Декабристы – белгородцы. Картины декабристы


Николай Бестужев, овеянный гениальностью..., часть 2.

По случаю рождения у императора Николая I в ноябре 1832 года сына Михаила, был издан указ о сокращени сроков пребывания декабристов на каторге. Это стало приятной неожиданностью для осуждённых по четвёртому разряду, а Николаю Александровичу Бестужеву предстояла большая работа, так как сразу освобождалось на поселение около двадцати человек. После нового 1833 года их отправляли партиями по 4 человека.

Александр Одоевский, 1832-1833 гг.

Елизавета Нарышкина, дочь известного генерала, участника войны 1812 года Петра Коновницына, на первый взгляд казавшаяся многим надменной, на самом деле была очень благородным и беспредельно добрым человеком. Елизавета Петровна разбиралась в живописи и сама неплохо рисовала, поэтому Николай Александрович особенно старался, выполняя её портреты. Её лицо написано превосходно, кажется вылепленным, мастерски запечатлён взгляд грустных умных глаз. Прекрасно передана фактура ткани на платье, чётко выписаны сложный воротник и чёрная сетка, прикрывающая причёску.

Василий Колесников, 1832-1833 гг.

Александр Поджио и Иван Шимков, 1832-1833 гг.

Николай Иванович Лорер, декабрь 1832 - январь 1833 гг.

Александр и Пётр Беляевы, декабрь 1832 - январь 1833 гг.

Александр Муравьев, декабрь 1832 - январь 1833 гг.

Михаил Рукевич и Павел Мозган, декабрь 1832 - январь 1833 гг.

Илья Иванов, 1833 год

Павел Аврамов, 1833 год

Дмитрий Завалишин (портрет воспроизведён по старинной фотографии) и Сергей Трубецкой, 1834-1835 гг.Конечно, по-прежнему Николай Александрович продолжал писать портреты соузников, оставашихся в тюрьме, для родственников и друзей.

Михаил и Наталья Фонвизины, 1834 год

Из-за болезни Михаила Фонвизина, семья покинула Петровский завод на год позже товарищей по разряду, в марте 1834 года. Портрет декабриста исполнен мастерски, впервые именно здесь появилась такая яркая деталь, как эффектный цветной шарф, повязанный на шее. Портретов супруги, урождённой Натальи Апухтиной, Бестужев выполнил четыре, но сохранился только этот один, написанный в 1832 году. После возвращения в Бронницу и смерти Фонвизина, Наталья Дмитриевна стала супругой другого декабриста - Ивана Ивановича Пущина.

Фердинанд Богданович Вольф, 1840-гг.Копия с оригинала Н.А. Бестужева

К сожалению, портрет доктора Вольфа 1835 года не сохранился, привожу более поздний, но о нём ещё будет идти речь дальше. Услугами Фердинанда Богдановича пользовались все, не только товарищи по заключению, их жёны и дети. Старик наш, комендант, лечился только у Вольфа, также много заводских чиновников и рабочих; приезжали также страждущие недугами из окрестных и дальних мест. Вольф справлялся с большою аптекою с помощью А.Ф. Фролова, который помогал растирать, толочь, варить и процеживать лекарства. (А.Е. Розен Записки декабриста) Слава о талантливом докторе Вольфе распространилась далеко, поэтому поселении ему была разрешена врачебная практика, из-за нехватки медицинских кадров в Восточной Сибири.

Камера Вольфа в Петровской тюрьме, 1831-1835 гг.

В 1836 году опять отправилась на поселение большая партия декабристов и Николай Бестужев принялся за работу с удвоенной энергией, выполняя портреты товарищей, которым предстоял отъезд.

Пётр Свистунов, 1836 год

 Пётр Громницкий и Иван Киреев, 1836 год

Михаил Митьков, 1836 год

Свадьба декабриста Ивашева в Петровском ЗаводеНиколай ПОЛЯНСКИЙ

Дочь бедной гувернантки Камилла Ле-Дантю с 16 лет полюбила молодого гвардейца ротмистра Кавалергардского полка, единственного сына и наследника богатой и родовитой семьи Ивашёвых. Узнав об аресте и приговоре Василию (Базилю, как она его называла), Камилла приняла решение ходатайствовать перед императором о разрешении отправиться в Сибирь, вступить в брак со своим возлюбленным и добилась его. Это было прелестное во всех отношениях создание: жениться на ней было большим счастьем для Ивашёва. (М.Н. Волконская)

Василий и Камилла Ивашёвы, 1834 и 1831 гг.Портреты четы Ивашёвых были написаны Бестужевым раньше, хотя на поселение они уехали в 1836 году.

Камилла Ивашёва с покрытой головой, 1834 год

Камилла Ивашёва, 1834 год

Николай Бестужев написал несколько портретов Камиллы (и их вариантов) в 1831 и 1834 годах. Художник в них сумел отразить нежность, скромность и благородство этой очаровательной женщины, которая говорила: Если бы на земле существовало полнейшее счастье, оно было бы мне не по силам, я слишком слаба для него... Она умерла после рождения дочери Елизаветы, скончавшейся вместе с матерью, на поселении в возрасте 31 года. Базиль Ивашёв, писавший: Нет у меня больше моей подруги, бывшей утешением моих родителей в самые тяжелые времена, давшей мне восемь лет счастья, преданности, любви, и какой любви. Чистая, как ангел, она заточила свою юность в тюрьму, чтобы разделить ее со мной, потом делила горе, пережил Камиллу на год.

Александр и Николай Крюковы, 1836 год

М. Лунин.pngМихаил Лунин, 1836 год

Николай Бестужев сумел передать характер этого гордого, смелого, непреклонного и беспокойного человека. На потрете Лунин - мудрец и аскет, скрытая в уголках глаз улыбка которого излучает иронию и даже сарказм.

Александр Фролов, 1836 год

Николай Басаргин и Алексей Тютчев, 1836 год

Вид внутреннего двора одного из отделений Петровской тюрьмыНиколай Бестужев

Иван и Прасковья Анненковы, 1836 годИсторию романтической любви этой пары надеюсь знают все...

Никита Муравьёв, 1836 год

Иван Пущин, 1837 годакварель Николая Бестужева

Untitled-3.jpgКамера Ивана Пущина в Петровской тюрьме, 1836 год

Это единственный портрет Пущина кисти Бестужева, сохранившийся до наших дней, хотя этого всеобщего любимца, рыцаря правды и чудо-человека он писал много раз. Художнику удалось передать обаяние и привлекательность любимого друга Александра Сергеевича Пушкина.

Андрей Быстрицкий и Александр Мозалевский, 1837 год

Иван Горбачевский, 1837 год

Превосходено исполнен портрет Ивана Горбачевского, человека большой энергии и огромной силы воли. Рельефно выписано его красивое умное лицо, глаза с пронзительным взглядом, под которым, как утверждали современники, люди не смели лгать... Этот портрет вызывал в Петербурге восторги ценителей живописи.

Мария и Сергей Волконские, 1837 год.

Портреты четы Волконских также написаны рукой зрелого мастера. Художник прекрасно передал своеобразные черты образа Марии Волконской – "горящие" чёрные глаза, смуглую кожу, густые пышные волосы, подчеркнув огромную силу воли этой женщины, которая помогла ей вынести тяжкое тридцатилетнее пребывание в изгнании. Этот портрет кисти Бестужева по праву считается одним из лучших в иконографии Марии Николаевны. После отъезда на поселение, она продолжала переписываться с художником, систематически выписывая через столичных родственников всё необходимое ему для живописи: ватман, рисовальную бумагу, кисти, краски, карандаши. Глядя на неприкрашенное изображение Сергея Волконского, можно увидеть, как постарел и изменился за 11 лет каторги облик некогда блестящего офицера, участника войн 1812-14 годов.

Ал-др Поджио.jpgАлександр Поджио, 1837 год

Артамон Муравьев, 1838 год

Неожиданно для себя и товарищей Артамон Захарович Муравьёв стал на каторге медиком, практикующим хирургом: ...пускал кровь, выдергивал зубы, ставил вантузы или банки, перевязывал раны. Быв командиром Ахтырского гусарского полка, он, наверно, не думал сделаться фельдшером; находясь в отпуску за границею, он в университетах с жадностью слушал лекции хирургии и посещал клиники; на поселении он продолжал помогать больным... (А.Е. Розен Записки декабриста) Может быть благодаря ему и доктору Вольфу, как писал тот же Розен, во всю бытность мою в Чите и в Петровском Заводе в продолжение шести лет мы не знали смерти в кругу наших товарищей в остроге и в тюрьме...

Последними уехали на поселение в 1839 году осуждённые по первому разряду.

Фёдор Вадковский и Владимир Бечаснов, 1839 год

Сутгоф.jpgАлександр Сутгоф, 1839 год

Вениамин Соловьёв и Николай Панов, 1839 год

Александр Барятинский, 1839 год

Борисовы.jpgПётр и Алексей Борисовы, 1839 год

Дмитрий Завалишин, 1839 год

Давыдовы.pngАлександра и Лев Давыдовы, 1839 год

Дети Давыдовых.jpgА.И. Давыдова с детьми в Петровском заводеСепия Н.А. Бестужева, 1835 год

Александра Давыдова, уезжая в Сибирь, оставила на попечение родственников шестерых детей. Здесь она родила и воспитала ещё семерых сыновей и дочерей. Последние сорок лет жизни она провела в родной Каменке, где подружилась с Петром Ильичём Чайковским. Александра Ивановна умерла последней из одиннадцати жён декабристов, в 1895 году, в возрасте 93 лет, окруженная многочисленным потомством, уважением и почтением всех, знавших её.

Арбузов.jpgАнтон Арбузов, фотография с утраченной акварели Бестужева

Вид Петровского заводаКартина маслом. Копия В.В. Давыдова (сына В.Л. и А.И. Давыдовых) с акварели Николая Бестужева

Александр Якубович, 1839 год

Щепкин-Повало.pngДмитрий Щепин-Ростовский и Иван Повало-Швейковский, 1839 год

Трубецкой С.jpgСергей Трубецкой, 1839 год

К сожалению, как я уже писала, портретов супруги Сергея Трубецкого кисти Николая Бестужева, более не сохранилось, кроме показанного в первой части. Не на всех сибирские условия действовали негативно. Если раньше Екатерина Ивановна страдала бесплодием и постоянно лечилась на водах в Европе, то уже в Читинском остроге у неё родилась дочь Александра. А затем ещё шестеро детей, три дочери и три сына, воспитанию и обучению которых Трубецкой уделял много времени, разработав собственную методику преподавания не только общеобразовательных предметов, но и теории музыки, иностранных языков.

Камеры.pngКамеры Михаила Бестужева и Николая Панова в Петровской тюрьме, 1831-1839 гг.Справа у печи Николай Бестужев, слева - Панов.

МБ.jpgМихаил Бестужев, 1839 год

Александр Бестужев-Марлинский, 1839 годКопия с гравированного портрета, помещённого в издании Сто русских литераторов в 1838 году.

С этим портретом произошёл казус. Для сборника Смирдина Александр Бестужев в 1833 году из Дербента прислал Ксенофонту Полевому свой автопортрет (он ведь тоже немного рисовал), но очень неудачный. Полевой с помощью более мастеровитого живописца сделал с него несколько копий, которые оказались значительно лучше оригинала. Произведения А. Марлинского, особенно после его гибели на Кавказе, пользовались большим успехом у читателей, и Смирдин решился включить их в свой сборник, опубликовав не только портрет литератора, но и разместив под портретом его факсимиле: Александр Бестужев. Буря разразилась через три месяца после выхода первого тома в свет. Великий князь Михаил Павлович обнаружил портрет и вручил книгу Николаю I со словами: Тех, кого следовало бы повесить, нынче развешивают! Взбешённый император приказал изъять портрет, что и было сделано незамедлительно, причём жандармы не церемонились, выдирая страницу с мясом из первого тома всех подписчиков издания Смирдина. Сохранилось всего несколько экземпляров, в том числе и тот, что успела получить в Петровском заводе Екатерина Трубецкая. Именно с него в 1839 году Николай Александрович и сделал копию портрета брата.

 Мария Юшневская, 1831-1832 гг.Миниатюра на слоновой кости

Мария Юшневская была самой возрастной из женщин, приехавших в Сибирь за мужьями. Ей шёл сорок четвёртый год. Она была очень дружна с братьями Бестужевыми и первый её портрет Николай Александрович написал в 1831-32 годах в своей прежней технике на слоновой кости.

 Алексей и Мария Юшневские, 1839 год

203 - -.jpgПетровский завод, 1830-гг.

За время пребывания в Читинском остроге и в Петровском заводе в семьях декабристов родилось двадцать четыре ребенка (не было детей только у Юшневских, Фонвизиных и Нарышкиных), кроме тех, что появились на свет позже, на поселении. Николай Александрович, без сомнения, писал их портреты, но до наших дней дошло всего несколько.

 Ноннушка (Софья) Муравьёва, 1833-35 гг., первый ребёнок, рождённый на каторге.

 Сашенька Ивашёв, 1834 год

Саша Ивашёв, 1834 год

Оля Анненкова, 1836 год

У плотины copy.pngПетровский завод. У плотины, 1832-39 гг.Акварель Николая Бестужева, фрагменты

Помимо основной коллекции, Николай Александрович создал ещё одну, скопировав портреты товарищей обыкновенным карандашом (женских портретов в ней не было). У некоторых рисунков обозначены одни контуры, другие более выписаны, художник их отретушеровал, наложил тени. Перед отъездом на поселение, Бестужев передал её на память Ивану Горбачевскому, который остался жить в Петровском заводе. Эти работы были написаны на матовой жёлтовато-белой бумаге с золотым кругом обрезом.

К сожалению, разместить весь материал не удалось, поэтому окончание следует.

PS: Для тех, кто осилил это сообщение до конца, просьба ответить на вопрос, какой мужской и женский портреты Николая Бестужева вам понравились больше всего:)

pro100-mica.livejournal.com

Декабристы – белгородцы. БелПресса

14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге произошло событие, которое потрясло основы Российской империи. Представители самых известных дворянских родов, служившие в русской армии, восстали против самодержавия.

По прошествии 190 лет трудно судить об этом событии: патриотично оно было и вовремя либо только расшатало традиционные устои Российского государства и незыблемость самодержавной власти. Можно с уверенностью сказать лишь одно – большая часть участников тех событий искренне верила в грядущее, после победы восстания, обновление России и в светлое будущее российского общества.

Восстание на Сенатской площади произошло под руководством Северного общества декабристов, членом которого был и представитель Белгородчины (на то время входящей в Курскую губернию) дворянин Николай Раевский. После подавления восстания Раевский был арестован и сослан на Кавказ на службу в Отдельный Кавказский корпус. Он проявил себя в русско-иранской (1826-1828 гг.) и русско-турецкой войнах (1828-1829 гг.), принял участие во взятии закавказских крепостей Абасабад, Сардарапат, Ереван, Каре, Ахалцих.

После подавления восстания на Сенатской площади произошло восстание декабристов Южного общества. На сей раз восстали декабристы Черниговского полка, расквартированного на Украине, под Киевом, в местечке Белая Церковь. Выступление имело целью спасти положение после подавления восстания в Петербурге и продолжить борьбу. К 1 января 1826 года численность восставших достигла 1000 солдат при 17 офицерах. Восставшие двинулись на Житомир, однако правительственные войска, перекрыв дорогу, заставили восставших повернуть на Белую Церковь. 3 января 1826 года при попытке прорыва на Житомир для соединения с полками 8-й пехотной дивизии у деревни Устиновка Черниговский полк был разгромлен артиллерией правительственных войск и преследован кавалерией.

Сергей Муравьёв-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин были повешены, офицеры приговорены к пожизненной каторге. Свыше 100 унтер-офицеров и солдат подверглись телесным наказаниям, а 805 солдат полка были сосланы на Кавказ в действующую армию.

Среди участников восстания, солдат Черниговского полка, были и представители Белгородчины. Из них в Навагинский пехотный полк Отдельного Кавказского корпуса были переведены:

1. Степан Никитин сын Касиченко, 34 года, с 20 мая 1814 года рядовой Черниговского полка, крестьянин помещика Барсова, деревни Хутор-Стрелецкий Новооскольского уезда.

2. Яков Тимофеев сын Брилев, 30 лет, с 10 октября 1812 года рядовой Черниговского полка, крестьянин помещика Ямцова, села Разумова Белгородского уезда.

3. Фёдор Назаров сын Титюков, 35 лет, с 15 ноября 1812 года рядовой Черниговского полка, крестьянин помещика Сонцова, деревни Александровка Белгородского уезда.

Во 2-й батальон Апшеронского пехотного полка Отдельного Кавказского корпуса были переведены:

1. Лукьян Трофимов сын Дубинин, 33 года, с 25 сентября 1812 года рядовой Черниговского полка, крестьянин помещика Салтыкова, слободы Обуховой Корочанского уезда.

2. Андрей Осипов сын Тараватов, 30 лет, со 2 ноября 1812 года рядовой Черниговского полка, крестьянин помещика Сколопова, слободы Араповки Белгородского уезда.

13 декабря 1826 года в Кабардинский пехотный полк Отдельного Кавказского корпуса были переведены:

1. Илья Кузьмин сын Новиков, 44 года, с 6 марта 1812 года рядовой Черниговского полка, из однодворцев деревни Нечаевой Корочанского уезда. За участие в войне 1812 года награждён Серебряной медалью.

2. Иван Емельянов сын Шевченко, 30 лет, с 23 сентября 1812 года рядовой Черниговского полка, из крестьян помещика Юсупова, села Никольского Корочанского уезда.

Из Черниговского полка в Ширванский полк Отдельного Кавказского корпуса был переведён Иван Яковлев сын Щербатов, 44 года, с 1 сентября 1812 года рядовой Черниговского полка, из крестьян помещика Салтыкова, слободы Обуховки Старооскольского уезда.

В Таманский гарнизон были сосланы:

1. Андрей Яковлев сын Попов, 39 лет, с 5 марта 1812 года рядовой Черниговского полка, из крестьян Казацкой слободы Корочанского уезда. За участие в войне 1812 года награждён Серебряной медалью.

2. Василий Иванов сын Масалов, 45 лет, с 26 октября 1812 года рядовой Черниговского полка, из однодворцев деревни Корноуховой Белгородского уезда.

18 декабря 1826 года в 43-й Егерский полк Отдельного Кавказского корпуса перевели:

1. Андрея Дмитриева сына Зинзирова, 33 года, с 6 октября 1812 года рядового Черниговского полка, из крестьян помещика Попова, деревни Венеревки Белгородского уезда.

2. Дмитрия Яковлева сына Кармазина, 34 года, с 16 октября 1812 года рядового Черниговского полка, из крестьян помещика Гринова, села Ржевки Корочанского уезда.

3. Марка Максимова сына Сердюкова, 47 лет, с 25 октября 1812 года рядового Черниговского полка, из крестьян помещика Сонцова, слободы Петровской Новооскольского уезда.

Несмотря на то, что Белгородчина в восстании декабристов представлена в основном рядовыми, исторически несправедливо и неправильно к декабристам причислять лишь офицеров, так как рядовой состав понёс не меньшее наказание за свою причастность к восстанию.

 

доктор исторических наук, профессор Старооскольского филиала Воронежского экономико-правового института

www.belpressa.ru

до и после ссылки: shakko_kitsune

Сергей Волконский

(на этой фотографии вообще похож на какого-то сурового охотника за головами с Дикого Запада той эпохи, конца 19 века)

Обратите внимание, какие у всех стали бешеные глаза.

Сергей Петрович Трубецкой

Матвей Иванович Муравьев-Апостол

Петр Иванович Борисов

Иван Иванович Горбачевский

Иван Иванович Пущин

Встречается новомодная тенденция говорить, что декабристов в Сибири не особо обижали, и жили они там на привилегированных условиях.По-моему, по этому before and after очень видно, что это за "привилегированные" условия были...

Иван Дмитриевич Якушкин

Николай Алексеевич Панов

Николай Иванович Тургенев

Иван Александрович Анненков

Гавриил Степанович Батеньков

Иосиф Викторович Поджио

Александр Николаевич Муравьев

Захар Григорьевич Чернышев

Михаил Александрович Назимов

Сергей Иванович Кривцов

Дмитрий Завалишин

Николай Александрович Загорецкий

Александр Викторович Поджио

***

Вообще, про поздних этих декабристов с суровыми лицами надо снять фильм в стиле вестерн, про дикий сибирский фронтир.

Режиссером позвать Алехандро  Иньярриту.

Главную роль пусть сыграет Курт Рассел, или Джефф Бриджес, или Михаил Боярский -- каким он был в "Тарасе Бульбе", лысым и с чубом.

Прототипом главного героя, например, будет Сергей Волконский.

Сюжет, например, такой. Князь Болконский живет в дикой глуши, охотится на волков и дружит с местными узкоглазыми.Из Екатеринбурга должен приехать молодой, неопытный жандарм (Том Хиддлстон со смешными тонкими усиками), которому предписано объехать все места ссылки декабристов и проверить, как они живут.

С соседнего кордона князю уже сообщили голубиной почтой, что жандарм выехал.А кругом зима, вьюга, холода. Короче, Syberia.Болконский ждет, ждет. Жандарм все не едет."Пропал человек!"Другой бы ссыльный порадовался, но князь же декабрист, души прекрасные порывы, все такое.И, запрягши в сани своих оленей, наутро он отправляется искать своего соглядатая.

На пути князю Болконскому встретятся беглые каторжники, золотоискатели, контрабандисты, тунгусы и буддисты. И, разумеется, медведь, которого он одолеет с легкостью.Нужен ли хэппи-енд, я не знаю.А, блин, это же Том Хиддлстон. Тогда обязательный хэппи-энд со сценой в бане! И крупными планами торса Локи!

Отличный бы фильм вышел.Ну а чо? Ведь известно же, что "Омерзительная восьмерка" Тарантино -- это ремейк советского фильма про Урал и Гражданскую войн.

Акварель декабриста Николая Бестужева «Камера Волконских в Петровском заводе», 1830 г.

UPD: к вопросу о том, что "бешеные глаза" не из-за души моделей, а из-за тогдашнего фотографирования.Вот петербургские фотографии того периода людей, живших обычной жизнью.

Горчаков, Тютчев, Скобелев

shakko-kitsune.livejournal.com

Что нужно знать о декабристах

На протяжении почти 200 лет восстание декабристов привлекает внимание историков. Написано огромное количество научных статей и даже диссертаций на эту тему. Вследствие казни декабристов российское общество потеряло самый цвет просвещенной молодежи, ведь были они выходцами из семей дворянства, славными участниками войны 1812 года…

Кем были декабристы?

Компанией молодых дворян, мечтавших изменить положение дел в России.

На ранних этапах в декабристских тайных обществах участвовало довольно много людей, и позже следствию приходилось думать, кого считать заговор­щиком, а кого — нет.

Все потому, что деятельность этих обществ ограничивалась исключительно разговорами. Были ли готовы члены Союза благоден­ствия и Союза спасения перейти к каким-либо активным действиям — вопрос спорный.

Декабристы на мельнице в Чите. Рисунок Николая Репина. 1830-е годы. Декабрист Николай Репин был приговорен к каторжным работам на 8 лет, затем срок сократили до 5 лет. Наказание он отбывал в Читинском остроге и в Петровском Заводе.

В общества входили люди разной степени знатности, достатка и положения, однако есть несколько вещей, которые их объединяли.

Бедные или зажиточные, родовитые или не очень, но все они относились к дворянству, то есть к элите, что предполагает некоторый уровень жизни, образование и статус.

Это, в частности, означало, что многое в их поведении определял кодекс дворянской чести. Впоследствии это поставило их перед сложной моральной дилеммой: кодекс дворянина и кодекс заговорщика очевидно противоречат друг другу.

Дворянин, будучи пойманным на неудачном восстании, должен явиться к государю и повиниться, заговорщик должен молчать и никого не выдавать. Дворянин не может и не должен лгать, заговорщик — делает все, что требуется для достижения его целей.

Представить себе декабриста живущим на нелегальном положении по подложным документам — то есть обычной жизнью подпольщика второй половины XIX века — невозможно.

Декабристы — это люди армии, профессиональные военные с соответствую­щим образованием; многие прошли через сражения и были героями войн, имели боевые награды.

Все они искренне полагали главной своей целью службу на благо отечества и, сложись обстоятельства по-другому, почли бы за честь служить государю в качестве государственных сановников.

Свержение государя вовсе не было главной идеей декабристов, они пришли к ней, глядя на текущее положение вещей и логически изучая опыт революций в Европе (и далеко не всем им эта идея была по душе).

Сколько всего было декабристов?

Всего после восстания 14 декабря 1825 года было арестовано более 300 человек, из них осуждено 125, остальных оправдали.

Точное количество участников декабристских и преддекабристских обществ установить сложно — именно в силу того, что вся их деятельность сводилась к более или менее абстрактным разговорам в дружеском кругу молодых людей, не связанных четким планом или строгой формальной организацией.

Камера Николая Панова в тюрьме Петровского Завода. Рисунок Николая Бестужева. 1830-е годыНиколай Бестужев был осужден в каторжную работу навечно, содержался в Чите и в Петровском Заводе, затем в Селенгинске Иркутской губернии.

Стоит заметить, что люди, участвовавшие в декабристских тайных обществах и непосредственно в восстании, — это два не слишком пересекающихся множества.

Многие из тех, кто участвовал в заседаниях ранних декабристских обществ, впоследствии полностью потеряли к ним интерес и стали, например, ревностными чиновниками-охранителями; за девять лет (с 1816 по 1825 год) через тайные общества прошло довольно много людей.

В свою очередь, в восстании участвовали и те, кто вообще в тайные общества не входил или был принят за пару дней до мятежа.

Как становились декабристами?

Чтобы оказаться причисленным к кругу декабристов, иногда доста­точно было ответить на вопрос не вполне трезвого приятеля: «Есть общество людей, желающих блага, процветания, счастья и свободы России. Ты с нами?» — причем оба про этот разговор впоследствии могли забыть.

Стоит заметить, что разговоры про политику в дворянском обществе того времени совершенно не поощря­лись, так что те, кто был к таким разговорам склонен, волей-неволей образовывали замкнутые кружки по интересам.

В известном смысле можно считать декабристские тайные общества способом социализации тогдашнего поколения молодых людей; способом уйти от пустоты и скуки офицерского общества, найти более возвышенный и осмысленный способ существования.

Так, Южное общество возникло в крохотном украинском местечке Тульчине, где был расквартирован штаб Второй армии. Образованные молодые офицеры, чьи интересы не сводятся к картам и водке, собираются в своем кругу, чтобы поговорить о политике — и это единственное их развлечение.

Эти собрания они назовут, по тогдашней моде, тайным обществом, что, по сути, было просто свойственным эпохе способом обозначить себя и свои интересы.

Сходным образом Союз спасения был просто компанией боевых товарищей лейб-гвардии Семеновского полка; многие были родственниками. Вернувшись с войны в 1816 году, они организовывают свой быт в Петербурге, где жизнь была довольно дорогая, по знакомому солдатам артельному принципу: снимают вскладчину квартиру, скидываются на пропитание и прописывают в уставе детали общего быта.

Эта небольшая дружеская компания впослед­ствии и станет тайным обществом с громким названием “Союз спасения”, или “Общество истинных и верных сынов отечества”. На деле это совсем небольшой — пара десятков человек — дружеский кружок, участникам которого хотелось, помимо прочего, поговорить про политику и пути развития России.

«Русская правда» Павла Пестеля. 1824 год. Программный документ Южного общества декабристов. Полное название — “Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного верховного правления, обладающего диктаторскими полномочиями”.

К 1818 году круг участников станет расширяться, и Союз спасения реформируется в Союз благоденствия, в котором было уже около 200 человек из Москвы и Санкт-Петербурга, причем все вместе они никогда не собирались и два члена союза могли быть уже и не знакомы лично.

Это неконтролируемое расширение круга и побудило лидеров движения объявить о роспуске Союза благоденствия: избавиться от лишних людей, а также дать возможность тем, кто хотел всерьез продолжать дело и готовить уже настоящий заговор, делать это без лишних глаз и ушей.

Чем они отличались от других революционеров?

По сути, декабристы были первой политической оппозицией в истории России, созданной по идейным осно­ваниям (а не, например, в порядке борьбы придворных группировок за доступ к власти).

Советские исто­рики привычно начинали ими цепочку революционеров, которая продолжалась Герценом, петрашев­цами, народниками, народовольцами и, наконец, большевиками.

Однако декабристов от них отличало прежде всего то, что они не были одержимы идеей революции как таковой, не заяв­ляли, что любые преобразования бессмысленны, пока не свергнут старый порядок вещей и не провоз­глашено какое-то утопическое идеальное будущее.

Они не противо­поставляли себя государству, а слу­жили ему и к тому же были важной частью российской элиты. Они не были профессиональными революционе­рами, живущими в рамках очень специ­фической и во многом марги­нальной субкультуры — как все, кто позднее пришел им на смену.

Они мыслили себя возможными помощни­ками Александра I в деле проведения реформ, и если бы император продолжил ту линию, которую он на их глазах так смело начал, даровав конституцию Польше в 1815-м, то они были бы счастливы помочь ему в этом.

Что вдохновило декабристов?

Более всего — опыт Отечественной войны 1812 года, характеризовавшейся огромным патриотическим подъемом, и Заграничного похода русской армии 1813–1814 годов, когда множество молодых и горячих людей впервые увидело вблизи другую жизнь и этим опытом оказалось совершенно опьянено.

Им казалось несправедливым, что Россия живет не так, как Европа, и еще более несправедливым и даже диким — что солдаты, с которыми они бок о бок выиграли эту войну, сплошь из крепостных и помещики обращаются с ними как с вещью.

Именно эти темы — реформы для достижения большей справедливости в России и отмена крепостного права — и были главными в разговорах декабристов.

Не менее важным был и политический контекст того времени: преобразования и революции после Наполеоновских войн произошли во многих странах, и казалось, что вместе с Европой может и должна поменяться и Россия.

Самой возможностью всерьез обсуждать перспективы смены строя и революции в стране декабристы обязаны политическому климату.

Чего хотели декабристы?

В общем — реформ, изменений в России к лучшему, введения конституции и отмены крепостного права, справедливых судов, равенства людей всех сословий перед законом. В деталях же они расходились, зачастую кардинально.

Справедливым будет сказать, что никакого единого и четкого плана реформ или революционных изменений у декабристов не было. Невозможно представить себе, что было бы, если бы восстание декабристов увенчалось успехом, потому что сами они не успели и не смогли договориться о том, что делать дальше.

Первая страница конституционного проекта Никиты Муравьева. 1826 год. Конституция Никиты Михайловича Муравьева — программный документ Северного общества. Официально обществом не была принята, однако была широко известна и отражала настроения большинства его членов. Составлена в 1822–1825 годах.

Как вводить конституцию и устраивать всеобщие выборы в стране с поголовно неграмотным крестьянским населением? Ответа на этот и на многие другие вопросы у них не было. Споры декабристов между собой знаменовали лишь зарождение культуры политической дискуссии в стране, и многие вопросы ставились впервые, а ответов на них и вовсе ни у кого не было.

Впрочем, если у них и не было единства по поводу целей, то по поводу средств они были единодушны: своего декабристы хотели добиться путем военного переворота; того, что сейчас мы бы назвали путчем (с той поправкой, что если бы реформы исходили от трона, декабристы бы их приветствовали).

Идея народного восстания была им абсолютно чужда: они были твердо уверены, что народ вовлекать в эту историю крайне опасно. Восставшим народом невозможно управлять, а войска, как им казалось, останутся у них под контролем (ведь у большинства участников был опыт командования). Главное здесь — что они очень боялись кровопролития, междоусобия и полагали, что военный переворот дает возможность этого избежать.

В частности, поэтому декабристы, выводя полки на площадь, совершенно не собирались объяснять им свои резоны, то есть вести пропаганду среди собственных солдат они считали делом ненужным. Они рассчитывали только на личную преданность солдат, которым старались быть заботливыми командирами, а также на то, что солдаты просто будут выполнять приказы.

Как прошло восстание?

Неудачно. Нельзя сказать, что у заговорщиков не было плана, но выполнить его не удалось с самого начала. Им удалось вывести на Сенатскую площадь войска, однако планировалось, что на Сенатскую они придут к заседанию Государственного совета и Сената, которые должны были присягать новому государю, и потребуют введения конституции.

Восстание декабристов. Сенатская площадь 14 декабря 1825 года. Картина Карла Кольмана. 1830-е годы.

Но когда декабристы пришли на площадь, выяснилось, что заседание уже закончилось, сановники разош­лись, все решения приняты, а требования предъявлять попросту некому.

Ситуация зашла в тупик: офицеры не знали, что делать дальше, и продол­жали держать войска на площади. Восставших окружили правительственные войска, произошла перестрелка.

Восставшие просто стояли на Сенатской, даже не пытаясь совершить какое-либо действие — например, отправиться на штурм дворца. Несколько выстрелов картечью со стороны правительственных войск рассеяли собравшихся и обратили их в бегство.

Почему восстание провалилось?

Для удачи любого восстания нужна несомненная готовность в какой-то момент пролить кровь. Этой готовности у декабристов не было, они не хотели кровопролития. А представить себе удачный мятеж, лидеры которого прилагают все усилия, чтобы никого не убить, историку сложно.

Кровь все равно пролилась, но жертв было сравнительно немного: обе стороны стреляли с заметной неохотой, по возможности поверх голов. Правительственные войска ставили задачу просто рассеять мятежников, а те отстреливались.

Современные подсчеты историков показывают, что во время событий на Сенатской с обеих сторон погибло около 80 человек. Разговоры о том, что жертв было до 1500 человек, и о куче трупов, которые полиция ночью скидывала в Неву, ничем не подтверждаются.

Кто и как судил декабристов?

Для расследования дела был создан специальный орган — «высочайше учреж­денный Тайный комитет для изыскания соучастников злоумышленного общества, открывшегося 14 декабря 1825 года», куда Николай I назначил в основном генералов. 

Для вынесения приговора специально учредили Верховный уголовный суд, в который назначили сенаторов, членов Государственного совета, Синода.

Допрос декабриста Следственным комитетом в 1826 году. Рисунок Владимира Адлерберга

Проблема заключалась в том, что императору очень хотелось осудить мятеж­ников справедливо и по закону. Но подходящих законов, как выяснилось, не было. Не существовало никакого цельного кодекса с указанием относитель­ной тяжести разных преступлений и мер наказаний за них (вроде современного Уголовного кодекса).

То есть можно было воспользоваться, скажем, Судеб­ником Ивана Грозного — его никто не отменял — и всех, например, сварить в кипящей смоле или колесовать. Но было понимание, что это уже никак не соответствует просвещенному XIX веку. К тому же подсудимых много — и вина их очевидным образом различается. 

Поэтому Николай I поручил Михаилу Сперанскому — сановнику, тогда известному своим либерализмом, — разработать какую-то систему. Сперанский разбил обвинение на 11 разрядов по степени вины, про каждый разряд прописал, какой состав преступления ему соответствует.

А потом обвиняемых расписали по этим разрядам, и по каждому судьи, выслушав записку о силе его вины (то есть итог следствия, нечто вроде обвинительного заключения) голосовали, соответствует ли он этому разряду и какую меру наказания назначить каждому разряду.

Вне разрядов шли пятеро, пригово­ренных к смертной казни. Впрочем, приговоры делали «с запасом», чтобы государь мог проявить милосердие и смягчить наказание.

Суд над декабристами.

Процедура была такая, что сами декабристы на суде не присутствовали и не могли оправдываться, судьи рассматривали только подготовленные Следственным комитетом бумаги.

Декабристам лишь огласили готовый приговор. За это они потом упрекали власть: в более цивилизованной стране у них были бы адвокаты и возможность защищаться.

Казнь

Обращаясь к суду о возможном способе казни декабристов, Николай отмечает, что кровь не должна пролиться. Таким образом, их, героев Отечественной войны, приговаривают к позорной виселице…

Кто были казненные декабристы? Фамилии их следующие: Павел Пестель, Петр Каховский, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин. Приговор зачитали 12 июля, а повесили их 25 июля 1826 года.

Казнь декабристов. Рисунок Пушкина в рукописи 'Полтавы', 1828 г.

Место казни декабристов долго оборудовалось: строилась виселица со специальным механизмом. Однако не обошлось без накладок: трое осужденных сорвались с петель, их пришлось вешать повторно.

В том месте в Петропавловской крепости, где казнили декабристов сейчас находится памятник, представляющий собой обелиск и гранитную композицию. Она символизирует отвагу, с которой сражались за свои идеалы казненные декабристы.

Как декабристы жили в ссылке?

Те, кто получил приговор в каторжные работы, были отправлены в Сибирь. По приговору они также были лишены чинов, дворянского достоинства и даже боевых наград.

Более мягкие приговоры последним разрядам осужденных — это ссылка на поселение или в отдаленные гарнизоны, где они продолжали службу; не все лишались чинов и дворянства.

Осужденных в каторжные работы начали отправлять в Сибирь постепенно, небольшими партиями — везли на лошадях, с фельдъегерями.

Первой партии, из восьми человек (из самых известных туда входили Волконский, Трубецкой, Оболенский), не повезло особенно: их отправили на настоящие рудники, на горные заводы, и там они провели первую, действительно тяжелую зиму.

Но тут, по счастью для декабристов, в Петербурге спохватились: ведь если распределить государственных преступников с опасными идеями по сибир­ским рудникам, это же означает собственными руками рассеять мятежные идеи по всей каторге!

Николай I принял решение, во избежание распростра­нения идей, собрать всех декабристов в одном месте. Тюрьмы такого размера нигде в Сибири не имелось. Приспособили острог в Чите, туда перевезли тех восьмерых, кто уже страдал на Благодатском руднике, и остальных везли уже сразу туда.

Там было тесно, все узники содержались в двух больших помеще­ниях. И так уж получилось, что там совершенно не было никакого объекта каторжных работ, никакого рудника. Последнее, впрочем, не очень тревожило петербургские власти. Взамен каторжных работ декабристов водили засыпать овраг на дороге или молоть зерно на мельнице.

К лету 1830 года для декабристов построили новую тюрьму в Петровском Заводе, попросторнее и с отдельными персональными камерами. Там тоже никакого рудника не было.

Из Читы их вели пешком, и этот переход им запомнился как своего рода путешествие по незнакомой и интересной Сибири: некоторые по дороге набрасывали рисунки местности, собирали гербарии. Декабристам повезло еще и в том, что Николай назначил комендантом генерала Станислава Лепарского, человека честного и добродушного.

Лепарский исполнял свой долг, но не притеснял узников и, в чем мог, облегчал их положение. В общем, понемногу идея каторжных работ испарилась, осталось тюремное заключение в отдаленных районах Сибири.

Камера декабристов в читинском остроге.

Если бы не приезд жен, декабристы, как и хотел царь, были бы полностью отрезаны от прошлой жизни: им была строго воспрещена переписка. Но женам запретить переписку было бы скандально и неприлично, так что и с изоляцией не очень получилось.

Тут еще был тот немаловажный момент, что у многих оставались влиятельные родственники, в том числе в Петербурге. Николай не хотел раздражать этот слой дворянства, поэтому им удавалось добиваться разных мелких и не очень мелких послаблений.

В Сибири сложилась любопытная социальная коллизия: хоть и лишенные дворянства, названные государственными преступниками, для местных жителей декабристы все же были аристократами — по манерам, воспитанию, образованию.

В Сибирь настоящих аристократов редко заносило, декабристы стали своего рода местной диковинкой, их звали «наши князья», а к декаб­ристкам относились с большим почтением. Таким образом, того жестокого, страшного контакта с уголовным каторжным миром, который случался у ссыльных интеллигентов позднее, в случае декабристов тоже не произошло.

У современного человека, знающего про ужасы ГУЛАГа и концлагерей, есть соблазн относиться к ссылке декабристов как к несерьезному наказанию. Но ведь все важно в своем историческом контексте. Для них ссылка была связана с большими лишениями, особенно по сравнению с прежним образом жизни. 

И, как ни крути, это было заключение, тюрьма: первые годы они все постоянно, днем и ночью, были закованы в ручные и ножные кандалы. И в немалой мере то, что теперь, издали, их заключение выглядит не таким ужасным, — это их собственная заслуга: они сумели не опуститься, не переругаться, сохраняли собственное достоинство и внушали окружающим настоящее уважение.  

 

 

 

 

storyfiles.blogspot.com

Николай Бестужев, овеянный гениальностью... - КниЖЖка с картинками

Николай Александрович Бестужев, по основному образованию морской офицер, был человеком необычайно разносторонним. Он известен также как литератор, критик, историк флота, переводчик, путешественник, изобретатель, этнограф, декабрист. Но сразу оговорюсь: меня он интересует прежде всего, как рисовальщик и живописец, поэтому об остальных его многочисленных талантах, увлечениях, участии в восстании на Сенатской площади будет сказано в лучшем случае вскользь.

Портреты Прасковьи Михайловны и Александра Федосеевича БестужевыхВладимир БОРОВИКОВСКИЙ

Мой герой родился 24 апреля 1791 года в семье дворянина Александра Федосеевича и Прасковьи Михайловны Бестужевых. Он был старшим из восьми детей. До 10 лет Николай получал домашнее образование, которое в те времена предполагало не только изучение нескольких иностранных языков, литературы, основ наук и искусств, но и уроки рисования. К тому же его отец Александр Федосеевич был собирателем книг, минералов, редкостей Помпей и Геркуланума, эстампов, живописных полотен. Наш дом был богатым музеем в миниатюре... Будучи вседневно окружены столь разнообразными предметами, вызывавшими детское любопытство, пользуясь во всякое время доступом к отцу... слушая его толки и рассуждения с учеными, артистами и мастерами, мы невольно... всасывали всеми порами нашего тела благородные элементы окружающих нас стихий, – писал один из братьев Бестужевых. В доме отца бывали все лучшие художники и сочинители тогдашнего времени. Не мудрено, что Николай с детства проникся интересом и любовью к живописи, наукам и литературе. Выйдя в отставку с военной службы, А.Ф. Бестужев был назначен на должность правителя канцелярии при президенте Академии художеств графе А.С. Строганове. Это дало возможность братьям Николаю и Александру брать уроки рисования и живописи у лучших профессоров академии, хотя официальными воспитанниками её они не были.

АвтопортретГуашь, Кронштадт, 1814–15 годы

В 1802 году Николай был определён в одно из лучших учебных заведений Петербурга – Морской кадетский корпус, откуда вынес не только глубокие знания по морскому делу, но также познакомился с основами физики и астрономии, овладел немецким, французским и английским языками. По окончании курса был оставлен при корпусе преподавателем и воспитателем, затем служил во флотском экипаже, расквартированном в Кронштадте. В войне 1812 года и Заграничных походах русской армии ему поучаствовать не удалось. Более десяти лет Николай Бестужев отдал служению флоту, совершил несколько заграничных плаваний, став в 1822 году историографом флота, совместив служебную и литературную сферы деятельности.

Александр БестужевГуашь, Петербург, 1823–24 годыНиколай БЕСТУЖЕВ

После окончания Морского корпуса и до восстания 1825 года. Николай Бестужев продолжал время от времени заниматься миниатюрной живописью, он писал много портретов и сам обрамлял их в изящные рамки. Но, к сожалению, до нашего времени дошло всего несколько работ. Эти портреты были ещё далеки от совершенства, в них нарушались пропорции, колорит был не всегда выразительным. Однако, как отмечали современники, сходства он сумел добиться.

Николай Бестужев, автопортрет Гуашь, Петербург, 1825 год

Николай Александрович был знаком с приёмами письма гуашью (акварельными красками, растёртыми с белилами), которая давала непрозрачные глухие тона. Кроме этого, он освоил очень кропотливую и тонкую технику миниатюры на слоновой кости французского живописца Жана-Батиста Изабе (лёгким пунктиром и маленькими точками, сливавшимися в общий тон, создававшими впечатление живого и нежного свечения кожи), которая требовала тщательной обработки и отделки.

Николай и Александр Бестужевы нередко выступали в печати со статьями, посвящёнными академическим выставкам, размышлениями о художниках и проблемах изобразительного искусства. Непосредственно перед восстанием на Сенатской площади, Николай Бестужев стал членом Общества поощрения художников, где должен был курировать ту часть издания знаменитых происшествий, в которой изображались морские сражения.

В 1824 году Бестужев вошёл в состав тайного Северного общества и стал одним из активных его участников. 26 декабря 1825 года в чине капитан-лейтенанта он вывел на Сенатскую площадь Гвардейский морской экипаж и оставался с ним до трагического исхода мятежа. Именно Николая Александровича руководители восстания предложили поставить во главе восставших войск после самоустранения Сергея Трубецкого, но он отказался, так как здесь, на сухом пути, в командовании войсками совершенно не имеет понятия. Николай был осужден вместе с братом Михаилом по второму разряду на вечные каторжные работы, срок которых был сокращен впоследствии в З приема до 13 лет. Ссылку братья Бестужевы вместе с другими осужденными декабристами отбывали сначала в Чите, затем в Петровском Заводе.

Ворота читинского острогаНиколай БЕСТУЖЕВ

В Читинский острог братья Бестужевы прибыли в конце декабря 1827 года. Именно здесь, в Чите, родилась у Николая Александровича мечта увековечить облик своих соратников, участников восстания, созданием портретной галереи декабристов.

Портрет Любиви Ивановны СтеповойМиниатюра на слоновой кости, 1828 год

По прибытию в Читу Николай Александрович нарисовал портрет Любови Ивановны Степовой, первой и единственной своей возлюбленной. Это была миниатюра на слоновой кости, выполненная по памяти гуашью. Поистине ювелирная работа: кончиком тонкой кисти пунктиром написаны лицо, локоны, кружевной чепец, воротник, передана сложная фактура ткани. С этой миниатюрой Бестужев не расставался до конца своих дней.

Мария Волконская с сыном Николенькой, 1826 годПётр СОКОЛОВ

Достать в тюремных условиях тонкие полупрозрачные пластинки слоновой кости было проблематично. Поэтому Николай Бестужев, прибыв в Читинский острог, начал изучать азы акварельной живописи. Но видимых успехов достичь не удавалось. Только после того, как в руки Бестужеву попали портреты, выполненные очень известным и модным в то время портретистом и новатором в области "чистой акварельной" живописи Петром Фёдоровичем Соколовым, дело сдвинулось с мёртвой точки. Эти портреты привезли с собой декабристы или их жёны. Портреты Петра Соколова послужили для Николая Александровича школой акварельной живописи, с их помощью он постигал не только тончайшую технику мастера, но и выбор своеобразной колористической гаммы для каждой работы. Взяв их за образец, Бестужев большую часть коллекции выполнил акварелью, выиграв, по словам брата Михаила, как во времени, так и в эффекте.

Николай Николаевич РаевскийПётр СОКОЛОВ, Николай БЕСТУЖЕВ по оригиналу П.Ф. Соколова

По портретам Раевского, Марии Волконской, четы и детей Муравьёвых, Бестужев изучал манеру письма Соколова, переписывая их не единожды, пытаясь точно скопировать шедевры Соколова. До наших дней дошла копия портрета Николая Николаевича Раевского, отца Марии Волконской, сделанная Бестужевым с портрета Соколова. Вероятнее всего это первая акварель, выполненная им в остроге. Видно, что она ещё далека от идеала: помимо недостаточного сходства, отсутствует прозрачная лёгкость мазка, отличающая работы Петра Фёдоровича.

Никита Муравьёв, 1824 годПётр СОКОЛОВ

Александрина Муравьёва, 1825 годПётр СОКОЛОВ

Портрет жены Александрины Никита Муравьёв получил в каземате Петропавловской крепости 28 декабря 1825 года. В минуты наибольшей подавленности мне достаточно взглянуть на твой портрет, и это меня поддерживвает, – вспоминал Муравьёв. Он увёз его в Сибирь и не расставался до самой смерти. Эту работу Соколова Николай Бестужев копировал не один раз по просьбам друзей.

Откуда краски, спросите вы. Во-первых, в Читу два ящика акварельных красок привезли братья Борисовы, один из которых был любителем-натуралистом и неплохо владел акварелями, изучая флору и фауну и создавая целые альбомы птиц, бабочек, растений и т.д. Но в дальнейшем, на протяжении многих лет Николай постоянно получал из Санкт-Петербурга и Москвы все необходимые для живописи принадлежности благодаря заботам Александры Григорьевны Муравьёвой и её свекрови, Екатерины Фёдоровны Муравьёвой, которая несколько раз в год отправляла деньги и целые обозы с необходимым, тщательно выполняя каждую просьбу невестки. Именно Александрина постоянно выписывала для Бестужева (и других живописцев-декабристов) перья, карандаши, бумагу, краск

pro100-mica.livejournal.com

Декабристы на дагерротипах и фотографиях

Декабрист С. Г. Волконский. Дагерротип А. Давиньона. Иркутск. 1845 г.

✂…">

С.Г. Волконский, 1861

Волконский Сергей Григорьевич

Сергей Григорьевич Волконский. С фотографии начала 1860-х гг.

Иркутск. Ремесленная школа в бывшем доме декабриста С. Волконского. Кон. XIX в.

С.Г. Волконский. Дагерротип. 1845 г.

Сергей Григорьевич Волконский. Фотография 1861 года

Портрет М.Н. Волконской. Дагерротип. 1845 г.

Елена и Миша Волконские. Дагерротип А. Давиньона. Иркутск. 1845 г.

Портрет Елены Сергеевны Рахмановой, ур. Волконской (дочери декабриста). 1860-е

Сергей Григорьевич Волконский

С.Г. Волконский Фотография И.Г. Ностица. Ницца. 3 мая 1864 года.

Панов Николай Алексеевич (19 ноября 1803— 14 января 1850). Дагерротип А.Давиньона. Иркутск. 1845 г.

Н.А. ПАНОВ. Дагерротип. Иркутск 1845г.

Пожио Иосиф Викторович, дагерротип 1845г., Иркутск

Памятная доска. г. Николаев.

Пожио Иосиф Викторович, дагерротип 1845г., Иркутск

Иерусалимское кладбище. Фото И. М. Портнягина. 1905-1912. Семейный архив Е. П. Вялых. Недалеко от этого места был похоронен декабрист И. В. Поджио

Александр Викторович Поджио, конец 50-х

Декабрист А. В. Поджио. Фото Л. Перни. Италия. 1863.

Александр Викторович Поджио с дочерью Варей. Фотография Л.Перини, Венеция, 1868

Пущин Иван Иванович (4 (15) мая 1798, Москва — 3 (15) апреля 1859Дагерротип 1845

Портрет Ивана Ивановича Пущина. Фотография А. Бергнера. Москва, 1857 г..

Анастасия Кондратьевна Пущина (ур. Рылеева), дочь декабриста. Фотография 1870-х гг.

Портрет декабриста барона Андрея Евгеньевича Розена, жившего после возвращения из сибирской ссылки в имении Изюмского уезда Харьковской губернии. Фотограф Василий Сергеевич Досекин.Харьков, 1860

Князь Сергей Петрович Трубецкой (29 августа (9 сентября) 1790 года, Нижний Новгород — 22 ноября (4 декабря) 1860 года, Москва)Фотография А.Бергнера. 1857

С.П. Трубецкой. Фотография А. Бергнера. Москва,1857 г. ГИМ.

С.П.Трубецкой. Фотография С.Л. Левицкого. С.-Петербург. 1860г.1860

Зинаида Сергеевна Сербеева (ур. Трубецкая), дочь декабриста. С фотографии 1870-х гг. ГИМ

Екатерина Алексеевна Штюрнер, правнучка декабристов СП. Трубецкого и В.П. Давыдова с дочерью Елизаветой Георгиевной. Фотография Helene de Mrisovsky 1915-1916

Екатерина Алексеевна Штюрмер, правнучка декабристов С.П. Трубецкого и В.Л. Давыдова с дочерью Елизаветой. Москва. Фотография Fliege. 1905-1906 гг

Елизавета Сергеевна Давыдова (урожд. Трубецкая, 1834-1918), дочь декабриста С.П. Трубецкого и жена П.В. Давыдова. Симферополь. Фотография А. Вознесенского. 1910

Портрет Матвея Ивановича Муравьёва-Апостола. Фотография второй половины XIX в. Собрание Е.С. Балакшиной.

Портрет Матвея Ивановича Муравьёва-Апостола. Фотограф неизвестен. Москва. 1857 г.

Матвей Иванович Муравьёв-Апостол. Фотография А. Бергнера. Москва, 1857 г.

Портрет дочерей декабриста А.М. Муравьёва - Екатерины, Елены и Александры. Фотограф Альфонса Берну. Неаполь, Флоренция, Ливорно. Начало 1860-х гг.

Портрет Ж.А. Муравьёвой, жены Александра Михайловича Муравьевас сыном Михаилом. Фотограф Фрателли Алинари, Флоренция, начало 1860-х

И.А.Анненков. Фотография Б. Барро. Нижний Новгород после 1867г.

Фотограф А.Карелин. Портрет И.А. Анненкова. Нижний Новгород. 1860-е гг.- до 1878 г. Государственный Эрмитаж.

Фотограф К.Бергамаско. Портрет И.А.Анненкова. С.-Петербург, конец 1860-х гг.- до 1878 г. Государственный Эрмитаж.

Батеньков Гавриил Степанович, декабрист. Фотография конца 1850-х гг.

Г.С. Батеньков. Фотография А. Бергнера. Москва. 1857 г.

Гавриил Степанович Батеньков с портретом Нелли Волконской

В. Ф. Раевский в 1858 году

В.И. Штейнгейль. Фотограф К. Даутендея. С.-Петербург. Конец 1850-х гг.

В.И. Штейнгейль. Фотограф неизвестен. С.-Петербург. Конец 1850-х гг.

Вид на Акатуйскую каторжную тюрьму. Фотография конца XIX века.

Е.П. Оболенский. Фотография Альберта Кёнига. Калуга. Начало 1860-х гг.

Е.П. Оболенский. Фотография Альберта Кёнига. Калуга. Начало 1860-х гг.

Евгений Петрович Оболенский. Фотография 1859 г. Калуга

Захар Григорьевич Чернышёв. Фотография А. Бергнера. Москва, 1855-1856 гг.

Иван Иванович Горбачевский. С фотографии 1850-х гг.

Иван Иванович Горбачевский. С фотографии начала 1860-х гг.

Кривцов Сергей Иванович. Фотография И. Пекарского. Начало 1860-х гг. Государственный Эрмитаж.

Кривцов Сергей Иванович

М.М. Нарышкин. Фотография начала 1860-х гг

Портрет М.М. Нарышкина. Фотография Пастухова. Москва, начало 1860-х гг.

Н.А. Загорецкий. Фотография французского фотографа. Москва,1871г. Государственный Эрмитаж

Н. А. Загорецкий. Фотография Д.А. Александрова. Москва,1871г. Государственный Эрмитаж

Н.В. Басаргин. Фотография, I860 г.

Н.В. Басаргин. Фотография конца 1850-х гг.

Портрет А.П. Беляева. Фотография Шерер и Набгольц. Москва, 1865 г.

Портрет П.П. Беляева. Фотограф неизвестен. Саратов, начало 1860-х гг

Портрет П.П. Беляева. Фотограф неизвестен. Саратов, начало 1860-х гг

Фотография Шерер и Набгольц. Портрет А.П. Беляева. Москва,1865г. Государственный Эрмитаж.

Портрет Д.И. Завалишина. Фотограф неизвестен. 1860-е гг.

Портрет Д.И. Завалишина. Фотограф неизвестен. Москва. 1867-1868 гг.

Портрет Д.И. Завалишина. Фотография художника Тулинова. Москва. 1860-е гг.

Портрет Николая Сергеевича Бобрищева-Пушкина. Фотограф неизвестен, ок. 1865 г.

Фотограф Кестерер. Портрет И.И. Горбачевского. Иркутск, 1862 г. Государственный Эрнитаж

</font>

kolybanov.livejournal.com

Портреты декабристов: deligent

Изображения большОго размера ЗДЕСЬ

46. Лунин Михаил Сергеевич (29 декабря 1787, Санкт-Петербург — 3 декабря 1845, Акатуйский рудник)

✂…</font>">

47. Лорер Николай Иванович (1794, Херсонская губерния — май 1873, Полтава)

48. Лихарев Владимир Николаевич (1803 — 10 или 11 июля 1840)

49. Люблинский Юлиан Казимирович (Мотошно́вич) (6 ноября 1798 года, Новоград-Волынский Волынской губернии — 26 августа 1873 года, Санкт-Петербург)

50. Мазалевский Александр Иванович

51. Муравьев-Апостол Матвей Иванович (1793—1886)

52. Муравьев Артамон Захарович (1794—1846)

53. Муравьев-Апостол Cергей Иванович (9.10.1796 — 25.07.1826)

54. Муравьев Александр Михайлович (19 марта 1802, Петербург — 14 (24?) ноября 1853, Тобольск)

55. Муравьев Александр Николаевич (10 (21) октября 1792 — 18 (30) декабря 1863 Москва)

56. Муравьев Никита Михайлович (19 [30] июля 1795 года, Санкт-Петербург — 10 мая [28] апреля 1843 года, с. Урик Иркутской губ.)

57. Муханов Петр Александрович (7 января 1799 — 12 февраля 1854)

58. Назимов Михаил Александрович (19 мая 1801 — 9 августа 1888)

59. Нарышкин Михаил Михайлович (17 декабря 1753 — 23 августа 1825)

60. Оболенский Евгений Петрович (6 октября 1796, Новомиргород — 26 февраля 1865, Калуга)

61. Митьков Михаил Фотиевич (около 1791 года — 23 октября 1849 года)

62. Мозган Павел Дмитриевич (Мазгана, Мазган) (1802 — 8 ноября 1843)

63. Одоевский Александр Иванович (26 ноября (8 декабря) 1802, Санкт-Петербург — 15 (27) августа 1839, форт Лазаревский, ныне микрорайон Лазаревское в городе Сочи)

64. Панов Николай Алексеевич (19 ноября 1803— 14 января 1850)

65. Пестель Павел Иванович (24 июня [5 июля] 1793, Москва — 13 [25] июля 1826, Санкт-Петербург)

66. Повало-Швейковский Иван Семенович (23 сентября 1787 — 10 (22) мая 1845, г. Курган)

67. Поджио Александр Викторович (15 (27) апреля 1798, Николаев — 6 (18) июня 1873, Вороньки, Черниговская губерния)

68. Пущин Иван Иванович (4 (15) мая 1798, Москва — 3 (15) апреля 1859, имение Марьино, Бронницкий уезд Московской губернии (сейчас Раменский район Московской области), похоронен в Бронницах, около городского собора)

69. Барон Андрей Евгеньевич (фон) Розен (3 [14] ноября 1799, Ментак Эстляндской губернии—19 4 [1 мая] 1884, Окнино, (укр. Вікнине), Изюмского уезда Харьковской губернии)

70. Свистунов Петр Николаевич (27 июля 1803, Санкт-Петербург — 15 февраля 1889, Москва)

71. Рылеев Кондратий Федорович (18 сентября [29 сентября] 1795, село Батово, Санкт-Петербургская губерния — 13 [25] июля 1826, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург)

72. Репин Николай Петрович (1796 — 28 сентября 1831)

73. Семенов Степан Михайлович (27.12.1789 — 10 6.1852).

74. Соловьев Вениамин Николаевич (ок. 1798 — 1866 или 1871, Рязань)

75. Сутгоф Александр Николаевич (1801, Киев, — г. Боржоми)

76. Василий (Вильгельм-Сигизмунд) Карлович Тизенгаузен (1781, Нарва — 6 ноября (25 октября) 1857, Нарва)

77. Трубецкой Сергей Петрович (29 августа (9 сентября) 1790 года, Нижний Новгород — 22 ноября (4 декабря) 1860 года, Москва)

78. Тургенев Николай Иванович (12 (23) октября 1789, Симбирск (ныне Ульяновск) — 29 октября (10 ноября) 1871, вилла Вербуа, возле Буживаля в окрестностях Парижа)

79. Тютчев Алексей Иванович (1801 или 1802 - 24 января 1856, Курагино)

80. Фаленберг Петр Иванович (29 мая 1791, Рига — 13 февраля 1873, Белгород)

81. Фролов Александр Филиппович (род. 24 августа 1804, Севастополь — ум. 6 мая 1885, Москва)

82. Цебриков Николай Романович (1800—1866)

84. Граф Захар Григорьевич Чернышёв (14 декабря 1796 — май 1862)

85. Князь Шаховской Федор Петрович (12 марта 1796 Псковская губерния — 22 мая 1829 Суздаль)

86. Шимков Иван Федорович (1803 или 1804 год, село Михновка Полтавской губернии — 23 августа 1836 года, слобода Батуринская Иркутской губернии)

87. Барон Владимир Иванович Штейнгейль (также — Штейнгель; 13 апреля 1783, Обвинск Пермское наместничество — 20 сентября 1862, Санкт-Петербург)

88. Щепин-Ростовский Дмитрий Александрович (1798 — 22 октября (3 ноября) 1859, Шуя, Владимирская губерния)

89. Юшневский Алексей Петрович (12 [23] марта 1786,Санкт-Петербург — 10 [22] января 1844, село Оёк, Иркутская губерния)

90. Якубович Александр Иванович (1792 — 3 (15) сентября 1845)

91. Якушкин Иван Дмитриевич (29 декабря 1793 (9 января 1794), с. Жуково Вяземского уезда Смоленской губернии — 11 (23) августа 1857, Москва)

deligent.livejournal.com