Валерий Брюсов. Художник на рубеже (Кирилл Люков, 2015). Картины брюсова


Валерий Брюсов. Художник на рубеже. Русские символисты (Кирилл Люков, 2015)

Русские символисты

Написанные в период формирования эстетических взглядов Брюсова64, первые пьесы («Дачные страсти», «Проза», «Декаденты») свидетельствуют скорее о его поисках основных закономерностей символизма в литературе, нежели в области драматургии. Они позволяют представить сложный путь проникновения начинающего художника и теоретика в поэтику нового направления, усвоения и выявления им приёмов нового творчества. Характерно, что Брюсов постепенно переходит от малых форм – драматической шутки, этюда («Дачные страсти», «Проза») к большим – драме в трёх актах («Декаденты»). Брюсов в ранних драмах пытается выявить черты «нового поэта» конца века с его новым индивидуалистическим сознанием, формулирует принципы и правила символического искусства. Он приходит к мысли, которая, так или иначе, пройдёт через всё его творчество: «Что, если бы я вздумал на гомеровском языке писать трактат по спектральному анализу? У меня не хватило бы слов и выражений. То же, если я вздумаю на языке Пушкина выразить ощущения Fin du siècle! Нет, нужен символизм!»65

Брюсов, начавший с нескрываемой мягкой иронии по отношению к декадентству в своих первых пьесах, постепенно сам заинтересовывается новым литературным направлением и становится его самым ярым апологетом и пропагандистом. Уже в 1894-м г. Брюсов на собственные деньги начинает издание сборников декадентских стихов, назвав их скромно, просто – «Русские символисты». Всего вышло три сборника (в 1894—95 гг.), причём автором большинства стихов во всех трёх был сам Валерий Яковлевич Брюсов, выступающий как под собственной фамилией, так и под разными псевдонимами: М., ***, З. Фукс, К. Созонтов, В. Даров (это лишь те из них, в отношении которых доподлинно известно, что ими пользовался Брюсов66).

С изданием «Русских символистов» связано и начало критической деятельности Брюсова, так как именно в этих сборниках впервые появились, хотя и не большие по объёму, но значительные по содержанию статьи начинающего идеолога нового направления в искусстве. Этими статьями исчерпываются все печатные выступления Брюсова-теоретика до 1899 г.

В своих статьях этого периода Брюсов продолжает начатое им в драматургии изучение нового символического искусства, его интересует «вопрос о символизме, о его сущности и его признаках. При этом Брюсов в своих ранних высказываниях не столько боролся за идеи символизма и декларировал их, как это делают идеологи вновь возникающей школы, сколько пытливо присматривался к явлениям „нового искусства“ (главным образом к французской поэзии) и, как историк литературы, пытался – пока ещё робко – вывести генерализующие их принципы»67. Поэтому они отмечены исканиями в большей мере, чем конкретными выводами.

Брюсов, скрывшись за псевдонимом издателя Владимира Александровича Маслова, сразу предупреждал читателя о своём взгляде на символизм: «Нисколько не желая отдавать особого предпочтения символизму и не считая его, как это делают увлекающиеся последователи, „поэзией будущего“, я просто считаю, что и символическая поэзия имеет свой raison d`être [смысл существования – К. Л.]»68.

Вообще, фигура Брюсова действительно стоит несколько особняком от того «лагеря», чьё право на существование Брюсов отстаивал. Он никогда не был увлечён символизмом, как единственно правильным путём для искусства, но всегда считал символизм очень важной вехой в его развитии. В том же 1894 г. он писал: «Я символист. К несчастью… К несчастью, – я не совсем символист. Но за мной идут другие»69. Может быть, именно поэтому статьи Брюсова отличались от стиля критики, созданной русскими символистами. В них нет особого лирического настроения, которое могло бы превратить их в поэтическую прозу. Статьи Брюсова, в большей части, информационно-аналитичны. Строгие по форме, отличаются они также своей сжатостью, и точностью формулировок. Если для многих символистов характерен тематический монологизм (соборность, «дионисийство» Иванова, «неохристианство» Мережковского, и пр.), то темы и идеи статей Брюсова меняются вместе с автором, меняются лозунги, которые он выдвигает. Владевшее Брюсовым «стремление к неограниченному расширению своего творческого кругозора и приобщению к традициям классического искусства непрестанно выводили его за горизонт литературной школы, к которой он принадлежал, побуждали его с течением времени (…) преодолевать её ранее сложившиеся каноны»70.

Конец ознакомительного фрагмента.

kartaslov.ru

Валерий Брюсов – биография, фото, личная жизнь, стихи, книги

Валерий Брюсов: биография

Блок считал себя недостойным рецензировать этого гения и тем более - печататься с ним в одном журнале. Дело в том, что главный поэт Серебряного века, перечитав произведение Валерия Яковлевича, настолько поразился его творением, что сразу поставил себя на ранг ниже. Стоит сказать, что поэт, чьи стихотворения цитируются любителями словесности и по сей день, обожествлялся современниками. Многие видели в Брюсове мессию, грядущего по водам хитросплетенных строк и обозначающим новые витки литературы.

Портрет Валерия БрюсоваПортрет Валерия Брюсова

В действительности этот мастер пера по праву считается основоположником русского символизма и предтечей акмеизма, который обзавелся как почитателями и последователями, так и коварными недоброжелателями.

Примечательно, что Валерий Яковлевич известен не только по стихотворениям – этот талантливый писатель проявил себя также в переводах, журналистике и нетривиальных прозах. Брюсов знаком по произведениям «Август», «Прощаю все», «Я люблю», «Первый снег» и другим примечательным работам, которые стали бессмертными.

Детство и юность

Мэтр русского символизма родился холодным зимним днем 1 (13) декабря 1873 года в самом сердце России. Будущий поэт рос и воспитывался в зажиточной купеческой семье вместе с сестрой Надеждой, которая стала профессором Московской консерватории.

Поэт Валерий БрюсовПоэт Валерий Брюсов

У Валерия Яковлевича интересная родословная. Его дедушка по отцовской линии, Кузьма Андреевич, был крепостным помещика Брюса и за два года до отмены крепостного права – реформы, проведенной Александром II, – выкупился на волю и начал свое торговое дело. Благодаря упорству и трудолюбию, Кузьма Андреевич выбился из грязи в князи и приобрел двухэтажный особняк на Цветном бульваре в Москве.

По линии матери дедушкой литератора был Александр Яковлевич Бакулин, известный современникам как поэт-баснописец и автор сборника «Басни провинциала». Возможно, именно этот человек оказал влияние на Валерия Яковлевича.

Валерий Брюсов в детстве и юностиВалерий Брюсов в детстве и юности

Что касается отца Валерия, то Яков Кузьмич был фигурой загадочной и неоднозначной, сочувствовал идеям революционеров-народников, которые, движимые социалистическими идеями Герцена, всеми способами хотели приблизиться к интеллигенции и найти свое место в мире. Глава семейства был человеком азартным: увлекшийся лошадиными скачками, Брюсов-старший мигом просадил все состояние на ставках и чуть не остался без гроша в кармане.

Примечательно, что родители Брюсова не были набожными людьми, они не занимались воспитанием своего отпрыска, но зато оберегали его от «религиозных сказок». Таким образом, будущий поэт знал о натуралистических идеях Дарвина куда больше, чем о подробностях бытия царя Соломона и распятия Иисуса Христа.

Валерий Брюсов в молодостиВалерий Брюсов в молодости

Валерий Яковлевич рано пристрастился к литературе. Вместо того чтобы играть с мальчишками во дворе, будущий автор стихотворения «Грядущие гунны» проводил время за чтением классических произведений и бульварных романов, можно сказать, что юноша проглатывал книги одну за другой. Даже научные статьи, попадавшиеся случайно в руки Брюсова, не оставались без должного внимания.

Фаворитами Валерия были автор приключенческой литературы, подаривший миру «Капитана Немо», Жюль Верн и писатель, сочинивший «Всадника без головы», Томас Майн Рид. Также известно, что Валерий Яковлевич получил блистательное образование, он учился в двух престижных гимназиях, а в последние годы пребывания на школьной скамье начал проявлять интерес к царице наук – математике – и успешно решал самые сложные уравнения и задачи.

Валерий БрюсовВалерий Брюсов

Возможно, имя Брюсова стояло бы наравне с Архимедом, Франсуа Виетом и Рене Декартом, однако молодой человек выбрал другой, творческий, путь. Заслужив аттестат зрелости, молодой человек продолжил получать образование и стал студентом Московского университета им. Ломоносова – учился на историко-филологическом факультете.

Литература

Валерий Яковлевич Брюсов с детства знал свое призвание, поэтому уже в 13-летнем возрасте занимался сочинительством стихов. Яков Кузьмич поддерживал отпрыска во всех начинаниях, поэтому отсылал творческие потуги горячо любимого чада по изданиям и даже отправил его очерк об отдыхе с семьей в детский журнал «Задушевное слово». Написанное одиннадцатилетним мальчиком «Письмо в редакцию» было опубликовано в 1884 году.

Хотя ранние стихотворения Брюсова были сложены на ура, первые рассказы юноши нельзя назвать удачными. Стоит отметить, что, когда юный Валерий брал чернильницу и перо, его вдохновлял классик русской литературы Николай Алексеевич Некрасов. Позже Брюсов стал восторгаться Семеном Яковлевичем Надсоном.

Книги Валерия БрюсоваКниги Валерия Брюсова

Примечательно, что уже в 1893 году молодой поэт ставит перед собой цель стать распространителем символизма в России. Символисты старались обличить существование каждой души и наделить главного героя всем спектром человеческих переживаний. Лев Троцкий сказал, что возникновение этого течения является «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».

Взглядам Брюсова предшествовали увлечения французскими поэтами, он наслаждался произведениями Бодлера, Верлена, Малларме и в конечном итоге стал автором драмы «Декаденты» («Конец столетия», 1893). В 1899 году Валерий Яковлевич получил диплом и стал усиленно заниматься литературой и разрабатываем теории символизма. Примерно в то же время Брюсов сблизился с Бальмонтом.

Валерий Брюсов и Константин БальмонтВалерий Брюсов и Константин Бальмонт

Знакомство двух поэтов в дальнейшем переросло в крепкую дружбу, они тесно общались вплоть до эмиграции Константина Дмитриевича. Дошло до того, что в начале 20 века Брюсов посвятил приятелю сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), который литературные критики считают первым ростком урбанистического этапа творчества писателя: автор все чаще и чаще воспевает в своих трудах просторы шумного города и скрупулезно описывает даже мельчайшие детали.

Через три года творческая биография Брюсова пополняется сборником гражданской лирики «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). В собрание вошли элегия «Женщине», баллада «Раб», а также сонеты, поэмы, оды и послания. Произведения Валерия Яковлевича из «Urbi et Orbi» оказали влияние на Александра Блока, Андрея Белого и Сергея Соловьева.

Валерий Брюсов, Нина Петровская и Андрей БелыйВалерий Брюсов, Нина Петровская и Андрей Белый

Далее Валерий Яковлевич становится автором сборника «Στεφανος» («Венок», 1905), являющегося, по мнению Брюсова, апогеем его творчества. Все произведения из «Венка» написаны под влиянием ожесточенной революции, которая не могла не сказаться на настроении автора. В этой книге мало стихотворений о любви, но зато выражена активная гражданская позиция поэта.

В 1907 году Валерий Яковлевич становится автором дебютного романа «Огненный ангел». В основу сюжета легли взаимоотношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской, правда, действия главных героев происходят не в Москве, а в средневековой Европе. Писатель приправляет произведение фантастическими элементами и заимствует мотивы Гете, взятые из «Фауста».

Роман Валерия Брюсова «Огненный ангел»Роман Валерия Брюсова «Огненный ангел»

Позднее творчество Валерия Брюсова соотносят с революцией, причем, судя по произведениям поэта, он, подобно марксистам, начал восхвалять большевистский переворот и стал основоположником русской литературной ленинианы, противоречил своему же постулату, изложенному в стихотворении «Юному поэту» (1896).

По мнению литераторов, Валерий Яковлевич стремился под общий гул стать частью новой эпохи, однако не нашел поддержки публики и не смог выдержать конкуренции со стороны новой советской поэзии, которая отожествлялась с Маяковским и Игорем Северяниным.

Личная жизнь

Публицист Дмитрий Быков говаривал, что трудно найти в русской литературе репутацию хуже брюсовской. Действительно, некоторые современники и литературные критики считали Валерия Яковлевича самовлюбленным и заносчивым человеком. Это неудивительно, ведь свое первое собрание стихотворений, вышедшее в 1895 году, автор без зазрения совести назвал «Шедеврами» («Chefs d’oeuvre»), к тому же стоит вспомнить предисловие к этому сборнику, где Валерий Яковлевич заявляет, что его труд принадлежит вечному искусству.

Валерий Брюсов с женойВалерий Брюсов с женой

Да и в сборнике «Urbi et Orbi» много надуманного самообожания, которое писатель выставлял на суд читателей открыто, не приправляя излишними метафорами. Но как бы то ни было, стоит сказать, что Валерий Яковлевич оказал колоссальное влияние на своих последователей, выступая в роли учителя для учеников, которые в своем творчестве старались подражать манере мэтра. И если для критиков он слыл тщеславным, то коллеги по цеху считали Брюсова путеводной звездой, жрецом культуры.

Валерий Брюсов с воспитанником КолейВалерий Брюсов с воспитанником Колей

К таким относятся не только символисты, но и акмеисты (например, Николай Гумилев, Михаил Зенкевич, Осип Мандельштам), а также футуристы (Вадим Шершеневич и Борис Пастернак).

Что касается личной жизни, то Валерий Яковлевич Брюсов женат только один раз: в 1897 году писатель сделал предложение руки и сердца чешке по происхождению Иоанне Рунт, которая ответила согласием. Влюбленные прожили рука об руку до самой смерти, а Иоанна была как верной женой, так и музой, вдохновляющей поэта на новые произведения. Детей в семье Брюсовых не было.

Смерть

Основоположник символизма в России умер 9 октября 1924 года в Москве. Причина смерти – воспаление легких. Великий поэт был предан земле на Новодевичьем кладбище. Известно, что после смети возлюбленного Иоанна Матвеевна опубликовала неизданные произведения супруга.

Библиография

  • 1895 – «Chefs d’Oeuvre» («Шедевры»)
  • 1903 – «Urbi et orbi» («Городу и миру»)
  • 1907–1911 – «Земная ось»
  • 1907 – «Огненный ангел»
  • 1909 – «Все напевы»
  • 1911–1912 – «Алтарь победы. Повесть IV века»
  • 1912 – «Зеркало теней»
  • 1913 – «Ночи и дни»
  • 1916 – «Рея Сильвия. Элули, сын Элули»
  • 1916 – «Семь цветов радуги»
  • 1916–1917 – «Девятая Камена»
  • 1917–1919 – «Последние мечты»
  • 1922 – «Дали»
  • 1924 – «Mea» («Спеши»)
  • 1928 – «Неизданные стихи»

Фото

24smi.org

Портреты В.Брюсова

Главная

Портреты Валерия Яковлевича Брюсова
   
 

В 1903 году в издательстве "Скорпион" выходит сборник "Urbi et Orbi" ("Граду и миру"). Название сборника – слова, произносимые во время богослужения римским папой и обозначающие, что его благословение относится ко всему миру.Недавно заявлявший в своих стихах: "Я действительности нашей не вижу, / Я не знаю нашего века", Брюсов теперь поворачивается лицом к современной действительности, жадно впитывает в себя ее впечатления. В его поэзию входит тема большого города, появляются и занимают значительное место картины городской жизни с ее шумами, грохотом, движением людских толп и быстро мчащихся экипажей, с ее соблазнами и противоречиями. Он прославляет современный город, поет ему дифирамбы и в то же время он видит его язвы и уродства.

В.Я.Брюсов. Рисунок Б.К.Рериха, 1903 г.

Серебряный век. Символизм

 

 

"Чуть наклоненная вперед фигура поэта отделяется от полотна, испещренного иероглифами. Все в ней каменно, мертво, аскетично-застывшие линии черного сюртука, тонкие руки, скрещенные и плотно прижатые к груди, словно высеченное из гранита лицо. Живы одни глаза, – провалы в дымно-огненные бездны. Впечатление зловещее, почти отталкивающее. Огненный язык, заключенный в теснящий футляр черного сюртука. Это страшно. Две стороны бытия, пожирающие друг друга, – какой-то потусторонний намек". Н.И.Петровская.

В.Я.Брюсов. Портрет работы художника М.А.Врубеля, 1906

Биография В.Я.Брюсова

 

" Поэзия для меня все! Вся моя жизнь подчинена только служению ей; я живу - поскольку она во мне живет, а когда она погаснет во мне, умру. Во имя ее - я, не задумываясь, принесу в жертву все свое счастье, свою любовь, самого себя". Из письма В.Я.Брюсова к Н.И.Петровской, 1906.

В.Я.Брюсов. Фотография, 1910-е гг.

Поэзия В. Я. Брюсова. Урок по творчеству Валерия Брюсова

 

К 1910 г. активность русского символизма как движения снижается. В связи с этим Брюсов прекращает выступать как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию. Теперь он уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике.В 1913 г. поэт переживает личную трагедию, вызванную мучительным для обоих романом с молодой поэтессой Надеждой Львовой и её самоубийством. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей».

С.В.Малютин. Портрет В.Я.Брюсова. 1913 г. Картон, пастель 103 x 66 см. Государственный Литературный музей, Москва.

В.Я.Брюсов. Пророчество мечты

   
   
   
   

literatura5.narod.ru

биография, фотографии, личная жизнь поэта.

К стихотворениям Валерия Брюсова писали музыку Сергей Рахманинов и Михаил Гнесин, Александр Гречанинов и Рейнгольд Глиэр. Однако поэт не только писал стихи — он создавал пьесы и переводил зарубежных авторов, выпускал журналы и руководил литературным институтом. Валерий Брюсов стал одним из основоположников русского символизма.

«Громадные пакеты исписанной бумаги»

Валерий Брюсов родился в 1873 году в московской купеческой семье. Он был внуком поэта Александра Бакулина, автора «Басен провинциала».

В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке. Он изучал биографии великих людей и зарубежную классику, зачитывался бульварными романами и научной литературой. Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Классическую литературу я знал плохо: не читал ни Толстого, ни Тургенева, ни даже Пушкина; изо всех поэтов у нас в доме было сделано исключение только для Некрасова, и мальчиком большинство его стихов я знал наизусть». Также Брюсов увлекался научными опытами: он проводил простые химические и физические эксперименты и изучал по книгам природу разных явлений. Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию — «Лягушка».

Валерий Брюсов

Валерий Брюсов

Валерий Брюсов

Валерий Брюсов

Валерий Брюсов

Валерий Брюсов

В 11 лет Валерий Брюсов стал учеником частной гимназии Креймана — после экзамена его приняли сразу во второй класс. Дома он рос без товарищей, не знал простых детских игр, а увлеченность наукой и литературой отдаляла его от одноклассников еще больше. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало». В эти годы начинающий писатель пробовал свои силы в прозе и поэзии, переводил античных и современных авторов. Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья — в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках.

«Беспрестанно начинал я новые произведения. Я писал стихи, так много, что скоро исписал толстую тетрадь Poesie, подаренную мне. Я перепробовал все формы — сонеты, тетрацины, октавы, триолеты, рондо, все размеры. Я писал драмы, рассказы, романы... Каждый день увлекал меня все дальше. На пути в гимназию я обдумывал новые произведения, вечером, вместо того чтобы учить уроки, я писал... У меня набирались громадные пакеты исписанной бумаги».

Журнал «Начало» выходил несколько лет, а после гимназисты оставили эту затею. Брюсов возобновил свою редакторскую деятельность, когда ему было 16 лет. Он стал выпускать в школе рукописный «Листок V класса». Газета критиковала гимназические порядки, так что вскоре ученика-вольнодумца вынудили перейти в другое учебное заведение. Он продолжил учиться в гимназии Поливанова.

Посвящение «Вечности и искусству»

В 1890-х годах Валерий Брюсов увлекся творчеством Пушкина и французских символистов — Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. В 1893 году он написал письмо Верлену, в котором назвал себя основоположником русского символизма. В тот же год Брюсов создал драму «Декаденты (Конец столетия)» — она рассказывала о некоторых фактах биографии французского поэта.

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Он изучал историю и философию, искусство и литературу. Молодой поэт уделял много времени иностранным языкам — иногда лишь для того, чтобы читать зарубежных авторов в оригинале.

В дневнике Брюсов писал: «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня».

Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs d’oeuvre» — «Шедевры». В предисловии он написал: «Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной оценки... Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. Двумя годами позднее вышел второй сборник — «Это — я». В нем появились урбанистические, исторические и научные мотивы. Следующую книгу — сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами — поэт посвятил Константину Бальмонту. Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион».

В 1897 году Валерий Брюсов женился. Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта. Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. Это потому, что они были неделями счастья. Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство»? Мне почти стыдно делать такое признание, но что же? Так есть». Иоанна Рунт очень трепетно относилась к рукописям Брюсова, до свадьбы не давала их выбрасывать во время уборок, а после — стала настоящей хранительницей брюсовских трудов.

Валерий Брюсов с женой

Валерий Брюсов и его жена Иоанна Брюсова (урожденная Рунт). 1899 год. Фотография: М.Золотарева

Валерий Брюсов с женой

Валерий Брюсов

Валерий Брюсов с женой

Валерий Брюсов с женой Иоанной Матвеевной

В начале ХХ века Валерий Брюсов сблизился с другими символистами — Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Федором Сологубом. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга). Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы. В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты — разумеется, чужой рукой.

В 1903 году Брюсов выпустил книгу «Граду и миру», а в 1906-м — сборник «Венок». В «Венок» вошли произведения нескольких предыдущих лет — мифологические, лирические, а также посвященные революции и войне. Параллельно с литературным творчеством поэт издает журнал символистов «Весы», руководит отделом литературной критики в журнале «Русская мысль», пишет пьесы, прозу, переводит зарубежных авторов.

Корреспондент, переводчик, профессор

В годы Первой мировой войны Валерий Брюсов работал военным корреспондентом от газеты «Русские ведомости». Но патриотические настроения первых лет войны быстро угасли. Иоанна Брюсова вспоминала, что он «возвратился глубоко разочарованный войной, не имея уже ни малейшего желания видеть поле сражения». В этот период появились критические стихотворения Брюсова, но они так и остались неопубликованными.

В эти годы Валерий Брюсов сосредоточился не на сюжетах своих новых стихотворений, а на форме стиха и поэтической технике. Он подбирал утонченные рифмы, писал классические французские баллады, изучал приемы поэтов александрийской школы. Брюсов стал виртуозом импровизации: он создавал классический сонет за рекордно короткое время. Один венок сонетов «Роковой ряд» из пятнадцати произведений Брюсов создал всего за семь часов.

В 1915 году по Московского армянского комитета Валерий Брюсов начал готовил сборник национальной поэзии. Антология охватывала полторы тысячи лет истории Армении. Поэт занимался и организацией работы, и переводами, и редактурой книги, и ее подготовкой к печати. Когда сборник вышел, Брюсов написал несколько статей об армянской культуре и книгу «Летопись исторических судеб армянского народа». Позже он получил звание народного поэта Армении.

После революции Валерий Брюсов стал государственным служащим. Сначала он руководил Комитетом по регистрации печати, работал в Госиздате, был председателем президиума Всероссийского союза поэтов, помогал готовить первое издание Большой советской энциклопедии. В 1921 году Анатолий Луначарский предложил Брюсову организовать Высший литературно-художественный институт. До конца жизни поэт оставался его ректором и профессором.

В 1924 году поэта не стало — он умер от воспаления легких. Валерия Брюсова похоронили на Новодевичьем кладбище.

www.culture.ru

Описание картины Михаила Врубеля «Портрет Валерия Брюсова» Картины художников

Описание картины Михаила Врубеля «Портрет Валерия Брюсова»

Об истории написании этого портрета стоит рассказать особо. И прежде всего, нужно рассказать, как так получилось что Врубелю, в то время уже совершенно выжившего из ума, вообще дозволили рисовать. Да, ныне великий художник Михаил Врубель, был сумасшедшим. К этому его привело общество и семейные неурядицы. Но в первую очередь именно общество.

Долгое время его не признавали художником. Над ним смеялись и глумились, все его полотна неизменно получали отвратительную критику, и никто не вставал на его защиту, кроме нескольких человек. Один из них, был великий меценат Савва Мамонтов.

Это ему впоследствии удалось создать такие условия для художника, что тот стал работать в своё удовольствие и совершенно забыл о нищете. Но это не помогло ему в здоровье, оно всё-таки ухудшалось. И его лечили, лечили долго и в разных больницах.

Но однажды его друзья-художники рискнули и собрали тридцать шесть его полотен

для большой выставки, чтобы доказать всем что их друг не сумасшедший, а просто крайне талантливый художник. И это у них получилось. И Врубеля, наконец, признали замечательным художником. Но как поздно это случилось.

Этот портрет рисовал он, когда наступило очередное просветление рассудка и врачи дали разрешение на рисование. Брюсов сам позировал ему. Но было сделано ещё одно: утром Брюсов позировал – Врубель писал, а потом позировал уже сам Врубель, а его друг Серов его рисовал. И таким образом мы имеем изображение художника на тот момент.

А сам Брюсов очень жалел, потом что не сообразил сразу сфотографировать черновой вариант своего портрета. По его мнению, Врубель хорошо сделал его портрет именно в черновом варианте. А вот в этом цветном – оно получилось какое-то странное, и Брюсов был им немного не доволен.

И потом Врубель даже этот вариант немного не дорисовал, недоработал. И этот портрет считается незавершённым. Но это всё же одна из последних осознанных работ мастера.

Прислал: Калинина Инна . 2017-10-08 21:55:39

opisanie-kartin.iusite.ru

Описание картины Михаила Врубеля «Портрет Валерия Брюсова»

Описание картины Михаила Врубеля «Портрет Валерия Брюсова»

Об истории написании этого портрета стоит рассказать особо. И прежде всего, нужно рассказать, как так получилось что Врубелю, в то время уже совершенно выжившего из ума, вообще дозволили рисовать. Да, ныне великий художник Михаил Врубель, был сумасшедшим. К этому его привело общество и семейные неурядицы. Но в первую очередь именно общество.

Долгое время его не признавали художником. Над ним смеялись и глумились, все его полотна неизменно получали отвратительную критику, и никто не вставал на его защиту, кроме нескольких человек. Один из них, был великий меценат Савва Мамонтов.

Это ему впоследствии удалось создать такие условия для художника, что тот стал работать в своё удовольствие и совершенно забыл о нищете. Но это не помогло ему в здоровье, оно всё-таки ухудшалось. И его лечили, лечили долго и в разных больницах.

Но однажды его друзья-художники рискнули и собрали тридцать шесть его полотен для большой выставки, чтобы доказать всем что их друг не сумасшедший, а просто крайне талантливый художник. И это у них получилось. И Врубеля, наконец, признали замечательным художником. Но как поздно это случилось.

Этот портрет рисовал он, когда наступило очередное просветление рассудка и врачи дали разрешение на рисование. Брюсов сам позировал ему. Но было сделано ещё одно: утром Брюсов позировал – Врубель писал, а потом позировал уже сам Врубель, а его друг Серов его рисовал. И таким образом мы имеем изображение художника на тот момент.

А сам Брюсов очень жалел, потом что не сообразил сразу сфотографировать черновой вариант своего портрета. По его мнению, Врубель хорошо сделал его портрет именно в черновом варианте. А вот в этом цветном – оно получилось какое-то странное, и Брюсов был им немного не доволен.

И потом Врубель даже этот вариант немного не дорисовал, недоработал. И этот портрет считается незавершённым. Но это всё же одна из последних осознанных работ мастера.

Описание картины Михаила Врубеля «Портрет Валерия Брюсова» | источник

sochinenie-o.ru

художник Дворникова Анна - Иллюстрации к роману Валерия Брюсова "Огненный Ангел"

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Графические работы к роману В. Брюсова "Огненный ангел", 1999 г., акварель, тушь, бумага, р-р 24 х18 см и 24 х 38 см. Свидетельство о публикации №81849 от 12 августа 2009 года художник Анна Дворникова.

 
Явление Ангела Ренате1999 г., акварель, тушь, бумага, р-р 24 х18 см Страсть Ренаты1999 г., акварель, тушь, бумага, р-р 24 х18 см Сцена в городе1999 г., акварель, тушь, бумага, р-р 24 х38 см

Таинство

1999 г., акварель, тушь, бумага, р-р 24 х18 см

Слет на Лысой горе

1999 г., акварель, тушь, бумага, р-р 24 х18 см

Суд инквизиции над Ренатой

1999 г., акварель, тушь, бумага, р-р 24 х38 см

 

Валерий Яковлевич Брюсов

В истории русской литературы Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, "искателем смутного рая", великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все "сокровища", заложенные в чувстве. Он считается основоположником русского символизма. 

Символисты создали свой мир и отвергли существующую реальность. Этот мир без правил в последствии превратился в настоящую действительность. Искусство, жизнь по символизму - это театр, в котором каждый играет свои роли. Они стремились создать из своей жизни художественное произведение символизма и творить опираясь на это "символистское проживание". В основе их произведений лежала реальность, но эта реальность была пережита символистами. Жизнь порождала искусство, искусство переливалось в жизнь - строило ее по своим законам. Игра перерастала в реальность, и все оказывалось соответствием всего. Эта причудливая действительность становилась повседневной атмосферой, ею жили и дышали. В основу романа легла история отношений Андрея Белого и Нины Петровской. 

У Валерия Брюсова есть роман "Огненный ангел" с посвящением: "Много любившей и от любви погибшей". В романе три главных героя - граф Генрих, Рената и Рупрехт. От любви погибает, конечно же, Рената. Причем в книге Брюсова она погибает намного раньше, чем в жизни... Брюсовский "Огненный ангел" - это роман-отражение, роман-рефлексия.В 1903 году в богемной среде Москвы появилась некая Нина Петровская. По отзывам современников, она не была хороша собой, но была "довольно умна", чувствительна и, главное, "очень умела попадать в тон". Поэтому в среде "ловцов мигов и впечатлений" она тотчас стала объектом "любвей".В 1904 году все восхищались молодым, златокудрым, голубоглазым и обаятельным Андреем Белым. Общее восхищение, разумеется, передалось и Нине Петровской, разочарованной на тот момент и уставшей от вампирской любви и "оргиазма" одного из поэтов. Вскоре восхищение перешло во влюбленность, а затем и в любовь.Любовь в то время, в той среде не могла быть просто любовью. "Надо было любить,- как пишет Ходасевич,- во имя какой-нибудь отвлеченности". Нина обязана была в данном случае любить Андрея Белого во имя его мистического призвания, в которое верить заставляли себя и она, и он сам. Эта любовь продолжалась недолго, Белый бежал от соблазна. Он бежал от Нины, дабы ее любовь, слишком земная, не запятнала его чистых риз. Нину же укоряли и оскорбляли "шепелявые, колченогие" друзья-мистики Белого: "сударыня, вы нам чуть не осквернили пророка". В том же 1904 году Ниной заинтересовался и увлекся уже женатый Брюсов. Он предложил ей союз против Белого, союз, который тоже был облечен романтическим ореолом. Нина искала утешения и жаждала отомстить Белому. В 1905 году Нина стреляет в А. Белого в упор из браунинга. Револьвер дает осечку, и его тут же выхватывают из Нининых рук. Но Нина считала, что все же убила Белого (скорее всего, свою любовь к нему).То, что для Нины стало очередным средоточием жизни, было для Брюсова очередной серией "мигов". Роман "Огненный ангел" поставил точку в отношениях Нины и Брюсова. То, что для Нины было жизнью, для Брюсова стало использованным сюжетом. В романе автор разрубил все узлы отношений между действующими лицами, под масками которых были изображены Нина-Рената, А. Белый-граф Генрих, В. Брюсов-Рупрехт. Рената погибает, сам же автор под маской Рупрехта погибать не хотел.

А. Белый о романе Огненный ангел" В. Брюсова:

"Огненный Ангел" останется навсегда образцом высокой литературы для небольшого круга истинных ценителей изящного; "Огненный Ангел" - избранная книга для людей, умеющих мыслить образами истории; история - объект художественного творчества; и только немногие умеют вводить исторические образы в поле своего творчества."

Иллюстрации к роману "Огненный Ангел" отражают внутреннее переживание сюжета произведения. Основным действующим лицом является личность главной героини ее страсть, ее желание, ее падение и ее конец. Каждый из графических листов дан в самостоятельной цветовой гамме, цвет подчеркивает символичность сюжетов и образов. Пластика линий рисует напряженность переживаний. В каждом фрагменте передана стихийность страсти. Картины являются отражением души Ренаты, они являются иллюстрацией ее переживаний.

dvornikova.ucoz.ru