Картина «Чаепитие в Мытищах»: особенности. Картины чаепитие


Перов В.Г. «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы». Описание картины

Перов В.Г. «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»

 1862 г. Холст, масло 43,5 x 47,3 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Перова В.Г. «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»

Несколько веков назад, современные Василию Перову Мытищи славились вкуснейшей кристально чистой водой своих родников. Утолять жажду здесь доводилось самой Екатерине II, которой местная вода настолько пришлась по вкусу, что императрица даже издала указ о строительстве водопровода Мытищи-Москва. В целом, пить чай в Мытищах считалось хорошим тоном.

Между тем, картина В. Перова совсем не прославляет любителей подобных чаепитий. Художник не раз встречал самодовольно попивающих чай важных монахов, оборванных попрошаек и калек, которых прогоняли от усадеб служанки. Мастер в своей работе прежде всего стремился описать реальную жизнь, обличить и высмеять пороки, укоренившиеся в русском обществе XIX века. Итогом кропотливой работы и стала картина «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы».

Перед зрителем открывается вид на тенистый уголок сада. Здесь, сидя за накрытым узорчатой скатертью столом, чинно попивает из блюдца свежий чай важный раздобревший монах. Переливается блеском на солнце горячий самовар, красивый чайничек готов в любую минуту подарить дорогому гостю еще чашку ароматного напитка, ждут своего часа сухарики и прочие чайные кушанья. Вокруг монаха, стремясь ему угодить, суетится девушка. И вот, когда к столу священнослужителя подходит одноногий слепой калека-ветеран со своим босоногим мальчиком-поводырем, хозяйка небрежно отталкивает нищего, дабы тот своим видом не помешал трапезе монаха.

На полотне нашла отражение неприглядная сторона реальной жизни. Те, кому свыше предопределено проявлять милосердие, любовь к ближнему и благожелательность, на деле оказываются черствыми, заботящимися лишь о собственном благе и удовольствии. Сытый широколицый монах не торопится подать милостыню, а непринужденно продолжает потягивать чай, наслаждаясь отдыхом и вниманием хозяйки, также равнодушной к чужой беде и слабости. Не спешат утешить нищего и двое других священников. Один занят разговором с пожилой женщиной, второй — попивает чай. А протянутая в просящем жесте рука калеки так и не находит поддержки и опоры.

Выполненная в серо-коричневой гамме картина, с фотографически точной прорисовкой жестов, мимики и поз персонажей, обличительным злободневным сюжетом произвела неизгладимое впечатление на мыслящих современников и сделала В. Перова известным сатириком-жанристом.

Лучшие картины Перова В.Г.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Чай в картинах художников

Такой напиток как чай стал широко распространён на территории России только в семнадцатом веке. Очень долго чай был дорогим продуктом, прекрасным вкусом которого могли наслаждаться только высшие слои общества. Чай был диковиной и настоящим деликатесом для крестьянских семей, а также для семей со средним достатком. Даже в дворянских имениях чай был на вес золота, его тщательно оберегали и хранили как настоящее сокровище. Обычно чай хранили не на кухне или в кладовой, а в спальне хозяев, где он лежал в красивых шкатулках. Поэтому на протяжении долгого времени чаепитие олицетворяло высокий социальный статус, богатство, престиж.Ситуация изменилась только через два века, когда чай вошел в ежедневную жизнь обычных людей. Теперь нельзя было представить любую встречу, и уж тем более торжественное мероприятие без чая. Чаепитие было целым ритуалом, который имел собственную психологию. Это не могло не найти отражения в творениях великих художников как российских, так и зарубежных. Сегодня мы опишем несколько картин, на которых изображён чай и всё, что с ним связано.

«За чаем»

чай в картинеАвтором является Константин Маковский, который написал картину в 1940 году. Еще при жизни Маковский получил признание и был наиболее успешным и высокооплачиваемым художником. Однако так было не всегда. На заре карьеры Маковский не редко писал портреты на заказ и стал модными в Санкт-Петербурге портретистом. Слава была оправдана: каждый женский портрет передавал все детали и нюансы, правильно подчёркивал достоинства и скрывал недостатки.

Большое внимание художника привлекала старина, а именно «красивая старина», как он сам любил её называть. Маковский был большим коллекционером предметов русского обихода. Придя к нему в гости, можно было найти огромное количество купеческих костюмов, кокошников, старинных предметов быта, поручей и так далее. Увлечение отразилось и на творческой деятельности, было написано множество картин – русских сцен. Наиболее яркое произведение – «За чаем», на котором девушка в русском народном костюме пьет чай.

«Купчиха за чаем»

чай в картинахПроизведение написано в 1918 году Борисом Кустодиевым. Послевоенный 1918 год запомнился народу разрухой, голодом и гражданской смутой. Однако если посмотреть на картину, абсолютно ничего здесь не говорит об этом. Изображена довольная русская женщина просто необъятной красоты с игривым румянцем на полных щеках и пухлыми пальчиками. На столе полно продуктов, а рядом умиротворенно потягивается кот. Картина создавалась на фоне революционных волнений, художник хотел передать всю бездумность и беззаботность существования состоятельной купчихи, да и всех богатых женщин того времени, которые не были обременены делами и заботами.

Если проанализировать всё творчество Кустодиева, то можно заметить, что образ купчихи встречается довольно часто. И каждый раз, смотря на своих героинь, художник расплывался в ироничной улыбке, вспоминая при этом былое…

«За самоваром»

чай в картинахКартина написана в 1926 году Кузьмой Петровым-Водкиным. В центре сюжета – обычная семья, которая собралась за чаепитием. На первый взгляд может показаться, что всё невероятно просто и понятно, нет ничего лишнего и отвлекающего. На самом деле с помощью простоты автор передал два сильных характера, две души, которые соединились в одно целое. Особый акцент Петров-Водкин делает именно на женском лице, он тщательно прорисовывает каждую его деталь, старается сделать строгим, но при этом гармоничным.

«За чайным столом»

чай в картинахКартина датируется 1888 годом, автором является Константин Коровин. Картина рисовалась с реальных людей – гостей подмосковной усадьбы лучшего друга художника. Коровин не стремился передать все детали облика сидящих, он хотел запечатлеть общее настроение, царящую атмосферу, спокойный и размеренный ход жизни за городом.

«Житейская проза»

чай в картинахВремя написания картины – примерно 1892-1893 года, автор – Василий Бакшеев. Идея картины максимально проста – показать чаепитие обычной семьи. Казалось бы, семейное чаепитие должно быть радостным и светлым, картина художника является исключением. Здесь все герои погружены в свои собственные мысли, а всю картину пронизывает тоска, печаль, грусть. Ритуал должен был сблизить людей, объединить их, но вместо этого мы видим, что все трое глубоко несчастны и отстранены от происходящего вокруг.

«Чаепитие в Мытищах»

чай в картинеЭто самая ранняя картина из всех рассмотренных сегодня. Она датируется 1862 годом, автор – Василий Перов. Поводом для написания стал заказ городской администрации. В основе лежат реальные сцены, которые можно было наблюдать каждый день. С помощью этих сцен художник хотел передать глубину имеющихся социальных проблем, показать их суть. Данная картина помогла художнику утвердиться на поприще «сатирика-жанриста».

teatownlet.ru

чаепитие Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#7257429 - Garden tea party with pretty cup and saucer on butlers tray

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#30966071 - Adorable funny toddler girl with curly hair wearing a colorful..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#30829143 - Wonderland Tea Party decorated table

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#11677570 - Antique floral tea set macro shot

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#25378459 - Tea,sweets seamless doodle pattern. Copy that square to the side..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#45985684 - Illustration with the words Tea time and teapot. Freehand drawing..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#32834269 - Afternoon tea

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#31060975 - Funny owl giving a very good tea party.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#46210809 - High tea set with dessert. Focus on sandwich

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#20596540 - Set colorful russian samovar, bowl of fruit and teacups

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#52799611 - Illustration Tea Time with cute cups. Sketch

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#31486514 - Tea party invitation card with a Cupcake and Pot

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#21614795 - Afternoon tea

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ru.123rf.com

чаепитие в русской и английской живописи XIX века"

Руцинская Ирина Ильинична

доктор культурологии, профессоркафедры региональных исследованийфакультета иностранных языков и регионоведенияМГУ имени М.В. ЛомоносоваТел.: 8(495)7340255e-mail: [email protected]

Национальные особенности визуализации повседневных практик: чаепитие в русской и английской живописи XIX века

На протяжении XIX столетия в России и Великобритании чай из элитарного напитка превратился в общенациональный символ. Живопись принимала непосредственное участие в визуальной репрезентации чаепития как повседневной практики общенационального масштаба.

В статье на материале английских и русских живописных произведений XIX века сопоставляются визуальные формулы чаепития. Акцент ставится не только и не столько на внешних, зрительно воспринимаемых различиях (аксессуары, поведение за столом и т.д.), сколько на национальном своеобразии зафиксированных на полотнах соотношений: «чаепитие и национальное восприятие времени (повседневного, социального, исторического)», «чаепитие и пространство повседневности», «чаепитие и формы межличностных/социальных взаимодействий».

Ключевые слова: чаепитие, живопись,  источник, повседневная культура,  компаративистика.

National characteristics of everyday life visualization: tea party in Russian and English painting of the XIX century

The XIX century brought about changes in Russian and English attitude towards tea. It made its way from a fashionable aristocratic drink to a national symbol. The whole process of creating a visual form of tea was greatly helped by the painting of that time.

The article compares the ways of depicting tea party in English and Russian painting of the XIX century. The emphasis is placed here not on visually perceptive differences such as table manners, decorations, tableware and so on, but on contrasts of national identities presented on the canvases. The article explores tea party in a context of such cultural aspects as national time perception, national space perception, interpersonal and social interactions.

Key words: Tea Party, Painting, Source, Everyday Culture, Comparative Studies.

Случаи, когда импортируемый товар, то есть товар, который по климатическим условиям не может возделываться и выращиваться в месте его потребления, становится национальным символом, конечно, встречаются в мировой истории. Достаточно вспомнить кофе в Турции и Австрии, шоколад (для производства которого импортируют какао-бобы) в Швейцарии и Бельгии, но, в целом, их нельзя назвать чрезвычайно широко распространенными. А равных чаю по знаковости, «вписанности» в национальную культуру и образ жизни Великобритании и России вообще нет.

Импортируемый напиток появился в обеих странах почти одновременно и прошел схожий путь от положения престижного атрибута аристократического образа жизни до статуса общенационального напитка. Он вызвал к жизни целую индустрию изготовления посуды, мебели, аксессуаров; сформировал ряд передаваемых из поколения в поколение семейных, субкультурных, общекультурных обычаев; был представлен и воспет в разных видах искусства; повлиял на формирование кулинарных традиций и этикетных норм. Этот список «чайных достижений» можно продолжать дальше, и любое из них, имея ярко-национальную окраску, представляет интерес для компаративистских исследований.

Однако когда мы обращаемся к теме «Чаепитие в английской и русской живописи», то неизбежно сталкиваемся с препятствиями, которые в самом общем виде можно обозначить как «несовпадения стадиального развития искусства». Если чаепитие как культурный феномен распространялось, видоизменялось в обеих странах параллельно, порой даже синхронно, то исторические судьбы английской и русской живописи складывались по-разному. Периоды их стадиальной близости были чрезвычайно непродолжительными.

Светская живопись в Великобритании появилась в период Ренессанса – на исходе XV века. В России еще на протяжении двух веков искусство имело исключительно религиозный характер. Станковая картина потеснила иконопись только в Петровскую эпоху - в начале XVIII века.

Английская живопись к XVIII-му веку имела сформировавшуюся систему жанров, в которой лидировал портрет, но рядом с ним создавались натюрморты, пейзажи и бытовые сцены. В русском искусстве этого времени существовали значительные жанровые лакуны. Пейзаж, натюрморт и интересующий нас бытовой жанр были представлены единичными произведениями. Рождение данных жанров в отечественной живописи общепризнанно датируется первой половиной XIX века.

Данное стадиальное несовпадение неожиданно оказывается важным фактором, значительно повлиявшим на характер сложившейся визуальной формулы чаепития в России и Великобритании.

 1. У. Хогарт. Семья Строда

Чайные сюжеты широко распространились в английской живописи XVIII столетия, в период, когда напиток был чрезвычайно дорог, а следовательно,выступал знаком престижа, маркером высокого социального положения. Все персонажи на полотнах – представители родовой аристократии  и богатейшей буржуазии. Изображение чаепития подчеркивало церемониальность, торжественность, невероятную дороговизну чайных аксессуаров. Вся последующая история изображения чайного ритуала в английской живописи была историей постепенного расширения социального круга персонажей, при этом новые персонажи как бы усваивали матрицы поведения высшего общества, не только не отступали от них, но и, напротив, последовательно сохраняли. В итоге английское чаепитие в зеркале национальной живописи предстает как предельно ритуальное, этикетное. Художники подробно прописывали детали обстановки, стремились к максимальной эстетизации окружения.

2. П. Федотов. Офицер и денщик

История русской «чайной живописи» складывалась иначе. К тому времени, когда в России появились первые полотна, посвященные теме чаепития, роль данного напитка в социуме изменилась. Цены на него к 1830-1850-м годам хоть и продолжали быть достаточно высокими, но все же существенно снизились в сравнении с предшествовавшими десятилетиями. Чай перестал быть напитком для избранных, круг его потребителей расширился, что было отражено в живописных работах. Наряду с представителями громких дворянских фамилий и членами богатых купеческих кланов участниками первых чаепитий в живописи становились провинциальные чиновники, офицеры, разночинная интеллигенция. В результате функция чая как  маркера социального статуса и финансового состояния персонажей  в русском изобразительном искусстве не фигурировала. Первоначальный этап бытования чайного ритуала, когда он являлся элементом аристократического (или ориентированного на аристократический) образа жизни, не был отражен в отечественном искусстве, отчего образ чаепития, созданный русской живописью в целом, в сравнении с живописью британской, воспринимается как более демократичный, менее церемониальный, менее этикетный, менее эстетизированный. В нем практически отсутствовал мотив парадной репрезентации. Таким образом, такой фактор, как «жанровые запаздывания» в развитии отечественной живописи оказал существенное влияние на характер сложившихся визуальных формул, на характер национального восприятия чаепития.

Не менее наглядным выступает еще одно различие в визуальных матрицах чаепития. Английский чайный ритуал предстает как цельный, общенациональный, а русский – как сумма его субкультурных вариантов: отчетливо выделяется чаепитие дворянское, купеческое, крестьянское.

3. Т. МакЭван. Чаепитие

Так, в изображении британских авторов даже самые малоимущие персонажи пользуются фарфоровыми сервизами, светлыми скатертями. Конечно, цена, качество чайных аксессуаров, принадлежащих представителям разных сословий, имеют существенные различия. Однако об этих отличиях может рассказать только специалист по фарфору и серебру. Даже если действие происходит в интерьере крестьянского дома, где по глиняному полу ходят куры, зритель видит на полотнах чашки с блюдцами, чайники разных размеров, молочники, масленки. Не отличаются и манеры людей, изображенных за чайным столом: прямые спины, прижатые локти, руки никто не кладет на стол. При рассматривании английских картин возникает ощущение, что каждый изображенный персонаж был знаком с нормами чайного этикета.

Количество блюд, подаваемых к чайному столу, также не может указывать на социальную дифференциацию: представители всех сословий демонстрируют по отношению к еде предельную сдержанность, даже аскетизм. Бедные, богатые - все наслаждаются напитком, а не используют его как повод для обильной трапезы.

Можно утверждать, что мы имеем дело с удивительным фактом: весь антураж британских сцен чаепития, интерьеры, в которых происходит действие, одежда персонажей во всеуслышание сообщают о социальном положении изображенных персонажей, но сам процесс чаепития об этом умалчивает. Или, по крайней мере, не афиширует. Если оставить на картинах только чайные столы с сидящими за ними людьми и не обращать внимание на одежду и украшения, то зрителю (особенно современному) не сразу будет понятно, из какого они дома, принадлежат ли они высшему сословию, среднему или низшему.

Совсем иную ситуацию рисует отечественная «чайная живопись». Множество нюансов на полотнах русских художников свидетельствуют о сословной принадлежности персонажей. При этом авторы  далеко не всегда преследуют цель указать на социальное неравенство или социальную несправедливость (этот аспект усиливается, когда произведение наделяется обличительным пафосом). Часто художников интересуют нормы, традиции, обычаи, распространенные в той или иной субкультурной общности, повседневность во всем разнообразии ее жизненных вариантов. Чаепитие выступает удобным поводом для подобного рассказа.

Простой деревянный стол без скатерти, чаще всего встречающийся  в крестьянском доме, трудно перепутать с изящным чайным столиком в помещичьей усадьбе. Стаканы с подстаканниками – основную чайную посуду мещанских и крестьянских застолий - невозможно представить в аристократическом салоне. Нигде более не встретить такое хлебосольное изобилие, как  на чайных столах у купцов. Представители интеллигенции не будут пить чай из блюдца, а аристократы – есть сахар в прикуску. Количество подобных «несовпадений» можно умножать и дальше, и каждое из них сообщает о существенных субкультурных различиях чайной церемонии на территории России. Пожалуй, единственным предметом, объединяющим все эти традиции, выступает самовар, равно часто встречающийся на столах представителей самых разных сословий.

4. В. Маковский. Утренний чай

Английское чаепитие – это всегда домашний, тихий ритуал. Оно ни при каких обстоятельствах не может стать местом обострения и обнажения социальных противоречий. Самое большее, что может позволить себе английский художник, - легкая ирония по поводу нравов, привычек, характеров.

Русское чаепитие воспринимается как ситуация, способная отражать социальные конфликты и противостояния. Обращаясь к этому предельно бытовому и рутинному занятию, художники разрушают его изначально мирный характер, выводя чаепитие из пространства повседневности в пространство широких социальных проблем. Люди на полотне пьют чай, а зритель видит, как несправедливо устроен их мир, как жесток может быть человек по отношению к своему ближнему.

Викторианское чаепитие – это всегда занятие камерное, домашнее. При этом мир английских чайных полотен – это мир женский. Дамы в кругу подруг, рядом с детьми, вместе со служанками – все эти сцены обходятся без лиц мужского пола. Но даже если на картине появляется муж, отец, возлюбленный, родственник, главным действующим лицом все -равно остается женщина. Словосочетание «действующее лицо» имеет в данном случае самый непосредственный смысл: женщина, как правило, чем-то занята, а мужчина остается малоподвижным и вальяжным.

Будучи полностью зависимой от мужа или отца в экономическом плане, в повседневной жизни семьи женщина играла важнейшую роль: «В то время как джентльмены были заняты  важными делами, их жены управляли домом и детьми, приглядывали за слугами. Леди должна была уметь в любое время хорошо принять многочисленных и частых гостей любого уровня и быть обворожительной собеседницей в компании и прекрасной партнершей на балах и приемах» [1, с. 125].

За чайным столом царила хозяйка дома. Она заваривала и разливала чай (необходимо напомнить, что это воспринималось не только как привилегия, но и как важная обязанность, высокая миссия), а, следовательно, и по своей роли, и по визуально воспринимаемой «чайной мизансцене», женщина оказывалась центром происходящего. Именно она «приводила в действие» всю правильную последовательность ритуала, следила за соблюдением норм и приличий.

 

5. Р. Макбет. Наша первая размолвка

В итоге женщина становилась главным действующим лицом английского процесса «визуального присвоения» чая. Мужчины чай поставляли и продавали. Женщины чай покупали и сервировали. И как бы не были неравнозначны эти функции, все, что делала женщина, было обязательной частью повседневности, повторялось изо дня в день, было на виду у всех. Визуальная формула английского чаепития прежде всего включала изящную английскую леди, элегантно и неспешно разливающую любимый напиток. Это можно сравнить с тем, что происходит в театре, когда сотни людей готовят спектакль за кулисами, но его успех аккумулируется в актерах, стоящих на авансцене.

Немаловажно и то, что данная женская роль легко поддавалась визуализации. За вторую половину XIX столетия  английскими художниками создано множество женских изображений у чайного стола. Разрабатывались общие мизансцены, продумывались конкретные позы, повороты головы, движения рук. Английская леди  наливает чай.  Английская леди протягивает гостю чашку. Она же задумчиво и отрешенно сидит с чашкой в руке. Все эти варианты доводились до уровня клише, закреплялись в подсознании зрителя в виде хорошо усваиваемых формул.

В русской живописи отсутствуют гендерные приоритеты при распределении ролей на полотне. Нередко за чаем изображаются чисто мужские компании. Да и само это действо – хозяйка, разливающая чай – представлено значительно реже. Как правило, на русских картинах чай уже разлит по чашкам, полным ходом идет неспешный процесс чаепития. Важен не ритуал, не изящное и красивое исполнение роли, не эстетически обставленный подготовительный этап чаепития, а непосредственно сам процесс и характер взаимодействия между его участниками.

Особый вид английской чайной живописи – детское чаепитие. Нигде более викторианская сентиментальность, желание писать «приятное и милое» не проявлялась в такой степени, как при изображении этой его разновидности. Милыми малютками, пьющими чай, любовались все, а тон, как это часто бывало, задавала королева Виктория. Ее любимым художником был Чарльз Бартон Барбер (Charles Burton Barber). Художник чаще всего писал милых крошек, в основном, маленьких белокурых девочек, пьющих чай вместе со своими столь же милыми питомцами («Молитва», «Время для чая»). Крайняя степень сентиментальности, соединенная с технической виртуозностью, буквально завораживала и заказчиков, и покупателей полотен.

А кроме Ч.Б. Бартона на подобных сюжетах специализировались Артур Джон Эйлсли (Arthur John-Elsley),  Гарри Брукер (Нarry Brooker) и другие. На их полотнах дети либо пьют чай в компании своих сверстников, либо играют «в чаепитие» с куклами, либо разделяют этот ритуал с домашними животными, но в любом варианте они старательно подражают манерам, движениям и позам взрослых.

 6.Д.Э. Милле. Послеобеденный чай

В русской живописи темы «детское чаепитие» не существовало вовсе. Если на полотне появлялись дети, то только вместе со взрослыми. За чайным столом родители контролировали подготовку домашнего задания, тягостно вздыхали от детских неудач, поздравляли своих чад с праздниками, но никогда дети не оставались одни, не организовывали своего – игрового или серьезного - чаепития.

Сентиментальные ноты в русской чайной живописи почти не звучат. Это не значит, что изображения носят менее эмоциональный характер. Напротив, русская живопись XIX века чрезвычайно эмоциональна. Можно утверждать, что интонации русского чаепития  значительно более разнообразны. Картины передают самые неожиданные состояния и настроения людей: от безудержного веселья И. Архипова, до ритуализированной серьезности Б. Кустодиева,  от тихой грусти до мрачной напряженности, почти враждебности.

 

7. А. Рябушкин, Чаепитие

Уже в середине XIX столетия в английской «чайной живописи» появляется тема ностальгии, изображения «ретро-чаепития». Художники детально, с любовью воскрешают образы XVIII – начала XIX вв. Пассеизм становится важной нотой английского искусства. В наибольшей степени он проявится в творчестве прерафаэлитов, но и художники, не разделяющие их программу, нередко транслируют эти ноты. Как правило, на подобных полотнах эстетический компонент усиливается многократно. Прошлое становится олицетворением красоты и гармонии.

В русской живописи XIX столетия темы «историческое чаепитие» нет. Художники предпочитали изображать не прошлое, но исключительно настоящее. Чаепитие предстает как слепок современной повседневности, как отражение пульсации сегодняшней жизни. Это полностью соответствует устремлениям передвижнической живописи, игравшей ведущую роль в отечественном изобразительном искусстве второй половины  XIX столетия. Однако это не объясняет, почему русские представители салонно-академического направления не обращались к данной тематике, способной, кажется, предоставить им все необходимое: гармонию, красоту, всем понятный и близкий сюжет, возможность показать идеализированный мир. Можно предположить, что русский салон при обращении к историческим темам стремился прежде всего к фиксации либо чего-то экзотического (Восток, античность), либо к фиксации чего-то занимательного, с драматическим сюжетом, кипением страстей, нередко – с налетом эротизма. Чаепитие в этом ряду выглядело слишком будничным, слишком обыденным.

В наши дни «чайные сюжеты» позапрошлого столетия давно стали частью национальной истории искусства. Однако они не забыты, как многие другие работы, написанные в то же время. Они постоянно актуализируются рекламой, телевидением, Интернетом, СМИ. Значительная часть произведений известна не только узкому кругу искусствоведов, но и широкому кругу людей, далеких от увлечения живописью. Поэтому можно утверждать, что они продолжают оказывать влияние на визуальное восприятие чайного ритуала.

Интернет, как русско-, так и англоязычный, буквально переполнен  сайтами, форумами, подборками репродукций под заголовками: «лучшие (или самые известные) картины с изображением чаепития». Если рассмотреть их поближе, то оказывается, что жители «туманного Альбиона» выбирают в качестве «самого лучшего»  работы не одного, а сразу несколько авторов. В списках постоянно фигурируют разные художники разных эпох: Килбурн, Лесли, Тиссо. Но собранные вместе, они дают цельную и непротиворечивую картину изысканного, красиво обставленного чаепития, являющегося важной частью повседневного существования народа в его мирном, спокойно-оптимистичном течении.

 8. В.Перов. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы

В России же социологические опросы и Интернет-источники утверждают, что большинство  людей при словах «чаепитие в живописи» называют только одну картину - «Чаепитие в Мытищах» В. Перова. А после него с большим отрывом фигурирует полотно Б. Кустодиева «Купчиха за чаем». Все остальные произведения данной тематики известны единицам.

9. Б. Кустодиев. Купчиха за чаем

Таким образом, в восприятии британцев нет одного-единственного полотна, которое бы фокусировало все представления о чайном ритуале, но те несколько, которые представлены в  исторической памяти народа, будучи собранными вместе, дают удивительно цельную картину. В восприятии же россиян, напротив, выделяются всего две работы, и, казалось бы, создаваемый ими суммарный  визуальный образ должен быть еще более цельным. Однако, напротив, эти две работы максимально далеки друг от друга: по характеру исполнения, по целеполаганию авторов. Визуализированная формула чаепития в России «разрывается» между крайними параметрами: обличением и любованием, художественной простотой и живописным великолепием, внутренней дисгармоничностью и абсолютным упоением органикой повседневного бытия.

Казалось бы, изображение чаепития в живописи не может претендовать на апелляцию к философским проблемам, психологическим драмам, историческим коллизиям. Предельно простая, домашняя мизансцена задает типизированный характер взаимодействий между участниками сцены. Однако, как, надеюсь, нам удалось показать, она может вмещать в себя множество подтекстов, может быть тысячью нитями связана с жизнью не только одного человека, но и социума в целом.

Вслед за О. Фрейденберг, которая «увидела в литературном сюжете систему мировоззрения» [2, с. 111], можно утверждать, что живописный сюжет также способен отражать мировоззренческие основы культуры. В отечественном искусствознании для исследования данной проблематики принято обращаться к произведениям выдающимся. Однако в том случае, когда речь идет не о живописных шедеврах, а о картинах так называемого «второго ряда», подобное свидетельство гораздо точнее «ставит диагноз» бытующим в обществе представлениям, ценностям и установкам.

Литература:

  1. Диттрич Т.В. Повседневная жизнь викторианской Англии. М.: Молодая гвардия, 2007.
  2. Фрейденберг О.М. Комментарий к письму Б. Пастернака от 17 февраля 1928 г. // Переписка Бориса Пастернака. - М.: Художественная литература, 1990.

regionalstudies.ru

Картина «Чаепитие в Мытищах»: особенности

Искусство и развлечения 20 сентября 2016

В данном материале будет описана картина «Чаепитие в Мытищах». Фото полотна приложены к данной статье. Работа выполнена маслом на холсте, размер которого составляет 43,5 х 47,3 см.

Место действия

картина чаепитие в мытищахКартина «Чаепитие в Мытищах» полна нюансов, мелочей и деталей. На этом полотне ничего случайного нет. Место действия также является оправданным. Мытищинская вода была в те времена признана самой вкусной. Кроме того, чаепитие на этой подмосковной территории было весьма популярным. Перед зрителем показана тривиальная летняя сцена. Монах в данном случае, вероятнее всего, настоятель, в тени сада под Москвой пьет чай. Внезапно перед ним возникла пара нищенствующих: мальчик-поводырь и слепой старый солдат.

Контрасты

картина чаепитие в мытищах фотоКартина «Чаепитие в Мытищах» кроме прочих персонажей демонстрирует зрителю служанку. Она обеспокоена появлением попрошаек и пытается прогнать их. Главный герой при этом делает вид, будто к нему происходящее совсем не относится. Могут рассказать о многом ордена, которые видны на шинели солдата, изрядно изношенной. Рубашка мальчика оборвана. Лицо монаха лоснящееся и красное. На заднем плане видна суетливая торопливая фигура, принадлежащая монастырскому послушнику. Также виден раскрытый саквояж гостя, который готов принять дары. Есть на полотне и масса других не менее интересных деталей.

Видео по теме

Условия написания и особенности

Картина «Чаепитие в Мытищах» явно имеет сатирический оттенок. При этом создавалась она по заказу городской управы. Впрочем, столь откровенно антиклерикальная работа так и не была принята. Картина выдержана главным образом в невыразительных тонах. Автор - Василий Григорьевич Перов - здесь отказался от богатой палитры. Серо-зеленоватые тона использованы, чтобы передать обычность ситуации и ее жизненность. Интересна также композиция картины. Мастер решил привлечь внимание зрителя к различным противопоставленным элементам. Хорошо видны истощенность солдата и сытость монаха, ободранная рубашка и чистота невероятно дорогих сапог, начищенных до зеркального блеска. Важно отметить, что рука, которую протягивает гость за подаянием, направлена в пустоту.

Обличая духовную пустоту, обжорство и ханжество церковников, автор в полной мере на стороне обиженных и несчастных. В данной работе художник отлично передал атмосферу неловкости, которая возникла в описанной ситуации. Служанка, которая обслуживает гостя, пытается смотреть исключительно в сторону, стыдится, а также испытывает неловкость. Композиция находится в круге, который создан деревьями сада. В ракурсах персонажей, а также в манере письма видны ирония автора, сарказм и сатира. Не случайно у художника в указанный творческий период были многочисленные неприятности, которые связаны с оценкой Священного синода целого ряда работ мастера. Все они имеют антиклерикальную направленность.

Картина «Чаепитие в Мытищах»: Кустодиев, фото полотен и сравнение с Перовым

картина чаепитие в мытищах кустодиев фотоСуществует еще один русский художник, который посвятил одну из своих работ аналогичной теме, хотя в ней царит совсем иное настроение. Мастера зовут Борис Кустодиев, а произведение его называется «На террасе». Эту работу иногда путают с «Чаепитием в Мытищах». Здесь зритель видит чудесный летний день и семью, которая расположилась на террасе. Герои пьют чай. Центральное место на столе занимает самовар. Он начищен до блеска. Вокруг стоят конфеты, печенье и яблоки. За столом расположилась дружная и большая семья. Теперь вы знаете, что изображено в работе «На террасе», а также чему посвящена картина «Чаепитие в Мытищах». Фото обоих полотен приложены к данному материалу.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Самые известные художники-абстракционисты: определение, направление в искусстве, особенности изображения и самые известные картиныИскусство и развлечения Самые известные художники-абстракционисты: определение, направление в искусстве, особенности изображения и самые известные картины

Как часто далекие от искусства люди не понимают абстрактную живопись, считая ее непонятными каракулями и провокацией, вносящей разлад в умы. Они иронизируют над творениями авторов, не стремящихся точно изобразить окру...

Брызговик универсальный – в чем особенности?Автомобили Брызговик универсальный – в чем особенности?

Брызговик – это довольно значимая деталь в конструкции автомобиля, устанавливаемая в зоне колесных арок. На данный момент существует много разновидностей данных деталей. Но в последнее время очень популярны...

Антифриз зеленый: в чем особенности?Автомобили Антифриз зеленый: в чем особенности?

Антифриз, или как его еще называют автомобилисты «антизамерзайка», - эт...

«ВАЗ-Приора» новая (2014-й модельный ряд): в чем особенности? Автомобили «ВАЗ-Приора» новая (2014-й модельный ряд): в чем особенности?

Впервые легковой седан «ВАЗ-Приора-2170» появился на свет еще в 2007 году. По сути, новинка была усовершенствованной копией легендарной «десятки» (ВАЗ-2110), которая производилась с середины 19...

Автомобили "Газель" цельнометаллическая - в чём особенности?

Если вы осуществляете региональные перевозки товаров, чутких к перепадам температур, да еще при этом доставляете груз в труднодоступные места (в далёкие сёла по пересечённой местности),

Новый «Мерседес Брабус Гелендваген» 2013 модельного ряда - в чём особенности?Автомобили Новый «Мерседес Брабус Гелендваген» 2013 модельного ряда - в чём особенности?

Совсем недавно, в июле текущего года, известная немецкая компания по производству автомобилей «Мерседес» объявила о старте продаж нового поколения легендарного внедорожника модели «Брабус Гелендваген...

Как заряжать ноутбук в машине? Особенности процедурыБизнес Как заряжать ноутбук в машине? Особенности процедуры

Для тех, кто в течение длительного времени находится в поездках, важно знать, можно ли заряжать ноутбук в машине. Да, выполнять это имеется возможность, нужно лишь знать некоторые тонкости. Процедура осуществляется от...

Золотодобыча в России: особенности, история и интересные фактыБизнес Золотодобыча в России: особенности, история и интересные факты

Золотодобыча в России - важная отрасль, которой долгое время не уделялось должного внимания. Развернувшиеся в царское время прииски были уничтожены в ходе революции и Гражданской войны. Советский период также не прине...

Месяц сбора урожая в Австралии. Особенности сельского хозяйстваБизнес Месяц сбора урожая в Австралии. Особенности сельского хозяйства

Для того чтобы определить месяц сбора урожая в Австралии, необходимо разобраться в погодно-климатических условиях континента.Когда у нас лето, в Австралии - зимаСамый маленький материк на планете опояс...

Как открыть ИП в Беларуси: особенности процедуры и рекомендации специалистов Бизнес Как открыть ИП в Беларуси: особенности процедуры и рекомендации специалистов

Белоруссия – одна из самых стабильных и перспективных (с экономической точки зрения) стран СНГ. Правительство во главе с А. Лукашенко старается создать все условия для дальнейшего развития малого бизнеса. Сегодн...

monateka.com