Картины Валерия Блохина. Картины блохин


Художник Блохин И.С. - Русская Антикварная Галерея

Блохин Иван Семенович (1887 - 1954)

Иван Семенович Блохин - российский и советский художник, живописец-импрессионист, график, сценограф. Иван Семенович Блохин родился 13 (26) октября 1887 года в деревне Брыкино (Якшино) Московской губернии Верейского уезда Шелковской волости (Дороховский район), в большой крестьянской многодетной семье (всего было 7 детей - 6 братьев и одна сестра). В возрасте 9 лет будущий художник начал ходить в сельскую школу, которую закончил за два года с похвальным листом. В 11 лет родители отдали Блохина в живописную мастерскую Тараса Михайловича Рожкова в Москве, где он обучался последующие 5 лет. Затем год проучился в художественной студии А.П.Большакова. А в 1906 году поступил в модную тогда частную художественную школу Федора Ивановича Рерберга на Мясницкой. Именно здесь у Блохина зародилась любовь к импрессионизму. Сам Ф.И.Рерберг был "искренним импрессионистом". Этот высокообразованный, обладавший прекрасными личными качествами человек, с удовольствием поощрял любой талант и дарование. Иван Семенович с большим уважением отзывался не только о руководителе мастерской Ф.И.Рерберге, но и о других преподавателях. В частности, лекции по анатомии, физиогномике и мимике там читал профессор Сергей Сергеевич Голоушев - доктор, эксперт Московского окружного суда и художественный критик, способный превратить даже скучные лекции по анатомии в интереснейший материал. О высоком уровне мастерской Рерберга свидетельствуют и другие обучавшиеся там художники. Среди товарищей Блохина по мастерской были К.Малевич, братья Бурлюки, Ф.И.Захаров, А.А.Рыбников. Еще до поступления в художественную школу Рерберга Блохин занимался по общеобразовательным предметам на Домниковских вечерних и воскресных курсах, а также учился на юридическом и историко-филологическом факультетах Народного университета. Однако диплом он так и не получил по причине военной службы, на которую был призван в июне 1909 года. Даже во время мобилизации художник продолжал учиться, получив благодаря ходатайству воронежских художников Богданова и Бучкури возможность посещать занятия в Воронежском художественном училище. После первой демобилизации в 1913 году Блохин учился в студии художника-реалиста В.Н.Мешкова на Воздвиженке. В 1914 был вновь призван на военную службу, за отвагу в боях был награжден Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степени. Вернувшись домой в 1918 году, Блохин решил продолжить свое художественное образование и поступил во ВХУТЕМАС, где его учителем был Павел Варфоломеевич Кузнецов. К этому времени Ивану Семеновичу был уже 31 год и он был сложившимся художником, так что на последних курсах у него даже была своя персональная мастерская, дававшая ему возможность заниматься преподавательской деятельностью. После революции Блохин ведал художественными делами в Военном городском комиссариате Москвы, параллельно работал в театрально-музыкальной секции заведующим художественно-техническим бюро. 1920-е годы - время взлета художника. Он много работает, особенно в жанрах пейзажа и портрета, участвует в выставках. В 1925 году вместе с такими художниками как П.Петровичев, Л.Туржанский, А.Васнецов, В.Эйгес участвовал в выставке "Объединенное искусство - ОБИС". В 1927 и 1929 экспонировался на Второй и Третьей выставках Московского союза художников, учредителем и членом которого являлся вплоть до роспуска организации. 29 апреля 1932 года Блохин был арестован по обвинению в «антисоветской деятельности, выразившейся в участии в контрреволюционной организации “Союз крестьянского труда". Довольно скоро, видимо, благодаря чьему-то заступничеству художника выпустили, но своей мастерской у него больше никогда не было. В 1930-е годы советским правительством были отменены все художественные союзы и организации и провозглашён единый художественный метод - социалистический реализм. Иван Семенович не мог остаться в стороне от этой борьбы, активно выступая в защиту пейзажа, оказавшегося на нижней ступени иерархии жанров. Экспериментировал художник и в таком подвергшемся гонению "формалистическом" направлении как кубофутуризм. Свидетельств увлечения Блохина кубофутуризмом осталось немного, что связано, скорее всего, с желанием скрыть то, что шло вразрез с официальной идеологией. Однако сохранились репродукции двух его работ «Инвалид труда — краснодеревец» и «Забастовка», напечатанные в журнале "Эхо" в 1925 году; обе работы были выполнены в манере кубизма. Вторая половина 1930-х годов - время нового творческого подъема художника. В конце 30х годов получила развитие монументальная живопись, что было связано с необходимостью оформления множества построенных общественных зданий и только что открывшейся Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Блохин получил заказ на оформление павильона "Юннаты", а также оформлял павильон "Сибирь", расписав для него два панно - "Омск" и "Челябинск" по эскизам академика Бялыницкого-Бирули. В это время отошли представления о пейзаже как о ненужном жанре и в 1938 году Иван Семенович получил контракт от МОССХА на работы в пейзажной живописи. Он участвует в выставках в Москве, Кисловодске, Ялте, Евпатории наряду с ведущими художниками. Его работы закупаются музеями Харькова, Саратова, Астрахани, Музеем Революции в Москве. Во время Великой Отечественной войны художник состоял в резерве военкомата по организации партизанского движения, выезжал в командировку на фронт, выставлял свои картины в госпиталях. В 1942 году принимал участие в выставке "Пейзаж нашей Родины", где экспонировался вместе с Бялыницким-Бируля, Бакшеевым, Кончаловскими, отцом и сыном, Крымовым, Кузнецовым, Петровичевым, Мешковым, Удальцовой, Юоном. В 1940-х годах стиль художника претерпел значительные изменения: любимым жанром по-прежнему остается пейзаж, но меняется цветовая гамма, колорит становится более приглушенным, чтобы оценить мастерство художника, картины теперь надо рассматривать в разное время суток и при разном освещении. К работам этого периода относится "Болдинская сюита" - серия пейзажей, посвященных пушкинским местам, написанная в 1949 году к юбилею поэта. Часть этих картин хранится в Музее им. А.С.Пушкина на Пречистенке. В конце 1940-х - 1950-х годах вновь становится гоним столь любимый художником импрессионизм, в это время Иван Семенович практически не участвует в выставках, основное свое время посвящая преподавательской деятельности. Незадолго до своей смерти в 1954 году художник был исключен из МОССХА. По воспоминаниям Н.Е.Кузнецова это событие подкосило Блохина, в 1954 году у него случился инфаркт, от которого он так и не оправился. Персональная выставка художника прошла в Москве в 1959 году благодаря стараниям его жены Анастасии Николаевны. Затем картины более 40 лет пролежали в мастерской художника в Леонтьевском переулке и только после смерти его дочери увидели свет. К сожалению, многие картины из коллекции дочери художника в 1999 году были вывезены за границу, остальные осели в частных коллекциях и галереях. Картины И.С.Блохина хранятся в коллекциях центральных музеев России (в том числе - Третьяковской галерее и Русском музее), а также в музеях государств бывшего СССР

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

Художник Валерий Блохин - Все интересное в искусстве и не только.

original

Валерий Блохин Родился 30 декабря 1964 г. в Новороссийске.

В 1984 г. окончил Краснодарское художественное училище. С 1990 г. член Союза художников России. С 1999 г. почётный член Чешской Академии Искусств им. Масарика, г. Прага (Чехия). Валерий Блохин награжден золотой медалью Российской академии художеств.

3d158926f588dff7519d612357ce6bd7

10283015

173383036

414201332

443915251

626910074

897515651

948298988

983239331

ba4881c06397

Blohin4

Blohin7http://www.tvplaneta.ru/participants/art/valery_blokhin/

http://www.alliance-art.ru/valerij-bloxin/

tanjand.livejournal.com

Картины Валерия Блохина / Иллюстрации / Funtema — развлекательная сеть

Красота Востока, воспетая русским художником.Картины Валерия Блохина Валерий Блохин — художник, родившийся в 1964 году в Новороссийске. В своих работах, написанных маслом и мастихином, он признается в любви Востоку и культуре мусульманских жарких стран. Работы Блохина уникальны — художник выбрал оригинальную тему для творчества.Картины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия БлохинаКартины Валерия Блохина

funtema.ru

Николай Блохин »

 

Творчество Николая Блохина представляет ту линию российского современного искусства, которая связана с новым уровнем развития академических и реалистических традиций. Преемственность с европейской и русской художественной школой реализуется в выборе тем и сюжетов, пластического языка, в самом отношении к искусству и жизни.

Николая Блохина отличает виртуозное мастерство рисунка в его классическом понимании. Рисуночные портреты Блохина сочетают острый психологизм и свободное владение всеми возможностями профессиональных приемов. Нередко он создает большеформатные рисунки, которые формально являются подготовительным этапом при создании живописной композиции, в действительности они изначально являются равнозначными, самостоятельными произведениями.

Блестящая живопись — в портретах, пейзажах, натюрмортах, сюжетных композициях,— не просто технична, но и эмоциональна. Пастозный, свободный мазок насыщает живописную поверхность внутренней динамикой, создавая ощущение «витальности» красочного теста.

Сайт Художника 

BLOHIN10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Николай Блохин художник, который всем — образованием, мировоззрением, художественным языком, — связан с русской академической школой.

Фундаментальные принципы академического образования, заложенные еще в эпоху классицизма, включающие опору на художественный лексикон, сложившийся со времен греческой и римской античности; повышенные требования к точному и грамотному рисунку; изучению логичных и универсальных законов композиции; ориентацию на высшие достижения мирового искусства, в первую очередь западной традиции, — остаются базовыми с момента открытия Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге вот уже более 250 лет. На протяжении своей истории академическая система не оставалась неизменной. Свежие импульсы во второй половине ХIX века внесли реалисты «передвижники» во главе с Ильей Репиным, которые расширили круг тем и сюжетов, перенесли акцент с антиков на изучение натуры. Краткий период авангардистских экспериментов в стенах Академии в 1920-х годах, связанных с революцией 1917 года, сменился возвратом к реалистическим традициям (реализм, правда, был «социалистическим») в советское время. Железный занавес почти на семьдесят лет вырвал Россию из контекста мирового художественного процесса. Однако любое явление обладает диалектическим единством плюсов и минусов. Благодаря изоляции и консерватизму в России сохранилась классическая художественная школа, в большинстве других стран утраченная.

Академическое образование слишком долго в определенных художественных кругах было принято считать рутинным, многие радикалы до сих пор уверены, что нормативы и правила засушивают личность, ограничивают свободу самовыражения. Однако ругать Академию можно лишь при условии, что она существует, служит камертоном и ориентиром, дает ясность критериев и задает планку. Ибо академическая система художественного образования — это отработанный веками коллективный опыт. Слабую личность эта система может поглотить и нивелировать, сильной индивидуальности дает старт для мощного взлета и раскрытия своего дарования. Когда эта система отсутствует, то все начинает дробиться, мельчать, критерии расшатываются и все стремится в неизбежное ничто. Каким оригинальным и сложным не был бы внутренний мир личности, выражение внутреннего «я» средствами визуального искусства требует знания ремесла — умения держать кисть в руках, смешивать краски на палитре, рисовать, работать цветом и компоновать. Освоив эту систему можно либо развиваться в ее лоне, либо отказываться от нее совсем, но без нее дойти до понимания глубинных, сущностных основ формообразования практически невозможно.

Можно вспомнить, что нормативность и консервативность Академии часто приводила к ощущению исчерпанности ее возможностей, но каждый раз появлялись мощные творческие индивидуальности, сформированные именно Академией и доказывавшие жизнеспособность академической системы. В девятнадцатом веке это были великие русские художники Карл Брюллов, Александр Иванов, вдохнувшие новую жизнь в классицистические каноны, передвижники, изменившие тематический репертуар, но сохранившие основы художественного языка — Илья Репин, Василий Суриков. Академический фундамент читается в работах Михаила Врубеля, Валентина Серова и художников начала ХХ века Зинаиды Серебряковой, Бориса Кустодиева, Филиппа Малявина, Николая Фешина, Александра Яковлева, Василия Шухаева. В советский период новая интерпретация академического искусства проявилась в работах Евсея Моисеенко, Андрея Мыльникова и многих других.

В Академии художеств на протяжении большей части ее истории не просто учат профессиональной технике, здесь прививают ту идеологию, которая отличает русских художников: сочувствие жизни простых людей, важность гуманистических ценностей и вера в великую миссию искусства. Поэтому для художников с академическим образованием характерен поиск больших тем и большой формы. Нравственные вопросы социума, смысл человеческой жизни и смерти, вечный поиск ответа на вопрос «что есть Красота» находят воплощение в традиционной форме станковой картины, нередко тяготеющей к монументальной значительности художественного языка.

Сегодня, когда пройден кризис очередной смены социальных ориентиров, в отечественную художественную жизнь уверенно вошло поколение сорокалетних, к которым принадлежит и Николай Блохин, с новым осмыслением академических традиций, которое дает основание говорить о рождении «новой Академии».

Николай Блохин оказался связан с Академии художеств еще до своего поступления в нее. Он родился в 1968 году в Ленинграде, занимался сначала в районной детской художественной школе, затем был принят в ленинградскую Среднюю художественную школу при Институте И.Е. Репина. Следующим этапом закономерно становится поступление в «репинку», где Блохин выбрал мастерскую профессора В. И. Рейхета, отличавшуюся особым вниманием к основам живописной культуры. Первый итог полученных знаний и первая декларация собственной художественной программы, как правило, реализуется в выпускной, дипломной работе. В качестве сюжета своего диплома (1995 год) Николай Блохин выбрал масленицу. Масленица — это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник проводов зимы и встречи весны. Ей посвящены множество ритуалов — блины, ряженые, воздвижение и сжигание чучела «Масленицы», балаганы, катания с гор, кулачные бои и взятие снежного городка. В этой веселой кутерьме, длившейся целую неделю перед началом Великого поста, проявлялась народная жизнерадостность, отражалась русская натура, порой не знающая меры и удержу. Яркие краски, открытые эмоции, смех и веселье по поводу проводов зимы и предвкушение прихода весеннего солнца всегда ассоциируются с этим праздником. В современных реалиях его отмечают театрализованными представлениями и сегодня это больше похоже на «мероприятие», чем на обряд, поскольку традиционность жизненного уклада в России нарушена давно. Но печь блины на масленицу настолько крепко вошли в плоть и кровь, что никакие трансформации социальных систем не искоренят этой русской привычки.

Блохин вместе с тем написал не современную масленицу, и даже не историческую, хотя типажи и костюмы, выбранный момент действа заставляют вспомнить позапрошлый век. Он попробовал встать в один уровень с выпускниками дореволюционной Академии (здесь в первую очередь вспоминаются произведения Василия Сурикова и «Капустница» Николая Фешина, один из лучших академических дипломов). Очевидной целью этой работы было показать свои возможности в создании большеформатной многофигурной жанровой картины — множественность типажей, разнообразие мотиваций поведения самых разных персонажей, немыслимые ракурсы, жесты, взаимосвязи, различные уровни динамики — от нарочито усложненных внешних движений персонажей до внутренней геометрии композиции, решение непростых колористических проблем. И если само полотно все же осталось на уровне большой заявки на будущее, то подготовительные рисунки к «Масленице», безусловно, работы зрелого мастера. Сам формат рисунков — некоторые почти в натуральную величину — не оставляет сомнений в том, что изначально они осмысливались художником не только как подготовительный материал, но как самостоятельные произведения. Натуру, близкую к образам XIX века долго искать не надо. Процессы глобализации и стандартизации жизни затронули отнюдь не все слои населения в России, и низовой социальный слой обитает вообще в неподдающемся точному определению времени. Подобные типажи, как «Старуха», «Курящий», «Обернувшийся» — это вечные персонажи, неизменная примета России. Одновременно это повод воспеть оду академическому подготовительному рисунку, давшему возможность художнику показать свое умение схватывать сиюминутность состояния и органичность движений, передавать исключительно сложные ракурсы и точки зрения. Поразительна мощная пластика линий, игра которых не только строит форму, но и выражает свободу художника в обращении с ней. Уверенная точность каждой линии и их собственный живой, энергичный ритм несут самостоятельную эстетическую значимость. Но при этом отнюдь не теряется сложность характеров, схваченная в мимике и выражении лиц, точность психологических характеристик.

Через три года после окончания Академии и прохождения стажировки в творческой мастерской, Блохин начинает преподавать рисунок в мастерской преемника Рейхета профессора В. В. Пименова.

Важное место в творчестве Николая Блохина занимает портрет. Художник здесь придерживается классических гуманистических традиций, согласно которым человек понимается как создание цельное, где внешние индивидуальные черты позволяют выявить сущностные основы личности, во всей сложности его психологии, биографии и духовной жизни. Нельзя не заметить и влияние импрессионизма в стремлении передавать случайность состояния или настроения модели, что сохраняет не только эффект естественности, но и свежесть первого впечатления. Одновременно для художника важно организовать произведение как законченное эстетическое целое, где бы портретный образ не делил произведение на модель и фон, а возникала единая пластическая структура. Поэтому здесь соблюдается паритетность реального и условного, изобразительного и декоративного, что заставляет вспомнить дуалистичность стиля модерн. Впрочем, сразу обнаруживают себя и традиции постановок академических мастерских советской школы. Однако живопись потому и живопись, что не все поддается вербальной интерпретации. Сложно составленные живописные аккорды, их свежесть и спонтанность делают портреты художника от самых ранних — «Женский портрет» (1991), «Портрет» (1997), до зрелых работ 2002-2008 года — «Девушка с вязанием», космонавта С.Крикалева, Р. Кеккалайнена, типично «блохинских» композиционных парных женских портретов («Мать и дочь»), — работами именно Блохина, а не репликами исторических стилей.

Его постоянными моделями являются самые близкие ему люди — его семья. Тонкие и трепетные образы художнику удается создать в портретах его жены Наташи, не только красивой женщины, но и самой интересной художницы. Сложность и глубина ее натуры читается в полных нежности портретах «Наташа в платке» (1994), «Наташа» (2002) многих других. Его дочь Аня стала источником постоянного восхищения. Он не скрывает своих чувств, любуясь непринужденной детской грацией, мягкой лепкой черт лица ребенка. Маленькая принцесса, инфанта, балерина, он вводит ее образ в свои фантазии (Уличные музыканты. Автопортрет с Аней.2006). Она как камертон задает солнечное оптимистичное настроение всему творчеству художника.

Николай Блохин не ограничивается портретной живописью. Интересно художник раскрывается в пейзажах, в первую очередь при изображении родного Петербурга. В его полотнах передается состояние вечно дождливой погоды, атмосфера постоянной сырости и промозглости, типичной для города на Неве. Но серые тоскливые краски приобретают роскошь переливов старинного серебра («Новый мост. Санкт-Петербург», 2006), а смазанность силуэтов и отсутствие деталей, как ни странно, раскрывает грандиозность пространства идеально спланированного города, выстроенного с имперским размахом и величием («Летний сад«,2006).

Не менее привлекательны и изысканные натюрморты художника первой половины 2000-х гг., образующие «белые» и «серые» серии. Для них характерна благородная сдержанность колорита, тонкое сопоставление форм и объемов, классическая завершенность соединяется с изящной легкостью широкой пастозной живописи. По контрасту, натюрморты с цветами становятся поводами для создания живописных сюит. Сами по себе цветы в этих натюрмортах не так важны, как важно ощущение сочности и полнокровности цветовых гармоний пастозной, широкой живописи. Красочное месиво кажется самопроизвольным и одновременно строго организованным, каждый мазок не просто эффектен сам по себе, но работает на общее впечатление от композиции.

Типично блохинскими мотивами становятся серии последних лет, где основные темы — это темы личины и маскарада — ряженые, шуты, шарманщики; «галантная» тема — дама и кавалер, королева и паж, испанки, цыганки; тема театральная — балет, варьете, арлекины и коломбины. Несложно заметить, что это подчеркнуто канонические темы классического искусства (Д.Ланин. Вступительная статья. Николай Блохин. М., 2007). Сразу возникает вопрос — эти темы и выбор художественного языка отвечает желанию художника вернуться в прошлое, повторить уже пройденное ранее? Или за этим стоит что-то другое?

На знамени искусства двадцатого века, да и начала двадцать первого стояло и стоит слово «свобода». Свобода самовыражения индивидуальности, свобода поиска, отказ от запретных тем, свобода выбора художественных систем, свобода развинчивать до основания любые конструкции, поиск пределов возможностей самого искусства и всех направлений развития вдохновляли многих художников. Николай Блохин художник современный, ибо свобода также одна из мощных мотиваций его творчества. Но его понимание свободы имеет другую базу. Для него свобода — это свобода диалога с культурной традицией европейской школы, свобода говорить с ними на одном языке, достижение свободы в использовании технических приемов рисунка и живописи. Можно вспомнить искусствоведческий термин трансавангард, закрепивший право художника применять любой художественный опыт всех времен и народов, когда-либо бывший в истории, но можно также вспомнить, что вся история искусств и есть диалог с предшественниками. Этот диалог мог принимать разную форму — полного приятия, развития тех или иных сторон, спора, отрицания, но всегда предшествующий опыт становился отправным моментом для развития. Блохин не копирует, не подражает, не имитирует, он вступает именно в диалог. Отсылки на поверхности — великие испанцы Диего Веласкес и Франциско Гойя, реалист Илья Репин, импрессионисты Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Константин Коровин, западный и русский модерн конца XIX — начала XX века -Андреас Цорн, Михаил Врубель, Валентин Серов, Лев Бакст, Филипп Малявин, Абрам Архипов, Николай Фешин, крупные мастера советской школы — Евсей Моисеенко, Борис Угаров. Впрочем, этот список можно легко продолжить в разных временных направлениях.

В первую очередь напрашиваются сравнения с Николаем Фешиным, который благодаря вынужденной эмиграции 1923 года стал не только русским, но и американским художником. Любопытно, что есть некоторая параллель даже в том, что Николай Фешин и Николай Блохин, едва окончив Академию художеств, получили быстрое признание в США. Есть определенное сходство позиций в выборе основных тематических проблем — соединение прекрасного и безобразного и тонкость грани между ними, их взаимосвязь и взаимообусловленность, диалектичное сцепление изысканного и гротескового, привлекательного и отталкивающего, праздника и первородной жути бытия, игра в переодевание. Ясно читается и схожесть пластических приемов в соединении натурных форм и условной живописной маэстрии, любовь к созданию вибрирующей фактуры живописной поверхности, стремление к изощренно сложным ракурсам и позам в рисунке. Вместе с тем, у Блохина с Фешиным столь же много общего, сколь много и отличного. Мощные, плотные, энергичные линии соусов и пастелей Блохина прямо противоположны тончайшим, невесомым линиям угольных рисунков Фешина. Утонченная сдержанность колорита Фешина русского периода мало имеет общего с праздничной цветовой феерией живописи Блохина, да и интенсивность цвета фешинских работ, созданных в Америке, имеет иное качество. Для Фешина первичен натурный импульс, он не сочинял своих сюжетов, а режиссировал реальные ситуации, будь то портрет или жанровая композиция. Для него не органично мышление символами. Блохин в большей степени высказывается в своих фантазиях, и часто его образы несут в себе иносказательный смысл. Вместе с тем у двух художников есть некоторое фундаментальное единство в рамках общего языка. Для Фешина и Блохина природная, естественная форма является основой, дающей безграничные возможности интерпретации различных смыслов. Не столько рациональных построений, которые можно выразить вербально, сколько построений пластических — игры формы и цвета, линий, пространственных решений и композиционных приемов. И для Фешина, и для Блохина важна органика жизни самого красочного теста или витальная энергия линии, их саморазвитие, пульсация, продолжение творческого акта во времени, где впечатление продолжающегося на наших глазах развития и есть искомый результат.

Такую же диалектичную цепочку отношений можно выстроить и с другими мастерами прошлого. Несложно заметить, что многие образы странноватых персонажей часто имеют портретное сходство с самим художником (и дело тут не только в том, что он сам себе модель, которая всегда под рукой). Он примеряет на себя разные роли — фавна, шута, арлекина, Икара, он садится в круг среди своих «Поющих». Ему весело, интересно и страшновато взглянуть на себя с разных сторон возможного и выдуманного. Он рядит своих героев в неожиданные, диковинные костюмы. Невольно вспоминается великий Рембрандт и его бесконечное изучение собственного лица, эмоций, состояний и изменений, равно как и стремление к нарочито необычным, экзотическим одеждам героев своих картин на библейские сюжеты, что давало возможность вырваться за пределы рутинности обыденного. У Блохина, совершенно очевидно, повод для переодеваний совсем другой — это игра в игру, но и в том и другом случае яркость костюмов становится поводом для живописной феерии.

Легко вспоминаются портреты дворцовых шутов и инфант Веласкеса, мах Гойи, прямая перекличка композиций и даже названий с Врубелем («Цыганка», «Сирень», обе работы 2006). Но смысл работ постоянно трансформируется. Девушки в «Сирени» Врубеля — персонификация природы, у Блохина — основа для художественной маэстрии. Женские лица всех его испанок, цыганок, принцесс, то есть нереальных, почти сказочных персонажей плод фантазии, но одновременно взяты с улицы — современные девушки, обычные, даже простоватые, в которых вдруг выявляется королевская стать и вечная тайна женственности.

Балаганы, шуты, арлекины, скоморохи, шарманщики, — это все персонажи площадного искусства, низовой его формы. Но в силу своей первичности они незатейливо и прямо выражают изначальное назначение искусства — развлекать, смешить, уводить на время от проблем. Вместе с тем в этих произведениях есть внутренний дисбаланс — его ряженые, шуты и арлекины не столь уж и радостны при всей роскоши ярких, праздничных красок, скорее в них есть ощущение внутреннего надлома, спрятанной трагедии.

Для Блохина эти персонажи нужны, чтобы еще раз задаться вопросом — кто же художник, иначе, кто же он сам, его место в этом мире? Шут, развлекающий публику? Продавец иллюзорного счастья? Он дарит лишь минутное забытье мишурным блеском карнавала и обещанием исполнения желаний, заведомо неисполнимых? Или художник актом своей воли способен выбрать из грубой фактуры реальности все самое высокое и прекрасное?

И что же есть реальность — реальность видимого или реальность воображаемого, того идеального внутреннего пространства, который и создает видимый мир, или все совсем наоборот? Вопросы без ответа. Здесь царствует живописное месиво, изыски цветовых сочетаний, свободное излияние живописного потока, открытость приемов, которые создают реальность картины, которая для Блохина единственная. Художник не отвечает на вопросы, которая задает жизнь, он отвечает только на те вопросы, которые задает искусство.

И здесь становится ясно, что искусство Блохина не оглядывание назад, а поиски возможностей движения вперед («идти вперед может только память, а не забвение»), он исследует те же вопросы, что и современное искусство. Это то же самое определение пределов, смыслов и значений искусства, его архетипов, канонов, кодов, возможностей языка, его места и значения в этом потоке информации, глобализации, технократизации, компьютеризации, примитивизации и всего остального, что происходит в мире. Искусство все еще говорит на нерациональном языке чувств и переживаний, оно хранит теплоту человеческой души и формирует внутренний мир человека. Это старо и банально как мир, но без этого нет человека, и каждое новое поколение открывает эти истины заново.

Постоянность игры, переодеваний, перевертышей, смыкание и перетекания одного в другое у Николая Блохина происходит на разных уровнях — он часто для своих композиций в качестве моделей использует друзей, как правило, художников, а собственно портреты друзей, рисуночные и живописные, включаются в систему его карнавальных образов, поскольку он их рядит в разнообразные костюмы и может заострять образы до гротеска, создавая, вместе с тем психологически точные и емкие портреты («Самурай». Портрет художника Д.Ахриева, 2007, «Флорентиец». Портрет художника Ю.Калюты, 2009 и многие другие). Это придает свободным фантазиям достоверность, а привнесение игрового момента в реальность позволяет выпукло проявлять сущность характеров.

Масштабные, большеформатные композиционные рисунки, как бы подготовительные для живописных полотен, в большинстве своем становятся сами по себе значимыми произведениями.

Художественная ценность рисуночного триптиха и живописной композиции «Поющие» (2006) равнозначна, в этом случае невозможно говорить о рисунке как просто подготовительном этапе. Сама тема для художника очень важна. Условность пространства и ситуации подсказывает нам, что перед нами не воспроизведение реальной сцены, и не воспоминание о песнопениях на сельских посиделках, а несколько отдаленная перекличка с традициями русской хоровой жанровой картины. В XIX веке в изображениях крестного хода, общинных сходов, сельских массовых обрядов и праздников преломлялась идея христианской соборности и традиционности общинного уклада русской жизни. Картина, как окно в мир фиксировала реальность в ее собственных формах. Блохин не конкретизирует место и время действие. Здесь реализуется желание передать более глубинный пласт — то общее эмоциональное состояние, когда изнутри вырывающаяся, рожденная в стародавние времена тягучая, жалостливая и протяжная русская мелодия соединяет этих людей в единое целое. Это пение можно ощутить только на чувственном уровне подсознания, где спрятана наша генетическая память о временах, когда не существовало отдельной личности вне рода и племени, и мерный, спокойный и величественный ритм жизни людей задавался самой природой.

Тема западного карнавала и его русского варианта — масленицы,- с каждым новым этапом становится сложнее, вытягивая тот самый, глубинный смысл карнавала в бахтинском понимании, в котором сама жизнь играет, а игра на время становится жизнью, когда временно сливаются идеальное и реальное, когда рождение нового органически сочетается со смертью старого.

Тема Запад-Россия, являющаяся поводом и для противопоставления, и для сопоставления, свою высшую точку обретает в триптихах Венеция и Масленица, над которыми он работал несколько лет.

Праздничный и гротескный, очаровывающий и настораживающий одновременно образ венецианского карнавала, вложенный в композиционную схему гойевских «Мах на балконе», — это игра воображения, в которой соединяются прошлое и настоящее, мечта и реальность. Недостижимая, но вечно притягивающая красота и тайна. Мерцающие вспышки цвета, идущие из темно-синей, затягивающей, ночной глубины, живой трепет живописной феерии передает это ощущение в полной мере.

И другой полюс — «Масленица» как русская Голгофа. Языческое и христианское, национальное и общечеловеческое сливается и в самой теме, и в ее интерпретации. От осанны до снятия с креста, от чествования масленицы до ее сжигания, — это вечно повторяемые круги возвышения и казни, непрерывный круговорот человеческих взлетов и трагедий. Повышенная, барочная динамика боковых частей триптиха, где мужики сначала воздвигают разряженное соломенное чучело, а затем с таким же азартом его низвергают, контрастно подчеркивают внутреннее напряжение более лаконично решенной центральной композиции. Изнутри вырывающийся, надрывный вопль распятого человека-масленицы как бы вбирает в себя всю первородную жуть бытия. Такой Масленицы в русском искусстве еще не было.

Николай Блохин художник не только обладающий высоким профессиональным уровнем живописца и блестящий мастер академического рисунка, не только сочетающий масштабность и глубину мышления с тонким лиризмом, но и успешный. Выставки по всему миру, престижные премии, преподавательская деятельность в любимой alma mater, в Санкт-Петербургском академическом институте им. И.Е.Репина, близкий круг друзей и единомышленников, почитатели и коллекционеры его искусства в США и России. Ему многое дано, и он многое может, и впереди еще целая творческая жизнь.

Галина Тулузакова

natblog.ru

Восток глазами художника. Валерий Блохин

000004

Родился 30 декабря 1964 г. в Новороссийске.В 1984 г. окончил Краснодарское художественное училище.С 1990 г. член Союза художников России.С 1999 г. почётный член Чешской Академии Искусств им. Масарика, г. Прага (Чехия).Награждён золотой медалью Чешской Академии Искусств им. Масарика.

000007

"Работы художника далеки от этнографизма. Ориентальные циклы Блохина - это своеобразный результат его многолетних профессиональных исканий, глубоко личностное видение мира, с виртуозным артистизмом запечатленное на холсте".

000020

000024

000030

000036

000041

000045

000058

000060

000073

1214

30348325_1_ak

65813874_b1ccccccc2

65814357_ccccc

90660714_large_191

414201332 (1)

414201332

469505638

528822809

gallery_2_932_115484

Valeriy-Blohin.-YArkaya-zhivopis-na-grani-abstraktsii.-Vetnam.-Devushka-s-ptitsey.-90h200-holst-maslo

tanjand.livejournal.com

"...натюрморт обращая в портрет..." Художник Николай Блохин, 1968.

По уменью дарить, натюрморт превращая в портрет, я узнаю тебя за смешением пятен и линий, и коротким полётом пера подниму из тенет, из корней на измятой воде погибающих лилий; унесу, укачаю, как птицу, на сгибе руки, и в огонь окуну, искупая чужую ошибку, и огнём упаду в золотые от счастья зрачки, в эту темень — и вскрикну, рисуя на темени скрипку, что поёт в полудиком пространстве воды и стрекоз, и её голосок, после долгой нежизни в неволе, ароматнее кожи у самой границы волос, откровеннее шёпота и ослепительней боли, той, которой оплачено всё — от прихода на свет до ухода от света в огнях под больничной сиреной, от желания мстить шестерёнкам ослепшей вселенной до уменья прощать, натюрморт обращая в портрет.

Андрей Ширяев (1965 - 2013)

...

Творчество Николая Дмитриевича Блохина ( (1968, Россия, Санкт-Петербург) представляет ту линию российского современного искусства, которая связана с новым уровнем развития академических и реалистических традиций. Преемственность с европейской и русской художественной школой реализуется в выборе тем и сюжетов, пластического языка, в самом отношении к искусству и жизни.

Блестящая живопись — в портретах, пейзажах, натюрмортах, сюжетных композициях,— не просто технична, но и эмоциональна. Пастозный, свободный мазок насыщает живописную поверхность внутренней динамикой, создавая ощущение «витальности» красочного теста.

">

...

Вся жизнь Николая Блохина тесно связана с Санкт-Петербургским академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, в котором он сразу после окончания остался преподавателем кафедры рисунка.

Блохин много выставляется в Европе (Финляндия, Голландия) и, особенно активно, в США. Участие в международных конкурсах — Американской ассоциации художников-портретистов и Общества художников-портретистов Америки принесло ему Гран при (Нью-Йорк, 2002), приз Best of the Show (Бостон, 2004) и широкую известность, прежде всего в США. Особо важной в выставочной биографии для самого Николая Блохина явилась персональная выставка в доме и студии великого русского мастера Николая Фешина (2007, Taos Art Museum& Fechin House) в небольшом городке Таос, штат Нью-Мексико, США. В последнее время художник значительно чаще выставляется в России, что делает его имя известным и на родине.

О художнике отсюда: http://nikolay-blokhin.com/main/Картины отсюда https://vk.com/id194307715?z=album194307715_235449469

sluchaynosty.livejournal.com

ВАЛЕРИЙ БЛОХИН. ЯРКАЯ ЖИВОПИСЬ НА ГРАНИ АБСТРАКЦИИ: kovlam

Биография в числах

Для начала краткая биография в датах:

Валерий Блохин родился в 1964  в г. Новороссийске.

В 1984 году закончил Краснодарское художественное училище.

С 1987 года — городские, краевые, республиканские, всесоюзные и международные выставки.

С 1990 года — в Союзе художников России.

C 1999 года – почетный член Академии Искусств Чехии им. Масарика, награжден золотой медалью этой же академии.

В 2006 году – награжден серебряной медалью Российской Академии Художеств.

С 2007 года – член Творческого союза художников России.

Более подробная биография Валерия Блохина

  Валерий с детства занимался дзюдо и художеством. Когда первое стало мешать второму, выбрал второе. Бросил дзюдо в Новороссийске, поехав поступать в Краснодарское художественное училище, после того, как закончил местную художественную школу.  В Краснодаре никого из знакомых не было. Мама привезла его в город, устроила в школу, сняла квартиру. Здесь уже он заканчивал восьмой класс, готовился поступать в художественное училище… При этом, жил Валерий в городе сам, без родителей. Приходилось учиться образцово, чтобы не вызывали в школу родителей. А когда проводили в школе родительские собрания, то находил на улице соответствующих прохожих и уговаривал их сходить в школу. Особенно любил подбирать девушек, в качестве сестер. Находил в этом веселье…

Восточные мотивы в творчестве Валерия Блохина появились в связи с выставочной деятельностью за рубежом. Началось все в 1990 году в Германии, а затем дошло дело и до Индии, Вьетнама, Шри-Ланки. Восток внес в творчество Валерия еще больше цвета, характерного фейерверка костюмов, орнаментов. От первой поездки было много впечатлений. Их группу там много водили, показывали обряды, различные праздники, показывали то, что иностранцам обычно не показывают. И все это под характерную мелодичную восточную музыку. А Валерий любит музыку.

Каждая последующая поездка привносила много новых впечатлений и даже потрясала. Новые эмоции были настолько сильны, что стали основной темой. Остальное стало менее интересным.

По поводу опыта бедности художника, Валерий говорит, что бедность художнику во вред, так как приходится ему в таком случае браться за те заказы, которые в случае материального достатка он делать бы не стал. И в итоге выходит соответствующий результат. Нет характерной манеры, живой эмоции, радости.

Сам Валерий работать начал рано – около семнадцати лет. Подработки всякие. То стену где-то разрисовать, то трафареты кому-то сделать. Первые деньги заработал в десять лет, когда сделал на заказ трафарет с лошадью. Хватило примерно на десять порций мороженного…После армии уже начал работать серьезно. Но были свои проблемы. Частных заказчиков тогда не существовало. Сбыт картин через Художественные галереи шел только по факту пребывания в рядах Союза художников.

Ситуация стала меняться после 1987 года. В ту пору открылся в Краснодаре первый «Арбат» в скверике. Некоторые художники работали на глазах у прохожих. Что-то даже стало продаваться. Но и здесь все шло не гладко. Власти «Арбат» переносили по городу из одного места в другое несколько раз. Это очень негативно повлияло на атмосферу в художественном «Арбате» Многие ушли. У некоторых пропала мотивация…

О творчестве

В живописи Валерий Блохин любит цвет. Но пришел к этому не сразу. После училища он был неплохим рисовальщиком. Однако тот уровень творчества был изучен другими вдоль и поперек. Возникла некоторая неопределенность и вопрос: куда идти дальше?

Знакомство с Алексеем Паршковым ответило на вопрос. Тот порекомендовал не жалеть свои работы и холсты, больше экспериментировать с цветом. И Валерий стал выливать краску на холст, учиться мыслить более абстрактно. А так как работа шла не от фигуры, а от цветового пятна, то и вскоре пришло понимание цвета. Сложилась его особая техника: сначала идут абстрактные пятна, и только потом дописывается реальность. До определенного момента Валерий не знает, что появится на холсте. Ранее он опирался, как и большая часть художников русской школы, на рисунок, карандашный набросок, который затем заполнялся цветом. А сейчас – сначала эмоции, и только затем – детали…

 Как пример, Валерий приводит разглядывание стен, в которых имеются небольшие выпуклости, трещины, неровности. Из всего этого вырисовываются фигуры, лица. Это его метод в живописи – поиск в абстрактном реальных вещей.

  Часто Валерий настраивается на творчество так – садится, включает музыку – чаще джаз и фольклор — и мысленно начинает путешествовать. Если получается, то приступает к работе. А если настроение не возникает, то за краски не берется. Ведь если без настроения браться за работу — ничего хорошего не выйдет.

О творческом процессе. В настоящее время Валерий недоволен своим рисунком. Лет десять назад он заботился о точности рисунка ради композиции. А сейчас старается гармонично сочетать и то и другое. И часто это сделать очень трудно.  Особенно в больших многофигурных композициях. И если что-то не получается, то работа сильно замедляется из-за переделывания.  Возросла требовательность к своему творчеству.

 Иногда его спрашивают друзья: «Чего ты паришься? Ты же раньше делал вон какие красивые работы! Так делай и сейчас такие!»  А Валерию такие уже не неинтересны… Иногда случается, ругает он себя за то, что вовремя не остановился и сделал работу слишком завершенной. Сложно уловить эту грань, после которой любое вмешательство в картину будет ей только во вред…

Детали

Ну и как дополнительные детали… Свой дом Валерий с женой Ларисой проектировали вместе с архитектором. Общались со строителями, объясняли что хотят увидеть. В итоге, дом получился максимально соответствующим хозяевам. Уютным. Повсюду размещены  самые разнообразны и причудливые музыкальные инструменты. Валерий их коллекционирует, собирает по всему миру… Нравятся они ему, так как, по определению Валерия, они «настоящие»… При этом, сам Валерий себя музыкантом не считает. «Баловался» в молодости духовыми и выступал на паре концертов с друзьями-музыкантами.

usenkomaxim.ru

kovlam.livejournal.com