Художник Сильвестр Щедрин. - ru_art links. Картины щедрина


биография, творчество, картины и личная жизнь художника.

Имя Семена Федоровича Щедрина ассоциируется в первую очередь с зарождением пейзажа в отечественном изобразительном искусстве. Впитав традиции классической школы, этот художник заложил основы русской пейзажной живописи.

Щедрин был в авангарде армии художников-пейзажистов. Его работам присуща необычайная декоративность и академизм. Ими обязательно украшали дворцовые интерьеры.

Как легок и крылат его пейзаж!В тумане — даль, чудес архитектурыДворец — свод тайн, красот и вернисаж,как каменная роза, он фактурен!Но больше все ж поют здесь небеса!Орел небесный, лебедь или ангел,к виденью в сини столь прикован взгляд —благословенье Божье, видно, с нами!Серебряное озеро блестити отражает гатчинские парки,пронзителен и легок колорит,пророчит утро день чудесный жаркий!

В те годы изображение природы только начинает выделяться в отдельный жанр. Нельзя сказать, что до Щедрина пейзаж отсутствовал в России. В искусствоведческой литературе встречаются имена Зубова и Махаева, работавших в технике гравюры. Их произведения именуют «видами», самое известное из них — «Панорама Петербурга». А вот уже в живописной технике впервые пейзаж появляется у Семена Щедрина. В нем еще прослеживаются черты «видов» Петровской эпохи, но и проявляется стилистика европейского декоративного пейзажа.

Художник родился в 1745 году. Обучался гравированию, орнаментальной скульптуре и «ландшафтному художеству» в только открывшейся Императорской академии. За успешную учебу его премируют заграничной поездкой.

Стажировка в Париже, затем в Риме, изучение голландской и фламандской живописи XVII века, знакомство с Дидро и его реалистическими идеями постепенно формируют Щедрина как мастера-пейзажиста, умеющего увидеть и отразить красоту повседневной действительности. Все больше и больше автор пишет с натуры.

Важно отметить, что во время пребывания в Италии творчество Щедрина, обогатившись традициями античной культуры и царившего там классицизма, в общем и целом сохранило основы, заложенные обучением в Академии.

К сожалению, живописные работы этого времени не дошли до нас, а на сохранившихся рисунках «Альбано» (1770, Третьяковская галерея), «Водопад в Тиволи» (1773, Русский музей) одновременно с декоративностью присутствует уже динамика.

В 1776 году, вернувшись в Петербург, Щедрин возглавляет класс ландшафтной живописи в Академии, работает в качестве придворного художника Екатерины II, реставрирует произведения из собрания Эрмитажа и пишет виды пригородных дворцов и парков. Позже художник получит должность адъюнкт-ректора Академии художеств. Система пейзажа, разработанная Семеном Федоровичем, станет общепризнанной и ляжет в основу творчества многих пейзажистов первой половины XIX века.

Историки искусства называют этот период вершиной его творчества. Это подтверждают серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова и декоративные панно для Михайловского дворца в Петербурге. Отличительной особенностью этих картин можно назвать их панорамность.

Небольшие по формату пейзажи мастера выполнены достаточно условно, декоративная трактовка природы позволяет однозначно определить период создания этих произведений. Композиция этих работ напоминает театральное действо на сцене: есть центральный мотив, чаще всего условно вписывающийся в треугольник; все элементы расположены симметрично, а объемы деревьев по бокам напоминают кулисы. Это особенно характерно для классицизма.

Однако главным в творчестве Семена Щедрина является мотив лирического переживания и прочувствованности природы, что впоследствии ляжет в основу романтического пейзажа, знакомого нам по картинам Васильева, Левитана и других выдающихся русских живописцев. Но в истории искусств Щедрин, бесспорно, останется первым, кто обратился к изображению своей национальной, русской действительности и стал первой вехой на пути отечественной пейзажной живописи.

Картины Щедрина

Семён Щедрин. «Пейзаж в Царскосельском парке с видом на ферму»

Картины Щедрина

Семен Щедрин. «Вид острова Большого пруда в Царскосельских садах». 1777г

www.culture.ru

Сильвестр Щедрин в Русском музее: your_anima

11 августа в Михайловском замке Русского музея открылась уникальная выставка "Сильвестр Щедрин и школа Позиллипо", приуроченная к 225-летнему юбилею художника. Это первая в своём роде крупная выставка, посвящённая Щедрину, которая собрала около 100 произведений, включая картины некоторых художников школы Позиллипо.

Сильвестр Феодосьевич Щедрин (1791-1830) родился и прожил большую часть своей жизни в Санкт-Петербурге, окончил здесь Академию Художеств (в которой преподавал его дядя, пейзажист Семён Фёдорович Щедрин). Именно за свою дипломную работу по окончании Академии в 1811 году Сильвестр Щедрин получил Большую золотую медаль, награду, которая давала ему право на "пенсионерство" за границей, но из-за войны 1812 года поездка была отложена.

Дипломная работа Щедрина в рамках заданной темы "Приморский город или селение вдали, а на первом плане стадо рогатого скота" называлась "Вид с Петровского острова" и написана была в Петербурге, картина с подобным названием представлена и на выставке, правда, датирована она не 1811, а 1816 годом и на переднем плане не стадо скота, но медитативный стиль мастера узнаваем. Поразительно, каким, оказывается, светлым и радостным можно видеть Петербург:

Щедрин словно создан для солнечной Италии, в 1818 году он туда, наконец-то, отбывает и там его находит настоящая слава. Большинство работ мастер написал именно в Италии за 12 лет жизни там. И эти работы - настоящий отдых для глаз. Вот, что написано по этому поводу в пресс-релизе: "Щедрин чувствовал себя абсолютно счастливым и жил в гармонии с собой, людьми и миром. Особенности его личности отразились и в его творчестве: в картинах Щедрина нет драматических жизненных коллизий, конфликтного столкновения человека и мира, экстремальных состояний природы. Его пейзажи пронизаны просветлённым, радостным чувством".

Не буду голословной, смотрите сами, ниже приведены фрагменты картин, которые мне больше всех приглянулись, манера письма Щедрина оставляет в душе только светлые чувства. И желание посетить Италию :-)

"Семья итальянского пастуха", ок. 1822

"Колизей в Риме", 1822г.

"Набережная в Неаполе", 1825 г.

"Рыбаки на морском берегу острова Капри", 1817 г.

"Вид Вико между Кастелламаре и Сорренто", 1828г.

Что касается школы Позиллипо, заявленной в названии выставки. Работам мастеров школы посвящён весь первый зал, в том числе, присутствует работа идейного вдохновителя школы Антони Питлоо, и несколько картин наиболее известного его ученика Джачинто Джиганте.

Джанчито Джиганте "Грот" 184(?)

Школа эта, носящая навзвание холма в Неаполе, на котором располагались богатые виллы, на самом деле представляла собой условное творческое объединение художников-ремесленников, писавших живописные пейзажи на заказ для состоятельных путешественников. И только с появлением в Неаполе Антони Питлоо представители школы Позиллипо стали решать серьёзные художественные задачи и сам термин "школа Позиллипо" перестал носить иронический оттенок. Среди современников и единомышленников Питлоо самым одарённым оказался Сильвестр Щедрин, как раз находящийся в Италии. О влиянии Щедрина на школу и школы на Щедрина исследователи рассуждают до сих пор, считается, что Сильвестр Щедрин оказал значительное влияние на становление школы.

Выставка "Сильвестр Щедрин и школа Позиллипо" не только радует глаз, но и позволяет увидеть полотна отечественного мастера среди работ его европейских современников, что делает экспозицию уникальной и для исследователей в области живописи.

Выставка организована при поддержке ПАО "ЛУКОЙЛ" и продлится до ноября 2016 года.

За возможность присутствовать на пресс-показе выражаю благодарность организатором выставки, руководству Русского Музея, лучшему сообществу Питерских блогеров spbblog и Дарье redirupdate.

Отдельное спасибо Ольге nihon81 за тёплую компанию =)

your-anima.livejournal.com

ЩЕДРИН Семён Фёдорович – Галерея произведений (17 изображений).

admin 03.08.2014 Галерея, Новости 1,662 Показы

Открыть доступ

С.Ф.ЩЕДРИН

(1745 – 1804)

Семёна Фёдоровича Щедрина можно считать основоположником русской пейзажной школы. Он – первый представитель династии художников, прославленной ярчайшим именем его племянника Сильвестра Щедрина. Но и его собственные работы сыграли очень важную роль в развитии русского искусства.
Следуя принципам классицизма, Семён Щедрин считал, что должен в своих картинах «исправлять» природу, выявляя в ней соразмерность, скрытую за беспорядочным и случайным. Вместе с тем, в духе настроений, характерных для художественной среды конца 18 века, он искал в природе поэзию и неповторимую красоту.
Семён Щедрин родился в 1745 году в Петербурге в семье солдата лейб-гвардии Преображенского полка. Учился в Императорской Академии Художеств (1759-1767), в гравировальном классе, в классе орнаментальной скульптуры, а с 1765 – в живописном классе «ландшафтного художества». Получил малую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Европу.
Сначала учился в Париже у баталиста и пейзажиста Ф.И.Казановы, а с 1769 по 1776 жил и работал в Италии. В 1779 удостоен звания академика, руководил ландшафтным гравировальным и пейзажным классами в Академии Художеств.

 

1. Щедрин Семён "Полдень. Вид в окрестностях озера Неми" 1778(?) Холст, масло 108х189,5 Государственный Русский музей 1. Щедрин Семён «Полдень. Вид в окрестностях озера Неми» 1778(?) Холст, масло 108х189,5 Государственный Русский музей2. Щедрин Семён "Пейзаж с коровой" Конец 1770-х(?) Дерево, масло 21,3х26,6 Государственный Русский музей 2. Щедрин Семён «Пейзаж с коровой» Конец 1770-х(?) Дерево, масло 21,3х26,6 Государственный Русский музей 3. Щедрин Семён "Автопортрет" 1780-е Холст, масло 79,5х62,5 Государственный Русский музей 3. Щедрин Семён «Автопортрет» 1780-е Холст, масло 79,5х62,5 Государственный Русский музей4. Щедрин Семён "Вид в усадьбе П.Г.Демидова Сиворицы под Петербургом" Не позднее 1792 Холст, масло 100х124 Государственный Русский музей 4. Щедрин Семён «Вид в усадьбе П.Г.Демидова Сиворицы под Петербургом» Не позднее 1792 Холст, масло 100х124 Государственный Русский музей 5. Щедрин Семён "Вид парка в усадьбе П.Г.Демидова Сиворицы под Петербургом" 1790-е Холст, масло 101х127 Государственный Русский музей 5. Щедрин Семён «Вид парка в усадьбе П.Г.Демидова Сиворицы под Петербургом» 1790-е Холст, масло 101х127 Государственный Русский музей6. Щедрин Семён "Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова" 1796 Холст, масло 72,2х97,2 Государственная Третьяковская галерея 6. Щедрин Семён «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» 1796 Холст, масло 72,2х97,2 Государственная Третьяковская галерея 7. Щедрин Семён "Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля" 1799-1801 Холст, масло 256х204 Государственная Третьяковская галерея 7. Щедрин Семён «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля» 1799-1801 Холст, масло 256х204 Государственная Третьяковская галерея8. Щедрин Семён "В Царскосельском парке" Холст, масло 91х126 Государственная Третьяковская галерея 8. Щедрин Семён «В Царскосельском парке» Холст, масло 91х126 Государственная Третьяковская галерея 9. Щедрин Семён "Пейзаж в окрестностях Петербурга" Холст, масло 79х107 Государственная Третьяковская галерея 9. Щедрин Семён «Пейзаж в окрестностях Петербурга» Холст, масло 79х107 Государственная Третьяковская галерея10. Щедрин Семён "Вид в окрестностях Старой Руссы" 1803 Холст, масло 78,5х103 Государственный Русский музей 10. Щедрин Семён «Вид в окрестностях Старой Руссы» 1803 Холст, масло 78,5х103 Государственный Русский музей 11. Щедрин Семён "Вид на Каменноостровский дворец через Большую Невку со стороны Строгановской набережной" 1803 Холст, масло 56х72 Государственный Русский музей 11. Щедрин Семён «Вид на Каменноостровский дворец через Большую Невку со стороны Строгановской набережной» 1803 Холст, масло 56х72 Государственный Русский музей12. Щедрин Семён "Вид на Каменноостровский дворец и плашкоутный мост через Большую Невку со стороны Строгановской набережной" 1803(?) Холст, масло 56х71,5 Государственный Русский музей 12. Щедрин Семён «Вид на Каменноостровский дворец и плашкоутный мост через Большую Невку со стороны Строгановской набережной» 1803(?) Холст, масло 56х71,5 Государственный Русский музей 13. Щедрин Семён "Вид на Большую Невку и дачу Строганова" 1804 Холст, масло 62х77,5 Государственный Русский музей 13. Щедрин Семён «Вид на Большую Невку и дачу Строганова» 1804 Холст, масло 62х77,5 Государственный Русский музей14. Щедрин Семён "Доение коровы" 1770-е Холст, масло 70х62 Псковский государственный музей-заповедник 14. Щедрин Семён «Доение коровы» 1770-е Холст, масло 70х62 Псковский государственный музей-заповедник 15. Щедрин Семён "Пейзаж с руинами" 1799 Бумага, кисть, перо, сепия, тушь 48х37 Государственная Третьяковская галерея 15. Щедрин Семён «Пейзаж с руинами» 1799 Бумага, кисть, перо, сепия, тушь 48х37 Государственная Третьяковская галерея16. Щедрин Семён "Пейзаж с коровами" Холст, масло 81,3х57,7 Иркутский художественный музей 16. Щедрин Семён «Пейзаж с коровами» Холст, масло 81,3х57,7 Иркутский художественный музей 17. Щедрин Семён "Мельница и башня Пиль в Павловске" 1792 Холст, масло 53.3х78 Самарский областной художественный музей 17. Щедрин Семён «Мельница и башня Пиль в Павловске» 1792 Холст, масло 53.3х78 Самарский областной художественный музейЩЕДРИН Семён Фёдорович – Галерея произведений (17 изображений) ЩЕДРИН Семён Фёдорович – Галерея произведений (17 изображений)

cultobzor.ru

Портал о живописи и росписи интерьера

Там, где, сворачивая направо, дорога из Сорренто серебристой извилистой лентой поднимается в гору и убегает в Салерно и к Амальфи, на самом повороте раскинулось кладбище. Под узорной тенью листьев под охраной мрачных кипарисов небольшая каменная плита с надписью сообщает любопытному, что здесь в 1830 году погребен русский живописец Сильвестр Феодосиевич Щедрин.загруженное (1)

 

Мне довелось по личному приглашению Алексея Максимовича Горького побывать в Италии и пожить довольно долго в Сорренто. С альбомом и этюдником не раз бродил я по тем же местам, где жил и работал умерший более ста лет тому назад замечательнейший живописец Сильвестр Феодосиевич Щедрин, сын талантливого скульптора Ф. Ф. Щедрина, автора великолепных кариатид у центрального входа в здание Адмиралтейства, созданного великим русским зодчим Захаровым.

 

Нередко, пробродив в поисках мотива по узким переулкам Сорренто, я выходил к морю и, расположившись где-нибудь в тени, любовался жизнью этого маленького, но очаровательного городка. И всегда с какой-то особой любовью вспоминал я работы Щедрина, умевшего так верно и правдиво изображать эту тихую, своеобразную, но очень живописную жизнь.

 

Изучая местную природу, я невольно всегда думал об этой «щедринской правде». Его излюбленная «Марина Гранде» в Сорренто и «Пикола Марина» на Капри почти не изменили своего облика и доныне. Мало изменился за протекшее столетие и быт итальянских рыбаков. Те же цветные домишки, как гнезда стрижей прилепившиеся к серым прибрежным скалам, те же характерные фигуры в красных колпаках, те же засученные выше колен синие залатанные штаны и пропотелые рубахи из грубошерстного белого полотна, с широким, открывающим загорелую грудь воротом. Такие же лодки на берегу и типично щедринские громады серо-коричневых скал, как прихотливой мозаикой, испещренных по склонам маленькими строениями. На балконах женщины развешивают цветное белье, и оно слегка колышется от дуновения ветра. Внизу, под скалами, бьются о прибрежные серые камни и, пенясь, взлетают вверх серебристые кружева взбаламученной пены. Стоишь и смотришь, как на картину Щедрина, и не можешь себе представить, как же можно иначе трактовать расстилающийся перед тобой пейзаж.загруженное

 

Вечереет. Потянулись «щедринские полосы» лиловатых узких облаков, с моря потянуло ветром, влажным, соленым и теплым. Под высокой скалой, оплетенной вьющимися растениями, где море всегда тихо, вспыхнул и замерцал яркий огонь на воде. Это началась ловля осьминогов. Старый рыбак Нико Спадаро, перегнувшись через борт, внимательно вглядывается в пронизанную ярким светом зеленую, слюденистую влагу. Тут мелко, всего несколько метров, и видно, как на покрытых водорослями камнях дрожит и пляшет черно-зеленая тень лодки, и кажется, будто она повисла в какой-то прозрачной, мутно-зеленой среде.

 

Как умел Щедрин писать такую прозрачную глубину! Как верно угадывал он все оттенки скал, воды, неба! С каким совершенством и блеском умел запечатлеть не только случайный клочок природы, а с проникновенной интуицией гения отразить все богатство окружающего, подметив и выделив все существенное, главное. Вот эти-то особенности творчества художника и делают его пейзажи такими волнующими, действенными и впечатляющими.

 

В картинах Щедрина всегда взят не только в узком смысле пейзаж; его небольшие полотна, вместе с тем, и жанровые картины. От созерцания живой натуры память уводит к воспоминаниям; одна за другой проходят передо мной его картины. Вот рыбаки тащат сети на фоне золотисто-зеленого, великолепно написанного закатного неба, исчерченного волокнистыми грядами фиолетовосерых, предвечерних облаков. Мелкие волны несут на себе отражение прибрежных камней, по которым пробирается к берегу выбравшийся из лодки босоногий парнишка и колеблющееся отражение его также мерцает в воде. Видно, что мастер писал все это прямо с натуры, ибо тут же, широким уверенным мазком брошенная на полотно рисуется на фоне воды неоконченная фигура другого рыбака.загруженное (5)

 

Такая манера компоновать прямо на холсте свойственна только мастерам, работающим с натуры. Рука не успела зафиксировать того, что успел подметить взволнованный глаз. А глаз Щедрина видит много. Тонко, четко рисуется в небе заплатанный парус, и далеко в море маячат возвращающиеся с лова рыбачьи барки, освещенные последними лучами заката.

 

Оптимистическое, жизнеутверждающее мировоззрение делает Щедрина близким нам и дорогим современником. И у этого современника мы можем и должны многому поучиться. Поучиться его мастерству, позаимствовать из богатой сокровищницы его профессиональных знаний. С нашей точки зрения любой пейзажист обязан уметь рисовать человека, животных, деревья, архитектуру. Разве он вправе не знать законов перспективы, не задумываться над законами композиции своих полотен? Художник должен вживаться в жизнь своей великой родины, как сумел это сделать Щедрин, оставшись, увы, до конца своих дней вдалеке от родины.

 

Появившись в эпоху, когда пейзажная живопись начала только что развиваться в России, Щедрин, будучи учеником Максима Воробьева, быстро усвоил те профессиональные знания, которыми к этому времени располагали питомцы недавно учрежденной Академии художеств. Правда, пейзаж был тогда не в особой чести, хотя к этому времени создали свои произведения Воробьев и Ф. Я. Алексеев. Работы этик пейзажистов подготовили почву для появления С. Щедрина. В его великолепном творчестве пейзаж сразу завоевывает подобающее ему место.загруженное (3)

 

С. Ф. Щедрин — несомненно, один из классиков мирового значения. Его небольшие полотна, исполненные в манере свободной и артистической, пронизаны солнцем, овеяны дыханием ветра, в них мерцает свет и, струясь, трепещет воздух. Его картину не заслонит на выставке или на музейной стене никакой сосед. Он всегда будет равным среди равных, а зачастую превосходящим своих собратьев как яркостью дарования, так и силой пленительного мастерства и богатством изобразительных средств.

 

В чем же заключаются основные достоинства живописных произведений Сильвестра Щедрина? Помимо огромного, рано определившегося дарования, сила Щедрина в проникновенном умении по-новому видеть природу и передавать ее прелесть во всем богатстве и многообразии. Правда, и он начал с условно трактованных в заученной гамме «ландшафтов», изображавших английские парки со шпалерами древесных куртин, с классическими беседками и непременными фонтанами посредине. Писались эти картины по готовым рецептам, но уже и в этих ранних вещах пленял молодой художник своим умением построить пейзажную композицию, своеобразием и красотой выбранной точки зрения, умением рисовать деревья, облака, небо, землю и камни. Но эти его ранние работы отличались от произведений современных и предшествовавших ему художников, пожалуй, только талантливостью, но отнюдь не новаторскими приемами, не разнообразием богатого колорита, лишь позднее родившегося из нового мироощущения художника, помогшего ему по-иному взглянуть на природу.

 

Все же профессионально-техническая грамотность, которой снабдила своего питомца Академия, во многом помогла молодому Щедрину, когда он, попав в Италию, оглянулся кругом широко раскрытыми глазами влюбленного в жизнь живописца, призванного сказать новое слово. Его виды Рима поражают удивительным мастерством. Небо в этих картинах сияет светящейся лазурью, верхушки кучевых облаков освещены солнцем. Зеленые воды Тибра мутными воронками убегают вдаль. На берегу реки какие-то домишки, мрачно возносится к сияющему небу громада замка св. Ангела. С моста вбок разбегаются кривые, горбатые улички, по краям заросшие яркой зеленой травой, а вдалеке четким силуэтом рисуется на бледном небе купол изящной церковки. Кто хоть раз побывал в Риме, глядя на картины Щедрина, вновь и вновь переживает те же ощущения, которые рождало в нем созерцание знаменитых руин. Искренне и правдиво умел Щедрин отражать в своих произведениях правду жизни.загруженное (4)

 

Мастерское владение перспективой и умение писать архитектуру дало возможность Щедрину конкурировать в своих небольших шедеврах с такими всемирно признанными мастерами городского пейзажа, как Каналетто, Белотто и Гварди. Конечно, у него не было их виртуозного артистизма, но не следует забывать, наследниками каких высоких традиций, всесторонне развитых, проверенных на вековом опыте приемов были великие венецианцы.

 

Глядя сейчас на художественное наследие, оставленное Щедриным, с невольной грустью думаешь, как далеко пошел бы российский гений, если бы ранняя смерть не оборвала его плодотворной деятельности. От работы к работе крепнет и совершенствуется его изумительное мастерство. Каждая вещь по-новому помогает ему раскрывать свое любование миром, ответным трепетом восхищения заражая зрителя. Согретые лучами полуденного солнца, испещренные зайчиками света, хороши Соррентинскве террасы Щедрина, оплетенные могучими побегами виноградных лоз. Орнаменты виноградной листвы образуют сложный узор, в который прихотливо вплетаются голубые просветы неба и фиолетовые тяжелые гроздья созревшего винограда. Сквозь эту кружевную, чудесно написанную сетку листвы виднеется потонувший в тумане далекий берег и ультрамариново-зеленая гладь широко раскинувшегося моря. Древнее Тирренское море… Сколько легенд и преданий связано с ним у человечества! И как сумел молодой русский художник по-нять и уловить его красоту) Щедрин взволнованно любит то, что он изображает. Вернемся на его террасу. Право, с нее не хочется уходить. Молодой рыбак в характерном красном колпаке задумчиво любуется панорамой моря. В углу дозревают дыни, в корзину горами наложены гроздья сочного винограда, тут же неподалеку седло, уздечка, вышитая бубенчиками нехитрая упряжь, плетеные фиески с вином — небогатый, но замечательно написанный натюрморт. И все это сделано внимательной, острой и сочной кистью, мазок ложится по форме уверенно, пленительны е краски сливаются в драгоценную, ласкающую глаз гамму. Но только ли в этик сторонах живописного дарования Щедрина сила воздействия его созданий? Как такая, казалось бы, простая те-ма могла развиться в произведение большой эмоциональной силы? Дело в том, что он пишет не только пейзаж в узком смысле этого слова. Щедрин видит и воспринимает окружающий его мир во всем его богатстве и сложности, его картины полны динамики, жизни. И это у него не субъективные намёки на случайное, мгновенно мелькнувшее, для самой природы не всегда характерное явление. Нет, Щедрин умеет видеть то постоянное и вечное, что доступно пониманию всякого человека, но силой его гения перенесенное на полотно становится самостоятельной ценностью, достоянием и радостью человечества. Щедрин сделал сравнительно мало. Но как драгоценно его наследие! Его небольшие полотна — это подлинно новое слово, прозвучавшее решительно и смело. загруженное (2)

Другие интересные статьи по теме:

 

Роль Эрмитажа в творчестве художников

Техника живописи А.Дейнека

Девушка, похожая на свою живопись

Техника живописи Архипова

Услуги по росписи стен

Услуги по мозаики

Услуги по росписи мелом

xn--d1aiaa2agffecdm2n.xn--p1ai

Художник Сильвестр Щедрин. - ru_art links

Картины Сильвестра ЩедринаВеранда, обвитая виноградом. Сильвестр ЩедринВеранда, обвитая виноградом.

Сильвестр Феодосиевич Щедрин  (1791-1830), – выдающийся русский художник, пейзажист, представитель романтического направления в искусстве.Сильвестру Щедрину было двад­цать семь лет, когда он приехал в Италию, рассчитывая поработать здесь некоторое время. Сын извест­ного скульптора, племянник живо­писца Семена Щедрина, он вполне мог рассчитывать на благополуч­ное сосуществование в петербург­ской художественной среде. Но Италия виделась ему странойклассического искусства, где можно было многому научиться и по-настоящему проверить свой талант, его силу. И так получи­лось, что Щедрин пробыл в Ита­лии до конца своей недолгой жизни. Он полюбил эту страну, она перестала быть для него чужбиной, но и здесь, в дальних теплых краях, как о том сви­детельствуют его письма на родину, он оставался русским человеком, художником, думавшим о будущем отечественного искус­ства.Отправляясь в Италию, Щедрин представлял ее себе сквозь призму классической живописи. С юных лет он пытался постичь секреты великих мастеров. Но представле­ние это было и достаточно схема­тичным и отвлеченным. Ранний его пейзаж, не лишенный поэти­ческого обаяния «Вид Петровско­го острова» (1815), написан в ти­пичных для старой живописи усло­вных коричневых тонах, и само пространство картины еще не «живет» насыщенной эмоциональ­ной жизнью.Автопортрет Сильвестра ЩедринаАвтопортрет Сильвестра ЩедринаЩедрин прибыл в Рим, сохраняв­ший еще магическую притягатель­ность для художников многих стран. «Вечный город» поначалу казался ему ожившей, реальной, классической картиной. Но та условность, которая в работах поздних академистов представля­лась ему раньше необходимой и благородной, теперь начала терять ореол привлекательности в его глазах, хотя и не сразу. Он  очень много пишет и рисует и Рим, и его окрестности, готовя отчет­ную картину, которую должен был со временем отослать в петербург­скую Академию художеств. Щед­рин еще пишет с соблюдением многих правил академической школы, подсознательно, но не­пременно следуя четкому разде­лению картины на планы, резко ограничивая «зоны» изображения, соблюдая кулисность построения и правила освещения, проверен­ные опытом предшественников. И, конечно, «благородный», му­зейный темно-коричневый тон тоже исчезает далеко не сразу. В его работах предстают торжест­венность природы, приведенной к классической гармонии, руины, навевающие меланхолию и грусть. Живя в Риме, изучая старое ис­кусство, Щедрин постепенно вни­кал в особенности итальянской природы, характер людей и страны. Русский мастер поставил перед собой очень трудную профессио­нальную и психологическую зада­чу — передать пластическое, живописное своеобразие и харак­тер итальянской природы как бы изнутри, ощутив себя частью этой природы, руководствуясь прису­щими ей законами. Щедрин переезжает в Неаполь, и пятилетний неаполитанский пе­риод — самое счастливое время в его творчестве. Художник, встретившись с морем, привольной, свободной приморской природой, словно бы обрел новое дыхание. Именно в Неаполе и окрестностях им написаны самые лучшие из его пейзажей, такие, как виды гаваней в Сорренто, различные веранды и террасы.Если Карл Брюллов, любивший и знавший Италию, как бы вкомпоновал виды Италии в свои сюжетные и портретные компози­ции в качестве фона, то Сильвестр Щедрин пишет прежде всего саму природу, особость и неповтори­мость состояния пейзажа. Фигура в этом пейзаже «растворяется», лишь подчеркивая красоту при­роды и ее величественность. Для него все в ней значительно и прекрасно. Мы ощущаем нежную безмятежность лунной ночи, летящий свет полдневного зноя, то, как солнцу глубоко прогрело слой воздуха, как спасительна прохлада причудливо обвитой побегами винограда террасы. Рыбаки. виноградари, монахи, укрывшиеся в тени этих живопис­ных веранд и террас, соединяются в нашем восприятии с общим состоянием природы. Художник, оставшись один на один с природой, приходит к необ­ходимости поисков нового живо­писного языка. Он настойчиво стремится передать игру солнца, блики, прекрасную серебристую дымку морских далей, прозрачный рассеянный свет. Щедрин ищет новые, не известные до него кра­сочные сочетания, стремясь пи­сать легко, чтобы краски пламене­ли, передавали весь вошедший в них щедрый солнечный свет. Морская лагуна становится жи­вописным пространством, напо­енным светом, радующим глаз зри­теля своей живостью и красотой. Художник ищет и находит нежные, тонкие оттенки светло-лиловой равнины морской воды, золотистые закатные краски неба, серебрис­тость приморского ветреного воз­духа Небо в его пейзажах обычно прозрачное и легкое. Просторные, свободные по ощущению неаполитанские пейзажи Щедрина располагают зрителя к прекрасной ро­мантичности и мечтательности. Здесь есть высокая полнота чувст­ва, подлинный восторг. Гармония произведений Щедрина раннего периода, сделанных в России и в первую пору пре­бывания в Риме, и гармония его зрелых работ — совершенно разного свойства. Молодой Щедрин старательно добивался цельности общего впечатления, исходя из общих, хорошо усвоен­ных им правил академического пейзажа. Щедрин-мастер смело отказывается от освященных традицией канонов и сверяет гармонию живописи с гармонией природы.Новаторское по сути творчество Щедрина опережает свое время. Только лучшие пейзажные этюды другого итальянского пенсионера петербургской Академии худо­жеств — Александра Иванова могут быть поставлены вровень с его неаполитанскими пейзажами. В своем стремлении передать солнце, свет, их влияние на жизнь природы Щедрин может рассматриваться в числе немногих художников, предвещавших ту революцию в пейзажной живопи­си, да и живописи вообще, кото­рую выпало позже свершить импрессионистам. Речь идет именно о предчувствии нового. В рамках старой системы клас­сической живописи талантливый и прозорливый русский мастер сумел искренне и сильно передать личное, индивидуальное поэти­ческое восприятие природы. И не случайно, что, хотя русская пейзажная живопись достигла высокого расцвета в более позд­ние времена и пейзаж стал одним из ведущих и любимых жанров отечественной живописной школы, имя Сильвестра Щедрина неиз­менно называлось в числе самых значительных представителей русского искусства.Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1823.Сильвестр ЩедринНабережная Сайта Лючия в Неаполе. 1820-е.Набережная Сайта Лючия в Неаполе. 1820-е.Набережная Мерджеллина в Неаполе. 1827.картина Сильвестра ЩедринаНабережная в Неаполе. 1825картинаыСильвестра ЩедринаМалая гавань в Сорренто близ Неаполя. 1828неаполитанские картиныИтальянский пейзаж. Капри. 1826Итальянский пейзажГрот Матроманио на острове Капри. 1827живопись Сильвестра ЩедринаГрот во Флоренции. 1826ГротВодопад в Тиволи близ Рима. 1823художник Сильвестр ЩедринВид Сорренто близ Неаполя. 1825Вид Сорренто Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский Остров в Петербурге. 1815Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо. 1829Вид на НеапольВид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную ночь.Вид Амальфи близ Неаполя. 1826близ НеаполяВ окрестностях Сорренто близ Кастелламаре. 1828Большая гавань на острове Капри. 1828Терраса на берегу моря. Местечко Капуччини близ Сорренто. 1827.Терраса в Поццуоли. 1828Старый Рим. 1824Прибрежная сценаОзеро Альбано в окрестностях Рима. Не позднее 1825.окрестности Римаhttp://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/424-shchedrin.html

art-links.livejournal.com


Смотрите также