумя святыми» (1333)

«Благовещение» — одна из самых известных работ итальянского живописца. Евангельский мотив Мартини «переместил» на золотой фон (по замыслу художника, он должен был символизировать небо), а от его архангела «расходятся» слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лука, 1:28), написанные золотыми красками. В руках Божий посланник держит райскую ветвь — символ примирения Бога и творения. Кстати, в создании алтарной картины принял участие и ученик живописца Липпо Мемми, но теперь невозможно точно установить, что именно привнёс в полотно великий Мартини.

Фрагмент картины Симоне Мартини «Благовещение с двумя святыми» 1333 год.

Рельеф Донателло «Благовещение» (около 1435)

Ещё один выдающийся деятель искусства, которого интересовал сюжет встречи архангела и Девы Марии — Донателло ди Макурин Никколо ди Бетто Барди или просто Донателло. Рельефом из песчаника мастер украсил алтарь Кавальканти в церкви Санта Кроче. Своих героев скульптор поместил на фоне закрытой двери, украшенной изысканным орнаментом: юная Дева Мария, испуганная внезапным появлением архангела, немного отпрянула, а Гавриил преклонил перед ней колени. Верх рельефа украшают шесть фигурок младенцев путти.

Картина Рогира ван дер Вейдена «Благовещение» (около 1440)

На многих картинах, посвящённых Благовещению, встречается белая лилия, и творение нидерландского живописца не стало исключением. Мастер поместил цветок в вазу, стоящую на полу комнаты, что очень символично: раньше Деву Марию часто изображали у колодца или около другого водоема, но со временем он «эволюционировал» в вазу или кувшин. В руках у вандервейденской героини книга — традиционно Марию изображают читающей Книгу пророка Исайи.

Фрагмент картины Рогира ван дер Вейдена «Благовещение». Работа около 1440 года.

Фреска Фра Беато Анджелико (1430–1432)

Фреска Благовещения из монастыря Сан Марко во Флоренции принадлежит кисти Гвидо ли Пьетро — итальянского художника эпохи Раннего Возрождения, которого ещё при жизни начали называть Беато Анджелико — «Блаженный Анджелико». Слово «Фра» обозначает «брат», «монах», а «Анджелико», как несложно догадаться — «Ангельский». Спустя 500 с лишним лет после смерти живописца Ватикан официально причислил Фра Беато Анджелико к лику блаженных; также его считают покровителем всех художников.

«Благовещение». Фра Беато Анжелико. 1430–1432 годы.

Картина Леонардо да Винчи «Благовещение Пресвятой Богородицы» (1472-1475)

Своё монументальное произведение 20-летний да Винчи изобразил маслом на двухметровой доске. Архангел Гавриил в исполнении художника в левой руке держит белую лилию — символ целомудренности и чистоты помыслов, а правой благословляет Марию.

Картина Леонардо да Винчи «Благовещение Пресвятой Богородицы». 1472–1475 годы.

Картина Сандро Боттичелли «Благовещение Честелло» (1489-1490)

Своё название произведение получило по имени монастыря Честелло, для которого оно предназначалось. Боттичелли тоже «вложил» в руку своего архангела ветку белой лилии, а самого Гавриила нарисовал в движении — на картине видны «контуры» силуэта ангела, который только что спустился с небес.

«Благовещение». Сандро Боттичелли. 1489–1490 годы.

«Третья песня Эллен» Франца Шуберта (так же известна как «Ave Maria Шуберта», 1825)

Сейчас насчитывается больше 40 различных музыкальных произведений, которые называют Ave Maria, поскольку большинство из них связано с одноимённой христианской молитвой. Но наибольшую известность получила «Третья песня Эллен» Шуберта — именно эта версия хорошо знакома каждому слушателю (особый успех композиция имела в исполнении Робертино Лоретти). Изначально произведение входило в вокальный цикл, который композитор написал на стихи Вальтера Скотта «Дева озера» — в «Третьей песне Эллен» героиня мысленно обращалась к Богородице. Однако со временем музыкальный отрывок всё чаще стал исполняться как самостоятельное произведение.

Картина Данте Габриэля Россетти «Благовещение» (1850)

«Благовещение» планировалось автором как диптих, но вторая часть произведения так и не была создана. В своём творении прерафаэлит Россетти значительно отступил от традиционных канонов, чем сразу же вызвал гнев и нападки со стороны зрителей: виной всему его Дева Мария, которая словно отстраняется от небесного посланника и выглядит испуганной, даже подавленной.

Данте Габриэль Россетти. «Благовещение». 1850 год.

Стихотворение Константина Бальмонта «Благовещение в Москве» (1903)

В своих стихах российский поэт-символист не говорит о Богородице и архангеле Гаврииле, зато представляет Благовещение как праздник весны и пробуждения природы:

«Благовещенье и свет, Вербы забелели. Или точно горя нет, Право, в самом деле? Благовестие и смех, Закраснелись почки. И на улицах у всех Синие цветочки. Сколько синеньких цветков, Отнятых у снега. Снова мир и свеж, и нов, И повсюду нега. Вижу старую Москву В молодом уборе. Я смеюсь и я живу, Солнце в каждом взоре. От старинного Кремля Звон плывет волною. А во рвах живет земля Молодой травою. В чуть пробившейся траве Сон весны и лета. Благовещенье в Москве, Это праздник света!»

Произведение Сергея Рахманинова «Богородице, Дево, радуйся» (1915)

Сочинение «Богородице, Дево, радуйся» вошло в хоровой цикл Рахманинова «Всенощное бдение» — кстати, этот жанр появился в мировой музыкальной культуре исключительно благодаря православной Церкви.

Смотрите также:

www.aif.ru