Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 2. Картины былины


КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВ. ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИНЫ.

Былинно-мифологическая тема – основная в творчестве художника Константина Алексеевича Васильева (1942 – 1976). На его картинах оживает поэтическая сказка, заставляющая зрителей погрузиться в мир истории, вспомнить о том, кем были их предки, каким богам поклонялись, к каким нравственным идеалам стремились. Художник серьезно изучал древнерусские былины, песни, сказания, результатом чего явились ЭТИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ картины

Князь Игорь

 Князь Игорь 

Не забудь включить плеер!!!

 

"Русский витязь",       1974 г.

http://www.rus-sky.com/vasilyev/vas_019.jpg

Святовит

 

СВЯТОВИТ 

 "Бой со Змеем",       1973-1974 гг.

http://www.rus-sky.com/vasilyev/vas_184.jpg

"На Калиновом мосту",       1974 г.

http://www.rus-sky.com/vasilyev/vas_021.jpg

 "Рождение Дуная"  (эскиз 1)      1974 г.

Былинный персонаж Дунай Иванович в гневе нечаянно убил свою жену - удалую поляницу (богатыршу) Настасью Микулишну. Вместе с ней погубил он и дитя свое, чудесного светозарного младенца. Потрясенный случившимся, бросился Дунай-богатырь на свой меч, и кровь всех троих слилась, дав начало великой реке Дунаю.

http://www.rus-sky.com/vasilyev/vas_022.jpg

"Рождение Дуная" (эскиз 2),       1975-1976 гг.

http://www.rus-sky.com/vasilyev/vas_183.jpg

"Рождение Дуная",       1974 г.

http://www.rus-sky.com/vasilyev/vas_020.jpg

 "Поединок Пересвета с Челубеем",       1974 г.

 

ВАСИЛЬЕВ. Поединок Пересвета с Челубеем 

 "Бой Добрыни со Змеем",       1974 г.

Герой русских былин - Добрыня Никитич, верный друг и соратник Ильи Муромца. Один победил он коварного Змея Горыныча, спас из пещер пленных стариков и деток малых, молодушек и бабок старых, людей русских и иностранцев, а затем и княжну Забаву Путятишну.

http://www.rus-sky.com/vasilyev/vas_024.jpg

 "Алеша Попович и красна девица",       1974 г.

 (444x699, 156Kb)

"Василий Буслаев",       1974 г.

 (423x699, 115Kb)

Русский витязь

Русский витязь

Валькирия

Константин Васильев. Валькирия. (1969-1971 ??)

Витязи

Константин Васильев. Витязи. (1971 ??)

Русский витязь

Русский витязь

 

 

"Садко и владыка морской",       1974 г.

Садко и Морской Царь

 "Садко на дощечке кипарисовой",       1974 г.

Садко на кипарисовой досочке

 "Вольга и Микула",       1974 г.

Встреча былинного богатыря Вольги Святославича и простого крестьянина Микулы Селяниновича, в чьей переметной суме собрана "вся тяга земная", подлинного хозяина своей земли, который и пашет, и сеет, и кормит, а когда нужно, и защищает от врагов.

  (433x698, 347Kb)

  "Над Волгой ",       1971 г.

Над Волгой

 "Свияжск",       1973 г.

В период осады Казани (1552 г.) царь Иван Грозный повелел выстроить на левом берегу Волги, против устья Свияги, крепость, которая и была возведена в две недели на Столовой горе. После создания Куйбышевского водохранилища город Свияжск оказался на острове.

http://www.rus-sky.com/vasilyev/vas_178.jpg

"Плач Ярославны",       1973 г.

Картина на сюжет "Слово о полку Игореве" является правой частью триптиха, задуманного, но не завершенного художником, который сознательно использовал здесь принцип театральной декорации.

 "Великан",       1975 г.

 (355x699, 43Kb)

Василиса Микулишна

Василиса Микулишна

"Голь кабатская"

 (699x427, 121Kb)

Валькирия

Валькирия над сраженным воином

 

Вольга

 

Вотан - верховный бог древних скандинавов

Дар Святогора

 

Евпраксия

 

Заклинание огня

Илья Муромец освобождает узников

 

 "Человек с филином",       1976 г.

После окончания этой картины Константин Васильев сказал матери: "Теперь я знаю, как надо писать". Через несколько дней его не стало...

 

Человек с филином

 

 

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

inna-rina.livejournal.com

Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 2 – Ярмарка Мастеров

В первой публикации на тему Новгородских былин я подобрала иллюстрации о славном купце Садко. А что же второй новгородский герой — Василий Буслаев? Да и герой ли он в нашем теперешнем понимании? Этот богатырь, идеал молодецкой безграничной удали, стал героем иллюстраций и фильмов благодаря своему необузданному нраву.

Огромная сила ему досталась от отца, но распоряжается он ею не так, как известные воины.

Юный Васька всячески нарушает законы Новгорода и ведёт разгульную жизнь. Он набирает себе в дружину воинов, которые отбирались по испытаниям: выпить полтора ведра вина или выдержать удар дубины по голове. Дружина Василия Буслаева не борется с захватчиками и мифологическими «горынычам». Они пьют, дерутся в кабаках и бьются на Волховом мосту с вольными новгородцами. Там, где Васька, всегда потеха и трагедия. Силой он и завоевал себе власть и славу.

А теперь поподробнее рассмотрим иллюстрации к былине и их создателей. Художники разных эпох и направлений брались за эту тему. Проследим за их творчеством, следуя сюжету.

Известный художник-иллюстратор русских былин Раиса Алексеевна Смирнова  /Член Союза художников РСФСР с 1971 года. В 1952-1957 годах училась в Палехском художественном училище. Работала в Палехских художественно-производственных мастерских, занималась миниатюрой в ювелирном искусстве. Оформляла книги. В 1991-1992 годах участвовала в создании иконостаса церкви Ильи Пророка в Палехе. Тематика произведений: фольклор, история, литература, революционная, жанровые сцены. Умерла в 1996 года, похоронена в Палехе/

представила нам Василия Буслаева в таком вот варианте:

василий буслаев

Русский известный художник Андрей Петрович Рябушкин

/(1861г.) работал в жанре исторической и жанровой живописи. Его картины в большинстве своём описывают московский быт времён 17 века, в 1895 году иллюстрировал книгу «Русские былинные богатыри»/

видел Василия Буслаева таким задиристым и самодовольным:

богатыри

былина

Самый излюбленный иллюстраторами эпизод в былине — как Василий пришибает святого старца и своего крестного,   спрятавшегося под Софийский церковный колокол. Экий поворот — святотатство, насмешка над христианством. Язычество с боем уходило из Новгорода и эта сцена тому подтверждение.

Николай Каразин, 1885 год

Павел Соколов-Скаля, 1954 год

Согласно другой былине, после победы над «мужиками новгородскими» уже взрослый  посадник Василий Буслаев отправляется  в плавание в святую землю, в «Ерусалим», вместе со своей вооруженной дружиной, вроде как каяться совершенными в молодости грехам.

На иллюстрации Владимира Перцова (1985 год) видно, с каким «кротким» настроением Василий отправился на покаяние «по морю Каспицкому»:

Следующая иллюстрация художников Калериия и Борис Кукулиевых (1974 год). Я о них в предыдущей публикации рассказывала подробнее, они родом из села Палех и прославляли роспись в своих миниатюрах и картинах.

По  пути наш герой братается с «казаками» на некоем острове, видимо, общается и с другими разбойниками, затем натыкается на «бел-горюч камень» и на мертвую голову, которая пророчит ему смерть. Но ведь он не хочет слушать никакие предсказания. «Наш Василей тому не верует, Ни в сон, ни в чох».

Вот таким упрямым и уверенным в своих силах видит его художник Константин Васильев (1974 год):

Василий Буслаев продолжает странствие, попадает в Иерусалим, но там учиняет очередное кощунство, голым купаясь в «Ердань-реке». На обратном пути вновь посещает остров с мертвой головой и камнем, а на том камне надпись: «А кто де у камня станет тешиться,А и тешиться‑забавлятися,Вдоль скакать по каменю, —Сломить будет буйну голову».

И Василий опять испытывает судьбу — прыгает через камень, вопреки предупреждению, и гибнет. Какая-то нелепая смерть, опять же, из-за беспутного характера и излишней самоуверенности.

Тип Василия Буслаева очень мало разработан в научной литературе, большинство историков литературы считают  его олицетворением могущества Новгорода, тогда как Садко служит олицетворением богатства славного города.

А что касается памяти о нем в современном Новгороде, то, в отличие от Садко, никаких упоминаний об этом веселом бунтаре мы не найдем: ни в сувенирах, ни в названиях этот яркий образ не отображается. А может зря? Приезжайте, поищем вместе.

www.livemaster.ru

Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 1 – Ярмарка Мастеров

Два известных героя Новгородской земли — Садко и Василий Буслаев, такие разные по характеру, образу жизни, вдохновляли художников на создание иллюстраций к  старинным былинам. А  я  захотела сравнить эти образы между собой. Но потом, погрузившись в тему иллюстраций  с головой, решила все-таки разграничить публикации. Давайте лучше рассмотрим каждого из персонажей  в отдельности, но в иллюстрациях абсолютно разных художников.

По сюжету былины Садко писали самые великие художники. Среди них волшебный М. Врубель.

иллюстрации

Великий реалист И. Репин, который за образ Садко взял самого «сказочного» художника В. Васнецова.

садко

А я хочу представить иллюстрации, которые крайне близки мне самой. Может быть, они вам давно уже известны, а может, увидев работы этих художников  впервые, вы потом начнете узнавать и радоваться им, как встрече с чем-то  знакомым и любимым.

Художники  Калерия и Борис Кукулиевы из села Палех создали книгу, которая поразила меня еще в детстве. В 1958 году Кукулиевы начали работать над  новгородской былиной «Садко», которая явилась настоящей удачей для авторов и принесла им заслуженную славу.   В какой технике писали мастера из Палеха, я думаю говорить не надо.

былины

И художник Геннадий Спирин, он иллюстрирует детские книги в своем совершенно уникальном стиле, отталкиваясь от средневековой миниатюры, голландских мастеров и художников эпохи возрождения. Сейчас Спирин — один из лучших мировых художников-иллюстраторов.  Вот так он видел Садко и его приключения.

художники

художники-иллюстраторы

Былина о Садко отличается высоким художественным совершенством. Сюжет такой живописный, а приключения героя настолько необычные, что есть где разгуляться фантазии художников. Пересказывать былину я, конечно, не буду, но немного прокомментирую иллюстрации.

Садко играет на берегу озера, где его слушает зачарованный водяной царь.

стильные цветочные

Садко вылавливает   рыбу-золотое перо и  скупает новгородские товары.

Затем отправляется в плавание.

Корабль  попадает в бурю и Садко по жребию идет на дно морское.

Попав в палаты Морского царя, наш герой  веселит  Царя морского  игрой на гуслях, пока не порвались струны.

Царь предлагает певцу выбрать жену — одну из дочерей, что означает навсегда остаться в подводном царстве.

А Садко  с помощью Святого Николы, покровителя мореплавателей, выбирает земную девушку и благополучно возвращается в родной Новгород.

Вот такие разные работы, почти спорящие друг с другом по манере письма, материалам и приемам. Уникальный стиль Спирина узнаваем во всем мире — это сочетание традиций русского искусства и виртуозное владение техникой акварельной живописи. А Куклиевы — непревзойденные мастера в изысканности и витиеватости палехского узора,  в яркости красок, в выразительности поз, движений, изображенных лиц. И все это на одну тему, на один и тот же сюжет.

Красивая былина, в общем-то, на бытовую тему,  без особого героизма, битв  и подвигов вдохновляла художников разных жанров. Простой человек, смекалистый и талантливый гусляр и купец стал народным любимцем на все времена и брендом города.

И по традиции, я вас приглашаю посмотреть, откуда родом этот герой. Сейчас в Новгороде вы найдете многочисленные упоминания  о нем — и в названиях, и в городской архитектуре. В  центральном парке находится красивый фонтан — Садко и Волхова. Приезжайте познакомиться поближе с родиной древних былинных персонажей.

www.livemaster.ru


Смотрите также