Гид-переводчик. Картины царей


Романовы «Портрет династии» | Гид-переводчик

В 1856 году в Лондоне открылась Национальная портретная галерея, вдохновившая Павла Сергеевича Третьякова на создание портретной галереи великих людей России внутри своей уже существующей коллекции русского изобразительного искусства. В 2013 г. в России отмечается 400-летие восхождения на трон династии Романовых, и по этому случаю в Государственном историческом музее организована выставка, на которой представлены портреты членов семьи Романовых с 17-го по 20-й век. Значение выставки «Романовы. Портрет династии», на мой взгляд, можно сравнить со значением коллекции портретов знаменитых людей П. С. Третьякова.

До посещения этой выставки я не задумывалась о возможности создания галереи портретов русских царей, и на сколько интересна могла бы быть такая галерея. Несмотря на то, что мало чего нераскрытого осталось в области изучения этих портретов, тем не менее интересно проследить эволюцию царского портрета на одной выставке. С 18-го века в России начинает развиваться особый тип портретного жанра — «парадный» или «репрепрезентативный» портрет. Данный портретный жанр характеризуется своей спецификой, этапы развития этого направления не совсем совпадают с этапами развития как русской, так и европейской школы изобразительного искусства. Существует зависимость смены художественных стилей от смены правления. Еще рано говорить о формировании национального характера русской школы изобразительного искусства.

До 18-го века в России мы можем говорить только о прикладном искусстве. Изображать людей было не принято. Изображали только лики святых, то есть доминировала икона.

Первыми изображениями, наиболее приближенными по своей величине и статусу к святым, были образы царей и наследников престола. Царь являлся наместником Бога на земле. Церемония венчания на царство проходила в храме и носила помимо светского глубокий сакральный смысл.

Среди первых попыток изобразить царей стоит отметить работу Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская. Древо Московского государства» (1668 г.), которая хранится в Государственной Третьяковской галерее. Работу можно отнести к иконе с чертами светского мировоззрения. С одной стороны, в центре мы видим привычный образ Богоматери. С другой, икона изобилует деталями из реального мира — стена и башни Кремля, конкретные исторические личности, среди них — фигура царя Алексея Михайловича, а напротив него — его жены Марии Ильиничны и детей Ивана и Софии, генеалогического древа, патриархов, царей и юродивых. Парящая фигура Иисуса, передающего ризу архангелам, символизирует божественную волю избрания наместника царя небесного на земле.

На примере данной работы сложно говорить о каком то портретном сходстве, так как фигуры мелкие, весьма условные. Но само появление исторической личности помимо святого лика на иконе — это уже большой прорыв. Еще на протяжении длительного времени художники будут неохотно отходить от принятого стиля, и изображения царей будут похожи на изображения ликов святых. Нужно учитывать, что первых художников можно скорее охарактеризовать как людей с глубоким внутренним миром, нежели художников в полном смысле слова, так как они не изучали анатомию, особенности передачи света и тени, двухмерного пространства, что отразилось и на их работах.

Это еще не портрет, но и к иконам подобные работы тоже сложно отнести. Появился своеобразный мостик от икон к портретам, и этим переходным жанром становится парсуна, т. е. когда живописные средства, свойственные иконе, применялись в создании первых примитивных светских портретов. Это видно на портрете Алексея Михайловича 1670 г., представленном на выставке.

На картине неизвестного художника фигуры царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича уже носят индивидуальные черты, но все же весьма условные. Попытка изобразить царей верхом на коне скорее относит нас к образу святого Георгия Победоносца, нежели полководца или военачальника.

Конный портрет Николая I и цесаревича Александра Николаевича 1843 г. — это уже совершенно светские портреты полководцев. Но к такой манере изображения придут еще не скоро.

Выставка портретов династии позволяет совершенно иначе взглянуть и на личности монархов. Но для этого нам придется раскрыть несколько слоев изображения, а также вглядываться в детали и сравнивать несколько работ между собой. Как правило, парадный портрет самодержца — это идеальный образ, образ, увиденный даже не всегда глазами художника, а тот образ, который был наиболее мил самой модели. Существовал жесткий регламент, которому художник обязан был следовать.

Регламент или особый иконографический тип был необходим на тот момент, так как следование этому регламенту позволяло сделать образ монарха узнаваемым. Для обеспечения портретами императора присутственных мест, изображение монарха тиражировалось. Для этих целей выбирался особенно понравившийся модели иконографический образ.

Портреты принцесс писались для отправки заграницу с целью поиска подходящих женихов. С изменением моды, платье модели могло переписываться, отличительные знаки, характеризующие эпоху, добавлялись и исчезали. Например, при очередном нововведении Павлом I в военный мундир, все детали тут же находили отображение в новых копиях портрета императора.

Так поступали не только с портретами. Например, Екатерина II готовилась к своей коронации весьма основательно и при заказе придворному ювелиру И. Позье новой короны велела: «проверить казенные вещи и приказала разломать все, что окажется не в современном вкусе, употребив на новую корону, которую она желает иметь к коронации».

На женских портретах заметно, как менялось место женщины в обществе в разные эпохи. Портрет первой жены Петра I Евдокии Федоровны и матери Петра I Натальи Кирилловны первой половины XVIII в., представленные на выставке, разительно отличаются от портрета второй жены Петра I Екатерины I. Женщине не разрешалось показывать волосы, поэтому первая жена и мать Петра I изображены в головных уборах. Одежда полностью закрывает тело, позы, хотя и умиротворенные, но скованные. Таковой и была жизнь женщины, в буквальном смысле заключенной в стенах терема, бесправная и уязвимая, находящаяся в полной зависимости от воли ее семьи, затем мужа и ближайшего окружения. Реформы Петра I, касающиеся светской жизни, моды, дали больше свободы женщине. Екатерина I изображена в платье с глубоким декольте, волосы собраны в локоны, украшенные жемчужной нитью.

Портрет матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной и портрет Екатерины I (XVIII в.)

Мужской образ также менялся на протяжении веков. Например, во время правления Петра I монарх предстает перед нами непременно в латах и доспехах, хотя рыцарских турниров в России никогда не было. Но именно так виделся образ главы государства, таким он воспринимался. Во времена Александра I было принято представать в иностранном военном мундире на портретах, предназначенных для отсылки заграницу, дабы выказать уважение к этой стране и укрепить дружеские взаимоотношения. В то время, как в более поздний период — во время царствования Александра III и Николая II, напротив, уклон делался на национальный характер, что находило непосредственное отражение в портретах первых лиц.

Таким образом портрет монарха — это история в истории. Это не просто образ исторической фигуры, но и источник для исследователей.

Если внимательно рассматривать фрагментарную копию портрета Екатерины II А. Рослена 1776 г., сделанную неизвестным художником, внимание привлекает пряжка, скрепляющая горностаевую мантию на груди императрицы. Эта пряжка очень напоминает большую императорскую пряжку-аграф, хранящуюся в Алмазном фонде.

Описание пряжки из каталога, составленного в 1925 — 1926 г. г. под руководством А. С. Ферсмана при первой описи национализированных сокровищ Стр. 36 Выпуск 1.: «Пряжка-аграф, вернее целый пластрон из сплошного массивного серебра с 2 большими иголками для прикалывания и колечками для нашивки на платье. Общая компоновка рисунка из переплетающихся ветвей, поразительно умелое истолкование высоко неоднородного материала бриллиантов, гармоническое сочетание без порядка разбросанных белых и желтых бриллиантов — все это изобличает большого мастера ювелирного дела Елисаветинской эпохи; по мнению С. Н. Тройницкого, это мог быть знаменитый Позье. Размеры: общая длина — 25 см; ширина от 8 до 11 см. Бриллианты — старые камни самого различного качества и достоинств; наравне с первоклассными индийскими камнями много совершенно малоценных желтых или с пятнами камней Бразилии. Оправа массивная серебреная, бриллианты на туше в серебре. Работа около 1750 г.»

Необыкновенное ощущение возникает, когда хорошо знакомый предмет можно увидеть на его владельце. Это не сравнить с ощущениями, которые испытываешь, видя тот же самый предмет в витрине музея.

Или, посмотрим на портрет великого князя Александра Павловича неизвестного художника конца 1770-х г. г., повторившего иконографический тип Ж. Л. Вуаля.

В руках у младенца погремушка, которая также хранится в Алмазном фонде. Описание этой погремушки мы тоже найдем в описи Ферсмана: Золотая погремушка с ажурным рисунком в виде цветов и листиков с накладными украшениями также в виду цветов; бриллианты белые и желтые в серебре и высокопробном золоте. На одном конце кончик из слоновой кости, на другом — свисток и колесо для шнурка. Длина 17,7 см.; ширина шарика — 4,8 см. Оправа в стиле Людовика XV».

До того, как я увидела этот портрет, погремушка казалась мне лишь диковиной причудливой формы, непонятной и неправдоподобной безделушкой. В руках младенца она обрела свой смысл.

В портретах, как и в личной жизни русских монархов, можно запутаться. Образ придумывался, согласовывался с заказчиком, часто, как в случае с Екатериной II, голова бралась из иконографического образа одного художника, платье и детали — другого, потом все это переписывалось либо неизвестными художниками, либо известными, копии тиражировались и разлетались во все уголки России.

Портрет Екатерины II Лампи и повтор иконографического образа Лампи Левицким.

Пример тиражирования образа: резцовая гравюра Н. И. Уткина (представлена на выставке), выполненная с оригинала В. Л. Боровиковского (Государственная Третьяковская галерея).

Выставка «Портрет Династии» знакомит нас не только с работами хорошо нам известных художников, таких как Левицкий, Рокотов, Боровиковский, но и с малоизвестными именами западноевропейских художников, которые по заказу императорского двора работали в России в XVIII — 1-й пол. XIX в. Западноевропейские художники приезжали из разных стран Европы и привносили традиции различных национальных школ. К ним относятся Жан Луи Вуаль, Иоганн Лампи (Старший), Луи Каравак, Стефано Торелли и др.

Случалось, что многочисленные копии с портретов приводили к обесцениванию художественности, но так было не всегда. Каждый художник вольно или невольно вкладывал в очередную копию что-то от своего опыта или неопытности. Иногда копию сложно отличить от оригинала, а иногда при потере оригинала, только копия и могла служить единственным доказательством существования утерянного оригинала.

В случае потери художественности исполнения портрет больше свидетельствовал о материальном мире, чем об авторской манере, которая исчезала под кистями многочисленных копиистов. В случае неудачных или заурядных копий, копий, созданных непрославленными художниками, имена последних даже не дошли до наших дней. На таких работах мы видим вместо имени автора «неизвестный художник», в других случаях, как в работах Левицкого, повторение иконографического образа было не только не хуже, но и весьма достойной художественной интерпретацией первоначального варианта.

Несмотря на то, что на выставке представлены картины несомненного высокого художественного исполнения, она не преследует цель показать художественные качества портретистов.

Художественное мастерство портретистов, сдерживаемое регламентами и традициями, тем не менее не могло не совершенствоваться. И так появились камерные портреты, где материальный мир постепенно вытесняется внутренним миром героя. Потрет великой княжны Марии Павловны (1806 — 1808 г. г.).

Появляется детально прописанный интерьер и пейзаж, который делает место написания портрета значимым. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны на фоне Камероновой галереи в Царскосельском парке.

Появление животных на портретах.

С изобретением фотографии нам открывается еще более интимный мир монарха. Уже не надо тратить время на написание портрета и позирование. Вся семья может быть запечатлена в любой момент. Интерьер или пейзаж уже не условные, не придуманные художником, а вполне конкретные и реальные.

Национальный характер появлялся на портретах время от времени, если была необходимость поднять национальный дух в обществе. Этот прием оставался актуальным на протяжении всех веков. К таким приемам прибегает Екатерина II, когда предстает на портрете Торелли С. в русском национальном костюме, «отражающий национальную линию в ее политике».

Или Александр III и Николай II на фоне традиционной дачи — социально-культурного феномена русской жизни.

Фотографии способны передать еще больше — интерьер кабинета, мельчайшие детали, но это уже совершенно другая эпоха.

Фотография — это еще и огромная иллюзия. Вот, например, я была удивлена, на сколько маленькая по размеру фотография Николая II и Алекс в маскарадных костюмах, один из которых и сегодня можно увидеть в коллекции Государственной Оружейной палаты. А ведь именно это изображение использовано для каталога и постеров к выставке.

От глаз тех, кто интересуется фотографией, не ускользнет оттиск Чарльза Бергамаско — фотографа русской и английской аристократии. Чарльз Бергамаско приехал в Санкт-Петербург в 1840-х гг. Свою карьеру он начал во французской труппе Санкт-Петербургского театра, увлекся дагерротипией, отправился обучаться фотографии в Париж, а по возвращении открыл собственную студию в Санкт-Петербурге. Впоследствии Чарльз обрел известность как в России, так и в Европе, стал обладателем наград. В 1877 году он посетил Великобританию, где был приглашен сделать несколько снимков королевы Виктории и членов ее семьи. И эти снимки сегодня хранятся в Национальной галерее в Лондоне. Несколько снимков членов семьи Романовых представлены на выставке.

Есть и любимые портреты выставки. Меня совершенно поразили своей выразительностью исторический портрет брата Петра I Ивана V первой половины XVIII в. и портрет супруги Александра I императрицы Елизаветы Алексеевны (1820-е гг. (?))

Совершенно Шекспировские образы.

Очевидно, что в рамках небольшой статьи невозможно охватить все портреты и охарактеризовать их особенности. И представленный материал не претендует на глубокое и всестороннее исследование предмета, а лишь ограничивается описанием и общей характеристикой выставки, которая, непременно, достойна внимания и неоднократного посещения.

Выставка проходит с 4 сентября 2013 – 30 января 2014 г. в соседнем здании Государственного исторического музея на площадке музея Отечественной войны 1812 года.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

olgazhdan.com

Романовская галерея Зимнего дворца. Список портретов. часть 1.

Начинаю публикацию портретов из Романовской галереи Зимнего дворца. Ее опись сделана Д. Ровинским в 1880-х годах и опубликована в 4 томе его труда "Подробный словарь русских гравированных портретов". Рядом с каждым портретом находится его номер по общему Эрмитажному каталогу и размер (в вершках, которые я решил не пересчитывать). Но, в отличие от Ровинского, я располагаю портреты не в алфавитном, а в родословном порядке.Я попытался (там где это возможно) дать историю каждого портрета и его сегодняшнее местонахождение. Я воспроизводить только те портреты, которые находятся в этой описи, а все данные, полученные из других источников (так как состав Романовской галереи менялся) будут опубликованы в приложении. Ошибки возможны и любые дополнения, уточнения и исправления приветствуются.

Романовская галерея Зимнего дворца:

01. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) (1554-1633).Отец царя Михаила Федоровича.

№ 6684 размер: 20x16Прижизненного изображения патриарха Филарета не существует, портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по гравюре Штенглина и "Титулярнику" 17 века.Гатчинский дворец-музей.

02 Ксения Иоанновна Романова (ур. Шестова) (ум.1631 г.).Мать царя Михаила Федоровича.

№5334 размер: 21,5х16Копия В. Бовина (ок.1847 г.) с портрета конца 18 века (возможно так же копии с более старого оригинала), находившегося в Старом Петергофском дворце.Сейчас в частной коллекции.

03 Царь Михаил Федорович (1596-1645).Сын Федора Никитича и Ксении Иоанновны Романовых.

№5336 размер: 19,5х13,5Портрет конца 18 века, с неизвестного оригинала (возможно "Титулярника" 17 века или гравюры Олеария). Многократно копировался.Местонахождение неизвестно.

04 Царица Евдокия Лукьяновна (ур. Стрешнева) (1608-1645).Вторая супруга царя Михаила Федоровича.

№6685 размер: 20х16Копия художника Т.Неффа со старинного живописного оригинала, находивщегося у Г. Глебова-Стрешнева.Государственный Русский музей. СПб

05 Царь Алексей Михайлович (1625-1676).Сын царя Михаила Федоровича.

№5339 размер: 28,25х21,25Прижизненный портрет 17 века, написанный неизвестным немецким или голландским художником до 1670 года ( в этом году с него была сделана гравюра). Самый старый портрет в Романовской галерее.Государственный Русский музей. СПб

06 Царица Наталья Кирилловна (ур. Нарышкина) (1651-1694).Вторая супруга царя Алексея Михайловича.

№5343 размер: 28,25х21,33Копия 19 века с портрета, написанного художником Чоглоковым «во успиение» (как память об умершей), который находился в семье Нарышкиных. Есть множество других копий этого портрета (Государственный Эрмитаж, Чувашская картинная галерея, Кусково …) .Государственный Русский музей. СПб

№5337 размер: 13х10,5Фрагментарная копия конца 18 века с того же оригинала. Считается работой Карла Шурманна. Государственный Русский Музей. СПб.

07 Царевна Марфа Алексеевна (1652-1707).дочь царя Алексея Михайловича.

№6687 размер: 22х16,5дочь царя Алексея Михайловича.Копия сделанная художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. с оригинала, который находился в Александровском Успенском монастыре, где умерла царевна Марфа (похищен оттуда в 1986 году и до сих пор не найден).Местонахождение неизвестно. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.

08 Царевич Алексей Алексеевич (1654-1670).Сын царя Алексея Михайловича.

№6686 размер: 21,5х16,5Портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по "Титулярнику" 17 века из Публичной библиотеки СПб –единственному сохранившемуся прижизненному изображению царевича.Местонахождение неизвестно.Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.

09 Царь Федор Алексеевич (1661-1682).Сын царя Алексея Михайловича.

№6688 размер: 28х22,5Портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по различным изображениям (в том числе из Оружейной палаты в Москве).Государственный Эрмитаж. СПб.

10 Царица Марфа Матвеевна (ур.Апраксина)(1664-1715).Вторая супруга царя Федора Алексеевича.

№6694 размер: 22х16,5Портрет начала 18 века или позднейшая копия с него.Государственный Русский музей. СПб

11 Царевна Софья Алексеевна (1657-1704)дочь царя Алексея Михайловича.

№ 4396 размер: 26,5x23По некоторым сведениям - оригинал 17 века, по другим - копия с оригинала, который находился в Москве (сейчас в Государственном Историческом музее).Государственный Эрмитаж. СПб.

12 Царевна Наталья Алексеевна (1673-1716).дочь царя Алексея Михайловича.

№ 5342 размер: 23x16Портрет начала 18 века современными исследователями считается работой портретиста И. Никитина.(Барон Кене считал этот портрет работой Таннауэра). Есть еще 2 подобных портрета царевны Натальи, один в Русском музее, другой в Павловске.Государственная Третьяковская галерея. Москва.

13 Царь Иван Алексеевич (1666-1696).Сын царя Алексея Михайловича.

№ 5348 размер: 28,6x22,5Сын царя Алексея Михайловича. Считается портретом конца 17 века, созданным «во успиение» (как память об умершем), с которого позднее была сделана гравюра Ф. Маттарнови и многочисленные живописные копии (Кусково, Гос. Исторический музей).Государственный Русский музей. СПб

14 Император Петр I Алексеевич (1672-1725).Сын царя Алексея Михайловича.

№6689 размер: 54х31,5.Копия, специально исполненная для Романовской галереи в Великобритании художником Белли в 1860-х гг с оригинала Г. Неллера, который писал царя с натуры в 1697 году во время его пребывания в Голландии. Оригинал находится в Английском королевском собрании картин и послужил образцом для создания множества изображений Петра, иногда слабо похожих друг на друга.Государственный Эрмитаж. Спб.

№5350 размер: 18,13х13,6Портрет в настоящее время считается работой Таннауэра, написан примерно в 1717 году. Барон Кене считал его работой Купецкого. Есть множество копий с этой картины, оригинал находится или в Государственном Эрмитаже или в Третьяковской галерее.Государственная Третьяковская гелерея Москва.

№5390 размер: 32х30Т.н. «Портрет Петра I на фоне морского сражения» написан, скорее всего, в 1710-х гг. Есть множество версий, кто автор этой картины. Барон Кене считал его работой Купецкого, Васильчиков – работой Таннауэра, современные исследователи склоняются к тому, что это работа И.Никитина. Подробности о нем можно прочесть тут:http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Shmakova.pdfГсударственный музей-заповедник «Царское Село».

№5355 размер: 19,75х16,5Портрет считается работой знаменитого французского живописца Гиацинта Риго, подарен императору Николаю I гр. С.С. Уваровым, которому он достался от тестя - гр. А.К.Разумовского. Васильчиков пишет : "Предание семьи Разумовских гласило, что Петр, во время пребывания в Париже, зашел в мастерскую Риго, писавшего с него портрет, не застал его дома, увидел недоконченный портрет свой, ножом вырезал из большого полотна голову и увез с собой. Вырезанный портрет он подарил дочери - Елизавете Петровне, а она, в свою очередь, пожаловала его гр. Алексею Григорьевичу Разумовскому". После ликвидации Романовской галереи портрет был отправлен сначала в Русский музей, а потом в Симферопольский государственый музей.

№6671 размер: 14х11,5Найти точное изображение мне не удалось. Есть только его описание у Васильчикова : «Петр изображен в фас, с Андреевской цепью, в порфире (мантии – baronet65), под которой виден шитый серебром супервест. Портрет весь перемалеван и притом так невежественно, что на нем написана совсем не та цепь, какую носили при Петре Андреевские кавалеры. Тем не менее из-под подмалевки видна кисть Каравака и заметно сходство с гравюрой Субейрана, картиной Амикони и предыдущим портретом (копии с портрета Каравака из Царскосельского дворца – baronet65).»Изображение - гравюра Субейрана с портрета Каравака (придворного художника нескольких императоров), который, видимо, послужил оригиналом для этого портрета.Местонахождение неизвестно.

15 Царица Евдокия Федоровна (ур.Лопухина) (1669-1731).Первая супруга царя Петра Алексеевича.

№ 5340 размер: 19x13,6Оригинал начала 18 века, либо копия с него. Скорее всего, написан во время правления императора Петра II (внука Евдокии). Есть множество копий этого портрета и неизвестна его достоверность.Государственный Русский музей. СПб

16 Императрица Екатерина I Алексеевна (ур. Скавронская)(1684-1727).Вторая супруга царя Петра Алексеевича.

№5391 размер: 32х30. НаттьеПортрет работы знаменитого французского живописца Ж. Наттье (либо хорошая копия с него), написан в 1717 году, во время пребывания Петра и Екатерины в Голландии (парный к нему портрет Петра I находится в Царском Селе).Государственный Эрмитаж. СПб.

№5392 размер: 18х13,5 Портрет работы придворного живописца Л. Каравака.Государственный Русский музей. СПб

№5356 размер: 18,13х13,75Портрет работы неизвестного художника (возможно Каравака или Ведекинда). Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.Местонахождение неизвестно.

№5387 размер: 58,75х44,75Портрет работы И.Адольского, написан в 1726 году, неоднократно копировался и повторялся (близкий вариант находится в Царскосельском дворце).Государственный Русский музей. СПб

Продолжение следует...

Использованная литература:

01. Д. Ровинский "Подробный словарь русских гравированных портретов" т. 1-4 1889 г.02. Барон Кене "Галерея портретов Дома Романовых. Фотографические снимки с подлинных картин, находящихся в Зимнем дворце в С.-Петербурге, изд. акад. Акад. художеств А. Клиндером". СПб 1866 г.03. В.Стасов "Галерея Петра Великого" СПб 1903 г.04. А.Васильчиков "О портретах Петра Великого" М 1872 г.05. Растопчин Соловьева "Лица российской истории. Коллекция портретов. Т. 1-3. М. 2009-2010.06. Государственный Русский музей: Живопись XVIII-XX века. Каталог в 15 томах. Том 1. XVIII век СПб 199807. Государственная Третьяковская галерея: Каталог живописи XVIII-XX века. М. 1984.08. В.Кадочникова. К вопросу об авторстве копий Романовской галереи Императорского Эрмитажа. в сборнике: Страницы истории отечественного искусства. Сборник статей по материалам научной конференции (Русский музей. Санкт-Петербург, 2013). Выпуск XXIV09.«Государи из дома Романовых. 1613 - 1913. Жизнеописания царствовавших государей и очерки их царствований». Том 1-2 М. издание Сытина. 1913 г.10. «300 лет дома Романовых» изд. Лапина СПб 1913 г.

baronet65.livejournal.com

Хаотичная подборка живописи на тему допетровской Руси: v_himera

Виктор Васнецов, "Гамаюн, птица вещая"

Аполлинарий Васнецов, "Сад князя Жемчужного"(эскиз к опере Петра Чайковского "Опричник")

Вячеслав Шварц, "Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы)"

Виктор Васнецов, "Царская потеха - борьба царскаго псаря с медведем (XVII столетие)"

О.Маслов, "Соколиная охота"

Игорь Машков, "Выход на соколиную охоту царя Алексея Михайловича в селе Коломенское"

Андрей Рябушкин, "Пир царя Алексея Михайловича с ближними боярами в отъезжем поле"

Константин Маковский, "Свадебный пир в боярской семье XVII столетия"

Константин Маковский, "Чарка меду"(Один из вариантов картины. "Меда" или "меду", источники расходятся).

Константин Маковский, "Сваха"(Надо осознавать, что женские наряды справа и слева - очень праздничные, а не повседневные. И тут это ко многим картинам относится.)

Константин Маковский, "Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем"

Сергей Никитин, "Выбор невесты"

Андрей Рябушкин, "Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате"

Константин Маковский, "Нянька Ивана Грозного"

Иван Билибин(?) иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Николай Самокиш, "Часть Коломенскаго дворца Царя Алексея Михаиловича, с восточной стороны"

Клавдий Лебедев, "Привоз и сдача подсокольничему соколов на Семеновском потешном дворе города Москвы Холмогорскими помытчиками в конце XVII столетия"

Аполлинарий Васнецов, "Москва при Иване Грозном. Красная площадь"

Аполлинарий Васнецов, "Уличная решетка. Ночь"

Сергей Ефошкин, "Тревожная ночь"

Л.Фалин, "Пытка на дыбе М.Ф.Нагого в московском застенке"

Аполлинарий Васнецов, "Московский застенок. Конец XVI века"

Аполлинарий Васнецов, "Татары идут"

Игорь Машков, "Стрелецкий караул"

Василий Суриков, "Покорение Сибири Ермаком"(изображены СОБЫТИЯ 1582 ГОДА, конца царствования Иоанна Грозного)

Аполлинарий Васнецов, "Мясницкие ворота. Уличное движение в XVII веке"

Аполлинарий Васнецов, "Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке"

Вячеслав Шварц, "Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче"

Василий Суриков, "Посещение царевной женского монастыря"

Михаил Нестеров, "Видение отроку Варфоломею"

Аполлинарий Васнецов, "Скит"

Василий Поленов, "Старая мельница"

Иван Крамской, "Майская ночь (Русалки)"

Виктор Васнецов, "Ковер-самолет"

Михаил Нестеров, "За приворотным зельем"

Константин Маковский, "Святочные гадания"

Виктор Васнецов, "Спящая царевна"

Виктор Васнецов, "Витязь на распутье"

v-himera.livejournal.com

Романовская галерея Зимнего дворца. Список портретов. часть 2.

Продолжаю публикацию портретов из Романовской галереи Зимнего дворца по описи Д. Ровинского. Список использованной литературы находится в первой части. Еще раз хочу напомнить, что все поправки, дополнения и исправления только приветствуются.1 часть:http://baronet65.livejournal.com/56542.html

17. Царевич Алексей Петрович (1690-1718)Сын царя Петра I.

№5360 размер: 18х13,5Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы Таннауэра (оригинал находится в Эрмитаже).Гатчинский дворец-музей.

18. Царевна Шарлотта-София (1694-1715)принцесса Брауншвейг-Люнебургская, супруга царевича Алексея Петровича,

№4385 размер: 17,75х14,15Прижизненный портрет работы неизвестного художника. Барон Кене считал его работой Таннауэра. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.Местонахождение неизвестно.

№5359 размер: 18х13,5.Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы неизвестного художника.Государственный Русский музей. СПб

19. Царевна Анна Петровна (1708-1728)Дочь царя Петра I, герцогиня Гольштейн-Готторпская.

№4383 размер: 15х12Прижизненный портрет, написанный около 1716 г. В настоящее время считается работой И. Никитина.Государственная Третьяковская галерея. Москва.

№5388 размер: 18х14,5Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.Государственный Русский музей. СПб

Царевны Анна Петровна и Елизавета Петровна, дочери царя Петра I.

№6690 размер: 22х16Портрет работы Л.Каравака.Государственный Русский музей. СПб

20. Царевич Петр Петрович (1715-1719)Сын царя Петра I.

№6690 размер: 22х16Копия работы Н.Тютрюмова середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.Государственный Русский музей. СПб

21. Царевна Наталья Петровна (1718-1725)Дочь царя Петра I.

№5358 размер: 21,5х16Копия работы В.Бовина середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.Государственный Русский музей. СПб

22. Император Петр II Алексеевич (1715-1730).Сын царевича Алексея Петровича, внук царя Петра I.

№5361 размер: 58,75х46Прижизненный портрет работы Люддена или Каравака. С него была сделана знаменитая гравюра Вортмана. Изображение даю по книге «300 лет дома Романовых» изд. Лапина 1913 г.Местонахождение неизвестно.

№5357 размер: 18х14,5Прижизненный портрет работы Люддена ок 1728 г.Государственный Русский музей. СПб

23. Царевна Екатерина Иоанновна (1691-1733).дочь царя Ивана Алексеевича, герцогиня Мекленбург-Шверинская.

№ 5345 размер: 21,5x16Копия середины 19 века с прижизненного изображения царевны.Государственный Русский музей. СПб

24. Царевна Прасковья Иоанновна (1794-1731).дочь царя Ивана Алексеевича

№ 5347 размер: 21,6x16,5Копия середины 19 века с неизвестного прижизненного изображения царевны. Ровинский считал, что на этом портрете изображена Екатерина I. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.Местонахождение неизвестно.

25. Императрица Анна Иоанновна (1693-1740).дочь царя Ивана Алексеевича, герцогиня Курляндская.

№5346 размер: 21,35х16Один из вариантов портрета императрицы работы Каравака, либо копия с него. С него была сделана гравюра Эллигера.Государственный Русский музей. СПб

№5362 размер: 58,75х46Измененная копия конца 18 века Г. Бухгольца с оригинального прижизненного портрета работы Л.Каравака. (оригинал находится в Третьяковской галерее).Большой Петергофский дворец.

26. Правительница Анна Леопольдовна (1720-1748)Принцесса Мекленбург-Шверинская, дочь царевны Екатерины Иоанновны, внучка царя Ивана Алексеевича.

№6865 размер: 27,5х22,5Прижизненный портрет (предположительно работы Каравака.)Государственный Русский музей. СПб

27. Император Иоанн Антонович (1740-1764).Сын правительницы Анны Леопольдовны.

№5333 размер: 17,5х14,5Портрет неизвестного художника 18 века, скорее всего прижизненный.Государственный Эрмитаж. СПб

28. Императрица Елизавета Петровна (1709-1761)Дочь царя Петра I.

№6192 размер: 23х16.Портрет работы неизвестного художника (барон Кене считал, что на портрете Елизавете 16 лет).Ровинский что на этом портрете - великая княгиня Наталья Алексеевна (первая супруга Павла I). Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.Местонахождение неизвестно.

№6244 размер: 9х6,25Найти точное изображение мне не удалось. Есть только его описание у барона Кене : «картина, поднесенная Его Императорскому величеству князем Александром Лобановым-Ростовским, представляет царевну в платье из серебрянной парчи с золотыми разводами, в мантии из голубого бархата, подбитой горностаем, и со знаками ордена св. Екатерины через плечо».Похожие на это описание портреты есть в Стокгольмском музее (Швеция), Кадриоргском музее (Эстония) и в музее Кусково (где находилось много копий портретов из Романовской галереи). Однако, эти картины значительно большего размера.Изображение – портрет царевны Елизаветы Петровны из музея Кусково.Местонахождение неизвестно.

№4382 размер: 15х12.Точно идентифицировать этот портрет пока не удалось. Есть информация, что это портрет Елизаветы в мужском костюме 1745 г., считающийся работой Каравака (примерно подходящий по размеру). Есть еще один вариант этого же портрета, который находится в ГРМ. Буду рад любой информации на эту тему.Государственная Третьяковская галерея. Москва.

№5366 размер: 14,5х10,5.Портрет работы придворного художника Г. Гроота 1748 г. Есть копия этого портрета, которая находится в ГРМ.Государственная Третьяковская галерея. Москва.

№5363 размер: 59х46.Портрет работы французского художника Ж. Токе 1758 г.Государственный Эрмитаж. СПб.

29. Император Петр III Федорович (1728-1762).Сын царевны Анны Петровны, внук царя Петра I.

№5383 размер: 36,25х26,5Портрет работы Г.Гроота (либо его копия), парный к портрету Екатерины Алексеевны (№5384). Изображение даю по книге «Государи из дома Романовых. 1613 - 1913. Жизнеописания царствовавших государей и очерки их царствований». Том 1 М. Сытинское издание. 1913 г.Местонахождение неизвестно.

№5385 размер: 13,5х11,5Портрет работы Г.Гроота 1748 г.Государственный Русский музей. СПб

№5364 размер: 58,75х46.Портрет работы А.Антропова, который написал несколько портретов императора. Копия этого портрета находилась в Сенате.Государственный Русский музей. СПб

Великий князь Петр Федорович и его супруга великая княгиня Екатерина Алексеевна.

№6695 размеры отсутствуют.Свадебный портрет работы Г. Грота 1745 г.Государственный Русский музей. СПб

30. Императрица Екатерина II Алексеевна (1729-1762).Принцесса Ангальт-Цербстская, супруга императора Петра III.

№5384 размер: 36,5х26,5Портрет работы Г.Гроота (либо его копия), парный к портрету Петра Федоровича (№5383).Государственный Русский музей. СПб

№5380 размеры отсутствуют.Конный портрет работы В.Эриксена 1762 г. Есть копии этого портрета – в Большом дворце Петергофа, ГРМ и в Оружейной палате Московского Кремля.Государственный Эрмитаж. СПб.

№5365 размер: 58,75х45,5Портрет работы В.Эриксена 1762 г. Есть два повторения этого портрета меньшего размера, один в ГРМ, другой в Китайском дворце (Ораниенбауме).Государственный Эрмитаж. СПб.

№5434 размер: 16,25х12,25Портрет работы В.Эриксена 1779 г. Уменьшенная копия портрета (№5365).Государственный Русский музей. СПб.

№5369 размер: 16х13,75Портрет работы В.Эриксена 1769 г.Государственный Эрмитаж. СПб.

№5368 размер: 16х13,75Портрет работы П.Шибанова, который писал императрицу с натуры, во время ее пребывания в Киеве в 1787 г, во время рутешествия в Крым. С него была сделана гравюра Эллигера.Государственный Русский музей. СПб

№5370 размер: 13,5х11,25Портрет работы И.Лампи 1793 г. (эскиз большого портрета из Эрмитажа, который ранее тоже находился в Романовской галерее). Изображена с аллегорическими фигурами Сатурна и Истории.Государственный Русский музей. СПб.

mysea.livejournal.com

Персональный сайт - Портреты Императоров Российских

Император Николай II. 1907. Холст, масло. Александр Маковский (1869-1924)

Портрет императрицы Александры Фёдоровны. Холст, масло. Александр Маковский (1869-1924)

Портрет Екатерины II. Холст, масло. Александр Рослин (в России 1775-1777)

Портрет Екатерины II. 1766 г. Холст, масло. Алексей Антропов (1716-1795)

Портрет Петра I. 1770. Холст, масло. Алексей Антропов (1716-1795)

Портрет Петра III. 1762. Холст, масло. Алексей Антропов (1716-1795)

Портрет Екатерины I. Холст, масло. Неизвестный художник

Портрет императора Николая I. Холст, масло. Неизвестный художник

Портрет императора Николая I. Холст, масло. Портрет работы Э. Верне. 1830-е гг.

Портрет императора Павла I. Холст, масло. Николай Аргунов (1771-после 1829)

Великий князь Сергей Александрович, цесаревич Николай Александрович и великий князь Павел Александрович в Царском селе. Конец 1880-х. Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич

Портрет императора Александра III. 1896. Холст, масло.  Николай Дмитриев-Оренбургский (1837-1898)

Портрет императора Александра II. 1873. Холст, масло. Николай Лавров (1820-1875)

Александр III. 1881. Холст, масло. Николай Сверчков (1817-1898)

Портрет Александра II. Холст, масло. Николай Сверчков (1817-1898)

Портрет императора Павла I. 1801. Холст, масло. Сальватор Тончи (в России 1797-1844)

oldalbum.narod.ru