Борисов Мусатов Картины. Картины борисов


Всё об архипелаге Новая Земля

начало

Для работы в экспедиции был приглашен зоолог Харьковского университета Т. Е. Тимофеев, а гидролог А. М. Филиппов, который мог работать и как химик, ехал только на лето, без зимовки. Для плаваний на «Мечте» Борисовым в старинном поморском селе Кушерека были наняты штурман Евгений Хохлин и два матроса – Трофим Окулов, которому шел шестой десяток, и Дмитрий Попов. Откуда родом был третий матрос, Федор Еремин, я не знаю. Во время плавания вдоль Новой Земли на «Мечте» должны были находиться ненец Устин Канюков и двое рабочих – Александр Кузнецов и Алексей Соболев. Для помощи в строительстве дома были привезены печник Василий Теплых и плотник Петр Тропин. 

Карта Новой Земли

Хорошо виден пролив Маточкин Шар длиной около 100 километров, возле западного устья которого Борисов поставил дом. Пройдя на «Мечте» по проливу, выйдя в Карское море, и повернув на север, судно смогло дойти только до залива Чекина. Потом пришлось повернуть обратно, но «Мечта» была зажата льдами, и людям пришлось оставить судно и идти к берегу по льду. Об этом я писал в первой части.После того, как Борисова и его товарищей спасли ненцы, и предстоял неблизкий путь домой, с восточного берега Новой Земли к западному.

Борисов писал: «Неделю мы шли до становища Малые Кармакулы. Там встретили мы очень радушный прием в доме местного батюшки о. Дорофея и фельдшера Виноградова.Когда мы направились к Маточкину Шару, настала оттепель. Подул западный ветер, и повалил не то дождь, не то сырой снег. Все у нас и на нас размокло. Потом наступил вдруг сильный мороз и налетел резкий ветер. Все мокрое на нас замерзло, это было как раз в Грибовой губе. Тут, к счастью, нашелся развалившийся дом каких-то промышленников, и один из самоедов, Фома Вылка, соорудил из него небольшую избушку. Правда, она была вся в дырах, но все же давала хоть какую-либо защиту от мороза.

Набрали мы плавника, затопили очажок, отогрелись и повеселели. Улеглись спать. Не обошлось без комических сцен с нашими матросами. Перспектива всего двадцати оставшихся до дома верст, несмотря на усталость и лишения, настраивала нас на смешливый лад. Один матрос, измученный дорогой, как сел на снег отдохнуть, так и примерз. Не будучи в силах встать, он кричит другому: «Помоги встать!» Но тот сам в таком же положении.

Малицы примерзли. Третий, чуя такую оказию, влез в малицу наоборот — с подола ногами, и, таким образом, вылезть ему из нее было нетрудно. Он помог товарищам выкарабкаться и встать. Сами закоченевшие, кое-как размяли замерзшую одежду и двинулись в путь. Цель была уже близка и влекла к себе, заставляя забывать все кругом, и стужу, и голод, и жажду. Наконец, 3 октября мы попали в наш дом. Он показался нам раем».

Начиная с 27 сентября 1900 года люди шесть дней шли к берегу по льду, потом две недели жили у спасших их ненцев, потом неделю шли домой, и никто даже не простудился!

Вскоре Борисов нарисовал портреты двух своих спасителей, Максима Пырерки и Константина Вылки. 

Зимой зимовщики работали в доме, охотились на диких оленей, ухаживали за коровами, топили баню. Борисов привез на Новую Землю большой запас дров и двести березовых венков. Вечерами читали. В доме было два сундука с книгами и пять бочек керосина для керосиновых ламп. За всю зиму ни у кого не появилось признаков цинги.

Николай Борисов в своей книге писал: «Дружно отметили встречу нового, 1901 года. Сохранилась фотография этой встречи. Уютная комната, на стенах этюды, ее обитатели хорошо одеты, здоровы и веселы». В книге этой фотографии, почему-то, нет. Новоземельские фотографии Борисова, которые я видел, вообще по пальцам можно перечесть. А ведь были еще фотографии, сделанные им в 1894 году, когда он сопровождал Витте. Где они?

«Поселение в Маточкином Шаре». Рисунок Тыко Вылки. Слева дом Борисова.

 

 Маточкин Шар. Почтовая открытка, выпущенная в 1911 году.

Пролив Маточкин Шар (фотография Константина Носилова)

Пришла весна, можно было браться за краски, и готовить санную экспедицию в сторону Карского моря, а потом, вдоль побережья, на север. «Мечта» была потеряна, поэтому, за неимением гербовой бумаги приходилось писать на простой.

 

«11 апреля 1901 года мы с зоологом Тимофеевым и с двумя самоедами отправились на Карскую сторону. Один из самоедов скоро сбежал от нас, боясь, видимо, чтобы не повторилась осенняя история с нами. Мы взяли с собой собак, но они везли на санях лишь наше имущество, сами же мы шли пешком. Часто приходилось еще подсоблять собакам. Снег был очень крепкий и гладкий: мы шли, как по паркету.

Работать было очень трудно: приходилось обрезать кисти, делать щетину короткой, растирать краски почти немыслимо. … Стужа превращает краски в густое тесто, которого кисть не берет и которое не размазывается по полотну. Со мной бывали случаи, во время моих «полярных» работ, что даже скипидар, единственное средство, которое могло бы сделать краски жидкими, не помогал, потому что сам начинал кристаллизоваться на этом адском холоду. У меня есть этюды, которые я писал на морозе в 23° Р, 3-4 этюда при 30° Р. При этом кисть приходилось держать в кулаке, прикрытом рукавом малицы, и изо всех сил прижимать к. полотну, нанося на нею краски. Кисть трещит, ломается, коченеющие руки отказываются служить. Но рисуешь, весь охваченный одной жаждой занести на полотно эти при¬чудливые, мрачные, полные своеобразной красоты картины нашего Крайнего Севера».

«Самоед на берегу моря» (1901 г.) «Мы добрались до самого северного конца Медвежьего залива, и пред нами предстал величественный ледник. … Этот грандиозный ледник действует своими громадами подавляющим образом. Чувствуешь себя каким-то жалким и ничтожным. Но стоит выглянуть солнцу - редкому, правда, гостю в этом пустынном краю, - и мрачная картина ледника мгновенно меняется. Эти исполинские глыбы-льды переливают всеми цветами радуги, кажутся фантастическим дворцом северного царства. Долгие часы просиживал я здесь, любуясь ледником и зарисовывая его. … Попав в залив Чекина, мы отправились вглубь. Настали опять тяжелые дни, всяческие лишения. Далеки они были от пережитых нами на плавучих льдах, но все же натерпелись вдосталь; приходилось питаться тюлениной. Когда Т. Е. Тимофеев с самоедом уехал от меня, у меня не было буквально никакой пищи, а до склада было верст двадцать. Снег пропитался на льду водой, и ехать было очень трудно. Голод не тетка. Я стал собирать обгрызенные собаками тюленьи плавники (ласты), чтобы на всякий случай хоть ими питаться. К счастью, это не пришлось сделать».

«Тоска по родине» (1901 г.)«Из Тюленьей губы мы пошли на шлюпке Маточкиным Шаром к нашему дому, и тут налетел на нас такой ураган, что мигом сломило мачту и выбросило нас на берег, на острые камни. Сильный прибой волн каждую минуту грозил разбить нашу шлюпку в щепки, но без шлюпки беда: не попасть нам никак на южный берег, где наш дом.

Добрались мы кое-как до другого берега, в залив Тарасова, оставались там три дня, прошли до половины залива — там был кругом лед. Вся западная часть моря представляла гигантский ледник. Решили вытащить на берег шлюпку и идти пешком. Собаки у нас разбрелись, и мы тащили на себе этюды и коллекции, решив погибнуть вместе с ними, но не бросать это главное наше сокровище, едва не стоившее жизни».

«Лето на берегу Карского моря. Болванский нос»Картина была написана в 1901 году на Новой Земле, но это не Новая Земля, это остров Вайгач.

«Ветер очень затруднял нам путь, но в нас была бодрость сознания близости конца путешествия, и мы шли неуклонно вперед. Добрались до устья реки Чиракиной, от нее оставалось до дому верст 20. И тут, когда утомление начинало уже свинцом наливать нам ноги, счастье снова улыбнулось нам. Мы увидели, что из песка торчит что-то. Приблизился и вижу, что это дно занесенной песком, лодки. Видно, ее ветром выбросило на песок, а затем занесло. Одной доски недоставало в дне. Это беда была поправимая. Мы вытащили из саней гвозди, вытесали из плавника доску и приколотили, положив между досками куски малицы, чтобы дно не очень текло.

Текла лодка страшно, но все же кое-как переплыли мы в ней устье реки; съели полусырым последнего гуся и усталым шагом двинулись к дому— он был уже в виду. Мы шли к нему, как автоматы, ничего не сознавая, кроме того, что вот мы должны, во что бы то ни стало, дойти до того чернеющего уже домика. Но вот мы у порога нашего дома. Мы спасены, мы счастливы».

Весь следующий 1902 год Борисов работал в своей мастерской, и писал большой очерк о своем путешествии для журнала «Нива».

«Медведи на льду» (1902 г.)

 

«Медведи на льду у берегов Новой Земли»

Весь 1903 год Борисов работал над большой картиной, которую назвал «Страна смерти» (1903г.). Гиляровский, увидев картину, написал: 

«Более часа, пораженный величием неведомого, не мог оторвать я глаз. Проходила публика, слышались отрывки нелепой критики... А в стороне стоял одиноко высокий, могучий человек, сухой и стройный, с большой бородой и загорелым лицом. Посмотрев на него, я понял, что именно такой, полный вдохновения и энергии железной, закаленный человек мог достигнуть глубин Ледовитого океана и там, в этом ужасе замороженной жизни, ее «метелями обвеян», горячим порывом широкой души увековечить яркой кистью при сорокаградусном морозе виденное, пережить это и заставить пережитое и виденное перечувствовать на грядущие годы тех, перед глазами которых явится это живое полотно».

«Страна смерти» (1903 г.)

Странно, в книге Николая Борисова «Художник вечных льдов» есть список основных произведений А. А. Борисова, и, судя по этому списку, картина до 1962 года находилась в Русском музее, а потом была передана в музей Арктики и Антарктики. Картина, хранящаяся в архангельском музее, в этом списке вообще не упомянута.

«Страна смерти» (фрагмент) Картины полярной природы пожелал увидеть император. 1 марта 1903 года в Белом зале Зимнего дворца была создана экспозиция работ Борисова для царской фамилии. В центре экспозиции находилась «Страна смерти», которую царь приобрел (интересно, за сколько?) и позднее передал в Русский музей.

Картина попала в число любимых публикой, неоднократно воспроизводилась. Появились даже подделки. Об одной из них Борисов написал в газету «Новое время»:«9 декабря 1905 г. в доме, на углу Садовой ул. и Невского пр., был аукцион картин. Между прочими картинами продавалась картина работы Борисова «Заход солнца на Севере». Эту картину я не писал, и поэтому бронзовая дощечка на раме с подписью «А. Борисов» приделана без всякого основания, и утверждение, что эта картина моей работы, есть чистейший вымысел».

«Полночь в августе в Ледовитом океане» (1905-1906 гг.) Иллюстрация из книги Борисова «У самоедов». Картина была большая, как и «Страна смерти» (240 см. х 350 см.), но судьба ее неизвестна.

Летом 1903 года Борисов в последний раз побывал на Новой Земле, прожив в своем доме около месяца. Потом были выставки в Европе. Вена, Прага, Мюнхен, Берлин, Гамбург, Дюссельдорф, Кёльн, Париж…Французам так понравились полотна Борисова, что он был награжден орденом Почетного легиона. Последняя выставка в Европе была в Лондоне.

 На одной из выставок в Европе перед картиной «Полное солнечное затмение на Новой Земле» (1904 г.). Сейчас полотно находится в Русском музее.

Портрет А. Борисова работы Видгопфа (Париж)Большая часть картин, путешествовавших по Европе, осела в Берлине, потому что в 1909 году, в возрасте 43 лет, Борисов женился на вдове профессора Берлинского университета Матроне Дмитриевне Заблудовской, урожденной Жуковой. Своих детей у них не было. В книге Николая Борисова упоминается приемная дочь Евгения, но непонятно, дочь ли это умершего профессора Заблудовского.

С женой Матроной Дмитриевной (Берлин, 1910 г.)

 

Возле Красноборска, на высоком берегу Северной Двины, был достроен большой дом-мастерская, строительство которого Борисов начал еще в 1899 году (фотография 1910 г.). Возле дома был разбит сад и парк. Хозяйство было большое, с огородом, парниками, ягодными кустами. Приходилось держать и коров, и лошадей. 

На зиму Борисов с женой уезжал в Берлин, где у нее была большая квартира, потому что жене зимняя жизнь в красноборских лесах была скучна.

 «Вид Соловецкого монастыря» и «Гавань Соловецкого монастыря» (1912 г.)

Летом 1912 года Борисов побывал на Соловках, но в нынешней экспозиции его соловецких работ нет. Эти-то две картины нашел случайно в Интернете, хотя обе картины находятся в Архангельском областном музее изобразительных искусств, но, видимо, лежат в запасниках. Почему их не выставляют, не понимаю. 

«Зимняя сказка» (1913 г.)В 1913 году Борисов готовился к большой выставке в Петербурге.

 

В одном из залов дома, принадлежавшего Феликсу Юсупову-младшему (Литейный, 42), где в феврале 1914 года была устроена выставка. Было выставлено 208 картин и этюдов, составивших три цикла: «Полярные пейзажи», «Зима на Северной Двине» и «Виды Соловецких островов и монастыря».

На страничке «В Контакте» был написано «На выставке в Париже», но, скорее всего, это выставка в Петербурге в 1914 году, потому что Борисов стоит спиной к картине «Вид из окна мастерской на Северную Двину», написанной им в 1913 году. Не могу понять, что за дама стоит рядом с ним, жена или не жена?

В 1915 году Борисов добивался, чтобы его картины купил Русский музей, для художественного или этнографического отдела, причем добивался весьма напористо, отчего в газетах Петербурга поднялся довольно сильный шум. Противником покупки картин был и А. Бенуа.

Во время Первой мировой войны ездить в Берлин, естественно, было нельзя. Художник несколько раз выезжал в Петербург, продолжал писать, в основном, зимние пейзажи, но все больше его увлекала идея строительства Великого северного железнодорожного пути, который мог связать Север с Сибирью. Основных дорог должно было быть три: Обь-Котлас-Беломорск-Мурман, Котлас-Вельск-Коноша-Петроград и Котлас-Великий Устюг-Кострома. Может показаться странным, но Борисом бы ярым противником Северного морского пути, и считал, что освоение Севера возможно только в результате строительства железных дорог.

Обе революции семья Борисова пережила спокойно, хотя в конце 1918 года местные власти конфисковали дом и картины за неуплату «чрезвычайного налога». В 1919 годы после жалоб Борисова в Москву, все конфискованное вернули. Во время Гражданской войны белые и интервенты до Красноборска не дошли, остановились в районе Двинского Березника. В 1920 году, когда фронт белой армии рухнул, стало ясно, что власть большевиков, это всерьез и надолго. В 1922 году жена Борисова с дочерью решила уехать в Берлин, а он остался. Ездил в Москву, пробивал решение о строительстве железной дороги, выбивал деньги на строительство курорта вблизи своей усадьбы на базе минерального источника.В 1932 году Борисов съездил к жене в Берлин и прожил там три месяца, в последний раз встретившись со своими картинами.

Последняя фотография художника.17 августа 1934 года Александр Алексеевич Борисов умер от сердечного приступа.

Жена, пережив его на несколько лет, умерла в Берлине в 1939 году. Все картины, рисунки и эскизы перешли по наследству к ее дочери, но в 1945 году в дом, где жила дочь, попала американская бомба, и все было уничтожено.

Незавидной была судьба картин и архива Борисова, находившихся в его доме. Николай Борисов в своей книге «Художник вечных льдов» писал: «Борисов всегда говорил, что он свои картины завещает Архангельскому музею, а дом - государству под художественную творческую мастерскую молодых. Вышло не так... В доме сейчас детский туберкулезный санаторий «Евда». Парк, которым так гордился художник, погиб.

Картины и этюды сохранились далеко не все. Основная часть их (более трехсот работ) действительно попала в Архангельский музей, а часть неизвестно почему долго валялась (именно валялась) в Устьевдском сельсовете. Некоторую часть из этих последних купил директор санатория «Евда», сейчас они снова висят в мастерской художника - картины вернулись на свое место! Картины, увезенные в Архангельск, долгие годы хранились без описи, часть их тоже бесследно исчезла. Через комиссионные магазины Ленинграда в конце 1940-х годов проходило много этюдов и картин Борисова.

Огромный архив художника — а он вел не только большую переписку (которую хранил), но имел и много деловых бумаг, связанных с его различными проектами, - не сохранился .

До сих пор не обнаружены и альбомы рисунков художника, с которыми он не расставался в путешествиях. Их было много. Погибло большое количество негативов, привезенных из путешествий (художник был отличным фотографом). Произошло это потому, что распоряжались наследием художника люди, не представлявшие себе ценность того, чем им надлежало распоряжаться».

 Санаторий «Евда» (1938 г.)

Часть картин Борисова, купленных Третьяковым для своей галереи, разлетелась по стране в 1931-1934 гг. Севастополь, Смоленск, Минск, Мурманск, Владивосток, Хабаровск. Казань, Краснодар, Чебоксары, Якутск, Петрозаводск, Оренбург, Томск, Алма-Ата, Семипалатинск...

Не уверен, что было бы лучше, если бы все они попали в одно место, хотя бы, в Архангельск. В книге Н. П. Борисова «Художник вечных льдов» есть «Список основных произведений А. А. Борисова», где перечислены 133 картины, в то время хранившиеся в Архангельском музее изобразительных искусств, но в экспозиции я насчитал не больше пятидесяти картин, при этом на втором этаже картин Борисова нет. Там висят не очень интересные пейзажи тундры архангельских художников 50-70-х годов. Почему бы и там не разместить картины Борисова, чтобы они не лежали в запасных фондах? Может быть, экспозиция обновляется? Не похоже, потому что этикетки с названиями картин намертво приклеены к стенам. Кстати, в названиях картин встречаются досадные ошибки, которые сразу бросаются в глаза, но таблички, почему-то, не меняют.

Источник: vaga-land.livejournal.com

belushka.ru

Борисов-Мусатов, Виктор (1870 - 1905). Картины художников — Журнал по дизайну и культуре

Совершая туры по России, можно посетить город Саратов. Город хранит память об одном из самых поэтичных российских художников, стоявших у истоков живописи символизма — В. Борисове-Мусатове. Фасад маленького одноэтажного дома смотрел на густо заросшую лебедой площадь с солидным названием Плац-парад. А позади постройки был главный источник радости Виктора — сад с разнообразными фруктовыми деревьями и множеством цветов, за которыми он увлеченно ухаживал, недаром родные звали его садоводом. Любовь к цветам, к растениям сохранилась до конца жизни, воплотившись позже во многих произведениях. Рисовать он начал в шестилетнем возрасте. Отец, художника, человек мягкий и тихий, со вниманием отнесся к художественному творчеству мальчика и следил, чтобы у него всегда были карандаши и акварельные краски. Еще раньше, когда резвому, подвижному ребенку было лишь три года, он повредил спину, упав со скамейки. Ушиб повлек хронический воспалительный процесс в позвоночнике. Излечить его не удалось…

Майские цветы, В. Борисов-Мусатов 1894 г.

Майские цветы, В. Борисов-Мусатов 1894 г.

Осенью 1881 года Мусатов поступил во второй класс саратовского реального училища.

Полнокровная, чистая, ясная живопись Мусатова берет свое начало в детских и юношеских впечатлениях.В училище, Виктор вскоре стал лучшим рисовальщиком. Особенно здорово он чертил и раскрашивал географические карты. Учитель, Федор Андреевич Васильев, поощрял стремление мальчика к необычайной тщательности и аккуратности изображения. Осенью 1883 года в училище пришел только что окончивший Академию художеств Василий Васильевич Коновалов. В свои двадцать лет он обладал высокой культурой, обширными познаниями, завидной энергией. И вскоре, покорил сердца всей увлекавшейся искусством саратовской молодежи. Оценив с первого взгляда способности Виктора, стал заниматься с ним особо не только рисунком и живописью, но и расширением кругозора, снабжал книгами по искусству. Когда подростку исполнилось четырнадцать, Коновалов уговорил его родителей дать согласие на то, чтобы сын целиком посвятил себя живописи. Поскольку художественной школы в Саратове тогда еще не было, Коновалов взялся сам учить Виктора. Педагогом он был отличным, пройдя, в свое время, школу П.П.Чистякова. Вечерами Виктор занимался на квартире у Коновалова, где образовался своего рода художественный клуб. Рисовали гипсы, по воскресеньям и праздникам писали маслом. Спорили об искусстве, о роли художника в обществе, обсуждали прочитанные книги. Великую роль в развитии дарования Виктора сыграл Радищевский музей, открытый в Саратове внуком писателя, выдающимся пейзажистом А.П.Боголюбовым. Коллекции его картин могла позавидовать любая первоклассная галерея здесь были произведения Брюллова, А.Иванова, Репина, Поленова, малых голландцев, Ватто, Коро…

Водоём, В. Борисов-Мусатов, 1902

Водоём, В. Борисов-Мусатов, 1902

В 1890 году Мусатов перехал в Москву и постуил в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Получив соответствующую подготовку, вскоре уезжает в Петербург и поступает вольнослушателем в Академию художеств, а также в частную мастерскую Чистякова. Знаменитый педагог был крайне требователен к рисунку с натуры, к колориту. Он учил не только рисовать, но и думать, решать сложные творческие задачи. И Мусатов работал увлеченно, с великим старанием. Позже признавался П.П.Чистякову: Вы первый заставили смотреть меня на искусство как на дело самое важное, как на дело, требующее самого серьезного и нравственного к себе отношения и самых больших жертв… Искусство такая штука, что всегда чувствуешь себя только учеником…. Кормона и Чистякова он считал своими главными учителями.

Осенний вечер. В.Борисов-Мусатов. Эскиз неосуществлённой фрески из цикла Времена года, 1905 г

Осенний вечер. В.Борисов-Мусатов. Эскиз неосуществлённой фрески из цикла Времена года, 1905 г

Из-за болезни и неблагоприятного петербургского климата Мусатов оставил Академию и возобновил занятия в Москве. После летних месяцев в родном Саратове и путешествия по Кавказу, он направляется в Париж, чтобы восполнить пробелы в рисунке, которым владел еще слабо. Восполнить пробелы ему помог Фернан Кормон, прекрасный рисовальщик и опытный педагог. Штудируя натуру, прислушиваясь к советам наставника, Мусатов впитывал все, что отвечало его характеру и вкусам в творчестве мастеров прошлого и настоящего. Усердно изучая Лувр и другие музеи, обрел кумиров в лице Тинторетто и Веронезе — они волновали Мусатова как истинного колориста. А как поэта и мечтателя пленили одухотворенные, покоряющие прозрачностью и чистотой живописи картины Фра Беато Анжелико. Музыкальные ассоциации, а музыку Мусатов любил бесконечно, вызывали картины Ватто, сочетавшие поэзию чувств и настроений с непринужденной, свободной живописью, с блестящим, легким, ритмичным рисунком. Творчество Ватто пробудило в нем уже знакомое влечение к прошлому, овеянному очарованием и изяществом. Виктор мечтал об интенсивных, солнечных, чистых красках. Ибо лишь соединение безупречного рисунка с совершенной живописью позволяло воплотить мечты о прекрасном, гармоничном мире будущих произведений. Вот почему он ехал в Париж не только оттачивать графическое мастерство, но и увидеть работы кумира молодых художников, жаждавших грез, эмоций и поэзии Пьера Пюви де Шаванна. Его символы, а точнее — аллегории облечены в формы, полные сдержанного благородства, пластической ясности. Этот мастер оказал в свое время огромное влияние на М.Нестерова и Н.Рериха, не говоря уже о многих его соотечественниках. Он был признан лишь на склоне жизни, а лучшую свою работу закончил в год смерти. Панно и фрески Пюви де Шаванна стали для Мусатова эталоном совершенства. О жизни в Париже он писал: Мои художественные горизонты расширились, многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом я получил возможность грезить глубже, идти дальше в своих работах. Учеба в мастерской Кормона не прошла даром: рисунок стал уверенней, свободней, остро и выразительно передающим позы и движения человека.

Обратно в Саратов, Мусатов  возвращался через Москву.

Теперь, много повидав, он смотрел на нее иными глазами: Красивый город удивительно. Даже в Европе таких нет. Но в целом, окружающая действительность, с ее резкими контрастами, а также провинциальный быт, давали все меньше поводов для вдохновения, и он все настойчивее стремится уйти от грязи и скуки, от чертова болота, от мещанских пересудов, гуляний и танцевальной музыки, доносящейся из Очкина сада. Выход нашелся в создании живописного мира, населенного полувымышленными, полуреальными героями, глубоко чувствующими, духовно утонченными.

За вышиванием, В. Борисов-Мусатов 1901 г.

За вышиванием, В. Борисов-Мусатов 1901 г.

В жаркие дни июля 1898 года Мусатов приступил к картине, в которой  надеялся соединить идеальное с конкретным — мечту о гармоничном мире с восторгом перед совершенством природы, восхищением ее прелестью. В саду, на фоне подстриженных деревьев сидит девушка в белом платье оно было специально сшито матерью Мусатова по моде 1850-х годов. Прическу украшает роза, на шее мерцающее ожерелье, в ушах серьги, руки на коленях безвольно расслаблены, в правой сложенный веер. Погруженная в мечты барышня давно минувшей эпохи. Возле чайного столика фигура самого художника будто невзначай вписанная в угол полотна и частично срезанная его краем. Лицо словно изваяно, черты строги и четки, взгляд зорок. Это Автопортрет с сестрой. Именно таким картинам-панно Мусатов отныне отдает предпочтение. Потому-то отказывается от масляных красок в пользу темперных, которые лишены дополнительных эффектов, по фактуре близки фреске и гобелену и потому наиболее подходят для создания монументальных произведений. Мусатов обладал уникальным даром: постигший законы пленэрной живописи, способный запечатлеть сияние летнего дня, горячие блики и холодные тени, ослепительные лучи и прохладно-звонкие рефлексы, умел все это облечь в формы монументально-декоративные, в полотна лирико-романтического содержания. Много лет назад юноша нашел идеал красоты и поэзии в дворянском имении Слепцовке, расположенном в Сердобском уезде Саратовской губернии. Как внук крепостного, Мусатов знал, что в прошлом далеко не все было идиллией. Однако отбрасывал конкретное историческое содержание и мысленно погружался в аромат печальной поэзии, лирических грез, образов, возникающих в старинной усадьбе, заросшей акациями и сиренью, с красивым домом и верандой, увитой виноградными лозами, с длинными анфиладами молчаливых комнат, где, как в музее, стоит старинная мебель и висят портреты бывших владельцев. Время, которое отныне воспевает Мусатов вне конкретных границ и противоречий. Это, по его словам, просто красивая эпоха. Но костюмы этой эпохи открывают простор для любых живописных открытий, а грация медленных, плавных движений идеально отвечает ритму композиций, где нет места диссонансам и контрастам окружающей реальности.

Цветы. В. Борисов-Мусатов.

Цветы. В. Борисов-Мусатов.

Один из самых плодотворных периодов в короткой жизни Мусатова — лето 1901 года.

К этому времени, художник многому научился не только у иностранных художников, но и у Н.Ге, В.Поленова, М.Нестерова, М.Врубеля и других соотечественников. Уровень мастерства теперь позволял решать любые творческие задачи. Он завершает «Весну», которая была начата еще несколько лет назад. Грустная тишина. Среди цветущих вишен, по непримятой траве и не тронутым дыханием ветра одуванчикам неслышно ступает печальная, словно призрак давно ушедших дней, девушка. Она загадочна еще и потому, что мы не видим ее лица, ее взора, устремленного в сторону старинного дома, освещенного прощальными лучами солнца. Наряд ее как бы включается в кружева зелени и нежных цветов, своими красками, узорами и складками вторя оттенкам прекрасной декорации.И грусть наша лишь возрастает оттого, что это видение исчезает… Да, оно скоро скроется за краем полотна. Такова магия этого холста, ее изумительной композиции. Расположение фигуры намного правее центра картины, тонко переданное ощущение ее движения, которому вторит ритм стволов, ветвей, стеблей, трав, направление складок платья, свисающих концов шали все неуловимо вторит этому движению и делает его необратимым.

Весна. В. Борисов-Мусатов.

Весна. В. Борисов-Мусатов.

В том же году Мусатов создает одно из самых совершенных своих произведений — «Гобелен» —  живописную элегию, музыку в красках, ясную и прозрачную.

Обобщенные статичные пятна, размеренный ритм линий, форм рождают настроение печального угасания. Лица обеих девушек грустно-спокойные, движения плавные, медленные. Многочисленные оттенки сведены к серовато-розовым и перламутрово-сиреневым. Техника исполнения подобна вытканному блеклым шелком гобелену. Почувствовав, что возможности станковой картины ограничивают ту степень декоративной выразительности, к которой Мусатов так стремился, последующие большие работы он решает целиком по законам монументально-декоративной живописи. Таков Водоем. Как и всегда, проведена большая подготовительная работа этюды, наброски, эскизы… Героини полотна сестра и невеста художника. Это уже не мираж Гобелена, а чарующая элегия, поэтическое преломление прекрасной реальности. Линии горизонта изображать не понадобилось: гладь водоема не только стала изумительным фоном для двух мечтательных созданий, но и отразила синее в кружевах полуденных облаков небо, высокие деревья и приземистые кусты. Все разнообразие теплых и холодных красок дивного летнего дня слилось в чарующую мелодию стройную, светлую, возвышенную. Столь же гармоничны и плавные очертания обеих фигур; линии одной как бы повторяются или продолжаются в повороте головы, торса, рук другой, изгибах складок одежды, в округлых очертаниях пруда. Три стихии земля, вода, небо и в их окружении очаровательные создания, высшее творение природы. «Дама в голубом», «Призраки», «Прогулка при закате», «Девушка в ожерелье», «Реквием»… Все сильнее ощущалась тоска по прошлому, переходящая в скорбь по ушедшим.

Гобелен. В. Борисов-Мусатов, 1901 г.

Гобелен. В. Борисов-Мусатов, 1901 г.

Последние свои дни Мусатов провел в Тарусе, где создал пастель «Куст орешника», которому предшествовал ряд акварельных этюдов. Художник прожил всего тридцать пять лет, и был похоронен на высоком берегу Оки, на месте, которое он сам указал. Но остались его поэтичные и одухотворенные живописные элегии, чарующие музыкой линий, форм и красок.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи «Живописные элегии Борисова-Мусатова» А. Алехина, М. 1992 г.

Читайте также:

www.5arts.info

Борисов Мусатов Картины

Картина «Осенняя песня» Борисова-Мусатова – загадочное полотно, поиск истинной красоты изображаемого времени года, огромная любовь к родной природе. Необычные картины Борисова-Мусатова Виктора прекрасно дополнят убранство комнаты. Всю жизнь Борисов-Мусатов вдохновлялся картинами родной природы, самыми простыми, самыми бесхитростными, представляя на полотне так, что невозможно отвести глаза. В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом).

Ощущение волнующей и неизъяснимой тайны присутствует уже в ранних пленэрных картинах Борисова-Мусатова, например, в картине «Окно». Картина «Осенняя песня» Борисова-Мусатова полна тихой задумчивости. Картины Виктора Борисова-Мусатова представляются нам как некий иллюзорный мир, в который мы смотрим издалека, сквозь потемневшее стекло прошедшей эпохи.

После смерти художника его жена организовала посмертную выставку картин Борисова-Мусатова в 1907 году. В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом). После смерти художника его жена организовала посмертную выставку картин Борисова-Мусатова в 1907 году.

Зрелость художественного таланта, вершину его творческого расцвета являет собой картина Борисова-Мусатова «Водоём», написанная в 1902 году.

Художник Борисов-Мусатов: картины и их описание

Величавое спокойствие природы мы наблюдаем через отражение её на водной глади. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Державина, гостивших и проживавших там. В акварели На балконе.

Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. Особенно в пейзаже дальнего плана имеющем сходство с декорацией. Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Он был окружен любовью, заботой и лаской.

Сегодня мы предлагаем вспомнить 5 самых известных из его полотен. Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года. Картины художника Борисова-Мусатова, к сожалению, были оценены по достоинству только после смерти этого человека. На выставках с 1893 г. (Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Московское товарищество художников), с 1904 г. – член Союза русских художников.

Побывав вПариже (ради новой операции), вКрыму инаКавказе, с1898 года онпоселился вродном Саратове, чуть позже жил вСаратовской губернии— вумиравшей усадьбе князей Голицыных-Прозоровских Зубриловке, которую онизапечатлел насамых известных своих полотнах. Она помогала давать названия картинам. Фигура художника срезана краем холста и будто выходит за его рамки. Кормона и Чистякова он считал своими главными учителями.

В 1904 г. в ряде городов Германии с успехом прошла персональная выставка работ Борисова-Мусатова, а весной 1905 г. художник принял участие в выставке Общества французских художников (Salon de la Socit des Artistes Franais) и стал членом этого общества. Умер Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 26 октября 1905 г. Работы живописца экспонируются во многих картинных галереях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее, Саратовском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Нижегородском государственном художественном музее. Теперь, много повидав, он смотрел на нее иными глазами: Красивый город удивительно. Пока не пошел снег. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Лица обеих девушек грустно-спокойные, движения плавные, медленные. Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов.

Он же любыми способами старался расширить кругозор ученика. Родители безумно любили своего сына. Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен. " 21 августа 1905 года Н. IO. Таков Водоем.

К тридцатилетнему возрасту художник обретает земное счастье. Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В. К. От Коновалова он получает первые навыки мастерства, первые эстетические представления. В эти годы Борисов-Мусатов много рисует (чаще всего – сцены домашнего быта), пишет картину "Окно" (1886, ГТГ), детально, почти иллюзорно изображая уголок сада с окном своего дома.

Это вносит как бы элемент случайности, напоминая картины импрессионистов. Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается.

Такова магия этого холста, ее изумительной композиции. Близость к Москве была крайне важна для него. Живописно вещь решена по-новому.

Шевченко (1955) и др. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем.

Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Когда родился Виктор – счастью не было предела. Так же размыт пейзаж.

Красивая эпоха: 5 самых известных картин Борисова-Мусатова

Известность Борисова-Мусатова растет. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений. Марианне не было ещё и года, когда папы не стало.

Летние облака принимают фантастические формы. Чувствуется аромат сирени. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Даже в Европе таких нет. В левом углу картины – часть чьего-то летящего светлого платья. Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных.

Время, которое отныне воспевает Мусатов вне конкретных границ и противоречий. На выставке Московского товарищества художников, в которое Борисов-Мусатов вступил в 1899 году, картина имела успех, что во многом изменило отношение к работам Мусатова, не сразу понятым и оцененным современниками. Именно таким картинам-панно Мусатов отныне отдает предпочтение. Некоторые черты его внутреннего облика – мечтательность, сосредоточенность, самоуглубленность – уже в детские годы развились, конечно, как следствие болезни.

Нежно-сиреневые оттенки нарядов девушек великолепно вписываются в цветовую гамму полотна, создавая тем самым ощущение законченности и уравновешенности формы. Учителя рисования – сначала Ф. А. В ней обобщены цвет и форма. Осенью, в октябре, молодой художник умер.

Борисов-Мусатов: биография и картины художника

А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». Картина «Последний день» (The last day, 1903), купленная в мае 2006 г. на Sothebys за 702 400 британских фунтов, является, по-видимому, единственной работой живописца проданной на аукционе.

Произведения просто завораживают своей красотой. Жаль, что многим из них так и не удалось воплотиться.

Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Это Автопортрет с сестрой. Когда мальчику исполнилось три года, произошло несчастье: он упал и повредил позвоночник. Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А. М. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Это, знаете ли, просто красивая эпоха.

Глубоко тронутый произошедшим, художник создал свой Реквием. Чистякова и в Париже (1895-1898) у Ф. Кормона.

В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Её изображение мы видим на многих работах мужа. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью. Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни – пока живы.

Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы Гобелен (1901), Водоём (1902), Прогулка при закате (1903), Призраки (1903), Сон божества (1904-1905). Началом творческого пути художника явился "Автопортрет с сестрой" (1898, ГРМ), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве.

Это, по его словам, просто красивая эпоха. И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников. Недаром Борисов-Мусатов назовет Изумрудное ожерелье самой языческой своей картиной. Однако отбрасывал конкретное историческое содержание и мысленно погружался в аромат печальной поэзии, лирических грез, образов, возникающих в старинной усадьбе, заросшей акациями и сиренью, с красивым домом и верандой, увитой виноградными лозами, с длинными анфиладами молчаливых комнат, где, как в музее, стоит старинная мебель и висят портреты бывших владельцев. Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины.

Весенний цветущий сад. И Мусатов работал увлеченно, с великим старанием. О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира». Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Лицо словно изваяно, черты строги и четки, взгляд зорок.

Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. В 1903-1904 годах Борисов-Мусатов пишет своеобразное панно "Изумрудное ожерелье" (ГТГ): движущиеся на фоне переливов зелени женские фигуры cловно вплетены в орнамент из трав и листьев. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. Грустная тишина. Эта усадьба князей Голицыных-Прозоровских известна тем, что с ней связаны биографии многих русских талантов: И. А. Крылова, Г. С. Голицына, Г. Р. Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину — Изумрудное ожерелье.

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Гармония»

В те же годы Борисов-Мусатов создает еще два полотна: "Прогулка при закате" (1903, ГРМ) – ясное, спокойное по настроению произведение – и "Призраки" (1903, ГТГ) – мрачное, со щемящим чувством тоски, внутренней напряженности полотно. Осенью, в октябре, молодой художник умер. Кононова (1952), "Стихотворения" Т. Г. Те же искания живо затрагивали и Мусатова. В. Э.

Возможно, на оригинальное видение композиции повлияло увлечение фотографией. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Занимался у В. В. Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали.

Также здесь появляются любимая «холодная» зелёно-синяя колористика, отрешённость героев, размытость образов на заднем плане, необычная композиция: до Мусатова не было принято изображать «срезанную» краем холста часть фигуры. и успокаивалась при нем. Почувствовав, что возможности станковой картины ограничивают ту степень декоративной выразительности, к которой Мусатов так стремился, последующие большие работы он решает целиком по законам монументально-декоративной живописи. Однако из-за проблем со здоровьем, вызванным сырым климатом, в 1893 г. Виктор Эльпидифорович был вынужден вернуться в Москву и продолжить обучение в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895 г. Борисов-Мусатов оставил учебу и перебрался в Париж, где течение трех лет, совершенствовал навыки рисования в школе Фернана Кормона (Fernand Cormon). «Дама в голубом», «Призраки», «Прогулка при закате», «Девушка в ожерелье», «Реквием» Все сильнее ощущалась тоска по прошлому, переходящая в скорбь по ушедшим.

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Без слов»

Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки. Также почти до современности, до 1991 года – дожила дочь художника Марианна. В его понимании язычество — синоним пантеизма. Коновалова в Саратове, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-1891 1893-1895), Академии художеств (1891-1893) у п. п. Вместе с семьёй Мусатов перебрался в Подольск, тесно сойдясь с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала Весы.

Державина, гостивших и проживавших там. Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Часто, в процессе написания картин, Борисов-Мусатов использовал свой фотоаппарат Кодак.

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Изумрудное ожерелье»

И Виктор улыбался, радостно смущенный». Виктор ходил в другой комнате.

Виктор уезжает в Москву, с более подходящим для него климатом. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи.

Последние годы жизни М. В. Панно и фрески Пюви де Шаванна стали для Мусатова эталоном совершенства. Те же искания живо затрагивали и Мусатова.

Дальше – порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса. Федоpoв, писал впоследствии о картинах Мусатова: "И глядя на это синее молодое небо среди белых облаков, которые любил изображать Мусатов, мне вспоминается разлив Волги. Погруженная в мечты барышня давно минувшей эпохи.

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Автопортрет с сестрой»

Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. На берегу водоёма – приезжавшие с художником в имение сестра Елена Мусатова (в розовом платье) и невеста, Елена Александрова-Сковорода (в синем). Положение ее стало ухудшаться.

У ребенка начал расти горб. Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

С четырнадцати лет мальчик начал заниматься только живописью. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. Продлится он недолго — всего пять лет и оборвется смертью художника.

Призраки полны скорби и печали. Жил в Саратове, Подольске и Тарусе. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге.

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Реквием»

Весь пейзаж – это небо и деревья, отражённые на глади воды. Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия. Призраки полны скорби и печали. Художник смотрит с высокого берега Оки на желтые кроны берез, образующих справа и слева кулисы. Их волнует отнюдь не красота, т. е.

О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира». Он учил не только рисовать, но и думать, решать сложные творческие задачи. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Но он не перерисовывал картины, а создавал параллельные творческие единицы. Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов.

И если трепетный мазок, фактура красочной поверхности остаются импрессионистическими, то картина в целом, с ее продуманной композицией, определенностью и равновесием цветовых плоскостей изысканностью рисунка цветущих ветвей — произведение уже иной системы — декоративной. В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949. ), "лка в Сокольниках" А. Т. Его последней картиной символично стала картинаРеквием.

Сюжет очень прост.

Станюкович скончалась. Многочисленные оттенки сведены к серовато-розовым и перламутрово-сиреневым. Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е. В.

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Куст орешника»

Виктор мечтал об интенсивных, солнечных, чистых красках. Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет. Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев. Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком.

За Волгой – выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем. Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком.

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Цветы»

Как внук крепостного, Мусатов знал, что в прошлом далеко не все было идиллией. Фигуры в его картинах (Гобелен, 1901 Водоем, 1902 Призраки, 1903 Изумрудное ожерелье, 1903–1904) – даже тогда, когда они очевидно натурны (своих героинь мастер обычно писал с сестры и жены), – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности. Родился Виктор Эльпидифорович в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье бывших крепостных Мусатовых, впоследствии вошедших в мещанское сословие. В 1901 г. он приехал в Зубриловку.

В 1901 году появляется интереснейшее полотно «Гобелен», за ним следует «Водоём», а ещё через год – картины «Призраки» и «Изумрудное ожерелье». Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) родился в Саратове в семье мещанина Эльпидифора Борисовича Мусатова.

"Он напряг все силы, чтобы спасти ее. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка.

Стояла тишина. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». В результате травмы у него стал расти горб.

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Осенний мотив»

Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. Уровень мастерства теперь позволял решать любые творческие задачи. Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима А этот миг так прекрасен.

Его последней картиной символично стала картина Реквием. Картина настолько прекрасна, насколько и символична. Именно такой работой у Мусатова является Водоём. А как поэта и мечтателя пленили одухотворенные, покоряющие прозрачностью и чистотой живописи картины Фра Беато Анжелико.

Девочку воспитывала мать. Задумчивый мотив звучит в природе. Там в феврале 1921 года мама умерла от голода.

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Гобелен»

Больная узнавала только В. Э. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века. Чувствуется близость Востока, близость пустыни.

Работы Б. – М. имеются также в музеях Астрахани, Владивостока, Екатеринбурга, Иванова, Иркутска, Казани, Кирова, Краснодара, Н. Новгорода, Омска, Перми, Саратова, Севастополя, Смоленска, Хабаровска, Минска, Харькова и других. Мальчик любил учиться, но больше всего ему нравилось черчение и рисование. Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. 14 апреля был день рождения Виктора Мусатова-Борисова (1870-1905), одного из самых необычных русских художников. Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника.

Ритмы картины чрезвычайно продуманны. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома.

Борисова-Мусатова провела в Москве. Его называли певцом уходящих усадеб и живописцем зыбкого мира старых теней. Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника.

За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии. Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова – такие, как Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905), Осенняя песнь (1905), Балкон осенью (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства. Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока.

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Осенняя песня»

Кего болезни позвоночника прибавилось заболевание почек. Он был признан лишь на склоне жизни, а лучшую свою работу закончил в год смерти.

«Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. В жизни он был очень счастлив в своем ближайшем окружении, среди друзей, которые его понимали и ценили. В 1899 г. художникВ. На переднем плане – куст орешника. Станюкович. Мусатов четко знал то, что хотел сказать.

Также на картине изображены образы жены и сестры. Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. Выработал своеобразную живописную манеру с приглушенным колоритом в пастельных тонах. Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи.

Его произведения звучат как греза о прекрасном. Оказал большое влияние на художников Голубой розы и Мира искусства. Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник.

По воспоминаниям сестры Борисова-Мусатова Елены Эльпидифоровны: "Елена Владимировна любила живопись, но рисовала в другом жанре – предпочитала пейзажи, заглохшие места в лесу или где-нибудь у реки иногда писала портреты. Техника исполнения подобна вытканному блеклым шелком гобелену. Гобелен звучит как приглушенная мелодия, в которой воскресают старинные музыкальные пьесы с их отвлеченной темой, прозрачной формой, отчетливым ритмическим рисунком.

Станюкович. Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью). Мусатов героически боролся за жизнь больной. Мои художественные горизонты расширились, — рассказывал он впоследствии, — многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом, я получил возможность грезить глубже идти дальше в своих работах. Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы Гобелен (1901), Водоём (1902), Прогулка при закате (1903), Призраки (1903), Сон божества (1904-1905). Он знакомится с импрессионизмом в чистом, классическом проявлении.

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Весна»

Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. Для меня по внутренним поискам и стремлениям он созвучен с Блоком, Скрябиным, Врубелем. Сумерки начинают сгущаться. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость.

В воде отражается холодное бледно-серое небо. Он завершает «Весну», которая была начата еще несколько лет назад. Обучение рисунку и живописи мальчику преподавал учитель училища – Василий Коновалов.

Отец был железнодорожником. Четкие горизонтали стволов контрастируют с мягкими плавными линиями опущенных, как бы усталых ветвей, создавая удивительный декоративный эффект. Осчастливленный Борисов-Мусатов картины создаёт одну за другой, наполняя их женскими обликами, которые пишет с натуры (позируют ему жена и сестра). Родился Виктор Эльпидифорович в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье бывших крепостных Мусатовых, впоследствии вошедших в мещанское сословие.

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Водоем»

Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Знаменитый педагог был крайне требователен к рисунку с натуры, к колориту. Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе.

Название картины в какой-то мере определяет характер живописной формы. Водоём стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии. Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова – такие, как Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905), Осенняя песнь (1905), Балкон осенью (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства. Коновалов – обращают внимание на его способности.

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Призраки»

Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма (Осенняя песнь, 1905). Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. Произведения просто завораживают своей красотой. Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем. Васильев, а затем приехавший из Петербурга В. В.

Коновалов внес живую струю не только в преподавание рисования в реальном училище, но и во всю атмосферу художественной саратовской провинции. Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием. После ссылки вернулась в Москву. На фоне южного фасада Зубриловской усадьбы изображена размытая фигура девушки в белом.

С этой работы начался новый этап в жизни художника, завершившего своё ученичество. Автор женских портретов, пейзажей, картин и панно, отмеченных тонким лиризмом, элегичностью, декоративностью (Гармония, 1900 Водоем, 1902 Изумрудное ожерелье, 1903, все – в ГТГ Весна, 1901, ГРМ). Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна. Но ничто не помогало.

  1. Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович
  2. Символист Виктор Борисов-Мусатов
  3. Борисов-Мусатов Виктор ЭльпидифоровичКартины и биография
  4. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870 – 1905)
  5. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов ( -)

Он много и усердно работал, носил в себе множество замыслов и идей. Композиция его чрезвычайно проста. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Втомже октябре онвнезапно скончался из-за подорванного здоровья ввозрасте 35лет. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона.

В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам. Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию.

  • Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович
  • Картины — Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович
  • Биография Виктора Борисова-Мусатова
  • Борисов-Мусатов Виктор ЭльпидифоровичКартины художника
  • Сообщество «Интересные новости»

aquareller.com