Картины Адриана Браувера. Картины браувер


Адриан Браувер: гений, воспевший кабак.

Адриан Браувер… Это имя не очень известно: если в истории искусств его и упоминают — то походя, в нескольких строчках. Общепринятое мнение об этом художнике можно свести к следующему утверждению — несмотря на замечательную технику, его картины отвратительно вульгарны. Конечно, фи, у него же на картинах сплошь пьяное мужичьё…

Дерущиеся крестьяне

Не будем голословны: вот оно, пьяное, дерущееся из-за картёжной ссоры, мужичье. «Дерущиеся крестьяне», Адриан Браувер, масло, дубовая доска, между 1630 и 1640 годами.

Кто он такой? Что мы о нем знаем? Почти ничего, на самом деле — в основном догадки и предположения. Родился Адриан Браувер около 1605 года в Ауденарде, во Фландрии (сейчас это Бельгия). Его отец, по видимому, работал на производстве гобеленов. Вероятно, отец и дал Адриану первые уроки рисования. Предполагают, что он учился у кого-то из последователей Питера Брейгеля-старшего («Мужицкого») и у сына Брейгеля — тоже Питера, тоько младшего; достоверно известно, что он учился в Гарлеме у Хальса.

Адриан Браувер "Сцена в таверне"

Эта картина может дать представление об образе жизни Браувера. «Сцена в таверне», дубовая доска, масло, около 1630.

Судя по всему, Хальс — который был преизрядным выпивохой — научил юного Адриана не только живописи. Предполагают, что Браувер был законченным алкоголиком. Соответственно, деньги у него в карманах не задерживались. Существует анекдот о том, как он продал богатому коллекционеру картину «Картежники в таверне» за немаленькую сумму в 100 гульденов (стоимость портрета в те времена составляла от 2 до 20 гульденов, популярный мастер мог получить 30-40)*. Получив деньги, Браувер пришел домой, высыпал их на кровать, покачался вдоволь в золотых монетах, рассовал их по карманам и ушел. Девять дней его не могли найти. На десятый он появился — пьяный в дребезги и без гроша. Когда его привели в чувство и спросили о судьбе денег — он радостно (хотя и не очень внятно) сообщил, что благополучно избавился от этой всей чертовой тяжести.

Адриан Браувер,

Те самые «Картежники в таверне» (или «Крестьяне, играющие в карты»), дорого проданные и благополучно пропитые. Между 1630 и 1640 годом, дерево, масло.

Но вернемся к юности художника: переняв у Хальса секреты мастерства и страсть к выпивке, шестнадцати лет от роду, Браувер сбегает из дому. Предполагают, что сперва он завербовался в голландскую армию, воевал с испанцами; затем дезертировал и вступил в труппу бродячих комедиантов. Возможно как раз этим фрагментом биографии объясняется его любовь к своеобразным спектаклям с переодеваниями и к эпатированию публики? Например, однажды он заявился в театр в роскошном плаще, усыпанном изображениями неимоверной красоты цветов. Наслушавшись восторженных ахов и охов, художник вынул из под плаща грязную тряпку и хладнокровно стер цветы — плащ он разрисовал несколько минут назад у себя в мастерской…

Дерущиеся крестьяне. 1630-е годы. Масло, дерево.

Дерущиеся крестьяне. 1630-е годы. Масло, дерево.

Не щадил он даже родственников: рассказывают, что богатый кузен, пригласив Браувера на свою свадьбу, чуть-ли не на коленях умолял его одеться поприличнее. Наш веселый живописец просьбу выполнил — пришел на торжество в роскошном костюме темно-красного бархата. Потом выпил. Потом взял соусник и тщательно полил жирной подливой костюм. Разделся. Догола. Костюм сжег в камине. И ушел пить в кабак.

Адриан Браувер.

И ведь действительно веселее, чем на всяких скучных приемах… Здесь вам извините, там вам — пожалуйста… Нет чтобы для души… «Драка». Масло, дерево, 1630-е годы.

В итоге, после всех перипетий бурной молодости, Адриан Браувер остановился на ремесле живописца. И, как бы там ни было, при всех хулиганских выходках, он был популярным и востребованным художником. Ещё при жизни он столкнулся с огромным количеством подделок под его работы — тогда незаконное копирование тоже служило мерилом успеха. Его картины собирали Рубенс и Рембрандт (У Рубенса в коллекции было 17 картин Браувера — больше, чем картин любого другого художника)**. На доходы от продажи картин он даже сумел купить земельное владение — правда со временем поместье всё равно конфисковали за долги.

Адриан Браувер.

Адриан Браувер. «Горький напиток». Масло, дерево, 1630-е годы.

Не менее поразительно то, что несмотря на разгульный образ жизни, Броувер был довольно известным литератором, членом литературных кружков в Гарлеме и Антверпене; также он не забросил актерское ремесло — известны свидетельства о его выступлениях на театральных подмостках.

Адриан Браувер.

Не спиртом единым. «Жарка блинов». Масло, дерево, около 1625 года.

1633 год — одна из немногих достоверных дат жизни Браувера. В этом году испанские власти арестовали его за шпионаж в пользу голландцев. Художнику пришлось просидеть четырнадцать месяцев в антверпенской крепости. Правда, можно усомнится в том, что лишение свободы ввергло художника в юдоль страданий — за время заключения он умудрился прогулять 500 гульденов. В итоге, в ареле 1634 года испанцы объявили амнистию, и Браувера выкупил из плена его покровитель — богатый торговец шелком ван ден Бош. Предание, правда, гласит, что выпустили его по ходатайству другого великого художника — Рубенса, но факты — увы — говорят о другом. Хотя, возможно, что Рубенс таки принял участие в судьбе собрата по ремеслу — после освобождения Браувер поселился у гравера, работавшего на Рубенса.

Адриан Браувер. "Таверна". Масло, дерево, 1630-е годы.

Адриан Браувер. «Таверна». Масло, дерево, 1630-е годы.

Умер Браувер в январе 1638 года, возможно от чумы. Сперва был похоронен в безымянной общей могиле, но в феврале — по требованию членов Гильдии Св. Луки***, в которой он состоял — был перезахоронен в церкви Кармелитов в Антверпене. После себя он оставил около 80 картин — по крайней мере это то, что известно на данный момент.

* — Рембрандт в дни своей славы получал 500 гульденов за групповой портрет, но учтите, что размер «Урока анатомии доктора Тульпа» 170 х 216 сантиметров, а размер «Крестьян, играющих в карты» — 33 х 43 сантиметра.

** — думаю, вы понимаете, что можно сделать с мнением искусствоведов…

 *** — Гильдия Святого Луки объединяла голландских художников.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

LiveJournal

tempora.club

Жанровая живопись Фландрии. Адриан Браувер и Давид Тенирс

Браувер Компания крестьян Браувер Компания крестьян1630, Частная коллекция

Браувер Драка картежников Браувер Драка картежников1635, Старая Пинакотека, Мюнхен

Тенирс Торопыга Тенирс Торопыга1642, Частная коллекция

Тенирс Сцена в таверне Тенирс Сцена в таверне1640, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Наряду с монументальной живописью во Фландрии развивалась станковая, сложившаяся на основе традиций нидерландской живописи 16 века. Ведущее место в ней занял бытовой жанр, в котором проявилось острокритическое отношение фламандских художников к окружающей жизни и официальному искусству, нашли также отражение интимные настроения и стороны жизни нидерландского народа.

Браувер. Наиболее демократическую линию фламандской живописи 17 века представляло творчество Адриана Браувера (Брауэр) (1605—1638), ученика Франса Хальса. Браувер писал небольшие картины, продолжая в них гротескно- юмористическую традицию жанровой живописи Питера Брейгеля. В отличие от Брейгеля — создателя широких панорам народной жизни, Браувер обратился к конкретным бытовым ситуациям и островыразительным индивидуальным характерам. Художник Браувер склонен к фиксации психологических конфликтов, изображению сцен попоек, игр в карты и кости, часто переходивших в драки. Своих персонажей Браувер находил среди деклассированных элементов. Место действия — небольшие полутемные убогие трактиры, где собирались крестьяне, городская беднота, бродяги, веселые гуляки, озорники, курильщики, уличные шарлатаны и т. д. («В кабачке», 1630-е годы, Мюнхен, Старая пинакотека). Герои ранних работ Браувера — люди озлобленные, задавленные нуждой, они анархичны, безудержны в проявлении страстей («Драка за картами», Мюнхен, Старая пинакотека). Злоба, боль, бесшабашное пьяное веселье вспыхивают на лицах, превращая их в гримасы. Однако в слепой ярости часто проступает активность, бурный темперамент. Художник обнаруживает острую наблюдательность в передаче мимики, жеста, поражает умением строить композиции, живые, захватывающие драматической напряженностью стремительного действия и вместе с тем отличающиеся пластической ясностью. Браувер органически связывает фигуры с окружающей средой, погружает помещение в полумрак, скрадывающий контуры фигур. Он часто располагает главных действующих лиц на втором плане, за которым вводит какую-либо дополнительную сценку. Передний план подчеркивается натюрмортами — глиняным кувшином, бочкой и т. д., благодаря чему главная группа утрачивает исключительное значение.

С середины 1630-х годов острая гротескность («Квартет», Париж, Частное собрание) сменилась у Браувера мягким юмором, сочетавшимся с горечью и тоской («Лютнист», Частное собрание в Амстердаме). Живописец глубоко проник в характеры героев, их переживания. Появился образ одинокого мечтателя, философа, погруженного в раздумье («Спящий курильщик», Париж, Лувр). Браувер — крупный колорист, наделенный чувством тона. Его картины построены на соотношении мягких переходов светотени, изысканных блеклых серебристо-розовых, медно-красных, коричневых, кремово-желтых, голубовато-зеленых оттенков, выступающих из основного темного серебристого тона.

К поздним работам Браувера относится «Сценка в кабачке» (около 1631, Санкт-Петербург, Эрмитаж), насыщенная юмором, сквозь который проступает тонкая поэзия настроения, разлитого в интерьере.

Давид Тенирс Младший. Во второй половине 17 века содержание фламандской живописи мельчает. Проявляют себя тенденции идеализации и внешней занимательности. Эти черты характеризуют творчество одного из видных живописцев середины 17 столетия Давида Тенирса Младшего (1610—1690). В больших по размерам, но мелкофигурных композициях, красивых по цвету и декоративному решению, Тенирс любил изображать веселые трапезы с танцами под открытым небом, крестьянские свадьбы («Деревенский праздник», 1646, Санкт-Петербург, Эрмитаж), создавая в них идиллические картины радостной, беззаботной, исполненной довольства жизни. Тонкая наблюдательность художника проявляется не только в характерном типаже, но и в пейзажах, которые привлекают лиризмом. Исполненные легкими линиями, почти прозрачными красками, они кажутся пронизанными воздухом, проникающим сквозь пушистую листву рассеянным светом и вибрирующими тенями («Вид в окрестностях Брюсселя», Санкт-Петербург, Эрмитаж).

Брауэр Адриан. Картины →

Давид Тенирс Младший. Картины →

История зарубежного искусства →

smallbay.ru

Картины Адриана Браувера.Искусство и антиквариат - Москва, Россия

Картины Адриана Браувера фото

Адриан Браувер – художник, который прославился, как мастер бытовой живописи. Ни у одного живописца не встретишь такого количества будничных, обыденных сцен. Браувер был любителем пошататься по кабакам. Многие сюжеты его картин являются отображением реальной жизни – того, что видел художник. Его работы впитали в себя быт и нравы, пороки, привычки, манеры, ошибки – все эти, свойственные людям черты, безжалостно переносились им на полотно. Браувер не стремился ничего приукрашивать. На его работах жизнь бьет ключом и далеко не всегда там изображены наилучшие ее проявления. Бытует мнение, что Браувер вел распутный и безнравственный образ жизни, проводя большую часть времени в тавернах. Однако это мнение лишь теория, не подкрепленная доказательствами.

Картины Адриана Браувера

Картины Адриана Браувера

Ярким примером стиля, характерного для Браувера является его картина «Дерущиеся крестьяне», написанная в период 1630-1640 на дубовой доске. Картина маслом – бытовая картежная ссора. Лица искажены, в руке у центрального персонажа горшок, которым тот намеревается ударить своего собутыльника. В те времена такие сцены происходили повсеместно, однако только Брауверу пришло в голову отобразить это на картине. Обстановка соответствует: утоптанный земляной пол, скудная утварь, скверно освещенное помещение. Можно предположить, что сам художник в тот момент сидел где-то в углу, наблюдая драку и быстро делая наброски.

Картины Адриана Браувера

Не исключено, что среди выпивающих и ожесточенно спорящих завсегдатаев таверн, художник изобразил себя. К сожалению, узнать об этом мы не сможем никогда. Ни одна его работа не обозначена как автопортрет. Более того, его произведения вообще не подписаны, на редких из них присутствуют соответствующие монограммы. Специалисты считают, что из-под его кисти вышло более восьмидесяти картин и немногочисленные рисунки. Очень многие картины выполнены на дубовых панелях и отличаются своими маленькими размерами.

Родился фламандский живописец в Ауденарде. Его отец писал эскизы для шпалер и, очевидно, обучил сына основам своего ремесла. Когда Адриану исполнилось шестнадцать, он убежал из дома и уехал в Антверпене, где познакомился с Питером Брейгелем Младшим, под влиянием которого находился продолжительное время. Его картины выполнялись в стиле старой фламандской живописи. Вскоре все изменилось. В 1621 году Браувер переехал в Голландию. Некоторое время он жил и работал в мастерской Франса Халса. Адриан был впечатлен работами Халса и постепенно его собственный стиль стал неуклонно меняться. Он начал писать для наставника маленькие жанровые картины, которые тот продавал за хорошие деньги. Но Халс отвратительно обращался с Адрианом, отчего тот вскоре сбегает от него в Амстердам, где юный художник жил в нищете. Он рисовал только тогда, когда деньги были на исходе. Когда это случалось, он оправлялся в ближайший кабак, где изображал своих товарищей-гуляк, пьяные драки по поводу и без, игры в кости, пьяных крестьян. Так продолжалось до 1630 года, пока его не приняли в гильдию художников Святого Луки в Антверпене.

В 1633 году его посадили в тюрьму, по неизвестным причинам. Там, вероятно от скуки, он снова принялся за живопись. Как и прежде, рисовал художник то, что видел. Именно тогда он впервые изобразил группу игроков на дубовой доске. Работу Браувера увидел комендант крепости, который в свою очередь показал ее Рубенсу. Признанный мастер моментально распознал юное дарование и добился его освобождения. Более того, он взял его к себе, привел в надлежащий вид и обеспечил достойный уровень жизни. Вероятно, Брауверу была чужда обеспеченная жизнь вельможи, которую вел его благодетель. Он был весельчаком, бродягой и не задержался в гостях у Рубенса, сбежав от него к некоему Иосифу Кресбеке – булочнику, которого учил рисовать. Под конец жизни Браувер активно работал и написал немало картин. Жил он, как можно догадаться, в бедности. Существует портрет известного художника, выполненный Ван Дейком. На нем тот изображен в одежде гранда, что никак не соответствует его реальному положению. Стоит отметить, что скупой на похвалы Рубенс до конца жизни Адриана покупал его картины. В коллекции Рембрандта также было несколько его работ. Узнав о смерти живописца и о том, что похоронили его в общей могиле, Рубенс распорядился перезахоронить тело. Он устроил ему пышные похороны. Художник хотел поставить своему бывшему квартиранту памятник, но умер прежде, чем воплотил свои планы в жизнь.

Все известные картины Браувера разбросаны по многочисленным музеям и галереям. Некоторые экземпляры можно найти в частных коллекциях.

art.vilingstore.net


Смотрите также