Уильям Блейк, «Сотворение мира». Картины блейк


Мистические видения Уильяма Блейка

Крупнейший английский поэт, живописец и график, один из главных предшественников сюрреализма Уильям Блейк (1757-1827) был вторым из пяти детей торговца трикотажными изделиями, увлекшегося учением шведского мистика Эмануэля Сведенборга, подолгу жившего в Лондоне.

Этот человек писал удивительные философские стихи, которые нередко цитируют и в наше время. Но гораздо больше англичанин Уильям Блейк известен как талантливый художник-гравер.

И не просто художник. Он обладал способностью видеть параллельные миры, то есть был, как говорят в наше время, визионером. А после смерти являлся своей жене в виде призрака.

Выдающиеся способности Блейка проявились очень рано. Маленьким ребенком он рисовал в лавке отца и писал стихи на оборотной стороне счетов. Он обладал и музыкальными способностями. Впоследствии он писал музыку к своим стихам. Однако жизнь редко радовала Блейка.

Он был постоянно печален, мистически настроен, жил словно во сне и часто слышал голоса, которые — он был в этом уверен — доносились до него с неба.

Блейк был учеником у гравера. Потом он учился в Королевской академии художеств, которую не окончил, потому что поссорился с ее президентом знаменитым художником Джошуа Рейнольдсом. Говорили, будто Рейнольдс дал Блейку чудовищный совет: быть попроще в своих рисунках. Вряд ли он хотел этим обидеть Уильяма. Но он явно не понимал, что Блейк не может быть таким, как все, и что они существуют в совершенно разных мирах.

18 августа 1782 г. Блейк женился на неграмотной дочери садовника Катерине Боучер. Он научил ее читать и писать. Она помогала ему делать гравюры. Она верила во все его видения и поклонялась ему как пророку.

Блейк был самым оригинальным английским мистиком и одним из самых выдающихся графиков своего времени. Его мистическое отношение к миру пронизывало и его жизнь, и его искусство. Для печатания небольших книжечек своих стихов с собственными иллюстрациями-офортами (сохранились считанные экземпляры, собственноручно раскрашенные художником), Блейк изобрел оригинальный метод высокой печати. Он, правда, утверждал, что в этом нет его заслуги — дух его покойного брата, с которым Блейк будто бы постоянно общался, раскрыл ему многие секреты искусства.

«Великий красный дракон» — одна из самых известных и одновременно самых пугающих работ художника

С детских лет Блейка часто посещали видения. Он вспоминал, что маленьким мальчиком встретил ангелов и пророка Иезекииля. Какая-то сила заставляла его писать стихи или рисовать, диктовала ему стихи, водила его рукой. Моисей, Гомер, Вергилий, Данте и Мильтон постоянно приходили к нему и беседовали с ним.

Маленький Блейк утверждал, что смерть — это всего лишь переход из одной комнаты в другую. А также рассказывал взрослым, что видел в небе воинов с мечами и копьями, а на ветвях деревьев ангелов со сверкающими крыльями… Однажды мальчик поведал, что видел самого Господа, просунувшего голову в окно… Свои видения Уилли переносил на бумагу.

Однажды к нему зашел его друг и увидел его рисующим карандашом чей-то портрет. У Блейка был такой вид, будто перед ним находилась модель, с которой он рисовал. Он то и дело поднимал глаза, всматривался и продолжал работу. Между тем в комнате никого кроме художника не было.

«Не мешайте мне!» — прошептал Блейк.

Удивленный гость спросил, кого он рисует.

«Я никого не вижу!»

«Зато я вижу его! — высокомерно прервал своего посетителя Блейк. — Он здесь, и его имя Лот. Вы можете прочесть о нем в Священном Писании. Он позирует мне».

В письме Блейка, отправленном им в апреле 1803 г., говорилось:

«Я писал эти стихи под прямую диктовку. Двенадцать, а иногда и тридцать строк сразу, без размышлений и даже против своей воли».

Головы призраков. Такое название получила серия карандашных набросков Блейка, выполненных им по просьбе астролога Джона Варли. Основные герои — явившиеся художнику мифические персонажи. Вся серия, вышедшая в 1818 году, до сих пор служит предметом серьезного внимания многих специалистов.

Блейк был убежден в существовании параллельного мира, где все иначе, чем в нашем. Стремясь постичь его законы, он научился писать справа налево. Художника мало интересовала реальность, он погружался в фантастические сферы, героями его творений становились атланты и друиды, которые являлись ему, когда он был в измененном состоянии сознания, как сказали бы сегодня. Когда ему мешали во время транса, он приходил в дикую ярость — как-то едва не столкнул с карниза школяра, вздумавшего его дразнить. Многие считали его сумасшедшим, и так продолжалось до конца жизни.

Блейк изучал труды мистика и визионера Сведенборга, увлекался неоплатонизмом — но так и не стал ничьим последователем. Его лучшие живописные работы на религиозные темы, такие как "Сон Иакова" или "Адам и Ева находят тело Авеля", отличает особое, нетрадиционное освещение. По словам Блейка, это был "свет других миров", который и помогал ему создавать шедевры. Лишь истинному художнику доступны контуры того, иного, запредельного мира, уверял он:

Кто контур не видит — не может его рисовать,Ни рафаэлить, ни фюзелить, ни блейковать.За контурный метод вы рады художника съесть,Но контуры видит безумец и пишет, как есть.

Блейк создал несколько "иллюминированных рукописей", собственноручно гравируя свои стихи и рисунки. Одной из его работ была "Библия Ада, собранная в Ночных Видениях", своего рода альтернативный Ветхий Завет, где Бог представал демоном, а акт сотворения мира — великим падением…

Как-то, вспоминает художник, он увидел в своем доме "чешуйчатую, крапчатую, ужасную видом тварь с телом человека и головой блохи, спускавшуюся по лестнице". Видение привело его в такой ужас, что он бросился бежать из дому, куда глаза глядят. Позднее он воплотил адское видение в одной из своих картин — "Дух Блохи".

Картины Блейка: Рисунок на дереве Призрак Блохи (The Ghost of a Flea) (слева) и "Число Зверя 666" (The Number of the Beast is 666) (Справа)

Уильям Блейк скончался 12 августа 1827 года, в возрасте 69 лет, в самый разгар своей работы над иллюстрациями к "Божественной комедии" Данте. Незадолго до этого он закончил иллюстрировать "Книгу Иова". Врачи так и не смогли найти причину смерти художника. Возможно, его забрали с собой те потусторонние силы, с которыми он постоянно общался при жизни.

После его кончины вдова Кэтрин не раз рассказывала, что призрак мужа являлся к ней и давал различные рекомендации. Так, если к ней приходили купить какую-нибудь из гравюр Блейка, она всегда говорила, что сначала посоветуется с супругом.

Картины Блейка к "Божественной комедии"

paranormal-news.ru

Живопись Блейк Уильям, «Сотворение мира», описание картины

Живопись XVIII в.

На рубеже XVIII-XIX вв. во всех областях искусства происходит постепенный переход от идей просветительства к эстетике романтизма с его символико-аллегорической наполненностью и нарушением классических традиций. Изобразительное искусство пошло по пути освобождения от догм, согласно которым главная задача живописи заключалась в отражении действительности во всем ее многообразии. Художники теперь получили возможность поверять холсту свои самые тайные мысли и творить такие смелые образы, воплощение которых прежде было под силу одним поэтам.

В английской живописи новый подход к искусству в своем творчестве воплотил Уильям Блейк. Многое в работе художника предопределял сам склад его личности. Блейк был глубоко религиозным человеком, верящим в различные видения и приметы, не признавал официальное академическое искусство и демонстративно отказывался от следования общепринятым нормам. Многие современники считали его сумасшедшим, другие смотрели на него как на безобидного чудака, и лишь немногие понимали глубину его творческой мысли. И эти немногие спасали его от нищеты и голодной смерти.

Творчество Блейка глубоко субъективно. Все его картины -- это отображение собственного мироощущения и мировидения, философии творчества. Они проникнуты сложными религиозно-мистическими аллегориями и символами, рожденными на основе мрачных фантазий, наполнены личностными посылами, так что большинство произведений Блейка до сих пор с трудом поддаются расшифровке. Многие – совершенная загадка, относительно которой исследователи выдвигают лишь несмелые предположения. Что это: творческий эксперимент или завуалированное желание поведать нам сакраментальное, рассказ ночного кошмара или нечто реальное, но не поддающееся нашему пониманию?

Одной из самых загадочных работ Блейка является его гравюра «Сотворение мира», созданная им специально для его же поэмы «Европа. Пророчество». На ней перед зрителем предстает фигура старого человека, который с помощью циркуля хочет измерить земной шар. Современники свидетельствуют, что образ был создан под впечатлением видения, явившегося Блейку, когда он поднимался по лестнице своего дома. Но, возможно, аллегория была задумана и как иллюстрация следующих библейских строк: «Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда Он утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны» (Книга Притчей Соломоновых 8: 26-28).

Сам величественный вид Бога, измеряющего циркулем бездну, во многом схож с фигурой Творца у Микеланджело. Влияние итальянского гения отчетливо прослеживается в блейковской работе. Однако само зрелище в большей степени напоминает сновидение. Блейк словно творит собственную мифологию, и фигура Создателя у него – не сам Создатель, а дитя блейковского воображения. Для художника мир соотносится со злом, а его творец – с дьявольским началом. Отсюда почти кошмарный характер видения, контраст черного и кроваво-красного. И Бог – это не собственно Господь, а просто создатель мира. Да и сам художник называет его другим именем – Уризен.

На картине легко заметить множество ошибок и изъянов, которые Блейк допускает как рисовальщик. Но заострять на них внимание – значит не понимать творчество художника. Для него главный интерес представляет само видение, характер последнего, поэтому он и не видит необходимости строго следовать натуре. В этом просто нет потребности, из-за чего Блейк никогда не рисовал с натуры, полностью доверяя своей интуиции и внутреннему зрению. В подобном понимании техники живописи художник стоит ближе к средневековым традициям, чем к завоеваниям Возрождения. Для первых правильность и чистота линий не имела значения, больше ценилась знаковость образов. Однако не следует думать, что творчество Блейка – шаг назад после всего предшествующего опыта. Наоборот, это прорыв в идейном и смысловом наполнении. Никогда еще библейские мотивы не подвергались такой интерпретации и такому смелому осмыслению.

По-новому звучит и противопоставление черного и красного цвета. При их кажущемся соперничестве одновременно происходит и их сближение. Оба цвета благодаря мастерской игре ими ассоциируются с темными силами, и почти дьявольской вспышкой видится огненный циркуль на черном лике бездны.

jivopis.org

Уильям Блейк | Drawingforall.ru

Блейк автопортрет

Имя этого английского художника и поэта известно многим любителям классической готики. Хотя, нам, как ресурсу, посвящённому изобразительному искусству, Блейк-художник ближе Блейка-поэта, мы постараемся кратко рассказать о его творчестве в целом.

Несомненно выдающийся мастер Нового Времени родился в 1757 году в Лондоне. Если быть точным, это было 28 ноября — именно в этот день в небогатой многодетной семье простого лавочника раздался первый крик новорождённого Уильяма. И мать,и и отец мастера являлись глубоко религиозными людьми, протестантами,  и именно они привили Уильяму любовь к Библии, которая позже станет одним из основных мотивов его творчества.

Уильям получил хорошее художественное образование, ведь с 7 лет до 21 года он обучался у известного гравюра Джеймса Безира. Отметим интересный момент — в возрасте около 10 лет Уильям получил в подарок от отца несколько альбомов с работами Рафаэля Санти, Мартина ван Хемскера и Микеланджело.

Юноша поразился невероятной, анатомической точности изображений людей, и этот факт также очень сильно повлияет на творчество мастера. Обратите внимание: его персонажи — гротескные, пугающие, мистические — имеют очень правильные, мастерски нарисованные фигуры, и от этого они пугают ещё больше. Кстати говоря, даже репродукции картин Уильяма Блейка до сих пор способны создать в помещении мистическую, гнетущую атмосферу.

Блейк Иерусалим

 

Семейное положение Уильяма на протяжении сознательной части его жизни было довольно стабильное и стандартное — он, будучи довольно молодым человеком, полюбил простую девушку из крестьянской семьи —  Катерин Буше, с которой впоследствии прожил до самой смерти. А вот психологическое состояние мастера было весьма интересным и мягко говоря, выделяющимся — на протяжении всей жизни он утверждал, что его посещают духи и различные мистические образы.

Впервые это случилось с Уильямом, когда ему было всего 4 года. Мальчик сам описал это как «в окно комнаты, в которой я находился, заглянул человек. Я сразу понял, что это был Бог и очень испугался».

Уильям Блейк

 

Впоследствии духи и различные мистические видения посещали Уильяма часто. Например, когда молодой художник погожим летним днём наблюдал за работой косарей на поле, он увидел несколько высоких, статных человеческих фигур в белых, сияющих одеждах, которые исчезли через некоторое время.

Также, будучи совсем маленьким ребёнком, он перепугал домочадцев новостями о том, что дерево, растущее поблизости дома семейства, стало вдруг «облеплено множеством ангелов, с крыльев которых летели блёстки, и их было много, как звёзд на небе». Не зря коллеги называли Блейка «мастером, рисующих с натуры призраков». Возможно, именно в такой особенности психики Блейка скрыт секрет его живописи, пугающей и загадочной.

Искушение и падение Евы

 

Позже, когда он рассказал о своём мистическом опыте художнику Джону Варли, тот был настолько поражён рассказами Блейка, что попросил его сделать зарисовки работ своих видений. Так появилась известная серия работ «Головы призраков».

Это были портреты различных известных людей и существ, причём в этой серии присутствовали как реально существующие люди, как Сократ, Юлий Цезарь и Вольтер, так и выдуманные, как, например, Робин Гуд. Особое место в «Головах призраков» занимает совсем невероятная работа  — «Голова духа Блохи».

Голова призрака блохи

 

Уильям утверждал, что этот призрак посещал его дважды. Одно из объяснений странной внешности да и вообще самой концепции «Призрака Блохи» заключается в том, что такое обличье принимают после смерти люди, которые при жизни «пили кровь других людей», то есть были особенно безжалостными и эгоистичными.

Однако, это только одна из версий. Видимо, этот портрет впечатлил и самого мастера, ведь позже он решил создать одну из своих самых известных картин, «Дух Блохи», где изобразил причудливую, пугающую фигуру этого персонажа в полный рост. Немного позже мы поговорим об этой работе отдельно, она требует особого анализа.

Уильям Блейк был также и весьма успешным поэтом. Как и в изобразительном искусстве, тема христианства и Бога стала центральной для мастера. Несмотря на то, что основная масса работ была посвящёна религии и мистике, многие из них стали очень известны в широких кругах. Например, стихотворение «Иерусалим», всё же содержащее в себе большое количество религиозным аспектов, стало ни много ни мало неофициальном гимном Великобритании, так считается и по сей день.

Блейк иллюстрации к библии

 

Многие из наших уважаемых читателей могут подумать, что Блейк был далёким от науки гениальным чудаком, которого посещали призраки, мифологические и сказочные персонажи. Однако мы поспешим развенчать это представление – Уильям, отлично владевший искусством гравюры, изобрёл новаторский, революционный способ рельефного оттиска, который был более качественным и быстрым по сравнению со старыми технологиями.

По большому счёту, Уильям создал этот способ для своих великолепных иллюстраций к Библии. Однако новый способ рельефного оттиска получил признание среди мастеров печатного дела и вскоре был введён в самый широкий оборот.

blake

 

Совсем незадолго до смерти мастер принялся за работу над иллюстрациями к «Божественной Комедии» — действительно, произведение такого плана просто не могло пройти мимо Блейка, который вообще ставил религиозные мотивы в центр своего творчества. Он хотел выполнить в форме гравюры все изображения, из тех, что создал, но, к сожалению, успел обработать лишь семь пластин.

Уильям Блейк божественная комедия

 

Кстати говоря, сам момент ухода из этой жизни Уильяма Блейка был весьма таинственным и загадочным. Всю первую половину последнего дня своей жизни мастер работал над «Божественной Комедией», а затем вдруг попросил свою супругу оставаться неподвижной, чтобы нарисовать её портрет (ныне утерянный). После завершения этой работы, Уильям немного передохнул, а затем начал распевать церковные гимны и песнопения. Это продолжалось до 6 часов вечера, когда мастер скончался.

Дом смерти

Любопытно, что супруга Уильяма, Катерин, после смерти мужа распродала многие его работы, однако ни одну сделку она не заключала, не посоветовавшись с «самим мистером Блейком».

Действительно, Катерин утверждала, что дух её мужа постоянно подсказывает ей наилучшие решения и варианты действия, а также утешает и подбадривает её. Члены семьи, в которую она устроилась работать экономкой, рассказывали, что в момент смерти Катерин стала звать Уильяма, и, когда сообщила, что видит  его, её лицо стало необычайно радостным и светлым.

 

Теперь немного об основных шедеврах Блейка.

Призрак Блохи (другое название — «Дух Блохи») является одной из самых узнаваемых работ Блейка. В центре полотна изображена жуткая человекоподобная фигура, покрытая чешуёй. Она держит уродливыми лапами чашу с человеческой кровью, жадно всматриваясь в остатки своего лакомства.

Эта картина очень хорошо характеризует специфику работ мастера — Дух Блохи имеет относительно реалистичные пропорции (обратите внимание на то, как качественно и реалистично прорисованы мышцы), но также в нём есть несколько инфернальных черт. Прежде всего, это пугающее лицо, в котором причудливо смешались человеческие и звериные черты. Маленькая голова покрыта крупной, отвратительной чешуёй, уши создания огромны и заострены, изо рта показывается длинный, извивающийся, как у рептилий, язык. Именно в таком сочетании характерной для Нового времени реалистичности, объёмности человеческих фигур и чисто блейковской, пугающей атмосферы и заключается один из главных феноменов творчества мастера.

Обратите внимание на фон, созданный мастером — мы можем видеть золотые звёзды, достаточно мягкое освещение и бархатную синеву. Если бы не центральная фигура, картина смотрелась бы весьма уютно, однако в центре изображен пугающий монстр. Задумка Блейка была такова, чтобы Дух не сильно выделялся из этого золотисто-синего фона, и, великолепная работа с тенями и светом создаёт именно такой эффект.

Отметим также, что картина «Призрак Блохи» регулярно входит в топы самых страшных картин, нарисованных за все времена.

Призрак Блохи

Наряду с этой картиной в рейтингах всегда присутствует и весьма впечатляющее творение гениального Франсиско де Гойи «Сатурн, пожирающий своё дитя».

 

Бог-архитектор. Очень эпичная, величественная гравюра Уильяма Блейка. В центре картины изображён Бог в момент работы на созданием мира. Отметим мрачную, гнетущую атмосферу этой работы, которая формируется мрачной цветовой гаммой и необычной композицией. Бог здесь изображен в негативном плане, очевидно что он создаёт именно жесткие ограничения, рамки, которые символизирует циркуль в его руке.

Ещё один символ тесных оков, жестких рамок — это солнце, внутри которого находится главный герой картины. Оно красно-чёрное, зловещее, и по сути, представляет собой ещё один круг, ещё одни границы. Если продолжить толкование работы с точки зрения символизма, можно предположить наличие возможности вырваться из тесных, навязанных ограничений, ведь борода, волосы и рука Создателя находятся за пределами кровавого-красного солнечного диска.Бог-архитектор

Сегодня мы рассказывали вам об удивительном Уильяме Блейке. Его работы сочетают в себе черты школы живописи Нового времени с мистицизмом и загадочностью, смысл многих картин не разгадан до сих пор. Статья была подготовлена авторами сайта drawingforall, до новых встреч!

Вам также могут быть интересны:

drawingforall.ru


Смотрите также