Владимир Боровиковский: жизнь и творчество художника. Картины боровиковского


Художник Владимир Лукич Боровиковский.

Портрет императрицы Марии ФедоровныПортрет императрицы Марии Федоровны. Холст, масло. 82х71 см - Боровиковский Владимир ЛукичGatchina Inv. GDM-107-III - Боровиковский Владимир Лукич

GTG Inv. 24907 - Боровиковский Владимир Лукич

 Portret Pavla Semenovicha Masiukova0392.Borovikovskiiy.Vladimir.Lukich-Portret.Pavla.Semenovicha.Masiukova - Боровиковский Владимир Лукич Вторая половина XVIII века явилась для русского искусства временем расцвета портретной живописи, а многие представители этого жанра в России становились в один ряд с лучшими художниками-портретистами Европы. Портреты В.Л. Боровиковского — яркое тому подтверждение. Перечислим несколько, взятых почти что наугад: безусловный шедевр «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794), поэтичнейший «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» (1797), насыщенный нежностью и обаянием «Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной» (1802), не вызывающий уважение к изображенному помпезный «Портрет князя Александра Борисовича Куракина» (1801—1802), полный почтения к изображенному «Портрет кн. Г.С. Волконского» (1806), величественный «Портрет Дарьи Алексеевны Державиной» (1813) и др. Portret velikoiy kniagini Eleny Pavlovny 0393.Borovikovskiiy.Vladimir.Lukich-Portret.velikoiy.kniagini.Eleny.Pavlovny - Боровиковский Владимир ЛукичА начинал учебу молодой В. Боровиковский у своего отца — иконописца. С ним и своими братьями он делал росписи близлежащих храмов. И лишь случай (наверное, много души вкладывал молодой иконописец в свою работу) способствовал тому, что небывалый дар живописца раскрылся в будущем в полной мере. Екатерине II во время поездки в Крым кто-то из ее свиты указал на безусловный талант мастера, написавшего две картины в одном из дворцов по пути следования императрицы. Этим мастером и был тридцатилетний В. Боровиковский. Через год он появляется в Петербурге, где берет уроки (в Академию не попадает по возрасту) у придворного живописца И.-Б. Лампи и, возможно, пользуется советами прославленного портретиста Д.Г. Левицкого. Далее работа и слава великого живописца. Воспитал двух учеников. Одним из них был А.Г. Венецианов. Что же боле?Belarus Inv. RJ-795 - Боровиковский Владимир Лукич

В конце жизни В.Л. Боровиковский возвращается к истокам своего мастерства — религиозной живописи. Anna Bezborodko and daughtersBorovikovsky Vladimir Anna Bezborodko and daughters Sun - Боровиковский Владимир ЛукичВладимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 г. в небольшом украинском городке Миргороде. Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной казачьей старшине, владел домом и двумя небольшими участками земли. Следуя традиции, четверо его сыновей служили в Миргородском полку, но Владимир в чине поручика вышел в отставку и посвятил себя живописи.Gatchina Inv. GDM-105-III - Боровиковский Владимир ЛукичОтец, писавший иконы для сельских церквей, обучил иконописи детей, и династия Боровиков славилась в местной художественной артели. В Киевском музее украинского искусства и в Русском музее хранятся иконы, написанные молодым живописцем.Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине.Gatchina Inv. GDM-110-III - Боровиковский Владимир ЛукичСлучай помог ему расстаться с глухой провинцией.Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины , выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым.

Gatchina Inv. GDM-96-III - Боровиковский Владимир ЛукичК этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II.Gatchina Inv. GDM-97-III - Боровиковский Владимир ЛукичКартины понравились императрице и польстили ее самолюбию. На одной из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II, засевающая поле, а на другой — императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции.Царская похвала открыла Боровику дорогу в Петербург.

GIM Inv. 70156 - Боровиковский Владимир ЛукичКто-то из свиты императрицы обратил внимание на эти картины и на их автора. Скорее всего, это был Н.А.Львов (архитектор, музыкант, поэт и художник), потому что уже в сентябре 1788 г. Боровиковский оказался в Петербурге (где он сменил фамилию на Боровиковский), и именно в доме Львова.GRM Inv. J-11085 - Боровиковский Владимир ЛукичВ Академию Художеств 30-летний живописец поступить уже не мог и потому получал частные уроки у своего прославленного земляка Д. Г. Левицкого, а с 1772 г. — у известного австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II, И. Б. Лампи, а также копировал лучшие образцы европейской живописи и работы своих наставников.GRM Inv. J-11835 - Боровиковский Владимир Лукич

Этого ему оказалось достаточно, чтобы в совершенстве овладеть профессиональным мастерством.GRM Inv. J-3113 - Боровиковский Владимир Лукич

Около 4 декабря 1794 года Лампи обратился в Совет Академии Художеств с письмом, в котором просил присудить своему ученику В.Л.Боровиковскому звание академика. Очевидно, был представлен “Портрет Екатерины II на прогулке”. Эта просьба говорит о высокой оценке дарований русского ученика, которую дает ему художник-иностранец. После своего четырехлетнего пребывания в северной столице Лампи отдал Боровиковскому свою мастерскую, что говорит о добром отношении учителя к ученику.GRM Inv. J-3114 - Боровиковский Владимир ЛукичОт своих учителей он перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому. В кружке известного архитектора, поэта и музыканта Н.А.Львова, в доме которого он прожил десять лет, Боровиковский оказался среди видных деятелей художественной России, проникаясь идеями символизма. Новое течение было созвучно спокойному, элегически настроенному художнику, на простой образ жизни которого не повлияли ни слава, ни деньги. Владимир Лукич был всецело поглощен искусством, и его мастерство быстро оценили заказчики.

GRM Inv. J-3158 - Боровиковский Владимир ЛукичК 1790 г. он стал одним из самых знаменитых художников-портретистов, в 1795 г. получил звание академика, а семь лет спустя стал советником Академии художеств.GRM Inv. J-3162 - Боровиковский Владимир ЛукичОн сделался известным и даже модным портретистом, на него сыпались заказы от самых высокопоставленных особ, вплоть до членов императорской фамилии.GRM Inv. J-3174 - Боровиковский Владимир ЛукичТретий великий русский портретист, пришедший вслед за Ф. С. Рокотовым и Д. Г. Левицким, Боровиковский работал очень много, и наследие его обширно и разнообразно. Он преуспевал и в парадном портрете (многие его произведения в этом жанре почитались за образцы), и в интимном, и в миниатюрном.

GRM Inv. J-3176 - Боровиковский Владимир ЛукичОн был добросовестен и трудолюбив и все делал отлично: и многочисленные копии, которые ему заказывали не раз, и даже те портреты, в которых от него требовали следовать какому-нибудь модному образцу.GRM Inv. J-3177 - Боровиковский Владимир ЛукичРасцвет его искусства был недолгим — чуть более десятка лет на рубеже XVIII - XIX вв., — но прекрасным. Именно тогда он создал портрет Павла I, статссекретаря Д.П.Трощинского, передающий внутреннюю силу этого незаурядного человека, выбившегося из низов, а также парадные портреты — удивительно красивый и экзотичный портрет Муртазы Кули-xана, пышный портрет А.Б.Куракина, выразительно представляющий человека, которого за любовь к роскоши называли «бриллиантовым князем», а за редкостную спесь — «павлином», портрет Державина, сидящего в кресле у письменного стола, заваленного рукописями.

GRM Inv. J-3179 - Боровиковский Владимир ЛукичВсе же наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов, исполненных в те же годы. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.GRM Inv. J-3180 - Боровиковский Владимир Лукич

Для прекрасных женских образов Боровиковский создал определенный стиль портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж. Но как индивидуальны черты его героинь и как дивно хороша каждая!GRM Inv. J-3181 - Боровиковский Владимир Лукич

Свое блестящее мастерство и зоркость глаза художник сохранял долго.К 1810 г. в творчестве Боровиковского наметился поворот к романтическому направлению, но его активность ослабла. B душе художника поселились усталость и равнодушие. Он тосковал по родине, предоставлял свой дом приехавшим в Петербург землякам и оказывал им помощь. Замкнутый, не любящий шума и суеты, Боровиковский не преподавал в академии и не открыл свою школу, хотя известно, что у него всегда жили ученики.GRM Inv. J-3182 - Боровиковский Владимир Лукич

Кисти одного из них, И. В. Бугаевского-Благодарного, принадлежит портрет Владимира Лукича, а А. Г. Венецианов, будущий «отец бытовой живописи», написал первую биографию своего учителя.

GRM Inv. J-3185, J-3186 - Боровиковский Владимир ЛукичСтарость Боровиковского была грустной. На смену прежним вкусам пришли новые, и имя Боровиковского отходит в тень, уступая место молодым именам: уже блистал О. А. Кипренский. Екатерина II в Царскосельском парке 1794GRM Inv. J-5008Екатерина II в Царскосельском парке 1794г. - Боровиковский Владимир ЛукичОдинокий человек, он и раньше довольствовался узким кругом друзей, а теперь совсем сделался нелюдимым, даже избегал писать письма.

GRM Inv. J-5009 - Боровиковский Владимир ЛукичДобровольное отшельничество художника все больше принимало болезненный характер. Он мучился от несправедливости, которую наблюдал вокруг.GRM Inv. J-5010 - Боровиковский Владимир ЛукичЛекарство от нее искал и, в масонской ложе «Умирающий сфинкс», и в филантропии, и конечно же в искусстве. Всегда склонный к религиозности (иконостас церкви Смоленского кладбища, иконы для Казанского собора), Боровиковский в 1819 г. увлекся мистицизмом, сектантством и вступил в «Духовный союз». Но и здесь его ждало горькое разочарование — отсутствие искренности и показуха.GRM Inv. J-5013 - Боровиковский Владимир ЛукичРедкие заказные портреты того времени исполнены сухо и прозаически жестко, их краски поблекли. Словно что-то надломилось в человеке: веру он стал соединять с выпивками и покаяниями. Только отцовские гусли, под тихий перебор которых он пел украинские песни, иногда оживляли художника.GRM Inv. J-5015 - Боровиковский Владимир Лукич6 апреля 1825 г. В. Л. Боровиковский внезапно скончался от разрыва сердца. Похоронен он был на Смоленском кладбище.GRM Inv. J-5018 - Боровиковский Владимир Лукич

Ушел из жизни тончайший поэт сентиментального женского образа, но величайшие образцы его мастерства открыли дорогу творческим достижениям художников романтизма.

GRM Inv. J-5019 - Боровиковский Владимир ЛукичGRM Inv. J-5021 - Боровиковский Владимир ЛукичGRM Inv. J-5023 - Боровиковский Владимир ЛукичGRM Inv. J-5024 - Боровиковский Владимир ЛукичGRM Inv. J-5418 - Боровиковский Владимир ЛукичGRM Inv. J-5419 - Боровиковский Владимир ЛукичGRM Inv. J-5864 - Боровиковский Владимир ЛукичGRM Inv. J-6283 - Боровиковский Владимир ЛукичGRM Inv. JB-400 - Боровиковский Владимир ЛукичGRM Inv. JB-407 - Боровиковский Владимир ЛукичGTG Inv. 103 - Боровиковский Владимир ЛукичGTG Inv. 10378 - Боровиковский Владимир ЛукичGTG Inv. 104 - Боровиковский Владимир ЛукичGTG Inv. 105 - Боровиковский Владимир ЛукичGTG Inv. 106 - Боровиковский Владимир Лукич

GTG Inv. 112 - Боровиковский Владимир ЛукичGTG Inv. 11975 - Боровиковский Владимир ЛукичGTG Inv. 15178 - Боровиковский Владимир ЛукичGTG Inv. 25584_2 - Боровиковский Владимир ЛукичGTG Inv. 25508 - Боровиковский Владимир ЛукичGTG Inv. 5039Портрет Михаила Десницкого. - Боровиковский Владимир ЛукичGTG Inv. 99 - Боровиковский Владимир ЛукичGTG Inv. J-741 - Боровиковский Владимир ЛукичKiev Inv. 44 - Боровиковский Владимир ЛукичKiev Inv. 48 - Боровиковский Владимир ЛукичMuzej Pushkina Inv. J 262 - Боровиковский Владимир ЛукичNov. Ierusalim Inv. Jd 135 - Боровиковский Владимир ЛукичNovgorod Inv. RJ-7 - Боровиковский Владимир ЛукичPavlovsk Inv. СР-2003-III - Боровиковский Владимир Лукич Дети с барашком. 1790Rjazan Inv. 1420-jДети с барашком. 1790 - Боровиковский Владимир Лукич Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной. 1802Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной. 1802. Холст, ма - Боровиковский Владимир Лукич Портрет Амвросия ПодобедоваПортрет Амвросия Подобедова. - Боровиковский Владимир ЛукичTver Inv. J-1210 - Боровиковский Владимир Лукич Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797  Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797 - Боровиковский Владимир ЛукичЦитата сообщения ЯННА_КОТПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Боровиковский Владимир Лукич (1757—1825)

art.mirtesen.ru

БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич – Галерея произведений (226 изображений).

Открыть доступ

В.Л.БОРОВИКОВСКИЙ

(1757 – 1825)

«… Красоту её Боровиковский спас» — эти поэтические строки Я.Полонского, обращенные к портрету М.И.Лопухиной, вполне могут стать эпиграфом к творчеству одно из выдающихся мастеров отечественной живописи В.Л.Боровиковского. 

Художник жил и работал на рубеже 18 – 19 столетий, волею судьбы оказавшись в водовороте важных исторических событий. Как мастер Боровиковский сформировался в просветительскую эпоху царствования Екатерин Великой. Расцвет творчества пришелся на краткое и противоречивое правление Павла I. Боровиковский видел «дней александровых прекрасное начало», нашествие Наполеона и Отечественную войну 1812 года. Скончался он в апреле 1825 года, не дожив нескольких месяцев до восстания декабристов.

Искусство Боровиковского полностью соответствует философским, эстетическим и религиозным представлениям своего времени, он отдал дань различным, сменявшим друг друга стилистическим течениям. В истории русской живописи он остается непревзойденным мастером сентиментализма. Вместе с тем художник ярко проявил себя и как представитель позднего классицизма.

Его наследие обширно и насчитывает более 300 произведений. Прежде всего, художник реализовался как непревзойденный портретист. Был мастером миниатюры. Отдал Боровиковский дань и аллегорическим картинам, был автором многочисленных икон для огромных соборов и небольших церквей.

Родился же будущий художник 24 июля (4 августа) 1757 года в Миргороде, в семье живописца и иконописца. Служил в Миргородском полку, вышел в отставку в чине поручика. Счастливый случай – императрице Екатерине Великой понравились две картины, украшавшие путевой дворец во время его путешествия по югу России. И вот молодой художник в 1788 году приезжает в Петербург, где становится учеником Левицкого и Лампи Старшего, входит в кружок архитектора Н.Львова, получает заказы, становится известным и модным портретистом.

В 1795 году удостоен звания академика, с 1802 – советник Академии Художеств. Имел частную школу в Петербурге, из его учеников наиболее известны А.Г.Венецианов и И.В.Бугаевский-Благодарный.

 

1. Боровиковский Владимир "Царь Давид" 1785 Холст, масло 63,5х49,5 Государственный Русский музей 1. Боровиковский Владимир «Царь Давид» 1785 Холст, масло 63,5х49,5 Государственный Русский музей2. Боровиковский Владимир "Богоматерь с младенцем Христом и ангелом. Копия с работы неизвестного художника 18 века" Холст, масло 74х60,5 Государственная Третьяковская галерея 2. Боровиковский Владимир «Богоматерь с младенцем Христом и ангелом. Копия с работы неизвестного художника 18 века» Холст, масло 74х60,5 Государственная Третьяковская галерея 3. Боровиковский Владимир "Иосиф с младенцем Христом" 1791 Дерево, масло 12х9 Государственная Третьяковская галерея 3. Боровиковский Владимир «Иосиф с младенцем Христом» 1791 Дерево, масло 12х9 Государственная Третьяковская галерея4. Боровиковский Владимир "Товий с ангелом" Около 1791 Дерево, масло 12х9 Государственная Третьяковская галерея 4. Боровиковский Владимир «Товий с ангелом» Около 1791 Дерево, масло 12х9 Государственная Третьяковская галерея 5. Боровиковский Владимир "Портрет торжковской крестьянки Христиньи" Около 1795 Картон, масло 24х19 Государственная Третьяковская галерея 5. Боровиковский Владимир «Портрет торжковской крестьянки Христиньи» Около 1795 Картон, масло 24х19 Государственная Третьяковская галерея6. Боровиковский Владимир "Портрет Муртазы Кули-хана. Эскиз портрета" Холст, масло 66,8х49,5 Тверская областная картинная галерея 6. Боровиковский Владимир «Портрет Муртазы Кули-хана. Эскиз портрета» Холст, масло 66,8х49,5 Тверская областная картинная галерея 7. Боровиковский Владимир "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с обелиском "Румянцева победам" на фоне)" Конец 1800-х - начало 1810-х Холст, масло 99х68 Государственный Русский музей 7. Боровиковский Владимир «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с обелиском «Румянцева победам» на фоне)» Конец 1800-х — начало 1810-х Холст, масло 99х68 Государственный Русский музей8. Боровиковский Владимир "Портрет великой княжны Елены Павловны" Вторая половина 1790-х Холст, масло 72х57 Государственная Третьяковская галерея 8. Боровиковский Владимир «Портрет великой княжны Елены Павловны» Вторая половина 1790-х Холст, масло 72х57 Государственная Третьяковская галерея 9. Боровиковский Владимир "Портрет великой княжны Александры Павловны" Вторая половина 1790-х Холст, масло 71,6х56,7 Государственная Третьяковская галерея 9. Боровиковский Владимир «Портрет великой княжны Александры Павловны» Вторая половина 1790-х Холст, масло 71,6х56,7 Государственная Третьяковская галерея10. Боровиковский Владимир "Явление Иисуса Христа с Голгофским крестом молящейся Е.Ф.Татариновой(?). Эскиз-вариант" Картон, масло 44х34 Государственная Третьяковская галерея 10. Боровиковский Владимир «Явление Иисуса Христа с Голгофским крестом молящейся Е.Ф.Татариновой(?). Эскиз-вариант» Картон, масло 44х34 Государственная Третьяковская галерея 11. Боровиковский Владимир "Христос во гробе" 1810-е - первая половина 1820-х Картон, масло 30,5х47 Государственный Русский музей 11. Боровиковский Владимир «Христос во гробе» 1810-е — первая половина 1820-х Картон, масло 30,5х47 Государственный Русский музей12. Боровиковский Владимир "Портрет О.К.Филипповой" 1790 Холст, масло 66,5х51,5 Государственный Русский музей 12. Боровиковский Владимир «Портрет О.К.Филипповой» 1790 Холст, масло 66,5х51,5 Государственный Русский музей 13. Боровиковский Владимир "Портрет Е.М.Олениной" 1791 Картон, масло 20,8х16,5 Государственная Третьяковская галерея 13. Боровиковский Владимир «Портрет Е.М.Олениной» 1791 Картон, масло 20,8х16,5 Государственная Третьяковская галерея14. Боровиковский Владимир "Портрет Е.А.Новосильцевой" 1794 Холст, масло 94х69 Новгородский объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 14. Боровиковский Владимир «Портрет Е.А.Новосильцевой» 1794 Холст, масло 94х69 Новгородский объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 15. Боровиковский Владимир "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне)" 1794 Холст, масло 94,5х66 Государственная Третьяковская галерея 15. Боровиковский Владимир «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне)» 1794 Холст, масло 94,5х66 Государственная Третьяковская галерея16. Боровиковский Владимир "Дети с барашком" Начало 1790-х Холст, масло 60х47 Рязанский областной художественный музей 16. Боровиковский Владимир «Дети с барашком» Начало 1790-х Холст, масло 60х47 Рязанский областной художественный музей 17. Боровиковский Владимир "Портрет Е.А.Нарышкиной в детстве" Начало 1790-х Холст, масло 48,5х37,5 Государственный Русский музей 17. Боровиковский Владимир «Портрет Е.А.Нарышкиной в детстве» Начало 1790-х Холст, масло 48,5х37,5 Государственный Русский музей18. Боровиковский Владимир "Портрет В.И.Арсеньевой" 1795 Холст, масло 68х54,3 Киевский музей русского искусства 18. Боровиковский Владимир «Портрет В.И.Арсеньевой» 1795 Холст, масло 68х54,3 Киевский музей русского искусства 19. Боровиковский Владимир "Портрет Г.Р.Державина" 1795 Холст, масло 28,7х23,5 Государственная Третьяковская галерея 19. Боровиковский Владимир «Портрет Г.Р.Державина» 1795 Холст, масло 28,7х23,5 Государственная Третьяковская галерея20. Боровиковский Владимир "Лизынька и Дашинька" 1794 Цинк, масло 31,8х26,1 Государственная Третьяковская галерея 20. Боровиковский Владимир «Лизынька и Дашинька» 1794 Цинк, масло 31,8х26,1 Государственная Третьяковская галерея Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

cultobzor.ru

Владимир Боровиковский: жизнь и творчество художника

Владимир Боровиковский (1757—1825) — русский художник украинского происхождения, мастер портрета.

Содержание

Биография Владимира Боровиковского

Творчество Боровиковского

Работы художника

Картины Владимира Боровиковского

Библиография

Биография Владимира Боровиковского

Владимир Боровиковский родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Гетманщине в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720—1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.

С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.

В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.

В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем.

В 1795 году В. Л. Боровиковский удостоен звания академика живописи. С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.

Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге,и был погребён на Петербургском Смоленском кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний — гранитный саркофаг на львиных ногах.

Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.

Творчество Боровиковского

Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста.

В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи.

На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец.

Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной».

Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера — А. Г. Венецианова.

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).

В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.

Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть.

Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.

В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге.

Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

Работы художника

  • Портрет М. И. Лопухиной.
  • Муртаза Кули-хан.
  • Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке
  • Лизонька и Дашенька
  • Портрет генерал-майора Ф. А. Боровского, 1799
  • Портрет вице-канцлера князя А. Б. Куракина (1801—1802) (Третьяковская галерея, Москва)
  • Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных, 1802 (Третьяковская галерея, Москва)
  • Портрет А. Г. и А. А. Лобановых-Ростовских, 1814

Библиография

  • Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII—XIX веков. — М., 1975.
  • Владимир Лукич Боровиковский. 1757—1825. Религиозная живопись. Авт.-сост. Е. Столбова, А. Максимова. — СПб., 2009. — (Альманах / Русский музей; вып. 232).
  • Петрушевский Ф. Ф. Боровиковский, Владимир Лукич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Владимир Боровиковский: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Владимир Боровиковский: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru


Смотрите также