Французский живописец Андре Дерен. Картины дерен


Андре Дерен: жизнь и творчество художника

Андре Дерен (10 июня 1880, Шату-сюр-Сен — 8 сентября 1954, Гарш) — французский живописец, график, театральный декоратор, скульптор, керамист.

Содержание

Биография Андре Дерена

Творчество Дерена

Работы художника

Картины Андре Дерена

Библиография

Биография Андре Дерена

Французский художник Андре Дерен появился на свет 17 июня 1880 г. в небольшом городке Шату, неподалеку от Парижа. Его отец, хоть и имел простую профессию молочника, но в городе его уважали, даже выбирали в городской совет.

Сначала Андре учился в школе и лицее, потом поступил в парижский институт Политехникум. В конце учебы он занялся живописью. Первым учителем его был отец одноклассника – Жакомин, а первыми работами – пейзажи на берегах Сены.

Учился у Э. Карьера (1898-99) и в Академии Жюлиана (1904) в Париже. Становление художника прошло под влиянием его друга Мориса де Вламинка и позднее — Анри Матисса, оказавших на него огромное влияние.

Творчество Дерена

После долгой службы в армии (1900—1904) художник на два года (1905—1906) уехал в Великобританию, где создал свои знаменитые виды Гайд-Парка и набережных Темзы.

Эти пейзажи, выполненные в духе фовизма, проникнуты стремлением передать напряжённость жизни природы; их декоративный эффект основан на предельно интенсивном звучании крупных пятен чистых контрастных цветов («Лондонская гавань», 1906, Галерея Тейт, Лондон).

Картины Дерена сразу же привлекли внимание публики на Осеннем Салоне 1905.

Мощные работы Дерена по заявленной чистоте, ярким цветам представляли движение фаувизма. Его портрет Матисса (1905, музей искусств Филадельфии) является характерным для фаувистов.

Не смотря на это, рано в своей биографии Андре Дерен открыл тенденцию грядущих архитектурных расположений и форм. Творчество Дерена понемногу переходило к более консервативным выражениям.

Около 1908 г. стиль Дерена меняется под влиянием П. Сезанна и раннего кубизма; его картинам становятся присущи рационалистическая чёткость композиций, геометрическая упрощённость и весомость форм. Сдержанный и хмурый колорит картин этого периода строится на зеленоватых, бурых и свинцово-серых оттенках.

В 1910-е гг. в творчестве художника появляются сумрачность и застылость образов, темы тоскливого однообразия провинциальных будней («Субботний день», 1911-14, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), а с 1920-х гг. он обращается к строгому, классическому рисунку, часто прибегая к стилизации творчества своих предшественников.

Несмотря на это, сохранив в лучших своих произведениях глубоко индивидуальный стиль, Дерен по праву считается одним из ведущих художников XX века.

Работы художника

  • Похороны
  • Шату-Сюр-Сен близ Версаля
  • Вид Коллиура
  • Биг Бен
  • Мост. Вид на реку
  • Дорога среди гор
  • Натюрморт
  • Натюрморт на столе
  • Натюрморт с черепом
  • Субботний вечер
  • Стол и стулья
  • Пейзаж
  • Падение Икара
  • Пьеро и Арлекин
  • Обнаженная с кошкой
  • Фрукты

Библиография

  • Sutton D., André Derain, L., 1959.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: all-biography.ru, 2mir-istorii.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Андре Дерен: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Андре Дерен: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Андре Дерен. Творческие поиски | Artifex.ru

Франция всегда была центром и эталоном красоты и моды. И в этой стране утонченных вкусов в семье кондитера родился Андре Дерен (André Derain, 1880-1954) - известный живописец, график, скульптор и керамист.

Его судьбу и творчество можно связать с двумя направлениями: фовизм и кубизм. Он начинал творить в то время, когда авангардизм, можно сказать, был еще в пеленках. И Дерен был одним из тех, кто «кормил и растил» это «дитя», создавая свои полотна.

 

Обучение Андре начал в парижской Академии Жюлиана. Несмотря на протесты родителей, которые хотели, чтобы мальчик стал инженером, ему удалось пойти туда, куда желал он сам. Его наставником стал символист Эжен Каррьер. Но на стиль полотен повлияли два мастера, считавшиеся гениями того периода. Это были Морис де Вламинк и Анри Матисс. Помимо ученических отношений их связала крепкая дружба. Дерен извлек лучшее из фовизма, в котором рисовали его учителя, и добавил к этому свое видение окружающего мира.

Во время проживания в Англии на свет появились впечатляющие полотна этого направления. Андре изображал различные пейзажи Лондона: от набережных Темзы до Гайд-парка. Наиболее яркими полотнами того периода можно считать «Порт» и «Лондонскую гавань».

 

Вторым направлением, которое сформировало мировоззрение Дерена, является кубизм. Вдохновившись работами Поля Сезанна, Андре пишет геометрически четкие полотна, на которых цветовая гамма из яркой переходит в мрачную.

В качестве примера можно привести картину «Стол и стулья», на которой преобладает коричневая и тёмно-зеленая гамма. Но, к сожалению, произведений этого периода сохранилось совсем немного. Андре Дерен быстро разочаровался в кубизме и большую часть своих работ сжег.

 

Через некоторое время он начинает экспериментировать с жанрами и техниками. На этом жизненном этапе обычным явлением в его работах становится изображение будней простых людей. Примером этого этапа в творчестве художника можно считать написанное в мрачных серых и темно-зелёных тонах полотно «Субботний день», на котором изображены три женщины, занятые домашней работой.

 

Живопись | Андре Дерен | Субботний день, 1913-14Живопись | Андре Дерен | Сюрприз, 1938

В последние годы своей жизни художник всё-таки пришел к классическому стилю. Полотно «Сюрприз» заметно отличается от ранних работ Дерена, но характерные авторские черты в нем всё равно присутствуют. Нередким явлением становится и обращение к произведениям других живописцев, которым была дана новая трактовка.

Но его стиль, в каком бы направлении художник не работал, все равно узнаваем, а индивидуальная манера Дерена прослеживается во всех полотнах, даже если одни были написаны в начале, а другие – в конце творческого пути.

artifex.ru

Дерен Андре / André Derain ★

фото Дерена 212x300 Дерен Андре / André Derain ★

Андре Дерен. 1904

Андре Дерен родился 17 июня 1880 года в Шату, маленьком городке в десяти километрах к западу от Парижа, на улице Сен-Жермен. Отец его был молочником, уважаемым человеком в своем городке – в 1884 году был избран членом городского совета. Общее образование Андре получил в частной школе Сен-Круа в Лё Везине и в лицее Шапталь в Париже. Живописью начал заниматься в 1895 году во время подготовки к выпускным экзаменам в парижском институте Политехникум. Первым наставником будущего художника стал папаша Жакомин, отец его школьных товарищей. Первыми живописными работами Дерена стали пейзажи берегов Сены.

В 1898 году Андре поступает в академию Камилло, где в то время преподавал художник-символист Эжен Карьер (Eugène Carrière), писавший мистические фигуративные картины и пейзажи в технике дымчатого сфумато, он был известен своей высокой профессиональной этикой и либеральным умом. Здесь Дерен знакомится с Анри Матиссом, которого творческие поиски и неуверенность в выбранном пути привели в академию, а также заводит дружбу с Альбером Марке и Жоржем Руо. Матисс был старше Дерена на десять лет, он сразу обратил внимание на молодого человека  –  очень серьезного, работающего скрупулезно и весьма одаренного. Безусловно, Матисс, обладавший к тому времени собственной коллекцией работ Сезанна, Ван Гога, Гогена, Родена и Редона, стал большим авторитетом для Дерена, которому в ту пору был всего 21 год. Именно под влиянием Матисса, знавшего все о галереях, выставках и музеях, Дерен начал посещать Лувр и познакомился с парижскими галеристами и арт-дилерами.

Автопортрет в мастерской Дерен Андре / André Derain ★

Автопортрет в мастерской. 1904

Но по-настоящему близким другом Дерена становится художник-самоучка Морис Вламинк (Maurice de Vlaminck), с которым он познакомился в 1900 году. Объединяет молодых художников то, что они оба уроженцы Шату  и жизнь их проходит между Парижем и родным городом. Вместе они арендуют под мастерскую заброшенный ресторан на острове Шату, омываемом водами Сены, в историческом центре своего родного города. У них много общего во взглядах на искусство. Они вместе пишут пейзажи в окрестностях города.  Особенно вдохновила обоих выставка Винсента Ван Гога, проходившая в марте 1901 года в галерее Бернхайма младшего. Как позже говорил Дерен, они были опьянены цветом и солнцем, которое пробуждает цвет к жизни. Матисс настороженно отнесся к этой дружбе, по его мнению, Вламинк выглядел диковатым, был излишне шумным и повсюду обращал на себя внимание.

Становление Дерена как начинающего художника прерывается службой в армии. В сентябре 1901 года Дерен отправляется в Комерси (Мёз, Лотарингия) нести воинскую повинность. В течение службы, длившейся долгих три года, Дерен много читает, делает серию юмористических рисунков, которые Вламинк пытается напечатать в журналах «Смех» и «Улыбка», пишет пьесу для театра и начинает роман под названием «Три ласки».

По окончании службы в сентябре 1904 года Дерен возвращается в Шату и вместе с Вламинком снова снимает студию. Но позволить себе продолжать академическое образование он уже не может и должен самостоятельно найти свой собственный путь. В этот период Андре находит поддержку в лице Анри Матисса, проживавшего неподалеку и несколько раз навещавшего Дерена и Вламинка. Матиссу импонирует, что молодые люди являются такими же приверженцами искусства, как и он сам. Поскольку родители Дерена не одобряли выбранного сыном пути, Матисс вызвался навестить их и убедить в том, что карьера художника очень перспективна для Андре. Для солидности он отправился к ним со своей супругой Амели, чтобы выглядеть респектабельной буржуазной парой. Визит произвел благоприятный эффект на родителей Дерена, и они оказали сыну существенную финансовую поддержку.

Как и до службы в армии, Дерен снова живет между Парижем и Шату . Осенью 1904 года он посещает выставку Поля Сезанна на Осеннем салоне и Поля Синьяка в галерее Дрюэ. До наступления холодов пишет пейзажи Шату и Лё Пека, а зимой – натюрморты в своей мастерской. В Лувре делает рисунки с произведений итальянского Возрождения и французского классицизма, а также с египетской скульптуры. Тогда же Дерен знакомится с поэтом Гийомом Аполлинером, который живет в Лё Везине, невдалеке от Шату.

Весной 1905 года Матисс убеждает Дерена показать свои работы публике и предлагает ему принять участие в Салоне Независимых. Дерен выставляет восемь работ, четыре из которых продаются по 50 франков за каждую. Три из них покупает русский коллекционер Иван Морозов.

Пейзаж Дождь в Шату Дерен Андре / André Derain ★

Пейзаж (Дождь в Шату). Зима 1904-1905

В июле этого же года Дерен по просьбе Матисса приезжает для совместной работы на средиземноморское побережье в небольшой рыбацкий городок Кольюр, где его старший товарищ снимал на лето мастерскую и проживал с семьей. Матисс находился в сомнениях насчет правильности творческого пути нео-имрессионистов, заданного Синьяком, и искал в себе силы вырваться за пределы дивизинизма. Дерен, не примкнувший ни к какому течению, чувствовал себя более свободным и принялся за эксперименты в стиле пост-импрессионистов. Он хаотично кладет мазки то в виде капель, то в виде линий, создавая мощные контрасты и зачастую внося в картину диссонансы. Результат, который он достигает этим методом, мгновенно подхваченным Матиссом, был абсолютно отличен от всего, что делали художники ранее. Это лето, проведенное Дереном и Матиссом вместе на побережье Каталонии, войдет в мировую историю искусств как период рождения фовизма (см. Рождение фовизма).

Вернувшись из Кольюра, Дерен чувствует в себе необыкновенный прилив творческих сил, продолжает много работать и мечтает вновь  вынести свои работы на суд публики. Осенью 1905 года он впервые принимает участие в Осеннем салоне, где также выставляются Матисс, Вламинк, Марке, Руо, Фриез, Ван Донген, Явленский и Кандинский. Эта «оргия чистого цвета», собранного в одном помещении, натолкнула критика Луи Вокселя (Louis Vauxcelles)  на использование термина «фовизм». Выставка привлекла большое внимание и вызвала резонанс как у публики, так и в среде критиков. Работы с выставки приобретают немногочисленные дальновидные коллекционеры, чувствуя, что открывается новая страница в истории искусств.

С этого времени Дерен уже активно выставляется. В конце 1905 года Берта Вейль предложила ему организовать выставку в своей галерее и, несмотря на то, что публика в залах громко обсуждает его работы и откровенно смеется над ними, двадцатипятилетний Дерен становится полноправным участником современной художественной жизни Парижа. По рекомендации Матисса  незадолго до закрытия Осеннего салона известный арт-дилер Амбруаз Воллар (Ambroise Vollard) покупает все имеющиеся в мастерской Дерена картины, всего 89 картин и 80 рисунков на сумму 3 300 франков, даже не заглянув в некоторые ящики. По заказу Воллара Дерен начинает расписывать вазы и тарелки, изготовленные гончаром Андре Меттеем (André Metthey) в Асньере.

Лондон. Вестминстерский дворец 2 Дерен Андре / André Derain ★

Лондон. Вестминстерский дворец 2. 1906

Под впечатлением от картин Дерена на Осеннем салоне 1905 года Воллар делает ему заказ на серию пейзажей с берегов Темзы. В конце 1905 года Дерен отправляется с короткой поездкой в Лондон, а затем в начале 1906 года уезжает туда работать на шесть недель. По замыслу Воллара Дерен должен сделать серию городских пейзажей на берегах Темзы аналогично сериям Клода Моне. Всего Дерен написал 30 работ, из которых сохранились 29.

По возвращении из Англии Дерен снова принимает участие в Салоне независимых.  Жорж Брак, с которым он познакомился во время Осеннего салона, предлагает ему выставиться с Группой Современного искусства в Гавре. Лето 1906 года художник провел в Эстаке, куда он отправился на пленер и где много общался со своим новым другом 24-летним Пикассо. Весной 1906 года их познакомил поэт Гийом Аполлинер. Окончательно переехав в  Париж осенью 1906 года, Дерен снимает мастерскую на Монмартре недалеко от Бато-Лавуар, где живет  Пикассо. В то время в Бато-Лавуар проживали Кес ван Донген  и поэты  Макс Жакоб и Андре Сальмон, сыгравшие большую роль на пути Дерена к успеху, выступая в печати с многочисленными статьями о его творчестве.

Бистро в Эстаке У фонтана Дерен Андре / André Derain ★

Бистро в Эстаке (У фонтана). Лето 1906

Извилистая дорога в Эстаке Дерен Андре / André Derain ★

Извилистая дорога в Эстаке. 1906

Пристань в Эстаке Дерен Андре / André Derain ★

Пристань в Эстаке. Лето 1906

Дерен и Пикассо особенно сблизились в конце лета 1906 года. В то время Пикассо был в расцвете своего «розового периода», писал акробатов и странствующих актеров и уже начал привлекать внимание арт-критиков, дилеров и коллекционеров. Его работы имели успех не только у Гертруды Стайн, но и  у Амбруаза Воллара, который приобрел всю серию работ «розового периода».  Дерен в это время пытается отойти от находок, сделанных в Кольюре, и открыть новый изобразительный язык – создать что-то более устойчивое и точное в живописи. Дерен и Пикассо много говорят о теории живописи, темами их разговоров часто является Сезанн, умерший осенью 1906 года, и ретроспектива работ, организованная к годовщине его смерти в 1907 году на Осеннем салоне.  В первый год дружбы художников, на Осеннем салоне 1906 года была представлена ретроспективная выставка Поля Гогена, скончавшегося тремя годами ранее. Гоген практически не выставлялся в течение многих лет и его работы были незнакомы публике, поэтому произведения, представленные на Осеннем салоне, явились настоящим открытием для молодых художников. Безусловно, именно благодаря выставке Гогена друзья занялись печатной графикой с деревянных досок. Инициатором этих занятий был Дерен, выполнивший 25 ксилографий с изображениями танцующих женщин, в то время как Пикассо ограничился одной мастерски выполненной гравюрой. Продолжением этих экспериментов стало освоение древней техники taille direct для изготовления резной деревянной скульптуры, используемой также и для резьбы по камню. В результате Дерен выполнил несколько барельефов, которые были приобретены Амбруазом Волларом и Полем Гийомом. Известна также его скульптура «Сидящая фигура», напоминающая скорее искусство ацтеков, нежели африканское искусство.

Знаменательным для Дерена становится то, что в 1907 году Вламинк уступает  ему африканскую маску племени Фанг (Fang mask) из своей коллекции примитивного искусства, которую Дерен  вешает на стену своей мастерской и которая вдохновляет его в работе. Дерен начинает собирать собственную коллекцию африканского искусства. Еще в Лондоне в начале 1906 года большое впечатление на него произвела «черная коллекция» из собрания Британского музея, а в Париже он становится постоянным посетителем африканского раздела музея этнографии  в Трокадеро (сейчас Музей  человека). Вламинк гордился тем, что он первым обратил внимание на предметы африканского искусства, продававшиеся в Париже, но именно для Дерена они стали источником вдохновения для создания совершенно нового искусства. Современники (Канвайлер, Аполлинер, Кокто) считали, что лишь Дерен до конца сумел понять творческие поиски и теорию живописи Сезанна и развить ее дальше с помощью искусства африканских племен и называли его предтечей кубизма. Тот же Канвайлер в 1916 году назвал Дерена одним из величайших  французских художников, а писатель и художник Андре Лот (André Lhote) – величайшим из живущих французских художников.

Купальщицы Дерен Андре / André Derain ★

Купальщицы. 1908

Дерен становится признанным художником и много выставляется – на Салоне независимых и Осеннем салоне, в галерее Берты Вейль, с Группой Современного искусства в Гавре, на выставке «Художественная книга» в Брюсселе. Большой резонанс на Салоне независимых весной 1907 года вызвала его фигурная композиция «Купальщицы», которая выглядела даже более радикально (в частности, лицо центральной фигуры напоминает маску племени Фанг), чем «Авиньонские девицы» Пикассо. Сам Пикассо высоко оценил работу друга и купил у него небольшой этюд к второй версии «Купальщиц» 1908 года.

До своего переезда в район Латинского квартала в 1910 году Дерен останется ближайшим другом Пикассо, с которым они участвуют в совместных выставках, вместе ездят на летние этюды и проводят свободное время. Именно Пикассо в 1907 году знакомит Дерена с Алисой Принсет, которая вскоре станет его подругой, а в последствие  и женой. Андре и Алиса встретились вскоре после ее свадьбы с госслужащим Морисом Принсетом, за которого она вышла замуж, чтобы узаконить их отношения, длившиеся более семи лет. Как говорили современники, это был тот случай, когда, чтобы развестись, нужно было сначала заключить брак.

Благодаря помощи Пикассо, в 1907 году Дерен заключает контракт с германским дилером Даниэлем  Канвайлером, проживавшим в Париже и бывшим в то время постоянным дилером Пикассо, и приобретает финансовую стабильность. Зимой 1907-1908гг. Дерен переживает тяжелый творческий кризис, ставший результатом большого эмоционального напряжения и физического переутомления, и уничтожает большую часть своих работ.

Натюрморт с распятием на холме Дерен Андре / André Derain ★

Натюрморт с распятием на холме. 1912

Растет международное признание творчества Дерена – он принимает участие в выставках в Праге, Дюссельдорфе, Мюнхене, Лондоне, Берлине, Кельне, в Москве – на выставке «Золотое руно». В начале 1912 года участвует в выставке французской живописи в Санкт-Петербурге и выставке современного искусства в Москве. В том же году принимает участие во второй выставке объединения «Синий всадник», а в 1913 году – в Арсенальной выставке в Нью-Йорке и Бостоне. В этот период  начинает увлекаться музыкой, покупает орган и реставрирует его, начинает собирать коллекцию музыкальных инструментов.

2 августа 1914 года начинается Первая мировая война, которая застает Дерена в Воклюзе, в Провансе, где к нему присоединились Брак и Пикассо для совместной работы. Дерен и Брак прерывают свою поездку и отправляются в Париж для подготовки к мобилизации. После 5-месячного пребывания на позициях в апреле 1915 года Дерена отправляют на фронт. До 1917 года он участвует в боях в Шампани, на Сомме, при Вердене, в горах Вож. Возможностей выставляться практически не было. Тем не менее, осенью 1916 года проходит его первая персональная выставка в галерее молодого арт-дилера Поля Гийома (Paul Guillaume) в Париже. Каталог, предисловие к которому написал Гийом Аполлинер, включает стихи Пьера Реверди, Блеза Сандрара, Макса Жакоба и Фернана Дивуара. Дерен рисует и пишет стихи для фронтовой газеты «Натиск». В 1916 году выполняет иллюстрации к первой книге основателя сюрреализма Андре Бретона «Гора скорби». Немецкий журнал «Действие» печатает ложное сообщение о гибели Андре Дерена. Карл Эйнштейн, большой поклонник современного искусства и автор первой книги по Черному Искусству пишет стихи на его смерть. Хотя по счастью Дерен не получил серьезных ранений в ходе военных действий, четыре с половиной года участия в войне не могли не сказаться на душевном состоянии 39-летнего художника. 

После демобилизации в марте 1919 года Дерен возвращается в Париж и возобновляет контакты с монмартрской группой. По просьбе директора Русских балетов Сергея Дягилева он проводит три месяца в Лондоне, где занимается дизайном декораций, костюмов и авансцены для балета на музыку Россини «Волшебная лавка» для постановки в театре Альгамбра.  В Лондоне Андре работает вместе с Пикассо, которого Дягилев пригласил оформлять балет «Треуголка» на музыку Мануэля де Фальи, и Матиссом, который работал над балетом «Песнь соловья» по сказке Андерсена на музыку Игоря Стравинского.

В 1920 году Дерен занимается декорированием гостиной норвежского арт- дилера Вальтера Хальворсена (Walter Halvorsen), который еще в 1916 году пригласил художника принять участие в выставке в Осло. В том же году Дерен подписывает новый контракт с Канвайлером, а с 1923 года его постоянным дилером становится Поль Гийом до самой смерти последнего в 1934 году.В 1920-24 гг. было опубликовано четыре монографии о творчестве Дерена, он становится модным художником и постоянным участником артистических вечеринок и балов-маскарадов, организуемых покровителем искусств графом Этьеном де Бомоном (Etienne de Beaumont). Вдохновленный успехами Русских балетов Дягилева, де Бомон также организует балетные и театральные постановки, в подготовке которых в 1924-26 гг. предлагает принять участие и Андре Дерену. Репутация художника растет благодаря присуждению престижной премии Карнеги в 1928 году, а также в связи с многочисленными международными выставками – в Лондоне в 1928 году, в Берлине, Франкфурте и Дюссельдорфе в 1929 году, в Нью-Йорке и Цинциннати в 1930 году, и снова в Лондоне и Нью-Йорке в 1931 году. В Художественном музее Цинциннати прошла первая музейная выставка работ Дерена, до этого он выставлялся только в частных галереях или ежегодных салонах.

Портрет мадам Франсис Карко Дерен Андре / André Derain ★

Портрет мадам Франсис Карко. 1923

Как и многие другие художники, в послевоенные годы Дерен чувствует внутреннюю тягу к незыблемым основам классического искусства. Эта тенденция коснулась и Матисса, которого обвиняли в отсутствии социальной значимости его работ – многочисленных ню и портретах, и Пикассо, в частности, сделавшего в Лондоне в 1920 году карандашный портрет Дерена в стиле нео-реализма, и, в особенности, итальянских художников – де Кирико и Северини. В 1920-е годы Дерен живет и работает преимущественно на юге Франции, темами написанных в то время картин становятся его знаменитые пьеро, арлекины и многочисленные танцоры.

В 1921 году художник отправляется в Италию, где посещает Рим и замок Гандольфо и пишет серии пейзажей. Глубокое впечатление производит на Дерена живопись эпохи Высокого Возрождения. Кроме того, его внимание привлекает фаюмский портрет и римские мозаики. В конце 1920-х годов Дерен начинает приобретать работы Коро и Ренуара, а также рисунки Энгра. Он продает свою коллекцию африканского искусства и приобретает бронзовую скульптуру эпохи Возрождения и античную скульптуру.

До 1931 года искусство Дерена не вызывало особых споров, до тех пор пока не был опубликован специальный выпуск Ежедневной хроники (Chronique du jour) под названием «За и Против Дерена», содержащий различные статьи и эссе о его творчестве. Его искусство было названо механистическим и скованным параличом, после того, как его покинул юношеский энтузиазм. Споры не утихали, мнения разделились.

В 1929 году Дерен купил шато де Парузо (Chateau de Parouzeau) в Шамбурси вблизи Сен-Жермен-ан Лайе (департамент Сена-и-Марна), а также годом ранее построил по своему плану частный дом в Париже на улице Дуанье по соседству с Браком. Он говорил, что ему необходимо жилье в Париже, так как трудно найти подходящих моделей в Шамбурси, где он жил с Алисой, ее сестрой и дочерью сестры, тем более, что его общение с моделями не ограничивалось профессиональными интересами. В официальный брак Алиса и Андре вступили 10 июля 1926 года, прожив уже почти 20 лет вместе.

В 1935 году Дерен продает всю свою недвижимость и окончательно обосновывается на вилле «Розари» в Шамбурси. Он прекращает бывать в Париже, ведет уединенный образ жизни и перестает общаться со всеми старыми друзьями. Тем не менее, его выставочная деятельность продолжает оставаться активной. Кроме того, он много работает для театра – участвует в постановках балетов Баланчина в театре Елисейских полей в Париже, занимается дизайном постановок Русских балетов в Монте-Карло и постановок парижской оперы. В 1930-е годы он много занимается печатной и книжной графикой, а с 1938 года снова начинает заниматься скульптурой, в особенности после урагана в Шамбурси, который вырывал деревья с корнями,в результате чего Дерен получил большое количество глины. С этих глиняных скульптур швейцарский издатель Пьер Кайлье (Pierre Cailler) в  1954 году сделал 74 бронзовые отливки.

Несмотря на осуждение искусства Дерена со стороны деятелей авангарда, он пользовался достаточным официальным признанием. В 1935 году прошла большая ретроспективная выставка в Берне, кроме того, его работы были включены в Экспозицию Независимых художников в Пти-Пале, организованную в рамках Всемирной выставки в Париже летом 1937 года.

С началом Второй мировой войны выставки Дерена проходят в США – в 1939 году в Нью-Йорке в галерее Лилиенфельда, в 1940 году в галерее Пьера Матисса, сына Анри Матисса, переехавшего в США, в 1941  и в 1943 годах в Лос-Анжелесе в галерее Далзела Хэтфилда.

В 1939 году у Дерена родился внебрачный сын Андре (Боби) от его модели Раймонды, которого он признал официально. В 1940 году семья Дерена оставила дом в Шамбурси и переехала в Нормандию, чтобы переждать германскую оккупацию, вместе с сыном Андре. Дом в Шамбурси был конфискован наступающими войсками, большая часть работ и имущества пострадала и оказалась повреждена. По возвращении Дерен сначала был вынужден жить у друзей, а затем снял апартаменты на улице Варен (rue Varenne) в Париже. Не имея возможности путешествовать, Дерен пишет пейзажи в окрестностях Парижа.

Андре Рожи и Андре Дерен Дерен Андре / André Derain ★

Андре Рожи и Андре Дерен.1935

Отношения с Алисой окончательно испортились после рождения второго внебрачного сына от другой модели, которого Дерен уже не стал признавать официально. Брак Андре и Алисы распался незадолго до смерти Дерена в 1953 году. Стараясь защитить свои финансовые интересы, Алиса приложила максимум усилий, чтобы оградить Дерена от общения как со старыми друзьями, так и с моделями, от которых у Дерена были сыновья.

В ноябре 1941 года Дерен вместе с Вламинком, Фриезом, Ван Донгеном и другими французскими деятелями культуры по приглашению германского скульптора Арно Брекера, любимца нацистского руководства, отправляется в поездку в Германию. Французская делегация рассчитывала добиться освобождения французских художников и студентов художественных институтов, которых война застала в Германии и которые оказались в тюрьмах и лагерях. Несмотря на благие намерения,  делегация не достигла желаемого результата. Дерен вместе с остальными членами группы, участвовавшими в поездке, в 1944 году подвергся расследованию Комитета по Оккупации,  в результате которого все обвинения с него были сняты. Униженный, он прекратил все официальные отношения с руководством Франции.

В послевоенные годы Дерен продолжает много работать для театра – участвует в постановках балетов в Лондоне в Ковент-Гарден, в парижском театре Комической оперы. Пишет пейзажи в Нормандии, занимается книжной графикой, а также железной и медной скульптурой. В марте 1949 года прошла первая послевоенная выставка художника в Париже в галерее Берри. В 1950 году состоялась персональная выставка в Нью-Йорке в галерее Давида Финлея (David Finlay). В том же году Дерен участвует в большой экспозиции живописи фовизма в Кунстхалле в Берне и  на 25-й Венецианской биеннале.

В 1953 году Дерен участвует в постановке оперы «Севильский цирюльник» Россини на фестивале в Экс-ан-Провансе. В этом же годе у Дерена обнаружили серьезную инфекцию глаза, от которой он не смог излечиться. В январе его разбил удар. 14 июля 1954 года невдалеке от дома художника  в Шамбурси его сбил автомобиль. Скончался Дерен 9 сентября в клинике в Гарше (Garches), похоронен в Шамбурси. В конце того же года в Национальном музее современного искусства в Париже была организована посмертная ретроспективная выставка Дерена, на которой было представлено 179 работ. В следующем 1955 году вся личная коллекция искусства и библиотека Дерена были проданы с публичных торгов.

 

 

Источники:

André Derain. Institut Valencia d’Art Modern, Valencia, Fondation de l’Hermitage, Lausanne. 2003

Хилари Сперлинг «Матисс». Серия «ЖЗЛ», Москва, Молодая Гвардия, 2011

Гертруда Стайн. «Автобиография Элис Б. Токлас», Москва, Б.С.Г.-ПРЕСС, 2001

http://www.artchive.com/artchive/D/derain.html

 

 

modernartconsulting.ru

Французский живописец Андре Дерен : vakin

Андре Дерен (фр. André Derain; 10 июня 1880, Шату-сюр-Сен — 8 сентября 1954, Гарш, оба близ Версаля) — французский живописец, график, театральный декоратор, скульптор, керамист.

Учился у Э. Карьера (1898-99) и в Академии Жюлиана (1904) в Париже. Становление художника прошло под влиянием его друга Мориса Вламинка и позднее — Анри Матисса, оказавших на него огромное влияние. После долгой службы в армии (1900—1904) художник на два года (1905—1906) уехал в Великобританию, где создал свои знаменитые виды Гайд-Парка и набережных Темзы. Эти пейзажи, выполненные в духе фовизма, проникнуты стремлением передать напряжённость жизни природы; их декоративный эффект основан на предельно интенсивном звучании крупных пятен чистых контрастных цветов («Лондонская гавань», 1906, Галерея Тейт, Лондон). Картины Дерена сразу же привлекли внимание публики на Осеннем Салоне 1905.

Около 1908 г. стиль Дерена меняется под влиянием П. Сезанна и раннего кубизма; его картинам становятся присущи рационалистическая чёткость композиций, геометрическая упрощённость и весомость форм. Сдержанный и хмурый колорит картин этого периода строится на зеленоватых, бурых и свинцово-серых оттенках. В 1910-е гг. в творчестве художника появляются сумрачность и застылость образов, темы тоскливого однообразия провинциальных будней («Субботний день», 1911-14, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), а с 1920-х гг. он обращается к строгому, классическому рисунку, часто прибегая к стилизации творчества своих предшественников. Несмотря на это, сохранив в лучших своих произведениях глубоко индивидуальный стиль, Дерен по праву считается одним из ведущих художников XX века.

Источник - Википедия

Полностью fotki.com

vakin.livejournal.com

Андре Дерен - ROOT - Изобразительное искусство

Самый первый авангардист на Земле.

Андре Дерен (10.06.1880 - 08.09.1954) - французский живописец, один из главных представителей фовизма. Путь Дерена как художника - это череда столкновений с исторически сложившимися художественными традициями, например классицизмом.

Дерен родился в парижском пригороде Шату в семье кондитера. В 1895 он закончил среднюю школу и был награжден премией за вьщающиеся успехи по рисованию и естественным наукам. Избрав для себя профессию инженера, поступил на подготовительные курсы при Политехнической школе в Париже. Свободное время он посвящал искусству: ходил в находящийся неподалеку Лувр, изучал там живопись XV столетия, делал зарисовки на пленэре берегов Сены и брал уроки живописи. В 1898 Дерен поступил в "Академи-Карьер", где познакомился с Анри Матиссом, и решил сделать живопись своей профессией.

1900: Путь к фовизму. В 1900 Дерен познакомился с художником Морисом де Вламинком, вместе с которым открыл в Шату мастерскую. В период трехлетней воинской службы (1901-1904) времени для занятий живописью у него было достаточно, тогда же появились такие его работы, как, например, "Бал в Сюрезне" (1903), где он изображает себя среди группы солдат на танцевальной вечеринке. Лето 1905 Дерен провел с Матиссом и Полем Синьяком в Коллиуре, где писал экспрессивные картины-ландшафты.

Подобно его коллегам-художникам Раулю Дюфи, Матиссу и Вламинку, он отказался от разделения цветов на цветовые оттенки, характерного для работ большинства импрессионистов. Когда в 1905 эти художники выставили свои работы в "Осеннем салоне", критик Луи Воксель отметил, что пространство в них напоминает клетку для диких животных - "cage aux fauves". Таким образом, представители этого направления в живописи (французского варианта экспрессионизма) получили наименование "дикие" (Fauves).

После того как в 1906 Дерен увлекся африканским пластическим искусством, он начал работать с неправильными и искаженными изображениями. Такова, например, работа "Лондонский мост" (1905/06), а также работы, появившиеся во время его пребывания в Л'Эстаке (Прованс) - например, "Л'Эстак" (1906).

1907: Обращение к кубизму. В 1907 под впечатлением работ Сезанна и экспериментов Пабло Пикассо и Жоржа Брака Дерен обратился к кубизму. Параллельно с этим он работал над классическими ландшафтами и натюрмортами. Его цветовая палитра стала менее яркой и контрастной. С 1911 Дерен создал по заказам владельца галереи Даниэля-Анри Канвайлера 33 натюрморта, которые, хотя и сильно приближенные к работам Брака и Пикассо, работавших в стиле кубизма, тем не менее были связаны с историческими традициями живописи прошлого. В своем так называемом готическом периоде творчества Дерен перерабатывал элементы живописи XV столетия. Формально художник придерживался классических норм и своей реалистической манерой изображения предвосхитил неореализм.

1914: Неоклассицизм. После первой мировой войны, которую Дерен прошел простым солдатом, он стал ориентироваться на неоклассицизм, а тематикой его работ стали обнаженные натуры. Кроме того, в 1919 он иллюстрировал сборник стихов Андре Бретона "Mont de piete" ("Гора благочестия") и создал свою первую оформительскую работу для сцены (декорации к пьесе Поля Клоделя "Объявление"). Большим успехом Дерена были также декорации и костюмы, созданные для "Русского балета" Сергея Дягилева.

С середины 20-х Дерен посвятил себя живописи ландшафтов, бросив вызов работам Клода Лоррена и Николя Пуссена. Однако его картины, по отзывам критиков, были обречены на неудачу из-за их безнадежного консерватизма.

1941: Во время второй мировой войны. В 1935 Дерен приобрел дом в Шамбурси, откуда уехал после того, как немцы оккупировали Францию (1940). Он жил в Париже, иногда у жены Алисы Принсе (бракосочетание в 1907), иногда у своей модели, которая впоследствии родила ему ребенка. Предложения работать на нацистов он поначалу отвергал, но в 1941 принял приглашение посетить Германию, устроенное нацистами с пропагандистскими целями. По окончании второй мировой войны Дерен получил клеймо коллаборациониста и практически перестал появляться в обществе. Чувство одиночества отражает темная палитра его последних картин, таких, как "Угрюмый пейзаж" (ок. 1952). С 1953 вследствие болезни глаз у Дерена стало резко ухудшаться зрение. В 1954 74-летний Дерен погиб в парижском пригороде Гарше в автокатастрофе.

Первые шаги в живописи

В академии Камилло, куда поступил Андре (1898), произошло его знакомство с Матиссом, который сразу оценил талант и трудолюбие Дерена. Именно Матисс вводил юного живописца в мир искусства: знакомил с художниками, галеристами, рекомендовал посещение музеев и выставок. Под влиянием старшего друга Дерен стал завсегдатаем Лувра, копировал великих мастеров, набирался опыта. Но по-настоящему подружился Дерен с художником-самоучкой Морисом Вламинком. Их объединяло то, что оба родились в Шату и постоянно ездили туда из Парижа.

Они вместе арендовали заброшенный ресторан у себя на родине, оборудовали там мастерскую. Сошлись они и по многим вопросам искусства. Вместе писали пейзажи, вместе посещали галереи и выставки, горячо их обсуждали. По мнению Матисса, настороженно относившегося к новому другу Дерена, Вламинк был слишком шумен и эпатажен.

Служба в армии

Три года (1901 – 1904) Дерен служил в армии. В это время он много читал, рисовал, написал пьесу и начал работу над романом «Три ласки». Его юмористические рисунки Вламинк пытается опубликовать в журналах «Улыбка» и «Смех».

Влияние Матисса. Рождение фовизма

После армии Дерен возвратился в Шату, но материальное положение не позволило ему продолжить образование. Матисс приходит на помощь. Он делает визит к родителям Дерена, чтобы убедить их в том, что талант их сына очевиден, что его ждет успех. Для солидности Матисс взял с собой свою жену Амели, чтобы своей респектабельностью расположить к себе родителей Дерена. Это возымело эффект: они поверили словам Матисса и помогли сыну материально.

В 1905 году по ходатайству Матисса Дерен впервые выставил восемь своих картин. Четыре из них были проданы по пятьдесят франков, причем три купил русский ценитель живописи Иван Морозов. Летом того же года по приглашению Матисса Дерен уехал работать на побережье Средиземноморья, где неустанно экспериментировал, пытаясь найти свой стиль, свой путь. Его хаотичные мазки, капли и линии создавали удивительные контрасты и диссонансы. Матиссу понравился этот метод, и он подхватил его. Это было что-то абсолютно новое. Придуманный Дереном метод вошел в историю мировой живописи под названием фовизм.

Выставки. Заказы

Конец 1905 года был ознаменован тем, что Дерен стал полноправным участником парижских выставок. Сначала – в галерее Берты Вейль, где публика недоумевала и посмеивалась над его картинами, а потом – перед закрытием Осеннего Салона Амбуаз Воллар, арт-диллер, купил все картины (89) и рисунки (80) Дерена, что были у него в мастерской, заплатив за все 3300 франков. Вслед за этим Воллар сделал заказ росписи ваз и тарелок работы гончара Андре Меттея. Кроме того, Воллар заказал Дерену серию пейзажных берегов Темзы. Для этого художник на несколько недель уехал в Лондон, где написал тридцать картин, из них сохранилось 29.

Сотрудничество с Пикассо

Возвратившись из Лондона. Дерен участвовал в Салоне Независимых, выставлялся в Гавре в составе Группы Современного Искусства. Весной 1906 г. Гийом Аполлинер познакомил Дерена с П. Пикассо, после чего Дерен уехал в Париж и снял мастерскую неподалеку от жилья Пикассо. Особенно тесной их дружба стала в 1906 г. Они много работали, спорили, обсуждали. В кругу их внимания – творчество Сезанна, Поля Гогена, который вдруг открылся молодым художникам, поскольку раньше, еще при жизни, почти не выставлялся и был не знаком публике.

Творчество Гогена вдохновило художников на занятия печатной графикой. Инициативу изъявил Дерен, выполнив 25 ксилографий, изображавших танцующих женщин. Потом друзья занялись резьбой деревянной скульптуры. Несколько его барельефов приобрел Амбуаз Воллар и Поль Гийом. Большой успех был у фигурной композиции Дерена «Купальщицы». Пикассо настолько восхищался этой работой Дерена, что купил в 1908 г. у него маленький этюд ко второй версии композиции.

В 1907 г. Пикассо познакомил Дерена с его будущей женой Алисой Принсет. По ходатайству Пикассо Дерен заключил контракт с дилером Канвайлером, благодаря чему приобрел материальную стабильность. Но вскоре художника настиг творческий кризис и депрессия, и в результате он уничтожил большинство своих картин.

Международное признание

Кризис закончился. Дерен снова стал много работать и вскоре его картины стали выставляться в крупнейших городах Европы (Прага, Дюссельдорф, Мюнхен, Берлин, Москва, Петербург и др.) В 1913 г. его работы показывают на Арсенальной выставке Нью-Йорка и Бостона.

Годы Первой мировой

Когда началась Первая мировая война. Дерен отправился на фронт, где участвовал во многих боях. Однажды немецкий журналист напечатал сообщение о том, что Дерен погиб. Эти сведения, к счастью, оказались ошибкой, а Дерен даже серьезных повреждений избежал на этой войне. Но четыре с лишним года, проведенные в постоянной близости от смерти, крови и человеческих бед, серьезно отразились на эмоциональном состоянии Дерена.

После войны. Премия Карнеги

Демобилизовавшись после войны в 1919 г. Дерен возвратился в Париж и возобновил работу. Затем в Лондоне он создал декорации, костюмы и авансцену к балету «Волшебная лавка» (муз. Россини), сотрудничал с Пикассо и Матиссом, работающими над другими балетами. Он выполнял частные заказы, подписывал новые контракты, участвовал в выставках. В 1920 – 1924 годах о Дерене вышло четыре монографии. Он стал по-настоящему модным художником.

В 1928 г. Дерен был удостоен престижной премии Карнеги. Это еще больше повысило его репутацию как художника. Он снова активно выставлялся на многочисленных международных выставках Европы и Америки.

В Шамбурси

В 1929 г. Андре Дерен купил в Шамбурси дом, куда перевез свою семью (прожив 20 лет вместе, Алиса Принсет и Дерен официально оформили отношения в 1926 г.). В 1935 г. художник продал недвижимость в Париже и уединился в Шамбурси. Но в выставках по-прежнему участвовал, работал для театральных постановок.

Французский скульптор, а так же график, керамист, декоратор и художник Андре Дерен родился в 1880 году недалеко от Парижа, где и получил художественное образование. Источником вдохновения для Дерена являлись работы Мориса Вламинка, а позднее картины Анри Матисса, которые оказали самое значительное влияние на становление живописного стиля молодого художника. Картины Андре Дерена написаны в духе фовизма, для которого характерны сильная эмоциональная подача произведения за счет использования динамичных стихийных мазков и ярких чистых контрастных цветовых сочетаний. При этом фовисты стремились свести форму к простейшим очертаниям и отказывались от объема, свето-тени и линейной перспективы.

Создавая пейзажи Дерен стремился передать бурную и стихийную жизнь природы. За счет преобладания в работах интенсивных цветов, использовании контрастов, чистого колорита и крупных пятен его произведения очень декоративны. Впервые картины Андре Дерена были замечены публикой на Осеннем Салоне, проходившем в Париже в 1905 году. Выставленные полотна отличало смелое использование резких интенсивных цветов и крайне обобщенного рисунка. Работы демонстрируют тонкое знание цвета и рисунка, что присущее всему фовизму в целом.

Позднее художник начинает экспериментировать с пространством, а точнее с его построением, к чему его подвигло увлечение Сезанном. Композиции на картинах Андре Дерена становятся рационалистически чёткими, а формы приобретают весомость и геометричность. По цветовому решению произведения намного сдержаннее и даже хмурые, а основной колорит, использующийся мастером находится в палитре зеленовато-бурых, серых и свинцовых оттенках. Постепенно в творчестве Дерена начинают преобладать застылые и сумрачные образы, а темами его работ все чаще становятся тоскливые и однообразные будни провинции.

К 20-м годам картины Андре Дерена явственно отражают собственный стиль, для которого характерен классический рисунок, строгое и бесстрастное настроение. Именно это и прославило художника, как одного из значимых художников современности.

www.xn----7sbcgnakcfedyj2aihfx3aballv1t.xn--p1ai

Андре Дерен | История живописи вики

Имя при рождении: Дата рождения: Место рождения: Дата смерти: Место смерти: Учёба: Стиль: Известные работы: Влияние:
Андре Дерен

André Louise Derain

(1880-06-10)10 июня 1880

Шату-сюр-Сен

8 сентября 1954 (74 года)

Гарш

Академия Жюлиана

фовизм

пейзажи

Морис де Вламинк, Анри Матисс, Поль Сезанн

Заниматься живописью начал в Шату в 1895 г., его учителем был местный художник. В 1898—1900 гг. учился в Париже в академии Карьера, где познакомился с Анри Матиссом, Ж. Пюи и А. Марке. Очень скоро Дерен оставил академию и начал учиться самостоятельно. Большое влияние на формирование художественного стиля Дерена оказало искусство Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поля Гогена. В 1900 г. он познакомился с Морисом Вламинком. Вдвоем они работали в окрестностях Шату, создавая пейзажи, отмеченные чертами фовизма. В 1905 г. вместе с Матиссом Дерен совершает поездку на юг Франции, в Коллиур. Природа Коллиура и, особенно, южное освещение произвели на художника неизгладимое впечатление. Под влиянием увиденного он создает очень яркие и красочные пейзажи. и Чувство цвета, присущее Дерену, делает его живопись целостной и гармоничной. Красные мачты, пересекающие пространство залива, сочетаются с желто-зелеными оттенками травы в картине «Порт в Коллиуре» (1905, Музей современного искусства, Париж). Все пространство полотна пронизано теплым светом южного солнца. Работам, написанным в 1900-х гг., свойственна экзальтация цвета, в котором как будто исчезают очертания реальных предметов («Порт в Гавре», 1905-1906; «Дорога среди гор», 1907 — обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург; «Виноградники весной», ок. 1906, Художественный музей, Базель). Оставив Средиземноморье, художник едет в Лондон. Его лондонская живопись также ярка и красочна. Мощные созвучия синих, красных и зеленых тонов создают ощущение влажной, подвижной атмосферы города («Биг Бен», 1905, частное собрание, Труа; «Темза», Городской музей, Амстердам; «Вестминстерский мост», 1906, частное собрание, Париж). В 1907 г. состоялось знакомство Дерена с Пабло Пикассо и с художниками его окружения, что сильно повлияло на живописную манеру первого. Цветовая гамма становится сдержанной, а формы — простыми и лаконичными. Пейзажи и натюрморты художника близки произведениям Поля Сезанна и ранних кубистов («Монтрёй-сюр-Мер. Гавань», 1910; «Роща», ок. 1912 — обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург; «Старый мост в Кане», 1910, Национальная галерея, Вашингтон; «Натюрморт на столе», 1910, Музей современного искусства, Париж). Характерной для этого периода стала картина «Гавань в Провансе» (1912, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Художник пишет голубую ленту залива, уходящего вдаль, белые дома на берегу, изумрудные склоны гор, поросшие деревьями, огромную скалу, заслонившую небо. Более темный передний план картины, выдержанный в зеленых и коричневых тонах, служит рамой для светлого дальнего плана. Пейзаж безлюден, у причала стоят пустые лодки, по воде движутся парусники, на которых не видно команды. Воздух, наполняющий пространство, чист и прозрачен. Главное средство выразительности в этом произведении — не цвет, а рисунок, с помощью которого художник делает пейзаж четким и реальным. Во время Первой мировой войны Дерен оказался на фронте. Печальные картины разрушений, вызванных войной, оставили глубокий след в его душе. Теперь художника меньше интересует пейзаж, он обращается к портрету, сюжетным композициям с человеческими фигурами («Тайная вечеря», 1913, Художественный институт, Чикаго; «Люси Канвейлер», 1913, Музей современного искусства, Париж; «Субботний день», 1911-1914, ГМИИ, Москва; «Девушка в черном», 1914, тина «Лодки в Нуармутье» (1950, частное собрание, Труа) построена на контрастах желтых оттенков песка и неба и темных красок воды. Кажутся хрупкими и нереальными силуэты лодок, намеченных тонкой линией на темно-зеленой поверхности воды. Веет печалью и одиночеством от последних картин художника, представляющих мир зыбким и фантастичным («Пейзаж», 1954, частное собрание, Франция).

ru.jivopis.wikia.com

Энциклопедия живописи - Французская школа - Андре Дерен

В 1905 году на парижском Осеннем Салоне группа молодых художников шокирует публику своими картинами, охарактеризовать которые в двух словах можно как "буйство красок". Критика тут же объявляет о рождении нового направления в живописи, хотя фовизм (именно так назвали это направление) так и останется без чёткой эстетической программы и точного определения.

 

Анри Руссо "Нападение ягуара на лошадь" (1910, Музей им. А.С. Пушкина, Москва, Россия)

Картины Анри Руссо (Таможенника) натолкнут критика Вокселя на сравнение фовистов с "дикими зверями"

"Фовизм - это не школа, и даже не какая-то система. Это лишь случайная совокупность тенденций, декларируемых несколькими молодыми независимыми художниками, отразившая художественные поиски той эпохи. Единственное, что остаётся непонятным, - как молодым, амбициозным мастерам, каждый из которых - самодостаточная и одарённая личность, удалось достичь такого завидного единодушия во взглядах на искусство", - с удивлением констатирует современный исследователь Жан Леймари. Фовизм действительно не был каким-то организованным движением. Его принципы зародились в результате творческого взаимодействия молодых мастеров, обладающих разными художественными темпераментами, но объединённых общими задачами. Все эти художники достаточно тесно связаны между собой. Анри Матисс (1869-1954) и Альбер Марке (1875-1947) подружились ещё в 90-ые годы XIX столетия. В 1898 году, во время обучения в мастерской художника Эжена Карьере (1849-1906), они познакомились с Андре Дереном (1880-1954). В 1900 году Дерен представляет приятелям Мориса де Вламинка (1876-1958), а 5 годами позже Марке приводит в компанию Рауля Дюфи (1877-1953) и Жоржа Брака (1882-1963). С того времени, независимо от того, работают ли они каждый сам по себе или тесно сотрудничают, этих художников объединяет одинаковый подход к живописи. Их страсть - это чистые, насыщенные цвета, искренние, свободные тона, а также выразительные контрасты. Почва для подобных воззрений была уже тщательно подготовлена : многие художники ещё в конце XIX века использовали чистые тона и локальные цветовые пятна. В результате их поисков цвет выделился в самодостаточный, исключительный, с точки зрения художественной выразительности, элемент, влияющий на сферу чувств и вызывающий целый спектр эмоций. Таким образом, эти живописцы определили направление, по которому и двинулись фовисты - представители нового поколения европейских художников. Покидая свои мастерские и выходя на пленэр в поисках "настоящей жизни и чистой натуры", импрессионисты, наверное, первыми предложили использовать чистые (несмешанные) цвета, пытаясь добиться максимальной выразительности изображения. Фовисты идут ещё дальше. Они решительно отбрасывают пространство, свет и натурализм - элементы, по-прежнему высоко почитаемые их предшественниками, за исключением, разве что Ван Гога (1853-1890) и Гогена (1848-1903), которых фовисты ставят выше всех остальных мастеров того поколения и считают провозвестниками нового подхода к цвету и живописи.

 

Ван Гог "Ирисы" (1889, Музей Гетти, Лос-Анджелес, США)

От Ван Гога фовисты унаследуют прежде всего чувствительность к цвету

Ван Гог рекомендовал "произвольно использовать чистые цвета", а также "оставлять кое-где непрокрашенные фрагменты, неоформленные углы и "случайные" мазки". Во время ретроспективной выставки голландского мастера в марте 1901 года в парижской галерее Бернхейм-Жён Вламинк и Дерен открывают искусство Ван Гога и объявляют себя наследниками его творческого метода. В формировании эстетических принципов фовизма решающую роль сыграл также Поль Гоген. Особенно отчётливо его влияние проявилось в уходе фовистов от натуралистической концепции изображения натуры, а также в их увлечении искусством древних цивилизаций и так называемых "примитивных" народов. Идя вслед за этим мастером, фовисты откажутся от перспективы и от импрессионистической техники как таковой, строя каждую свою композицию на сочетании цветовых пятен, обведённых тонкой (а иногда - жирной) линией. Гоген так же, как и Ван Гог, подвергал сомнению необходимость смешивания красок, объясняя это так : "Зелёный, смешанный с красным, не даёт в результате красно-коричневого цвета. Вместо него мы видим обычно лишь два вибрирующих, абсолютно несчастных в своей невыразительности, оттенка. Следует накладывать чистые цвета рядом, а не смешивать их. Так, если красный положить рядом с зелёным, а с другой стороны добавить немного жёлтого, - мы увидим 3 оттенка, которые обогащают друг друга и усиливают интенсивность первого, то есть - зелёного." Впоследствии Матисс и Дерен станут самыми пылкими приверженцами "цветовых теорий" Гогена. Этот мастер укажет путь и другим художникам, стремящимся уйти от традиционной живописи. Так, в 1899 году Поль Синьяк (1863-1935) в своей аналитической работе "От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма" раскрывает принципы дивизионизма - направления, главным творческим методом которого был пуантилизм, пропагандируемый другом Синьяка - Жоржем Сёра (1859-1891). Это метод предполагает письмо чётко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя. Практически все фовисты рано или поздно обращались в своём творчестве к дивизионизму Синьяка и Сёра.

 

Поль Гоген "На краю пропасти" (1888, Музей декоративных искусств, Париж, Франция)

Фовисты оказываются верными последователями Гогена - особенно в том, что касается его отношения к цвету и форме. Матисс и Дерен унаследуют от него обведённые контуром яркие цветовые плоскости

Можно смело утверждать, что фовизм как явление в живописи возник под влиянием самых разных тенденций, причём не только современных. Многие из фовистов прошли курс обучения в мастерской Гюстава Моро (1826-1898) - выдающегося художника-символиста, талантливого педагога, профессора парижской Школы изящных искусств, который умел прививать своим ученикам интерес к искусству прошлого, даже если принципы этого искусства шли вразрез с его собственными принципами и интересами. Матисс и Марке часто вспоминали слова маэстро Моро : "Цветом следует мыслить. Если у вас нет воображения, вы никогда не получите красивого цвета". Посетители выставки 1905 года увидели в работах фовистов в основном эксцентрику, шутовство, безумие, дикость, неумелость или желание оскорбить вкус культурной публики. Камиль Моклер (1872-1945), репортёр "Фигаро" (а в недалёком будущем - известный французский писатель-символист), в своём отчёте о посещении Салона возмущённо заметил : "Было такое ощущение, что на головы публики была вылита банка жёлтой краски". Луи Воксель будет удивлен контрастом между полотнами "взбесившихся цветов" и двумя классическими бюстами работы Альбера Марке, выставленными в том же зале. "Эти натуралистические бюсты на фоне жуткой оргии цвета смотрятся как скульптуры Донателло в клетке диких зверей!" Насыщенные, живые цвета и расцарапанные, словно кровоточащие, поверхности картин фовистов воспринимаются зрителями как вершина агрессивности. Марсель Николь, обозреватель газеты "Журналь де Руан" признаётся, что эти картины напоминают ему "варварские в своей наивности и неумелости первые живописные работы ребёнка, которому на Рождество преподнесли коробочку красок"... Термин "фовизм" в полной мере отражает реакцию современников на чересчур яркую выразительность красок. Но молодых художников как раз и сплотила эта тяга к колористическим контрастам, "бешеным" композиционным ритмам, к поиску новых импульсов в творчестве. После распада объединения жизнь каждого из мастеров пошла своим путём; из работы приобретали известные коллекционеры и крупнейшие музей мира. Немалая заслуга фовизма состоит в том, что он стал средой, которая воспитывала молодых художников в начале XX века. Фовизм олицетворял путь естественного развития искусства - без принуждения и ограничений.

 

Поль Синьяк "Гавань в Марселе" (1906, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия)

Все фовисты так или иначе будут подвержены влиянию дивизионизма Сёра и Синьяка

Фовизм очень скоро распространяется за пределами Франции и обретает международную популярность. Художественные поиски французских фовистов не оставили равнодушными таких художников, как Василий Кандинский (1866-1944) и Алексей Явленский (1864-1941), которые в своём творчестве соединяли элементы символизма и экспрессионизма и, вслед за Матиссом и его коллегами, в основу своих произведений закладывали мощные цветовые эффекты, усиленные чёрными контурами. Немецкие экспрессионисты - Отто Дикс (1891-1969) и Эмиль Нольде (1867-1956), также черпали вдохновение из творчества "дикарей". Но и сами фовисты не зацикливались на собственных принципах и с внимание относились к другим направлениям. Вламинк одно время подпадает под влияние немецких экспрессионистов, а Брак, оставив фовизм, станет основоположником кубизма... После Второй мировой войны нью-йоркские абстракционисты заново откроют стилистическую концепцию фовизма и, подобно Марко Ротко (1903-1970), с его перетекающими друг в друга цветовыми плоскостями, будут анализировать роль цвета как мощного инструмента для раскрепощения подсознания.

leosart.narod.ru