Музыкальная живопись Чюрлениса. Картины чюрлениса


Микалоюс Чюрлёнис в прозе, стихах, музыке и картинах: vakin

Кажется, при появлении на свет Микалоюса Чюрлёниса у Создателя дрогнула рука, и младенцу досталась целая горсть талантов. Сложно сказать, на каком из поприщ он больше преуспел: в наследии Чюрлениса — завораживающие симфонические произведения, фантастические картины, трогательные стихотворения, сказки, притчи, псалмы… Он смотрел на мир глазами ребенка и видел вокруг красоту, чистоту и волшебство. Так и остался вечно молодым, уйдя в 35 лет.

* Человек, живя среди людей, всегда должен вершить добро, и его жизнь никогда не будет прожита зря, даже если в глазах других он — ничто. Согласитесь, что порою доброе, благосклонное слово значит больше, чем воз золота, а теплый искренний взгляд — больше, нежели тома механики.* Постоянно хочу творить добро, но не знаю, что есть добро. Хочу идти, но не знаю куда. Я слаб, потому что чувствую, что ошибаюсь. Только покажи мне, в какой стране есть эта жизнь, и ты увидишь, сколько во мне найдется энергии.

* Ведь я представлял себе счастье таким близким и возможным. Однако решил: счастлив не буду, это столь же верно, как и то, что «умру». Сие меня как бы утешило несколько… Так и есть, счастлив не буду, иначе и быть не может. Слишком легко ранимый, слишком близко все принимаю к сердцу… Деньги меня не привлекают, ожидает меня нужда. Сомневаюсь в своем призвании и таланте и ничего не достигну… Перестану мечтать, но запомню мечты своей юности.

* Человеку одинокому бывает душно, тесно и темно. Человеческая душа не имеет крыльев, чтобы подавить собственное «я». Трудно ей тогда, но чем шире раскроет крылья, чем более широкий круг очертит, тем будет легче, тем счастливее будет человек.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Аллегро (Соната звезд)1908

* Ты явил передо мной чудеса свои — на розоватых вершинах гор, на зеленовато-серых скалах, прекрасных, как замки очарованных королевичей.

* Те, кто ближе, видят ясно, те же, кто у реки или в поле — они-то когда узрят эти чудеса Твои? Или те, кто из лесу еще не вышли? Жаль мне их, Господи! Нескоро узрят они чудеса Твои, что Ты так щедро рассыпаешь вокруг.

* Долог ли будет ещё наш путь, Господи? Или Ты велишь не вопрошать об этом?

* Но куда идем мы, Господи? Где конец этому пути?

Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Рай1909

* Вселенная представляется мне большой симфонией; люди — как ноты.

* Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру.

* Рос и развивался человек, росла и развивалась его песня. Влияние природы, ее красота, ее прелесть, по-своему действовали, воспитывая характер человека, а вместе с ним и его песню. Поэтому по-своему поют народы, живущие в горах, по-своему народы, живущие у моря, по-своему поют жители темных лесов, и по-другому те, которым суждено бродить по равнинным лугам… В более поздние времена условия жизни и строение общества так же влияли и действовали, как и природа. Победа, рабство, войны, свобода — все это накладывало отпечаток на народные мелодии. И в этом причина того большого различия, которое мы находим, сравнивая песни украинские и итальянские, русские и французские, скандинавские и венгерские, польские и литовские.

* Непросвещенный человек, глядя на окружающую его красоту природы, не выражает громко своего восхищения, как это на каждом шагу делает так называемая интеллигенция, но это не означает, что он не чувствует красоту восхода и захода солнца, что он не отличает светлой радуги от тяжелой тучи. Земледелец слушает и смотрит, никто его не учит: смотри, как это красиво. Он сам знает. И любуется природой, но также по-своему: складывает песни, а в них — все богатство природной красоты.

* Вспомнил я тогда время, когда мир был похож на сказку. Солнце светило в сто раз ярче. На берегах темных озер высились гигантские леса ореховых деревьев. Под шелест золотых листьев летел страшный птеродактиль. Летел он дыша угрозой, поднимая невероятный шум. Пролетел — и исчез в двенадцати лучах сверкающей радуги, вечно стоящей над тихим океаном.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Соната солнца. Аллегро1907, 63×59 см

* Помни, что исполнятся все наши желания, все мечты. Счастье с нами, а если судьба слегка мешает и стесняет, то уж такая у нее привычка.

* Сегодня не могу написать Тебе письмо. Очень тяжело у меня на душе. Похож я на птицу, придавленную древесным стволом, однако живу и крылья мои невредимы, разве подавлен и очень устал. Малышка, не думай обо мне плохо. Я соберусь с силами и вырвусь на свободу. Крылья мои невредимы. Полечу я в очень далекую страну, в край вечной красоты, солнца, сказки, фантазии, в зачарованный край, в прекраснейший край земли и долго на все смотреть буду, чтобы потом могла Ты прочесть это в глазах моих.

* Золотко мое, ничего не бойся. Видишь два камня — по ним можно смело пройти, дай только руку. Источник шутит, прикидываясь грозным. Смотри, даже эти ромашки не боятся: наклонили головки и смотрят на цветные камушки на дне шутника источника. Как он красив, правда? Чистый такой, смеется, журчит, шепчет, извивается и снова смеется, пускаясь в бег. Не бойся, маленькая, дай руку. Ну, не говорил ли я тебе, что это не так уж и страшно?

* Помнишь ли ты море, черный закат?…Слышишь, как шумят волны?И играют, и поют. Помнишь?А большие волны помнишь?.. Помнишь,какой шар света ты принесламне тогда, когда я еще не знал тебя?Говори со мной, говори много, часто,как говорила еще до нашей встречи.И всегда держи в своих ладоняхэтот великий огонь…

Микалоюс Чюрлёнис вместе с музой и женой Софией Кимантайте.Источник: mirtesen.ru

* Когда мы сидели на горе, я потихоньку спустился вниз… Ты вся была на солнце, а солнце — в тебе. Ты очень сильно светилась, а моя большая тень падала почти через всю гору. И стало мне тоскливо. Пустился я долинами в даль дальнюю, а когда вернулся, ты излучала еще более сильный свет. Моей тени уже не было…

* Любовь — это восход солнца,Полдень долгий и жаркий,вечер тихий и чудный.А родина его тоска.

Любовь — это старая песенка.Любовь — это качели радуги,подвешенные на белых облаках.Любовь — это мгновение блескавсех солнц и всех звезд.

Любовь — это мост из чистого золотачерез реку жизни, разделяющуюберега «добра и зла».

Любовь — это крепкие белые крылья.Любовь — это старый сосновый лесв жаркий полдень, это отдых в лесупод убаюкивающий шум сосен.

Любовь — это дорога к солнцу,вымощенная острыми жемчужнымираковинами, по которым ты долженидти босиком.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Соната солнца. Скерцо1907, 60×57 см

* Нет человека, который углубившись в себя, пришел бы к оптимистическим заключениям. Человек, занятый исключительно собой, анализом своей «голой души», несчастен… Все же не надо удивляться, что такой самоанализ притягателен для людей. Нет интеллигента, который не испытал бы дозу удовольствия, углубляясь в себя. И каков же результат этих путешествий? Могут ли они исчерпывающе охарактеризовать наше «я»? Мне кажется, что подлинное самопознание находится за пределами нашего разума, так же, как и познание вселенной, начало начал. Обидно тратить на это время. Ну, а раз уж человек, если не спит, то думает, то пусть мысль его не опускается в мрачное подземелье, а парит в бескрайних просторах.

* Музыка любого народа, развиваясь и вырастая, не теряет своих характерных особенностей, ибо дальше ее развивают композиторы, которые, являясь сынами своей родины, получают от родителей вместе с кровью любовь к своим песням и часто, сами этого не сознавая, любят их особенности и характер. Такие композиторы, развивая музыку, из песенки создают песнь, из песни — композицию симфонии и воспитывают подлинно культурную музыку.

Фуга. Из диптиха "Прелюд. Фуга"1908, 62×73 см

* Культурная музыка не теряет национальных особенностей, которые так ясно различаются в народной музыке. Возьмем немецкую музыку, живущую в произведениях гениальных немецких композиторов, таких, как Бах, Бетховен, Моцарт, Шуберт, Шуман, Вагнер и Рихард Штраус. Отличительные особенности немецкой музыки — это глубина, совершенная форма и какая-то специфическая, нигде в других песнях не встречаемая сентиментальность. Русская музыка наполнена болью, ожиданием, тем, что сами русские называют словом «заунывность», которое не переводится, — наполнена широко разливающейся печалью, поистине славянской, как говорят, порой она звучит словно элегия, порой внезапно загремит звонким, непрекращающимся ликованием. Все это впитал Петр Чайковский и излил в своей музыке, особенно в своих шести симфониях. Итальянская музыка — это поистине музыка, рожденная «под светлым небом» — является, как говорится, сладкой, легкой, мелодийной. Верди, Россини, Беллини, Доницетти, из более новых Масканьи, Пуччини полностью дают нам ее в своих произведениях.

* Могуче ты, море. Велико, беспредельно, неохватно. Целое небо покрывает своей лазурью твои волны, а ты, полное величие, дышишь тихо и спокойно, потому что знаешь: нет предела твоей мощи, твоему величию, твое бытие бесконечно. Великое, могучее, прекрасное море! Ночью на тебя смотрит полмира, далекие солнца погружают в твои бездны свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд, а ты, вечный король великанов, дышишь спокойно и тихо, знаешь, что ты одно такое, и нет над тобой властителя.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Соната моря. Аллегро1908, 73×63 см

Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Соната моря. Анданте1908, 73×62 см

* Я рисовал или целыми часами сидел у моря, в особенности на закате я всегда приходил к нему. И было мне всегда хорошо, и с каждым разом становилось все лучше.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Рекс1909

* Я шел один. Ночь светлая. Настроение тоже просветленное. Небо окутано зеленоватым туманом. Кое-где звезда, будто заблудившаяся, попавшая в сети мушка, трепещет золотыми крылышками, а в самом центре луна-паук смотрит значительным, мигающим большим глазом. И все происходит в какой-то священной тишине. Дальнейший путь был еще прекраснее. Луна закатилась и ярко засверкали звезды, чудеснейшая часть небосвода: Орион, Плеяды, Сириус… В подобные мгновения хорошо забыть, откуда ты и куда идешь, как тебя зовут, и смотреть на все глазами ребенка. А когда это кончается и приходишь в себя, становится жаль, что так давно уже живешь, так много пережил… Если бы можно было жить так, с постоянно раскрытыми глазами на все, что прекрасно.

* Последний цикл «Сотворение Мира» не окончен; я думаю работать над ним всю жизнь… Это сотворение мира, но не нашего, библейского, а какого-то другого — фантастического. Мне хочется создать цикл, по меньшей мере из ста картин, не знаю, сделаю ли…

Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Сотворение мира IX1906, 35.5×30.5 см

Автор Наталья АзаренкоИсточник - Артхив

vakin.livejournal.com

Музыкальная живопись Чюрлениса

С утра идёт дождь, нарушились мои планы, накатила меланхолия. Пью кофе и слушаю давно забытый мною струнный кватрет М.Чюрлёниса. В юности я была покорена его картинами, много позже познакомилась со стихами и музыкой. У М.Чюрлёниса особый дар — приоткрыть завесу над внутренней красотой мироздания, над его связью с человеком, тем саым побудить нас к размышлению и поиску. Есть такая эстетическая теория — non finito , теория незавершенности. Досужие немцы (Й. Гантнер), отталкиваясь от скульптуры, выдвинули идею, что "зачастую мастер (сознательно или бессознательно) не доводит свою работу до ясного, определенного финала. В отличие, скажем, от математика, который доводит решение задачи до четкого ответа. В изобразительном же искусстве незавершенность, недосказанность подталкивает зрителя к необходимости додумать “ответ” самому, вовлекая его таким образом в процесс сотворчества. По сути, термин non finito применим ко многим — если не ко всем — картинам Чюрлёниса. Художник верит в нашу способность выбирать и видеть. Он делится с нами тайной, которую нам предстоит разгадать." (цитата из статьи Самуила Курта "Понять Чюрлёниса")Не сомневаюсь, что в "Искусстве" есть посты по М.Чюрлёнису, но я предлагаю вспомнить и ещё раз прикоснуться к его поэзии и музыке. Встречи с прекрасным лишними не бывают.

Музыкальная живопись Чюрлениса Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875–1911) — композитор, художник, поэт.

Живопись , музыка, поэзия Чюрлёниса - пример успешного соединения чувства и интеллекта, когда мысли органично переведены на язык живописных и музыкальных образов.Реальность и фантастика, мистика и явь, надежда и разочарование - всё это выражается Чюрлёнисом при помощи звука, слова, красок.В край вечной красоты, солнца и фантазий перемещают нас картины-притчи, картины-загадки Чюрлёниса. Музыкальная живопись ЧюрленисаПосмотри, что у меня в руках -Маленькое чудо - новый Мир!Я его принес издалека,Где твои ладошки, на - возьми.Он рожден в горниле дальних звезд,Он был мал, беспомощен и слеп.Я тебе его в подарок нес -Самой дорогой из Королев.Погляди, он светится в ночи -Ласковый, животворящий свет.Этим светом мы подарим жизньСамой лучшей из твоих планет.Светом мы растопим шапки льда,Воздух, землю, воду оживим,А на небосклон - взойдет звезда,Названная именем твоимЗавари на кухне крепкий чай...Я - Король, и кое-что могу:Сохраню и буду защищать,Только от тебя - не сберегу...Ты с ним свысока не говори,Он возьмет - и просто не поймет.От непонимания - сгорит,А от невнимания - умрет.В заполошной суматохе днейможет потеряться по пути,А найти... найти всегда трудней,Можно ведь и вовсе не найти.Ты хотя бы поняла, О ЧЕМ?Или ждешь еще каких-то слов?Дай мне руку - вот мое плечо.Кто сказал, что Мир - не есть Любовь...

Чюрлёнис писал фуги, сонаты, музицировал, руководил хором и только в 27 лет стал учиться живописи, а в 36 лет же умер.Он торопился жить, писать картины и сочинять музыку, как будто предчувствовал свой скорый уход в мир иной. Музыкальная живопись Чюрлениса

Чюрлёнис сделал попытку слить воедино несколько видов искусства: лучшие его произведения волнуют именно своей «музыкальной живописью». Характерная условность изображения, тонкая мерцающая гамма красок вызывает соответствующий эмоциональный настрой.Чюрлёнис стремится создать конструкцию развития образов подобно движению мелодии, путём их сложного совмещения., своеобразного "наплыва", а в итоге создаётся многоплановость композиции. Пример тому "Соната весны. Анданте","Корабль","Фуга".Свои циклы картин он иногда называет сонатами, ведь они по своему строению, значению и настроению подобны частям музыкального произведения ("Сотворение мира",триптих "Сказка","циклы "Соната солнца","Соната моря"). Музыкальная живопись Чюрлениса("Звёздная соната")

Музыкальная живопись Чюрлениса ("Сотворение мира")Чюрленис верил во внутреннее таинственное преображение человечества через искусство.Отличительная черта его творчества - отсутствие в нем обычной для той эпохи декларативности, камерность, особая интимность его фантастики. Хрупкость обыденной земной жизни и нездешние миры в творчестве – все это Чюрленис, но больше всего поражает в его картинах и музыке – это ощущение внутренней чистоты. Любовь — это восход солнца, Полдень долгий и жаркий, Вечер тихий и чудный. А родина его тоска.Любовь — это старая песенка.Любовь — это качели радуги,Подвешенные на белых облаках.Любовь — это мгновение блескаВсех солнц и всех звезд.Любовь — это мост из чистого золотаЧерез реку жизни, разделяющуюБерега «добра и зла».Любовь — это крепкие белые крылья.Любовь — это старый сосновый лес в жаркий полдень, Это отдых в лесу под убаюкивающий шум сосен.Любовь — это дорога к солнцу,вымощенная острыми жемчужными раковинами, По которым ты должен идти босиком. Музыкальная живопись Чюрлениса

Я полечу в очень далекие миры,в края вечной красоты, солнца и сказки,фантазии, в зачарованную страну,самую прекрасную на земле. И будудолго, долго смотреть на все,чтоб ты обо всем прочитала в моих глазах... Музыкальная живопись ЧюрленисаИстоки творчества - красота родной природы, народные сказки, легенды,песни.Образы, созданные Чюрлёнисом, многозначны,часто раскрываются самыми неожиданными сопоставлениями.Зелёный лес и белые облака превращаются в великанов ("День"),гигантский утёс с двумя огоньками костров видится лежащим чудовищем "Спокойствие"). В буйстве стихийных сил природы звучит тема могущества духа человека ("Перун"), в печальном открывается светлая умиротворённость ("Похороны"). Всё необычайно ёмко: образы природы, персонажи народных легенд, поэзия познания вечного движения Вселенной, даже нравственные и философские понятия ("Мысль", "Истина", "Дружба")

Музыкальная живопись Чюрлениса Музыкальная живопись Чюрленисаhttp://my.mail.ru/mail/frosia211/video/_vblogs/374.html

http://ciurlionis.eu/ru/zhivopis/

http://art.sovfarfor.com/zhivopis/muzykalnaya-zhivopis-chyur...

vladimir71.mirtesen.ru

Волшебная живопись Микалоюса Чюрлениса - Воздушные замки

С 1889 по 1893 год  Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского  в Плунге. Здесь он учился играть на флейте и пытался сочинять музыку.

В 1893 году Чюрленис отправился в Варшаву. Здесь в 1894 году его зачисляют в Музыкальный Институт. В 1899 году он с отличием заканчивает его. Ему предлагают должность директора  музыкальной школы в Люблине, но он отвечает отказом.

Осенью 1901 года Чюрленис едет в Германию, где  становится студентом Лейпцигской консерватории. Здесь он все больше говорит о занятиях живописью.

Через год в  1902 году, получив диплом, Чюрленис возвращается в Варшаву.

Здесь он  продолжает писать музыку, дает частные уроки, которые  являются его основным заработком. Молодой композитор еле сводит концы с концами и мучительно переживает, что не в силах помогать своим родителям.

Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать. Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве.

Чюрленис упорно трудился, пополняя свои альбомы все новыми набросками, эскизами, этюдами с натуры, усердно работал над гипсовыми масками. Он посещает художественную студию. Чюрленис стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса».

В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств. В школе он увлеченно занимается астрономией, космогонией, индийской философией и особенно творчеством великого поэта и мудреца Индии Рабиндраната Тагора.

В 1905 году из-за начавшихся революционных событий, Чюрленис покидает Польшу и бежит в Литву. В 1907 году  в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба - циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие.

Символически-обобщённая, тонкая цветовая гамма в живописи Чюрлениса переносит зрителя в мир сказки – «Сказка», цикл «Сказка королей», фантастических видений, мистики – «Сотворение мира», «Знаки Зодиака», народных представлений и суеверий «Весна», «Зима», «Жемайские кресты»,  сохраняет связь с музыкальным творчеством Чюрлениса «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд».

В 1908 году он женился на Софье Кимантайте. В этом же году они уезжают в Петербург.

В Петербурге у них  не было ни работы, ни денег, ни друзей. Не смотря на все трудности, что-то необъяснимое держало художника в этом городе. Он был страстно увлечен русской культурой. Именно здесь он сочинил свою лучшую музыку и написал свои лучшие картины. К сожалению, он не смог удержать жену, не привыкшую к такому образу жизни. Она вернулась домой.

В Петербурге Чюрленис  познакомился с выдающимися русскими художниками, такими как Мстислав Добужинский, Лев Бакст, Рерих, Лансере, Константин Сомов, что существенно облегчило его существование в Петербурге.  Они дали ему возможность зарабатывать и участвовать  в выставках.

В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги».

В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах.

Начиная с 1909 года художник  все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему все это ухудшало его состояние.

В 1909 году Чюрленис написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Над миром восходит черное солнце, его черные лучи пересекают небо и гасят его краски. Сквозь мрак вырастает  башня, кладбищенские колокольни и крест. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.

Состояние художника все время ухудшалось, он перестал общаться с друзьями и знакомыми. Жена перевозит его домой в Друскининкай.

В 1909 году врачи обнаружили у него душевную болезнь. В начале 1910 года его помещают в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Это еще больше обостряет его тяжелое состояние. Позднее он сбегает из больницы в лес. Кружа по лесу, не в состоянии найти дорогу на волю, он  возвращается в больницу с воспалением легких и кровоизлиянием в мозг. 10 апреля 1911 года художника не стало.Источник

Потоп (I) 1904 г. Цикл из 5 картин - Ливень

Рекс III Триптих Король 1904 г.

Козёл 1904 г.

Утес над морем 1905 г.

Утес над морем 1905 г.

Замок (Сказка о замке)  1909 г.

Деревня под снегом 1909 г.

Сказка II 1909 г. Триптих Волшебная сказка

Короли (Сказочные Короли) 1909 г.

Прелюдия (Рыцарская прелюдия) 1909 г.

Рекс 1909 г.

Демон 1909 г.

zharevna.livejournal.com

Микалоюс Чюрлёнис - 168 произведений

Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (до 1955 г. использовалась русская форма имени Николай Константинович Чурлянис; лит. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis; польск. Mikołaj Konstanty Czurlanis; 10 (22) сентября 1875 — 28 марта (10 апреля) 1911) — литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки, далеко раздвинувший своим творчеством границы национальной и мировой культуры.

Детство провёл в Друскениках, где его отец, сын вольного литовского крестьянина, был органистом. Мать происходила из семьи евангелистов, эмигрировавших из Регенсбурга в связи с гонениями со стороны католической церкви. В семье будущего художника звали «Константом», в семье говорили на польском языке, Чюрлёнис на протяжении всей своей жизни писал дневники только по-польски, как и все свои литературные произведения, а также большинство писем.

Когда у него проявились способности к музыке, он был зачислен в музыкальную школу князя Михаила Огинского в Плунгянах (1889—1893), который, несмотря на ряд конфликтов, всё же начал относиться к Чюрлёнису с большой симпатией. В этой школе и княжеском оркестре началась его профессиональная музыкальная карьера.

Князь предложил Чюрлёнису поступить в Варшавский музыкальный институт (1894—1899) и обеспечил его стипендией. В 1899, после защиты диплома, Чюрлёнис получил от князя в подарок пианино. Затем он написал симфоническую поэму «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением. Уехав в Лейпциг, он обучался там музыке в Лейпцигской консерватории (1901—1902).

После смерти князя, Чюрлёнис, оставшийся без стипендии, вынужден был покинуть Лейпциг, а осенью 1902 г. уехать в Варшаву. Здесь он учился живописи в рисовальной школе Яна Каузика (1902—1905) и художественном училище (1905) у К. Стабровского в Варшаве. Работы Чюрлёниса получили одобрение, и ему была предоставлена свобода в реализации своих замыслов.

Около 1904 г. он вступил в Варшаве в общество взаимопомощи и руководил хором.Впервые экспонировал свои работы в Варшаве в 1905 году. В 1906 его работы выставлялись на выставке учеников Варшавского художественного училища в Санкт-Петербурге.

Первый публичный и подчёркнуто положительный отзыв о его работе «Покой» появился в газете «Биржевые ведомости» (№ 9266 за 1906 г.). Успех Чюрлёниса был хорошо воспринят в среде его соотечественников, поскольку им импонировало, что по происхождению он — литовец, хотя не знающий литовского языка.

В январе 1907 года в Вильне была организована первая выставка литовского изобразительного искусства, одним из инициаторов и участников которой был Чюрлёнис. Это стало причиной его возвращения на родину.

Его многократно растиражированный официальный, но искажающий его внешность портрет, на котором он выглядит много старше своих лет (неполных 34 года), сделан после бессонной ночи, проведённой им во время подготовки к выставке литовского искусства весной 1908 г.

В 1908 жил он в Вильне, где руководил хором, часть времени проводил в родном доме в Друскениках и Паланге.

Ещё в 1905 г. он начал пропагандировать «возрождение литовцев». Однако его намерения были встречены настороженно, с возмущением. Соседям было непонятно, почему в его родном доме всегда весело, поскольку с детства в нём ежедневно звучала музыка.

Дзукия, где находятся Друскеники, почти не испытала культурного влияния классического средневековья и до XIV в (1387 г.) была языческим краем. И после, хотя здесь укрепилось католичество, в среде местных жителей были широко распространены суеверия. Охотно воспринимались рассказы очевидцев, видевших в топке локомотива на станции Поречье некрупного дьявола. Появившийся в Друскениках в 1908 г. автобус внушал ужас и, завидев его на дороге, жители предпочитали спрятаться в лесу. В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. В этом же направлении действовало и польское духовенство.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

More ...

www.wikiart.org

Живопись | M. K. Čiurlionis

Творческий мир М.К. Чюрлениса формировался в конце XIX века, на рубеже художественных идей неоромантизма, символизма и art nouveau. Начав заниматься живописью в 1903 г., Чюрленис не прекратил  композиторской деятельности. Этим видом искусства (живописью, графикой) он занимался на протяжении шести лет (1903-1909). Значительная часть работ живописи создана летом, в те периоды, когда Чюрленис отдыхал в родительском доме в Друскининкай. В 1908-1909 г. с перерывами проживая в Петербурге, художник создал свои последние произведения живописи, среди которых и наиболее известная картина Rex (1909).

Творческое наследие М.К. Чюрлениса – более 300 произведений живописи и графики. Значительная их часть хранится в Каунасе, в Национальном художественном музее им. М.К. Чюрлениса, одиночные работы – в музеях Вильнюса, Варшавы, Санкт-Петербурга. Несколько работ – в частных коллекциях.

Живопись М.К. Чюрлениса восхищает не только таинственным содержанием, убедительностью изображений, но и оригинальной художественной формой. Его картины весьма близки европейскому символизму – их связывают похожие идеи, мотивы, образы. В то же время важно подчеркнуть способность художника мыслить достаточно независимо от авторитетов живописи того времени и создавать произведения совершенно новой пластической формы – живописные сонаты, прелюды, фуги. Этими необыкновенно оригинальными, живопись и музыку синтезирующими работами литовский творец сильно обогатил живопись европейского модернизма. Большое внимание уделяя пластическому языку живописи, Чюрленис проник в модернизм глубже нежели любой другой художник Центральной и Восточной Европы.

Картины М.К. Чюрлениса 1907-1909 годов являются весьма новаторскими в контексте живописи эпохи 1900-ых, поэтому этот живописец причисляется к родоначальникам абстрактной живописи. М.К. Чюрленис выявил не столько цветовой, сколько графически-пространственный способ абстрагирования и предоставил один из интереснейших принципов использования возможностей музыки в живописи. С этой точки зрения, он принадлежал кругу художников, участвовавших в авангардных процессах начала XX века, которые привели к абстрактной живописи.

М.К. Чюрленис пытался рисовать и писать картины еще будучи студентом Лейпцигской консерватории (1901-1902). Сохранились его творческие пробы 1903 года – композиции будущих картин, нанесенные на почтовых открытках, пересланных брату Повиласу.

В 1904 г. М.К. Чюрленис, дипломированный композитор, начал обучение в Варшавской художественной школе. Там он создал первые композиции живописи (Опасность, 1904, Шум леса, 1904, Дудорюс, 1904, цикл Сутки, 1904-1905, и др.). В раннем творчестве (1903-1906) доминируют образы ночи, сумерек, закатов. В них – переплетение тайн мрака, элегии природы и необьяснимых человеческих страхов, странных настроений – от нежного лиризма до фатального ужаса. Художник любил символистический принцип «анимирования». Формы природы и вещей – гору, колокол, облако, вершины деревьев – он часто изображал похожими на силуеты человека или животного (День из цикла Сутки, Спокойствие, обе 1904-1905, Гора, 1906). Однако Чюрленис избегал конкретных изображений, формы обобщал. Двоякость изображаемых обьектов на первый взгляд зачастую незаметна. В ранний творческий период (1903-1906) художник любил символистические мотивы – это лес с вдалеке сверкающим таинственным светом, море, кораблики, фантастические врата, музицирующие ангелы. Такая иконография сближает М.К. Чюрлениса не только с  символизмом Западной Европы, но и с art nouveau и культурой fin de siècle вцелом.

М.К. Чюрленис интересовался не только литературными произведениями современников, но и научной литературой по истории, философии, астрономии. Читал произведения И. Канта, Р. Декарта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Его также привлекали теории анализа образов фантазии, размышления, как пробудить творческую силу воображения. Во всем творчестве М.К. Чюрлениса важной является философская проблематика: человек как часть Вселенной, взаимоотношение человека с Абсолютом (божеством, владыкой, Rex). Этим темам посвящено немало произведений, самые значимые из которых – Сотворение мира (1905-1906), Зодиак (1906-1907), Rex (1909).

В период 1906-1907 г. сильно менялись принципы художественного мышления живописца: от литературного символизма он перешел к пластически выразительной живописи. Яркие перемены в его живописи на пути к профессионализму иллюстрируют циклы Искры (1906) и Зима (1907). Особенно в картинах цикла Зима осталось немного обыденных «повествующих» элементов: мотивы природы смело трансформированы и абстрагированы, им созданы новые ассоциативные смыслы. Природа для М.К. Чюрлениса часто была важнейшим источником творческих инспираций. Целью художника в живописи при написании мотива природы практически всегда была только лишь фиксация пейзажа, но и его философское осмысление. Поэтому живописец легко трансформировал мотив и часто импровизировал, придавая мотиву природы глубокий философский смысл. Например, центральная композиция триптиха Мой путь (1907) удивляет сочетанием конкретного и обобщенного образа, развитым линейно-ритмическим началом. Используя графическую линию, в центральной части триптиха Чюрленис словно пытается удалиться от реальности, следом которой в композиции является мотив цветка-звезды. В этом триптихе художник выполнил интуитивный эксперимент, будто бы проверял возможности формы, линии и их взаимодействия. Именно на их познании и использовании основана уникальная часть творчества М.К. Чюрлениса – композиции живописных сонат.

В 1907-1909 годах в темперой на бумаге написанных сонатах, прелюдах, фугах, живописец показал уникальную способность в живописи использовать визуальный аналог формы музыкального произведения. Это не «нарисованная музыка», а в живописи композитором сознательно использованные пластические соответствия средствам музыкальной выразительности – ритма линий и плоскостей, гибких форм, «наложений» нескольких слоев пейзажа, создавая эффект расширенного пространства (например, Соната № 2, Allegro, 1907).

М.К. Чюрленис создал семь живописных сонат: Соната № 1 (Соната солнца, 1907), Соната № 2 (Соната весны, 1907), Соната № 3 (Соната ужа, 1908), Соната № 4 (Соната лета, 1908), Соната № 5 (Соната моря, 1908), Соната № 6 (Соната звезд, 1908), Соната № 7 (Соната пирамид, 1909). Их оригинальные названия цифровые (словарные названия появились позже), что свидетельствует о современном мышлении художника. Живописные сонаты М.К. Чюрлениса связаны с в начале XX века актуальной проблематикой синтеза искусств и идеей Gesamtkunstwerk (всеобщего произведения искусств), которую пропагандировал Р. Вагнер. И в то же время живописные сонаты Чюрлениса являются совершенно оригинальным способом решения проблематики синтеза искусств. Литовский творец в живописи использовал принципы компонирования, характерные принципам компонирования музыкальных форм (сонаты, фуги, прелюда). В одну композиционную систему (цикл), основанную на динамике ритма (Allegro, Andante, Scherzo, Finale), он обьединил мотивы реальности, различные планы пространства и времени, а также контрастные символические образы. М.К. Чюрленис создал своеобразную систему, синтезирующую принципы компонирования музыки и живописи, основанную на соответствиях: громкости музыкального тона соответствует интенсивность цвета и контура, музыкальному темпу – пластически-линейный ритм, музыкальной части произведения – циклическая структура произведения.

Использование структурных и композиционных музыкальных элементов придало живописи М.К. Чюрлениса черты абстрактности. И в то же время ни одну, так называемую музыкальную картину, нельзя считать произведением абстракционизма, так как для художника всегда важной была идея цикла, «сюжет», реализованный при помощи связи раздельных символистских мотивов. Идеи картин обобщены (путь, сотворение мира, владыка мира, природные стихии, космос), связаны с мировой мифологией, литовскими легендами, сказками, фольклором. Мысль М.К. Чюрлениса как правило философская и символистская, структура образа абстрактная, а мелкие элементы – всегда конкретные. Эту достаточно противоречивую триаду обьединяет уникальный принцип соединения музыки и живописи, а также способ пространственного абстрагирования живописи, созданные М.К. Чюрленисом. Все это основано на глубоком знании музыкальных принципов.

В 1909 году, вместе с живописными сонатами, художник создал несколько неоромантических работ, с более простой образной структурой. Одни из них характеризуются ретроспективизмом, близким  1900-ым или так называемой эпохе fin de siècle (Сказка крепости, 1909, Ангел, 1909, Алтарь, 1909), другие – удивительно точно отображают литовскую природу, менталитет, каким он в те времена воспринимался, дух (Литовское кладбище, 1909, Мотив кладбища, 1909).

Живопись М.К. Чюрлениса является очень важным свидетельством начала модернизма в литовском искусстве начала XX в. Опыт Чюрлениса-композитора, его символистские визии, ощущение стиля art nuoveau в его творчестве соединились в своеобразное явление, представляющее в себе зачатки некоторых направлений европейского модернизма. С эпохой абстракционизма, начавшейся в европейском искусстве в первом десятилетии XX в., творчество Чюрлениса обьединяет композиционная структура картин, уровень абстрагирования мотивов, подчеркивание пластики живописи. Однако творчество Чюрлениса-художника все же больше принадлежит европейскому символизму, с которым его обьединяют похожие духовные установки, значимость символов, темы и мотивы, доминирующие в творчестве. Творчество Чюрлениса особенно близко той ветви символизма, которая распространилась в России, Польше, странах Скандинавии и акцентировала стремление через природу соприкоснуться с метафизическим миром. Фактически мы сталкиваемся с традицией северного неоромантизма, которая в нач. XX в. имела значительное влияние на литовскую и русскую культурную среду. Творчество М.К. Чюрлениса обьяло, обьединило и по-своему передало множество основных художественных идей рубежа XIX и XX в., имевших большое гуманистическое и общекультурное значение и для людей XXI в.

Раса Андрюшите-Жукене

ciurlionis.eu


Смотрите также