Александр Дейнека: жизнь и творчество художника. Картины дейнека


Художник А. А. Дейнека: картины, творчество

«…Сколько бы искусство ни раскрывало прошлое и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени, и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое, несмотря ни на какие технические неполадки и почерки авторов. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Эти мысли принадлежат замечательному советскому художнику — живописцу и графику, монументалисту, плакатисту и скульптору Александру Александровичу Дейнеке.

Если попытаться охарактеризовать одним словом творчество А. Дейнеки, то словом этим будет — современность. Обостренное чувство своего времени, своей эпохи, новизна и свежесть восприятия их художником — характернейшая черта его творчества.

Утверждение новой эры, наступившей после Великой Октябрьской революции, Дейнека — выходец из рабочей семьи — встретил с большим воодушевлением. Он воспевает трудовой энтузиазм, пафос созидательной энергии масс. Его привлекают динамика и новые ритмы жизни большого города, восхищает пластическая красота облика нового, советского человека, его физическая сила и ловкость, спортивная сноровка.

Но наряду с этим из памяти Дейнеки не ушли, не изгладились впечатления, пережитые им в годы гражданской войны, участником которой он был. Настойчиво зреет в его сознании желание воплотить, выразить их в философски-продуманной обобщенной форме большого многофигурного полотна. Так возникает картина «Оборона Петрограда», впервые показанная художником в 1928 году на выставке, посвященной десятилетию Красной Армии.

Картина А. Дейнеки «Оборона Петрограда»

Это одно из лучших и значительных произведений советской живописи первого послереволюционного десятилетия.

2016-03-31_161807

Лаконично, в суровом, мужественном тоне рассказывает картина об одном из эпизодов гражданской войны — защите родного Питера рабочими отрядами красногвардейцев от наступающей армии генерала Юденича. Двухъярусная композиция, избранная здесь Дейнекой, позволяет построить развитие сюжетной линии на контрастном сопоставлении идущих на фронт в боевом строю отрядов и возвращающихся с фронгруппами раненых рабочих и солдат. Художник как бы разворачивает действие во времени, добиваясь таким композиционным приемом особой остроты выражения основного идейного момента картины — ощущения героики борьбы. Он не показывает непосредственно боя с противником. Но зритель чувствует всю трудность и серьезность положения не только благодаря введенному Дейнекой мотиву раненых, но еще в большей степени благодаря нарастающему мужественному ритму марша уходящих на фронт бойцов и выражению строгой сосредоточенности и подтянутости, которые видны в их лицах.

И вместе с тем картина оптимистична. В единстве, сплоченности рядов, где вместе с мужчинами идут защищать завоевания революции и женщины-работницы, символизируя образ всего народа, вставшего на борьбу, — видны воля, энергия, революционный напор. Выражению этого героико-волевого начала подчинены все изобразительные средства художника.

Дейнека выделяет крупным планом фигуры красногвардейцев, самой масштабностью подчеркивая их значение. Этой же цели служит и ритм. В бодром шаге новых пополнений, в ритмическом повторе вскинутых на плечо винтовок — сила и решительность, готовность к бою и целеустремленность, рождающие уверенность в победе. У зрителя возникает суровое и гордое восприятие гражданской войны как героической эпопеи народа.

В «Обороне Петрограда» наше внимание не отвлекают никакие частности. Мы ощущаем самый ритм, движение масс. Резкий контраст движущихся фигур. Наверху, на мосту, — вялые, медленно бредущие с позиций раненые: спрятанные в воротники головы, опущенные плечи, неуверенные шаги. И чеканящие шаг, монолитные ряды красногвардейцев внизу, как будто слившиеся в нашем восприятии в единую массу. Этот контраст западает в душу зрителя, пронизывает его мыслью о неиссякаемости, неизбывности сил революции.

Дейнека смотрел на события недавнего революционного прошлого глазами своего современника — советского человека двадцатых годов. Он сумел выразить это чувство революционной гордости в яркой и убедительной форме.

В этом — главный смысл «Обороны Петрограда», ее историческая и художественная ценность.

История создания знаменитой картины «Оборона Петрограда» — социальный заказ. Тема не вынашивалась художником, она была «выделена» Реввоенсоветом, сроки написания тоже были определены, и довольно жасткие. А между тем в картине нас поражает пафос подлинности и свободы, с поразительной точностью здесь найдена та пластическая форма, которая передавала самую поступь времени, его характер, дух. Недаром картина стала символом, эмблемой революции.

Для Дейнеки было естественно и просто работать над плакатами, листовками, оформлять обложки журналов и вложить всего себя в картину, тема которой выделена Реввоенсоветом.

Картина А. Дейнека «Будущие летчики»

Картина «Будущие летчики» пера А. Дейнеки родилась в предвоенные годы.

2016-04-05_114137

Это было сложное и противоречивое время. Люди не могли не чувствовать, что близится час, когда над полями Европы тишина взорвется орудийными выстрелами. Строя мирную жизнь, советские люди не могли не думать о том, что будет, «если завтра война». Отсюда сплетение мечты о подвиге, о героизме с пафосом мирной стройки. Героями страны были Чкалов и Стаханов. Молодежь записывалась в Осоавиахим и шла на строительство московского метро.

Искусство предвоенных лет очень точно передает это мироощущение.

Мальчишки, живущие в южном городе, смотрят в голубое небо. Радуются солнечному дню, мягкому морю, но они мечтают не о спокойной безмятежной жизни.

Хотя зритель видит только спины и затылки мальчиков, ему полностью передаются их горячая заинтересованность самолетом, их живая реакция, даже в какой-то мере индивидуальность каждого из них.

Плывущий в небе гидроплан врывается тревожной нотой в картину, где даже белокаменная балюстрада призвана подчеркнуть и подкрепить представление о спокойной, надежно устроенной жизни. Он как бы разрушает идилличность и безмятежность настроения картины.

Александр Александрович Дейнека, лауреат Ленинской премии, хорошо известен нашему зрителю. В Дейнеке всегда привлекала не только и не столько своеобразная манера письма, умение создать особый ритм полотна, способность показать свой, ни у кого не заимствованный мир сильных и здоровых людей, в движении слитых с природой, удивительно пластичных, динамичных, задорных, но прежде всего то, что картины его чудесным образом хранят на себе отпечаток времени.

Прекрасная в трагичности и оптимизме «Оборона Петрограда», уверенные и мощные, твердо стоящие на своей земле «Текстильщицы». И вот эти «Будущие летчики» — мальчишки, жизнь которых могла бы быть мирной и радостной, но в которую непременно ворвется буря 20 века.

Дейнека был художником, пронзенным чувством молодости. Это была не просто черта характера, хотя до последних дней он оставался бодр, энергичен, жизнерадостен. Это была особенность его мироощущения.

Известные полотна художника — «На стройке новых цехов» (1926), «Будущие летчики» (1937), «Раздолье» (1944). В каждой из этих картин живет задор, напористость, окрыленность — бездумная, не омраченная сомнениями, — пафос молодого здорового тела, ощущение легкости, преодолимости всех препятствий.

Дейнека на был одинок — этот же настрой можно ощутить в кинохронике Дзиги Вертова, в песнях братьев Покрасс и Дунаевского, в стихотворениях Маяковского — во многих созданиях этих и других современников Дейнеки. Все они так чувствовали, воспринимали свое время, именно так, с большей или меньшей силой выражали его в своем творчестве.

По материалам старинного журнала…

Похожие статьи:

mamotvet.ru

Александр Александрович Дейнека

 А.А.Дейнека

Александр Александрович Дейнека

 

Детство и учёба.

 

Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Октябрьские события определяют судьбу живописца - ему предстоит стать певцом революции и новой жизни. В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. В 1919-1920 гг. Александр по мобилизации служит в Красной Армии, участвует в обороне родного Курска от белых войск, но не забывает о своём призвании - руководит художественной студией при Курском политуправлении и "Окнами РОСТА" в Курске, выезжает на фронт в качестве художника агитационного театра.

 

После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей - известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи - Владимира Фаворского. Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно - достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922).

Александр Александрович Дейнека

Кот и повар

 

 

Александр Александрович ДейнекаСмерть и крестьянин

 

В становлении живописной манеры Дейнеки важную роль играют европейские мастера. Например, в гравюре "Эстрадный танец" (1923) без труда угадывается веяние знаменитой картины Матисса.

Александр Александрович Дейнека

Эстрадный танец

А композиционное решение будущего первого монументального дейнековского полотна "Оборона Петрограда" (1928) перекликается с решением картины немецкого экспрессиониста Фердинанда Ходлера "Выступление йенских студентов на Освободительную войну 1813 г."

Александр Александрович Дейнека

 

Во время учёбы Дейнека общается с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского искусства - поэтом Маяковским. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. И поэт, и художник выбирали схожие темы для своих произведений, их вдохновляло одно и то же - искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека. Оба в своём творчестве уделяли большое место сатире, оба не чурались работы над рекламными и агитационными плакатами, считая это своим долгом перед обществом. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского - "Левый марш" (1941).

Александр Александрович Дейнека

 

Первые шаги. Работа в журнале и общество станковистов.

 

Окончив ВХУТЕМАС, художник отправляется в командировку, которая послужит ему богатым материалом для творчества в двадцатые годы - в шахтёрский Донбасс. В 1924 году он принимает участие в "Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства" в составе "Группы трёх", совместно с двумя другими молодыми, подающими надежды художниками - Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека - один из членов-учредителей. Живописцы нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства, индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927).

Александр Александрович Дейнека

В Донбассе

Александр Александрович Дейнека

Лыжники

 

Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере - начинается период его сотрудничества с рядом журналов: "Безбожник у станка", "У станка", "Прожектор", "Красная Нива". Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. носивший название "Безбожник у станка" (т.к. адресовался в первую очередь пролетарскому читателю), был посвящён атеистическому воспитанию масс и борьбе с религиозными предрассудками. Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору.

Александр Александрович Дейнека

Сам батюшка пожаловал

Александр Александрович Дейнека

Святые прозорливцы

Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков, интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927).

Александр Александрович Дейнека

Рабочий и крестьянин

Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Изображал он также и положительных героев времени в традициях ОСТ: шахтёров, строителей, женщин-пролетарок, спортсменов ("Постановили единогласно", "На производстве. Женское собрание", "Паровой молот на Коломенском заводе", 1925, "Рабочий и крестьянин", "Футбол", "Спортплощадка. У финиша", 1927).

Александр Александрович Дейнека

Текстильщицы

Александр Александрович Дейнека

Ода весне

Александр Александрович Дейнека

На финише. Оборот обложки журнала «Красная нива» (1928. № 20)

 

Иными словами, новый мир, здоровый и светлый, явственно противостоит у Дейнеки старому, больному, грязному миру буржуазных и религиозных пережитков. Сдержанное по колориту, предельно графичное, ритмичное, "снайперское" искусство - вот черты, характеризующие раннего Дейнеку. Художник оправдывал этот повышенный графизм тенденциями самой эпохи, считая, что настало время "более графическое, чем живописное".

 

В 1928 он пишет одно из главных творений, патетическую историко-революционную картину, которую впоследствии назовёт "своей любимой вещью" - полотно "Оборона Петрограда" с изображением шеренги петроградских рабочих, уходящих на борьбу с Юденичем.

 

Новые горизонты.

 

В том же году Дейнека уходит из "Общества станковистов" вследствие несогласия с руководством. Во-первых, возглавлявший ОСТ Штеренберг возражал против того, чтобы члены общества пробовали себя в других видах искусства, помимо живописи - плакат, журнальный рисунок, театральная декорация. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Сам Александр Александрович комментировал своё решение так: "Я думал, что ОСТ - это случайное название, а для некоторых участников ОСТ оно не было случайным. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Я очень мало писал станковых картин - в год две картины. Собственно говоря, я занимался совсем другим, и, естественно, у меня было тяготение превратить ОСТ в другую организацию, и поэтому я оттуда вышел и вошёл в "Октябрь".

 

Нельзя сказать, что его надежды оправдались - новое общество твёрдо стояло на идеологии пролеткульта и из направлений признавало, в основном, только конструктивизм. За время пребывания в "Октябре" Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов.

 

Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал "Даёшь", в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из "Безбожника". У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В журнале работает ряд блестящих фотографов, и живописец заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ ("Ударник, будь физкультурником", "Мы требуем всеобщего обязательного обучения!", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс!", "Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства", 1930).

Александр Александрович Дейнека

Ударник, будь физкультурником

Александр Александрович Дейнека

Мы требуем всеобщего обязательного обучения!

Александр Александрович Дейнека

Механизируем Донбасс!

 

Другое новое направление, за которое Дейнека смело берётся в конце двадцатых - рисунки в детских книгах и журналах. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А.Барбюса "В огне" в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Однако проиллюстрировать суровое взрослое повествование о войне для мастера пафосно-героической тематики было делом привычным, в отличие от принципиально новой работы для детей. И художник вновь справляется с вызовом. Одним из первых шагов становится работа над книгой "Про лошадей" для самых маленьких. В 1928-29 гг. Дейнека сотрудничает с детским журналом "Искорка", сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто, Николая Асеева.

 

Когда в 1931 году "Октябрь" принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, живописец покидает общество и переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников"). Но там Дейнеку подвергают ещё большей критике - за не изжитые недостатки стиля ОСТ, с которым РАПХ враждовала, за обилие "безыдейной" спортивной тематики, за формализм и индивидуализм... (Через год и ОСТ, и РАПХ прекратят своё существование). Тем не менее, мастерство Дейнеки становится всё более плодотворным, разнообразным по тематике и настроению. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами ("На балконе", 1931) он пишет идейные и трагические картины ("Наёмник интервентов", 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты ("Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов", "Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу", 1931).

Александр Александрович Дейнека

На балконе

Александр Александрович Дейнека

Наемник интервентов

Плодотворные тридцатые.

 

1932 год можно считать вехой в творчестве Александра Дейнеки, новым этапом в развитии его искусства. Этим годом датируется "Мать" - одна из самых значительных его картин, которую Сысоев, биограф художника, называл советским вариантом Мадонны.

Александр Александрович Дейнека

Мать

Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. В тридцатые годы колорит в работах художника светлеет, становится мягче, портреты и пейзажи наполняются одновременно реализмом и романтизмом, появляется много женских образов. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее, индивидуальнее ("Полдень", 1932, "Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами", "Купающиеся девушки", 1933).

Александр Александрович Дейнека

Севостополь. Вечер.

Александр Александрович Дейнека

Спящий мальчик с васильками

Александр Александрович Дейнека

В воздухе

Александр Александрович Дейнека

Купающиеся девушки.

Александр Александрович Дейнека

Ночной пейзаж с лошадьми и травами

Александр Александрович Дейнека

Мальчики, выбегающие из воды

Александр Александрович Дейнека

Утро

Александр Александрович Дейнека

Бегущие девушки

Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы, исторические и спортивные ("Коммунисты на допросе (в штабе белых)", "Безработные в Берлине", 1933, "Крестьянское восстание", "Бегуны", "Вратарь", 1934).

Александр Александрович Дейнека

Безработные в Берлине

 

Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка - заграничная. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Итогом этого путешествия становится ряд городских пейзажей и портретов ("Дорога в Маунт-Вернон", "Филадельфия", "Вашингтон. Капитолий", "Танцоры в Гарлеме", "Нью-Йорк", "Париж. Набережная Сены", "Париж. В кафе", "Париж. Площадь согласия", "Парижанка", "Сен-Жермен", "Тюильри", "Стадион в Риме", "Площадь в Риме", "Юноша-негр", "Негритянский концерт", 1935, "Скука", 1936).

Александр Александрович Дейнека

Дорога в Маун-Вернон

Александр Александрович Дейнека

Танцоры в Гарлеме

Александр Александрович Дейнека

Юноша-негр

Александр Александрович Дейнека

Парижанка

Александр Александрович Дейнека

Филадельфия. Старая площадь.

 

В тридцатые Александр Александрович снова сливает воедино две свои давние страсти - живопись и технику, пишет картины на тему авиации. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно "Гражданская авиация" (1932).

Александр Александрович Дейнека

Будущие летчики

Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению - от изобразительности ("Бомбовоз", 1932, "Гидропланы", 1934) до героической патетики ("Парашютист над морем", 1934, "Краснокрылый гигант", 1938). Настоящим шедевром в этом ряду становятся "Будущие лётчики" (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту.

Александр Александрович Дейнека

Бомбовоз

В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка - первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора".

Александр Александрович Дейнека

Никитка

 

Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки - настенная роспись. Осенью 1937 года в строящемся Театре Красной Армии он начинает создавать декоративное панно - это займёт два года. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом "Сутки советского неба" (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена "Маяковская", всего за шесть месяцев до её открытия. Новое испытание Александр Александрович, как обычно, с честью проходит, и мозаичные панно по сей день украшают станцию. Впоследствии ему ещё раз предложат поработать в оформлении метро, но планы будут прерваны войной, и лишь в 1943 году откроется станция "Новокузнецкая" с расписанными Дейнекой плафонами наружного и подземного вестибюлей.

 

В конце тридцатых творчество живописца пользуется популярностью и признанием не только на родине, но и за границей. В 1937 году панно "Знатные люди Страны Советов" приносит ему золотую медаль Парижской всемирной выставки. А в 1939 архитектурный проект станции "Маяковская" (мозаики были воспроизведены в натуральном размере в мультимедийной инсталляции "Метрокомната") берёт Гран-при на Нью-Йоркской Международной выставке.

Александр Александрович Дейнека

 

В 1941 году Дейнека создаёт картину "Левый марш", мотивы которой очевидно навеяны стихотворением Маяковского, тогда же решается запечатлеть и образ любимого поэта ("Владимир Маяковский в РОСТА", 1941).

 

Военный период.

 

Наступает Великая Отечественная, и в живописи, как и в жизни, мирные темы отходят на задний план. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Первой значительной работой становится "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года" (1941).

Александр Александрович Дейнека

За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени ("Площадь Свердлова в декабре 1941 года", "Манеж", 1941). Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. От города живописец переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны ("Сгоревшая деревня", 1942). Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые ("Сбитый ас", 1943, "Парашютный десант на Днепре", 1944).

Александр Александрович Дейнека

Сгоревшая деревня

Александр Александрович Дейнека

Сбитый ас

Александр Александрович Дейнека

Перед наступлением

Александр Александрович Дейнека

Оборрона Севастополя

 

Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои. Дейнека вспоминает: "Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…" Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное.

 

Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы ("Раздолье", "Портрет Мирель Шагинян", 1944).

Александр Александрович Дейнека

Фронтовая дорога

Победа вдохновляет его на серию акварелей с видами на взятый Берлин (под общим названием "Берлин. 1945"), на изображение освобождённых просторов родной земли ("Под Курском. Река Тускорь", 1945).

Александр Александрович Дейнека

Под Курском. Река Тускорь

 

После войны.

 

В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров ("У моря. Рыбачки", 1956, "Москва военная", "В Севастополе", 1959), продолжает заниматься украшением залов. В 1954 году он расписывает зрительный зал Челябинского театра оперы и балета, в 1956 создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, в 1961 - для фойе Дворец Съездов в Московском Кремле.

Александр Александрович Дейнека

Раздолье

Александр Александрович Дейнека

Портрет Мирель Шагинян

 

За мозаичные работы "Хорошее утро" (1959-1960) и "Хоккеисты" (1959-1960) Александр Александрович в Александр Александрович Дейнека

Хорошее утро

Хоккеисты

1964 году получает Ленинскую премию.

В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда.

Александр Александрович Дейнека

Юность

Александр Александрович Дейнека

Покорители космоса

Александр Александрович Дейнека

На учебе

 

Помимо собственно живописи, Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968).

 

12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище.

Картины разных лет

Александр Александрович Дейнека

Дорога на юг

Александр Александрович Дейнека

Поезд ушел

Александр Александрович Дейнека

Пейзаж с поездом

Александр Александрович Дейнека

Вечер Ужгород

Александр Александрович Дейнека

У моря

Александр Александрович Дейнека

Кузнецы

Александр Александрович Дейнека

Весна в Париже

Александр Александрович Дейнека

http://www.deineka.ru/

 

art.mirtesen.ru

Александр Александрович Дейнека

Детство и учёба.

 

 

 

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Октябрьские события определяют судьбу живописца - ему предстоит стать певцом революции и новой жизни. В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. В 1919-1920 гг. Александр по мобилизации служит в Красной Армии, участвует в обороне родного Курска от белых войск, но не забывает о своём призвании - руководит художественной студией при Курском политуправлении и "Окнами РОСТА" в Курске, выезжает на фронт в качестве художника агитационного театра. 

После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей - известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи - Владимира Фаворского. Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно - достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова "Кот и повар"

Александр Александрович Дейнека 

 

"Крестьянин и смерть", 1922

Александр Александрович Дейнека

В становлении живописной манеры Дейнеки важную роль играют европейские мастера. Например, в гравюре "Эстрадный танец" (1923) без труда угадывается веяние знаменитой картины Матисса. А композиционное решение будущего первого монументального дейнековского полотна "Оборона Петрограда"(1928)

Александр Александрович Дейнека

перекликается с решением картины немецкого экспрессиониста Фердинанда Ходлера "Выступление йенских студентов на Освободительную войну 1813 г."

Александр Александрович Дейнека 

Во время учёбы Дейнека общается с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского искусства - поэтом Маяковским. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. И поэт, и художник выбирали схожие темы для своих произведений, их вдохновляло одно и то же - искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека. Оба в своём творчестве уделяли большое место сатире, оба не чурались работы над рекламными и агитационными плакатами, считая это своим долгом перед обществом. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского - "Левый марш"(1941)

Александр Александрович Дейнека

Первые шаги. Работа в журнале и общество станковистов.

Александр Александрович Дейнека

Окончив ВХУТЕМАС, художник отправляется в командировку, которая послужит ему богатым материалом для творчества в двадцатые годы - в шахтёрский Донбасс. В 1924 году он принимает участие в "Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства" в составе "Группы трёх", совместно с двумя другими молодыми, подающими надежды художниками - Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека - один из членов-учредителей. Живописцы нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства, индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта

"В Донбассе", 1925

Александр Александрович Дейнека

"Перед спуском в шахту"

Александр Александрович Дейнека

"На стройке новых цехов"

Александр Александрович Дейнека

 "Лыжники",  1926

Александр Александрович Дейнека

"Текстильщицы", 1927

Александр Александрович Дейнека

Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере - начинается период его сотрудничества с рядом журналов: "Безбожник у станка", "У станка", "Прожектор", "Красная Нива". Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. носивший название "Безбожник у станка" (т.к. адресовался в первую очередь пролетарскому читателю), был посвящён атеистическому воспитанию масс и борьбе с религиозными предрассудками. Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки:

Сам батюшка пожаловал. Рисунок для журнала «Безбожник у станка» 1925 год

 

Александр Александрович Дейнека

Святые прозорливцы. Рисунок для журнала «Безбожник у станка»

Александр Александрович Дейнека

 

Чудодейница. Рисунок для журнала «Безбожник у станка»

Александр Александрович Дейнека

 пришлись в этом журнале ко двору. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков, интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах

Тоска по изящной жизни. Рисунок для журнала «Прожектор»

Александр Александрович Дейнека

 

 Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Изображал он также и положительных героев времени в традициях ОСТ: шахтёров, строителей, женщин-пролетарок, спортсменов:

Постановили единогласно. Рисунок для журнала «Безбожник у станка».

Александр Александрович Дейнека

На производстве. Женское собрание. Рисунок для журнала «Безбожник у станка». 1925 год.

Александр Александрович Дейнека

"Паровой молот на Коломенском заводе", 1925

Александр Александрович Дейнека

"Рабочий и крестьянин"

Александр Александрович Дейнека

"Футбол"

Александр Александрович Дейнека

"Спортплощадка. У финиша", 1927

Александр Александрович Дейнека

Иными словами, новый мир, здоровый и светлый, явственно противостоит у Дейнеки старому, больному, грязному миру буржуазных и религиозных пережитков. Сдержанное по колориту, предельно графичное, ритмичное, "снайперское" искусство - вот черты, характеризующие раннего Дейнеку. Художник оправдывал этот повышенный графизм тенденциями самой эпохи, считая, что настало время "более графическое, чем живописное". 

В 1928 он пишет одно из главных творений, патетическую историко-революционную картину, которую впоследствии назовёт "своей любимой вещью" - полотно "Оборона Петрограда" с изображением шеренги петроградских рабочих, уходящих на борьбу с Юденичем. 

Александр Александрович Дейнека

Новые горизонты.

Александр Александрович Дейнека

В том же году Дейнека уходит из "Общества станковистов" вследствие несогласия с руководством. Во-первых, возглавлявший ОСТ Штеренберг возражал против того, чтобы члены общества пробовали себя в других видах искусства, помимо живописи - плакат, журнальный рисунок, театральная декорация. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Сам Александр Александрович комментировал своё решение так: "Я думал, что ОСТ - это случайное название, а для некоторых участников ОСТ оно не было случайным. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Я очень мало писал станковых картин - в год две картины. Собственно говоря, я занимался совсем другим, и, естественно, у меня было тяготение превратить ОСТ в другую организацию, и поэтому я оттуда вышел и вошёл в "Октябрь". 

Нельзя сказать, что его надежды оправдались - новое общество твёрдо стояло на идеологии пролеткульта и из направлений признавало, в основном, только конструктивизм. За время пребывания в "Октябре" Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов. 

Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал "Даёшь", в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из "Безбожника". У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В журнале работает ряд блестящих фотографов, и живописец заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ

Ударник, будь физкультурником, 1930

 

Александр Александрович Дейнека

Мы требуем всеобщего обязательного обучения. 1930.

Александр Александрович Дейнека

Китай на пути освобождения от империализма. 1930.

Александр Александрович Дейнека

Механизируем Донбасс! 1930.

Александр Александрович Дейнека

Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства. 1930-1935.

Александр Александрович Дейнека

Другое новое направление, за которое Дейнека смело берётся в конце двадцатых - рисунки в детских книгах и журналах. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А.Барбюса "В огне" в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934).

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Однако проиллюстрировать суровое взрослое повествование о войне для мастера пафосно-героической тематики было делом привычным, в отличие от принципиально новой работы для детей. И художник вновь справляется с вызовом. Одним из первых шагов становится работа над книгой "Про лошадей" для самых маленьких.

Александр Александрович Дейнека

 

В 1928-29 гг. Дейнека сотрудничает с детским журналом "Искорка", сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто

Александр Александрович Дейнека

 

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Николая Асеева

Александр Александрович Дейнека

Зима. Девочка у окна. Тушь, гуашь. 1931.

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Когда в 1931 году "Октябрь" принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, живописец покидает общество и переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников"). Но там Дейнеку подвергают ещё большей критике - за не изжитые недостатки стиля ОСТ, с которым РАПХ враждовала, за обилие "безыдейной" спортивной тематики, за формализм и индивидуализм... (Через год и ОСТ, и РАПХ прекратят своё существование). Тем не менее, мастерство Дейнеки становится всё более плодотворным, разнообразным по тематике и настроению. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами

На балконе. 1931.

 

Александр Александрович Дейнека

он пишет идейные и трагические картины

Наемник интервентов. 1931.

Александр Александрович Дейнека

и вместе с тем продолжает рисовать плакаты

Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов. 1931.

Александр Александрович Дейнека

Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу. 1931.

Александр Александрович Дейнека

 

Плодотворные тридцатые.

Александр Александрович Дейнека

 

1932 год можно считать вехой в творчестве Александра Дейнеки, новым этапом в развитии его искусства. Этим годом датируется 

Мать

Александр Александрович Дейнека

 - одна из самых значительных его картин, которую Сысоев, биограф художника, называл советским вариантом Мадонны. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. В тридцатые годы колорит в работах художника светлеет, становится мягче, портреты и пейзажи наполняются одновременно реализмом и романтизмом, появляется много женских образов.

Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее, индивидуальнее:

Полдень. 1932.

Александр Александрович Дейнека

Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами. 1933.

Александр Александрович Дейнека

 

Купающиеся девушки. 1933.

Александр Александрович Дейнека

 

Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы, исторические и спортивные:

Коммунисты на допросе (В штабе белых). 1933.

Александр Александрович Дейнека

Безработные в Берлине. 1933.

Александр Александрович Дейнека

 "Крестьянское восстание"

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

(эскиз к "Крестьянскому восстанию")

Бегуны. 1934

Александр Александрович Дейнека

Вратарь. 1934.

Александр Александрович Дейнека

Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.

Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка - заграничная. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Итогом этого путешествия становится ряд городских пейзажей и портретов:

Дорога в Маунт-Вернон. 1935.

Александр Александрович Дейнека

Филадельфия. 1935.

Александр Александрович Дейнека

Вашингтон. Капитолий. 1935.

Александр Александрович Дейнека

"Танцоры в Гарлеме". 1935.

Александр Александрович Дейнека

 

"Нью-Йорк"

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Нью-Йорк. Центральный парк.

 

Александр Александрович Дейнека

Самолеты над Нью-Йорком

Александр Александрович Дейнека

Париж набережная Сены. 1935.

Александр Александрович Дейнека

"Париж. В кафе"

Александр Александрович Дейнека

"Париж. Площадь согласия"

Александр Александрович Дейнека

 

Парижанка. 1935.

Александр Александрович Дейнека

"Сен-Жермен"

Александр Александрович Дейнека

"Тюильри"

Александр Александрович Дейнека

 

Стадион в Риме. 1935.

Александр Александрович Дейнека

Площадь в Риме. 1935.

Александр Александрович Дейнека

 "Юноша-негр"

Александр Александрович Дейнека

Негритянский концерт. 1935.

Александр Александрович Дейнека

Скука. 1936.

Александр Александрович Дейнека

 

В тридцатые Александр Александрович снова сливает воедино две свои давние страсти - живопись и технику, пишет картины на тему авиации. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно

Гражданская авиация. Панно для фабрики кухни. 1932.

Александр Александрович Дейнека

 

 Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению - от изобразительности:

"Бомбовоз", 1932

Александр Александрович Дейнека

Гидропланы над кораблями. 1934.

Александр Александрович Дейнека

до героической патетики

Парашютист над морем. 1934.

Александр Александрович Дейнека

"Краснокрылый гигант", 1938

Александр Александрович Дейнека

Настоящим шедевром в этом ряду становятся 

Будущие летчики. 1937.

Александр Александрович Дейнека

одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как 

Никитка - первый русский летун. 1940.

Александр Александрович Дейнека

где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". 

Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки - настенная роспись. Осенью 1937 года в строящемся Театре Красной Армии он начинает создавать декоративное панно - это займёт два года. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом 

"Сутки советского неба"

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

(на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена "Маяковская", всего за шесть месяцев до её открытия. Новое испытание Александр Александрович, как обычно, с честью проходит, и мозаичные панно по сей день украшают станцию. Впоследствии ему ещё раз предложат поработать в оформлении метро, но планы будут прерваны войной, и лишь в 1943 году откроется станция "Новокузнецкая" с расписанными Дейнекой плафонами наружного и подземного вестибюлей. 

 

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

В конце тридцатых творчество живописца пользуется популярностью и признанием не только на родине, но и за границей. В 1937 году панно 

"Знатные люди Страны Советов"

Александр Александрович Дейнека

приносит ему золотую медаль Парижской всемирной выставки.

А в 1939 архитектурный проект станции "Маяковская" (мозаики были воспроизведены в натуральном размере в мультимедийной инсталляции "Метрокомната") берёт Гран-при на Нью-Йоркской Международной выставке. 

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

 

Александр Александрович Дейнека

В 1941 году Дейнека создаёт картину "Левый марш", мотивы которой очевидно навеяны стихотворением Маяковского, тогда же решается запечатлеть и образ любимого поэта

Владимир Маяковский в РОСТА. 1941.

Александр Александрович Дейнека

 

Военный период.

Александр Александрович Дейнека

Наступает Великая Отечественная, и в живописи, как и в жизни, мирные темы отходят на задний план. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Первой значительной работой становится

 

Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года

Александр Александрович Дейнека

 За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени "Площадь Свердлова в декабре 1941 года"

Александр Александрович Дейнека

"Манеж", 1941

Александр Александрович Дейнека

Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. От города живописец переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны

Сгоревшая деревня. 1942.

 

Александр Александрович Дейнека

Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые

Сбитый ас. 1943.

 

Александр Александрович Дейнека

"Парашютный десант на Днепре", 1944

Александр Александрович Дейнека

Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои. Дейнека вспоминает: "Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…" Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно 

Оборона Севастополя. 1942.

Александр Александрович Дейнека

"Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное. 

«Меня целиком захватила героика защитников Севастополя. Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать все же решил на выставку «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам. Словом, моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая. Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины. Если в ней нет позы, аффектации, то есть динамика, выразительность сверхнапряженного боя. Это, как говорят практичные художники, «выигрышные моменты» для картины. Таких «выигрышных» ситуаций будни труда не дают. Но это только так кажется. Простота и скромность, я бы сказал, застенчивость простых картин мира — другая. Благодарна тема мира для художников. На смену стремительности, перенапряжению сил приходят убедительная ритмичность труда, величие размышлений народа по созданию благополучия государства». 

«Я был на войне, видел бои, много тяжелых героических эпизодов — а почему-то решил написать «Оборону Севастополя», хотя не видел, как обороняли этот город, а только слышал рассказы об этой обороне. Почему я сделал эту вещь? Я люблю Севастополь, до войны там часто бывал, плавал на катерах, на крейсерах, любил заниматься там ловлей рыбы, любил севастопольских моряков. И вот, когда я увидел фотографии разбитого города, я понял, что должен это написать. Когда я работал, я по-настоящему все это переживал, волновался, вложил в эту работу свое сердце. Бывает и так: занимаешься чем-нибудь два, три, пять лет, в течение этого срока накапливается опыт, а затем что-то рождается. Важно постоянно работать, возможно чаще писать, рисовать». 

А.А.Дейнека

Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы:

Раздолье. 1944.

Александр Александрович Дейнека

"Портрет Мирель Шагинян", 1944

Александр Александрович Дейнека

. Победа вдохновляет его на серию акварелей с видами на взятый Берлин (под общим названием "Берлин. 1945")

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

на изображение освобождённых просторов родной земли 

Под Курском. Река Тускорь. 1945.

Александр Александрович Дейнека

После войны.

 

Александр Александрович Дейнека

 

В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров:

 

У моря. Рыбачки. 1956.

 

Александр Александрович Дейнека

"Москва военная"

Александр Александрович Дейнека

В Севастополе. 1956.

Александр Александрович Дейнека

 продолжает заниматься украшением залов. В 1954 году он расписывает зрительный зал Челябинского театра оперы и балета

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

в 1956 создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, в 1961 - для фойе Дворец Съездов в Московском Кремле

 

 

Александр Александрович ДейнекаЗа мозаичные работы 

Хорошее утро. 1959-1960.

Александр Александрович Дейнека

Хоккеисты. 1959-1960.

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию. В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда. 

Помимо собственно живописи, Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968). 

12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище.

Александр Александрович Дейнека

"Ода весне"

Александр Александрович Дейнека

Цветы на ковре. 1948.

Александр Александрович Дейнека

Розовые гладиолусы. 1953.

Александр Александрович Дейнека

Осень в Царицыне. 1942.

Александр Александрович Дейнека

Спящий ребенок с васильками. 1932.

Александр Александрович Дейнека

Выходной день. 1949.

Александр Александрович Дейнека

Сухие листья. 1933

Александр Александрович Дейнека

Парк. Акварель. 1935.

Александр Александрович Дейнека

 Крымский пейзаж. 1930

Александр Александрович Дейнека

Гладиолусы. 1954

Александр Александрович Дейнека

 Пейзаж. 1931

Александр Александрович Дейнека

Вилла в Риме. 1965

Александр Александрович Дейнека

 Тревожные ночи. 1942

Александр Александрович Дейнека

Несостоявшееся свидание. 1947

Александр Александрович Дейнека

Желтые цветы. 1954

Александр Александрович Дейнека

 Александр Александрович Дейнека

Снегурочка. 1954.

Александр Александрович Дейнека

Двор. Картон

Александр Александрович Дейнека

В Крыму. 1956.

Александр Александрович Дейнека

"В Севастополе", 1953 год

Александр Александрович Дейнека

Мать и сестра. 1954 Холст, масло

Александр Александрович Дейнека

Весна. 1950.

Александр Александрович Дейнека

Порт с кораблями. Бумага, карандаш, гуашь, тушь. Курск. 1929-1930.

Александр Александрович Дейнека

Лето в Подрезкове. 1958

Александр Александрович Дейнека

Колхозница на велосипеде. 1935

Александр Александрович Дейнека

Весна. Крыши. 1954 Картон, масло

Александр Александрович Дейнека

 Весна. 1950

 

Александр Александрович Дейнека

Солнечный день. 1933

Александр Александрович Дейнека

Старый рынок в Ниме. 1962.

Александр Александрович Дейнека

Ночной пейзаж. 1933.

Александр Александрович Дейнека

Этюд с жеребятами. 1934

Александр Александрович Дейнека

Эвакуация колхозного стада. 1946

Александр Александрович Дейнека

Клубника. 1955

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

Натюрморт с азалией и яблоками

 

Скульптуры:

Александр Александрович Дейнека

Стометровка. 1947.

Александр Александрович Дейнека

 Мальчик, прыгающий в воду. Бронза, дерево. 1939

Александр Александрович Дейнека

У воды. Бронза, гранит. 1952.

Александр Александрович Дейнека

Эстафета. Бронза. 1945.

 Александр Александрович Дейнека

Портрет С.И.Л. 1940 Цемент

Александр Александрович Дейнека

Девушка у моря. Дерево. 1956.

Александр Александрович Дейнека

Вратарь. 1948.

Александр Александрович Дейнека

Голова атлета. Алюминий. 1940.

Александр Александрович Дейнека

"Толкание ядра". Тонированный гипс. 1957

Александр Александрович Дейнека

 Защита Севастополя. Бронза. 1947

 Александр Александрович Дейнека

Девушка.

 

 

http://www.deineka.ru/?=/

 

art.mirtesen.ru

Александр Дейнека: жизнь и творчество художника

Александр Дейнека (1899 — 1969) — советский живописец, график и скульптор, педагог.

Содержание

Биография Александра Дейнека

Творчество Дейнека

Награды и премии художника

Картины Александра Дейнека

Библиография

Биография Александра Дейнека

Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями.

В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.

Творчество Дейнека

Большое значение в творческом становлении и художника стали годы ученичества, и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским.

Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым).

В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).

В 1928 Дейнека вышел из ОСТа и стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931—1932 — членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ).

В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».

Новый этап в творчестве Дейнеки начался в 1932. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932).

С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934), иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических — «Будущие лётчики» (1937).

Историческая тема нашла свое воплощение в монументальных произведениях, посвящённых в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано). К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).

В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа — «техницистов», вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами, и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму.

Даже после распада объединения (в 1931 г.) художник во многом остается верен его направленности, разве что тема спорта отчетливо выходит на первый план, обретая вполне аллегорическое звучание: спорт как воплощение силы, здоровья и радости, символ физической, а значит, и духовной гармонии нового человека. Но сама его живопись становится менее конструктивно жесткой, условность композиций ближе теперь не к чертежной, а скорее к фресковой.

Однако параллельно развивается, с годами становясь все более значимой, иная область его творчества — камерные портреты, натурные пейзажи. В этих «малых» жанрах, уже не будучи связан задачей дать емкий образ времени, Дейнека вдруг обретает лиричность, в них открывается талант тонкого живописца, до поры как бы скрытый.

Награды и премии художника

  • народный художник СССР (1963)
  • Ленинская премия (1964) — за комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Рабочее утро», «Хоккеисты».
  • Герой Социалистического Труда (1969)
  • два ордена Ленина
  • орден Трудового Красного Знамени
  • медали

Библиография

  • А. А. Дейнека. [Каталог выставки], M., 1935;
  • Никифоров Б. М. А. Дейнека. Л. 1937;
  • С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, П. П. Кончаловский, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Д. А. Шмаринов., [Каталог выставки], М. ГТГ. 1944;
  • Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959;
  • А. А. Дейнека. [Каталог выставки], M., 1957;
  • Konečny D., A. Dejneka, Praha, 1961.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: artsait.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Александр Дейнека: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Александр Дейнека: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Спортивная тематика на картинах Александра Дейнеки

Спорт и искусство

 

Плакат. Физкультурница. Работать, строить и не ныть! 1933

плакат Дейнеки

 Ещё ученические рисунки Александра Дейнеки демонстрируют его уверенную манеру письма, отличительной особенностью которой являлось динамичное и экспрессивное изображение человеческого тела в движении.

Именно поэтому на большей части его удачных композиций воспроизведены танцующие, занимающиеся спортом и тяжелой физической работой люди.  В последующем  Дейнека даже утверждал, что  спорт помог ему найти свой собственный художественный язык. В этом отношении очень интересен эпизод из книги Дейнеки «Из моей рабочей практики», в котором он рассказывает,  как рождалась его первая картина — «Футбол» (1924):  «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Писал футбол. Игру любил, знал ее, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Наделал десятки рисунков, и, набрасывая один из многих неудачных эскизов, я обнаружил — эскиз не укладывается в композиционные нормы знакомых картин.  Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок. Я догадался написать то, что многих волновало, интересовало. В моем творчестве была удача. Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».

Футбол. 1924

Таким образом,  спортивная тематика помогла Дейнеке найти не только  своеобразное содержание, но и создать свои особые композиционные и пластические средства выразительности.  Важно отметить, что произведения на тему спорта имели правильную с точки зрения советской идеологии (которую Дейнека искренне считал единственно верной) общественно-политическую направленность  Живопись социалистического реализма подразумевала изображение радости,  оптимизма и здорового духа человека – созидателя новой счастливой жизни.

Вртатарь. 1934

картина Александра Дейнеки

Со временем Дейнеку продолжала интересовать возможность максимальной передачи на картине пластики тренированного тела.  В его понимании красота спортсменов, занятых физическими упражнениями, символизирует здоровый дух состязательности, молодости, любви к жизни, товариществу. Дейнека с удовольствием выписывал напряженные мышцы рук и ног.  Необычные, неожиданные ракурсы спортсменов, упругость и стремительность их движений наполняют картины Дейнеки динамикой, внутренним напряжением. В каждом его полотне всегда ощущается ритм современности.

Игра в мяч. 1932

В процессе работы над спортивной темой Александра Дейнеку интересовала и обнаженная натура. На картине «Игра в мяч»  изображена обнаженная женская натура, исполненная строгой античной простоты и мощи. Для этой картины специально позировали профессиональные спортсменки.

Александр Дейнека и сам занимался многими видами спорта, что, безусловно, сообщало его произведениям достоверную убедительность. Можно смело сказать, что  для Дейнеки спорт был художественной реальностью, которую он воспринимал абсолютно органически. Он являлся страстным пропагандистом физической культуры, ратуя за участие в спортивном движении широких масс трудящихся. Этот искренний интерес трансформировался в оригинальное художественное решение.

Смотрите полную галерею картин Дейнеки

Эстафета по кольцу "Б". 1947

Бег. 1934

Раздолье. 1944

Футболист. 1932

Физкультурники. 1934

Спорт у Дейнеки

Юность. 1961

Александр Дейнека

Мозаичное панно для станции метро "Маяковская" 1938

метро Маяковская Дейнека

"Динамо"

Утрення зарядка. 1932

зарядка

Лыжники. 1931

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

< Предыдущая Следующая >
 

www.artcontext.info

Сюжетная живопись Александра Дейнека ~ PhotoPoint

Сегодня 20 мая исполняется 116 лет со дня рождения советского художника, живописца, скульптора и графика — Александра Дейнека. В 1963 году Дейнека стал Народным художником советского союза, в 1969 году художника наградили званием Герой Социалистического труда.

Сюжетная живопись Александр Дейнека 2

Александр Дейнека, уроженец Курска, получил первое образование в Художественном училище города Харьков. Годы обучения в училища совпали с трагическими революционными событиями 1915-1917 годов. После окончания училища Дейнека работал в Уголовном розыске, фотографом. Помимо этого, занимался оформлением агитационных поездов, работал над оформлением театральных постановок. Защищал родной город Курск от белых. После армии был командирован в Москву, учился на полиграфическом отделении  Высшей художественно-технической мастерской. Здесь же знакомиться с Владимиром Маяковским, который сыграл большую роль на творческом становлении молодого художника. Входит в так называемую «Группу трех», вместе с художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым.

«Группа трех» принимает участие в 1924 году в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, где очень ярко заявляет о себе. Через год, Дейнека основывает Общество станковистов. В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа — «Оборона Петрограда». Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий. Работы художника этого периода отличаются графичностью, четким силуэтом, контрастностью цвета. Тематика работа, в основном, социальная и агитационная. Плакат «Механизируем Донбасс» — сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности. В 1931 году, помимо социальной и агитационной тематики, в репертуаре художника появляются работы, разные по своей тематике и содержанию.

1932 года считается годом начала нового творческого этапа в жизни Дейнека. Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году. Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина. Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными. Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника. Художник, как бы разрывается, между  пейзажными зарисовками и обнаженной натурой. В этот же период, одной из значимых тем  для художника, становиться авиация. В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года.  «Будущие летчики» — это еще одна, всем известная работа художника.

Великая отечественная война, наложила свой глубокий существенный отпечаток на работы и выбор тем для картин, последующих лет работы Дейнека. Художник создает драматические, трагические работы, полные внутреннего напряжения. Самой значимой работой этого периода, конечно, можно назвать героическое, монументальное полотно Дейнека – «Оборона Севастополя». Работу можно считать гимном героизму и мужеству защитников родного города.

После войны, в работы художника и выбор тематики его картин, возвращается мир, свет, надежда на светлое будущее. Дейнека много рисует сюжетных картин отдыха. Картины полны солнца, радости и покоя.

Сюжетная живопись Александра Дейнека

Сюжетная живопись Александр Дейнека 3Сюжетная живопись Александр Дейнека 4Сюжетная живопись Александр Дейнека 5Сюжетная живопись Александр Дейнека 6Сюжетная живопись Александр Дейнека 7Сюжетная живопись Александр Дейнека 8Сюжетная живопись Александр Дейнека 9Сюжетная живопись Александр Дейнека 10Сюжетная живопись Александр Дейнека 11Сюжетная живопись Александр Дейнека 12Сюжетная живопись Александр Дейнека 13Сюжетная живопись Александр Дейнека 14Сюжетная живопись Александр Дейнека 15Сюжетная живопись Александр Дейнека 16Сюжетная живопись Александр Дейнека 19Сюжетная живопись Александр Дейнека 20Сюжетная живопись Александр Дейнека 21Сюжетная живопись Александр Дейнека 22Сюжетная живопись Александр Дейнека 23Сюжетная живопись Александр Дейнека 24Сюжетная живопись Александр Дейнека 25Сюжетная живопись Александр Дейнека 26Сюжетная живопись Александр Дейнека 27Сюжетная живопись Александр Дейнека 28Сюжетная живопись Александр Дейнека 29Сюжетная живопись Александр Дейнека 30Сюжетная живопись Александр Дейнека

Создание сайтов, визиток, блогов

Вас может заинтересовать:

photopoint.com.ua


Смотрите также