Дадаизм /dadaisme. Картины дадаизм


Дадаизм /dadaisme | Art Узел

dada подразумевает множество разных толкований: по /румын./ - да, да; по /франц./ - детская деревянная лошадка-качалка; по /нем./ - простодушие младенца (лепет), мамка-кормилица. (1916-1921)

Литературно-художественное движение, получившее развитие во многих странах Европы, а также в США. Дадаизм возник как протест творческой молодежи против мировой войны и культуры, приведшей к ней. Для разноязычных художников (немцев, румынов, французов и шведов), завсегдатаев кабаре "Вольтер", которые спасались в Швейцарии от тягот войны, дада стал лингвистическим союзом, некоторой разновидностью простого и незатейливого ассамбляжа, который мог иметь, а мог и вовсе не иметь никакого смысла. Выбор имени, делал очевидной позицию, основанную на случайности, непредсказуемости, игре и бессмыслице.

Слово "дада", как сообщает миф о зарождении дадаизма, было взято из словаря и, как писал Тристан Тцара, "не означает ничего". И одновременно, как подчеркивал Хуго Балл, подразумевает множество разных толкований. Дадаизм не был исключительно художественным, литературным, музыкальным, политическим или философским движением. Фактически он был всем этим сразу и одновременно их противоположностью: антихудожественной, провакационно литературной, несерьезно музыкальной, радикально политической, но при этом также антипарламентарной, а иногда и ребяческой. Анархический дух дада, отражен в тезисах манифеста 1918 года Т.Тцара: "Я против действий, связанных с непрерывным отрицанием или утверждением... Мы не признаем никаких теорий". В соответствии с этой позицией, художественная продукция дадаистов отличалась абсолютной стилистической свободой.

Дадаизм создавался совместными усилиями художников, интеллектуалов, литераторов и философов. Он совершенствовал техники коллажа и ассамбляжа кубистов, а также разрабатывал новаторские для искусства ХХ века методы: объект и реди-мейд, фотомонтаж, фотографию и кинематограф. Стадии существования дадаизма отмечены разными пристрастиями (политическими, эстетическими, литературными), но его неизменной тенденцией было уничтожение границ между искусством и жизнью, что подрывало сложившуюся буржуазную концепцию автономности искусства.

Цитаты: "Свобода: дада, дада, дада, вой, судорожно сжавшегося страдания, переплетение противоположностей и всех противоречий, гротесков и непоследовательностей: жизнь". Тристан Тцара.

"Дада значит ничто, мы хотим изменить мир при помощи ничто..." Рихард Хюльзенбек.

"Дада - как Ваши надежды: ничто; как Ваш рай: ничто; как Ваши идолы: ничто; как Ваши политические вожди: ничто; как Ваши герои: ничто; как Ваши художники: ничто; как Ваши религии: ничто". Франсис Пикабиа.

"Дада прекрасен, как ночь, баюкающая в своих объятиях новый день". Ханс Арп.

"Я хотела бы стереть все жесткие границы, которые мы, люди, создаем, чтобы поглотить все досягаемое»". Ханна Хех.

"У искусства нет ничего общего со вкусом. Искусство существует не для того, чтобы быть вкусным". Макс Эрнст.

Художники: Хуго Балл (Hugo Ball), Тристан Тцара (Tristan Tzara), Ханс Арп (фр. Jean Arp, нем. Hans Arp), Марсель Дюшан (Marcel Duchamp), Макс Эрнст (Max Ernst), Георг Гросс (George Grosz), Рауль Хаусманн (Raoul Hausmann), Джон Хартфилд (John Heartfield), Рихард Хюльзенбек (Richard Huelsenbeck), Ханна Хёх (Hannah Höch), Ман Рэй (Man Ray), Франсис Пикабиа (Francis Picabia), Ханс Рихтер (Hans Richter), Курт Швиттерс (Kurt Schwitters), София Тойбер-Арп (Sophie Taeuber-Arp), Иоганн Баадер (Johannes Baader).

Манифест: Т.Тцара. "Манифест Дада", 1918.

Выставки: Берлин "Международная ярмарка-дада", 1920; Париж Галери Монтень "Салон дада", 1921; Нью-Йорк Музей современного искусства "Фантастическое искусство: дада и сюрреализм", 1936.

Тексты: Х.Балл "Бегство во времени" 1927, Х.Рихтер "Искусство и антиискусство дада" 1964.

Журналы: "New York Dada", "Dada", "Litterature","391".

См. также статьи: Коллаж, Сюрреализм, Неодада, Энвайромент и Хеппенинг, Флуксус.

Описание некоторых произведений:

Ханс Арп "Портрет Тристана Тцара", 1916. Раскрашенное дерево. Женева, Музей искусства и истории. Портрет посвящен одному из основателей дадаизма. Делая коллажи, выполненные по законам случайности, он работал исключительно с геометрическими фигурами. Материал и способ создания Портрета, абсолютно наглядны. Необработанное дерево и затеки лака, свидетельствуют об отсутствии какого бы то ни было иллюзионизма. В этой связи, важно исчезновение рамы: новшество означает вторжение рельефа в пространство, в котором существует сам зритель.

Ханс Арп "Портрет Тристана Тцара", 1916.

Франсис Пикабиа "Движение дада", 1919. Бумага, тушь, перо. Нью-Йорк, Музей современного искусства. Пикабиа и Дюшан, первыми проявили интерес к механоморфным формам, что стало отличительной чертой живописи дадаизма. В ответ на "Большое стекло" (1915-1923) - загадочную "бесполезную машину" Дюшана - Пикабиа создает здесь "действующую" схему, которая представляет поток энергии искусства. Электрический коммутатор связывает воедино протагонистов истории искусства. Их имена расположены волнами и отчасти напоминают генеалогическое дерево (от Энгра и Коро вверх, к Сезану, Матису, Дерену, Пикассо и Браку), вершину которого составляет движение дада. Оно заставляет идти часовой механизм. "Энергия" далее идет вниз, к переключателю с номером 391. Эти цифры, напоминание о дадаистическом журнале, основанном художником в 1917 году, в Барселоне.

artuzel.com

Дадаизм — WiKi

Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего»[4].

Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы. К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля, Рихарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару и художников Ханса Арпа, Макса Эрнста и Марселя Янко, встретившихся в нейтральной Швейцарии. По словам Хюльзенбека, «все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран».

Непосредственной предтечей дадаизма, предвосхитившей его основные черты почти за сорок лет, стала парижская «школа фумизма» во главе с писателем Альфонсом Алле и художником Артуром Сапеком. Многие выходки фумистов, а также их «живопись» и музыкальные произведения кажутся точными цитатами из дадаистов, хотя были созданы на рубеже 1880-х годов.

Дадаизм имел антивоенную и антибуржуазную направленность, примыкая к радикальным левым политическим течениям анархизма и коммунизма.

В Советской России отголоском дадаизма была группа «Ничевоки»[5], существовавшая в 1920—1922 годы в Москве и Ростове-на-Дону. Она опубликовала «Манифест от ничевоков», «Декрет о ничевоках поэзии» и манифест «Да здравствует последний интернационал Дада мира».

В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж — технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.

Коллаж в Цюрихе

В Цюрихе дадаисты делали упор на случайность коллажа, произвольность комбинирования элементов. Например, Ханс Арп создавал свои коллажи, в случайном порядке высыпая на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивая их так, как они легли. Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение[6] (таким образом, использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию). Литературовед Клаус Шуман писал о случайности в поэтических произведениях Арпа следующее: «Она [случайность] высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести ad absurdum все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль»[7]. «Созданные по законам случая» коллажи Арпа скупы в формальном отношении, тяготеют к абстракции и содержательно замкнуты на процесс своего создания.

Коллаж в Берлине

Коллаж берлинских дадаистов многосоставен, визуально насыщен и зачастую носит ярко выраженный политический, протестный заряд. Художник Георг Гросс утверждал, что коллаж дает возможность выразить в зрительной форме то, что было бы запрещено цензурой, будь оно сказано словами[8]. В берлинском коллаже активно используются фрагменты фотографий, и художники настаивают на термине «фотомонтаж», чтобы подчеркнуть отличие своих работ от «живописного» кубистского коллажа. Себя они именуют «фотомонтажниками», проводя параллель с рабочими промышленных предприятий и снижая пафос фигуры творца.

Главное отличие берлинского дадаизма от цюрихского было сформулировано художником Раулем Хаусманом следующим образом: «В Швейцарии дада был скорее „артистической игрой“, в то время как Берлин вынужден был непосредственно выступать против конфликтов, вызванных войной и позднее распространением большевизма»[9]. Первая мировая война, не коснувшаяся Швейцарии, принесла в Берлин голод и смуту. Отречение от престола кайзера Вильгельма II, Ноябрьская революция, в ходе которой Берлин стал ареной уличных боев между различными политическими группами, убийство коммунистов Карла Либкнехта и Розы Люксембург, установление Веймарской республики — вот тот кипящий котел событий, произошедших в течение всего двух лет (1918—1919 гг.), в котором варились участники берлинского Клуба Дада: Хюльзенбек, Хаусман, Гросс, Виланд Херцфельде и его брат Джон Хартфилд, Ханна Хёх, Иоганнес Баадер. Вся группа отстаивала радикально левые взгляды, выступала яростным противником буржуазной республики Эберта и Шейдемана, однако только двое: Георг Гросс и Хартфилд — вступили в Коммунистическую партию Германии[источник не указан 1989 дней], созданную в 1918 году. Берлинские дадаисты даже создали «Центральный совет дадаистов за мировую революцию» и в 1919 году выступили с манифестом, в котором призывали к союзу всех творческих мужчин и женщин на основании радикального коммунизма и немедленную экспроприацию собственности[10].

Группа поддерживала идею радикальных перемен в политике и искусстве. На смену индивидуалистическому искусству, замкнутому в башне из слоновой кости, должно было прийти открытое действительности искусство, в котором художник «ликвидирует в себе свои собственные, самые личностные тенденции»[11]. Все индивидуальное признавалось ложным, наносным, выспренним. Была артикулирована необходимость отказаться от этой лжи в пользу подлинной объективности, необходимость дать голос самой реальности, и для этого как нельзя лучше подходила коллажная техника. В результате применения её к фотографии, признаваемой дадаистами за её достоверность и беспристрастность «оправданной образной формой передачи информации»[12], рождается фотомонтаж — искусство, в котором фотографический материал переживает метаморфозу, показывающую, как в процессе разрушения действительность чудесным образом возрождается в новом продукте. Фотомонтаж также считается формой передачи информации, но более сложной и содержательной, так как в отличие от фотографии, представляющей собой один кадр, коллаж может вместить множество кадров, не развернутых во времени, как в кино, а опространствленных. Будучи способным воздействовать моментально и прямо, не требуя «вчувствования», этот метод, как пишет Рауль Хаусман, «обладал пропагандистской силой, эксплуатировать которую у их [художников] современников не хватало смелости»[13].

Коллаж в Ганновере и Кёльне

Третья интенция — наделение коллажа свойствами поэтического произведения — реализуется в кёльнских произведениях Макса Эрнста, а также в мерц-картинах Курта Швиттерса, работавшего в Ганновере. Хотя стиль этих художников несхож, их роднит то, что оба понимают коллаж как явление, близкое поэзии. Так, Курт Швиттерс писал: «В поэзии слово противопоставляется слову, здесь же [в мерц-коллаже или ассамбляже] Faktor[14] противопоставляется Faktor’у, материал — материалу»[15]. В свою очередь Макс Эрнст определяет коллаж следующим образом: «…техника коллажа есть систематическая эксплуатация случайного или искусственно спровоцированного соединения двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде, и искра поэзии, которая вспыхивает при приближении этих реальностей».[16]

ru-wiki.org

Дадаизм всем и каждому

Из многих известных новаторских измов, появившихся в конце XIX – начале XX веков, дадаизм сегодня менее всего известен и понятен. Предвестник сюрреализма, философское движение «сигнал тревоги против разрушения ценностей», «игра шута с безделицей» — все это он. 

Вопрос "что есть Дада?" - бездарный и школьный... Дада нельзя понять. Дада надо пережить.— Рихард Хюльзенбек.Создатели: Ханс Арп, Тристан Тцара и Ханс Рихтер. Цюрих, 1918 г

Создатели: Ханс Арп, Тристан Тцара и Ханс Рихтер. Цюрих, 1918 г

Строгое и лаконичное определение дадаизму (дада) найти нельзя, это противоречит его сути. В манифесте, написанном создателями в 1918 году говориться так: «Слово дада символизирует самое что ни на есть примитивное отношение к окружающей действительности». Один из основоположников направления, Тристан Тцара писал, что дада в разных языках имеет разное значение, но всегда нечто совершенно бессмысленное, поэтому оно и стало самым удачным названием для всего течения. Если вы предпочитаете конкретные слова, то для дада это: хаос, абсурд, ирония и авангард.

Дада — это нонконформистский дух, который существует во все времена в каждый период, потому что человек — это человек.— Марсель Дюшан.Кабаре Вольтера

Кабаре Вольтера

Появившись в Цюрихе 1916 года в маленьком «кабаре Вольтера», дада стал результатом философских споров богемы, пацифистов и уклонистов. Стекаясь со всей Европы в нейтральную Швейцарию и обдумывая ужас Первой мировой войны, они пришли к выводу, что европейская культура с ее строгой логикой и существующим институтом искусств привела к мировой войне, а значит она не правильная. При этом дада не создавал свою программу действий и правил, в отличие от других течений, объясняя это так: «дадаисты терпеть не могут милитаристский дух футуризма. Да, мы разрушители, но пацифисты и анархисты: свобода во всем и от всего, и никаких авторитетов.» Дадаисты писали стихи, пели их на манер молитв, устраивали первые перформансы, создавали скульптуры, картины и конечно плакаты. 

Последние занимали важнейшее место. Постепенно дадаизм распространился по Европе и появились три школы дада плаката: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.

В Цюрихе плакат делали доверяя случаю. Одни брали элементы из мешка в слепую, другие делали упор на случайность композиции, бросая составные части коллажа на картон, приклеивая их там, куда они попали. 

Цюриховский: «Коллаж, созданный по законам случая» — Ханс Арп, 1917 

Цюриховский: «Коллаж, созданный по законам случая» — Ханс Арп, 1917 

Цюриховский: «Геометрический коллаж» — Ханс Арп, 1916

Цюриховский: «Геометрический коллаж» — Ханс Арп, 1916

В Берлине работая с плакатом художники называли себя фотомонтажниками, чтобы подчеркнуть свою близость с простыми рабочими. На плакате они собирали коллаж из фото и слов, часто можно было увидеть отсылки к актуальным политическим событиям.

Берлинский: «Дадамерика» — Геогрг Гросс, Берлин, 1919

Берлинский: «Дадамерика» — Геогрг Гросс, Берлин, 1919

В Кельне и Ганновере коллаж воспринимали не как опыты со случаем или возможность политического анализа, а как тонкое поэтическое произведение, не лишенное романтизма.

Кельнско-ганноверский «Картина с вишней» — Курт Швиттерс,1921 г.

Кельнско-ганноверский «Картина с вишней» — Курт Швиттерс,1921 г.

Кельнско-ганноверский «Сormorants» — Марк Эрнст, 1920г.

Кельнско-ганноверский «Сormorants» — Марк Эрнст, 1920г.

В 1922 году интерес к дадаизму стал угасать и один из его основоположников объявляет о смерти дадаизма, более того в 1924 году некоторые бывшие дадаисты заявили о поглощении дада сюрреализмом… Но мы-то знаем, что дада есть всегда, наверное, поэтому в 2016 году по всему миру масштабно отмечали столетие дадизма, а в маленьком цюриховском «Кабаре Вольтера» снова можно собраться и поговорить о искусстве и жизни.

Умер или нет?

Кроме современного неодадаизма есть художники, верные классическому дада.

Ирландская художница Лола Дюпре (Lola Dupre) работает с дадаизмом, создавая независимое искусство. Она вручную создает коллажи из разрезанных фотографий, моделируя изображение заново.

«Великолепная Мэрилин Монро» — Лола Дюпре

Лола Дюпре

Лола Дюпре

Лола Дюпре

Почему бы не применить идеи дада в современном графическом дизайне. Попытки совместить отдельные несвязанные элементы в один объект или композицию могут прекрасно выглядеть в коммерческих работах. Для рекламной кампании Carven SS 2014 были созданы именно такие коллажи, но уже используя не клей и ножницы, а Photoshop и Lightroom.

 Carven SS 2014

Carven SS 2014

 Carven SS 2014 

 Carven SS 2014 

 Carven SS 2014 

 Carven SS 2014 

Но это не все. По примеру Марселя Дюшана можно переосмыслить вошедшие в анналы истории художественные объекты. Подрисовав Моне Лизе усы вы создадите новый шедевр дадаизма. Такой прием использования шедевров живописи в рекламных целях не нов, его активно используют. 

Марсель Дюшан «Мона Лиза с усами» 1919

Марсель Дюшан «Мона Лиза с усами» 1919

Мона Лиза в рекламе

Мона Лиза в рекламе

Однако, используя такую обманчиво легкую в реализации идею, дизайнер очень рискует. Во-первых, консервативно настроенная аудитория вряд ли воспримет результат положительно, а во-вторых, в неумелых руках это обернется китчем. Впрочем, как говорил Тристан Тцара «дада принадлежит всем и каждому», а значит не стоит бояться работать с ним.

#историядизайна #дадаизм #коллаж

pllsll.com


Смотрите также