Марина Цветаева. Картины цветаева


ЛИТЕРАТУРА В ЖИВОПИСИ (ПОРТРЕТНЫЙ ВЕРНИСАЖ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ РОЖДЕНИЯ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.)

В этом году, 8 октября, отмечалось 125-летие со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой (26 сентября (8 октября) 1892, Москва — 31 августа 1941, Елабуга). Женщина, чье творчество является целой Вселенной. Человек-загадка, человек-тайна. Поэтесса трагической судьбы.. О стихотворениях Цветаевой и о ней самой можно рассказывать много и долго. Каждый из периодов ее жизни, начиная с детства и юности, включая гражданскую войну (1917-1922), эмиграцию (1922-1939), возвращение в СССР (1939-1941) и самоубийство, насыщено событиями, встречами, поступками, размышлениями, поэзией... Повторюсь, можно написать целый трактат, тем более материалов о жизни и творчестве Цветаевой предостаточно. Но у меня нет такой цели..

Я хочу просто процитировать некоторые самые известные строки поэтессы и познакомить вас с галереей ее портретов, только некоторые из которых созданы при жизни Цветаевой. Остальные же дар поклонения и уважения таланту великой русской поэтессы Серебряного века уже современных художников.

С днем рождения, Марина Ивановна!!!

Красною кистью рябина зажглась

Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья.Я родилась.

Спорили сотниКолоколов.День был субботний:Иоанн Богослов.

Мне и донынеХочется грызтьЖаркой рябиныГорькую кисть.

1916 г.

Автор неизвестен Портрет М.И.Цветаевой.

Степашкин Виктор Алексеевич (род. 1952) Портрет М.И.Цветаевой 2005 г.

Егуткин Аркадий Ефимович (род. 1936) Портрет М.И.Цветаевой из цикла "Поэты России". 2000 г.

В огромном городе моем - ночь

В огромном городе моем - ночь.Из дома сонного иду - прочьИ люди думают: жена, дочь,-А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет - путь,И где-то музыка в окне - чуть.Ах, нынче ветру до зари - дутьСквозь стенки тонкие груди - в грудь.

Есть черный тополь, и в окне - свет,И звон на башне, и в руке - цвет,И шаг вот этот - никому - вслед,И тень вот эта, а меня - нет.

Огни - как нити золотых бус,Ночного листика во рту - вкус.Освободите от дневных уз,Друзья, поймите, что я вам - снюсь.

1916 г.

Животов Геннадий Васильевич (род. 1946) Портрет Марины Цветаевой.

Наталья Филиппова Марина Цветаева. 2006 г.

Порунин Марк Николаевич (род. 1933) Пушкин и Цветаева. 1982 г.

Моим стихам, написанным так рано

Моим стихам, написанным так рано,Что и не знала я, что я — поэт,Сорвавшимся, как брызги из фонтана,Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,В святилище, где сон и фимиам,Моим стихам о юности и смерти,— Нечитанным стихам! —

Разбросанным в пыли по магазинам(Где их никто не брал и не берет!),Моим стихам, как драгоценным винам,Настанет свой черед.

1913 г.

Нахман-Агария Магда Максимиллиановна (1885-?) Портрет М.И.Цветаевой 1913 г.

Билис Аарон Львович (1893-1971) Портрет Марины Цветаевой. 1931 г.

Шаляпин Борис Федорович (1904-1979) Портрет Марины Цветаевой 1933 г.

Вчера еще в глаза глядел

Вчера еще в глаза глядел,А нынче - всё косится в сторону!Вчера еще до птиц сидел,-Всё жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,Живой, а я остолбенелая.О, вопль женщин всех времен:«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей - вода, и кровь -Вода, - в крови, в слезах умылася!Не мать, а мачеха - Любовь:Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,Уводит их дорога белая…И стон стоит вдоль всей земли:«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще - в ногах лежал!Равнял с Китайскою державою!Враз обе рученьки разжал,-Жизнь выпала - копейкой ржавою!

Детоубийцей на судуСтою - немилая, несмелая.Я и в аду тебе скажу:«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:«За что, за что терплю и бедствую?»«Отцеловал - колесовать:Другую целовать»,- ответствуют.

Жить приучил в самом огне,Сам бросил - в степь заледенелую!Вот что ты, милый, сделал мне!Мой милый, что тебе - я сделала?

Всё ведаю - не прекословь!Вновь зрячая - уж не любовница!Где отступается Любовь,Там подступает Смерть-садовница.

Самo - что дерево трясти! -В срок яблоко спадает спелое…- За всё, за всё меня прости,Мой милый,- что тебе я сделала!

1920 г.

Давыдов Анатолий Захариевич (1923-2009) Портрет Марины Цветаевой.

Кашин Виктор Алексеевич (1927-2015) Портрет М. Цветаевой. 2007 г.

Мастбаум Ителла Хаимовна (Россия-Израиль, род. 1937) Портрет поэта Марины Цветаевой. 1977 г.

Кто создан из камня, кто создан из глины

Кто создан из камня, кто создан из глины, -А я серебрюсь и сверкаю!Мне дело - измена, мне имя - Марина,Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -Тем гроб и нагробные плиты…- В купели морской крещена - и в полетеСвоем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сетиПробьется мое своеволье.Меня - видишь кудри беспутные эти? -Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,Я с каждой волной - воскресаю!Да здравствует пена - веселая пена -Высокая пена морская!

1920 г.

Махитарянц Валентин Сергеевич (род. 1943) Цветаева. 1991 г.

Сысков Владимир Данилович (род. 1943) Марина Цветаева. 1989 г.

Егорова Вера Александровна (род. 1948) Марина Цветаева. 2004 г.

Ушел — не ем

Ушел — не ем:Пуст — хлеба вкус.Всё — мел.За чем ни потянусь.

…Мне хлебом был,И снегом был.И снег не бел,И хлеб не мил.

1940 г.

Клеруа Виталий Глебович (р. 1954) М.И. Цветаева. Возвращение. Фрагмент триптиха.

Стрельбицкая Татьяна Викторовна (род. 1963) Марина Цветаева. 2009 г.

Лисенкова-Ханемайер Аида (род. 1966) Портрет М.И.Цветаевой. 2005 г.

Прохожий

Идешь, на меня похожий,Глаза устремляя вниз.Я их опускала — тоже!Прохожий, остановись!

Прочти — слепоты куринойИ маков набрав букет,Что звали меня Мариной,И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь — могила,Что я появлюсь, грозя…Я слишком сама любилаСмеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,И кудри мои вились…Я тоже была, прохожий!Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикийИ ягоду ему вслед,—Кладбищенской земляникиКрупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,Главу опустив на грудь,Легко обо мне подумай,Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!Ты весь в золотой пыли…— И пусть тебя не смущаетМой голос из-под земли.

3 мая 1913 года, Коктебель

Афонская Виктория Николаевна (род. 1967) Портрет Марины Цветаевой.

Долинский Вадим Николаевич (род. 1969) Марина Цветаева. 2012 г.

Мищенко-Сапсай Светлана Брониславовна (род. 1970) Марина Цветаева 2013 г.

Мне нравится, что вы больны не мной...

Мне нравится, что Вы больны не мной,Мне нравится, что я больна не Вами,Что никогда тяжелый шар земнойНе уплывет под нашими ногами.Мне нравится, что можно быть смешнойРаспущенной-и не играть словами,И не краснеть удушливой волной,Слегка соприкоснувшись рукавами.Мне нравится еще, что Вы при мнеСпокойно обнимаете другую,Не прочите мне в адовом огнеГореть за то, что я не Вас целую.Что имя нежное мое, мой нежный, неУпоминаете ни днем ни ночью - всуе...Что никогда в церковной тишинеНе пропоют над нами: аллилуйя!Спасибо Вам и сердцем и рукойЗа то, что Вы меня - не зная сами! -Так любите: за мой ночной покой,За редкость встреч закатными часами,За наши не-гулянья под луной,За солнце не у нас на головами,За то, что Вы больны - увы! - не мной,За то, что я больна - увы! - не Вами.

2015 г.

Яндоленко Марина Валерьевна (Украина, род. 1978) Марина - Марине 2008 г.

Александр Выгалов Безмерность. Марина Цветаева. 2008 г.

Нестерова Анна Портрет М.И.Цветаевой. 2005 г.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

parashutov.livejournal.com

Иллюстрации. Марина Цветаева. Жизнь и творчество

Марина Ивановна Цветаева

Автограф открытки Марины Цветаевой к Е.Я. Эфрон

Автограф письма С.Я. Эфрон к Е.Я. Эфрон от 19 мая 1912 г.

Марина Цветаева. 1910 г. Рисунок неизвестного художника

Марина Цветаева и Сергей Эфрон. 1912 г.

Открытка, посланная Мариной Цветаевой из Фрейбурга

М. Цветаева и С. Эфрон. Коктебель

М. Цветаева и Е.О. Волошина

М. Волошин в Коктебеле

Марина, Анастасия Цветаевы и Е.О. Волошина

М. Цветаева. Коктебель, 1911 г.

Марина Цветаева. Скульптурный портрет работы Н.В. Крандиевской. Раскрашенный гипс

Анастасия и Марина Цветаевы. 1911 г.

С.Я. Эфрон, М.А. Минц (стоят). Сидят: А.И. Цветаева с сыном Андреем, М.И. Цветаева с дочерью Ариадной. Александров, 1916 г.

О.Э. Мандельштам

Дом в Борисоглебском переулке, где М. Цветаева жила с 1914 г. по 1922 г.

П.Г. Антокольский

Елизавета Яковлевна Эфрон

Марина Цветаева. Портрет работы Магды Нахман

Группа в Коктебеле. На переднем плане: Марина Цветаева и Сергей Эфрон. 1913 г.

Марина Цветаева. 1913 г.

Ариадна Эфрон (Аля)

М.П. Кудашева-Кювилье

Петр Яковлевич Эфрон

Марина Цветаева. 1913–1914 гг.

Марина Цветаева, Сергей Эфрон, Аля. Коктебель, 1916 г.

Город Александров. Вид на монастырь

С.М. Волконский. Фото С. Шумова. Публикуется впервые

Дочери М. Цветаевой Аля и Ирина. 1918–1919 гг.

Н.Н. Вышеславцев

Дочери М. Цветаевой Ирина и Аля. 1918–1919 г.

Марина Цветаева. Портрет работы Н.Н. Вышеславцева

Берлин. Вокзал Фридрихштрассе

Берлин. Мост кайзера Вильгельма

А.Г. Вишняк с женой, А. Белый. Свинемюнде. 1922 г.

Группа: Андрей Белый, переводчица, Б.К. Зайцев с женой, А.А. Чабров-Подгаецкий. Германия, 1923 г.

Дом, где жил Андрей Белый. Цоссен. Фото Н.Н. Бунина

Берлин, Траутенауштрассе, 8. Пансионат, где жила Цветаева

Ариадна Эфрон

Александр Бахрах

Дольние Мокропсы. Старый номер дома 37 новый — 642

К.Б. Родзевич. Прага, 1923 г.

Студенческое удостоверение К.Б. Родзевича

Марина Цветаева. Рисунок К.Б. Родзевича. 60-е годы

Дом в Праге на Шведской улице, где жила Цветаева. Фото А.А. Саакянц

В.Ф. Булгаков. 1924 г.

Марина Цветаева с дочерью Ариадной. 1924 г.

Станция Вшеноры

Марина Цветаева. 1924 г.c

К. Бальмонт. 1925 г.

О.Е. Колбасина-Чернова

Дом во Вшенорах, где жила М. Цветаева

Марина Цветаева. Рисунок К.Б. Родзевича. 60-е годы

Ариадна Эфрон, С.Я. Эфрон, Ариадна Чернова

Автограф автобиографии К.Б. Родзевича

Конверт письма Бориса Пастернака, посланного в марте 1926 г.

Записка Н. Тройскому

Отрывок письма М. Цветаевой к В. Ходасевичу от 12 июля 1933 г.

Письмо М. Цветаевой к С.Н. Андрониковой-Галъперн от 18 октября 1934 г.

Открытка С.Я. Эфрона от 1 апреля 1936 г.

Марина Цветаева. Беловая страница перевода поэмы В. Пшавела "Гоготур и Апшина". 1940 г.

Марина Цветаева. 1925–1926 гг.

Марина Цветаева и Аля. 1925–1926 гг.

В.Б. Сосинский

Париж, улица Рувэ, 8. Здесь Цветаева жила с 1 ноября 1925 г. по 24 апреля 1926 г.

Райнер Мария Рильке

Бельвю. Бульвар Вэр, 31. Здесь Цветаева жила со 2 октября 1926 г. по 31 марта 1927 г.

Марина Цветаева, П.П. Сувчинский и В.А. Сувчинская (урожд. Гучкова). 1928 г.

Марина Цветаева. 1928 г.

Марина Цветаева и Мур

"Пражский рыцарь". Гравюра, посланная Мариной Цветаевой Николаю Тройскому

С.Я. Эфрон (справа). Фотография, с которой М. Цветаева никогда не расставалась

Чарльз Линдберг. Открытка конца 20-х годов

Марина Цветаева с сыном Георгием (Муром)

Владимир Завадский. Портрет работы Ю.А. Завадского (хранится у Е.Ю. Завадского). Публикуется впервые

С.Н. Авдронижова-Гальперн

Георгий Эфрон. Рисунки Ариадны Эфрон. 1928–1929 гг.

Марина Цветаева. Рисунок Ариадны Эфрон

Марина Цветаева. Рисунок (по фотографии) Ариадны Эфрон

Георгий Адамович. Рисунок Ариадны Эфрон. Вероятно, 1937 г. Оттиск из журнала "Наш Союз"

Meдон. Площадь Валь Флёри. Фотография 60-х годов

Марина Цветаева с Муром

Марина Цветаева. Скульптурный портрет (дерево) К.Б. Родзевича. 60-е годы. Публикуется впервые

Кламар, дом 101 на улице Кондорсе, в котором Цветаева жила с 31 марта 1932 г. по 15 января 1933 г.

К.Б. Родзевнч. Конец 60-х — начало 70-х годов. Публикуется впервые

Марина Цветаева. Рисунок К.Б. Родзевича. 60-е годы. Публикуется впервые

Ариадна Эфрон

Марина Цветаева с Муром

Кламар. Улица Лазар Карно, 10. Здесь Цветаева жила с 15 января 1933 г. по 1 июня 1934 г.

Сергей Яковлевич Эфрон

Открытка с видом Парижа, посланная Сергеем Эфроном Е.Я. Эфрон в Москву. 1936 г.

Марина Цветаева с Муром

Ванв, улица Жан-Батист Потэн, 65 (прежде — 33). Цветаева жила здесь с июля 1934 г. до лета 1938 г.

Шато д`Арсин (Савойя)

Анатолий Штейгер

Lacano-Ocean. Фотография 30-х годов

Проводы Ариадны Эфрон на Северном вокзале в Париже 15 марта 1937 г. Слева направо: М.Н. Лебедева, М.И. Цветаева, Ирина Лебедева, Аля, Мур

Ариадна Эфрон

Елизавета Яковлевна Эфрон

Отель "Иннова" (бульвар Пастер, 32). Здесь Цветаева жила с середины сентября 1938 г.

Фигурки колхозного стада, купленные Мариной Ивановной и Ариадной на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в августе 1939 г. Публикуется впервые

Ариадна Эфрон

Марина Цветаева. Голицыне, зима 1940 г.

Дом творчества писателей в Голицыне

Анна Ахматова с Валей Смирновым. 1940 г.

Георгий Эфрон

Марина Цветаева

Марина Цветаева, А. Крученых, Л. Либединская, Мур, Кунцево, 18 июня 1941 г.

Дом в Елабуге, где оборвала свою жизнь Марина Цветаева

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru

Прижизненные портреты Марины Цветаевой: e11enai

Уж в чем Марина Цветаева точно не могла соперничать с Анной Ахматовой — так это в количестве прижизненных портретов, нарисованных с натуры. Художники явно не баловали ее своим вниманием. Да и портреты получались, как правило, маловыразительными — не в пример блестящим фотоснимкам, сделанным в ателье Шумова.

Тем не менее, работы художников, которым позировала Цветаева, представляют определенный интерес. Попробуем собрать их все.

Итак, самый ранний портрет.

cvetaeva-1911.JPGНеизвестный художник. "Марина Цветаева с натуры. 1910 г."

Портрет нарисован на последней, чистой странице первого сборника стихов Цветаевой — "Вечерний альбом" (М., 1910). Электронную версию книги с портретом можно скачать здесь: http://omskmark.moy.su/publ/essayclub/mouseion/butterfly_xix_cvetaeva/106-1-0-2664Публикаторы предполагают, что автором рисунка была Анастасия Цветаева, но это не так. Сама Анастасия Ивановна впервые увидела этот портрет в книге Анны Саакянц "Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества" (М., 1986) и отнеслась к нему резко негативно.

"...Профиль неизвестной женщины и подпись под ним: "Марина Цветаева, портрет неизвестного художника". С полным отсутствием сходства с профилем сестры моей," — писала она в рецензии на книгу Саакянц ("Звезда", 1987, № 8, с. 185).

Однако профиль на портрете все-таки цветаевский, что бы там не утверждала сестра поэта. Единственное, что вызывает сомнение — это датировка. Судя по прическе, портрет относится не к 1910 году, когда Цветаева обрила голову, а к 1911 году, когда у нее отросли кудрявые волосы. Возможно, автором портрета был кто-то из обитателей знаменитого московского "обормотника", где Цветаева жила с Сергеем Эфроном после возвращения из Коктебеля в 1911 году.

К этому же времени относится и дружеский шарж на Цветаеву и Эфрона работы Надежды Крандиевской.

cvetaeva-efron.jpegН. В. Крандиевская. Шуточный портрет М. И. Цветаевой и С. Я. Эфрона.Бумага, акварель, графитный карандаш. 1911. РГАЛИ.

В 1915 году Крандиевская выполнила скульптурный портрет Марины Цветаевой, причем в трех вариантах: в мраморе, бронзе и цветной керамике. Мраморный вариант находится в Архангельском областном музее (сведения Л. Мнухина), керамический — в Государственном Литературном музее (филиал "Дом Брюсова"). О бронзовом сведений найти не удалось.

cvetaeva_keramika.jpgН. В. Крандиевская. Бюст М. Цветаевой. Майолика. 1915.Государственный Литературный музей. Москва.

dom-bryusova.jpgЗал акмеизма в Музее Серебряного века (Дом Брюсова).В глубине — керамический бюст М. Цветаевой работы Н.В. Крандиевской.

cvetaeva-tarusa.jpegН. В. Крандиевская. Бюст М. Цветаевой. Копия с майолики.Художественный музей г. Тарусы.

cvetaeva-museum.pngГипсовая копия бюста М. Цветаевой работы Н.В. Крандиевскойв Доме-музее Марины Цветаевой в Москве.

К 1915 году, по-видимому, относится и портрет Марины Цветаевой работы художницы Магды Нахман, хотя его часто датируют 1913 годом. Летом 1913 года Нахман работала в Коктебеле над портретом Сергея Эфрона, но никаких упоминаний о портрете Цветаевой в письмах того времени нет. К тому же прическа явно указывает на 1915 год (на фотографиях 1913 года у Цветаевой более длинные волосы).

nachman.jpgМагда Нахман. Портрет Марины Цветаевой. 1915.Холст, масло. Частное собрание.

В 1922 году в Москве вышла книга художницы Елизаветы Кругликовой "Силуэты современников", где, среди прочих, был и знаменитый силуэт Цветаевой.

cvetaevaЕ. С. Кругликова. Силуэт Марины Цветаевой.Из книги "Силуэты современников" (1922).

К эмигрантскому периоду жизни Цветаевой относятся ее портреты работы А. Билиса и Б.Ф. Шаляпина.

Scan08.JPGАарон Билис. Портрет Марины Цветаевой.Бумага, угольный карандаш. 1931. РГАЛИ.

Подробнее об этом портрете здесь.

shalapin.jpgБорис Шаляпин. Портрет Марины Цветаевой. 1933.Бумага, акварель. Частное собрание.

В сети гуляет также черно-белый снимок портрета Цветаевой работы Николая Дмитриевича Милиоти, который относят почему-то к периоду около 1920 года. Цветаева в это время была дружна с его братом Василием, что же касается Николая Дмитриевича, то он всю гражданскую войну провел в Крыму, а в 1920 г. эмигрировал. Портрет, судя по подписи латиницей и дате, начинающейся на цифру 3 (36?), сделан в эмиграции во Франции.

milioti.jpgН. Д. Милиоти. Портрет Марины Цветаевой. 1930-е годы (?)

К сожалению, об отношениях Цветаевой с Н.Д. Милиоти ничего не известно.

СОМНИТЕЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ

vysheslavcev.jpgН. Н. Вышеславцев. Женский портрет. 1921 (Марина Цветаева?)Бумага, тушь. Третьяковская галерея.

Художнику Николаю Николаевичу Вышеславцеву Марина Цветаева в 1920 г. посвятила большой цикл стихов под названием "Н. Н. В." Известно, что Вышеславцев сделал обложку для ее книги "Версты" (Госиздат, 1922) и работал над портретом дочери Али, который не сохранился. Но никаких сведений о том, что художник рисовал саму Цветаеву, не существует. Тем не менее, портрет неизвестной женщины, обнаруженный в собрании Третьяковской галереи, был атрибутирован как портрет Цветаевой. Впервые его опубликовала Анна Саакянц в журнале "Огонек" (1984, № 20), сопроводив следующим восторженным комментарием:

"...Обостренные, неженственные черты лица; за суровым, резким, почти аскетическим обликом угадывается вулкан чувств...

Плотно, "намертво" сжатые губы на портрете — "замок", за которым бьется заточенный "пленный богатырь": душа поэта.

Но главное — глаза. Огромные, широко распахнутые глаза; они, кажется, смотрят прямо на вас, но не видят. Отрешенный, невидящий (еще и потому, что была близорука!) цветаевский взгляд, о котором вспоминали современники и который не в силах была передать ни одна фотография. Взгляд сновидицы, взгляд поэта, всматривающегося в самого себя...

Пропорции глаз? Рта? Мы знаем по более ранним и более поздним фотографиям Цветаевой, что глаза ее в действительности были меньше, а рот — длиннее и уже. Но интуиция запретила художнику быть слепым рабом внешних примет и открыла ему внутреннюю суть. Любопытно, что портреты, сделанные Вышеславцевым, как правило, были вполне реалистичны. Портрет Марины Цветаевой — единственный в своем роде: это портрет-озарение. В сравнительно небольшой цветаевской иконографии, как прижизненной, так и посмертной, этот портрет, бесспорно, самый лучший".

Этих восторгов, однако, совсем не разделяла Анастасия Ивановна Цветаева.

"Увидев этот чудовищный портрет в "Огоньке" и прочтя восхваление его А. Саакянц, я возмутилась: как может восхвалять его человек, никогда не встречавшийся с Мариной в жизни и — что еще страннее — видавший множество ее фотографий, явно говоривших о полнейшем несходстве портрета с натурой! Карикатура! Я, услыхав, что на другой день портрет этот среди нескольких современных будет показан всем, кто придет на очередное собрание к Л.А. Мнухину, позвонила из Дома творчества в Переделкино — в Москву, Надежде Ивановне Катаевой, и просила ее записать мною приготовленный отзыв об этом портрете — прочесть вслух перед началом собрания. Там говорилось, что я прошу помнить две вещи: что я, сестра Марины, еще жива и лучше меня никто не может судить о портрете. Дальше шло перечисление несходств: огромные эфроновские глаза с лица ее дочери пересажены на лицо матери, нос — короче Марининого, рот — бантиком.

Выслушав и записав под мою диктовку это по телефону, Надежда Ивановна умоляла меня пожалеть автора статьи, А. Саакянц — зачем ее огорчать публично. "Я обещаю, Анастасия Ивановна, что сегодня же прочту ей ваш текст, она узнает все ваши возражения, этого достаточно, уверяю вас..."

И я согласилась. Мою страничку Надежда Ивановна прочла ей, как обещала, но мнение сестры Марины не произвело на нее никакого впечатления, — и она повторила свое воспевание в книге, навязав его читателю, — с обычной самоуверенностью. Фактическое несходство ни черт, ни выражения лица не поколебало собственное ее мнение о высоком качестве портрета, о внутреннем сходстве — "из всей... иконографии, прижизненной и посмертной, этот портрет наиболее выразительный, это портрет единственный в своем роде — портрет-озарение" (стр. 235).

С "единственностью в своем роде" согласна не только я, но и многие (среди них и художники), мне о нем сказавшие: "Это совершенный кошмар!" и "Ужас какой-то!" Карикатура!"

("Звезда", 1987, № 8, с. 186)

Вопрос о том, является ли данный портрет изображением Цветаевой или какой-либо другой женщины, остается открытым.

В Доме-музее Марины Цветаевой в Болшево демонстрируется еще один сомнительный "портрет Марины Цветаевой" авторства Георгия Калистратовича Артемова, который относят к 1931 году.

artemoff.jpg

Г. К. Артемов и его жена, художница Лидия Никанорова, были соседями Марины Цветаевой в период ее жизни в пригороде Парижа — Кламаре. Есть сведения, что Цветаева позировала Артемову, но явно не для этого портрета, который совершенно на нее не похож.

На французском сайте, посвященном Артемову, сказано, что это автопортрет художника:http://www.espritsnomades.com/artsplastiques/artemoff/artemoffbiographie.html

e11enai.livejournal.com

Дом-музей Марины Цветаевой - Блог Татьяны Гайдук

01. В этот дом Марина Ивановна поселилась в сентябре 1914 года вместе со своим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном и дочерью Ариадной или Алей, как ее называли в семье. Сам дом, кстати, был построен в 1862 году. Это был доходный дом на 4 квартиры в стиле московского классицизма.

02. Нас встречает бюст Марины Цветаевой.

03. В 1915 году Марина Цветаева знакомится с поэтессой Софьей Парнок (вторая снизу в левом ряду). Их отношения продолжались до 1916 года, Цветаева посвятила ей цикл стихов "Подруга". Считается, что знаменитое "Под лаской плюшевого пледа..." посвящено именно Софье. После расставания с ней Марина вернулась к мужу, но отношения с Софьей еще долго переживала как личную катастрофу.

04. Осмотр дома рекомендуется начинать сразу со второго этажа.

05.

06.

07. Весь второй этаж занимал муж Марины Цветаевой - Сергей Эфрон. Это "Чердачная". Именно эту комнату выбрал себе Сергей, когда семья въехала в дом в 1914 году.

08. Обстановку той поры составляли тахта, узкий диванчик красного дерева, шкаф, буфет, маленький круглый столик и письменный стол у окна.

09. На стенах висели гравюры с изображениями любимых полководцев Сергея - Кутузова, Суворова, Корнилова и Нахимова. Справа над чемоданом висит фотопортрет матери Сергея - Елизаветы Дурново.

10. Окна в комнате располагались на разных уровнях. Нижнее окно выходило на плоскую крышу детской, обнесенную балюстрадой. О верхнем, над которым потолок образует подобие ниши, Цветаева написала:

Высоко мое оконце!Не достанешь перстеньком!На стене чердачной солнцеОт окна легло крестом.

11. Обстановку ушедшей эпохи воссоздают старинные предметы мебели и портреты.

12. Фото Марины и Сергея, а также сестры Сергея Елизаветы.

13. О временах "военного коммунизма" напоминают утюг, кофемолка и самовар (в похожем Цветаева варила пайковое пшено).

14. Чемоданы символизируют кочевую жизнь Цветаевой, покинувшей России в 1922 году на долгие 17 лет эмиграции.

15. А у окна быть может сидела сама Марина Ивановна.

16. Следующая комната на том же этаже. Здесь представлены фотографии и некоторые личные вещи семьи Эфрон.

17. Сергей Яковлевич Эфрон родился в семье народовольцев Елизаветы Петровны Дурново (1855—1910), из известного дворянского рода, и Якова Константиновича (Калмановича) Эфрона (1854—1909), из происходившей из Виленской губернии еврейской семьи.

18.

19. Сергей Эфрон и Марина Цветаева познакомились в Коктебеле в 1911 году, когда Марина гостила у своего доброго друга поэта Максимилиана Волошина. В январе 1912 года Марина вышла за него замуж, а в сентябре того же года у них родилась дочь Ариадна.

20. Семейный альбом семьи Эфрон.

21. Здесь же возле окна небольшая статуэтка Максимилиана Волошина.

22. Марина Цветаева.

23. Максимилиан Волошин. Марина и Сергей потом часто гостили у него в Коктебеле и любили это место особенно.

24.

25.

26.

27. Следующая комната на втором этаже полностью посвящена военной службе Сергея Эфрона. Он покинул Москву в 1918 году, чтобы присоединиться к Добровольческой армии. В летние месяцы Цветаева с детьми жила в бывшем кабинете мужа, она воспела эту комнату в стихах.

28. После начала Первой мировой войны, в 1915 г. Сергей Эфрон поступил братом милосердия на санитарный поезд; в 1917 г. закончил юнкерское училище. 11 февраля 1917 командирован в Петергофскую школу прапорщиков для прохождения службы. Через полгода зачислен в 56-1 пехотный запасной полк, учебная команда которого находилась в Нижнем Новгороде.В октябре 1917 г. Эфрон участвует в боях с большевиками в Москве, затем — в Белом Движении, в Офицерском генерала Маркова полку, участвует в Ледяном походе и обороне Крыма.

29.

30.

31.

32. Походный котелок и нехитрые столовые приборы.

33. Сергей входил в состав "корниловцев" (Корниловский полк).

34. Полевая касса. Банкноты периода Гражданской войны.

35. Элементы амуниции.

36. Жизнь порой играет с нами злую шутку: сначала ты белогвардеец, а потом тайный агент НКВД...

37. Все время, что Сергей был на фронте, Марина ждала его и молилась за его судьбу. Годы Гражданской войны были для нее невероятно трудными. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.

38.

39.

40. Меж тем покидаем второй этаж.

41. Это гостиная. Застекленные двери вели из прихожей в гостиную. Под потолочным окном стояла антикварная мебель красного дерева в стиле ампир: круглый обеденный стол со стульями, диваны у противоположных стен, большой буфет с посудой. На стенах висели картины в багетных рамах, на полке большого, облицованного ониксом камина стояли часы в виде верблюда и бронзовый бюст Александра Пушкина. На стене возле камина - портреты родителей Цветаевой - Ивана Владимировича и Марии Александровны.

42. Диван, обитый красным штофом, принадлежал Ольге Ивинской, близкому другу поста Бориса Пастернака и назывался в ее семье "пастернаковским диванчиком".

43. Над другим диваном с противоположной стороны фотографии Марины Цветаевой и членов ее семьи. Три крупных изображения в верхнем ряду связаны с любимыми местами поэта. Слева - Анастасия (сестра Марины), Марина и Сергей Эфрон в гостиной дома Цветаевых в Трехпрудном переулке. В центре - семьи сестер Цветаевых в Александрове, где летом 1916 года Марина гостила у Анастасии. Справа - Марина в доме у Максимилиана Волошина в Коктебеле, где в 1911 году она и встретила Сергея.

44.

45. У "Макса".

46. Мать Марины Мария Александровна (в девичестве Мария Мейн - из обрусевшей польско-немецкой семьи) ушла из жизни рано (скончалась от чахотки), и Марина осталась на попечении у отца.

47. В горке - посуда из семьи Дурново-Эфрон и памятное блюдо, подаренное крестьянами Петру Аполлоновичу Дурново - деду Сергея Эфрона. Здесь же тарелка из немецкой гостиницы "Zum Engel" ("К ангелу"), в которой Марина Цветаева останавливалась летом 1905 года после обучения в пансионе и в 1912 году во время свадебного путешествия. Кофейная пара с портретом Жозефины, жены Наполеона, напоминает такую же, некогда принадлежавшую Марине Цветаевой.

48. Из гостиной двери ведут в глубину квартиры, в проходную комнату с роялем, книжным шкафом и нотной этажеркой. Некогда здесь столя рояль, унаследованный Мариной от матери и отданный в трудные времена за пуд ржаной муки. Нынешний инструмент напоминает о своем предшественнике, создавая атмосферу комнаты - "музыкальной шкатулки".

49. Над роялем, как когда-то в доме Цветаевых в Трехпрудном, висит портрет Бетховена.

50. Справа находится комната Марины Цветаевой - своего рода сердце мемориальной квартиры. "Эта была единственная на моей памяти настоящая мамина комната - не навязанный судьбой угол, не кратковременное убежище..." - писала Ариадна Эфрон. Нынешняя обстановка воссоздана по мемуарам родных и гостей поэта близко к первоначальному облику.  Над диваном висит портрет Сергея Эфрона. Оригинал, написанный в Коктебеле Магдой Нахман, не сохранился и заменен современной копией.

51. На полу, как и когда-то, лежит волчья шкура.

52. В простенке стоял книжный шкаф-секретер с любимыми книгами из фамильной библиотеки. На стенах висели цветных репродукции картин Михаила Врубеля, у окна стояло "вольтеровское" кресло.

53. У окна стоял большой письменный стол, подаренный Марине ее отцом на шестнадцатилетие. На столе были дорогие Цветаевой вещицы, книги, рабочие тетради. Сегодня здесь копии страниц рукописных книг Марины Цветаевой, продавшихся в Лавке писателей в послереволюционные годы. В угловом шкафу - книги на французском и немецком языках, на нем - образ Богоматери, переданный музею в дар Анастасией Цветаевой.

54. Здесь звучала музыка из вишневой деревянной трубы граммофона, старинной музыкальной шкатулки и шарманки.

55. Здесь же висит потрет Наполеона - одна из значимых для Марины личностей. Настолько значимой, что еще будучи ребенком, она сняла икону со стены своей комнаты и повесила вместо нее портрет Наполеона. Вот мол, мой Бог!

56. Самая светлая и большая комната в доме была отведена дочерям Цветаевой - Але и Ирине. Окна детской выходили во двор и на соседнюю церковь Николы на Курьих ножках, снесенную в 1930-е годы. Обстановка комнаты была частично унаследована из родительского дома в Трехпрудном переулке - большой серый ковер с вязью осенних листьев на полу и высокий книжный шкаф (на фото ниже), в котром хранились не только книги, но и игрушки. Вдоль стены стояли детская кроватка и большой сундук, служивший постелью няне. В комнате были также диванчик и большой зеркало. Справа стоит макет несохранившегося дачного дома Цветаевых в Таруссе, напоминающий о счастливой детстве сестер Цветаевых.

57. Обстановка детской была практически полностью утрачены в годы Гражданской войны, а сама комната какое-то время была необитаема: Цветаева не могла ее отопить. Среди поломанных вещей и игрушек оставались ящики с книгами. Многие из них Цветаева относила на продажу в Лавку писателей.

58.

59.

60. Аля (Ариадна и Ирина).

61. Возле книжного шкафа можно заметить чучело лисы.

62. В экспозиции центральное место занимают портреты дочерей Марины Ивановны - Ариадны и Ирины. Эти фотографии - последние сохранившиеся изображения младшей дочери Ирины - погибшей от голода в 1920 году. Марина в отчаянных поисках еды для дочерей была вынуждена отдать их на какое-то время в детский приют в Кунцево, куда якобы должны были привезти американскую гуманитарную помощь. Однажды Марина, решив проведать дочерей, отправилась в приют и поняла, что никакой помощи и еды дети там не получают. Ариадна тяжело заболела и лежала с высокой температурой практически при смерти. Марина забрала девочку и направилась из Кунцево пешком до Борисоглебского переулка. По дороге сама обессилевшая от длительного голода да еще и с дочкой на руках она падает в обморок. Ее подбирает женщина на повозке и кое-как довозит до дома. Марина кидается по знакомым, просит помощи у всех, кого возможно. Ариадну удалось спасти. И тут Марина случайно узнает, что говорят о какой-то "дочке поэтессы, которая умерла в приюте". Ирина умерла в возрасте 3 лет. В дневнике Цветаева писала: "Вспоминаю - сами вспоминаются! - чудесные Иринины глаза - ослепительно-темные, такого редкостного зелено-серого цвета, изумительного блеска - и ее огромные ресницы. В Иринину смерть я по-прежнему не верю". Я читала разные статьи об Ирине. Есть мнение, что младшую дочку Цветаева любила меньше, чем Ариадну, якобы считая ее "менее развитой", если так можно сказать. Что чуралась ее порой и что это был сознательный выбор между девочками. Я в это не хочу верить.

63. Еще один зал на первом этаже целиком содержит фотографии Марины, ее семьи и некоторые личные вещи поэтессы.

64.

65.

66.

67. Георгий (Мур) Эфрон - сын Марины и Сергея.В мае 1922 года Цветаевой разрешили уехать с дочерью Ариадной за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.

68. Георгий и Ариадна. Георгий погиб в 1944 году на Восточном фронте Второй мировой войны и похоронен в братской могиле. Ариадна Эфрон провела 8 лет в исправительно-трудовых лагерях и 6 лет в ссылке в Туруханском районе и была реабилитирована в 1955 году.

69. Мур был самым любимым и желанным ребенком для Марины. Рожала она его долго, тяжело, будучи в эмиграции в Чехии.

70. Очевидцы утверждали, что Марина во всем потакала и ни в чем не отказывала Муру, делая из него своего "Наполеона". Он рос скрытным и непростым ребенком, Марина фиксировала практически каждый день его взросления.

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью, жила на даче НКВД в Болшеве (ныне Мемориальный дом-музей М. И. Цветаевой в Болшеве). 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке; Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году.

В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.

Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.

31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме Бродельщиковых, куда вместе с сыном была определена на постой. Оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить, «эвакуированным», Асеевым и сыну. Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян), её текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону.

Записка сыну:

"Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик."

71.

72.

73. Некоторые личные вещи Марины Цветаевой.

74. Роль Константина Родзевича (во время эмиграции в Чехии), а точнее бурный роман с ним, стоит особняком в творчестве Цветаевой. Через полгода после бурного романа с Константином Родзевичем Марина Цветаева не только помогала его невесте выбирать свадебное платье, но и подарила собственноручно переписанную «Поэму горы», полную неистовой страсти и неземной любви к её адресату — Константину Родзевичу, который не любил и не понимал стихотворений Цветаевой. Не знаю, досужие ли это сплетни, но есть мнение, что Мур - сын Родзевича, а не Сергея Эфрона. Эта тайна навсегда ушла вместе с Мариной Цветаевой.

75.

76.

77.

78. В связи с тем, что ни дочь Ариадна, ни сын Георгий не имели детей, прямых потомков после смерти Ариадны у Марины Цветаевой не осталось.

79.

80. Все советские годы дом оставался коммуналкой. Постепенно он ветшал, разрушался, терял свой неповторимый облик. Ремонтировать дом никто не собирался — никакой культурно-исторической ценности для властей он не представлял, всего лишь коммуналка, которых по Москве десятки тысяч. Уже к концу 1930-х годов обсуждался вопрос о сносе дома, однако планам властей помешала Великая Отечественная война. И в течение войны, и ещё много лет после неё дом так и оставался обычной московской коммуналкой, о ремонте которой никто даже и не думал.

Лишь благодаря энтузиазму некоторых граждан дом не только не снесли, но и основали там Культурный центр Дом поэта М.И. Цветаевой.

81. Памятник Цветаевой перед музеем.

tatiana-gayduk.livejournal.com

Марина Цветаева: портрет работы Билиса

TsvetaevaВ заметках на тему «Вирджиния Вулф и Марина Цветаева» в качестве иллюстрации приводится один из хорошо известных портретов Цветаевой. Графическая работа Аарона Билиса, впервые опубликованная в изд.: Цветаева М. Избранные произведения/Вступ. ст. Вл. Орлова. Сост., подгот. текста и примеч. А. Эфрон и А. Саакянц. М.; Л.: Сов. писатель, 1965 (Б-ка поэта. Большая сер.)*, вошла в золотой фонд цветаевской иконографии — не только потому, что ее художественные изображения можно буквально пересчитать по пальцам, но и благодаря высокому профессионализму художника. Однако история создания портрета до сегодняшнего дня остается не вполне ясной. Тем неожиданнее и интереснее оказались выявленные подробности этой истории.

На сайте, посвященном жизни и творчеству А. Билиса, не так давно была обнаружена репродукция портрета (перейти на сайт).  Цветаеву легко узнать среди образов других представителей литературного мира. А самым интересным оказалось то, что на копии имеется неизвестная посвятительная надпись Цветаевой:

Tsvetaîeva Marina 1931

 

«Теперь уже нельзя сказать:“Нам остается только имя!”Аарону Львовичу Билису — на память о тяжком (для него!) сеансе (“смейтесь! смейтесь же!”)Вечер 30го мая 1931 г. Париж Марина Цветаева»

 

 

Емкая и лаконичная надпись содержит в себе множество подробностей, относящихся и к текущему периоду жизни Цветаевой, и к ее отдаленному прошлому, отсылает к важнейшему элементу творческого наследия, расширяет наши представления о цветаевском отношении к живописи и о связях с ее окружением. Попробуем разобраться с этими деталями хотя бы в первом приближении.

При публикации портрета в Фотобиографии указан 1930 год (Фотобиография: 120)**.

130812_002

Надо сказать, что последняя цифра в авторской подписи читается не вполне ясно. Благодаря найденной репродукции теперь точно известно, что портрет относится к 1931 году. Это снимает возможность будущих ошибок.

С точной же датировкой дело обстоит не так просто. Указанный в автографе день не является днем создания портрета.

 

Как известно, 30 мая 1931 года в Париже, в зале «Эвритмия», состоялся творческий вечер Цветаевой. Он прошел под «знаком Мандельштама». Цветаева читала очерк «История одного посвящения», свои стихи, обращенные к Мандельштаму,  и его стихи, адресованные ей. По ее словам:

«Вечер прошел с полным успехом, зала почти полная. Слушали отлично, смеялись где нужно, и — насколько легче (душевно!) читать прозу. <…> Читала в красном до полу платье вдовы Извольского и очевидно ждавшем меня в сундуке 50 лет. Говорят — очень красивом. Красном — во всяком случае. По-моему, цветом была флаг, а стан — древком от флага…» (Цветаева 7: 81).

Из описания видно, что вечер проходил шумно. Написать портрет, требующий сосредоточенности как модели, так и художника, в таких обстоятельствах невозможно.

Мне удалось связаться с внучкой художника Надин Будускье-Билис. Она писала: «Мой дед Билис всегда рисовал моделей, заставляя их позировать по крайней мере два-три часа, очень часто потом делал репродукции портрета <…> Я знаю, что в 1930-х годах, начиная с 1928 г., он часто посещал художественные и литературные круги Парижа» (оригинал на французском языке, перевод мой, цитирую без разрешения автора. – И.Б.). Следовательно, работа над портретом потребовала не меньше двух часов времени, судя по надписи, единственного сеанса. О достаточно спокойном позировании свидетельствуют выражение лица и взгляд модели: ненапряженный, устремленный вдаль или, точнее, внутрь себя. Да и белый или, во всяком случае, светлый цвет одежды на портрете не соответствует упомянутому Цветаевой наряду.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что время создания портрета не совпадает с указанной в автографе датой. Можно предположить, что дело обстояло так: А. Билис написал портрет весной 1931 года. Получив приглашение на вечер 30 мая, явился на него с копиями портрета.

Цитирую в собственном переводе письмо ко мне Н. Будускье-Билис: «Мой дед делал репродукции (не литографии) у фотографа, который выполнял работу очень качественно; таким образом он мог предложить и/или потребовать подписать репродукцию, когда вновь встречался с объектом изображения». На одной из таких «репродукций» и была сделана надпись, датированная днем встречи на выступлении. Свидетельством того, что копий было несколько, является обнаруженная в цветаевском архиве «репродукция» без всяких помет.

Мы видим, что Цветаева бережно сохранила свой портрет. Этот факт особенно интересен, если вспомнить не раз высказываемое ею отношение к живописи. Вот характерная запись:

«Изобразительные искусства и слово. Изобразительные искусства грубы́, точно берут за шиворот: гляди, вот я. Очевидность. Наглядность. <…> Никто не может сказать, что картины нет — раз ее видел. Кроме того, даже если человек картины не понял, то всё-таки видел — цветные пятна. Т. е. глаз его удовлетворен, ибо глазу большего не нужно, бóльшее нужно — разуму. А стихи? Восемь буквенных строчек. А Музыка? Пришпиленные блохи нот. Никакой красоты, никакого подкупа. Меня нужно понять — либо меня нет. Отсюда и <пропуск одного слова> беззащитность слова. И поэта» (Сводные тетради: 39).

Необходимо помнить, что это заявление звучит в контексте приверженности к искусству слова, и «зрительное» ставится ниже поэзии и музыки лишь в иерархии цветаевских творческих ценностей. Ее отношение к живописи было гораздо сложнее и многообразнее. Это тема отдельного исследования, которое уже давно назрело и, без сомнения, будет осуществлено специалистами.

Пока же  факты доказывают, что  Цветаева никогда не отказывалась от возможности запечатлеть свой облик кистью художника. Не останавливаясь на ранних эпизодах, имеющих отношение к этой теме, стоит упомянуть тот, который мог предшествовать «портрету Билиса» и непосредственно связан с вышеприведенной декларацией ценностей. Но об этом — в следующей заметке.

ЛИТЕРАТУРА

Сводные тетради — Цветаева М.И. Неизданное. Сводные тетради/РГАЛИ; Дом-музей М.Цветаевой; Подгот. текста, предисл. и примеч. Е.Б. Коркиной и И.Д. Шевеленко.-М.: Эллис Лак, 1997.

Фотобиография — Цветаева: Фотобиография:[Альбом]/Сост. М. Балцвиник и И. Кудрова; Подгот. текстов И. Кудровой; Пер. Дж.М. Кинга; Вступ. ст. К. Проффер. – 3–е изд., испр. – Ann Arbor: Ardis, 1989. –143 с. – ISBN 0-88-233359-3.

Цветаева 1-7 — Цветаева М. Собрание сочинений: в 7 т. М., 1994-1995.* Благодарю за уточнение Э. Кирюшкину.

**Портрет известен также по публикации в Фотобиографии. Благодарю Вадима Маневича за возможность ознакомиться с фотокопией страницы.

 

 

Спасибо

на Ваш сайт.

www.mysilverage.ru

Цветаева - Портреты писателей

Долгое время не знала, что делать с этой коллекцией, и вот - нашлось замечательное сообщество как раз в тему.Я решила собрать все рисунки и скульптуры в одном посте - они разнотипные, если разбивать по одельным постам, вышла бы пара серий и много постов с одним-двумя рисунками. Поэтому - все вместе.

Рисунок неизвестного, 1910Photobucket - Video and Image Hosting

Портрет работы Магды Нахман, 1913Photobucket - Video and Image Hosting

Рисунок Ариадны Эфрон, ПарижPhotobucket - Video and Image Hosting

Силуэт работы Ариадны ЭфронPhotobucket - Video and Image Hosting

Рисунок А. Билиса, 1931Photobucket - Video and Image Hosting

Силуэт работы Е.С. КругликовойPhotobucket - Video and Image Hosting

Несколько рисунков К. Родзевича, сделанных им в 60е годы по памятиPhotobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

А это скульптура из дерева, также работы Родзевича и помеченная 60ми, без названия, но... Жаль, очень плохое качество.Photobucket - Video and Image Hosting

Скульптурный портрет работы Н.В. Крандиевской, времен коктебельского периода ЦветаевойPhotobucket - Video and Image Hosting

Этот портрет работы Вышеславцева, датированный 1921 годом, весьма спорный. В свое время он просто поразил меня своей пронзительностью и в то же время внешней непохожестью на МЦ, так что я даже написала пост с попыткой объяснить этот "феномен". Позже оказалось, что официального подтверждения самого Вышеславцева, что это портрет Цветаевой, не было - цветаевским его назвали жена художника и биограф Марины Цветаевой Анна Саакянц, взяв за ориентир дату и, видимо, шестое чувство :)Поэтому портрет я все-таки повешу, а вот решать, на месте он здесь или же нет - вам самим.Photobucket - Video and Image Hosting

Далее идут работы современных мастеров -Портрет работы Г. ШишкинаPhotobucket - Video and Image Hosting

Ителла Мастбаум, "Поэт Марина Цветаева" (портрет сделан по стихотворению "На плече моём притаился голубь-утро..."), автолитография, 1982 Photobucket - Video and Image Hosting

Скульптура Александра Эткало, 1992Photobucket - Video and Image Hosting

А у художника и скульптора Раисы Щипаревой есть целый цикл, посвященный Цветаевой, в котором очень много работ, поэтому я просто дам на него ссылку. Нелюбителям китча по ссылке лучше не ходить :)http://www.artrussian.com/museum/shchipareva/tsvetaeva.html

obraz-avtora.livejournal.com

Марина Цветаева - биография, личная жизнь, фото, стихи, сборники, жизнь и последние новости

Марина Цветаева: биография

Марина Ивановна Цветаева - русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей. Она считается одной из ключевых фигур в мировой поэзии XX века. Сегодня называют хрестоматийными такие стихотворения Марины Цветаевой о любви, как «Пригвождена к позорному столбу…», «Не самозванка – я пришла домой…», «Вчера еще в глаза глядел…» и многие другие.

Марина Цветаева в детствеДетское фото Марины Цветаевой | Музей М. Цветаевой

День рождения Марины Цветаевой приходится на православный праздник памяти апостола Иоанна Богослова. Это обстоятельство поэтесса позднее неоднократно отразит в своих произведениях. Родилась девочка в Москве, в семье профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, и его второй супруги Марии Мейн, профессиональной пианистки, ученицы самого Николая Рубинштейна. По отцу у Марины были единокровные брат Андрей и сестра Валерия, а также родная младшая сестра Анастасия. Творческие профессии родителей наложили отпечаток и на детство Цветаевой. Мама обучала ее игре на фортепиано и мечтала увидеть дочь музыкантом, а отец прививал любовь к качественной литературе и иностранным языкам.

Марина Цветаева в детствеДетские фото Марины Цветаевой

Так получилось, что Марина с мамой часто жила заграницей, поэтому свободно говорила не только по-русски, но и на французском и немецком языках. Более того, когда маленькая шестилетняя Марина Цветаева стала писать стихи, то сочиняла она на всех трех, причем больше всего – по-французски. Образование будущая знаменитая поэтесса начала получать в московской частной женской гимназии, а позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии. В 16 лет она попробовала прослушать курс лекций по старофранцузской литературе в парижской Сорбонне, но обучение там не окончила.

Марина Цветаева с сестройС сестрой Анастасией, 1911 год | Музей М. Цветаевой

Когда поэтесса Цветаева начала публиковать свои стихи, она стала близко общаться с кругом московских символистов и активно участвовать в жизни литературных кружков и студий при издательстве «Мусагет». Вскоре начинается Гражданская война. Эти годы очень тяжело сказались на моральном состоянии молодой женщины. Разрыв родины на белую и красную составляющие она не принимала и не одобряла. Весной 1922 года Марина Олеговна добивается разрешения эмигрировать из России и отправиться в Чехию, куда несколько лет назад бежал ее муж, Сергей Эфрон, служивший в рядах Белой армии, а теперь обучавшийся в Пражском университете.

Марина Цветаева с отцомИван Владимирович Цветаев с дочерью Мариной, 1906 год | Музей М. Цветаевой

Долгое время жизнь Марины Цветаевой была связана не только с Прагой, но и с Берлином, а через три года ее семья смогла добраться и до французской столицы. Но и там счастья женщина не обрела. На нее действовала угнетающе молва людей о том, что ее муж участвовал в заговоре против сына Льва Троцкого и что он завербован советской властью. Кроме того, Марина осознала, что по своему духу она не эмигрант, и Россия никак не отпускает ее мысли и сердце.

Стихотворения

Первый сборник Марины Цветаевой под названием «Вечерний альбом» увидел свет в 1910 году. В основном он включал ее творения, написанные в школьные годы. Довольно быстро творчество юной поэтессы привлекло внимание знаменитых литераторов, особенно ею заинтересовались Максимилиан Волошин, муж Анны Ахматовой, Николай Гумилёв, и основоположник русского символизма Валерий Брюсов. На волне успеха Марина пишет первую прозаическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». Кстати, довольно примечательным фактом является то, что первые книги она публиковала на свои собственные деньги.

Сборник Марины ЦветаевойПервое издание "Вечернего альбома" | Феодосийский музей Марины и Анастасии Цветаевых

Вскоре был издан «Волшебный фонарь» Марины Цветаевой, ее второй поэтический сборник, потом вышло и следующее произведение — «Из двух книг». Незадолго до революции биография Марины Цветаевой была связана с городом Александров, куда она приехала в гости к сестре Анастасии и ее супругу. С точки зрения творчества этот период важен тем, что он насыщен посвящениями близким людям и любимым местам и позднее был назван специалистами «Александровским летом Цветаевой». Именно тогда женщина создала знаменитые циклы стихотворений «К Ахматовой» и «Стихи о Москве».

Марина Цветаева и Анна АхматоваАхматова и Цветаева в образах египтянок. Памятник "Серебряный век", Одесса | Panoramio

Во время гражданской войны Марина прониклась сочувствием к белому движению, хотя, как говорилось выше, в целом не одобряла разделения страны на условные цвета. В тот период она пишет стихи для сборника «Лебединый стан», а также большие поэмы «Царь-девица», «Егорушка», «На красном коне» и романтические пьесы. После переезда за границу поэтесса сочиняет две масштабные работы - «Поэму Горы» и «Поэму Конца», которые окажутся в числе ее главных произведений. Но большинство стихов периода эмиграции опубликованы не были. Последним напечатали сборник «После России», включавший сочинения Марины Цветаевой до 1925 года. Хотя писать она не переставала никогда.

Марина Цветаева автографРукопись марины Цветаевой | Неофициальный сайт

Иностранцы гораздо больше оценили прозу Цветаевой – ее воспоминания о русских поэтах Андрее Белом, Максимилиане Волошине, Михаиле Кузмине, книги «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Дом у Старого Пимена» и другие. А вот стихи не покупали, хотя Марина написала замечательный цикл «Маяковскому», «черной музой» для которого стало самоубийство советского поэта. Смерть Владимира Владимировича буквально потрясла женщину, что и через много лет можно почувствовать, читая эти стихи Марины Цветаевой.

Личная жизнь

Со своим будущим мужем Сергеем Эфроном поэтесса познакомилась в 1911 году в доме своего друга Максимилиана Волошина в Коктебеле. Через полгода они стали мужем и женой, а вскоре на свет появилась их старшая дочь Ариадна. Но Марина была женщиной очень увлекающейся и в разное время ее сердцем завладевали другие мужчины. Например, великий русский поэт Борис Пастернак, с которым у Цветаевой были почти 10-летние романтические отношения, не прекратившиеся и после ее эмиграции. 

Марина Цветаева с мужемСергей Эфрон и Цветаева перед свадьбой | Музей М. Цветаевой

Кроме того, в Праге у поэтессы начался бурный роман с юристом и скульптором Константином Родзевичем. Их связь продлилась около полугода, а затем Марина, посвятившая возлюбленному полную неистовой страсти и неземной любви «Поэму горы», вызвалась помочь его невесте выбрать свадебное платье, тем самым поставив точку в любовных отношениях.

Марина Цветаева дочьАриадна Эфрон с матерью, 1916 год | Музей М. Цветаевой

Но личная жизнь Марины Цветаевой была связана не только с мужчинами. Еще до эмиграции, в 1914 году она познакомилась в литературном кружке с поэтессой и переводчицей Софией Парнок. Дамы быстро обнаружили симпатию друг к другу, которая вскоре переросла в нечто большее. Марина посвятила возлюбленной цикл стихов «Подруга», после чего их отношения вышли из тени. Эфрон знал о романе жены, сильно ревновал, устраивал сцены, и Цветаева была вынуждена уйти от него к Софии. Впрочем, в 1916 году она расстаётся с Парнок, возвращается к супругу и через год рожает дочь Ирину. О своей странной связи поэтесса скажет позднее, что любить женщине женщину дико, но только одних мужчин – скучно. Тем не менее, любовь к Парнок Марина охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».

София ПарнокПортрет Софии Парнок | Википедия

После рождения второй дочери Марина Цветаева сталкивается с черной полосой в жизни. Революция, побег мужа заграницу, крайняя нужда, голод. Сильно заболела старшая дочка Ариадна, и Цветаева отдает детей в приют в подмосковном поселке Кунцово. Ариадна выздоровела, но заболела и в трехлетнем возрасте умерла Ирина.

Марина Цветаева сынГеоргий Эфрон с матерью | Музей М. Цветаевой

Позднее, уже после воссоединения с мужем в Праге, поэтесса родила третьего ребенка – сына Георгия, которого в семье называли «Мур». Мальчик был болезненным и хрупким, тем не менее, во время Второй мировой войны пошел на фронт, где и погиб летом 1944 года. Похоронен Георгий Эфрон в братской могиле в Витебской области. В связи с тем, что ни Ариадна, ни Георгий не имели своих детей, то на сегодняшний день прямых потомков великой поэтессы Цветаевой не существует.

Смерть

В эмиграции Марина и ее семья жили чуть ли не в нищете. Муж Цветаевой не мог работать из-за болезни, Георгий был совсем крошкой, Ариадна пыталась помочь финансово, вышивая шляпки, но фактически их доход составляли скудные гонорары за статьи и эссе, которые писала Марина Цветаева. Она назвала такое материальное положение замедленным умиранием от голода. Поэтому все члены семьи постоянно обращаются в советское посольство с просьбой вернуться на родину.

Марина Цветаева памятникПамятник работы Зураба Церетели, Сен-Жиль-Круа-де-Ви, Франция | Вечерняя Москва

В 1937 году получает такое право Ариадна, через полгода в Москву тайно перебирается Сергей Эфрон, так как во Франции ему угрожал арест как соучастнику политического убийства. Через некоторое время официально пересекает границу сама Марина с сыном. Но возвращение обернулось трагедией. Очень скоро НКВД арестовывает дочь, а за ней и мужа Цветаевой. И если Ариадна после смерти Иосифа Сталина, отсидев свыше 15 лет, была реабилитирована, то Эфрона расстреляли в октябре 1941 года.

Марина Цветаева памятникПамятник в городе Таруса | Пионер-Тур

Впрочем, его жена об этом уже не узнала. Когда началась Великая Отечественная война, женщина с сыном-подростком отправилась в эвакуацию в городок Елабуга на реке Каме. Чтобы получить временную прописку, поэтесса вынуждена устроиться на работу посудомойкой. Ее заявление датировано 28 августа 1941 года, а спустя три дня Цветаева совершила самоубийство, повесившись в доме, куда их с Георгием определили на постой. Марина оставила три предсмертные записки. Одну из них она адресовала сыну и просила простить, а в двух других обращалась к людям с просьбой позаботиться о мальчике.

Марина Цветаева памятникПамятник в селе Усень-Ивановское, Башкирия | Школа Жизни

Весьма интересно, что когда Марина Цветаева только собиралась в эвакуацию, в упаковке вещей ей помогал давний друг Борис Пастернак, который специально купил веревку для связывания вещей. Мужчина похвалился, что достал такую прочную веревку - «хоть вешайся»… Именно она и стала орудием самоубийства Марины Ивановны. Похоронили Цветаеву в Елабуге, но так как шла война, точное место погребения остается невыясненным до сих пор. Православные обычаи не позволяют отпевать самоубийц, но правящий епископ может делать исключение. И патриарх Алексий II в 1991 году, на 50-летие со дня смерти, воспользовался этим правом. Церковный обряд провели в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.

Марина Цветаева памятникКамень Марины Цветаевой в г. Таруса | Странник

В память о великой русской поэтессе был открыт музей Марины Цветаевой, причем не один. Существует подобный дом памяти в городах Тарус, Королев, Иванов, Феодосия и многих других местах. На берегу реки Оки установлен монумент работы Бориса Мессерера. Есть скульптурные памятники и в других городах России, ближнего и дальнего зарубежья.

Сборники

  • 1910 — Вечерний альбом
  • 1912 — Волшебный фонарь
  • 1913 — Из двух книг
  • 1920 — Царь-девица
  • 1921 — Лебединый стан
  • 1923 — Психея. Романтика
  • 1924 — Поэма Горы
  • 1924 — Поэма Конца
  • 1928 — После России
  • 1930 — Сибирь

Фото

24smi.org


Смотрите также